Вопросы по горе от ума. Урок–викторина "Счастливый случай" по комедии А. Грибоедова "Горе от ума". по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

1.ТЕМА «ИМЕНА»

    Её имя означает «мудрость». (Софья)

    Имя слуги Фамусова. (Петрушка)

    Имя этой героини- древнееврейское, означает «божья клятва» (Лиза)

    Его фамилия означает в переводе «повторять» (Репетилов)

    Как звали родителей Чацкого? (мать- Анна Алексеевна, отец- Андрей Ильич)

2.ТЕМА «ИНТЕРЬЕР»

1.»Дом зеленью окрашен в виде рощи». Мы используем ЭТО и сейчас. Что это?(Обои)

2. Что такое тафта? (шелковая блестящая материя)

3. Где в доме Фамусова устраивали балы? (в зале)

4. На какой посуде ел Максим Петрович? (на золотой)

5. В какой комнате дома Фамусова начинается действие комедии? (в гостиной)

3.ТЕМА «ЧИНЫ И ЗВАНИЯ»

    Должность Молчалина в доме Фамусова. (секретарь)

    Кем был по должности Фамусов? (управляющий в казенном месте)

    О каком звании мечтаем Скалозуб? (генерал)

    Кем служил Максим Петрович? (камергер)

    Важные чины в Москве. (тузы)

4.ТЕМА «ГЕОГРАФИЯ»

    Откуда приехал Чацкий? (из Спб)

    В каком городе происходит действие комедии?(в Москве)

    Из этого города Молчалин. (из Твери)

    В этот город Фамусов грозит сослать Лизаньку. (Саратов)

    Лиза говорит, что Чацкий лечился на «кислых водах». (Кисловодск)

5.ТЕМА «ОБРАЗОВАНИЕ»

    Эти учебные заведения, по мнению героев комедии, -

причина сумасшествия молодежи.(университеты)

    Фамусов крепко спит именно от ЭТОГО. (русские книги)

    Этого героя «ученостью не обморочить».(Скалозуб)

    Кто в комедии называет себя «истинным философом» ?(Скалозуб)

6.ТЕМА «РОДСТВЕННИКИ».

    Кем приходится Софья Хлестовой? (племянница)

    Максим Петрович для Фамусова. (дядя)

    Что хлопотно для Фамусова? (« быть взрослой дочери отцом)

    Платон Михайлович для Натальи Дмитриевны. (муж)

    Старуха Хлестова для Фамусова. (свояченица)

7. ТЕМА «ПОРТРЕТ»

    «Не хвастаю сложеньем, однако бодр и свеж и дожил до седин». (Фамусов)

    «Созвездие маневров и мазурки». (Скалозуб)

    Курчавая, горбом лопатки. (Арапка-девка)

    «На цыпочках и не богат словами». (Молчалин)

    «Умен, остер, красноречив, в друзьях особенно счастлив»(Чацкий)

8.ТЕМА «СЛОВАРЬ»

1.Краткое изречение. (афоризм)

2. Что такое «дымка»? (вуаль)

3. Кто такой «пономарь»?(служитель церкви)

4. Что означает слово «комиссия» в реплике Фамусова «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!»? (комиссия в переводе с лат-«поручение», в нач.19 века- хлопоты, беспокойство)

5. Что такое «тупей»? (прическа- пучок волос, взбитый надо лбом)

9.ТЕМА «ЗАКОНЧИ ФРАЗУ»

    «Свежо предание…»(да верится с трудом)

    «Злые языки страшнее.. (пистолета)

    «Счастливые часов… (не наблюдают)

    «Служить бы рад… (прислуживаться тошно)

10. ТЕМА «ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ»

    Ремарка - пояснения, которыми драматург предваряет или сопровождает ход действия в пьесе.

    Действи е - законченная часть пьесы или спектакля.

    Пьеса - драматическое произведение, обычно классического стиля, созданное для постановки какого-либо действия в театре.

    Реплика - элемент сценического диалога.

    Комедия - жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, а также вид драмы.

11. ТЕМА «АЛЕКСАНДР ГРИБОЕДОВ»

1. На каком инструменте играл Грибоедов? (рояль)

2. Каким произведением, кроме «Горя от ума», известен А.С. Грибоедов? (вальс)

3. За ЧТО Грибоедов был щедро награжден и возведен в ранг полномочного министра-резидента России в Персии? (Заключение Туркманчайского мира с Персией, выгодного для России)

4. Сначала за границей- в 1858 году, затем в России- в 1862 году. О чем речь? (издание комедии «Горе от ума»)

5. Кого А.С.Грибоедов называл «Мадонной Мурильо»? (Нину Чавчавадзе)

12. ТЕМА «ЧЬИ СЛОВА?»

1. Ей сна нет от французских книг,

А мне от русских больно спится. (Фамусов)

2. Минуй нас пуще всех печалей

И барский гнев, и барская любовь! (Лиза)

3. Счастливые часов не наблюдают. (Софья)

4. Карету мне! Карету! Чацкий)

5. Злые языки страшнее пистолета (Молчалин)

ФИНАЛ

1.ТЕМА «КАРТЫ»

«Батюшка с мадамой за….». Назовите карточную игру. (Пикет, рассчитана на двух игроков)

2.ТЕМА. «МИФОЛОГИЯ»

«Все девушкой, Минервой/, все фрейлиной Екатерины Первой?»- Чацкий в этих словах упоминает богиню древнеримской мифологии. Богиней ЧЕГО являлась Минерва? (мудрости).

3. ТЕМА «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ»

С каким инструментом сравнил Чацкий Скалозуба и почему? («Хрипун, удавленник, ФАГОТ»- фагот- труба низкого звучания.)

4. ТЕМА «КАРЬЕРНЫЙ РОСТ»

Благодаря ЧЕМУ карьера Максима Петровича, дяди Фамусова, пошла в гору? (оступился на куртаге- приёмном дне при дворе)

5.ТЕМА « РАБЫ И ГОСПОДА»

После того, Фамусов застал Софью наедине с мужчиной(-Молчалиным), он грозит наказанием своим слугам. ЧТО грозило Лизаньке и Фильке?(Лизаньке- стать птичницей, Фильке- поселение)

    ТЕМА «НАГРАДЫ»

О ЧЁМ РЕЧЬ- «Ему дан с бантом, мне- на шею»? (ордена св.Владимира 4 степени и св.Анны 2 ст.- носили на шейной повязке)

    ТЕМА «ИСТОРИЯ»

«Сужденья черпают из забытых газет времен очаковских и покоренья Крыма»- говорит Чацкий. Назовите год завоевания Крыма и взятия крепости Очаков. (1783)

ЛИТЕРАТУРНАЯ ДУЭЛЬ

(Викторина по комедии А. С. Грибоедова

«Горе от ума»)

Правила игры.

В викторине состязаются две пары участников. Каждый из основных игроков(в дальнейшем мы будем именовать их дуэлянтами)имеет двух секундантов-помощников. Таким образом создаются своеобразные мини-команды. Перед началом «дуэли» секунданты получают карточки с характеристикой литературных героев или с записью принадлежащих этим героям высказываний. По предложенному материалу секунданты должны угадать имена тех персонажей, в которых предстоит перевоплотиться их товарищу-дуэлянту в продолжение игры. Когда «узнавание» успешно завершается, можно приступать к «дуэли».

Дуэльная дорожка насчитывает шесть шагов (вопросов): по три для каждой из соревнующихся сторон. Ведущий поочерёдно задаёт вопросы игрокам. На обдумывание ответа даётся 20 секунд, в течение которых дуэлянту предоставляется возможность посоветоваться со своими секундантами. За каждый правильный ответ участник викторины получает одно очко, после чего делает шаг вперёд навстречу сопернику. Если ответ неверен, дуэлянт остаётся на прежнем месте. Участник, заработавший наибольшее количество очков, считается достигшим «барьера», и ему присуждается право первого «выстрела». Второй дуэлянт вынужден будет «стрелять», не достигнув «барьера». К «выстрелу», согласно правилам игры, приравнивается выполнение творческого задания, с которым дуэлянт обязан справиться без помощи секундантов. В то время, пока дуэлянты заняты подготовкой творческого задания, ведущий задаёт вопросы секундантам. Очки, заработанные последними, поступают на «счёт» основных участников игры. Арбитраж оценивает результаты поединка по своему усмотрению, а также подсчитывает очки. Из четырёх дуэлянтов в финале окажутся двое со своими секундантами. Финальное состязание выявит победителя викторины.

Дуэль 1:

Чацкий и Молчалин

А. Характеристика героя: Не служит, то есть в том он пользы не находит, Но захоти - так был бы деловой. Жаль, очень жаль, он малый с головой, И славно пишет, переводит. Б. Высказывания героя: Блажен, кто верует, тепло ему на свет! И дым Отечества нам сладок и приятен! (Чацкий)

Вопросы дуэлянту: 1)Приехав в Москву и явившись в дом Фамусова, вы рассчитываете добиться любви Софьи и жениться на ней. Однако московские дворянские семьи за жениха признают лишь того, у кого «наберётся душ тысячки две родовых». А сколько у вас душ? Можете ли вы претендовать на руку Софьи?

2) Что имел в виду Фамусов, когда говорил о вас: «По матери пошёл, по Анне Алексеевне…» (Фамусов отмечал роль наследственных факторов в «сумасшествии» Чацкого: «…Покойница с ума сходила восемь раз». Д. 3, явл. 21) 3)Один из объектов ваших обличительных речей – галломания. «Пустое, рабское, слепое подражание» всему иностранному вызывает у вас гневное возмущение. Ах! Если рождены мы всё перенимать, Хоть у … бы нам несколько занять Премудрого у них незнанья иноземцев. У кого же вы предлагали « занять» национальной самобытности? (У китайцев. Д. 3, явл. 22)

Вопрос секундантам: О человеке, которому вы сегодня помогаете, говорят, что он «славно пересмеять умеет всех». В ответ на колкости Чацкого Софья с издёвкой обращается к нему: Хочу у вас спросить: Случалось ли, чтоб вы, смеясь? или в печали? Ошибкою? Добро о ком-нибудь сказали? Не припомните ли, был ли такой случай, чтобы Чацкий похвалил кого-нибудь? (Такой случай был, и не один. На протяжении действия комедии Чацкий говорит только добрые слова о Софье (исключая последний монолог). «Смеясь», говорит «добро» о Молчалине, сравнивая его с «громовым отводом», смягчившим злость «разгневанной гостьи»- Хлестовой (д. 3, явл. 13). «Притворяясь», похвалил Молчалина за «ум бойкий, гений смелый» (д. 3, явл. 5)

Карточки для «узнавания» персонажа А. Характеристика героя: Уступчив, скромен, тих, В лице ни тени беспокойства, И на душе проступков никаких; Чужих и вкривь и вкось не рубит …

Б. Высказывания героя: В мои лета не должно сметь Своё суждение иметь. Ведь надобно ж зависеть от других. (Молчалин)

Вопросы к дуэлянту: 1) В « Табели о рангах » найдите свой гражданский чин. Как вам удалось его получить? (Чин коллежского асессора – 8 класс – Молчалин получил при поддержке Фамусова. Фамусов. Безродного пригрел и ввел в моё семейство, дал чин асессора и взял в секретари… Д. 1, явл. 4) 2) У каждого человека есть определённые способности. « Свой талант у всех», - так вы изволили заметить. А каков ваш главный талант?) (Молчалин. Два – с. Умеренность и аккуратность. Д. 3, явл. 3) 3)Чацкий назвал вас « услужником знаменитым»: Молчалин! – Кто другой так мирно все уладит! Там моську вовремя погладит! Тут в пору карточку вотрет! В нем…. не умрет! В словах Чацкого намеренно пропущена фамилия литературного персонажа который, добавим, является действующим лицом комедии (Горе от ума). Назовите этого героя. (« В нем Загорецкий не умрет!» Д. 3, явл. 13)

Вопрос секундантам: П. А. Вяземский вспоминал на склоне лет,что в комедии « Горе от ума» есть и его « капля чернил». Поэт внес поправку в сцену падения Молчалина с лошади, вызвавшего испуг и обморок Софьи. В первоначальном варианте комедии грибоедовский Чацкий говорил: « Желал бы с ним убиться для компаньи.» Вяземский заметил, что пошлое выражение « для компаньи» не подходит такому персонажу, как Чацкий, и предложил изменить реплику. Попробуйте догадаться, в чем состоит сущность совета Вяземского. Для этого вам придётся вспомнить как выглядит эпизод в окончательной редакции. (Вяземский посоветовал передать часть реплики Чацкого служанке Лизе. Таким образом, вместо одной фразы получились две.) Было: Чацкий. Желал бы с ним убиться для компаньи. Стало: Чацкий. Желал бы с ним убиться… Лиза: Для компаньи? Д. 2, явл. 8.)

Многих действующих лиц своей комедии Грибоедов наделил « говорящими» фамилиями. Дуэлянтам предлагается развить гипотезы относительно происхождения фамилий своих персонажей: Чацкого и Молчалина.

Дуэль 2:

Фамусов и Скалозуб

Задания группе участников № 1

Карточки для «узнавания» персонажа

А. Характеристика героя: Смотри ты на меня; не хвастаю сложеньем, Однако бодр и свеж, и дожил до седин

Свободен, вдов, себе я господин… Монашеским известен поведеньем! Б. Высказывания героя: Что за комиссия, создатель, Быть взрослой дочери отцом. Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, Ну как не порадеть родному человечку! (Фамусов)

Вопросы дуэлянту: 1) Как известно, вы, Павел Афанасьевич, человек занятой. Не соблаговолите ли рассказать о вашей занятости в течение недели? Какие записи внес Петрушка в календарь по вашему приказанию?

(«К Прасковье Федоровне в дом Во вторник зван я на форели..» «В четверг я зван на погребенье.» «Пиши в четверг, одно уж к одному, А может, в пятницу, а может, и в субботу, Я должен у вдовы, у докторши крестить». Д. 2, явл. 1) 2) В разговоре с Молчалиным вы признаетесь: «Боюсь, сударь, я одного смертельно …» Чего же вы боитесь больше всего на свете? (Фамусов. Идем бумаги разбирать. Боюсь, сударь, я одного смертельно, Чтоб множество не накоплялось их… Д. 1, явл. 4) 3) В финале пьесы, узнав о тайном свидании дочери, вы были чрезвычайно разгневаны. На кого вы обрушили репрессии? (Назвать точное количество пострадавших.) Какую меру наказания вы определили для каждого? 1)Фильке и Фомке – «в работу вас, на поселенье вас». 2)Лизе – « Изволь – ка в избу, марш, за птицами ходить». 3)Софье - « в Сенат подам,министру, государю». (Д. 4, явл. 14.)

Вопрос секундантам: О признанном московском «тузе» Кузьме Петровиче Фамусов отзывается с восхищением: Покойным был почтенный камергер, С ключом, и сыну ключ умел доставить; Богат, и на богатой был женат… О каком ключе идет речь? В прямом или переносном смысле употреблено это слово в речи Фамусова? (Слово «ключ» употреблено Фамусовым и в прямом, и в переносном смысле. Прямое значение: ключ – знак звания камергера; золотой ключ на голубой ленте располагается на пуговице у левой фалды мундира. Переносное значение: умение жить)

Задания группе участников № 2

Карточки для «узнавания» персонажа

А. Характеристика героя: Известный человек, солидный, И знаков тьму отличий нахватал, Не по летам и чин завидный, Не нынче – завтра генерал.

Б. Высказывания героя: По моему сужденью, Пожар способствовал ей (Москве – О. Х.) много к украшенью.

Ученостью меня не обморочишь (Скалозуб)

Вопросы дуэлянту: 1) Фамусов одобрительно говорит о вас: Вы повели себя исправно: Давно полковники, а служите недавно. Будьте любезны, уточните, как давно вы состоите на службе? (« Я с восемьсот девяностого служу». Д. 2, явл. 5.) 2) Перед вами изображение нескольких российских наград. Найдите среди них свою. Когда и за что вы ее получили? (Скалозуб. В тринадцатом году мы отличились с братом В тринадцатом егерском, а после в сорок пятом Фамусов. Да, счастье, у кого есть эдакий сынок! Имеет, кажется, в петличке орденок? Скалозуб. За третье августа; засели мы в траншею: Ему дан с бантом, мне на шею. Д. 2. явл. 5. Итак, Скалозуб получил орден анны. Его надевали на шею на ленте. А вот за какие заслуги? Литературовед С. А. Фомичев комментирует «заслуги» Скалозуба следующим образом: « 3 августа 1813 года никаких военных действий не велось, т.к. 4 июня этого года между воюющими сторонами было заключено Плесвицкое перемирие, продлившееся до середины августа. Егерские полки (то есть полки легкой пехоты) в это время находились на отдыхе под Смоленском. Однако драматург точен: 3 августа в Праге состоялось свидание Александра 1 с австрийским императором Францем 2, и встреча была ознаменована множеством наград»). 3) С теперешним дуэльным противником – Фамусовым – Вы находитесь в дальнем родстве. Ваша общая родня – некая Настасья Николаевна. В разговоре Фамусов как – то справляется: « Как вам доводится Настасья Николаевна?» Что вы ответили Фамусову? (« Не знаю – с, виноват; Мы с нею вместе не служили.» Д. 2 ,явл. 5.)

Вопрос секундантам: В гостях у Фамусова Скалозуб рассказывает почти анекдотическую историю об упавшей с лошади княгине Ласовой, у которой: Теперь ребра недостает, Так для поддержки ищет мужа. (Д. 2, явл. 9) Намек на какую библейскую легенду содержится в рассказе Скалозуба? (Суть остроты заключается в переосмыслении известной библейской легенды о происхождении первой женщины – Евы из ребра Адама).

Творческое задание соревнующимся Прочитайте наизусть монолог одного из героев комедии « Горе от ума»

Участие в литературных викторинах требует от обучающихся знаний литературных произведений, отдельных событий литературной жизни и биографии писателей. Литературные викторины приучают к внимательному чтению текстов, тренируют память, обогащают знаниями в области литературы и умениям анализировать произведение. Данная викторина может быть проведена на литературном вечере, посвященном творчеству А.С.Грибоедова, читательской конференции, заседании литературного клуба и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №14 г. Коврова Владимирской области

Викторина

по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Подготовила учитель русского языка и литературы

Алешина Наталья Алексеевна

г. Ковров

Пояснительная записка

Участие в литературных викторинах требует от обучающихся знаний литературных произведений, отдельных событий литературной жизни и биографий писателей.

Литературные викторины приучают к внимательному чтению текстов, тренируют память, обогащают знаниями в области литературы и умением анализировать произведения.

Данная викторина может быть проведена на литературном вечере, посвященном творчеству А.С.Грибоедова, читательской конференции, заседании литературного клуба и т.д.

Грибоедовская викторина

В 1825 году Пушкин жил в ссылке, в селе Михайловском. В одном из своих писем к Бестужеву он, подробно разбирая бессмертное произведение Грибоедова «Горе от ума» и восхищаясь изумительным народным языком комедии, писал: «О стихах я не говорю: половина должна войти в пословицу».

И действительно, многие грибоедовские слова стали крылатыми. Часто мы их произносим, не зная даже, кому из действующих лиц они принадлежат. Прочтите внимательно «Горе от ума», и вам нетрудно будет найти ответы на помещенные ниже вопросы.

1. Кто из действующих лиц «Горе от ума произносит следующие слова:

  1. «Грех не беда, молва нехороша».
  2. «А судьи кто?»
  3. «Петрушка, вечно ты с обновкой, с разодранным локтем».
  4. «Счастливые часов не наблюдают».
  5. «Мне завещал отец: //Во-первых, угождать всем людям без изъятья…»
  6. «…говорит, как пишет!»
  7. «Блажен, кто верует, тепло ему на свете!»
  8. «Свободен, вдов, себе я господин...//Монашеским известен поведеньем!..»
  9. «…ври, да знай же меру…»
  10. «А как не полюбить буфетчика Петрушу!»

2. В какое время года – зимой, летом или весной – и в какой день недели развертываются события пьесы, действие которой происходит в течение одного дня, с утра до вечера?

3. Какой орден, когда и за что получил Скалозуб?

4 . Как звали дедов Чацкого и Софьи – по отцовской и материнской линиям?

5. На ком был женат Репетилов?

6. Была ли у Софьи еще тетушка, кроме Хлестовой?

7. Где находилась комната Молчалина?

8. Кто из фамусовских гостей единственный усомнился в безумии Чацкого?

9. Сколько лет Софье?

10. Назовите два таланта Молчалина.

11. Как звали дядю Фамусова? Кем он был?

12. Кого с собой привезла на бал старуха Хлестова?

13. В какой дивизии служил Скалозуб?

14 .Кто предлагает: «Уж коли зло пресечь: забрать все книги бы да сжечь»?

15. Какой фразой заканчивается комедия?

Ответы

1. Лиза (1 действие, явление 5)

2.Чацкий (2 действие, явление 5)

3.Фамусов (2 действие, явление 1) 4.Софья (1 действие, явление 3)

5.Молчалин (действие 4, явление 12)

6.Возмущается Фамусов Чацким (2 действие, явление 2)

7.Произносит Чацкий (1 действие, явление 7)

8.Фамусов (1 действие, явление 4)

9.Говорит Репетилову Чацкий (4действие, явление 4)

10.Говорит Лиза (2 действие, явление 14)

2. Действие комедии происходит в четверг, зимой:

«У нас там общество, и тайные собранья// По четвергам. Секретнейший союз…» (Репетилов, 4 действие, явление 4)

«И день и ночь по снеговой пустыне, //Спешу к вам, голову сломя» (Чацкий, 1 действие, явление 7)

«За третье августа; засели мы в траншею:// Ему дан с бантом, мне на шею» (2 действие, 5 явление)

4 .Дедов Чацкого звали Илья и Алексей

«…Вот-с – Чацкого, мне друга,//Андрея Ильича сынок». (Фамусов, 2-е действие, явление 5)

«По матери пошел, по Анне Алексевне;//Покойница с ума сходила восемь раз…» (Фамусов о Чацком, 3-е действие, явление 21)

5 .Репетилов был женат на баронессе фон Клоц,

«…тогда//Барон фон Клоц в министры метил, //А я// К нему в зятья…»

«…Женился, наконец, на дочери его…» (Репетилов, 4-е действие, явление 5)

6 .Кроме Анфисы Ниловны Хлестовой, у Софьи была еще одна тетушка – Прасковья.

«…мне и сестре Прасковье// Двоих арапченков на ярмарке достал…» (Хлестова, 3-е действие, явление 10)

7. Комната Молчалина находилась под лестницей.

«Молчалин, вот чуланчик твой». (Хлестова, 4-е действие, явление 8)

8. Платон Михайлович Горич, бывший однополчанин Чацкого

«Ну все, так верить поневоли;// А мне сомнительно».(4 действие, явление 21)

9 .Софье 17 лет:

«…а теперь,//В семнадцать лет вы расцвели прелестно». (Чацкий, 1-е действие, явление 7)

10. Умеренность и аккуратность. (3действие, явление 3)

11. Дядю Фамусова звали Максимом Петровичем. Был он «вельможей в случае», т.е.пользовался благоволением императрицы Екатерины Второй.

«Вот то-то, все вы гордецы!» (2-е действие, явление 2. Монолог Фамусова)

12. Старуха Хлестова привезла на бал арапку-девку да собачку.

«От скуки я взяла с собой// Арапку-девку да собачку» (3 действие, явление 10)

13. Скалозуб служил в 15-й дивизии.

«У нас, в пятнадцатой дивизии, не далее, //Об нашем хоть сказать бригадном генерале». (Скалозуб, 2-е действие, явление 4).

14. Это предлагает сделать Фамусов (3 действие, явление 21).

15. Комедия заканчивается словами Фамусова:

«Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»

Источники

1. А.С.Грибоедов. Горе от ума. Комедия в четырех действиях, Ленинград «Детская литература», 1972.

Цели урока: закрепление знаний по творчеству А.С. Грибоедова; развитие познавательных интересов учащихся; привитие любви к предмету; развитие мышления, воображения, памяти, быстрой реакции, умения коллективно решать проблемы, личной инициативы ребят.

Оборудование: два игральных кубика, репродукция картины Н. Ге "Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском", бочонок с вопросами, магнитофон, диск с записями вальсов А.С.Грибоедова.

Описание игры: участвуют две команды по 5 человек в каждой. В игре шесть геймов, в начале каждого гейма звучит музыкальная заставка (отрывки из вальса А.С. Грибоедова.)

Предварительная подготовка: каждый участник команды готовит вопрос для своего соперника; не занятые в игре учащиеся выпускают газету о творчестве А.С. Грибоедова.

1-й гейм - "Счастливый случай"

В нем шесть номинаций:

  1. Биография писателя
  2. "Узнай героя"
  3. Знаете ли вы комедию "Горе от ума"?
  4. Чьи слова?
  5. А его фамилия...
  6. Ах, афоризмы, афоризмы...

У каждой команды по два игральных кубика со сторонами разного цвета. Каждый цвет указывает номинацию, например, красный - "Биография писателя" и т. д. Капитан выбрасывает кубики, один из них по цвету указывает номинацию. На обдумывание ответа дается 15 секунд. Если команда не может дать никакого ответа, то возможна помощь болельщиков. За правильный ответ в актив команды зачисляется одно очко. Второй кубик - это и есть "счастливый случай": если на нём выпадает сторона такого же цвета, какая и на первом, то за правильный ответ команда получает три очка! Команда имеет право на три хода. Так как одна номинация может выпасть несколько раз, то надо иметь в запасе по не скольку вопросов для каждой.

"Биография писателя"

I вариант

Сколько лет было Грибоедову, когда он поступил в Московский университет? (12 лет.)

Как называлось первое литературное произведение Грибоедова? ("Дмитрий Дрянской" - пародия на трагедию Озерова "Дмитрий Донской")

Кто из русских поэтов служил с Грибоедовым в Коллегии иностранных дел? (А.С. Пушкин и В.К. Кюхельбекер)

Кто был первым учителем Грибоедова? (Иоганн Петрозилиус)

В каком году Грибоедов уехал на дипломатическую службу в Персию? (1818)

II вариант

На каких трёх факультетах учился Грибоедов в Московском университете? (На философском, юридическом, физико-математическом)

Сколько лет было Грибоедову в год восстания декабристов? (30 лет)

"Дядя Сандро". Кто так называл Грибоедова? (Нина Чавчавадзе)

Кто из родственников Грибоедова послужил прототипом одного из героев комедии "Горе от ума"? (Дядя по матери Алексей Фёдорович)

За что был арестован Грибоедов и провел четыре месяца под арестом? (За обвинение в причастности к восстанию декабристов)

III вариант

Сколько иностранных языков знал Грибоедов? (Восемь! Английский, французский, итальянский, немецкий, персидский, латинский, греческий, арабский)

Как фамилия генерала, при котором служил Грибоедов в Тифлисе? (Ермолов)

Какое звание получил Грибоедов после окончания Московского университета? (Кандидат словесности и права)

Кто был первым слушателем комедии "Горе от ума" на Кавказе? (В.К. Кюхельбекер)

Как звали мать Грибоедова? (Настасья Фёдоровна)

"Узнай героя"

I вариант

"Он славно пересмеять умеет всех..." (Чацкий)

"И золотой мешок и метит в генералы" (Скалозуб)

"Мечусь, как словно угорелый.

По должности, по службе хлопотня..." (Фамусов)

"...человек он светский,

отъявленный мошенник, плут,

Антон Антоныч (Загорецкий)

"...уступчив, скромен, тих.

В лице ни тени беспокойства" (Молчалин)

II вариант

"А, впрочем, он дойдет до степеней известных,

ведь нынче любят бессловесных" (Молчалин)

"Хрипун, удавленник, фагот,

Созвездие маневров и мазурки!" (Скалозуб)

"...Он малый с головой,

И славно пишет, переводит" (Чацкий)

"...он не то на серебре,

На золоте едал; сто человек к услугам;

Весь в орденах; езжал-то вечно цугом..." (Максим Петрович, дядя Фамусова)

"...на цыпочках и не богат словами" (Молчалин)

III вариант

"Известный человек, солидный,

И знаков тьму отличья нахватал..." (Скалозуб)

"...бодр и свеж, и дожил до седин,

Свободен, вдов, себе я господин..." (Фамусов)

"В чины выводит кто и пенсии даёт?" (Максим Петрович)

"Как обходительна! Добра! Мила! Проста!

Балы дает нельзя богаче" (Татьяна Юрьевна)

"Остёр, умен, красноречив,

В друзьях особенно счастлив..." (Чацкий)

"Знаете ли вы комедию "Горе от ума"?

I вариант

В какой день недели происходит действие пьесы? (У нас есть общество и тайные собрания

По четвергам "секретнейший союз")

Сколько лет Софье Фамусовой? ("В семнадцать лет вы расцвели прелестно, неподражаемо, и это всем известно")

Какая обновка была у слуги Фамусова Петрушки? (Разодранный локоть)

Как звали дядю Фамусова? (Максим Петрович)

Где происходит действие комедии? (В Москве в доме Фамусова)

II вариант

В какое время года происходят события пьесы? (Зимой: "И день, и ночь по снеговой пустыне, спешу к вам, голову сломя")

Сколько лет Софьиной тетке Хлёстовой? (Легко ли в 65 лет тащиться мне к тебе, племянница?)

Откуда родом "французик", возмутивший Чацкого на балу у Фамусова? (Из Бордо)

Кого привезла с собой на бал старуха Хлёстова? ("Арапку-девку да собачку")

Как звали князя Тугоуховского? (Петр Ильич)

III вариант

С какого года служит в армии полковник Скалозуб? ("Я с восемьсот девятого служу")

Какой поступок совершил дядя Фамусова, чтобы заслужить милость при дворе Екатерины? ("...упал, да так, что чуть затылка не пришиб...")

Как звали деда Софьи по отцу и деда по матери? (Фамусова зовут Павел Афанасьевич, сестру Софьиной матери - Анфиса Ниловна)

Кто из героев комедии является членом Английского клуба? (Фамусов, Чацкий, Репетилов)

В каком наряде приехала на бал Наталья Дмитриевна Горич? (Тюрлюрлю атласный)

"Чьи слова"?

I вариант

"Ба! Знакомые всё лица" (Фамусов)

"Блажен, кто верует, тепло ему на свете" (Чацкий)

"В мои лета не должно сметь свое суждение иметь" (Молчалин)

"Минуй нас пуще всех печалей

И барский гнев, и барская любовь" (Лиза)

"Счастливые часов не наблюдают" (Софья)

II вариант

"Служить бы рад, прислуживаться тошно" (Чацкий)

"Грех не беда, молва не хороша" (Лиза)

"Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!" (Фамусов)

"Приданого взял - шиш, по службе - ничего" (Репетилов)

"А! Злые языки страшнее пистолета" (Молчалин)

III вариант

"[Герой] не моего романа" (Софья)

"Дома новы, но предрассудки стары" (Чацкий)

"Чему он рад? Какой тут смех?

Над старостью смеяться грех" (Хлёстова)

"Ах! Боже мой! Что станет говорить

Княгиня Марья Алексевна!" (Фамусов)

"Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак" (Репетилов)

А его фамилия...

I вариант

Алексей Степанович... (Молчалин)

Антон Антонович... (Загорецкий)

Петр Ильич... (Тугоуховский)

Платон Михайлович...(Горич)

Павел Афанасьевич...(Фамусов)

II вариант

Сергей Сергеевич... (Скалозуб)

Александр Андреевич... (Чацкий)

Алексей Степанович... (Молчалин)

Антон Антонович... (Загорецкий)

Андрей Ильич... (Чацкий)

Ах, афоризмы, афоризмы...

Каждая команда должна назвать по пять афоризмов из комедии. За каждый афоризм - очко команде.

2-й гейм - "Гласные безударные - самые коварные"

Команды получают листки для орфографической работы. Задание: вставить пропущенные буквы:

Д...спотизм, просв...щение, ар...стократ, п...лемика, б...чевать, М...лчалин, Заг...рецкий, опт...мизм, м...раль, к...нфликт, сож...ление.

Максимально за этот конкурс можно получить 5 баллов. За каждую ошибку - минус 0,5 балла (так можно дойти до отрицательной величины).

Пока команды выполняют задание, проводится конкурс среди болельщиков.

Всем вам известна картина "Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском". Кто автор этой картины? Связан ли сюжет этой картины с темой нашего сегодняшнего урока?

3-й гейм - "Ты - мне, я - тебе"

Каждый член команды задает по одному вопросу одному из соперников. Правильный ответ приносит команде по одному очку. Это индивидуальный гейм, т.е. при ответе не допускается помощь других членов команды. Жюри определяет лучший вопрос и награждает автора.

Пауза. Драматическая картинка. Диалог Лизы и Софьи (д.1, явл.5)

Вопрос к болельщикам: Закончите фразу, произнесённую далее слугой. (К вам Александр Андреевич Чацкий)

4-й гейм - "Заморочки из бочки"

Каждый член команды достает из "бочки" вопрос. На обдумывание дается 15 секунд, отвечает вся команда, возможна помощь болельщиков.

Что отвечает Чацкий на слова Фамусова:

"А главное, поди-тка, послужи..."

"О стихах я не говорю, половина должна войти в пословицу..." Кто так отозвался о комедии?

Кто первым на балу распространил слух о сумасшествии Чацкого?

В своих речах Чацкий постоянно употребляет местоимение "мы". Кого из внесценических персонажей можно отнести к союзникам Чацкого?

"В комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека:" Кому из писателей, критиков принадлежат эти слова о комедии "Горе от ума"?

Как называется критический очерк о комедии, кто его автор?

Какому литературному направлению принадлежит комедия "Горе от ума"?

Из какого города переведен Молчалин Фамусовым в Москву?

Как оценил И.А.Гончаров финал комедии?

Как звали "вторую мать" Софьи?

5-й гейм - "Всё наоборот"

Чтобы отгадать зашифрованную фразу, надо каждое слово в ней заменить антонимом.

1 команда

Несчастные за минутами следят. (Счастливые часов не наблюдают)

Шептали мужики: "Караул" - и под землю каски закапывали. (Кричали женщины: "Ура"...)

Непорочность не счастье, молчание - не плохо. (Грех не беда, молва не хороша)

Чужие ничто маски. (Знакомые всё лица)

Стара история, а сомневаешься легко. (Свежо предание, а верится с трудом)

2 команда

Не герой твоей повести. (Герой не моего романа)

Стоял на улице, не оказался на этой же. (Шел в комнату, попал в другую)

Не обходи их меньше никаких радостей,

И крестьянская доброта, и крестьянская злоба. (Минуй нас пуще всех печалей, и барский гнев, и барская любовь)

Шалаши стары, но вера новая. (Дома новы, но предрассудки стары)

Несчастен, кто не верит, холодно ему во тьме! (Блажен, кто верует, тепло ему на свете)

Начинает проигрывающая команда. За две минуты команда должна дать правильные ответы на как можно большее количество вопросов. Если ответа нет, то капитан говорит: "Дальше", а ведущий задает следующий вопрос.

Вопросы для первой команды:

Краткий иносказательный рассказ поучительного характера. (Басня)

Развернутое высказывание одного лица. (Монолог)

Изображение внешности героя в художественном произведении. (Портрет)

Заключительный момент в развитии действия. (Развязка)

Двусложный размер стиха с ударением на втором слоге. (Ямб)

Повторение однородных явлений через равные промежутки. (Ритм)

Торжественное стихотворение, прославляющее выдающихся деятелей или исторические события. (Ода)

Художественное направление в литературе, для которого характерны высокая гражданская тематика, соблюдение определенных творческих норм и правил. (Классицизм)

Один из основных видов драмы, который высмеивает недостатки людей или пороки общественной жизни. (Комедия)

Построение художественного произведения. (Композиция)

Средство художественного изображения, основанное на преувеличении. (Гипербола)

Род литературы, основу которого составляет действие. (Драма)

Основная мысль художественного произведения. (Идея)

Большое стихотворное произведение с развернутым сюжетом. (Поэма)

Представление неодушевленного предмета или явления в виде живого лица. (Олицетворение)

Повторение однородных согласных звуков, придающее тексту особую выразительность. (Аллитерация)

Прозаический документальный жанр, посвященный современной автору жизни. (Очерк)

Словарный состав языка. (Лексика)

Краткое изречение, выражающее какую-либо значительную, глубокую мысль. (Афоризм)

Изображение положения действующих лиц, обстоятельств и обстановки, в которых они находятся до начала действия. (Экспозиция)

Вопросы для второй команды:

Произведение устного народного творчества о богатырях и народных героях. (Былина)

Разговор двух или более лиц. (Диалог)

Изображение картины природы в художественном произведении. (Пейзаж)

Начальный момент в развитии действия. (Завязка)

Двусложный размер стиха с ударением на первом слоге. (Хорей)

Созвучие окончаний стихотворных строк. (Рифма)

Стихотворение, в основе которого лежат философские размышления, грустные раздумья. (Элегия)

Художественное направление в литературе и искусстве, отмеченное повышенным интересом к человеческому чувству, эмоциональному восприятию окружающего мира. (Сентиментализм)

Один из основных видов драмы, в котором изображаются острые жизненные конфликты, чаще всего завершающиеся гибелью героев. (Трагедия)

Ряд последовательно развивающихся событий в художественном произведении. (Сюжет)

Иносказательное изображение отвлеченного предмета или явления через конкретный образ. (Аллегория)

Один из трех родов литературы, который рисует отдельные чувства и мысли героя.(Лирика)

Круг жизненных явлений, изображенных в произведении; то, о чем говорится в произведении. (Тема)

Небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит какой-то необычный, фантастический случай. (Баллада)

Художественное определение. (Эпитет)

Повторение одинаковых гласных звуков, придающее тексту особую выразительность. (Ассонанс)

Небольшое эпическое произведение, повествующее об одном случае из жизни героя. (Рассказ)

История жизни человека. (Биография)

Крылатое народное выражение, которое может быть отнесено ко множеству явлений. (Пословица)

Заключительная часть произведения, рассказывающая о судьбе героев после всех изображенных событий. (Эпилог)

К количеству баллов, уже имеющихся у команды, добавляется столько, сколько правильных ответов было дано на вопросы этого гейма. Подводится окончательный итог. Победители награждаются.

Вопросы к действию № 1 комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

1. Что рассказывает Софья о Чацком (явл. 5)? Какие качества в нём она выделяет?

2. Лиза упоминает, что Чацкий лечился «на кислых водах». От чего?

3. Чем Молчалин отличается, по мнению Софьи, от Чацкого? Почему её слова вызывают смех Лизы?

4. Ждали ли приезда Чацкого в доме Фамусова?

5. Каково отношение Софьи к Чацкому при встрече? Почему? Чем вызвана холодность Софьи по отношению к Чацкому?

6. Каково мнение Чацкого о Москве (явл. 7)? Над какими москвичами и из-за чего он открыто смеётся (выделить в тексте всех!)? Справедлив ли он в своей критике, ведь он не был тут 3 года?

7. Что думает Чацкий (явл. 7)? Что вызывает смех Чацкого? Совпадает ли его мнение с мнением Софьи?

8. Как Фамусов встречает Чацкого (явл. 9)? О чём Фамусов сокрушается в явл.10? Кого бы из двух женихов он выбрал?

Вопросы к действию № 2 комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

1. Какими делами наполнена «трудовая неделя» московского барина Фамусова (явл.1)? Успевает ли он устать от службы?

2. Чем Чацкий вызывает неудовольствие и даже обиду со стороны Фамусова (явл. 2)? Кто здесь прав?

3. Сравните два монолога: монолог Фамусова («Вот то-то, все вы гордецы») и монолог Чацкого («И точно, начал свет глупеть»). В чём вы видите разницу в жизненных позициях этих героев (их идеалы, уважаемые ими люди и т.д.)? Чья позиция вам ближе?

4. Почему Фамусов называет Чацкого карбонари (= революционером)? От каких слов Чацкого Фамусов в ужасе?

5. Почему Фамусов так суетится, встречая полковника Скалозуба? О чём Фамусов предупреждает Чацкого (явл. 3)?

6. Каково мнение сложилось у вас о полковнике Скалозубе? Как он сделал свою карьеру? Можно ли назвать его честным офицером? Как характеризует Скалозуба его речь (явл. 5 - 7)?

7. О каких внесценических персонажах рассуждает Фамусов в монологе «Вкус, батюшка…»? Кого он ставит в пример для подражания и почему?

8. Совпадает ли характеристика московских «тузов» (= судей и законодателей жизни в Москве), данная Чацким, с отзывами Фамусова (явл. 5) в монологе «А судьи кто»? Что вызывает гнев Чацкого?

9. Какую новую информацию о Молчалине даёт нам явл. 12? Изменилось ли ваше мнение об этом герое? В какую сторону?

Вопросы к действию № 3 комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

    О каких своих достоинствах говорит Молчалин Чацкому? Как секретарь Фамусова относится к Чацкому (явл.3)?

    Какие люди (одни и те же) вызывают восхищение Молчалина и осуждение Чацкого (явл.3)? Почему?

    Перечислите всех гостей Фамусова. В чём своеобразие каждого из них, что их сближает?

    Почему княгиня, привезшая на бал к Фамусову своих дочек, сначала отправляет мужа срочно знакомиться с Чацким, а потом еще быстрее зовет его назад (явл.7)?

    Кто такой Загорецкий? Каково ваше мнение об этом персонаже? Уважают ли его прочие герои?

    Видит ли графиня Хлёстова разницу между своей служанкой и собачкой? Кто ей более дорог (явл.10)?

    Как Молчалину удалось успокоить рассерженную графиню Хлёстову (явл.12)? Что говорит о нем Чацкий (явл13)

    Кто распускает слух о сумасшествии Чацкого?

    Почему все гости и сам Фамусов так охотно поддерживают и распространяют эту сплетню?

    В чем видят основную причину безумства Чацкого и людей, похожих на него, гости Фамусова и сам хозяин дома (явл.21)?

    Перечитайте монолог Чацкого в конце 3 действия. О чем говорит Чацкий? Согласны ли вы с ним?

Тест на знание содержания 1 действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

1. Как зовут служанку дочери Фамусова? А) Маша Б) Арина В) Лиза Г) Катюша

2. Чем всю ночь занималась дочь Фамусова?

А) крепко спала, т.к. на следующий день был бал В) провела ночь с любимым человеком, играя на рояле

Б) читала французский роман Г) горько плакала, т.к. любимый человек не отвечал ей взаимностью

3. Встретившись рано утром с отцом у дверей своей комнаты, дочь Фамусова:

А) радостно целует отца в щеку В) выпрашивает у отца деньги на новые наряды и драгоценности

Б) выдумывает и рассказывает страшный сон, в котором отец – причина всех бед Г) плачет от страха

4. С кем вместе выросла дочь Фамусова (с кем ее вместе воспитывали)?

А) с Молчалиным Б) с полковником Скалозубом В) с Чацким Г) со старшей сестрой

5. В каком городе происходит действие комедии Грибоедова?

А) в Петербурге Б) в Саратове В) в Москве Г) название города не указано

6. О ком из героев комедии Софья говорит: « Не человек, змея !» А её служанка, наоборот, хвалит, отмечая, что этот человек « и весел, и остёр »?

А) об отце Б) о Молчалине В) о Скалозубе Г) о Чацком

7. В кого на самом деле влюблена семнадцатилетняя дочь Фамусова?

А) в Чацкого Б) в буфетчика Петрушу В) в Молчалина Г) в полковника Скалозуба

8. Кого из героев комедии зовут Алексей Степанович?

А) Скалозуба Б) Фамусова В) Чацкого Г) Молчалина

9. Кто такая мадам Розье, о которой говорит Фамусов в 1-ом действии комедии?

А) его жена, мать Софьи, которая давно умерла В) нанятая Фамусовым воспитательница для его дочери

Б) мать Молчалина, родственница Фамусова Г) мать Скалозуба, с которым Фамусов хочет породниться

10. Кем служил Молчалин в доме Фамусова?

А) старшим лакеем Б) секретарем Фамусова В) учителем музыки Г) управляющим делами

Тест на знание содержания 2 действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

1. С чего начинается 2-ое действие комедии Грибоедова?

А) Фамусов встречает Чацкого, которого несколько лет не видел

Б) Фамусов велит Петрушке внести записи в календарь о своих планах на следующую неделю

В) к Фамусову приходит Скалозуб, за которого тот мечтает выдать замуж свою дочь

Г) Фамусов с Молчалиным разбирают бумаги (т.к. в 1-ом действии Молчалин нёс папку с бумагами на подпись)

2. Как зовут Чацкого?

А) Павел Афанасьевич Б) Алексей Степанович В) Александр Андреевич Г) Сергей Сергеевич

3. Кем из московских богачей восхищается Фамусов, говоря с завистью, что тот «на золоте едал», был «весь в орденах» и «при государыне служил Екатерине»?

А) Сергеем Сергеевичем Б) Алексеем Степановичем

В) Максимом Петровичем Г) Иваном Ивановичем

4. Какой чин был у Скалозуба? А) бригадир Б) полковник В) штабс-капитан Г) генерал-аншеф

5. Что происходит с Молчалиным во 2-ом действии комедии «Горе от ума»?

А) он, плохой наездник, упал с лошади

Б) Молчалин, боясь упустить богатую невесту, решается сделать предложение Софье

В) Молчалин вызывает Чацкого за дерзость на дуэль

Г) Фамусов выгоняет его

6. Как отреагировала Софья на то, что произошло с Молчалиным»?

А) ушла вместе с ним из родительского дома

Б) лишилась чувств (упала в обморок)

В) стала плакать и отговаривать Молчалина от дуэли

Г) упрашивает отца дать согласие на брак с Молчалиным

7. Какое отчество было у дочери Фамусова?

А) Сергеевна Б) Андреевна В) Алексеевна Г) Павловна

8. Молчалин признается, что любит дочь Фамусова «по должности». А кто ему действительно нравится?

А) богатая тетушка Софьи Б) горничная Лиза В) богатая вдова-докторша Г) мадам Розье, француженка

9. Кто из героев комедии рассказывает дикую историю о «театрале», который отобрал у крепостных крестьян детей, а потом, когда разорился, распродал «Амуров и Зефиров поодиночке»?

А) Фамусов Б) Молчалин В) Чацкий Г) Скалозуб

10. Фамусов рассказывает Чацкому «поучительную» историю о своём дяде-покойнике, который добился богатства и положения при дворе Екатерины (см. вопрос 3). Каким образом он стал царским фаворитом?

А) подарил царице чудо-птицу В) рассказал государыне, что на неё готовится покушение

Б) прославился как полководец Г) упал на балу и рассмешил царицу и придворных

Тест на знание содержания 3 действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

1. Кому Чацкий дал такую характеристику: « Хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки »?

А) Молчалину Б) Скалозубу В) Максиму Петровичу Г) Фамусову

2. По какой причине перед балом дочь Фамусова затаила обиду на Чацкого?

А) Чацкий требовал, чтобы Софья танцевала лишь с ним В) Чацкий уехал, так и не простившись с ней

Б) Чацкий сказал, что Молчалин недостоин Софьи Г) Чацкий поругался с отцом Софьи

3. Какие два «бесценных» таланта есть у Молчалина (он о них говорит Чацкому)?

А) честь и трудолюбие В) умеренность и аккуратность

Б) умение услужить и умение смолчать Г) покорность и скромность

4. Откуда Чацкий знает Платона Михайловича Горича?

А) это его сосед, их имения находятся рядом Б) он женился на знакомой Чацкого, Наталье Дмитриевне

В) он служил с Чацким в одном полку Г) познакомились на балу в доме Фамусова

5. Сколько дочерей привезли на бал к Фамусову князья Тугоуховские?

А) 3 Б) 4 В) 2 Г) 6

6. Кто взял с собой от скуки на бал к Фамусову « арапку-девку и собачку »?

А) княгиня Тугоуховская Б) Наталья Дмитриевна Горич В) старуха Хлёстова Г) господин Загорецкий

7. Кто распускает слух о сумасшествии Чацкого (кто первым пустил эту сплетню)?

А) Молчалин Б) Софья В) Загорецкий Г) Хлёстова

8. В чем Фамусов и его гости видят основную причину, что появляются свободолюбивые люди типа Чацкого?

А) в отсутствии контроля со стороны властей Б) в излишней гордости и нежелании жить по законам «отцов»

В) в образовании, в учении и учености Г) в отсутствии строгих законов, пресекающих вольнодумство

9. Какое слово (об этом рассказывает Чацкий) вызвало смех гостей на балу в доме Фамусова?

А) мадам Б) сударыня В) мадмуазель Г) госпожа

10. Кто вручает Софье в качестве подарка билет в театр, а чуть раньше подарил Хлёстовой « двоих арапченков »?

А) Загорецкий Б) Молчалин В) Скалозуб Г) князь Тугоуховский



В продолжение темы:
Мужская мода

Кроме Perfekt (совершенное время) есть в немецком языке и просто прошедшее время – Präteritum (что по-латыни означает прошлое, прошедшее мимо ). Оно образуется при помощи...

Новые статьи
/
Популярные