Страдивари, Гварнери и Амати: чем так уникальны скрипки мастеров из Кремоны. Секрет гениальных скрипок страдивари

12 декабря 2016 на сцене Концертного зала имени П. И. Чайковского российский альтист и дирижер Юрий Башмет и его камерный ансамбль “Солисты Москвы” выступили в честь 25-летия коллектива.

Музыканты сыграли на инструментах Страдивари, Гварнери и Амати, которые специально для юбилейной даты доставили из собрания Государственной коллекции музыкальных инструментов РФ.

ТАСС поговорил с первым заместителем генерального директора Музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки Владимиром Лисенко и скрипичным мастером Владимиром Калашниковым и выяснил, почему эти скрипки так ценны, а имя Страдивари стало почти нарицательным.

Чем так уникальны эти скрипки?

Так называемые барочные скрипки, которые создавались до середины XVII века, обладали достаточно скромным камерным звучанием. Они имели другую форму, а струны для них делали из воловьих жил.

Мастер Николо Амати из итальянской Кремоны изменил форму и усовершенствовал акустический механизм инструмента. А его ученики – Антонио Страдивари и Андреа Гварнери – довели конструкцию скрипки до совершенства.

Талант этих мастеров заключается прежде всего в технологии изготовления и в том, насколько тщательно был построен баланс инструмента. Именно благодаря этому считается, что этим скрипкам нет равных и в наши дни.

Но если были и другие мастера, почему наиболее известны инструменты именно Страдивари?

Все дело в трудолюбии мастера. За свою жизнь Антонио Страдивари, по разным оценкам, создал от тысячи до трех тысяч инструментов. Главной своей жизненной целью он считал изготовление скрипок.

На данный момент по всему миру сохранилось около 600 инструментов Страдивари. Для сравнения, семейство Гварнери создало чуть больше сотни, Амати (от основателя династии Андреа до Николо) – несколько сотен.

К тому же Страдивари был первым, кто сделал скрипку той формы и размеров, которую мы знаем сейчас. Можно сказать, что это бренд, окруженный легендами и имеющий большое наследие. И это имеет значение для больших концертирующих музыкантов или коллекционеров, которые приобретают эти инструменты.

В чем же секрет кремонских мастеров?

Есть определенная система, которая сейчас изучена, за исключением одного – каким грунтом покрывали скрипки. Снаружи этот лак обеспечивает высокую степень сохранности, а внутри усиливает акустический эффект.

Благодаря этому повторить именно такое звучание никому еще не удавалось. Ученые даже делали спектрографический анализ, но состав и технология нанесения лака вызывают вопросы до сих пор.

То есть никто до сих пор не смог разгадать эту технологию?

Еще в XIX веке французский мастер Жан-Батист Вийом, который был последователем Страдивари, разобрал одну из его скрипок. Он ее изучил, собрал заново и сделал точную копию. Но, как отмечали современники, звук, хоть и приближался к инструментам Страдивари, все равно был хуже.

Неужели никто не может создать скрипку, близкую по качеству к инструментам Страдивари?

Строго говоря, наука и технический прогресс продвинулись достаточно далеко. Есть скрипки, которые максимально близки к инструментам Страдивари.

Еще при жизни Страдивари популярностью пользовались инструменты внука Андреа Гварнери – Джузеппе. Он получил прозвище “дель Джезу” – за то, что подписывал свои работы монограммой IHS (Иисус Христос Спаситель).

Но Джузеппе был очень болезненным человеком и из-за этого делал инструменты довольно небрежно в плане отделки. Хотя музыканты отмечают более мощный звук инструментов Гварнери. На одной из скрипок Джузеппе играл Николо Паганини.

Великий мастер Антонио Страдивари всю свою жизнь посвятил изготовлению и совершенствованию музыкальных инструментов, которые навеки прославили его имя. Специалисты отмечают постоянное стремление мастера наделить свои инструменты мощным звучанием и богатством тембра. Предприимчивые дельцы, зная о высокой цене скрипок Страдивари, с завидной регулярностью предлагают купить у них подделки…

Все cвои скрипки Страдивари метил одинаково. Его клеймо – это инициалы А.S. и мальтийский крест, помещённые в двойной круг. Подлинность скрипок может подтвердить лишь очень опытный эксперт.

Некоторые факты из биографии Страдивари

Место и точная дата рождения небезызвестного итальянского скрипача-мастера Антонио Страдивари точно не установлены. Предположительные годы его жизни – с 1644 по 1737. Отметка «1666 год, Кремона» на одной из скрипок мастера даёт основание говорить, что в этом году он жил в Кремоне и был учеником Николо Амати.

Сердце гениального Антонио Страдивари остановилось 18 декабря 1737 года. Предположительно, он мог прожить от 89 до 94 лет, создав около 1100 скрипок, виолончелей, контрабасов, гитар и альтов. Однажды он изготовил даже арфу.

Почему неизвестен точный год рождения мастера? Дело в том, что в Европе XVII века царила чума. Опасность заражения вынудила родителей Антонио укрыться в родовом селении. Это и спасло семью. Также неизвестно, почему в 18-летнем возрасте Страдивари обратился к Николо Амати, скрипичному мастеру. Возможно, подсказало сердце? Амати сразу же увидел в нём гениального ученика и взял его к себе в подмастерье.

Трудовую жизнь Антонио начал с разнорабочего. Затем ему доверили работу по филигранной обработке дерева, работу с лаком и клеем. Так ученик постепенно и познавал секреты мастерства.

О жизни великого мастера сохранилось не так много сведений, ведь поначалу он был малоинтересен летописцам - Страдивари ничем не выделялся среди других кремонских мастеров. Да и человек он был замкнутый. Лишь потом, когда он прославился как «супер-Страдивари», его жизнь стала обрастать легендами. Но известно совершенно точно: гений был невероятным трудоголиком. Он изготавливал инструменты вплоть до самой смерти в 90 с лишним лет…

Считается, что всего Антонио Страдивари создал около 1100 инструментов, включая скрипки. Маэстро был поразительно продуктивен: он выпускал по 25 скрипок в год. Для сравнения: современный активно работающий мастер, изготавливающий скрипки вручную, выпускает ежегодно всего 3-4 инструмента. Но дошли до наших дней только 630 или 650 инструментов великого мастера, точное число неизвестно. Большинство из них - скрипки.

В чём секрет скрипок Страдивари?

Современные скрипки создаются при помощи самых передовых технологий и достижений физики - а звук всё равно не тот! Триста лет ведутся споры о таинственном «секрете Страдивари», и каждый раз учёные выдвигают все более и более фантастические версии. По одной из теорий, ноу-хау Страдивари в том, что он владел неким магическим секретом лака для скрипок, который придавал его изделиям особенное звучание. Легенды гласят, что эту тайну мастер узнал в одной из аптек и усовершенствовал рецепт, добавив в лак крылышки насекомых и пыль с пола собственной мастерской.

Ещё одно предание гласит, что кремонский мастер готовил свои смеси из смол деревьев, росших в те времена в тирольских лесах и вскоре начисто вырубленных.

Учёные не оставляют попыток понять, чем же обусловлена чистая уникальная звучность страдивариевских скрипок. Профессор Джозеф Нагивари (США) утверждает, что для сохранности древесины клён, используемый знаменитыми скрипичными мастерами XVIII века, подвергался химической обработке. Это и влияло на силу и теплоту звука инструментов. Он задался вопросом: могла ли обработка против грибков и насекомых обусловить такую чистоту и яркость звука уникальных кремонских инструментов?

Используя ядерный магнитный резонанс и инфракрасную спектроскопию, им были проанализированы образцы древесины пяти инструментов. Нагивари утверждает: если будет доказано воздействие химического процесса, окажется возможным изменение современной технологии изготовления скрипок. Скрипки зазвучат на миллион долларов, а реставраторы обеспечат лучшую сохранность старинным инструментам.

Некогда был проанализирован лак, которым покрыты инструменты Страдивари. Выяснилось, что его состав содержит наномерные структуры. Получается, что ещё три столетия тому назад создатели скрипок опирались на нанотехнологии? Был проведён интересный эксперимент. Сравнивали звучание скрипки Страдивари и скрипки, изготовленной профессором Нагивари. 600 слушателей, из них 160 музыкантов, провели оценку тона и силы звука по 10-бальной шкале. В результате, скрипка Нагивари получила более высокие оценки.

Однако, были и другие исследования, в ходе которых выяснили, что лак, используемый Страдивари, ничем не отличался от того, что использовали в ту эпоху мебельщики. Многие же скрипки вообще были покрыты заново лаком при реставрации в XIX веке. Нашёлся даже безумец, решившийся на святотатственный эксперимент - полностью смыть лак с одной из скрипок Страдивари. И что же? Скрипка не стала звучать хуже.

В свою очередь изготовители скрипок и музыканты также не признают, что волшебство звучания их инструментов обусловлено химией. И в качестве доказательства их мнения свидетельствуют результаты ещё одних научных исследований. Так, учёные Массачусетского технологического института доказали, что особенный «мощный» звук скрипок Антонио Страдивари был вызван случайной ошибкой в ходе производства этих инструментов.

Как передает The Daily Mail, исследователи поняли, что столь необычное глубокое звучание скрипок знаменитого на весь мир итальянского мастера вызвана F-образными отверстиями - эфами. С помощью анализа множества других инструментов Страдивари ученые сделали вывод, что эта форма изначально была воспроизведена по ошибке. Один из исследователей Николас Макрис поделился собственным мнением: «Вы режете по тонкому дереву и не можете избежать несовершенства. Форма отверстий в скрипках Страдивари отклоняется от традиционной для XVII–XVIII веков на 2%, но это похоже не на ошибку, а на эволюцию».

Бытует также мнение, что никто из мастеров не вкладывал в свою работу столько труда и души, сколько Страдивари. Ореол тайны придаёт изделиям кремонского мастера дополнительное очарование. Но учёные-прагматики не верят в иллюзии лириков и давно мечтают поделить волшебство чарующих скрипичных звуков на физические параметры. Во всяком случае, в энтузиастах точно недостатка не ощущается. Нам остаётся только ждать того момента, когда физики достигнут мудрости лириков. Или наоборот…

Говорят, в мире каждые две недели кто-нибудь да «открывает» тайну Антонио Страдивари. Но на самом деле за 300 лет секрет величайшего мастера так и не удалось разгадать. Только его скрипки поют, словно ангелы. Современной науке и новейшим технологиям не удалось достичь того, что для кремонского гения было всего лишь ремеслом.

Жми «Нравится » и получай лучшие посты в Фейсбуке!


Ответим кратко. Антонио Великий Страдивари (Antonio Stradivari) родился в 1644 году в Кремоне (это в Ломбардии), хотя точная дата его рождения не зарегистрирована. За свою жизнь знаменитый итальянский мастер струнных инструментов, ученик Николы Амати (Nicola Amati), создал более 1100 скрипок, гитар, альтов, виолончелей и даже арфу.

Наиболее выдающиеся инструменты великий кремонец создал с 1698 по 1725 годы. Скрипки Страдивари этого периода ценятся особенно высоко, у каждой есть имя. Сегодня в мире насчитывается порядка 600 скрипок мастера, и, несмотря на свой возраст, каждая находится в превосходном состоянии.

Причём независимо от попыток учёных разгадать тайну древних инструментов и даже развеять миф о неповторимости творений итальянских мастеров XVII−XVIII вв., от сообщений о «Страдивари сегодняшнего дня», среди которых скрипичный мастер из Бонна Штефан-Петер Грайнер (Stefan-Peter Greiner), все крупные исполнители продолжают безоговорочно отдавать предпочтение инструментам Страдивари, Амати или Гварнери.

Владельцами бесценных инструментов с особым «голосом» были или являются сегодня выдающиеся скрипачи – Давид Ойстрах, Максим Венгеров, немка Анне-Софи Муттер (Anne-Sophie Mutter), австриец Луц Лесковиц (Luz Leskowitz), американцы Яша Хейфец (Jascha Heifetz) и Иегуди Менухин (Yehudi Menuhin)… Понятно, что всех перечислить в этом ответе невозможно. На скрипке Le Brun 1712 года играл Никколо Паганини (Niccolò Paganini), причём с его именем связаны ещё две – Paganini-Desaint 1680 года и Paganini 1697 года, на которой её владелец Эдвин Мартон (Edvin Marton) играл во время выступления Димы Билана на Евровидении-2008. А многие экземпляры украсили собой лучшие музеи мира и частные коллекции, в том числе королевских семей либо знаменитых личностей. К примеру, наследников семьи Да Винчи, чьё имя – Leonardo da Vinci – присвоено скрипке 1725 года, или наследникам Феликса Мендельсона (скрипка Red Mendelssohn, 1721 г.).

Логично, что шедевры Страдивари стоят огромные деньги. Самая дорогая сегодня скрипка великого итальянца – «Леди Блант» (Lady Blunt) 1721 года, принадлежавшая и названная в честь внучки лорда Байрона. В 2011 году её продали на благотворительном интернет-аукционе Tarisio Auctions за 9,8 млн. фунтов стерлингов (10,7 млн. евро).

Ну а как перевозят такой раритет через границу… Разрешительных документов должно быть немало, но, думается, подробности лучше узнавать у компетентных органов. Можете задать вопрос, к примеру, специальному уполномоченному Федерального правительства по культуре и СМИ (Der Beauftragte der Bundesregierung für Kultur und Medien, BKM). В любом случае, и в Германии, и в Евросоюзе, и в России или СНГ существуют законы о вывозе и ввозе культурных ценностей. В ФРГ это Kulturgutsicherungsgesetz (KultgutSiG), в РФ – № 4804−1 «O вывoзе и ввoзе культурных ценнoстей». Впрочем, в статье 9 «Культурные ценности, не подлежащие вывозу из Российской Федерации» указано: культурные ценнoсти, сoзданные бoлее 100 лет назад, вывoзу из Рoссии не пoдлежат.

, изготовленную в 1700 году, с экспертной оценкой от миллиона до полутора миллионов долларов , сообщает официальный сайт "Кристис". Скрипка выставлена под названием "Пенни" (The Penny) в честь ее последней владелицы - британской пианистки и скрипачки Барбары Пенни, скончавшейся в 2007 году. Пенни вписала свое имя в мировую музыкальную культуру уже тем, что стала первой женщиной в струнной группе Лондонского Королевского филармонического оркестра.

Самый известный в мире скрипичный мастер Антонио Страдивари родился в 1644 году в Кремоне. Известно, что уже в тринадцатилетнем возрасте он начал заниматься скрипичным делом. К 1667 году он закончил учение у известного мастера смычковых инструментов Андреа Амати.

Свою первую скрипку Страдивари сделал в 1666 году, но более 30 лет он искал собственную модель. Лишь в начале 1700 годов мастер сконструировал свою, до сих пор непревзойденную скрипку. Она была удлинена по форме и имела внутри корпуса изломы и неровности, благодаря чему звук обогащался за счет появления большого количества высоких обертонов. С этого времени принципиальных отклонений от разработанной модели Антонио уже не делал, но экспериментировал до конца своей долгой жизни. Умер Страдивари в 1737 году, но его скрипки до сих пор ценятся очень высоко, они практически не стареют и не меняют своего "голоса".

За свою жизнь Антонио Страдивари изготовил около 2500 инструментов, из которых сохранилось бесспорно подлинных 732 (в том числе 632 скрипки, 63 виолончели и 19 альтов). Кроме смычковых им были сделаны также одна арфа и две гитары.

Общепризнано, что самые его лучшие инструменты были изготовлены с 1698 по 1725 год (а наилучшие в 1715 году). Они особенно редки и потому ценятся очень высоко как музыкантами, так и коллекционерами.

Многие инструменты Страдивари находятся в богатых частных коллекциях. Около двух десятков скрипок Страдивари есть в России: несколько скрипок находится в Государственной коллекции музыкальных инструментов, одна - в Музее Глинки (куда ее передала вдова Давида Ойстраха, который в свою очередь получил ее в подарок от английской королевы Елизаветы) и еще несколько - в частном владении.

Ученые и музыканты всего мира пытаются разгадать тайну создания скрипок Страдивари. Еще при жизни мастера говорили, что он продал душу дьяволу, говорили даже, что дерево, из которого сделаны несколько самых известных скрипок, - это обломки Ноева ковчега. Существует мнение, что скрипки Страдивари потому так хороши, что настоящий инструмент начинает звучать по-настоящему хорошо лишь через двести-триста лет.

Многие ученые проводили сотни исследований скрипок с использованием новейших технологий, но разгадать секрет скрипок Страдивари им пока не удалось. Известно, что мастер вымачивал древесину в морской воде и подвергал ее воздействию сложных химических соединений растительного происхождения.

Одно время считали, что секрет Страдивари - в форме инструмента, позже большое значение стали придавать материалу, который для скрипок Страдивари постоянен: для верхней деки - ель, для нижней - клен. Считали даже, что все дело в лаках; покрывающий скрипки Страдивари эластичный лак (благодаря его мягкой консистенции мелкие вмятины и царапины на поверхности быстро затягиваются) позволяет декам резонировать и "дышать". Это придает тембру характерный "объемный" звук.

По преданию кремонские мастера готовили свои смеси из смол каких-то деревьев, росших в те времена в Тирольских лесах и вскоре начисто вырубленных. Точный состав тех лаков не установлен и по сей день - даже самый изощренный химический анализ оказался тут бессилен.

В 2001 году биохимик Джозеф Нигиваре из Техасского университета объявил, что разгадал секрет Страдивари. Ученый пришел к выводу о том, что особое звучание смычковых стало следствием усилий мастера защитить их от древоточца. Нигивара выяснил, что во время создания мастером скрипок деревянные заготовки нередко были поражены древоточцем, и Страдивари, чтобы защитить уникальные музыкальные инструменты, прибегал к буре. Это вещество как бы спаивало молекулы дерева, изменяя общее звучание скрипки. Когда Страдивари скончался, победа над древоточцем в Северной Италии была уже одержана, и впоследствии бура для защиты дерева больше не использовалась. Таким образом, по словам Нигивары, мастер унес секрет с собой в могилу.

Скрипки Страдивари Давида Ойстраха: как знаменитый музыкант стал прототипом музыканта Полякова в романе братьев Вайнеров “Визит к Минотавру”.

Ограбление квартиры Давида Ойстраха

Осенью 1968 года западная пресса c первых полос сообщала своим читателям подробности “кражи века” в СССР: в Москве, в доме №14/16 по улице Чкалова ограблена квартира всемирно известного музыканта Давида Ойстраха. Похищены валюта (по данным некоторых источников, 120 тысяч долларов), драгоценности, в том числе подаренный Ататюрком (президент Турецкой Республики) золотой портсигар, инкрустированный бриллиантами, эксклюзивная драгоценная шахматная доска с золотыми и серебряными фигурами - подарок королевы Бельгии Елизаветы, символический золотой ключ от ворот Иерусалима. В целом, по информации западной прессы, из квартиры Давида Ойстраха было похищено более 4 килограммов золотых вещей. Советская пресса по просьбе Ойстраха молчала: вероятно, музыкант опасался классовой ненависти сограждан.

на фото: Давид Ойстрах (крайний слева) в гостях у королевы Бельгии Елизаветы (справа)

На момент кражи Давид Ойстрах находился зарубежом, на гастролях, в московской квартире же была включена охранная сигнализация. Сигнализацию ворам удалось отключить (как - описано ниже), “невскрываемые” швейцарские замки были мастерски взломаны, и не видать бы семье Ойстрахов своих реликвий, если бы не cлучай: из кармана вора, орудовавшего в квартире, выпал эспандер, на котором большими буквами была написана фамилия: НИКОНОВ. Вор утери не заметил и покинул ограбленную квартиру.

После находки в квартире музыканта “фамильного” эспандера найти воров не составило труда: ими оказались рецидивист Борис Никонов, специализировавшийся на делах, связанных с антиквариатом и предметами искусства, и его подельники.

Как рассказал Борис Никонов следствию, для отключения охранной сигнализации Никонов использовал метод грабителей из известного фильма “Как украсть миллион”: он провоцировал ложные вызовы службы охраны с тем, чтобы сымитировать поломку в системе сигнализации и принудить службу охраны отключить “сломавшуюся” сигнализацию в квартире музыканта. Для этого Никонов сильно бил ногой в двери квартиры; служба охраны приезжала 5 раз и, не обнаружив следов взлома, решила, что имеет место неисправность системы сигнализации, и, вопреки правилам, отключила её.

Скрипки Страдивари Давида Ойстраха

В квартире музыканта находились также скрипки Страдивари и альт Вильом. Скрипок Страдивари у Давида Ойстраха было несколько: одну ему передали в пользование из госколлекции, скрипку “Марсик” он купил сам.

Давид Ойстрах меняет струны на скрипке Страдивари “Марсик”

Ещё одну скрипку Страдивари подарила Давиду Ойстраху всё та же королева Бельгии Елизавета, - это была миниатюрная скрипка, на которой Ойстрах сыграл всего два раза - она была мала для мужских рук. Музыкальных инструментов воры не взяли, так как не знали, что это и есть тот самый “миллион”, который они собирались украсть (страховая стоимость только миниатюрной скрипки Страдивари составила миллион долларов, когда она была передана вдовой Давида Ойстраха в дар Государственному центральному музею музыкальной культуры им. М.И.Глинки). По словам Аркадия Вайнера, один из воров сказал, что незачем эти скрипки тащить, так как в любом музыкальном магазине их можно купить по десять рублей за штуку. Кроме скрипок Страдивари и альта Вильом воры оставили без внимания коллекцию из 29 пластинок из чистого золота, выпущенных специально для Давида Ойстраха: на пластинках сверху было темное напыление, и воры не догадались, что они могут быть из золота (якобы, они взяли только одну пластинку, которая была без темного напыления).

Своё расследование ограбления квартиры Давида Ойстраха провели и братья Вайнеры: по его мотивам написан роман “Визит к Минотавру”. По сюжету братьев Вайнеров в квартире музыканта Льва Полякова (прототип - Давид Ойстрах) орудовал более просвещённый вор, который украл у музыканта именно скрипку Страдивари. Книга братьев Вайнеров была опубликована в 1972 году, экранизирована в 1987 году. В фильме “снималась” та самая миниатюрная скрипка Страдивари, подаренная Давиду Ойстраху королевой Елизаветой и переданная в дар музею им. М.И.Глинки.

Кадры из фильма "Визит к Минотавру": следователь-Шакуров открывает футляр с миниатюрной скрипкой Страдивари: фрагмент скрипки Страдивари и табличка:

Сила искусства велика, а особенно сильное впечатление оно производит на чувствительные натуры с тонкой душевной организацией: не меньшее впечатление, чем фильм “Как украсть миллион” произвёл на Бориса Никонова, произвёл “Визит к Минотавру” на двух воров, решивших после просмотра фильма украсть скрипку Страдивари из музея. В 1996 году в музее им. М.И.Глинки была совершена кража со взломом - украли скрипку. Поиски взломщиков заняли полтора года, скрипку Страдивари нашли и вернули в музей им. М.И.Глинки, где она находится и сегодня.



В продолжение темы:
Мужская мода

Кроме Perfekt (совершенное время) есть в немецком языке и просто прошедшее время – Präteritum (что по-латыни означает прошлое, прошедшее мимо ). Оно образуется при помощи...

Новые статьи
/
Популярные