Триумфальная арка в Париже – зеркало истории Франции. Триумфальные ворота: как в столице появился символ воинской славы

Триумфальная арка в Париже – самая величественная арка подобного рода в мире. Ее размеры и архитектурное изящество заметно выделяют ее среди других триумфальных сооружений мира.

Традиция возводить в честь своих побед сооружения в форме арки – чтобы под ними могли пройти войска победителя – восходит еще к временам Древнего Рима. Парижская Триумфальная Арка была построена по приказу Наполеона, который тогда находился в зените военной славы. Точнее, по приказу Бонапарта ее строительство лишь было начато. С 1806 по 1810 годы была воздвигнута основная постройка под руководством архитектора Шальгрена, а потом военная удача от Наполеона отвернулась и строительство пришлось продолжать уже после его смерти, и Арка была завершена к 1836 году, когда по указанию короля Луи Филиппа ее достраивал архитектор Абель Блуэ.

Триумфальная Арка была построена на Площади Звезды – одной из центральный парижских площадей, через которую проходил триумфальный путь глав Франции от Лувра до Версальского замка. На этом же маршруте за и перед Триумфальной Аркой стоят еще две арки – современница Наполеона Арка Карузель и модерновая Большая Арка в деловом квартале Дефанс, но Триумфальная превосходит их размерами. Они очень внушительны – высота почти 50 метров, ширина – 45 метров, а высота свода – 29 метров. На строительство этого памятника Наполеоновским амбициям ушло 10 миллионов франков, но покойный император мог бы быть доволен – в 1840 году под Триумфальной Аркой пронесли его прах, привезенный с острова Святой Елены, а скульптурные композиции на Арке напоминают о его победах. Со стороны Елисейских Полей на Арке вы можете увидеть композиции «Марсельеза» и «Триумф 1810 года», а со стороны авеню де ла Гранд-Арме – «Сопротивление» и «Мир». На Арке также нанесены названия всех 128 битв, в которых одержала победу армия Франции в период Республики и Империи, и имена 558 французских полководцев тех времен. О Наполеоне также напоминают 100 железных тумб, которые символизируют его диктатуру Ста Дней. Из этих скрепленных цепями тумб под Триумфальную Арку лучше всего попасть через подземный переход.

Когда вы окажетесь под Аркой, то можете посетить находящийся прямо внутри нее небольшой музей, посвященный ее истории и особенностям архитектуры. У вас также появится возможность подняться наверх, чтобы с 50-мтровой высоты обозреть панораму Парижа, которая особенно хороша на этой прямой как стрела линии Триумфального маршрута.

Под Триумфальной Аркой находится и еще одно важное памятное место – могила Неизвестного Солдата, посвященная павшим в Первую Мировую войну. Изначально место этого символического упокоения планировалось в Пантеоне, но потом было перенесено сюда – все-таки Франция победила в Первой Мировой, и так было более логично. Над могилой горит Вечный Огонь – именно с него пошла традиция зажигать огонь над могилами неизвестного солдата. Под Аркой также проходят погребальные процессии великих деятелей Франции – под ней шли траурные кортежи с телами Наполеона, Гюго, Тьера, а также генералов Первой Мировой Фоша и Жоффра.

Посетить Триумфальную Арка в Париже будет логичным шагом после знакомства с достопримечательностями других эпох. Средневековье отлично иллюстрирует Нотр-Дам, 16-17 века – Версаль и Лувр, а 19 век представлен двумя памятниками: его первая половина – Триумфальной Аркой, а вторая – Эйфелевой Башней. Так все эпохи развития Парижа пройдут у вас перед глазами.

Триумфальная арка или Триумфальные ворота в Москве объект культурного наследия, расположенный на Кутузовском проспекте. Памятник воздвигнут в ознаменование победы русского народа над французами в 1812 году. Достопримечательность относится к самым известным триумфальным воротам и аркам мира.

История

Триумфальная арка была построена в середине 1814 и первоначально была деревянной. Сооружение у Тверской заставы оказалось недолговечным, поэтому в 1826 году встал вопрос о возведении каменной арки. Проект разработал архитектор О.И. Бове, известный по реконструкции Москвы после пожара в 1812 году.

Торжественная закладка арки состоялась в августе 1829 года. В памятник была вмонтирована бронзовая доска с надписью о возвеличивании русского народа.

Строительство велось в течение пяти лет и было завершено в 1834 году. А еще через два года при реконструкции площади у Белорусского вокзала московские Триумфальные ворота разобрали, убранство передали в Музей архитектуры. Через тридцать лет сооружение решили восстановить.

Новым адресом Триумфальной арки в Москве стал Кутузовский проспект. Перед реставраторами была поставлена задача воссоздать первоначальный облик арки. Они создали более 150 моделей – точных копий всех декоративных элементов.

По фрагментам единственной оставшейся колонны были отлиты 12 чугунных двенадцатиметровых колонн. Согласно плану реконструкции Кутузовского проспекта арка была торжественно открыта в 6 ноября 1968 года. Сегодня арка находится на площади Победы недалеко от станции метро “Парк Победы”. Рядом также находится Поклонная гора.

Описание

Триумфальная арка на Кутузовском проспекте в Москве – однопролетная арка, имеющая две арочные опоры-пилоны. Вокруг них расположились двенадцать колонн. Лицевой стороной сооружение обращено ко въезду в Москву.

Между колоннами предусмотрены ниши – в них на высоких постаментах разместили литые фигуры воинов, облаченных в древнерусские доспехи. По периметру карниза расположились гербы административных районов страны, жители которых принимали участие в борьбе с завоевателями.

Там же помещались медальоны с инициалами Николая I. Сверху – сидящие статуи богинь Победы со скипетрами и венками в руках. У их ног собраны военные трофеи.

Арка увенчана шестеркой коней и колесницей с крылатой богиней Победы. В ее правой руке – лавровый венок в честь победителей. На главном фасаде размещена чугунная плита с текстом о победах русского народа.

Скульптуры

Две главные скульптуры Триумфальной арки — «Изгнание французов» и «Освобожденная Москва». Первая изображает рукопашный бой, на фоне которого просматривается зубчатая кремлевская стена. Русские воины неудержимо надвигаются на врага, который под их натиском бежит, бросая оружие.

Воин на переднем плане держит круглый щит с гербом России. В его правой руке – меч, занесенный над поверженным врагом. Горельеф воплощает всю мощь русского народа, поднявшегося против завоевателя. Очень выразительно исполнена фигура убитого врага с обнаженной грудью.

Благодаря пространственной глубине сооружения движение кажется особенно впечатляющим. Фигуры на переднем и заднем плане различаются по размерам, а ближайшие являются почти самостоятельными скульптурами.

Другой горельеф – «Освобожденная Москва» выглядит более спокойно. Полулежащая женщина опирается на щит с изображением древнего московского герба. На нем виден святой Георгий Победоносец, поражающий дракона. Она олицетворяет Москву. Фигура облачена в сарафан и мантию, на голове небольшая корона. Правая рука тянется к императору Александру I. Вокруг – изображения Минервы, Геракла с палицей на правом плече женщины, старца и юноши. Все они расположились на фоне зубчатой стены Московского кремля.

Реставрация

В феврале 2012 года была проведена реставрация Триумфальной арки в Москве, приуроченная к 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года. До начала работ мэр сообщил, что памятник находится в аварийном состоянии. При выполнении ремонтных работ была заменена основная часть облицовки пришедшей в негодность, проведена расчистка скульптурных групп и каменных стен, а также реставрационные работы по металлическим элементам. При этом пришлось снимать колесницу, венчающую ворота, и скульптуру богини Ники. Впоследствии они были установлены на место.

Торжественное открытие Триумфальной арки после реставрации состоялось в сентябре 2012 года. В ближайших планах сооружение на воротах смотровой площадки.

  • Московский митрополит отказался освятить памятник из-за того, что на нем установлены скульптурные изображения мифологических богов.
  • Триумфальная арка – главный символ Филевского автобусно-троллейбусного парка.
  • Белый камень для облицовки стен арки был добыт у подмосковного села Татарово.
  • Неподалеку от арки находится каток с искусственным льдом — популярнейшее место среди детей и молодежи Москвы.

Моско́вские Триумфа́льные воро́та (Триумфальная арка) - сооружены в 1829-1834 годах в Москве по проекту архитектора О. И. Бове в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Ныне расположены на площади Победы (Кутузовский проспект) в районе Поклонной горы. Ближайшая станция метро - «Парк Победы».


Триумфальная арка в Москве заменила собой старую деревянную арку 1814 года на площади Тверской заставы, которую строили для встречи русских войск, возвращавшихся из Парижа после победы над французами. Стены новопостроенной арки были облицованы белым камнем, а колонны и скульптура отливались из чугуна. Первоначально арка называлась Московскими триумфальными воротами.

На обеих сторонах триумфальной арки была сделана памятная надпись, с одной стороны на русском, с другой - на латинском: "Благословенной памяти Александра I, воздвигшаго из пепла и украсившаго многими памятниками отеческаго попечения первопрестольный град сей, во время нашествия галлов и с ними двадесяти языков, лета 1812 огню преданный, 1826", но после реконструкции её сменили на другую: "Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 году и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий первопрестольного града Москвы разрушенного в 1812 году нашествием галлов и с ними двунадесяти языков".

Первая деревянная Триумфальная арка, предназначенная для торжественного въезда в Москву русских войск, возвратившихся из Западной Европы после победы над Наполеоном, была сооружена в 1814 году на месте коронационных ворот Павла I (современная Триумфальная площадь).

Деревянная постройка быстро обветшала, и в 1826 году император Николай I пожелал выстроить каменную Триумфальную арку перед Тверской заставой при въезде в столицу.
В качестве образца архитекторами использовались триумфальные арки Древнего Рима.
Все скульптуры отлиты из чугуна по уникальной технологии, секрет которой в настоящее время утрачен, и покрыты специальным составом, подчеркивавшим декоративно-пластические качества скульптуры.

В 1936 году в связи с перепланировкой площади Белорусского вокзала и расширением транспортной магистрали Триумфальная арка была разобрана и в 1968 году восстановлена на новом месте, на Кутузовском проспекте. Её кирпичные перекрытия заменили железобетоном, а чугунные 12-метровые колонны отлили заново по примеру единственной сохранившейся до того времени колонны старой арки...

Кутузовский проспект, вид с Триумфальной арки

После 1968 года масштабных реставрационных работ на объекте не проводилось.
В 2008-2010 годах по заказу Мосгорнаследия были проведены научно-исследовательские и проектные работы по объекту, по результатам которых было выявлено его крайне неудовлетворительное состояние.


Колесница славы

Правительством Москвы было принято решение о реставрации Триумфальной арки.
Решение тем более актуально, что в этом году мы отмечаем 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года. Специалистам предстоял очень большой объем работы...
Все работы по реставрации арки будут завершены, а ее торжественное открытие состоится 8 сентября в день Бородинского сражения...

Колесница славы

После проведенных обследований стало очевидно, что арка находится в тяжелейшем состоянии. Специалисты буквально ахнули, когда увидели следы коррозии на металлических элементах. Когда влезли на леса, стало ясно: только колесницу и богиню Победы можно и нужно реставрировать в заводских условиях. Все остальные скульптуры слишком массивные и слишком ветхие.

Скульптура Ники была вся разрезана и собрана снова. Собрана сваркой. Где-то были подложены тряпки вместо шпаклевки, все это было с большим количеством песка внутри. Назвать реставрацией это сложно, была демонтирована колесница, демонтированы и кони. Предстояла задача „распрячь“ колесницу наверху и спустить ее для необходимых работ вниз...Но смогли опустить только богиню Победы Нику, а коней пришлось демонтировать на месте..Не рискнули спускать их с 21 метровой высоты.

По контракту суммарная стоимость работ по реставрации Триумфальной арки - 220 млн рублей. Максимальная цена контракта на реставрацию арки составляет 234,42 миллиона рублей. «Нам выпала большая честь привести в порядок этот, без сомнения важный и значимый объект, символ российской победы. Мне, как потомку участника Бородинского сражения, вдвойне приятно, что к этому причастен я»,-сказал А.Кибовский. (руководитель департамента культурного наследия Москвы)...

Триумфальная арка - это прекрасный, проникнутый идеей торжества русского народа символ победившей Москвы, это главный памятник Отечественной войны 1812 г. в столице, это зримое воплощение глубокой признательности потомков героям-победителям. «Россия должна торжественно вспоминать о великих событиях Двенадцатого года!» -писал В. Г. Белинский. И воссозданная Триумфальная арка на площади Победы - лучшее тому подтверждение.

Триумфальные арки, как памятники героических событий, установлены во многих российских городах. Немало их в Европе, а так же в странах Азии. Известно о весьма оригинальных триумфальных арках.

Самые красивые триумфальные арки в России

Триумфальные арки в России начали возводить во времена Петра Первого. Их активное строительство продолжилось при Елизавете и при Екатерине Великой. Уже позже, в советский период, появилось несколько арок, возведенных в честь гвардейцев Ленинградского корпуса, вернувшихся с Великой Отечественной Войны.

До нашего времени сохранились далеко не все триумфальные арки, так как некоторые строились из дерева, а часть попросту была разрушена или разобрана. По сохранившимся чертежам в последние годы восстановили некогда разрушенные арки в ряде городов России.

Арка на Кутузовском проспекте в Москве

Арка, которая сейчас стоит в Москве на Кутузовском проспекте, изначально была деревянной и стояла с 1814-го года у Тверской Заставы. Её возвели в честь победы России над Наполеоном. Вскоре недолговечная постройка стала каменной, приобретя свой окончательный вид к 1829-му году.


В 1936-ом году эту красивейшую триумфальную арку демонтировали, и она почти тридцать лет находилась в одном из филиалов музея Щусева. Только в 1966-ом начали новое возведение, но уже на другом месте – на Кутузовском проспекте.

Место для этой красивой арки было выбрано не случайно. Кутузовский проспект раньше назывался Смоленской дорогой. Именно по этой дороге и покидал Москву поверженный Наполеон.

Новочеркасские триумфальные арки

Граф Платов, вернувшись с Отечественной войны с Наполеоном в Новочеркасск, построил там две триумфальные арки. Они стояли на въезде и на выезде из города. Эта одна из версий появления арок в городе. По другой версии они возведены перед приездом в Новочеркасск Александра I. Из-за того, что никто не знал, с какой стороны он будет заезжать, арки установили и на въезде, и на выезде.


В советский период эти арки попали под негласный запрет, когда об их предназначении было запрещено упоминать. Только недавно северную арку восстановили, вторая же до сих пор находится в плачевном состоянии. Её реставрация пока только в планах.

Александровская Триумфальная арка (Краснодар)

В преддверие приезда в город Екатеринодар, который сейчас носит название Краснодар, Александра III, жители города на общие средства возвели арку. Это было в 1888-ом году. Она стояла в городе до 1928-го года, пока её не снесли, как сооружение царской эпохи.


В 2006-ом году жители города решили восстановить историческое строение. Через два года строительство было завершено. Сейчас арка стоит на улице Красной. К сожалению, установить её на прежнем месте не представилось возможным.

Самые красивые триумфальные арки в мире

Триумфальные арки или торжественные ворота, есть во многих городах мира. Не везде они отличаются оригинальностью, размером или интересной историй. Самые красивые арки находятся в Париже, в Нью-Дели, в Барселоне, в Берлине, в Бухаресте, в Римини. Одна из наиболее красивых арок установлена в Москве. О ней написано выше.

Арка Брандербургские ворота (Берлин)

Брандербургские ворота – так называется триумфальная арка, которая была возведена в центре Берлина в 1791-ом году. Эта арка – символ разделения и воссоединения Германии.


Берлинскую стену в годы холодной войны начали строить именно от этой знаменитой арки. В 1989-ом году там же после разрушения стены немцы переходили из одной части разделённой Германии в другую.


Триумфальная арка в Париже

Знаменитая парижская арка, давно ставшая символом города, была установлена в центре французской столицы в 1836-ом году. Её строительство началось по приказу Наполеона, однако результата строительства он не увидел. Арку строили тридцать лет.


Высота триумфальной арки – пятьдесят метров. На ней изображены значимые для французской армии сражения и походы.

Арка Ворота Индии (Нью-Дели)

В городе Нью-Дели возведена триумфальная арка, которая похожа на арку в Париже. Она имеет большое значение для горожан. Её построили в 1931-ом году на улице под названием Путь царей. Триумфальная арка из объедков в австрийском городке Грац

Автор объекта - Markus Jeschaunig. Эту арку он создал в рамках проводимого в Австрии фестиваля Lendwirbel. Цель – привлечение внимания к тому, что в то время как во многих странах люди голодают, европейское общество ежедневно избавляется от тонн продуктов, в том числе от хлеба.

Триумфальные арки есть во многих, но все-таки не во всех крупных городах мира. А на сайте сайт представлен рейтинг самых красивых мегаполисов.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Триумфальная арка на Кутузовском проспекте. Автор И.С. Буров. Москва. 1984 год Фото: Главное архивное управление города Москвы

Триумфальные ворота на площади Победы — одна из самых узнаваемых достопримечательностей столицы. А ещё это напоминание о важной странице российской истории — Отечественной войне 1812 года. И немного осталось старожилов, которые видели величественное сооружение совсем на другом месте…

Триумфальные ворота на Тверской заставе

Летом 1814 года на площади Тверской заставы появилась деревянная Триумфальная арка — она чествовала русскую армию, которая возвращалась из Европы после разгрома Наполеона. Место выбрали неслучайно: обычно именно здесь, на въезде в город, московские градоначальники, дворяне и почётные граждане встречали императора, прибывающего из Северной столицы. Эта дорога позже стала называться Петербургским (сейчас Ленинградским) шоссе — его открыли в 1822 году.

Сама арка тоже была выполнена в лучших традициях — немало подобных сооружений построено на пути русских воинов .

В 1826 году Николай I решил, что память о победе заслуживает чего-то более долговечного и повелел заменить деревянные ворота каменными. Создать их поручили известному архитектору Осипу Бове. Строительство началось через три года, а закончилось ещё через пять: по одним сведениям, в казне не хватало средств — город продолжал возрождаться после грандиозного пожара 1812-го, по другим, тормозили дело московские чиновники, которые почему-то невзлюбили проект.

В сентябре 1834 года наконец состоялось торжественное открытие памятника. Увы, автор не дожил нескольких месяцев до этого момента, и завершал возведение ворот его младший брат Михаил Бове. Сооружение на стыке архитектуры и скульптуры получилось по-настоящему величественным: шесть пар колонн обрамляли высокие постаменты с мощными фигурами античных воинов в островерхих шлемах и пластинчатых доспехах. На декорированном фризе расположили гербы 36 российских губерний, чьи жители участвовали в Отечественной войне 1812 года, и медальоны с вензелем Николая I. Венчала арку колесница Славы, стоя в которой правила шестёркой лошадей Ника — крылатая богиня победы. Фронтон с обеих сторон украсила надпись (обращённая внутрь города — по-русски, наружу — на латыни), прославляющая Александра I как спасителя Отечества .

Беспокойная судьба памятника

В 1872 году под воротами прошла линия конки от Тверской заставы до Воскресенской площади (сейчас площадь Революции). В 1899-м её сменил первый в городе электрический трамвай, запущенный от Страстной площади (сейчас Пушкинская) до Петровского парка. Интенсивное движение не могло не сказаться на состоянии памятника, и к столетней годовщине Бородинского сражения ворота пережили первую реставрацию — пока косметическую. Следующий ремонт состоялся уже при советской власти, в середине 1920-х годов .

В 1936-м Тверскую заставу начали переделывать в соответствии с Генпланом реконструкции Москвы, принятым годом ранее. Триумфальные ворота разобрали, планируя позже вернуть на прежнее место после тщательной реставрации. При демонтаже специалисты Музея архитектуры имени А.В. Щусева измерили параметры сооружения, составили подробные чертежи ярусов и сфотографировали арку со всех сторон. Большинство элементов почистили и обновили, а затем отправили на хранение в филиал музея на территории Донского монастыря. Они довольно органично вписались в общую композицию: фигуры воинов выстроились вдоль центральной аллеи, горельефы разместили в стенных нишах, а колесницу Славы установили на специальном пьедестале.

Восстановление ворот отложилось не неопределённый срок — его отодвинула Великая Отечественная война, после которой столицу, как и всю страну, по сути, отстраивали заново. Элементы в Донском монастыре терпеливо ждали своего часа. Гораздо меньше повезло, например, чугунным колоннам: они несколько лет пролежали на Миусской площади, а затем их переплавили для военных нужд — сохранилась лишь одна из двенадцати. Казалось, памятнику суждено забвение как одному из множества «пережитков прошлого»…

Арки и ворота: взгляд в историю

Триумфальные ворота пришли к нам из глубины веков: классические образцы — арки императоров Тита, Септимия Севера и Константина в Древнем Риме. Они послужили эталоном для возведения триумфальных арок в Париже при Наполеоне, и ворота на Тверской заставе, как и Нарвские ворота в Санкт-Петербурге (тоже открыты в 1834 году), стали своеобразным «симметричным ответом» России.

Считается, что античную традицию принёс в Россию Пётр I: в 1696 году он выстроил триумфальные ворота в честь взятия Азова, а в 1709-м по его приказу поставили сразу семь арок в честь празднования победы под Полтавой. Все они, хотя и искусно декорированные росписью, статуями и аллегорическими фигурами, были временными, в основном деревянными. Обычно их разбирали по окончании торжеств или позже, когда они ветшали; часто арки сгорали при пожаре.

Первым капитальным сооружением в этом ряду стали Красные ворота, построенные в 1753 году при Елизавете Петровне на месте деревянной арки. Их пытались снести ещё в середине XIX столетия, а в 1927 году разрушили для расширения Садового кольца. Название памятника сохранилось в топониме площади, а в 1935-м здесь открылась и одноимённая станция метро.

Впрочем, есть у триумфальных арок и другой «родственник», который необязательно связан с победами, но обозначает центральный, парадный въезд в город и чаще всего говорит о его столичном статусе — речь идёт о Золотых воротах. На Руси они впервые появились в Киеве при Ярославе Мудром (XI век); их создали по образцу византийской арки императора Константина. Позже Золотые ворота возводили и в других городах, чтобы показать их величие, например во Владимире (XII век).

Другой аналог триумфальных арок — Царские врата в христианских церквях. Они тоже наследуют античную традицию: в Древнем Риме за любые ворота и двери отвечал двуликий Янус — божество, которое смотрит одновременно вперёд и назад, в будущее и прошлое, и связывает разные миры. Именно в его честь месяц, который начинает год, назвали январь. В храме Царские врата символизируют переход от града земного к граду небесному, иначе говоря — вход в рай. Кроме того, согласно некоторым исследованиям, в эпоху классицизма (конец XVIIIначало XIX века) распространились иконостасы в форме триумфальных арок .

В общем, у советской власти были основания скептически относиться к яркому символу имперского величия, который был косвенно связан ещё и с религией.

Воссоздание Триумфальных ворот: новое место, новый смысл

Победа в Великой Отечественной войне позволила пересмотреть идеологические позиции. В мае 1947 года на Пушкинской площади выросла широкая резная арка с традиционными русскими узорами; по вечерам её освещали разноцветные огни. Это был не просто вход на первую послевоенную ярмарку «Весенний базар», а символический переход от времени голода и разрухи к эпохе изобилия и процветания.

В начале 1950-х годов масштабные, поистине триумфальные ворота появились на главном входе Центрального парка культуры и отдыха имени Горького и ВДНХ, который тогда был основной площадкой для массовых народных гуляний.

А в 1965 году Совет Министров СССР наконец признал большую художественную ценность и общественно-историческое значение Триумфальных ворот и приказал восстановить их. Но в ансамбль площади у Белорусского вокзала они уже не вписывались, и им нашли новое подходящее место — на Кутузовском проспекте, напротив панорамы «Бородинская битва» .

Строго говоря, сооружение не восстановили, а воссоздали: за 30 лет после демонтажа многие детали потерялись или пришли в негодность. Видимо, поэтому реставраторы решили не трогать рельефы и статуи, сохранившиеся на территории Донского монастыря. Пользуясь чертежами и фотографиями 1936 года, а также авторской копией арки, которая хранилась в Музее архитектуры, все элементы сделали заново. Например, чугунные колонны изготовили на заводе «Станколит», а скульптуры, гербы и горельефы — на Мытищинском заводе художественного литья.

Не обошлось без трансформаций: основа конструкции стала железобетонной, а не кирпичной, как в оригинале; вместо белого облицовочного камня использовали гранит и серый крымский известняк. А ещё изменились надписи на памятных досках: упоминание об Александре I убрали, зато процитировали строки из обращения Кутузова к армии . Это явно ключевой момент — спасителем Отечества признали народ, а не императора. Кроме того, Триумфальные ворота уже не были проездными: их установили на островке посреди проспекта, сровняв с землёй небольшой холм, а с обеих сторон магистрали устроили подземные пешеходные переходы.

Торжественное открытие приурочили, как положено, к революционному празднику: церемония состоялась 6 ноября 1968 года . А через восемь лет, к 30-летию окончания Великой Отечественной войны, территорию вокруг Триумфальных ворот назвали площадью Победы. Военно-мемориальный комплекс и парк Победы, выросшие впоследствии на Поклонной горе, помогли воссозданному памятнику, разделив с ним тяжёлую двойную нагрузку.

Арки нового века: реставрация и реконструкции

Время летит быстро и не щадит даже камень и чугун. В начале XXI века специалисты отметили, что Триумфальным воротам нужна реставрация, и её провели в 2012 году, к 200-летию Отечественной войны 1812 года. Облагородили не только саму арку, но и территорию вокруг неё: озеленители разбили новые цветники, а инженеры переделали систему художественной подсветки. Обновлённый памятник стал одним из подарков москвичам ко .

За работы по обновлению памятника жюри конкурса «Московская реставрация» вручило сразу несколько премий. Награды присудили сразу в семи номинациях, в том числе за лучший проект и за высокое качество выполненных работ.

Кроме того, на 18-й Международной выставке по реставрации, охране памятников и обновлению городов, проводимой под патронажем ЮНЕСКО в Германии, награду получил стенд Правительства Москвы, где в первую очередь презентовали как раз реставрацию Триумфальной арки.

Использованные источники

  1. Краевский Б.П. Триумфальные ворота. — М.: Московский рабочий, 1984.
  2. Харитонова Е.В. Триумфальные ворота столицы // Московский журнал. — 2012. — № 5 (257). — С. 91-96.
  3. Михайлов К.П. Москва, которую мы потеряли. — М.: Эксмо, 2010.
  4. Постернак К.В. Инославные заимствования в русских церковных интерьерах Петровского времени // Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. — 2015. — Вып. 3 (19). — С. 102-119.


В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные