Проектные работы по литературе 7. Проектная деятельность на уроках литературы. Пока мечтаем мы и буйствуем

В данном разделе учащимся предлагаются темы исследовательских работ по литературе для 7 класса распределенные по писателям и поэтам, изучаемым в этом классе школы.

Беляев Александр Романович
Географические знания в романе А. Беляева "Остров погибших кораблей".
Кинематографические приемы в романе А. Беляева "Остров погибших кораблей".

Булат Окуджава
Поэтизация бытовой жизни в творчестве Б. Окуджавы.
Песни Б.Окуджавы о Великой Отечественной войне.

Гоголь Николай Васильевич
Быт запорожских казаков в изображении Гоголя (на материале повести "Тарас Бульба").
Вольный мир Запорожской Сечи в произведении Гоголя «Тарас Бульба».
Гоголь - словесный кулинар.
Образ Петербурга в "Петербургских повестях" Н.В. Гоголя.
Повесть "Тарас Бульба" в кинематографе.

Жюль Верн
Биологические знания героев романа Ж. Верна "Пятнадцатилетний капитан" и современная наука.
Латинские "крылатые выражения" в романе Ж. Верна "Пятнадцатилетний капитан".
Терминологическая лексика в романе Ж. Верна "Пятнадцатилетний капитан".

Пушкин Александр Сергеевич
Античные образы в поэзии А.С. Пушкина.
Библейская легенда о блудном сыне и ее трансформация в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
Мотив игры в повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» и в одноименной экранизации А. Сахарова.
"Притча о блудном сыне" в "Станционном смотрителе" А.С. Пушкина.
Семейная тема в произведениях А.С. Пушкина на примере романа «Дубровский» и повести «Барышня-Крестьянка».
Слуги и господа (по произведениям А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя).
От комических поэм А.С. Пушкина ("Граф Нулин", "Домик в Коломне") к комическим поэмам М.Ю. Лермонтова ("Сашка", Казначейша", "Сказка для детей").

Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович
Басни Крылова и сказки Салтыкова-Щедрина.
Библейские цитаты в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина (любое произведение).
Комическое и его формы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Проблематика и поэтика сказки Салтыкова-Щедрина (любое произведение).

Толстой Лев Николаевич
Образ стыда в представлении русского языка и на страницах трилогии Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность».
Рассказ Л. Толстого "Алеша Горшок" и рассказ Платонова "Юшка".

Тургенев Иван Сергеевич
«Муму» и «Бирюк» И.С. Тургенева.
Темы и мотивы "Стихотворений в прозе" И.С. Тургенева.
Тематика стихотворений в прозе И.С. Тургенева.

Чехов Антон Павлович
Имена героев греческой мифологии в ранних рассказах А.П. Чехова.
Приемы создания комического в ранних рассказах А.П. Чехова.
Рассказы "для детей" в раннем творчестве А.П. Чехова.
Лаконизм прозы: функции глагольной лексики в художественном тексте (на примере рассказа А.П. Чехова «Смерть чиновника»).

Дополнительно интересные темы

Общие темы исследовательских работ по литературе 7 класса:
Анализ казачьих пословиц и поговорок XIX – XX вв. – начала XXXI века (сравнительный анализ по категориям)
Анализ стихотворения А.Т. Твардовского "Я убит подо Ржевом..."
Античные образы в поэзии Ф.М. Тютчева.
Быт и нравы Запорожской Сечи.
Воспитательный процесс в сказках Г.Х. Андерсена.
Говорящие фамилии в произведениях писателей.
Древнерусская "Повесть о Петре и Февронии" и ее кинематографические интерпретации.
Заслуженно ли забыт писатель…
Имена античных героев в бытовой жизни современного школьника.
Какие загадки знают современные школьники?
Какие существуют литературные премии сегодня
Лирические интонации в творчестве О. Генри.
Литературные места Санкт-Петербурга.
Литературные сообщества в Интернете.
Образ дождя в творчестве современных поэтов
Образ русалки в романтической литературе XIX века.
Образ Снегурочки в русском фольклоре и литературе.
Образы растений и цветов в литературе.
Опыт интерпретации баллады (произведение не из школьной программы).
Памятники литературным героям.
Патриотическое звучание произведений русского фольклора.
Письма героев и их роль в сюжетах пушкинских произведений.
Ричард Львиное Сердце в повести А. Линдгрен и исторической легенде.
Русские писатели - лауреаты Нобелевской премии
Символика яблока в русской литературе как прекрасное прошлое родной страны.
Слова-символы в японской поэзии.
Сценарий фильма
Сюжет былины "Вольга и Микула Селянинович" в произведениях живописи.
Сюжет былины "Садко" в произведениях живописи.
Тексты современных песен - поэзия и антипоэзия
Тема Кавказа в пушкинской лирике.
Традиции рождественского (святочного) рассказа в произведении Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке».
Читательский портрет моего сверстника.
Язык героев в рассказах М.М. Зощенко.
Языковые средства создания юмора в произведениях…

Разделы: Русский язык , Литература , Информатика

Общие подходы к структурированию проекта:

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
2. Далее необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением.
3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).
6. Защита проектов, оппонирование.
7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты оценки.

Расскажу, как я работала над проектом.
В 7 классе по литературе (программа Курдюмовой Т.Ф.) идет целый ряд произведений, связанных с юмором и сатирой, и, начиная их изучать, дети задаются вопросом: “В чем разница между сатирическим произведением и юмористическим?”. Этот вопрос мы берем как основополагающий. Таким образом, тему и основной вопрос проекта подсказывают сами дети, т.к. тема проекта – это всегда то, что интересно ребятам.

Литературу я преподаю в двух 7 классах, поэтому и участники проекта – 7Б и 7В (с возрастной группой определились).

Далее для себя формулируем дидактические цели: формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения, формирование критического мышления, навыков работы в группах.

Ставим методические задачи: научить пользоваться Microsoft PowerPoint для оформления результатов (информатика), научить кратко излагать свои мысли устно и письменно (русский язык, литература), познакомить с творчеством писателей-сатириков и юмористов, совершенствовать умения анализировать текст художественного произведения.

Ученики самостоятельно формулируют проблемы (темы) индивидуальных исследований в рамках заявленного проекта. Проводим "мозговой штурм", используя метод наводящих вопросов. Время проведения: на 1-м уроке, 10 минут.

И вот какие темы были сформулированы: “Что такое юмор?”, “Что такое сатира?”, “В творчестве каких писателей встречаются юмористические и сатирические произведения?”, “Можно ли назвать А.П.Чехова юмористом?”, “Есть ли сатира в произведениях А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова?”, “Над чем смеялся Н.В.Гоголь?”, “Приемы сатиры в произведениях Салтыкова-Щедрина”, “Что смешного нашел Салтыков-Щедрин в жизни провинциальной Вятки?”, “Юмор и сатира вокруг нас”, “Что окружающие знают о юморе и сатире?” и т.д. Ученики каждого класса выбирают свои темы, формируются группы по интересам.

Дальше выдвигаем гипотезы решения проблем, их формулируются учащиеся (каждая группа выдвигает свои гипотезы). Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблем. Затем в ходе исследований они подвергаются проверке. Например, есть проблема исследования "Что такое юмор?", гипотезой может служить следующее размышление: "Юмор – это добрый смех”. Или проблема исследования “Над чем смеялся Гоголь?”, гипотезой было следующее суждение: “Гоголь смеялся над глупостью чиновников”. Тема исследования “Юмор и сатира вокруг нас”, гипотеза – “Юмор – смешной анекдот, а сатира – злой розыгрыш над другом”. Время проведения: на 1-ом уроке, 20 минут.

Придумываем творческое название проекта, исходя из обсуждения тем индивидуальных исследований. На выбор названия влияет не только учебный предмет, но и возраст участников проекта. Вот, что у нас получилось: “В сатире шуток нет”, “Сатира – грубое осмеивание пороков общества”, “Разные вещи!”, “Сатира – это просто злой юмор”, “Взрослые шутки”. Время проведения: на 1 уроке, 10 минут.

Обсуждаем план работы учащихся индивидуально или в группе. Ученики продумывают пути проведения своих исследований: анкетирование, рефераты по творчеству писателя, создание презентаций, сбор информации в музее М.Е.Салтыкова-Щедрина, библиотеке, подбор портретов писателей, иллюстраций к произведениям, работа со словарями, аудио записи, а также обработка собранных сведений, и то, как будут оформлены результаты исследования.

Как найти источники информации по теме исследования? В школьной (городской) библиотеке, в Интернете или мультимедийной энциклопедии? Например, книги (какие?), интервью (с кем?), опросы (кого?), веб-сайты (какие?), мультимедиаиздания (какие?), видеофрагменты (где взять и как соблюсти авторские права?). Цель: задать направление поиска информации. При обсуждении информационных источников необходимо особо остановиться на достоверности источников информации. Время проведения: консультации во внеурочное время.

Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе. Планирование этапов самостоятельной работы, например, по теме “Какие разные вещи!”:

  1. Анкетирование разных возрастных групп. (Ответственная – Арасланова Катя, помогает – Полекаренкова Маша)
  2. Анализ результатов. (Отв. – Сентябова Катя)
  3. Составление презентации на тему. (Отв. – Арсланова Катя и Сентябова Катя).

Время проведения 1 урок или консультации после урока, т.к. нужно поработать с каждой группой.

Самостоятельная работа групп. Над проектом мы работали весь третий учебный интервал (в нашей школе пять учебных интервалов).

Роль учителя – консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло.

Заключительный этап: защита полученных результатов и выводов.

Каждой группе на представление полученных результатов представляется до 4 минут. Далее – ответы на вопросы присутствующих. Разрабатываются критерии оценки (обычно используем пятибалльную систему, т.к. она привычнее детям): оценочные листы получают все ученики. Ученики не только оценивают, но и отвечают на вопросы, предлагая свои варианты будущих проектов, ставя следующие проблемные вопросы. Вот примерная таблица.

Критерии оценивания проектов учащихся. Анкета. Оценки. Ответы.
1. Оцените презентацию:
2. Оцените устные выступления учащихся:
  • четкая, понятная речь
  • правильная подача материала
  • выразительность, эмоциональность
3. Оцените публикацию:
  • дизайн
  • подборка статей
4. Понравилась ли такая форма работы
5. Предложите для проекта тему, которая вас бы заинтересовала:
6. Твои вопросы по проекту:
7. Подведи итог твоей оценки

Группы оценивают работу каждого участника. Учитель оценивает работу групп в целом. Результативность каждого выступает здесь как фундамент для новых исследований по темам проекта.

Можно и воспользоваться меньшим количеством вопросов (зависит от уровня подготовленности класса), например:

  • перечислить три наиболее сильные стороны представленной презентации;
  • перечислить два момента, требующих доработки;
  • вести свои предложения по усовершенствованию проекта (если есть такие)
  • сделать итоговый вывод и выставить общий балл за выступление

В этом учебном году (2006-2007) продолжили работу над проектами. Детей заинтересовала личность А.К.Толстого. Все этапы проекта были соблюдены (описаны выше). Результатом стали разные работы: презентация, буклет, доклады, музыкальная подборка романсов на стихи А.К.Толстого. Разработку урока предлагаю вам.

Урок-проект по творчеству А.К. Толстого готовился в течение второго учебного интервала. (Даны только этапы урока, а цели, оборудование и подготовка пропущены из-за экономии места).

А.К.ТОЛСТОЙ

“Совершенно удивительный был человек (и поэт, конечно)!”

1-й этап. Подбираем синонимы к слову удивительный (отталкиваемся от цитаты И.Бунина)

Следовательно, мы будем сегодня говорить об исключительном, поразительном необычном человеке. Что же удивило вас в нём? Это и будет основополагающим вопросом нашего урока. Давайте начнем наш разговор с портрета А.К.Толстого. Чем он поражал современников? Рассказывает Калугина Ульяна. (Краткий пересказ ее текста)

Портрет

С картины Карла Брюллова на нас глядит красивый безмятежный юноша с нежным цветом лица и стройной атлетической фигурой. Большинство современников вспоминают молодого А.К.Толстого именно таким: “…Красивый молодой человек с белокурыми волосами и румянцем во всю щеку. Нежность и деликатность настолько проникали его фигуру, что он похож был на красную девицу” (В.А.Инсаров)
Но “красная девица” перебрасывает двухпудовую гирю через одноэтажный дом, пальцем вгоняет гвоздь в стену, легко разгибает подкову и узлом завязывает кочергу…
Внешний портрет получается двойственным – мы слишком привыкли отождествлять силу и грубость, и “деликатный богатырь” звучит почти оксюмороном. Зато в нравственном облике Алексея Константиновича мы не найдем такого противоречия – настолько единодушны все, знавшие этого удивительного человека.

2-й этап. Чтение высказываний о нравственном облике Толстого (готовила группа учащихся, выбраны только самые интересные высказывания, по мнению ребят):

“Широкого он сердца человек! А то, что он был выдумщик и мечтатель, это совсем неплохо. Поэту надо тосковать по несбыточному. Без этого он не поэт”, – говорил С.Есенин.

“Подобной ясной и светлой души, такого отзывчивого и нежного сердца, такого вечно присущего в человеке высокого нравственного идеала, как Толстого, я в жизни ни у кого не видел”, – говорил князь Мещерский.

А вот слова И.С.Тургенева: “Всем, знавшим его, хорошо известно, какая это была душа, честная, правдивая, доступная всяким добрым чувствам, готовая на жертвы, преданная до нежности, неизменно верная и прямая”.

Или ещё читаем у Тургенева: “Гуманная натура Толстого сквозит и дышит во всем, что он написал”.

Конечно, впечатления современников – лишь взгляд со стороны, и никто не напишет подлинной биографии души человека, кроме него самого. Доверим же Толстому создание собственного портрета – пусть это будет автопортрет, написанный жизнью и творчеством.

Для начала пройдемся по фамильной галерее: аристократ по крови и по духу Алексей Константинович многим обязан своим предкам.

3-й этап. Предлагаю познакомиться ещё с одним результатом проекта – Презентацией.

4-й этап . Давайте ещё раз посмотрим на портрет А.К.Толстого. В портрете мы можем рассмотреть и черты чиновника-царедворца, т.к. Толстой с детских лет был хорошо знаком с будущим императором Александром 11. И это знакомство плюс старания матери и её братьев (Льва и Василия Перовских) привели к быстрому карьерному росту.

Карьера

Стремительно его восхождение по службе: в 19 лет – коллежский регистратор; в 22 – губернский секретарь; в 24 – коллежский секретарь, в 25 – титулярный советник; в 26- камер-юнкер; в 28 – коллежский асессор; в 29 – надворный советник; в 34 – церемониймейстер двора, статский советник; в 39 – подполковник, флигель-адъютант императора.
Началась эта удачная карьера еще с детства, когда Толстой стал товарищем игр будущего наследника престола – Александра II и после этого уже всю жизнь находился под пристальным вниманием императорской фамилии.
Но Толстой карьеристом не был, получая от судьбы и двора подарки, которых не просил и не желал, он тяготился службой: “Я живу не в своей среде, не делаю то, что хочу, во мне – полный разлад” “Я родился художником…” (из выступления ученика 8 класса Конакова Богдана).

И в 1861 году он получает долгожданную отставку, необходимость, которой пришлось доказывать императору: “Государь,… служба, какова бы она ни была, глубоко противна моей натуре; знаю, что каждый должен приносить пользу своему отечеству, но есть разные способы приносить пользу, Путь, указанный мне для этого провидением,- моё литературное дарование”. Прошение было принято и “усталый раб” возвращается в “обитель дальнюю трудов и чистых нег”, где он написал много известных произведений (это усадьба Красный Рог). И он отдается творчеству.

Вот и мы с вами обратимся к его творчеству. Но прежде давайте посмотрим, как вам удалось усвоить то, что было удивительного в его жизни.

5-й этап. Викторина

1. Почему А.К.Толстого можно назвать “деликатным богатырем”?

2. В каком году линии Толстых и Перовских пересеклись?

3. Сколько было лет Толстому, когда он начал писать стихи?

4. Кому из известных русских поэтов дядя Толстого показывал стихи племянника? Какие были отзывы?

5. Стремительно восходил Толстой по служебной лестнице. Что этому способствовало?

Этот этап помогает проверить, что ученики запомнили из предыдущих выступлений, дает возможность немного передохнуть и настроится на творческую сторону работы.

6-й этап. Творчество. Алексей Толстой всегда “шёл против течения”, не разделяя чужих мнений, а имея своё. Если он критикует что-то, то делает это с позиции честного и смелого человека, а не потому что это модно.

Чего стоит только одна мистификация, придуманная им и его братьями Жемчужниковыми! А ведь многие в неё поверили! И это поразительно!

Обратимся к работе Миши Балыбердина, который нас познакомит с Козьмой Прутковым.

Козьма Прутков

В начале 50-х годов “родился” Козьма Прутков. Это не простой псевдоним, а созданная Толстым и его двоюродными братьями Алексеем и Владимиром Жемчужниковыми сатирическая маска тупого и самовлюбленного бюрократа николаевской эпохи. От его имени они писали стихи, басни, эпиграммы, пародии, пьесы, афоризмы, исторические анекдоты, высмеивая в них явления окружающей действительности.

Многие современники “попались на удочку”, всерьез восприняв творчество Козьмы Пруткова, например, глубокомысленный афоризм “Бди!” воспринимался очень серьезно.

Прутковским произведениям соответствовал ряд озорных проделок. Рассказывали, например, о том, как один из “опекунов” Пруткова объездил ночью в мундире флигель-адъютанта главных петербургских архитекторов, сообщив им, что провалился купол Исаакиевского собора, и, приказав от имени государя явиться утром во дворец, и как был раздражен, узнав об этом, Николай I. В другой раз кто-то из них в театре нарочно наступил на ногу высокопоставленному лицу и потом являлся к нему в каждый приемный день извиняться, пока тот не выгнал его. И много ещё подобных рассказов ходило о Толстом и Жемчужниковых.

7-й этап. Толстой боец по натуре и не приемлет холодного спокойствия, которое, по словам его брата, Льва Николаевича, “душевная подлость”. Поэт должен бороться с несовершенством мира. А Толстой – это поэт.

8-й этап. В чем же исключительность его как поэта? На этом этапе дети выразительно читают стихи, показывают рисунки к стихам, говорят о том, что им понравилось в творчестве А.К.Толстого. Здесь же говорим о музыкальности его стихов (примерный рассказ, подготовленный учеником 8 класса Лысых Евгением).

Музыка и А.К.Толстой

Лирика Толстого оказалась благодарным материалом для музыкальной обработки. Больше половины всех его лирических стихов положены на музыку, причем очень многие по нескольку раз.

Более ста произведений А.К.Толстого стало романсами. На стихи Толстого писали музыку композиторы: П.И.Чайковский, С.В.Рахманинов, Ц.А.Кюн, А.Г.Рубинштейн, Р.М.Глиэр, Б.В.Асафьев, Н.А.Римский-Корсаков, М.П.Мусоргский, М.А.Балакирев, Ф.Лист и многие другие композиторы.

Петр Ильич Чайковский следующим образом отозвался о его творчестве: “Толстой – неисчерпаемый источник для текстов под музыку; это один из симпатичных мне поэтов”. Он написал романс на стихотворение “Средь шумного бала, случайно...”, посвященное будущей жене Толстого Софье Андреевне Миллер.

Две эпохи вызывали особый интерес Толстого – историка: дотатарский период (Киевская Русь) и московский период (правление Ивана Грозного). Если первый он любил и мечтал о нем, как о “золотом веке”, то второй ненавидел, поскольку именно в нем проявились две страшные черты русского народа – деспотизм и рабство.

Второму периоду и посвящена баллада, которую мы будем читать – “Василий Шибанов”.

Предлагаю вам ознакомиться с работой ученицы 8 класса Шешиной Юли – буклетом, в котором постарались собрать самый главный материал. (См. Приложение №2 )

10-й этап. Представление буклета.

11-й этап. Ну что ж мы с вами узнали много интересного, необычного об этом поэте. Каждый, наверное, запомнил то, что ему показалось ближе всего, что было удивительнее в этом человеке. Я предлагаю вам взять розовые листочки, которые лежат перед вами, и написать только одну фразу, ответив на главный вопрос: Что же удивительного было в этом человеке лично для вас? И прикрепить этот листочек на доску.

Домашнее задание

  1. Ознакомьтесь с буклетом.
  2. Составьте вопросы к автору буклета.
  3. Прочитайте балладу “Василий Шибанов”.

Таким образом , работа над проектами продолжается. На втором уроке (оценочном) пользуемся таблицей, оцениваем работу учеников и выдвигаем новые вопросы, которые нас заинтересовали:

  • А.К.Толстой написал роман “Князь Серебряный” – почему один?
  • Почему тема романа связана с нелюбимой эпохой?
  • Что заинтересовало писателя?

В представленном разделе темы исследовательских работ и проектов по литературе для 7 класса посвящены творчеству Беляева Александра Романовича, Булата Окуджавы, Гоголя Николая Васильевича, Жюль Верна, Пушкина Александра Сергеевича, Салтыкова-Щедрина Михаила Евграфовича, Толстого Льва Николаевича, Тургенева Ивана Сергеевича, Чехова Антона Павловича и др.


В данном разделе учащимся предлагаются темы исследовательских работ по литературе для 7 класса распределенные по писателям и поэтам, изучаемым в этом классе школы.

Представленные темы проектов по литературе 7 класса интересны учащимся, дают возможность проведения самостоятельного исследования, более углубленного изучения выбранной темы, развивают научное и творческое мышление.

Приведенные ниже темы проектных работ по русскому языку 7 класса могут быть видоизменены и расширены, в зависимости от задач, поставленных для исследования.

Темы проектов по литературе 7 класс

Примерные темы исследовательских проектов по литературе для учащихся 7 класса:

Беляев Александр Романович

Географические знания в романе А. Беляева "Остров погибших кораблей".
Кинематографические приемы в романе А. Беляева "Остров погибших кораблей".

Булат Окуджава

Поэтизация бытовой жизни в творчестве Б. Окуджавы.
Песни Б.Окуджавы о Великой Отечественной войне.

Гоголь Николай Васильевич

Быт запорожских казаков в изображении Гоголя (на материале повести "Тарас Бульба").
Вольный мир Запорожской Сечи в произведении Гоголя «Тарас Бульба».
Гоголь - словесный кулинар.
Образ Петербурга в "Петербургских повестях" Н.В. Гоголя.
Повесть "Тарас Бульба" в кинематографе.

Изображение степи в произведениях Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" и А.П. Чехова "Степь".
Кавказ в жизни и творческой судьбе М. Ю. Лермонтова.
"Тарас Бульба" Н. Гоголя и русский героический эпос.
Литературное путешествие по гоголевским местам.
Экранизация произведений Гоголя в отечественной анимации.

Жюль Верн

Биологические знания героев романа Ж. Верна "Пятнадцатилетний капитан" и современная наука.
Латинские "крылатые выражения" в романе Ж. Верна "Пятнадцатилетний капитан".
Терминологическая лексика в романе Ж. Верна "Пятнадцатилетний капитан".

Пушкин Александр Сергеевич

Античные образы в поэзии А.С. Пушкина.
Библейская легенда о блудном сыне и ее трансформация в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
Мотив игры в повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» и в одноименной экранизации А. Сахарова.
"Притча о блудном сыне" в "Станционном смотрителе" А.С. Пушкина.
Семейная тема в произведениях А.С. Пушкина на примере романа «Дубровский» и повести «Барышня-Крестьянка».
Слуги и господа (по произведениям А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя).
Судьба романа "Дубровский" А. С. Пушкина в иллюстрациях, кино, музыке.
От комических поэм А.С. Пушкина ("Граф Нулин", "Домик в Коломне") к комическим поэмам М.Ю. Лермонтова ("Сашка", Казначейша", "Сказка для детей").
Лицей во времена А. Пушкина и в наши дни.
Национальные особенности, отраженные в сказках " Снегурочка" братьев Гримм и "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина.
Поэзия А. С. Пушкина в музыке.
Образы цветов в творчестве А. Пушкина.
Сопоставительный анализ стихотворений А.С. Пушкина «Анчар» и «Три пальмы» М.Ю. Лермонтова.
История стихотворения А.С. Пушкина «К Чаадаеву».

Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович

Басни Крылова и сказки Салтыкова-Щедрина.
Библейские цитаты в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина (любое произведение).
Комическое и его формы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Проблематика и поэтика сказки Салтыкова-Щедрина (любое произведение).

Толстой Лев Николаевич

Образ стыда в представлении русского языка и на страницах трилогии Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность».
Рассказ Л. Толстого "Алеша Горшок" и рассказ Платонова "Юшка".
Образы Николеньки из «Детства» Л.Н. Толстого и Алёши из «Детства» М. Горького.

Тургенев Иван Сергеевич

«Муму» и «Бирюк» И.С. Тургенева.
Темы и мотивы "Стихотворений в прозе" И.С. Тургенева.
Тематика стихотворений в прозе И.С. Тургенева.
И.С. Тургенев в изобразительном искусстве.

Чехов Антон Павлович

Имена героев греческой мифологии в ранних рассказах А.П. Чехова.
Приемы создания комического в ранних рассказах А.П. Чехова.
Рассказы "для детей" в раннем творчестве А.П. Чехова.
Лаконизм прозы: функции глагольной лексики в художественном тексте (на примере рассказа А.П. Чехова «Смерть чиновника»).
Изображение степи в произведениях А.П. Чехова "Степь" и Н.В. Гоголя "Тарас Бульба".

Лермонтов Михаил Юрьевич

Цветовая гамма в произведениях М.Ю. Лермонтова.
Лирика М.Ю. Лермонтова.

Есенин Сергей Александрович

Читая лирику С. Есенина...
Венок Есенину.
Литературно-краеведческая экскурсия «Есенинское Константиново».

Темы исследовательских работ по литературе 7 класс

Дополнительные темы исследовательских работ по литературе для учащихся 7 класса:


«Здравствуй, здравствуй, я вернулся». Памяти Ю. Визбора.
«Левша» в изобразительном искусстве.
«О, Русь моя…». По произведениям русских поэтов ХХ века.
«Поэты XX века о России». Стихотворения, положенные на музыку.
«Сказ Н.С. Лескова на театральной сцене».
«Театр не мода, вечен всегда!» (По произведениям русских и зарубежных драматургов 19 века).
Анализ казачьих пословиц и поговорок XIX – XX вв. – начала XXXI века (сравнительный анализ по категориям)
Анализ стихотворения А.Т. Твардовского "Я убит подо Ржевом..."
Античные образы в поэзии Ф.М. Тютчева.
Афоризмы в повести-сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Богатыри земли Русской.
Буклет "Русская усадьба 19 века".
Быт и нравы Запорожской Сечи.
Воспитательный процесс в сказках Г.Х. Андерсена.
Говорящие фамилии в произведениях писателей.
Две правды в «Песне про купца Калашникова».
Древнерусская "Повесть о Петре и Февронии" и ее кинематографические интерпретации.
Женские образы в «Повести о Петре и Февронии» и в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Заслуженно ли забыт писатель…
Зеркало отражения: исторические личности и литературные произведения (по произведениям русских писателей и поэтов первой половины 19 века).
Изображение природы у Пришвина «Москва-река» и Паустовского «Мещёрская сторона».
Имена античных героев в бытовой жизни современного школьника.
История гитары.
Какие загадки знают современные школьники?
Какие существуют литературные премии сегодня
Картины художников, посвящённые русским богатырям.
Комедия Фонвизина «Недоросль» и комедия Мольера «Мещанин во дворянстве».
Лирические интонации в творчестве О. Генри.
Литературно-краеведческая экскурсия по чеховским местам.
Литературные места Санкт-Петербурга.
Литературные сообщества в Интернете.
Мир, полный приключений. Они – рядом!
На родине И.С. Тургенева
Народные характеры в творчестве русских писателей XIX века.
Образ дождя в творчестве современных поэтов
Образ Евпатия Коловрата в творчестве русских писателей 19 века.
Образ Луны в произведениях И. Бунина.
Образ русалки в романтической литературе XIX века.
Образ Снегурочки в русском фольклоре и литературе.
Образ Солнца в лирике К. Бальмонта.
Образы главных героев в поэме Мустая Карима «Бессмертие» и поэме Твардовского «Василий Тёркин».
Образы растений и цветов в литературе.
Образы-символы в повести-сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Одинокий будетлянин. По творчеству В. Хлебникова.
Опыт интерпретации баллады (произведение не из школьной программы).
Памятники литературным героям.


Патриотическое звучание произведений русского фольклора.
Письма героев и их роль в сюжетах пушкинских произведений.
Повесть-сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» и повесть «Планета людей».
Подготовьте материал к выставке о М.В. Ломоносове, эпиграфом к которой можете взять слова А.С. Пушкина: «Ломоносов был великий человек… Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
Почему предание о граде Китеже получило такую популярность в русской литературе?
Поэтика цвета в духовном романе И.С. Шмелёва «Лето Господне».
Правила и порядки проведения судного поединка в XVI веке. (По роману А.К. Толстого «Князь Серебряный» и М. Ю. Лермонтова «Песне про …купца Калашникова»
Притягательная сила русского народного костюма.
Ричард Львиное Сердце в повести А. Линдгрен и исторической легенде.
Романтизм в русской литературе и изобразительном искусстве начала XX века.
Русские писатели - лауреаты Нобелевской премии.
Русские поэты о празднике Рождества.
Своеобразие раскрытия темы детства в произведениях русских и зарубежных писателей (произведения по желанию).
Святочные гадания и баллада В. А. Жуковского "Светлана".
Символика цвета в произведениях Гаршина.
Символика яблока в русской литературе как прекрасное прошлое родной страны.
Слова-символы в японской поэзии.
Слово о Солженицыне. Испытание судьбой «Архипелага…», изгнанием, возвращением
Судьба произведения Г.Р. Державина «Властителям и судиям».
Сценарий фильма
Сюжет былины "Вольга и Микула Селянинович" в произведениях живописи.
Сюжет былины "Садко" в произведениях живописи.
Тексты современных песен - поэзия и антипоэзия
Тема Кавказа в пушкинской лирике.
Тема Родины, отчего дома, любимого края в произведениях XX века.
Традиции рождественского (святочного) рассказа в произведении Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке».
Хронотоп в ранней лирике В. Маяковского.
Читательский портрет моего сверстника.
Язык героев в рассказах М.М. Зощенко.
Языковые средства создания юмора в произведениях…




Задачи проекта по литературе: при помощи художественной литературы ориентировать участников образовательного процесса на приоритет гуманных взаимоотношений с окружающими; при помощи художественной литературы ориентировать участников образовательного процесса на приоритет гуманных взаимоотношений с окружающими; формировать представления о ценности другого человека и знаний о способах проявления милосердия;формировать представления о ценности другого человека и знаний о способах проявления милосердия; научить детей бескорыстно заботиться о близких и далёких людях, нуждающихся в помощи, умению сопереживать им в несчастье и радоваться благополучию;научить детей бескорыстно заботиться о близких и далёких людях, нуждающихся в помощи, умению сопереживать им в несчастье и радоваться благополучию; воспитывать ответственность «за тех, кого приручили»;воспитывать ответственность «за тех, кого приручили»; формировать у учащихся представление о милосердии как величайшей ценности культуры и духовного развития человека;формировать у учащихся представление о милосердии как величайшей ценности культуры и духовного развития человека; формировать восприимчивость к чувствам других людей, потребность в выражении чувств сострадания, жалость, человеколюбие, нетерпимость к проявлениям унижения, оскорбления.формировать восприимчивость к чувствам других людей, потребность в выражении чувств сострадания, жалость, человеколюбие, нетерпимость к проявлениям унижения, оскорбления.


Введение Песни и былины, сказки и рассказы, повести и романы русских писателей учат нас добру, милосердию и состраданию. А сколько создано пословиц и поговорок! «Добро помни, а зло забывай», «Доброе дело два века живет», «Пока живешь, творишь добро, лишь путь добра - спасение души», - гласит народная мудрость. Так что же такое милосердие? И почему сегодня человек несет другому человеку иногда больше зла, чем добра? Наверное потому, что доброта – это такое состояние души, когда человек способен прийти на помощь другим, дать добрый совет, а иногда и просто пожалеть. Не каждый способен почувствовать чужое горе как свое собственное, пожертвовать чем-то для людей, а без этого не бывает ни милосердия, ни сострадания. Добрый человек притягивает к себе как магнит, он отдает частицу своего сердца, свое тепло окружающим людям. Вот почему каждому из нас нужно очень много любви, справедливости, чуткости, чтобы было что отдавать другим. Да, жизнь сурова. Многие человеческие качества Неких подверглись испытаниям. Некоторые в процессе этих испытаний затерялись среди пороков и зла. Но главное то, что среди пошлости, грязи и разврата Некие смогли сохранить, пожалуй, самое важное человеческое качество - милосердие.Песни и былины, сказки и рассказы, повести и романы русских писателей учат нас добру, милосердию и состраданию. А сколько создано пословиц и поговорок! «Добро помни, а зло забывай», «Доброе дело два века живет», «Пока живешь, творишь добро, лишь путь добра - спасение души», - гласит народная мудрость. Так что же такое милосердие? И почему сегодня человек несет другому человеку иногда больше зла, чем добра? Наверное потому, что доброта – это такое состояние души, когда человек способен прийти на помощь другим, дать добрый совет, а иногда и просто пожалеть. Не каждый способен почувствовать чужое горе как свое собственное, пожертвовать чем-то для людей, а без этого не бывает ни милосердия, ни сострадания. Добрый человек притягивает к себе как магнит, он отдает частицу своего сердца, свое тепло окружающим людям. Вот почему каждому из нас нужно очень много любви, справедливости, чуткости, чтобы было что отдавать другим. Да, жизнь сурова. Многие человеческие качества Неких подверглись испытаниям. Некоторые в процессе этих испытаний затерялись среди пороков и зла. Но главное то, что среди пошлости, грязи и разврата Некие смогли сохранить, пожалуй, самое важное человеческое качество - милосердие.


Лексическое значение слов по Толковому словарю Ожегова: Сочувствие- отзывчивое, участливое отношение к переживанию других.Сочувствие- отзывчивое, участливое отношение к переживанию других. Сострадание -жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем другого человека.Сострадание -жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем другого человека.


Лексическое значение слов по словарю Ушакова: Все формы слова "милосердие" и производные от него -- МИЛОСЕРДИЕ, МИЛОСЕРДНЫЙ, МИЛОСЕРДСТВОВАТЬ, МИЛОСЕРДЫЙ, МИЛОСТИВЫЙ, МИЛОСТИВЕЦ, МИЛОСТЫНЯ, МИЛОСТЬ -- снабжены пометкой "устар.", что означает устаревшее слово, редко используемое в современном языке, вероятно, чаще всего в связи с историей. Эта пометка "устаревший" делится на два вида -- "книжн. устар." и "простореч. устар.". Первый вид означает устаревшее слово, употребляемое только в книжном: в литературном, в научном или церковном языках. Второй вид означает устаревшее слово, когда-то бытовавшее в живом разговорном нелитературном языке, ныне же устаревшее и неупотребляемое или малоупотребимое.Все формы слова "милосердие" и производные от него -- МИЛОСЕРДИЕ, МИЛОСЕРДНЫЙ, МИЛОСЕРДСТВОВАТЬ, МИЛОСЕРДЫЙ, МИЛОСТИВЫЙ, МИЛОСТИВЕЦ, МИЛОСТЫНЯ, МИЛОСТЬ -- снабжены пометкой "устар.", что означает устаревшее слово, редко используемое в современном языке, вероятно, чаще всего в связи с историей. Эта пометка "устаревший" делится на два вида -- "книжн. устар." и "простореч. устар.". Первый вид означает устаревшее слово, употребляемое только в книжном: в литературном, в научном или церковном языках. Второй вид означает устаревшее слово, когда-то бытовавшее в живом разговорном нелитературном языке, ныне же устаревшее и неупотребляемое или малоупотребимое.


Что касается слова "гуманность", то все словоформы слова humanus, переводимого с древней латыни словом "человеческий", имеют пометку "книжн.". Это означает, что слова ГУМАНИЗМ, ГУМАНИСТ, ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ, ГУМАНИТАРНЫЙ, ГУМАННОСТЬ, ГУМАННЫЙ -- удел книжников: литераторов, публицистов и ученых, философов или историков. Это означает, что слова "гуманизм", "гуманист", "гуманность" или "гуманный" в живом разговорном языке редко кто употребляет.Что касается слова "гуманность", то все словоформы слова humanus, переводимого с древней латыни словом "человеческий", имеют пометку "книжн.". Это означает, что слова ГУМАНИЗМ, ГУМАНИСТ, ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ, ГУМАНИТАРНЫЙ, ГУМАННОСТЬ, ГУМАННЫЙ -- удел книжников: литераторов, публицистов и ученых, философов или историков. Это означает, что слова "гуманизм", "гуманист", "гуманность" или "гуманный" в живом разговорном языке редко кто употребляет.


По словарю Ушакова: Но нас должно обнадеживать существование в русском языке эквивалента слову "гуманизм".Но нас должно обнадеживать существование в русском языке эквивалента слову "гуманизм". Это "человечность". "ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, человечности, мн.ч.нет, ж.р. Отвлеч.сущ. -- к человечный, -- гуманность, человеческое отношение к окружающим… ЧЕЛОВЕЧНЫЙ, человечная, человечное; человечен, человечна, человечно. Гуманный, достойный человека, отзывчивый, внимательный к чужой личности. Человечный поступок. Человечное отношение…"Это "человечность". "ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, человечности, мн.ч.нет, ж.р. Отвлеч.сущ. -- к человечный, -- гуманность, человеческое отношение к окружающим… ЧЕЛОВЕЧНЫЙ, человечная, человечное; человечен, человечна, человечно. Гуманный, достойный человека, отзывчивый, внимательный к чужой личности. Человечный поступок. Человечное отношение…"


Есть также в русском языке и слово "добро", как источник и "человечности", и "милосердия". Это вселяет оптимизм, так как в словаре Ушакова эти фундаментальные этические понятия не снабжены пометками "книжное" или "устаревшее". Там так и написано: "ДОБРО, добра, мн.ч. нет, ср. Положительное начало в нравственности, противоп. зло. Люди стремятся к истине, добру и красоте.".Есть также в русском языке и слово "добро", как источник и "человечности", и "милосердия". Это вселяет оптимизм, так как в словаре Ушакова эти фундаментальные этические понятия не снабжены пометками "книжное" или "устаревшее". Там так и написано: "ДОБРО, добра, мн.ч. нет, ср. Положительное начало в нравственности, противоп. зло. Люди стремятся к истине, добру и красоте.".


По словарю Даля: ДОБРО -- В духовном значении «благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина; противоположно худу и злу».ДОБРО -- В духовном значении «благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина; противоположно худу и злу». Добро делай, никого не бойся.Добро делай, никого не бойся. От добра худа не бывает.От добра худа не бывает. За добро злом не платят.За добро злом не платят.


Словарная работа по словарям синонимов и антонимов: Сочувствие- сострадание Синонимы:Синонимы: Милосердие, доброта, гуманизм. Милосердие, доброта, гуманизм. Антонимы:Антонимы: Равнодушие, жестокость, бездуховность, безразличие, тщеславие, эгоизм, безжалостностьРавнодушие, жестокость, бездуховность, безразличие, тщеславие, эгоизм, безжалостность


Афоризмы «Добро само по себе не кажется на вид и убеждает нас, только если осветит его красота…» М.Пришвин.«Добро само по себе не кажется на вид и убеждает нас, только если осветит его красота…» М.Пришвин. «Добродетель- есть не что иное, как красота духовная». Ф.Чесгерфилд.«Добродетель- есть не что иное, как красота духовная». Ф.Чесгерфилд. «Сострадание -есть горе о чужом несчастье, зависть -есть горе о чужом счастье». Плутарх.«Сострадание -есть горе о чужом несчастье, зависть -есть горе о чужом счастье». Плутарх. «Помоги, раздели беду –и твоя не так давить будет».«Помоги, раздели беду –и твоя не так давить будет». «Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире». Зигфрид Ленц.«Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире». Зигфрид Ленц.


Афоризмы «Чем достойней человек, тем большему числу существ он сочувствует». «Милосердие…не бывает чрезмерным.» Ф.Бэкон.«Чем достойней человек, тем большему числу существ он сочувствует». «Милосердие…не бывает чрезмерным.» Ф.Бэкон. «Сочувствие- неважная милостыня». «Милосердие украшает сильного» (Индийское изречение).«Сочувствие- неважная милостыня». «Милосердие украшает сильного» (Индийское изречение).


Божьи заповеди: Божье милосердие является основанием для нашего милосердия:Божье милосердие является основанием для нашего милосердия: Милосердие – признак мудрости, сходящей свыше: Иаков 3:17 «Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна».Милосердие – признак мудрости, сходящей свыше: Иаков 3:17 «Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна». Милосердие – признак истинной любви (Агапе): 1 Коринфянам 13:4-7 «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».Милосердие – признак истинной любви (Агапе): 1 Коринфянам 13:4-7 «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит». Милосердие – плод Святого Духа: Галатам 5:22-23 «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание».Милосердие – плод Святого Духа: Галатам 5:22-23 «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание».


Мы не рождаемся милосердными, но мы можем таковыми стать, если позволим Господу Богу совершить в нас работу по преображению нашего характера. Посему Слово Божье призывает нас: Мы не рождаемся милосердными, но мы можем таковыми стать, если позволим Господу Богу совершить в нас работу по преображению нашего характера. Посему Слово Божье призывает нас: « Помнящий добро никогда не сотворит зла».« Помнящий добро никогда не сотворит зла».


Из «Евангелия от Матфея»: «Возлюби ближнего твоего…»«Возлюби ближнего твоего…» «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня; радуйтесь и веселитесь, ибо велика Ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде Вас».«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня; радуйтесь и веселитесь, ибо велика Ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде Вас». «Смотрите: не творите милостыню вашей перед людьми с тем, чтобы они видели вас, иначе не будет вам награды от Отца вашего небесного…»«Смотрите: не творите милостыню вашей перед людьми с тем, чтобы они видели вас, иначе не будет вам награды от Отца вашего небесного…» Ф.Бэкон


Социальный опрос, проведенный учащимися. Тема « Нужны ли сочувствие и сострадание в наши дни?» Предварительная работа: -письменное разрешение родителей на проведение социального опроса; -разрешение администрации школы на проведение опроса Ход работы: опрошено 28 взрослых и 20 детей «Результат: «Да»: «Да»: «Взрослые-28.«Взрослые-28. Дети-18.Дети-18. «Нет»: «Нет»: Взрослые-0.Взрослые-0. Дети-2.Дети-2.


Сочинения-миниатюры (выдержки) Из сочинения Чикиной Елены:Из сочинения Чикиной Елены: «При жизни у Юшки не было даже имени. Его обижали все: и взрослые, и дети. Его считали низшим существом, а он полагал, что люди так выражают свою любовь к нему. Когда он умер, люди еще больше ожесточились. И теперь вражда и ненависть поселились в их домах -не на ком стало вымещать свою злобу. Его любовь к людям, к природе была без границ».Таких, как Юшка, я называю: «Люди с большим сердцем».«При жизни у Юшки не было даже имени. Его обижали все: и взрослые, и дети. Его считали низшим существом, а он полагал, что люди так выражают свою любовь к нему. Когда он умер, люди еще больше ожесточились. И теперь вражда и ненависть поселились в их домах -не на ком стало вымещать свою злобу. Его любовь к людям, к природе была без границ».Таких, как Юшка, я называю: «Люди с большим сердцем».


Из сочинения Андреевой Л. Самым близким человеком для Алёши была его бабушка, темные глаза которой, «улыбаясь, изливали на всех греющий душу свет». Лозунгом всей её жизни были слова: «Господи, господи! Как хорошо всё! Нет, вы поглядите, как хорошо-то всё!» До неё как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, сказала всё во круг меня в непрерывную нить, сплела всё в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моемо, самым понятным и дорогим человеком – это её бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни». Одним из самых запоминающихся героев повести М.Горького «детство» является Цыганок.Самым близким человеком для Алёши была его бабушка, темные глаза которой, «улыбаясь, изливали на всех греющий душу свет». Лозунгом всей её жизни были слова: «Господи, господи! Как хорошо всё! Нет, вы поглядите, как хорошо-то всё!» До неё как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, сказала всё во круг меня в непрерывную нить, сплела всё в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моемо, самым понятным и дорогим человеком – это её бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни». Одним из самых запоминающихся героев повести М.Горького «детство» является Цыганок.


Алеша узнал, что Цыганок пытался облегчить ему боль во время порки, подставляя под кнут свою руку. Цыганок просто ответил мальчику, что боль он принял «за любовь», и эта способность к самопожертвованию в мире, где каждый думает только о себе, поразила Алёшу. Цыганок занимал в доме особое место. Он был подкидышем, бабушка воспитала его, как сына. Его любили за весёлый нрав, золотые руки и беззлобный характер. Цыганок, выполняя обет другого человека, совершившего смертный грех, взял на себя главную тяжесть и погиб, преданный этим человеком.


Надо уметь прощать Алексей Нескородов Алексей Нескородов Красиво жить не запретишь И с Божьей помощью, быть может, Ты где-то, в чем-то победишь, Я знаю: Бог тебе поможет! Поможет Он тебе любить, Быть добрым, честным и бесстрашным, Добро на всей земле дарить И жить в гармонии, в мире нашем! Я знаю: много есть всего, Чего бы ты хотел увидеть. Я знаю: есть добро и зло, Есть те, кого можно обидеть! Есть те, кто обижал тебя, Весь мир ты можешь упрекать. Поверь: всем надо жить любя. Поверь: надо уметь прощать!


СИТУАЦИИ Как вы считаете, нужно ли приносить себя в жертву ради помощи другим людям?Как вы считаете, нужно ли приносить себя в жертву ради помощи другим людям? Вы нашли котенка, но родители не разрешают вам взять его домой. Если вы добры, как вы поступите, не нарушая при этом установленных родителями правил?Вы нашли котенка, но родители не разрешают вам взять его домой. Если вы добры, как вы поступите, не нарушая при этом установленных родителями правил? А можно ли приносить в жертву одних людей ради помощи другим?А можно ли приносить в жертву одних людей ради помощи другим? Нужно ли проявлять милосердие к "падшим" людям: бомжам, пьяницам, наркоманам…?Нужно ли проявлять милосердие к "падшим" людям: бомжам, пьяницам, наркоманам…?


«Всего более убогих не забывайте, но насколько можете по силам кормите, и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильному губить человека».«Всего более убогих не забывайте, но насколько можете по силам кормите, и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильному губить человека». Владимир Мономах. Владимир Мономах.


Призыв: Делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними и радость, и беду, любите, уважайте друг друга, будьте готовыми прийти на помощь в любую минуту, умейте прощать из сострадания, человеколюбия. Милосердие – это нераздельное слияние чувства и поступка.Милосердие – это нераздельное слияние чувства и поступка. «Будь щедрым! Время не забудет хорошим словом помянуть Того, кто сердце отдал людям, Время не забудет хорошим словом помянуть Того, кто сердце отдал людям, Запомни это, щедрым будь!» Петруся Бровка Петруся Бровка Будем же милосердными!Будем же милосердными!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проектная работа по литературе Ахтиорской Ксении, у ченицы 7 «Р» класса ГБОУ Школа №1354 ЮЗАО г. Москва Система образов в произведениях А.С. Пушкина Руководители проекта: Королева О.О., учитель литературы, Яринич Л.В., учитель информатики

Цель и задачи проекта Цель – изучение и анализ системы образов в произведениях А.С.Пушкина Задачи: доказать, что в произведениях Пушкина богатая система образов охарактеризовать, хотя бы в общих очертаниях, классически завершенную, строгую и ясную систему образов Пушкина рассказать о системе образов в произведениях писателя, описать некоторые произведения

Гипотеза проекта У Александра Сергеевича Пушкина очень богатая и разнообразная система образов

Система образов в произведениях А.С. Пушкина

Художественный образ – это способ и форма освоения действительности в искусстве. Это конкретная и вместе с тем обобщенная картина жизни (или фрагмент такой картины), созданная при помощи творческой фантазии художника и в свете его эстетического идеала.

Система образов - это множество художественных образов, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом и образующих целостное единство художественного произведения. Система образов играет важнейшую роль в воплощении темы и идеи произведения.

Система образов в произведениях А.С. Пушкина Образ автора Образы исторических личностей (Петр 1, Емельян Пугачев, Борис Годунов) Женские образы Образ «лишнего» человека Образ «маленького» человека

Историческая тема в творчестве А. С. Пушкина Одним из самых сложных неоднозначных образов в произведениях Пушкина, посвященных историко-психологической теме, является образ Петра I. Это, безусловно, самая главная фигура среди "владык"в пушкинском творчестве.

Женские образы Многие писатели XVIII и XIX веков писали о женщинах, но особенно были описаны женщины в произведениях А.С. Пушкина. Он прекрасно выражал свое видение и понимание места женщины в жизни.

«Капитанская дочка» Мария Миронова Попав в критическую ситуацию, Маша раскрывается с новой стороны. Она проявляет неслыханную стойкость и силу духа, оказавшись в руках ненавистного Швабрина. Маша решается в одиночку бороться за свое счастье

«Евгений Онегин» Татьяна Ларина Татьяна - девушка из типичной семьи русских помещиков, но она не просто типичная уездная дворянка, она – героиня, в которой воплотились лучшие национальные черты. Она простая девушка, но задумчивость и мечтательность выделяют ее среди людей, в обществе которых она чувствует себя одиноко.

«Дубровский» Маша Троекурова В повести «Дубровский» мы встречаем Машу Троекурову. Возможно, Маша Троекурова и Маша Миронова – это портрет одной и той же женщины. Необычайное чувство долга перед мужем, хоть и нелюбимым, заставили Машу отказаться от запоздалой помощи Дубровского

Анализ Проанализировав главные женские образы, я пришла к выводу: великий поэт наделяет своих любимых героинь такими качествами, как верность долгу, неспособность к обману, к сделкам с совестью, умение любить и разделить участь мужа. Именно Татьяна и Маша Миронова – идеал настоящей русской женщины в творчестве гения.

Образ «лишнего» человека «Лишний человек» –литературный тип, герой своего времени. Литературные типы представляют собой совокупность персонажей, близких по своему роду занятий и духовному облику. Эта тема противоположна изображению «маленького человека»,

Образ «маленького» человека Определение "маленький человек" применяется к литературным, занимающих довольно низкое место в социальной иерархии героям. Задача - отражать жизнь простого человека со всеми ее переживаниями, проблемами, бедами и маленькими радостями.

Глава 2. Отношение к поэту среди школьников В ходе своей работы я провела опрос: «Твой любимый автор», -среди детей 11-14 лет. Оказалось, что любовь к произведения Пушкина идет с самого детства, его сказок, а особенно ярко выражается она примерно в 7 классах.

Заключение В заключении я хочу сказать, что у А.С.Пушкина очень богатая и разнообразная система образов, которая является верным и надежным ключом к разрешению многих проблем и «загадок» пушкиноведения. В ходе работы над моим проектом я подтвердила свою гипотезу и выполнила свою цель.

Список литературы «Александр Сергеевич Пушкин. История и примечания.» Интернет-сайт Система Образов в произведениях Александра Сергеевича Пушкина




В продолжение темы:
Мужская мода

Кроме Perfekt (совершенное время) есть в немецком языке и просто прошедшее время – Präteritum (что по-латыни означает прошлое, прошедшее мимо ). Оно образуется при помощи...

Новые статьи
/
Популярные