Музей истории российской литературы имени даля. Государственный музей истории Российской литературы им. В.И. Даля (государственный литературный музей). Адрес, часы работы и стоимость посещения

Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля (Государственный литературный музей) имеет богатую и сложную историю. По свидетельству автора концепции центрального литературного музея страны Владимира Дмитриевича Бонч-Бруевича (1873–1955), идея музея сформировалась ещё в 1903 году, когда он находился в эмиграции в Женеве.

История нынешнего ГМИРЛИ имени В. И. Даля восходит к созданию двух музеев, посвящённых наследию великих русских классиков. Московский государственный музей имени А. П. Чехова был основан в октябре 1921 года, его коллекции ныне находятся в фондах ГМИРЛИ имени В. И. Даля, ведущего свою родословную именно от этой даты и готовящегося в октябре 2021 года отметить своё столетие.

Инициатива создания музея другого русского классика, Ф. М. Достоевского, также была выдвинута в 1921 году, накануне столетия писателя. Музей Достоевского был основан в 1928 году, а в 1940 году вошёл в состав главного литературного музея страны.

Особое значение в истории ГМИРЛИ имени В. И. Даля имеет создание в 1933 году по инициативе В. Д. Бонч -Бруевича Центрального музея художественной литературы, критики и публицистики. В его фондовые коллекции были включены музейные предметы, приобретённые, в том числе, в результате работы учреждённой в 1931 году государственной Комиссии по выявлению находящихся за границей памятников литературы и искусства народов СССР. Для обеспечения работы комиссии были выделены значительные финансовые средства, в том числе из золотовалютных резервов. Если учесть, насколько непростым для СССР был период на рубеже 1920–1930 -х годов, становится очевидным, что создание и развитие главного литературного музея литературоцентричной страны являлось важнейшей государственной задачей.

16 июля 1934 года приказом наркома просвещения Центральный музей художественной литературы, критики и публицистики был упразднен, вместо него был создан Государственный литературный музей, который, согласно этому приказу, уже не имел юридической автономии и был введён в состав Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина. Начался нелегкий период в работе главного литературного музея страны, которому вскоре удалось вернуть статус самостоятельного учреждения культуры.

К концу 1930-х годов коллекция музея насчитывала сотни тысяч реликвий - рукописей, книг, документов, фотографий, предметов живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, мемориальных вещей. Именно тогда в музее появились многие ценные собрания, сформировался высокопрофессиональный коллектив, началась интенсивная научная и издательская деятельность.

В 1941 году по решению правительства большинство рукописей из собрания музея были изъяты и переданы в ведение Главного архивного управления, подведомственного наркомату внутренних дел. Несмотря на это, благодаря интенсивной собирательской работе, музей со временем вновь стал одним из крупнейших хранителей материалов по истории отечественной литературы.

26 июля 1963 года, согласно приказу Министерства культуры СССР, музей официально получил статус «головного музея, на который возложена координация научно-исследовательской и экспозиционной работы однопрофильных музеев страны и оказание им консультативной и методической помощи». В течение следующих десятилетий при непосредственном участии сотрудников флагманского литературного музея страны были созданы десятки музеев в разных регионах СССР, в том числе крупные и ныне широко известные, были обновлены многие постоянные экспозиции ведущих литературных музеев. В 1984 году музей был награжден Орденом Дружбы народов.

В 2015 году по предложению музея была сформирована Инициативная группа ведущих литературных музеев России, а затем - Ассоциация литературных музеев , с 2018 года работающая на правах секции Союза музеев Российской Федерации.

В апреле 2017 года флагманский литературный музей страны получил новое официальное наименование: Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля. Это название в полной мере соответствует не только современной миссии крупнейшего литературного музея страны, но и замыслу создателя научной концепции музея В. Д. Бонч-Бруевича, считавшего, что краеугольным условием существования такого крупного учреждения культуры должно быть сочетание функций пяти культурных институций: собственно музея, а также архива, библиотеки, исследовательского института и научного издательства.

На сегодняшний день коллекция музея составляет свыше полумиллиона единиц хранения, что позволило создать более десяти мемориальных экспозиций, ныне известных не только россиянам, но и далеко за пределами нашей страны: «Музей-квартира Ф. М. Достоевского» , «Дом-музей А. П. Чехова» , «Дом-музей А. И. Герцена» , «Дом-музей М. Ю. Лермонтова» , «Музей-квартира А. Н. Толстого» , «Музей Серебряного века», «Дом-музей М. М. Пришвина» в деревне Дунино, Дом-музей Б. Л. Пастернака » в Переделкине, «Дом-музей К. И. Чуковского» в Переделкине, « Информационно-культурный центр „Музей А. И. Солженицына “ в г. Кисловодске».

В составе ГМИРЛИ имени В. И. Даля работают две выставочные площадки в отделах «Дом И. С. Остроухова в Трубниках» и «Доходный дом Любощинских-Вернадских », который также является центральным административным зданием.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ

  1. Ремонтно-реставрационные работы и реэкспозиция отдела «Дом-музей А. П. Чехова» .

  2. Создание на базе отдела ГМИРЛИ имени В. И. Даля «Музея истории литературы ХХ века» , в который войдут экспозиции посвященные литераторам разных эстетических направлений и судеб - и тем, кто был официально признан в советскую эпоху (А. В. Луначарский), и гонимым, запрещенным писателям (О. Э. Мандельштам), а также авторам Русского зарубежья (А. М. Ремизов).

  3. Открытие в составе ГМИРЛИ имени В. И. Даля к 200-летию Ф. М. Достоевского Музейного центра «Московский дом Достоевского» .

  4. Создание современного комплексного депозитария , в составе которого будет открыт инновационный «Музей звучащей литературы» и организованы открытые хранения музейных предметов.

  5. Комплексная модернизация и реэкспозиция отдела «Музей Серебряного века» и создание на его основе Музейного центра «Серебряный век» .

  6. Создание в составе ГМИРЛИ имени В. И. Даля Национального выставочного центра «Десять веков российской словесности» , в котором впервые в российской музейной практике будет создана постоянная экспозиция по истории отечественной литературы.

МИССИЯ МУЗЕЯ

  • Первая составляющая миссии : разработка и реализация принципов представления музейными средствами истории русской литературы на всем протяжении ее развития.
  • Абсолютно все литературные музеи Российской Федерации, кроме ГМИРЛИ, включая наиболее крупные, посвящены либо творчеству одного крупного писателя, либо определенному периоду развития литературы, либо группе литераторов, представляющих определенный регион. Поэтому музейное представление всей истории русской литературы входит исключительно в миссию ГМИРЛИ.

    Этот факт всегда осознавался в прошлом, достаточно вернуться к двум цитатам, предпосланных настоящей концепции в качестве эпиграфов. И Вера Степановна Нечаева (один из основателей Дома-музея Ф. М. Достоевского, старейшего музейного отдела, ныне входящего в состав ГМИРЛИ), и Клавдия Михайловна Виноградова (многолетняя заведующая Домом-музеем А. П. Чехова - отдела нашего музея) в один голос говорят о том, что главной задачей флагманского литературного музея страны является создание единой историко-литературной экспозиции.

    В. С. Нечаева в 1932 году пишет, что «Перестройка литературных музеев едва начата, - для ее успешного продвижения следует перейти к созданию музея литературы, отражающего ход развития исторического процесса в России».

    К. М. Виноградова через 30 лет, в 1961 году подчеркивает, что «музей вплотную приступил к подготовке экспозиции по истории русской литературы с древнейших времен до нашей современности. Однако, отсутствие помещения лишает его возможности развернуть эту экспозицию в полном объеме».

    Приходится констатировать, что данная задача не решена и по сей день и остается главной составляющей миссии ГМИРЛИ.

  • Вторая составляющая миссии : организация сетевого взаимодействия российских литературных музеев.
  • Еще в 1960-е годы тогдашний Государственный литературный музей официально был наделен полномочиями Всероссийского научно-методического центра в области организации работы и методического содействия развитию всех литературных музеев страны. Приказом Министерства культуры СССР от 26 июля 1963 года № 256 музей утвержден «головным музеем, на который возложена координация научно-исследовательской и экспозиционной работы однопрофильных музеев страны и оказание им консультативной и методической помощи».

    За прошедшие десятилетия подобное содействие было оказано более чем пятидесяти литературным музеям, из них некоторые были созданы при непосредственном участии специалистов флагманского музея (иногда - на основе экспонатов, переданных из его коллекции), либо в этих музеях были открыты при содействии головного музея новые экспозиции.

    В наши дни реализация этой составляющей миссии ГМИРЛИ приобретает особое значение, поскольку ставится задача организации сетевого взаимодействия литературных музеев с использованием современных средств коммуникации и электронных технологий.

    Именно в этих целях в 2016 году по инициативе ГМИРЛИ и Государственного музея А. С. Пушкина была создана Ассоциация литературных музеев в составе Союза музеев России.

    В состав инициативной группы по созданию Ассоциации, помимо инициаторов - ГМИРЛИ и ГМП, - вошли крупнейшие литературные музеи России: Государственный музей Л. Н. Толстого (Москва), Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л. Н. Толстого „Ясная Поляна“», Государственный музей-заповедник М. А. Шолохова, Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И. С. Тургенева « Спасское-Лутовиново» , Орловский объединённый государственный литературный музей И. С. Тургенева, Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы», Всероссийский музей А. С. Пушкина (Санкт-Петербург), Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А. Н. Островского «Щелыково», Историко-культурный, мемориальный музей-заповедник «Киммерия М. А. Волошина » в Крыму, Ульяновский областной краеведческого музея имени И. А. Гончарова, Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме (Санкт-Петербург), Государственный историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина (Московская область), Самарский литературно-мемориальный музей им. М. Горького.

  • Третья составляющая миссии ГМИРЛИ - содействие решению важнейшей социальной задачи по поддержанию внимания и интереса к литературе и чтению .
  • В последние годы указанная задача приобрела особое значение: на государственном уровне созданы профильные федеральные программы, призванные содействовать развитию интереса к чтению: Национальная программа поддержки и развития чтения, Программа поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации.

    В данных программах ГМИРЛИ не просто принимает деятельное участие, но и во многих случаях реализует функции инициатора, разработчика отдельных мероприятий. Примером деятельного участия музея в решении задач популяризации чтения может служить масштабный исследовательский выставочный проект «Россия читающая», реализованный музеем в 2015 году, который был официально объявлен в стране Годом литературы.

  • Четвертая составляющая миссии ГМИРЛИ: осуществление функций по музеефикации и экспонированию новейшей литературы .
  • Практика последних десятилетий показывает, что процесс создания новых литературных музеев идет достаточно медленно, для их организации требуются серьезные ресурсы. Помимо наличия коллекций, необходимы и значительные средства на обустройство мемориальных помещений. За последнее десятилетие были поддержаны инициативы по созданию очень немногих музеев современных писателей, среди них - А. И. Солженицын, В. И. Белов, И. А. Бродский, В. Г. Распутин. Это означает, что огромный пласт литературы новейшего времени оказывается вне музеефикации. Реликвии, связанные с жизнью и творчеством таких крупных писателей, как, например, Белла Ахмадулина или Фазиль Искандер, в лучшем случае оказываются в собственности коллекционеров, а в худшем вообще уходят из культурного обихода. В последние годы ГМИРЛИ приобрел известность не только в качестве популярной площадки для встреч, презентаций, обсуждений, связанных с современной литературой, но и как ресурсный центр музеефикации наследия недавно умерших, а в отдельных случаев и ныне здравствующих крупных писателей. При этом имеются в виду писатели новейшей эпохи, родившиеся, жившие и работавшие не только в столичных центрах, но и во всех регионах Российской Федерации.

  • Пятая составляющая миссии ГМИРЛИ : профессиональное музейное представление литературы разных эпох на международной культурной арене .
  • Помимо функций централизованного представления музейной истории литературы в разных регионах Российской Федерации, описанных в четвертой составляющих миссии ГМИРЛИ, весьма актуальна и задача представления и продвижения отечественной литературы за рубежом. Не подлежит сомнению, что именно ГМИРЛИ является наиболее универсальным ресурсным центром для организации выставочных, научных и культурных проектов, посвященных русской литературе, в музейных, научных, выставочных и образовательных центрах на территории зарубежных стран.

    Объем и структура коллекции музея позволяют готовить и реализовывать международные проекты самого высокого уровня. Только за последние несколько лет подобные выставки работали в Германии, Франции, США, Англии, Китае, Венгрии, Испании и других странах, также в России работали выставки, подготовленные в партнерстве с ведущими зарубежными музейными организациями. Среди крупнейших международных проектов последних лет - российско-немецко-швейцарская выставка «Рильке и Россия» (2017–2018, Марбах, Цюрих, Берн, Москва), выставка «Достоевский и Шиллер» в рамках фестиваля «Русские сезоны» (2019, Марбах).

    В 1934 году произошло слияние Центрального музея художественной литературы, критики и публицистики и Литературного музея при Библиотеке имени Ленина в Государственный литературный музей. Сейчас в нем собраны личные архивы, переданные в дар государству от множества деятелей русской культуры с XVIII по XX век. Здесь же демонстрируются редчайшие старинные гравюры с видами столиц РФ и Российской империи, миниатюры и живописные портреты государственных деятелей, оставивших свой след в истории.

    Огромная часть государственной экспозиции – первые печатные и рукописные церковные книги, первые светские издания петровских времен, редкие экземпляры с автографами, рукописи, написанные людьми, навсегда вошедшими в историю России: Державин Г., Фонвизин Д., Карамзин Н., Радищев А., Грибоедов А., Лермонтов Ю. и другие не менее достойные представители литературы. Всего в экспозиции насчитывается более миллиона ценных экземпляров подобного рода.

    Сегодня государственная коллекция литературного музея включает в себя одиннадцать филиалов, находящихся в разных местах и известных даже в отдаленных странах. Это дома-музеи и квартиры-музеи людей, оставивших яркий след в истории России всех времен:

    • Федора Достоевского (Москва, ул. Достоевского, д. 2);
    • Ильи Остроухова (Москва, Трубниковский переулок, д. 17);
    • Антона Чехова (Москва, ул. Садовая Кудринская, д. 6);
    • Анатолия Луначарского (Москва, Денежный пер. 9/5, кв. 1, закрыт на реконструкцию);
    • Александра Герцена (Москва, переулок Сивцев Вражек, д. 27);
    • Михаила Лермонтова (Москва, ул. Малая Молчановка, д. 2);
    • Алексея Толстого (Москва, ул. Спиридоновка, 2/6);
    • Михаила Пришвина (Московская область, Одинцовский район, д. Дунино, д. 2);
    • Бориса Пастернака (Москва, поселение Внуковское, пос. Переделкино, ул. Павленко, д. 3);
    • Корнея Чуковского (Москва, пос. Внуковское, пос. ДСК «Мичуринец», ул. Серафимовича, д. 3);
    • Музей Серебряного века (Москва, Проспект Мира, д. 30).

    К этому же музейному комплексу относится и Музей Серебряного века, открытый в 1999 году. Каждая литературная выставка настолько полна и глубока по своему содержанию, что сама по себе может служить основой для открытия еще одного полноценного и востребованного музея. Совсем недавно, в конце 2014 года, был отреставрирован и передан этому учреждению старинный двухэтажный особняк XIX века, принадлежавший знаменитому русскому меценату Савве Морозову. В этом же году окончена реконструкция мемориального здания-особняка в Кисловодске, где бывал Солженицын – это тоже один из филиалов, который задумано использовать не только как музейную площадку, но и как культурный центр, где будут постоянно проходить встречи с литераторами.

    Искусство

    10361

    Даже не являясь ни в «Золотой», ни в «Серебряный» век русской литературы столицей нашего государства, Москва всегда оставалась домом для многих великих. Писатели и поэты творили в съемных комнатах в узких переулках, венчались в старинных храмах, посвящали улицам первопрестольной свои строки. Потомки заботятся о том, чтобы авторов, уже прошедших испытание временем, знали не только ученые-гуманитарии, но и самые юные жители нынешней столицы, ее гости, возможно, далекие от мира литературы. Быть знакомым с творчеством Пушкина, Булгакова, Цветаевой очень важно, но не менее ценно узнавать об их жизни чуть больше. Может быть, убранство и расположение квартиры, любимые маршруты прогулок, места собраний и кружков помогут глубже понять те или иные их идеи, мысли. В Москве почти три десятка музеев писателей. Есть среди них настоящие дома мастеров русского слова, есть мемориальные экспозиции, есть просто посвящения по мотивам творчества. Мы выбрали для этого обзора самые значимые и интересные, хотя и в других, уверены, каждый найдет, что почерпнуть для себя.

    Музей

    Мемориальный кабинет Валерия Брюсова был создан вдовой после смерти поэта, критика и писателя в доме, где тот прожил пятнадцать лет. Он оставался здесь, в старинном особняке под номером 30 на Проспекте мира, до самых последних дней. Через несколько десятилетий здание отреставрировали, и в 1999 году в нем в качестве филиала Государственного литературного музея открылся Дом-музей Брюсова в Москве - музей «Серебряного века».

    Экспозиция не зря носит отныне такое обобщенное название, ведь она уникальна: это колоссальные фонды рукописей, сборников и изобразительных документов. Их основой, конечно, стала огромная библиотека Брюсова. В ней собраны бесценные, редкие книги литераторов-современников поэта (с их личными автографами!), альманахи, подшивки журналов и газет начала того самого «Серебряного века». Дневники и черновики самого Валерия Брюсова также представлены в качестве экспонатов. Широчайшая экспозиция украшена образцами живописи и графики Коровина, Поленова, Судейкина, Бурлюка. Здесь можно увидеть театральные эскизы Малевича, Маяковского, гипсовые бюсты Цветаевой, Есенина, Пастернака, фотоснимки и шаржи тех лет. В доме-музее Брюсова в Москве одна выставка полностью посвящена творчеству А.С. Пушкина: Валерий Яковлечич, как, впрочем, многие видные писатели «Серебряного века», не раз обращался к пушкинской теме. Исторический интерьер кабинета хозяина дома восстановлен по воспоминаниям родственников и знакомых.

    Жизнь в этом музее кипит, почти как и тогда, во времена развития множества литературных кружков и объединений: помимо тематических экскурсий здесь проводят необычные лекции, яркие музыкальные и поэтические вечера.

    Читать полностью Свернуть

    Музей

    В день столетнего юбилея со дня рождения великой поэтессы в 1992 году в Борисоглебском переулке Москвы открыли Дом-музей Марины Ивановны Цветаевой. В двухэтажном здании середины XIX века ярчайшая представительница «Серебряного века» прожила со своей семьей с 1914 по 1922 год.

    К сожалению и несмотря на колоссальную работу сотрудников музея и увлеченных исследователей творчества поэтессы, в коллекции не так много личных вещей Цветаевой. Просто для того чтобы иметь возможность выжить в ужасное, нищее и холодное время в послереволюционной России большинство ценностей и раритетов Марина Ивановна продала. Известно, что дорогой рояль выменяли на пуд черной муки, а старинной мебелью, разрубленной в щепки, попросту топили печь. Слава богу, потомки Цветаевой, коллекционеры и неравнодушные люди со всех уголков света стараются, время от времени пополнять экспозицию. Среди таких подарков фонду - книги XIX-XX века, семейные фотоснимки, даже личные письма, открытки с автографами и, что особенно ценно - рукописи, прижизненные сборники поэтессы, открытки с ее автографами. В доме-музее можно увидеть туалетный столик, старинное настенное зеркало, рисунки и игрушки детей, многочисленные портреты Цветаевой, написанные известными художниками того времени - настоящие предметы быта, окружавшие художницу слова. Одна из экспозиций посвящена жизненному пути ее мужа - Сергея Эфрона и его семье.

    Сильный дух, извините за каламбур, мужественной женщины и ее тончайших стихов живет в этом доме, впрочем, как и атмосфера той удивительной литературной и культурной эпохи, частью которой она была. Тем более, что музей действует как культурный и творческий центр.

    Читать полностью Свернуть

    Музей

    Открытие музея Сергея Есенина приурочили к 100-летию со дня рождения поэта. В 1995 году энтузиасты-исследователи подарили первую собранную коллекцию городу. Официальный статус музей Есенина в Москве приобрел уже в 96-м. В здании музея жил отец поэта, работавший тогда в мясной лавке купца Крылова. Юного Сергея Александр Есенин встречал в 1911 году, прямиком из Рязани сюда. Здесь будущему великому русскому поэту предстояло прожить в течение семи лет. И именно этот дом - единственное официальное место жительства и его прописки в столице.

    Центральным «экспонатом» дома Есенина в Москве стала необычно оформленная мемориальная комната. Ее поместили за стеклянной стеной, - как своего рода объемную и информативную музейную ценность. Для посетителей визуализировали жизненный и творческий путь поэта. Создана здесь и специальная выставка «Есенин как часть мировой культуры». Интересно, что по ходу экскурсий демонстрируются видеоролики, в них используется редчайшая хроника начала прошлого века.

    Читать полностью Свернуть

    Музей

    Представьте себе начало XIX века и шумный холостяцкий праздник молодых русских дворян, с искрящимся пуншем, скрипом сапог и звоном бокалов, с заставлявшими краснеть эпиграммами и шаржами, с задорным смехом. Переместим наш «мальчишник» в дом №53 на Арбате. Почему именно сюда? А если поместить в центр увеселений коренастого молодого человека с курчавыми волосами, читающего свои стихи? Да, здесь в старинном двухэтажном особняке в 1831 году находилась съемная квартира Александра Сергеевича Пушкина, и здесь он был невероятно счастлив. Уже на следующий день после описанной нами вечеринки, дом обрел свою радушную хозяйку: в церкви Большого Вознесения Пушкин венчался с Натальей Николаевной Гончаровой. Их свадебный ужин и первый семейный бал проходили здесь, на Арбате. Особенное спокойствие и счастье поэта в этот московский период засвидетельствовали современники, гостившие у него. Их портреты ныне украшают мемориальный музей-квартиру А.С. Пушкина

    Но не сразу это памятное место было открыто для посещения. Очень долго по этому адресу, как и по большинству других московских, заселялись коммунальные квартиры. Только табличка на фасаде, установленная в 1937 году, напоминала жильцам о том, что здесь жил Пушкин. Лишь в 1986 году дом на Арбате отреставрировали, чтобы официально открыть музей-квартиру - мемориальный отдел Государственного музея А.С. Пушкина.

    По прошествии лет и событий почти не сохранилось точных данных о том, каково было убранство в квартире Пушкина в Москве. Исследователи творчества приняли решение не воссоздавать интерьер «искусственно», а ограничиться некоторыми общими элементами декора, свойственных эпохе - люстры и светильники в стиле ампир, карнизы и шторы. Уцелевшие личные вещи поэта здесь же: конторка Пушкина, столик Гончаровой, прижизненные портреты супругов. На первом этаже музея работает выставка «Пушкин и Москва» о непростых, но в то же время очень теплых отношениях «Солнца русской поэзии» со столицей.

    Читать полностью Свернуть

    Музей

    Нечасто так бывает, что посетить культовое место из любимой книги можно в реальности. Достаточно просто прийти, например, в дом №10 по Большой Садовой улице. Здесь, в квартире 50, прожил несколько лет Михаил Афанасьевич Булгаков. Здесь он писал свои первые рассказы, образ этой обстановки застыл в его памяти на долгие годы. В «нехорошей квартире» № 50, окутанной, по воспоминаниям писателя, мистической атмосферой, живут, встречаются и пропадают герои знаменитого романа «Мастер и Маргарита».

    Музей-квартиру Булгакова официально открыли недавно - в 2007-м. До этого, с начала 90-х годов в памятном месте располагался Фонд им. Булгакова. Коллекция музея - это сохраненные и переданные родственниками и друзьями писателя личные предметы мебели, быта Михаила Афанасьевича, книги, рукописи, фотографии, картины и пластинки. Экспозиция представлена очень интересно. Восемь залов знакомят нас с эпохой 20–40-х годов, личностью автора и его литературных героев. Здесь не только воссоздана комната Булгакова, но есть и «Коммунальная кухня», представлена «Редакция газеты «Гудок», в которой трудился писатель, «Синий кабинет» передает обстановку последнего жилища писателя в Нащокинском переулке.

    В «Нехорошей квартире» можно послушать экскурсовода, который в подробностях расскажет о доме, его жителях и, конечно, великом писателе XX века. Помещение музея также используется как сцена театра «КомедиантЪ», здесь дают концерты и поэтические вечера, форумы по творческому наследию Булгакова и фотовыставки. Музей-квартира находится на 4 этаже. Не путайте мемориал с частным центром культуры «Булгаковский дом» на первом.

    Читать полностью Свернуть

    Музей

    Много раньше других в Москве - в 1954 году - был открыт дом-музей Антона Павловича Чехова. Теперь это филиал Государственного литературного музея. На Садовой-Кудринской улице, в двухэтажном каменном флигеле 1874 года постройки, Чехов прожил почти четыре года. Тот период стал временем невероятного вдохновения и творческого подъема. В доме на Садовой он написал почти сто рассказов и пьес.

    По воспоминаниям и зарисовкам современников в музее почти досконально восстановлена обстановка, в которой творил писатель. Сегодня можно увидеть, как он жил: его кабинет, спальню, комнаты сестры и брата. Здесь есть книги драматурга, переведенные на разные языки мира, стены украшены фотографиями и графикой с видами любимой Чеховым Москвы конца позапрошлого века. Многие личные вещи Антона Павловича имеют целую историю. Например, на письменном столе доктора-писателя стоит бронзовая чернильница с фигурой лошади. Ее подарила его бедная пациентка, с которой Чехов не только не потребовал денег за консультации, но и сам дал деньги на дальнейшее лечение. Очень дорог был его сердцу фотоснимок любимого композитора Чайковского - с личным автографом.

    Семья Чехова подарила государству рукописи и документы, которые составили основу экспозиции, размещенной в трех залах музея. Одна из комнат полностью посвящена поездке писателя на Сахалин. А главный зал дома-музея Чехова в Москве является не только выставочным, но и концертным. Здесь играет труппа «Театра Чехова». Можно рассмотреть редчайшие афиши спектаклей того времени, открытки с выдающимися актерами, играющими в пьесах по чеховским произведениям, программки, снимки Чехова в актерской среде, рецензии современников на его драматургию.

    Читать полностью Свернуть

    Музей

    Памятник архитектуры русского классицизма, созданный И.Д. Жилярди по чертежам Д. Кваренги, - здание Мариинской больницы для бедных - место паломничества не только для знатоков строительного искусства. Флигель больницы отводился, в том числе и для расселения ее работников. Квартиру из двух комнат на первом этаже занимала семья лекаря Достоевского. Его сын Федор, родившийся во флигеле напротив, прожил с отцом и матерью с 1823 по 1837 год. В неполные 16 лет он отбыл из Москвы в тогдашнюю столицу - Петербург.

    Удивительно то, что квартира, где с детства впитывал образы и впечатления великий художник слова, никогда не перестраивалась. Музей на Божедомке открыли еще в 1928 году. Сегодня улица, на которой стоит этот дом №2, названа в честь автора «Братьев Карамазовых». В основу коллекции легли ценнейшие вещи и документы, бережно сохраненные женой Достоевского Анной Григорьевной. Интерьер комнат восстанавливали по воспоминаниям брата писателя. В экспозиции использована мебель семьи, предметы декора, такие, как бронзовые канделябры, прижизненные портреты родителей и родственников Ф.М. Достоевского и даже самая первая книга маленького Феди ― «Сто четыре избранныя истории Ветхаго и Новаго Завета».

    Уже за стенами мемориальной квартиры, но в здании бывшей больницы, ставшей Музеем Достоевского в Москве, Обществом любителей российской словесности при МГУ и профессионалами-историками собрана выставка «Мир Достоевского», знакомящая посетителей с тем, как жил и работал Федор Михайлович. Здесь же работает лекционный зал.

    Читать полностью Свернуть

    Музей

    Мемориальная обстановка дачи Корнея Чуковского практически полностью оставлена в том виде, который имела при его жизни. Двухэтажный дом на улице Серафимовича в Переделкино хранит тайны создания множества произведений для взрослых и детей, ведь здесь Корней Иванович прожил почти тридцать лет. Музейная коллекция включает в себя предметы обихода писателя, переводчика и литературоведа, большую библиотеку книг и документов, в том числе с автографами Пастернака, Солженицына, Гагарина и Райкина, собрание игрушек - подарков от детей, восхищенных его сказками. Дом-музей был открыт в 1996 году в писательском поселке.

    Музей в Переделкино художественно наполнен интересными экспонатами-иллюстрациями к творчеству сказочника: вот чудо-дерево с туфельками, а вот старинный черный телефонный аппарат, по которому, вероятно, говорил слон. Посмотревшись в зеркало волшебной шкатулки, нужно загадать желание. Здесь же можно увидеть мультфильм «Телефон», озвученный самим Корнеем Ивановичем.

    Читать полностью Свернуть

    Музей

    В Замоскворечье, том редком районе нашего мегаполиса, где до сегодняшнего дня каким-то чудом сохранился самобытный облик и очарование старинных улиц, в 1984 открыли музей А.Н. Островского. Именно здесь родился великий русский драматург. Это даже не дом, а, скорее, двухэтажная деревянная усадьба начала XIX века, вокруг которой с первых дней весны почти до середины осени цветет дивный сад.

    Домашняя обстановка, которая существовала при жизни писателя, восстановлена практически полностью. Чувствуется приятная атмосфера размеренной жизни. На первом этаже дома собраны вещи Островского: предметы мебели (в том числе редкая коллекция его отца), книги, семейные портреты. Кроме того, многие предметы музейного собрания позволяют посетителю узнать историю Москвы того времени, нравы и вкусы ее жителей, а за счет этого, возможно, лучше понять творчество Александра Островского. На втором этаже экспонируются уникальные предметы, связанные со сценическими постановками работ драматурга. Это рукописи, старинные афиши, фотокарточки актеров, эскизы декораций. Целых два зала отведено специально для знаковых пьес «Бесприданница» и «Гроза».

    Музей писателя Льва Толстого в Москве расположен на Пречистенке. При нем в Музейной академии для детей дошкольного возраста «Муравейные братья» на постоянной основе проводятся развивающие занятия, а также театрализованные кружки для учащихся школы разных возрастов. Здесь есть свои лекторий и кинозал, библиотека, букинистический магазин, связанный, конечно, с жизнью и творчеством Льва Николаевича. Еще, чтобы объединить литературоведов и писателей, и профессионалов из других музеев, знатоков искусства, при музее был создан литературный клуб «Лёвин».

    Сегодня основными тематическими экскурсиями музея являются «Отчий дом. Юность гения», «Легенды и придания рода Толстых», «Страницы жизни», «Земля и Небо», «Война и мир».

    Читать полностью Свернуть

    Посмотреть все объекты на карте

    Фонды музея хранят архивные рукописи писателей и культурных деятелей XVIII–XXI веков, уникальные древние гравюры XVII-XVIII веков с видами Москвы и Петербурга, миниатюры и портреты политических и культурных деятелей, первые печатные книги и древнейшие рукописи, редчайшие издания произведений классиков литературы, рукописи Николая Гоголя, Денис Фонвизина, Николая Карамзина, Михаила Лермонтова и других выдающихся литераторов.

    Лучшие произведения живописи, оригинальная и печатная графика, фотографии и негативы, скульптура и книги, звукозаписи и афиши, коллекции лубков и плакатов, фольклора и окон ТАСС - вся история страны нашла свое отражение в этих стенах.

    Государственный Литературный музей обладает бесценным фондом, его сотрудники - огромным опытом по организации выставочных вернисажей. Каждое из них вызывает огромный культурно-просветительный резонанс. Ежемесячно в музейных помещениях проводится 20-40 мероприятий различного характера - выставка и конференция, олимпиада и концерт, литературный вечер и пленэр. Список можно продолжать до бесконечности.

    Музей имеет свой издательский дом, который предлагает общественности научные издания, художественную и методическую литературу и ежегодный альманах. В последнее время активную спонсорскую помощь музею оказывают частные коммерческие структуры.

    Копия иконы 1870 г. с изображением святых Космы и Дамиана. Праобразами святых послужили Пушкин и Даль. Оригинал иконы храниться в музее истории религий.

    Впоследствии В. И. Даль и А. С. Пушкин неоднократно встречались, они беседовали о русской литературе, народном творчестве, русском языке, обсуждали лингвистические находки Даля. В. И. Даль в воспоминаниях пишет, что именно Пушкин настаивал на обязательном и скорейшем завершении словаря.

    Последнюю ночь перед смертью Пушкина Даль провел у его постели, позже он напишет очерк о его смерти. Далю умирающий поэт передал на память свой золотой перстень с изумрудом. Даль отказывался, но Пушкин настоял. Через год из Оренбурга Даль писал князю Одоевскому:

    «Теперь перстень Пушкина для меня настоящий талисман. Как гляну на него, пробежит по мне искорка и хочется приняться за что-нибудь порядочное»

    К счастью, перстень — подарок Пушкина Далю, сохранился до наших дней. После кончины В. И. Даля перстень находился у его средней дочери Ольги Владимировны Демидовой. Ольга вышла замуж за Платона Демидова, семья Даля породнилась с знаменитым родом русских горнозаводчиков Демидовых. Ольга передавала перстень на знаменитую пушкинскую выставку 1880 года. А после выставки подарила перстень великому князю Константину Константиновичу — президенту Российской Академии наук, который в свою очередь по завещанию передал его в Пушкинский дом — Институт русской литературы в Санкт-Петербурге. В 1950-е годы, когда создавался музей-квартира Пушкина на Мойке, перстень был передан в этот музей и его приключения на этом закончились. К сожалению, перстень находится в запасниках музея, увидеть его можно только на выставках.

    Словарь В. И. Даля как сокровищница русского языка

    Было такое выражение в дореволюционной России: «Комната русского культурного человека — это стол, стул и Даль». Словарь Даля — явление исключительное. Даль составил свой словарь один, без помощников и этому труду было отдано пятьдесят три года жизни. Первое слово для словаря Даль записал в 17 лет, когда молодым мичманом направлялся к месту службы, а последние четыре новых слова, услышанных от прислуги, он записал уже прикованный к постели, за неделю до смерти. В середине XIX в., в период расцвета русской классической литературы, он, как и Пушкин, призывал современников обратиться к живой русской речи. Даль критиковал ранее издававшиеся академические словари, в основе которых лежала книжно-письменная речь. «Пришла пора, — писал В. И. Даль в „Напутном слове“ к своему словарю, — подорожить народным языком». Официальные академики того времени в ответ на критику всячески игнорировали труд Даля и отказывались с ним сотрудничать. Но словарь Даля увидел свет. Издание словаря было уникальным культурным событием того времени. По количеству включённых в него слов (более 200 тысяч) этот словарь остался непревзойденным и поныне. В словаре собрано бесчисленное количество синонимов, эпитетов, образных выражений русского языка. Словарь и сегодня является настольной книгой этнографов и лингвистов, к нему постоянно обращаются писатели и переводчики. По сути, словарь Даля стал энциклопедией русской народной жизни середины XIX века, по словарю можно изучать язык, быт и нравы наших предков.

    Всего было четыре издания словаря Даля. Последнее изданние было напечатано в 1998 году и оно явилось повторением третьего еще дореволюционного издания, никаких изменений в него не было внесено.

    Не все современники разделяли взгляды В. И. Даля. Пропагандируя народную речь, Даль несколько принижал значение нормированного литературного языка. Известен такой эпизод его словесной полемики с поэтом В. А. Жуковским. Они обсуждали две формы выражения одной и той же мысли. Общелитературная форма в то время выглядела так: «Казак седлал лошадь как можно поспешнее, взял товарища своего, у которого не было верховой лошади, к себе на круп и следовал за неприятелем, имея его всегда на виду, чтобы при благоприятных обстоятельствах на него напасть». А Даль предложил такой вариант этой фразы: «Казак седлал уторопь, посадил бесконного товарища на забедры и следил неприятеля в назерку, чтобы при спопутности на него ударить» и считал этот вариант более выразительным. Жуковский с ним не соглашался и говорил, что мысль выражена на местном диалекте и в целом непонятна для русского человека.

    Еще одной крайностью была позиция В. И. Даля относительно иноязычных слов в русском языке, которые считал «сухой прищепой» на живом теле русского языка. Включая иноязычные слова в свой словарь, Даль подыскивал, а иногда и сам изобретал подходящие для них русские замены. Вместо слова инстинкт он предлагал употреблять слово побудок, вместо слова горизонт рекомендовалась целая серия русских синонимов: кругозор, небозём, небоскат, завес, закрой, озор. Французское слово пенсне у Даля превратилось в смешное русское слово — носохватка. Вместо слова эгоист предлагал использовать слова самотник или себятник. Замены интересные, остроумные, но не естественные. Разумеется, псевдорусские слова не прижились в нашем языке.



    В продолжение темы:
    Детская мода

    Инструктаж по ПДД, ТБ и ОБЖ, ППБ во время летних каникул. Завершился учебный год, и начинаются долгожданные летние каникулы. Все мы готовимся к лету, с нетерпением его...

    Новые статьи
    /
    Популярные