Успехи современного естествознания. Символы, знаки, эмблемы - архитектура

Одним из крупнейших направлений в искусстве на рубеже 19 и 20 века, зародившееся во Франции и в дальнейшем получившее широкое распространение во всем мире, является символизм (в переводе с греческого symbolon - символ, знак). Данное направление появилось во Франции в 70-е-80-е годы XIX века и достигло наивысшего пика развития на своей Родине, а также на территории Бельгии, России, Германии, Норвегии и Америки в конце XIX начале ХХ века. Символизм стал одним из самых распространенных и плодотворных направлений в искусстве того времени, его элементы замечаются практически на всем протяжении развития человеческой цивилизации (средневековая живопись и готические фрески пропитаны духом христианской символики, много элементов символизма улавливаются в картинах художников, писавших в эпоху романтизма).

Символизм, возникший на рубеже веков, выступал как новое направление в искусстве в противопоставлении к реализму и импрессионизму, он показывал свой протест и негативное отношение против развития буржуазных моралей и ценностей, выражал тоску и желание обрести духовную свободу, тонко чувствовал грядущие перемены и предсказывал неминуемые грядущие социальные и исторические потрясения как для каждого отдельного человека, так и для всего общества в целом.

Впервые термин «символизм» был использован в статье французского поэта Жана Мореаса под названием «Le Symbolisme», опубликованной в газете «Фигаро» в 1886 году. В данном манифесте провозглашались основные принципы нового направления, и утверждалось главенство символа как основного способа выражения тонкого душевного состояния поэта либо художника. Последователи символизма искали смысл земного существования в своих эмоциях, мечтах, в глубинах своего сознания и фантастических виденьях, там, где реалисты пытались изобразить окружающий их мир без прикрас, символисты, разочарованные пугающей их реальностью, окутывали все покровом тайны и мистицизма, использовали образы и символы.

Символизм в живописи

(Густав Климт "Поцелуй" )

В первую очередь данное направление получило широкое распространение в литературе, философии и театральном искусстве, а уже потом в изобразительном искусстве и музыке. Своей главной целью символисты считали выражение абсолютных истин и отображение реальной жизни посредством использования метафорических образов и аллегорий, имеющих символическое значение. Основными характерными чертами данного стиля можно назвать: новаторские стремления к экспериментам, мистицизм, таинственность, недосказанность и завуалированность.

(Одилон Редон "Будда в молодости" )

Художники-символисты конца XIX начала ХХ века, вдохновленные поэзией и литературой эпохи романтизма, различными легендами, сказаниями, мифологией и библейскими историями, создавали свои полотна, наполненные персонажами и предметами, имеющими глубокий мифический, мистический и эзотерический смысл. Наиболее популярными тематиками для художников данного направления были религия и оккультизм, передача различных чувств и эмоций, любовь, смерть, болезни и различные человеческие пороки. Картины символистов в первую очередь характеризуются глубоким философским смыслом и стремятся передать не реальный образ, а показать чувства и эмоции, переживания и настроения автора. Картины данного стиля становятся узнаваемыми и отличаются особой уникальностью не благодаря использованию каких-то особенных форм и цветов, а благодаря их содержанию, глубокому смыслу в них заключенному.

(Ян Матейко "Станчик" )

На лицах героев, изображенных на полотнах символистов, практически никогда не встречаются положительные эмоции, что обусловлено требованиями данного учения, донести до людей мысль о несовершенстве окружающего их мира. Задний фон полотен обычно размыт и изображен в спокойной однотипной цветовой гамме, изображение на первом плане - весьма обобщенное и простое, заметны четки контуры самых мельчайших элементов. Сюжетная линия картин полна загадочности и мистицизма, каждая деталь имеет свое определенное символическое значение, которое требует вдумчивого размышления и изучения. Такое полотно посылает мысли созерцающего её человека в далекое путешествие по глубинам его разума, требует наличия определенного кругозора и доверия к собственным чувствам и эмоциям.

Выдающиеся художники-символисты

(Гюстав Моро "Фаэтон" )

Французские последователи символизма в изобразительном искусстве отличаются тягой к декадентству и синтетизму, представлявшему смешение и объединение символизма и клуазонизма(разноцветные фигуры и плоскости, очерченные широким контуром). Яркими представителями данного направления считаются художники Гюстав Моро (Саломея, танцующая перед Иродом», «Эдип и Сфинкс», «Юноша и смерть», «Осень»), Поль Гоген («Видение после проповеди, или Борьба Иакова с ангелом»), Одилон Редон (серия литографий «В мире мечты», «Апокалипсис св. Иоанна», «Эдгару По», «Ночь», «Циклоп»), Эмиль Бернар («Улица Роз в Порт-Авене», «Испанский уличный музыкант и его семья»), Пюви де Шаванн («Сон», «Смерть св. Себастьяна», «Святая Камилла», «Размышление», «Джульетта»).

(Эдвард Мунк "Меланхолия" )

Одним из ярчайших представителей норвежского символизма в изобразительном искусстве считается художник и график Эдвард Мунк, его картины, отображающие его непростую судьбу, пропитаны мотивами страха, одиночества и смерти, его знаменитые картины «Крик», «Расставание», «Меланхолия».

(Ксавье Меллери "Часы. (Вечность и смерть)" )

Выдающиеся художники символисты Бельгии - Ксавье Меллери («Часы, или Вечность и Смерть», «Танец», «Бессмертие»), Джеймс Энсор («Христос, идущий по морю», «Скелеты и Пьеро», «Интрига», «Ужасные музыканты» «Смерть, избивающая человеческое стадо»), Жан Дельвиль - («Богочеловек», «Любовь душ»), в Англии - так называемое братство «прерафаэлитов» Уильям Хант («Светоч мира», «Тень смерти», «Нахождение Спасителя во храме»), Данте Россетти («Благовещение», «Лукреция Борджиа», «Прозерпина»), Джон Милле («Офелия», «Кимона и Ифигения»).

(Михаил Врубель "Демон сидящий" )

В России это Михаил Врубель («Демон сидящий», «Жемчужина»), Михаил Нестеров («Видение отроку Варфоломею», «Пустынник»), Святослав Рерих («Иаков и ангел», «Распятое человечество», «Вечная жизнь», «Вечный зов», «Подвиг»), Николай Гущин, Константин Сомов («Дама у пруда», «Людмила в саду у Черномора», «Дама в голубом», «Синяя птица»), Виктор Борисов-Мусатов («Автопортрет с сестрой», «Дафнис и Хлоя», «Водоем», «Гобелен», «Призрак»).

Символизм в архитектуре

(Символический смысл можно увидеть и в основе Исаакиевского собора )

В основе любого архитектурного сооружения лежит его символический смысл, который в него вложили его создатели. Пропорции очень многих зданий и сооружений (греческие и римские храмы, готические соборы, вавилонские зиккураты, египетские пирамиды) определяют символические значения их форм. Эти религиозные сооружения выступали в качестве земных проекций моделей космического пространства: огромное воздушное пространство, покоящееся на колоннах или пилонах, связывающее поверхность земли и «первичные воды». Основными символами в архитектуре выступают круг, символизирующий бесконечность, небо, движение или вознесение, солнце, (огромные барабаны куполов имеют в разрезе форму круга в Большом соборе Святого Мартина в Кельне, Исаакиевском соборе в Петербурге), треугольник - символ земли и её взаимодействия с небом, квадрат символизирует принцип статичности и завершенности.

Также особенным символическим значением обладают изображенные на фасадах зданий различные животные и птицы (львы, быки, единороги, двуглавые орлы). Это явление носит название зооморфизма: изображение священных животных как земного воплощения божественных существ, каждое животное имеет свой мифологический смысл и символическое значение.

По количеству куполов храмы делятся на:

Одноглавый храм: купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения.
Двуглавый храм: два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа, две области творения (ангельскую и человеческую).
Трехглавый храм: три купола символизируют Пресвятую Троицу.
Четырехглавый храм: четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.
Пятиглавый храм: пять куполов, один из которых возвышается над другими, символизируют Иисуса Христа и четырех евангелистов.
Семиглавый храм: семь куполов символизируют семь Таинств Церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.
Девятиглавый храм: девять куполов символизируют девять чинов ангельских.
Тринадцатиглавый храм: тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.
Двадцать пять глав могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев (Откр. 11, 15-18) или обозначать похвалу Пресвятой Богородице, в зависимости от посвящения храма.
Тридцать три главы - число земных лет Спасителя.

Количество глав храмов связано с посвящением главного престола храма, а также часто и с количеством престолов, соединенных в одном объеме.

Форма куполов:

Сферическая форма византийских куполов символизирует вечность.

Шлемовидная форма символизирует духовную брань (борьбу), которую Церковь ведет с силами зла.Шлемовидные и сферовидные купола выполняют роль крыши. Шлемовидный купол, архитектурный стиль запада, на Руси не прижились.

Форма луковицы символизирует - символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы - свет миру"."Наша отечественная луковица воплощает в себе идею глубокого молитвенного горения к небесам, через которое наш земной мир становится причастным к потустороннему богатству. Это завершение русского храма – как бы огненный язык, увенчанный крестом и к кресту заостряющийся». Е.Н. Трубецкой.

Купола-зонтики разделены на сегменты ребрами, расходящимися от центра к основанию купола.

Шатер. Шатром в архитектуре называется завершение башен, храмов в виде четырехгранной или восьмигранной пирамиды. Геометрическая форма восьмигранного шатра, в плане образующая подобие восьмиконечной Вифлеемской звезды, позволяет истолковывать такие храмы как образ Богоматери. Шатровые купола были запрещены церковными властями еще в начале 17 века.

Цвет купола также важен в символике храма.

Золото - символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам. Золочение куполов - чисто православная традиция, которая не встречается у других конфессий. В этой кажущейся расточительности есть своя нерушимая логика. Для православного человека золото в первую очередь является символом вечности, нетления, царственности и небесной славы. Недаром одним из даров, принесенных волхвами младенцу Иисусу, было именно золото.

Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.

Зеленые купола венчают храмы, посвященные Святой Троице, потому что зеленый - цвет Святого Духа. Или же храмы, посвященные святым (эти купола могут быть и серыми/серебряными)

Черные купол встречается в монастырях – это цвет монашества.

Необычная форма и яркая раскраска куполов, как, например, у храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, говорит о красоте Небесного Иерусалима.

При входе в храм снаружи устраивается паперть - площадка, крыльцо.

Главнейшая часть храма - это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм - землю. Самое важное место в алтаре - престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.

Алтарь отделяется от средней части храма особою перегородкою, которая уставлена иконами и называется иконостасом.

В иконостасе имеются три двери, или трое врат. Средние врата, самые большие, помещаются в самой середине иконостаса и называются Царскими Вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в Святых Дарах. Через царские врата никому не разрешается проходить, кроме священнослужителей. У царских врат, со стороны алтаря, висит завеса, которая, смотря по ходу Богослужения, открывается или закрывается. Царские врата украшаются изображением на них икон: Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов, т. е. апостолов, написавших Евангелие: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Над царскими вратами помещается икона Тайной вечери.

Направо от царских врат всегда помещается икона Спасителя, а налево от царских врат - икона Божией Матери.

Направо от иконы Спасителя находится южная дверь, а налево от иконы Божией Матери находится северная дверь. На этих боковых дверях изображаются архангелы Михаил и Гавриил, или первые диаконы Стефан и Филипп, или же первосвященник Аарон и пророк Моисей. Боковые двери называются еще диаконскими вратами, так как через них чаще всего проходят диаконы.

Дальше, за боковыми дверями иконостаса, помещаются иконы особенно чтимых святых. Первой иконой справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) должна быть всегда храмовая икона, то есть изображение того праздника или того святого, в честь которого освящен храм.

На самом верху иконостаса помещается крест с изображением на нем распятого Господа нашего Иисуса Христа.

Если иконостасы устраиваются в несколько ярусов, т. е. рядов, тогда обычно во втором ярусе помещаются иконы двунадесятых праздников, в третьем - иконы апостолов , в четвертом - иконы пророков , на самом же верху - всегда помещается крест.

Кроме иконостаса, иконы размещаются по стенам храма, в больших киотах, т. е. в особых больших рамах, а также располагаются на аналоях, т. е. на особых высоких узких столиках с наклонной поверхностью.

Ульяновский государственный технический университет Научный руководитель – старший преподаватель Е. В. Кузьмина

Современная архитектура богата разнообразием стилей и направлений, как абсолютно новых, так и видоизмененных, преобразованных старых. Однако зачастую возникает проблема того, что архитектура, наполненная декором, начисто лишена художественной образности. Яркость, броскость часто доминирует над идеей, образом. Я считаю, что этому вопросу стоит уделить внимание, так как сейчас он достаточно актуален.

Очевидно, что рассуждая о данной проблеме, необходимо помнить о большом значении образа, как для архитектуры, так и для человека. В первую очередь для общественных зданий, наличие художественного образа является одной из главных задач. Образность, несущая социально значимое содержание,

– необходимая часть функции произведения архитектуры. Образ служит важным инструментом для приведения архитектурного объекта к це- лостности, к организованной, гармоничной форме. К тому же, как люди строят,

воспринимают и понимают город, так и город влияет на их восприятие мира. Чем архитектура разнообразней и насыщенней, тем более духовно развиты люди, созерцающие ее. Поэтому, не стоит забывать и о промышленных

зданиях, где художественный образ имеет не меньшее значение. Большинство современных людей проводят большую часть своей жизни на работе, и внешний облик здания, где человек работает, оказывает колоссальное влияние

не только на производительность труда, но и на психологическое состояние. К тому же, часто происходит так, что промышленные постройки находятся среди общественных и жилых зданий, что изрядно портит вид окружающей

застройки. Примером может послужить завод «Контактор», находящийся в центре Ульяновска. Внешне невзрачный, он совершенно не вписывается в

окружающую застройку и портит ее вид. Так почему бы не разнообразить современную архитектуру, внеся в нее образ?

Решив проблему отсутствия образности, можно не только существенно

разнообразить архитектуру, не только усилить ее художественную ценность, но и привлечь людей, желающих оценить произведение архитектуры. Архитекторы прошлых столетий уже знали о большом значении образа, многие культовые и общественные постройки тех лет сплошь пропитаны символизмом, идеей, и результатом явилось то, что ежегодно подобные постройки привлекают туристов со всего мира, желающих собственными глазами увидеть загадочные и превосходные произведения архитектуры. Туристов зачастую привлекают именно те здания, которые окутаны завесой тайны, которые можно неустанно изучать и всегда находить что-то новое, и это, как правило, памятники древней и средневековой архитектуры. В современной архитектуре вряд ли найдется много подобных построек. Современные архитекторы иногда забывают, что отказ от художественной образности означает отказ не только от удовлетворения существующей социальной потребности, но и от важного средства гармонизации предметно-пространственной среды.

Так же необходимо отметить, что и символы в архитектуре имеют немалое значение. Как известно, ранее при строительстве они активно использовались и

были широко распространены. Тайные общества размещали свои символы в храмах, в Великобритании существовали различные религиозные ордены, тоже обладающие собственной символикой. Считалось, что помимо скрытого

значения, некоторые символы обладали так же мистическими свойствами. Безусловно, не каждый современный человек уделяет внимание их сверхъестественным свойствам, но грамотное и осторожное использование

символов может не только оказать положительное влияние, но и позволить получить нам больше информации о том или ином здании. То есть символы несут еще и повествовательную функцию. Они помогают увековечить

архитектурное произведение.

По моему мнению, образы и символы могут существенно разнообразить архитектуру. Это касается как малых архитектурных форм, (беседок, указательных знаков, фонарей и пр.), так и более значимых, таких как театры,

музеи, заводы, офисы и т.д. Говоря об экономической стороне вопроса, следует отметить, что для решения проблемы не требуются существенные материальные затраты, добиться разнообразия можно довольно простыми

приемами, требующими фантазии архитектора.

В архитектуре англоязычных стран обратим внимание на Лондонский

Тауэр – крепость, возведенную на берегу реки Темза. Тауэр был со всех сторон окружен башнями, которые могли нести не только оборонительную функцию.

После нормандского завоевания Англии, король Вильгельм I принялся возводить оборонительные замки для устрашения покорённых англосаксов.

Очевидно, функциональное назначение здесь сочеталось с образом, ведь башня

– не просто инженерное сооружение, это еще и самый важный и многозначительный символ, воплотивший в себе мощь, гордыню,

бдительность, духовный подъем, недоступность и целомудрие. Таким образом,

башня здесь символизирует величественность и могущество ее строителя.

Башни используют и по сей день, в этом есть вполне очевидная потребность, но на данный момент они уже зачастую не несут в себе образа.

Хотя, мы и сами можем убедиться, насколько величественно смотрятся здания,

имеющие высокие башни. Возможно, и современной архитектуре не помешало бы использование башен в декоративных целях, к примеру, при возведении

зданий администрации, мэрии и т.п., демонстрируя тем самым в архитектуре мощь существующей власти. К тому же, узкие башни создают впечатление

стремления вверх, что так же можно использовать как часть образа, если это необходимо.

Обратившись к готической архитектуре, мы можем увидеть характерный

элемент стиля – стрельчатую арку. Она присутствует в Соборе в Кентербери, в Солсберийском соборе и т.д. Этот архитектурный элемент также сочетает функцию и образ. Арка имеет символическое значение во многих культурах и религиях мира. Это символ соединения небесного и земного, мужского и женского, символ перехода, открытой двери, разделяющей животные и божественные грани нашего внутреннего мира. Для готической архитектуры характерной чертой является стрельчатая арка. Помимо символического значения, она так же, как и башня, создает ощущение стремления вверх. Использование арки в настоящее время может быть уместно, к примеру, при строительстве музеев, театров и т.п., олицетворяя связь человека с чем-то возвышенным, устремленным вверх, к просвещению. Арки распространены и в настоящее время, но вряд ли их сейчас наделяют образом, за исключением, быть может, культовых построек. Возможно, символ, который несет арка, может помочь современному архитектору дополнить придуманный им образ.

Говоря о декоре нельзя не упомянуть витражи. Мы так же можем увидеть их, взглянув на любой готический собор в Англии. Но наиболее славится,

благодаря самым большим и красивым витражам в Европе, Йоркский собор. Витражи были широко распространены в готической архитектуре и размещались в огромных стрельчатых окнах, так называемых «розах». Их считают символом Божественного света. Зачастую в витражах размещались

различные символы, библейские сцены и пр., то есть помимо декоративной они выполняли еще и некоторую повествовательную функцию. Например, «роза» собора в Йорке, посвящена объединению королевских домов Йорка и

Ланкастера. В настоящее время витражи вновь получают распространение, но они уже не несут никакой смысловой нагрузки, так как являются лишь красивым, порой неуместным, дополнением декора. Я считаю, что каждый

элемент здания должен быть продуман во всех направлениях. Вернув арке функцию повествования, мы вновь вернем ей смысл и оправданность, что в сочетании с декоративной функцией, значительно прибавит ей уникальности и

ценности.

Символы и образы могут присутствовать не только в отдельных архитектурных элементах, но и во всем строении в целом. Яркий тому пример –

готический храм, имеющий форму латинского креста. Пример такого храма – собор Святого Патрика в Австралии, выполненный в неоготическом стиле. Латинский крест символизирует человека с распростертыми руками и является прямым образом Страстей Христовых. Так же это символ земли с четырьмя сторонами, образованной четырьмя стихиями. Христианский храм всегда ориентировался по сторонам света, фасад был обращен на запад, алтарь – на восток. Таким образом, данное решение помогает поддержать образ и является символом, а форма креста упрощает процесс ориентирования храма по сторонам света. Но почему бы так же не использовать подобный прием и в современных некультовых сооружениях?

Примером подобного современного использования символов может послужить Пентагон – здание Министерства обороны США. В плане здание

выполнено в форме пятиугольника (отсюда и название). Пятиугольник, сам по себе, не является самостоятельным символом, в отличие от пентаграммы, образованной его диагоналями. А пентаграмма, по одной из версий, считается символом власти над миром. Возможно, это могло повлиять на такую форму

Таким образом, мы видим, что символы в архитектуре используются довольно часто. Я считаю, что они могут быть уместны и в настоящее время.

Дополняя архитектуру символами, вовсе не обязательно размещать их на самом видном месте, и не обязательно использовать уже существующие. Можно разработать собственные и тем самым увековечить свой проект, поставив на

него «печать» принадлежности, как делали, к примеру, религиозные ордера,

такие как тамплиеры, госпитальеры и пр.

Подводя итог, следует отметить, что использование подобных приемов не подразумевает использование их в неизменном виде, ведь иначе современная

архитектура может перестать являться таковой. Но преобразовывая и видоизменяя элементы архитектуры прошлых лет, можно существенно

разнообразить современную, вернуть ей смысловую нагрузку, ведь архитектура это произведение искусства, которое, по определению, должно обладать эстетической ценностью. Образ в архитектуре – одна из важнейших задач, стоящая перед архитектором. Но, как мы убедились, решить проблему

отсутствия художественной образности можно довольно просто и экономично, используя арки, витражи, башни и прочие элементы, а в наше время экономия является немаловажным аспектом при проектировании.

Библиографический список

1. Иконников А. В. Функция, форма, образ в архитектуре // Образ. - 1986 - С.85.

2. Пономарев М.А. Готическая архитектура // Символика. - 1991 - С.127-131.

Православный храм представляет сбой сложный, неисчерпаемый в своей обозримости символ. Расположение храма, его архитектура, убранство, система росписи символически выражают то, что непосредственно изобразить невозможно.

Храм как целостный символ - это и образ Вселенной, и существующей в ее пределах Церкви, распространенной по всему миру и созерцаемой в перспективе.

Ярусы храма – символически отражают связь Земной Церкви с иерархией Церкви Небесной, с ярусами Небес, восходящих к престолу Божию. Уменьшение ярусов к верху является образом уменьшения числа восходящих в «вышние Небеса», то есть ступеней духовного восхождения, раскрытых в «Лествице» преп. Иоанна Лествичника.

Св. Иоанн Златоуст учит, что каждый из верующих и все вместе есть храм, и все народы суть четыре стены, из которых Христос создал единый Храм. Так же стены, по словам Св. Дмитрия Ростовского, толкуются как Закон Божий. И в этом смысле интересно сопоставить росписи стен внутри Храма с символикой архитектурных деталей снаружи. Содержание стеновых росписей обычно составляют евангельские события земной жизни Христа, Пресвятой Богородицы, Св. Апостолов – зримый образ Закона Божия, данного христианам в Новом Завете. На стенах так же пишутся и образы Святых – князей, святителей, мучеников, преподобных – жизнью исполнивших и проповедовавших закон христианской веры. Таким образом, стены храма – это и образ служения Церкви небесной нам, Церкви земной: защита чистоты Православия и соборное молитвенное предстательство о живущих перед Богом.

Белый цвет стен храма означает возрождение к иной, преображенной жизни. Бурый цвет стен храма символизирует кровь Христа, жертвенность во имя спасения и преображения мира.

Вход в храм всегда устраивается с запада - потому что вход в храм есть удаление от тьмы, появляющейся на западе, и приближение к свету, идущему с востока.

Храмы обращены алтарем к востоку: восток есть образ светлого царства Иисуса Христа, в Которого верует и к Которому в царство стремится Церковь, т.е. общество верующих; с востока происходит и сама Церковь: там была первая Церковь безгрешных прародителей (Адама и Евы); там родился, страдал и устроил Свою новозаветную Церковь Спаситель Иисус Христос; с востока придет судить весь род человеческий и всех верующих Спаситель.

Схема храма

Архитектурная схема храма

Схема храма

Красные стены церкви Воскресения Словущего на Успенском Вражке

Преображенская церковь в с. Красное

Архитектурная схема храма

Ярусная церковь свт Николая 1757 года из д. Высокий Остров.


Верх Храма - состоит из основания , которое иногда называют «трибун», а также «шеи» или «барабана » и главы , состоящей из «маковицы» (купола) и Креста .

Основание глав храма – раскрывается через смысл внутренней конструкции этого основания и системы внутренних росписей. Внешне это иногда плоский прямоугольник (в плане квадрат), иногда сужающийся к шее конус с округленными концами. Часто эти основания украшают «закомарами» или «кокошниками», что подчеркивает связь Евангелия и Евангельской проповеди с Небесными силами.

Внутри основания размещался сводчатый переход от крестовых сводов основного объема храма к цилиндру шеи, называемый «парусами» (в древнерусском языке встречается название этой конструкции «пазуха»). «Главу бо церковную держит Христос, шею – Апостолы, пазухи – Евангелисты»

Основание главы есть символ Евангелия, распространения всего христианского учения на четыре стороны света, просвещение ими всего мира. Часто основание главы было восьмигранным, что позволяло выделить в плане и на фасаде Крест, ориентированный, как и весь храм, по сторонам света. С появлением в русской архитектуре бесстолпных храмов, где нет внутри пазух, евангелисты изображаются вверху сомкнутого свода, основанием главы можно считать верхний ряд кокошников, обрамляющий храмовый верх.

Шея (барабан) главы храма – изображение Небесной Церкви через образы Апостолов, Пророков, Праотцев, Архангелов, Херувимов и Серафимов. Внутри шеи главы обычно находится изображение апостолов, либо поярусное изображение всех чинов Небесной Церкви – Пророков, Апостолов, Архангелов и высших чинов небесных сил – Херувимов и Серафимов.

В древних храмах снаружи, в простенках между окнами шеи помещались изображения Апостолов, иногда Праотцев и Пророков (но таких изображений на Руси не сохранилось). Сохранились наружные изображения Небесных сил на венчающих частях шеи непосредственно под маковицей главы. То есть снаружи храма в прикровенных символах обозначается то, что скрыто в иконописных образах внутри.

Окна шеи – символично обозначает свет учения Церкви, простенки – чины святых, а венчающий шею карниз - небесные силы.

Верхняя часть храма

Световой барабан

Верх Исаакиевского собора

Верхняя часть храма

"Шея". Николо-Волосовский монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Световой барабан

Барабан храма Воскресения Христова («Спас на крови»)

Барабан церкви Тихона Задонского. Задонский монастырь

Восьмерик храма. Всехсвятская церковь в Гороховце

Верхняя часть храма Сошествия Святаго Духа в Саратове

Коломна. Успенский собор. Верх с закомарами

Верх Исаакиевского собора

Глава - купол с барабаном и крестом увенчивающий храм.


Крест – главный христианский символ. Поклоняясь образу Креста, мы видим в нем прежде всего символ Самого Христа и символ того крестного пути, который Он заповедовал нам: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Вид Креста указывает и на таинство Троицы: прямым своим положением указует нам на Высочайшего Отца, поперечною перекладиною – на Сына и Св. Духа.

Православный крест, воздвигаемый над храмом, имеет, в основном, восьмиконечную форму, иногда в его основании находится полумесяц, имеющий очень много присваиваемых ему символических значений, одно из которых – якорь христианской надежды на спасение по вере в крестные заслуги Христа.

Восемь концов Креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой – это жизнь Будущего Века.

Надглавные кресты имеют множество форм и символических значения:

Мерило праведное. Шестиконечный православный крест с косой нижней перекладиной - один из древнейших русских крестов. Всякий, видевший православный крест, обращал внимание на его косое подножие. Но не многие знают, что это подножие символически представляет собой перекладину «весов» Страшного суда. В народе подножие креста получило название «стояло». Шестиконечный русский православный крест с древних пор ставился на куполах храмов. Правый конец его нижней косой перекладины всегда поднят вверх, показывая, словно Божий компас, направление пути. В отличие от обычного компаса «стрелка» его закреплена неподвижно: верхний конец указывает на север, а нижний обращен на юг. Это еще одно значение косой перекладины, указывающее, что с пришествием Спасителя начался процесс духовного возрождения и изведения человечества из области тьмы в область света.

Солнце, вознесшееся на Крест. Иногда на надглавных крестах можно увидеть исходящие из центра прямые или волнистые линии. Эти линии передают сияние солнца. Всем известно, что солнце - это источник света и тепла, без него невозможна жизнь. Но точно так же невозможна жизнь без Христа. Не случайно Спасителя нередко называют Солнцем Истины. Известное выражение «Свет Христов просвещает всех» содержит глубокий смысл, означает не чувственный свет, исходящий из материальных источников, а нетварный, фаворский. «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Евангелие от Иоанна, 8:12). Русские мастера изображали свет-сияние прямыми и волнистыми линиями, исходящими из центра креста.

Звезда утренняя. Звезда - это символ духовной мудрости и чистоты, вестник нового дня. Крест Господень тоже «сияет яко звезда на небеси». Создатели накупольных крестов на свой лад славили «сверкающий звездами образ». Самым излюбленным у кузнецов был такой прием: исходящее из центра креста лучевое сияние украшалось звездочками на концах.

Трилистник - символ Живоначальной Троицы. Трилистная форма креста на куполах храмов и колоколен - излюбленная у русских мастеров. Правда, крестные «ветви» нередко украшают не только листьями. Здесь также можно найти диковинные цветы, а листья по форме напоминают сердца. Трилистные завершения концов могут быть как круглой, так и заостренной, треугольной формы (треугольник как символ Святой Троицы в раннем христианстве присутствует в надписях на надгробных плитах и встречается в храмовых росписях). Бывают надглавники с маленькими крестиками на трех концах.

«Аз есмь виноградная лоза». Это слова самого Спасителя Иисуса Христа. И уже много лет обвивающая крест виноградная лоза с гроздями ягод является символом Живого Христа. Полумесяц внизу представляет собой символическую чашу. Объединенные вместе виноградная лоза и чаша напоминают о том, что при совершении Таинства Евхаристии (Причастия) - хлеб и вино преосуществляются в Тело и Кровь Христовы. Причастившись Святых Тайн, человек соединяется с Христом и делается участником вечной жизни.

Дух в кресте. Третье Лицо Святой Троицы - Святой Дух - с незапамятных времен изображается в виде голубя. В Ветхом Завете голубь, выпущенный из Ноева ковчега и возвратившийся с масличной ветвью, возвестил людям мир. В виде голубя древние христиане изображали человеческую душу, упокоенную в мире. Сохранившись в своем самом главном значении - Святого Духа - голубь долетел и до русской земли, опустившись на золотые кресты наших церквей.

Растение Воскресения. Если вы увидите, что из-под основания креста как бы произрастают побеги- такой крест называют «Процветший». Побеги символизируют возрождение жизни - воскресение Христа из мертвых.

Древо вечной жизни. По словам преподобного Иоанна Дамаскина «Древо жизни, выращенное в раю, предызображало драгоценный Крест». Побеги могут произрастать как из сердцевины, так и из нижней перекладины, напоминая готовые распуститься листья дерева.

Венец славы. Надглавный крест с терновым венцом на Руси встретить практически невозможно. В православной русской традиции принято «надевать» на крест царский или цветочный венец. Терновый венец Христа таким образом превращается в «венец правды» и «венец славы».

Царь царствующих. Корона на вершине надглавного креста встречается не очень часто. Архимандрит Макарий в своем труде «О форме крестов на главах храмов и колоколен» писал: «...на некоторых храмах поверх крестов имеются короны. Но короны эти, как думают, приделаны только к тем храмам, которые находились в особенных отношениях к коронованным лицам». Корона помещалась на вершину надглавного креста в знак того, что эта церковь либо воздвигнута по царскому указу, либо на пожертвования из царской казны. Священное Писание называет Иисуса Христа Царем царей и Господином господствующих. И царская власть - тоже от Бога. В знак признания этого сами короны христианских царей украшены крестом. Очень часто корона на вершине накупольного креста указывает, что перед нами Царский Крест, или Крест Небесного Царя - Иисуса Христа.

Оружие невидимой брани. «Божественное оружие верных», «триобоюдный меч» и «щит христиан» - так называют Крест Господень в церковных канонах. Основными видами оружия в древности были копье, меч, лук и стрелы. Чтобы крест стал копьевидным, его окончания должны иметь форму наконечника копья (пики). Однако наделенный воинской атрибутикой крест не имеет ничего общего с «холодным оружием». Крест Спасителя - орудие духовной брани. Это «триобоюдный меч, начала тьмы сечеша», закаленный в горниле страстей Христовых. Признаком «меча» (клинка) на надглавном кресте может быть лезвие (нередко изогнутое) или его рукоять. Наличие таких деталей перекликается с пониманием монаха как воина Христова. И монашеское облачение считается одеянием христова воина. Клобук - шлем, хоругвь - военное знамя, крест - «оружие непостыдное». Но надо помнить, что Крест Господень - это «оружие мира», это «оружие спасения», «меч духовный», которым «побеждаются враги видимыя и невидимыя». Вооружась им, человек становится неуязвимым. Не случайно в надглавных крестах часто встречается образ креста-щита. Ведь щит - это, прежде всего, защита, а что охраняет человека лучше, чем вера? Как говорили наши предки в старину: «Кресте живоносный, ты ми буди крепость и победа, и щит, и стена нератуема»

Крест - "Солнце, вознесшееся на Крест"

Крест - "Звезда утренняя"

Крест - "Трилистник"

Крест - "Трилистник"

Крест - "Трилистник"

Крест - "Аз есмь виноградная лоза"

Крест - "Дух в кресте"

"Крест Процветший"

Крест - "Древо вечной жизни"

Крест - "Венец славы"

Крест - "Царь царствующих"

Крест - "Царь царствующих"

Крест центрального купола Мироносицкой церкви

Крест - "Мерило праведное". Храм архангела Гавриила

Крест - "Солнце, вознесшееся на Крест"

Крест - "Солнце, вознесшееся на Крест"

Крест - "Звезда утренняя"

Крест - "Трилистник"

Крест - "Трилистник"

Крест - "Трилистник"

Крест - "Аз есмь виноградная лоза"

Крест - "Аз есмь виноградная лоза"

Крест - "Дух в кресте"

Крест - "Растение Воскресения"

"Крест Процветший"

Крест - "Древо вечной жизни"

Крест - "Венец славы"

Крест - "Царь царствующих"

Крест - "Царь царствующих"

Крест - "Оружие невидимой брани"


По количеству куполов храмы делятся на:

Одноглавый храм: купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения.
Двуглавый храм: два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа, две области творения (ангельскую и человеческую).
Трехглавый храм: три купола символизируют Пресвятую Троицу.
Четырехглавый храм: четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.
Пятиглавый храм: пять куполов, один из которых возвышается над другими, символизируют Иисуса Христа и четырех евангелистов.
Семиглавый храм: семь куполов символизируют семь Таинств Церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.
Девятиглавый храм: девять куполов символизируют девять чинов ангельских.
Тринадцатиглавый храм: тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.
Двадцать пять глав могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев (Откр. 11, 15-18) или обозначать похвалу Пресвятой Богородице, в зависимости от посвящения храма.
Тридцать три главы - число земных лет Спасителя.

Количество глав храмов связано с посвящением главного престола храма, а также часто и с количеством престолов, соединенных в одном объеме.

Форма куполов:

Сферическая форма византийских куполов символизирует вечность.

Шлемовидная форма символизирует духовную брань (борьбу), которую Церковь ведет с силами зла.

Форма луковицы символизирует пламя свечи."Наша отечественная луковица воплощает в себе идею глубокого молитвенного горения к небесам, через которое наш земной мир становится причастным к потустороннему богатству. Это завершение русского храма – как бы огненный язык, увенчанный крестом и к кресту заостряющийся». Е.Н. Трубецкой.

Купола-зонтики разделены на сегменты ребрами, расходящимися от центра к основанию купола.

Шатер. Шатром в архитектуре называется завершение башен, храмов в виде четырехгранной или восьмигранной пирамиды. Геометрическая форма восьмигранного шатра, в плане образующая подобие восьмиконечной Вифлеемской звезды, позволяет истолковывать такие храмы как образ Богоматери. Шатровые купола были запрещены церковными властями еще в начале 17 века.

Цвет купола также важен в символике храма.

Золото - символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам. Золочение куполов - чисто православная традиция, которая не встречается у других конфессий. В этой кажущейся расточительности есть своя нерушимая логика. Для православного человека золото в первую очередь является символом вечности, нетления, царственности и небесной славы. Недаром одним из даров, принесенных волхвами младенцу Иисусу, было именно золото.

Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.

Зеленые купола венчают храмы, посвященные Святой Троице, потому что зеленый - цвет Святого Духа. Или же храмы, посвященные святым (эти купола могут быть и серыми/серебряными)

Черные купол встречается в монастырях – это цвет монашества.

Необычная форма и яркая раскраска куполов, как, например, у храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, говорит о красоте Небесного Иерусалима.

Двуглавый храм в Торопце

Сферический купол

Луковичная форма куполов

Шлемовидная форма куполов

Купол-зонтик

Шатровый купол

Черные купола в Суздале

Одноглавый храм во имя Ильи Муромца во Власихе. Подмосковье

Одноглавая церковь святого пророка Ильи. Выбуты.

Двуглавый храм в Торопце

Трехглавый Ризположенский собор в Суздале

Трехглавый храм Воскресения Христова в Рощино

Четырехглавый Никольский храм. Село Усолье.

Пятиглавый храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Тайнинском

Семиглавый храм в селе Кукобой на севере Ярославской области

Девятиглавый Благовещенский собор в Московском Кремле.

Двадцатипятиглавая церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Анхимово

Деревянный храм Николая Чудотворца на Троицкой горе. Тридцать три главы

Сферический купол

Луковичная форма куполов

Шлемовидная форма куполов

Купол-зонтик

Шатровый купол

Золотой купол Новоиерусалимского монастыря

Переславль-Залесский. Зеленые купола церкви Александра Невского

Синие с золотом купола собора Рождества Богородицы в Суздале

Черные купола в Суздале

Разноцветные купола храма Василия Блаженного в Москве


Архитектурные формы – окна, аркатура, карнизы, даже без изображений на них несут в себе символ отсутствующего образа, так как они не отделимы от всего храма – образа земной и небесной Церкви. Например, ромбы изразцов в аркатурах шей храмов XVI-XVII веков (напоминающие форму священнической палицы – «меча духовного») - суть знамения чинов святых Небесной Церкви, а им подобные или иные изразцы и орнаментальные пояса карнизов шеи – знаки чинов Сил бесплотных. Это относится и к различным поребрикам, бегунцам и другим элементам декора архитектурных форм. Разнообразные спирали, волнообразные и зигзагообразные линии и другие знаки обозначают Небесные силы и проявления их действия.

Закомара - полукруглое или килевидное завершение прясел церковного здания, примерно соответствующее кривизне закрываемого свода. Ложная (не повторяющая внутренней формы свода) закомара называется кокошником . Кокошники имеют только декоративное значение. Они имеют полуциркульную, трехцентровую, килевидную либо треугольную форму. Закомары и ярусы «кокошников», окружающих главу (или несколько глав) – образ Небесной Церкви (Ангелов и Праведников), предстоящей престолу Божию и его славящей. Разнообразие в очертаниях форм закомар и кокошников может означать различные виды служения и исповедания веры многочисленной Небесной Иерархии Небесной Церкви.

Аркатурные пояса - это поэтический рассказ о жизни святых в райском саду.

Столбцы и арочки – символ идеальных деревьев. Между ними растут еще деревца, на которых сидят птицы.

Основания столбцов аркатуры – «корни» деревьев, возле них ходят диковинные животные. И все это служит обрамлением как бы парящих над некоей райской землей спокойных фигур Святых. Это собирательный образ Святых, прославивших все страны света, все концы земли, и отсюда – прямое сходство арктурного пояса храмовых стен с аркатурой шеи церковного верха.

Птицы – символ праведных душ, ими часто изображались апостолы. Общеизвестные символы евангелистов: Матфей (ангел), Марк (лев), Лука (телец), Иоанн (орел). Человек, лев, вол и орел – это четыре символических образа, которые видели пророк Иезекииль и Евангелист Иоанн видениях – как стоят они под престолом Всевышнего (Иез. 1, 5; Откр. 4, 6). Согласно священным писателям, это изображает четыре основных добродетели: мудрость, храбрость, правду и чистоту. Человек означает мудрость, Лев – храбрость, Вол означает правду, так как это было жертвенное животное, которое приносилось в оправдание за грех, Орел в полете означает чистоту, потому, что он поднимается на большие высоты, а в высотах – чистота.

Еще эти четыре символических образа означают различные духовные силы возле престола Божия, которые день и ночь поют: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!»

Обозначением Ангельских сил часто были такие зооморфные символы как лев, конь, орел, вол. Конь – символ послушного и верного слуги.

Из такого соотношения наружных и внутренних изображений в общем строе символики храмовой архитектуры становится понятным, какие истины веры могли быть открыты всем, в том числе и язычникам, а какие должны быть только тайным знанием посвященных по мнению древних христиан.

Строгие, без изображений аркатурные пояса, где нет изображений райских деревьев, а только столбики, перехваченные «дыньками» – это тоже символ райского сада.

Орнаментальные пояса , поднятые наверх прясел стен под закомары, таким образом образуя карниз, имеют керамические балясины, напоминающие столбики аркатурных поясов, подчеркивают единство символики с аркатурой. Смысл раннемосковского орнаментального пояса – жизнь святых в Раю, как плод земного подвига исповедания вер и жизни в Законе Божием.

Часто содержание одной архитектурной формы сочетает в себе не один символ, а несколько. Это относится и к храмовым стеновым столпам , на которых снаружи вместо символов ангельских Сил и Святых часто помещается изображение виноградной лозы , как знака Древа Жизни. Значение винограда в христианской символике очень многогранно, но два из них – образ Рая и Причастия, которое тоже «Огонь» - совершенно органично сочетаются с образом Сил Небесных, ибо они населяют Рай и образуют небесный Огонь.

Валики – небольшая, но очень распространенная архитектурная деталь, которая присутствует почти во всех профилях закомар, кокошников, наличников, порталов, карнизов, цоколей, которые часто раскрашиваются косыми полосками красного, белого, синего, зеленого цвета и имитирующих плетеную веревку («вервь»). Прямой аналог этой формы – «верви», скреплявшие конструкцию Скинии, где они встречаются и четырехцветными, и позолоченными в разных случаях.

Являясь знаком соединения столпов, стен, закомар, верхов храма, валики – «верви» несут в себе образ единства всей конструкции храма, то есть символ единства, соборности Земной и небесной Церкви, все иерархические ступени которой обозначены архитектурными формами русского православного храма.

Аркатурно-колончатый пояс

Дмитровский собор во Владимире. Аркатурно-колончаиый пояс

Аркатурно-колончатый пояс

Аттиковый ярус Всехсвятской церкви в Гороховце

Аркатурно-колончатый пояс. Георгиевский собор Юрьев-Польский

Аркатурный пояс на фасаде собора Рождества Пресвятой Богородицы в Суздале Владимирской области. Алтарные апсиды Успенского собора

Дмитровский собор во Владимире. Аркатурно-колончаиый пояс

Дмитровский собор во Владимире. Аркатурно-колончаиый пояс

Дмитровский собор во Владимире. Фрагмент декора

Дмитровский собор во Владимире. Общий вид

Закомара и световой барабан Дмитриевского собора во Владимире

Орнаментальная белокаменная резьба в верхней части прясел дмитровский собор

Спасский собор Андроникова монастыря, типичное для московского стиля сочетание закомар и кокошников.

Успенский собор Московского Кремля. Аркатурно-колончатый пояс

Орнаментальный пояс на фасаде Успенского собора на Городке

Фриз карниза нижнего яруса колокольни Преображенского собора в Рыбинске

Дыньки - фрагмент портала церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Медведевой Пустыни


Окно – «око» Храма. «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло» (Мф. 6, 22). Евангельское слово, обращенное к человеку, как одушевленному Храму, относится и ко всей Церкви, как Телу Христову. Поэтому в Храме – символе Церкви, солнечный свет – символ света Божественного. Окна храма получили архитектурную и изобразительную символику Ангельских сил, сообщающих нам Свет Божественных озарений и охраняющих Храм от проникновения в него «духов тьмы» - падших ангелов

Поэтому, внутри храма на окнах, на откосах окон сверху очень часто пишутся образы Архангелов, Ангелов или Херувимов, а по бокам образы Святых, так как понятия святости и света тесно связаны между собой: «Тако да просветится свет вам пред человеки, да узрят дела ваша добрая» (Мф. 5, 16).

С внешней стороны наличники окон несут тот же символический смысл, поэтому они имеют завершения, сходные по очертанию с кокошниками – треугольные, пламеневидные, часто с символами или изображениями Ангельских сил. При отсутствии наличников ту же охранительную символику несут деревянные оконницы и металлические решетки окон, традиционный рисунок которых включает формы креста, пламени, дерева, круга.

Крыльцо – «всход», в большинстве древних храмов, стоявших на высоких подклетах и имеющих сень на столпах, происходит от слова «крыло», это и символ восхождения духовного ко храму и знамение покрывающего, осеняющего благословения Божия.

Столпы , поддерживающие сень крыльца – первый архитектурный знак, встречающий входящего. Их массивные, обычно квадратные в плане основания – символ твердости веры, разнообразные фигурные «дыньки» («плоды добрые») и квадратные «ширинки» («обители») – как бы говорят о том, каков должен быть человек, входящий в храм, чтобы получить благословение Божие.

Формы покрытия сени крыльца (чаще всего шатровые или бочечные) – знамение того, чем духовно осеняется (благословляется) входящий в храм.

Четырехскатный шатер (в плане квадрат) – символ твердости веры и небесного града;

шестигранный , с венчающим его крестом – символ «семи даров Святого Духа» и семи церковных Таинств;

восьмигранный – Покрова Пресвятой Богородицы.

Килевидная бочка – знамение молитвенного горения к Богу.

Ступени – символ духовного восхождения, лествицы Иаковлевой. Гирька , свешивающаяся между столпов крыльца – знак благословения и обетования духовных плодов, получаемых в доме Божием.

Входной перспективный портал , широко раскрытый навстречу идущим в храм и призывающий всех войти, резко сужается к двери, как бы напоминая своим устройством евангельские слова Господа: «Входите тесными вратами, потому, что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф. 7, 13-14).

Уступы сужающегося портала – знак тех ступеней очищения и уготовления души, которые проходит каждый человек, приходящий к вере и Церкви. Это часть Домостроительной символики Храма – домостроительство «одушевленного Храма» в лице каждого христианина.

Церковь Иоанна Кронштадского в поселке Колтуши

Камень – символ прежде всего Самого Христа. Об этом сказано еще у пророков. Четвертое царство, которое видел во сне царь Навуходоносор в образе истукана из глины и железа, представляло римское царство. Камень, оторвавшийся от горы и ударивший этого идола и рассыпавший его в прах – прообраз Христа, основателя нового царства над царствами, «которое вовеки не разрушится» по пророчеству пророка Даниила (Дан. 2, 44).

Великий Исаия называет Христа «камнем преткновения и скалою соблазна...», о который споткнутся многие – «и упадут и разобьются... Камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный, верующий в него не постыдится» (Ис. 8, 14; 28, 16; Рим. 9, 33).

Символизируя Христа, камень символизирует одновременно и твердую веру во Христа. Так выражая свою веру, апостол Петр сказал Господу: «Ты Христос, Сын Бога Живого», Господь ему ответил: «Ты Петр (значит камень), и на сем камне Я созижду Церковь Свою». Апостол Петр в своем послании называет верных «живыми камнями» говоря: «приступая к Нему (Иисусу), камню живому... и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный» (1 Пет. 2, 45). Ибо все, кто во Христа крестились, во Христа облеклись и сделались подобными Христу. Поэтому апостол Петр называет христиан живыми камнями. Множество камней в мире символизирует множество верных – от начала, до скончания времени – согласно обетованию Божию Аврааму, что потомков его по правой вере будет «как песок на берегу морском» (Быт. 22, 17).

Если стены храма – все народы, из которых Христос создал Свою Церковь, по мнению св. Иоанна Златоустого, а камень – символ верного Господу христианина (по ап. Петру), то каждый камень в стене храма символизирует души праведных людей, составляющих Церковь Христову.

Дерево – символ Древа Жизни райского сада, в котором пребывают праведные души и некоторые другие значения, о которых говорилось выше. Таким образом, даже сама материальная основа Храма несет в себе глубокие христианские символы.


Абсида - алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, но встречается и многоугольный в плане, в нем размещается алтарь.

Аркатурный пояс - украшение стены в виде ряда декоративных арочек.

Барабан - цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом.

Барабан световой - барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами

Глава - купол с барабаном и крестом, увенчивающий храмовое здание.

Закомара - в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания; как правило, повторяет очертания расположенного за ней свода.

Куб - основной объем храма.

Лемех - деревянная черепица, употреблявшаяся для покрытия глав, бочек и других верхов храма.

Луковица - церковная глава, напоминающая по форме луковицу.

Неф - (франц. nef, от лат. navis - корабль), вытянутое помещение, часть интерьера церковного здания, ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.

Подклет - нижний этаж здания.

Паперть - открытое или закрытое крыльцо перед входом в храм, возвышенное по отношению к уровню земли.

Поребрик - декоративная полоса из кирпичей, поставленных на ребро под углом к поверхности фасада. Имеет форму пилы.

Портик - галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание.

Придел - небольшой храм, пристроенный к основному зданию церкви, имеющий свой престол в алтаре и посвященный какому-либо святому или празднику.

Пилястра (лопатка) - конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены, имеющий базу и капитель.

Портал - архитектурно оформленный вход в здание.

Рустовка - декоративная обработка штукатурной поверхности стены, имитирующая кладку из крупных камней.

Трапезная - часть храма, невысокая пристройка с западной стороны церкви, служившая местом проповеди, общественных собраний.

Шатер - высокое четырех-, шести- или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни, широко распространенное в храмовой архитектуре Руси до XVII века.

Ширинка - прямоугольная впадина в стене.

Фронтон - завершение фасада здания, портика, колоннады, огражденное скатами крыши и карнизом у основания.

Яблоко - шар на завершении купола под крестом.

Ярус - убывающее по высоте горизонтальное членение объема здания

С символикой богослужебного чина непосредственно связана символика храмовой архитектуры, которая формировалась одновременно со сложением чина Литургии в Византии в период VI — IX вв. Тогда был выработан крестово-купольный тип храма, идеально соответствующий богослужебному чину и создававший архитектурными формами зрительные образы того, что провозглашалось словом и священнодействиями богослужения. Вместе с принятием христианства и всей полноты догматического вероучения Православной Церкви Русь в IX веке восприняла от Византии и символическое толкование храма.

По учению Церкви весь видимый материальный мир является символическим отражением мира невидимого, духовного. Так, солнце и камень являются образами Христа, а золото — образом истины и т.д. Согласно церковной теории соотношения образа с первообразом, архитектурные образы и символы храма при исполнении в рамках канонической традиции могут отражать первообразы небесного бытия и приобщать к ним. Символика храма объясняет верующим сущность храма как начала будущего Царства Небесного, ставит перед ними образ этого Царства, пользуясь видимыми архитектурными формами и средствами живописной декорации для того, чтобы сделать доступным нашим чувствам образ невидимого, небесного, божественного.

Если первообраз — Царство Небесное — это область истины, правды и красоты, то подобные характеристики должны прилагаться и к архитектуре храма, претендующей на отображение небесного первообраза.

Архитектура не в состоянии адекватно воссоздать небесный первообраз хотя бы потому, что только некоторые святые люди еще при земной жизни были удостоены видения Небесного Царства, образ которого по их словам не может быть выражен никакими словами. Для большинства людей это тайна, которая лишь слегка приоткрыта в Священном Писании и Церковном Предании.

В Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе) символический образ Царства Небесного «Святого Иерусалима» передан в следующих определениях:

«...он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот... с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот» (Откр. 21.12-13);

«...город расположен четвероугольником … длина и широта и высота его равны» (Откр. 21.16);

«...стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу» (Откр. 21.18);

«...престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы его будут служить Ему» (Откр. 22.3).

В земных образах храмов эти характеристики выражаются следующим образом:

квадратная форма плана и кубическая форма объема;
трехмастные членения с каждой стороны;
центричность планировочной структуры, иерархия ее элементов с престолом посредине;
драгоценное убранство (золото, камни), белизна.

Все эти характеристики присутствуют в древнерусском храме

Храм есть образ присутствия Царства Небесного на земле, и соответственно он есть образ дворца Царя Небесного. От этого образа исходит традиция благоукрашения храма наподобие царских чертогов с использованием всех художественных средств, доступных той или иной эпохе.

Храм есть также образ вселенской Церкви, ее основных принципов и устройства. В «Символе веры» Церковь именуется «Единой, Святой, Соборной и Апостольской». Некоторым образом эти черты Церкви могут быть отражены в храмовой архитектуре. Так, например, образ единства Церкви, возглавляемой Христом, зримо воплощают одноглавые кубические объемы древнерусских храмов. Святость Церкви образно выражается белизной стен храмов и сиянием золотых куполов, наподобие нимбов на иконах святых.

Соборность и апостольская преемственность выражается, как и в иерархическом устройстве самой Церкви, центричностью композиции, иерархической упорядоченностью частей храма, подчиненной центральному подкупольному пространству.

В святоотеческих толкованиях храм уподобляется также образу Бога. Так, триединству Бога соответствует трехмастная структура храма; неотмирность Бога и Церкви выражается в формах храма, отличных от форм жилых и иных сооружений земного назначения.

Непостижимый Бог являет Себя в мире в таких именах, которые имеют отражения в архитектуре храма. Так, Бог именуется как Красота, Любовь, Единство, Свет, Истина, Добро. В храмовой архитектуре эти имена выражаются в пропорциональном соответствии целого и частей, симметричности композиции, цельности формы, ясности композиции, тектоничности сооружения, узнаваемости формы.

Интерьер крестово-купольного храма представляет собой целостную систему иерархически упорядоченных пространств, развивающихся от боковых нефов, где размещается основная часть молящихся, к центральному подкупольному пространству с амвоном в центре и дальше вверх, к куполу, на котором находится наполненное светом изображение Главы Церкви — Христа Вседержителя. Такая гармоничная пространственная система наглядно представляет символическую сущность храма как начала будущего Царства Божия.

В планировочном отношении алтарь являет образ Рая, духовного мира, нисходящего на землю к людям. Средняя часть храма является символом неба и земли, вселенной, обновленных примирением с духовным миром. Притвор является символом мира неоправданного, греховного.

В средней части храма стоят верные, которые при восприятии божественной Благодати, изливаемой в Таинствах, становятся искупленными, освященными, причастниками Царства Божия. Если в алтаре помещается божественное начало, то в средней части храма — начало человеческое, входящее в теснейшее общение с Богом. И если алтарь получил значение верховного неба «неба небесе», где пребывает один только Бог с небесными чинами, то средняя часть храма означает частицу будущего обновленного мира, новое небо и новую землю в собственном смысле.

Алтарь в храме означает духовную, божественную сторону во вселенной, а средняя его часть — чувственный мир, причем обе входят во взаимодействие, в котором первая просвещает и руководит второй. При таком их отношении восстанавливается нарушенный грехом порядок вселенной.

Различные зоны средней части храма также получают толкование Святых Отцов. Так, верхняя зона означает видимое небо, причем светильники изображают звезды, паникадила - круги планет. Нижняя зона означает землю.

Иконостас, отделяющий алтарь от средней части храма, выражает мысль о самой тесной и неразрывной связи, существующей между миром чувственным и духовным посредством молитвенной помощи изображенных там на иконах небожителей, в том числе достигших еще на земле состояния святости, то есть обожения, к которому иные только стремятся.

Древнерусский храм завершается главой «луковичной» формы. Если плоский византийский купол над храмом напоминает небесный свод над землей, а готический шпиль католических храмов выражает стремление ввысь, к небесам, то русская луковичная глава напоминает огненный язык, символизируя идею молитвенного горения, необходимого каждому христианину для единения с Богом.

Иногда храм строится в виде Креста в знак того, что Церковь, то есть собрание верующих во Христа, получают спасение благодаря Его искупительной крестной жертве. Круглая форма храма символизирует вечность Церкви, так как круг, не имеющий ни начала, ни конца — символ вечности. Продолговатая форма храма в виде корабля означает, что Церковь подобно кораблю спасает нас в житейском море.

По образной мысли протоиерея Дмитрия (Смирнова) храм — это корабль, где люди должны крепко держаться за его мачту во время бури и сильной качки. На корабле это самое безопасное место, где меньше всего качает. Не держась за мачту и находясь у борта, легко вылететь за борт и утонуть. Мачта — это стержень корабля, также как наша вера и наша Церковь — это стержень нашей жизни и за них мы должны крепко держаться, чтобы не погибнуть среди бурных волн житейского моря с его подводными камнями соблазнов. Храм это корабль, а мачта в центре корабля — вертикаль, идущая от амвона к куполу и Кресту над храмом. Эта вертикаль соединяет небесную область бытия Духа Святого с Евхаристией, совершающейся на амвоне. Поддерживающие купол «паруса» храма с изображенными на них евангелистами, возвестившими миру Слово Божие, — это крепящиеся к мачте корабля паруса, наполненные Духом Божиим и ведущие корабль-Церковь к тихой пристани Царства Небесного.

Следует отметить, что святоотеческие символические толкования были связаны с богослужением и относились в основном к внутренним формам храма. Наружные формы храма получили толкования лишь в XIX веке, как, например, символика количества глав: 1 глава — Христос; 5 глав — Христос и четыре Евангелиста и т.д.

Архитектурная композиция и соответственно архитектурная выразительность православного храма основаны на отражении в образе храма его символической сущности, основанной на православной догматике.



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные