Графика Доменико Жилярди: общественные здания, жилые дома, малые формы. Биография Доменико жилярди работы

Архитектор, представитель московского ампира. В Москве с четырнадцатилетнего возраста. Учился у отца О.Д. Жилярди и двоюродного брата Д.И. Жилярди...

Москва (энциклопедия)

  • - Д. И. Жилярди.Здание Московского университета. Жиля́рди Дементий Иванович, архитектор, предствитель русского ампира. Сын И.Д. Жилярди, выходец из итальянской части Швейцарии...

    Москва (энциклопедия)

  • - архитектор, выходец из итальянской части Швейцарии, отец Д.И. Жилярди. Работал в Москве с 1787 до 1817. Выстроил Екатерининский институт, Мариинскую больницу для бедных, Александровский институт и Вдовий дом...

    Москва (энциклопедия)

  • - Джованни-Баттиста Капрара - кардинал и дипломат...

    Католическая энциклопедия

  • - Его Высокопреосвященство кардинал Джова́нни Батти́ста Ре, . Итальянский кардинал, чья служба главным образом связана с Римской Курией. Титулярный архиепископ Весковьо с 9 октября 1987 по 1 октября 2002...

    Католическая энциклопедия

  • - российский архитектор, представитель ампира. По происхождению итальянец, в 1810-1832 работал в России. После пожара 1812 в Москве восстановил здание университета, перестроил Опекунский совет, усадьбу Кузьминки...

    Архитектурный словарь

  • - В 1814 г. осуществлял наблюдение за работами по восстановлению колокольни Ивана Великого в Кремле...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - итал. писатель по части искусства...
  • - оперный композитор римской школы, живший в средине XVII ст. Из его произведений особой популярностью пользовалась опера "Amor vuol giovent u" ...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - оперный композитор римской школы, живший в средине XVII ст. Из его произведений особой популярностью пользовалась опера "Amor vuol gioventu" ...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Амичи Джованни Баттиста, итальянский ботаник и оптик. Усовершенствовал микроскоп, изобрёл иммерсионный объектив, спектроскоп прямого видения...
  • - Вентури Джованни Баттиста, итальянский учёный. С 1773 профессор университета в Модене, затем в Павий. Наиболее известны работы В. в области гидравлики...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Виотти Джованни Баттиста, итальянский скрипач, композитор и педагог. Ученик Г. Пуньяни. С 1775 придворный музыкант в Турине. В 1781 играл при дворе Екатерины II в Петербурге...
  • Краткая биография

    Доменико Жилярди (1785 – 1845) – швейцарский архитектор, работавший в Москве. Лично и в соавторстве с русским архитектором А. Г. Григорьевым он занимался восстановлением общественных сооружений в Москве после пожара 1812 года. Под его руководством были реконструированы такие здания, как:

    • Императорский Московский Университет;
    • Слободской дворец;
    • Екатерининский институт.

    Замечание 1

    На русский манер имя Доменико Жилярди интерпретировали как Дементий Иванович Жилярди.

    Семья Жилярди поселилась в Москве в конце XVIII века. Отец – Джованни Жилярди был штатным архитектором в Москве в Воспитательном доме. Доменико Жилярди был рожден в Швейцарии и в возрасте 11 лет переехал с семьей в Москву. Азам архитектурного ремесла Жилярди учился у художника Феррари. С 1803 года продолжил обучение в Европе, учился в Академии живописи Брера в Милане. После возвращения в Россию в 1810 году работал в «семейной фирме» Воспитательного дома.

    Московский пожар 1812 года для архитекторов оказался золотой жилой. Тысячи разоренных семей нуждались в новом жилье. В 1813 году Доменико Жилярди вступил в государственную организацию кремлевского строения и начал работать над Колокольней Ивана Великого и некоторыми другими постройками Кремля. В 1817 году состарившийся отец отправился в Швейцарию и Доменико Жилярди занял его должность в Воспитательном доме. С этого момента Жилярди начал работу по восстановлению здания Московского Университета на Моховой улице. Через год Жилярди получает несколько проектов по восстановлению разрушенных зданий, среди них - Екатерининский институт и Вдовий дом на Кудринской площади. К 1832 году Жилярди заканчивает восстановление Слободского дворца на Лефортовской площади.

    Замечание 2

    Одной из крупнейших работ Доменико Жилярди в строительстве является здание Опекунского совета на территории, принадлежащей Воспитательному дому. Данное сооружение примечательно тем, что являлось единственной постройкой Жилярди «с нуля», без использования старых фундаментов.

    Известные сооружения Жилярди

    В Москве Доменико Жилярди занимался строительством таких зданий, как:

    • Усадьба Гагариных на Поварской улице. Это здание Жилярди запроектировал в стиле ампир, строительство было завершено в 1829 году. Заказчиком усадьбы был князь и заведующий императорскими театрами Сергей Гагарин. Позднее, в 1843 году сооружение перешло к государственному коннозаводству. Данное строение было возведено на месте сгоревшего дома. Примечательно, что из-за располагающихся более ранних сооружений на прилегающих участках усадьбу выстроили на удалении от красной линии, это позволило создать симметричную архитектурную композицию, которая отлично просматривается с улицы.
    • Дом Лунина на Никитском бульваре. Строительство этого комплекса сооружений было завершено Жилярди в 1818 году для дворянской семьи Луниных. Главное здание комплекса представляет собой трехэтажный дом, украшенный портиками и лепниной. Двухэтажные флигели соединялись с основным зданием парадными коридорами, образуя закрытые дворы. В 1821 году дворянская семья была вынуждена продать особняк Коммерческому банку из-за тяжелого материального положения;
    • Усадьба Усачевых-Найденовых на Земляном Валу. Изначально усадьба включала в себя два участка, на одном из которых был расположен двор купца Невежина. Возведенное строение было построено по заказу купцов Усачевых в 1831 году. Проект данной усадьбы был одним из последних для Жилярди в России. Основное здание усадьбы расположено на вершине холма. Примечательно, что на данный момент оно стоит на красной линии улицы, хотя первоначально перед домом располагался палисадник, характерный для домов Садового кольца. Вдоль улицы простирается широкий пандус, поднимающийся до уровня парадного этажа главного здания, имеющего высокий цокольный этаж;
    • Усадьба «Студенец» на Пресне. Данное сооружение представляло собой дачу для будущего генерал-губернатора Москвы.
    • Музыкальный павильон Конного двора. Сооружение было построено в 1823 году. Конный двор располагался на противоположном берегу верхнего пруда и прекрасно виден с дальних и ближних точек зрения. Совокупность сооружений, из который состоит Конный двор образует в плане замкнутое каре. Главный фасад расположен вдоль пруда и состоит из двух флигелей, объединенных каменной оградой, Музыкальный павильон был расположен в центре. За ним был выстроен сам Конный двор, включающий здание конюшни и ряд хозяйственных строений. Основные несущие конструкции Музыкального павильона были намеренно сделаны из дерева, это придавало хорошие акустические характеристики помещениям. Монументальность здания в целом была декоративной. Такой декор является одной из особенностей развития архитектуры позднего классицизма в России.

    Примечательно, что все вышеперечисленные работы были построены Жилярди совместно с Григорьевым. Собственный архитектурный стиль Жилярди был основан на европейском ампире и творчестве некоторых итальянских архитекторов, с работами которых Жилярди мог ознакомиться, путешествуя по Европе в начале XIX века.

    Конец карьеры

    Отступление Доменико Жилярди от архитектурной деятельности было отмечено довольно четко. Оно совпало с вступлением на престол Николая I, который принес другие идеалы в области архитектуры. В последние годы жизни Жилярди испытывал определенные проблемы со здоровьем, об этом свидетельствуют некоторые найденные письма архитектора. Весьма угнетенное состояние вкупе с плохим здоровьем натолкнули Жилярди на решение об отъезде.

    Известно, что Жилярди в 1832 году отправился в Швейцарию. Единственным сооружением, построенным на родине, стала придорожная часовня недалеко от Монтаньолы. Доменико Жилярди внес вклад в образование таких специалистов, как Алессандро Жилярди, Е. Д. Тюрин, М. Д. Быковский, которые продолжили свою деятельность после отъезда Жилярди в Швейцарию.

    Сын архитектора Джованни Жилярди, дядя Алессандро Жилярди. Лично и в соавторстве с А. Г. Григорьевым восстановил разрушенные пожаром 1812 года общественные здания Москвы: Университет, Слободской дворец, Екатерининский институт и др. Автор городских усадеб, здания Опекунского Совета и загородной усадьбы Кузьминки.

    Биография

    Швейцарский кантон Тичино издавна поставлял мастеров-строителей (тессинцев ) в европейские столицы. Семья Жилярди обосновалась в Москве в середине XVIII века; Джованни Жилярди работал в Москве штатным архитектором Воспитательного дома. Доменико родился в Швейцарии и, приехав в Россию в возрасте 11 лет, постигал азы ремесла у художника Феррари.

    фото: NVO , Public Domain

    В 1799–1803 гг. обучался в Санкт-Петербурге живописи у Карло Скотти. В 1803–1810 гг. продолжил образование в Европе, изучал искусство и архитектуру. По возвращении в Россию работал в «семейной фирме» в Воспитательном доме. Там же работал и бывший крепостной, выкупившийся из рабства в 1804 Афанасий Григорьев.

    Пожар 1812 года, разоривший тысячи семейств, оказался золотой жилой для архитекторов. В 1813 Доменико нанялся в Экспедицию кремлёвского строения, работал над восстановлением и других зданий .

    В 1817, когда состарившийся отец вернулся в Швейцарию, Доменико унаследовал его должность архитектора Воспитательного дома.

    Тогда же, в 1817, он начал свою наиболее известную работу - восстановление здания Московского Университета на Моховой (1817-1819, совместно с Д. Г. Григорьевым), сгоревшего в 1812 году.


    A.Savin , CC BY-SA 3.0

    В следующем году Жилярди получил подряды на восстановление Екатерининского института и Вдовьего дома на Кудринской площади, сосредоточив в своих руках четыре крупных проекта. В 1826–1832 гг. Жилярди восстановил Слободской дворец на Лефортовской площади.


    Mikhail Bykovsky , Public Domain

    Крупнейшая работа Жилярди в новом строительстве - здание Опекунского совета на участке, прилегающем к Воспитательному дому (182–1826). Это единственная его постройка «в чистом поле», не связанная необходимостью использовать старые фундаменты. Жилярди также строил в Москве:

    • Усадьбу Гагариных на Поварской, 25а (1820-1822);
    • Дом Лунина на Никитском бульваре, 12, позже дом «Государственного коммерческого банка» (1818-1823);
    • Усадьба Усачёвых - Найдёновых («Высокие горы») на Земляном Валу (1829-1831)
    • Конный двор и Музыкальный павильон в усадьбе Кузьминки (1820-1832);
    • Усадьбу «Студенец» на Пресне.

    Все эти работы (возможно, исключая усадьбу Гагариных) - построены совместно Жилярди и Григорьевым, разделить вклады каждого из мастеров невозможно. Собственный стиль Жилярди (и отчасти Григорьева) опирается на европейский ампир, творчество Луиджи Каньолы и Антонио Антолини, строителя Форума Бонапарта - с их работами Жилярди познакомился в Европе в 1800-е годы. Ампир Жилярди - итальянский, а не французский, как у петербургских архитекторов.

    В 1832 году Жилярди уехал домой, в Швейцарию. На родине его единственной постройкой стала придорожная часовня близ Монтаньолы. В Москве продолжили работу ученики Жилярди:

    • Алессандро Жилярди,
    • Е. Д. Тюрин,

    Родился в Монтаньоле (Швейцария) 4 (15) июля 1785 в семье архитектора Джованни Баттиста (Ивана Дементьевича) Жилярди, который в 1787 начал работать в России.

    Архитекторы из рода Жилярди в течение длительного времени жили и работали в России, состояли на государственной службе, строили по заказам частных лиц. Большой известностью пользовался в Москве архитектор Иван Дементьевич Жилярди. 4 июня 1785 года в Монтаньоле у него родился старший сын, получивший имя Доменико. В 1796 году в одиннадцатилетнем возрасте мальчик вместе с матерью впервые приехал к отцу в Россию. Здесь его стали звать Дементий Иванович.

    Несмотря на окружение, в котором рос Доменико, архитектура не сразу увлекла его. Он мечтал стать художником-пейзажистом. В 1799 году, когда мальчику исполнилось четырнадцать лет, отец отправил его в Петербург к художнику Феррари учиться рисованию и живописи. Вскоре Доменико перешел в мастерскую Порто, а в 1800 году - к историческому живописцу Карло Скотти, у которого обучался в течение трех лет.

    В это время он получает при содействии вдовствующей императрицы Марии Федоровны государственную стипендию, с увлечением занимается искусством, иногда посылает отцу свои рисунки. Отец продолжает следить за успехами сына. Непривычный для южанина петербургский климат юноша переносит с трудом. В одном из писем к родным в Швейцарию отец сообщает, что Доменико был при смерти, и мечтает о тепле юга для сына, скорбит о смерти младших, родившихся в Москве детей.

    По-видимому, в конце 1803 года Жилярди направляют в качестве государственного стипендиата в Италию для продолжения занятий живописью в Миланской Академии искусств, куда он, после краткого пребывания в Монтаньоле, прибыл летом 1804 года. Первые месяцы Доменико усиленно занимается живописью. Но художником он все же не стал. Критический анализ своих способностей и возможностей, советы профессоров, раздумье о своей будущей деятельности в России заставили его отказаться от живописи и привели к архитектуре, которая, как и показала его творческая судьба, больше отвечала особенностям его дарования. От увлечения живописью, пейзажем осталось отличавшие все творчество Жилярди понимание значения окружающей среды, природы, усиливающее эмоциональное воздействие создаваемых зодчим произведений, тонко продуманное сочетание архитектуры с особенностями ландшафта, городской или усадебной планировки.

    После окончания в 1806 году Миланской Академии Жилярди около четырех лет посвятил совершенствованию своих знаний, изучая искусство и архитектуру городов Италии - Рима, Флоренции, Венеции. В июне 1810 года он вернулся в Россию, а в январе 1811 года был определен помощником отца в ведомство Московского Воспитательного дома, с которым и был связан всю свою последующую архитектурную практику.

    В августе 1812 года, когда войска Наполеона подходили к Москве, Жилярди, вместе с другим помощником архитектора Воспитательного дома Афанасием Григорьевичем Григорьевым и вслед за населением, покидавшим город, выезжает в Казань. Но поздней осенью они возвращаются в Москву.

    Первые годы после Отечественной войны были заполнены работами по приведению в порядок зданий Воспитательного дома, проектированию вместе с отцом новой аптеки и лаборатории Дома. С 1813 года Жилярди состоит в Экспедиции кремлевских строений, где принимает участие в работах по восстановлению пострадавших сооружений Кремля, в частности, звонницы и колокольни Ивана Великого.

    В восстановлении здания Московского университета (1817-1819), пострадавшего от пожара, в полной мере проявилось творческое дарование Жилярди. Здесь он выступает как градостроитель, учитывавший местоположение сооружения в ансамбле центра Москвы, как художник, как конструктор и, наконец, как организатор, за два года осуществивший столь крупное строительство.

    Под руководством Жилярди были проведены большие строительные работы. Без изменений остались лишь объем здания, планировка основных залов и обработка стены дворового фасада. Учитывая градостроительную роль университета, Жилярди внес значительные изменения в решение главного фасада, он придал ему более торжественный, полный героического пафоса облик. Архитектор пошел по пути укрупнения масштаба основных членений и деталей здания. В обновленном облике сооружения зодчий стремился подчеркнуть идею торжества наук и искусств, достигнуть органического сочетания архитектуры, скульптуры и живописи.

    В июле 1817 года Жилярди-старший, проработавший в России двадцать восемь лет, уволился «в чужие край впредь до выздоровления», а в марте 1818 года «за старостью и слабостью» был уволен совсем. После его отъезда должность архитектора Воспитательного дома занял его сын.

    В 1818 году Жилярди поручают перестройку Вдовьего дома в Кудрине и здания Екатерининского училища на Екатерининской площади. Перестраивая здание Екатерининского училища, расположенного в глубине участка, Жилярди «прикрыл» его измельченный фасад монументальным десятиколонным портиком, поднятым на высокую аркаду нижнего этажа. При капитальной реконструкции и расширении здания, осуществленными Жилярди в 1826-1827 годах, были пристроены сильно вынесенные вперед крылья, образовавшие глубокий парадный двор.

    Одной из значительных работ Жилярди, осуществленной им в 1814-1822 годах, была перестройка усадьбы П.М. Лунина у Никитских ворот. Жилярди создает при перестройке новую композицию усадьбы главный дом он «поворачивает» на линию улицы своим основным фасадом путем пристройки к торцу существовавшего дома нового корпуса.

    Композицию фасада главного корпуса Жилярди построил на контрастном сопоставлении с фасадом флигеля. Пространственному решению флигеля противопоставлена подчеркнутая цельность и монолитность объема главного корпуса. Однако при всем различии фасадов оба здания объединены в единую композицию. Это достигается горизонтальным строем общей композиции фасадов, в том числе и колоннад.

    Внутренняя планировка главного корпуса характерна для жилых домов дворцового типа с анфиладой парадных помещений в бельэтаже, подсобными помещениями в первом этаже и жилыми комнатами - в верхнем. Особой красотой и парадностью отличается большой танцевальный зал, соединяющий анфилады комнат, идущие по продольной и поперечной осям дома. Его полуциркульный свод, расписанный гризайлью, и обработка торцевых стен полуциркульными арками с парными ионическими колоннами свидетельствуют о неизменном влечении Жилярди к подобной композиции залов.

    Фасад главного дома Луниных с коринфской колоннадой-лоджией в 1832 году был опубликован в «Альбоме Комиссии для строений в Москве» и своей необычной для жилых домов композицией стал образцом для подражания в застройке послепожарной Москвы.

    Строительство здания Опекунского совета Воспитательного дома (1823-1826) стало в творчестве Жилярди своеобразным этапом, имевшим большое значение для его творческой деятельности на ближайшие годы. Этому немало способствовало то обстоятельство, что Опекунский совет - единственное крупное общественное сооружение в практике Жилярди, где он не был связан с необходимостью использования полностью или частично старых построек и мог более полно осуществить свои идеи.

    Занявшее основное место в застройке Солянки, рассчитанное на градостроительный эффект, здание Совета воспринимается при фронтальном обозрении как традиционная классическая система кубических объемов, но это не соответствует действительным очертаниям корпусов, уходящих в глубь двора. Функциональное назначение здания вошло в противоречие с логикой построения архитектурной формы, что в силу ограниченности художественных приемов архитектуры классицизма не мог преодолеть Жилярди.

    Интересным было цветовое решение интерьера здания Совета. Изысканностью колорита отличалось убранство зала Присутствия, стены которого были обтянуты шелковой тканью с золоченым багетом по краям, лопатки облицованы искусственным мрамором, на окнах белые штофные занавеси. Своды остальных залов также были расписаны, стены окрашены зеленым или желтым кроном, стены и свод парадной лестницы расписаны.

    Так же как в перестройке Вдовьего дома и Екатерининского училища, в постройке здания Опекунского совета значительной была роль Афанасия Григорьева. Воспитанник Ивана Жилярди, крепостной по происхождению, лишь в возрасте двадцати двух лет получивший вольную, Григорьев был близок семье Жилярди.

    Одновременно со зданием Опекунского совета Жилярди строит одно из самых совершенных своих произведений - дом князя С.С. Гагарина на Поварской улице. Особенностью внешнего облика этого здания является то, что ведущим художественным приемом в решении фасада зодчий делает не традиционный колонный портик, а арочное окно с широким архивольтом и двухколонной вставкой, несущей антаблемент. Три таких окна занимают все пространство центрального выступа главного фасада. Арки заглублены в стену, что, усиливая игру светотени, способствует выявлению архитектурных и скульптурных элементов композиции.

    Здание расположено с отступом от красной линии, перед небольшим парадным двором, что выделяет его в ряду застройки улицы. В организации внутреннего пространства здания Жилярди обращается к контрастным приемам из низкого вестибюля с четырьмя парными дорическими колоннами, несущими балки перекрытия, неширокая, расходящаяся по двум сторонам лестница ведет в торжественную обходную галерею, перекрытую, подобно Опекунскому совету, высокими парусными сводами со световым фонариком в центре. Великолепно разработанные арки со скульптурной группой Аполлона и муз на антаблементе занимают стены с четырех сторон галереи.

    Созданные почти одновременно интерьеры Опекунского совета и дома Гагарина - одни из лучших в творчестве Жилярди.

    Одновременно Жилярди строит и в Подмосковье. Самые известные его загородные постройки - в Кузьминках, подмосковной усадьбе князей Голицыных.

    Основное значение в открывающейся панораме имеет Музыкальный павильон Конного двора, созданный в 1820-1823 годах. Конный двор расположен на противоположном берегу верхнего пруда, справа от главного дома, и хорошо виден с дальних и ближних точек зрения. Комплекс построек, образующих конный двор, представляет собой в плане замкнутое каре. Главный фасад, протянувшийся вдоль пруда, состоит из двух жилых флигелей, соединенных низкой каменной оградой с Музыкальным павильоном в центре. За ним скрывается собственно конный двор с расположенными вокруг него в форме буквы «П» центральным зданием конюшни и хозяйственными постройками.

    Музыкальный павильон был намеренно построен из дерева, что сообщало ему высокие акустические качества. Его монументальность носила декоративный характер, в чем проявилась общая тенденция развития архитектуры позднего классицизма.

    В усадьбе Кузьминки Жилярди, благодаря своему тонкому пониманию особенностей русской классической архитектуры, русской природы, продолжил и поднял на новую высоту начатое архитекторами предшествующего поколения.

    Дементий Иванович проработал в Кузьминках до 1832 года, когда в связи с болезнью и отъездом из России все дела были переданы работавшему вместе с ним Александру Осиповичу Жилярди.

    В октябре 1826 года сразу же после окончания строительства Опекунского совета Жилярди приступил к перестройке Слободского дворца в Лефортове. Этот дворец был передан ведомству Воспитательного дома для размещения в нем ремесленных учебных мастерских и богадельни Воспитательного дома. Для перестройки сгоревшего здания дворца была создана Строительная комиссия, и Жилярди было поручено возглавить строительные работы.

    Учитывая большой объем работ, в июле 1827 года Жилярди подал в Строительную комиссию рапорт «О представлении ему двух знающих помощников к производству работ». По собственному его выбору старшим помощником Жилярди был назначен Григорьев. В самый разгар строительства, в ноябре 1828 года, Жилярди в связи с плохим состоянием здоровья получает разрешение Опекунского совета об отпуске и уезжает в Италию. Все строительные работы по ведомству Воспитательного дома, в том числе и по Слободскому дворцу, Опекунский совет возложил на Григорьева. Только в сентябре 1829 года, пробыв в отпуске восемь месяцев, Жилярди возвращается в Москву и приступает к исполнению своих обязанностей.

    Здание получило строгий облик, соответствующий назначению сооружения, и монументальность, отвечающую масштабу застройки дворцового района Лефортова. Жилярди, со свойственным для московской архитектурной школы объемным пониманием архитектуры, подчинил сильно вытянутое здание единому пространственному решению и вместе с тем выделил его объемы для придания большего единства всей композиции центральный и боковые корпуса одинаковой высоты в три этажа и более низкие двухэтажные галереи.

    В 1829-1831 годах Жилярди строит городскую усадьбу Усачевых на Земляном валу близ Яузы. Это стало своеобразным итогом деятельности Жилярди, обобщением накопленного опыта предшествующих работ, показало высокий уровень профессионального мастерства зодчего, творившего в соответствии со стилистическими, градостроительными и социальными требованиями эпохи. «Фасадное» решение дома с улицы противопоставлено совершенно иному характеру дворового фасада, в котором выявлена конструкция здания - его этажи, лестничная клетка, плоскости стен с однообразными оконными проемами. Рационально решена внутренняя планировка здания с сохранением парадной анфилады вдоль главного фасада и отделенными от нее продольным коридором, обращенными во двор небольшими комнатами. Большое значение в ансамбле придано парку, композиция которого была построена на сочетании регулярной и пейзажной планировки, на связи с архитектурой садового фасада дома, павильонов, беседок и на раскрытии видовых панорам города. Связь дома с парком Жилярди осуществил с помощью пандуса, идущего от второго, парадного этажа.

    В 1832 году, в год отъезда из России на родину в Швейцарию, Жилярди создает проект своего последнего сооружения в России - мавзолея в Отраде. Для мавзолея зодчий нашел ясное и спокойное решение, то сочетание торжественности и интимности, которое отвечает назначению этого сооружения.

    Жилярди передавал свои знания многочисленным ученикам и помощникам. С 1816 года учеником Жилярди был ставший позже академиком М.Д. Быковский; на его постройках обучался Е.Д. Тюрин; с четырнадцатилетнего возраста учился у него его двоюродный брат А.О. Жилярди - помощник во многих его постройках; учились братья Ольделли из Тессинского кантона Швейцарии; его учениками с малолетства становились крепостные князей Гагариных, Голицыных и др. Он передавал им свой практический опыт и теоретические познания, подготавливая профессионально грамотных строителей.

    Отход Жилярди от активной деятельности обозначился довольно четко. Он совпал со временем правления Николая I, с изменением идеалов в области архитектуры. Хуже стало и со здоровьем. В одном из писем он сетовал «Был бы я совершенно здоров, то я не называл бы это жертвой, но так как я чувствую себя очень плохо, то могу только жаловаться на свою судьбу...» Угнетенное состояние, плохое здоровье, длительное вдовство, возможно, тоска по единственной дочери, воспитывавшейся в Швейцарии, побудили принять решение об отъезде, и в 1832 году он уезжает.

    Творческий путь его был закончен. На родине в Монтаньоле он построил только одну часовню, придав ей, как бы в память о Москве, формы московского классицизма. Она стоит на дороге от «Золотого холма» близ Монтаньолы, где было его поместье, в монастырь Сан-Аббондио, на кладбище которого через двенадцать лет зодчий был похоронен рядом со своей дочерью Франческой.

    Остаток своей жизни Жилярди проводил в своем поместье в Швейцарии, на зиму уезжая в Милан. 5 марта 1833 года его избрали членом-корреспондентом той самой Миланской Академии искусств, где тридцать лет назад он изучал ставшее для него дорогим искусство архитектуры.

    ЖИЛЯРДИ Дементий Иванович ЖИЛЯРДИ Дементий Иванович

    ЖИЛЯ́РДИ (Джилярди) (Gilardi) Дементий Иванович (Доменико) (1785, Монтаньола, близ Лугано, Швейцария - 28 февраля 1845, Милан), архитектор, представитель ампира (см. АМПИР) . По происхождению итальянец, в 1810-32 работал в России.
    Потомственный архитектор
    Родился в семье потомственного архитектора И. Д. Жилярди (см. ЖИЛЯРДИ Иван Дементьевич) . Учился у отца, затем в миланской Академии художеств (1804-06). До 1810 изучал архитектуру в Италии, после возвращения в Москву был зачислен в штат архитектора Воспитательного дома в качестве его помощника. Туда же на службу поступил и Афанасий Григорьев (см. ГРИГОРЬЕВ Афанасий Григорьевич) , с которым Жилярди связывала давняя дружба. В августе 1812, когда войска Наполеона подходили к Москве, Доменико Жилярди вместе со служителями и старшими детьми был эвакуирован в Казань, вернулся осенью того же года. Его отец оставался в захваченной французами Москве охранять Воспитательный дом и детей, которых не успели эвакуировать.
    После отъезда в 1817 Жилярди-отца в Швейцарию Дементий Иванович становится старшим архитектором ведомства Московского Воспитательного дома. Работая по застройке послепожарной Москвы, создал ряд монументальных общественных зданий в стиле московского ампира, сыгравших значительную роль в формировании архитектурного облика города.
    С 1830 почетный член петербургской Академии художеств.
    Основные постройки
    Первой крупной работой Жилярди стал проект восстановления здания Московского университета (1817-19), обгорелый остов которого после Отечественной войны 1812 года (см. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 года) пять лет стоял в центре Москвы. С исключительным мастерством выполнил зодчий актовый зал, в котором 5 июля 1819 состоялось торжественное открытие восстановленного здания, и главный портик с каннелированными колоннами дорического ордера (см. ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР) . Работал над восстановлением также сгоревших во время войны зданий Вдовьего дома на Кудринской площади (1818-23) и Екатерининского института (1826-27).
    В начале 1820-х гг. Жилярди было поручено проектирование и строительство здания Опекунского совета Воспитательного дома (ныне Президиум АМН России; 1823-26). Эта работа была выполнена совместно с А. Г. Григорьевым. Первоначально ансамбль состоял из главного здания и двух флигелей, но спустя 20 лет (в 1846) постройки были объединены в одно здание учеником Жилярди архитектором М. Д. Быковским (см. БЫКОВСКИЙ Михаил Доримедонтович) .
    Значительной работой Жилярди в эти годы была и перестройка усадьбы генерала П. М. Лунина на Никитском бульваре (1818-23). Зодчий создал изящную асимметричную композицию, состоящую из трех отдельных зданий, образующих единый живописный ансамбль.
    Одновременно с работами по ведомству Воспитательного дома Жилярди строил Слободской дворец (1827-1830), дом С. С. Гагарина (1820-е гг.), ансамбль усадьбы Усачевых-Найденовых (см. ВЫСОКИЕ ГОРЫ) (1829-1831) и др.
    К числу наиболее известных работ архитектора относится и усадьба Кузьминки под Москвой, где, кроме Жилярди, работали и другие зодчие. Среди множества построек выделяется Центральный павильон Конного завода (1820, при участии А. Г. Григорьева, скульпторы П. К. Клодт (см. КЛОДТ Петр Карлович) , Г. Т. Замараев), решенный в виде большой ниши-экседры, на фасаде которой установлен портик дорического ордера.
    Последняя постройка Жилярди в России - усыпальница представителя знаменитого рода графов Орловых - В. Г. Орлова, который скончался в 1831 в родовом имении Отрада. Мавзолей решен в виде традиционного храма-ротонды, где устремленное ввысь торжественное центральное пространство сочетается с низкими обходными галереями. Строительство затянулось и было окончено только в 1835, после отъезда зодчего на родину.
    Жилярди проявил себя и крупным мастером садово-парковой архитектуры.
    В 1832 в надежде поправить здоровье вернулся в родную Швейцарию; умер в Милане в 1845, похоронен вблизи Монтаньолы.


    Энциклопедический словарь . 2009 .

    Смотреть что такое "ЖИЛЯРДИ Дементий Иванович" в других словарях:

      Архитектор Московского воспитательного дома при Николае I. {Половцов} Жилярди, Дементий Иванович (1788 1845) В 1824 г. принимал участие в работах по реставрации здания Арсенала в Кремле … Большая биографическая энциклопедия

      Жилярди, Джилярди (Gilardi) Дементий (Доменико) Иванович (1788, Монтаньола, близ Лугано, Швейцария, 28.2.1845, там же), архитектор, представитель русского ампира. По национальности итальянец, сын архитектора Ивана (Джованни Баттиста) Дементьевича … Большая советская энциклопедия

      ЖИЛЯРДИ (Джилярди) Дементий (Доменико) Иванович (1785 1845) российский архитектор, представитель ампира. По происхождению итальянец, в 1810 32 работал в России. После пожара 1812 в Москве восстановил здание университета (1817 19), перестроил… … Большой Энциклопедический словарь

      Жилярди, Дементий Иванович - Д.И. Жилярди. Дом Луниных. ЖИЛЯРДИ (Джилярди) (Gilardi) Дементий (Доменико) Иванович (1785 1845), архитектор; представитель ампира. По происхождению итальянец. В 1810 32 работал в России. После пожара 1812 восстановил в Москве здание университета … Иллюстрированный энциклопедический словарь



    В продолжение темы:
    Детская мода

    Что может быть проще хлеба с чесноком? Но даже и тут есть множество вариантов и секретов приготовления. Ведь надо хлеб не пересушить, не напитать излишне маслом. Можно...

    Новые статьи
    /
    Популярные