Задания по творчеству шолохова. Практические и зачетные работы по роману Шолохова «Тихий Дон


Практическая работа по частям 3-4 «Тихого Дона».
Реальность войны на страницах романа.
Григорий Мелехов и война: в поисках правды.
Задание 1. Война в романе – антитеза норме жизни. Какие эпизоды и каким образом подтверждают эту мысль?
См., как входит война в мир героев романа? (ч. 3, гл. III)
Найдите лирические отступления (ч. 3, конец гл. VI, начало гл. Х, начало гл. XVI). Определите объединяющую их сквозную мысль.
Какую роль играет в повествовании о войне дневник бывшего студента Тимофея (ч. 3, гл. XI)?
Шолохов использует толстовский прием, рассказывая о казаке Крючкове и его подвиге (ч. 3, гл. VIII-IX). В чем суть этого приема и зачем он автору?
Задание 2. Война – испытание на человечность для каждого человека. Какие эпизоды и каким образом подтверждают эту мысль? (ч. 3)
Какой смысл имеет антитеза: Алексей Урюпин, по прозвищу Чубатый, – Григорий Мелехов? И как она воплощается?
Какой смысл имеет антитеза: Евгений Листницкий – Григорий Мелехов? И как она воплощается?
Задание 3. Война – испытание миру – на способность к устойчивости и возрождению, к сохранению в нем заветов и святынь. Какие эпизоды и каким образом подтверждают эту мысль?
На страницах 3 и 4 частей мы встречаем агитаторов-большевиков Гаранжу (ч.3, гл. XXIII) и Бунчука (ч. 4, гл. XIII). Почему они имеют успех у своих слушателей?
Каким создает автор на страницах 4 части образ Лавра Георгиевича Корнилова? Попробуйте определить отношение Шолохова к этому человеку? Почему он часто использует документальные свидетельства – письма и телеграммы Корнилова? (Гл. XV, XVI, XVII, XX)
Можно ли Атарщикова (ч. 4, гл. XI, XIX) и Калмыкова (ч.4, гл. XVII) уже считать жертвами гражданской войны, хотя она еще впереди? Почему?
ВЫВОДЫ: …



Практическая работа по части 6 «Тихого Дона». М.А. Шолохова.
Чужой («Некуда податься!»). Путь героя в гражданской войне.
1. Основные события 6 части, посвященной Вешенскому восстанию, предваряют главы о вялом противостоянии казачьих частей самообороны наступающим с севера красным (гл. 2, 8-10). Выделите наиболее яркие эпизоды, показывающие нам настроение казаков и созвучные ему мысли Григория. Тем не менее, уже здесь видно: чужой… В чем это проявляется?
2. Первая встреча Мелеховых с красноармейцами происходит в родном доме. В чем убедила эта встреча Григория (гл. 16)?
3. Почему же все-таки Григорий Мелехов примыкает к казакам, восставшим против большевиков?
Ср. точки зрения литературоведов: 1) В главном герое «писатель резко обнажает страшные, звериные черты – лик собственника» (Н. Драгомирецкая, 1958); 2) «Общему, казачьему – как оно им понимается, – Григорий предан всей душой… И меньше всего печется о личной корысти…» (В. Литвинов, 1980).
4. См. споры о власти, которые ведет Григорий с большевиками Кошевым и Котляровым (гл. 20). Кто, по-вашему, ближе к истине в своих наблюдениях и выводах?
5. Как в романе говорится о причинах Вешенского восстания (гл. 19, 22-23, 26-28, 39 и др.)?
6. Вот мы видим Григория в пору самых больших внешних успехов: командир Вешенского полка, потом дивизии в войске восставшего Верхне-Донского округа. Ясен ли теперь его путь (гл. 36, 44, 46)?
7. См. антитезы и параллели в системе образов в ч. 6. Какие персонажи сопоставляются автором и в чем?
ВЫВОДЫ: …



Итоговые вопросы и задания к письменному опросу
по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон»
1. Проследите сюжетную линию героя (Михаил Кошевой, Аксинья, Наталья, Митька Коршунов – по вариантам) в виде плана. Сделайте обобщение по характеру, воплощенному в этом персонаже.
2. Какую роль в повествовании играют любовные истории второстепенных героев романа? (На двух-трех примерах.)
3. В художественном произведении один из важных приемов – введение сна героя. Какие «сны» мы находим в романе «Тихий Дон». О чем они? В чем их смысл? (На двух-трех примерах.)
4. В какие эпизоды романа автор вводит песню? Какую роль казачьи песни играют в художественной структуре романа? (На двух-трех примерах.)
5. В «Тихом Доне» автор часто использует параллельные сцены. Приведите примеры такого параллелизма. В чем смысл сопоставления выбранных вами сцен?
6. См. финальные сцены частей романа. Определите их идейно-художественный смысл, роль в композиции части, романа.
Приготовьтесь
к сочинению (анализ эпизода):
Самые трагические страницы романа М.А. Шолохова «Тихий Дон».

Тест по творчеству М.А.Шолохова. 11 класс 1 вариант

1.Укажите годы жизни М.Шолохова

А) 1905-1984

Б) 1895-1950

В) 1900-1985

Г) 1910-1990

2. Первый сборник рассказов, сделавший имя М.А.Шолохова известным, назывался:

А)Лазоревая степь

Б «Донские рассказы»

В) «Чужая кровь»

Г) «Наука ненависти»

3. Какое сословие изображает М.Шолохов в своих произведениях

А) купечество

Б) крестьянство

В) казачство

Г) дворянство

4. Какое описание не относится к Григорию Мелехову:

5. Какой премии был удостоен Шолохов за роман «Поднятая целина»?

а) Сталинской;

б) Нобелевской;

в) Ленинской.

6.. В каком году начинается действие романа «Тихий Дон»?

а)1912; 6)1913; в)1914.

7. Почему Мелеховых называли «турками», «черкесами»?

А) потому что у них был необузданный характер?

Б) потому что они были отчаянно храбры

В) потому что бабка Григория Мелехова была турчанка

8. Когда состоялась свадьба Григория и Натальи?

а) В Пасху;

б) в мясоед;

в) в Рождество.

9. В какой войне участвовал Прокофий Мелехов?

а) В русско-турецкой 1828-1829 годов;

б) в Крымской;

в) в русско-турецкой 1877-1878 годов.

10. В романе Шолохова «Тихий Дон» нет эпизодов:

а) Первой мировой войны

б) гражданской войны

в) Вел. Отечественной войны

г) установления советской власти

11. Какова судьба Аксиньи в романе?

А) погибает от случайной пули

Б) соединяет свою судьбу с судьбой Григория

В) расстреляна как пособница белогвардейцев Михаилом Кошевым

Г) покончила жизнь самоубийством, утопившись в реке

12. С каким американским романом можно сравнить «Тихий Дон» и почему?

13Григорий Мелехов был награжден в Первую мировую войну
а) Георгиевским крестом в) орденом А. Первозванного

б) медалью «За отвагу» г) отпуском на родину

14. Гражданская война изображена Шолоховым, чтобы показать

а) героизм Красной Армии в) трагедию народа

б) героизм белых г) ее неизбежность

15. Исследователь творчества Шолохова В. Н. Соболенко называет
автора «Тихого Дона» «автором Илиады XX века». Как вы думаете, на чем основано это мнение?

16. Какой художественный прием использован в названии романа Шолохова?

18. Почему главным героем выбран Григорий Мелехов? В каких эпизодах ярче всего раскрывается личность Григория?

Тест по творчеству М.А.Шолохова. 11 класс 2 вариант

1 . В каком году роман «Тихий Дон» впервые вышел отдельной книгой?

а) 1938;

б) 1941;

в) 1953.

2. В каком году Шолохов получил Нобелевскую премию?

а) 1958;

б) 1965;

3. К какой группе казаков принадлежали Мелеховы?

А) казачья аристократия (кулаки)

Б) крепкие казаки (середняки)

В) худородные казаки бедняки)

4. Чего не принимает в героях романа «Тихий Дон» автор?

А) гордости

Б) трудолюбия

В) сострадания

Г) бессмысленной жестокости

5. Слово «казак» - тюркского происхождения, Что оно обозначает в переводе на русский язык?

а) разбойник

Б) воин

В) земледелец

Г) удалец

А) как к бессмысленной, жестокой войнке

Б) как справедливой войнке, ведущейся ради свободы и равенства сословий

В) как к противному человеческому разуму явлкеию

Г) как к трагическим, но неизбежным событиям

7. С какой целью вводит Шолохов батальные сцены:

а) показать героизм народа

б) показать, что делает с человеком война,

в) показать бессмысленность войны

г) поднять дух народа

8. Роман М. А. Шолохова «Тихий Дон» был закончен в

а) 1928 г., в) 1940 г.

б) 1932 г. г) в 1946 г.

9. Сколько времени продолжается действие романа «Тихий Дон»?

А)12 лет б) 10 лет в)20 лет г) 5 лет

10.В образе Григория Мелехова воплотились:

А) черты себялюбца, индивидуалиста

Б) типичные для казачества черты

В)лучшие черты, свойственные казачеству

Г)черты, несвойственные казачеству

11.С каким американским романом можно сравнить «Тихий Дон» и почему?

12. Какое описание не относится к Григорию Мелехову:

а) «Среднего роста, худощав, близко поставленные к мясистой переносице глаза светлели хитрецой», «косая поперечная морщина, рубцевавшая... лоб, двигалась медленно и тяжело, словно изнутри толкаемая ходом каких-то скрытых мыслей»;

б) «... кинул на снег папаху, постоял, раскачиваясь, и вдруг скрипнул зубами, страшно застонал и с исказившимся лицом стал рвать на себе застежки шинели»;

в) Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрет. А я дурную правду искал. Душой болел, туда-сюда качался»;

г) «Мишатка испуганно взглянул на него и опустил глаза. Он узнал в этом бородатом и страшной человеке отца».

13.Какой жанровой традиции нет в романе «Тихий Дон»:

А) казацкий эпос б) семейная сага в) любовный роман г) авантюрный роман д)военно-историческая хроника е) философско-экзистенциальная притча

14.Что, с точки зрения Д. Быкова, удалось в «Тихом Доне» М. Шолохову лучше всего?

15. Исследователь творчества Шолохова В. Н. Соболенко называет автора «Тихого Дона» «автором Илиады XX века». Как вы думаете, на чем основано это мнение?

16. Как относится Шолохов к своему герою Григорию Мелехову? Казнит, карает или сочувствует, переживает, страдает вместе со своим героем? Какие чувства пробуждает писатель к герою?

17. Какому классическому образцу следовал М.Шолохов в романе «Тихий Дон»?

18. Как вы считаете, удается ли Шолохову «передать движение души человека» на примере судьбы Григория Мелехова? В чём трагедия Григория Мелехова?


ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №1 Прочитайте описание донской природы. Какова роль этих описаний.

Часть 1 глава 4, часть 1 глава 9

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №2

Прочитайте описание казачьего хутора. Докажите, что автор рисует хутор с любовью.

Часть 1 глава 1

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №3

Перескажите с цитированием эпизод «Песня казаков»

Часть 1 глава 5

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №4

Перескажите с цитированием эпизод « Скачка наперегонки Мишки Кошевого и Евгения Листницкого»

Часть 1 глава 8

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №5

Расскажите историю жизни Прокофия Мелехова. Какие черты рода Мелеховых проявились в этой истории?

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №6

Расскажите, как начиналось утро в семье Мелеховых.

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №8

Перескажите эпизоды сватовства и свадьбы. За что в казачьей среде ценится

человек? Докажите свой ответ цитатами.

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №9

Расскажите, как в первой части развивались взаимоотношения Аксиньи и Григория. Как к их любви отнеслись хуторяне?

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №1

Когда впервые застала казаков весть о войне и где? Какие слова передают тревожную тональность?

Часть 3

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №2

Перескажите с цитированием эпизод «Григорий убивает австрийца»

Какие психологические оттенки можно выделить в описании внешности австрийца? Как Шолохов передаёт состояние Григория? В каких словах выражена авторская оценка происходящего? Что открывает эта сцена в герое романа?

Часть 3 глава 5

ШЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №3

Расскажите о встрече Григория с братом. В чём Григорий признаётся Петро? Все ли казаки так переживают, как Григорий? Вспомните, как к убийству относится Чубатый. Что он говорит о себе? Зачитайте.

Часть 3

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №4

Расскажите о стычке Чубатого и Григория. Из-за чего она произошла?

Часть 3 глава 12

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №5

Как внешне изменился на войне Григорий7 Как он изменился внутренне? Зачитайте цитаты.

Часть 3

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №6

Перескажите эпизод, как Иванов столкнулся нос к носу с немцами.

Часть 3 глава 8

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №7

Зачитайте цитаты из дневника, говорящие о чудовищной нелепице войны.

Часть 3 глава 11

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №8

Перескажите с цитированием эпизод «Смерть Егорки Жаркова»

Часть 3 глава 20

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №9

Зачитайте момент, когда полковник Головачёв делал снимки атаки. О чём это говорит?

Часть 3 глава 22

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №10

Зачитайте описание поля боя с огромным количеством убитых.

Часть 4 глава 3

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №11

Перескажите с цитированием эпизод «Сумасшествие Лиховидова».

Часть 4 глава 3

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №1

Расскажите о бесчинствах красноармейцев в хуторах. Эпизод «Красноармейцы у Мелеховых».

Часть 6 глава 16

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №2

Зачитайте, что говорит Бунчук о необходимости жестокости.

Часть 5 глава 7, 20

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №3

Расскажите, как Подтелков убил Чернецова.

Часть 5 глава 12

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №4

Расскажите о гибели отряда Подтелкова.

Часть 5 глава 30

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №5

Зачитайте, как о продразвёрстке пишет автор.

Часть 6 глава 22, 49

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №6

Зачитайте, как описывает грабежи казаков Шолохов.

Часть 6 глава 9

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №7

Зачитайте, как в 39 главе 6 части о бесчинствах красных рассказывает Штокману старовер.

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №8

Зачитайте, как погиб Лихачёв.

Часть 6 глава 31

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №9

Прочитайте, как Мишка Кошевой казнил Петра Мелехова.

Часть 6 глава 33

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №10

Расскажите, как Григорий зарубил четырёх матросов и каково его состояние после содеянного.

Часть 6 глава 44

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №11

Расскажите о смерти Штокмана.

Часть 6 глава 49

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №12

Расскажите, как народ встречает красных пленных и как Дарья убивает Ивана Алексеевича.

Часть 6 главы 54-56

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №13

Расскажите, как Мишка Кошевой мстит за смерть Штокмана и Ивана Алексеевича

Часть 6 глава 65

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №14

Расскажите, как Мишка Коршунов мстит за смерть своей семьи.

Часть 7 глава 12

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №15

Чем выразителен финал первого тома 2 книги? Проанализируйте.

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №1

Проанализируйте взаимоотношения Григория с Аксиньей и Натальей. Какие его черты проявились в этих взаимоотношениях?

А/ Последняя встреча Григория с Натальей.

Часть 7 глава 7

Б/ Смерть Натальи и связанные с ней переживания

Часть 7 главы 16- 18

В/ Смерть Аксиньи

Часть 8 глава 17

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №2

Проанализируйте эпизод с Франей. Какие черты Григория здесь проявились?

Часть 2 глава 2

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №3

Какие черты Григория проявились в реакции на известие о казни Ивана Алексеевича?

Часть 6

ШОЛОХОВ ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №4

Проанализируйте эпизод «Драка со Степаном Астаховым из-за Аксиньи».

Часть 1 глава 12

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №5

Проанализируйте эпизод «Уход с Аксиньей в Ягодное»

Часть 2 глава 11-12

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

КАРТОЧКА №6

Проанализируйте эпизод «Столкновение с вахмистром»

Часть 3 глава 2


Темы сочинений 17.3

Почему Григорий Мелехов так и не нашел своего места в стихии враждующих сил? (По роману М.А. Шолохова «Тихий Дон».)

Какова роль женских образов в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»?

Какую роль в жизни героев романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» играет семья?

Как в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» выражен гуманистический протест писателя против бесчеловечности войны?

Каков итог жизненных исканий Григория Мелехова? (По роману М.А. Шолохова «Тихий Дон».)

В чём заключается смысл названия рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»?

Как композиция рассказа «Судьба человека» помогает

М.А. Шолохову в раскрытии образа Андрея Соколова?

Каковы причины возникновения у Григория Мелехова внутреннего конфликта, обусловленного событиями революции и Гражданской войны? (По роману М.А. Шолохова «Тихий Дон»)

Он ушёл под сарай и, посвистывая, стал выстругивать зубья на грабли. Маленький Мишатка вертелся около него, умоляюще засматривал в глаза, просил:

– Дяденька Михаил, сделай мне маленькие грабли, а то мне некому сделать. Бабуня не умеет, и тётка не умеет... Один ты умеешь, ты хорошо умеешь!

– Сделаю, тёзка, ей-богу, сделаю, только отойди трошки, а то как бы тебе стружка в глаза не попала, – уговаривал его Кошевой, посмеиваясь
и с изумлением думая: «Ну, до чего похож, чертёнок... Вылитый батя!
И глаза, и брови, и верхнюю губу так же подымает... Вот это – работёнка!»

Он начал было мастерить крохотные детские граблишки, но закончить не смог: губы его посинели, на жёлтом лице появилось озлобленное и вместе с тем покорное выражение. Он перестал насвистывать, положил нож и зябко шевельнул плечами.

– Михайло Григорич, тёзка, принеси мне какую-нибудь дерюжку,
я ляжу, – попросил он.

– А зачем? – поинтересовался Мишатка.

– Захворать хочу.

– На что?

– Эх, до чего ты неотвязный, прямо как репей... Ну, пришло время захворать, вот и всё! Неси скорей!

– А грабли мои?

– Потом доделаю.

Крупная дрожь сотрясала Мишкино тело. Стуча зубами, он прилёг на принесённую Мишаткой дерюгу, снял фуражку и накрыл ею лицо.

– Это ты уже захворал? – огорчённо спросил Мишатка.

– Готов, захворал.

– А чего ты дрожишь?

– Лихорадка меня трясёт.

– А на что зубами клацаешь?

Мишка из-под фуражки одним глазом взглянул на своего маленького докучливого тёзку, коротко улыбнулся и перестал отвечать на его вопросы. Мишатка испуганно посмотрел на него, побежал в курень.

– Бабуня! Дядя Михаил лёг под сараем и так дрожит, так дрожит, ажник подсигивает!

Ильинична посмотрела в окно, отошла к столу и долго-долго молчала, о чём-то задумавшись...

– Ты чего же молчишь, бабуня? – нетерпеливо спросил Мишатка, теребя её за рукав кофты.

Ильинична повернулась к нему, твёрдо сказала:

– Возьми, чадунюшка, одеялу и отнеси ему, анчихристу, нехай накроется. Это лихоманка его бьёт, болезня такая. Одеялу ты донесёшь? – Она снова подошла к окну, глянула во двор, торопливо сказала: – Постой, постой! Не носи, не надо.

Дуняшка накрывала своей овчинной шубой Кошевого и, наклонившись, что-то говорила ему...

После приступа Мишка до сумерек возился с подготовкой к покосу. Он заметно ослабел. Движения его стали вялы и неуверенны, но грабли Мишатке он всё же смастерил.

Вечером Ильинична собрала ужинать, усадила за стол детей, – не глядя на Дуняшку, сказала:

– Иди, кличь этого... как его... вечерять.

Мишка сел за стол, не перекрестив лба, устало сгорбившись. На жёлтом лице его, покрытом грязными полосами засохшего пота, отражалось утомление, рука мелко вздрагивала, когда он нёс ко рту ложку. Он ел мало и неохотно, изредка равнодушно оглядывая сидевших за столом. Но Ильинична с удивлением заметила, что потухшие глаза «душегуба» теплели и оживлялись, останавливаясь на маленьком Мишатке, огоньки восхищения и ласки на миг вспыхивали в них и гасли, а в углах рта ещё долго таилась чуть приметная улыбка.

(М.А. Шолохов, «Тихий Дон»)

В начале данного эпизода описан разговор Кошевого и Мишатки. Каким термином обозначается данная форма речи в художественном произведении?

Установите соответствие между персонажами данного эпизода и фактами их жизни: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Михаил Кошевой отмечает, что маленький Мишатка поразительно похож на своего отца: «Ну, до чего похож, чертёнок... Вылитый батя! И глаза, и брови, и верхнюю губу так же подымает...». Укажите имя и фамилию героя романа, о котором вспоминает Кошевой.

Назовите средство характеристики персонажа, связанное с описанием его внешности, например «На жёлтом лице его, покрытом грязными полосами засохшего пота, отражалось утомление, рука мелко вздрагивала, когда он нёс ко рту ложку».

К какой разновидности романа, включающего в себя изображение большого периода исторического времени или значительного, судьбоносного события в жизни нации, относится «Тихий Дон» М.А. Шолохова?

Укажите литературное направление, для которого характерно стремление к объективному изображению жизни и принципы которого воплощены в «Тихом Доне».

У Ильиничны есть основания недолюбливать Михаила, называть его «анчихристом» и «душегубом». Каким термином обозначается резкое столкновение взглядов и жизненных принципов литературных персонажей?

8. Какие естественные свойства человеческой натуры противопоставлены в данном эпизоде теории «классовой ненависти»?

9. В каких произведениях русской литературы герои проявляют человечность по отношению к «чужому» и в чём этих персонажей можно сопоставить с шолоховской Ильиничной?

Утром на следующий день он подошел к Дону против хутора Татарского. Долго смотрел на родной двор, бледнея от радостного волнения. Потом снял винтовку и подсумок, достал из него шитвянку, конопляные хлопья, пузырек с ружейным маслом, зачем-то пересчитал патроны. Их было двенадцать обойм и двадцать шесть штук россыпью.

У крутояра лед отошел от берега. Прозрачно-зеленая вода плескалась и обламывала иглистый ледок окраинцев. Григорий бросил в воду винтовку, наган, потом высыпал патроны и тщательно вытер руки о полу шинели.

Ниже хутора он перешел Дон по синему, изъеденному ростепелью, мартовскому льду, крупно зашагал к дому. Еще издали он увидел на спуске к пристани Мишатку и еле удержался, чтобы не побежать к нему.

Мишатка обламывал свисавшие с камня ледяные сосульки, бросал их и внимательно смотрел, как голубые осколки катятся вниз, под гору.

Григорий подошел к спуску, задыхаясь, хрипло окликнул сына:

– Мишенька!.. Сынок!

Мишатка испуганно взглянул на него и опустил глаза. Он узнал в этом бородатом и страшном на вид человеке отца…

Все ласковые и нежные слова, которые по ночам шептал Григорий, вспоминая там, в дубраве, своих детей, сейчас вылетели у него из памяти. Опустившись на колени, целуя розовые холодные ручонки сына, он сдавленным голосом твердил только одно слово:

– Сынок… сынок…

Потом Григорий взял на руки сына. Сухими, исступленно горящими глазами жадно всматриваясь в его лицо, спросил:

– Как же вы тут?.. Тетка, Полюшка – живые-здоровые?

По-прежнему не глядя на отца, Мишатка тихо ответил:

– Тетка Дуня здоровая, Полюшка померла осенью… От глотошной. А дядя Михаил на службе…

Что ж, и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына…

Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром.

(М.А. Шолохов «Тихий Дон»)

Как называется описание природы в художественном произведении («У крутояра лед отошел от берега…»)?

Как называется прием противопоставления, с помощью которого писатель передает глубину переживаний героя ("холодные ручонки сына" – "исступленно горящие глаза")?

8. Почему роман «Тихий Дон» начинается и заканчивается описанием дома Мелеховых?

9. В каких произведениях русской классики показывается история семьи?

Красноармейцы толпой валили вдоль улицы, разбивались на группы, заходили во дворы. Трое свернули в воротца к Аникушке, пятеро, из них один конный, остались около астаховского куреня, а остальные пятеро направились вдоль плетня к Мелеховым. Впереди шел невысокий пожилой красноармеец, бритый, с приплюснутым, широконоздрым носом, сам весь ловкий, подбористый, с маху видать – старый фронтовик. Он первый вошел на мелеховский баз и, остановившись около крыльца, с минуту, угнув голову, глядел, как гремит на привязи желтый кобель, задыхаясь и захлебываясь лаем; потом снял с плеча винтовку. Выстрел сорвал с крыши белый дымок инея. Григорий, поправляя ворот душившей его рубахи, увидел в окно, как в снегу, пятня его кровью, катается собака, в предсмертной яростной муке грызет простреленный бок и железную цепь. Оглянувшись, Григорий увидел омытые бледностью лица женщин, беспамятные глаза матери. Он без шапки шагнул в сенцы.

Григорий распахнул дверь. На порог, звеня, упала порожняя гильза. В калитку входили отставшие красноармейцы.

– За что убил собаку? Помешала? – спросил Григорий, став на пороге.

Широкие ноздри красноармейца хватнули воздуха, углы тонких, выбритых досиня губ сползли вниз. Он оглянулся, перекинул винтовку на руку:

– А тебе что? Жалко? А мне вот и на тебя патрон жалко потратить. Хочешь? Становись!

– Но-но, брось, Александр! – подходя и смеясь, проговорил рослый рыжебровый красноармеец. – Здравствуйте, хозяин! Красных видали? Принимайте на квартиру. Это он вашу собачку убил? Напрасно!.. Товарищи, проходите.

Последним вошел Григорий. Красноармейцы весело здоровались, снимали подсумки, кожаные японские патронташи, на кровать в кучу валили шинели, ватные теплушки, шапки. И сразу весь курень наполнился ядовито-пахучим спиртовым духом солдатчины, неделимым запахом людского пота, табака, дешевого мыла, ружейного масла – запахом дальних путин.

Тот, которого звали Александром, сел за стол, закурил папиросу и, словно продолжая начатый с Григорием разговор, спросил:

– Ты в белых был?

– Вот... Я сразу вижу сову по полету, а тебя по соплям. Беленький! Офицер, а? Золотые погоны?

Дым он столбом выбрасывал из ноздрей, сверлил стоявшего у притолоки Григория холодными, безулыбчивыми глазами и все постукивал снизу папиросу прокуренным выпуклым ногтем.

– Офицер ведь? Признавайся! Я по выражению вижу: сам, чай, германскую сломал.

– Был офицером, – Григорий насильственно улыбнулся и, поймав сбоку на себе испуганный, молящий взгляд Натальи, нахмурился, подрожал бровью. Ему стало досадно за свою улыбку.

(М.А. Шолохов, «Тихий Дон».)

К какому литературному направлению принадлежит творчество М.А. Шолохова, в частности произведение «Тихий Дон»?

Какое средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности, используется в приведенном фрагменте («…невысокий пожилой красноармеец, бритый, с приплюснутым, широконоздрым носом, сам весь ловкий, подбористый...»)?

Как называется выразительное оценочное определение («безулыбчивыми глазами», «молящий взгляд»)?

Приведенный фрагмент завершается разговором Григория с одним из красноармейцев. Каким термином называют обмен репликами?

Назовите художественный прием, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству («омытые бледностью лица женщин»).

Укажите название значимой подробности, придающей повествованию особую выразительность («На порог, звеня, упала порожняя гильза»).

Укажите жанр произведения М.А. Шолохова «Тихий Дон».

8. Как в небольшом эпизоде из «Тихого Дона» отразилась трагедия Гражданской войны?

9. В каких произведениях русских писателей изображены картины военного времени и в чем они перекликаются с шолоховским «Тихим Доном»? (Приведите 2–3 примера с указанием авторов.)

Жена Прокофия умерла вечером этого же дня. Недоношенного ребенка, сжалившись, взяла бабка, Прокофьева мать.

Его обложили пареными отрубями, поили кобыльим молоком и через месяц, убедившись в том, что смуглый турковатый мальчонок выживет, понесли в церковь, окрестили. Назвали по деду Пантелеем. Прокофий вернулся с каторги через двенадцать лет. Подстриженная рыжая с проседью борода и обычная русская одежда делала его чужим, непохожим на казака. Он взял сына и стал на хозяйство.

Пантелей рос исчерна-смуглым, бедовым. Схож был на мать лицом и подбористой фигурой.

Женил его Прокофий на казачке – дочери соседа.

С тех пор и пошла турецкая кровь скрещиваться с казачьей. Отсюда и повелись в хуторе горбоносые, диковато-красивые казаки Мелеховы,

а по-уличному – Турки.

Похоронив отца, въелся Пантелей в хозяйство: заново покрыл дом, прирезал к усадьбе с полдесятины гулевой земли, выстроил новые сараи и амбар под жестью. Кровельщик по хозяйскому заказу вырезал из обрезков пару жестяных петухов, укрепил их на крыше амбара. Веселили они мелеховский баз беспечным своим видом, придавая и ему вид самодовольный и зажиточный.

Под уклон сползавших годков закряжистел Пантелей Прокофьевич: раздался в ширину, чуть ссутулился, но всё же выглядел стариком складным. Был сух в кости, хром (в молодости на императорском смотру на скачках сломал левую ногу), носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нём вороной масти борода и волосы, в гневе доходил до беспамятства и, как видно, этим раньше времени состарил свою когда-то красивую, а теперь сплошь опутанную паутиной морщин, дородную жену.

Старший, уже женатый сын его, Петро, напоминал мать: небольшой, курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый; а младший, Григорий, в отца попёр: на полголовы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсинённые миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое.

Дуняшка – отцова слабость – длиннорукий, большеглазый подросток, да Петрова жена Дарья с малым дитём – вот и вся мелеховская семья.

(М.А. Шолохов, «Тихий Дон».)

В предложенном фрагменте значительное место занимает описание внешности Пантелея Прокофьевича и его детей. Как называется такое средство характеристики персонажей?

Назовите имя упомянутого в данном фрагменте персонажа, который является главным героем «Тихого Дона».

Каким термином обозначается выразительная подробность, имеющая важное смысловое наполнение (например, жестяные петухи на крыше мелеховского амбара)?

Как называется намеренное нарушение привычного порядка слов в фразе («Веселили они мелеховский баз беспечным своим видом, придавая и ему вид самодовольный и зажиточный»)?

Укажите литературное направление, главным принципом которого является объективное изображение жизни и в русле которого развивалось творчество М.А. Шолохова.

Назовите жанр, к которому принадлежит шолоховский «Тихий Дон».

8. Чем внутренне выделяются Мелеховы в казачьей среде?

9. В каких произведениях русской классики звучит «мысль семейная» и в чём эти произведения созвучны шолоховскому «Тихому Дону»?

…Аксинья, как только пришла домой, опорожнила ведра, подошла к зеркальцу, вмазанному в камень печи, и долго взволнованно рассматривала свое постаревшее, но все еще прекрасное лицо. В нем была все та же порочная и манящая красота, но осень жизни уже кинула блеклые краски на щеки, пожелтила веки, впряла в черные волосы редкие паутинки седины, притушила глаза. Из них уже глядела скорбная усталость.

Постояла Аксинья, а потом подошла к кровати, упала ничком и заплакала такими обильными, облегчающими слезами, какими не плакала давным-давно.

Зимою над крутобережным скатом Обдонской горы, где-нибудь над выпуклой хребтиной спуска, именуемого в просторечии «тиберем», кружат, воют знобкие зимние ветры. Они несут с покрытого голызинами бугра белое крошево снега, сметают его в сугроб, громоздят в пласты. Сахарно искрящаяся на солнце, голубая в сумерки, бледно-сиреневая по утрам и розовая на восходе солнца повиснет над обрывом снежная громадина. Будет она, грозная безмолвием, висеть до поры, пока не подточит ее из-под исподу оттепель или, обремененную собственной тяжестью, не толкнет порыв бокового ветра. И тогда, влекомая вниз, с глухим и мягким гулом низринется она, сокрушая на своем пути мелкорослые кусты терновника, ломая застенчиво жмущиеся по склону деревца боярышника, стремительно влача за собой кипящий, вздымающийся к небу серебряный подол снежной пыли…

Многолетнему чувству Аксиньи, копившемуся подобно снежному наносу, нужен был самый малый толчок. И толчком послужила встреча с Григорием, его ласковое: «Здравствуй, Аксинья дорогая!» А он? Он не был ли ей дорог? Не о нем ли все эти годы вспоминала она ежедневно, ежечасно, в навязчивых мыслях возвращаясь все к нему же? И о чем бы ни думала, что бы ни делала, всегда неизменно, неотрывно в думках своих была около Григория. Так ходит по кругу в чигире слепая лошадь, вращая вокруг оси поливальное колесо…

Аксинья до вечера пролежала на кровати, потом встала, опухшая от слез, умылась, причесалась и с лихорадочной быстротой, как девка перед смотринами, начала одеваться. Надела чистую рубаху, шерстяную бордовую юбку, покрылась, мельком взглянула на себя в зеркальце, вышла.

Над Татарским сизые стояли сумерки. Где-то на разливе полой воды тревожно гагакали казарки. Немощно бледный месяц вставал из-под обдонских тополей. На воде лежала волнующаяся рябью зеленоватая стежка лунного света. Со степи еще засветло вернулся табун. По базам мычали еще не наевшиеся молодой зеленки коровы.

(М.А. Шолохов «Тихий Дон»)

Внутреннее состояние героини передается через описание движения снежной громады. Как называется описание природы в художественном произведении?

8. Какова роль картин природы в приведённой сцене?

9. В каких произведениях русских прозаиков изображение природы помогает понять внутренний мир героев?

С этого дня орудийный гул звучал не переставая четверо суток. Особенно слышно было зорями. Но когда дул северо-восточный ветер, гром отдалённых боёв слышался и среди дня. На гумнах на минуту приостанавливалась работа, бабы крестились, тяжело вздыхали, вспоминая родных, шепча молитвы, а потом снова начинали глухо погромыхивать на токах каменные катки, понукали лошадей и быков мальчишки-погонычи, гремели веялки, трудовой день вступал в свои неотъемлемые права. Конец августа был погожий и сухой на диво. По хутору ветер носил мякинную пыль, сладко пахло обмолоченной ржаной соломой, солнце грело немилосердно, но во всём уже чувствовалось приближение недалёкой осени. На выгоне тускло белела отцветшая сизая полынь, верхушки тополей за Доном пожелтели, в садах резче стал запах антоновки, по-осеннему прояснились далёкие горизонты, и на опустевших полях уже показались первые станицы пролётных журавлей.

По Гетманскому шляху изо дня в день тянулись с запада на восток обозы, подвозившие к переправам через Дон боевые припасы, в обдонских хуторах появились беженцы. Они рассказывали, что казаки отступают

с боями; некоторые уверяли, будто отступление это совершается преднамеренно, для того чтобы заманить красных, а потом окружить их

и уничтожить. Кое-кто из татарцев потихоньку начал собираться к отъезду. Подкармливали быков и лошадей, ночами зарывали в ямы хлеб, сундуки

с наиболее ценным имуществом. Замолкший было орудийный гул 5 сентября возобновился с новой силой и теперь звучал уже отчётливо и грозно. Бои шли верстах в сорока от Дона, по направлению на северо-восток от Татарского. Через день загремело и вверх по течению на западе. Фронт неотвратимо подвигался к Дону.

Ильинична, знавшая о том, что большинство хуторян собираются отступать, предложила Дуняшке уехать. Она испытывала чувство растерянности и недоумения и не знала, как ей быть с хозяйством, с домом; надо ли всё это бросать и уезжать вместе с людьми или оставаться дома. Перед отъездом на фронт Пантелей Прокофьевич говорил о молотьбе, о зяби, о скоте, но ни словом не обмолвился о том, как им быть, если фронт приблизится к Татарскому. На всякий случай Ильинична решила так: отправить с кем-нибудь из хуторных Дуняшку с детьми и наиболее ценным имуществом, а самой оставаться, даже в том случае, если красные займут хутор.

В ночь на 17 сентября неожиданно явился домой Пантелей Прокофьевич. Он пришёл пешком из-под Казанской станицы, измученный, злой. Отдохнув с полчаса, сел за стол и начал есть так, как Ильинична ещё за всю свою жизнь не видела; полуведёрный чугун постных щей словно за себя кинул, а потом навалился на пшённую кашу. Ильинична от изумления руками всплеснула:

– Господи, да как уж ты ешь, Прокофич! Как, скажи, ты три дня не ел!

– А ты думала – ел, старая дура! Трое суток в аккурат маковой росинки во рту не было!

– Да что же, вас там не кормят, что ли?

– Черти бы их так кормили! – мурлыча по-кошачьи, с набитым ртом, отвечал Пантелей Прокофьевич. – Что спромыслишь – то и полопаешь,

а я воровать ишо не обучился. Это молодым добро, у них совести-то и на семак [две копейки] не осталося… Они за эту проклятую войну так руки на воровстве набили, что я ужахался-ужахался, да и перестал. Всё, что увидят, – берут, тянут, волокут… Не война, а страсть Господня!

(М.А. Шолохов, «Тихий Дон»)

К какому роду литературы относится «Тихий Дон» М.А. Шолохова?

Назовите роман А.С. Пушкина о восстании Пугачёва, в котором, как и в «Тихом Доне», изображена стихия русского бунта.

Пантелей Прокофьевич использует обороты вроде «маковой росинки во рту не было», «что спромыслишь – то и полопаешь». Как называются подобные образные народные изречения?

Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном романе, и фактами их дальнейшей судьбы: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ

ФАКТЫ ИХ ДАЛЬНЕЙШЕЙ СУДЬБЫ

погибнет от шальной пули

уедет за границу

умрёт, оставив детей сиротами

создаст семью с Кошевым

Укажите фамилию Пантелея Прокофьевича и его сыновей.

Каким термином обозначается значимая подробность, несущая в себе художественную функцию (например, полуведёрный чугун постных щей, на которые набросился голодный Пантелей Прокофьевич)?

Укажите жанр, к которому относится шолоховский «Тихий Дон».

8. Как в приведённом фрагменте отображена трагедия Гражданской войны?

9. В каких произведениях отечественной литературы звучит военная тема и в чём эти произведения можно сопоставить с шолоховским «Тихим Доном»?

Имя Михаила Александровича Шолохова известно всему человечеству. Его выдающийся роли в мировой литературе XX века не возможно отрицать.

Произведения М. Шолохова уподобляются гигантским эпохальным фрескам, а роман «Тихий Дон» по силе художественного обобщения становится в один ряд с «Войной и миром» Льва Толстого.

Силой своего таланта Шолохов в эпопее «Тихий Дон» придал историческим событиям, изображённым с предельной конкретностью, такое широкое обобщающее значение, что она волнует и будет волновать до тех пор, пока будет необходимость на планете вести освободительную борьбу.

«Тихий Дон» - крупнейший в ХХ веке эпический роман. В нём художник открыл не только собственное сердце, но и сердца, умы, души, опыт всех людей, о которых он пишет. «Тихий Дон» выхвачен из океана народной жизни во всей естественности и независимости её собственного существования, так же независимо от любого отдельного человека, как жизнь степи, гор, колыхание лесов, движение облаков, звучание народных казацких песен.

Песни народа и печальные, и озорные, и величественные, и поэтичные «звучат» на протяжении всего романа, придавая особую яркость тем или иным событиям, раскрывая души героев романа.

Уже в начале романа Шолохов эпиграфом выбрал старинные казачьи песни:

Не сохами-то славная землюшка наша распахана…

Распахана наша землюшка лошадиными копытами,

А засеяна славная землюшка казацкими головами,

Украшен-то наш тихий Дон молодыми вдовами,

Цветен наш батюшка тихий Дон сиротами,

Наполнена волна в тихом Дону отцовскими,

материнскими слезами.

Эта песня раскрывает суть романа - полную трагизма. И как в старинной песне, бьются казаки за родную землю, щедро поливают собственной и чужой кровью, не тем вспахивают казаки степь, не тем её засевают; страшные урожаи соберут потом матери да вдовы.

Не щадит свирепый ХХ век донских земель: вырвался в каждую станицу, каждый курень, вот уже, возвращаясь домой, не находят казаки свой дом прежним, много полегло людей: семь человек родных недосчитался Григорий Мелехов к моменту своего последнего возвращения в Татарский, навсегда пересёкся род Листницких, дотла сожжены курени и «белого» Коршунова и «красного Кошевого. Лишь внешне спокоен „тихий“ Дон, никогда не знавший покоя.

Но как ввек не иссякнуть щедрому потоку тихого Дона, так не пресечься и донскому казачеству: многие сложили в бескрайних придонских степях головы, многие покалечены и телесно, и духовно войной, но не убита в казаках воля к жизни и слагают они песни про Дон.

Ой ты, наш батюшка тихий Дон!

Ой, что же ты, тихий Дон, мутнехонек течёшь?

Ах, как мне, тиху Дону, не мутну течи!

Со дна меня, тиха Дона, студёны ключи бьют,

Посередь меня, тиха Дона, бела рыбица мутит.

Михаил Шолохов начал работать над эпопеей „Тихий Дон“ в 1925 году и отдал этому роману без малого 15 лет.

Роман состоит из четырёх книг.

В первых двух частях первой книги „Тихого Дона“ Михаил Шолохов даёт широкую картину жизни донского казачества накануне первой мировой войны.

С первых глав романа, когда мы погружаемся в трудовую жизнь Мелеховых, охватывает нас чувство наслаждения и счастья: рыбная ловля, сенокос, семейные сборы Петра в военный лагерь на службу.

А какие проводы без песен?

…на! Давай служивскую заиграем?

Степан откидывает голову, - прокашлявшись, заводит низким звучным голосом:

Эх ты, зоренька - зарница

Рано на небо взошла…

Молодая, вот она, бабёнка

Поздно поводу пошла…

Миром и радостью полны первые утренние часы: Дарья доит коров, старик Пантелей Прокофьевич отправился с юным Гришкой на баркасе через Дон. В начале романа - свои ритмы. Ритмы безмятежности и покоя. И песни мирные, безмятежные.

Колода-дуда,

иде ж ты была?

Коней стерегла.

Чего выстерегла?

Коня с седлом,

с золотым махром…


Течёт под крышей мелеховского дома неисчерпаемая жизнь, полная сил, труда, радости, горечи, любви, страстей; в свой час - рождений и гибели.

Вот и речка, вот и мост,

А кто ба нам поднёс,

Мы бы вы-пи-и-ли.

А в спальне сплошной бабий визг:

И в помощь - чей-то старческий, дребезжащий, как обруч на бочке, мужской голосок:

Потерял, ух, растерял, ух,

Ой, по чужим садам летучи,

Горькую ягоду-калину клюючи.

Гуляем, люди добрые!

Баранинки спробуй.

Горька-а-а! …“


Шолохов, используя народные песни и прибаутки подчёркивает удаль, разухабистость и неподдельный юмор казаков.

Эпопея „Тихий Дон“ пронизана последовательным историзмом. И это поражает тем сильнее, что писатель не скрывает своей кровной связи с Доном, своей любви к людям, природе Дона, народным казачьим песням, смело нарушая величавое течение эпоса мощными всплесками лирики. Лирические обращения автора к донской степи, к матери-казачке, задушевнейшие пейзажи, народные казачьи песни вошли в классический репертуар.

Вихри времени пронеслись над домом семьи Мелеховых, сорвали крышу, разметали людей, навсегда, невосстановимо разрушили прежний порядок.

Разорвав силы прежнего патриархального сцепления, лишив каждого из Мелеховых семейной защиты, спасительного отеческого крова, история поставила всех их словно бы на „обдув“ - под своими бешеными ветрами, исхлестала и испытала каждого, не чувствуя никакой жалости ни к кому и ни к чему.

И совсем другие песни, песни полные скорби и печали звучат вдали от родного дома, родных и близких сердцу людей.

»А вечером в опаловой июньской темени в поле у огня:

Поехал казак на чужбину далёку

На добром своём коне вороном,

Свою он краину навеки покинул…

Убивается серебряный тенорок, и басы стелют бархатную густую печаль:

Ему не вернуться в отеческий дом.

Тенор берёт ступенчатую высоту, хватает за самое оголённое:

Напрасно казачка его молодая

Всё утро и вечер на север смотрит.

Всё ждёт она поджидает - с далёкого края

Когда ж её милый казак - душа прилетит.

А там, за горами, где вьются метели,

Зимою морозы лютые трещат,

Где сдвинулись грозно и сосны и ели,

Казачьи кости под снегом лежат.

Казак, умирая, просил и молил

Насыпать курган ему большой в головах.

Вместе с ним тоскуют басы:

Пущай на том на кургане калина родная

Растёт и кращется в ярких цветах.

У другого огня - реже народу и песня иная

Ах, с моря буйного да с Азовского

Корабли на Дон плывут.

Возвертается домой,

Атаман молодой.

И эти народные песни показывают как тоскливо и больно быть вдали от родных мест.

В третьей части первой книги в основном показаны боевые действия на фронтах первой империалистической войны 1914 года. Используя народные песни, автор придаёт особый колорит тем или иным событиям. Вот увозят составы казаков с полками и батареями к русско-австрийской границе."

В вагонах разговоры, но чаще звучат песни.

Всколыхнулся, взволновался

Православный тихий Дон.

И послушно отозвался

На призыв монарха он.

Меняется жизнь казаков, меняются песни, они становятся печальными, наполненными тоской по родине, родным и близким. Автор подчёркивает это словами из песен.

«Коренным образом изменились казаки по сравнению с прошлыми годами. Даже песни - и те были новые, рождённые войной, окрашенные чёрной безотрадностью. Вечерами, проходя мимо просторного заводского сарая, где селилась сотня, Листницкий чаще всего слышал одну песню, тоскливую, несказанно грустную…

Ой, да разродимая моя сторонка,

Не увижу больше я тебя.

На утренней зорьке в саду соловья.

А ты, разродимая моя мамаша,

Не печалься дюже обо мне.

Ведь не все же, моя дорогая,

Умирают на войне.


И глаза „увлажняются слезой, остро и сладко режет веки“.

Еду, еду по чистому полю,

Сердце чувствует во мне,

Ой, да сердце чует, оно предвещает -

Не вернуться молодцу домой.

Во второй книге романа „Тихий Дон“ М. Шолохов описывает исторические события периода февральской буржуазно-демократической революции, монархический заговор генерала Корнилова, первые дни Великой Октябрьской социалистической революции. Автор даёт картины борьбы с контрреволюционными выступлениями на Дону в конце 1917 и начале 1918 года.

В этих исторических событиях меняются судьбы героев романа, меняются песни, но, используя старинные казачьи песни, автор показывает свою любовь к землякам, гордость за них.

…Но и горд наш Дон, тихий Дон,

наш батюшка -

Басурманину он не кланялся, У Москвы, как жить,

не спрашивался.

А с Туретчиной - ох, да по потылице шашкой острою

век здоровался…

А из года в год степь донская, наша матушка,

За пречистую мать богородицу, да за веру свою

православную,

Да за вольный Дон, что волной шумит, в бой звала

со супостатами…


Печальные песни поют казаки на войне, но ещё грустнее звучат песни женщин-казачек

…Как мой милый на войне

Сам он пушку заряжает,

Сам думает обо мне…

…Как пришло письмо, да с печатью

Что мой милый убит.

Ой, убит, убит мой милёночек,

Сюжетно-тематическим узлом, в котором сходятся все нити монументального повествования, является художественный анализ причин и следствий казачьего восстания. Описание Верхнедонского восстания 1918 года автор даёт в третьей книге. В последнее время внимание исследователей было сосредоточено главным образом на причинах восстания. От правильного выявления всех причин, вызывавших колебания среди казаков, а затем и восстание, зависела так же оценка героев эпопеи. Сосредоточение внимание лишь на одном - двух слагаемых из комплекса причин (в данном случае восстание казаков) не в характере эпического таланта Шолохова. Не содействует и полному раскрытию идейной концепции его эпопеи. Конфликт казаков с Советской властью, как его изображает Шолохов, подготовлен политикой царизма, нашедший отражение в походных песнях. При этом всегда очень важно, как комментирует их автор.

И что нам прикажут отцы - командиры,

Мы туда идём - рубим, колем, бьём!


Невыносимой тяжестью обрушилось время на Мелеховых (да и на весь хутор Татарский: чей дом в нём сохранился, чья семья? Коршуновых? Моховых? Кошевых? Астаховых?). Все они, весь хутор Татарский, вся Область Войска Донского, вся Россия пошла тем же путём (шириной во всю Россию был этот путь), никого не обошло время.

Какими же должны быть неодолимыми силы, „запустившие“ это движение, чтобы оно могла сровнять с землёй крестьянско-патриархальную мелеховскую крепость, преодолеть силы сцепления, созданные тысячелетиями!

Одно это заставляет всмотреться в процессы, которые происходят на стыках старого; тысячелетнего; и нового, принесённого ХХ веком.

Этот стык прошёл через самую душу, через судьбу Григория Мелехова, младшего сына старого казака Пантелея Прокофьевича Мелехова и его жены Ильинишны.

Григорий Мелехов - это талантливый, пламенно - живой характер, выхваченный из самых глубин русской народной жизни начала двадцатого века. Он впитал в себя то, чем жив был в течение веков народ русский, чем сильна была одна из ветвей народа - свободолюбивое и независимое казачество. Раскрывая образ своего героя, Шолохов так же использует казачьи народные песни.

»И вдруг впереди, над притихшей степью, как птица взлетел мужественный грубоватый голос запевалы:

Ой, как на речке было, братцы, на Камышинке,

На славных степях, на саратовских…,

И многие сотни голосов мощно подняли старинную казачью песню, и выше всех всплеснулся изумительной силы и красоты тенор подголоска. Покрывая стихающие басы, ещё трепетал где-то в темноте звенящий, хватающий за сердце тенор, а запевала уже выводил:

Там жили, проживали казаки - люди вольные,

Все донские, гребенские да яицкие…

Словно что-то оборвалось внутри Григория… Внезапно нахлынувшие рыдания потрясли его тело, спазма перехватила горло. Глотая слёзы, он жадно ждал, когда запевала начнёт, и беззвучно шептал вслед за ним знакомые с отроческих лет слова:

Атаман у них - Ермак, сын Тимофеевич,

Есаул у них - Асташка, сын Лаврентьевич…

Только сильная личность, какой является герой - Григорий Мелехов, может так любить свою землю, свой народ, свои родные песни.

Роман «Тихий Дон» - это целая галерея образов, покоряющих мастерством пластичного изображения. Это гигантский пласт художественно воспроизведённой исторической действительности, освещённой мудрой мыслью автора.

В романе яркой конвою протекают казацкие народные песни, помогая ближе понять характеры героев романа, события.

Песни донских казаков пользуются большой популярностью и поныне, да не только в России. В 2001 году состоялась премьера документального фильма «Звуки земного шара». Впервые фильм показали на национальном японском канале №НК. В фильме звучала песня под названием «Цветы». Рождение песни непосредственно связано с Россией. Композитор и исполнитель этой песни Пит Сигер, читая роман Михаила Шолохова «Тихий Дон» 45 лет назад записал в блокнот слова песни, которую слышал Григорий Мелехов накануне отправки на войну. Под впечатлением стариной казачьей песни Пит Сигер сочинил песню, призывающую к отказу от войн. И эту, когда-то старинную казачью песню с Дона, исполняли Джон Баэз, Марлен Дитрих и многие другие звёзды с мировым именем.

Так, благодаря роману М. Шолохова «Тихий Дон» старинная казацкая песня облетела земной шар и звучит в наше время далеко от донских степей.

Список литературы

1. М. Шолохов «Тихий Дон».

2. История русской советской литературы. Москва. Просвещение. 1923.

3. Б. Акимов «На ветрах времени». Детская литература. Ленинград. 1991.

4. Советский энциклопедический словарь.



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные