Афганская тайна флотской шинели. Н. Гоголь, история создания "Шинели" История генеральской шинели

Николай Васильевич Гоголь - особая, колоритная фигура в русской литературе. С его именем связано много мистического, странного и даже страшного. Чего стоит одна из самых мистических повестей XIX века - «Вий»! На самом деле у Гоголя есть несколько еще более странных и поучительных произведений, одно из которых - «Шинель». История создания Гоголем «Шинели» уходит своими корнями в проблемы общества XIX века.

Сюжет

Мелкий чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин ведет весьма тихую, скромную и неприметную жизнь. Он работает в канцелярии, переписывает любые бумаги и только в этой своей деятельности находит какую-то отдушину. Коллеги над ним смеются и откровенно издеваются, начальство его не замечает, у него ни родных, ни друзей.

Однажды Башмачкин понимает, что его старая шинель полностью пришла в негодность и срочно требуется замена. Чтобы накопить на новое пальто, Акакий Акакиевич идет на беспрецедентные меры, он экономит на еде, свечах и даже ходит на носочках, чтобы не изорвать туфли. После нескольких месяцев лишений он наконец покупает новую шинель. На работе все - кто ехидно, кто по-доброму - восхищаются приобретением старика и приглашают на вечер к одному из сослуживцев.

Акакий Акакиевич счастлив, он провел замечательный вечер в гостях, но, когда герой возвращался поздно ночью домой, он был ограблен, у него забрали ту самую новую шинель. В отчаянии Башмачкин бежит к властям, но тщетно, идет на прием к «высокому» лицу, но тот только кричит на мелкого чиновника. Акакий Акакиевич возвращается в свою каморку, где вскоре умирает, а жители Петербурга узнают о таинственном привидении, которое срывает шинели с богатых граждан и кричит «Мое!».

История создания «Шинели» Гоголя отражает целую эпоху с особыми проблемами, показывает непривычную и далекую историю нашей страны и в то же время затрагивает вечные вопросы человечества, актуальные и сегодня.

Тема «маленького человека»

В XIX веке в русской литературе складывается направление реализма, охватывающего все мелочи и особенности настоящей жизни. Героями произведений становились обычные люди со своими ежедневными проблемами и страстями.

Если говорить об истории создания «Шинели» Гоголя кратко, то здесь особенно остро отражена именно тематика «маленького человека» в большом и чуждом мире. Мелкий чиновник плывет по течению жизни, никогда не возмущается, не испытывает ни сильных подъемов, ни сильных упадков. Писатель хотел показать, что настоящий герой жизни не сияющий рыцарь или умный и чуткий романтический персонаж. А вот такой ничтожный человек, задавленный обстоятельствами.

Образ Башмачкина стал отправной точкой для дальнейшего развития не только российской, но и мировой литературы. Европейские авторы XIX и XX века старались найти пути выхода «маленького человека» из психологических и социальных оков. Именно отсюда родились персонажи Тургенева, Э. Золя, Кафки или Камю.

История создания "Шинели" Н. В. Гоголя

По словам исследователей творчества великого русского писателя, первоначальный замысел повести родился из анекдота о мелком чиновнике, который хотел купить себе ружье и долго копил на свою мечту. Наконец, купив заветное ружье, он, плывя по Финскому заливу, потерял его. Чиновник вернулся домой и от переживаний вскоре умер.

История создания «Шинели» Гоголя начинается еще в 1839 году, когда автор только делает черновые наброски. Сохранилось немного документальных подтверждений, но отрывки свидетельствуют, что первоначально это был комический рассказ без особой морали и глубокого смысла. В последующие 3 года Гоголь еще несколько раз берется за повесть, но доводит ее до конца только в 1841 году. За это время произведение почти растеряло весь юмор и стало более патетическим и глубоким.

Критика

Историю создания «Шинели» Гоголя невозможно понять без учета оценки современников, обычных читателей и литературных критиков. После выхода сборника сочинения писателя с этой повестью на нее сначала не обратили должного внимания. В конце 30-х годов XIX века в русской литературе тема бедствующего чиновника была очень популярна, и «Шинель» первоначально отнесли к таким же жалостно-сентиментальным произведениям.

Но уже во второй половине XIX века стало понятно, что «Шинель» Гоголя, история создания повести стали началом целого направления в искусстве. Тема измельчания человека и тихий бунт этого ничтожного создания стали актуальны в русском авторитарном обществе. Писатели видели и верили, что даже такой несчастный и «маленький» человек — это личность, личность думающая, анализирующая и умеющая по-своему отстаивать свои права.

Б. М. Эйхенбаум, «Как сделана «Шинель»

Большой вклад в понимание истории создания повести «Шинель» Гоголя внес Б. М. Эйхенбаум, один из самых известных и заслуженных русских критиков XIX века. В своей работе «Как сделана «Шинель» он открыл для читателя и других авторов подлинный смысл и назначение этого произведения. Исследователь отметил оригинальную, сказовую манеру повествования, позволяющую автору в течение рассказа выражать свое отношение к герою. В первых главах он насмехается над мелкостью и жалкостью Башмачкина, а вот в последних уже испытывает жалость и сочувствие по отношению к своему персонажу.

Историю создания «Шинели» Гоголя невозможно изучать без отрыва от социальной ситуации тех лет. Автор негодует и возмущается ужасной и унизительной системой «Табель о рангах», которая ставит человека в определенные рамки, выбраться из которых сможет не всякий.

Религиозная трактовка

Гоголя часто обвиняли в слишком свободной игре с православными религиозными символами. Кто-то видел его языческие образы Вия, ведьмы и черта как проявление бездуховности, уход от христианских традиций. Другие, наоборот, говорили, что такими путями автор пытается показать читателю путь спасения от нечисти, а именно православное смирение.

Поэтому некоторые исследователи видели историю создания повести «Шинель» Гоголя именно в неком религиозном внутреннем конфликте автора. И Башмачкин выступает уже не как собирательный образ мелкого чиновника, а как человек, подвергшийся искушению. Герой выдумал себе идола - шинель, жил и страдал из-за нее. В пользу религиозной трактовки говорит и тот факт, что Гоголь очень фанатично относился к Богу, различным обрядам и тщательно все соблюдал.

Место в литературе

Течение реализма в литературе и других видах искусства произвело в мире настоящий фурор. художники и скульпторы старались изобразить жизнь такой, какая она есть, без прикрас и лоска. И в образе Башмачкина мы в том числе видим высмеивание уходящего в историю романтического героя. У того были высокие цели и величественные образы, а здесь у человека смысл жизни - новая шинель. Эта идея заставляла читателя глубже мыслить, искать ответы на вопросы в реальной жизни, а не в мечтах и романах.

История создания повести Н. В. Гоголя «Шинель» — это история становления русской национальной мысли. Автор правильно увидел и угадал тенденцию времени. Люди уже не хотели быть рабами в прямом и переносном смысле, зрел бунт, но пока еще тихий и робкий.

Через 30 лет тему уже повзрослевшего и более смелого «маленького человека» поднимет Тургенев в своих романах, Достоевский в произведении «Бедные люди» и отчасти в знаменитом своем "Пятикнижии". Более того, образ Башмачкина перекочевал в другие виды искусства, в театр и кино, и здесь получил новое звучание.

Краткое изложение повести «Шинель»:

Тезис 1. Внешность и работа Башмачкина.

Акакий Акакиевич Башмачкин служит в Санкт-Петербурге титулярным советником. Это невысокий рыжий человек с лысиной и румянцем на лице. Его служба состоит в переписывании бумаг, и он исполняет ее охотно, с любовью. На работе его не уважают и посмеиваются. Молодые чиновники подшучивают над ним, толкают, осыпают порванными бумажками, рассказывают истории о том, например, что хозяйка бьет его. Как правило, Акакий игнорирует их колкости и продолжает делать свою работу. Однако когда Акакию Акакиевичу становится совсем невмоготу, он говорит: «Оставьте меня в покое! Зачем вы меня обижаете? «.

Тезис 2. Свободное время Башмачкина.

Дома, после окончания рабочего дня, он ест щи и с нетерпением садится переписывать документы, которые захватил со службы. В то время как все другие работники в свободное время идут в театр, играют в карты, встречаются с девушками, Акакий Акакиевич сидит дома и с нетерпением делает копии работ, которые он привез с собой домой. Потом он довольный ложится спать.

Тезис 3. Шинель прохудилась.

В один прекрасный зимний день, после того как Акакий Акакиевич стал мерзнуть на улице, он решил изучить свою шинель. Она была слишком тонкой, чтобы защитить его от ледяного северного ветра, который дул каждое утро. Шинель была потерта так, что на спине ветер продувал ее насквозь. Подкладка совсем развалилась. Его коллеги смеялись над шинелью, называли ее капотом.

Тезис 4. Башмачкин решает заказать новую шинель.

Акакий Акакиевич решает отнести шинель к портному Петровичу, который держит магазин в квартире на четвертом этаже здания с темной лестницей. У Петровича только один глаз, но он хорошо шьет, когда трезв. А выпить он любит, в соответствии с семейной традицией, на все церковные праздники. Акакий Акакиевич входит в квартиру, проходит через дымную кухню, где жена Петровича жарит рыбу. Петрович находится в соседней комнате, сидит на столе и пытается вдеть нитку в иголку. Акакий Акакиевич уже заранее решил, что он заплатит за работу не более двух рублей. Петрович, рассмотрев шинель, заявляет, что сделать с ней ничего нельзя, а надо шить новую и это будет стоить больше чем сто пятьдесят рублей за материалы и труды. Акакий Акакиевич уходит расстроенный ни с чем. На улице он обдумывает свои проблемы и делает вывод, что он пришел не вовремя и что стоит зайти к портному в воскресенье утром. В это время он будет сонным и захочет выпить, но жена не даст ему денег на выпивку, и он согласиться сшить шинель дешевле, может быть, за восемьдесят рублей. У Акакий Акакиевича скоплена за годы трудов только половина суммы. Чтобы скопить остальные деньги, ему придется сократить расходы на чай и свечи. Ему также придется ходить по улице на цыпочках, чтобы не износить преждевременно обувь. Кроме того, ему придется переодеться дома в халат, чтобы сохранить одежду, в которой он ходит на работу.

Тезис 5. Башмачкин копит на новую шинель.

Всякий раз, когда он чувствует себя лишенным чего-либо в целях экономии, он думает о своей новой шинели. Это его мечта. Каждый месяц он заходит к Петровичу поговорить о своей будущей шинели.
Однажды Акакий Акакиевич получает прекрасный сюрприз — повышение заработной платы до шестидесяти рублей. Может быть, директор понимает, что ему нужна новая шинель. Или, может быть, это была просто удача. Через два месяца Акакию Акакиевичу удается накопить восемьдесят рублей. Он с Петровичем идет по лавкам и выбирает сукно, коленкор и воротник из кошки. И вот, наконец, шинель готова. Акакий Акакиевич в связи с холодной погодой одевает ее и идет на работу. Все хвалят шинель и говорят, что по этому случаю надо устроить праздник, чем смущают Акакия Акакиевича. Только вмешательство некого чиновника, оказавшегося именинником, и пригласившего всех на чай, спасает положение.

Тезис 6. Башмачкин в гостях в новой шинели.

Дома после обеда, Акакий Акакиевич проводит время, любуясь новой шинелью. Затем направляется в гости к чиновнику в дальнюю часть города. Там он сталкивается с хорошо одетыми женщинами и мужчинами. Они одеты в пальто из выдры и кожи. У некоторых из них бобровые воротники. Акакий Акакиевич вешает свою шинель при входе и идет в комнату, где все также обсуждают и хвалят его шинель. Затем все уходят играть в вист и ужинать. Акакий Акакиевич не знает, что делать дальше. Он садится смотреть на карточные игры, но быстро устает. Ему говорят, что надо выпить шампанского в честь его новой шинели. Акакий Акакиевич чувствует себя на веселее, но, помня, что уже поздно, решает потихоньку уйти домой.

Тезис 7. Воровство шинели.

В хорошем настроении Акакий Акакиевич устремляется к себе домой. По началу, возбужденный, он даже устремляется за какой- то дамой. Но позже, когда он приближается к своей части города, ему становится страшно на темных улицах. И не зря. На огромной пустынной площади к нему подходят какие-то люди и отбирают шинель.

Тезис 8. Смерть Башмачкина.

Акакий Акакиевич ищет помощи у частного пристава, но там его только жалеют, и советуют обратиться к более значительному лицу. Более значительный чиновник, так как назначен недавно, озабочен, как бы придать себе более значительный вид. Он хочет произвести впечатление на своего давнего приятеля и распекает Акакия Акакиевича за то, что тот обратился не по форме. По дороге домой, Акакий Акакиевич попадает в метель и сваливается с сильной горячкой. В бреду ему кажется, что отобранная шинель находится у него под кроватью. Через несколько дней он умирает.

Тезис 9. Месть Акакия.

О смерти Башмачкина в департаменте, где он работал, узнают только через четыре дня. В последующие дни распространяются слухи, что возле Калинкина моста по ночам появляется мертвец и сдирает со всех шинели. Говорят, что это Акакий Акакиевич. Полиция пытается поймать и наказать мертвеца, но безрезультатно. Между тем, значительный чиновник, который накричал на Акакия Акакиевича, чувствует угрызения совести, когда он узнает, что Акакий умер от лихорадки. Чтобы поднять себе настроение, он направляется на вечеринку и оттуда едет не домой, а посетить некую даму — Каролину Ивановну. По дороге он вдруг чувствует, что кто-то схватил его за воротник. Обернувшись, он видит Акакия Акакиевича, который стаскивает с него шинель. Значительное лицо очень испугалось. На следующий день на работе он уже не решается распекать своих подчиненных так, как раньше. С тех пор сообщений о мертвеце не поступает.

История красноармейской формы началась через год после революции, когда Народный комиссариат объявил конкурс на новую военную форму. Солдаты революции должны были иметь героический облик. В конкурсе участвовали живописцы Виктор Васнецов и Борис Кустодиев. Они сделали эскизы суконных шлемов-буденовок по принципу «богатырок» - старинных головных уборов. Шинели в стиле стрелецких кафтанов украсили красными поперечными нашивками-«разговорами». Впрочем, декоративные элементы вскоре отменили - по причине демаскировки.

История генеральской шинели.

В музее-панораме «Сталинградская битва» хранится ценный экспонат - генеральская шинель, найденная на полях сражений. Ее буквально изрешетили 160 пулевых и осколочных пробоин. После войны долгие годы не удавалось установить героического владельца боевой шинели, даже после экспертизы Военно-медицинского музея. Лишь в 1957 году шинель узнала Евгения Глазкова. Форма принадлежала ее мужу - командиру 35-й гвардейской стрелковой дивизии Василию Глазкову. Генерал-майор со своей дивизией почти месяц вел тяжелые бои под Сталинградом и погиб в сражении в 1942 году.


От сукна - к кашемиру.

После революции френчи, кожаные куртки и шинели вытеснили из женского гардероба «буржуазные» кружева и изящные шляпки. Историки моды считают, что сыграл роль и экономический фактор: женщинам часто приходилось перешивать зимнюю военную форму. В 50-е годы ХХ века на смену шинели практичной приходит шинель женственная - с более мягким силуэтом. Предметы гардероба шили из самых разных тканей, даже кашемира. Тогда же Кристиан Диор приспособил хлястик от традиционной формы для своей коллекции в стиле милитари - никакой практичности, элемент декора.


Шинель из арамильского сукна.

Практически все памятники советским солдатам «одеты» в бронзовые шинели. В 2013 году в городе Арамили Свердловской области открыли памятник самой шинели - единственный в мире. В бронзе воплотили сцену прощания: девушка провожает парня на фронт и передает ему шинель. Памятник посвящен и героям войны, и труженикам тыла - работникам местной суконной фабрики. В годы войны каждый четвертый советский солдат воевал в шинели, сшитой из арамильского сукна.


Сразу в трёх африканских странах серьёзно обострилась ситуация. В Сомали - крупный теракт, в результате которого по меньшей мере 31 человек погиб. В Эритрее из-за вывода миротворческих сил Катара отмечают усиление напряжённости на границе с Джибути. А в Лесото была убита супруга премьер-министра страны Томаса Табане. Каждый из этих инцидентов может резко изменить ситуацию на территории сразу нескольких африканских государств. О потенциальных очагах напряжённости на Чёрном континенте - в материале RT.

  • После нападения на отель и соседний ресторан в Могадишо
  • Reuters

Бери шинель, иди в Катар

14 июня Катар заявил о выводе с пограничной территории между Джибути и Эритреей своих миротворцев, которые базировались там с 2010 года. Тогда причиной для ввода вооружённых сил эмирата стали пограничные столкновения между двумя соседями.

Таким решительным образом Катар отреагировал на позицию Эритреи и Джибути в конфликте, который разворачивается между Дохой и рядом арабских государств (в том числе Саудовской Аравией, ОАЭ, Бахрейном и Египтом). В этом споре Эритрея и Джибути однозначно поддержали Эр-Рияд.

Взаимные пограничные претензии этих двух государств уходят корнями ещё в колониальное прошлое — граница в районе мыса Думейер так и не была ратифицирована, что уже приводило к ряду столкновений.

В июне 2008 года эритрейские части перешли границу с Джибути, завязались бои. В Джибути началась мобилизация, а президент страны сообщил, что находится в состоянии войны с Эритреей.

В том противостоянии погибли десятки человек, конфликт удалось уладить при международном посредничестве. Важную роль мирном процессе играл Катар, что признали оба государства. Так, в прошлом году при участии Дохи Эритрея вернула Джибути четырёх военнопленных, захваченных во время столкновений 2008 года.

После вывода катарских миротворцев конфликт между Эритреей и Джибути может разгореться с новой силой.

  • Reuters

Специалист по северо-восточной Африке, кандидат исторических наук Сергей Серёгичев рассказал RT, какие последствия для региона может иметь такой шаг:

«Катарские миротворцы мало влияли на ситуацию, но сам факт их вывода окажет дестабилизирующее влияние на ситуацию в регионе. Катарские миротворцы не защищали мирное население, а осуществляли то, что называется демонстрацией флага. Это был политический момент для страны: он должен был показать, что Катар не просто маленькая страна, а влиятельный игрок мировой и, тем более, региональной политики.

Когда там стояли катарские миротворцы, то войны не было не потому, что они там стояли, а потому, что этого никто не хотел. Но если их взгляды поменяются, то может начаться большая война в регионе или как минимум пограничные столкновения».

Последняя дискотека

Вечером 14 июня в центральном районе столицы Сомали Могадишо произошёл взрыв. В священный месяц Рамадан террористы из организации «Аш-Шабаб» (она тесно связана с «Аль-Каидой»*) совершили нападение на единственный в стране ночной клуб.

  • Взрыв в центральном районе столицы страны Могадишо
  • Reuters

Он расположен в отеле «Posh». Смертник взорвал начинённый взрывчаткой автомобиль возле входа в отель, а вслед за взрывом в соседний ресторан ворвались террористы, которые захватили в заложники два десятка посетителей. Операция по их освобождению шла всю ночь, в результате нападения погиб по меньшей мере 31 человек, около 40 получили ранения. Пятеро террористов были ликвидированы.

Группировка «Аш-Шабаб»в 2009 году откололась от исламистского движения «Союз исламских судов». К тому моменту оно было частично разгромлено, а его умеренное крыло вошло в политический истеблишмент Сомали. В частности, представитель умеренной фракции этого движения Шариф Ахмед некоторое время занимал должность президента.

Непримиримые же исламисты на руинах «Союза исламских судов» создали «Аш-Шабаб» (полное название «Харакат аш-Шабаб аль-Муджахидин», то есть «Молодёжное движение моджахедов»). И хотя движение потерпело ряд крупных поражений от правительственных войск, оно не снижает накал борьбы. Это первый теракт во время Рамадана за всю историю гражданских войн в Сомали, которые продолжаются с начала 90-х годов.

С 2007 года в Сомали функционирует Миссия Африканского союза (AMISOM). Значительный военный контингент из соседних с Сомали государств при поддержке Пентагона ведёт борьбу против исламистских группировок. Меньше недели назад ВВС США нанесли первые авиаудары по позициям «Аш-Шабаб».

В том числе благодаря AMISOM в растерзанном гражданскими войнами Сомали в последние годы идёт процесс мирного урегулирования, а большая часть страны находится под контролем международно признанного правительства в Могадишо.

Активизация исламистов и террористические акты в столице определённо не способствуют выводу иностранных военных контингентов с территории государства, а «Аш-Шабаб» демонстрирует, что способна отвечать на удары и расширять географию своей деятельности.

Группировка пытается расширить сферу своего влияния и на соседние регионы. Так, в апреле 2015 года террористы «Аш-Шабаб» устроили резню в университетском колледже на востоке Кении, в результате которой погибли почти 150 человек.

И за это пулю получай

15 июня в королевстве Лесото на юге Африки было совершено политическое убийство. Застреленная Липолело Табане являлась супругой премьер-министра страны Томаса Табане (впрочем, последние годы они не жили вместе, хотя развод не был оформлен официально).

Её расстреляли буквально через несколько часов после вступления Табане в должность.

  • Томас Табане
  • globallookpress.com
  • Wan Da/Xinhua

Политический процесс в Лесото отличается нестабильностью. Так, самому Табане в 2014 году пришлось бежать из страны из-за попытки государственного переворота. А вскоре после возвращения Табане вновь покинул королевство, ссылаясь на политическую нестабильность в стране. В последний раз он вернулся в Лесото в феврале 2017 года. Через некоторое время король распустил парламент и объявил третьи за последние пять лет досрочные выборы, на которых победу одержала партия Табане.

Перед выборами политик, которому уже приходилось сталкиваться с попытками военного переворота, высказывал идею о сокращении армии или даже полной демилитаризации страны (Лесото со всех сторон окружено территорией ЮАР, которая не имеет претензий к королевству, то есть потребность в армии у государства, по сути, символическая).

Пока мотивы убийства супруги политика неизвестны, но можно допустить, что армия страны услышала предложение Табане и сделала выводы. Во всяком случае сам Табане такой поворот событий не исключает. В материале южноафриканского издания Mail & Guardian , отмечается: хотя Табане вернулся в страну почти полгода назад, он до сих пор не обставляет свой дом мебелью. Политик, по-видимому, понимает, что может быть вынужден покинуть его — причём быстро и без возможности вернуться назад.

Ф орменное пальто со складкой на спине согревало на фронтовых дорогах армию Российской империи, прошло путем революции, защищало от непогоды советских солдат. Вспоминаем историю шинели и связанные с ней интересные факты вместе с Натальей Летниковой.

Сменить «епанчи» на шинель . Прообраз шинели появился в русской армии еще в конце XVIII века. Длинный сюртук из сукна, подбитый мехом, сменил безрукавные плащи-епанчи. Позже Павел I планировал заменить шинель укороченным вариантом «прусского покроя», однако полководцы его не поддержали. В частности, фельдмаршал Суворов : «Пудра не порох, букли не пушки, коса не тесак, я не немец, а природный русак» . Шинель так и «осталась в строю». Сначала ее носили только зимой или в самые лютые холода. А в годы царствования Александра I суконная форма стала обязательной в любое время года. Летом ее надевали прямо на рубаху, зимой - расстегивали хлястик и носили иногда даже поверх полушубка.

Функциональный хлястик . Хлястик на шинели придавал одежде форму и стягивал лишнюю ткань. Хотя лишней ее назвать трудно: если отстегнуть хлястик, шинель превращалась в плащ, а по необходимости - в одеяло. Для кавалеристов шинели шили длиннее, чем для пехоты. В случае непогоды распущенные полы служили еще и попоной для лошади. Поддерживал хлястик и солдатский ремень, на который подвешивали штык-нож или патронташ.

Практичная шинель из серого сукна . В конце ХVIII века выбор материалов для армейской одежды был невелик. Льняная ткань не грела в плохую погоду, грубая конопляная пенька годилась лишь на канаты и паруса, производство хлопка едва встало на поток. Сукном же Россия была обеспечена - благодаря Петру Первому . По царскому указу в Москве и Казани были открыты суконные мануфактуры, которые и работали на армию. Шили шинели из некрашеного сукна в целях экономии.

«Шинель» Николая Гоголя . В основу повести «Шинель» Николая Гоголя лег один из популярных анекдотов XIX века. В первоначальной истории речь шла о ружье, которое было пределом мечтаний бедного чиновника. Он приобрел его и потерял на первой же охоте. Анекдот был в ходу в 1834 году, спустя семь лет появилась «Шинель». Повесть о маленьком человеке не раз ставили на сцене и экранизировали. В 1951 году французский актер-мим Марсель Марсо поставил на гоголевский сюжет пантомиму, спустя 8 лет фильм «Шинель» снял Алексей Баталов , над одноименным мультфильмом вот уже 35 лет работает Юрий Норштейн . Спектакль идет и «Современнике» , где на сцену в роли Башмачкина выходит Марина Неелова.

Шинель для штатских . В зимнюю стужу в России шинель согревала не только военнослужащих. Начиная с ХIХ века в суконную униформу облачилась значительная часть мужского населения страны - от гимназистов и студентов до пожарных и чиновников государственной службы. Шинели заиграли разными оттенками. Гимназисты, к примеру, носили двубортные шинели светло-серого цвета, украшенные двумя рядами серебряных пуговиц, а униформа чиновников министерства просвещения и в Академии художеств была темно-синего цвета. Шинели шили из дорогого сукна на меховой подкладке или драпа - по уровню достатка.

Советская шинель с «разговорами» и «богатыркой» . История красноармейской формы началась через год после революции, когда Народный комиссариат объявил конкурс на новую военную форму. Солдаты революции должны были иметь героический облик. В конкурсе участвовали живописцы Виктор Васнецов и Борис Кустодиев . Они сделали эскизы суконных шлемов-буденовок по принципу «богатырок» - старинных головных уборов. Шинели в стиле стрелецких кафтанов украсили красными поперечными нашивками-«разговорами». Впрочем, декоративные элементы вскоре отменили - по причине демаскировки.

История генеральской шинели . В музее-панораме «Сталинградская битва» хранится ценный экспонат - генеральская шинель, найденная на полях сражений. Ее буквально изрешетили 160 пулевых и осколочных пробоин. После войны долгие годы не удавалось установить героического владельца боевой шинели, даже после экспертизы Военно-медицинского музея . Лишь в 1957 году шинель узнала Евгения Глазкова. Форма принадлежала ее мужу - командиру 35-й гвардейской стрелковой дивизии Василию Глазкову. Генерал-майор со своей дивизией почти месяц вел тяжелые бои под Сталинградом и погиб в сражении в 1942 году.

От сукна - к кашемиру . После революции френчи, кожаные куртки и шинели вытеснили из женского гардероба «буржуазные» кружева и изящные шляпки. Историки моды считают, что сыграл роль и экономический фактор: женщинам часто приходилось перешивать зимнюю военную форму. В 50-е годы ХХ века на смену шинели практичной приходит шинель женственная - с более мягким силуэтом. Предметы гардероба шили из самых разных тканей, даже кашемира. Тогда же Кристиан Диор приспособил хлястик от традиционной формы для своей коллекции в стиле милитари - никакой практичности, элемент декора.

Шинель из арамильского сукна . Практически все памятники советским солдатам «одеты» в бронзовые шинели. В 2013 году в городе Арамили Свердловской области открыли памятник самой шинели - единственный в мире. В бронзе воплотили сцену прощания: девушка провожает парня на фронт и передает ему шинель. Памятник посвящен и героям войны, и труженикам тыла - работникам местной суконной фабрики. В годы войны каждый четвертый советский солдат воевал в шинели, сшитой из арамильского сукна.



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Русская народная сказка "Бычок смоляной бочок" Жанр: народная волшебная сказкаГлавные герои сказки "Бычок смоляной бочок" и их характеристика Дед с бабкой. Простые старики....

Новые статьи
/
Популярные