Аслан чехоев галерея новый музей. Аслан Чехоев: "В моей коллекции есть работы стоимостью сотни тысяч долларов". Кто приходит на выставки в Ваш музей

Сегодня в Москве на 51-м году жизни скоропостижно скончался российский осетинский бизнесмен, меценат и коллекционер, основатель Нового музея в Санкт-Петербурге, Аслан Чехоев.

По сообщению главного хранителя музея Фатимы Кочиевой, причиной смерти стала продолжительная болезнь, лечение от которой он проходил в одной из московских клиник.

Он стал известен как коллекционер произведений искусства классиков советского нонконформизма и современных российских художников, основавший в 2010 году Новый музей в Санкт-Петербурге - первый частный музей современного искусства в городе, основой фонда которого стало собрание живописи из его частной коллекции, собираемой им около четверти века. Отбор лучших работ он производил как в художественных мастерских и галереях, так и на таких крупнейших лондонских аукционах, как Sotheby’s.

Коллекция Чехоева была собрана исходя из природного художественного видения и глубокого понимания общей картины развития искусства новейшего времени, которые развились у него за годы коллекционирования.

Первые картины Аслан приобретал будучи еще совсем молодым человеком, и лишь спустя значительное время сложились его представления о современном художественном процессе и уточнились коллекционерские приоритеты. В конечном итоге, в расширение коллекции им были инвестированы крупные финансовые средства, и собрание переросло домашний формат.

Под музей им было приобретено три этажа доходного дома XIX века, расположенного на Васильевском острове в дельте Невы. Не будучи олигархом, он начал вкладывать в проект все свои средства и время, что привело в результате к развитию современного музейного пространства, оборудованного по последнему слову техники.

В Новом музее периодически организовывались выставки и популярных современных российских художников, и известных осетинских живописцев. Его учреждение так же было площадкой для проведения образовательных мероприятий и организации издательской деятельности - здесь проходили лекции художников, искусствоведов и критиков, проводились творческие вечера, выпускались книги и каталоги.

Многим деятелям осетинской интеллигенции в диаспоре и на родине запомнились такие мероприятия, как выставка «Окрыленный всадник» (2013), на которой были представлены работы осетинских художников, выставка «Власть цвета» (2015), посвященная творчеству народного художника Южной Осетии, заслуженного художника Северной Осетии и России Ушанга Козаева. Тогда же музеем была выпущена книга о его творчестве на русском и английском языках для распространения в учреждениях культуры России и Южной Осетии.

Таким образом, основанный Чехоевым музей занял одну из лидирующих позиций в деле популяризации различных направлений изобразительного искусства в стране.

В 2015 году за значительный вклад в развитие российской культуры Аслан Чехоев был удостоен звания Почетного академика Российской академии художеств, а Правлением Московского Союза художников был награжден медалью «За заслуги в развитии изобразительного искусства».

Заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея Александр Боровский оставил на своей странице в Facebook сообщение по поводу кончины Чехоева:

Он не был олигархом, который мог бы походя заниматься и коллекционированием современного искусства: для Аслана музей был делом жизни, ради музея он и его семья отказывались от многого. В течение десяти примерно лет Аслан собрал редкую по качеству коллекцию: он менялся, творчески рос вместе со своим собранием. В результате он стал человеком искусства в полном смысле слова: он выработал в себе безупречный вкус, и его собирательство стало фактором развития художественного процесса - он поддерживал именно те явления, которые заслуживали участия.

Художник Анатолий Белкин также отметил, что мир культуры и искусства России получил серьезный удар в связи с кончиной Аслана Чехоева:

Ему удалось создать целый действующий, настоящий музей, который сразу приковал к себе внимание своим масштабом, качеством и широтой своей деятельности. Сама коллекция русского нового искусства, выставки и уровень их подготовки были беспрецедентны для Петербурга. Нельзя сказать, что ему сильно мешали, нет, ему даже помогали, но этот институт искусства существовал только благодаря щедрости, любви и энергии одного человека - Аслана Чехоева. Значение его деятельности выходило далеко за рамки обычной культурной благотворительности. Это было каждодневное утверждение важности искусства при любых политических и экономических ситуациях. И мы, художники, первыми ощущали эту поддержку. И не только мы, но и все, кто понимает, что искусство - это тончайший озоновый слой, без которого жизнь может быстро превратиться в существование…

Это горе, что Аслана не стало. Невосполнимая потеря. Таких людей никогда много не бывает… Искусство и культура получили от судьбы еще один удар…

Основатель «Нового музея» и бывший заместитель гендиректора «МРСК Северо-Запада» Аслан Чехоев скончался в Москве после продолжительной болезни.
Коллекционер, бизнесмен и основатель «Нового музея» в Петербурге Аслан Чехоев умер в ночь на 6 июня.
Последние годы он тяжело болел.Чехоев скончался в одной из московских клиник, где проходил лечение. Тело умершего доставят в Петербург 8 июня. После чего состоятся похороны.
Аслан Чехоев был почетным академиком Российской академии художеств. Он открыл Новый музей на 6-й линии Васильевского острова в июне 2010 года. Основу экспозиции музея составили произведения из личной коллекции Чехоева. Всего в экспозицию вошло около 500 произведений, в том числе работы классиков советского неофициального искусства (Л. Кропивницкий, О. Рабин, В. Комар и А. Меламид, Л. Мастеркова, В. Немухин и др.) и современных российских художников (АЕС+Ф, В. Пушницкий, А. Гарунов, В. Мамышев-Монро, Г. Майофис и др.).

«Новый музей» был первым крупным музеем современного искусства в Петербурге. Он открылся всего на несколько месяцев раньше «Эрарты».
Чехоев также известен как бизнесмен. В разные годы он работал заместителем генерального директора по реализации инвестиций и капитальному строительству ОАО «ОГК-6», занимал должность первого вице-президента Центральной компании ФПГ «РусИнкор», был первым заместителем генерального директора угольной компании «Киселевуголь». В феврале 2009 года занял пост заместителя гендиректора ОАО «МРСК Северо-Запада» по инвестициям. Там курировал департамент инвестиций, в задачи которого входит выработка стратегии технического развития и инвестиционной деятельности компании, а также определение приоритетных направлений инвестирования.

Аслан Чехоев. Источник: novymuseum.ru

Утром 6 июня скончался Аслан Чехоев — известный меценат, коллекционер неофицициального советского и современного российского искусства, основатель Нового Музея в Санкт-Петербурге. Скорбную новость подтвердили в пресс-службе Нового Музея.

Аслан Иналович Чехоев родился в 1965 году в Цхинвали. Окончил 1-й Ленинградский медицинский институт им. академика И.П. Павлова, до начала 1990-х работал врачом, затем занялся бизнесом. Тогда же начал коллекционировать советское нонконформистское искусство; первыми приобретениями в его коллекцию были работы «русского Поллока» Евгения Михнова-Войтенко. В собрании Чехоева представлены как произведения классиков нонконформистского искусства советского периода (Лев Кропивницкий, Владимир Немухин, Лидия Мастеркова, Оскар Рабин, Дмитрий Краснопевцев, Владимир Янкилевский, Виктор Пивоваров, Михаил Шварцман, Эдуард Штейнберг, Михаил Кулаков, Олег Целков, Владимир Яковлев, Анатолий Зверев и др.), так и современное российское искусство (АЕС+Ф, Олег Кулик, Анатолий Осмоловский, Леонид Ротарь, Дмитрий Гутов, Алексей Беляев-Гинтовт, Виталий Пушницкий, Григорий Майофис и др.).

В 2010 году в здании на Васильевском острове Чехоев открыл Новый Музей — первый в Петербурге частный музей современного искусства. Помимо постоянной экспозиции, в основу которой легло собрание Чехоева, в музее проходят временные выставки крупнейших современных российских художников: Владислава Мамышева-Монро, AES+F, Григория Майофиса и других, лекции художников и искусствоведов.

В 2015 году Аслан Чехоев удостоен звания Почетного академика Российской академии художеств за значительный вклад в развитие российской культуры.

«Артгид» выражает соболезнования близким Аслана Чехоева, его коллегам и всем, кто знал и ценил его деятельность.

В Петербурге, на 51 году жизни, после продолжительной болезни скончался Аслан Чехоев – предприниматель, меценат, коллекционер, создатель «Нового музея», первого в России частного музея современного искусства.

По образованию Аслан Чехоев – медик и управленец: он окончил Первый Ленинградский медицинский институт, а затем – Санкт-Петербургскую академию управления и экономики. С 1993 года занимался коммерческой деятельностью, работал первым заместителем генерального директора «Угольной компании «Киселевуголь», первым вице-президентом Центральной компании ФПГ «РусИнкор», заместителем генерального директора ОАО «ОГК-6». С 2009 года занял должность заместителя генерального директора ОАО «МРСК Северо-Запад».

Свою коллекцию произведений современного искусства Аслан Чехоев собирал почти 20 лет. Результатом стал открытый в 2011 году на Васильевском острове «Новый музей», где под одной крышей собрались нонконформисты Кропивницкий и Пивоваров, Григорий Майофис, АЕС+Ф и Алексей Беляев-Гинтовт. Сам коллекционер рассказывал, как захватывал его азарт собирательства: сначала появляется интерес к произведению искусства без желания купить, затем возможности приобретать, а потом все становится совсем серьезно. Чтобы выбрать правильный подход к составлению коллекции и сделать серьезных ошибок, проходилось много читать, изучать основные принципы существования и жизни искусства. Фактически, пришлось получать еще одно, дополнительное, образование.

Коллекция началась с работ Евгения Михнова-Войтенко, с семьей которого Аслан Чехоев много лет поддерживал теплые отношения. Затем в круге интереса появились художники-арефьевцы, «газаневщина», московский андеграунд, современные авторы. «У меня сердце лежит к искусству, в котором сочетаются концептуальное и пластическое – гениальны Борис Смелов, Эрик Булатов, Михаил Рогинский, Дмитрий Пригов, эпоха советского андеграунда создала значительные фигуры» - говорил Аслан Чехоев в одном из своих интервью, отмечая уникальной художественной ситуации, сложившей в Советском союзе под влиянием тотальной цензуры.

Когда основная часть коллекции сложилась, появилась идея создать свой музей. Первые же выставки показали высокий уровень профессионального подхода, точный взгляд на современное искусство: Аслан Чехоев работал с Маратом Гельманом, Евгением Поповым, галереями «Триумф», «Айдан». В первый же год «Новый музей» представил серьезную выставку «Арефьевского круга» - это было важнейшее художественное явление в жизни Петербурга. Борис Смелов, Виталий Пушницкий, Анатолий Белкин, Константин Худяков – знаковые имена петербургской, российской культуры были представлены в музее Аслана Чехоева.

Все искусствоведы и арт-критики отмечали высокий уровень проведения выставок в «Новом музее»: для создания каталогов привлекались сотрудники ведущих музеев Петербурга, к созданию временных экспозиций привлекались кураторы музея, имевшие специальное образование и опты работы. И все отмечали бескорыстие и щедрость основателя музея и владельца коллекции. Сам Аслан Чехоев всегда говорил, что никогда не обращался за помощью к государству, надеясь только на собственные силы. Но сам участвовал в финансировании Премии Сергея Курехина, который проводится одноименным государственным центром современного искусства. И сейчас, после безвременной кончины своего основателя, «Новый музей» продолжает строить планы на будущее.

Аслан Чехоев похоронен на Смоленском кладбище.

Наталья Шкуренок

Евгения Петрова, заместитель директора Государственного Русского музея:

Безумно жалко человека, который так много сделал для культуры, причем, бескорыстно – таких людей крайне мало в нашем окружении. И когда кто-то уходит, это большая трагедия для нас всех. Не только для Петербурга – такие люди уникальны, их всем нам не хватает.

Александр Боровский, заведующий Отделом новейших течений ГРМ:

Хотел бы особо отметить два момента – Аслан Чехоев собрал правильную коллекцию. Он рос вместе с коллекцией, у него с годами развился великолепный вкус, и поэтому у него в коллекции нет провалов, это такое конвенциональное собрание, правильное. Я не против коллекций по личным вкусам, но они не всегда бывают интересными. А у Аслана все было правильно – собраны нужные вещи, он долго их выбирал, делал это тщательно, хотя он не был олигархом, и ему эта коллекция давалась не очень легко. Но он всегда давал вещи в музей, когда мы просили на выставки. Очень важно и другое – вот умер человек, который отрывал от себя, отказывал в чем-то себе, но создал интересную коллекцию, настоящий музей. А ведь сколько людей, неизменно богаче его, и куда уходят их энергия и деньги!? В оффшоры? В детей, которые бесятся от безделья и жира? В банальные яхты? Люди, которые коллекционируют искусство, оставляют заметный след в жизни, их детям будет чем гордиться. Это актуально во всем мире – посмотрите, в любом американском музее висят вещи, которые переданы туда в дар честными коллекционерами и собирателями, их имена навсегда останутся в истории этих музеев, а внукам и правнукам это – гордость за своих предков.

Аслан Чехоев пошел правильным путем – он создал свой музей, очень нужный в нашем городе, где, в отличие от Москвы, больше и нет такого рода частных музеев. Теперь вещи из его коллекции всегда будут нести этот след – они собраны Асланом Чехоевым. Это очень важно и для России – сейчас столько негатива вокруг, а он выбрал такой правильный и красивый путь. Конечно, очень горестно от этой потери, но его жизнь – достойнейший пример для всех, его потомкам есть чем гордиться.

Вадим Григорьев-Башун, петербургский художник:

Когда я вспоминаю Аслана Чехоева, у меня возникают ассоциации с Лучано Паворотти – он был такой же солнечный, от него исходила позитивная жизненная энергия. От Аслана тоже исходили тепло и позитив. Его роль в культурной жизни не только Петербурга, но и России не переоценить – ведь он рискнул открыть первый в нашей стране частный музей современного искусства. У нас много галерей, но статус музея получила только коллекция Аслана Чехоева. Она настоящий ценитель, меценат, он сделал свой музей по европейским стандартам – мои друзья из Германии, которых я приводил в Новый музей, были реально потрясены его высоким уровнем. Уверен, что новый музей должен носить имя Аслана Чехоева, и очень надеюсь, что его семья продолжит это благородное дело.

Известный петербургский коллекционер скончался в Москве в возрасте 50 лет после продолжительной болезни

Об этом стало известно вчера. После себя Аслан Чехоев оставил петербургский «Новый музей» , открытый в 2010 году на Васильевском острове, выдающееся публичное собрание, изданные каталоги и книги о художниках.

Аслан Чехоев (1966–2016) - осетин по происхождению, учился в Ленинграде, закончил Первый медицинский институт, гораздо позже - Санкт-Петербургскую академию управления и экономики. Богатый человек, он не был олигархом в прямом смысле этого слова. Работал в бизнесе, на высоких должностях, преимущественно в энергетике. В 2009 году он стал заместителем генерального директора питерской «Межрегиональной распределительной сетевой компании Северо-Запада» плюс имел частные проекты (ресторанный бизнес и пр.).

Свою коллекцию он начал собирать в начале 2000-х, когда ему еще не было сорока лет. Покупал на международных аукционах и в галереях. В частности, он был важным покупателем для московского галерейного рынка. В отличие от многих коллекционеров новой волны Аслан Чехоев хорошо разбирался в предмете сам, не полагался исключительно на консультантов, хотя и прислушивался к мнению разбирающихся людей. В результате к моменту открытия «Нового музея» его коллекцию отличали сбалансированность и ретроспективная целостность. По работам Чехоева можно было получить комплексное представление о послевоенном неофициальном искусстве и актуальном искусстве Москвы и Санкт-Петербурга. В нем хорошо представлены питерские «газаневцы» и «новые академики», московские «лианозовцы», «сретенцы» и другие условные группы художников. В экспозиции «Нового музея» есть работы шестидесятников Оскара Рабина, Владимира Немухина, Дмитрия Краснопевцева, Владимира Янкилевского, Олега Целкова, Владимира Яковлева, Анатолия Зверева, а также современных художников AEC+Ф, Олега Кулика, Анатолия Осмоловского, Дмитрия Гутова, Виталия Пушницкого и др.

Заведующий Отделом новейших течений Государственного Русского музея Александр Боровский отозвался о смерти Аслана Чехоева следующими словами: «Он просто любил то, что пришлось ему по душе. И надо сказать, искусство платило ему тем же: в нашей среде редко кто пользовался такой симпатией и уважением. Аслан был очень мужественным человеком: он долго и тяжело болел, как врач по первой профессии, он знал всё о своем положении. Но никогда не жаловался, справедливо ощущая себя по-настоящему состоявшимся человеком. И правда: он занимался любимым делом, был окружен любящей семьёй, разделявшей его интересы, бывшей с ним рядом и в радостях, и в горести. Иногда думаю: сколько в России талантливых людей, добившихся вершин в материальном плане и растративших свою энергию в гламуре и в офшорах. Очень горько, что Аслан ушел таким молодым. Но он останется в памяти как человек благородного, рыцарского поступка: он основал музей. А значит, в трудные времена дал приют художникам, а зрителям - повод для размышлений и общения. Детям Аслана будет чем гордиться».



В продолжение темы:
Детская мода

Немногие понимают, какую силу они имеют в своих руках. Бывают моменты, когда собственные руки могут спасти или буквально предать, и все это происходит без вашего осознанного...

Новые статьи
/
Популярные