Басня как мужик убрал камень главная мысль. Чтение басни Л.Н. Толстого "Как мужик камень убрал". Всё гениальное - просто

Разделы: Начальная школа

Методика работы с литературными произведениями на уроках чтения является одной из наиболее важных задач обучения младших школьников. Исходя из психологических особенностей развития ребенка данного возраста, можно сказать, что им лучше воспринимаются произведения, несущие в своем содержании яркий и эмоциональный литературный или поэтический образ, чем строгие и наукообразные рассказы.

Одним из видов художественного текста, изучаемых в начальной школе, является басня. Широко используются басни Ивана Андреевича Крылова, как наиболее яркий образец русской поэзии данного жанра, а также несколько басен в прозе Льва Николаевича Толстого и Константина Дмитриевича Ушинского, что позволяет рассматривать различные виды басен.

Сама басня, как анализируемое на уроке произведение, несет на себе значительную смысловую нагрузку, а также имеет большое морально-нравственное значение, что позволяет в начальной школе формировать у детей определенные этические взгляды и, кроме того, способствует развитию у школьников образного мышления, связанного с раскрытием метафор басни.

Разбирая содержание басни, ученики могут воспринимать переносное значение скрытого смысла басни, видеть и проводить определенные связи среди героев произведения и, главное, учатся переносить литературные характеры в реальную жизнь или наоборот, чем развивают свои начальные понятия о морали, нравственности и других качествах людей. Следовательно, басня, при использовании ее на уроках чтения в начальной школе, имеет большое воспитательное значение как образец переноса образов и характеров из жизни.

Структура урока чтения басни:

I. Подготовительная работа:

II. Чтение басни учителем или прослушивание записи.

III. Беседа эмоционально-оценочного плана.

IV. Анализ по конкретному содержанию басни:

а) уточнение структуры и композиции басни (чтение, составление плана);
б) выяснения мотивов поведения действующих лиц, их характерных черт (выборочное чтение, словесное и графическое рисование, ответы на вопросы);
в) установление главной мысли конкретного содержания басни.

V. Раскрытие аллегорий

VI. Анализ той части басни, в которой заключена мораль.

VII. Подбор аналогии из жизни

Одним из главных в анализе произведения является работа над раскрытием образов действующих лиц (героев) в их взаимодействии.
Исходя из ранее сказанного, можно сказать, что работа с басней на уроке чтения, её специфика и своеобразие жанра, заключающееся в особом построении, особой форме и содержании, предоставляет басне широкий спектр возможностей для развития образного и логического мышления детей, а также умения проникать в скрытый (неявный) смысл произведения и понимания замысла автора, кроме этого, школьникам преподносится в доступной и эмоциональной форме основы морали и нравственности, что ведёт к повышению воспитательного момента на уроке чтения.

Урок литературного чтения в 4 классе Злобиной М.В.

Тип урока: изучение нового материала.

Тема: Басня Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень».

Цели урока:

  • изучить басню Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень», сформировать понятие о басне, о морали басни, сформировать опыт творческой деятельности;
  • развивать интерес к художественному слову, умению выразительно читать, развивать способность сравнивать, анализировать, обобщать;
  • воспитывать нравственные качества личности.

Структура урока:

1. Организационный момент
2. Проверка д.з.
2. Актуализация знаний
3. Усвоение новых знаний
4. Закрепление и систематизация новых знаний
5. Организация домашней работы.
6. Итог урока.

Оборудование: портрет Л.Н.Толстого, учебник 4 класса «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, иллюстрация к басне Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень», пословицы, текст басени «Два товарища».

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Много книг чудесных,
Книжек умных, интересных,
Увлекательных, веселых
В городах, станицах, селах …
Ты идешь в библиотеку,
Чтоб побольше прочитать,
Настоящим человеком
Помогают книги стать.

2. Проверка домашнего задания

Пересказ отрывка «Детство» .

3. Изучение нового материала. Актуализация знаний

– Что оно означает слово басня?
– Как записано в словаре Ожегова, басня – краткий иносказательный, нравоучительный рассказ, стихотворение.
– В чём заключается особенность басни? (В том, что есть мораль.)
– Что принято понимать под словом мораль? (Поучительный вывод, наставление, какие-то правила.)

4. Сообщение темы и целей урока. Усвоение новых знаний

– Сегодня на уроке будем читать басню Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень». Составим план к произведению. Постараемся определить мораль этой басни.
Обратите внимание, в названии басни вопрос. Постарайтесь понять, как мужик это сделал.
Читаю я.
Что понравилось в басне?
Читают сами про себя.
Какие слова показались трудными?
Есть ли такие слова, которые непонятны?
Объясните значение слов:
Инженер – специалист с высшим техническим образованием.
Порох – взрывчатое соединение или смесь.
Большой каток – машина для утрамбовки и уплотнения грунта, асфальта), подле камня (возле).
Выдумка – вымысел, изобретение.
Теперь текст понятен.
Читаем вслух.
Готовимся ответить на вопросы.
Читаем по частям. (Выборочное чтение)
Прочитай 1 часть.
О чем в ней говорится?
Что предложили бы вы, если оказались в группе инженеров?
Озаглавьте (Камень на площади).
Прочитай 2 часть.
О чем в ней говорится?
Что предложил 1 инженер?
Что предложил 2 инженер?
Что больше 6 тыс. или 8 тыс. и на сколько?
Как озаглавим? (Спор)
Прочти 3 часть.
Кто и как решил эту задачу мужик?
Почему ему дали еще 100 руб.
Как озаглавить эту часть. (Хорошая выдумка)
За какие деньги инженеры хотели убрать камень?
Кто вызвал удивление инженеров?
Как вы его себе представляете?
Какими чертами характера обладал мужик?
(Иллюстрация к басне)
Найдите и зачитайте, какой момент изображён на иллюстрации.
(Ученики зачитывают отрывок басни)
В чём заключается главная мысль – мораль басни Льва Николаевича?
Важна не столько сила, сколько смекалка.

5. Физкультминутка (с движениями)

Скороговорка. На площади этого города растет тополь. Сначала мы проговорим скороговорку несколько раз, а потом пойдем к тополю с этими словами.
Шли три попа, три Прокопия-попа, три Прокопьевича,
говорили про попа, про Прокопия-попа, про Прокопьевича.

6. Закрепление и систематизация знаний

Сейчас проявите смекалку и сообразительность.
Класс делится на группы и собирает пословицы из конверта.
Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом.

1. Мало что хотеть, надо знать да уметь.
2. Ленивые руки не родня умной голове.
3. Каков мастер, такова и работа.
4. Недаром говорится, что дело мастера боится.
5. Сила ломит всё, а ум силу.
6. Голь на выдумку хитра.

Вывод. Сила ломит всё, а ум силу.
Басни учат нас быть трудолюбивыми, честными, справедливыми, учат нравам. Поэтому их называют нравоучительными произведениями.
Нравоучительный смысл басни в словах автора в начале или в конце басни. Это называется моралью.
Ребята, мы много рассуждали, поняли мораль этой басни.

7. Много произведений Л.Н. Толстого прочитано вами, поэтому сейчас вам предстоит их узнать.

На доске в разной последовательности записаны названия произведений столбиком, а рядом висит сигнальная карточка и дети поднимают у себя цвет соответствующий названию узнанного произведения. Дети сами читают отрывки из произведений. У них на партах отпечатанные тексты в виде книжечек.
Сидят раз муж с женой дома и смотрят - сынишка их на полу дощечками играет - что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорив: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить». (Cтарый дед и внучек.)
Стало Филипку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашел, взял старую, отцовскую и пошел в школу.(Филиппок.)
Отец пришел и спросил:
– Кто разбил?
Мальчик затрясся от страха и сказал:
– Я.
Отец сказал:
– Спасибо, что правду сказал. (Правда всего дороже.)
А Вася что было духу пустился к котенку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котенка, но Вася упал животом на котенка и закрыл его от собак.
Охотник подскакал и отогнал собак; а Вася принес домой котенка и уж больше не брал его с собой в поле. (Котенок.)
За обедом отец и говорит: “А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?” Все сказали: “Нет”. Ваня покраснел как рак, и сказал тоже: “Нет, я не ел”. (Косточка.)
Когда я был маленький, меня послали в лес за грибами. Я дошел до лесу, набрал грибов и хотел идти домой. Вдруг стало темно, пошел дождь и загремело. (Как мальчик рассказал про то, как его в лесу гроза застала.)
Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье. (Лев и собачка.)
Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было - она знала, что ею забавляются, и оттого еще больше расходилась. (Прыжок.)
Л.Н.Толстой написал ни один десяток басен.

Басню «Два товарища» читаю я.

Два товарища

Басня

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мёртвым.
Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл.
Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся.
– Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?
– А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

– Назовите мораль этой басни.

7. Домашнее задание: Выразительно читать изученную басню и пересказывать. Можно нарисовать рисунок.

8. Итог

– Что нового узнали?
– Что этот урок дал для жизни?
– Каких ребят можете похвалить за работу?

9. Рефлексия

Заполни мишень настроения. (День – это выстрел. Куда сегодня попал ты?)
У детей есть 3 склеенных кружка разного диаметра и цвета, с подписанной фамилией. Они себя оценивают(отмечают точкой на любом круге) и складывают мне в синий конверт, если не поняли тему, а в красный, если поняли.

Чтоб урок прошёл не зря
Вам желаю я, друзья,
Чтоб вы с книжками дружили
И воспитанными были!

Друзья, прошу Ваших комментариев по морали басни Толстого "Как мужик камень убрал".
Смысл басни я увидел только в многообразии мнений и способов решения задачи. Причем все эти способы имеют право на жизнь. Или все же речь идет о высмеивании мужика со своими "простейшими способами решения вопроса". Раз назвался груздем - полезай в кузов - перекопай нам всю площадь за сто рублей!!!
Весьма нуждаюсь в Вашем мнении, прошу высказаться.
Басня достаточно коротка, текст ее приведу ниже:

КАК МУЖИК УБРАЛ КАМЕНЬ
(Быль)

На площади в одном городе лежал огромный камень. Камень занимал много места и мешал езде по городу. Призвали инженеров и спросили их, как убрать этот камень и сколько это будет стоить.

Один инженер сказал, что камень надо разбивать на куски порохом и потом по частям свезти его, и что это будет стоить 8000 рублей; другой сказал, что под камень надо подвести большой каток и на катке свезти камень, и что это будет стоить 6000 рублей.

А один мужик сказал: «А я уберу камень и возьму за это 100 рублей».

У него спросили, как он это сделает. И он сказал: «Я выкопаю подле самого камня большую яму; землю из ямы развалю по площади, свалю камень в яму и заровняю землею».

Мужик так и сделал, и ему дали 100 рублей и еще 100 рублей за умную выдумку.

ВЫВОД:
главный вывод басни все-таки можно выразить пословицей: ПО УМУ и ЧЕСТЬ!
Безусловно, можно перекапать всю площадь, ей невозможно будет пользоваться, капать на протяжении полугода и т.п. Но все механизмы ведь придуманы для того, чтоб а) ускорить и б) сделать более удобным выполнение монотонной работы.
Отсюда и высокая стоимость в предложениях инженеров.
Ведь одну и ту же работу можно выполнить быстро, но дорого...или дешево...и продолжать выполнять по сей день!


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

УМК: Школа России
Класс: 4
Тема урока: Л.Н. Толстой «Как мужик убрал камень»
Тип урока: изучения нового материала
Форма урока:
Цель: продолжить знакомство с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого; изучить басню Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень»;

Задачи:

Образовательные: познакомить с содержанием басни Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень»; обобщить знания детей по творчеству и биографии Л. Н. Толстого;

Развивающие: развивать творческое восприятие, воображение, наблюдательность, фантазию, образное и логическое мышление, память, внимание, творческие способности , устную связную речь.

Воспитательные: ; воспитывать нравственные качества личности .

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Познакомится с содержанием басни Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень»;
  • учиться выделять мораль басни, давать характеристику героям.

Личностные:

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников.

Коммуникативные УУД.

  • учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Познавательные УУД.

  • уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
    уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимения

Оборудование: учебник, рабочие тетради , компьютер, мультимедийный проектор, экран, доска

Продолжительность урока: 40 минут.

Этапы урока

Время

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент,

1 мин

Словесный метод

Прозвенел уже звонок,

Позвал детей всех на урок,

Друг на друга посмотрели

И за парты тихо сели.

Добрый день ребята! У нас урок литературного чтения. Проверьте, как организовано ваше рабочее место.

Ребята, как вы считаете, почему это важно?

Давайте настроимся на активную работу.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на учебный процесс.

Учащиеся высказывают свои предположения

Личностные УУД.:

Положительно- эмоциональный настрой на предстоящую деятельность

2. Открытие новых знаний


7 мин

Словесный метод

Беседа

Ребята, сегодня у нас очень интересный урок. Мы познакомимся с творчеством великого русского писателя, а вот кого именно попробуйте отгадать, внимательно прослушав мой рассказ.

(На фоне плавной классической музыки учитель рассказывает)

Крестьянским ребятишкам входить в усадьбу было заказано. Там, в глубине парка, в большом доме жил богатый и знатный граф. И вот-то удивились ребята, когда услышали, что граф созывает их к себе в усадьбу! По всем окрестным деревням пошел говор. Зачем зовет их граф?

И вот теперь оказалось, что сам граф хочет устроить школу для крестьянских ребят и сам будет их учить. Ребятишки молча подошли к белому графскому дому и остановились. Двухэтажный дом казался им огромным, ведь сами-то выросли они в низеньких избах под соломенными крышами. Граф вышел на крыльцо-плечистый, крепкий, с черной бородой.Ребята слегка заробели,когда он окинул их острым взглядом из-под густых бровей. Но граф улыбнулся, заговорил – и сразу вся робость прошла, сразу стало просто и хорошо. С первой же встречи началась дружба. Учитель был графом, его полагалось называть «ваше сиятельство». Но граф этого не хотел.

« Не называйте меня «ваше сиятельство»,- сказал он,- меня зовут Львом Николаевичем, так и зовите меня».


- Кто может назвать фамилию писателя?

(на интерактивной доске открывается надпись)

« В искусстве слова первый Толстой». (М. Горький)

Как вы понимаете эти слова?

Вы совершенно правы, ребята. Лев Николаевич прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире.

Откройте учебник на странице 121 и определите тему урока.

Определите цели урока.

Молодцы!

Постараемся определить мораль этой басни .

Слушают внимательно учителя

Это Лев Николаевич Толстой

Лев Толстой – великий русский писатель.
Гений русской литературы

Внимательно слушают учителя

Самостоятельно ставят цели урока и формулируют тему урока.

Тема урока: басня Толстого «Как мужик убрал камень».

- продолжить знакомство с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого

- : познакомиться с содержанием басни Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень»

Познавательные УУД.: извлечение необходимой информации.

Коммуникативные УУД: – выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи и участвовать в диалоге;

3. Работа с басней.

Первичное восприятие

Выявление специфики восприятия

6 мин

Наглядно-практический метод

Словарная работа

Беседа

Учитель: Послушайте произведение.

(аудиозапись басни)

Какие слова показались трудными?
Есть ли такие слова, которые непонятны?
Объясните значения слов.

Понравилось ли вам произведение?

Кто герои (участники) произведения?

К какому жанру вы бы отнесли данное произведение? Аргументируйте свой ответ.

Учащиеся прослушивают аудиозапись басни.

Инженер, выдумка, каток, подле, порох

Инженер – специалист с высшим техническим образованием .

Порох – взрывчатое соединение или смесь.

Каток – машина для утрамбовки и уплотнения грунта или асфальта на дороге.

Подле – возле.

Выдумка – вымысел, изобретение.

Да, интересный и в то же время очень простой способ предложил мужик.

Люди, имеющие техническое образование и простой мужик.

К рассказу, так как это прозаическое произведение. Предложения по цели высказывания – повествовательные. Наблюдается динамика происходящих событий.
- К басне, так как высмеиваются пороки людей. Имеется мораль. Но не понятно, почему она в прозаической форме, а не в стихотворной.

Познавательные УУД.: извлечение необходимой информации.

Познавательные УУД.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД : – выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи и участвовать в диалоге;

Физкультминутка

3 мин

Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали, ручками похлопали.

Покрутились. Повертелись и за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем, дружно до 5-ти считаем.

Открываем, поморгаем и работать продолжаем.

Выполняют упражнения

4.Постановка учебной задачи

1 мин

Словесный метод

Является ли это произведение басней?

Чтобы доказать, что это произведение - басня, давайте сначала ответим на вопросы. Эти вопросы я вам предлагаю сформулировать самостоятельно и записать их.

Слушают учителя.

Коммуникативные УУД: – грамотно формулировать вопросы;

5. Этап перечитывания и анализа произведения

12 мин

Беседа

Прочитайте произведение про себя. Запишите свои вопросы в тетрадку.

Проверка вопросов и выбор наиболее подходящих для ответа на главный вопрос урока…

Где происходит действие?

Назовите участников?

Какая стояла задача перед инженерами?

Что предложил 1 инженер? Найдите и прочитайте в тексте.


Что предложил 2 инженер? Найдите и прочитайте в тексте.

Что вы можете сказать об инженерах? Какие они?

За какие деньги инженеры хотели убрать камень?

Кто вызвал удивление инженеров?

Как вы его себе представляете? Какими чертами характера обладал мужик?

Запишите характеристики персонажей в сравнительную таблицу. Подтвердите характеристики словами из текста.

см.Приложение 1

Попробуйте составить антонимический ряд с опорой на характеристики героев.

Давайте вернёмся к вопросу. Является ли это произведение басней?

В баснях есть мораль. А что такое мораль?


В чём заключается главная мысль – мораль басни Льва Николаевича?

В баснях часто встречается аллегория. Что это такое?

Верно, АЛЛЕГОРИЯ – иносказательное изображение -предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты.

Как вы думаете, какие человеческие качества, показал автор в своём произведении? Каких героев для этого выбрал Толстой?

В какой форме написано произведение?

Итак, какой мы можем сделать вывод?

В городе, на площади

Инженеры и мужик

Убрать камень


- Один инженер сказал, что камень надо разбивать на куски порохом и потом по частям свезти его и что это будет стоить восемь тысяч рублей;

Другой сказал, что под камень надо подвезти большой каток и на катке свезти камень и что это будет стоить шесть тысяч рублей.

Инженеры жадные, набивают себе цену при помощи силы
- за 6 тыс. и 8 тыс.

Мужик

Простой, умный, сообразительный.

Заполняют таблицу в тетрадях

Самоучка – получили образование, мыслящий – не думающие, одарённый – бездарные, бедный – богатый, умный – глупый, делает дело – набивают цену…

Поучительный вывод, наставление, какие-то правила

Важна не столько сила, сколько смекалка

Аллегория – иносказание


-инженеров для того чтобы показать силу и мужика - смекалку.

В прозаической

Произведение «Как мужик убрал камень» является басней, так как имеет аллегорию и мораль.

Коммуникативные УУД: учитывание другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Познавательные УУД: – составлять и применять схемы, таблицы как способ предоставления, осмысления и обобщения информации;

Коммуникативные УУД:

Коммуникативные УУД:

Проявлять активность, строить грамотно речевое высказывание, соблюдать правила общения.

6. Закрепление и систематизация знаний

5 мин

Наглядно-практический

Сейчас проявите смекалку и сообразительность.
На доске появляются пословицы.

Выберите пословицу, которая больше всех подходит к нашей басне, и запишите её в тетрадь. Устно аргументируйте свой ответ.
Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом.

1. Мало что хотеть, надо знать да уметь.
2. Ленивые руки не родня умной голове.
3. Каков мастер, такова и работа.
4. Недаром говорится, что дело мастера боится.
5. Сила ломит всё, а ум силу.
6. Голь на выдумку хитра.

Басни учат нас быть трудолюбивыми, честными, справедливыми, учат нравам. Поэтому их называют нравоучительными произведениями.
Нравоучительный смысл басни в словах автора в начале или в конце басни. Это называется моралью.

Слушают учителя.

Выполняют задание.

Сила ломит всё, а ум силу.

Регулятивные УУД .: выполнение учебного действия;

7. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

2 мин

Словесный метод

8. Итог урока

3 мин

Беседа

Вот и кончился урок,

Подвести пора итог.

О каком писателе мы говорили сегодня на уроке?
С какой басней мы познакомились на уроке?
- Что нового для себя узнали?

Зачем Толстой писал басни? Чему они учат?
Молодцы! - Урок окончен.

Учащиеся участвуют в беседе.

Об Л.Н.Толстой

Как мужик убрал камень»

Басни учат нравам, поэтому их еще называют нравоучительными произведениями.


Конспект урока по литературному чтению

Тема: Л.Н. Толстой «Как мужик убрал камень»

Выполнила: учитель начальных классов

Кожевникова Ольга Александровна

Санкт-Петербург

2012 год

УМК: Школа России

Класс: 4 «а»

Тема: Л.Н. Толстой «Как мужик убрал камень»

Цель: изучить басню Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень»; показать учащимся, что басня может быть в прозаической форме

Знать: литературные жанры; что такое басня, аллегория, мораль басни; что басни могут быть как в стихотворной, так и в прозаической форме

Понимать: особенности литературных жанров; роль выразительных средств языка с целью выявления отношения автора к своим героям и персонажам.

Применять: уметь отличать басню от других литературных жанров; определять мораль басни, аллегорию; уметь давать характеристику героям с опорой на слова басни.

Анализ: произведения Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень»; пословицы с целью определения морали басни;

Синтез : творческое задание – сочинить басню

Оценка: собственно сочинённой басни, для дальнейшей учебной и речевой деятельности

Диагностические цели:

  1. Что смогут узнать дети?

Что такое аллегория. Узнают о том, что басни могут быть в прозаичной форме.

(этап анализа)

  1. Какие понятия дети освоят или будут продолжать осваивать на уроке?

Будут продолжать осваивать литературные жанры (этап подготовки к восприятию); представления об авторском отношении и способах его выражения в тексте.

  1. Чему научатся?

Научатся отличать басню от других литературных жанров;

Научатся определять мораль и аллегорию в басне.

4. В какой самостоятельной деятельности учеников проявятся их знания, понимание и умения?

Ученики в конце урока (этап обобщения) смогут найти нужную пословицу и соотнести её с моралью басни

Дома учащиеся смогут сочинить басню

Оборудование:

Для учителя:

Учебник Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М. В. Голованова «Литературное чтение»; аудиозапись басни Л.Н. Толстого «Как мужик убрал камень»

Для учащихся:

Учебник Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М. В. Голованова «Литературное чтение»; тетрадь, дневник, пенал

Список использованной литературы

  1. С.В. Кутявина Поурочные разработки по литературному чтению, 4 класс. – М.: ВАКО, 2010. – 240 с.
  2. Т.В. Рыжкова Теоретические основы и технологии начального литературного образования. М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 416 с.

План урока

  1. Организационный этап
  2. Первое восприятие
  3. Постановка учебной задачи
  4. Обобщение
  5. Объяснение домашнего задания
  6. Проверка домашнего задания

Ход урока

  1. Организационный этап

Учитель: Итак, у нас урок чтения. Проверьте: у вас на парте должен быть учебник, тетрадь, дневник и пенал. Кто готов к уроку, может сесть.

  1. Подготовка школьников к восприятию литературного произведения

Учитель: Ребята, давайте вспомним, какие литературные жанры мы изучали?

Учащиеся: Сказка, рассказ, стихотворение, басня.

Учитель: Что вы можете рассказать о данных жанрах?

Учитель ответы учащихся записывает на доске в виде схем.

Учащиеся: Сказка

литературная народная волшебные о животных бытовые

Рассказ

прозаическое произведение, в котором изображаются одно или несколько событий жизни героя. Предложения по цели высказывания - повествовательные.

Лирические стихотворения

Небольшого размера.

Басня

В стихах ? герои имеет поучение (мораль) аллегория в басне высмеиваются

Людские пороки

Учитель: К последней схеме мы вернёмся в конце урока.

  1. Первое восприятие

Учитель: Послушайте произведение.

Учащиеся прослушивают аудиозапись басни.

Учитель: Какие слова показались трудными?
Есть ли такие слова, которые непонятны?
Объясните значение слов:
Инженер – специалист с высшим техническим образованием.
Порох – взрывчатое соединение или смесь.
Большой каток – машина для утрамбовки и уплотнения грунта, асфальта. Подле камня - возле.
Выдумка – вымысел, изобретение.

  1. Выявление специфики восприятия

Учитель: Понравилось ли вам произведение?

Учащиеся: да, интересный и в то же время очень простой способ предложил мужик.

Учитель: Кто герои (участники) произведения?

Учащиеся: Люди, имеющие техническое образование и простой мужик.

Учитель: К какому жанру вы бы отнесли данное произведение? Аргументируйте свой ответ.

Учащиеся: К рассказу, так как это прозаическое произведение. Предложения по цели высказывания – повествовательные. Наблюдается динамика происходящих событий.

Учащиеся: К басне, так как высмеиваются пороки людей. Имеется мораль. Но не понятно, почему она в прозаической форме, а не в стихотворной.

  1. Постановка учебной задачи

Учитель: является ли это произведение басней?

Чтобы доказать, что это произведение - басня, давайте сначала ответим на вопросы? Эти вопросы я вам предлагаю сформулировать самостоятельно и записать их.

  1. Этап перечитывания и анализа произведения

Учитель: Прочитайте произведение про себя. Запишите свои вопросы в тетрадку.

Проверка вопросов и выбор наиболее подходящих для ответа на главный вопрос урока…

Учитель: Где происходит действие?

Учащиеся: в городе, на площади

Учитель: Назовите участников?

Учащиеся: Инженеры и мужик

Учитель: Какая стояла задача перед инженерами?

Учащиеся: убрать с дороги камень

Учитель: Что предложил 1 инженер? Найдите и прочитайте в тексте.

Учитель: Что предложил 2 инженер? Найдите и прочитайте в тексте.

Учитель: Как бы вы охарактеризовали этих людей? Что их объединяет? Почему не пришлось воспользоваться помощью людей, имеющих хорошее образование, разбирающихся (на первый взгляд) в своём деле?

Учащиеся: ситуация конфликта, спор.

Учитель: Кто и как решил эту задачу?

Учащиеся: простой мужик

Что помогло простому мужику решить данную проблему?

Учитель: За что ему дали еще 100 руб.?

Учащиеся: Потому что он проявил смекалку, предложил «умную выдумку».

Пословица: Голь на выдумки хитра . Значение пословицы: Пословица говорит о том, что человек находясь в состоянии острой нехватки чего-либо, становится изобретательным и способным обойтись малыми средствами для достижения поставленной цели.

Учитель: За какие деньги инженеры хотели убрать камень?

Учащиеся: за 6 тыс. и 8 тыс.

Учитель: Что вы можете сказать об инженерах? Какие они?

Учащиеся: Они жадные, набивают себе цену при помощи силы.

Учитель: Кто вызвал удивление инженеров?

Учащиеся: мужик

Учитель: Как вы его себе представляете? Какими чертами характера обладал мужик?

Учащиеся: простой, умный, сообразительный.

Запишите характеристики персонажей в сравнительную таблицу. Подтвердите характеристики словами из текста.

Попробуйте составить антонимический ряд с опорой на характеристики героев.

Самоучка – получили образование, мыслящий – не думающие, одарённый – бездарные, бедный – богатый, умный – глупый, делает дело – набивают цену…

Учитель: Давайте вернёмся к главному вопросу урока. Является ли это произведение басней?

Учитывая такие разные характеристики, подумайте, что автор хочет показать читателю, чему научить своим произведением? К какому выводу Толстой приводит читателя? (Мораль)

Учащиеся: да, это произведение учит нас быть нежадными, сообразительным.

Учитель: А что такое мораль?

Учащиеся: Поучительный вывод, наставление, какие-то правила

Учитель: В чём заключается главная мысль – мораль басни Льва Николаевича?

Учащиеся: Важна не столько сила, сколько смекалка

Учитель: В баснях часто встречается аллегория. Что это такое?

Учащиеся: Аллегория - иносказание

Учитель: Верно, АЛЛЕГОРИЯ – иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты.

Учитель: Как вы думаете, какие человеческие качества, показал автор в своём произведении? Каких героев для этого выбрал Толстой?

Учащиеся: инженеров для того чтобы показать силу и мужика - смекалку.

Учитель: В какой форме написано произведение?

Учащиеся: в прозаической

Учитель: Итак, какой мы можем сделать вывод?

Учащиеся:

  1. Произведение «Как мужик убрал камень» является басней, так как имеет аллегорию и мораль.
  2. Басня может быть в стихотворной и в прозаической форме.
  1. Обобщение

Учитель: какое слово нужно добавить в схему?

Учащиеся: в прозе

Басня

в стихах в прозе имеет поучение (мораль) аллегория в басне высмеиваются

Людские пороки

Учитель: Запишите схему к себе в тетрадь.

Сейчас проявите смекалку и сообразительность.
На доске появляются пословицы.

Учитель: Выберите пословицу, которая больше всех подходит к нашей басне, и запишите её в тетрадь. Устно аргументируйте свой ответ.
Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом.

1. Мало что хотеть, надо знать да уметь.
2. Ленивые руки не родня умной голове.
3. Каков мастер, такова и работа.
4. Недаром говорится, что дело мастера боится.
5. Сила ломит всё, а ум силу.
6. Голь на выдумку хитра.

Учащиеся: Сила ломит всё, а ум силу.

Учитель: Басни учат нас быть трудолюбивыми, честными, справедливыми, учат нравам. Поэтому их называют нравоучительными произведениями.
Нравоучительный смысл басни в словах автора в начале или в конце басни. Это называется моралью.

Объяснение домашнего задания

Учитель: Ваше домашнее задание:

– сочинить свою басню, предварительно подобрав к ней пословицу.

  1. Организационный момент

Учитель: Чтоб урок прошёл не зря

Вам желаю я, друзья,
Чтоб вы с книжками дружили
И воспитанными были!

  1. Проверка домашнего задания

Несколько учащихся зачитывают басни



Много книг чудесных, Книжек умных, интересных, Увлекательных, веселых В городах, станицах, селах … Ты идешь в библиотеку, Чтоб побольше прочитать, Настоящим человеком Помогают книги стать.




Какие жанры произведений

вы знаете?.

Рассказ

Сказка

Стихи

Басня


Вспомним с какими произведениями Л.Н. Толстого мы знакомы.

Тетрадь стр. 22, № 4


1. «Старый дед и внучек» .

2. «Филипок».

3. «Котёнок».

4. «Косточка».

5. «Лев и собачка».

6. «Прыжок».


Л. Н. Толстого

«Как мужик убрал камень».


Словарная работа.

специалист с высшим техническим

образованием

Инженер –

Порох–

взрывчатая смесь

Большой каток–

машина для уплотнения,

утрамбовки грунта

Подле–

возле

Выдумка–

вымысел, изобретение


В чём заключается главная мысль басни?

Запиши в тетрадь стр. 22

Важна не столько сила, сколько смекалка.


Чтение басни

«Как мужик убрал камень»

стр. 119


Какая пословица подходит к содержанию басни?

Недаром говорится, что дело мастера боится.

Каков мастер, такова и работа.

Сила ломит всё, а ум силу.

Голь на выдумку хитра.

По уму и честь.

Всё гениальное – просто!


Вывод

  • Произведение «Как мужик

убрал камень» является басней,

так как имеет аллегорию и мораль.

2. Басня может быть в стихотвор-

ной и прозаической форме.


Рефлексия.

С каким настроением вы сегодня заканчиваете урок? Почему?

На этом уроке я похвалил бы себя за…


Домашнее задание.



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные