Брюллов карл произведения. Карл брюллов - биография, информация, личная жизнь

Художник, живописец, монументалист, акварелист, рисовальщик, представитель академизма.

Член Миланской и Пармской академий, Академии Святого Луки в Риме, профессор Петербургской и Флорентийской академий художеств, почетный вольный сообщник Парижской академии искусств.

Брат Александра Брюллова, архитектора, представителя стиля романтизм.

Биография

Карл Брюллов родился 12 (23) декабря 1799 года в Санкт-Петербурге, в семье академика, резчика по дереву и гравёра французского происхождения Павла Ивановича Брюлло (Brulleau, 1760—1833) и его супруги Марии Ивановны Шредер (Schroeder), имевшей немецкие корни.

С 1809 по 1821 год занимался живописью в Академии художеств в Петербурге, был учеником Андрея Ивановича Иванова. Блестящий студент, получил золотую медаль по классу исторической живописи. К 1820 году относится его первая известная работа «Нарцисс».

В 1822 году Брюллов был откомандирован в Италию на средства Общества поощрения художников. Он посетил Дрезден, Мюнхен; обосновался в Риме. Жанровые картины: «Итальянское утро» (1823) и «Итальянский полдень» (1827). После копии с фрески Рафаэля «Афинская школа» Брюллов приступает к работе над большой картиной с историческим сюжетом — «Последний день Помпеи» (1827—33), заказанной ему Анатолием Николаевичем Демидовым. Замысел «Последнего дня…» связан с возникшей тогда модой на археологию и с актуальностью: в 1828 году произошло мини-извержение Везувия. Брюллов был в Помпеях и сделал на месте ряд эскизов: пейзажа, руин, окаменелых фигур.

К этому времени относится его знакомство с Юлией Самойловой, аристократкой из рода Скавронских, то есть родственников Екатерины I. Портреты: «Ю. Самойловой, с воспитанницей и арапчонком», «Всадница» (1832), а также картина «Вирсавия» (1832) связаны с этим этапом жизни Брюллова.

В 1836 году, после путешествия по Греции и Турции, Брюллов возвращается в Россию — через Одессу в Москву и через несколько месяцев — в Петербург. В Москве он знакомится с А. С. Пушкиным; пишет портреты поэта и драматурга А. К. Толстого и А. А. Перовского (писателя Антония Погорельского). В Петербурге его ожидает торжественный приём в Академии художеств и триумф «Последнего дня Помпеи»; картина успела побывать в Париже (Лувр, 1834), где была холодно принята парижской критикой: это была (уже!) эпоха Делакруа и французского романтизма. Картина подарена Демидовым Николаю I, который поместил её в императорский Эрмитаж, а затем подарил Академии художеств; в настоящее время она находится в Русском музее.

Надгробие Карла Брюллова на Римском протестантском кладбище

До 1849 года Брюллов живёт и работает в Петербурге. Он — профессор Академии художеств, модный портретист; расписывает лютеранскую церковь на Невском проспекте, Исаакиевский собор (1843—47), пишет большую картину «Осада Пскова» (1839—43; не окончена).

Многочисленные портреты: Нестора Кукольника (1836), В. А. Жуковского (1837—38), И. А. Крылова (1839); Ю. П. Самойловой с воспитанницей (1839); «Автопортрет», (1848).

Последние годы

В Петербурге здоровье Брюллова сильно пошатнулось. В 1849 году он покидает Россию и едет лечиться на остров Мадейру. Художник совершает поездку по Испании.

В 1850 году Брюллов возвращается в Италию. Наиболее важные работы этого периода — портреты членов семьи Титтони и «Портрет Микеланджело Ланчи».

Брюллов скончался 11 июня (23 июня по новому стилю)1852 года в местечке Манциана под Римом. Похоронен на Римском протестантском кладбище Тестаччо.

Влияние

Брюллов, в отличие от Пушкина и своего друга — Глинки , не оказал столь существенного влияния на русскую живопись, как они — на литературу и музыку соответственно. Однако психологическую тенденцию брюлловских портретов можно проследить у всех русских мастеров этого жанра: от Крамского и Перова до Серова и Врубеля .

· Брюллов лично ходатайствовал об освобождении из крепостничества Тараса Шевченко , будущего великого украинского поэта. С этой целью Брюллов, по просьбе Жуковского, написал его портрет для императорской фамилии, который тот и разыграл в придворной лотерее. После выкупа Шевченко стал одним из любимых учеников Брюллова.

Биография и эпизоды жизни Карла Брюллова. Когда родился и умер Карл Брюллов, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты художника, изображения и видео.

Годы жизни Карла Брюллова:

родился 12 декабря 1799, умер 11 июня 1852

Эпитафия

«Искусства мирные трофеи
Ты внес в отеческую сень,
И был последний день Помпеи
Для кисти русской первый день».
Из стихотворения Евгения Баратынского о Брюллове

Биография

Великий русский художник Карл Брюллов прославил себя и свою родину на всю Европу одной-единственной картиной. Хотя он создал множество прекрасных полотен, именно она считается вершиной его творчества. Работа «Последний день Помпеи» была удостоена золотой медали на Парижском салоне в 1834 г. и принесла художнику заслуженную популярность.

Брюллов родился в семье преподавателя скульптуры Академии художеств, и с самого детства ему было суждено пойти по стезе живописца. Сперва с мальчиком занимался отец, затем он сам поступил в Академию и закончил её так блестяще, что получил стипендию для поездки за границу. Именно там, в Италии, Брюллов увидел своими глазами то, что легло впоследствии в основу его шедевра.

Карл Брюллов вообще много путешествовал и знакомился с великими мастерами мировой живописи. Он объездил Италию, был в Германии, Испании, Греции, Турции. Самого же его называли «русским Тицианом». Его работы считались образцами «итальянского жанра».

Брюллов был и замечательным портретистом. Современники восхищались им, а после триумфа в Париже император Николай II рассчитывал на художника как на потенциального придворного живописца. Но этому не суждено было сбыться: Брюллову с его трудным, порывистым характером не удавалось писать то, что было ему не интересно. Только этим и можно объяснить то, что настолько талантливый и известный художник не получил звания академика.


Личная жизнь Брюллова складывалась не настолько хорошо, как его карьера живописца. Музой и вдохновением художника стала графиня Юлия Самойлова; великолепный портрет её, уходящей с бала, считается одной из наиболее выразительных и значимых работ Брюллова. В возрасте 40 лет художник женился на 18-летней дочери бургомистра Риги, но этот брак продлился всего месяц и завершился громким скандалом.

В последний период творчества Брюллов создал несколько изумительных работ на религиозную тему. Во-первых, это замечательное «Распятие», которое украсило лютеранскую церковь Петра и Павла в Петербурге. Над этой работой художник работал так напряжённо, что по завершении фигуры Христа, выполненной за день, упал в обморок. Затем последовали росписи Казанского и Исаакиевского собора: последние Брюллов успел, правда, только начать, а доделывать их довелось уже другим художникам.

В последние годы жизни живописец был нездоров: по настоянию врачей он ездил на Мадейру, затем лечился на водах в итальянском местечке Манциана. Здесь Брюллов и скончался от сердечного приступа.

Линия жизни

12 декабря 1799 г. Дата рождения Карла Павловича Брюллова.
1809-1822 гг. Обучение в Академии художеств.
1817 г. Первая серьёзная картина Брюллова «Гений искусства».
1822-1834 гг. Жизнь в Италии.
1827 г. Создание картины «Итальянский полдень».
1830-1833 гг. Работа над картиной «Последний день Помпеи».
1835 г. Путешествие по Греции и Турции.
1836 г. Переезд из Москвы в Петербург.
1836-1849 гг. Преподавательская работа в Академии художеств.
1839 г. Портрет И. Крылова.
1842 г. Портрет графинии Самойловой («Маскарад»).
1843-1847 гг. Работа над внутренними росписями Исаакиевского собора.
1850 г. Поездка в Испанию.
11 июня 1852 г. Дата смерти Карла Брюллова.

Памятные места

1. Дом № 17 по Среднему пр. в Санкт-Петербурге (Дом Брюллова), где художник жил с рождения до 10 лет.
2. Академия художеств, где Брюллов учился с 1809 г. до 1821 г. и где жил с 1836 г. по 1849 г.
3. Рим, где жил художник с 1823-1835 гг.
4. Остров Мадейра, куда Брюллов уехал в 1849 г.
5. Манциана, Италия, где скончался Брюллов.
6. Кладбище Монте Тестаччо в Риме, где похоронен К. Брюллов.

Эпизоды жизни

В настоящей фамилии Брюллова не было конечной буквы «в»: её было позволено добавить разрешением императора, только когда Карлу было уже 23 года.

Больше всего Брюллов любил писать, когда кто-то читал ему вслух.

Фигура Карла Брюллова увековечена в памятнике «Тысячелетие России», установленном в Новгороде в 1862 г., наряду с 15 другими фигурами главных деятелей искусства страны.

Именно Брюллов сделал так, чтобы будущий знаменитый поэт Тарас Шевченко был освобождён из крепостных. Художник специально создал портрет Жуковского, который затем был разыгран в лотерею, чтобы получить необходимые для выкупа крепостного деньги.


Подборка картин Карла Брюллова

Заветы

«Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть».

«Мне тесно здесь! я расписал бы теперь целое небо!.. Я изобразил бы все религии народов, а над всеми ими - торжествующее христианство».

Соболезнования

«Видимое отличие, или манера Брюллова, уже представляет тоже совершенно оригинальный, совершенно особенный шаг… Его кисть остается навеки в памяти».
Николай Гоголь, писатель

«Брюллов, усыпляя нарочно свою творческую силу, с пламенным и благородным подобострастием списывал Афинскую школу Рафаэля. А между тем в голове его уже шаталась поколебленная Помпея, кумиры падали…»
Александр Пушкин, поэт

«С самого детства Брюллова в Академии все ожидали от него чего-то необыкновенного… Один он со своими сочинениями совершенно дотрагивается до сердца, без чего что такое историческая живопись».
Александр Иванов, художник

Родился 12 декабря (23 декабря - по новому стилю) 1799 года в Петербурге, в семье известного мастера резьбы по дереву и живописца-миниатюриста Павла Ивановича Брюлло, потомка одного из французских гугенотов. Они сотнями тысяч бежали из Франции после того, как в 1685 году Людовик XIV подписал указ об отмене Нантского эдикта, открыв эпоху жестоких преследований протестантов во Франции.
Художническая судьба Брюллова была как бы предопределена самим фактом его рождения - П. И. Брюлло являлся художником в третьем поколении; все его сыновья (числом пять, Карл - третий по старшинству) прошли через Академию художеств, где, кстати, преподавал и сам Павел Иванович, и посвятили себя искусству. Карл рос очень болезненным ребенком и до семилетнего возраста практически не поднимался с постели. Тем не менее, его отец - убежденный масон, не знавший, что такое праздность, - занимался его при страстным воспитанием, требуя, чтобы тот каждый день рисовал положенное число человеческих фигурок и лошадок, - в случае невыполнения задания мальчик оставался без еды. Однажды рассердившийся Павел Иванович так сильно ударил Карла за какую-то мелкую провинность, что он на всю жизнь остался глухим на одно ухо.
В 1809 году Карла вместе с его братом Александром приняли "без баллотирования" в Академию художеств (дореформенная Академия начинала обучение своих воспитанников с детских лет). Очень скоро выяснилось, что среди однокашников Карлу нет равных, - во время учебы он собирал награды "пригоршнями", удивляя наставников своими способностями.
Триумфально окончив Академию в 1821 году с аттестатом I степени, Брюллов стал первым пенсионером только что основанного частного Общества поощрения художников (ОПХ) и в 1822 году на его средства отправился в Италию. Вместе с ним, тоже в качестве пенсионера ОПХ, ехал его брат Александр - на этом настоял Карл. Перед самым отъездом с высочайшего разрешения императора Александра I братья Брюлло "русифицировали" свою фамилию, добавив к ней окончание "в". Почти год они не торопясь двигались через всю Европу, по дороге посетив Ригу, Кенигсберг, Берлин, Дрезден, Мюнхен, Венецию, Падую, Верону, Мантую, Болонью и наконец оказавшись в Риме - конечной цели путешествия.
Более 12 лет Брюллов провел в Италии, именно здесь состоявшись как оригинальный художник. Эти годы, отмеченные множеством громких и трагических событий в европейской и российской жизни, ознаменовались в искусстве отчаянной борьбой классицизма и романтизма. Косвенным образом в ней участвовал и Брюллов, хотя главные "сражения" развернулись в Париже, где тогдашних столпов классицизма Давида и его ученика Энгра "атаковали" молодые живописцы, лидером которых стал Делакруа. Увы, в Париж русских молодых художников после революции 1789 года не пускали - их, довольно многочисленная, колония обосновалась в Риме.
Брюллов, очарованный блистательной живописью Возрождения, упорно искал собственные пути. С академическими сюжетами он довольно быстро распрощался. Громко "прозвучавшие" работы "Итальянское утро", "Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя", " ", " " поставили их автора в один ряд с крупнейшими европейскими живо писцами, вместе с тем вызвав непонимание со стороны ОПХ, дававшего Брюллову средства на жизнь в Италии. Художник, скорый на резкие поступки, в 1829 году официально разорвал отношения с ОПХ, отказавшись от пенсионерства. Была тому и еще одна причина - в 1827 году он увлекся трагическим сюжетом из древнеримской жизни, получив заказ на создание большой картины "Последний день Помпеи" от русского богача А. Демидова.
Эта картина, на создание которой ушло шесть лет, и стала ответом мастера на вопросы, волновавшие в те годы живописцев. В ней он попытался примирить классицизм и романтизм. Результат этой попытки потряс современников - "Последний день" ожидало триумфальное шествие по всей Европе. Показанная в парижском Салоне 1834 года (одновременно с "Мученичеством св. Симфориона" Энгра, "Алжирскими женщинами" Делакруа" и др.), эта работа получила Большую золотую медаль. Когда же ее выставили в 1834 году в петербургской Академии художеств (А. Демидов подарил картину русскому царю), то к ней началось настоящее паломничество.
К тому времени и Брюллов уже собирался в Россию - будучи вызван туда императором Николаем I. В Италии он оставил большую любовь - его избранница, графиня Ю. П. Самойлова, была, в сущности, первой эмансипированной русской женщиной - о ее любовных историях ходили легенды среди тогдашней публики. Судя по сохранившейся переписке, это было страстное чувство: "Мой дружка Бришка, - писала графиня художнику, - люблю тебя более, чем изъяснить умею, обнимаю тебя и до гроба буду душевна тебе привержена". Ю. Самойлова стала постоянной моделью Брюллова, она запечатлена на лучших его портретах.
В России Брюллова встречали с ликованием. Пышные приемы в его честь (с венками, речами и стихами) были устроены в Одессе, Москве и Петербурге. Художник близко сошелся с лучшими представителями русской культуры - Пушкиным, Баратынским, Жуковским, Щепкиным, Тропининым и т. д. Особенно теплая дружба возникла у него с М. Глинкой (с ним он познакомился еще в Италии) и Н. Кукольником. Мучили Брюллова и определенные опасения. Пушкин писал жене в 1835 году: "Брюллов едет в Петербург, скрепя сердце, боится климата и неволи". Опасения были более чем обоснованными - Николай I, взволнованный европейскими нестроениями, энергично "закручивал гайки", делая бессмысленным само понятие "общественной жизни".
Отношения между императором и Брюлловым не сложились - во многом из-за свободолюбия мастера. Удивительно: художник не написал ни одного портрета царя, искусно и весьма хитро отказываясь от поступавших предложений, - на сей счет существует не одна история. Затеянная Брюлловым громадная историческая картина "Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием" превратилась, по его собственным словам, в "Досаду от Пскова" - промучившись над ней 8 лет, он ее бросил. При этом в Академии, где Брюллову присвоили звание младшего профессора, в брюлловскую мастерскую выстраивались в очередь - среди его преданных учеников мы найдем Чистякова, Шевченко (которого он выкупил из неволи, написав и выгодно продав портрет Жуковского), Федотова, Ге.
Личная жизни Брюллова была неблагополучна. Он влюбился в юную талантливую пианистку Эмилию Тимм, дочь рижского бургомистра. Предложение художника было принято, но накануне свадьбы невеста призналась жениху, что, уступив противоестественной страсти своего отца, давно живет с ним. Тем не менее молодые в 1839 году обвенчались. Вскоре выяснилось, что отец Эмилии рассматривал эту свадьбу как прикрытие для продолжения специфических отношений со своей дочерью. Спустя два месяца брак с высочайшего соизволения был расторгнут. Брюллов оказался ославлен на весь мир. Светская "чернь" показала свое истинное лицо - сплетни следовали одна за другой, двери многих домов закрылись для Брюллова.
К концу 1840-х годов художник все чаще болел, особенно досаждало его больное сердце. В 1849 году он уехал за границу для лечения - через Польшу Пруссию, Бельгию, Англию и Португалию - на остров Мадейру. Спустя год Брюллов, посетив Испанию, перебрался в свой возлюбленный Рим. Там он сошелся с семейством Анджело Титтони, итальянского революционера, соратника Гарибальди, - по сути, став членом этого семейства.
В июне 1852 года русский посланник в Риме сообщил в Петербург: "Имею честь уведомить о кончине К. П. Брюллова, последовавшей 11 сего июня в местечке Манциана, в 30 милях от Рима, куда он отправился для пользования тамошними минеральными водами... Он был в тот день с утра на ногах, обедал по обыкновению, как вдруг сделался с ним припадок удушья, и часа через три он испустил дух, в совершенной памяти..." Похоронили Брюллова на римском кладбище Монте Тестаччо.

Карл Павлович Брюллов - знаменитый русский художник, автор бессмертного полотна «Последний день Помпеи», виртуозный мастер портрета.

Происхождение

Будущий художник родился 23 декабря 1799 г. в в семье академика искусств. История его семейства во многом примечательна. Существовала легенда о том, что Брюлло жили во Франции, но будучи протестантами, после отмены Нантского эдикта в конце ХIX века были изгнаны из страны. Беглецы были вынуждены осесть в Германии в городе Люненбург. Именно из Германии в поисках лучшей доли в прибыл родной прадед Карла Брюллова - Георг Брюлло. Отец Карла - Павел (Пауль) Иванович Брюлло (1760-1833), был искусным резчиком по дереву, мастером живописной миниатюры, он преподавал скульптуру в петербургской Академии художеств. Мама - Мария Ивановна Шредер, также происходила из семьи, имеющей немецкие корни. У Карла было три брата и две сестры. Старший брат Александр впоследствии стал знаменитым архитектором. Александр Брюллов, благодаря выдающимся успехам в архитектуре, был удостоен потомственного дворянского звания. У Александра было много детей, которые и продолжили род Брюлловых. Сам знаменитый живописец, законных детей не имел.

Детство, юность

Карл был довольно болезненным ребенком. Тем не менее, с самого раннего детства он, руководимый отцом, усердно изучал искусство живописи. Осенью 1809 г. вместе со старшим братом Александром юного художника зачислили в Императорскую академию художеств. Брюллов учился за казённый счёт. В самом начале обучения Карл обратил на себя внимание учителей. Талантливый, любознательный мальчик, он заметно выделялся среди однокашников. Соученики неоднократно обращались к Карлу с просьбой подправить их экзаменационные работы, юноша помогал за небольшую плату. Одним из учителей Карла был замечательный русский художник Андрей Иванович Иванов. Талантливый педагог, Иванов сразу оценил недюжинный талант юноши и во многом помогал Брюллову. В 1830 г. Андрей Иванович Иванов попал в монаршую немилость и был уволен из академии. Брюллов, тогда уже знаменитый художник, недавно возвратившийся из-за границы, за достижения на ниве искусства получил в награду лавровый венок, который он тут же, прилюдно, в знак величайшего его уважения перед учителем, возложил на голову Иванова.

В 1821 г. Брюллов с отличием окончил академию искусств. Уже во время обучения в академии художнику удалось создать три значимые картины. Первым было полотно «Гений искусства», оно признано соответствующим всем канонам академизма и рекомендовано к копированию. Вторым значимым творением Брюллова стала картина «Нарцисс смотрящий в воду», картина настолько понравилась его педагогу, Андрею Ивановичу Иванову, что он выкупил её для своей собственной коллекции. В наше время картину можно видеть в Санкт-Петербурге, в Русском музее. Третье полотно - выпускная работа, картина «Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского», за это произведение искусства Брюллов удостоился золотой медали по классу исторической живописи.

Итальянский период

Карл Брюллов, золотой медалист академии, имел право на пенсионерскую поездку за границу, однако по причине ссоры с директором академии А. Н. Олениным поездка не состоялась. Но судьба оказалась благосклонна к молодому таланту. Как раз в те годы в Петербурге было образовано меценатское общество поощрения художников (ОПХ). Члены общества обратили своё внимание на Брюллова. Молодому художнику, ещё в академические годы успевшему зарекомендовать себя самым положительным образом, было предложено нарисовать несколько тестовых работ. В случае успешного выполнения оных, было обещано оплатить заграничную поездку. Брюллов с энтузиазмом взялся за дело. Из-под его кисти вышли две замечательные картины «Эдип и Антигона» и «Раскаяние Полинека». Авторитетное жюри осталось весьма довольно качеством этих произведений искусства. Однако Брюллову было поставлено дополнительное условие поездки: он был обязан представлять эпистолярные отчёты о путешествии, а также высылать новые работы. Художник согласился.

Вскоре после этого, 16 августа 1822 г., Карл Брюллов вместе со старшим братом Александром отправился в увлекательную заграничную поездку. Маршрут их путешествия был таков: Рига - - Берлин - Дрезден - Мюнхен - Венеция - Падуя - Верона - Мантуя - Болонья - Рим. Разумеется, конечным этапом вояжа являлось посещение Италии с целью изучения богатейшего искусства этой страны. В Италию стремились все люди искусства: художники, скульпторы, поэты, архитекторы, эта восхитительная древняя страна как магнитом притягивала творческих людей. Весной 1823 г. Братья Брюлло прибыли в Рим. Сразу по прибытии художник получил задание от ОПХ - сделать копию с фрески Рафаэля «Афинская школа», эта была последняя работа Брюллова, выполненная в статусе ученика. Художник, очарованный природой Италии, с головой окунулся в работу. Сам воздух благословенной всеми богами Италии способствовал самому продуктивному творчеству.

В Италии Брюллов, доселе писавший картины, в основном, на религиозные и исторические темы, увлёкся жанровой живописью. Художник с живейшим увлечением писал всё то, что видел вокруг себя. Полотно «Итальянское утро» стало первым ошеломляющим успехом. Картина была отправлена в Санкт-Петербург и преподнесена императору . Увидев картину, русский венценосец пришёл в полный восторг. На полотне, буквально пропитанном солнцем Италии, была изображена умывающаяся девушка, юная и прекрасная в своей очаровательной невинности. Брюллову был пожалован бриллиантовый перстень, а также было передано царское пожелание получить парную картину. Следствием этого явилось создание картины «Итальянский полдень». Увы, картина не понравилась ни ОПХ, ни императору, и оскорблённый автор разорвал отношения с ОПХ. Таким образом, художник лишил себя финансовой поддержки из России. Но на тот момент художник уже в ней и не так нуждался. Карл Брюллов успел зарекомендовать себя в Италии как очень хороший портретист. Заказы от итальянской знати сыпались, как из рога изобилия, не отставали и русские вельможи. Многие портреты мастера являли собой удачный симбиоз художественных направлений: строгий классицизм переплетался с роскошным барокко, и в тоже время объективный реализм мог уживаться с элементами вычурности. Художник становился модным и покупаемым. С 1827 г., Брюллов увлёкся созданием небольших акварелей, изображающих сценки из итальянской жизни. Акварели с удовольствием раскупались приезжими аристократами. Все акварели были выполнены в лёгком, воздушном стиле, прежде всего в них воспевалась непревзойдённая красота итальянской природы и её замечательных жителей, потомков древних этрусков и гордых римлян.

Италия - страна, овеянная легендами великого и ужасного прошлого. Территория, где происходили грандиозные исторические события, самым непосредственным образом повлиявшие на всё мироустройство планеты Земля. В 1828 г. произошло извержение вулкана Везувий. К счастью, оно не было столь разрушительным, как в античные времена, однако это событие всколыхнуло память о страшной катастрофе седых времён, об извержении, в мгновение ока стёршем с лица земли прекрасный город Помпеи. Богатый и большой город был полностью похоронен под гигантскими слоями лавы и пепла. В начале XIX века в Италии наблюдался расцвет интереса к археологическим раскопкам, поискам артефактов и изучению античной истории.

Под влиянием тогдашней моды известный русский меценат Анатолий Николаевич Демидов, потомок знаменитого русских промышленников рода, заказал Брюллову полотно на эту тематику. В 1830 г. Карл Брюллов приступил к работе над большим историческим полотном под названием «Последний день Помпеи». Написанию картины предшествовала кропотливое исследование, проведённое художником. Он работал в архивах, изучал все доступные литературные источники, выезжал на натуру, побывал на раскопках древних городов Помпеи и Геркуланум. Всей силой своего таланта он попытался проникнуть сквозь толщу времён, подобный дар даётся лишь избранным, и Брюллов был одним из немногих, кому это удалось. Достаточно, посмотреть на картину и замереть в ужасе и восхищении. Эта работа - самая знаменитая картина Карла Брюллова, она стала его визитной карточкой. Сразу после написания картина прославила себя и своего создателя. Она была выставлена в Лувре и удостоилась первой премии на Парижском салоне. В дальнейшем владелец картины Демидов привёз полотно в Россию и преподнёс этот шедевр в дар российскому императору Николаю I. Изначально полотно находилось в Эрмитаже, далее было подарено Академии художеств, теперь же картину можно увидеть в Русском музее. В наше время для обывателя название картины и фамилия художника звучат как синонимы.

Будучи в Италии, Карл Брюллов познакомился с графиней Самойловой, знатной аристократкой, последней из рода Скавронских, родственницей . Юлия Самойлова - наследница баснословного состояния, взбалмошная особа, светская дама, известная своим эпатажным поведением. Ко времени их знакомства Самойлова даже успела побывать в роли любовницы императора . К слову сказать, и император Николай I не смог избежать той же участи.

Художник, своим лицом напоминавший Аполлона, а своей страстностью - извергающийся огнем Везувий, сразу, с первого взгляда завоевал сердце сумасбродной красавицы. Друзья называли Брюллова не иначе, как «Карл Великий», за ним давно и прочно закрепилась слава отчаянного сердцееда. Между молодыми людьми вспыхнул страстный роман, который продлился несколько лет. Брюллов и Самойлова стали не только любовниками, но и лучшими друзьями. Их отношения были настолько доверительными, что по возвращении в Россию Самойлова попросила, чтобы именно брат Брюллова, Александр, выступил в роли архитектора её нового загородного особняка. Юлия Самойлова была музой и натурщицей для многих картин Карла Брюллова. Например, в картине «Последний день Помпеи» черты Юлии можно увидеть сразу у нескольких женских персонажей, а в одном из мужских мы узнаём и самого художника. В тот период художник создал великолепную картину «Юлия Самойлова с воспитанницей и арапчонком», в данный момент полотно находится в США в частной коллекции.

За то время, которое Карл Брюллов пребывал в Италии, он стал знаменитым и уважаемым художником. Поклонниками его таланта являлись многие именитые деятели искусства. Вальтер Скотт, Анри Стендаль, Ференц Лист и многие другие искренне восхищались картинами Брюллова. Император Николай I, восхищённый картиной «Последний день Помпеи», передал распоряжение о возвращении Брюллова на родину. Однако перед отбытием в Россию художник решил принять предложение своего друга, графа Давыдова, и совершить путешествие по Малой Азии и Греции. Но, увы, в самом начале путешествия Брюллов заболел лихорадкой. Вылечившись, он отправился в Россию, его путь лежал через Константинополь, там художника нашёл новый царский приказ о немедленном возвращении, а также назначение на звание младшего профессора Академии художеств.

Возвращение в Россию

В 1836 г. Брюллов вернулся на родину. Возвращение в Россию было триумфальным. В Академии художеств был устроен торжественный приём в честь славного живописца. Спустя короткое время появился Высочайший указ, в котором было дано царское соизволение: братьям Брюлло, Александру и Карлу, впредь именоваться по-русски Брюлловы, остальные же представители рода продолжали зваться Брюлло.

В Академии новоиспечённому профессору было предложено возглавить исторический класс и написать большую картину, посвящённую одному из знаменательных событий русской истории. Тему для картины утвердил совет Академии и лично Государь Император. Таким полотном должна было стать полотно «Осада польским королём Стефаном Баторием в 1581 г.», за написание картины художнику было обещано звание старшего профессора. Подготовка к созданию картины проходила самым кропотливым образом. Брюллов вместе с художником-археологом Федором Солнцевым выезжали в Псков, делали зарисовки с натуры, но, увы, невзирая на тщательнейшие приготовления, картина так и осталась лишь проектом.

В тот же год Брюллов познакомился с . Встреча состоялась в . Пушкин, премного слышавший о знаменитом художнике, явился к нему на квартиру с целью личного знакомства. Одногодки, они с первой же встречи прекрасно поладили друг с другом. Брюллов очень понравился Пушкину. Их дружба продолжилась в Петербурге. Пушкин неоднократно приходил в Академию в мастерскую художника, где они обсуждали сюжеты будущих картин. Поэт, недавно выпустивший в свет «Историю » и «Капитанская дочку», был сильно увлечён исторической тематикой. Он предложил Брюллову написать картину, посвящённую подвигам . Увы, их дружба не продолжалась долго, 10 февраля 1837 г. Пушкина не стало, убит на дуэли.

После возращения на родину в личной жизни Брюллова произошли серьёзные катаклизмы. Много лет у художника продолжался роман с графиней Самойловой. Однако в 1838 г. пылкий художник без памяти влюбился в 18-летнюю девушку, дочь рижского градоначальника, Эмилию Тимм. 27 января 1839 г. состоялась свадьба, но спустя всего лишь месяц произошёл внезапный разрыв. Есть отрывочные сведения о причине, послужившей к их расставанию. Некоторые исследователи утверждают, что юная Эмилия Тимм имела порочную связь с кем-то из своих ближайших родственников. Доподлинно известно, что после разрыва мнение петербургского света было не на стороне художника. Глубоко уязвлённый Брюллов вновь находит утешение в объятиях давней любовницы, графини Самойловой, которая совсем недавно вернулась из Италии. После скандала молодая жена вместе с родителями уехала в Ригу. Бракоразводный процесс продлился до 1841 г.

Тем времен художественная карьера Брюллова продолжала идти в гору, слава художника росла. Самые знатные и знаменитые люди жаждали иметь портреты кисти Карла Брюллова. Сам гениальный Пушкин уговаривал художника нарисовать портрет его жены Натальи Гончаровой, считавшейся тогда первой красавицей Петербурга. Но у Брюллова было правило, он брался за портреты только интересных ему моделей, Наталья Николаевна при всей её красоте, как модель его не привлекала. Даже сам император Николай I был вынужден ждать, когда у художника появится настроение, чтобы дорисовать его портрет. Широко известны портреты замечательных друзей Брюллова: баснописца , драматурга Кукольника, скульптора Витали и многих других. Круг общения художника был необычайно широк и разнообразен, что неудивительно, поскольку сам Карл Брюллов являлся личностью уникальной. Друзья Карла восхищались его образованностью, широтой его взглядов, оригинальностью мышления. Он умел воспламенять сердца людей силой своего романтического воображения, под обаяние его потрясающего темперамента попадали люди любых возрастов. Но в тоже время художник мыслил ясно, чётко и логично. Брюллов был умён, талантлив, красив и обаятелен, он прекрасно разбирался в политике и истории, был блестящим психологом. Художник состоял в масонской ложе «Избранного Михаила». Знаменитые его современники - Пушкин, отзывались о нём в самых восторженных тонах.

Последние годы

В 1843-1847 гг. Брюллов, наряду с лучшими художниками России, принимал участие в художественной росписи Исаакиевского и Казанского собора, также им была расписана Лютеранская церковь на Невском проспекте. Брюллов с большим энтузиазмом работал над этими проектами. Однако в начале 1849 г. художник, с детства не отличавшийся крепким здоровьем, занедужил. На это раз застарелый ревматизм дал осложнение на сердце. Брюллов был вынужден просить отставить его от работ. Промозглый климат Северной Пальмиры вовсе не способствовал хорошему самочувствию, состояние здоровья Брюллова ухудшалось. Врачи настаивали на срочном лечении за границей.

27 апреля 1849 г. с целью поправки здоровья Брюллов уехал на португальский остров Мадейра. На Мадейре художник продолжил активно работать. Находясь на острове, он в основном исполнял акварельные портреты друзей и знакомых. С 1850 г. Брюллов переехал в свою любимую Италию. В этом же году он совершил поездку в Испанию, дабы насладиться созерцанием полотен Диего Веласкеса и Франциско де Гойя. После испанской поездки Брюллов уже окончательно возвращается в Италию. Там Брюллов познакомился и подружился с А. Титтони - соратником Гарибальди, в его доме художник и провёл оставшиеся годы своей жизни. Все последние его работы остались в частной коллекции семьи Титтони.

Карл Павлович Брюллов умер 11(23) июня 1852 г. в местечке Манциана, недалеко от Рима. Причина смерти - удушье. Художник похоронен в Риме на протестантском кладбище.

Наследие

Карл Брюллов усердием и талантом своим при жизни достиг мировой славы. Он был равно почитаем и узнаваем, как в России, так и в Европе. Художник был обласкан сильными мира сего, он являлся почётным членом Пармской, Миланской, Римской академии искусств. Живописец был выдающимся мастером парадного и камерного портрета. Творчество Карла Брюллова не укладывается в рамках какого-либо одного художественного направления. В произведении «Последний день Помпеи» академическая форма органично сливается с атмосферой романтического трагизма. Брюллов считается представителем и академизма, и русского романтизма. Он оказал огромное влияние на развитие русской художественной школы. Творчество Брюллова имело множество и подражателей, и продолжателей. На знаменитом , установленном в 1862 г. в , Брюллов воплощён в одной из 16-ти статуй, величайших деятелей русского искусства.

Дмитрий Сытов


Имеет отношение к населенным пунктам:

В 1836 г. по приказу Николая I посетили Псков в сопровождении художника-археолога Ф. Г. Солнцева, изучал в городе сохранившиеся древности и сделал натурные зарисовки для картины «Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году» (картина осталась незаконченной).

Выдающийся русский живописец.


Выдающийся русский живописец. Родился 12 декабря 1799 г. в Петербурге, в семье преподавателя Императорской Академии художеств. В возрасте десяти лет он поступил в Академию художеств. Картина «Нарцисс», написанная Брюлловым в 1819 году, обратила на себя внимание его современников. Дипломной работой художника стала картина «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского», которая принесла ему не только аттестат I степени Академии художеств, но и большую золотую медаль. В 1822 году с братом Александром, впоследствии известным архитектором, Карл Брюллов отправился в Италию, где проработал почти четырнадцать лет. Это был самый плодотворный период его творчества: жанровые композиции, портреты и живописный шедевр «Последний день Помпеи» принесли художнику европейскую известность. В 1836 году К.П.Брюллов возвратился в Россию и занял должность профессора Академии художеств. В Петербурге художник создал неповторимую галерею портретов своих современников: Н.В. Кукольника, В.А. Жуковского, сестер Шишмаревых, А.Н. Струговщикова, Ю.П. Самойловой с Амалией Пачини и ряд других. Он работал над исторической композицией «Осада Пскова войсками Стефана Батория», к сожалению, так и оставшейся незавершенной. С 1843 по 1847 год К.П. Брюллов принимает участие в живописном оформлении Исаакиевского собора. Художник подготовил эскизы росписей аттика под барабаном главного купола и парусов барабана, роспись плафона «Богоматерь во славе». Однако обострение болезни легких вынудило его просить разрешения прервать работу и отправиться для лечения в Италию. Второй итальянский период жизни К.П. Брюллова короткий – около трех лет.

Скончался К.П. Брюллов 11 июня 1852 года, Марчано, близ Рима. Похоронен в Риме на кладбище Тестаччо.



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные