Церемония вручения премии курехина. Почетные музыкальные премии «Этно-Механика» и «Электро-Механика» присудили электронным проектам Lovozero и Yellowhead

И премией «Инновация» .

Премия Сергея Курехина - 2009

Жюри Премии Сергея Курехина - 2009

Жюри 2011

В жюри и попечительский совет Премии входят директор Эрмитажа Михаил Пиотровский , директор Государственного Русского музея Владимир Гусев , представитель Фонда Гуггенхайма Николас Ильин , исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели . Проект осуществляется при поддержке комитета по культуре правительства Санкт-Петербурга .

Напишите отзыв о статье "Премия Сергея Курёхина"

Примечания

  1. Бортновская М. // Российская газета. - 2010. - 26 марта.
  2. Собств. инф. // OpenSpace.Ru. - 2009. - 23 июля.
  3. Собств. корр. // Взгляд. - 2010. - 14 янв.
  4. Безменова А. // Комсомольская правда. - 2010. - 26 марта.
  5. Собств. корр. // РИАН. - 2010. - 26 марта.
  6. Собств. корр. // www.newsmusic.ru. - 2010. - 26 марта.
  7. - Новости Санкт-Петербурга - Фонтанка. Ру, 5 апреля 2012

Ссылки

Отрывок, характеризующий Премия Сергея Курёхина

И вследствие этого Элен решила, что надо было в обществе подготовить это дело. Она вызвала ревность старика вельможи и сказала ему то же, что первому искателю, то есть поставила вопрос так, что единственное средство получить права на нее состояло в том, чтобы жениться на ней. Старое важное лицо первую минуту было так же поражено этим предложением выйти замуж от живого мужа, как и первое молодое лицо; но непоколебимая уверенность Элен в том, что это так же просто и естественно, как и выход девушки замуж, подействовала и на него. Ежели бы заметны были хоть малейшие признаки колебания, стыда или скрытности в самой Элен, то дело бы ее, несомненно, было проиграно; но не только не было этих признаков скрытности и стыда, но, напротив, она с простотой и добродушной наивностью рассказывала своим близким друзьям (а это был весь Петербург), что ей сделали предложение и принц и вельможа и что она любит обоих и боится огорчить того и другого.
По Петербургу мгновенно распространился слух не о том, что Элен хочет развестись с своим мужем (ежели бы распространился этот слух, очень многие восстали бы против такого незаконного намерения), но прямо распространился слух о том, что несчастная, интересная Элен находится в недоуменье о том, за кого из двух ей выйти замуж. Вопрос уже не состоял в том, в какой степени это возможно, а только в том, какая партия выгоднее и как двор посмотрит на это. Были действительно некоторые закоснелые люди, не умевшие подняться на высоту вопроса и видевшие в этом замысле поругание таинства брака; но таких было мало, и они молчали, большинство же интересовалось вопросами о счастии, которое постигло Элен, и какой выбор лучше. О том же, хорошо ли или дурно выходить от живого мужа замуж, не говорили, потому что вопрос этот, очевидно, был уже решенный для людей поумнее нас с вами (как говорили) и усомниться в правильности решения вопроса значило рисковать выказать свою глупость и неумение жить в свете.
Одна только Марья Дмитриевна Ахросимова, приезжавшая в это лето в Петербург для свидания с одним из своих сыновей, позволила себе прямо выразить свое, противное общественному, мнение. Встретив Элен на бале, Марья Дмитриевна остановила ее посередине залы и при общем молчании своим грубым голосом сказала ей:
– У вас тут от живого мужа замуж выходить стали. Ты, может, думаешь, что ты это новенькое выдумала? Упредили, матушка. Уж давно выдумано. Во всех…… так то делают. – И с этими словами Марья Дмитриевна с привычным грозным жестом, засучивая свои широкие рукава и строго оглядываясь, прошла через комнату.
На Марью Дмитриевну, хотя и боялись ее, смотрели в Петербурге как на шутиху и потому из слов, сказанных ею, заметили только грубое слово и шепотом повторяли его друг другу, предполагая, что в этом слове заключалась вся соль сказанного.
Князь Василий, последнее время особенно часто забывавший то, что он говорил, и повторявший по сотне раз одно и то же, говорил всякий раз, когда ему случалось видеть свою дочь.
– Helene, j"ai un mot a vous dire, – говорил он ей, отводя ее в сторону и дергая вниз за руку. – J"ai eu vent de certains projets relatifs a… Vous savez. Eh bien, ma chere enfant, vous savez que mon c?ur de pere se rejouit do vous savoir… Vous avez tant souffert… Mais, chere enfant… ne consultez que votre c?ur. C"est tout ce que je vous dis. [Элен, мне надо тебе кое что сказать. Я прослышал о некоторых видах касательно… ты знаешь. Ну так, милое дитя мое, ты знаешь, что сердце отца твоего радуется тому, что ты… Ты столько терпела… Но, милое дитя… Поступай, как велит тебе сердце. Вот весь мой совет.] – И, скрывая всегда одинаковое волнение, он прижимал свою щеку к щеке дочери и отходил.
Билибин, не утративший репутации умнейшего человека и бывший бескорыстным другом Элен, одним из тех друзей, которые бывают всегда у блестящих женщин, друзей мужчин, никогда не могущих перейти в роль влюбленных, Билибин однажды в petit comite [маленьком интимном кружке] высказал своему другу Элен взгляд свой на все это дело.
– Ecoutez, Bilibine (Элен таких друзей, как Билибин, всегда называла по фамилии), – и она дотронулась своей белой в кольцах рукой до рукава его фрака. – Dites moi comme vous diriez a une s?ur, que dois je faire? Lequel des deux? [Послушайте, Билибин: скажите мне, как бы сказали вы сестре, что мне делать? Которого из двух?]
Билибин собрал кожу над бровями и с улыбкой на губах задумался.
– Vous ne me prenez pas en расплох, vous savez, – сказал он. – Comme veritable ami j"ai pense et repense a votre affaire. Voyez vous. Si vous epousez le prince (это был молодой человек), – он загнул палец, – vous perdez pour toujours la chance d"epouser l"autre, et puis vous mecontentez la Cour. (Comme vous savez, il y a une espece de parente.) Mais si vous epousez le vieux comte, vous faites le bonheur de ses derniers jours, et puis comme veuve du grand… le prince ne fait plus de mesalliance en vous epousant, [Вы меня не захватите врасплох, вы знаете. Как истинный друг, я долго обдумывал ваше дело. Вот видите: если выйти за принца, то вы навсегда лишаетесь возможности быть женою другого, и вдобавок двор будет недоволен. (Вы знаете, ведь тут замешано родство.) А если выйти за старого графа, то вы составите счастие последних дней его, и потом… принцу уже не будет унизительно жениться на вдове вельможи.] – и Билибин распустил кожу.
– Voila un veritable ami! – сказала просиявшая Элен, еще раз дотрогиваясь рукой до рукава Билибипа. – Mais c"est que j"aime l"un et l"autre, je ne voudrais pas leur faire de chagrin. Je donnerais ma vie pour leur bonheur a tous deux, [Вот истинный друг! Но ведь я люблю того и другого и не хотела бы огорчать никого. Для счастия обоих я готова бы пожертвовать жизнию.] – сказала она.
Билибин пожал плечами, выражая, что такому горю даже и он пособить уже не может.
«Une maitresse femme! Voila ce qui s"appelle poser carrement la question. Elle voudrait epouser tous les trois a la fois», [«Молодец женщина! Вот что называется твердо поставить вопрос. Она хотела бы быть женою всех троих в одно и то же время».] – подумал Билибин.
– Но скажите, как муж ваш посмотрит на это дело? – сказал он, вследствие твердости своей репутации не боясь уронить себя таким наивным вопросом. – Согласится ли он?
– Ah! Il m"aime tant! – сказала Элен, которой почему то казалось, что Пьер тоже ее любил. – Il fera tout pour moi. [Ах! он меня так любит! Он на все для меня готов.]
Билибин подобрал кожу, чтобы обозначить готовящийся mot.
– Meme le divorce, [Даже и на развод.] – сказал он.
Элен засмеялась.
В числе людей, которые позволяли себе сомневаться в законности предпринимаемого брака, была мать Элен, княгиня Курагина. Она постоянно мучилась завистью к своей дочери, и теперь, когда предмет зависти был самый близкий сердцу княгини, она не могла примириться с этой мыслью. Она советовалась с русским священником о том, в какой мере возможен развод и вступление в брак при живом муже, и священник сказал ей, что это невозможно, и, к радости ее, указал ей на евангельский текст, в котором (священнику казалось) прямо отвергается возможность вступления в брак от живого мужа.
Вооруженная этими аргументами, казавшимися ей неопровержимыми, княгиня рано утром, чтобы застать ее одну, поехала к своей дочери.
Выслушав возражения своей матери, Элен кротко и насмешливо улыбнулась.
– Да ведь прямо сказано: кто женится на разводной жене… – сказала старая княгиня.
– Ah, maman, ne dites pas de betises. Vous ne comprenez rien. Dans ma position j"ai des devoirs, [Ах, маменька, не говорите глупостей. Вы ничего не понимаете. В моем положении есть обязанности.] – заговорилa Элен, переводя разговор на французский с русского языка, на котором ей всегда казалась какая то неясность в ее деле.
– Но, мой друг…
– Ah, maman, comment est ce que vous ne comprenez pas que le Saint Pere, qui a le droit de donner des dispenses… [Ах, маменька, как вы не понимаете, что святой отец, имеющий власть отпущений…]
В это время дама компаньонка, жившая у Элен, вошла к ней доложить, что его высочество в зале и желает ее видеть.
– Non, dites lui que je ne veux pas le voir, que je suis furieuse contre lui, parce qu"il m"a manque parole. [Нет, скажите ему, что я не хочу его видеть, что я взбешена против него, потому что он мне не сдержал слова.]
– Comtesse a tout peche misericorde, [Графиня, милосердие всякому греху.] – сказал, входя, молодой белокурый человек с длинным лицом и носом.
Старая княгиня почтительно встала и присела. Вошедший молодой человек не обратил на нее внимания. Княгиня кивнула головой дочери и поплыла к двери.
«Нет, она права, – думала старая княгиня, все убеждения которой разрушились пред появлением его высочества. – Она права; но как это мы в нашу невозвратную молодость не знали этого? А это так было просто», – думала, садясь в карету, старая княгиня.

Лауреатов IX независимой премии в области современного искусства имени Сергея Курехина.

На церемонии, которая проходила в БДТ им. Г. А. Товстоногова, состоялась премьера балета «Воробьиное озеро», созданного на музыку «Поп-механики».

Гран-при получил проект «Огни Урала» Ольги Комлевой и Андрея Смирнова - site-specific-оратория, в основе которой - либретто журналиста газеты «Уральский рабочий» Николая Харитонова, написанное в 1932 году к 15-й годовщине Октябрьской революции.

Лучшим произведением визуального искусства назван «Журнал наблюдений 2014-2017» Сергея Кищенко, посвященный генетику Николаю Вавилову.


Проект Светланы Лучниковой «Общий двор», который приобщает к современному искусству пенсионеров, победил в номинации «Искусство в общественном пространстве».


Приз за лучший фестиваль разделили Х Международный фестиваль «Императорские сады России» «АВАНГАРДЕНС» Государственного Русского музея и «Владей Кавказом!» Галины Тебиевой и Екатерины Бочавар. За лучший текст о современном искусстве - книгу «Статьи и диалоги» - наградили искусствоведа Иосифа Бакштейна.

Почетные музыкальные премии «Этно-Механика» и «Электро-Механика» присудили электронным проектам Lovozero и Yellowhead.

Приз Французского института получил Семен Мотолянец за выставку «Очень искусственный выбор» - ироничный взгляд на роль художника. Экспозиция состоит из трех частей: в первую вошли каменные объекты, во вторую - холсты с дырами посередине, в третью - круглые композиции из кусков фанеры, ржавых оконных петель и строительного мусора.


«С одной стороны, автор иронизирует над расхожим утверждением, что художник способен сделать искусством то, что им не являлось. С другой - Мотолянец намекает, что художник - это рабочий сродни пролетарию», - отзывается о выставке «Афиша».

Премия вручается с 2009 года художникам, кураторам и музыкантам, которые развивают идеи, сформулированные в 90-е годы Курехиным. В лонг-лист премии вошли 74 номинанта. Победитель в номинации Гран-при получает 200 000 рублей, в других номинациях - по 100 000 рублей.

Сергей Курехин вошел в новейшую историю российской культуры как рок- и джазовый музыкант, композитор-авангардист, сценарист и актер. В 80-е годы он играл в группе «Аквариум» и создал коллектив «Поп-механика». Подробнее о Курехине в материале «Ножа».

Courtesy ЦСИ имени Сергея Курехина

17 апреля 2018 года на сцене Большого драматического театра им. Г.А.Товстоногова состоялась церемония вручения премии Сергея Курехина в области современного искусства. На церемонии был показан балет «Воробьиное озеро», созданный на музыку Сергея Курехина хореографом Максимом Севагиным. Костюмы для балета созданы Андреем Бартеневым, костюмы для перформанса — Сергеем Черновым. Победителям были вручены призы, созданные по авторским эскизам Александра Шишкина-Хокусая, победителя в номинации «Лучшее произведение визуального искусства» . Гран-при «Поп-механика» был единогласно присужден проекту 4-й Уральской индустриальной биеннале, созданной на основе либретто писателя и журналиста Николая Харитонова, написанного к 15-й годовщине Октябрьской революции (куратор Ольга Комлева, режиссер Андрей Смирнов, композиторы Дмитрий Ремезов и Карло Чичери). Лучшим произведением визуального искусства стал , посвященный спасению коллекции семян ученого-генетика Николая Вавилова. В категории «Лучший медиаобъект» победителем стала картина «В мастерской И.Е.Репина» Алены Терешко. Лучшим кураторским проектом назван выставочный проект Людмилы Беловой «Тихие голоса», исследующий жизнь человека в блокадном Ленинграде. Лучшим текстом о современном искусстве признаны «Статьи и диалоги» . Проект Светланы Лучниковой для людей старшего возраста «Общий двор» стал победителем в номинации «Искусство в общественном пространстве». В дебютной номинации «Фестиваль в области современного искусства» было вручено сразу два приза: проекту «Владей Кавказом!» Галины Тебиевой и Кати Бочавар и X Международному фестивалю «Императорские сады России» «Авангарденс» Государственного Русского музея. Обладателем специального приза Французского института стал проект Семена Мотолянца «Очень искусственный выбор».

26 апреля в Санкт-Петербурге в Большом драматическом театре прошла церемония награждения лауреатов Премии имени Сергея Курехина. О победителях и особенностях церемонии - репортаж Павла Герасименко

Премия в области современного искусства имени Сергея Курехина вручается в этом году в восьмой раз и состоит из пяти художественных и двух музыкальных номинаций плюс Гран-при. В лонг-лист в разных номинациях вошли от 4 до 12 претендентов. В шорт-листе осталось по четыре-шесть номинантов, о чем зрители узнали из буклетов перед началом церемонии. Именно из этого списка имен должно было сделать свой выбор жюри, в состав которого, в частности, вошли куратор Музея Москвы Евгения Кикодзе, сотрудник отдела новейших течений Государственного Русского музея Олеся Туркина, руководитель региональной дирекции РОСИЗО Алиса Прудникова и директор Волго-Вятского филиала Государственного центра современного искусства Анна Гор.

Вышедший на сцену вместе с Анастасией Курехиной первый заместитель председателя городского комитета по культуре Александр Воронко назвал Сергея Курехина «одним из сакральных имен для нашего города» и пообещал в декабре 2018 года открыть Центр современного искусства имени Курехина в реконструируемом для этих целей здании бывшего кинотеатра «Прибой» на Васильевском острове. После этого в течение часа с лишним сцену театра занимали зеленые инопланетяне, пианист Владимир Ашкенази и арфист Александр Болдачев, роговой оркестр и хор «Фестино», лидер «Новых композиторов» Валерий Алахов и диджей Юрий Орлов. Фрагменты музыки Курехина были перемешаны с Бахом и Прокофьевым, а Варя Павлова (Лисокот) пела «Спят твои соседи, белые медведи...» и «Младший лейтенант...».

Церемония вручения независимой Премии в области современного искусства им. Сергея Курехина за 2016 г. Фото: Павел Герасименко

Знаменитый шоумен и художник Андрей Бартенев, автор призов нынешнего года — керамических медведей «в яблоках», выполненных по его эскизу компанией «Дымов керамика», выступил еще и в качестве режиссера торжественной церемонии. Он решил сделать ее не только без слов, заменив оглашение списка претендентов текстом на плазменных панелях в руках актеров и нарисовав имена победителей на плакатах и транспарантах, но и предложил обойтись без аплодисментов, раздав всему залу спортивные свистки, предусмотрительно в комплекте с берушами. Однако тем самым Бартенев лишил болеющую за разных художников и проекты публику возможности выразить свои эмоции: свист, даже очень громкий, с трудом может передать удивление или даже возмущение, которые не могли не сопровождать объявление результатов. Свистеть в зале перестали только на время «Акта немоты», когда молчанием почтили недавно ушедших: художника и кинорежиссера Евгения Юфита, композитора Олега Каравайчука, бывшего председателя городского комитета по культуре Антона Губанкова, коллекционера и мецената Аслана Чехоева.

В номинации «Лучшее произведение визуального искусства» приз получил Александр Шишкин-Хокусай за объект «Ванна Марата», показанный на выставке «Интерпретации» в рамках фестиваля «Киберфест» в начале этого года. Эффектный одиночный объект известного художника, уже выступившего в нынешнем году с несколькими удачными работами, самая впечатляющая из которых показывается на Триеннале российского современного искусства в музее «Гараж», обошел в номинации проекты Павла Брата, Людмилы Беловой, Дмитрия Кавко, Павла Отдельнова и Дарьи Правды.

«Лучшим медиаобъектом» стала звуковая скульптура саунд-артиста Сергея Филатова «Орфей. Песнь китам». Экспонат выставки «Техноарт. Искусство с открытым кодом» в московском Электромузее, генерирующий эмбиент, жюри премии предпочло работам Ксении Галкиной, Саши Пироговой, Максима Свищева и Анны Франц.

Далее премия вручалась в номинации «Искусство в общественном пространстве». Среди хорошо знакомых многим работ — «Портрет Даниила Хармса» Павла Каса и Павла Мокича, «Картофельная снежинка» Василия Слонова, «Тяжелые слова» Замира Сулейманова и «Тетрис» Андрея Сяйлева — лучшим объектом паблик-арта было выбрано «Обитаемое вещество» Дмитрия и Елены Каварга — скульптура из синтетических полимеров, показанная на фестивале ленд-арта «Архстояние».

«Лучшим текстом о современном искусстве», словно в утешение стрит-артистам за неудачу в предыдущей номинации, стала книга Игоря Поносова «Искусство и город: граффити, уличное искусство, активизм». Претендентов на лучшую книгу было немного: Глеб Ершов, Константин Зацепин и Иван Чечот (его сборник «От Бекмана до Брекера. Статьи и фрагменты» был отмечен наравне с книгой Поносова).

Ни одно имя из пяти указанных в программе претендентов на «Лучший кураторский проект», в числе которых были Катя Бочавар с «Кинотеатром сновидений», Дмитрий Булатов с «Умри и обновись!», Ольга Шишко со второй частью «Дома впечатлений», лаборатория мультимедиа Cyland с десятым фестивалем «Киберфест» и группа авторов выставки «Форматирование памяти» на Фестивале медиапоэзии «101», не возникло на сценических плакатах и мониторах. Вместо них приз был присужден Виталию Пацюкову и Анастасии Козаченко за фестиваль «Дада», прошедший летом 2016 года в московском ГЦСИ (до того он претендовал на Гран-при). Таким странным образом в Премии Курехина этого года появилась интрига (о чем, впрочем, в недавнем TANR предупреждала ее вдохновитель Анастасия Курехина).

Главная награда — Гран-при с каждым годом все теснее оказывается связан с мультижанровым действом «Поп-механики» и ее создателем Сергеем Курехиным. В этом году Гран-при получил проект «Гаджетофония» Анастасии Поздняковой и Санкт-Петербургского импровизационного оркестра во главе с Дмитрием Шубиным. «Оркестр повседневной электроники», как именуют его создатели, использующий шаблонные компьютерные звуки, издаваемые планшетами и другими гаджетами, был признан лучшим в сравнении с документальным спектаклем Михаила Патласова «НеПРИКАСАЕМЫЕ» или политической партитурой группы U/n multitude «Концерт агитационной песни».

Победителем в номинации «Электро-механика» стал музыкант-электронщик Игорь Старшинов, характеризующий свой стиль как melancholic electro pop music. «Этно-механику» получил Сергей Старостин — знаменитый вокалист, этнограф и собиратель русского фольклора. В финале был вручен Приз Французского института в Санкт-Петербурге: на три месяца в парижский Международный центр искусств поедет художник Павел Отдельнов. В заключение Анастасия Курехина поблагодарила всех авторов, вошедших в лонг-лист премии в этом году, и объявила, что проходящему в Петербурге фестивалю медиаискусства «Киберфест» достается особая премия.

Материальное выражение Премии Курехина — 250 тыс. руб. за Гран-при и по 100 тыс. руб. в других арт-номинациях — заставляет художественную общественность с дополнительным вниманием следить за распределением наград. Как и в прошлые годы, ощущалась непростая драматургия процесса выбора победителей, но итоги премии в этом году ясно обозначили ее вектор: важнее всего в искусстве определенность и понятность, описываемые словом «стабильность».

Объявлен лонг-лист Премии в области современного искусства им. Сергея Курёхина за 2016 год. В список номинантов вошло 54 проекта из Санкт-Петербурга, Москвы, Екатеринбурга, Воронежа, Краснодара, Алма-Аты, Баку, Нижнего Новгорода и других городов. В Лонг-лист вошли работы, которые представляют новаторский подход в выражении замысла художника, отражают вектор развития, будущие направления и тенденции современного искусства. Церемония вручения наград состоится 26 апреля в БДТ им. Г.А. Товстоногова.

Более 1000 заявок более чем из 40 городов России и из-за рубежа поступило в оргкомитет Премии им. Сергея Курёхина в 2017 году. 54 проекта отобрано в лонг-лист. Самыми популярными в 2016 году стали номинации «Лучшее произведение визуального искусства» и «Лучший кураторский проект». В каждой из них представлено по 12 проектов.

Лонг-лист:

Номинация «Гран-при «Поп-механика»

1. Михаил Патласов. НеПРИКАСАЕМЫЕ (Санкт-Петербург)
Социальный театральный проект Михаила Патласова, в котором в качестве актеров выступают люди БОМЖ, а музыку к этой документальной театральной постановке в 2016 году написал Олег Каравайчук. Проект создан на основе историй и интервью бездомных, которые были собраны в период с октября 2015 года по март 2016 года.

2. Виталий Пацюков, Анастасия Козаченко. Фестиваль «ДАДА» (Москва)
Фестиваль «ДАДА» в ГЦСИ - это 10 дней лекций, перформансов и концертов, сопровождавших одноименную выставку «ДАДА». На ней были представлены работы ведущих художников-дадаистов и тех, на кого они оказали влияние: Марселя Дюшана, Макса Эрнста, Джона Кейджа, Янниса Кунеллиса, Микеланджело Пистолетто, Ханса Рихтера, Алексея Крученых, Ильи Кабакова, Германа Виноградова, Андрея Монастырского и многих других.

3. Санкт-Петербургский импровизационный оркестр. Дирижер: Дмитрий Шубин. Идея проекта: Антонина Позднякова. Гаджетофония (Санкт-Петербург)
«Гаджетофония» — звуковой пространственный проект, реализованный на открытии фестиваля «Киберфест» в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица. В проекте участвуют 28 музыкантов, использующих помимо традиционных музыкальных инструментов, все, что способно издавать звук - телефоны, карманные синтезаторы, металлические листы, планшеты и т.д.

4. U/n multitude. Политическая партитура «Концерт агитационной песни» (Москва)
Политическая партитура «Концерт агитационной песни» от сообщества художников u/n multitude,

5. Площадка 51 (Владимир Антипов, Алексей Забегин). Экскурсия «Четырнадцать плюс» (Санкт-Петербург)
Экскурсия «Четырнадцать плюс», которая погружает зрителя на новый уровень восприятия подлинности происходящего, с одной стороны - зрители проходят маршрут с экскурсоводом, с другой - за углом может поджидать что угодно. Действие разворачивается в спальном районе Автово.

6. Рустем Бегенов, Центр универсальных искусств ORTA. Поп-механический спектакль «Медея. Материал» (Казахстан, Алма-Ата)
«Медея.Материал» - первая в истории казахского театра постановка Хайнера Мюллера. Решена в эстетике ландшафтного европейского (музыкального) театра, где музыка, техника, тело, сценография, костюм и текст находятся в равноправных отношениях и одинаковы по силе присутствия.

7. Дмитрий Волкострелов. Театр post. Спектакль «Поле» (Санкт-Петербург)
Спектакль, который каждый раз складывается абсолютно по-разному, ведь сцены в нем играются в случайном порядке, а текст пьесы апеллирует к современной физике и строится по законам квантовой механики.

Номинация «Лучшее произведение визуального искусства»

1. Объединение ДВЕНЕОДНА (Алина Закурдаева, Марина Демченко). The secret under the floor (Воронеж)
Выставка-инсталляция «The secret under the floor» от объединения «ДВЕНЕОДНА» проходила в пустующем помещении здания «Арт-коммуны». Предметы, лишенные былого функционального назначения, подобны предметам из детского секретика: они уже должны быть выброшены (как фантик от конфеты или сухой цветочек), но вместо этого существуют и участвуют в игре со временем.

2. Александр Шишкин-Хокусай. Ванна Марата (Санкт-Петербург)
Условные крылья погружаются в ванны, наполненные черной краской, и взмахивают, вызывая в памяти движения птиц, перепачканных нефтепродуктами, в морской воде. Работа отсылает к теме Икара (стремление к прекрасным идеям с падением в пучины дерьма). С другой стороны, крылья работают как гигантские кисти художника. Привычный ремесленный мир творца тоже можно трактовать как бесконечное погружение в свет и тьму.

3. Антон Чумак. Соль (Москва)
Экспозиция разделена на три зоны, соответствующие трем этапам воссоздания цивилизации. История циклична: человечество уже не раз переживало культурный упадок из-за глобальных политических изменений, и цивилизация претерпевала кризис перед новой реинкарнацией, итог которой всегда неизвестен.

4. Павел Отдельнов. Белое море. Черная дыра (Нижний Новгород)
Проект Павла Отдельнова связан с семейной историей. Три поколения его предков работали на секретных химических заводах. Сегодня от гигантских заводов остались руины, от рабочего поселка - почти нет следов, а сохранившиеся устные свидетельства о прошлом этих мест кажутся сказками.
На территории дзержинской промзоны есть несколько шламоотстойников, в которые в течение многих лет сбрасывалась часть отходов химического производства. Самые известные — Белое море и Черная дыра.

5. Елена Губанова, Иван Говорков. Хранение Времени (Санкт-Петербург)
Экспозиция выставки построена на обращении человека к внутренним ощущениям времени, и иллюстрирует текучесть мгновения, его физическое ощущение через звук и метафору.

6. Дарья Правда. Шароверы (Москва)
Тотальная инсталляция. В основе проекта лежит вымышленная история о секте «Шароверы», существовавшей в Кронштадте в конце 1960-х годов.

7. Илья Гришаев. Не все / pas tout (Санкт-Петербург)
Персональный проект Гришаева Ильи «Не все / Pas tout» - событие, процесс образования визуального языка художника: графического письма, отношения с пространством и зрителем.

8. Людмила Белова. Пастораль (Санкт-Петербург)
Выставка «Пастораль» - это мир иллюзий цифрового пространства. Одновременно с дигитальным способом воспроизводства и производства мира возникает новый символизм. Как выглядит то, что принципиально умозрительно и невидимо?

9. Дмитрий Окружнов, Мария Шарова. В окружении действительности (Москва)
Виртуальная реальность стала для человека более реальной, чем сама реальность. Она даёт возможность спрятаться от бурлящего потока событий, потеряться окончательно в сконструированном мире, ставшим для большинства из нас куда более настоящим, гиперреальным, миром воплощённых иллюзий.

10. Полина Заславская. Утварь. 365 (Санкт-Петербург)
Утварь Полины Заславской списана акварелью с обиходных кухонных предметов, задействуемых художницей едва ли не каждодневно для приготовления пищи. 365 дней - целый год беспрестанного кухонного месива!

11. Павел Брат. EVCFE / «...И слово стало плотью» (Санкт-Петербург)
Объекты из бумажных листов: абстрактные формы, напоминающие образы из растительного и животного мира.

12. Дмитрий Кавко. Постреальность (Москва)
Постреальность, это взаимопроникновение виртуальной и повседневной реальностей, микс мертвого цифрового мира и человеческих чувств, оцифровка и последующее очеловечивание, трансформация электронных образов и попытки цифрового архива реконструировать нашу реальность. Все работы основаны на наблюдениях за виртуальными личностями, за одиночеством живых людей, за попытками стариков освоить простейшие гаджеты, за торговлей в переходах новейшими айфонами рядом с шаурмой, за спящими в метро, за жизнью спальных районов Москвы, и за компьютерными играми, в которых играющий свободен от моральных ограничений.

Номинация «Лучший Медиа-объект»
1. Анна Франц. Взрыв банки сгущенного молока, когда выкипела вода (Санкт-Петербург)
Представляет собой модульную трехмерную инсталляцию публичного искусства. Концептуально отсылая нас к компьютерной сетке, а визуально отражая инфраструктуру здания без стен, Анна Франц создает помещение с открытым остовом. Зрители имеют возможность посылать изображения и тексты из программы твиттер на экраны, установленные внутри структуры пользуясь хэштегом #cylandlab.

2. Елена Артеменко. Мягкое оружие (Москва)
Видео, материализующее метафору "нажимания на курок чужими руками".

3. Ксения Галкина. Я - Голограмма (Москва)
Мокьюментари видео о людях, которые стали голограммами по разным причинам. Стать голограммой — значит перестать находиться в телесной форме, стать полностью цифровым в физическом смысле, не иметь тела.

4. Максим Свищёв. Я держусь от себя подальше (Санкт-Петербург)
Возникновению работы послужил слоган французского поэта-акциониста Шарля Пеннекена: «Я держусь от себя подальше», а так же композиция Олега Николаевича Каравайчука, которая является стержнем, основой и сценарием видео. Произведение о страхе быть самим собой, быть открытым, смотреть и взаимодействовать с тем что тебя окружает и не прятаться.

5. Сергей Филатов. Орфей. Песнь китам (Москва)
Одна из особенностей звуковой скульптуры «Орфей» - возможность направлять звук каждой струны в отдельный независимый канал для воспроизведения. Это многоканальное воспроизведение позволяет формировать уникальные звуковые ландшафты, восприятие которых меняется в зависимости от местонахождения в пространстве.

6. Ярослав Воловод, Игорь Кулаков. Большое мусорное пятно (Санкт-Петербург)
(Био)ландшафт, образуемый медиа - cloaca maxima - бессмысленное скопление информации, которое требует оперативного вмешательства. Это призыв к зрителю разорвать внутриклеточную связь и в качестве крайней меры проткнуть ядро клетки.

7. Питер Миллер. Sounds Like (Германия, Кельн)
Фильм Питера Миллера, который отдает дань переходу 1926 года, когда звуковое кино приняло эстафету у немого кино.

8. Саша Пирогова. MONO (Москва)
МОНО — двухканальный видео-перформанс, превращающийся в звуковую композицию. Проект был сконструирован на основе сценария для пяти человек, создающих перформанс через микрофоны и тела, расположенные в четко очерченном пространстве.

9. Дмитрий Булныгин. Кошмар удэгейца (Владивосток)
Анти-утопическое сновидение представляет то, что вероятно было бы наихудшим кошмаром для местного жителя.

Номинация «Искусство в общественном пространстве»
1. Арт-группа «Злые». Нет никаких железных правил (Москва)
Миссия проекта — побуждение к непрерывному эксперименту, преодолению страхов, созданию собственных правил, превращению препятствий в трамплины. Уличные художники призывают к активности, открытому диалогу, постоянному самоутверждению, систематической переоценке жизненных ориентиров и пересмотру самопровозглашенных границ личной свободы.

2. Владимир Абих. Уличный тетрис (Екатеринбург)
В этом междисциплинарном проекте соединены видео, стрит-арт, интервенция, энвайронмент и даже видеоигра. Работа с проекциями стала основой для создания серии специальных видеоигр, которые могут существовать только на улице и теряют свой смысл, переместившись на экран или в помещение.

3. Дмитрий Каварга, Елена Каварга. Обитаемое Вещество (Москва)
«Обитаемое вещество» было задумано и воплощено как плод взаимопроникновения объекта искусства и архитектуры. Биоморфное по пластике и природное по своей сути, оно состоит из синтетических материалов - нескольких видов полимеров.

4. Олег Кошелец, Сергей Чернов. Птичкам-синичкам от Казимира Малевича (Москва)
Настоящий проект претендует на одну из форм постиндустриального контемпорари-шаманизма. Это попытка соединить несоединимое, прошлое и настоящее, живое и неживое, природу и искусственное вещество.

5. Павел Кас, Павел Мокич. Портрет Даниила Хармса (Санкт-Петербург)
На стене дома на улице Маяковского, 11, где жил Даниил Хармс, уличные художники Паша Кас и Павел Мокич нарисовали граффити с изображением писателя. Работа приурочена к 74-летию со дня смерти литератора — он скончался 2 февраля 1942 года.

6. Василий Слонов. Картофельная снежинка (Красноярск)
Художник Василий Слонов установил в центре Красноярска скульптуру снежинки из картофеля как символ урожая, труда и неполживой жизни. Проект «Картофельная снежинка» с самого начала сопровождался противодействием чиновников высоко уровня и имел большой общественный резонанс. Проект освещался большим количеством публикаций в прессе и социальных сетях.

7. Замир Сулейманов. Тяжелые слова (Азербайджан, Баку)
«Тяжелые слова» Замира Сулейманова - это задокументированный на видеокамеру перформанс. В канун Нового года на дорогах Баку можно встретить грузовики, перевозящие большие блоки камней. У некоторых водителей таких машин сложилась традиция выкладывать камнями цифры предстоящего года. Таким образом они поздравляют всех с грядущим праздником и, возможно, сами того не зная констатируют неизбежность будущего. В своей видеоарт работе автор опирается на этот своеобразный обычай передавать информацию при помощи тяжелого строительного материала. Замир обозначает закаменелые понятия, которые были, есть и будут актуальными для человечества.

8. Кирилл Кто. Непонятное (Санкт-Петербург)
Работа «Непонятное» — история о невозможности и нежелании понимания: границы и ограничения выражаются здесь в языковом барьере.

9. Станислав Екименко. Стена (Ростов-на-Дону)
Проект "Стена" был создан для того, чтобы сформировать поле для контакта между художником и зрителем, популяризировать изобразительную деятельность и конкретно станковую живопись, пробудить интерес общества к изобразительному искусству.

10. Андрей Сяйлев. Тетрис (Самара)
Инсталляция «Tetris» представляет собой коллаж фрагментов городских пространств — старинной кирпичной стены как физического носителя с одной стороны, и нанесенной на него фотомозаики из микроизображений фасадов с окнами, с другой. Почти 800 элементов этой мозаики представляют уникальные фото фасадов города, от старинных до современных.

Номинация «Лучший кураторский проект»

1. Катя Бочавар. Кинотеатр сновидений (Москва)
Выставка приглашает посетителей в «Кинотеатр сновидений», где на каждом из двенадцати экранов перемешаны мультфильмы и видео-арт, сюрреализм и иррациональность, которые как нельзя лучше подходят для фиксации сновидений и близких к ним состояний человеческого сознания.

2. Дмитрий Булатов. УМРИ И ОБНОВИСЬ! Искусство и наука как предполагаемое возможное (Польша, Гданьск)
В рамках выставки "Умри и обновись! Искусство и наука как предполагаемое возможное" представлены произведения российских и международных авторов, специализирующихся в области современного технологического искусства. Отличительная особенность этих работ - синтез художественных дисциплин и научно-технических разработок.

3. Лаборатория мультимедиа CYLAND. Киберфест10 (Санкт-Петербург)
Киберфест - один из крупнейших международных фестивалей медиаискусства, основанный независимыми художниками и кураторами в Петербурге в 2007 году. Фестиваль способствует появлению новых форм взаимодействия искусства и высоких технологий, развивая профессиональные связи между художниками, кураторами, инженерами и программистами по всему миру и знакомя широкую публику с произведениями в области робототехники, видеоарта, саунд-арта и нет-арта.

4. Анна Арутюнян, Андрей Егоров, Полина Зотова. Детский фестиваль "PLAYMMOMA играй с современным искусством!" (Москва)
Фестиваль «PLAYMMOMA: играй с современным искусством!», осуществленный в Московском музее современного искусства в мае-июне 2016 г. и рассчитанный на детей от 4 до 15 лет и их родителей, впервые представил детские образовательно-игровые программы и проекты музея в «гибридном» - одновременно выставочном и перформативном - жанре. Точкой отсчета для фестиваля стал выход пилотной версии образовательной онлайн-игры PLAYMMOMA (http://play.mmoma.ru) - первой музейной игры в России, призванной в увлекательной форме познакомить юную аудиторию с ключевыми понятиями и техниками сегодняшнего искусства. Разделы фестивального пространства, задуманные как интерактивные залы-мастерские, отражали тематические сегменты онлайн-игры («Новая картина», «Инсталляция и объект», «Перформанс», «Медиа-арт», «Интерпретация», «Мой музей») и соотносились с форматами детских игровых программ и мастер-классов ММОМА.

5. Дарья Камышникова, Елена Важенина. 19/92. Сначала (Москва)
Выставка посвящена изучению многолетней истории Школы современного искусства «Свободные мастерские». Кураторы ставили перед собой задачу вспомнить всю историю Школы с самого начала: проследить историю и путь тех людей, которые стояли у её истоков; проанализировать, что Школа сделала за годы своего существования, её заслуги; показать работы нынешних преподавателей — тех, кто и формирует новое поколение художников и кураторов, а также — студентов, выпускников Школы, участников молодежных выставочных программ музея, которые и являются главным результатом деятельности Школы.

6. Карина Караева. Возможность быть другим (Москва)
Пространственные отношения в кинематографе выстраиваются по законам действия образа и его вариативного восприятия внутри картины — благодаря или вопреки авторской интерпретации. Изображение дистанцируется от персонажа и действует по законам драматургии «здесь и сейчас». Таким образом, возникает возможность создания дополнительного пространства, в котором присутствует героиня и сама себя интерпретирует.

7. Мария Булатова. ПРОКРАСТИНАЦИЯ (Москва)
Исследуя феномен прокрастинации, молодые художники обращаются к проблеме нелинейности времени и случайном соотношении событий и действий во временном поле, осмысленности выбора и важности пустых на первый взгляд и пространных действий.

8. Мадина Гогова, Мариана Гогова, Симон Мраз, Андреас Кристоф. Обсерватория (Нижний Архыз)
В октябре 2016 года в поселке Нижний Архыз на базе Специальной астрофизической обсерватории Российской академии наук состоялось открытие международного выставочного проекта «Обсерватория». Территория Нижнего Архыза стала уникальной площадкой для выражения видения художников, где инсталляции современного искусства отлично гармонируют с руинами X века и создают дух бесконечной Вселенной и исторической вечности.

9. Владимир Береснев, Евгений Стрелков. Я знаю, как управлять Вселенной (Пермь)
Основа выставки - экспонаты из 7 музеев Пермского университета, впервые столь масштабно представленные широкой публике. Многие из учебных музеев формировались одновременно с университетом, они - его ровесники. В их создании принимали участие выдающиеся ученые и простые студенты, попечители и благотворители. На выставке предметы из университетских коллекций дополнены произведениями искусства из собрания Пермской художественной галереи, а также работами современных российских художников. Тем самым выставка не только знак внимания столетию Пермского университета, но и площадка для взаимодействия мира искусства и мира науки, двух способов познания - художественного и рационального.

10. Дмитрий Волкострелов и театр post (Совместный проект Международного фестиваля-школы TERRITORIЯ и Московского музея современного искусства). Повседневность. Простые действия (Москва)
Завязывание шнурков, мытье рук, открывание двери ключом - все самые простые ежедневные ритуалы происходят автоматически каждый день. Проект ставит вопрос: что если совершать обычные действия осознанно и сосредоточить свое внимание на том, что обычно кажется несущественным?

11. Наталья Федорова, Дарья Петрова, Данита Пушкарева, Дмитрий Пиликин. Выставка «Форматирование памяти» в рамках Фестиваля медиапоэзии 101 (Санкт-Петербург)
Выставка-исследование - поиск границ и форм индивидуальной памяти. Жанр работ: медиапоэзия.
Делегированная машинам, личная память становится объектом манипуляций. Социальные медиа как архивы воспоминаний сервируют их, подчиняясь темпоральным и экономическим ритмам. Внутри культурной политики проигрываются и выигрываются целые войны памяти. Функция личных воспоминаний, если она вообще возможна у социального существа, им противостоять.

12. Ольга Шишко. Дом впечатлений. Прогулка с трубадуром (Москва)
Каждый отдельный проект этой выставки - создание резонирующего пространства, расширение звуковых, кинематографических, перформативных рамок. Симфония голосов, звучащая в этом проекте, средствами поэзии, звука и ритма создает уникальную вселенную, открытую зрителю для поисков новых смыслов и эмоциональных переживаний.

Номинация «Лучший текст о современном искусстве»

1. Игорь Поносов. Искусство и город (Москва)
Игорь Поносов (род. 1980 г.) — художник, автор ряда проектов и публикаций, посвященных уличному искусству и городской культуре.
Книга «Искусство и город» — это отражение оригинального взгляда на феномен искусства в городской среде, выработанного автором в результате многолетней исследовательской работы, совмещенной с активной творческой деятельностью на улицах городов в разных частях света.
Настоящее издание — это попытка широкого междисциплинарного анализа феномена уличного искусства. Выявление альтернативной генеалогии развития этого феномена, показывая, что искусство в городской среде возникло задолго до американских граффити, оно тесно связано с такими направлениями и движениями, как дадаизм, ситуационизм, акционизм, «Прово», а также с маргинальным, народным, анонимным искусством.
Книга описывает основные направления и тенденции развития уличного искусства с начала ХХ века и до настоящего времени. На русском языке это первое печатное издание, претендующее на полный анализ глобального феномена уличного искусства, который включает в мировой контекст и ситуацию в России.

2. Константин Зацепин. Пространства взгляда. Искусство 2000—2010-х годов (Москва)
Книга «Пространства взгляда» состоит из семи аналитических эссе об искусстве, преимущественно, последних пятнадцати лет, прежде всего, российского. Центральный фигурант всех текстов — картина как медиум современного искусства, вновь и вновь актуализирующийся в постконцептуальных практиках авторов разных поколений.

3. Глеб Ершов. Художник мирового расцвета. Павел Филонов (Санкт-Петербург)
Эта книга - первая научная монография о художнике на русском языке, несмотря на то, что за последние 25 лет к его наследию обращались многие исследователи во всем мире. Автор сочетает разные методологические подходы, учитывая герметичное искусство художника, как будто предполагающее такой феноменологический подход.

4. Иван Чечот. От Бекмана до Брекера. Статьи и фрагменты (Санкт-Петербург)
Сборник статей Ивана Дмитриевича Чечота посвящен различным сюжетам истории немецкого и западноевропейского искусства, а также локальным событиям современной художественной жизни. Героями этой книги стали Рембрандт и Макс Бекман, АрноБрекер и Готфрид Бенн, Отто Дикс и Кете Кольвиц, «Фауст» Гете и «Вакх» Рубенса, Борис Зернов и Тимур Новиков, Калининград-Кенигсберг и Ленинград-Петербург, Германия и Россия. Значительную часть сборника составляют переводы с немецкого трудов Готфрида Бенна, Генриха Вельфлина, а также фрагментов из книги Юлиуса Лангбена «Рембрандт как воспитатель», которые публикуются впервые.

Нашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это

В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные