Чтение басни Л. Толстого "Как мужик камень убрал". Конспект урока по литературному чтению на тему "Басня Л. Н.Толстого «Как мужик убрал камень»" Основная мысль как мужик убрал камень

Главный герой были Льва Толстого «Как мужик убрал камень» — сообразительный мужик. В одном городе на площади лежал огромный камень. Этот камень мешал проезжающим, и его следовало убрать.

Когда пригласили инженеров, один из них сказал, что может с помощью взрыва расколоть камень на куски и вывезти его по частям. За такую работу он назначил цену восемь тысяч рублей.

Другой инженер сказал, что можно вывезти камень на катке и это будет стоить шесть тысяч рублей.

А потом пришел простой мужик и предложил избавиться от камня всего за сто рублей. Его спросили, как он это сделает? Мужик сказал, что выкопает большую яму рядом с камнем, землю из этой ямы разбросает по всей площади, а потом сбросит камень в яму и закопает его.

Предложению мужика дали ход, и он сделал все как сказал. За это мужику дали сто рублей и добавили столько же за оригинальную идею.

Таково краткое содержание были.

Главная мысль были Толстого «Как мужик убрал камень» заключается в том, что при решении многих проблем важно уметь найти оригинальный подход, который может существенно упростить дело. Инженеры, предлагая свои решения, исходили из того, что камень обязательно должен покинуть пределы городской площади. Но для такого решения требовались большие средства. А мужик предложил никуда камень не вывозить, а просто спрятать его под землей. Его оригинальная идея оказалась самой простой и малозатратной.

Быль учит не увлекаться шаблонными методами в решении трудных инженерных задач, а проявлять смекалку и изобретательность.

В были мне понравился главный герой, простой мужик, который оказался умнее образованных инженеров.

Какие пословицы подходят к были Толстого «Как мужик убрал камень»?

Всё гениальное просто.
Мужик в землю смотрит, а на семь сажен видит.
Мужик умен, да мир дурак.
Иногда не нужен ученый, а нужен смышленый.

В чем суть басни Л. Толстого "Как мужик камень убрал"?

    Лев Николаевич Толстой в басне Как мужик камень убрал хотел показать достаточно простую мысль: любую проблему можно решить различными способами.

    Каждый способ имеет свою показатели (как в любом проекте ): цену, время, ресурсы .

    Каждый инженер предложил свой способ. Каждый из способов имел свою цену.

    Мужик предложил минимальную цену - сто рублей, при этом необходимо выкопать на площади! огромную яму и закопать в нее камень. Давайте представим, сколько времени потребуется одному мужику, чтоб сначала выкопать огромную яму, потом скинуть туда камень и закопать яму обратно!

    Наверно, каждый увидит суть басни по-своему.

    С одной стороны, не всегда образование - гарантия успешного решения проблем.

    С другой стороны, решение предложенное этим простым человеком тоже могло прийти на ум этим инженерам, и то, что он один раз более успешно решил задачу, еще не гарантия того, что он всегда будет принимать в этой сфере решения лучше, чем образованные люди - это просто

    Человеческое общество подобно единому организму, где каждый орган важен - нельзя сказать, что один важней другого - все мы звенья одной цепи. Если какую-то проблему не может решить один человек, то, возможно, сможет кто-то другой. Опять же, вспоминаются мудрые изречения Библии:

    В данной басне простой мужик олицетворяет народную мудрость.

    Как говорится все гениальное просто.

    А инженеры они конечно весьма умны, так умны, что даже заумны:)

    Всегда так было, есть и будет мудрость над умом торжествует.

    А мудрость никакое образование человеку не может дать.

    Тут уж, как говорится, от природы:)

    В этой басне говорится о том, что у одной проблемы может быть несколько решений. Так что не стоит говорить о безвыходности ситуации, потому что это лишь отговорки. Хотя сильно заморачиваться тоже не стоит, чтобы добиться резульатата.

    Суть басни Льва Толстого Как мужик камень убрал, видимо выражает известная пословица - Голь на выдумку хитра. Оказывается, что если хорошо подумать, то при необходимости, любую проблему можно решать разными способами.

    хорошая басня. суть может представляться каждому своя, как и варианты инженеров и мужика. кстати и здесь мнения могут расходиться (чем сейчас басня особенно хороша).

    на мой взгляд мужик, конечно, продешевил (мог и 1000 рублей назвать, видно был не заезжим, а патриотом), но сбил цену и утер нос конкурентам, применив смекалку, потратив минимальное количество средств (лопата), но вложил свой труд. кстати в басне сказано, что он землю из-под камня на площади предложил разбросать. тоже ведь можно извлечь выгоду: либо уровень площади поднял, либо на огород свой свез. али продал.

    кстати дополнительную премию он все же получил в 100 рублей. так что и здесь выгадал.

    Мораль: прояви смекалку, предложи клиенту более выгодные условия, обскачи конкурентов и будет у тебя премия!

    Басня Льва Толстого Как мужик камень убирал является частью школьной программы. Изучается басня в третьем классе начальной школы. Суть басни заключается в том, что у любой проблемы есть несколько решений. Инженер хотел убрать камень с площади, применив свои рациональные научные знания, но нашелся русский мужик, который в силу жизненного опыта придумал другой способ, как убрать камень. И у него получилось. Он выкопал из-под камня землю, затем просто сверху заровнял. Так же и в любом деле имеются различные пути действий. Задача человека - найти кратчайший и простой путь разрешения проблемы.

    Простой мужик, без образования, выдал менее затратный вариант решения задачи. А у инженеров, видимо, срабатывает синдром отличника - делаем как учили, продемонстрировать свою образованность. А ларчик просто открывался.

    Я уже отвечала, на подобный вопрос, и продолжаю думать, что Толстой показывал в своей басне вовсе не многовариантность возможных решений любой проблемы и не пользу мозгового штурма, Толстой показывает, как зашоренность мышления мешает человеку видеть простое, заставляя во всем искать сложное. Инженеров из были приучили годы учебы искать трудные решения и они это делать умеют, мужик прежде всего подумает как сделать проще, чтобы меньше сил на это положить. У мужика нет тяги к изысканному мазохизму, он по натуре больше лентяй. Поэтому ищет простой выход. Я бы даже сказала, что Толстой в этой басне посмеялся над всей системой образования, которая учит следовать раз и навсегда заведенным процедурам, но ведь учителя такое не поймут - они и сами жертвы системы.

    Я так понял смысл басни Л. Толстого Как мужик камень убрал?

    Прежде чем взяться за выполнение какой-либо работы либо поручить е кому-либо, необходимо провести мозговой штурм. То есть рассмотреть различные варианты е выполнения и выбрать оптимальный.

    Второй смысл в том, что не всегда образование может сравниться с опытом.

Урок литературного чтения в 4 классе

Учитель: Чаринцева А.Д.

Тема урока: Басня Л. Н.Толстого «Как мужик убрал камень»

Тип урока: введение новых знаний

Цель урока: развивать познавательную активность и творческую самостоятельность обучающихся.

Формируемые УУД:

Предметные:

Изучить басню Л. Н.Толстого «Как мужик убрал камень»;

Сформировать понятие о басне, о морали басни;

Показать учащимся, что басня может быть в прозаической форме;

Метапредметные:

Сформировать опыт творческой деятельности;

Развивать интерес к художественному слову;

Развивать умение выразительно читать;

Развивать способность сравнивать, анализировать, обобщать;

Личностные:

Воспитывать нравственные качества личности: трудолюбие, непринятие лицемерия, неприятие лести, уважение к мнению других.

Регулятивные:

Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

Проговаривать последовательность действий на уроке;

Работать по коллективно составленному плану;

Оценивать правильность выполнения действия;

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Высказывать своё предположение.

Коммуникативные:

- умение оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные:

- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Технологии: проблемное обучение, здоровье-сберегающая, приём технологии критического мышления.

Оборудование: учебник Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М. В. Голованова «Литературное чтение»; аудиозапись басни Л.Н. Толстого «Как мужик убрал камень».

Ход урока

Приём «Кластер»

Составляем кластер на основе выдвижения познавательных задач в течение урока.

I . Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,

Возможно, есть классы и лучше, и краше,

Но пусть в нашем классе будет светло

Пусть будет уютно и очень легко.

II . Актуализация знаний (4 мин)

Какой раздел изучаем на уроке литературного чтения? (Чудесный мир классики)

Какие произведения мы относим к классике? (Выдающиеся произведения, образцы литературы и искусства)

Произведения каких русских классиков читали на уроках? (Произведения А. С. Пушкина, М. Ю.Лермонтова, Л. Н. Толстого)

III . Проверка домашнего задания по произведению Л. Н. Толстого «Детство» (5 мин)

С каким классиком мы с вами встретились на прошлом уроке?

Чем запомнились оба произведения?

Чем запомнился вам рассказ маленького мальчика?

К какому жанру относятся произведения? (рассказ, «Детство» отрывок из повести)

Что вы чувствуете, когда слышите слово «мама»? Прочитайте синквейн о маме (выставка работ в файлах)

IV . Постановка учебной задачи (5 мин)

Сформулируйте тему нашего урока, выполнив все мои задания.

Узнайте произведение:

    « Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было – она знала, что ею забавляются, и оттого еще больше расходилась» («Прыжок» быль)

    «В Лондоне показывали диких зверей и за просмотр брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.» («Лев и собачка» быль)

    «Был мальчик. Звали его Филипп. Пошли раз ребята в школу». («Филиппок» быль)

Что объединяет эти произведения? (Эти произведения написал Л.Н.Толстой) (слайд)

Что вы знаете из биографии писателя?

Какие произведения вы прочитали или вспомнили к уроку?

- Можете определить жанр этих произведений? (быль)

Какие вы знаете жанры? (рассказ, повесть, стихотворение, басня, устное народное творчество и т.д.)

Назовите тему урока. (Продолжим знакомиться с творчеством Л.Н.Толстого)

Верно.

Чтобы определить цель урока, прослушайте произведение.

Первичное восприятие. УЧЕБНИКИ ЗАКРЫТЫ.

Послушайте произведение. (Учащиеся прослушивают аудиозапись басни.)

Понравилось ли вам произведение?

Что вас удивило?

Ученики делятся впечатлением.

Проблемный вопрос:

- Ребята, это басня!!!

- Вы согласны со мной? (Нет)

Назовите цель урока.

(Будем говорить о том, чему учат произведения Л.Н.Толстого. Вспомним особенности басни. Докажем, что это произведение - басня)

Физкультминутка «Запрещенное движение»(3 мин)

V .Построение проекта выхода из затруднения. Работа с текстом (15 мин)

Почему вы удивились?

Кто из классиков написал огромное количество басен в виде стихотворений?

Какую особенность написания басен мы выделяли, когда читали басни Крылова?

- Чтобы разобраться, надо понять произведение , найти отличительные особенности басни.

Прочитайте произведение самостоятельно.

Чтение текста про себя .

Отметьте карандашом, какие слова требуют объяснения

Работа в парах .

Какие слова показались трудными? (работают в парах)
- Объясните значение слов:
Инженер – специалист с высшим техническим образованием.
Порох – взрывчатое соединение или смесь.
Большой каток – машина для утрамбовки и уплотнения грунта, асфальта,

подле камня – возле.
Выдумка – вымысел, изобретение.

Чтение текста вслух (по цепочке)

Прочитаем, в словаре определение терминов.

Басня – краткий иносказательный, нравоучительный рассказ (слайд)
- В чём заключается особенность басни? (В том, что есть мораль.)
- Что принято понимать под словом мораль? (Поучительный вывод, наставление, какие-то правила.)

- Иносказа́ние - , заключающее в себе скрытый ; употребляется как приём.

- А похоже это произведение на рассказ ? (слайд)

Да. Предложения по цели высказывания – повествовательные. Наблюдается

динамика происходящих событий.

- А похоже это произведение на быль ? Возможно, событие было (слайд)
Постараемся доказать, что это произведение басня.

Поработаем над содержанием.

Работа в группах . Учащиеся составляют вопросы и задают их другим группам.

- Составьте вопросы по прочитанному произведению. Озаглавьте части.

Выборочное чтение 1 части.

Какие вопросы подготовили?
- Где происходит действие?

Назовите участников.

Какая стояла задача перед инженерами?
- Как озаглавили? (Камень на площади ).


Работа над 2 частью.

Какая стояла задача перед инженерами?

Что предложили бы вы, если оказались в группе инженеров?
- Что предложил 1 инженер?
- Что предложил 2 инженер?

Что больше 6 тыс. или 8 тыс. и на сколько?

Как озаглавим? (Спор )


3 часть.

Как решил эту задачу мужик?
- Почему ему дали еще 100 руб.?

Как вы представляете мужика?

Какими чертами характера обладал мужик? (простой, умный, сообразительный)
- Как озаглавили эту часть. (Хорошая выдумка )

- Рассмотрите иллюстрацию. ( слайд)
- Найдите и зачитайте, какой момент изображён на иллюстрации.
- В чём заключается главная мысль? Что хотел автор сказать по этой теме?

- Важна не столько сила, сколько смекалка.

Нравоучение есть?

Есть нравоучение. А это и есть мораль произведения. Если есть мораль, то это - ….

Есть такое крылатое выражение «Мораль сей басни такова»

Произведение короткое?

Где спрятано иносказание (скрытый прием)? (Мужику дали 100 руб. за умную выдумку.)

Как вы думаете, какие человеческие качества, показал автор в своём произведении? Каких героев для этого выбрал Толстой?
(инженеров для того, чтобы показать силу и мужика - смекалку)

Какой вывод сделаем?

(Мы отнесем это произведение к басне, так как высмеиваются пороки людей.

Имеется мораль и есть иносказание.
Произведение «Как мужик убрал камень» является басней.)

Басня может быть в стихотворной и в прозаической форме.

Басни учат нас быть трудолюбивыми, честными, справедливыми, учат нравам. Поэтому их называют нравоучительными произведениями.
Нравоучительный смысл басни в словах автора в начале или в конце басни. Это называется моралью.

Ребята, а у Л.Н.Толстого есть еще знакомая вам басня:

    «Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было». («Старый дед и внучек» басня)

Что высмеивается в данной басне?

Физкультминутка(1 мин)

VI . Включение в систему знаний и повторение (3 мин)

Великий писатель, считал, что произведения устного творчества народа: стихи, сказки, пословицы, загадки - интересно и полезно читать детям. В книги, которые Толстой подготовил для обучения крестьянских детей в Ясной Поляне, он включил много сказок, пословиц, загадок.

    Работа над пословицами

Прочитайте пословицы.

Какие из них более точно передаёт мораль прочитанной басни?

1) Сколько голов, столько умов.

2)Сила ломит всё, а ум силу.

3) Мало что хотеть, надо знать да уметь.

4) И сила уму уступает .

5) Каков мастер, такова и работа.

6) Недаром говорится, что дело мастера боится.

2. Работа с басней «Два товарища» (3 мин)

Я хочу вам прочитать еще одну басню Л.Н.Толстого - ДВА ТОВАРИЩА
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего - он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.

Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну что,- говорит,- медведь тебе на ухо говорил?»

«А он сказал мне, что - плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».

Какова мораль этой басни?

Л.Н.Толстой «Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься».(слайд)

VII .Подведение итогов. Рефлексия (3 мин)

Ребята, какую задачу мы с вами ставили?

Мы достигли цели?

Мы доказали, что это басня?

Чему учат произведения Л.Н.Толстого? (Учат добру, уважению, честности.)

- Что нового вы сегодня открыли для себя?

Нужны ли сегодня басни?

Мне бы хотелось закончить урок словами Л.Н. Толстого: «Истинная сила человека не в порывах, а в нерушимом спокойствии». (НА ДОСКЕ)

VIII . Домашнее задание. Приём «Идеальное домашнее задание» (1 мин)

    Выучить наизусть одну из басен;

    Составить синквейн к слову «басня».

Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.

ПРИМЕЧАНИЕ

КЛАСТЕР

ПРОСЛУШИВАНИЕ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

СОСТАВЛЕНИЕ ВОПРОСОВ


Много книг чудесных, Книжек умных, интересных, Увлекательных, веселых В городах, станицах, селах … Ты идешь в библиотеку, Чтоб побольше прочитать, Настоящим человеком Помогают книги стать.




Какие жанры произведений

вы знаете?.

Рассказ

Сказка

Стихи

Басня


Вспомним с какими произведениями Л.Н. Толстого мы знакомы.

Тетрадь стр. 22, № 4


1. «Старый дед и внучек» .

2. «Филипок».

3. «Котёнок».

4. «Косточка».

5. «Лев и собачка».

6. «Прыжок».


Л. Н. Толстого

«Как мужик убрал камень».


Словарная работа.

специалист с высшим техническим

образованием

Инженер –

Порох–

взрывчатая смесь

Большой каток–

машина для уплотнения,

утрамбовки грунта

Подле–

возле

Выдумка–

вымысел, изобретение


В чём заключается главная мысль басни?

Запиши в тетрадь стр. 22

Важна не столько сила, сколько смекалка.


Чтение басни

«Как мужик убрал камень»

стр. 119


Какая пословица подходит к содержанию басни?

Недаром говорится, что дело мастера боится.

Каков мастер, такова и работа.

Сила ломит всё, а ум силу.

Голь на выдумку хитра.

По уму и честь.

Всё гениальное – просто!


Вывод

  • Произведение «Как мужик

убрал камень» является басней,

так как имеет аллегорию и мораль.

2. Басня может быть в стихотвор-

ной и прозаической форме.


Рефлексия.

С каким настроением вы сегодня заканчиваете урок? Почему?

На этом уроке я похвалил бы себя за…


Домашнее задание.

Тема: Басня Л. Н.Толстого «Как мужик убрал камень»

Цель урока: продолжить знакомство с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого.

Формируемые УУД:

Предметные:

Изучить басню Л. Н.Толстого «Как мужик убрал камень»;

Сформировать понятие о басне, о морали басни;

Показать учащимся, что басня может быть в прозаической форме;

Метапредметные:

Сформировать опыт творческой деятельности;

Развивать интерес к художественному слову;

Развивать способность сравнивать, анализировать, обобщать;

Личностные:

Воспитывать нравственные качества личности: трудолюбие, непринятие лицемерия, неприятие лести, уважение к мнению других.

Регулятивные:

Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

Проговаривать последовательность действий на уроке;

Работать по коллективно составленному плану;

Оценивать правильность выполнения действия;

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Высказывать своё предположение.

Коммуникативные:

Умение оформлять свои мысли в устной форме;

Слушать и понимать речь других;

Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные:

Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование: учебник Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М. В. Голованова «Литературное чтение»; аудиозапись басни Л.Н. Толстого «Как мужик убрал камень».

Ход урока:

    Организационный момент

Вот звонок нам дал сигнал:

поработать час настал.

Так что время не теряем,

И работать начинаем.

    Работа с пословицами

Каков мастер, такова и работа.

Недаром говорится, что дело мастера боится.

Как вы понимаете эти пословицы?

Прочитайте пословицу громко, выразительно, шепотом.

    Актуализация знаний

Много книг чудесных,

Книжек умных, интересных,

Увлекательных, весёлых

В городах, станицах, сёлах.

Ты идёшь в библиотеку,

Настоящим человеком

Помогают книги стать!

Какой раздел изучаем на уроке литературного чтения? (Классики)

Какие произведения мы относим к классике? (Выдающиеся произведения, образцы литературы и искусства)

Произведения каких русских классиков читали на уроках? (Произведения А. С. Пушкина, М. Ю.Лермонтова, Л. Н. Толстого)

    Знакомство с творчество Л. Н. Толстого

Ребята, сегодня у нас очень интересный урок. Мы отправимся в путешествие по творчеству великого русского писателя, а вот кого именно попробуйте отгадать, внимательно прослушав мой рассказ.

(На фоне плавной классической музыки учитель рассказывает)

Крестьянским ребятишкам входить в усадьбу было заказано. Там, в глубине парка, в большом доме жил богатый и знатный граф. И вот-то удивились ребята, когда услышали, что граф созывает их к себе в усадьбу! По всем окрестным деревням пошел говор. Зачем зовет их граф?

И вот теперь оказалось, что сам граф хочет устроить школу для крестьянских ребят и сам будет их учить. Ребятишки молча подошли к белому графскому дому и остановились. Двухэтажный дом казался им огромным, ведь сами-то выросли они в низеньких избах под соломенными крышами. Граф вышел на крыльцо-плечистый, крепкий, с черной бородой.Ребята слегка заробели,когда он окинул их острым взглядом из-под густых бровей. НО граф улыбнулся, заговорил – и сразу вся робость прошла, сразу стало просто и хорошо. С первой же встречи началась дружба. Учитель был графом, его полагалось называть «ваше сиятельство». Но граф этого не хотел.

« Не называйте меня «ваше сиятельство»,- сказал он,- а меня зовут Львом Николаевичем, так и зовите меня».

Лев Толстой – великий русский писатель.

Гений русской литературы.

Учитель: Вы совершенно правы, ребята. Лев Николаевич прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Сегодня на уроке мы опять встретимся с его произведениями.

    Работа над произведением

    Первичное восприятие.

Послушайте произведение. (Учащиеся прослушивают аудиозапись басни.)

Понравилось ли вам произведение?

Что вас удивило? (Ученики делятся впечатлением.)

    Физкультминутка

    Продолжение работы над басней

    Чтение текста про себя.

Отметьте, какие слова требуют объяснения.

    Работа в группе.

Какие слова показались трудными?

Объясните значение слов:

Инженер – специалист с высшим техническим образованием.

Порох – взрывчатое соединение или смесь.

Большой каток – машина для утрамбовки и уплотнения грунта, асфальта,

подле камня – возле.

Выдумка – вымысел, изобретение.

    Чтение текста вслух.

Проблемный вопрос

К какому жанру вы бы отнесли это произведение? (Рассказ; басня)

Докажите. (Обсуждение в паре)

Мы думаем, что это рассказ, так как это прозаическое произведение.

Предложения по цели высказывания – повествовательные. Наблюдается

динамика происходящих событий.

Мы отнесли это произведение к басне, так как высмеиваются пороки людей.

Имеется мораль.

Что означает слово басня?

Басня – краткий иносказательный, нравоучительный рассказ.

В чём заключается особенность басни? (В том, что есть мораль.)

Что принято понимать под словом мораль? (Поучительный вывод, наставление, какие-то правила.)

Кто же прав? Постараемся доказать.

    Групповая работа

Составьте вопросы по прочитанному произведению. Озаглавьте части.

Выборочное чтение 1 части.

Какие вопросы подготовили?

Где происходит действие?

Назовите участников.

Как озаглавили? (Камень на площади).

Работа над 2 частью.

Какая стояла задача перед инженерами?

Что предложили бы вы, если оказались в группе инженеров?

Что предложил 1 инженер?

Что предложил 2 инженер?

Что больше 6 тыс. или 8 тыс. и на сколько?

Как озаглавим? (Спор)

3 часть.

Как решил эту задачу мужик?

Почему ему дали еще 100 руб.?

Как вы представляете мужика?

Какими чертами характера обладал мужик? (простой, умный, сообразительный)

Как озаглавили эту часть. (Хорошая выдумка)

Рассмотрите иллюстрацию.

Найдите и зачитайте, какой момент изображён на иллюстрации.

В чём заключается главная мысль?

Важна не столько сила, сколько смекалка. А это и есть мораль басни Льва Николаевича Толстого.

Как вы думаете, какие человеческие качества, показал автор в своём произведении? Каких героев для этого выбрал Толстой?

(инженеров для того, чтобы показать силу и мужика - смекалку)

К какому жанру относится это произведение?

Произведение «Как мужик убрал камень» является басней.

Басня может быть в стихотворной и в прозаической форме. Басни учат нас быть трудолюбивыми, честными, справедливыми, учат нравам. Поэтому их называют нравоучительными произведениями.

    Работа над пословицами

Прочитайте пословицы.

Какая из них более точно передаёт мораль прочитанной басни?

1. Сколько голов, столько умов.

2.Сила ломит всё, а ум силу.

3. Мало что хотеть, надо знать да уметь.

4. Ленивые руки не родня умной голове.

    Подведение итогов урока. Рефлексия

Что нового вы сегодня открыли для себя?

Вот и кончился урок.

Снова прозвенел звонок,

Отдыхать мы можем смело,

А потом опять за дело.

    домашнее задание



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные