Оснащение музыкального уголка в группе. Как оборудовать музыкальные уголки в разных возрастных группах. Требования к музыкальным уголкам

Юлия Дикарева

Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей очень большое значение имеет музыкальный уголок в группе (музыкальная зона ) . Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ УГОЛОК-это место , где дети познают музыку и её красоту . Творчески оформленный музыкальный уголок поможет не только окунуть детей в мир музыки и расширить представления о ней, но и разовьёт воображение детей, активизирует эмоциональную сферу, мышление, речь.

Согласно ФГОС музыкальный уголок должен находиться в освещенном, легкодоступном для детей месте, именно поэтому зона, которую выбрала я находиться напротив окна, тем самым она хорошо освещена, также эта зона легкодоступна детям.

Полка крепко закреплена и безопасна для детей. Музыкальная предметная среда соответствует глазу, действиям руки, росту ребенка.

В моём музыкальном уголке присутствует музыкальный центр , с помощью которого дети прослушивают музыку . В муз фонотеке собраны сборники муз сказок, классической музыки , детских песен, музыки для релаксации .

Использование нестандартного муз оборудования, изготовленного своими руками, очень полезно, так как позволяет обеспечит динамичность муз среды, её постоянное обновление.

Отталкиваясь от требований ФГОС я наполнила муз уголок в соотв с возрастом детей. В нём есть :1 муз поющие игрушки

2. шумовые инструм (погремушки, колкольчики и. т. д)


3. неозвученные бутафорские муз инструменты.


4. флажки, осенние листочки


5. ширма настольная с пальчиковым театром.


Помимо большого выбора инструментов детей можно заинтересовать муз-дидактическими играми и пособиями, они просты в обращении, привлекательны, эстетичны.

Оборудование муз уголка разделено на 2 уровня : для воспитателе и для детей.

На верхней полке : картотека муз-дид игр, папка с портретами и биогр композиторов, иллюстр материал.


На полках ниже инструм и пособия доступные детям.


Публикации по теме:

При оформлении "Уголка занимательной математики"во второй младшей группе мы руководствовались следующими задачами: 1. Развитие качеств.

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА Для создания музыкальной зоны в первой младшей группе мной ставилась цель создать.

В оформлении использована драпировка тканей и подвесные украшения из бумаги. тобы создать радостное настроение для такого трогательного.

Представляю Вашему вниманию тематическое оформление театрального уголка во второй младшей группе. На основе детской сказки можно создать.

Оформление уголка по ПДД «Для взрослых и детей» во второй младшей группе. За 11 месяцев текущего года - с января по ноябрь - на территории.

Цель: формирование элементарных представлений об окружающем мире у детей первой младшей группы. 2017 год признан годом экологии. Поэтому.

Уровень речевого развития является важным показателем психического состояния ребенка. Овладение речью - залог успешного получения знаний.

Консультация для воспитателей

«Оформление и оснащение музыкальных уголков в группах ДОУ»

В самостоятельной деятельности у детей возникают индивидуальные потребности и желания: одни рисуют, вторые лепят и строят, третьи музицируют на музыкальных инструментах и поют. Чтобы такая деятельность развивалась успешно, необходимо создать благоприятные условия.

Для полноценного музыкального развития ребенка необходимо предоставить возможность самостоятельно играть на музыкальных инструментах, музицировать, закреплять полученные умения и навыки с помощью музыкальных игр, пособий и атрибутов.

Следует продумать условия размещения музыкального уголка:

1. Доступность оборудования музыкального уголка для детей

2. Разнообразие оборудования музыкального уголка

3. Учет возрастных особенностей детей при создании музыкального уголка

4. Эстетичность оформления музыкального уголка и его оборудования.

Оборудование музыкального уголка включает в себя:

Игрушки, иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты (для создание игровых ситуаций при которых дети представляют себя музыкантами)

Детские музыкальные инструменты и игрушки для музицирования:

С хроматическим, диатоническим рядом (пианино, металлофон, аккордеон, и т. д.)

С фиксированной мелодией (шарманки, органчики)

С одним фиксированным звуком (дудки)

Шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы и т. д.)

Музыкально-дидактические игры и пособия (Нотное лото, нотный стан, музыкальная лесенка, игры, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям детей)

Аудио-, видео- диски и кассеты.

В дошкольном учреждении для успешного музыкального развития ребенка, используют различные музыкальные инструменты, разнообразные музыкальные игры и пособия не только в непосредственной музыкальной деятельности, но и необходимо, чтобы в группе они находили правильное применение с учетом возрастных особенностей детей:

МЛАДШИЕ ГРУППЫ

Ванька – встанька

Музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. д.)

Музыкальные инструменты с фиксированным звуком - органчики, шарманки

Шумовые инструменты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан

Неозвученные бутафорские музыкальные инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.)

Атрибуты к музыкальным подвижным играм

Флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки для детского танцевального творчества (пополняется по необходимости)

Ширма настольная с перчаточными игрушками

Музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе, в виде альбома или отдельные красочные иллюстрации.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Целесообразно пособия, атрибуты и музыкальные инструменты оставить с младшей группы и добавить:

Металлофон

Шумовые инструменты для детского оркестра

Книжки «Наши песни» (каждая книжка иллюстрирует знакомую детям песню)

Фланелеграф или магнитная доска

Музыкально-дидактические игры: «Музыкальные инструменты», «Звонкие ладошки», «Ритмические палочки» и др.

Атрибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Заинька», «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.

Музыкальные лесенки (трехступенчатая, на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка

Ленточки, цветные платочки, султанчики и т. п. (атрибуты к танцевальным импровизациям но сезону)

Ширма настольная и набор игрушек

Магнитофон и набор программных аудиозаписей

СТАРШАЯ ГРУППА

Дополнительно к оборудованию музыкального уголка средней группы используется следующее:

Погремушки, бубны, барабаны, треугольники

Музыкальные игрушки-инструменты с хроматическим и диатоническим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта)

Иллюстрации

Как оснастить музыкальный уголок в детском саду

Описание работы: предлагаю вашему вниманию методический материал по оснащению музыкального уголка в группах, соответствующий нормам ФГОС. Данный материал может быть использован музыкальными руководителями и воспитателями ДОУ и поможет грамотно разместить музыкальные атрибуты соответственно возрасту детей.
Тема: оснащение групп

Оснащение музыкального уголка в ДОУ

Первая младшая группа
куклы-неваляшки;
образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки
игрушки-инструменты с фиксированным звуком - органчики, шарманки;



музыкальные картинки к песням
Вторая младшая группа
куклы-неваляшки;
образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки игрушки-инструменты с фиксированным звуком - органчики, шарманки;
игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;


атрибуты к музыкальным подвижным играм;
флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т. п. для детского танцевального творчества (по сезонам);


Магнитофон и набор программных аудиозаписей;
поющие и двигающиеся игрушки;
Средняя группа
игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;


набор не озвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.);
атрибуты к музыкальным подвижным играм;
флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т. п. для детского танцевального творчества магнитофон и набор программных аудиозаписей;
музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации.


портреты композиторов;
музыкально-дидактические игры: «Музыкальное лото», «Узнай и назови», «Ступеньки», «Повтори звуки», "Угадай, что звучит и др.
Старшая группа
погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др.;
музыкальные игрушки- (металлофон, пианино, флейта)
музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр);
портреты композиторов;


музыкально-дидактические игры
атрибуты к подвижным играм («Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши» и др.);
детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям;
музыкальные лесенки трех-, пяти ступенчатые
атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым танцам; по сезону - листики, снежинки, цветы и т. д.)
магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.
Подготовительная группа
музыкальные инструменты (маракасы, бубны, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.);


портреты композиторов;
иллюстрации по теме «Времена года»;
альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о музыке
графическое пособие «Эмоции» для определения характера мелодии
альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр»,


"Народные инструменты»


музыкальные лесенки (трех-, пяти - и семиступенчатые
набор самодельных инструментов для шумового оркестра;
муз.-дидактические игры


атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым танцам и атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону; разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки, ленточки
магнитофон и аудиозаписи

Многими психологами и современными педагогами отмечается влияние музыки на формирование ребенка в дошкольном возрасте. Танец, пение, а также игра на разнообразных музыкальных инструментах способствует активизации мыслительной деятельности, формированию чувства прекрасного в подрастающем поколении. Музыкальные уголки в детском саду способствуют решению задач, которые государство ставит перед дошкольными образовательными учреждениями.

Особенности создания

Для начала проанализируем возможность художественно-эстетического развития детей в дошкольном учреждении. Музыкальные уголки в детском саду - это способ информирования детей и родителей о воздействии искусства на становление эмоциональных качеств малышей. Благодаря музыкальным занятиям осуществляется разностороннее развитие детей, происходит совершенствование навыков устной речи, повышается слуховое восприятие.

Благодаря овладению навыков ритма, ребятам проще будет изучать математические действия во время обучения в школе. В 1,5-3-летнем возрасте дошкольники получают навыки извлечения из несложных музыкальных инструментов звуков, осознанно используют термины «ритм» и «мелодия».

Педагог периодически обновляет музыкальные уголки в детском саду, размещая в них актуальную и полезную информацию.

Формы музыкальной работы в ДОУ

Среди них отметим интегрированные и типовые занятия. Музыкальный уголок в детском саду, оформление которого берет на себя сам музыкальный работник, способствует позитивному настрою малышей на занятие. Воспитатель только сопровождает малышей на занятие, осуществляет функцию организатора.

В музыкальный зал в детском саду ребята приходят вместе с ним. Ритмические и музыкальные игры, прослушивание песен и композиций включается и во время прогулок, экскурсий.

Предметно-пространственная среда группы

Эту функцию выполняют музыкальные уголки в детском саду. Здесь малыши закрепляют материал, полученный в рамках занятия с музыкальным работником. В основе эстетического развития воспитатель использует групповые формы работы:

  • запоминание танцевальных движений;
  • разучивание новых детских песен;
  • знакомство с творчеством отечественных и зарубежных композиторов.

Музыкальные уголки в детском саду по ФГОС должны побуждать воспитанников детского сада к самостоятельному изучению простых музыкальных инструментов, демонстрации своих творческих способностей и возможностей путем сочинения мелодий, танцевальных движений, исполнения песен.

Ребятам нравится придумывать мелодии, исполнять их перед своими сверстниками. Для активизации такой работы, воспитатель старается проводить разнообразные музыкальные игры для детей.

Цели создания уголка музыки в ДОУ

Она заключается в привитии и совершенствовании индивидуальных способностей дошкольников, формирования навыков эмоционального отклика на музыкальные и песенные образы. Воспитатель воспитывает в своих подопечных культуру прослушивания музыки. Как назвать музыкальный уголок в детском саду, решает сам педагог. Желательно, чтобы название перекликалось с искусством. К примеру, можно оформить уголок «Веселые нотки», или создать «Песенную галерею».

Музыкальные игры для детей направлены на формирование логического мышления и усидчивости. Например, в игре «Повтори за мной» малыши под музыку делают такие же движения, что и их воспитатель. Как только музыка прекращается, они должны сесть на стульчики, «спрятаться в свой домик».

Малыши с удовольствием вовлекаются во все музыкальные развлечения в детском саду, становятся их активными участниками.

Результаты психологических исследований свидетельствуют о том, что дети, которые с раннего возраста знакомятся с музыкой, имеют более высокий интеллектуальный уровень, демонстрируют прекрасное логическое мышление.

Музыкальные игры в детском саду организуются не только в рамках занятий, но и при организации праздничных утренников. Мамы и папы с огромным удовольствием слушают песни в исполнении своих малышей, наблюдают за их ритмичными движениями, восхищаются игрой на простейших музыкальных инструментах.

Какие музыкальные инструменты для детей используют педагоги? В первую очередь, это ложки, игра на которых способствует формированию чувства ритма.

Задачи музыкального уголка

Они определяются тематическим и календарным планированием, составляемым воспитателем. Работа уголка согласовывается с музыкальным работником. Вместе учителя выбирают произведения, которые ребята будут прослушивать на занятиях. Музыкальные также подбираются и воспитателем, и преподавателем музыки. В основном они выбираются для конкретных праздников и творческих утренников. К примеру, игра «Собери маме букет» проводится во время праздничного концерта, посвященного празднования в детском дошкольном учреждении 8 Марта. Под музыку дети «собирают цветочки», демонтируя своим родителям танцевальные ритмичные движения.

Музыкальные инструменты для детей часто становятся средством воспитания эстетической культуры, способом знакомства с культурным наследием своего народа.

В музыкальном уголке педагог может размещать дополнительную информацию, благодаря которой дети и их родители узнают об истории появления инструментов.

Учет возрастных особенностей дошкольников

При оформлении музыкального уголка, воспитатель руководствуется не только рекомендациями образовательных стандартов нового поколения, но и возрастными и индивидуальными особенностями своих воспитанников. К примеру, малышам 2-3-летнего возраста будут интересны картинки, которые связаны с музыкой: необычные нотки, красочные музыкальные инструменты. Особенность музыкального развития детей этого младшего дошкольного возраста предполагают формирование элементарных понятий о темпе, ритме, мелодии, звучании и наименовании музыкальных инструментов.

Воспитатель развивает у своих подопечных голосовые данные, внимательность в исполнении и прослушивании материала.

В рамках музыкальных занятий осуществляется формирование чувства ответственности за совершаемые поступки, устойчивой мотивации к работе в коллективе.

Работа в средней группе

С детьми 4-5-летнего возраста музыкальный работник не просто разучивает песни, танцевальные движениями, но и обучает детей игре на простейших музыкальных инструментах, вовлекает их в игровую деятельность.

Например, в рамках занятия, направленного на изучение струнных, духовых, ударных инструментов, дошкольникам предлагается попробовать себя в роли исполнителей определенных ритмичных композиций. В ходе игры воспитатель сначала озвучивает какой-то ритм, затем его пытаются по очереди повторять малыши. Такая методика способствует раннему выявлению музыкальных и талантливых детей, их последующему развитию. Педагог побуждает малышей к импровизации в разнообразных видах музыкальной деятельности: танцевальной композиции, мелодии, напева.

Компоненты работы

В словарный запас дошкольников 5-6-летнего возраста включаются следующие музыкальные термины: форте, минор, пиано, мажор, стаккато, легато. Именно в этот период происходит расширение представлений детей о музыкальной культуре различных народов мира. В музыкальном уголке малыши активно участвуют в инструментальной работе. Например, они разучивают мелодию, и даже пытаются исполнять ее оркестром. Для того чтобы повысить образовательный и воспитательный эффект от подобной деятельности, ребята под руководством своего "дирижера" выступают перед папами и мамами. Безусловно, вовлечение детей дошкольного возраста в совместную работу - это важный аспект формирования у них активной гражданской позиции, следовательно, полное выполнение государственного заказа. Малыши, которые с раннего детства приобретают навыки коллективной работы, ощущают ответственность за свои поступки, что упрощает установление взаимоотношений с другими людьми.

Современные тенденции

Материальную базу музыкального уголка в детском саду пополняют ежегодно. Например, подбираются музыкальные игрушки для самых маленьких детей, для старших дошкольников покупают настоящие музыкальные инструменты.

В последние годы во многих детских садах появились группы для детей 1-1,5 лет. В музыкальном уголке такой группы могут быть разнообразные игрушки: погремушки, неваляшки, молоточки, гармошки, свистульки. Некоторые предметы, которые потом помещаются в «уголок музыки» изготавливаются на занятиях ребятами из старших групп ДОУ.

Привлекает педагог к такому продуктивному творчеству и родителей своих воспитанников. К примеру, коробка от шоколадного сюрприза, наполненная крупой, станет отличной погремушкой, займет достойное место в «оркестре». К такой конструкции нужно лишь прикрепить палочки, и можно получить необычную погремушку для малыша 1,5-2-летнего возраста.

По аналогичной технологии создаются маракасы, для которых потребуются пластиковые контейнеры из-под питьевого йогурта.

Аналог бубна можно изготовить из бутылочных пробок, нанизав их на толстую проволоку. Основой для барабана является широкая банка из-под майонеза. Вооружившись творческой фантазией и бросовыми материалами, можно оригинально оформить музыкальной уголок в детском саду.

Помимо таких самобытных вариантов, в любом музыкальном уголке используются и бутафорские инструменты. Например, их можно нарисовать на плотном картоне либо создать из папье-маше. Безусловно, они не способны извлекать музыкальные звуки, но отлично передают внешние характеристики арфы, рояля, аккордеона, подходят для игровой формы работы. Инструменты бутафорского вида выполняют образовательную задачу, с их помощью у дошкольников формируются представления о подлинных музыкальных инструментах, их предназначении.

Заключение

После модернизации отечественной системы дошкольного образования, внедрения в ДОУ федеральных стандартов второго поколения, одним из приоритетных направлений работы детского сада стало музыкальное просвещение и развитие подрастающего поколения.



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные