Чуваши люди. Внешность чувашей, особенности, характерные черты характера. История народа. Слияние двух типов

ЧУВАШИ, чaваш (самоназв.) – народ в Российской Федерации, титульная нация Чувашской Республики. Живут также в ряде республик и областей Урало-Поволжья – Татарстане, Башкортостане, Самарской, Ульяновской, Саратовской, Оренбургской, Свердловской областях. Значительные группы чувашей расселены в Сибири – Тюменской, Кемеровской областях, Красноярском крае и т.д. (см. табл.). Проживают в государствах СНГ и Прибалтики. В Российской Федерации живут 1637,1 тыс., в т.ч. в Чувашской Республике 889,3 тыс. человек. (см. Расселение чувашей)

24 июня 1920 г. была образована Чувашская автономная область, с 1925 г. – автономная республика. С 1990 г. – Чувашской ССР, с 1992 г. – Чувашская Республика.

Имеются различные гипотезы происхождения чувашей, которые сводятся к следующим концепциям:

1) чувашский этнос сформировался на базе не принявшего ислам земледельческого болгарского населения, расселившегося на правобережье Волги в Присвияжье, Прицивилье, Прианишье и на левобережье в Приказанье и Заказанье, частично ассимилировавшего финно-угров на севере Чувашии. Сторонники теории болгарского происхождения чувашей многочисленны (Н. И. Ашмарин , Н. А. Баскаков, Д. М. Исхаков, Н. Ф. Катанов, А. П. Ковалевский, И. Коев, Р. Г. Кузеев, С. Е. Малов, Н. Н. Поппе, А. Рона-Таш, Б. А. Серебренников, А. А. Трофимов, Н. И. Егоров, В. П. Иванов и др.), хотя придерживаются они различных гипотез о болгаро-тюркской преемственности. Найдено также множество доказательств древних связей предков чувашей с индо-иранским культурным ареалом;

2) сторонники другой концепции считают, что основу чувашского этноса составило финно-угорское (марийское) население, испытавшее сильное культурное, особенно языковое, влияние болгар (Н. И. Воробьев, В. В. Радлов, Н. А. Фирсов и др.);

3) казанские ученые М. З. Закиев, А. Х. Халиков, Н. Н. Старостин и др. выдвинули гипотезу о доболгарской тюркизации средневолжского региона, о начале формирования чувашского этноса на основе тюркоязычных носителей культуры писеральско-андреевских курганов II–III вв. н.э. В разное время появлялись различные другие гипотезы, в т.ч. о происхождении чувашей от гуннов (В. В. Бартольд), от шумеров (Н. Я. Марр) и т.д.

Этнографические группы чуваш:

1) вирьял, или тури (верховые) . Одна из этнографических групп чувашского народа, расселенная в северных районах республики. Как часть группы или подгруппы встречаются среди анат енчи, анатри, а также в диаспоре (Ульяновской, Самарской, Оренбургской областях, Республике Башкортостан, Татарстан). Образование связано с социально-экономическими, политическими изменениями жизни народов Среднего Поволжья и России в целом в историческом прошлом, а начало процесса возникновения восходит к периоду Волжской Болгарии. Вирьял от низовых и средненизовых отличаются своими специфическими особенностями (говором – оканьем, народным устным творчеством, костюмом, музыкальным фольклором и т. д.). Народная культура, включая обряды, древние верования, ближе к горным мари (Республик Марий Эл), основой своей относится к угро-финнскому пласту, но в то же время прослеживаются в ней древние суваро-болгарские элементы. Из среды вирьял еще в XVIII в. вышел ученый и просветитель Е. И. Рожанский, в начале XIX в. – историк, этнограф и писатель С. М. Михайлов-Яндуш , первый профессор из чуваш . В жизни нации народная культура вирьял, как и анатри и анат енчи, выступает с богатым арсеналом. Их диалект, являясь в своем развитии историческим феноменом, способствует обогащению литературного языка. Во второй половине 20 в. идет постепенный процесс исчезновения диалекта.

2) анатри (низовые) . Отличаются своими специфическими особенностями: говором – уканьем, народным костюмом, музыкальным фольклором, устным народным творчеством, обрядами и т.д. Анатри расселены на юге и юго-востоке Чувашской Республики и в диаспоре – различные республики и области Российской Федерации и СНГ. Основными факторами образования анатри явились социально-экономические и политические изменения как в Чувашском крае, так и в Российской империи. Главными причинами оказались бегство от насильственной христианизации и поиски плодородных земель (16-18 вв.). Среди низовых есть так называемые местные (закамские) т.е. не подвергшиеся большим процессам миграции. На их территории встречаются «островки» вирьял, анат енчи, а также подгруппы анатри. Понятие «анатри» связано не столько с георгафическим разделением, сколько с типом людей, их характером, разновидностью культуры и истории. Как термин «анатри» закрепилось в начале 20 в. Язык анатри лег в основу чувашского литературного языка, разработанного создателями новой чувашской письменности ( , В. А. Белилин, С. Н. Тимрясов, А. В. Рекеев, Д. Ф. Филимонов). На территории анатри сохранились древние памятники чувашского рунического письма , произведения малой и монументальной скульптуры. Среди некрещеных чувашей Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Ульяновской, Самарской, Оренбургской областей по сей день живут традиции древней религии – следы зороастризма.

3) анат енчи (средненизовые) . Расселены на севере и северо-востоке Чувашии, встречаются также в Республике Башкортостан и Республике Татарстан, Ульяновской, Оренбургской областях, больше всего в Пензенской, Самарской и Саратовской областях. Исследование диалекта языка остается проблемным: одни считают, что говор средненизовых чувашей является самостоятельным, а по мнению других - переходным между диалектами вирьял и анатри. Вместе с тем фольклор, особенно народное искусство, свидетельствует, что у средненизовых чувашей сохранились древние формы культуры: народный костюм, датируемый 18 в., сложные нагрудные украшения. Археологические и исторические памятники (надгробия, украшения, кольца) подтверждают, что анат енчи даже в 17-18 вв. пользовались руническими письменами и на высоком уровне стоял такой редкий вид искусства, как ювелирная чеканка по цветному металлу. Процесс стирания диалекта анат енчи идет намного быстрее, чем говор верховых. Народное искусство, музыкальное творчество, фольклор, хореография, являясь древним наследием народа, служат богатым арсеналом для развития современной культуры.

Лит.: Ашмарин Н. И. Словарь чувашского языка. Вып. 1–17. Ч., 1928–1950; Илюхин Ю. А. Музыкальная культура Чувашии. Ч., 1961; Сироткин М. Я. Чувашский фольклор. Ч., 1965; Каховский В. Ф. Происхождение чувашского народа. Ч., 1965; История Чувашской АССР. Т. 1. Ч., 1983; Трофимов А. А. Чувашская народная культовая скульптура. Ч., 1993; Культура чувашского края. Ч. 1. Ч., 1994; Салмин А. К. Народная обрядность чувашей. Ч., 1994; Чуваши. Этнографическое исследование. Ч. 1 и 2. Ч., 1956, 1970; Этническая история и культура чувашей Поволжья и Приуралья. Ч., 1993; Иванов В. П. Чуваши. Этническая история и традиционная культура. М., 2000.

По одной из гипотез чуваши являются потомками болгар. Также и сами чуваши считают, что их далекими предками были булгары и сувары, которые когда-то населяли Булгарию.

Другая гипотеза гласит, что данная народность принадлежит к объединениям савиров, которые в далекие времена откочевали на северные земли из-за того, что отказались от общепринятого ислама. Во времена Казанского ханства предки чувашей входили в его состав, но были достаточно самостоятельным народом.

Культура и быт чувашского народа

Основной хозяйственной деятельностью чувашей было оседлое земледелие. Историки отмечают, что этот народ преуспел в земельном деле намного больше, чем русские и татары. Это объясняется тем, что чуваши жили в небольших деревнях, поблизости которых не было городов. Поэтому работа с землей была единственным источником пропитания. В таких деревнях просто не было возможности отлынивать от работы, тем более что земли были плодородны. Но даже они не могли насытить все деревни и избавить людей от голода. Основными взращиваемыми культурами были: рожь, полба, овес, ячмень, пшеница, гречиха и горох. Также здесь выращивался лен и конопля. Для работы с сельским хозяйством чуваши использовали сохи, косули, серпы, цепы и другие приспособления.

В давние времена, чуваши жили в меленьких деревнях и поселениях. Чаще всего они воздвигались в речных долинах, рядом с озерами. Дома в деревушках выстраивались в ряд или кучевым способом. Традиционной избой была постройка пурт, которая ставилась в центре двора. Также встречались избы под названием лась. В чувашских поселениях они играли роль летней кухни.

Национальным костюмом были одежды типичные для многих поволжских народов. Женщины носили туникообразные рубахи, которые украшались вышивкой и различными подвесками. И женщины и мужчины поверх рубахи надевали шупар, кафтанообразную накидку. Женщины покрывали головы платками, а девушки носили шлемообразный головной убор - тухъю. Верхней одеждой служил холщевый кафтан - шупар. В осенний период чуваши одевались в более теплый сахман - поддевку из сукна. А зимой все носили приталенные овчинные шубы - кёрёки.

Традиции и обычаи чувашского народа

Чувашский народ бережно относится к обычаям и традициям своих предков. Как в древности, так и сегодня народы Чувашии проводят старинные праздники и обряды.

Одним из таких праздников является Улах. В вечернее время молодежь собирается на вечернее собрание, которое устраивают девушки, когда их родителей нет дома. Хозяйка с подругами садились в круг и занимались рукоделием, а в это время парни усаживались между ними, наблюдали за происходящим. Они пели песни под музыку гармониста, танцевали и веселились. Изначально целью таких встреч был поиск невесты.

Другим национальным обычаем является Саварни, праздник проводов зимы. Этот праздник сопровождается весельем, песнями, плясками. Люди наряжают чучело, как символ уходящей зимы. Также в Чувашии принято в этот день наряжать и лошадей, запрягать их в праздничные сани и катать детей.

Праздник Манкун - это чувашская Пасха. Этот праздник является самым чистым и светлым праздником для народа. Перед Манкуном женщины убирают в своих избах, а мужчины прибирают во дворе и за двором. К празднику готовятся, наполняют полные бочки пива, пекут пироги, красят яйца и готовят национальные блюда. Манкун длится семь дней, которые сопровождаются весельем, играми, песнями и танцами. Перед чувашской Пасхой на каждой улице ставились качели, на которых катались не только дети, но и взрослые.

(Картина Ю.А. Зайцева "Акатуй" 1934-35 гг. )

К праздникам, связанным с земледелием относятся: Акатуй, Синсе, Симек, Питрав и Пукрав. Они связаны с началом и окончанием посевного сезона, со сбором урожая и приходом зимы.

Традиционным праздником чувашей является Сурхури. В этот день девушки гадали - ловили в темноте овец, чтобы повязать им веревочку на шею. А утром приходили посмотреть на цвет этой овцы, если она была белой, то у суженого или суженой будут светлые волосы и наоборот. А если овца будет пестрой, то пара не будут отличаться особой красотой. В разных районах Сурхури отмечается в разные дни - где-то перед Рождеством, где-то в Новый год, а некоторые празднуют в ночь под Крещенье.

Один из самых многочисленных народов Поволжья, давно стал "своим" в семье российских народов.
Тем любопытнее узнать, что его история и происхождение - предмет ожесточенных баталий историков и антропологов!
Чувашей роднили с самыми разными народами прошлого и настоящего и ни с кем они не имеют прямого родства.
Так кто же они на самом деле?

Народ-невидимка Поволжья

Несмотря на то, что Поволжье находилось на окраине цивилизаций древности, его народы были хорошо известны.
О мордве, марийцах и черемисах упоминают задолго до славян!
О хорошо узнаваемых приметах этих народов пишут Геродот и Иордан, а вот о чувашах-ни слова...

Арабский путешественник Ибн-Фахдлан, в 10 веке подробно описал местные народы, но не увидел чувашей.
Хазарский царь Иосиф, писал своему иудейскому единоверцу в Испании, о подчиненных народах, но снова без чувашей!
И даже в 13 веке венгерский монах Юлиан и известный Рашид-ад-Дин пересекали Чувашию вдоль и поперек, но такого народа не увидели.

Тем ни менее, есть устойчивая версия о том, что чуваши не просто коренные жители этих мест, а даже потомки гуннов Аттилы!

Всадники Аттилы или мирные земледельцы?

Гуннская гипотеза

Традиционно, чувашей считают потомками народа суар-сувар , который был родственен хазарам и булгарам, сложился где-то в степях Центральной Азии и вместе с гуннами пришел в Европу.
Неких савиров, как часть сарматского мира, упоминает Страбон, а в мифах сибирских татар, есть предание о том, как они отвоевали эти земли у народа суар , который ушел на запад.
Таким образом, савиры могли быть одной из восточных ветвей сармат, которые рано встретились с тюрками и гуннами, после чего пришли в Европу под знаменами Аттилы, будучи уже сильно смешанным народом.
После убийства Аттилы и поражения его сыновей с битве с гепидами, при Недао, остатки гуннов ушли в Причерноморье, а оттуда дальше на восток, где смешавшись с аборигенными фино-уграми, стали чувашами.

В доказательство приводится несомненно тюркский язык чувашей и выражено-смешанный монголоидный облик и, в общем-то, ничего больше!


Булгарская гипотеза

Другая версия, выводит чувашей от населения Волжской Булгарии, которая распалась после завоевания ее Батыем и некая часть племени поселилась в нынешней Чувашии.
В пользу версии говорит ДНК-генеалогия - показывая большой процент гаплотипов R1A у чувашей и у булгар, что роднит обоих сарматам.
А вот лингвисты решительно против, так как булгары говорили на типично западно-тюркском языке, который родственен, но сильно отличается от чувашского.
Это двоюродные братья, а не прямые родичи.


Хазарская версия

Есть основания, подозревать сильнейшее хазарское влияние на чувашей: огромное число параллелей у чувашского языка с языком еврейских правителей Хазарии (около 300 сходных слов).
Даже имя верховного божества "Торам" подозрительно совпадает со священной книгой иудаизма.
В 19 веке эта версия была очень популярной

Из Хазарского каганата вынесли чуваши и свой этноним «чуваш». Приобрели они его во времена восстания каваров, когда произошёл раскол среди хазар.
Как известно, восстание каваров произошло вскоре после религиозной реформы кагана Обадьи, возведшего иудаизм в ранг государственной религии.
Восстание это подняли хазары-мусульмане, возмущённые предоставлением привилегий иудаистам и ущемлением их собственных прав.
Именно тогда и произошел раскол хазарского народа на две ветви: на повстанцев, прозванных каварами (от чувашского слова кавар «заговор, заговорщики, фронда») и на мирных хазар, не участвовавших в мятеже и прозванных чувашами (от чувашско-тюркско-иранского джуаш, йуаш («мирные, смирные, тихие»).

Антропология чувашей

Чуваши - обычно обладают смешанными европеоиодно-монголоидными чертами.
Причем преобладают, как ни странно для этого региона, миксы с южными европеоидами , а не в северными, как у мордвы или пермяков.
Европеоидность, в целом, преобладает и типичных монголоидов не более 10% от популяции.
Но внешний вид чувашей довольно узнаваем: небольшого или среднего роста, с темными глазами и волосами, смуглой кожей, широким и уплощенным лицом, небольшими глазами и коротким,широким носом.
У мужчин ослаблен рост бороды и усов, у женщин часто избыточное накопление жира по мужскому типу в районе плеч и живота.
Длинна туловища больше, чем длина ног, форма головы круглая с массивной лицевой частью и слабо выраженным подбородком.

Язык чувашей

При всем влиянии хазарских слов, а также различий письменного языка Волжской Булгарии и чувашского, язык этого народа однозначно признается тюркским и единственным живым языком булгарской группы.


Кто же такие чуваши и от кого произошли?

На сегодня очевидно, что чуваши имеют большую долю гаплотипов индоевропейского населения, причем очень древнего - андроновцев Западной Сибири, которые были предками алтайских скифов и сарматов, а также и авар.
Этот народ рано смешался с ранними тюрками: гуннами, а затем булгарами и хазарами.
Затем к ним присоединились коренные жители Приволжья, близкие к финно-уграм, а возможно и западно-сибирские угры-остяки приняли участие в складывании этого народа.

Из такого коктейля нардов, получился очень смешанный этнос, где явные монголоидные признаки народа сочетаются с тюркским языком, финно-угорскими обычаями и явными влиянием татаро-монголов и хазар на языковую базу чувашей.

Чуваши всегда оказывались на перекрестке народов и цивилизаций. Это сформировало их культуру, но не раз приводило на край гибели. Определяло дружбу с соседями и, вместе с тем, вражду. Побудило создать государство, чтобы затем многократно воссоздавать его из пепла. Судьба этого народа трудна. Равно как путь самой России и других её этносов.

«Чувашское племя до сих пор является нераскрытой страницей истории», - в этих словах известного татарского писателя ХХ века Зарифа Башири схватывается вся суть сложного и даже загадочного происхождения чувашского народа.

Занимательный квест: болгаро-суварские предки

Этногенез по степени запутанности напоминает игру в напёрстки: «кручу-верчу - запутать хочу». Попробуй найти зерно в глубине веков, не перепутав археологические слои исторического пирога. Сегодня мы отправимся вслед за представителями чувашского народа, чтобы познакомиться с их прародителями и проследить жизненный путь этноса.

На северных склонах отрогов Тянь-Шаня, Алтая и в Верховьях Иртыша в III-II веках до н.э. появились племена билу, бугу, чеши и пулей. Они относились к этнической общности огуро-онуров. Эти протобулгарские племена, в свою очередь, являлись представителями западного крыла племён хунну.

Гунны... Да, именно от них ведут свою родословную древние булгары/болгары, сувары и некоторые другие этнические группы - предки чувашского народа. ( мы пользуемся традиционной транскрипцией русских летописей, имея при этом в виду именно «наших», волжских болгар, а не балканских).

В пользу того, что искать знакомые чувашские черты стоит в «европеоидных лицах с незначительной монголоидной примесью» поволжских болгар говорит сходство языка, хозяйства, быта и культуры. Кстати, чувашский - единственный сохранившийся язык болгарской ветви - отличается от всех других тюркских. Он настолько не похож по общим характеристикам, что некоторые учёные вообще считают его независимым членом алтайской языковой семьи.

Центральная Азия

Восток хлынул в Европу. Массовый исход начался с гуннов, увлёкших за собой на запад другие народности. К началу I века н.э. огурские племена воспользовались моральным «правом нации на самоопределение» и пошли своим путём - на запад, отдельно от гуннов. Путь этот оказался не прямым, а зигзагообразным: с севера на юг и обратно на север. Во II веке н.э. огурские племена вторглись в Семиречье (юго-восточная часть современного Казахстана и северного Киргизстана), где и получили в прозвище от местных ираноязычных земледельческих племен этноним сабир (от перс. савар, сувар «наездник»). В результате взаимной ассимиляции с ираноязычными усунями сформировалась протоболгарская этническая общность.

Некоторые исследователи считают, что именно там, в Центральной Азии, в языке предков чувашей закрепляются древнеиранские слова (в современной речи их порядка двухсот). Под влиянием зороастризма формируется язычество народа, а древнеиранское культурное влияние находит отражение в чувашской материальное культуре, например, женских головных уборах, узорах вышивки.

Кавказ и Приазовье

Во II-III веках н.э. болгарские и суварские племена расселяются на правом берегу Нижней Волги, занимают территории Северного Кавказа и Приазовья.

Но, строго говоря, впервые название «болгар» упоминается только в 354 году - в анонимном «Хронографе», писанном на латыни. Широкое распространение получает во время создания «Великой Болгарии» - их первого государственного образования. Этнос уверенно раскручивает новый виток развития - оседлость и становление государственности.

Так волжские болгары впервые обрели родные просторы, где построят первое государство. Но от географического приложения до становления народа ещё почти семь веков испытаний. И не одно «государственное строительство».

Издалека долго - текли они к Волге

В 40-х годах V в. во главе гуннов на 20 лет стал воинствующий предводитель Аттила, объединивший под своей властью племена от Рейна до Волги. Проживавшие в то время в Поволжье предки чувашей оказались в составе «кочующей империи», данником которой была даже Римская. Однако со смертью Аттилы империя распалась.

Оказавшись сначала под властью Западно-Тюркского каганата, болгарские племена продолжили борьбу за независимость. В первой четверти VII века их правитель Кубрат объединил свой народ вместе с суварскими и другими тюркоязычными племенами в союз, получивший название «Великая Болгария». «День независимости» всё-таки наступил - правителю удалось добиться автономии от Тюркского каганата.

Великая Болгария расположилась на территории между Азовским и Каспийским морями. А столицей стал город Фанагория.

Государство 2.0

Смерть правителя Великой Болгарии Кубрата привела к расколу на западную и восточную часть - на два союза племён. Первые, теснимые хазарами, во главе с Аспарухом двинулись на запад, где позднее создали Болгарское царство.

Часть восточных болгар (т.н. «серебряные») в 70-х годах VII века переместилась сначала в верховья Дона, а затем в Среднее Поволжье. Оставшиеся на месте подчинились хазарам.

Теорию о захвате пришлыми восточными болгарами земель местных финнов современные историки оспаривают. Археологи вторят, что к приходу болгар земли и так практически пустовали - именьковское население (славяне, переселившиеся со Среднего Днепра) исчезло ещё в VII веке, а оказавшиеся ближайшими соседями поволжские финны жили изолированно. Среднее Поволжье стало местом активного взаимодействия волжско-финского, пермско-финского населения с проникавшими из Западной Сибири угорскими племенами.

Со временем болгары заняли на Средней Волге господствующее положение, сумев объединить в союз и частично ассимилироваться с местными финно-угорскими племенами (предками современных мари, мордвы и удмуртов), а также башкирами.

К VIII-IX векам у новопоселенцев утверждается плужное земледелие, происходит переход к оседлым формам хозяйствования. Ещё в Х веке знаменитый арабский путешественник Ибн-Фадлан упоминает о том, что булгары активно занимаются возделыванием земли: «Пища их - просо и мясо лошади, но и пшеница и ячмень у них в большом количестве, и каждый, кто что-либо посеял, берет это для самого себя».

В «Рисалии» Ибн-Фадлана (Х век) отмечается, что болгарский хан Алмуш ещё живет в шатре.

Оседлость, земледелие и даже некая экономическая организация… Скорее всего, в конце IX столетия государство Волжская Болгария уже существовало. Оно создавалось в условиях непрекращающейся борьбы с хазарами, что способствовало укреплению единовластия в государстве. В трудные времена правитель опирался на вечную схему: объединить народ общей целью выживания и твёрдой рукой держать основные властные рычаги, в том числе финансовые. Ещё в первой четверти Х века хан Алмуш сосредоточил в своих руках сбор и уплату дани хазарам с подчинённых ему племен Среднего Поволжья.

Вопрос веры

Ещё в первой четверти Х века Алмуш для борьбы с хазарами обратился за поддержкой к багдадскому халифу Мухтадиру, который в 922 году направил в Волжскую Болгарию посольство. Как следствие - большая часть болгар приняла ислам.

Однако племена суваз отказались. Они и сохранили прежнее название «суваз» - чуваш, тогда как оставшиеся в дальнейшем ассимилировались с болгарами.

В то же время нельзя преувеличивать масштабы распространения ислама в Волжской Болгарии. В 1236 году венгерский монах Юлиан называл его могущественным царством с «богатыми городами, но все там язычники». Поэтому до XIII столетия говорить о разделении булгарской этнической общности на мусульман и язычников рано.

С 965 г., после разгрома Русью Хазарского каганата, начинается новый этап развития Волжской Болгарии. Активно идёт территориальная экспансия, в результате которой болгарский этнос «подчинил себе все соседние…» (Аль-Масуди). К концу XII века северная часть государства доходила до реки Казанки, восточная - до берегов Яика и Белой, южная - до Жигулей, а западная включала правобережье Волги. Центром Волжской Болгарии до середины XII века был город Болгар (Булгар), а со второй половины XII до начала XIII столетия - Биляр. Некоторые исследователи отказываются называть эти города столицами, предпочитая именовать их «центры», т.к. считают, что Волжская Болгария была скорее союзом независимых княжеств с отдельными столичными городами.

Сближаются болгарские племена (собственно болгары и родственные сувары), а также интегрируются финно-угры. В итоге ещё до монгольского нашествия в Болгарском государстве формируется более-менее единая народность со своим общим языком чувашского типа.

Русь: только дело и ничего личного

С конца Х века и вплоть до монгольского завоевания наиболее активные отношения развиваются между Волжской Болгарией и Русью. Она ещё не Русь-матушка - отношения не по любви, а вполне себе товарно-денежные. Через Болгарию проходил Волжский торговый путь. Играя роль посредника, она обеспечивала себе приличную выгоду.

Однако партнёрские отношения чередуются с периодами военного противостояния, что было вызвано в основном борьбой за территории и влияние на различные племена.

Сплотиться в военном союзе перед лицом врага-ордынца им так и не удалось, но государства заключают мир.

«Незолотой век» Орды

Настоящим испытанием для Волжской Болгарии стало нашествие Золотой Орды. Вначале мужественное сопротивление народа остановило вторжение. Первое столкновение болгар с монголами произошло после битвы на реке Калка в 1223 году. Тогда монголы отправили в Болгарию пятитысячный отряд, который потерпел поражение. Также успешно были отбиты наступления в 1229 и 1232 годах.

Победа волжских болгар над монголами, по мнению историка Хайри Гимади, имела далеко идущие последствия: «До середины 30-х годов ХIII столетия было задержано монгольское нашествие на Европу». Что касается самих болгар, то они не сомневались, что следующее нашествие будет более серьёзным, беспощадным и ждать его недолго. Поэтому начинаются усиленные работы по укреплению городов. В 1229 году на шесть лет был продлён мирный договор с Владимиро-Суздальской Русью.

Однако в 1236 году болгары не смогли противостоять войску Батыя. Русские летописи так пишут о поражении: «Придоша от восточные страны в Болгарскую землю безбожни татари, и взяша славный Великий Болгарьский и избиша оружием от старца и до унаго и до сущего младенца, взяша товара множество, а город их пожогоша огнем и всю землю их плениша». Монголы разорили Болгарию, разрушили почти все важные города (Булгар, Биляр, Джукетау, Сувар).

В 1241 году монголы превратили Волжскую Болгарию в Булгарский улус Золотой Орды. Причём занятые территории имели особое для них значение: город Булгар до строительства Сарая являлся столицей Золотой Орды, а в дальнейшем стал летней резиденцией ханов улуса Джучи.

Казанские татары

Монгольское владычество вынудило население уйти на север. Одновременно шло усиленное проникновение в Волжскую Болгарию кыпчаков, которые занимая важнейшие посты в управлении улусом, постепенно переходили к оседлой жизни. Уцелевшая болгарская элита благодаря религиозной общности - многие ещё в IX-X веке приняли ислам - постепенно сближалась с пришлыми кыпчаками-татарами в результате чего к XV в. сформировалась народность казанских татар.

В составе дряхлеющей Золотой Орды Булгарский улус подвергался многочисленным набегам. В 1391 и 1395 годах территории была разорены войсками Тамерлана, новгородскими разбойниками и русскими князьями. Довершил опустошение Мангытский юрт князя Едигея (позднее - Ногайская орда). В итоге болгарские предки чувашей как этнос оказались на грани исчезновения, потеряв свою историческую родину, государственность, элиту и этническое самосознание. По подсчётам историков, не менее 4/5 населения было уничтожено.

Чувашская даруга Казанского ханства

После распада Золотой Орды в Среднем Поволжье Улу-Мухаммедом в 1438 году было создано Казанское ханство с центром в Казани. Кроме кыпчако-татар, которые служили опорой правителю, значительную часть населения составляли чуваши, марийцы, мордва и удмурты, являвшиеся основным податным сословием. Также в состав Казанского ханства входила часть башкирских земель.

Большинство чувашей, оказавшихся в составе Казанского ханства, обитала на горной стороне Волги (север современной Чувашии), а также на её левобережье. Поэтому территория восточнее Казани, где они жили, называлась «Чувашская даруга» («даруга» - административная единица в Казанском ханстве).

Поскольку значительная часть феодалов и знати, исповедующих ислам, оставалась в Казани, влияние татарского языка и мусульманского духовенства в этом районе было невелико. На территории бывшей Волжской Болгарии на основе болгарской этнокультуры к концу XV века завершается формирование двух этносов - татарского и чувашского. Если в первом болгарская этничность была практически замещена кыпчако-татарской, то чуваши, по мнению этнографа Раиля Кузеева, «сохраняя архаичный тюркский язык, в то же время развивали культуру, во многих отношениях близкую к культуре финно-угорского народа».

33 несчастья

В составе Казанского ханства чуваши обрели место для жизни. Но жизнь эта была нелёгкой ввиду налоговых тягот. Потомки некогда могущественной Волжской Болгарии обязаны были платить обременительный ясак, привлекались к строительству крепостей, выполняли ямскую, дорожную, постойную и военную повинности.

Но наибольшие страдания чувашскому народу приносила война. Начиная со второй половины XV столетия территория их проживания стала зоной русско-казанского противостояния. Так, по болгаро-чувашской земле татары ходили против русских 31 раз, а русские против Казанского ханства - 33 раза. Наряду с регулярными набегами кочевников-ногаев походы становились настоящим бедствием для населения. Эти факторы во многом обусловили готовность чувашей принять русское подданство.

Продолжение следует

Ссылки

  • Чуваши (этноним) // Википедия

29 Ясачные чуваши (мордва, марийцы, удмурты, татары, русские) - здесь тяглое население Среднего Поволжья, в XVI-XVIII вв. платившее феодальному государству ясак - ренту-налог.

Николаев Г. А. Комментарии и примечания // Никольский Н. В. . - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2007. - С. 411-412

81 Служилые чуваши (татары, марийцы, удмурты, мордва) - в XVI-XVIII вв. разряд мелких военно-служилых людей из волжских народов, несших засечную и военную службы. При Петре I зачислены в разряд государственных крестьян (Указы 1719-1724 гг.).

Николаев Г. А. Комментарии и примечания // Никольский Н. В. Собрание сочинений. Том II. Труды по истории христианизации и христианского просвещения чувашей

Среди зависимого населения встречались и русские крестьяне. По нашему мнению, русские крестьяне в Писцовой книге скрываются под термином «крестьянский двор». Тяглое нерусское население местного происхождения обычно называлось «чювашами», а нерусское население западных областей- «латышами». Крестьянские дворы (русские крестьяне) в хозяйствах феодалов указываются отдельно от «чювашских» и «латышских».

Термин «ясачная чуваша» фиксировал сословную принадлежность: наименование «чюваша» (šüäš), по авторитетному заключению лингвиста Р. Г. Ахметьянова, обозначало «пахаря, земледельца» (Ахметьянов ).

Так называемые ясачные чуваши - бесермены локализовывались на основной территории Казанского ханства, исповедовали ислам и в XV-XVI вв. говорили на татарском языке. Их численность значительно превосходила собственно «татарскую» часть господствовавшего в ханстве этноса.

В июне в Казани начались волнения. «Чуваша арская» (по-видимому, Арские вотяки) приходили в столицу к ханскому двору «с боем на крымцев» и требовали подчинения русским требованиям («о чем де не бьете челом государю»), но правительство оглана Кучака разогнало толпу мятежников - «с ними билися и побили чувашу».

Николаев Г. А. Комментарии и примечания // Никольский Н. В. Собрание сочинений. Том II. Труды по истории христианизации и христианского просвещения чувашей . - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2007. - С. 410

77 Ясак - рента-налог в пользу феодального государства, собираемый с ясачных людей Среднего Поволжья деньгами и хлебом с фиксированной площади земли. См.: Димитриев В. Д. О ясачном обложении в Среднем Поволжье в XVII - первой четверти XVIII веков // Димитриев В. Д. Чувашия в эпоху феодализма (XVI- начало XIX вв.). - С. 241-269.

Николаев Г. А. Комментарии и примечания // Никольский Н. В. Собрание сочинений. Том II. Труды по истории христианизации и христианского просвещения чувашей . - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2007. - С. 416.

80 Служилые новокрещены (чуваши, марийцы, удмурты, татары) - принявшие православие бывшие служилые люди, размещенные во второй половине XVI-XVII вв. в городах Среднего Поволжья и несшие военную службу в городах и уездах. Имели небольшие земельные участки, в некоторых случаях жаловались хлебом и деньгами.

Николаев Г. А. Комментарии и примечания // Никольский Н. В. Собрание сочинений. Том II. Труды по истории христианизации и христианского просвещения чувашей . - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2007. - С. 416.

Чувашенин, принявший мухаммеданство, уже стыдится именоваться чувашенином и говорить по чувашски, а называет себя татарином. «Я не чувашенин, т.е. не язычник», мыслит он: «я татарин, т.е. правоверующий.

Словари

Елистратов В. С. Словарь русского арго (материалы 1980-1990 гг.) . - М.: Русские словари, 2000. - 694 с.

Тришин В. Н. Большой словарь-справочник синонимов русского языка системы ASIS , версия 8.0, 3 июля 2012 г. на 431 тыс. слов.

Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка : В 4 т. / Владимир Иванович Даль. - М.: Рус. яз. - Медиа, 2003.-Т. 4: Р - Ѵ . - 2003. - 688 с., 1 портр.

Дополнительная литература

Чернышев Е. И. Татарская деревня второй половины XVI и XVII вв. // Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы 1961 г. - Рига, 1963. - С. 174-176.

Чернышев Е. И. Селения Казанского ханства. // Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья. Казань, 1971. - С. 282-283.

Исхаков Д. М. От средневековых татар к татарам нового времени. - Казань, 1998. - С. 58-60, 80-102.

Димитриев В. Д. О последних этапах этногенеза чувашей. //Болгары и чуваши. - Чебоксары: ЧНИИ, 1984. - С. 39-43.

Скворцов М. И. Чувашский языковой материал в «Писцовой книге Казанского уезда 1602-1603 годов». // Межязыковые взаимодействия в Волго-Камье. - Чебоксары: ЧГУ, 1988. - С. 89-101.

Список с писцовых книг по г. Казани с уездом . - Казань, 1877.

Список с писцовой и межевой книги города Свияжска и уезда. - Казань, 1909.



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные