Древнерусские и славянские имена. Исконно русские имена - возрождение славянской традиции

Мария, Анна, Петр, Николай, Александр, Андрей, Дмитрий - мы уверены, что эти привычные имена родились в Древней Руси и всегда были исконно русскими.

Однако этимологический экскурс к истокам русской истории может привести к неожиданным открытиям - древние славяне носили совсем другие имена. Пожалуй, ввиду сложных исторических процессов сегодня непросто дать точное определение исконно русским именам.

Многие имена, которые мы считаем русскими, таковыми не являются - они пришли в Россию вместе с христианством.
Однако история страны, как и история исконных русских имен, началась гораздо раньше…
В те далекие века на Руси имя человека было его своеобразной приметой, или меткой характеристикой.
Оно могло многое рассказать о человеке, отражая его социальный статус, уровень положения в семье, определенные черты характера, его внешние приметы и даже профессию.
Возможно, имена далеких предков воспринимались бы в наше время как прозвища, однако обычаи древних славян давали им полноценный статус имен.
Эти имена, часто непривычные для нашего слуха, многое могли сказать об их владельцах - вслушайтесь в выразительное звучание имен
Храбр, Черныш, Умник, Кудряш, Селянин, Досада, Добрава, Прекраса, Богдан, Любим, Мороз, Зима и даже… Дурак.
Часто детей называли именами, вышедшими из животного и растительного мира - Волк, Трава, Ветка, Заяц, Корова, а в больших семьях имена иногда происходили от числительных (Первой и Перва, Третьяк, Четверуня, Семак, Пятак, Девятко).
Эти имена наших далеких предков были пронизаны поэзией древнего язычества и безграничной верой людей в силы природы и судьбы.
Языческая религия подарила жизнь именам, посвященным древним божествам славян - Ярослав (Ярилу славящий), Яромил, Велеслав, Лада.
Однако со временем языческая религия уступила место христианству, и на Древнюю Русь пришли новые имена, принесенные скандинавскими варягами и имеющие византийские, древнегреческие и еврейские корни.
В частности, Великий Киевский князь Володимир, после своего крещения в Константинополе, стал зваться Василием.
Это имя, которое большинство из нас считает исконно русским, стало одним из первых христианских имен на русской земле.
Одновременно с насаждением христианства и подавлением языческой веры к славянам пришли имена, дошедшие до наших дней, и имевшие, в свою очередь, глубокое значение
- Елена (светлая), Виктор (победитель), Георгий (земледелец), Татьяна (устроительница), Никита (победитель), Софья (мудрая), Евгений (благородный), Алексей (защитник), Андрей (мужественный).
Таким образом, привычные слуху русские имена Татьяна, Петр, Мария, Николай, Александр не были исконно русскими, но оказались привнесенными из других языков и культур.
Тем не менее, исконные русские имена, овеянные православными традициями и дававшиеся ребенку при крещении, такие,
как Ольга, Игорь, Олег, Любовь, Ярослав, Святослав, Ярополк, были популярными у древних славян и дошли до наших дней, получив свое второе рождение.
В наши дни, с возникновением моды на старинные имена, имена, русские православные имена звучат все чаще.
Исконно русские имена, родившиеся в славянской культуре, имеют добрые значения, понятные каждому из нас:
Владимир - владеющий миром, Людмила - милая людям, Святослав - священная слава, Всеволод - всем владеющий, Милица - милая, Богдан - Богом данный, Злата - золотая, Ярослав - Ярилу славящий.
В наши дни мы обращаемся к истокам русской истории, вспоминая чудесные имена древних славян, ставшие ее частью.
Все чаще молодые родители называют детей звучными славянскими именами, наполненными глубоким смыслом и обещающие нашим детям добрые судьбы.

Сколько русских людей в России носит исконно русское или славянское имя

Самое привлекательное и бесконечно интересное для человека слово - его имя. Но многие практически ничего не знают о значении русских и славянских имён. Более того, не знают, за незначительным исключением, и самих русских и славянских имён. В этом вопросе много веков царит искусственно созданная чехарда.

Возьмите любой словарь-справочник так называемых «русских имён» - и вы найдёте там русского едва ли не один процент. Общеупотребительные сейчас имена Елена, Ирина, Анна, Раиса, Виктор, Семён, Илья, Вениамин, Николай, Пётр, Павел, Сергей, Андрей, Алексей, Александр, Дмитрий - не русские.

Доходит до того, что, например, в словаре «Славянская мифология от А до Я» (изданном под патронажем Н.И.Толстого) одним из персонажей славянской мифологии объявлен... Иуда (ему посвящена обширная статья). Воистину, всё поставлено с ног на голову! Те, кто читали этот словарь, - вы действительно думаете, что Иуда - изначально славянский персонаж?

Древние египтяне считали, что имя тесно связано с индивидуальностью. Безымянное существо не могло быть представлено богам. В дохристианском мире, где были обожены все явления природы, всё, населяющее её, все вещи, ни одна сотворенная вещь не существовала без имени.

Человек, не имевший имени, с точки зрения божественных сил находился в худшем положении, чем самый ничтожный неодушевлённый предмет. Увековечение имени отца (деда, ближайших родственников) - первейший сыновний и родовой долг. А содержание гробниц в хорошем состоянии, позволявшем прочесть имена тех, кто лежит в них, считалось в Древнем Египте одним из самых похвальных деяний.

Имя человека вечно. Не случайно мы поминаем по имени даже умерших очень давно, тех (пращуров), о ком почти ничего не помним, кроме имени. В Упанишадах сказано: «Когда умирает человек, то что не оставляет его? - имя. Поистине имя - бесконечно... с его помощью он обретает бесконечный мир».

Бог создал людей, разделив их по племенам и национальностям; каждый созданный Богом народ хранил-охранял ядро своей культуры, свои верования, неприкосновенность генетического кода своего рода-племени.

Одним из сильных защитных средств против любого инородного вторжения, изменяющего генетический аппарат, разрушающего устои и цельность сознания, было национальное поименование, прозвание людей словами из родного языка. Даже слова самого «низкого» ряда, как это ни парадоксально, защищали род и народ от утраты самосознания, а значит, от гибели, - не говоря уже о возвышенных, полных энергии, силы, духовно обязывающих именах, которых было немало.

Каковы же эти заветные славянские и русские имена? Здесь не только известные Владимир, Святослав, Борис, Владислав, Всеволод, Вячеслав, Глеб, Мстислав, Ростислав, Юрий, Ярополк, Светлана, Людмила, но и имена, отлучённые от нас христианством; сейчас они будто «страны незнаемые» - имена, которые мы нынче читаем почти как иностранные: Борислав, Боян, Брячислав, Богумир, Бравлин, Буривой, Вратислав, Вышан, Вратимир, Всеслав, Вышеслав, Годимир, Гостята, Гостомысл, Гремислав, Даброгез, Дакша, Дорож, Дарослав, Дер-жикрай, Добрава, Добровит, Добромир, Доброслав, Драгомир, Дружина, Еруслан, Ждан, Жданимир, Ждислав, Завид, Званимир, Звенец, Звенислав, Земомысл, Зоремир, Истр, Мстислав, Исток, Искра, Истома, Избава, Коловрат, Кресимир, Крепимир и многие другие, которые вы найдёте в настоящем «Словаре». Эти имена, большей частью, имеют достаточно чёткую семантику и привычную структуру.

В Древней Руси существовала культура имени. У простого народа принято было до года, трёх или семи лет (в разных регионах славянско-русского мира свои традиции) скрывать имя ребёнка от злых сил, нечисти, сглаза, смерти, так как оно - своеобразный код: кто им владеет, тот обладает влиянием на носителя имени. Вспомните: знание имени позволяло творить заговоры, наводить порчу. А младенец со своими ещё не окрепшими душой и сознанием не был способен противостоять злу, защитить себя.

Поэтому детей до поры называли «временными» именами: Первой, Третьяк, Малыш, Мальчик, Мужик, Меньшой, Большой, Баба (похож на бабушку), Дед (похож на дедушку), Семя; Незван, Зван, Ждан, Неждан, Найдён, Прибыток - в зависимости от обстоятельств рождения; Крикун, Горлан, Молчун, Сопелка, Будилко, Плакса, Спячий, Говорун, Пивень, Соловей, Кукушка - в зависимости от поведения младенца; Краден, Куплен, Ненаш, Нехорош, Некрас - обманные имена; Смерть, Мара, Марья, Вук, Волк, Медведь - обманные имена для устрашения злых духов и т.д.

При обряде первого пострижения волос в год, три, семь лет человеку давали новое, постоянное имя. К этому времени он уже успевал как-то проявить себя, свой характер, и имя предка получал соответствующее: если был воинственный - имя предка-героя, если добрый и ласковый - имя мирное, нежное, любовное. При этом происходил особый священный ритуал очищения ребёнка огнём костра или печи. Обряд совершала одна из старейших женщин рода. Помните сказочки для детей, где Баба Яга (прародительница) на деревянной лопате для выпечки хлебов «перепекает» дитя, трижды на мгновение всовывая его в огромную печь? В них отражён древний ритуал. Увы, вследствие постепенной демонизации национальных образов христианизированным сознанием ныне Баба Яга представляется нам безобразной злой колдуньей.

Бывало, имя меняли и при достижении совершеннолетия, вступлении в воинский возраст, при переходе в волхвы, при выздоровлении от тяжёлой болезни или другом вызволении из лап смерти. Но иногда «временные» имена по каким-то причинам оставались с человеком навсегда, порой даже при новом имени, как уточнение: Тонкой Скоморох, Субота Остёр, Семерый Наливайко. Встречались случаи, когда у человека было три имени: Первой Добрыня, зовомый Чернобровец...

Меняли имена женившихся в старости (вступавших в брак более четырёх раз, как превысивших «законное» количество браков для одной жизни). В переименования вкладывали мистический смысл: иное имя - иная судьба.

Существовали и определённые запреты. Нельзя было дублировать имя живущих в доме (поэтому чаще обращались к именам дедов и прадедов). Избегали присваивать имя умершего ребёнка народившемуся. Чаще давали «дедне» имя, так как считалось, что судьбу человек выбирает через поколение. Позже - в средние века и в ХVIII-ХIХ веках - нарекали детей и отеческими именами.

Всё изменилось с воцарением на Руси христианства: переписывались или уничтожались летописи и литературные памятники, напористо вытеснялись национальные имена. На Русь хлынули мёртвые (большей частью) имена из мёртвых языков (древнееврейского, древнегреческого, латыни), принадлежавшие христианским мученикам и пророкам: Нафанаил, Евстропия, Агафангел, Малахия, Илирия, Гликерия, Мастридия, Иегудиил, Мисаил и т.д. (посмотрите на перечень имён, внесённых в дореволюционный церковный календарь). Имена-пришельцы были объявлены правильными, а отеческие прозванья - неправильными.

Славянские природные имена стали называть «неблагочестивыми», «еретическими», «языческими», «бесовскими», «сатанинскими», «волчьими» и т.д. Предки русских людей, родители, история рода и народа, их сознание, традиции отодвигались на необозримо дальний план. В церковный календарь - «святцы» - входило менее двух десятков славянских имён, в то время как чужесловных - еврейских, греческих, римских - сотни...

Древнерусские, древнеславянские имена, с их древнейшими, общеиндоевропейскими ещё корнями (каждое из них, будучи целевой мантрой, имело особый сакральный смысл, произнесение его влекло за собой на тонком, мистическом уровне конкретные последствия), были заменены на византийские и иудейские, несущие другую суть и судьбу.

Посудите сами: нужно ли было (и если нужно, то кому и зачем) родные исторические имена Богша, Богун, Богунка, Богуш, Бож, Богдан, Божедар, Боголеп, смысл которых совершенно ясен, менять на того же значения еврейские имена Анания, Варахий, Елезар, Иезекииль, Иеремия, Иоаким, Иоанн, Иоиль, Малахия, Мануил, Мисаил, Михаил, Михей, Нафанаил; или, соответственно, на греческие - Амвросий, Диодор, Диодот, Дорофей, Досифей, Иерофей, Матфей, Минсифей, Тимофей, Феаген, Феогнид, Феогнос, Феодор, Феодорит, Феодосий, Феодот, Феодох, Феоктирист, Феоктист, Феона, Феопемит, Феопрепий, Феостирикт, Феотекан, Феофил, Феспесий, Христофор (все перечисленные примеры «иноземных» имен заимствованы из дореволюционных «святцев»)?

Стоит ли удивляться, что, несмотря на старания церкви, многие из этих имён - звуковых монстров - народ так и не принял. Замена была чисто идеологического свойства. Цель её - уничтожение русских и славянских имён как части национального самосознания.

Идеологи христианства писали, что переводное имя (тот же смысл, но на чужом языке) «в очарованиях теряет силу». Перестав очаровывать нас мощным богатством родных созвучий и привлекать ясным прозрачным смыслом, имя перестаёт быть «Словом Силы», превращается в холодный знак условности, официоза, не несущий ничего родного, милого сердцу.

Эти чисто механические имена с таким же успехом можно заменить и лагерными номерами (а ныне - налоговым кодом или кодом пластиковой карточки), что происходило (и происходит!) в миллионах и миллионах случаев. Обезличенные люди ещё более обезличивались и представали перед Богом «в светлом пространстве неба» чужими (иноимёнными) или безымянными жертвами сил разрушения.

Церковное имя выбирать было нельзя, оно «устанавливалось» в зависимости от дня рождения. При этом «установление» имени воспринималось как нечто фатальное и потому могло нести счастье, а чаще (имя мученика) - несчастье имянаречённому.

Получалось, как у Гоголя в повести «Шинель»: «Родительнице предоставили на выбор любое из трех...: Мокия, Соссия, или назвать ребенка во имя мученика Хоздазата. "Нет, - подумала покойница, имена-то все такие". Чтобы угодить ей, развернули календарь в другом месте; вышли опять три имени: Трифиллий, Дула и Варахисий, "Вот это наказание, - проговорила старуха, - какие всё имена; я, право, никогда и не слыхивала таких. Пусть бы еще Варадат или Варух, а то Трифиллий и Варахисий". Еще переворотили страницу вышли: Павсикакий и Вахтисий... "Уж если так, пусть лучше будет он называться, как и отец его. Отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий". Таким образом и произошел Акакий Акакиевич».

Бедная женщина, забитая насаждаемой интервентами иностранщиной, решила вернуться к давней традиции. Однако в XIX веке эта почва уже была заражена, отчие и дедние славяно-русские имена ещё раньше вытоптаны, выкорчеваны из памяти и сознания последующих поколений потомков, и Акакий Акакиевич стал двойным, а если вспомнить «третье имя - в пространстве неба», - то и тройным мучеником на этой Земле, что Гоголь и показал всей мощью своего таланта.

Имя очень информативно. Оно говорит о задачах и возможностях человека, является защитой своего носителя, частью его биологического и астрального кода. Имя может вдохновить человека и подвигнуть его на великие дела, а может заставить страдать, мучиться.

«Псевдонимы» мучеников христианского интернационала наводнили русскую землю. Выбор этих «псевдонимов» создал целый народ-мученик - от крепостного права до советских лагерей, расказачивания, раскулачивания, раскрестьянивания. Волна мученической участи захлестнула и самоё церковь (некогда «огнём и мечом» искоренявшую Русь, нередко уничтожавшую вместе с именами и их носителей): тысячи священников были погублены, церкви порушены или превращены в склады, а в монастырях разместили колонии заключённых (как это было, например, в Соловках, в Суздале, где могила князя Пожарского) или, в лучшем случае, детские дома.

В сознание потомков богатырей, которым Бог дал самую обширную в мире землю, внедрялась мысль: надо повторить путь мучеников, быть рабами. В итоге люди оказались рабами, но не Божьими, а рабами наводнившего Русь интернационала - и далеко не только христианского. До революции была в ходу ироническая присказка: мама - турок, папа - грек, а я - русский человек.

Имя - тонкотканная материя - несёт в себе судьбоносные закономерности. Есть примеры того, как в христианской Руси имена мучеников нашли своих носителей. Жизнь простого народа, не попадавшую в летописи, на протяжении поколений проследить трудно, а имена князей, царей и их судьбы известны.

Какое-то время среди царских имён оказалось популярно имя Иоанн (по-русски - Иван). Сам Иван Грозный был сиротой, еле выжил. Его сын Иван погублен (не все верят в историю убийства царём разумного и подходящего наследника престола). Иван - сын Марины Мнишек, прозванный «ворёнок», повешен пяти лет от роду.

Брат Петра I, Иван Алексеевич, соправитель на троне, был предан забвению и сгинул. Младенец царь Иоанн Антонович царствовал всего несколько дней, и когда в результате дворцового переворота на троне оказалась Елизавета Петровна, младенец был отправлен в крепость, где впоследствии умерщвлён. Больше Иоаннами цари наследников не называли. ...

Пётр I, предполагают, умер не своей смертью. Внук его - подросток Пётр II - внезапно умер якобы от простуды. Пётр III, царствовавший около трёх лет, был низложен Екатериной II и позднее убит. Больше Петрами цари наследников не называли.

С Алексеями, после отца Петра I, тоже происходили несчастья: сын Петра I, Алексей, названный «дедним именем» и воспитанный консервативными боярами, был казнён отцом. А спустя два века Николай II нарёк своего сына Алексеем. Его гибель (вместе с семьей) стала гибелью всей династии...

Александр I, победивший европейский интернационал и запретивший масонство, то ли умер, то ли тайно ушёл в мир и сгинул. Александр II Освободитель убит террористами. Александр III, разумный и толковый правитель, умер загадочной смертью в расцвете лет.

Чудовищные гибели-убийства Андрея Боголюбского, царевича Дмитрия, Павла I раз и навсегда отбили у царей охоту называть наследников Андреями, Дмитриями, Павлами.

Замещение родных имён произошло не сразу. Долгое время (до XIV, а в отдельных случаях - до XVII века) русским давали и «дедние» имена и прозванья, определяемые как «мирские», «русские», «княжеские» («княже»), «природные», «прирожденные» («прироком»), «нареченные» («реклые», «рекомые», «зовомые», «назвищем», «глаголемые», «сиречь»), - и христианские, или «молитвенные».

Народ сопротивлялся христианизации, тяжело расставаясь с природными именами, но с церковью тогда спорить было опасно.

Природные имена употребляли повсеместно, а пришлые христианские - в деловых бумагах, государственных грамотах, указывали при смерти, чтоб была возможность поминать усопших в церкви. Но из памятников письменности видно, что ещё в ХIII-ХIV веках поминали и по природным русским именам. Общение с умершими велось с помощью «окличек» и поминальной трапезы. Церковь, будучи не в силах искоренить эти дохристианские обычаи, переняла их и теперь использует как свои. В то же время народные поминовения христиане осуждали:

В детстве многие читали «Сказку о царе Салтане...» Пушкина. Не встречая в жизни экзотического для XX века имени Салтан, многие думали, что и оно - сказка. Но в ХV-ХVII веках десятки Салтанов жили на юго-западе Руси. Пушкин изучал историю не по современным учебникам.

Мы были уверены: нерусские имена - Ратмир, Ратман, Несмеяна, Милонега... А Иван - нас убеждали - еврейское имя (из «Иоанн»). В то же время евреи Иванами своих детей почему-то не называют. А русские, которым по святцам выпадало Иоанн, - лукавили охотно, заменяя чуждое сочетание звуков на родное древнее «Иван» (распространенный индоевропейский вариант «Ван»). Вани, Ванюши - повсеместны на Руси. Были целые сёла - сотни Иванов, но не Иоаннов.

Мария - еврейское имя. Но у славян было своё подобное: Мара, Марья, Мор - «смерть». Славяне давали малышам (до первого пострига) и обманные «охранительные» имена: Смерть, Марья, Волк, Вук...

Очень точно подмечено: имя может быть «непосильно величественным» для «этого времени». Непосильно величественными кажутся сейчас имена Остромир, Осмомысл, Земомысл, Держикрай, Бравлин, Буривой, Звенислав, Мстислав, Коловрат, Судислав, Творимир. Рядом с ними неуместен жаргон, примитивизирующий русский язык, со словечками «блин», «чувак», «придурок», «клёвый» (и ещё похлеще!). Другое дело, если сказать: «Витька, Сёмка, Тёмка... - чуваки»; «Антошка, пошли копать картошку»!

Нынче многие русские - увы! - утратили чутьё на родные слова, родные имена, не говоря уже о древних смыслах родокоренных понятий. Этому предшествовала и способствовала постоянная - из столетия в столетие - фальсификация русской и мировой истории. Воинственное вытаптывание унифицированными подошвами всего самобытного во всех странах не проходит бесследно, и вот уже униформа, камуфляж выдаются за «общечеловеческие ценности». А имя - часть национального сознания (и очень тонкая часть!) и судьбы народа.

Пока пользуешься церковным календарём, кажется, что славянских имён до нас дошло мало, но стоит вникнуть в памятники письменности - летописи, письма, договоры, купчие, берестяные грамоты и записки, надписи на монетах, мечах, пряслицах, корчагах, братинах, камнях, крестах и т.д., - как видишь море разливанное разнообразия имён и прозваний русских и славян.

В последнее время, возвращается тяга русских людей к исконно славянским именам. Хотя пока их не так много в общем числе, всего лишь 5 процентов.

Краткий список древних русских и славянских имён

Как считается во многих культурах, имя, данное человеку при рождении, в какой-то степени определяет его дальнейшую судьбу. Это поверье было распространено и среди древних славян, о женских именах которых мы и поговорим ниже.

Традиции имянаречения в Древней Руси

Столь благоговейное и серьезное отношение к имени приводило зачастую к тому, что человека нарекали дважды. Одно имя было всем известным и служило только для коммуникации, тогда как другое, подлинное - не выдавалось никому, кроме самых близких людей, родственников и друзей. Старорусские женские имена подбирались также в соответствии с этим правилом. Сохранение их втайне помогало уберечь девушек от влияния злых духов и вредоносного колдовства. При этом нередко первое имя было, как его сейчас называют, отрицательным. То есть оно отражало какие-либо негативные черты или понятия. К этому типу относятся такие старорусские женские имена, как Злоба, Некраса, Крива и так далее. Считалось, что если называть девочку так, то от нее как раз и отойдет свойство имени. А в жизни возобладает противоположное, положительное значение. Давали это имя при рождении. Второе имянаречение происходило по достижении ребенком совершеннолетия (по древним стандартам). То есть это наречение являлось частью инициации человека во взрослую жизнь, в социум. Подбиралось же имя чаще всего на основании личностных качеств, которыми обладала девочка. В пример здесь можно привести такие старорусские женские имена, как Веселина и Голуба.

Источники имен

У славян было огромное множество имен. В общем и целом все известные сегодня старорусские женские имена, как, впрочем, и мужские, можно разделить на пять групп. К первой относятся те, что являются названиями представителей животного мира или растений. К примеру, согласно этому принципу, девочку могли назвать Щукой, Лебедой и так далее. Вторая группа включает список старорусских женских имен, представляющих собой числительные. То есть девочку могли назвать порядковым номером ее рождения в семье - Первуша, Осьмая и др. Третья группа предполагает, что имя давалось ребенку в честь какой-либо богини. К примеру, в честь богини красоты малышку могли наречь Ладой. Четвертый тип включает в себя имена, основанные на личностных качествах человека. Примеры такого типа мы приводили выше. Ну и наконец, пятая группа - это наиболее красивые старорусские женские имена, поскольку состоят они из двух основ. Что делает их особенно емкими, звучными, замысловатыми и наполненными глубинным значением. Яркими примерами могут послужить здесь имена Ярослава, Тихомира, Радимира. От этой группы путем трансформации и сокращения произошла подгруппа более простых имен. Святоша, Милонега, Ярилка - типичные примеры такого рода. Из всех перечисленных групп свободно выбирались старорусские женские имена для ребенка, хотя гипотетически на выбор могли оказывать некоторое влияние волхвы.

Старорусские имена после христианизации

Церковь, расширяя свое влияние в славянских землях, истово боролась со всем языческим. Неудивительно поэтому, что после христианизации большая часть исконных русских имен была забыта и замещена греко-римскими и еврейскими вариантами. Существовали даже списки имен, запрещенных церковью и подлежащих забытью. В первую очередь, в него входили, конечно же, имена языческих богов (Лада, к примеру). Кроме того, запрещались к употреблению те, которые носили лидеры языческой оппозиции. Это делалось для того, чтобы память о них была стерта. Ведь если никто не назовет в честь опального волхва ребенка, то после смерти героя оппозиционеров никто и не вспомнит. К сожалению, сегодня исконные славянские имена в России очень редкие. Старорусские женские имена, как и мужские, до сих пор не вышли из тени. Хотя на смену традиционным христианским вариантам пришли советские, а теперь активно проникают и западноевропейские формы.

Старорусские женские имена и их значения

Ниже мы приведем перечень основных славянских женских имен. Из-за веков забвения до нас дошли далеко не все старорусские женские имена. Полный список поэтому составить не получится. Но и тех, что остались, будет вполне достаточно для нашей статьи.

Б

Бажена. Это имя означает желанного ребенка.

Белослава. Имя, состоящее из двух основ - «белая» и «слава». Соответственно, значение его - "белая слава".

Берислава. Означает «берущая славу».

Благослава. Означает женщину, прославляющую благость, доброту. Можно сократить до Благана, Благина.

Богдана. Буквально значит «данная богом». Сокращенная форма - Божена.

Божидара. Почти то же самое, что и Богдана, только не данная, а подаренная богом.

Болеслава. Это красивое имя надо понимать как «прославленная».

Борислава. Так называют женщину, борющуюся за славу.

Бояна. Этим словом в старину называли сказителей, рассказывающих легенды и мифы.

Братислава. В основе имени два корня: «бороться» и «славить».

Бронислава. Означает "защитница славы".

Брячислава. Первый корень в имени близкородственен по смыслу современному глаголу "бряцать". Соответственно, значение имени - "бряцать", то есть "славить на музыкальном инструменте".

В

Велимира. Имя, происходящее от понятия «большой мир».

Велислава. Буквально - "наиславнейшая". Сокращенные варианты: Вела, Величка.

Венцеслава. «Увенчанная славой» или «носящая венок славы».

Вера. Сохраненное традицией имя. Не нуждается в переводе.

Веселина. Говорит о жизнерадостности и веселом нраве своей носительницы. Женская форма имени Веселин. То же значение имеет имя Весела.

Г

Горислава. Означает «горящая в славе».

Градислава. Данное имя означает женщину, охраняющую славу.

Гранислава. Буквальный смысл - "улучшающая славу".

Д

Дарена. Обозначает «подаренная». Дарина, Дара - сокращенные варианты этого имени.

Добромила. Очевидно, говорит о доброй и милой женщине.

Драгомира. Буквально - "та, что дороже мира".

Доброслава. Данное имя может трактоваться как «прославляющая доброту». Альтернативное значение - "добрая слава".

Ж

Ждана. Имя означает ожидаемое дитя.

З

Звенислава. На современном русском языке означает «оглашающая славу».

Златоцвета. Сокращенная форма - Злата. Очевидно, что семантически коррелирует с золотым цветом.

И

Искра. Происходит от слова «искренняя».

Истома. Говорит о томлении. Как предполагается, отражает факт тяжелых родов ребенка.

К

Казимира. Это имя сегодня распространено в Польше. Означает «показывающая мир».

Красимира. "Прекрасная и мирная женщина" - так это имя понимают сегодня. Сокращенно будет Краса.

Л

Лада. Имя богини красоты, любви, брака и мира.

Любовь. Имя, и сегодня популярное в России. Известна также форма Любава. В комментариях не нуждается.

Любомира. Говорит о том, что носительница имени любит мир.

М

Малуша. Другая форма - Млада. Означает маленькую или младшую.

Милана. Означает просто милую женщину. Известны также такие формы, как Милена, Милава, Умила, Милица, Милада.

Мстислава. Означает женщину, прославляющую месть.

Мирослава. Так называется женщина, прославляющая мир.

Н

Надежда. Известна также форма Надежа. Достаточно известно и сегодня имя.

Некраса. Яркий пример «отрицательного» имени. Означает некрасивую женщину.

П

Путислава. Значение имени - "славящая разумно".

Путимира. Это имя состоит из двух основ: «мир» и «пут» (означает "разум"). Соответственно, его можно понять как «женщина, имеющая мирный разум».

Р

Радислава. Переводится как «заботящаяся о славе».

Радмила. Так называется милая и заботливая женщина.

Родислава. Это имя означает «прославляющая род».

С

Светислава. Имя, которое означает «прославляющая свет». Альтернативная форма - Светослава.

Светлана. Распространенное и в наши дни имя. Говорит о душевной светлости своей носительницы.

Светозара. Буквальное значение - озаряющая светом.

Станимира. Имя, которое переводится на современный русский как «устанавливающая мир».

Т

Твердимира. Очевидно, имя происходит из словосочетания «твердый мир», что можно также понять как «твердыня мира».

Твердислава. Похожее на предыдущее имя, но со сдвигом от понятия «мир» к понятию «слава».

Творимира. Так называется женщина, которая создает, созидает мир.

Ч

Часлава. Означает женщину, чающую, то есть ожидающую славы. Другая известная форма этого имени - Чеслава.

Чернава. Так называют черноволосую или смуглую женщину. Другая форма имени - Чернавка.

Я

Ярослава. Это имя не забыто и сегодня, хотя и встречается преимущественно в мужской форме. Означает женщину, прославляющую Ярило - бога солнца.

Яромира. Толкование имени дает понятие о солнечном мире или о мире Ярилы.

Любопытнейший факт: как много того, что мы считаем родным, нашим, по происхождению оказывается заимствованным. Возьмем, к примеру, такие "исконно русские" имена, как Ольга (скандинавское), Екатерина (греческое), Мария (древнееврейское) или Вадим (заимствованное из арабского), Павел (латинское)... Дело в том, что с принятием христианства на

Руси изменилась и традиция наречения. А до этого на состав имен влияли варяги - отсюда и большое количество скандинавских по происхождению (Игорь, Олег).

Истинно надолго оставались позабытыми. Ведь детей после крещения Руси называли не произвольно, не по выбору, а по святцам. Исконно русские имена вытеснялись "новомодными" христианскими - греческими, латинскими, еврейскими. И лишь недавно стала возрождаться традиция наречения детей "по-славянски". Каковы же эти исконно русские имена? В первую очередь они содержат "прозрачную" этимологию. То есть значение их нам понятно без дополнительных толкований. К примеру, Людмила, Светлана, Владимир, Велимир. С корнем "-слав" (известный, славный) существует большое количество имен. Это не только знакомые нам Владислав, Святослав, Ярослав. Это и Венцеслав, Изяслав, Ратислав, Переслав. И женские: Мирослава, Путислава, Богуслава, Ведислава. содержат и другие значимые корни. К примеру, "яр" - от славянского Ярина, Ярослава, Яромир (-а), Яромил, Светояр, Ярополк. С корнем "свет" известны такие исконно русские имена (восточнославянские): Светополк, Светозар, Светомир, Светогор, Пересвет, Светолика, Светослава...

Называя младенца, наши далекие предки старались подчеркнуть

какую-либо черту. Поэтому малыши имели временные имена - скорее, прозвища, которые впоследствии - через много столетий - становились фамилиями: Молчун, Неждан, Первой, Третьяк. Лишь позже, при обряде стрижения волос, то есть когда малышу исполнялся год, три года, его нарекали заново. Существовали и традиции смены имени. К примеру, после достижения совершеннолетия, после выздоровления, после вступления в брак в зрелом возрасте. Считалось, что имя несет в себе судьбу. Кроме того, существовали определенные запреты. Нельзя было называть ребенка именем живущих в доме членов семьи или умерших старших детей. Издавна повелась традиция называть "по деду", так как считалось, что доля передается через поколение. Какие же еще исконно русские имена можно вспомнить? Конечно же, с корнем "бог" ("бож"): Богдан, Божен, Боголюб, Богумил (-а), Божидар... Много было имен и с элементом "благ": Блажен, Благомир, но чаще с восточнославянским "добр-": Доброслава, Добромир, Добромил, Добронрав, Добрыня. Распространен был и корень "люб": Любомир, Любослав, Любомысл, Любим, Любава.

Исконно русские имена несли положительный посыл, ярко позитивные коннотации. Поэтому чаще всего выбирались с добрым, светлым значением. Полные русские имена чаще всего состояли из двух частей. Следует вспомнить и такие замечательные антропонимы, как Радослав, Радмир, Радосвета, Лада, Милана, Милена, Милорад, Милован. А также более поздние (поскольку содержат старославянское неполногласие) Златомир, Злата, Златояр, Златогор. Популярны и сегодня исконно русские или Ростислав, но достойны внимания и такие забытые, как Забава, Боян, Сиян, Добрава.

Имя для каждого человека имеет огромное значение, оно несет в себе всю любовь родителей и накладывает отпечаток на формирование характера ребенка. Древние славяне чаще всего давали имена, состоящие из двух слов, в них вкладывался глубокий смысл, так же имя могло служить оберегом. После принятия христианской веры, первое имя служило для взаимодействия с окружающими людьми, а второе имя давалось при крещении младенца, и оно было тайным. Крестильное имя знали только родители, крестные и сам человек, оно защищало своего обладателя от воздействия и внушения зла. Все имена подбирались исходя из пола младенца, поэтому есть древнерусские имена мужские и женские, собственно как и везде. Охватить весь список имен в одной статье не представляется возможным, поэтому в данной статье рассмотрим старорусские имена мальчиков. Давайте сначала разберемся, что значило имя для славян и как оно выбиралось.

Когда люди стали объединяться в группы, например, племена или общины, они поняли что гораздо проще существовать в компании, а не в одиночку. У каждой группы людей всегда имелся лидер, и он должен был правильно выстроить жизнь племени. Но возникала сложность взаимодействия с отдельным членом общества, а не со всей группой. Древний человек стал окликать другого по каким-то заметным чертам внешности, будь то цвет волос или наличие бороды, по чертам характера или особым умениям. Так появились имена. Позже стали появляться и фамилии по тем же принципам, что и мена. Например, живет семья, где преобладающим видом деятельности является кузнечное дело, другие нарекали их кузнецами, затем кузнецы трансформировались в Кузнецовых, и так от рода к роду передавалась фамилия.

Язычники старались называть детей именами олицетворяющими какие либо желанные качества в ребенке. Считалось, что дав ребенку имя с определенным значением и качествами, человек будет наделен ими в будущем. Особенно тщательно выбиралось имя для мальчиков, ведь мальчики всегда были желаннее девочек, они продолжатели рода, носители силы и мудрости, будущие главы семейства и предводители племени. Старославянские имена для мальчиков придумывались с особой тщательностью. Старорусские мужские имена часто были производными от названий животных, дабы наделить их носителя качествами этого животного. Например имена Алитер (узбекское имя), Бабар (индия) и наше русское — Лев. Думаю, что не составит труда догадаться от названия какого животного произошло это имя. Или всем известный волк и его производные: Вульф, Вольф, Вольфганг и другие.

Между прочим

Так же имена образовывались от названий растений или имен древних богов и богинь. Очень распространенными были имена образованные от причастий, такие как Ждан, Хотен и другие.

Сначала придумывались древнерусские имена мужские, а от них уже образовывали женскую форму имени. Например, Владимира – женская форма имени Владимир, Мстислава – женская форма имени Мстислав и т.п. Огромной силой наделяли славянские мужские имена, полный список которых очень сложно найти, только некоторые дошли до современного человека. Но, на самом деле, по тому, какими были старославянские мужские имена, можно судить об образе жизни народа в Древней Руси и о том, что являлось важным для славян в те времена. Имена – это огромный пласт истории для изучения быта, культуры, религии и уровня жизни наших предков. Позже в эпоху СССР имена будут заключать в себе краткие советские слоганы и имена/фамилии вождей народа.

Славянские имена для мальчиков и их значение

Язычники давали своим детям два имени, чтобы защитить от злых духов. Часто первым именем было имя по номеру рождения, например, Старшой или Меньшак. В подростковом возрасте ребенок получал пожизненное имя по чертам его характера. После принятия христианства родители продолжали давать детям два и имени, и второе, так же, защищало его от зла. Но истинным именем считалось второе, данное при крещении младенца, имя известное Богу и ангелу хранителю. Зачастую, первые христиане называли детей по церковному календарю, по имени святого, рожденного в один деть с младенцем.

Древние русские мужские имена до крещения Руси.

  • Агний – огненный, светлый
  • Баян – хранитель старины
  • Благомир – приносящий благо миру
  • Боговад – ведающий богов
  • Богодий – угождающий богам
  • Братислав – брат славы
  • Будимил – будь милым
  • Буеслав – аист
  • Белогор – из белых гор
  • Белояр – яростный
  • Всемил – милый всем
  • Вячеслав – славящий совет
  • Венислав – увенчанный славой
  • Володарь – дарящий волю
  • Градимир – смотрящий на мир
  • Горисвет – высокий свет
  • Добрыня – добрый
  • Деян – активный
  • Дан – свыше данный
  • Даромир – дающий мир
  • Данияр – данный чтобы сиять
  • Даромысл – мыслящий
  • Жданимир – жданный мир
  • Ждан – долгожданный
  • Желан – желанный
  • Заря – восходящий свет
  • Звенимир – призывающий к миру
  • Зданимир – создатель мира
  • Идан – идущий
  • Ивар – Древо жизни
  • Красибор – избранный из красивых
  • Ладислав – славящий красоту
  • Людимир – несущий людям мир
  • Люборад – радующий любовью
  • Любим – любимый
  • Любодрон – дорогой
  • Любогост — гостеприимный
  • Милан – милый
  • Млад – молодой
  • Миролюб – любящий мир
  • Могута – мощный
  • Миродар – дарующий мир
  • Негомир – нежныи и мирный
  • Найден – найденный
  • Остромысл – остро мыслящий
  • Очеслав – слава отцу
  • Пересвет – пресветлый
  • Премислав – прими славу
  • Путислав – путь славы
  • Радей – радостный
  • Ратибор – избранный воин
  • Святомир – святой мир
  • Святовик – свет
  • Святобой – воин
  • Умир – умиротворение
  • Хвалимир – прославляй мир
  • Честимир – честь мира
  • Яромил – милый
  • Янислав – славный

И различные вариации имен произошедших от названий животных, такие как, Сокол, Соловей, Дрозд, Волк, Филин и другие. Имена по особенностям: Упырь, Обида, Силач и т.п. Имена по внешности: Око, Волос, Худой, Черт, Черномыс и т. д.

Древние русские имена мужчин после принятия христианства:

  • Аввакум – любовь Божия
  • Алексий – защитник
  • Алфей – перемена
  • Адам – первый человек
  • Богдан – Богом данный
  • Борис – борец
  • Бронислав – славный защитник
  • Владимир – владеющий миром
  • Владислав – владеющий славой
  • Всеволод – владеющий всеми
  • Вячеслав – великий, славный
  • Горислав – пылающая слава
  • Давид – долгожданный
  • Еремей – увенчанный Богом
  • Елисей – спаситель живого
  • Захар – вспоминает Бог
  • Иаков – второй по рождению из близнецов
  • Изяслав – достигший славы
  • Лука – светлый
  • Макар – счастливый
  • Мстислав – славно мстит
  • Натан – Бог дал
  • Наум – успокоитель
  • Олег – святой, священный
  • Ростислав – растущая слава
  • Станислав – самый славный
  • Тимофей – богобоязненный
  • Ян – Богом дан
  • Ярослав – сильный, славный

После крещения Руси мальчиков часто называли именами святых. Так как первыми христианами были евреи, то славяне стали заимствовать еврейские имена, а сейчас эти имена уже считаются исконно славянскими, хотя это не совсем так.

Не смотря на то, что древнерусские имена для мальчиков уже устарели, постепенно они снова входят в моду, так как современные имена стали очень частыми и начинают приедаться молодым родителям. Каждому человеку хочется назвать своего ребенка так, как никто не называл, чтобы их малыш был отличным от других, поэтому происходит возврат к старым, но не забытым, именам.

К выбору имени люди всегда относились с осторожностью, ведь это энергоинформационная программа, которая задается с самого рождения и сопровождает человека на всем жизненном пути. От имени зависят характер и судьба не только его носителя, но и всей страны. Ведь чем больше людей имеют сильные и "хорошие" имена, тем сильнее страна.

Русь славилась своим народом, нигде не было столько богатырей, и сегодня мы предлагаем вспомнить и рассмотреть забытые мужские имена. Они практически все ушли в небытие. Когда произошло крещение Святой Руси, на смену им пришли греческие, еврейские, римские и другие, чужеродного происхождения, имена.

Почему позабылись старые имена?

При крещении Руси сменилась и вера, на смену языческим богам пришел единый для всех людей Бог. До момента крещения многих людей называли в честь именно языческих владык, так, к примеру, произошло имя Яромир, и состоит оно из двух частей - имя бога Ярило плюс мир. Меняя веру, люди хотели полностью искоренить старых божеств, стереть их из памяти, поэтому даже сменяли имена. Богатырей и волхвов силком крестили и называли их уже так, как предписывала новая христианская вера.

Мужские славянские имена и их значения уже практически полностью позабылись. Многие родители ошибочно считают, что называют своих ребятишек старыми, забытыми, но все же настоящими славянскими именами. Например, тот же Иван - имя, известное из множества сказок, которое считается русским. Да, оно именно русское, но не славянское, и произошло от Иоанна, еврейского имени, и появилось уже после крещения.

К таким "ошибочным" именам можно отнести еще множество, например Матвей, Захар, Лука, Даниил. Обзор мужских славянских имен и их значения - в дальнейшем содержании статьи. Мы рассмотрим самые "сильные" и красивые, и будущие родители смогут подобрать из списка настоящее древнеславянское имя.

Как распознать?

Особо тщательно подбирались мужские славянские имена, и их значения несли сакральный смысл. Распознать такое имя можно, и очень просто. Например, имя Казимир - славянское. Оно состоит из "кажет" или "казать" и "мир", то есть "показывающий мир". А вот Парнас - имя, считающееся славянским, таковым не является, так как никакого смысла слухом не улавливается.

Также стоит обратить внимание, что звук "а" очень редко использовался в Древней Руси при нарекании младенца. Чаще выбирали более мягкие - "и", "е", "я".

Чаще всего состояли из двух основ мужские славянские имена, и их значения были сразу понятны. Первая часть была основной и давалась при рождении. Вторую же часть добавляли, когда ребенок вырастал до определенного возраста, и она символизировала заслуги, сферу влияния или какой-либо предмет. Смерды же, то есть люди несостоятельные, безвластные, оставались без второй части имени.

Как нарекали детей на Руси?

Мужские и выбирались родителями и отражали род занятости. Например, крестьяне, которые занимались земледелием, рыбалкой и охотой, нарекали детей без особых ухищрений, и их сыновей звали Зайцем, Сомом, Щукой. Именно от крестьянских имен произошло множество фамилий.

Часто с рождения младенца нарекали так, чтобы его не сглазили - имя было полной противоположностью внешности, характеру и умственным способностям. Таким образом, мальчиков называли Дураками, Неглядами, Злобами, Некрасами и прочими некрасивыми именами. П

озже, когда парень передавался на воспитание мужчинам, его уже нарекали так, чтобы имя отражало сущность человека. Будущие воеводы становились Ярополками, Доброгневами и Ратиборами. Охотникам давались имена Храбр, Стоян, Орел, Волк и прочие подобные. Будущим священнослужителям добавлялась частица "свят", отсюда и имя Святослав - настоящее, древнеславянское.

Нередко в семьях детей называли именем-числом, каким по счету появился на свет. Детей обычно было много, поэтому родители не заморачивались с выбором. Так появлялись Первуши, Втораки, Третьяки, Осьмины и прочие. Со временем имя менялось на двусоставное, но члены семьи продолжали называть человека так, как нарекли при рождении.

Грозные славяне

Большую роль играли именно мужские славянские имена, и их значения полностью раскрывали суть характера. Если мальчик к семи годам был крепок, росл и силен, его передавали на воспитание в дружину. И там уже паренька нарекали, исходя из его качеств. Например, Дубыня - крепкий и мощный, как дуб. Горислав - стойкий, как гора, но в то же время славный парень! Доброгнев - гневный, но во имя добра, то есть всех врагов ради своей родины поразит. Зима - расчетливый, стойкий и холодный. Мстислав - славится своей местью.

Мальчики с недостатками

Если в семье рождался ребенок с физическими недостатками, то его называли так же, как и обычных детей, то есть именем, при котором не сглазят, но оно уже отражало суть. Например, Невзор - слепой, невидящий, Кощей - тощий, Некрас - некрасивый, уродливый. Когда ребенок взрослел, его имя тоже менялось. Обычно мальчики с недостатками вырастали в добрых, наполненных любовью ко всему парней. Так появлялись Богомилы - милые для богов, Миролюбы - любящие всех, миролюбивые, Благославы - славящиеся добротой, Сестромилы и Братомиры - любимые братьями и сестрами (то есть всеми людьми).

Имена, дошедшие до нас

Имеются и сегодня пользующиеся популярностью мужские славянские имена, и их значения интересуют многих. Список невелик, но у каждого есть хоть один знакомый с таким именем, как Владимир, Всеволод, Владислав. Они дошли до нас, так как такие имена носили правители, представители богатых и знатных семей, воеводы. Менее популярные на сегодня - Венцеслав, Борислав и Боримир.

Примеры из сказок

Некоторые мужские и женские имена и их значение существовали даже после крещения Руси. Это имена-обманки, которыми нарекали младенцев, чтобы отвести от них беду, злые силы и сглаз. Можете вспомнить из сказок таких героев, как Иван-дурак, Кощей, Царевна-несмеяна. Даже в литературном произведении сохранилось древнеславянское имя-обманка - Мазай, то есть измазанный.

Красивые мужские славянские имена и их значения: список

Сегодня все большую популярность набирают именно славянские имена. В культурном самоопределении большую роль играет возвращение к своим корням. Конечно, речь не идет о полном отказе от привычных нам имен, просто среди древних и забытых имеется множество красивейших:

  • Борислав - борьба, слава;
  • Богдан - дан (подарен) богами;
  • Бурислав - подобный буре, несокрушимый;
  • Велеслав - великий, славный;
  • Всеволод - всем владеющий;
  • Добрыня - добрый;
  • Златан, Златодан - драгоценный;
  • Мстислав - непримиримый, слава, мстить;
  • Ратмир - защищающий мир;
  • Светослав, Светозар - светлый, освещающий мир;
  • Святополк (Светополк) - полководец;
  • Святогор - святой, могучий, мощный;
  • Тихомир - спокойный;
  • Ярослав - славный, яркий;
  • Ярополк - грозный полководец, воин.


В продолжение темы:
Мужская мода

Кроме Perfekt (совершенное время) есть в немецком языке и просто прошедшее время – Präteritum (что по-латыни означает прошлое, прошедшее мимо ). Оно образуется при помощи...

Новые статьи
/
Популярные