Экологическая культура. Экологическая культура: понятие, сущность, структура

1

Проблема взаимодействия общества и природы выдвинулась в одну из актуальных проблем современности. Не случайно экологическая проблема охраны и рационального использования природных ресурсов связаны не с природой вообще, а с природной средой общества как планетарным явлением.

Зависимость человека от окружающей его природы, точнее - от географической среды, не оспаривалась никогда, хотя степень этой зависимости расценивалась различными учеными различно (3). К тому же природная среда рассматривается как результат предшествующего процесса взаимодействия человеческого общества и природной среды его обитания. И общество понимается как субъект, оказывающий посредством своего материального производства глобальное воздействие на географическую среду. Темпы, рост и масштабы воздействия на окружающую среду обществом переросли в настоящее время в экологическую проблему.

Географическая среда, изменяясь под воздействием предметно-практической деятельности общества, в тоже время сама осуществляет все более значительное влияние на него. Общество и географическая среда становятся взаимно реагирующими на те или иные изменения части единой системы и, как следствие, являются взаимозависимыми и взаимообусловленными.

В настоящее время происходят значительные изменения в окружающей нас среде, обусловленные разноплановыми преобразованиями в жизни всего человеческого общества. Мир вступил в эпоху глобализации, информатизации и всеобщей коммуникации.

В этих условиях роль экологической культуры в сознании населяющих планету людей, несомненно, будет возрастать. При этом следует сказать, что экологические изменения в природе не являются чем-то противоестественными, это закономерный процесс, только в последнее время под действием антропогенного влияния они заметно ускорились. В результате расточительных методов сжигания нефти, каменного угля и других каустобиолитов, хищнического сведения лесов, безответственного внесения токсичных веществ в почвы и водоисточники, а также неконтролируемого выброса в атмосферу вредных автомобильных и промышленных газов, сегодня нарушено хрупкое равновесие в природной системе. Серьезный ущерб нанесен всем геосферным оболочкам Земли. Человечество подорвало систему собственного жизнеобеспечения, и последствия этого могут оказаться необратимыми.

Чтобы понять сущность происходящих процессов, необходимо уяснить характер и масштабы влияния антропогенной деятельности на природные компоненты, а помощь этому пониманию должна оказать экологическая культура.

В основе формирования экологической культуры, прежде всего, необходимо отстаивать экоцентрический подход, при котором в центре экологических проблем ставятся выносливость живой природы и зависимость от нее человеческого общества. В отличие от антропоцентризма, экоцентризм исходит из представления объективного существования единой системы, в которой все живые организмы Земли, включая людей с их ресурсами, хозяйством, техникой и культурой, взаимодействуют между собой и с окружающей природной средой. Этот принцип целостности очень важен для понимания проблем современной экологии; он все больше влияет на теоретическое осмысление взаимоотношений человека и природы, заставляет искать соизмерения естественных и искусственно созданных потенциалов планеты(1).

Экологическая культура под влиянием современной экологической ситуации существенно модифицируется и начинает понимать географическую среду не саму по себе, а в ее взаимоотношениях с обществом, т. е. её предметом становится система « общество - географическая среда». Сегодняшнее нарушение сбалансированности процессов, протекающих в природе, требует повышения экологической культуры общества, необходимой для преодоления кризисной ситуации во взаимоотношениях человека и природы.

Экологическая культура интегрирует естественные, общественные и технические элементы научного знания, т.е. пространственно-временные взаимосвязи и взаимодействие в географической действительности, представляющей собой формирование целостной системы.

Формирование экологической культуры человека- это способ гармонизации отношений между обществом и природой, направленный на сохранение жизни планеты, на сознательную социально-экономическую деятельность общества, на понимание бытия трех самоценных начал: Природа - Человек - Общество.

Цель формирования геоэкологической культуры состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы по формированию системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы; экологических ценностных ориентаций, норм и правил в отношении к природе, умение и навыков по ее изучению и охране, а также грамотному использованию природных ресурсов, что к сожалению, на практике в настоящее время не всегда выполняется.

Экологическая культура соотносится не столько в расширение экологической информации, сколько в формировании экологического мышления (5). Одним из определяющих элементов экологического мышления, является то, что человек-биосоциальное существо, и его рассматривают и как часть биосферы (природа в целом), и как часть общества. При этом общественный ракурс экологических проблем следует рассматривать как целостный блок знаний о моральных и нравственных основах взаимодействия с природой, традициях отношения человека к природе, трансформациях эколого-эстетического идеала.

Необходимо сформировать систему экокультурных ценностей с учетом современной картины мира, преодоления антропоцентризма с позиций холизма, синергетики, коэволюции, гармонии Человека и Природы (2).

Экологическую культуру следует понимать как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе исторического развития. Это результат совокупности объективных и субъективных характеристик, основу которых составляет ценностное отношение к экологически чистой окружающей среде. При этом экологическая культура характеризуется такими основными признаками как:

Экологическая образованность, экологическое сознание, стремление к сохранению и улучшению географической среды и её составляющих как основу существования общества;

Умение использовать экологические знания на практике и в повседневной жизни;

Способность видеть реальные экологические проблемы и находить их оптимальные решения и т.д.

Важно и то, что экологическая культура интернациональна по существу, это часть культуры того или иного народа или нации. Она включает культуру взаимодействия с природой, культуру межнациональных отношений, этнокультуру, региональную культуру труда, тесно связна с характером местной природы, с историко-географической обстановкой, с многовековыми традициями народа. Экологическая культура, таким образом, генетически взаимосвязана с фундаментом воспитательной и просветительной деятельностями.

Становление экологической культуры - процесс длительный. Здесь, прежде всего, необходимо обеспечить фундаментальность и аксиологичность экологических знаний, как базы развития личности и будущего экологически грамотного поведения. На этой базе формируется система ценностей и убеждений, необходимых для принятия природоохранных и природопреобразующих решений. А на этой основе сформировать экологическое конвергентное мышление, обеспечивающее экологически грамотное и природосберегающее поведение для дальнейшей интеллектуальной мотивационной деятельности.

Уровень понимания формирования экологической культуры это лишь один из многих факторов, - и объективных и субъективных, - от которых зависит приобщение людей к новому формату взаимодействия с окружающей средой. Глубокое понимание человеком сущности и значения экологической культуры является необходимой предпосылкой и ориентиром, направленной на это формат (4).

В овладение экологической культурой, должна прослеживаться тесная взаимосвязь с такими науками, как философия, психология, экономика, право, этика. Не стоит забывать и об эстетической составляющей, так как сохранение красивых ландшафтов в эстетическом отношении не менее важны, как и сохранение древних памятников культуры. Природа должна рассматриваться как источник творчества человека и, как эстетическая ценность, в которой задействован весь потенциал естественных эстетических наслаждений и эмоциональных человеческих чувств.

Выявить динамику современного экокультурного процесса, передать ощущение его сложности и интенсивности, напряженного и беспокойного ритма, в котором отражается дух обновления, происходящих в обществе перемен - эту задачу необходимо решать всем обществом.

Рассматривая аксиологические функции экологической культуры, прежде всего, необходимо обратить внимание на взаимосвязь ценностно-когнитивного, эмоционально-ценностного и ценностно-деятельностного аспектов этой культуры.

Ценностно-когнитивный аспект связывается с раскрытием теорий, понятий, имеющих аксиологическую и экологическую нагрузку; универсальной ценности компонентов природы (живой и неживой) как системы жизнеобеспечения; индивидуальное и общественное здоровье как условие благополучия и адаптации к жизни; экологическая безопасность среди жизни как условие устойчивого развития живой природы и географической оболочки. С этим же аспектом связано и личностное приобщение к общечеловеческим ценностям, развитее в себе гуманизма.

Эмоционально- ценностный аспект ориентирован на развитие чувств и эмоциональных переживаний, связанных с красотой живой природы, совершенством форм, разнообразием красок и проявлений жизни, личностного смысла их восприятия.

Ценностно-деятельностный аспект отражает результаты человеческой деятельности и направлен на формирование ценностного отношения к природе. Под ценностным отношением к природе понимается устойчивое личностное преобладание познавательного интереса, адекватное отношение к особенностям природы, соблюдение норм экологически грамотного поведения, понимание уникальности природы, осознание ее роли в развитии личности, умение взаимодействовать с природой на основе пространственно-временного единства, соблюдение нравственных ограничений и применение природосохраняющих технологий.

В заключение хотелось бы отметить, что экологическая культура включает в себя творческую деятельность человека в процессе познания природы и, как самореализация личности, носит продуктивный и творческий характер в динамично развивающейся природно-общественной системе. Такие качества, как готовность к природоохранной деятельности, экологически ориентированные оценочные суждения, направленность потребностей, социальная активность, основанные на системе экологических взглядов и убеждений, должны стать неотъемлемыми качествами современного человека, обладающего экологической культурой. Формирование экологической культуры - приоритетное направление развития любого общества вне зависимости от политического устройства и экономической формации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. Человек - Экономика - Биота - Среда: Учебник для вузов. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-566 с.
  2. Вагнер И.В. Экологическая этика как гуманитарный компонент экологического образования // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова Серия « Педагогика и психология» №2, -М.: 2008. 121 с.
  3. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М.: Айрис-пресс, 2004. -560 с.: ил.
  4. Ожегов Ю.П., Никанорова Е.В. Экологический импульс: Проблемы формирования экологической культуры молодежи - М.: Мол. Гвардия, 1990. -271 с.
  5. Родзевич Н.Н. Геоэкология и природопользование: Учеб. для вузов / Н.Н. Родзевич. - М.: Дрофа, 2003. - 256 с.: ил., карт.

Библиографическая ссылка

Андреев М.Д. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВА ГАРМОНИЗАЦИИ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ОБЩЕСТВОМ И ПРИРОДОЙ // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 7. – С. 143-145;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=12735 (дата обращения: 31.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Экологическая культура

Экологическая культура предполагает такой способ жизнеобеспечения, при котором общество системой духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов формирует потребности и способы их реализации, которые не создают угрозы жизни на Земле.

Термин «экологический» чаще всего понимается как «связанный с окружающей средой». В широком смысле под окружающей средой принято понимать совокупность природных (физических, химических, биологических) условий и влияний, а также социальных факторов. Современные программы экологического образования нередко включают и специальные разделы, посвященные изучению различных аспектов межчеловеческих отношений.

Слово «культура» первоначально означало «возделывание, ведение хозяйства», т.е. определяло поведение людей. Другое, наиболее распространенное сегодня значение этого слова связано с обозначением сферы духовной жизни, т.е. с сознанием людей.

Экологическая культура - это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Без соответствующего уровня культуры люди могут хоть, и обладать необходимыми знаниями, но не владеть ими. Экологическая культура человека включает его экологическое сознание и экологическое поведение. Под экологическим сознанием понимается совокупность экологических и природоохранных представлений, мировоззренческих позиций по отношению к природе, стратегий практической деятельности, направленной на природные объекты. Экологическое поведение понимается как совокупность конкретных действий и поступков людей, непосредственно или опосредованно связанных с воздействием на природное окружение, использованием природных ресурсов.

Становление экологической культуры осуществляется с учетом соответствующих социально-психологических закономерностей. К разработке социально-экологических программ наряду с биологами, географами, педагогами и другими «традиционными» природоохранными специалистами следует привлекать социологов и психологов, а также журналистов, представителей других творческих профессий.

Формирование экологической культуры предполагает перестройку мировоззрения, создание новой системы ценностей, отказ от потребительского подхода к природе, формирование у человека умения соизмерять свои потребности с возможностями природы. Необходим отказ от прежнего антропоцентризма, который проявлялся в ориентации культуры исключительно на человека и его потребности. Он возник в период античности в классическую эпоху. Стал основным признаком европейской культуры в эпоху Возрождения. Человек в то время рассматривался как центр мироздания. Если воспевалась красота природы, то прежде всего природы самого человека, его тела, облика, речи, движений. Антропоцентризм сыграл важную роль в развитии культуры, предпринимательства и деловой активности. Он способствовал раскрытию творческих способностей человека, укреплял его веру в себя.

Однако, в настоящее время прежний антропоцентризм исчерпал себя и даже стал помехой на пути преодоления экологических трудностей. Сегодня человек уже не может сосредотачивать внимание только на самом себе и своих потребностях, поскольку кардинально изменились роль и место человека в мире. Человек стал глобальным фактором, определяющим масштабы и динамику происходящих на Земле изменений. От его действий зависит, быть ли жизни на Земле или нет. Человек должен осознать свою новую роль и взять на себя ответственность за сохранение биосферы, всех форм жизни на нашей планете. Осознание того, что человек должен выполнять важную биосферную функцию, роль регулятора жизни на планете составляет основу экологического мировоззрения и экологической культуры.

Формирование экологической культуры, предполагающей новое отношение к природе, невозможно без учета эстетического фактора, т. е. подхода к природе как особой духовно-эстетической ценности. У человека, способного воспринимать красоту природы, испытывать при общении с ней эстетические чувства, уровень экологического сознания будет неизмеримо выше, чем у человека, равнодушного к этой красоте. Однако, у многих людей преобладает утилитарное отношение к природе, и это отодвигает ее эстетическую ценность на второй, а то и более отдаленный план.

Сущность экологической культуры, по мнению Б.Т.Лихачева, может рассматриваться как органическое единство экологически развитого сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности. Экологическая культура органически связана с сущностью личности в целом, с ее различными сторонами и качествами. Так, например, философская культура дает возможность человеку осмыслить и понять назначение человека как продукта природы и общества; политическая - позволяет обеспечивать экологическое равновесие между хозяйственной деятельностью людей и состоянием природы; правовая - удерживает человека в рамках разрешенных законами взаимодействий с природой; эстетическая -создает условия для эмоционального восприятия красоты и гармонии в природе; физическая - ориентирует человека на эффективное развитие его природных сущностных сил; нравственная - одухотворяет отношения личности к природе и т.д. Взаимодействие всех этих культур и порождает экологическую культуру. Понятие «экологическая культура» охватывает такую культуру, которая способствует сохранению и развитию системы «общество-природа».

Экологический подход привел к вычленению внутри социальной экологии еще такого понятия, как «экология культуры», в рамках которой осмысливаются пути сохранения и восстановления различных элементов культурной среды, созданной человечеством на протяжении его истории.

Сегодня признаком высокой культуры вообще и экологической культуры в частности становится не степень отличия социального от природного, а степень их единства. Таким единством достигается стабильность и природы и общества, образующих социоприродную систему, в которой природа становится «человеческой сущностью человека», а сохранение природы - средством сохранения общества и человека как вида.

Можно определить экологическую культуру как нравственно-духовную сферу жизнедеятельности человека, характеризующую своеобразие его взаимодействия с природой и включающую в себя систему взаимосвязанных элементов: экологическое сознание, экологическое отношение и экологическую деятельность. В качестве особого элемента выступают экологические институты, призванные поддерживать и развивать экологическую культуру на уровне общественного сознания в целом и конкретного человека в частности.

Одним из важных элементов экологической культуры является экологическая этика. Проблемами экологической этики занимался один из крупнейших гуманистов XX века А. Швейцер (1875 - 1965). Швейцер был известен как исследователь творчества И. С. Баха и органист. Кроме того, он стал доктором философии и теологии. Добившись так многого в жизни, Швейцер принимает решение уехать в качестве врача в одну из африканских колоний. Там он на свои средства и пожертвования друзей строит больницу, в которой работает до конца своей жизни, до 1965 года.

Швейцер предложил новый взгляд на эволюцию и статус этики в современном мире. Он считал, что традиционная этика занимается отношениями человека к человеку и к обществу. И в этом заключался ее основной недостаток. Новая этика должна иметь своим предметом отношения человека ко всему сущему, к миру в целом. В основу новой этики должен быть положен принцип благоговения перед жизнью, в любом ее природном качестве. Швейцер считал, что нельзя определять, какая из форм жизни наиболее ценная, отдавать предпочтения одной из них. Все формы жизни равноценны. Уважение к жизни является основанием морали и критерием морального выбора. Добро - то, что служит сохранению и развитию жизни, зло - то, что уничтожает жизнь или препятствует ей. Человек живет за счет других жизней. Это вынужденная необходимость. Но если он наносит вред другой жизни, то он должен отчетливо осознавать, насколько это необходимо и ограничивать зло минимумом.

Главным критерием развития культуры является уровень гуманизма, достигнутый обществом. Швейцер предлагает новое, более широкое понимание гуманизма, которое учитывает связь человека с природой, признает самоценность не только человеческой личности, но и природы, любого проявления жизни на нашей планете. Вариант этики Швейцера называют неантропоцентристской, универсальной этикой.

Существуют и другие концепции неантропоцентристской этики. Американский философ Э. Ласло считает, что новая этика должна основываться на требованиях адаптации человечества к окружающей природной среде. Такая этика может быть создана на основе идеала почтения к естественным природным системам. Одним из требований экологической этики является забота о природных условиях существования будущих поколений. Недопустимо ради интересов ныне живущих поколений, ради сиюминутных экономических и житейских выгод наносить ущерб интересам будущих поколений. Обращенность в будущее отличает экологическую этику от традиционной.

Проблемы экологической культуры и экологической этики занимают важное место в деятельности Римского клуба. Это неправительственная международная организация, основанная в 1968 году. Она объединила авторитетных ученых, политических деятелей, представителей бизнеса многих стран мира. Среди них - Дж. Форрестер, Д. Медоуз, М. Месарович. Первым президентом клуба стал итальянский ученый А. Печчеи (1908 - 1984).

Деятельность этой организации была направлена на всестороннее осмысление глобальных проблем, поиск путей их практического решения и формирование соответствующего общественного мнения. По инициативе клуба был осуществлен ряд крупных исследовательских программ, опубликованных в форме теоретических докладов. К их числу относятся "Пределы роста" (1972), "Человечество у поворотного пункта" (1974), "Революция босоногих" (1985) и др. В деятельности Римского клуба неизменно затрагивались вопросы прекращения гонки ядерных вооружений, напряженной экологической ситуации на планете, социального расслоения в мире.

В книге А. Печчеи "Человеческие качества" провозглашается необходимость перехода к "новому гуманизму", который должен основываться на трех основных постулатах: чувстве глобальности, любви к справедливости и неприятии насилия. Основной тезис концепции А. Печчеи: выживание и будущее человечества возможны лишь на путях человеческой революции, т. е. через совершенствование духовного мира людей, совершенствование человеческих качеств.

Основную причину глобального экологического кризиса Печчеи видит в недостатках психологии и морали человека - в его алчности, эгоизме, склонности к злу и насилию. Печчеи с горечью констатирует, что человек, обладая способностью производить множество вещей, уподобился Гаргантюа, "развил в себе ненасытный аппетит к потреблению и обладанию, производя все больше и больше, вовлекая себя в порочный круг роста, которому не видно конца". Для решения экологических проблем необходима гуманистическая переориентация человечества. Требуется революция в самом человеке, в структуре его мышления и психологии, в содержании способностей и характере потребностей. Человек должен отказаться от культа богатства, психологии потребления, сформировать в себе нравственное, ответственное отношение к природе. Печчеи ставит вопрос так: либо человек должен измениться, либо ему суждено исчезнуть с лица Земли.

Термин экология происходит от греческого слова "oikos" - дом, родина. Человек является на планете единственным живым существом, у которого два дома, две "родины" - породившая его природа и порожденный им самим огромный мир духовных, культурных ценностей. Поэтому в последние годы термин "экология" был распространен и на эту сферу, вызвав к жизни такое понятие, как "экология культуры".

Впервые его исследовал Д. С. Лихачев (1906 - 2000). Он предложил различать традиционную биологическую экологию и экологию культуры. Биологическая экология занимается охраной и восстановлением природной среды, а культурная - задачами сохранения культурной среды, памятников культуры. Обе эти задачи важны. Природа необходима человеку для его биологической жизни, культурная среда - необходима для его духовной, нравственной жизни. Биологическая и культурная экология тесно взаимосвязаны. По мнению Д. С. Лихачева, важно не только сохранить памятник культуры, но сохранить его в той среде, где он был создан. Хранить памятник и ландшафт нужно вместе, а не раздельно. Д. С. Лихачев обращает внимание на то, что утраты памятников культуры невосстановимы. Они всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой, мастерами. Можно создать макеты разрушенных зданий, но нельзя восстановить здание как "документ", как "свидетеля" эпохи. Всякий заново отстроенный памятник старины будет лишен этой документальности.

Специального рассмотрения требуют вопросы экологической культуры, связанные с сохранением нравственно-духовных ценностей. Экологическое воспитание не ограничивается осознанием и практическим усвоением экологии биологической. Не менее важна экология культуры (термин выдвинут Д. С. Лихачевым), память о духовной жизни народа. Не только загрязнение внешней среды, угроза экологического кризиса, но и загрязнение внутреннего мира человека, его духовной памяти и сознания означает распад личности. Патриотические чувства «сохнут» от суррогатов массовой культуры, от бездеятельности души и разума человека, его самоуспокоенности, равнодушия, отсутствия совестливости и стыда. Подлинные гуманистические нравственные ценности возникают на почве традиций культурной среды, воплощенных в памятниках материальной и духовной культуры, а «чтобы сохранить памятники культуры, необходимые для "нравственной оседлости" людей, мало только платонической любви к своей стране, любовь должна быть действенной».

Важность и необходимость формирования экологического сознания признается всем современным научным сообществом. «Экологическое сознание, - указывает, например, С. Н. Артановский, - становится органической составной частью общественной мудрости, передовой культуры».

Феномен экологического сознания был присущ человеку с момента его возникновения. Но проблема воспитания экологического сознания стала наиболее актуальна именно в наше время. Н. Ф. Реймерс и А. В. Яблоков определяют экологическое сознание как глубокое, доведенное до автоматизма, понимание неразрывной связи человека с природой, зависимости благополучия людей от целостности и сравнительной неизменности природной среды обитания человека.

Процесс экологизации общественного сознания можно разделить на несколько стадий: во-первых, проявление отношения человека к природе в форме различных чувств (равнодушие, озабоченность, тревога, паника и т. д.); во-вторых, формирование глубокого интереса к экологической проблеме (выявление сущности эволюционных изменений в биосфере, детерминация ее целостности и т. д.); в-третьих, переход от осмысления и понимания природных явлений к социальному действию, нравственному поступку; в-четверых, повышение уровня ответственности человека по отношению к природе, становление экологического сознания как элемента внутренней культуры личности, проявляющегося в повседневной жизнедеятельности. В этом аспекте уровень экологического сознания и экологической культуры - это показатель того, насколько глубоко и разносторонне общество включает природу в социально значимое функционирование на основе познания и практического использования ее развития.

Экологический императив биосферной этики можно выразить следующим образом: действуй так, чтобы каждый человек и человечество в целом как носители естественности природного бытия были целью, а не средством человеческой деятельности.

Проблема человека в истории науки и философии является одной из существенных и актуальных. Многочисленные попытки создания общей теории человека на определенных концептуальных основаниях всегда имели в качестве исходной точки отсчета какой-либо методологический принцип, задающий способ исследования данной проблемы. Отождествление антропологического с логическим, социальным, биологическим, психологическим и другими основаниями способствовало разработке философских и теоретических концепций (гегелевский панлогизм, марксизм, фрейдизм), абсолютизирующих специфические признаки или способ существования человека с позиций взаимоисключения. Смена концептуальных оснований в человекознании обычно обозначается как антропологический поворот. Экология человека выступает в качестве одной из теоретических форм в освоении антропологической проблемы, способствующих утверждению иных форм постановки вопроса «что такое человек» и использованию новых познавательных средств.

Как отмечает Н. А. Агаджанян, «экология человека - это не столько медико-биологическое, географическое, социально-экономическое знание, не столько конкретная наука, сколько прежде всего знание и воспитание нравственного и духовного мира человека, неисчерпаемые и безгранично важные для перестройки нашего мышления и перехода от биосферы к ноосфере».

Человек как целостный объект современной науки выступает во всей совокупности его природных и социальных свойств. Вот почему проблему эволюции человека нельзя локализовать рамками либо биологического, либо социологического направлений. В социобиологической концепции (Э. О. Уилсон и др.) генкультурная эволюция является сложным, интегративным процессом, в котором культура формируется биологическим императивом, а генная эволюция изменяется под влиянием культурных инноваций. Согласно Уилсону, генетическая эволюция посредством естественного отбора увеличила возможности для культуры, и культура, в свою очередь, усилила генетические соответствия, которые она может максимально использовать.

Основные социобиологические идеи, а также новейшие данные палеоантропологии и кибернетики послужили теоретическими основаниями доказательства Е. Масудой (1985) генезиса нового вида человека. Если развитие лобной доли головного мозга, голосовых связок, изменение функций большого пальца явились решающими элементами в происхождении современного человека, считает он, то компьютеры, новые средства коммуникаций и роботы аналогично способствуют возникновению нового вида - Homo intelligens. С его возникновением автор связывает разрешение не только проблем экологии человека, но и создание нового так называемого «информационного общества», в котором интеллектуальные производительные силы будут превосходить материальные, и на этой основе будет осуществлен революционизирующий переворот от принципа соревнования к принципу синергизма.

Критически оценивая гипотезу Е. Масуды, следует подчеркнуть, что эволюция современного человека продолжается и в настоящее время, поскольку социально-биологическая среда как агент отбора постоянно изменяется. В обществе действуют основные формы отбора: стабилизирующий, деструктивный, сбалансированный и направляющий. Превращение в ходе эволюции человека биологических предпосылок в зависимую от социального процесса форму не устраняет природные основания человека. В этом аспекте исследование раннего детства дает уникальную возможность постижения взаимодополнения и взаимопроникновения социального и биологического в развитии ребенка, осуществляемого преимущественно в игровой форме.

Становление будущей личности начинается с раннего детства и детерминируется сложнейшими взаимодействиями генетико-биологических и социальных факторов, внешних обстоятельств, способных не только содействовать ее развитию, по и активно препятствовать естественному и органическому становлению, предопределяя трагичность бытия личности.

Известно, что усиливающаяся церебрализация удлиняет период беспомощности ребенка, что обусловливает необходимость защиты ребенка с помощью объединенных усилий родителей, коллективов и общества в целом, и по существу навязывает доминирование культурной среды, социального в развитии личности. Возникающие при этом виды социальной активности и поведения ребенка, характеризуемые различной степенью вовлеченности его в колллективные действия, редуцируются к ряду устойчивых, более простых форм массовых стереотипов действий детей: социальному облегчению, включающему в себя эффекты аудитории и совместного действия; подражанию, характеризуемому установлением стереотипного поведения, не всегда соответствующего генетико-биологическим способностям ребенка; конкуренции, представленной формой стимуляции и взаимоподавления, противопоставления в коллективных действиях детей и аффилиацией, то есть стихийно возникающим тяготением и сближением детей в поле коллективного общения, вызывающим в данных условиях эффект нивелирования личности ребенка.

Формы игровой деятельности, навязываемые детям и рассматриваемые как средства их развития социальным окружением, прежде всего родителями и детскими коллективами, актуализируют проблему - «игры, которые выбирает ребенок, и игры, которые выбирают ребенка».

Утрата учета индивидуальных особенностей детей при этом обычно приводит в свою очередь к различным стрессовым ситуациям, обостряет противоречие между генетико-биологическими задатками ребенка и морфофизиологической и психологической нагрузкой, которую несет ему социум. Подавляя и деформируя естественные, природные задатки маленького человека, мы разрушаем основания игры как средства социализации человека, закладываем механизмы извращенного мировосприятия и неприятия культурных ценностей, создаем условия культурной примитивизации личности.

Стремление социального любой ценой подчинить себе биологическое обрекает его на вечные коллизии с самим собой.

Ибо навязываемая ребенку социокультурная среда не соответствует унаследованной норме его реакции, приводит в онтогенезе к физиологическим нарушениям (росту массовой соматической заболеваемости детей), различным эндогенным и психогенным реакциям, деструктивно действующим на личность и способствующим распространению детского аутизма.

Уход ребенка в мир болезненных переживаний, неприятие им действительности, отрыв от реальности разрушают поле игры - свободной деятельности, где происходит становление и предопределение характера человеческой активности, степени свободы и творчества личности в будущем.

Итак, экологическая культура - это способ согласования природного и социального развития, при котором обеспечивается сохранение окружающей природной среды.

Также, экологическая культура - это способ соединения человека с природой на основе более глубокого ее познания и понимания. Важными признаками экологической культуры на производстве и в быту являются ресурсосбережение, малоотходность, а в идеале - безотходность производственных процессов, степень использования возобновимых источников энергии (гидравлической, ветровой, солнечной и т. д.).

Все мы дети одного корабля по имени Земля,
а значит, пересесть просто некуда…
Есть правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок –
сразу же приведи в порядок планету.

Антуан де Сент-Экзюпери

Современное общество, вооружённое техникой, развивающее технологии, производство, науку, использующее огромное количество энергии, несёт в себе мощную силу, воздействующую на Землю в целом и её ресурсы в частности. Это влияние зачастую не учитывает законов природы, а потому результаты взаимодействия человека и планеты могут быть плачевными. Люди не раз сталкивались с природными катастрофами, спровоцированными их деятельностью, а потому экологические вопросы сегодня более чем актуальны.

Экология как наука способна подсказать пути выхода из нарастающего кризиса. Именно она раскрывает законы связей, являющихся базой для устойчивости жизни. Но понимание людьми значимости отношений с природой, принципов их правильной организации невозможно без формирования и развития в обществе высокой экологической культуры.

Понятие экокультуры

Экологическая культура – личная ответственность каждого отдельного человека за состояние окружающей среды, это его собственная деятельность и поведение, целенаправленное сознательное ограничение своих материальных потребностей. Причём устойчивое развитие общества обеспечивается именно этими факторами.

Экологическая культура – это ещё и возможность использовать свои знания в повседневной деятельности. Недостаточно уметь оперировать тематической информацией, важно найти ей практическое применение. Соответственно, экологическая культура имеет две важные составляющие:

  • Экологическое сознание – совокупность мировоззренческих представлений, экологических позиций, отношения к окружающей среде, развитие подобных стратегий в работе и прочей деятельности, оказывающей воздействие на природные объекты.
  • Экологическое поведение – совокупность непосредственных поступков людей, имеющих какое-либо отношение к использованию ресурсов и влияющих на природное окружение.

Признаком высокой экологической культуры общества сегодня принято считать умение достичь максимально возможного единства всего социального и природного, понимание того, что охрана окружающего мира – это средство сохранения человека как вида, а само формирование экологической культуры невозможно без личного участия.

Современное состояние экокультуры человека

Экологическая культура общества стала активно обсуждаться только в конце XX-го века. Внимание к данному вопросу значительно возросло благодаря переосмыслению людьми своих научных достижений, значимости состояния окружающей среды для жизни на планете.

Угроза серьёзного поставила население всей планеты перед фактом: выживание и развитие человечества зависит только от него самого.

Избежать катастрофы можно, только преобразовав стиль мышления и деятельности каждого конкретного индивидуума, придав ему эконаправленность.

Именно поэтому для мирового сообщества так важно формирование экологической культуры. Без неё в условиях экокризиса выживание и развитие всего человечества будет стоять под большим вопросом. Работа по внедрению необходимых знаний в массы, пояснению масштабов проблемы ведётся уже на межгосударственном уровне. В частности, ООН, созданная для укрепления безопасности и мира, развития международного сотрудничества, одним из своих ведущих проектов называет программу «Экологическая культура». Под эгидой всемирной организации проходят переговоры по климату между странами, достигаются соглашения по уменьшению объёмов выброса , разрабатываются меры по сокращению числа лесных пожаров и пр.

Воспитание экологической культуры населения, её внедрение и развитие в обществе проводится на уровне каждой страны в отдельности. Эти процессы подкрепляются законодательно, а также за счёт деятельности общественных организаций, союзов, движений, общества защиты природы.

Российское правительство стало уделять внимание принятию законодательных актов экологического содержания в 90-х годах прошлого столетия. В частности, появился Комитет Госдумы по экологии, призванный заниматься постановлениями в сфере охраны окружающей среды. В тот же период были приняты законы об охраняемых природных территориях, экологической экспертизе, геодезии и картографии, радиационной безопасности населения, гидрометеорологической службе и др. К началу XXI века власти обозначили формирование экологической культуры у школьников приоритетным направлением совершенствования системы образования в России.

Однако в вопросах развития в нашей стране экологической культуры имеется немало «подводных камней». Несмотря на систематическое принятие правительством тематических законодательных актов, глубокого осмысления этой проблемы на госуровне пока всё же нет. Социально-экологические вопросы рассматриваются у нас сегодня не иначе как социально-экономические. То есть пока что в России эффективность экономики имеет приоритетное значение над социальной оценкой производства и его влияния на окружающую среду. Кроме того, в отношениях бизнеса и государства нет эффективного действующего механизма распределения ответственности за экологические последствия решений, принимаемых на уровне предприятий и даже регионов.

Получается, что современная российская экологическая культура характеризуется преобладанием индивидуалистических утилитарных установок, психологии потребления. Это негативно сказывается на здоровье, качестве жизни населения, состоянии флоры и фауны. В глобальной перспективе это последствия для всей природы, человека, планеты. Как раз чтобы избежать этого, и нужно формировать правильные установки в обществе.

Для воспитания у населения РФ экологической культуры в её классическом понимании, по мнению экспертов, необходима смена текущих экономических приоритетов на экологические. Это станет возможным только в случае преобразования сознания каждого человека в отдельности и системы общественных ценностей в целом.

Развитие в гражданах чувства ответственности за окружающую среду связано с разрушением стереотипов потребительского поведения. Только так можно обеспечить ключевое условие выживания страны – её экологическую безопасность.

Очевидно, что формирование экологической культуры – процесс долгий и сложный, успешная реализация которого возможна лишь при системном подходе, единстве приоритетов общества и государства.

Формирование и развитие экокультуры

Формирование экологической культуры в обществе предполагает целенаправленную, постепенную и методичную передачу людям информации о рациональном природопользовании, о роли выполнения экоправил и требований, о личной ответственности каждого человека перед планетой и всем её населением за сохранение окружающей среды.

Международная практика показывает, что для успешного выполнения данной задачи необходимо:

  • введение хорошо продуманной и действующей нормативно-правовой базы;
  • осуществление экологического воспитания в образовательных учреждениях;
  • внедрение экологического просвещения;
  • личная сознательность граждан.

Воспитание экологической культуры в России осуществляется комплексно, стартует в процессе дошкольной подготовки и продолжается в ходе школьной, профессиональной и рабочей деятельности человека. В учебных учреждениях тематический материал усваивается детьми и подростками благодаря организации олимпиад, предметных недель, конкурсов, специальных акций.

Типичная проблема, с которой приходится сталкиваться: экологическая культура населения развивается крайне медленно из-за «просветительского» характера тематической пропаганды, проведением которой преимущественно занимаются общественные организации и СМИ. Продвигаемая ими природоохранная информация выступает в роли источника повышения эрудиции и не несёт в себе побуждения к применению в жизни. К сожалению, воспитание экологической культуры тормозит и тот факт, что человек акцентирует своё внимание на локальных успехах природоохранной практики и готов довольствоваться минимальным экоблагополучием.

Надо помнить, что экологическая культура каждого отдельно взятого человека создаётся под влиянием семьи, в которой он растёт, общества, в котором общается, учится и работает, его понимания актуальности проблемы и личной сознательности.

Поэтому полностью перекладывать ответственность за формирование экологических убеждений граждан на систему гособразования неверно: не подкреплённые практикой знания и умения угаснут очень быстро.

Именно личная ответственность и сознательность людей, понимание бесперспективности потребительского отношения к природе для них же самих способно стать толчком для динамичного развития новой экологической культуры и мышления человка. Такое мировоззрение требует отказа от эгоистических установок ради благополучия последующих поколений и сохранения жизни на Земле.

Важной составляющей такого типа мышления является серьёзное и глубокое осмысление мировой экологической ситуации, необходимости привлечения для сохранения природных ресурсов достижений научно-технической революции и инновационных технологий.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

ГБОУ СПО СО "УКСАП"

Реферат

По экологическим основам природопользования

На тему: " Экологическая культура человека "

Выполнил студент 4 курса

Группы ЗС-41

Кунщиков Сергей

Введение

1. Понятие экологической культуры

2. Нарушение экологического равновесия

3. Экологические проблемы

4. Экологическая безопасность

5. Пути решения экологических проблем

6. Новые горизонты экологического воспитания

Список литературы

Введение

Экологическая культура - часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды; целостный адаптивный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом. С точки зрения научно-учебного процесса экологическая культура рассматривается как отдельная дисциплина в рамках культурологии.

В течение XX века развитие человеческой цивилизации всё в большей степени выявляло антагонистическое противоречие между ростом населения и удовлетворением его растущих потребностей в материальных ресурсах, с одной стороны, - и возможностями экосистем, с другой. Данное противоречие, усугубляясь, привело к стремительной деградации среды обитания человека и разрушению традиционных социоприродных структур. Стало очевидно, что метод проб и ошибок в вопросах природопользования, характерный для предыдущих периодов развития цивилизации, себя полностью изжил и должен быть полностью заменён научным методом, основой которого является научно обоснованная стратегия взаимоотношения человека с биосферой в сочетании с глубоким предварительным анализом возможных экологических последствий тех или иных конкретных антропогенных воздействий на природу.

С развитием производственных сил, которые позволяют осваивать природу с большим размахом и увеличением числа жителей на Земле деградация природной среды достигает небывалого опасного для самого существования людей размера, так, что вполне оправдано говорить об экологическом кризисе, который может перерасти в экологическую катастрофу.

В конце XX века внимание к культуре взаимодействия между человеком и природой существенно усилилось; причиной такого внимания стало в первую очередь общественное переосмысление подхода к культуре как таковой и к прошлым достижениям человечества в частности. Внутренний потенциал этих достижений с точки зрения их возможной реактивации в форме сохранения или восстановления традиций был существенным образом переоценён, а сами эти достижения стали рассматриваться как нечто весьма ценное: как осязаемый результат человеческой самореализации, с одной стороны, и, с другой, как продолжающий действовать фактор творческого развития человечества.

В 2000 году в Государственную думу Российской Федерации был внесён проект федерального закона "Об экологической культуре", в котором определялись принципы взаимоотношения органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц как в области реализации конституционного права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду, так и в области соблюдения конституционной обязанности каждого по сохранению природы и окружающей среды. В законопроекте рассматривались вопросы государственного управления в области экологической культуры, включая вопросы государственного регулирования в этой области.

1. Понятие экологической культуры

Экологическая культура - сравнительно новая проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. Все мы прекрасно видим, что многие территории по причине хозяйственной деятельности человека оказались загрязнёнными, что сказалось на здоровье и на качестве населения. Можно сказать прямо, в результате антропогенной деятельности окружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения. Из-за неразумного отношения к ней и к её ресурсам, из-за неправильного понимания своего места и положения во вселенной человечеству грозит деградация и вымирание.

Поэтому проблема "правильного" восприятия природы, равно как и "экологической культуры" выходит в настоящий момент на передний план. Чем раньше учёные начнут "бить тревогу", чем раньше люди начнут пересматривать результаты своей деятельности и корректировать цели, соразмеряя свои цели со средствами, которыми располагает природа, тем быстрее можно будет перейти к исправлению ошибок, как в мировоззренческой сфере, так и в сфере экономической.

Но, к большому сожалению, проблема "экологической культуры" ещё мало изучена. Одним из первых, кто подошёл к проблеме эко культуры был знаменитый мыслитель и исследователь В.И. Вернадский; он впервые серьёзнейшим образом проработал термин "биосфера", занимался проблемами человеческого фактора в существовании мира. Также можно назвать Мальтуса, Ле Шателье-Брауна, Б. Коммонера и др. Но, тем не менее, рамки заданной темы заставляют посмотреть на проблему с другой стороны, ибо нас интересует проблема восприятия обществом экологической культуры.

По своей природе культура изменчива и способна к самообновлению, но она является своего рода знаком, который позволяет идентифицировать каждого члена сообщества к данной цивилизации. Культура является продуктом коллективной деятельности членов одного народа, который в каждой конкретной сфере создаёт свой личный и уникальный социокультурный код. Недаром мы говорим о том, что существует культура языка, культура поведения, экономическая, правовая, экологическая культуры и многие другие, что является единичной и неповторимой принадлежностью каждой нации.

Таким образом, восприятие культуры зависит от человека, принадлежащего к конкретному сообществу. Но базисной основой культуры всё-таки, как мне кажется, является накопленные народом ценности в духовной области (вера, обычаи, язык, литература и др.) и в сфере материальной (архитектура, скульптура, живопись и т. д.). Но, несмотря на это, всё же существует нечто или некий общий культурный архетип, который способствует межкультурной коммуникации.

Наука же экология возникла в конце XIX столетия, но тогда она обозначала учение о живых организмах, их взаимосвязи и влиянии на природу в целом. Но по-настоящему актуальное значение экология приобрела в середине ХХ столетия, когда учёные из Соединённых Штатов обнаружили пропорциональную зависимость загрязнения почв и мирового океана, уничтожения многих видов животных от антропогенной деятельности. Проще говоря, когда исследователи осознали, что в водоёмах, расположенных в непосредственной близости от заводов и фабрик гибнет рыба и планктон, когда поняли, что в результате неразумной сельскохозяйственной деятельности истощаются почвы, тогда экология приобрела своё насущное значение. Таким образом, с конца шестидесятых годов человечество столкнулось с проблемой "глобального экологического кризиса". Развитие промышленности, индустриализация, Научно-техническая революция, массовое сведение лесов, строительство заводов-гигантов, атомных, тепловых и гидроэлектростанций, процесс истощения и опустынивания земель привёл к тому, что перед мировым сообществом стал вопрос выживания и сохранения человека как вида.

2. Нарушение экологического равновесия

С развитием промышленности и современных технологий во всем мире остро стал вопрос нарушения экологического равновесия. Эта проблема достигла такого уровня, при котором решить ее практически невозможно. Многое из того, что было уничтожено, к сожалению уже не удастся восстановить.

Нарушение экологического равновесия между природными факторами и деятельностью человека - это социально-экологический кризис. Это означает, что баланс между окружающей средой и обществом нарушен. Такая ситуация может привести к гибели человечества.

Степень нарушения экологического равновесия может быть разная. Загрязнение - это самый маленький урон, который был сделан окружающей среде. В этом случае, природа может сама справиться с проблемой. В течение определенного времени она восстановит баланс, при условии, что человечество перестанет, наносит ей вред.

Вторая степень - нарушение экологического равновесия. Здесь биосфера утрачивает свою способность к самовосстановлению. Для того чтобы баланс пришел в норму, необходимо вмешательство человека.

Последняя стадия - самая опасная, и называется деструкция. Это предел, при котором, восстановить первозданную экосистему становиться невозможным. Это экологическая катастрофа, к которой приводят необдуманные действия человека и его непозволительное уничтожение окружающей природы. Этот факт уже имеет место в некоторых районах земного шара.

Нарушение экологического равновесия - причины и последствия

Причины нарушения экологического равновесия связаны с развитием науки и техники. Неэкономичная трата природных ресурсов, вырубка лесных массивов, загрязнение водоемов - это то, из-за чего происходит экологическая катастрофа. Нанося вред природе, человек подвергает опасности свое существование. Это порождает большие неприятности человечества: демографический кризис, голод, нехватка природных ископаемых и уничтожение окружающей среды. Необоснованная вырубка лесов ведет к исчезновению животных и птиц. Это приводит к изменению экологического равновесия. Если человечество не станет восстанавливать уничтоженные насаждения и не займется охраной вымирающих животных, то это приведет и к гибели человечества. Пока что эти проблемы можно решить.

Нарушение экологического равновесия в городе самое масштабное. Строительство зданий и вырубка парков приводят к засорению окружающей среды. Большое количество транспорта и отсутствие зеленых насаждений способствуют накоплению смога и углекислого газа. Вследствие этого происходит рост количества больных людей среди городского населения.

Развитие промышленности привело к увеличению вредных выбросов в атмосферу. Не многие руководители предприятий и заводов заботятся о защите окружающей среды. При таком положении дел человечество ожидает экологическая катастрофа.

3. Экологические проблемы

социоприродный экосистема воспитание личность

Первая проблема - загрязнение атмосферы.

Человек загрязняет атмосферу тысячелетиями, однако период употребления огня был незначительным. Большое загрязнение атмосферы началось с началом работы промышленных предприятий. Все выбросы в природу вредных веществ, таких как оксид углерода, сернистый ангидрид, сероводород и сероуглерод, окислы азота, соединения фтора и хлора не только приводят к гибели окружающей нас флоры и фауны, но и усугубляют нашу жизнь на планете Земля.

Основные вредные примеси пирогенного происхождения:

А) Оксид углерода

Получается при не полном сгорании углеродистых веществ. В воздух он попадает в результате сжигания твердых отходов, с выхлопными газами и выбросами промышленных предприятий. Ежегодно этого газа попадает в атмосферу не менее 1250 млн.т.

Это соединение углерода способствует повышению температуры на планете, и созданию парникового эффекта - глобальной проблемы № 1,

Данная проблема характеризуется тем, что на планете зимой выпадает большое количество снега, при таянии которого добавляется вода в океаны и моря, подтопляя территории суши. За последние несколько лет на Земле насчитывают более 60 наводнений, которые принесли вред не только природе, но и человеку.

Есть много ярких примеров, которые не дают нам забыть о парниковом эффекте:

1. Глобальные изменения климата, засухи, смерчи там, где их никогда не было.

2. 16 июня 2004 года на самом теплом континенте нашей планеты, в Африке, выпали осадки в виде снега, которые привели к замешательству людей во многих странах мира.

3. Также замечено большое таяние ледников в Антарктиде. А это уже серьезно, если половина ледников уйдет в океан и растает, то произойдем большой подъем уровня воды, которая может затопить половину земной суши. Например, такие города и страны, как Венеция, Китай и т.д.

4. Этой зимой во многих относительно теплых странах Европы, таких, как Болгария, мороз достигал отметки -35 градусов.

Б) Окислы азота

Основными источниками выброса являются предприятия, производящие азотные удобрения, азотную кислоту и нитраты, анилиновые красители, вискозный шелк. Количество выбросов составляет 20 млн.т. в год.

В) Соединение фтора и хлора

Источниками являются предприятия по производству алюминия, эмалей, стекла, керамики, стали, соляной кислоты, органических красителей, соды. Поступают в атмосферу в виде газообразных веществ - разрушающих слои атмосферы.

Вторая проблема - это проблема загрязнения Мирового океана.

Нефть и нефтепродукты.

Нефть представляет собой вязкую маслянистую жидкость, имеющую темно-коричневый цвет, которую добывают в больших количествах, с целью приумножить свое благосостояние, тем самым не заботясь о том, что природа гибнет, разрушается тонкий атмосферный слой биосферы. "В какой природе будут жить наши любимые дети, правнуки и т. д.?" - такой вопрос должен встать у всех людей, населяющих планету Земля. Ведь 98 % нефти оказывают ядовитое влияние на окружающую среду.

Из-за незначительных утечек ежегодно теряется 0,1 млн. т нефти, большие массы которых поступают в моря и реки, с бытовыми и ливневыми стоками. Попадая в морскую среду, нефть сначала растекается в виде пленки, губительной для всего живого в океане. По цвету пленки можно определить ее толщину: Нефть образует эмульсии, которые могут сохраняться на поверхности, переноситься течением, выбрасываться на берег и оседать на дно, также уничтожая флору и фауну на своем пути. Из-за этого одной из важных проблем является нехватка и пресной воды в реках и озерах. Еще несколько десятилетий назад загрязненные воды представляли собой как бы острова в относительно чистой природной среде. Сейчас картина изменилась, образовались сплошные массивы загрязненных территорий.

Мировой океан - это гигантская кладовая биологических ресурсов, а загрязнение океана угрожает всем процессам - физическим, химическим и биологическим.

Но люди этого не понимают и издавна сбрасывают в моря отходы своей хозяйственной деятельности, устраивают свалки устаревших боеприпасов. Особую опасность несет сброс с целью захоронения химических и радиоактивных отходов, в наше время это называют дампинг.

Многие страны, имеющие выход к морю, производят морское захоронение материалов и веществ, в частности грунта, вынутого при дноуглубительных работах, бурового шлака, строительного мусора, твердых отходов, взрывчатых и химических веществ. Объем захоронений составил около 10% от всей массы загрязняющих веществ, поступающих в Мировой океан. Основанием для дампинга в море служит возможность морской среды к переработке большого количества органических и неорганических веществ без особого ущерба для воды. Однако эта способность не беспредельна, на это уходит множество лет.

Поэтому дампинг рассматривается как вынужденная мера, временная дань общества несовершенству технологий, но многие предприятия, минуя запрещающие законы, выбрасывают отходы в море.

Третья не менее важная проблема - это разрушение озонового слоя атмосферы, озоновые дыры.

Озоновые дыры появились недавно. Озон является важным компонентом, который защищает нас от вредных веществ, которые поступают из космоса. Прежде всего, это "звездная пыль" или можно назвать ее - "обломки звезд". Озоновые слои биосферы защищают нас от множества катаклизмов. Но человек, сам того не замечая, ухудшает эти слои, приводя себя постепенно к гибели. Уже сейчас многие люди задают вопрос: "Почему многие сердечники, чувствуют себя плохо. Не связанно ли это с взрывами на солнце?". Конечно же, связанно, ведь в тонком слое атмосферы появились дыры, пропускающие солнечные лучи к нам на землю, которые вызывают не только сердечные приступы у взрослого населения, но и увеличивают риск заболевания раком кожи от излишнего ультрафиолетового излучения.

Четвертая проблема - это кислотные атмосферные осадки, выпадающие на сушу. Одна из острейших глобальных проблем человечества и современности - это проблема возрастающей кислотности атмосферных осадков и почвенного покрова. Районы кислых почв не знают засух, но их естественное плодородие понижено и не устойчиво; они быстро истощаются и имеют низкую урожайность. Кислотные дожди вызывают не только подкисление поверхностных вод и верхних горизонтов почв. Кислотность с нисходящими потоками воды распространяется на весь почвенный профиль и вызывает значительное подкисление грунтовых вод. Кислотные дожди возникают в результате хозяйственной деятельности человека, сопровождающейся эмиссией колоссальных количеств окислов серы, азота, углерода. Эти окислы, поступая в атмосферу, переносятся на большие расстояния, взаимодействуют с водой и превращаются в растворы смеси сернистой, серной, азотистой кислоты, которые выпадают в виде "кислых дождей", взаимодействуя с растениями, почвами и водами. Их главными источниками являются: сжигание сланцев, нефти, угля, газа. Хозяйственная деятельность человека вдвое увеличила поступление в атмосферу окислов серы и азота. Все это сказалось на здоровье, как людей, так и их домашнего скота, который идет на пищевое потребление.

Если смотреть широко, то, можно сказать, что человек сам создает себе проблемы, и не просто проблемы, а глобальные, такие как: уничтожение лесов, растений и животных, плодородных почв, появление радиоактивных зон.

4. Экологическая безопасность

Экологическая безопасность - это обеспечение гарантии предотвращения экологически значимых катастроф и аварий, это комплекс действий, обеспечивающих экологическое равновесие во всех регионах Земли. Об экологической безопасности можно говорить применительно к отдельному району, городу, региону, государству и планете в целом. Крупные экологические проблемы имеют межгосударственный характер, так как у природы нет границ. Обеспечение экологической безопасности в одном регионе или государстве имеет важное значение для любого другого региона и государства.

А значит, достижение экологической безопасности - это международная задача, и здесь необходимо международное сотрудничество.

Сейчас во многих странах остро поднимают вопросы защиты окружающей среды. Руководители стран и экологические комитеты обеспокоены изменениями, происходящими в природе. Многие производители налаживают экологически чистое производство. Так, например, стали выпускать электромобили, абсолютно безопасные для окружающей среды. Особо важным моментом является переработка отходов. Этот вопрос нуждается в немедленном решении. Многие страны всерьез занялись утилизацией и переработкой отходов жизнедеятельности человека. Очистить планету от мусора - это один из путей восстановления баланса между природным миром и обществом.

Каждый человек в ответе за свои действия. Загрязняя окружающую среду, мы наносим в первую очередь вред собственной жизни. Если все люди будут соблюдать определенные правила, которые поспособствуют сохранению природы, то можно надеяться, что экологическая катастрофа перестанет быть угрозой человечеству.

5. П ути решения экологических проблем

Каждая из обсуждающая здесь глобальных проблем, имеет свои варианты частичного или более полного решения, существует некий набор общих подходов к решению проблем окружающей среды.

Меры улучшения качества окружающей среды:

1. Технологические:

*разработка новых технологий

*очистные сооружения

*замена топлива

*электрификация производства, быта, транспорта

2. Архитектурно-Планировочные мероприятия:

*зонирование территории населенного пункта

*озеленение населенных мест

*организация санитарно-защитных зон

3. Экономические

4. Правовые:

*создание законодательных актов по поддержанию качества окружающей среды

5. Инженерно-организационные:

*уменьшение стоянок автомобилей у светофоров

*снижение интенсивности движения транспорта на перегруженных автомагистралях.

Кроме этого, за последнее столетие человечество разработало ряд оригинальны способов борьбы с экологическими проблемами.

К числу таких способов можно отнести возникновение и деятельность разного рода "зеленых" движений и организаций. Кроме "Green Peace^a", отличающегося размахом своей деятельности, существуют аналогичные организации непосредственно проводящие природоохранные акции. Также есть другой тип экологических организаций: структуры, которые стимулируют и спонсируют природоохранную деятельность (Фонд дикой природы).

Кроме разного рода объединений в сфере решения экологических проблем, существует целый ряд государственных или общественных природоохранных инициатив: - природоохранное законодательство в России и других странах мира,

Различные международные соглашения или система "Красных книг".

В числе важнейших путей решения экологических проблем большинство исследователей также выделяет внедрение экологически чистых, мало - и безотходных технологий, строительство очистных сооружений, рациональное размещение производства и использование природных ресурсов.

6. Новые горизонты экологического воспитания

В современном мире, в рамках стремлений к устойчивому развитию, самый важный аспект полноценности развития личности - это экологическое воспитание.

Человек живет не просто в тесном контакте с живой природой, он является неотъемлемой ее частью. Следовательно, природа одна из составных частей человека. Наши праотцы понимали эту прописную истину. Чтобы передавать из поколения в поколение это знание целостного живого мира они обожествляли, одухотворяли природу, наделяя ее особенным смыслом. В этом понимании природа считалась живым существом - личностью. Люди относились к воде, горам, ветру, растениям и животным как полноправным хозяевам природных богатств. И если человек хотел полноценной жизни, он был просто обязан быть в гармонии с природой. Такое отношение человечества предостерегало нас от потребительского отношения к природе. Уже тогда наши праотцы знали один из законов Коммонера - за все в природе надо платить, и если постоянно только брать и брать, жадно впиваясь зубами в планету, придет горькая расплата. Эти времена наступили: расплата за наши деяния постучала нам в двери, зашла в Нади дома, и мы по-прежнему не замечем ее. Вот почему переосмысление нашего отношения к природе стало насущной необходимостью.

А что же есть осмысление? Это в первую очередь понимание природы. Откуда может взяться это понимание, если повсюду только хаос и потребительская алчность. Ответ прост и очевиден - экологическое воспитание.

Для традиционной модели образования изучение природы - это бездушный процесс расчленения ее таинств на составляющие и компоненты: природа состоит из озер, где мы ловим рыбу; природа состоит из гор, где шахтеры добывают уголь; природа состоит из лесов, из которых для вас мы делаем школьные тетради. Как это всепоглощающее лицемерие способно помочь ребенку понять общую картину мироздания? Эта ложь не оставляет альтернативы пониманию молодой личностью принципов взаимодействия человеческого и природного. Этот метод давно изжил себя.

Основная задача экологического воспитания и образования - помочь ребенку увидеть красоту мира целиком, помочь ему осознать глубинные взаимосвязи в природе: где белочка очень красивая, и она еще красивее, если живет в чистом лесу… Понимание принципа "Все связано со всем" поможет ребенку усвоить главный девиз экологии - "Берегите природу!" . Именно этот метод экологического воспитания способен привести нашу цивилизацию к устойчивому развитию.

Поймите, одушевление природы - это не оккультизм или религиозный бред. Это средство наглядного и доступного для ребенка воспитания. Если дети поймут, что Земля - живое существо, способное испытывать боль, страх, радость, то они будут относиться к ней с нежностью и любовью. Если дети с малых лет осознают, что даже пушистое облако - живое, станут ли они взрослым гадить в атмосферный воздух?

Пришло время переосмыслить наши концепции образования. Экологическое воспитание должно стать более экологическим. Это первоочередная задача нашего общего спасения - человечества и природы.

Список литературы

1. Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия: Пер. С англ. - М.: Международные отношения, 1993. - 136 с.

2. Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности: часть 1. - СПб.: СПбГУПМ, 1993. - 72 с.

3. Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности: часть 2. - СПб.: СПбГУПМ, 1995. - 72 с.

4. Гладков Н.Д. и др. Охрана природы-М. Просвящ.,1975-239с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Глобальные экологические проблемы: сокращение биоразнообразия Земли, деградация экосистем; потепление климата; разрушение озонового слоя; загрязнение атмосферы, воды, земель; увеличение населения Земли. Состояние окружающей среды в Республике Беларусь.

    реферат , добавлен 24.10.2011

    Динамика отношения человека к природе. Понятие экологического сознания, его связь с экологической культурой. Развитие экологического сознания общества. Анализ экономических, технических, природоохранных аспектов взаимодействия человека и природы.

    реферат , добавлен 24.01.2012

    Исследование особенностей эволюции и общая характеристика экологических ниш человека. Размещение населения и анализ комплекса требований к факторам окружающей среды и жизни современного человека. Оценка состояния радиационной экологии наземных экосистем.

    контрольная работа , добавлен 16.09.2011

    Понятие естественной и искусственной среды обитания как совокупности абиотических, биотических условий. Проблемы взаимодействия человека с окружающей средой. Техногенные факторы, закон о неустранимости отходов. Основные потоки естественной среды обитания.

    реферат , добавлен 27.05.2014

    Взаимодействие человеческого общества с природой. Нагрузка на природу. Разрушение биосферы. "Виноват" ли технический прогресс в загрязнении природной среды. Загрязнение атмосферы. Кислотные дожди. Экологическая напряженность и генофонд человека.

    реферат , добавлен 09.12.2007

    Экологическая сукцессия как процесс постепенного изменения состава, структуры и функции экосистем под влиянием внешнего или внутреннего фактора. Смена экосистем под влиянием жизнедеятельности организмов, деятельности человека и абиотических факторов.

    реферат , добавлен 03.10.2013

    Защита окружающей среды. Законы взаимоотношений "Человек-природа". Возникновение и внедрение экологической этики. Понятие "экологическая этика". Экологическая этика и природоохранная эстетика. Экологическая и глобальная этика. Модели отношения к природе.

    реферат , добавлен 04.10.2008

    Экологические проблемы как следствие хозяйственной деятельности человека. Влияние использования ядохимикатов в сельском хозяйстве на полезные живые организмы. Экологическое воздействие автотранспорта на человека. Источники загрязнения атмосферы и воды.

    презентация , добавлен 03.11.2016

    Разработка новых подходов к оптимизации социоприродного взаимодействия человека с природой. Влияние экологической ситуации на жизнь, развитие общества. Роль социально-экологического образования, сущность основных ступеней системы непрерывного воспитания.

    контрольная работа , добавлен 25.02.2010

    Нарушение окружающей природной среды в результате деятельности человека. Изменение климата, загрязнение атмосферы и гидросферы, деградация земельных ресурсов, парниковый эффект. Пути предотвращения глобальной климатической и экологической катастрофы.

Экологическая культура личности

В последние время значительно повысилось внимание мировой общественности к проблеме экологии как образовательной дисциплины первостепенной важности. Современное общество оказалось перед выбором: либо сохранить существующий способ взаимодействия с природой, что впоследствии приведет к экологической катастрофе, либо обеспечить состояние биосферы, пригодное для жизни, что требует изменения сложившегося типа деятельности. А для этого нужна коренная перестройка мировоззрения и ценностей. Иными словами, мир встал перед необходимостью становления новой формы экологической культуры посредством формирования «экоцентрического сознания».

Экологическая ориентация материальных и духовных ценностей возможна при переходе общества на путь такого развития, которое направлено на достижение гармонии между людьми, обществом и природой.

Понятия «экология» и «экологическая культура»

Слово «экология» имеет греческое происхождение и буквально означает «учение о доме», «учение о родине». Термин «экология» возник примерно в середине ХХ века благодаря немецкому биологу Эристу Геккелю (1834-1919), издавшему в 1866 году труд «Всеобщая морфология организмов».

В современной науке понятие "экология" характеризуется единством биологического, социального, экономического, технического, гигиенического факторов жизни людей. На этом основании правомерно выделение социальной, технической, медицинской экологии, рассматривающих поведение человека в природе.

По-настоящему актуальное значение экология приобрела в середине ХХ столетия, когда американскими учеными была обнаружена прямая зависимость загрязнения почв и мирового океана, уничтожение многих видов животных от деятельности человека.

С конца шестидесятых годов человечество столкнулось с проблемой «глобального экологического кризиса». Развитие промышленности, индустриализация, научно-техническая революция, массовая вырубка лесов, строительство заводов гигантов, атомных, тепловых и гидроэлектростанций, истощение и опустынивание земель привело к тому, что перед мировым сообществом встал вопрос выживания и сохранения человека как вида.

Истоки экологической культуры нужно искать в периоде перехода глобальной экосистемы от природного к социоприродному состоянию, во времена зарождения социальной формы жизни.

Экологическую культуру можно рассматривать как способ жизнеобеспечения, при котором общество формирует потребности и способы их реализации, не создающие угрозы жизни на Земле, самой системы духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов.

Но отношения природы и культуры очень сложны. И вся эта сложность глубоко пронизывает жизнь человека, выступающего соединительным звеном между природой и культурой.

Поскольку человек представляет собой одновременно природное и общественное явление, ему свойственны как природные, так и культурные формы поведения.

С возрастанием роли социализации в воспитании человека культура начинает занимать все более ведущую позицию, определяя и направляя природу. Во всех самых естественных проявлениях человека видна степень овладения культурой.

Гармоничное сочетание культуры, как явления, и ее проявлений в деятельности человека образует ту культурность, которая не противоречит естественности, а, напротив, развивает ее.

Экологическое образование

В созидании целостности личности, культуры окружающего мира огромную роль играет образование. Особенностью экологического образования является то, что оно появилось ввиду жизненной необходимости всех людей на планете.

Экологическое образование представляет собой уникальное средство сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации (В.А. Сластенин)

Цель экологического образования – формирование ответственного отношения к окружающей среде на основе нового мышления (экоцентрического), что предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природоиспользования, активную деятельность по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств.

Экологическое образование должно быть направлено, прежде всего, на развитие таких качеств личности ребенка, как ответственность за сохранность природы и человека в ней и активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды.

Отношение ребенка к окружающей природной среде в существенной степени определяют три фактора:

1.непосредственное познание природы;

2.школьное экологическое воспитание;

3.средства массовой информации.

Процесс развития современной цивилизации незаслуженно обходит стороной многие знания, умения и навыки, приобретенные в ходе исторического развития человечества. Нередко из процесса духовного развития мира выпадают целые пласты знаний и ценностей, а также традиционные культурные системы. Увы, исчезают и сами народы как носители уникальной культуры. А в борьбе за сохранение и возрождение народных традиций проявляется степень культурности людей.

Таким образом, у личности, обладающей экологическими знаниями, мыслящей и действующей экологически целесообразно, проявление чувства любви к природе гораздо глубже и прочнее.

Основные принципы экологического образования

Принцип природосообразности. Природосообразный подход в воспитании обеспечивает гармоничный, комплексный подход к формированию личности, поскольку природа оказывает комбинированное воздействие на чувство, сознание, поведение человека. Согласно этому принципу, воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи природных, социальных и культурных процессов. Результатом экологического образования должна стать сформированность у детей ответственность за развитие собственной личности, за экологические последствия своих действий. Человеку важно следовать своей внутренней природе, в противном случае он не достигнет согласия с внешним миром и не захочет обеспечить экологическую сохранность внешней среды. Иными словами, внутренняя гармония в самом человеке – предпосылка внешней гармонизации.

Принцип непрерывности. Развитие личности ребенка представляет собой непрерывный процесс. Педагогу важно четко представлять, какую линию формирования экологической культуры избрать на данном возрастном этапе личностного развития ребенка. Перспективным направлением экологического образования является интеграция естественнонаучных знаний и нормативно-целостных ориентаций детей, которые соответствуют их природным наклонностям и потребностям и меняются в зависимости от возраста ребенка.

Формирование экологической культуры в системе экологического образования

Фундаментом культуры являются накопленные народом ценности в духовной (вера, обычаи, язык, литература и др.) и материальной (архитектура, скульптура, живопись и т.д.) областях.

В аспекте определения сущности экологической культуры также выделяют две стороны: материальную (все формы взаимодействия общества с природой и результаты этого взаимодействия) и духовную (экологические знания, умения, убеждения, навыки).

Человек всегда может выбрать, каким образом поступить по отношению к природной среде, другому человеку, самому себе. Выбор его действий определяется, исходя из уровня ответственности, которая развивается на основе свободы человека в результате его взаимодействия с социальным окружением. В отношении человека к экологическим проблемам ответственность (экологическая) предполагает самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим.

Цель формирования экологической культуры школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы школы по формированию у детей системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы; экологических ценностных ориентаций, норм и правил в отношении к природе, умений и навыков по ее изучению и охране.

Формирование экологической культуры школьников осуществляется как в учебном процессе, так и во внеучебной деятельности.

Компоненты экологической культуры

Экологическое образование должно быть нацелено на формирование экологического сознания, способа мышления, деятельности, ориентированной на гармонизацию состояния биосферы и отдельных ее экосистем; экологической культуры, обеспечивающей развитие природосберегающих технологий, доминирование экогуманистических ценностей и идеалов, права человека на благоприятную окружающую среду и информацию о ней.

Экологическая культура представляет собой взаимосвязь компонентов: экологического сознания, экологических отношений и экологической деятельности.

Экологически культурная личность должна иметь экологические знания по основным разделам экологии и краеведению, то есть:

-знать определение и характеристику терминов и понятий современной экологии;

-знать о жизнедеятельности и трудах ученых и общественных деятелей, внесших наибольший вклад в становление и развитие экологии;

-знать организации, движения и общества, которые занимаются природоохранной деятельностью;

-знать природу своего родного края (местные природные условия, природные особенности, реки и водоемы, ландшафты, растения, животных, климат и т.д.);

Экологически культурная личность должна обладать экологическим мышлением, то есть уметь правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности.

Чувства экологически культурной личности под воздействием природы определяют направление и характер формирования экологического мышления и поведения, содержательно обогащая экологические знания.

Экологическое поведение личности включает эмоциональность или рациональность, обобщение или избирательность в отношении к природе; сознательное или несознательное отношение к природе. Оно должно быть экологически оправданным и целесообразным как в процессе производственной деятельности, так и на отдыхе.

Отношение экологически культурной личности к природе формируется, переживается и проявляется при познании природного мира и общении с ним через свои чувства (восхищение, радость, удивление, умиление, гнев, возмущение, сострадание и др.), которые аккумулируются вокруг любви к природе и стремлении сохранить ее.

Чувство любви к природе формируется через эстетическое восприятие и познание природного мира, эмоциональную и деятельную отзывчивость на экологические проблемы, эстетическое освоение природы и практическое взаимодействие с окружающим миром флоры и фауны.

Все компоненты экологической культуры между собой тесно взаимосвязаны друг с другом.

В итоге обучения учащимися должны быть усвоены этические нормы отношений с живыми существами и людьми: уважение, сочувствие, милосердие, помощь, сотрудничество; сформированы навыки экологической культуры, этические оценки прекрасного и безобразного в отношении к живой природе и человеку.

Заключение

Великий педагог Ян Амос Коменский считал необходимым воспитание у детей любви к людям и природе.

Через культуру проявляется отношение каждого члена общества к современному миру. Экологическая культура играет особенную роль во взаимоотношениях человека и природы. С философской точки зрения, экологическая культура есть особый деятельный способ освоения человеком природы. Основой эколого-культурной деятельности выступают отношения человека к окружающему природному миру как объекту. Вместе с тем экологическая культура невозможна без культуры общения и взаимодействия людей, без обмена экокультурными ценностями.

Однако сегодня социальный мир, технократическая культура пришли в острый конфликт с природой.

Ориентация на гуманистические ценности и необходимость преодоления экологических проблем требуют от современного человека во всех формах своего поведения в природе и социуме совершить переход от отчуждения и борьбы к стилю сотрудничества и взаимодействия с природой и другими людьми, к природосообразному мышлению и деятельности, к диалогу культур.

Интенсивность общения человека с природой необыкновенно высока, что отражено в фольклоре, в литературе. Постоянное общение человека с природой, неразрывная связь народа с землей – воспроизводятся и осмысливаются в науке.

Вдумчивое ответственное отношение к себе, к своему месту в мире – и природном, и социальном, сформировалось как важнейшая черта культуры, духовности.

Актуальность проблемы

Положение античной философии о жизни в согласии с природой особенно актуально в наши дни. Как отмечал И.А. Бердяев, все социальные перемены в судьбе человечества непременно связаны с отношением человека к природе, поэтому необходимо исследовать жизнь экологической культуры на общественном уровне.

Исследуя проблему отношения человека к внешней природе, В.С. Соловьев выделял три возможных пути отношения: страдательное подчинение природе в том виде, в каком она существует; длительная борьба с ней, покорение и использование ее безразличным орудием; утверждение ее идеального состояния – того, чем она должна стать через человека. Последнее отношение и является единственно положительным, поскольку человек пользуется своим превосходством над природой как для своего, так и для ее возвышения. Угроза экологической катастрофы напоминает человеку, что он должен жить в согласии с внешней природой.

Стратегическая задача экологической культуры заключается в том, чтобы поднять на новый уровень оценки систему взаимоотношений человека с природой, включить ценность этих отношениях в систему духовных ценностей.

Основная цель: - повышение экологической сознательности воспитанников и развития экологически ответственного образа жизни;

Задачи: Освоение ближайшего окружения и соответствующий возрасту выход за его пределы.

Расширение и систематизация элементарных географических, естественнонаучных и экологических представлений воспитанников.

Формирование навыков заботливого отношения к объектам живой и неживой природы, к месту, в котором живёшь.

Развитие способности воспринимать эстетическую ценность природы и выражать в творчестве полученные впечатления.

Развитие любознательности, творческого потенциала, фантазии и воображения.

План намеченной работы по данной теме

- Участие в природоохранных акций:

Всемирный День воды; Всемирный метеорологический день; Международный день птиц; Всемирный День Здоровья;Всемирный День Земли; Всемирный День Защиты Окружающей Среды;

-Акции: «Чистый лес», « Чистый двор», « Чистый пруд»,проводимые в детском доме и городе Белебей.

- Проведение среди воспитанников конкурсов народно- прикладного искусства в защиту окружающей среды, сохранения природы родного края, редких растений и животных Башкортостана, занесённых в Красную книгу

- Проведение дней информации в виде семинаров «Мой двор», «Будущее природы - в наших руках».

- Проведение конкурсов, биологических рингов и экологических викторин по темам: «Будь человеком - человек!» «Море живой воды», «Не навреди!», «Вода. Воздух. Здоровье»

-Занятия «Путешествие по экологической тропинке», «Бабочка- капустница», «Знакомство с деревом – долгожителем».

Походы и экскурсии:-«В зимний лес», « Осенняя красота», « К старому дереву-дубу», «Путешествие по тропе «Здоровья»».

Изучение методической литературы по данной теме:

    Реймерс Н.Ф. «Путь к экологической культуре» – М.: Россия молодая, 1994.

    Экологическое и эстетическое воспитание школьников. / И.Д.Зверев, Л. П. Печко и др.; Под ред. Л. П. Печко. М.: Педагогика, 1984. – 135

3.Е.А.Воробьева- учитель начальных классов средняя школа №23, г.Актау.

4. А.П. Молодова « Нравственно – экологическое воспитание »

5.Т.И. Попова « Мир вокруг нас».

6. Н.А. Рыжова « Наш дом – природа»

7. С.Н. Николаева « Юный эколог»

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни». В. А. Сухомлинский.

Концепция экологического воспитания: « Знать законы, по которым живёт природа, уметь организовывать свой труд и отдых так, чтобы не нанести вреда природе, и иметь осознанное желание делать это».

Предполагаемый результат: 1. Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс. 2. Воспитание защитников природы. 3. Творческая активность воспитанников.

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Белебеевский детский дом Республики Башкортостан.

Тема самообразования

«Экологическая культура личности»

Ибрагимовой Лиры Узбековны

1 этап – 2013-2014уч. год, 2 этап – 2014-2015 уч. год, 3 этап – 2015-2016 уч. год

г.Белебей,2013г.



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные