Эллинизм в культуре греко восточный синтез презентация. Синтез восточных и античных традиций в эллинизме. Искусство эллинизма не представляет собой единого целого. В этот период существуют самостоятельные художественные школы в Александрии, Пергаме, Греци

>> Синтез восточных и античных традиций в эллинизме. Спящий гермафродит. Венера Мелосская. Гигантизм архитектурных форм. Экспрессия и натурализм скульптурного декора. Алтарь Зевса в Пергаме

СИНТЕЗ ВОСТОЧНЫХ И АНТИЧНЫХ ТРАДИЦИЙ В ЭЛЛИНИЗМЕ.
Спящий гермафродит. Венера Мелосская

ГИГАНТИЗМ АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ. ЭКСПРЕССИЯ И НАТУРАЛИЗМ СКУЛЬПТУРНОГО ДЕКОРА

Алтарь 3евса в Пергаме

Завершающим этапом в развитии древнегреческой культуры является эллинизм (греч. нellenes – уподобляться эллинам). Искусство эллинизма сформировалось на территории, входившей в громадную империю Александра Македонского, и представляет собой некий симбиоз греческого ордера и вocточных художественных традиций. Культурными центрами эллинистического мира стали Александрия в Египте , Антиохия в Сирии, Пергам в Малой Азии, остров Родос в Греции . Искусство эллинизма, не будучи цельным, объединено общим эстетическим идеалом – крайним индивидуализмом. вepoятно, поэтому ключевым мифом эпохи стал миф о Нарциссе.

Прекрасный юноша Нарцисс никого не любил и никому не отвечал взаимностью. Богиня правосудия Немесида, к которой неслись мольбы наказать гордеца, вняла им. Однажды, увидев свое отражение в ручье. Нарцисс влюбился в нeгo и, будучи не в состоянии общаться с предметом любви, умер от тоски на берегу. На этом месте вырос цветок такой же холодной и безжизненной красоты – нежно и сильно пахнущий нарцисс.

Миф в художественных формах отобразил новую эстетику: соразмерность, гармонию и спокойную волевую целеустремленность классики сменили декоративность, эмоциональное напряжение и патетика.

Любовь Востока к декоративности, пышности и opнaментальности сказалась прежде вceгo в архитектуре эллинизма. При строительстве общественных зданий использовался коринфский ордер, создающий чрезвычайно нарядный, но несколько вычурный и далекий от гармоничной ясности образ. Пропорции коринфского ордера повторяют ионические, но с более высокой капителью, напоминающей связку цвeтов с волютами-тычинками, перехваченную снизу пояском*. Коринфская капитель изначально преследовала сугубо дeкoративные цели, поэтому функция опоры в ней полностью замаскирована роскошными листьями, которые ни для чего не мoгyт служить опорой.

Невероятно помпезный, пышный облик зданию придавал так называемый Большой коринфский ордер, в котором колонны по высоте равны двум этажам здания, дocтигая почти 18 м. Новый ордер походил на болезненную фантазию, но фантазию изящества и вкуса. Ее усугубляла отделка из различных пород цветного мрамора, поскольку живописная игра светотени на мраморе одного цвета стала казаться недостаточно декоративной. Той же цели служила бронза, которой в изобилии отделывали базы колонн, кaпители и детали фриза. В Александрии, к примеру, так был построен Музей – место обитания муз 11 ставший крупнейшим научным центром вceгo Средиземноморья с огромной библиотекой, залами, где выставлялись произведения искусства и собирались ученые мужи.

Пристрастие к живописной архитектурной форме неизбежно повлекло за собой преобладание «восточной неги» в скульптуре. Поиск «нежной формы » привел к идеальному слиянию в одной фигуре форм юношеского тела и упругих форм невинной девушки, результатом чего явилась скульптура Сnящеzо гермафродита (11 в. до н. э.). Строгую классическую красоту сменила грациозность; простой вывepeнный жест – сладострастное ленивое движение; образ атлета-воина – гермафродит. Нагая красота женщины стала caмoцелью, породив невероятное количество изваяний богини.

* Согласно легенде, коринфский мастер Каллимах, проходя мимо кладбища. увидел на гробнице забытую корзинку, увитую молодыми побегами аканфа. Восхищенный новизной вида и формы, мастер сделал для коринфян несколько колонн по зтому красоты Афродиты (Венеры), рождающейся, купающейся, coвершающей утренний туалет.образцу и определил их соразмерность.


В образе Веnеры Мелосской (11 в. до н. э.), торс которой необыкновенно, божественно кpaсив, выявлены черты, свойственные эстетике эллинизма: мaленькая головка при удлиненных пропорциях , нежная пластика тела, струящиеся драпировки покрывала. Все изящно, мягко, уравновешенно.
Но наряду с такой трактовкой образа существовала и дpyгая. Дисгармония души человека эллинизма, eгo стремление все доводить до аффекта – страх до ужаса, силу до грубости – обусловили появление тaкoгo трагического, с нaдpывом произведения, как рельеф алтаря 3евса на акрополе в Пергаме (11 в. до н. э.).


Реконструированный ныне алтарь представляет собой гигантскую платформу для жертвоприношений, поднятую на четырехступенчатый стереобат. В нее по центру врезана широкая лестница, придающая всей конструкции П-образную форму. Верхняя площадка шириной 26 м украшена по периметру ионическими колоннами. Внешнюю сторону платформы также по периметру опоясывает фриз, загибаясь на внyтренние, обращенные к лестнице плоскости. Конкретное историческое событие – битву пергамского царя Аттала 1 с варварами-галатами в конце 111 в. до н. э. – создатели алтаря запечатлели в иносказательной форме как борьбу олимпийских богов с гигантами.

Битва богов-олимпийцев со смертными гигантами, рожденными землей-геей из крови оскопленного неба-Урана и имевшими вместо нoг змеиные хвосты, могла закончиться успешно только в том случае, если на стороне богов выступит герой, что и произошло благодаря вмешательству Геракла.

Фриз выполнен в технике высокого рельефа , и ступени к жертвеннику служат опорой каменным участникам яростной битвы. Драматизмом и экспрессией наполнено изображение боя Афины с крылатым гигантом Энкеладом, котopoгo богиня уже повергла к своим стопам. На распахнутых кpыльях устремляется к ней Ника, дабы увенчать победным вeнком лен ее кудрей. Священный змей богини Эрихтоний жалит грудь гиганта, а тот, с искаженным болью и страданием лицом, тщетно напрягает мускулы в последней попытке приподняться на своих змеевидных конечностях и взлететь. Из недр земли вырастает Гея, простоволосая, трагически заломившая руки , горюющая о гибели своих сыновей.




Для пергамской школы, как и для всей греческой скульптуры эпохи эллинизма, характерно изображение острых чувств – умирания и боли, ужаса и отчаяния – и эффектных поз. Напомним, что гармония и умиротворенность классических рельефов Парфенона достигалась точной и простой линией. В пластике эллинизма, которая заставляет почти физически ощутить страдание и смерть, использовались coвсем другие приемы. Это и расположение вверху голов богов, а внизу – гигантов, создающее нервную ломаную линию фриза. Это и сложный разворот тел, передающий то агрессивный натиск богов, то пафосный излом запрокинутых голов и тоpсов гигантов. Это и прихотливая драпировка одежд, разлетающихся словно от порывов ветра. Это и резкие контрасты свeта и тени , усиливающие тревожность. Это и гигантские мacштабы фигур, подавляющи и угнетающие зрителя.

Вопросы и задания
1. Какие черты характерны для искусства эллинизма? С чем связано появление двух ликов красоты в пластике эллинизма?
2. Какие живописные приемы применяли скульпторы эллинизма, чтобы передать драматизм и экспрессию? Для ответа используйте иллюстрации из задания № 8 в рабочей тетради.

* * *
Красивая приветливая природа и ясное, спокойное миросозерцание гpeкoв породили такое же красивое и ясное искусство. Масштаб окружающего мира обусловил приверженность эллинов к соразмерности объемов и форм. Это нашло выражение в чистых формах и точных линиях греческого зодчества и пластики. Принципами классического искусства в понимании древних гpeкoв стали реализм, рационализм, простота и красота. Всякое отступление от при роды воспринималось ими как пренебрежение идеалами искусства.

Не удивительно, что именно греческий идеал был воспринят самыми разными народами, стал образцом культурного развития вceгo средиземноморского анклава. Греческие колонии на Апеннинском полуострове способствовали проникновению и архитектурных приемов в культуру этрусков. Велико было воздействие Древней Гpeции на культуру этрусков и Древнего Рима , подчинившего ее во ll в. до н. э. Художественная культура Египта, Сирии, областей Малой Азии, Балканского полуострова, где греческое искусство стало известно в результате завоевательных походов Александра Македонского, обрела совершенный образец, творческое развитие котopoгo обеспечило прорыв к эллинизму. Именно в эллинистическом варианте греческая культура стала предтечей рафинированной византийской культуры. Великая эпоха европейского Возрождения ориентировалась на греческий образец, а эстетика европейского абсолютизма в XVн в. опиралась на рациональное и кoнcтpyктивное художественное мышление гpeкoв, что проявил ось в архитектуре, живописи, скульптуре и театре французского классицизма.

Емохонова Л. Г., Мировая художественная культура: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) - М.: Издательский центр «Академия», 2008.

Сборник конспектов уроков по исскуству скачать , календарно-тематическое планирование, учебники по всем предметам онлайн

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Эллинизм - это период в истории античных государств Средиземноморского региона, началом которого принято считать завоевательные походы Александра Македонского, а окончанием - падение Египта и полное установление господства государств Древнего Рима

(около 30 года нашей эры).

Главная особенность эллинизма

Главной особенностью эллинизма принято считать глобальное распространение греческого языка и образа жизни на территориях, завоеванных Александром Македонским, а также взаимное проникновение и взаимное влияние двух великих античных культур - персидской и греческой.



Для эпохи эллинизма характерно было стремление к монументальности. Создаются огромных размеров статуи, типичный пример - Родосский колосс, фигура бога Гелиоса высотой 32 метра.

Ника Самофракийская (190 года до н. э .)

Искусство эллинизма не представляет собой единого целого. В этот период существуют самостоятельные художественные школы в Александрии, Пергаме, Греции, на острове Родос, в городах Сирии. Лучшие произведения эллинических скульпторов с большой полнотой и художественной убедительностью отражают самые волнующие проблемы эпохи.

СПЯЩИЙ ГЕРМАФРОДИТ

Гермафродит - сын Гермеса и Афродиты, юноша необычайной красоты, воспитанный наядами на горе Ида во Фригии.

АГЕСАНДР

Вместе с сыновьями исполнил статую Лаокоона. Статуя была найдена в 1488 в Термах Тита на Эсквилине в Риме, теперь - в Ватиканском музее, в Риме.

ВЕНЕРА МИЛОССКАЯ

Знаменитая скульптура, выполненная из мрамора (ок. 130–120 до н.э.), относится к эллинистическому периоду в искусстве Древней Греции.

Распространённым сюжетом античной пластики была Гигантомания.

Его построили около 180 года до н. э. на акрополе Пергама, столицы небольшого эллинистического государства в Малой Азии.

Пергамский алтарь




Синтез восточных и античных традиций, использование остроэмоциональных, драматических по своему звучанию сюжетов - несомненное свидетельство того влияния, которое оказали на духовную жизнь греческого мира политические события, сопровождавшие упадок и гибель эллинистических государств.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Синтез восточных и античных традиций в эллинизме Презентацию подготовила Бекасова И.А., учитель ИЗО и МХК МБОУ СОШ №1, г. Чехов Московская обл.

Эллинизм – (греч. Hellenes – упо добляться эллинам) период в истории стран Восточного Средиземноморья со времени походов Александра Македонского (334-323 гг. до н. э.) до завоевания этих стран Римом, завершившегося в 30 г. до н. э. подчинением Египта Эллинизм - завершающий этап в развитии древнегреческой культуры. Искусство эллинизма представляет собой некий симбиоз греческого ордера и восточных традиций Характерные черты – декоративность, эмоциональное напряжение, патетика.

Бронзовая статуя Александра Македонского. Римская копия с греческого оригинала из Геркуланума. Неаполь. Археологический музей. 330-320 гг. до н.э.

Эллинистический храм Солнца (1 век) в Гарни на территории современной Армении. Эллинизм При строительстве общественных зданий использовался Большой коринфский ордер, в котором колонны по высоте равны двум этажам здания, достигая почти 18 м.

Алтарь Зевса в Пергаме является мемориальным памятником, возведённым во 2 в. до н.э.(?) в честь победы, одержанной пергамским царем над варварами-галлами.

Фриз алтаря Зевса в Пергаме. II в. до н.э. фриз Пергамского алтаря Зевса. Борьба богов и гигантов, изображенная на фризе, должна была напоминать о победе, одержанной Пергамом над варварами-галлами. В рельефе показаны принимающие участие в битве огромные змеи, хищные звери. Шелест широко распахнутых крыльев, шорох змеиных тел, звон мечей и щитов создают звуковой аккомпанемент битвы. Мастера используют горельефные формы, показывая некоторые фигуры почти в круглой скульптуре: резец и бурав ваятеля глубоко врезаются в толщу мрамора, обрисовывая тяжелые складки одежд. Рельеф приобретает контрастность освещенных и затененных поверхностей. Светотеневые эффекты усиливают впечатление напряженности боя, ощущение трагизма обреченных гигантов и восторга победителей. Эпизоды борьбы, исп. Борьба богов и гигантов, изображенная на фризе, должна была напоминать о победе, одержанной Пергамом над варварами-галлами. В рельефе показаны принимающие участие в битве огромные змеи, хищные звери. Мастера используют горельефные формы, показывая некоторые фигуры почти в круглой скульптуре: резец и бурав ваятеля глубоко врезаются в толщу мрамора, обрисовывая тяжелые складки одежд. Рельеф приобретает контрастность освещенных и затененных поверхностей. Светотеневые эффекты усиливают впечатление напряженности боя, ощущение трагизма обреченных гигантов и восторга победителей.

Три мойры своими бронзовыми булавами наносят смертельные удары Агрию и Фоанту.

“ Битва Афины с Алкионеем ”

Лаокоон. Родосск и е ваятели Агесандр, Полидор и Афинодор. Мрамор. Нач. 3 в. до н.э.

Статуя Афродиты с о.Мелос (Милос) или Венера Милосская. 2 в. до н.э. Белый мрамор. Считается, что создателем её является скульптор Агесандр или Александрос Антиохийский. Скульптура представляет собой тип Афродиты Книдской (Венера стыдливая): богиня, придерживающая рукой упавшее одеяние. Была найдена в 1820 г. на о. Мелос (Милос) в Южной Греции, одном из Кикладских островов Эгейского моря крестьянином Йоргосом Кентротасом во время работы в земле. Руки её были утрачены уже после находки, в момент конфликта между французами, которые хотели отвезти её в свою страну, и турками (владельцами острова), которые имели то же намерение. Венера Мелосская

Нике Самофракийская 3 в. до н.э. Стояла в виде победного монумента на о.Самофракия. Как бы взлетает с постамента, оформленого в виде носа корабля.

Источники Спасибо за внимание http://works.tarefer.ru/42/100420/index.html http://iskusstvu.ru/electronnoe_uchebnoe_posobie/3_1_2_Iskusstvo_Drevnej_Grecii_Jellinizm.html http://www.google.ru/imgres?hl=ru&newwindow=1&sa=X&tbo=d&biw=1228&bih=879&tbm=isch&tbnid=xzP0c7yTacXnFM:&imgrefu


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Край неисчерпаемых возможностей. Природные комплексы Восточной и Северо - Восточной Сибири (плато Путорана,река Лена, Хреббты Ческого и Верхоянский." Форма урока ролевая играна...

Элективный учебный предмет "Фольклор и фольклорные традиции в произведениях литературы"

Данный материал включает в себя непосредственно программу элективного учебного предмета, технологическую карту, перечень литературы для учителя и обучающихся, дидактические материалы для о...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

СИНТЕЗ ВОСТОЧНЫХ И АНТИЧНЫХ ТРАДИЦИЙ В ЭЛЛИНИЗМЕ ГИГАНТИЗМ АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ. ЭКСПРЕССИЯ И НАТУРАЛИЗМ СКУЛЬПТУРНОГО ДЕКОРА Спящий гермафродит. Венера Мелосская Алтарь Зевса в Пергаме

2 слайд

Описание слайда:

ЭЛЛИНИЗМ – завершающий этап в развитии древнегреческой культуры Искусство эллинизма (I-III века до н.э.) сформировалось на территории, входившей в громадную империю Александра Македонского, и представляло симбиоз греческого ордера и восточных художественных традиций. Культурные центры эллинистического мира: - Александрия в Египте, - Антиохия в Сирии, - Пергам в Малой Азии, - остров Родес в Греции. Искусство эллинизма при своей раздробленности объединено общим эстетическим идеалом – крайним индивидуализмом. Ключевой миф эпохи - миф о Нарциссе Эллинистические государства в III в. до н.э.

3 слайд

Описание слайда:

Миф о Нарциссе Прекрасный юноша Нарцисс никого не любил и никому не отвечал взаимностью. Богиня правосудия Немесида, к которой неслись мольбы наказать гордеца, вняла им. Однажды, увидев свое отражение в ручье, Нарцисс влюбился в него и не в состоянии общаться с предметом любви, умер от тоски на берегу. На этом месте вырос цветок такой же холодной и безжизненной красоты – нежно и сильно пахнущий нарцисс. Сальвадор Дали Метаморфозы Нарцисса 1937 Карл Брюллов Нарцисс, смотрящий в воду 1819

4 слайд

Описание слайда:

Архитектура эллинизма. Коринфский ордер Любовь Востока к декоративности, пышности и орнаментальности нашла яркое отражение в архитектуре. Стал использоваться коринфский ордер. Пропорции коринфского ордера повторяют ионические, но с более высокой капителью, напоминающей связку цветов с волютами-тычинками, перехваченную снизу пояском. Ордер походил на болезненную фантазию, но фантазию изящества и вкуса. Отделка ордера состояла из различных пород цветного мрамора, поскольку живописная игра светотени на мраморе одного цвета стала казаться недостаточной. Соразмерность, гармонию и спокойную волевую целеустремленность классики сменили декоративность, эмоциональное напряжение и патетика.

5 слайд

Описание слайда:

«Восточная нега» в скульптуре Предмет изображения не является чем-то непристойным. Скульптор изобразил сына Гермеса и Афродиты, который соединился с нимфой Салмакидой, принял её формы, но стал двойственным существом мужского пола, но с грудью и формами женщины. Скульптор нашел тему, выражающую греческий стиль: расслабленная нагота, эффект неожиданности и театральность спустя века были объединены в искусстве итальянского барокко. Строгую классическую красоту сменила грациозность; простой выверенный жест – сладострастное ленивое движение; образ атлета воина – гермафродит. Спящий Гермафродит Рим, Национальный римский музей

6 слайд

Описание слайда:

Алтарь Зевса в Пергаме Дисгармония души человека эллинизма, его стремление все доводить до аффекта – страх до ужаса, силу – до грубости – обусловили появление такого трагического, с надрывом произведения, как рельеф алтаря Зевса на акрополе в Пергаме (П в. до н.э.) Битва богов-олимпийцев со смертными гигантами, рожденными землей-Геей из крови оскопленного неба-Урана и имевшими вместо ног змеиные хвосты, могла закончиться успешно, если на стороне богов выступит герой, что и произошло благодаря вмешательству Геракла. Для пергамской школы, как и для всей греческой скульптуры эпохи эллинизма, характерно изображение острых чувств – умирания и боли, ужаса и отчаяния - и эффектных поз. Пластика эллинизма использовала приемы, которые заставляют почти физически ощутить страдание и смерть в отличие от гармонии и умиротворенности классических рельефов Парфенона. Алтарь Зевса в Пергаме Реконструкция

Завершающим этапом в развитии древнегреческой культуры является эллинизм (греч. нellenes – уподобляться эллинам). Искусство эллинизма сформировалось на территории, входившей в громадную империю Александра Македонского, и представляет собой некий симбиоз греческого ордера и вocточных художественных традиций. Культурными центрами эллинистического мира стали Александрия в Египте, Антиохия в Сирии, Пергам в Малой Азии, остров Родос в Греции. Искусство эллинизма, не будучи цельным, объединено общим эстетическим идеалом – крайним индивидуализмом. вepoятно, поэтому ключевым мифом эпохи стал миф о Нарциссе.

Прекрасный юноша Нарцисс никого не любил и никому не отвечал взаимностью. Богиня правосудия Немесида, к которой неслись мольбы наказать гордеца, вняла им. Однажды, увидев свое отражение в ручье. Нарцисс влюбился в нeгo и, будучи не в состоянии общаться с предметом любви, умер от тоски на берегу. На этом месте вырос цветок такой же холодной и безжизненной красоты – нежно и сильно пахнущий нарцисс.

Миф в художественных формах отобразил новую эстетику: соразмерность, гармонию и спокойную волевую целеустремленность классики сменили декоративность, эмоциональное напряжение и патетика.

Любовь Востока к декоративности, пышности и opнaментальности сказалась прежде вceгo в архитектуре эллинизма. При строительстве общественных зданий использовался коринфский ордер, создающий чрезвычайно нарядный, но несколько вычурный и далекий от гармоничной ясности образ. Пропорции коринфского ордера повторяют ионические, но с более высокой капителью, напоминающей связку цвeтов с волютами-тычинками, перехваченную снизу пояском*. Коринфская капитель изначально преследовала сугубо дeкoративные цели, поэтому функция опоры в ней полностью замаскирована роскошными листьями, которые ни для чего не мoгyт служить опорой.

Невероятно помпезный, пышный облик зданию придавал так называемый Большой коринфский ордер, в котором колонны по высоте равны двум этажам здания, дocтигая почти 18 м. Новый ордер походил на болезненную фантазию, но фантазию изящества и вкуса. Ее усугубляла отделка из различных пород цветного мрамора, поскольку живописная игра светотени на мраморе одного цвета стала казаться недостаточно декоративной. Той же цели служила бронза, которой в изобилии отделывали базы колонн, кaпители и детали фриза. В Александрии, к примеру, так был построен Музей – место обитания муз 11 ставший крупнейшим научным центром вceгo Средиземноморья с огромной библиотекой, залами, где выставлялись произведения искусства и собирались ученые мужи.

Пристрастие к живописной архитектурной форме неизбежно повлекло за собой преобладание «восточной неги» в скульптуре. Поиск «нежной формы» привел к идеальному слиянию в одной фигуре форм юношеского тела и упругих форм невинной девушки, результатом чего явилась скульптура Сnящеzо гермафродита (11 в. до н. э.). Строгую классическую красоту сменила грациозность; простой вывepeнный жест – сладострастное ленивое движение; образ атлета-воина – гермафродит. Нагая красота женщины стала caмoцелью, породив невероятное количество изваяний богини.

* Согласно легенде, коринфский мастер Каллимах, проходя мимо кладбища. увидел на гробнице забытую корзинку, увитую молодыми побегами аканфа. Восхищенный новизной вида и формы, мастер сделал для коринфян несколько колонн по зтому красоты Афродиты (Венеры), рождающейся, купающейся, coвершающей утренний туалет.образцу и определил их соразмерность.

Алтарь Зевса в Пергаме. II в. до н. э. Государственные музеи. Берлин

В образе Веnеры Мелосской (11 в. до н. э.), торс которой необыкновенно, божественно кpaсив, выявлены черты, свойственные эстетике эллинизма: мaленькая головка при удлиненных пропорциях, нежная пластика тела, струящиеся драпировки покрывала. Все изящно, мягко, уравновешенно.

Но наряду с такой трактовкой образа существовала и дpyгая. Дисгармония души человека эллинизма, eгo стремление все доводить до аффекта – страх до ужаса, силу до грубости – обусловили появление тaкoгo трагического, с нaдpывом произведения, как рельеф алтаря 3евса на акрополе в Пергаме (11 в. до н. э.).

Спящий гермафродит. II в. до н. э. Национальный археологический музей. Рим

Реконструированный ныне алтарь представляет собой гигантскую платформу для жертвоприношений, поднятую на четырехступенчатый стереобат. В нее по центру врезана широкая лестница, придающая всей конструкции П-образную форму. Верхняя площадка шириной 26 м украшена по периметру ионическими колоннами. Внешнюю сторону платформы также по периметру опоясывает фриз, загибаясь на внyтренние, обращенные к лестнице плоскости. Конкретное историческое событие – битву пергамского царя Аттала 1 с варварами-галатами в конце 111 в. до н. э. – создатели алтаря запечатлели в иносказательной форме как борьбу олимпийских богов с гигантами.

3-09-4.jpg Битва богов-олимпийцев со смертными гигантами, рожденными землей-геей из крови оскопленного неба-Урана и имевшими вместо нoг змеиные хвосты, могла закончиться успешно только в том случае, если на стороне богов выступит герой, что и произошло благодаря вмешательству Геракла.

Фриз выполнен в технике высокого рельефа, и ступени к жертвеннику служат опорой каменным участникам яростной битвы. Драматизмом и экспрессией наполнено изображение боя Афины с крылатым гигантом Энкеладом, котopoгo богиня уже повергла к своим стопам. На распахнутых кpыльях устремляется к ней Ника, дабы увенчать победным вeнком лен ее кудрей. Священный змей богини Эрихтоний жалит грудь гиганта, а тот, с искаженным болью и страданием лицом, тщетно напрягает мускулы в последней попытке приподняться на своих змеевидных конечностях и взлететь. Из недр земли вырастает Гея, простоволосая, трагически заломившая руки, горюющая о гибели своих сыновей.

НЕРЕЙ, ДОР. Океан. Фриз алтаря Зевса в Пергаме. XI в. до н. э. Uocyдapcтвeнныe музеи. Берлин

Афина и Энкелад. Фриз алтаря Зевса в Пергаме. XI в. до н. э. государственные музеи. Берлин

Для пергамской школы, как и для всей греческой скульптуры эпохи эллинизма, характерно изображение острых чувств – умирания и боли, ужаса и отчаяния – и эффектных поз. Напомним, что гармония и умиротворенность классических рельефов Парфенона достигалась точной и простой линией. В пластике эллинизма, которая заставляет почти физически ощутить страдание и смерть, использовались coвсем другие приемы. Это и расположение вверху голов богов, а внизу – гигантов, создающее нервную ломаную линию фриза. Это и сложный разворот тел, передающий то агрессивный натиск богов, то пафосный излом запрокинутых голов и тоpсов гигантов. Это и прихотливая драпировка одежд, разлетающихся словно от порывов ветра. Это и резкие контрасты свeта и тени, усиливающие тревожность. Это и гигантские мacштабы фигур, подавляющи и угнетающие зрителя.

Вопросы и задания

1. Какие черты характерны для искусства эллинизма? С чем связано появление двух ликов красоты в пластике эллинизма?

2. Какие живописные приемы применяли скульпторы эллинизма, чтобы передать драматизм и экспрессию? Для ответа используйте иллюстрации из задания № 8 в рабочей тетради.

Красивая приветливая природа и ясное, спокойное миросозерцание гpeкoв породили такое же красивое и ясное искусство. Масштаб окружающего мира обусловил приверженность эллинов к соразмерности объемов и форм. Это нашло выражение в чистых формах и точных линиях греческого зодчества и пластики. Принципами классического искусства в понимании древних гpeкoв стали реализм, рационализм, простота и красота. Всякое отступление от при роды воспринималось ими как пренебрежение идеалами искусства.


Не удивительно, что именно греческий идеал был воспринят самыми разными народами, стал образцом культурного развития вceгo средиземноморского анклава. Греческие колонии на Апеннинском полуострове способствовали проникновению греческой мифологии и архитектурных приемов в культуру этрусков. Велико было воздействие Древней Гpeции на культуру этрусков и Древнего Рима, подчинившего ее во ll в. до н. э. Художественная культура Египта, Сирии, областей Малой Азии, Балканского полуострова, где греческое искусство стало известно в результате завоевательных походов Александра Македонского, обрела совершенный образец, творческое развитие котopoгo обеспечило прорыв к эллинизму. Именно в эллинистическом варианте греческая культура стала предтечей рафинированной византийской культуры. Великая эпоха европейского Возрождения ориентировалась на греческий образец, а эстетика европейского абсолютизма в XVн в. опиралась на рациональное и кoнcтpyктивное художественное мышление гpeкoв, что проявил ось в архитектуре, живописи, скульптуре и театре французского классицизма. 



В продолжение темы:
Детская мода

Инструктаж по ПДД, ТБ и ОБЖ, ППБ во время летних каникул. Завершился учебный год, и начинаются долгожданные летние каникулы. Все мы готовимся к лету, с нетерпением его...

Новые статьи
/
Популярные