Художник эдвард мунк картины. Эдвард мунк - краткая биография

Приветствую новых и постоянных читателей! В статье «Эдвард Мунк: краткая биография и картины художника»- кратко о жизни норвежского живописца и графика, теоретика искусства. Мунк — один из первых представителей экспрессионизма. Годы жизни 1863-1944.

Эдвард Мунк: биография

Эдвард Мунк – ярчайший представитель экспрессионизма, нового течения в живописи XX века. Его произведения, глубоко эмоциональные, пропитанные отчаянием и страданием, увидев однажды, их забыть невозможно.

Художник воспринимал жизнь, как череду уходящих от человека любимых вещей. Она как река, которая уносит все самое дорогое, но не пополняется новыми водами, и в конечном итоге, она высыхает, заканчивается. И ужас перед этой неумолимостью и быстротечностью, необычайно тонко передавал в своих произведениях Мунк.

Эдвард родился в норвежской губернии Хедмарк 12 декабря 1863 года. Когда ему было пять лет, от туберкулеза умерла его мать. В 1877 от этой же болезни умерла сестра Софи, которой было пятнадцать лет.

Шестнадцатилетний Эдвард поступает в Высшую техническую школу в Осло. Но вскоре переходит в Государственную академию искусств и художественных ремёсел. Мунк страдал психическим расстройством, что отразилось в его манере рисования.

В 1885 он совершил поездку в Париж, где посетил выставку импрессионистов. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 г. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил и Берлине. Писать начал в возрасте 20 лет, но признаны были его картины только в последние годы его жизни.

У Эдварда было несколько неудачных романов. В личной жизни художник был одинок. В возрасте 60-ти лет у Мунка случилось кровоизлияние в правом глазу. Это негативно сказалось на его работах. Эдвард Мунк умер в 1944 году, спустя месяц после своего восьмидесятилетия.

Картины Эдварда Мунка

«Больная девочка»

Одна из картин периода его становления – «Больная девочка», написанная в 1885 году. Однако художник до конца жизни считал ее одной из главных в своем творчестве. На полотне изображена рыжеволосая девушка, которая полусидит в своей постели, опершись на большую белую подушку.

Лицо девушки обращено к женщине, которая плачет, опустив голову на ту же подушку. Девушка с добротой смотрит на женщину и кажется, утешает ее. Они держатся за руки и явно ведут беседу, которая прерывается рыданиями родственницы, убитой горем.

Вся картина в мрачных, зеленоватых тонах, единственное светлое пятно здесь, фигура умирающей. Эта картина, как и все последующие в творчестве художника, глубоко автобиографична. Он сам признавался, что прообразом главной героини послужила его сестра, Софи Мунк. Она умерла от туберкулеза в 15 лет.

От той же болезни умерла их мать за девять лет до этого. Отец художника, был глубоко религиозным человеком, его сын говорил, что тот подарил ему «ростки сумасшествия».

Скорбь по любимым женщинам еще больше усугубила религиозность этого человека. Он превратил жизнь Эдварда в череду мрачных, наполненных горем дней. Все эти мотивы смерти любимого человека, скорбь и утраты чего-то очень родного, легко читаются в картине.

Эта работа не была признана во время первого явления в свет. Сейчас она, безусловно, одна из самых узнаваемых в галерее живописца.

«Крик»

Самое знаменитое полотно Эдварда Мунка – «Крик». Эту картину знают все, даже те, кто не увлекается изучением искусств. На холсте мы видим человека, лицо которого исказилось в безмолвном крике отчаяния и ужаса. Он стоит на мосту. За ним – алое небо и темно синяя река, сливающиеся воедино на горизонте.

Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа. Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову. Изначально, живописец назвал картину «Крик природы».

В одном из своих дневников он писал, что идея картины пришла к нему, кода он с товарищами совершал променад по мосту. Он описывал, как небо стало вдруг кроваво-красным. И он остановился, сокрушенный невозможностью противостоять огромной силе, которая уносит время, любовь и все сущее прочь от него.

Некоторые критики приписывали картине даже пророческие мотивы, относящиеся ко всем тем бедам, которые сокрушатся на плечи Мунка в будущем. Одна из самых эмоциональных картин в истории стала эмблемой экспрессионизма.

Впоследствии, этот образ оттуда, не раз использовался даже в популярной культуре. Например, тот же самый крик читается в знаменитой маске маньяка в фильме ужасов «Крик».

«Расставание»

Написанная в 1890-х годах картина «Расставание» буквально иллюстрирует то, как Эдвард Мунк воспринимал жизнь. Художник видел любовь неотделимой от страданий и смерти. Поэтому на этом его полотне, главный герой безутешно страдает, вспоминая свою возлюбленную.


Он изображён на первом плане. Очертания его четки, глаза закрыты. Рука жирно обведенная красным контуром, приложена к тому месту, где находится сердце человека. Однако очевидно, что от сердца героя мало что осталось. Человек изображен мрачным и страдающим.

Возможно именно так страдал художник в реальности и поэтому картина так отчаянно печальна. На заднем фоне светлое пятно. Это силуэт девушки, которая удаляется, унося за собой весь видимый радостный мир. Мужчина вспоминает ее и с болью чувствует, как она безвозвратно для него потеряна.

Печальный образ девушки в белом, которая радостно и надменно удаляется, воплощает то, как мастер видел любовь и жизнь в целом.

Видео

В этом видео дополнительная информация по теме «Эдвард Мунк: краткая биография и картины»

Edvard Munch 1863-1944 г.

Норвежский художник-экспрессионист, теоретик живописи.

Хотя в творчестве Эдварда Мунка сложно найти соответствие каким-либо определенным направлениям живописи, огромное значение его творчества, способствовавшего появлению нового художественного направления – экспрессионизма, неоспоримо.

Родился Мунк в Норвегии 12 декабря 1863, в городке Лётен, в семье военного врача, фанатично преданного лютеранству, так же как и его жена. С раннего детства в жизни будущего художника начали происходить трагические события, связанные со смертью наиболее близких ему людей, что впоследствии отразилось на его живописи. Мотивы смерти, угасания, тема одиночества – сюжет многих произведений Мунка, при этом в его картинах ощущается и жажда жизни.

Решение стать художником созрело в 1880-м, он порывает с религией, позиционирует себя как радикальный индивидуалист, а в 1881-го становится учеником Королевской школы искусств, которую оканчивает в 1886-м. В этот период он обучался и в мастерской Крога.

Получение стипендии в 1885-м позволило Мунку побывать в Париже, и узнать, что кроме немецкого реалистичного искусства, с которым он был знаком лишь «заочно», есть и французская школа живописи. На следующий год он снова посещает этот город, и попадает на последнюю выставку импрессионистов. Новые впечатления волной нахлынули на Мунка, и под их воздействием он пишет картину «Больной ребенок» – работу, которая впоследствии получит у критиков высочайшую оценку, и ее причислят к шедеврам норвежского искусства. Но до этого, художника «обвинили» в импрессионизме, раскритиковали название и размер произведения, а к травле присоединились не только художники, но и семья.

В 1889-м Мунк организовывает первую персональную выставку, его работы не воспринимаются критикой, но замечены влиятельными авангардистами, а от государства назначается стипендия для учебы в Париже; на этот раз путешествие за границу растягивается на двадцать лет. В Париже на мировоззрение художника оказывают влияние импрессионисты и скандинавские символисты, а с началом 1890-х, его творчество начинает постепенно трансформироваться, поддаваясь влиянию стиля модерн. В картине «Крик» уже отчетливо заметны детали, характерные для экспрессионизма (в этом стиле работа считается знаковым событием): в контурном рисунке присутствует жесткость, а цветовая гамма отличается ярко выраженным диссонансом. В его творчестве эта работа считается самой известной, и поначалу это был рисунок, затем гравюра, и окончательный вариант – пастельная картина. Человек без лица – сам Мунк, потерявший смысл жизни, пребывающий в изоляции, и оттого отчаявшийся до предела.

Скандал, принесший Мунку известность, начал разгораться осенью 1892-го в Осло (тогда еще Христиания), когда его выставка оказалась неудачной, затем та же участь постигла ее и в Берлине, но в остальных культурных центрах Германии работы художника сочли почти за революцию в живописи, назвав картины «ломающими все барьеры категорий искусства».

Вопросы любви, женственности, взаимоотношений мужчины и женщины были для художника центральной темой. Идея объединить работы в «Фриз жизни», где эти сюжеты играют главную роль, посетила Мунка в конце 1890-х, хотя официально это название прозвучало впервые в 1918-м. Все готовые работы из цикла были выставлены в Берлине в 1902-м, затем в 1905-м – в Праге. Пришло время настоящей славы, а с ней и серьезных трагедий в личной жизни; начались ссоры с друзьями, которые своими «благими намерениями» довели измученного гения до психического расстройства.

В 1909-м Мунк переезжает в Норвегию, и больше не покидает ее пределов. На этом закончился его «европейский» период творчества. В стиле художника преобладает резкая и грубая манера, а используемые им краски отличаются четкостью и яркостью. Многие картины экспонируются на международных выставках. Настоящее признание пришло к Эдварду Мунку в последнее десятилетие жизни.

Зимой 1943-го, от взрыва немецкого снаряда, разорвавшегося неподалеку от его дома, в жилище образовался сквозняк, что привело к болезни художника, но, несмотря на это он рисует картину «Взрыв по соседству», а через месяц, 23 января 1944-го умирает в кресле. В руках почившего мастера находилась книга Достоевского «Бесы».

2014-08-27

Имя: Эдвард Мунк (Edvard Munch)

Возраст: 80 лет

Деятельность: художник, график, теоретик искусства

Семейное положение: не был женат

Эдвард Мунк: биография

С картиной Эдварда Мунка «Крик» сейчас знакомы гораздо лучше, чем с биографией норвежского художника. Жизнь его, мрачная и мучительная, была наполнена смертью, психическими расстройствами, разочарованием. На закате своих дней Эдвард Мунк оставил запись в дневнике:

«Болезнь, сумасшествие и смерть были черными ангелами, слетевшимися к моей колыбели, чтобы сопровождать меня на протяжении всей жизни».

Детство и юность

Эдвард родился 12 декабря 1863 года в норвежском городе Лётен в семье Кристиана Мунка и Лауры Катрины Бьёльстад. У мальчика была старшая сестра Юханна София и две младшие - Игнер и Лаура, а также брат Андреас. Детство будущего художника проходило в переездах: отчасти из-за профессии Кристиана - военный врач, отчасти в поисках более дешевого жилья.


Хотя семья Мунк жила бедно, к их роду примыкали влиятельные творческие личности. Так, дальним родственником был художник Якоб Мунк. Дедушка Эдварда запомнился миру как талантливый проповедник, а брат Кристиана, Петер Андреас – выдающийся историк.

Когда маленькому Эдварду исполнилось 5 лет, мать умерла от туберкулеза, и хозяйство на себя взяла ее сестра Карен. Кристиан, будучи человеком религиозным, после смерти супруги впал в фанатизм. Он рассказывал сыновьям и дочерям холодившие кровь истории про ад, и на почве этого Эдварду часто снились кошмары. Чтобы сбежать от тревожных видений, мальчик рисовал. Уже тогда его эскизы выглядели талантливо.


В 1877 году от туберкулеза умерла старшая сестра Эдварда, София. Молодой человек был с ней близок, поэтому тяжело воспринял утрату. Печальное событие стало причиной разочарования в вере. В дневнике Мунк вспоминал, что отец «ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки», но это никак не помогало девушке выздороветь. Дни, проведенные с умирающей сестрой, позже отразились в картинах «Больная девочка» и «Весна».

Болезни так или иначе преследовали семью Мунк. Вскоре после кончины Софи еще одна сестра Эдварда, Лаура, начала странно себя вести. Она часто тревожилась, закатывала истерики, в другие дни сидела тихо и ни с кем не разговаривала. Ей диагностировали шизофрению.


Кристиан видел в сыне инженера, поэтому в 1879 году, в 16 лет, Эдвард поступил в технический колледж. Ему легко давались физика, химия и математика. Несмотря на успехи, спустя год молодой человек отчислился, решив стать художником. Начинания мальчика отец не поддерживал: он считал занятия творчеством пошлыми. Несмотря на протесты, в 1881-м юный живописец поступил в Королевскую школу рисования в Осло.

В 1883 году имя Эдварда Мунка впервые услышали в норвежском обществе. В качестве творческого дебюта экспрессионист представил «Этюд головы». С этого началось становление великого художника.

Живопись

В последующие годы Мунк неоднократно участвовал в выставках, но его работы терялись среди яркости оттенков и громкости имен художников. В 1886 году Эдвард презентовал дорогую сердцу «Больную девочку» и получил шквал негативных отзывов. В одной из местных газет появилась такая рецензия:

«Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин. Картины Мунка значительно снизили уровень выставки».

Поводом для критики стала видимая незавершенность работы и бесформенность. Молодого художника обвинили в нежелании совершенствовать технику и развиваться.


А Мунк считал «Больную девочку» своим прорывом. В качестве модели ему позировала 11-летняя Бетси Нильсен. Однажды она обратилась к отцу Эдварда за помощью - ее младший брат сломал ногу. Девочка была так взволнована и красива с раскрасневшимися заплаканными глазами, что юный живописец попросил ее стать натурщицей.

После жесткой критики Эдвард перестал быть искренним, его живопись неинтересна и чопорна. Спустя год, в 1889-м, он попробовал еще раз рассказать о сестре в картине «Весна». Создавая ее, Мунк выступил как импрессионист: можно увидеть, как колышутся занавески, и ощутить солнечный свет, льющийся из окна.


На полотне летнему дню противопоставлена тяжелая атмосфера, которая царит в комнате. Рыжеволосая девушка, откинувшись на подушку, с тоской смотрит на пожилую женщину, в ее руках лекарство. В одежде нет ярких тонов, скорее похоже на траурный саван. Чувствуется, что скоро к ним в двери постучит смерть.

В конце 1889 года, когда Мунк уехал на обучение в Париж, пришло известие о смерти отца. Художник впал в депрессию, оборвал связи с друзьями. Это событие стало одним из ключевых в творчестве экспрессиониста. Он написал тогда в дневнике:

«Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают…».

В память об отце Эдвард написал картину «Ночь в Сан-Клу». В квартире, залитой ночным светом, у окна сидит человек. Современные искусствоведы видят в этом образе как самого Мунка, так и его отца, ожидающего смерть.


Вернувшись на родину, художник начал работу над циклом работ, который позже получил название «Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти». В нем Мунк хотел отразить стадии становления человека - от рождения до кончины. В цикл вошли ключевые произведения: «Мадонна», «Крик», «Танец жизни», «Пепел». Всего 22 картины, разделенные на четыре группы: «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни» и «Смерть».

Входит во «Фриз жизни» и картина «Меланхолия» 1881 года. Критики не приняли ее с восторгом, однако отметили, что Мунк обрел собственный стиль - яркие очертания, простые формы и полумрак, царящий во всех работах. Полностью цикл впервые был представлен в 1902 году.


В творчестве Эдварда Мунка насчитывается не одна сотня картин, но самой известной из них стал «Крик». В привычном издании на ней изображено человекоподобное существо, небо окрашено яркими оранжево-красными оттенками. Крик, вырывающийся из безгубого рта гуманоида, словно плавит пейзаж вокруг. Позади видны еще две фигуры. В своем дневнике Мунк писал:

«Я шёл по тропинке с двумя друзьями, солнце садилось, неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор - я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом, мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу».

Под впечатлением от увиденного в 1892 году художник написал картину «Отчаяние». На нем вместо распространенного существа изображен мужчина в шляпе. Спустя год Мунк набросал пастелью гуманоида, затем нарисовал его же маслом. Позже к этим версиям добавились еще две. Особо популярной является изображение 1893 года, которое хранится в Национальном музее в Осло.


Искусствоведы нашли место, где Эдвард мог увидеть картину. Интересен факт, что раньше вблизи этого места располагалась крупнейшая в Осло скотобойня и психбольница. Исследовательница творчества Мунка отметила:

«Говорили, что крики забиваемых животных, смешивавшиеся с воплями душевнобольных, были невыносимы».

Отсюда, вероятно, и взялся «бесконечный крик, пронзающий природу».


1894 год ознаменовался появлением двух работ - «Созревание» и «Девушка и смерть». Обе картины совмещают в себе контрастные явления. Так, в «Созревании» над юной, хрупкой, испугавшейся своей наготы девочкой нависла черная, пугающая тень.


В произведении «Девушка и смерть» пышнотелая красавица целует скелетообразную смерть, принимая ее как лучшего друга. Такое противопоставление характерно для модерна.

Мунк создавал картины в разных жанрах: портрет, пейзаж, натюрморт. В поздний период его творчество стало грубым, а сюжеты - простыми. Чаще на его полотнах появлялись крестьяне и поля.

Личная жизнь

Эдвард Мунк не был женат и не имел детей, однако известно о 3 его романах.

В 1885 году он познакомился с Милли Таулов. Девушка была замужем, поэтому не принимала ухаживаний молодого человека всерьез, но и не отвергала их. Эдвард же относился к влюбленности серьезно: для него закрутить роман с замужней женщиной означало переступить все религиозные преграды. Так и не получив взаимности от Милли, Мунк отказался от идеи завоевать ее.


В 1892 году художник познакомился со Станиславом Пшибышевским, поляком по национальности, и его будущей супругой Дагни Юль. Девушка стала для Мунка музой, он неоднократно использовал ее образ в картинах. Исследователи допускают возможность, что между молодыми людьми была любовная связь.

Самым болезненным стал роман с Туллой (Матильдой) Ларсен, начавшийся в 1898 году. Поначалу их отношения складывались хорошо, затем женщина начала утомлять Мунка навязчивостью. В 1902 году она почувствовала холодность любимого и пригрозила самоубийством. Испугавшись, Эдвард приехал к ней.


Спустя несколько дней между ними произошла ссора, в результате которой Мунк прострелил себе руку. Согласно распространенной версии, Тулла хотела застрелиться, а художник в попытках вырвать револьвер нажал на курок. Мужчину госпитализировали, и на этом отношения завершились.

До самой смерти в личной жизни Мунка не появилась любимая женщина.

Смерть

Художник обладал слабым здоровьем, однако в 1918 году переборол «испанку», которая погубила миллионы людей. В 1930 году почти ослеп из-за кровоизлияния в стекловидное тело правого глаза, но не бросил занятия живописью.


Спустя месяц после своего 80-го дня рождения, в 1944 году, художник скончался. Его посмертное фото хранится в Музее Мунка в Осло.

После смерти экспрессиониста все картины были переданы государству. Тысячи масляных полотен и гравюр сегодня составляют основную экспозицию Музея Мунка.


Упоминания о художнике встречаются в художественных книгах и фильмах. Так, в 1974 году вышел фильм «Эдвард Мунк», рассказывающий о годах становления экспрессиониста.

Картины

  • 1886 - «Больная девушка»
  • 1892 - «Отчаяние»
  • 1893 - «Крик»
  • 1893 - «Смерть в комнате больного»
  • 1894 - «Мадонна»
  • 1894 - «Пепел»
  • 1895 - «Вампир»
  • 1895 - «Ревность»
  • 1896 - «Голос» («Летняя ночь»)
  • 1897 - «Поцелуй»
  • 1900 - «Танец жизни»
  • 1902 - «Четыре возраста в жизни»
  • 1908 - «Автопортрет на фоне голубого неба»
  • 1915 - «У смертного одра» («Лихорадка»)
  • 1919 - «Автопортрет после испанского гриппа»

Эдвард Мунк (Edvard Munch) — великий норвежский художник, живописец, график. Родился 12 декабря 1863 года в Лётен, Хедмарк. Является одним из самых первых и ярчайших представителей экспрессионизма. Эдвард Мунк является одним из тех художников, которые повлияли на всё искусство в целом и имена которых записаны в истории искусства золотыми буквами.

После обучения в Государственной академии искусств у появилась возможность поехать в Париж. Приехав в этот город в 1885 году, он посетил восьмую выставку импрессионистов, которая, как известно, стала последней. Всё увиденное на этой выставке глубоко тронуло его понимание творчества. Импрессионизм был ему более близок, чем другие направления в изобразительном искусстве, однако впоследствии он создал нечто кардинально новое. На стыке различных жанров он вывел новую формулу живописи, которую впоследствии назвали экспрессионизмом.

Первая выставка художника состоялась в 1889 году. После того, как он переехал жить в Германию, он попытался выставляться вместе с местными художниками, но его картины вызвали настоящий скандал, в результате чего выставка была закрыта. Здесь же он сошёлся с писателем Станиславом Пшибышевским, жена которого Дагни Пшибышевская на долгое время стала для него основной натурщицей. Она позировала для таких картин, как «Мадонна», «Вампир», «Ревность», «Поцелуй» и других.

В 1889 году он купил дом в Осгордстранде, который стал для его творчества отправной точкой. Именно здесь он написал свои самые известные полотна, включая «Крик » в 1893 году. В экспрессионизме Эдварда Мунка смешаны самые главные чувства и ощущения, которые волнуют каждого человека: любовь, страх, отчаяние, смерть, спасение. Слава и признание пришли к нему только в последние годы жизни. Его картины стали выставляться в крупнейших музеях Европы. В 1993 году ему присудили кавалера Большого креста ордена Святого Олафа. Как уже говорилось, картина «Крик» оказалась самой заметной во всём творчестве художника. Изначально она называлась «Отчаяние». Образ ужаса, который невозможно преодолеть, в этой работе просто перенасыщен эмоциями. Картина до сей поры является символом всего экспрессионизма, совсем как «Чёрный квадрат» Малевича служит символом Супрематизма.

В 1963 году из музея Мунка в Осло были похищены две картины знаменитого живописца «Крик» и «Мадонна». Полотна нашлись только в 2006 году. Похитители были осуждены, а вот картины за это время подверглись заметным дефектам. На них присутствуют пятна и царапины. Реставраторы до сих пор не хотят их удалять, дабы окончательно не повредить известные полотна.

Полный спектр работ для вашего производства на высшем уровне от Райнпласт. Фрезеровка, токарка, штамповка деталей , заточка, обработка металла и многое другое. Высокое качество и самые приемлемые цены для всех клиентов.

Эдвард Мунк

Автопортрет с бутылкой вина

Женщина в синем



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные