Мудров исаакиевский собор. Новым директором исаакиевского собора стал религиозный человек. Компетентный и религиозный человек

Споры вокруг судьбы собора и планов по его передаче Русской православной церкви продолжаются уже почти два года. За это время сторонники храма и музея неоднократно встречались в суде и на парламентской трибуне, обсуждалась возможность проведения референдума. 15 июня вопрос о том, что будет с Исаакием, прозвучал в ходе "Прямой линии" с президентом РФ Владимиром Путиным. В тот же день к работе приступил новый директор Государственного музея-памятника "Исаакиевский собор" Юрий Мудров.

О том, как в ближайшее время будет действовать храм-музей, который считается одним из символов Санкт-Петербурга, есть ли возможность прекратить общественные споры и как выглядит решение, устраивающее все стороны, Юрий Мудров рассказал в интервью ТАСС.

Юрий Витальевич, недавно Смольный объявил, что спешка в вопросе Исаакия пропала и сейчас идет поиск некоего вдумчивого решения, которое будет устраивать все стороны. Как сейчас выглядит ситуация, на взгляд директора?

Я думаю, что сейчас не только Смольный так думает и действует, но мне представляется, к этому пришли все. Не могу дать ответ за епархию, а тем более за патриархию, но считаю, что вдумчивый, взвешенный подход отличает текущий момент от того сумбурного процесса, который был прежде. Когда меня нанимали на работу, администрация Петербурга, комитет по культуре, предложил мне должность директора музея-памятника "Исаакиевский собор", и я, конечно, сказал, что я иду работать директором музея и все буду делать таким образом, что сегодня Исаакиевский собор - музей, и только исходя из этих позиций. И в принципе, мне не сказали: готовьтесь, продумывайте какие-то варианты. Сегодня это музей, и я думаю, что музей будет в Исаакиевском соборе. Тем более когда я пришел 15 июня, мне повезло, и Владимир Владимирович Путин сразу объяснил, что надо делать. Он сказал, что Исаакиевский собор, безусловно, храм, но Исаакиевский собор, безусловно, музей.

Как вы прокомментируете публикации некоторых СМИ о том, что сроки передачи Исаакиевского собора РПЦ могут быть ускорены и она пройдет уже в этом году?

У нас есть планы, которые мы должны выполнять, мы несем всю ответственность за это: и моральную, и материальную, мы же государственное учреждение. На сегодня я об этом процессе ничего не знаю. Ту задачу, что передо мной поставлена, мы выполняем и строим определенную музейную перспективу.

- Каким, по-вашему, может быть решение по Исаакию, которое устроило бы всех?

В деталях еще не проработано заявление президента, прозвучавшее в ходе "Прямой линии" 15 июня, а вообще там четко сказано для нас: музею быть. Пока мы работаем в прежнем режиме и ближайшую перспективу тоже рассматриваем в том же порядке и в том же состоянии, в каком мы сегодня находимся. Тем более у нас есть все, чтобы хорошо работать. Наша главная задача - чтобы соборы блистали так же, как и ранее, потому что это величайшие памятники человеческой мысли, человеческих рук, мастерства, и конечно, духовные центры.

Работы очень много. Все музейные структуры функционируют стабильно: и реставрация идет, и экскурсионное обслуживание, туристов принимаем, занимаемся концертной деятельностью, ведь у нас есть хор, с детьми работаем. Наверное, в дальнейшем какие-то подвижки будут, но это не коснется основной музейной деятельности.

Состояния тревоги я не испытываю, но скажу, что пришел работать серьезно, с полной ответственностью, с полной отдачей, смотрю на основу коллектива - все достойно работают. Я не хочу кого-то специально успокаивать или убаюкивать, просто состояние дел сегодня таково, что мы работаем, нам никто не мешает, даже, скорее, помогают кто может. Когда мы разговаривали с губернатором Георгием Полтавченко, он сказал: "Надо помочь - поможем". Хотя я так понимаю, что помогать? Собор крепко стоит на земле.

Среди ваших прошлых мест работы - Музей истории религии в Санкт-Петербурге. Он одним из первых в стране сменил адрес в связи с передачей РПЦ Казанского собора, где располагался. Как вы считаете, оказал ли этот факт влияние на ваше нынешнее назначение?

Мне сначала предлагали другую музейную работу, потом возник Исаакиевский собор, вероятно, выбирали исходя из того опыта, который я имею в крупных музеях в качестве и руководителя, и заместителя директора. В Музее истории религии я работал в тот период, когда Казанский собор, где он раньше располагался, передавали Русской православной церкви (в 2000 году. - Прим. ред.) , тогда вообще ни у кого такого опыта не было. Я был заместителем директора по экспозиционной, выставочной работе и международным связям.

- Как вы планируете строить взаимоотношения с Санкт-Петербургской епархией РПЦ?

Мы планируем строить хорошие отношения, развивать то, что есть. С Санкт-Петербургской епархией Русской православной церкви работаем по прежней схеме, в том виде, как она была моими предшественниками создана. Это соглашение о социальном партнерстве 2005 года, там все прописано - по две службы в день, как положено. На сегодняшний день во взаимоотношениях ничего не поменялось: относиться с уважением друг к другу, выполнять соглашение.

Я сказал, что иду работать директором музея и все буду делать таким образом, что сегодня Исаакиевский собор - музей, и только исходя из этих позиций

С митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием я встречался, но встречался протокольно. Познакомились, он представил меня ключарю (настоятелем Исаакиевского собора является митрополит, а административные функции выполняет ключарь. - Прим. ред.) , и мне было подтверждено, что мы работаем так, как было.

Я подтвердил, что мы обязательно будем предоставлять на большие праздники возможность служить в центральном нефе. Это новое в наших договоренностях - то, что не всегда раньше получалось. В двунадесятые и престольные праздники собора все богослужения будут проходить в центральном нефе. В этом нет никакого неудобства для нас, а для церкви торжественность богослужений важна. И туристам нет никакого урона, они вообще радуются, когда идет служба, и наши туристы, и китайские себя хорошо ведут в это время. Служба им интересна. Экскурсоводы видят ситуацию, позволяют какое-то время смотреть на богослужение, фотографировать, и у нас нет ни одного обращения посетителей о том, что кто-то кому-то мешает.

- Будут ли проводиться крестные ходы?

Я светский человек и руководитель музея. Будут инициативы - будем рассматривать. Конечно, на день Исаакия Далматского - безусловно, на день Александра Невского, на престольные праздники. Специальных обращений о том, чтобы их было больше, не было. А потом, это не совсем наш вопрос, это уже епархия, вопрос города, безопасности движения и так далее. Нам надо открыть двери, быть доброжелательными, и все.

Незадолго до вашего назначения отдел по взаимодействию с РПЦ в составе дирекции музея был расформирован. Есть ли необходимость в таком подразделении и будет ли в музее человек, специально отвечающий за эти вопросы?

Специалист по этим вопросам будет назначен в самое ближайшее время. Я не думаю, что мы будем создавать большой отдел или, как было раньше, специальную должность заместителя директора, но специалист обязательно будет, который это позволит четче координировать. Пока никаких сбоев я не вижу.

- Как складывается туристический сезон для Исаакия?

Туристический сезон в этом году складывается примерно так же, как в прошлом, за полгода ГМП "Исаакиевский собор" принял 1,74 млн туристов (в эту цифру входят посетители Исаакиевского собора и Спаса на Крови, а также слушатели выступлений Концертного хора Санкт-Петербурга и участники автобусных и водных экскурсий "Соборное кольцо". - Прим. ред.) . Вопрос о том, что слухи о возможном закрытии музея якобы вызвали рост турпотоков, не стоит. В центре города высится величественный, могучий памятник, естественно, туда хочет зайти каждый турист. Но было бы смешно, если бы такие музеи, как Исаакий, Эрмитаж, Петергоф работали плохо, не уделяли внимания туристам.

Я считаю, блестяще у нас работает Музей Ахматовой, Музей хлеба, им надо прилагать огромные усилия, чтобы туда люди шли, а Исаакий стоит здесь, каждый турист в него войдет, потому что не было бы Исаакия - не было бы Петербурга. В этом году есть вечерние экскурсии, продолжаются концерты, другие программы, в том числе связанные с белыми ночами, колоннада открыта до утра.

- Какие новые проекты появятся в музее в ближайшем будущем?

У нас много лет ведется работа с детьми, среди новых планов - создание студии "Юный иконописец", вести ее будет молодой человек лет 26–27, который с шести лет пишет иконы. У него огромный опыт, он замечательный лектор, уже имеет опыт преподавательской работы, и самое главное - он обыкновенный живой современный человек, кроме того времени, когда работает над иконой. Тогда, конечно, он целиком там. Будет найдена такая форма, чтобы молодой, юный человек познавал мир иконописи, потому что это отдельный большой художественный мир, и, безусловно, тема церковная - это и духовный момент, но вместе с тем это и то, что позволит подрастающему поколению расширить свой кругозор и понимать, что язык иконы требует какого-то объяснения, разъяснения. Сейчас программа разрабатывается.

Я думаю, что мы немного расширим выставочную работу. У нас есть замечательные фотовыставки, сделанные мастерами своего дела, и их очень любят, эти выставки. Сейчас они идут в трех музеях, коллектив активно сотрудничает с Ленинградской областью, я попросил, чтобы наши фотохудожники Евгений Горох и Евгений Мохорев подготовили новые материалы, посвященные реставрации, - очень интересные и с точки зрения эстетики, и искусства фотографии, какие-то необыкновенные ракурсы, лица людей, которые работают, собственно процесс работы. Это то, что мы запустим в ближайшее время, для названия найдем какую-нибудь поэтическую строку или еще что-то.

- Что будет происходить с новыми зданиями, которые музей получил в прошлом году?

Новые здания - это Большая Морская, 40, там нужно провести общие строительные работы, прежде всего - разобраться с коммуникациями, чтобы они были современными и нормально функционировали. Затем - ремонт с элементами реставрации. Там нет внутри какого-то особого художественного убранства, но есть элементы.

Там мы хотим создать музей петербургской-ленинградской реставрации, чтобы показать, насколько этот труд сложен и красив, каковы его результаты. Это будет современный интерактивный музей. Хотелось бы, чтобы туда могли прийти молодые люди, использовать новые технологии и так далее, плюс еще материалы какие-то потрогать. Будем делать время от времени так, чтобы туда приходили, когда там трудится реставратор, скажем, по субботам, и посетители могли бы увидеть его за работой.

Но это лишь верхняя часть айсберга, а нижняя часть, поскольку мы музей, должна быть не только интерактивной, так сказать, "аттракционной". Мы будем создавать архив, базу данных. Конечно, начнем с себя, с наших памятников - с Исаакия и Спаса на Крови, но также вступим в контакт и с Союзом реставраторов, и, я думаю, другим музеям это тоже будет интересно. Музея реставрации нет ни в Петербурге, ни в других городах, а петербургская-ленинградская реставрация - эталонная как явление, как школа. Она имеет грандиозный опыт, который связан с послевоенным восстановлением, опыт бесценный, мастера там фантастические сформировались в этот период работы. Современные мастера обучались у них.

Мы хотим создать музей петербургской-ленинградской реставрации, чтобы показать, насколько этот труд сложен и красив, каковы его результаты. Это будет современный интерактивный музей

Мы попытаемся создать архив всей ленинградской реставрации, начнем с того, что соберем все наше. Базу данных потом можно перевести в новые технологии, чтобы каждый человек мог посмотреть, как и что было. Мы начнем, конечно, с реставрации послевоенного времени, точнее, с момента основания в Ленинграде Ремесленного реставрационного училища. Это феноменальное явление - город в блокаде, ничего еще не ясно, но уже думают о том, как восстанавливать. Соборы, живопись, мозаики - всего этого без рук реставраторов не было бы.

Я говорил о наших планах губернатору, он их одобрил. Уже создана рабочая группа, которая будет заниматься концепцией нового музея и теми технологиями, которые мы будем использовать в этом музее.

Мы считаем, что это очень важная вещь, это собственно музейная деятельность. Мы будем параллельно работать над ремонтом и реставрацией и разработкой концепции. Трудно сказать, когда это откроется, но мы уже работаем.

При этом я считаю, что выставка "Чтобы помнили", посвященная блокаде и сохранению музейных ценностей в Исаакии во время войны, которая работает в нашем подвале, должна сохраняться.

В 2018 году исполнится 200 лет с начала строительства современного нам Исаакиевского собора по проекту французского архитектора Огюста Монферрана. Как будет отмечаться этот юбилей?

Георгий Сергеевич (Полтавченко. - Прим. ред.) сразу откликнулся, когда я сказал, что надо отмечать 200-летие начала строительства собора. Мы будем делать большую межмузейную выставку, она будет в Российском этнографическом музее, в Мраморном зале, который перекликается с эстетикой Исаакиевского собора. Эта выставка важна, потому что исторические документы дадут возможность показать всем, что такое собор, чтобы никто не говорил глупостей типа "да это вообще не церковь", "он церкви никогда не принадлежал". Мы покажем все документы, и там будет видно, что, когда, кому принадлежало, кто что делал в соборе. Мы целенаправленно ориентируемся на то, что нашей аудиторией будут петербуржцы. Они любят Исаакиевский собор, даже те, кто поругивают его, есть такие эстеты, но все равно Исаакий все любят.

Мы пригласили все большие музеи: Музей истории религии (они уже откликнулись), Русский музей, Эрмитаж, Музей истории города, музеи-заповедники и архивы. У нас и свои материалы хорошие, но для того, чтобы ничего не прерывалось и все выстраивалось в одну цепочку, нам необходима помощь коллег. Получен самый благожелательный отклик, поэтому надеемся, что проект будет удачным. Также планируем провести к юбилею большую научную конференцию.

Беседовала Юлия Андреева

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 15 июня. /ТАСС/. Комитет по культуре Санкт-Петербурга принял решение назначить на должность директора государственного музея-памятника "Исаакиевский собор" искусствоведа Юрия Мудрова. Об этом сообщили в четверг ТАСС в комитете.

"По итогам проведенного отбора представленных кандидатов комитетом по культуре Санкт-Петербурга принято решение о назначении на должность директора ГМП "Исаакиевский собор" Мудрова Юрия Витальевича, который приступит к работе с 15 июня 2017 года", - сказали в комитете.

Как сообщили в комитете, Юрий Мудров работает в сфере культуры Санкт-Петербурга с 1982 года. В разное время он занимал руководящие должности в ГМЗ "Павловск", ГМЗ "Ораниенбаум", Санкт-Петербургском фонде культуры, Государственном музее истории религии и других учреждениях культуры города.

Должность директора Исаакия, ставшую вакантной после того, как руководивший музеем с 2008 года Николай Буров уволился по собственному желанию с 1 июня.

С 31 мая исполняющим обязанности директора Исаакиевского собора является писательница Ирада Вовненко, ранее работавшая заместителем директора.

Вопрос о передаче собора Русской Православной церкви был задан в четверг президенту РФ Владимиру Путину в ходе "Прямой линии". Глава государства напомнил, что собор Церкви никогда не принадлежал и всегда числился за государством, но тогда царь был и главой Церкви.

Музей-памятник

Здание Исаакиевского собора возведено по проекту архитектора Огюста Монферрана и открыто в 1858 году. Исаакий стал музеем в 1928 году, с 1990 года в нем восстановлены православные богослужения. Комплекс музея-памятника "Исаакиевский собор" в настоящее время включает два знаменитых петербургских собора - Исаакий и храм Воскресения Христова (Спас на крови).

Здание Исаакиевского собора находится в собственности Санкт-Петербурга, но под охраной на федеральном уровне и входит в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. В 2016 году музейный комплекс Исаакия посетили около 3,9 млн российских и зарубежных туристов.

Горожан отказаться от участия в несогласованной акции протеста, которая запланирована оппозицией на 3 августа в центре столицы. В сообщении сказано, что в полицию поступает информация о возможных нарушениях общественного порядка и готовящихся провокациях, в том числе использовании аэрозолей и пиротехники. Полиция предупредила, что будет оперативно реагировать на правонарушения и примет все меры для обеспечения правопорядка и безопасности.

Как рассказывал «Ведомостям» председатель Либертарианской партии Сергей Бойко, члены партии подавали заявку на проведение 3 августа в Москве акции в поддержку незарегистрированных кандидатов в Мосгордуму. Они просили столичные власти согласовать мероприятие на Лубянской площади. Также партия пыталась договориться провести шествие от Страстного бульвара через Тургеневскую площадь по Мясницкой улице до Лубянской площади, сообщал «Интерфакс». Однако столичная мэрия взамен предложила перенести акцию на проспект Академика Сахарова, где 20 июля уже проходил согласованный митинг о допуске независимых кандидатов к участию в выборах. Либертарианская партия на эту площадку не согласилась и направила в мэрию официальный отказ от митинга. После этого чиновники предложили политикам встретиться и повторно обсудить место и формат мероприятия. Для этого лидеры Либертарианской партии прибыли в одно из зданий столичного правительства на Новом Арбате. Одного из лидеров партии – Михаила Светова – задержали сразу же после переговоров. Большинство оппозиционных политиков также пропустят акцию 3 августа: Алексей Навальный, Дмитрий Гудков, Илья Яшин, Юлия Галямина, Иван Жданов получили административные аресты.

Предыдущая несогласованная акция протеста против недопуска независимых кандидатов состоялась 27 июля. Она была одной из самых массовых. По данным МВД, в ней приняло участие 3500 человек, организаторы насчитали не менее 10 000. МВД отчиталось о задержании 1074 человек. По данным «ОВД-инфо», задержанных больше – 1373 человека. В их числе было 42 несовершеннолетних. Не менее 25 человек получили ранения. Мэр Москвы Сергей Собянин оценил действия полиции как адекватные.

По итогам несогласованной акции Следственный комитет возбудил уголовное дело о массовых беспорядках на митинге оппозиции. Как отмечалось в пресс-релизе ведомства, группа лиц «неоднократно размещала в сети интернет призывы принять в ней участие», однако фамилии фигурантов не называются. Максимальное наказание по этой статье (по ней осудили многих фигурантов «болотного дела») – 15 лет лишения свободы. Также заведено три уголовных дела о применении насилия в отношении представителей власти. Максимальное наказание по ней – пять лет.

«Документы на Мудрова ко мне поступили, он будет назначен. Это уважаемый и опытный искусствовед», – охарактеризовал будущего главу музея Исаакиевский собор заместитель губернатора в разговоре с «Фонтанкой».

Юрий Мудров - искусствовед, член Союза художников, вице-президент Российского Комитета Международного Совета музеев (ICOM UNESCO), член Европейского Общества культуры (SEC), член Творческого союза музейных работников Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Автор более двадцати книг, десятков каталогов, сотен статей в сборниках, журналах и газетах, автор теле- и радиопередач, сценариев фильмов. Был заместителем директора по научной работе ГМЗ «Ораниенбаум», работал в ГМЗ «Павловск», значился замдиректора по экспозиционной, выставочной работе и внешним связям музея истории религии. В течение 8 лет (2006-2014 годы) руководил выставочным проектом «Александр Бенуа ди Стетто (1896 – 1979). Возвращение в Россию», который выставлял в том числе в Исаакиевском соборе.

Мудров - религиозный человек, по крайней мере таким его описывают на сайте союза художников: «Не надо забывать и о религиозной составляющей внутреннего мира «нашего героя», о вере. Родившийся в Пскове, на земле, которая может, как сам Ю. В. Мудров говорит, считаться «Русской Палестиной», и в те годы, когда «неслепящий свет Веры» озарял эту землю, он коснулся этих светильников. А каковы были эти светильники - валаамские старцы, Митрополит Вениамин (Федченков), архимандрит Алипий (Воронов), Митрополит Иоанн (Разумов), архимандрит Иоанн (Крестьянкин), отец Николай Гурьянов, отец Сергий Желудков, иеросхимонах Сампсон (Сиверс)... » – описывают коллегу искусствовед Светлана Смирнова.

Дочь Юрия Мудрова Анна, как и отец, является искусствоведом, также она – учредитель ООО «Серебряные ряды», которое расположено по адресу дирекции Исаакиевского собора - на Невском, 29. Это не совпадение, ранее учредителем «Серебряных рядов» был петербургский Фонд культуры, он зарегистрированв соседнем доме. На данный момент организация ликвидирована, но до 2013 года ее совладельцем значился Юрий Мудров. В 2005 году газеты пестрили заголовками о скандале: «Выселение Петербургского общественного фонда культуры, основанного Раисой Горбачевой и Дмитрием Лихачевым, ради дирекции Исаакиевского собора приведет к гибели организации», – писали журналисты. Оппозиционные СМИ сообщали о митингах музыкантов и студентов в защиту Фонда. Протестующие предполагали, что на Невском проспекте может появиться не администрация музея, а какой-нибудь коммерческий проект. Этого, как мы знаем, не случилось. Согласно открытым данным, Мудров публично в конфликте не участвовал, тем не менее с понедельника, 19 июня, ему предстоит вернуться в здание на Невском, уже не в качестве учредителя Фонда, а в качестве директора Исаакия.

Узнать его позицию о передаче собора «Фонтанке» не удалось: искусствовед оказался очень занят. Тем не менее, в музее существует мнение о том, что одновременно с его приходом должна поступить заявка от РПЦ и процесс по передаче здания храма будет запущен. Якобы об этом сообщили нынешнему и.о. директора Ираде Вовненко в Смольном - ее кандидатуру также рассматривали на пост директора, однако, как говорят, узнав о таком развитии ситуации, она отказалась от роли, которую некоторые вопринимают как роль «могильщика». Подтверждать или опровергать данную информацию Вовненко «Фонтанке» не стала.

В начале текущего года власти Петербурга сообщили о намерении передать Исаакиевский собор в пользование Русской православной церкви. Этот вопрос вызвал широкую общественную дискуссию как в городе, так и за его пределами. В ходе "Прямой линии" 15 июня президент России Владимир Путин заявил, что вопрос передачи РПЦ Исаакиевского собора необходимо деполитизировать, собор должен сохранить и музейную функцию. О том, как сегодня музей взаимодействует с церковью и каковы перспективы передачи Исаакия РПЦ рассказал в интервью информационному агентству "Интерфакс Северо-Запад" директор Государственного музея-памятника "Исаакиевский собор" Юрий Мудров.

Юрий Витальевич, вы были назначены руководителем ГМП "Исаакиевский собор" в середине июня. Вы ожидали, что станете директором Исаакия?

Предыстория такова: я должен был стать директором другого петербургского музея.

- Какого - не скажете?

Нет, не скажу, раз это не состоялось, то зачем же? Но все уже было подготовлено: министр культуры Владимир Ростиславович Мединский должен был поставить подпись, все согласования были. И вдруг меня вызвали в Смольный и сказали, что есть такое предложение: мы изучили ваш опыт и полагаем, что вы можете возглавить музей "Исаакиевский собор".

- Ирада Вовненко уже была исполняющим обязанности руководителя музея на тот момент?

Да, уже была. Но, честно говоря, я ее никогда не видел и не был с ней знаком. Она не была известным музейным работником, а мне знакомы многие музейщики. Когда я пришел, в тот же день принесли от нее заявление об увольнении по собственному желанию. Она решила со мной не встречаться.

Какие задачи перед вами как директором музея поставили в комитете по культуре и в администрации губернатора?

Я сразу спросил: прихожу ли я как директор музея? Именно музея? Да. Мне ответили, что это действующий музей, и сегодня крайне важно поддержать тот высокий уровень музейной деятельности, который уже достигнут в Исаакиевском соборе. Передо мной поставили четкую задачу: быть директором музея.

Мне часто задают вопрос: вы за передачу собора церкви или против? Я ни за, ни против. Я прекрасно понимаю, что все здесь непросто, что есть разнополярные мнения. Но важнее всего сегодня, на мой взгляд, - это достичь некоего понимания того, что собор - не мой, не ваш и даже не конкретных лиц в церкви или в музее. Собор - нашего государства, нашего Отечества. Безусловно, Русская православная церковь имеет полное право находиться там, быть там, потому что это не только величайший памятник культуры и архитектуры, но и храм. Строился он как собор, и на фронтоне там все написано. Мы не только не должны забывать эту духовную, сакральную составляющую, но и использовать в своей работе. Мы - музейные работники, и если мы не будем точны, это будет очень смешно.

- Ведутся ли сегодня какие-либо действия, направленные на передачу собора РПЦ?

Насколько мне известно, на сегодняшний день ни документов нет, по которым можно было бы начать передачу, ни распоряжений. Насколько я знаю, они или отозваны (если были) в настоящий момент, или не были подготовлены до конца. Сегодня решения о передаче в пользование церкви собора нет.

То есть сохраняется статус-кво, который был достигнут за последние годы, и сотрудничество музея и церкви продолжается в рамках соглашения?

Абсолютно точно. Я буквально недавно его просматривал. Кстати, мы сейчас консультируемся насчет его корректировки. Епархия обратилась с просьбой наше соглашение подкорректировать в части времени богослужений, чтобы стало больше служб, которые проводятся в центральном нефе собора. Мы согласны в той части, что в двунадесятые праздники и праздники собора - скажем, дни святых Исаакия Далматского, Александра Невского - проводились большие торжественные службы. В этом мы достигли взаимопонимания. Я разговаривал с высокопреосвященным митрополитом Варсонофием о том, что это, конечно, парадный собор, и большие службы здесь, в центральном нефе, должны вестись, но не каждый день. К тому же мы музей, у нас есть государственные планы-задания, мы отчитываемся, у нас существуют договоры, и мы не можем уменьшить число туристов. Есть договоры с крупнейшими туристическими компаниями мира, мы должны выполнять свои обязательства. И потом, мы тоже несем духовную функцию, мы объясняем абсолютно всем на доступном, понятном языке ценность этого собора и как памятника, и как духовного центра.

Хочу подчеркнуть, что никаких подпольных, скрытых задач у меня абсолютно нет. Нам надо завершить туристический сезон, хорошо закончить год, достигнув определенных показателей, надо завершить реставрацию живописи и архитектурную реставрацию в Спасе на Крови. У нас море дел. Надо осваивать два новых помещения: на Большой Морской и на Думской улицах. Мы должны продолжать и поддерживать работу нашего великолепного хора, нашего прекрасного детского центра и так далее.

Музей будет продолжать образовательную, просветительскую, духовную работу. Все люди, с которыми я знаком и продолжаю знакомиться, не просто любят, а обожают Исаакиевский собор. У нас работают большие патриоты, замечательные музейные специалисты, некоторые из них трудятся практически с момента основания музея.

Корректировка соглашения между музеем и церковью предполагает только увеличение числа служб или еще что-то?

Речь идет только об увеличении числа богослужений в центральном нефе. Никаких новых пунктов нет. Уже не один год у нас существует соглашение о социальном партнерстве, о порядке проведения богослужений и других религиозных мероприятий. Музей, в частности, обязуется предоставлять помещения для богослужений по согласованному графику, установлено расписание, когда мы должны открыть собор для подготовки к службам, во сколько начинать запускать прихожан и так далее. Музей обязуется предоставлять возможность свободного входа всем желающим посетить службу, обеспечить чистоту и порядок. Согласуется месячное расписание таких служб и иных религиозных мероприятий.

- Насколько больше станет служб?

Немного меняется время, когда музей должен будет открываться для богослужений. И речь идет о проведении больших торжественных богослужений в центральном нефе. Они и сейчас проводятся. Это мы зафиксируем в совместном документе. Это, как я уже сказал, двунадесятые праздники - основные праздники, которые связаны с жизнью Христа, - и плюс к этому соборные праздники. Я с этим согласен, такие вещи надо проводить в центральном нефе. Кстати, они привлекают и внимание туристов: туристы с большим интересом относятся к большим богослужениям, крестным ходам. Это очень колоритно, красиво, ведь поет и церковный хор. Большой праздник. Я бы, честно говоря, не просто бы не возражал, а приветствовал, скажем, венчание в Исаакиевском соборе. Конечно, в установленном и согласованном порядке.

- Можно представить, какой ажиотаж это вызовет, очереди выстроятся...

Да, зато это так красиво! Но собор все же не супермаркет, поэтому установили бы особый порядок, записывали бы. Всех удовлетворить, конечно, нельзя. Но работать надо.

Я говорю о том, что мы не только не препятствуем церкви, но готовы к дальнейшему сотрудничеству. Мы сами понимаем, что это храм.

- Вы знакомы с патриархом, обсуждали с ним судьбу Исаакия?

Прямых обсуждений у меня с ним не было. Я думаю, что патриарх наверняка знает, что я назначен директором. Я работал в музее истории религии, а когда работал в Павловске, мы открыли одну из первых действующих церквей в музее. Там немного иной порядок был, это домовая церковь. Думаю, что приятная чаша встретить патриарха меня не минует. Во всяком случае, конечно, если будет такое, я скажу ему и свое мнение.

- Слова президента о соборе на "Прямой линии" вы как трактуете?

Так и трактую: Исаакиевский собор - такое место, которое, безусловно, должно быть и храмом, и музеем. Помимо сакральной функции он несет еще и фантастическую функцию прямого воздействия на человека, на его эстетические чувства. Когда человек видит прекрасное, он испытывает восторг, воодушевление, он уже не сможет совершать каких-то асоциальных поступков. Это духоподъемное место. От него захватывает дыхание. Президент сказал, что надо сохранить обе функции. Я абсолютно с таким мнением согласен. Это ведет к консолидации общества, мы должны жить в мире и покое.

- Его слова дают гарантию, что музей не закроют и не выселят, а экспонаты не переместят по другим хранилищам?

Да, да, точно так. С музейными экспонатами вот как обстоят дела. Львиная доля экспонатов Исаакиевского собора - это иконы, это колонны из полудрагоценных камней и прочие архитектурные элементы, это живопись, скульптурное убранство. Смешно, чтобы кто-либо начал их вывозить. Нет таких людей безумных.

Я думаю, что это будет новая модель. Без музейной функции в Исаакиевском соборе нельзя. У церкви есть своя функция: говорить о том, что есть добро, как человеку жить, как получить спасение. А мы должны показать чудо творения рук человеческих, уникальность этого. Эти вещи очень взаимосвязаны, поэтому сегодня не надо никаких баррикад.

Вы планируете возродить должность замдиректора по научной работе. Значит ли это, что Исаакиевский собор будет расширять свою научную деятельность, проводить музейные конференции и так далее?

Да, обязательно. Скорее всего, это будет сотрудник Исаакиевского собора. Посмотрим, сможет ли прежний замдиректора по науке вернуться по состоянию здоровья. Если нет, то мы подберем другого кандидата. Обязательно это будет возвращено, вопрос решим в ближайшие дни.

На будущий год отмечается 200 лет с момента начала строительства Исаакиевского собора. Мы решили подготовить масштабную выставку к этой дате, пройдет она в центральном выставочном зале "Манеж". Мы ожидаем, что выставка будет невероятно интересной, жители города просто обязаны на нее прийти. Прежде всего, мы будем делать ее именно для жителей, поскольку туристы все-таки подобные вещи посещают реже.

Мы хотим показать подлинную историю Исаакиевского собора. Ведь посмотрите, сколько разных слухов, домыслов ходит по этому поводу. Даже умные люди иногда говорят: "Собор никогда не принадлежал церкви!" Но позвольте, а кому он принадлежал? Император был помазанником божьим, главой Русской православной церкви. Технически собор управлялся министерством, был и комитет строений. И все сложнейшие архитектурные сооружения, которые в Исаакии созданы, надо было содержать и обслуживать. Раньше не было такой современной инженерии, и для поддержания такого могучего здания требовались огромные усилия. Конечно, этим не священники занимались. Но извините, вся религиозная, церковная составляющая была в ведении Синода. Это был особый собор, ведомство императорского двора обращалось к церковным властям, чтобы провести ту или иную праздничную или торжественную службу. Эти парадные службы с крестными ходами были очень любимы народом. Было многолюдно, красиво, интересно. Не надо забывать и о том, что это был собор, в котором служили торжественные службы по случаю годовщин различных побед российской армии. С 1856 по 1922 год был кафедральным собором империи.

- Вы посещали Москву, проводили деловые встречи. С кем вы вели переговоры, о чем?

Как таковые переговоры я не вел.

- Вы ходили в Минкульт.

Да, с Министерством культуры я консультировался, но это были консультации, потому что напрямую мы им не подчиняемся, но есть общий порядок, "Закон о музеях и музейном фонде" и так далее. Я интересовался тонкостями закона, инструкций о памятниках движимых и недвижимых. Мы же не существуем сами по себе, вся наша деятельность регламентирована. Есть экскурсионные планы и так далее. Много вопросов.

- То есть никаких закулисных разговоров о судьбе Исаакия?

Я вам скажу так: на сегодня расставлены точки над "i". Определено, чем нам заниматься. Директор музея не должен быть политиком и заниматься политиканством. Это не моя задача. От директора музея многое зависит в музее, а в политике нет. Я не должен занимать позицию "за" или "против".

- У вас нейтралитет в общественной дискуссии?

Совершенно точно. Да.

- А в вопросе референдума?

Нет, нет, нет, это не наше дело. Если мы будем заниматься референдумами, нам некогда будет смотреть за содержанием памятника. Нам некогда будет заниматься своей работой.

- Известно ли вам что-то о подготовке заявки от РПЦ на передачу собора?

Насколько я знаю, сегодня этого нет. Я не слышал, что кто-то бежал, нес заявку. Об этом надо спрашивать у церковнослужителей. И всё равно: допустим, принесли заявку. Передача - это определенный процесс. Закон регулирует все его вопросы. Я имею в виду экспонаты, помещения. Мы не можем так все схватить и нестись куда-то, переезжать. И на это никто не пойдет. В церкви также понимают, что музейные ценности - это ценности наши общие.



В продолжение темы:
Аксессуары

21 июля 2011 года американский космический корабль Atlantis совершил свою последнюю посадку, поставившую точку в длительной и интереснейшей программе Space Transportation...

Новые статьи
/
Популярные