Интервью с Анной Бутурлиной: «Моя семья меня окрыляет. Девушка из джаза: Анна Бутурлина Кто формирует ваш сценический образ

Июнь 18, 2012

Анна Бутурлина – одна из самых востребованных джазовых певиц России. Ее вполне можно было бы назвать «королевой джаза», но в отношении Ани – такой милой, улыбчивой и скромной — подобная метафора звучит слишком пафосно. Принцесса – да. Притом из тех, что бывают только в сказках или диснеевских мультфильмах. Судите сами: длинные солнечные волосы, лучистые глаза и, конечно же, голос – неправдоподобно мощный для столь хрупкой девушки. Чем не сказочное создание? «Принцесса» выступает с биг-бэндами, участвует в проекте Анатолия Кролла «Первые леди российского джаза», преподаёт джазовый вокал, записывает вокальные партии для кинофильмов и музыку для детей, исполняет главные роли в мюзиклах, воспитывает дочь… Ваши аплодисменты, дамы и господа: на сцене Woman on Top - Анна Бутурлина!

- Очень хочется начать наш разговор с вопросов о джазе. Что означает быть успешной джазовой певицей в России?

В нашей стране это означает петь на престижных фестивалях и серьёзных сценах в компании «крупных» музыкантов. Я выступаю со многими оркестрами и коллективами первой величины в России: с оркестром им. О. Лундстрема, биг-бэндом Игоря Бутмана, ансамблем Алексея Кузнецова, биг-бэндом «Орфей», симфоническим оркестром кинематографии п/у Сергея Скрипки, тесно сотрудничаю с композитором Геннадием Гладковым, а также участвую в проектах, которые организует Анатолий Кролл.

Конечно, стадионы джаз у нас пока не собирает, но ценителей джаза довольно много. А вот чего мало, так это информации о джазе — и в СМИ, и вообще везде. И цены на билеты в хорошие джазовые клубы велики. Знаю, что есть очень много студентов и пожилых людей, которым не по карману посещения клубов, и они только и мечтают о возможности пойти на джазовый концерт, где цены на билеты доступны.

- Насколько, по-вашему, востребованы отечественные джаз-исполнители в России?

В России наши джазовые исполнители востребованы вполне. А вот за рубежом… Хотелось бы чаще выступать именно там. Там больше внимания уделяется этой культуре, и осведомлённость людей гораздо выше. Там шкала ценностей в принципе другая, люди больше подготовлены к восприятию более интеллектуальной и сложной музыки, им это интересно! Ощутима разница, конечно, когда выезжаешь, например, в Европу.

с оркестром Игоря Бутмана

- А как вы вообще пришли в джаз? Мечтали об этом с детства или…?

В детстве я мечтала стать сначала балериной, потом пианисткой, потом палеонтологом… Однако музыка оказалась сильнее всего остального. Джаз вошёл в мою жизнь случайно, когда я ещё была в музыкальном училище и получала академическое образование. Он сразил меня своей мелодичностью, оригинальными музыкальными формами и удивительной глубиной. Мне почти сразу стало ясно — джаз никогда не надоест! Это источник вдохновения, который не может иссякнуть, и в нём есть всё, что мне необходимо для полноценного творчества. Тогда, в семнадцать лет, я не могла оценить и понять это так, как понимаю сейчас, но интуитивно сделала свой выбор. Склонялась к опере, оперетте, то есть смотрела в направлении именно вокальном, но джаз всё поменял и определил мой выбор профессии. Когда я поступила в Российскую академию музыки им. Гнесиных, это уже было эстрадно-джазовое отделение.

- К чему должна быть готова молодая исполнительница, которая мечтает сделать карьеру в джазе?

Вопрос очень сложный, и ответить на него коротко невозможно. Не буду углубляться в профессиональные подробности и скажу просто: нужно быть готовой к ежедневной кропотливой работе над собой. Одним талантом не обойтись. И, конечно, нужно «нарабатывать» связи. Без них вообще ничего не делается в этом мире.

Профессия музыканта, как и любая, порой приносит очень неплохой доход, порой не приносит ожидаемого, но в любом случае с бизнесом это не сравнить. Это всё же творческая профессия. Самым важным здесь является то, что профессия эта мною искренне любима.

- Что вы больше всего цените в партнерах и что для вас абсолютно неприемлемо?

Ценю высокий профессионализм, чувство юмора и внимательность. Причём, внимательность не только в технических профессиональных вопросах, а даже больше в человеческих отношениях, в стремлении понять друг друга. При тесном сотрудничестве это просто необходимо. И совсем не переношу равнодушие и небрежность. Я очень чувствую такие вещи.

- Кто формирует ваш сценический образ?

Пока свой сценический образ формирую я сама. И чаще отдаю предпочтение традиционным формам — женственным, элегантным, без лишнего эпатажа. К примеру, на большой сцене с симфоническим оркестром или с биг-бэндом надену длинное концертное платье, а в клубе запросто могу выйти в джинсах и рубашке.

- Вы исполняли главную женскую роль в мюзикле «Дракула». Понравилось ли вам это амплуа?

Да, я была в восторге от этой работы, хотя она была и нелегка: репетиции начинались с девяти утра, а заканчивались порой и в девять вечера, когда шла подготовка спектакля. Я извлекла из этой работы много ценного для себя. Сценический опыт всегда полезен, особенно когда речь идёт о синтезе искусств, как в жанре мюзикла — синтезе вокала, танца и драматического искусства.

Сейчас, спустя несколько лет, это мне пригодилось в работе над новым музыкальным спектаклем «Пенелопа, или 2+2″ по пьесе С.Моэма «Пенелопа», премьера которого состоялась в сентябре 2011 года в Театре музыки и драмы Стаса Намина. Автор идеи и музыки к спектаклю — Геннадий Игоревич Гладков. Я играю там главную роль - Пенелопу.

- С какой публикой вам комфортнее всего работать?

- Люблю выступать перед публикой, которая пришла именно на концерт, у которой интерес в глазах и открытое сердце. С некоторыми поклонниками общаюсь лично, приглашаю их на свои концерты. С некоторыми — переписываюсь в интернете. Больше среди них, наверное, мужчин.

Дарят они, в основном, цветы, которым я всегда радуюсь. Но самые лучшие подарки — это овации зрителей!

- Что вас вдохновляет?

- Записи джазовых мастеров, которые я слушаю или смотрю. Вдохновляют красивые мелодии. Удачные джазовые концерты моих коллег, концерты академической музыки или спектакли, на которые иногда удаётся выбраться вечерами. И особенно вдохновляют одарённые талантливые исполнители, когда я наблюдаю за их работой…

с пианистом Алексеем Беккером

- А если получаете нелестные оценки, — это стимул идти вперед и развиваться или, наоборот, повод опустить руки?

Конструктивная критика от образованных людей, чьё мнение для меня ценно, вещь полезная. Бывает, обидно выслушивать негативные отзывы, но когда остываешь, начинаешь задумываться, анализировать: приходят верные решения, стремление устранить недочёты, начинается та самая работа над собой, без которой художник не может существовать.

Нелестные оценки недоброжелателей никогда не иссякнут — это нормально в творческой среде — хотя мне в лицо их крайне редко высказывают. На зависть и сплетни внимания не обращаю, времени на это не трачу.

- Возникало ли у вас когда-нибудь желание сменить профессию?

- Нет, никогда. Но делать ещё что-то творческое, близкое к моей профессии, помимо пения, я всегда стремлюсь. Мне было бы интересно работать ведущей на телевидении, на радио, играть в драматическом театре… В кино с удовольствием бы снималась! Мне интересны совершенно разные образы — от смешных старушек до роковых женщин. Жду предложений!)))

А как вам в повседневной жизни удается сочетать два таких разных образа – заботливой мамы и успешной джаз-леди?

Сейчас с дочкой намного проще, она взрослая, сознательная. Лет до четырёх было трудно. Няню я сознательно не брала, хотела сама растить Дусю, видеть её успехи. Я убеждена, что с ребёнком именно в первые годы жизни необходимо проводить как можно больше времени, в чём-то отказывая себе, заниматьсяс ним, дарить ему свою любовь. Поэтому мне приходилось иной раз отклонять приглашения выступить где-то или куда-то поехать. Изредка беру её с собой на выступления и даже на гастроли пару раз возила с собой.

с дочерью Евдокией

- Вы бы хотели, чтобы она пошла по вашим стопам?

Пока музыке она не учится, но я задумываюсь о том, чтобы отдать её в музыкальную школу. Это важно для развития гармоничной личности, особенно для девочки. Но склонять в свою стезю совсем не хочу — пусть решение придёт с течением времени. Я за ней наблюдаю, пытаюсь понять, к чему она сама тянется. Если она выберет профессию музыканта, это будет её решение.

- У вас наверняка очень насыщенный график… Как выглядит ваш типичный день?

Мой день начинается почти всегда в 7.30 утра — я встаю рано, чтобы отвезти дочку в детский сад. Описать свой типичный день не смогу, потому что они все разные. Но типичная неделя включает в себя тренировки в спортивном клубе, занятия йогой, репетиции, сами выступления, работу над программой и репертуаром, деловые переговоры и переписку, касающуюся организации моих концертов, и время, посвящённое работе в социальных сетях. Если же вечер не занят концертом, то я провожу время дома с дочкой. К счастью, график мой ненормирован, и я до определённой степени сама себе хозяйка. Для меня это просто замечательно!

- А что делаете в свободное время?

Свободное время провожу за чтением книг. Очень люблю кино, театр, оперу, но свободных вечеров у меня довольно мало, поэтому, к сожалению, бываю в театрах редко. А самая большая радость — от общения с близкими людьми. У всех у нас в современной жизни так много дел и работы, что по полгода не удаётся увидеться, поэтому такие встречи бесценны.

Узнать расписание ближайших концертов Анны Бутурлиной, а также более подробно познакомиться с ее биографией, можно на официальном сайте певицы http://www.buturlina.ru .

Беседовала Елена Ефремова

Виктория Игошина

Дарья Чернова

Сергей Самойлов

Джаз всегда казался мне миром величественным, глубоким и искренним. Музыкой, которая способна наполнить собой тебя, затронуть скрытые струны души, снять маски. Той музыкой, которой можно открыться, которой можно верить…

При этом не менее таинственными и загадочными казались мне джазмены. Так, наверное, бывает часто, когда, не имея четкого представления о тех или иных вещах и людях, мы начинаем рисовать и создавать их в своем воображении. Мне представлялось, что человек, который посвятил себя и свою жизнь джазу, обязательно должен очень отличаться от других. Помимо личной индивидуальности, присущей каждому из нас, в нем должно быть что-то еще. Что-то такое, что уловив и распознав в человеке, можно понять, почему он выбрал именно джаз. А, быть может, это джаз выбрал его?

Что касается меня, то я всегда откладывала на потом близкое знакомство с джазом. Я имею ввиду такое знакомство, при котором в него надо погрузиться и увлечься им. Быть может, это звучит как глупость, но я чувствовала, что не готова к этой музыке. Я ждала какого-то знака, увидев который, я бы поняла, что время пришло.

И вот пару месяцев назад судьба подарила мне незабываемое знакомство с известной российской джазовой певицей Анной Бутурлиной . В такие моменты я не устаю благодарить профессию журналиста, которая так щедро балует меня интересными встречами с удивительными людьми. Я брала интервью у Анны для одного интерьерного проекта. И я помню свои яркие ощущения от этого знакомства. Настолько добрый, яркий, искренний и интересный человек оказался тогда рядом со мной. От нее, маленькой и хрупкой внешне, исходила такая внутренняя сила, мощь и глубина, такая светлая и чистая энергетика, что я была околдована. Придя домой, я прослушала в Интернете огромное количество ее песен и написала письмо с предложением стать героиней Яблочного Сока. Мне очень хотелось узнать, как и когда ее жизнь плотно переплелась с миром джаза. Услышать ее историю успеха и о том пути, который ей пришлось пройти. Хотелось через Анну проникнуть, наконец, в этот волшебный мир джаза…

Люди в основном делятся на два типа: одиночки и командные игроки. Это касается любой сферы жизни, будь то личные отношения, работа или творчество. Но часто случается так, что одиночкам надо учиться играть в команде, а командным игрокам солировать и брать на себя ответственность. И признаком настоящего профессионализма как раз и являются способность взаимодействовать вместе и уважение к партнеру.

«Конечно, если говорить о джазе, то, в первую очередь, это во многом индивидуальная работа. А дальше, когда ты уже созрел как музыкант, ты можешь вливаться в серьезные коллективы. В джазе каждый человек несет свою яркую краску. И это уважают, с этим считаются и к этому приспосабливаются. Каждый в ансамбле, понимая кто с тобой рядом, старается соединиться с этим явлением. Это непросто, но очень интересно. В джазе нет тенденции подмять, подавить, подчинить или сделать тебя каким-то другим. Вся прелесть джаза в этой шероховатости, неожиданности и яркой индивидуальности каждого.

Сейчас я пришла к определенному кругу музыкантов, которые мне близки по духу, по настроению, с которыми у меня сложилось взаимопонимание. Этих людей я чаще всего приглашаю. У меня нет коллектива единственного и неизменного. В джазе это нормальное явление, когда люди меняются. Это часть этой музыки. Люди перемешиваются. То один барабанщик, то другой… Круг приглашаемых мной музыкантов ограничивается количеством примерно 10 человек. Из них я могу складывать любые мозаики, и каждый раз получается новое звучание. Это очень бодрит и тонизирует. Потому что, когда в коллектив приходит человек со своим характером и видением, то музыка меняется. Это обязательно нужно. Нужна свежая кровь».

Отличие джаза от шоу-бизнеса

Джаз абсолютно творческая сфера. Здесь нет продюсеров. Люди занимаются своей работой самостоятельно. Занимаются самообразованием, самопродвижением. Они творят свою музыку, делают то, что им нравится. В шоу-бизнес жесткие критерии и рамки. Там отталкиваются от того, что востребовано народом в широком смысле слова. Джазмены об этом не задумываются. Это большое счастье, что мы можем заниматься своим любимым делом, а не подчиняться вкусам масс. Джаз очень искреннее искусство. Там нет постановочности, пафоса, все естественно. Кажется, что все вроде очень просто, близко и доступно, но это как волшебство. Дух захватывает!

Кроме того, в джазе невысокая конкуренция. Джазовых музыкантов и певцов высокого уровня немного. Я не чувствую, что мне кто-то дышит в спину. Хотя я об этом в принципе не задумываюсь. У нас скорее принята атмосфера полной взаимной поддержки. Да, есть люди, которые могли бы соревноваться, но джазовые музыканты к этому не склонны. Я считаю, что творчество не может существовать в рамках борьбы за первое место.

Со своего пути сбиться невозможно. Рано или поздно ты придешь туда, куда должен прийти

С детства я занималась музыкой. Как многие дети, училась играть на фортепиано. Потом пошла учиться в музыкальное училище им. Гнесиных на дирижера хора. Я много лет занималась академической музыкой. Но мне все равно всегда хотелось быть лидером. Эта профессия должна была меня вывести на лидирующие позиции. Я хотела быть либо руководителем хора, либо стать симфоническим дирижером. Но тогда мне сказали, что женщинам лучше не терять время и не пробовать себя в этой чисто мужской сфере. Думала о возможности стать академической певицей, брала уроки академического вокала. Потом в мою жизнь пришел джаз, и все как-то естественно разрешилось, без мучений.

Однажды в музыкальном училище я просто столкнулась с этой музыкой. Джаз очень любил мой однокурсник. В перерывах между лекциями он играл на фортепиано джазовые стандарты. И я увлеклась вместе с ним и начала заниматься джазом. Я сделала свой выбор и пошла в институт, теперь это Российская академия музыки им. Гнесиных. Я поступила уже на эстрадно-джазовое отделение. Мне не пришлось ничего кардинально менять. Я просто изменила направление.

Что такое успех? Какой путь надо пройти, чтобы добиться успеха? Знаете, мне очень понравилась формула, которую вывел композитор Максим Дунаевский. Он сказал, что успех – это пятьдесят процентов таланта, а остальные пятьдесят делят между собой труд и удача. Опыт Анны это всецело подтверждает.

Талант

Видимо, природа все-таки наградила меня определенным талантом и способностями. А в джазе это и есть самое главное. Если человек способный и хорошо делает свое дело, его просто начинают ангажировать в разные коллективы. Нельзя сказать, что у меня мощный голос. Большого голоса, как в опере, у меня нет. Но я знаю свои плюсы, минусы, сильные стороны и ловко с этим обращаюсь. Я могу очень многое исполнять и никогда в себе не сомневаюсь.

Когда я начинала петь джаз, то слышала много всяких слов, в том числе и от авторитетных людей. Иногда звучали не самые приятные для меня реплики. И тогда я решила: мало ли что все они думают. У меня есть свой взгляд. Я всегда чувствовала, что внутри меня большой потенциал. Я до сих пор не знаю свой потолок. Нет ощущения, что я дошла до какой-то высоты и дальше стоп. Я думаю, что еще на многое способна. И мне от этого очень радостно. Чувствую, что могу расти вверх, вширь и куда угодно.

Труд

Джаз – моя самая главная дорога. Я занимаюсь там многими вещами. Я пишу аранжировки, руковожу ансамблем и создаю программы. Одна из последних моих программ на русском языке называется «Джазовый акцент: песни советских кинофильмов». Это популярные любимые песни из советских фильмов в моих собственных джазовых переработках. Было много разговоров и мнений по этому поводу. Сейчас я уже признана с этой программой, публика ее любит. Меня с ней приглашают и ждут. А когда только начинала, было страшновато. Трудно брать песню, которую знает вся страна, и петь ее иначе, чем она спета в фильме. Но в этом и заключалась моя идея, это было моей задачей, как джазового музыканта. И я все-таки убедила публику. ☺

Сейчас я выступаю как солистка с оркестром им. Олега Лундстрема. Это старейший джазовый оркестр в России. Выступаю с симфоническим оркестром кинематографии под управлением Сергея Скрипки. Много лет я с ними сотрудничаю. Это не джаз, а хорошая эстрада. С моим составом я представляю американские джазовые стандарты и свою программу на русском языке. Делать свои проекты для меня очень интересно. Мне нравится быть лидером.

Недавно решила попробовать себя в качестве организатора фестиваля. В январские праздники в музее-заповеднике Коломенское прошел джазовый фестиваль «Джазовый рупор Москвы». Это было настоящее событие. Наряду с молодыми, яркими, но пока не слишком известными джазменами выступали такие метры, как Владимир Данилин и Алексей Кузнецов. Я очень горжусь тем, что сделала это.

Всю жизнь занимаюсь английским. Это часть моей профессии. Не знать английский – непрофессионально.

Удача

Самый первый серьезный проект на моем творческом пути – это был МКС биг-бэнд Анатолия Кролла. Меня туда приняли на работу. И на большую сцену я впервые вышла именно с этим оркестром. Это очень хороший старт. Мне было 19 лет, опыта никакого. Я думаю, немногим так везет. Конечно, это очень меня вытолкнуло, помогло вырасти. А потом информация о хорошем музыканте быстро расходится, и его начинают приглашать на выступления.

Известность

Известность – это когда есть мой зритель, который приходит на мои концерты. Я могу свободно ходить по улице. Меня не дергают за руки в метро. Все-таки джаз некоммерческая сфера, не шоу-бизнес, не миллионная популярность, но в джазовых кругах меня знает вся страна. Знают люди причастные к джазу. Это такая мягкая известность, которая не мешает мне жить. Самое главное – это публика, которая ждет тебя, и возможность продвигать свои проекты. Когда твою фамилию знают, то тебе доверяют. Я рада, что Анна Бутурлина – это уже бренд. И создала его я сама.

Популярность

О своей популярности я не знала до тех пор, пока не вышел анимационный диснеевский фильм «Холодное сердце». Я озвучивала Эльзу, одну из двух главных героинь, и песня, которую я пою, получила Оскар. Случился какой-то бум. Особенно среди детей. Дети пишут мне в социальных сетях письма, выходят на цену после концертов брать автографы. Это очень приятно.

Контакт со зрителем

У меня все происходило опытным путем. Наверное, есть артисты, у которых это сразу получается и очень органично. Но мне многому приходилось учиться. Это непросто – выйти и спеть. Это контакт через глаза, через голову, через душу. Это очень сложный процесс. Я против музыки, которая играется музыкантами «для себя» на сцене. Есть джазмены, погруженные в себя. Я так же начинала, потому что не знала, как выразить себя, очень стеснялась. Потом я поняла, что это не мой вариант. Надо быть артисткой. Выходить и дарить зрителю все без ограничений. Я же певица, я не могу спрятаться за барабанщика или контрабасиста. Я фронтмен. Чистая музыка – мне этого мало. Я люблю привносить театральные элементы в музыку. Так я самовыражаюсь. Не могу просто сухо спеть и уйти.

Я люблю свою профессию, поэтому мне нравится выступать везде, где публика этого ждет. Приятно выступать перед подготовленной публикой. Когда люди понимают, какая музыка звучит, что происходит, что в этой музыке искать. Приходится выступать и перед совсем неподготовленными людьми, и в этом случае моя задача – покорить их сердца. Если потом подходят люди и благодарят, значит, я все правильно сделала. Это самый главный критерий моей работы. Если раньше я переживала из-за мнения профессионалов, то теперь меня больше волнует мнение публики. Без публики мы на сцене не нужны вообще. Наша задача – радовать людей. И мы это делаем. Мне нравится выступать и на большой сцене, и в клубе. В клубе устанавливается особенный тесный контакт со зрителем. А на сцене больше свободы, больше воздуха, можно летать.

Работа и материнство

Я начала выступать, когда дочке было 2.5 месяца. Надолго сцену не оставляла, просто ограничила какие-то поездки, отказывалась от длительных туров. Но выпасть из творческого процесса было страшно. Материнство переворачивает жизнь, меняется ощущение мира. Наступает расслабленность и отрешенность. Но надо брать себя в руки и действовать. Желания бросить музыку не было никогда, просто жизнь очень поменялась. Мне было трудно представить, как же я теперь выйду к публике. Потом шаг за шагом все вернулось в норму. Сейчас удается уже легко совмещать. Очень помогают родители. Семья для меня – очень серьезная поддержка. Если бы я перестала выступать, то я бы, наверное, завяла. Не представляю себя без сцены и без пения.

Мне бы хотелось, чтобы все, кто любит джаз, а также те, кто, как и я, только собирается впустить его в свою жизнь, открыли для себя творчество и необыкновенный голос Анны Бутурлиной, мягкий и легкий, подобно потоку свежего воздуха

фото Петра Колчина

Джазовая певица и актриса мюзикла Анна Бутурлина родилась в 1977 году в Москве. Окончила ДМШ имени Прокофьева, Музыкальное училище имени Гнесиных и Российскую академию музыки имени Гнесиных. Лауреат международных конкурсов джазовых вокалистов Lady Summertime в Каяани (Финляндия) и Jazz Voices в Клайпеде (Литва), обладатель Гран-при конкурса джазовых вокалистов в Москве. Дебютировала в 19 лет в джазовом оркестре «МКС Биг-Бэнд» Анатолия Кролла. В дальнейшем сотрудничала с Государственным камерным оркестром джазовой музыки Олега Лундстрема и лидерами российского джаза, среди которых Алексей Кузнецов, Георгий Гаранян, Даниил Крамер, Игорь Бутман, Лев Кушнир, Алекс Ростоцкий, Яков Окунь, Владимир Данилин, Иван Фармаковский и другие.

Выступает с Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии под управлением Сергея Скрипки, с биг-бэндами из разных городов России. Играет главную роль в спектакле «Пенелопа, или 2+2» с музыкой Геннадия Гладкова в Театре музыки и драмы Стаса Намина. С сольными программами выступает в известных джазовых клубах Москвы и на ведущих концертных площадках России. В мае 2015 года принимала участие в концерте, посвященном 70-летию Победы во Второй мировой войне, в зале Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке с джазовым оркестром имени Олега Лундстрема под управлением Бориса Фрумкина. Среди проектов последнего времени – «Женские киноистории» и «Джаз в двух действиях» в Центральном Доме художника, «Игры в джаз» с Даниилом Крамером в Московском международном Доме музыки.

Анна Бутурлина – участница многих джазовых фестивалей в городах России и за рубежом, в числе которых «Джаз в саду Эрмитаж», «Усадьба. Jazz» и многие другие. Организатор I Московского конкурса джазовых вокалистов (2009). Записывает вокальные партии для кинофильмов и мультфильмов. Наиболее значительные работы – в анимационных фильмах компании Disney, где певица озвучила Тиану («Принцесса и лягушка») и Эльзу («Холодное сердце»). Певицей записаны сольные альбомы “Black Coffee” (2002), “My Favorite Songs” (2006), «Всё это джаз» (2017), «Осторожно “музыка”» (2017) и «Ключ от королевства» (2017).

6 января в джаз-клубе «Эссе» состоялась презентация нового альбома «Всё это джаз» , который выпустила на таинственном лейбле «Кооператив музыкальных работников “Аккорд”» певица Анна Бутурлина .

Парадокс: у ведущей российской джазовой вокалистки последних десяти лет до сих пор в дискографии числилось всего два сольных альбома, и вышли они до того, как Анна общепризнанно вошла в статус «золотого голоса российского джаза»: «Black Coffee » появился в 2002, «My Favorite Songs » - в 2006. Оба спродюсировал в то время Михаил Грин (продюсер фестиваля «Джаз в саду Эрмитаж»), и по крайней мере второй альбом стал одним из самых ярких джазовых релизов предыдущего десятилетия. Но с тех пор прошло уже почти 12 лет…


И вот в канун 2018 выпускающий продюсер Николай Богайчук издал на вышеупомянутом таинственном лейбле новую работу Бутурлиной, которая и была представлена 6 января.

Правда, тут сразу начинаются загадки и вопросы даже помимо таинственного лейбла. В ходе презентации на большом экране напротив сцены «Эссе» демонстрировались фотографии, сделанные в студии Павла Слободкина во время записи альбомов, и по внешнему виду и самой Анны, и других участников записи можно было однозначно сказать, что фотографиям этим уже несколько лет - тем более, что все (ну, почти все) эти участники были тут же, на сцене: и басист Макар Новиков , и барабанщик Александр Зингер , и трубач Пётр Востоков , и баритон-саксофонист Роман Секачёв , и тем более постоянный музыкальный партнёр Анны, пианист Алексей Беккер . Макар с момента записи обзавёлся роскошной шевелюрой и обширной бородой, изменились внешне и другие музыканты, да и Анна давно сменила образ «девчонки с косичками», в котором она представала на фотографиях из студии.


Загадку разрешила сама певица, которая дала «Джаз.Ру» небольшое интервью, где рассказывает об истории записи и делится другими интересными подробностями.
ВИДЕО: Анна Бутурлина - интервью «Джаз.Ру»

ДАЛЕЕ: продолжение репортажа с презентации нового альбома Анны Бутурлиной, много ВИДЕО!

Как явствует из интервью, материала, записанного в 2011 г., было довольно много - хватило больше, чем на один альбом. Возможно, поэтому Анна Бутурлина начала концерт с пьесы, которой на новом альбоме нет. Тем не менее, как и в других случаях, когда в аранжировку включены духовые инструменты, аранжировка этого номера также выполнена с участием Алексея Беккера. Это старинный джазовый стандарт в форме госпел - «There’ll Be A Jubilee », прославленный ещё в годы Второй мировой войны исполнением Милдред Бэйли, сестёр Эндрюс и др. Кстати, написал его пианист Фил Мор, который многие годы был музыкальным руководителем ансамбля Милдред Бэйли.
ВИДЕО: Анна Бутурлина «There’ll Be A Jubilee»


Часть материала прозвучала в формате «вокал + инструментальное трио», без духовых инструментов. Стоит ли удивляться, что некоторые из этих номеров тоже не записаны на альбоме «Всё это джаз»? Не стоит. Всё равно всё это - безусловно джаз, как, например, вот эта версия «How Long Has This Been Going On » Джорджа Гершвина на стихи его брата Айры. Нужно обладать определённой смелостью, чтобы взяться за песню, которую исполняли и Элла Фицджералд, и Сара Воэн, и Кармен Макрэй, и даже Луи Армстронг. Но Анне не занимать смелости: её прочтение джазовой классики - безусловно её собственное, глубоко личное.
ВИДЕО: Анна Бутурлина «How Long Has This Been Going On»

Интересно, что все названия джазовых стандартов на обложке альбома «Всё это джаз» даны только на русском языке - примерно так, как это делалось в 1970-80-е годы на пластинках Всесоюзной фирмы грамзаписи «Мелодия». Мало того: соблюдены традиции перечисления артистов и тех, кто работал над записью, именно в формате 1970-х. Так, о выпускающем продюсере написано вот как: «Ответственный за выпуск - Н. Богайчук » Не буду пускаться в догадки, почему сделано именно так: во всяком случае, это необычно и укладывается в некую концепцию, пусть и не сразу понятно, в какую именно. Например, написанная в начале 1960-х «Nothing Like You » пианиста Боба Доро на стихи вокалистки Фрэн Ландесман получила в аранжировке Анны Бутурлиной и Алексея Беккера название «Никто, кроме тебя».
ВИДЕО: Анна Бутурлина «Никто, кроме тебя»

«Джаз.Ру» поздравляет певицу с долгожданным выходом первого за 11 лет сольного альбома и с нетерпением ожидает… презентации ЕЩЁ ОДНОГО нового сольного альбома Анны Бутурлиной, которая состоится в начале февраля, о чём мы сообщим дополнительно!



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные