Проект по созданию архитектурной сказки. Сказочная архитектура. Iv. композиционные процессы

ср, 08/26/2015 - 12:16 | Сафронова Ольга...

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дворец творчества детей и молодежи городского округа Тольятти

ПРОЕКТ

«Сказки городских домовых»

Сафронова Ольга Викторовна

педагог ДО высшей квалификационной категории; место работы: МБОУ ДОД ДТДМ г.о.Тольятти;

Паспорт проекта «Сказки городских домовых»

Образовательное учреждение

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дворец творчества детей и молодежи городского округа Тольятти

Месторасположение учреждения

445009, Самарская область, г. Тольятти, ул. Комсомольская, 78

Наименование проекта

«Сказки городских домовых»

Сафронова Ольга Викторовна, педагог дополнительного образования, педагог высшей квалификационной категории

Целевая аудитория

Обучающиеся творческого объединения «Мультмастерская»,

дети в возрасте от 6 до 10 лет

Цель проекта

Раскрытие личностного творческого потенциала и формирование исследовательской активности ребенка современными техническими средствами обучения

Задачи проекта

  • .

Идея инновации

Создание психологически комфортной обстановки способствующей формированию навыков исследовательской деятельности, раскрытию творческого потенциала обучающихся, посещающих творческое объединение «Мультмастерская».

Ожидаемый результат

  • наличие мотивации к познавательной деятельности;
  • сформированность таких личностных качеств как любовь к Родине, инициативность, любознательность, способность к творческому самовыражению;
  • умение выстраивать коммуникативные отношения;
  • социальная адаптация в окружающем мире.

Срок реализации инновации

Направленность проекта

Интеграция социально-педагогической, технической и художественной направленностей ДО

Пояснительная записка

  1. Обоснование актуальности проекта

Современное информационное общество предъявляет к человеку новые требования. Формирование нового социального заказа, в том числе и для системы дополнительного образования, диктует внедрение новых форм работы, использование инновационных технологий в самом процессе образования. Подрастающий человек должен быть творчески активным, умеющим работать в коллективе. Именно исследовательская деятельность обеспечивает воспроизводство информации, что способствует непрерывному поступательному развитию общества.

Информационный взрыв, создание новых технических средств позволяет учителю сегодня сделать процесс усвоения новых знаний, умений и навыков интенсивным и плодотворным. Использование интерактивных технологий реализует в полной мере принцип наглядности, активизирует познавательную деятельность обучающегося в системе дополнительного образования. На таких занятиях открывается возможность вовлечь учащихся в проектную и исследовательскую деятельность, в полной мере удовлетворить интересы детей в техническом творчестве.

Сегодня можно часто слышать рассуждение о том, что современные дети сильно отличаются от детей прошлых лет. Безусловно, при расширении границ познавательной и исследовательской активности ребенка на одно из первых мест в образовании выходит задача по развитию творческих способностей. В тоже время формирование познавательной и исследовательской активности – одна из важнейших задач современной педагогики, которая успешно решается в рамках проекта.

В рамках данного проекта широко используются интерактивные технологии, как на самих занятиях, так и при подведении итогов этапов реализации, что позволяет достичь результата, сформировать творчески активную социализированную личность. Проект предусматривает социально-коммуникативное развитие ребенка методом активной мультипликации. Мультфильм для ребенка – мир фантазии, сказки, иллюзии, где возможно все. Создавая мультфильм, он проецирует переживания, эмоции и чувства на результат своей продуктивной деятельности. Создавая тематические мультфильмы, ребенок усваивает социальные нормы поведения и правила общения со сверстниками и взрослыми, проигрывая различные коммуникативные ситуации в кадре. Формируются навыки общения, навыки работы в команде, здесь обучающиеся учатся договариваться, обсуждая тему, высказывая свое мнение.

  1. Научная новизна инновации

1. Интеграция социально-педагогической, технической, и художественной направленностей дополнительного образования является отличительной чертой данного проекта. Это позволяет подходить к образованию и воспитанию в рамках проекта как к процессу многогранному и всестороннему.

2. Использование регионального компонента , как основы содержательной тематики мультфильмов. В последние десятилетия произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и порой и потере духовных ценностей. Эти изменения повысили воспитательное воздействие культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Любовь к большой и малой Родине, к людям – вот два истока, питающих реку патриотизма. Дефицит учебных часов в общеобразовательной школе по направлению «краеведение» способствовало созданию содержательной части данного инновационного проекта. Современное развитие России показывает, что идеи патриотизма востребованы и вносят неоценимый вклад в обеспечение национальной безопасности, духовно-нравственного единства общества, сплочения народа.

Через краеведческую направленность происходит углубление содержания образования и воспитания детей школьного возраста, расширение границ их познавательной и исследовательской активности.

В рамках инновационного проекта разработана серия интегрированных занятий, на которых учащиеся не только получают предметные знания по созданию анимационного кино, но и знакомятся с историей своего родного края, узнают интересные биографические сведения о своих земляках. Через краеведческую направленность поисковой деятельности происходит углубление содержания образования и воспитания детей дошкольного и школьного возраста, расширение границ их познавательной и исследовательской активности.

3. Использование информационных и инновационных технологий, современных средств создания мультфильмов - еще одна отличительная характеристика проекта.

  1. Практическая значимость проекта

В процессе реализации проекта:

Изучается материал об истории создания архитектурных памятников Тольятти и Самарской области, который используется при создании сценария анимационного фильма;

Разрабатывается методический блок занятий, позволяющих популяризировать полученные обучающимися знания и умения.

  1. Цель и задачи проекта

Основная идея инновации

Создание психологически комфортной обстановки способствующей формированию положительных качеств, раскрытию творческого потенциала обучающихся в творческом объединении «Мультмастерская».

Цель:

Раскрытие личностного творческого потенциала и формирование исследовательской активности ребенка современными техническими средствами обучения.

Задачи:

  • изучить и обобщить теоретический материал краеведческого направления;
  • выполнить съемку и монтаж анимационных фильмов по мотивам исследованного материала;
  • разработать план мероприятий, направленный на реализацию творческого потенциала обучающихся и развитие их социальной активности.
  1. Содержание и структура инновации

В данном проекте мультипликация рассматривается как средство формирования социальной, исследовательской и творческой активности ребенка, как форма коллективной творческой деятельности, которая дает возможность каждому обучающемуся проявить себя в тех видах деятельности, которые ему наиболее интересны (поисковая и исследовательская деятельность, рисование, лепка, фотосъемка, компьютерная обработка фотоматериала, озвучивание, монтаж).

Получив достаточное количество знаний по созданию анимационного фильма, ребенок может приступить к реализации собственного замысла. Подобный подход позволяет существенно активизировать личного творческого потенциала.

Работа в рамках проекта ведется по двум направлениям. Первое - научно-исследовательская деятельность, которая включает: краеведческие исследования, оформление собранного материала и анализ исследований, участие в региональных краеведческих олимпиадах и фестивалях, научно-практических конференциях.

Вторым направлением является создание анимационного фильма с использованием информации, полученной в результате проведенного исследования. Интерес обучающихся к выполнению длительного практического задания в рамках второго направления поддерживается такими видами активной деятельности как экскурсии, летние однодневные походы.

Работа ведется по тематическому направлению: «Сказки городских домовых». Здесь в полной мере находит свое отражение региональный компонент, обучающиеся знакомятся с историей, искусством, архитектурой родного города и Самарской области, с жизнью и деятельностью своих земляков.

Выбранная тема близка возрасту и интересам обучающихся, обеспечивает активное участие каждого в проекте. Программа проекта построена с учетом возрастных особенностей детей, их интересов и возможностей. Сюжетная линия создаваемого мультфильма может быть различной. Все зависит от фантазии и воображения автора.

Достаточно часто в группах занимаются дети, которые не умеют и не любят рисовать. Таких обучающихся увлекает сам процесс создания анимационного фильма (съемка, монтаж). Здесь особая роль отводится техническим аспектам деятельности, а герои фильма создаются из конструктора или природного материала. При создании анимационного фильма могут быть использованы разнообразные материалы: фотоматериал, пластилин, мелки, карандаши, природные объекты и так далее. Созданный мультипликационный фильм используется при проведении праздников и конференций.

  1. Ожидаемые результаты осуществления проекта

Деятельность в рамках проекта ориентирует всех участников творческого процесса на создание условий для активизации творческих способностей. Активная творческая и исследовательская деятельность обучающихся направлена, прежде всего, на развитие мышления, воображения и речи. Реализация проекта позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира, которое расширяет и обогащает их кругозор, учит общению с окружающими. Предполагается, что в результате реализации проекта будут достигнуты следующие результаты:

Увеличение количества обучающихся, заинтересованных техническим

творчеством;

Организация и проведение городского конкурса «Мир, в котором я живу»;

Проведение творческих встреч и мастер-классов, направленных на популяризацию знаний об истории родного края и навыков работы в области анимации;

Создание мульт – копилки творческого объединения «Мультмастерская» по теме: «Сказки городских домовых» (об истории искусства и архитектуры Тольятти, Самары и Самарской области).

  1. Диагностика

В качестве диагностических методов выбраны следующие методы:

Наблюдение;
- беседа (исследование общих социальных навыков);
- методика диагностики уровня самооценки обучающегося;
- методика определения творческой активности обучающихся;

Методика определения исследовательской активности обучающегося.

Для мониторинга успешности реализации проекта были выделены следующие параметры:
- Взаимодействие с детьми в группе:
(А) активное - проявляет интерес к сверстникам, сам начинает общение, инициатор в совместной деятельности;
(В) нейтральное - проявляет интерес от случая к случаю, умеренная коммуникативная активность, может долго находится в стороне от деятельности;
(С) пассивное - не проявляет интереса к сверстникам, старается избежать ситуации общения, отчужден от группы
- Взаимодействие со взрослыми в группе:
(А) активное - общается с воспитателями и педагогами на отвлеченные темы, инициирует ситуацию общения, эмоционален;
(В) нейтральное - обращается к педагогам по необходимости, на отвлеченные темы разговаривает мало;
(С) пассивное - избегает общения с педагогами
- Поведение в игре, в творческой и исследовательской деятельности:
(А) активное - активно участвует в игре и деятельности, вовлекает других детей в игру и деятельность;
(В) нейтральное - может вступать в игру и деятельность, но редко сам является инициатором, проявляет себя не активно;
(С) пассивное - держится в стороне, замкнутый, не проявляет интереса к игре и деятельности.
- Общие социальные навыки - правила поведения и общения с людьми:
(А) высокие показатели - ребенок усвоил основные социальные навыки, может проанализировать свое поведение и поведение других людей, знает основные правила общения с людьми;
(В) средние показатели - ребенок знает основные социальные правила и правила общения, с трудом анализирует поведение;
(С) низкие показатели - ребенок плохо усвоил социальные правила, не может проанализировать поведение
- Уровень самооценки:
(А) завышенный - не задумывая позиционирует себя как положительного персонажа, считает, что все окружающие видят его так же;
(В) адекватный - адекватно оценивает себя, аргументируя свой выбор, при этом считает оценку взрослых такой же либо чуть ниже;
(С) заниженный - видит в себе отрицательного персонажа, не объясняет свой выбор.
- Уровень креативности ведения исследовательской и творческой деятельности:
(А) высокий показатель - создает сложные сюжеты, прорабатывает образы, самостоятельно способен выбрать цель и наметить пути ее достижения;
(В) средний показатель - прорабатывает образы, но сюжеты сложностью не отличаются, цель исследования или творческой деятельности выбирается с помощью педагога;
(С) низкий показатель - не может придумать сюжет, образы схематичны, работа ведется при непосредственном участии педагога.

По результатам диагностики заполняются соответствующие таблицы:

Фамилия Имя обучающегося

Взаимодействие с детьми в группе

Взаимодействие со взрослыми в группе

Поведение в игре

Самооценка

Креативность

Иванов Женя

Петров Игорь

………………….

…………………

Сидорова Валя

Никонова Света

Итоги усвоения общих социальных навыков

  1. Основные области применения и перспективы внедрения инновации

В соответствии с программой развития технического творчества в Самарской области наметились определенные сдвиги в области дополнительного образования. За счет областного финансирования удалось компьютеризировать учебные классы, приобрести оборудование для развития технического творчества. Сделаны первые шаги к обеспечению инновационного развития. В перспективе развития проекта можно рассматривать следующие виды деятельности:

Работа с творческими группами обучающихся старшего школьного возраста, где целью может быть профессиональная ориентация подростков;

Проведение мастер – классов и конкурсов в рамках сетевого взаимодействия с целью распространения наработанного опыта в педагогическом сообществе.

Участвуя в реализации проекта, обучающиеся пополняют запас знаний по таким предметам как история, география, история, мировая художественная культура, и др. Получают необходимые знания для ведения проектной и научной деятельности, совершенствуют навыки общения и работы в группе. Достаточное количество материала, рассказывающего о Самаре и Самарской области (малой Родине обучающихся) способствует формированию патриотического мышления детей. Патриотическое отношение формируется в ходе проведения занятий при использовании разнообразных форм работы, с помощью моделирования ситуаций, в которых обучающиеся переживают чувства любви, гордости за свою Родину, чувство восхищения достижениями своих земляков, их талантом, мужеством и храбростью. Работа в рамках проекта по патриотическому воспитанию, обогатит обучающихся знаниями, формирует историческое сознание, готовит к жизни и к труду.

  1. Сроки осуществления замысла инновации

Данный инновационный проект проводится и рассчитан на 3 года: 2013-2016 г.г..

Этапы реализации:

Подготовительный этап

Учебный год

Изучение интересов и потребностей обучающихся

Изучение литературы

Изучение опыта работы детских студий мультипликации

Создание временной творческой группы

Разработка образовательной программы

Конкретизация целей и задач

Организационный этап

Подбор кадрового обеспечения проекта

Определение функциональных обязанностей специалистов

Приобретение минимального набора технических средств

Опытно-экспериментальный этап

Набор экспериментальных учебных групп (младшие школьники)

Диагностика образовательной деятельности

Корректировка программ и планов по реализации проекта

Подготовка и создание электронного УМК к дополнительной образовательной программе

Обобщающий этап

Составление отчетов и их анализ

Количественная и качественная обработка результатов

Внедренческий этап

Набор учебных групп (дошкольники, средние школьники)

Выступление на семинарах и конференциях области, проведение мастер - классов

10.Ресурсное и финансовое обеспечение инновационного проекта

Кадровые ресурсы

Кадровое обеспечение реализации проекта предусматривает высшее образование работающих педагогов без стажа работы; либо высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика», стаж работы в учреждении дополнительного образования.

Участниками данного проекта являются высококвалифицированные педагоги, имеющие высшую квалификационную категорию, высшее профессиональное педагогическое образование. Педагоги прошли обучение на вебинарах и курсах повышения квалификации по техническому творчеству и использованию информационно – коммуникативных технологий в образовательном процессе.

Участники проекта имеют большой опыт использования проектно-ориентированных методов работы с обучающимися, ведения исследовательской деятельности. Работая в таком направлении дополнительного образования как техническое творчество, педагоги широко применяют возможности компьютерной техники, современные информационные технологии.

Финансовое обеспечение проекта

Наименование затрат

Затраты в руб.

Источник средств

Наименование затрат

Фотоаппарат цифровой Canon

Собственные

Расходный материал

Родители обучающихся

Привлеченные

Собственные

Собственные

Проектор

Собственные

Собственные

Программa Movie

Maker для монтажа мультфильмов

Программа имеется в стандартном наборе программ

Микрофон

Собственные

Итого:

Документкамера

Запрашиваемые

Программа для монтажа мультфильмов

AdobePrimer 15 Pro

Итого

  1. Литература

Нормативные документы

  1. Закон «Об образовании» Российской Федерации.
  2. Конвенция ООН о правах ребенка, 1989.
  3. Приказ Минобрнауки России № 1008 от 29 августа 2013 года «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  4. Устав МБОУДОД ДТДМ от 26.10.2011 г.
  5. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-18 « О примерных требованиях к программам дополнительного образования».

Список литературы

  1. Алексеева И. Растить гражданина / И. Алексеева // Библио-поле. – 2009. - №6. – С. 51-54.
  2. Атемаскина Ю. Формирование положительного образа родного дома: старший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание. – 2006. - N 10. - С. 75-81.
  3. Баранникова О. Знакомим дошкольников с государственной символикой России // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 8. - С. 54-58
  4. Бородин О. Любовь к Отечеству – родом из детства / О. Бородин //Библио-поле. – 2009. - №7. – С. 6-20.
  5. Военно-патриотическое воспитание детей и юношества: материалы творческой лаборатории / Мин. культ. Омской области, БУК «ОБДиЮК». – Омск, 2009. – 51с.
  6. Воротилова Е. Я - гражданин, я – патриот / Е. Воротилова //Патриот Отечества. – 2007. - №1. – С. 19-20.
  7. Гейкер Н. Национально-региональный компонент в работе с детьми // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 9. - С. 33-35.
  8. Игнатович С. Знакомим детей с искусством зодчества // Дошкольное воспитание. – 2006. - N 2. - С. 40-51.
  9. Кваша Н. К России вечная любовь / Н. Кваша // Патриот Отчества. – 2003. - №4. – С. 40-41.
  10. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание. – 2006. - N 2. - С. 3-8.
  11. Корнешова С. Малая Родина // Дошкольное воспитание. - 2011. - N 2. - С. 116-119.
  12. Коршикова Е. А. Проект вариативной программы «Наша малая родина»// Начальная школа + до и после. – 2007. - N 2. - С. 11-15.
  13. Лисенкова О. Региональный компонент в дошкольном образовании Вологодской области // Воспитание и образование. - 2009. - N 3. - С. 60-64.
  14. Метелкина Н. Мой любимый город: для детей старшего и среднего школьного возраста // Педагогический вестник. - 2011. - N 4. - С. 95-96.
  15. Мы любим страну, в которой живем: метод. рекоменд. / МУК «ЦСМБ» г. Омска; О.В. Колесенкова. – Омск, 2004. – 40с.
  16. Николаева Л. Д. Колесо истории: занятие по ознакомлению с окружающим миром в школе // Воспитание и образование. - 2011. - N 3. - С. 15-19.
  17. Пантелеева Н. История Отечества как фактор воспитания любви к родному краю и его защитникам // Дошкольное воспитание. - 2011. - N 2. - С. 36-42.
  18. Прудникова Е. Храним любовь к родной земле / Е. Прудникова //Библио-поле. – 2009. - №7. – С. 62-65.
  19. Россия глазами и душой: консультация по патриотическому воспитанию детей и молодежи / МУК «ЦСМБ» г. Омска; Л.В. Зайцева. - Омск, 2002. – 22с.
  20. Сахаров А. На поле ратной славы / А. Сахаров //Патриот Отечества. – 2008 . -№12. – С. 43-44.
  21. Соболева И. Любить малую родину: мама, папа и я - семья // Педагогический вестник. – 2005. - N 10. - С. 52-53.
  22. Тихонова А. Ю. Приобщение детей к истории и культуре своей малой родины // Педагогика: теория и практика. - 2011. - N 9. - С. 60-65.
  23. Фесенко Г. «Русская береза - символ Родины моей» // Дошкольное воспитание. - 2011. - N 3. - С. 36-39.
  24. Филиппов В. Высоко нести знамена доблести и славы / В. Филиппов // Патриот Отечества. – 2004. - №2. – С.1.
  25. Хуснутдинова А. Прогулки по родному краю // Образование и воспиатние. - 2007. - N 8. - С. 113-115.
  26. Ширко Т. Гражданские инициативы сибиряков / Т. Ширко // Патриот Отечества. – 2009 - №12. – С. 31-36.

Ресурсы удаленного доступа (интернет)

  1. Книга «Искусство мультипликации» http://www.lostmarble.ru/help/art_cartoon/
  2. Мультипликация в школьной практике – средствами мобильного классаhttp://nbazanovainfo.narod.ru/mult.htm
  3. Проект «Секреты создания мультфильма»
  4. Эстетическое воспитание младших школьников средствами киноискусства
  5. http://www.vlivkor.com/2008/02/28/jesteticheskoe_vospitanie_mladshikh_shkolnikov_sredstvami_kinoiskusstva.html

Елена Дремова
«Я - архитектор». Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с архитектурой

Тип проекта – информационно-исследовательский – творческий.

По характеру содержания – включают ребенка, общество и культуру.

По характеру контактов – внутри одновозрастной группы, в контакте с семьей.

Количество участников – фронтальный.

По продолжительности – долгосрочный.

Цели: Воспитание интереса и любви к родному краю. Развитие эмоциональной отзывчивости у детей через знакомство с историческими ценностями мировой архитектуры. Развитие пространственного мышления, познавательных и творческих способностей у детей. Преодоление стереотипности в художественно-творческой деятельности ребенка, разрушение застывших шаблонов, умение анализировать и мыслить самостоятельно. Развитие графических и художественных навыков, мелкой моторики, аккуратности и усидчивости у детей старшего дошкольного возраста. Развить уважительные взаимоотношения между родителями и детьми, сблизить детский сад и семью.

Задачи :Познакомить детей с историй развития строительства домов с древних времен и до наших дней.

Рассмотреть особенности конструкций домов в зависимости от природных условий.

Учить видеть облик своей улицы, города и района.

Видеть особенности зданий, их назначение, форму окон, дверей и балконов.

Учить сравнивать старинные и современные здания, видеть их различия.

Выделять в украшении зданий витражи, мозаику, фрески, барельефы.

Выделять средства выразительности архитектуры (масштабность, пропорциональность, фактуру, цвет, освещенность).

Познакомить детей со строительными профессиями, строительными материалами (глина, дерево, стекло, металл, камень).

Выделять элементы сказочной архитектуры (избушка, терем, дворец).

Отражать в рисунке, аппликации здания современные, старинные, сказочные.

Изготовление собственного макета здания.

Перспективный план работы по ознакомлению детей с архитектурой

1. Тема «Разные дома»2. Тема «Строительные профессии»3. Тема «Архитектура родного края»4. Тема «Архитектура моего города – Москвы»5. Тема «Удивительные дома мира»

Тема: Разные дома» – уточнить представления детей о том, что жилые дома бывают разными. Учить определять, что общего у всех домов, чем они отличаются. Учить рисовать детей разные дома, передовая форму дома, окон, дверей, их пропорции, выбирая цвет. Путем сравнения показать детям, как художники по-разному передают картину городской улицы. Учить создавать композицию современной городской улицы, по-разному изображая дома, закреплять знания основных частей дома. Сформировать понятия о том, что архитекторы создают разного типа сооружения.

Тема: Строительные профессии - воспитывать уважение и интерес к строительным профессиям. Познакомить детей с разными строительными материалами (дерево, глина, стекло, камень, кирпич, бамбук, металл).

Тема «Архитектура родного края» - познакомить детей с архитектурой Древней Руси (деревянная, каменная, предметами быта, профессиями (зодчий, кузнец, плотник). Способствовать созданию детьми собственного образа русской избы. Учить детей в сооружении построек проявлять творчество и фантазию

Тема: «Архитектура Москвы» - познакомить детей с историей Древнего Кремля. Сформировать представления о древнерусской архитектуре. Храмовое зодчество. Современная Москва. Развивать творческие способности детей.

Тема ««Удивительные дома мира» – расширить представления о мире и народах его населяющих. Показать разнообразие архитектурных стилей, характерные средства выразительности.

Работа с родителями:

1. Экскурсии «Мой район», «Кремль», «Музей Москвы».2. Выставки поделок «Дворец для Золушки», «Замок Змея Горыныча», «Солнечный город».3. Фотовыставка «Удивительные дома», «Моя Москва».4. Досуг - игра «Построй дом»5. Информационный стенд «Памятники архитектуры Москвы»

Реализованный проект сказочного дома, в котором соединились элементы разных стилей.

Проект сказочного дома создается на основе совокупности факторов: идея должна сочетаться с климатическими условиями, особенностями рельефа, чтобы здание смотрелось органично и не выглядело чужеродным объектом. В мировой архитектуре известны произведения, созданные на основе фантазии архитектора, его философского взгляда на мир, идеи. Рассмотрим некоторые проекты сказочных домов, сделавших их городской или загородной достопримечательностью. Сказочные дома австрийского художника Фриденсрайха Хундертвассера (Fridensraih Hundertwasser) Сказочный вид домов, возведенных этим архитектором, возник на основе идеи совмещения традиционных городских видов и природы. Базовым элементом для зодчего стала улитка, двигающаяся по листку вместе со своим домиком, закрученным в спираль. Наиболее известный проект сказочного дома этого архитектора «Дом Хундертвассера» в Вене. Фасад сказочного дома разрисован ассиметричными четырехугольниками, в отделке участвует глазурованная плитка, разрисованная штукатурка, колонны разных форм, конусы. Окна разных форм и размеров венчаются небольшими коронами, стены имеют неожиданные изгибы. На разных уровнях фасада созданы террасы, где высажены деревья и кустарники.

Дом Хундертвассера в Вене.

Поддерживает этот сказочный дом находящийся напротив Венский дом искусств, также спроектированный Хундертвассером, построенный на базе переоборудованной мебельной фабрики. Даже мусоросжигательный завод в Вене, вырабатывающий экологическую энергию, - Шпиттелау (Müllverbrennungsanlage Spittelau) - фантазией архитектора был превращен в комплекс из сказочных домов.

Мусоросжигательный завод в Вене.

В Германии архитектором были построены прекрасные здания, похожие на иллюстрацию к детским сказкам: «Зелёная цитадель» в Магдебурге, комплекс «Лесная спираль» в Германии. Его творениям принадлежит завод по сжиганию мусора в Осаке в Японии, детский сад в Хеддернхайме около Франкфурта, винодельня Кихот в США, придорожный ресторан в Бад-Фишау в Австрии и многие другие архитектурные произведения, прославившие автора, который сумел внедрить собственное декоративное направление в царивший в то время урбанистический стиль. Сказочные дома каталонского архитектора Антонио Гауди (A. Gaudi) Одним из лидеров по созданию проектов сказочных домов является каталонец А.Гауди. Этот великий зодчий не оставил чертежей своих произведений, многие из которых строились на основе практических инженерных экспериментов, исследующих нагрузки на те или иные элементы здания (в г. Реус есть музей Гауди с макетами его творений). Необычность поверхностей создавалась при помощи нового для того периода материала - железобетона, позволяющего получать самые разнообразные формы, делающие здания похожими на сооружения из песка, как например, знаменитая Саграда Фамилия - проект сказочного храма, которому Гауди посвятил большую часть своей жизни. "Пряничные домики" Гауди в парке Гуэля строились автором в рамках идеи идеального города, который он пытался создать на окраине Барселоны. Город должен был воплощать идею о чуде, сказке, создавать настроение, демонстрировать дружелюбность и расположение. Другие проекты сказочных домов также были отражением определенной идеи. Например, дом Бартльо Гауди построил на основе городской легенды о драконе. Фасад дома Мила (Ла Педра - La Pedrera - каменоломня) напоминает своим внешним видом карьер каменоломни, за что этот сказочный дом и получил свое название. В основе идеи - создание динамичного фасада и интерьеров, которые напоминают о природе. Каждый из домов Гауди становился объектом внимания благодаря своему сказочному воплощению.

Дом привратника в парке Гуэль. Барселона.

Не только работы некоторых архитекторов, но и целые стили становятся основой для проектов сказочных домов. Сказочные дома времен Тюдоров Один из примеров этого стиля, представляющего собой неоготику, воплощенную в традиционном английском жилище с каркасной системой. Сказочные дома в стиле Тюдор напомнят о романтичном 16 веке, времени жестоких нравов, интриг, возникновения легенд о приведениях и народных героях. Фасад обычно имеет ломаную поверхность, есть выступающие части, нависающий второй этаж, фахверковые стены второго этажа, вальмовые остроугольные и полувальмовые крыши с выступающим козырьком, большое количество окон с расстеклением. Все это придаёт дому романтичный, сказочный вид. В современном варианте в качестве балок фахверка можно использовать декоративные полиуретановые элементы, внешне не отличающиеся от деревянных. Отделка стен в пространстве между декоративными балками в современном доме может быть выполнена под камень, дерево, глинобитный оштукатуренный материал.

Дом королевы в лондонском Тауэре построен в стиле Тюдор.

Проекты сказочных домов в русском стиле В каждой стране пользуется популярностью этностиль, характерный для определенного региона. В последнее время в России возрождается так называемый псевдорусский стиль, основанный на византийском искусстве в сочетании с древнерусским зодчеством. В этом стиле уместны инкрустация, орнаменты, фризы, козырьки, галереи, бочкообразные колонны, башенки с куполами, разноцветная окраска фасадов, золоченые элементы. Важным характеризующим элементом таких сказочных домов является резьба по дереву или камню, как сквозная, так и рельефная, украшающая фризы, наличники окон, дверные проемы, двери, накладки на стенах. Дополняют дома в стиле русских сказок крылечки с навесными крышами, украшенные ажурным декором. В орнаменте: мифические персонажи, народные рисунки в стиле вышивки, кружевного плетения. Проекты сказочных домов создавал художник В. Васнецов, который занимался, например, отделкой фасада Третьяковской галереи (1900-1095гг.), церковью в Абрамцево (1882 г. вместе с Поленовым). На домики из русских народных сказок похожи строения И.Ропета, который создал особый "петушиный" стиль, особо ценный своей сказочностью.

Баня - теремок в Абрамцево - одно из немногих сохранившихся зданий архитектора И. Ропета.

В последние годы появилась возможность заменить деревянные резные элементы изделиями из деревокомпозита, которые не отличаются от деревянных красотой узоров, тонкостью рисунка, но при этом служат гораздо дольше древесины, без растрескивания и гниения.

Резьба из деревокомпозита не отличается своими эстетическими качествами от деревянного декора.

У каждого из нас в детстве были свои любимые сказки, любовь к которым мы проносим через свою жизнь, отождествляя себя с их героями. Сказочные дома помогают реализовывать свои фантазии. Проекты сказочных домов особенно хороши, потому что они всегда оригинальны, даже если у них есть общие черты, как в описанной выше архитектуре. Особенность современного строительства заключается в том, что любые элементы: резьба, инкрустация, колонны, фризы и т.д. могут быть выполнены из полиуретана или другого искусственного материала, который имитирует камень, керамику, дерево и может быть окрашен в любой цвет. Применение таких изделий в оформлении сказочных домов дает возможность реализовать любую идею их владельцев.

Эссе на тему «Архитектурные сказки»

Буторина Елена Ивановна, преподаватель теоретических дисциплин, МБУ ДО "Детская школа искусств" г. Горнозаводска, Пермский край.
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию эссе на тему «Архитектурные сказки». Данная работа может быть интересна педагогам ДОУ, учителям, классным руководителям в подготовке и проведении внеклассного мероприятия для школьников разного возраста.
Цель: знакомство с необычными архитектурными проектами Фриденсрайха Хундертвассера.
Задачи:
- расширить кругозор учащихся;
- способствовать разностороннему развитию личности;
- воспитывать интерес и любовь к искусству;
- развивать образное мышление учащихся.


Один их самых знаменитых архитектурных проектов мастера - Дом Хундертвассера - визитная карточка Вены (Австрия, 1983-1986):


Оказывается, в доме – пятьдесят квартир, в которых живут около 200 человек. Все квартиры – разные по площади: от 30 до 150 квадратных метров. Есть медицинский кабинет, кафе, парковка на 37 автомобилей, зимний сад, две детские игровые комнаты, 16 частных и три общественных террасы. А самое поразительное – то, что на территории дома посажено 250 деревьев.


При строительстве дома Хундертвассер воплотил в жизнь все свои идеи: в здании нет прямых линий, даже стены дома замысловато изогнуты. Главными элементами декора являются асимметричные разноцветные прямоугольники, битая керамическая плитка, окна различной формы и размера, неровные полы, напоминающие лесную тропинку. И все это в обрамлении безумно-буйной растительности всех оттенков зелени.

В проектах Хундертвассера никогда не было двух одинаковых окон: «Некоторые люди говорят, что дома состоят из стен. Я говорю, что дома состоят из окон» (Ф. Хундертвассер, «Оконная диктатура и право окна», 1990):


Архитектор хотел, чтобы человек был счастлив в своем доме, чувствовал себя там уютно, как птица в гнезде:


Это муниципальное жилье – одно из самых дорогих в австрийской столице, построено по заказу городских властей Вены. На открытие этого дома, который носит имя своего создателя, собралось 70 тысяч человек. До сих пор это самый посещаемый дом в Австрии. «Я возвращаю дома людям. Не только формально, но на самом деле. С этого момента это право и обязанность всех жителей гладких тюремных коробок – изменить их своими собственными руками. Снаружи и внутри, там, где они живут…» (Ф. Хундервассер, статья «Призыв ко всем жильцам», 1968).
Другое здание, не менее значимое в австрийской столице - «Венский дом искусств» :


Посмотрите, как было реконструировано архитектором здание, ранее принадлежавшее мебельной фабрике:


Обратили ли вы внимание на то, что Хундертвассер украшает фасады своих строений деревьями? Сам художник их называл с любовью «деревьями - квартиросъёмщиками», или «деревьями – жильцами». По убеждению автора, предоставить деревьям и траве место в доме - хоть какая-то компенсация за урон, который люди наносят природе:
«То, чего нам не хватает, это мирного договора с Природой. Мы должны вернуть Природе территории, которые мы незаконно отняли у нее. Все горизонтальное под небом принадлежит Природе. Все, до чего дотрагиваются лучи солнца, все, на что проливаются дожди, это священная и неприкосновенная собственность Природы. Мы, люди, всего лишь гости Природы» (Ф. Хундертвасер, «Фрагменты моих размышлений об экологии», 1999).


«Я, возможно, хотел бы быть известен как волшебник растительности... Нам необходимо волшебство», - говорил Хундертвассер.




В течение жизни Хундертвассер был активным борцом за экологию. Никогда не брался за проекты, которые могли нанести вред природе. Свою концепцию видения мира он изложил в многочисленных статьях и манифестах. «Мы только гости природы и должны вести себя соответственно. Человек должен понимать, что он – самый опасный вредитель, когда-либо опустошавший эту землю. Человек должен поставить перед собой экологические барьеры, так чтобы земля могла возродиться» (Ф. Хундертвасер, «Фрагменты моих размышлений об экологии», 1999).



Вокзал города Ильцен стал одним из последних проектов знаменитого художника Фриденсрайха Хундертвассера. Типичная железнодорожная станция подверглась перепланировке и реконструкции и, измененная до неузнаваемости, открылась в 2000 году. Обтекаемые здания вокзала не имеют прямых линий и острых углов, все переходы плавные и гармоничные, что является одним из постулатов идеологии Хундертвассера:






Кому не хочется, чтобы в его городе был построен такой вокзал или здание, всем видом напоминающее картинку из сказки, или детская площадка, с которой не хочется уходить? Кто хочет пожить в доме, построенном замечательным австрийским архитектором? Походить по неровным, как лесная тропинка, полам?




Фриденсрайх Хундертвассер был довольно неординарным человеком: ну кому еще придет в голову носить носки разного цвета! Когда ему задавали вопрос: «Почему вы носите носки разного цвета?», он отвечал: «А почему вы носите одинакового?»
Хундертвассер прославился не только как архитектор. В его творческой коллекции есть графические работы, живопись, марки, монеты, флаги.


Из публикаций Фриденсрайха Хундертвассера: «Это всегда было моим желанием – нести радость многим людям. Я хотел поделиться с людьми красивыми и полезными вещами, которые имеют для них значение и обогащают их жизни. Эти вещи должны приносить радость тем, кто ими владеет и должны восхищать их и вызывать уважение, также из-за того, что вещи открывают новые смыслы, например, как странствование по незнакомой стороне или как волшебные деревья, которые постоянно прирастают новыми ветками, листьями и цветами, которые никогда раньше не видел»:

Интергированное занятие «В мире архитектуры»

Программные задачи:

  • Образовательные :
  • уточнить знания детей об архитектуре как виде искусства, её видах, функциях (прочность, польза, красота);
  • закрепить знание типичного, обобщённого в сооружениях (у всех домов есть фундамент, стены, крыша, двери, окна) и характерного, индивидуального (арки, колонны, портики, решётки);
  • уточнить и закрепить названия элементов архитектуры (этажи, окна, балконы, лоджии, входы и др.);
  • формировать представление о том, что архитектура каждого здания зависит от его назначения;
  • познакомить детей с архитектурными особенностями своего города.
  • Развивающие :
  • развивать познавательные процессы и логические операции (сравнение, анализ, выделение характерных признаков, обобщение);
  • развивать эстетические способности (чувство формы, цвета, пропорций, эстетической эмпатии), творчество и фантазию.
  • Воспитательные :
  • воспитывать любовь к своему городу и интерес к его архитектуре;
  • активизировать желание детей высказывать предпочтения, ассоциации;
  • вызвать желание создать индивидуальный проект, используя полученные знания.

Предварительная работа:

  • Рассматривание буклетов с изображением видов города;
  • Чтение книг о городе и его жителях (И.Ядринцева «Мой родной Североморск»);
  • Просмотр мультфильмов «Кошкин дом», «Теремок», «Три поросёнка»;
  • Рисование на темы «Улица нашего города», «Дома на нашей улице»;
  • Аппликация и ручной труд «Какие бывают дома?»;
  • Сюжетно-ролевая игра «Мы архитекторы», строительная игра «Строим детский сад»;
  • Составление тематического альбома с рассказами и рисунками детей «Город, в котором я живу»;
  • Оформление выставки «Архитектура» на Полочке красоты;
  • Рассматривание зданий, находящихся вблизи детского сада;
  • Просмотр слайдов, иллюстраций.

Материал к занятию: иллюстрации, художественные фотографии, набор открыток с видами архитектуры города; поделки из картона (образцы ландшафтной архитектуры, градостроительства, объёмных сооружений); схемы-модели архитектурных сооружений, наборы конструктора «Архитектор» для каждой подгруппы детей (4-5 наборов), таблички с названиями станций для путешествия: «Мир Архитектуры»; «Умники и умницы»; «Мы – строители». Призы – «медали» для каждого ребёнка, подарок для группы – набор конструктора.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Вводная часть (организационный момент)

Дети находятся в группе, сидят полукругом на стульчиках перед воспитателем.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие в мир Искусства. Какие виды искусства вы уже знаете? (Живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство). Мы будем знакомиться с различными сооружениями, которые используют люди в своей жизнедеятельности. Путешествовать мы будем по станциям. (На доске расположены таблички с названиями станций, прикрытые бумагой. Названия станций открываются по ходу занятия).

Воспитатель : Вы готовы к путешествию?

Дети: Готовы!

II. Основная часть занятия

Воспитатель: В каждом городе есть много красивых зданий. Они все разные по своему назначению, привлекательности и особенностям. (Воспитатель обращает внимание детей на выставку фотографий с изображением различных сооружений. Рассматривание фотовыставки или слайдов с изображением разных зданий). К какому виду искусства относится то, что запечатлено на фотографиях? (Ответы детей – это архитектура) . Наша 1 станция так и называется «Мир Архитектуры» (воспитатель на доске открывает название первой станции).

Воспитатель: А вы знаете, что такое архитектура? (Это искусство проектировать и создавать сооружения для жизни и деятельности людей, это все окружающие нас постройки –дома, магазины, дворцы культуры, школы) . Можно ли принести в детский сад произведение архитектуры? Почему нет? Но зато мы сами можем создавать архитектурные сооружения для наших игрушек. (Дети рассматривают поделки из картона с разными видами архитектурных сооружений). Какие виды архитектуры вы узнаёте среди этих поделок? (Высотный дом – градостроительство, мост – ландшафтная архитектура, телебашня – объёмное сооружение). Для чего предназначаются эти сооружения? (Ответы детей)

Воспитатель: Мы с вами поиграем в игру, которая называется «Подбери архитектурные сооружения». (Детям раздаются открытки с изображением разных видов архитектурных сооружений).

Воспитатель: Вам надо внимательно рассмотреть открытки и определить, к какому виду архитектуры относятся изображённые сооружения. Затем положить свои открытки на тот стол, где находится данный вид архитектуры. (Дети раскладывают открытки вокруг архитектурных поделок из картона, которые стоят на столах и объясняют свой выбор, почему именно к этой поделке положили изображение на открытке). Что общего между всеми архитектурными сооружениями?

Дети: они должны быть прочными, красивыми, полезными.

Воспитатель: Какие элементы архитектуры есть у всех построек?

Дети: фундамент, крыша, стены, окна, двери.

Воспитатель: А чем отличаются сооружения друг от друга? (колоннами, балконами, решётками, портиками, различной формы окнами и дверью, шпилями на крыше).

Воспитатель: Дети, вы видели, как строят настоящие дома? А кто строит дома?

Дети: Строители

Воспитатель: Строители строят все здания по специальным чертежам, которые разрабатывает архитектор . Эти рисунки и чертежи называются проектом дома. Любое строительство начинается после работы архитектора. Архитектор – это художник-строитель. Он продумывает план города, рисует чертежи различных домов в зависимости от их назначения, показывает, как выглядит дом с фасада (передняя наружная сторона дома), какие у него боковые и задние стены. Проект дома дается руководителю стройки, он знакомит с ним рабочих, и они точно по проекту возводят дом. Видите как много надо знать и уметь, чтобы построить дом.

Физминутка на тему «Строители» (выполняются движения по тексту).

На стройке жаркая пора,
сигнал уже пробил.
Сегодня каменщик с утра
К работе приступил.
Кладёт кирпич за кирпичом –
Растёт этаж за этажом,
И с каждым часом,
С каждым днём
Всё выше, выше новый дом!

Воспитатель: 2 станция – «Умники и умницы ». Сейчас мы с вами проведём «Архитектурную викторину» и посмотрим, как вы знаете архитектуру своего города. Я буду описывать вам известные сооружения нашего города, а вы отгадаете, о каких из них идёт речь.

Воспитатель: Это сооружение находится на ул. Северная Застава. Оно большое, красивое, двухэтажное, расположено по форме буквы «Х». Это двухэтажное здание с множеством огромных окон, в нём имеется несколько входов и выходов. Каждое утро родители приводят сюда своих детей, чтоб они играли, занимались, общались друг с другом. Что это за здание?

Дети : Детский сад.

Воспитатель: По каким архитектурным особенностям вы узнали его? (После того, как дети отгадали, о каком сооружении идёт речь, педагог вывешивает фотографию этого здания на доску, дети рассматривают её).

Воспитатель: По каким архитектурным особенностям вы узнали его? (ответы детей)

Воспитатель: Это сооружение называют храмом науки, сюда ходят учиться все дети. В этом здании широкий вход, большие окна, отсутствуют балконы, два этажа. Во дворе есть детская площадка для игр и занятия спортом. О каком здании я говорю?

Дети: Школа.

Воспитатель: Это здание находится в самом конце улицы Сафонова. Оно покоряет своей основательностью и могуществом, его фасад украшен балконами и колоннами, выполненными из белого камня. Голубой цвет символизирует принадлежность к военно-морскому флоту. В нём проходят различные городские праздники, концерты, встречи с интересными людьми, вечера отдыха моряков

Дети: Дом Офицеров Флота. (Педагог вывешивает фотографию Дома Офицеров на доску, дети рассматривают её).

Воспитатель: Это самое первое здание, появившееся на улице Душенова, которое стало культурным центром и любимым местом отдыха горожан. Это сооружение украшено лепными декоративными деталями, колоннами, арками. В здании много дверей. Окна необычной формы, с закругленным верхом (арочные). Под крышей есть фронтон (треугольное пространство под скатами крыши), который украшен барельефами (лепные выпуклые украшения) и надписью с названием этого здания.

Дети: Кинотеатр «Россия» (Педагог вывешивает фотографию кинотеатра, дети рассматривают её).

Воспитатель: Молодцы, вы правильно отгадали здания, о которых я вам рассказывала. Значит, вы хорошо знаете свой город, его архитектурные достопримечательности.

Воспитатель: Вот мы с вами добрались до 3 станции, которая называется «Мы – строители». Вы будете строить архитектурные сооружения по чертежам, которые нарисовал архитектор. А кто строит дома? (Строители).

Художественное слово . (Воспитатель читает отрывок из стихотворения В.Маяковского «Кем быть?»)

Я бы строить дом пошёл, пусть меня научат.
Я сначала начерчу дом такой, какой хочу.
Самое главное, чтобы было нарисовано
Здание славное, живое словно.
Это будет перёд, называется фасад.
Это каждый разберёт –
Это ванна, это сад.
План готов, и вокруг
Сто работ на сотни рук.
На крыше выложили жесть.
И дом готов, и крыша есть.
Хороший дом, большущий дом
На все четыре стороны,
И заживут ребята в нём
Удобно и просторно.

(Детям раздаются схемы или чертежи различных сооружений, они по подгруппам (5-6 человек) выполняют постройку по чертежу, вслух договариваясь о последовательности работы). По окончании работы постройки детей обсуждаются.

Воспитатель (обращается к детям каждой подгруппы): Какое здание вы построили? Для чего оно предназначено? Какой персонаж из сказки мог бы жить в этом доме? К какому виду архитектуры относится? Какие архитектурные особенности отличают его от других сооружений? Молодцы! Вы правильно выполнили постройки, работали дружно, слаженно, поэтому сооружения у вас получились прочными, надёжными и привлекательными.

III. Заключительная часть (подведение итогов)

Воспитатель: Вот и завершилось наше путешествие. Мы с вами рассмотрели разные архитектурные сооружения, познакомились с их особенностями, вспомнили о достопримечательностях своего города, сами были строителями, узнали много интересного и полезного. А что вам больше всего понравилось и запомнилось на занятии?

Похвала и дифференцированная оценка деятельности детей.

Сюрпризный момент: вручение детям медалей «Знаток Архитектуры», подарка для всех детей группы – набор конструктора.

После путешествия можно предложить детям построить город из разных видов конструктора; «составить улицы» города из самых красивых зданий (на ковролине, фланелеграфе), используя репродукции и фотографии; придумать и нарисовать здание для выбранного социального персонажа (величественный дворец, сказочные хоромы, уютный домик), нарисовать проект какого-то сооружения и построить его из конструктора, провести игровое упражнение «Покажи, элементы декора» (педагог называет архитектурные детали – колонны, фронтоны, шпили, арки, купола и другие, а дети показывают их на своих открытках).

ПРОЕКТ

«Взаимодействие ДОУ и семьи при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с архитектурой родного города»

Разработчики проекта:

  1. воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ детский сад комбинированного вида № 3 «Ромашка» Елисеева Ольга Ивановна;
  2. воспитатель второй квалификационной категории МДОУ детский сад комбинированного вида № 3 «Ромашка» Ягупова Светлана Федоровна

Название проекта: «В мире архитектуры »

Тип проекта:

  • по доминирующему методу: творческий, исследовательский;
  • по характеру содержания: ребенок- педагог - семья;
  • по характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата;
  • по характеру контактов: старший дошкольный возраст в контакте с педагогами и семьей;
  • по количеству участников : фронтальный, групповой;
  • по продолжительности : долгосрочный.

Комплектация воспитанников: дети (26 человек), родители старшей группы МДОУ детский сад комбинированного вида №

Количество участников: 42 человека.

Длительность проекта: 1 год.

Дата проекта: 14.01.2013г. по 15.02.2014г.

Форма совместной деятельности: сотрудничество.

Итоговое мероприятие: Смотр – конкурс творческих работ «Юный архитектор»

Актуальность: Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и дошкольного учреждения. Положительный результат, может быть, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

Человека во многом формирует и воспитывает окружающая среда. Предметно-архитектурное пространство города, в котором живёт ребенок, играет важную роль в развитии у него ценностного отношения к родному городу, в воспитании патриотизма, бережного отношения к культуре родного края, к его историческому наследию, в воспитании уважения к художественному творчеству мастеров.

Мы живем на юге Московской области, в городе Серпухове, который является поистине кладезью архитектурных памятников, имеет свое неповторимое лицо, свой характер, особую судьбу. Серпухов знаменит уникальными памятниками истории и культуры - творениями зодчих Р. И. Клейна, М. Пиотровича, М. Таманского. На сегодняшний момент, согласно государственному реестру в городе 150 объектов культурного наследия, что позволяет отнести наш город к числу крупнейших исторических городов Подмосковья. Великолепие ансамблей жилых зданий, ожерелье храмов и церквей, по сути, превращают город в музей под открытым небом, музей ценнейших памятников архитектуры. Нужно пользоваться тем богатым потенциалом, который дан нам всем.

Организация работы по развитию детей на архитектурных образцах родного города имеет огромный потенциал в эстетическом развитии ребенка, в формировании художественного вкуса дошкольника, в развитии его познавательной сферы.

Проблемная ситуация: Возникшее противоречие между потенциальными ценностями ознакомления детей с архитектурой родного города и их использованием в реальном взаимодействии нашего дошкольного учреждения с семьей в воспитательно-образовательном процессе, указало на необходимость практического разрешения данной проблемы. Поэтому было решено уделить внимание разработке содержания темы «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с архитектурой родного города».

Целеполагание: только при совместном взаимодействии с семьей, разных форм работы: совместные экскурсии, праздники, развлечения, создание фотоальбомов, выставки совместного творчества по заданной тематике, участие в различных конкурсах, «круглый стол» (представление семейного опыта); родительские собрания, консультации, информационные буклеты, брошюры, информация на сайте учреждения, папки передвижки, практические занятия для родителей, мы можем говорить об успешном ознакомлении старших дошкольников с культурным наследием и архитектурой города Серпухова.

Цель проекта: повышение родительской компетентности по вопросам ознакомления старших дошкольников с архитектурой родного города, вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, посредством разных форм работы, пробудив интерес к жизни детей в детском саду.

Основные задачи проекта.

  1. Формировать положительное отношение к истории города, его настоящему и будущему.
  2. Формировать и обогащать представления детей старшего дошкольного возраста об архитектуре родного города.
  3. Развивать интерес к изучению памятников архитектуры города Серпухова.
  4. Развивать творческие умения детей в процессе создания архитектурных построек и сооружений.
  5. Воспитывать эстетическое восприятие красоты архитектурных сооружений.
  6. Повышение родительской компетентности по вопросам ознакомления дошкольников с архитектурой города.
  7. Привлечение семьи к сотрудничеству с ДОУ в вопросах ознакомления детей старших дошкольников с архитектурой города Серпухова.

Практическая значимость проекта.

Предлагаемая организация партнёрских взаимоотношений между семьей и ДОУ помогает эффективной совместной работе всех субъектов дошкольного образования в процессе ознакомления детей с архитектурой родного города, повышают педагогические знания родителей, помогают решить задачи эстетического воспитания, направляя работу на формирование у детей способности замечать красоту архитектурных сооружений, воспринимать образно-выразительные средства искусства архитектуры, стимулировать потребность выразить свои впечатления в различных видах художественной деятельности. Представленный проект может быть использован в системе дошкольного образования и художественно-творческом развитии детей.

Этапы работы

Этапы реализации проекта

Участники

Подготовительный этап

Обдумывание идеи проекта, сбор информации, материала для реализации идеи.

педагоги ДОУ

родители

дети

Организационный этап

Составление плана проекта, определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта. Проведение круглых столов с родителями и педагогами, консультаций по теме проекта и реализации задач.

Разработка положений смотров, конкурсов, конспектов НОД, сценария итогового мероприятия.

педагогиДОУ

родители

Формирующий этап

Проведение НОД с детьми педагогами ДОУ (комплексные, тематические), посещение выставок, музея и т.д.

Проведение конкурсов и смотров в рамках проекта. Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению выставок совместных работ, фото выставок по теме проекта.

педагоги ДОУ

родители

дети

Итоговый этап

Проведение итогового мероприятия (смотр-конкурс творческих работ). Награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами. Анализ результатов проектной деятельности. Обобщение опыта.

Педагоги

Специалисты ДОУ

родители

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

Обдумывание идеи проекта, сбор информации, материала для реализации идеи. Главное, на что обращалось внимание - вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, разнообразить формы работы с ними, пробудить интерес к жизни детей в детском саду.

Организационный этап

Работу с родителями строили, придерживаясь последовательности:

1. организационный (январь - февраль 2013)

Составление перспективного плана работы с родителями по ознакомлению дошкольников с архитектурой родного города, анкетирование родителей по данному вопросу;

Организация сотрудничества с родителями через реализацию различных форм работы;

3. заключительный (январь - февраль 2014)

Подведение итогов работы: (повторная диагностика, перспективы сотрудничества с родителями).

По результатам анкетирования выявлено, что родители заинтересованы в обогащении знаний детей об архитектуре города Серпухова, но испытывают затруднения в отборе информации доступной ребенку - дошкольнику.

Мир архитектуры - это тот мир, в котором человек живёт и действует каждый день. Архитектура влияет на наше настроение, на наш образ мыслей. Она бывает красивой и отталкивающей, уютной и дискомфортной, просторной и тесной. Жилые дома, детские сады и школы, офисы, храмы, театры, промышленные предприятия, скверы – всё это архитектурные объекты, которые мы видим с самого рождения и, без которых не мыслим своего существования. Вот они – золотые купола церквей, особняки разных веков, современные коттеджи, парки, мосты.

Изучая архитектуру – изучаем историю своего Отечества, усваиваем традиции своих предков, становимся наследниками богатейшей культуры.

Работа с детьми

Нами было разработано содержание деятельности с детьми по ознакомлению с архитектурой родного города, которое предполагает рассматривание следующих блоков:

1. Архитектура зданий. Данный блок рассматриваем как художественное творчество (в камне, дереве, глине) через выявление особенностей архитектуры – функциональной, конструктивной и эстетической. Функциональность характеризуем следующими качествами - удобство, польза; конструктивные свойства - прочность, экономичность; эстетические - красота. Данный блок включает в себя следующие темы:

А) « Серпухов-город храмов» - знакомим детей с культовыми зданиями как памятниками архитектуры.

Б) « Жилые здания» - тема рассматривается через призму истории (прошлое, настоящее: изба, особняки купцов, коттеджи…)

В) « Общественные здания» - тема предполагает ознакомление детей с архитектурой зданий, имеющих общественное назначение: магазины, кинотеатры, поликлиники, школы, детские сады…

Г) « Промышленные здания» - тема предполагает ознакомление детей с архитектурой заводов и фабрик города.

2. Архитектура инженерных построек. Данный блок рассматривается через знакомство с сооружениями, не имеющими внутреннего пространства и объема: мостами.

3. Садово-парковая архитектура. Предполагает ознакомление детей с особенностями благоустройства площадей, парков, улиц города.

При отборе содержания учитываем его доступность детям, занимательность, последовательность, усложнение познавательных задач, развивающий и воспитательный характер.

Формирующий этап

Проанализировав методическую литературу, установили, что акцент необходимо делать на воспитание любви к родному дому, к культурному наследию и архитектуре Серпухова. Воспитывая у детей любовь к родному краю, необходимо подвести их к пониманию, что город - частица России, здесь, как и в других местах России люди трудятся (учителя учат, врачи лечат больных и т. д.), соблюдают традиции, живут дружно, берегут и охраняют памятники архитектуры.

Для организации сотрудничества использовали разнообразные формы работы:

коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные.

Работа с родителями

Проведено родительское собрание «Знакомим дошкольников с архитектурой города Серпухова», намечены основные пути взаимодействия по данной проблеме.

Больший интерес вызвала деловая игра с родителями «Путешествие по родному городу Серпухову», в процессе которой участники не просто «впитывали» определенные знания, а конструировали новую модель действий, отношений. В обсуждении участники игры пытались проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение, как знакомить детей с архитектурой родного города.

Еще одной формой работы с родителями являются тренинги. Был проведен тренинг совместно с психологом «Воспитание патриотических чувств у дошкольников». Тренинговые игровые упражнения и задания помогли родителям дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним по формированию патриотических чувств, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начал конструктивно общаться с ребенком, постиг новые истины.

Для изучения истории и достопримечательностей родного города оформили папку-передвижку «Серпухов – город древний, город молодой», где разместили интересную информацию для родителей и детей.

Совместно с родителями собрали материал о родном крае: стихи о Серпухове, загадки о достопримечательностях, памятниках и храмах. Дети с радостью узнавали знакомые стихи и загадки, гордились участием родителей в их подборке.

Действенной формой изучения архитектуры являются путешествия, экскурсии по родному городу. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - говорят в народе. Родители принимали активное участие в экскурсиях в Историко-художественный музей, на Соборную гору, в Выставочный зал, посетили Городской музыкально-драматический театр. Дети вместе с родителями смогли оценить красоту родного города, любовались соборами, храмами, музеями. Восторгу детей не было предела, что побудило родителей к дальнейшему изучению с детьми архитектуры Серпухова.

Мир ребенка – это его дом, семья, двор, улица, здания, памятники архитектуры – все то, что окружает его, самым непосредственным образом и влияет на его жизнь. Выставка рисунков и творческих работ «Юный архитектор», пробудила интерес к своему дому, улице, городу.

Изучение материала происходило с использованием книги «Планета чудес и загадок», раздел «Чудеса архитектуры», компьютерной технологии: «Дворцы русского музея», «Московский Кремль», «Искусство и архитектура», «Современный деревянный дом», энциклопедии Кирилла и Мефодия раздел «Архитектура», рассматривания цветных иллюстраций, фотографий с изображением зданий.

Совместно с родителями оформили альбомы, и папку передвижку «Серпухов город мой родной», «Мы с Ногинки», смастерили макет «Микрорайон им. Ногина».

Родители активно участвовали в изготовлении дидактических игр по ознакомлению с жилыми, промышленными, общественными зданиями. Эти игры не только обогатили знания детей об архитектуре города, но и сподвигли их к творческому рассказыванию о памятных и интересных местах города Серпухова и созданию новых игр, например:

«Знатоки Серпухова». Цель: формировать умение свободно использовать свои знания об архитектуре родного города, его достопримечательностях, формировать желание как можно больше узнать о своем городе, воспитывать чувство любви и гордости за него.

«Угадай по описанию». Цель: закреплять знания детей о жилых, промышленных, общественных зданиях.

«Где находятся памятники?». Цель: формировать навык определять пространственное расположение памятников архитектуры, закреплять название улиц, соборов, храмов.

Сюжетно-ролевые игры «Строители», «Проектировщики». Цель: Уметь придумывать сюжет игры, используя рисунок чертёж, по которому строятся жилые дома.

Развивающие игры:

  • «Где Городовичок?» Цель: Учить детей свободно владеть планом.
  • «Разные дома» Цель: Учить детей сравнивать рисунок и чертёж предмета.
  • «Стройка» Цель: Учить детей конструировать по схематическому образцу.

Итоговый этап

Итоговым мероприятием стал смотр-конкурс творческих работ «Юный архитектор». Работы выставки представлены вашему вниманию. Она создана благодаря творческой триаде педагоги – родители – дети.

Выводы. Таким образом, в результате совместно проведенного проекта «В мире архитектуры» у детей значительно вырос уровень знаний и представлений об архитектуре родного города. Приобщение к региональной культуре повысило познавательный интерес к архитектурно-художественному наследию Серпухова, что эффективно отразилось на характере продуктивной деятельности. По результатам работы была выявлена положительная динамика родительской компетентности по ознакомлению дошкольников с архитектурой, родители стали верными помощниками педагогов.

Дальнейшее развитие проекта

Изучение истории возникновения ландшафтной архитектуры России, ознакомление с приемами художественного оформления улиц и дворов города. Разработка и создание макета территории ДОУ.





В продолжение темы:
Аксессуары

21 июля 2011 года американский космический корабль Atlantis совершил свою последнюю посадку, поставившую точку в длительной и интереснейшей программе Space Transportation...

Новые статьи
/
Популярные