История предметов домашнего быта славян. лавка от скамьи

Предисловие к русскому изданию

Книга «Узнай лжеца по выражению лица» написана известным американским психологом Полом Экманом в соавторстве с Уоллесом Фризеном. Пол Экман — один из крупнейших исследователей человеческой мимики. Во всех современных учебниках психологии его имя упоминается в разделах, посвященных проблемам выражения эмоций. В этом издании отражены результаты работы многочисленных экспериментальных исследований П. Экмана и его сотрудников, проводившихся на сотнях людей в разных странах мира.

Лицо человека является изумительно организованным экраном, где через движения мимических мышц отражаются тончайшие движения души. Самое интересное, что, несмотря на индивидуальные и культурные различия между людьми, у всех нас существуют общие, генетически обусловленные программы того, как именно наши эмоции (радость, гнев, страх, удивление и т. д.) выражаются в виде сокращений совершенно определенных ансамблей мышц лица: лба, бровей, век, щек, губ, подбородка. Если вы принадлежите к виду Homo Sapiens, то по большому счету не важно, кто вы: австралийский абориген, африканский пигмей, белый европеец или американский индеец — общие схемы мимических движений лица при переживании той или иной эмоции будут принципиально схожими. И уже поверх этого сходства накладываются в процессе социализации культурные различия, которые тоже изучал Пол Экман. Так, например, радость у всех людей выражается улыбкой, но она будет разной у русского, американца и японца.

Общаясь с человеком, мы смотрим ему в лицо, поскольку чувствуем, что переменчивость лица отражает изменения в состоянии собеседника и его отношении к нам. Но одно дело — смотреть, а другое — видеть. Исследования Экмана показали, что люди кардинально различаются по своей способности читать и понимать человеческие физиономии. Оказывается, изощренный профессионал способен заметить движения лица партнера, пробегающие в сотые доли секунды (это предел для нашего зрения). Обычно же наблюдательные люди могут распознать мины лица, длящиеся десятые доли секунды. Это как в романах: герой «увидел, как по лицу гостя пробежала тень легкого неудовольствия». Но встречаются и такие люди, которые замечают, что партнер расстроен, только когда он заплачет.

Умение читать человеческие лица необходимо каждому, но особенно психологам, педагогам, дипломатам, юристам, врачам, актерам, милиционерам, продавцам, то есть тем, кто работает с людьми. Именно для этих групп профессионалов Пол Экман создавал программы тренингов, обучающих быстро и точно различать эмоции человека по его мимике. Эти тренинги и практическая работа Экмана и его коллег позже легли в основу известного американского телесериала «Обмани меня, если сможешь», который теперь знаком и российским зрителям.

Книга, которую вы держите в руках, является практическим руководством для желающих научиться читать лица людей как открытую книгу. Собственно исследования Экмана и показали, что лицо самой природой предназначено для того, чтобы оповещать окружающих о настроении человека, и поэтому дает нам возможность правильно ориентироваться в отношениях с ним.

Искусству понимания мимики мы учимся с младенчества, но не у всех это хорошо получается. Книга Пола Экмана и Уоллеса Фризена предоставляет читателю уникальную возможность постепенно, шаг за шагом, освоить все тонкости этого нужного для жизни мастерства. У этой книги нет аналогов в мировой психологической литературе.

Издание снабжено прекрасным иллюстративным материалом и очень четкими доступными пояснениями. Возможно, кому-то будут особо интересны отдельные темы. Но тем, кто захочет достичь высокопрофессионального уровня чтения человеческой мимики, по мнению Пола Экмана, потребуется около 120 часов для детальной проработки всех заданий. Однако дело того стоит — ведь умение читать лица людей является основой искусства общения.

Текущая страница: 1 (всего у книги 9 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

Теодор Шварц
Читаем лица. Физиогномика

От автора

Наука физиогномика стара как мир. Можно сказать, что она начала формироваться интуитивно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему без видимых причин один человек нам нравится, к другому мы испытываем антипатию, а третий вообще не вызывает никаких эмоций?

А теперь представьте, что на подсознательном уровне ваш мозг анализирует информацию, за несколько секунд представляет характер человека и посылает сигнал о симпатии или антипатии. Именно поэтому мы либо стремимся завоевать чье-то расположение, либо интуитивно избегаем встречи.

Об этом и о многом другом рассказывается в данной книге. Вы узнаете, что глаза не просто зеркало души, а глубокие морщины на лбу не всегда признак ума, что бывают брови «вразлет» и «домиком», что губы могут рассказать о человеке гораздо больше, чем он себе представляет, и, в отличие от него, не преуменьшат недостатки и не увеличат достоинства.

Сразу хочу предупредить: данное издание носит познавательно-развлекательный характер, поэтому будет малоинтересно тем, кто считает физиогномику серьезной и важной наукой. Конечно, ее постулаты и теория формировались и проверялись веками, но эта книга станет прежде всего увлекательным пособием для начинающих «физиогномистов», которые в умении читать по лицам видят главным образом возможность получить интересную информацию о людях, близких и незнакомых.

Глава 1
Из истории физиогномики

Физиогномика (от греч. phy sis – «природа», «природные задатки» и gnomoniko s – «сведущий», «проницательный») означает искусство познавать по чертам лица характер человека, его судьбу, определенную связь между внешним обликом и характером.

Можно сказать, что истоки физиогномики как науки появились еще в глубокой древности, передаваясь как знахарские тайны от учителя к ученику, от отца к сыну и сохраняясь в преданиях и легендах. Позже физиогномические наблюдения были зафиксированы врачевателями Древнего Востока, а в античной цивилизации приобрели систематизированный вид и классификацию, получив право называться учением. Причем к физиогномическим знаниям относили знания не только о чертах лица, как в современное время, но и о стати человека, его фигуре, жестах и мимике.

В гробнице Гермеса Трисмегиста, открытой, как принято считать, Александром Македонским, была найдена изумрудная скрижаль – доска, на которой было написано учение о всеобщих таинственных и судьбоносных связях между явлениями во Вселенной и человеком.

Знаменитый Аристотель много внимания уделял изучению особенностей человеческого лица (в этой книге в качестве эпиграфов к главам приведены выдержки из его работ). Он считал, что черты лица, его форма, общее выражение присущи определенным типам людей, с конкретными чертами характера, склонностями к различной деятельности, способностями и интеллектом. Пифагор, еще один прославленный древнегреческий ученый, выбирал своих учеников только из людей, по лицу которых видел, что они имеют призвание и способности к занятиям точными науками. Знаменитый целитель древности Авиценна (Ибн Сина) ставил диагнозы после внимательного изучения лица больного.

Примечание

Кстати, в древние времена мудрецы, владевшие тайнами физиогномики и хиромантии, занимали почетные места при дворах монархов. Однако они не пытались раскрыть механизм связи между лицом человека, его характером и судьбой, действуя чисто интуитивно. Не пытаясь постичь научную суть физиогномики, они порой довольствовались своими скудными познаниями и невежеством знати, которая верила всему, что говорили «предсказатели». Тем не менее, как и положено, подобное «учение» передавалось по цепи ученической преемственности и со временем развивалось и дополнялось, часто обрастая непроверенными, нелепыми подробностями, что способствовало появлению в этой науке множества шарлатанов.

Тем не менее античная традиция оказала влияние на культуру Византии и западноевропейского Средневековья, особенно на арабские науки и еврейскую мистику (каббалу). Труды знаменитых физиогномистов, например таких, как А. Дебарроль, помогли детализировать физиогномику, очистить ее от искажений различных шарлатанов. Дебарроль попытался разработать единую теорию, объясняющую существование эмпирической связи между внешностью человека и его характером. Кроме того, к физиогномике возвращались некоторые западноевропейские ученые XVI–XVIII вв., например Дж. делла Порта, автор знаменитой работы «De humana Physiognomonia» (1586). Однако утверждение новых критериев научности в XVII–XVIII вв. отбросило физиогномику в область житейского опыта, воображения и интуиции. Попытка И. Лафатера, автора четырехтомных «Физиогномических фрагментов» (1775–1778), вернуть физиогномике статус науки оказалась несостоятельной.

Позже Ф. Галль разработал френологию – науку о связи психики человека и строения поверхности его черепа. Поселившись в Париже, он вместе со своим другом И. К. Шпурцгеймом развил это учение в большом сочинении «Anatomie et physiologie du systeme nerveux en ge ne ral et du cerveau еп particulier, etc.» (1810–1820). «И скаредность, и одаренность, и талант – все поддается определению при помощи моего метода», – писал Галль.

Попытки развить френологию были осуществлены в 70-х гг. XIX в. итальянским судебным врачом Ч. Ломбразо. В своем труде «Человек преступный» он утверждал, что по внешнему виду и особенностям конституции преступники имеют отклонения от нормы, по которым их всех можно идентифицировать. Признаки для классификации Ломбразо выявил, анализируя внешние особенности 3839 человек, совершивших преступления, и 383 черепа казненных преступников. Последующие поколения отвергли его учение о «врожденных» преступниках. Международная комиссия юристов и врачей не выявила никаких особенностей в строении их лиц.

Примечание

Существует множество самых причудливых «оккультных», «статистических», «теоретических» толкований физиогномики. Астрологи считают, что внешний облик человека дарит ему господствующая в его гороскопе планета, создающая соответствующий своему влиянию «имидж» и специфические черты характера. Подробные описания типичного внешнего облика, характерного для избранных, «чистокровных» детей каждой планеты, позволяют достаточно легко выделить их из толпы смертных. Этим людям свойственны подтвержденные многовековым опытом черты характера. К сожалению для физиогномики, такие люди встречаются довольно редко. На внешнем облике большинства смертных запечатлены плоды коллективного руководства нескольких планет. Каждая из них не только управляет жизнью и судьбой человека, но и одаривает его специфическими чертами характера и внешности. Хиромантия, астрология и физиогномика по-своему определяют господствующую планету и ее доминирующее влияние на человека.

В 1920-1930-х гг. «физиогномический» подход в философии культуры развивал Р. Касснер. Многие врачи широко использовали физиогномику в своей врачебной практике. Так, знаменитый русский терапевт Г. Захарьин умел почти безошибочно ставить диагноз на основе наблюдения за внешностью больного. В свое время Н. Пирогов даже составил атлас «Лицо больного». Он утверждал, что практически каждое заболевание оставляет свой характерный след на лице человека. Однако особое распространение метод диагностики по лицу получил в странах Востока (особенно в Китае и Корее). Ни один опытный врач, обученный тибетской медицине, не поставит диагноз без тщательнейшего изучения лица пациента.

Существует несколько школ «чтения по лицу», каждая из которых базируется на своей системе. Так, японцы обычно делят лицо на три зоны: верхнюю (лобная часть) – она отражает состояние тела и духа, среднюю (от бровей до кончика носа), по которой видно психическое состояние человека, и нижнюю (от верхней губы до подбородка), отражающую характер. Опытному физиогномисту многое может рассказать состояние кожи лица, ее цвет, влажность, выраженность сосудистого рисунка, расположение морщин и их глубина и др. Кроме того, принимается во внимание состояние пяти «жизненных черт»: бровей, глаз, носа, рта и ушей. Их пропорциональность (формы, цвета, чистоты и т. д.) является благоприятным признаком. На их значимости основано широкое внедрение в традиционную диагностику таких методов исследования, как иридодиагностика, аурикулодиагностика, диагностика по капиллярному рисунку глазного яблока.

Анализ пяти «жизненных черт» и трех зон лица считается основой процедуры чтения. Однако, чтобы составить общее впечатление о характере человека и состоянии его психики, нужно учитывать еще и особенности лицевых костей, форму челюстей и подбородка, общую конфигурацию лица.

Примечание

Оценивая полученные данные, необходимо сопоставлять их с возрастом человека.

Физиогномика определяет не столько действительный характер и возможное поведение, а то, как вы в большинстве случаев подсознательно воспринимаете незнакомого вам человека и непроизвольно сопоставляете его с самим собой. Таким образом, если вам кто-то неприятен, это вовсе не значит, что он будет неприятен и другим, даже если черты лица выдают в данном человеке маньяка. Знание этого правила поможет вам правильнее сориентироваться в сделанных выводах.

Глава 2
С чего начинается лицо

У кого маленькое лицо – малодушны; это соотносится с кошкой и обезьяной. У кого лицо широкое – ленивы; это соотносится с ослами и волами. Поэтому лицо должно быть и не маленьким, и не большим; прилично, когда оно среднее. Слишком смуглые робки; это соотносится с египтянами, эфиопами. Слишком белолицые тоже робки; это соотносится с женщинами. Следовательно, цвет, который свидетельствует о мужестве, должен быть средним.

Аристотель1
Аристотель Стагирит (384–322 до н. э.) – древнегреческий философ и ученый-энциклопедист, основатель перипатетической школы, создатель психологической системы, интегрировавшей достижения античной мысли. Принципы и главные понятия этой системы изложены в трактате «О душе», а также в сочинениях «Этика», «Метафизика», «История животных». Движущей силой поведения Аристотель признавал стремление, выражающее внутреннюю активность организма и сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия. Аристотелю принадлежит разграничение двух видов разума: теоретического и практического. Стимулировал развитие философской мысли последующих эпох.


Первое, что бросается в глаза при беглом взгляде на человека, – это форма лица и его цвет.

Форма лица

Физиогномика различает шесть основных типов лица:

♦ продолговатое;

♦ треугольное;

♦ трапециевидное;

♦ квадратное;

♦ круглое;

♦ овальное.

Сразу оговорюсь: в природе редко встречаются «чистые» типы лица. Присмотритесь внимательнее к лицам окружающих вас людей и выделите наиболее доминантные черты. Например, широкий лоб и узкий подбородок в совокупности с ярко выделенными скулами составляют больше треугольный тип лица, нежели квадратный или трапециевидный. При определении типа вы всегда сможете положиться на собственную интуицию.

Продолговатое лицо

Продолговатое лицо напоминает прямоугольник – в нем ширина лба практически совпадает с шириной нижней части лица (рис. 2.1).


Рис. 2.1. Продолговатое лицо


Такое лицо еще называют аристократическим, потому что оно характеризует своего обладателя как интеллектуального, уравновешенного и чувствительного человека. Очень часто подобные люди наделены властью, и это не мешает при их расчетливости и дальновидности быть справедливыми и мудрыми правителями. Чаще, чем у других людей, таланты обладателей прямоугольного типа лица находят применение в политической и военной сферах. Они ставят перед собой цели и последовательно их добиваются. При отсутствии ярко выраженных негативных черт лица цели таких людей оправдывают только достойные средства, им чуждо насилие и фальшь в отношениях.


Рис. 2.2. Мария Миронова

Примечание

Мария Миронова (рис. 2.2) – известная российская актриса, дочь актера Андрея Миронова. Продолговатое лицо актрисы говорит об интеллекте, целеустремленности и волевом характере (что подтверждается ее репутацией среди коллег-актеров).

Треугольное лицо

По своей форме оно максимально приближено к треугольнику и характеризуется высоким, широким лбом, выдающимися скулами и суживающимся к основанию подбородком (рис. 2.3).

Такое лицо может говорить как о гениальности, так и о склонности к предательству и фальшивости. Хотя одно не противоречит другому. В любом случае такое лицо, как правило, бывает у людей бесчувственных, не склонных к привязанности и преданности. Они всегда стоят немного особняком от других – либо из-за своей невозможности быть социально активным человеком, либо из-за отрицательных качеств характера.


Рис. 2.3. Треугольное лицо

Трапециевидное лицо

Такую форму лица еще иногда называют полутреугольной – из-за широкого лба и четко очерченных скул и суженного (но не заостренного) подбородка (рис. 2.4).

Но чаще такое лицо сравнивают с другой геометрической фигурой – трапецией. Такое более «сглаженное» лицо «убирает» негативные качества, присущие треугольному лицу. Так, людям с трапециевидной формой лица в большей мере присущи интеллигентность, чувственность, но в то же время и некая пассивность. В отличие от людей с прямоугольной формой лица, они не будут добиваться поставленной цели, да и вряд ли вообще поставят перед собой цель. Если все-таки они пожелают добиться чего-либо в своей жизни, им непременно что-нибудь помешает: лень, отсутствие профессионализма, стремление пустить дела на самотек – и они бросят начатое на половине пути.


Рис. 2.4. Трапециевидное лицо


В то же время трапециевидная форма лица характеризует его обладательниц-женщин только с положительной стороны: они оптимистичны, коммуникабельны и, как правило, довольны и счастливы в жизни.

Квадратное лицо

Квадратная форма лица характеризуется пропорциональным соотношением высоты и ширины лица, что делает его похожим на квадрат (рис. 2.5).

Очень часто такое лицо встречается у мужественных, но суровых и порой бессердечных людей. Они стремятся покорить вершины, добиться поставленных целей и достичь успеха во всем, но по своим качествам скорее хорошие исполнители, нежели прирожденные лидеры. Из-за отсутствия гибкости и логического склада ума такие люди часто в одно мгновение могут разрушить то, что создавали годами. Очень часто «разрушения» в их жизни спровоцированы и стремлением жить «по правилам». Люди с такими лицами – прирожденные юристы.

Женщины с такой формой лица стремятся больше подчинять, нежели подчиняться, доминировать как в личной, так и в общественной жизни.


Рис. 2.5. Квадратное лицо

Круглое лицо

Круг – геометрическая фигура, наиболее ярко характеризующая круглую форму лица (рис. 2.6).

Отсутствие резких, угловатых черт выдает добродушную, мягкую и миролюбивую натуру. Но кажущаяся покорность на самом деле может обернуться поразительным честолюбием, а если еще при этом у круглолицых людей высокая переносица, выступающие скулы, горящие глаза, значит, перед вами целеустремленный, волевой человек. Из таких людей могут выйти завидные лидеры и полководцы.


Рис. 2 .6. Круглое лицо


Круглолицые люди чаще других умеют приспосабливаться к окружающей обстановке. Это они делают легко, как бы играючи, впрочем, точно также они справляются со всеми трудностями как финансового, так и личного характера.

Овальное лицо

Овальная форма лица (рис. 2.7) сочетает в себе продолговатую и круглую формы.

Круг вытягивается, но при этом оставляет характерную для него сглаженность, то есть «убирает» «углы» продолговатого лица. Подобные метаморфозы можно проследить и в характерах людей с овальным лицом. Так, от продолговатого лица они взяли интеллект и чувственность, а от круглого – добродушие и оптимизм. В то же время они утратили логику и последовательность мышления, свойственные людям с продолговатым лицом, поэтому вряд ли в данном случае будет уместным говорить о военной или политической карьере. С другой стороны, овал становится символом женственности, мягкости и мудрости, которых порой так не хватает в современном мире.


Рис. 2 .7. Овальное лицо

Цвет лица

Немаловажную роль в физиогномике играет и цвет лица. Здесь необходимо понять, что речь идет не об основных цветах кожи – знаках расовой принадлежности. В отличие от Аристотеля, современные физиогномисты знают, что у кожи нет постоянного цвета. Он может варьироваться от состояния человека или местности, где он живет. Цвет лица может колебаться от снежно-белого до иссиня-черного, что обусловлено количеством красящего пигмента – меланина. Чем его больше, тем темнее кожа.

Очень часто, давая характеристику человеку, можно услышать, что у него «нездоровый цвет лица», «кожа, как у алкоголика» или, наоборот, «здоровый цвет», «кожа просто сияет». Это тоже дает своеобразную характеристику, но о ней мы поговорим позже. А пока разберемся в восточной трактовке физиогномики по цвету кожи человека.

Следуя восточным традициям в изучении цвета лица и его влияния на характер человека, оттенки кожи можно соотнести с основными стихиями: огнем, водой, деревом, металлом и землей.

Цвет огня

Красноватый оттенок кожи говорит о принадлежности человека стихии огня. Динамичная жизнь, много экспрессии, вспыльчивость, от которой кожа «горит», – основные характеристики людей такого типа. Как правило, они не только умеют кричать и раздражаться по пустякам, но еще и хорошие труженики, которые берут не упорством, а смелостью и напористостью. Кожа у таких людей часто сухая и легко раздражающаяся. Поэтому им важно помнить о терпении и спокойствии, умении держать себя в руках и беречь силы не для бесполезных споров и конфликтов, а для решения важных профессиональных задач.

Цвет воды

Будучи полной противоположностью огню, вода характеризует человека с бледной кожей, которая под определенным ракурсом может отливать синевой (не путать с синюшным оттенком). Как вода принимает форму сосуда, так и люди с оттенком кожи этой стихии непостоянны и чувствительны. Идеальная сфера деятельности для таких людей – интеллектуальная.

Повышенная чувствительность и близкое расположение вен часто бывают причиной синяков от малейшего соприкосновения. Проецируя это на характер человека, можно говорить об излишней ранимости и обидчивости. Такие люди принимают все близко к сердцу, а результат этого может быть разрушителен, как цунами, потому что от внешне спокойных и утонченных людей можно ожидать исключительно неожиданных поступков, совершенно не соотносящихся с их внешностью.

Цвет металла

Цвет кожи у таких людей так же, как и у людей стихии воды, бледен, но не с синеватым отливом, а скорее с серебристым. Часто черты лица заострены, и такие люди характеризуются сильным, волевым характером. Они всегда добиваются поставленных целей, причем любой ценой, порой не задумываясь о последствиях. И причиной тому не безрассудство и взбалмошность, а холодная расчетливость и даже бессердечность.

При таком типе кожи лицо часто напоминает маску: отсутствие всяких эмоций, умение контролировать себя в любой ситуации, но если необходимо, то и сыграть на публику с большой долей успеха. Основная проблема подобных людей заключается в том, что их мания самоконтроля порой достигает определенной крайности, когда человек теряет свою личность, сохраняя лишь ее тень.

Цвет земли

Один из самых распространенных оттенков кожи лица – землистый, или желтовато-коричневый, – несомненно, относится к стихии земли и принадлежит людям надежным и уверенным в себе. Они ценят внимание и помощь других и никогда не остаются неблагодарными. В то же время нельзя позавидовать их недругам или тем, кто когда-либо их предал. Люди с оттенком кожи цвета земли хорошо помнят не только хорошее, но и плохое. Часто их злопамятность перерастает в мстительность. Специально мстить они не станут, но, если подвернется удобный случай, никогда не упустят этой возможности.

Вывести из себя таких людей очень тяжело, но их ярость будет подобна урагану, сметающему все на своем пути. Помня об этой черте характера, следует остерегаться попадания к ним в немилость, а самим людям, чья кожа принадлежит стихии земли, помнить, что ураганы часто уничтожают на своем пути не только плохое, но и хорошее.

Цвет дерева

Оттенок кожи, принадлежащий стихии дерева, сочетает в себе синеватый оттенок воды и желтый – земли, что встречается крайне редко. Точно так же смешивается и темперамент двух стихий – воды и земли. От воды он унаследовал неторопливость и методичное спокойствие, от земли – надежность и уверенность.

Правда, очень часто такое смешение качеств перерастает в некоторую флегматичность, стремление наблюдать и не вмешиваться в жизненный процесс других. С одной стороны, это помогает избежать ненужных конфликтов, но с другой – такие люди не всегда могут вовремя прийти на помощь.

Глава 3
Ото лба до челюсти…

…У кого лоб маленький – глупые; это соотносится со свиньями. У кого лоб слишком большой – вялые; это соотносится с волами. Круглолобые тупы; это соотносится с ослами. Имеющие большую поверхность лба – чуткие, проницательные, понятливые; это соотносится с собаками. Имеющие соразмерный квадрат во лбу – велики душой; это соотносится со львами. Имеющие нахмуренный лоб – гордые; это соотносится с быком и львом. Имеющие разглаженный лоб – льстецы; это восходит к соответствующему состоянию. И у собак можно видеть: когда собаки ластятся – у них гладкий лоб. Поскольку нахмуренное состояние лба обозначает высокомерие, а разглаженное – лесть, то подходящим будет среднее состояние.

Аристотель

Лоб

Помните знаменитое: «Жил-был поп – толоконный лоб»2
Толоконный лоб (презрит.) – о глупом, бестолковом человеке, дураке. Выражение пришло из народной речи, «толоконный» – от «толокно» – «мука, чаще всего овсяная». Для получения такой муки хлебные зерна не мололи на мельнице, а толкли, измельчая ударами деревянной толкушки. Толокном называли и кушанье, приготовленное из такой муки. Толоконный лоб – презрительная кличка глупца, дурака (букв. «лоб, набитый толоконной мукой» – ср. «опилки в голове»).

А как обычно называют упрямца? Правильно, «упрямый лоб». «Медным лбом» называют человека, который ничему не удивляется, безрассуден, смел и никогда не смущается. Указывая на бестолкового или непонятливого человека, мы стучим себя по лбу. Это не случайно. Согласно физиогномике, общий вид лба дает представление о моральных качествах человека и о его характере. По высоте, выпуклости и форме лба можно сделать вывод об основополагающих качествах человека, то есть тех, которые являются непосредственным отражением его характера.

Лоб находится в зоне лица, которая отвечает за период жизни от рождения до 30 лет. Обратите внимание на наличие на нем врожденных знаков – пятен, выпуклостей и т. д. В зависимости от зоны расположения (для мужчин благоприятна правая сторона, неблагоприятна левая, для женщин – наоборот) можно узнать, насколько счастливым было у человека детство или что, возможно, его ожидает в молодости. Форма лба также может о многом рассказать. В первую очередь обратите внимание на его высоту и ширину. Например, высокий и широкий лоб говорит об интеллектуальных достоинствах человека, но в то же время подразумевает и чрезмерное упрямство, которое может повредить карьере. Наоборот, широкий, но низкий лоб указывает на человека грубого, жестокого, но прекрасного исполнителя, который не будет задумываться над смыслом поручения, но постарается исполнить его как можно лучше. Узкий и высокий лоб часто выдает людей талантливых, но субтильных и безвольных, а узкий, да еще и низкий лоб свидетельствует об ограниченности человека, его преступных наклонностях и трусости. Конечно, характеризовать человека только по параметрам лба невозможно – все признаки необходимо рассматривать в комплексе, но, проанализировав форму лба, можно довольно точно определить некоторые особенности характера.

Примечание

Британские ученые провели ряд исследований и пришли к выводу, что форма и размер лба определяются национальностью и расой. Так, ученые обнаружили, что самые узкие лбы у людей белой расы принадлежат населению средиземноморского региона, а самые широкие – жителям альпийских гор. При этом самые покатые лбы у представителей негроидной расы, а низкие и квадратные – у итальянцев.

Мысленно разделите лоб пополам горизонтальной чертой. Верхняя часть выражает отношение человека к другим, нижняя – его самооценку. Люди с более развитой нижней частью лба (надбровными дугами) (рис. 3.1) привыкли полагаться только на свои силы, впрочем, вряд ли они будут оказывать поддержку еще кому-то кроме себя.

Такие люди – индивидуалисты, сконцентрированные на личных проблемах, привыкшие доминировать, навязывать свое мнение другим (они часто рождены под знаками Льва и Овна).

Человек с покатой верхней частью лба (рис. 3.2) часто честолюбив, не привык подчиняться кому-то.


Рис. 3.1. Лоб с более развитой нижней частью


Рис. 3.2. Лоб с покатой верхней частью


Он возносит себя над другими, стремится покорять и властвовать, и, даже если у него это не получается, он не будет мириться с подчиненным положением, а использует все силы и средства, чтобы достичь желаемого. Иногда такая форма лба встречается у людей крайне противоречивых, которые даже при отсутствии собственной позиции будут всегда придерживаться противоположного мнения в споре с другими людьми. Сравнительно высокий выпуклый лоб свидетельствует об умении хорошо усваивать и запоминать информацию, а также о восприимчивости, но отсутствии мнительности.

Примечание

Отсутствие ложбинки между правой и левой сторонами надбровных дуг почти всегда характеризует тщеславного человека. Личность религиозную, властную всегда можно узнать по сильно выраженной верхней части лба: она выпукла, хотя сам лоб может быть любых размеров (рис. 3.3).

Большое значение также имеет борозда, разделяющая верхнюю и нижнюю части лба. Если она есть, то это говорит о большой нравственной и духовной самостоятельности человека, которая подчиняется высокому космическому закону, а также об умении совмещать свой собственный взгляд с мнением других людей. Такой человек имеет объективные взгляды и суждения. Плохо, если середина лба фиксированная, большая. Это «лоб Юпитера». Имеющий его человек часто путает добро и зло, пытается учить других, проповедовать. Если при других не очень хороших показателях на лице выделяется слишком гладкий лоб, то это также размывает границу между хорошим и плохим. Одна большая горизонтальная складка, проходящая посередине лба, указывает на честолюбивого и самоуверенного человека, который любит, чтобы его слушали и ему подчинялись. Если такой человек выбирает для себя занятие, не противоречащее моральным и нравственным устоям, в последующем из него получится прекрасный наставник, способный передать опыт подрастающему поколению.

В целом формы лба можно подразделить на несколько типов. Каждый из них классифицирует человека по тем или иным моральным качествам и силе характера. Определяется форма лба по линии роста волос, например неровная (значит, что волосы у лба растут не по прямой или закругленной линии, а по неровной или кривой) или М-образной формы (линия роста волос напоминает по форме букву М).


Рис. 3.3. Лоб с выпуклой верхней частью


Узнай лжеца по выражению лица

Предисловие к русскому изданию

Книга «Узнай лжеца по выражению лица» написана известным американским психологом Полом Экманом в соавторстве с Уоллесом Фризеном. Пол Экман - один из крупнейших исследователей человеческой мимики. Во всех современных учебниках психологии его имя упоминается в разделах, посвященных проблемам выражения эмоций. В этом издании отражены результаты работы многочисленных экспериментальных исследований П. Экмана и его сотрудников, проводившихся на сотнях людей в разных странах мира.

Лицо человека является изумительно организованным экраном, где через движения мимических мышц отражаются тончайшие движения души. Самое интересное, что, несмотря на индивидуальные и культурные различия между людьми, у всех нас существуют общие, генетически обусловленные программы того, как именно наши эмоции (радость, гнев, страх, удивление и т. д.) выражаются в виде сокращений совершенно определенных ансамблей мышц лица: лба, бровей, век, щек, губ, подбородка. Если вы принадлежите к виду Homo Sapiens, то по большому счету не важно, кто вы: австралийский абориген, африканский пигмей, белый европеец или американский индеец - общие схемы мимических движений лица при переживании той или иной эмоции будут принципиально схожими. И уже поверх этого сходства накладываются в процессе социализации культурные различия, которые тоже изучал Пол Экман. Так, например, радость у всех людей выражается улыбкой, но она будет разной у русского, американца и японца.

Общаясь с человеком, мы смотрим ему в лицо, поскольку чувствуем, что переменчивость лица отражает изменения в состоянии собеседника и его отношении к нам. Но одно дело - смотреть, а другое - видеть. Исследования Экмана показали, что люди кардинально различаются по своей способности читать и понимать человеческие физиономии. Оказывается, изощренный профессионал способен заметить движения лица партнера, пробегающие в сотые доли секунды (это предел для нашего зрения). Обычно же наблюдательные люди могут распознать мины лица, длящиеся десятые доли секунды. Это как в романах: герой «увидел, как по лицу гостя пробежала тень легкого неудовольствия». Но встречаются и такие люди, которые замечают, что партнер расстроен, только когда он заплачет.

Умение читать человеческие лица необходимо каждому, но особенно психологам, педагогам, дипломатам, юристам, врачам, актерам, милиционерам, продавцам, то есть тем, кто работает с людьми. Именно для этих групп профессионалов Пол Экман создавал программы тренингов, обучающих быстро и точно различать эмоции человека по его мимике. Эти тренинги и практическая работа Экмана и его коллег позже легли в основу известного американского телесериала «Обмани меня, если сможешь», который теперь знаком и российским зрителям.

Книга, которую вы держите в руках, является практическим руководством для желающих научиться читать лица людей как открытую книгу. Собственно исследования Экмана и показали, что лицо самой природой предназначено для того, чтобы оповещать окружающих о настроении человека, и поэтому дает нам возможность правильно ориентироваться в отношениях с ним.

Искусству понимания мимики мы учимся с младенчества, но не у всех это хорошо получается. Книга Пола Экмана и Уоллеса Фризена предоставляет читателю уникальную возможность постепенно, шаг за шагом, освоить все тонкости этого нужного для жизни мастерства. У этой книги нет аналогов в мировой психологической литературе.

Издание снабжено прекрасным иллюстративным материалом и очень четкими доступными пояснениями. Возможно, кому–то будут особо интересны отдельные темы. Но тем, кто захочет достичь высокопрофессионального уровня чтения человеческой мимики, по мнению Пола Экмана, потребуется около 120 часов для детальной проработки всех заданий. Однако дело того стоит - ведь умение читать лица людей является основой искусства общения.

М. В. Осорина, кандидат психологических наук, доцент факультета психологии Санкт–Петербургского государственного университета

Благодарности

Мы выражаем признательность Национальному институту психического здоровья (NIMH) за предоставленную возможность проводить исследования выражений лица и движений тела в течение восемнадцати лет. Пол Экман смог начать их после того, как получил от NIMH стипендию и право на проведение исследований в 1955–1957 гг. в рамках программы работы над докторской диссертацией. Во время службы в армии, продолжавшейся с 1958 по 1960 г., Пол Экман и Уоллес Фризен стали ассистентами–исследователями в NIMH , и Фризен официально присоединился к работе над исследовательским проектом института в 1965 г. Получение гранта после защиты докторской диссертации позволило Экману заниматься исследованиями с 1960 по 1963 г. Позднее, когда его преподавательская деятельность стала ограничивать возможности проведения исследований, премия NIMH «За профессиональный рост» позволила команде Пола Экмана продолжить начатую ранее работу в период с 1966 по 1972 г. Все эти годы при возникновении любых критических ситуаций покойный Берт Бооте, директор отдела по работе со стипендиатами–исследователями, оказывал действенную помощь в работе и давал бесценные советы. С 1963 г. и по настоящий момент Отделение клинических исследований NIMH неизменно поддерживало и поддерживает исследования движений тела и выражений эмоций на лице. Эта поддержка позволила изучить пациентов психиатрической клиники и сделала возможной совместную работу, начиная с 1965 г.

Мы также благодарны Агентству передовых исследовательских проектов (ARPA) при министерстве обороны США за поддержку наших исследований с 1966 по 1970 г. Ли Хог, бывший директор ARPA, убедил нас в важности изучения выражений лица и жестов в разных культурах. Он помог нам преодолеть наше нежелание разрешить спор о возможной универсальности выражений лица и жестикуляции. Когда мы начали исследование в заброшенном уголке Новой Гвинеи, Ровена Свансон, контролировавшая расходование средств выделенного нам гранта, умело помогала нам преодолевать различные административные и бюрократичесрсие барьеры.

Мы необычайно благодарны Сильвану Томкинсу за его заразительный энтузиазм в отношении изучения выражений эмоций на лице. Он побуждал нас учиться читать человеческие лица и учить этому других. На протяжении последних десяти лет Пэтси Гарлан оказывала нам бесценную помощь, когда приближались к той точке каждого эксперимента, после которой мы должны были делиться результатами нашей работы с другими людьми. Она всегда тонко понимала нас, много работала над приданием нашим отчетам необходимого блеска, критически оценивала идеи, искала неясности и противоречия. Мы также благодарны друзьям, коллегам и сотрудникам, которые с энтузиазмом относились к нашим исследованиям человеческого лица и попыткам научить других тому, чему мы научились сами. Рэндалл Харрисон, Джон Вир, Аллен Дитман и Стюарт Миллер внесли много полезных предложений о том, как представить этот материал в удобном для понимания виде. Харриет Льюке не только перепечатала нашу рукопись, но и стала первым ее читателем. Нина Хонбо неизменно помогала нам находиться в рабочем состоянии и поощряла нас к завершению обработки материалов. Мы не можем назвать по именам всех тех людей, которые участвовали в исследовании, описанном в этой книге, но мы благодарны им за самоотверженную работу и их дополнительные усилия, благодаря которым мы получали время для написания этой книги.

Особую признательность мы выражаем друзьям, студентам и коллегам по работе, которые разрешили нам показать свои лица в этой книге.

Введение

О чем эта книга

Перед вами книга о лицах и чувствах - ваших собственных и окружающих вас людей. Сначала мы сосредоточимся на том, как выглядят чувства на лицах других людей и вашем собственном лице. На фотографиях изображены типичные выражения лица при переживании основных эмоций и показано, как удивление, страх, гнев, отвращение, печаль и радость проявляются через изменения лба, бровей, век, щек, носа, губ и подбородка. Обычные затруднения, возникающие при распознавании выражения эмоций, будут преодолены благодаря фотографиям, которые проясняют различия между удивлением и страхом, гневом и отвращением, печалью и страхом. Тонкие оттенки отображения эмоций на лице иллюстрируются показом целой серии выражений для каждого переживания. Удивление, например, имеет широкий спектр. Не существует какого–то одного выражения удивления - их много: удивление вопрошающее, немое, слабое, изумление, удивление умеренное или крайнее. Кроме того, бывают и сложные для распознавания выражения лица, их примеры также можно найти на приведенных в книге фотографиях. Вы увидите, как различные эмоции могут объединяться и проявляться как одно выражение, сочетающее, например, печаль и гнев, страх и гнев, удивление и страх.



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные