Изначально был дед мороз. Появление Деда Мороза как символа нового года – его значение, роль в советской и современной культуре. История появления Снегурочки

Многие думают, что Дед Мороз имеет русское происхождение, а его родословная восходит к образу морозного старика из русских народных сказок. Это не совсем так, вернее — совсем не так. Иногда ошибочно полагают, что Дед Мороз и Снегурочка с древних времен являются спутниками праздничных новогодних елок, однако это произошло только в конце XIX века. В преданиях наших предков издревле существовал Мороз — повелитель зимних холодов. В его образе нашли отражение представления древних славян о Карачуне — боге зимней стужи. Мороза представляли в образе старичка низенького роста с длинной седой бородой. С ноября по март у Мороза всегда много работы. Мороз бегает по лесам и стучит своим посохом, отчего случаются трескучие морозы. Мороз проносится по улицам и раскрашивает оконные стекла узора ми. Мороз леденит гладь озер и рек. Мороз щиплет за нос, дарит нам румянец, веселит пушистыми снегопадами.

Этот образ зимнего повелителя художественно развивается и воплощается в русских сказках в образах Деда Студенца, Деда Трескуна, Мороза Ивановича, Морозко. Однако, хотя эти морозные деды не были лишены чувства справедливости и сострадания и иногда одаривали забредающих в их владения добрых и трудолюбивых людей, они не были связаны с приходом Нового года и раздавать подарки не было их главной заботой.

Прообразом современного Деда Мороза считают реального человека по имени Николай, родившегося в III веке в Малой Азии (на берегу Средиземного моря) в богатой семье и впоследствии ставшего епископом. Унаследовав немалое состояние, Николай помогал бедным, нуждающимся, несчастным и особенно заботился о детях. После смерти Николай был канонизирован. В 1087 году пираты выкрали его останки из церкви в Демре, где при жизни он служил епископом, и переправили их в Италию. Прихожане церкви были так сильно возмущены, что разразился большой скандал, который, как бы сказали наши современники, невольно выполнил функцию рекламы. Постепенно из святого, которого знали и ценили только на его родине, Николай стал объектом почитания всех христиан Западной Европы.

В России Святой Николай, прозванный Николаем Чудотворцем или Николаем Мирликийским, также снискал славу и поклонение, став одним из самых почитаемых святых. Его считали своим покровителем и заступником мореплаватели и рыбаки, но особенно много доброго и чудесного сделал этот святой для детей.

О милосердии и заступничестве Святого Николая в отношении детей существует много преданий и легенд, распространенных в Западной Европе. Одна из таких историй рассказывает, что некий бедный отец семейства не мог найти средств на то, чтобы прокормить трех своих дочерей, и, отчаявшись, собирался отдать их в чужие руки. Прослышавший об этом Святой Николай, пробравшись в дом, засунул мешок с монетами в дымоход. В печке в это время сушилась старая, изношенная обувь сестер (по другой версии, у камина сушились их чулки). Утром изумленные девочки достали свои старые башмаки (чулки), наполненные золотом. Нужно ли говорить, что их счастью и ликованию не было предела? Добросердечные христиане с умилением пересказывали эту историю многим поколениям своих детей и внуков, что привело к появлению обычая: дети на ночь ставят свои сапожки за порог и вешают свои чулки у кровати с ожиданием получить утром подарки от Святого Николая. Традиция дарить детям подарки в день Святого Николая существовала в Европе с XIV века, постепенно этот обычай переместился на рождественскую ночь.

В XIX веке вместе с европейскими эмигрантами образ Святого Николая стал известен в Америке. Голландский святой Николай, которого на родине называли Синтер Клаас, перевоплотился в американского Санта-Клауса. Этому способствовала появившаяся в 1822 году в Америке книга Клемента Кларка Мура «Приход святого Николая». В ней рассказывается о рождественской встрече одного мальчика со Святым Николаем, который живет на холодном Севере и разъезжает на быстрой оленьей упряжке с мешком игрушек, раздаривая их детям.

Популярность доброго рождественского «старика в красной шубе» среди американцев стала весьма высокой. В середине XIX века этот Святой, или Пер Ноэль, стал моден в Париже, а из Франции образ Деда Мороза проник и в Россию, где западноевропейская культура не была чужда образованным и состоятельным людям.

Естественно, что прижиться рождественскому деду в России было не сложно, так как похожий образ с древнейших времен присутствовал в славянском фольклоре, развился в русских народных сказках и художественной литературе (поэма Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос»). Внешний облик русского морозного деда вобрал в себя и древние славянские представления (старик невысокого роста с длинной седой бородой и посохом в руке), и особенности костюма Санта-Клауса (красная шуба, отороченная белым мехом).

Такова краткая предыстория появления на рождественских праздниках, а позднее — на новогодних елках русского Деда Мороза. И тем более приятно, что только у нашего Деда Мороза есть внучка Снегурочка и родилась она в России.


Дед Мороз – такой, каким его знают, для фольклорного персонажа непозволительно молод. Доброму румяному дедушке с мешком подарков немногим более века. Нашим предкам Мороз представлялся в облике вредного косматого старикашки с железной клюкой в руках, встреча с которым могла быть смертельно опасной.

Мороз, он же Студинец, он же Дед Трескун, он же Карачун

В предшественники Деду Морозу молва записывает духов холода, известных под именами: Карачун (Корочун), Студинец, Зюзя и Дед Трескун (Трескунец). Самый неприятный из них Карачун - злой дух, приносящий внезапную смерть юношам и девушкам, а также гибель от холода. Особенно свирепствует в високосные годы. В слугах у Карачуна числятся медведи шатуны, выступающие как бураны, и волки - метели. В память о злом божестве остались устойчивые выражения, символизирующие смерть: «Придет Карачун», «Хватил Карачун», «Он задал карачуна».


Трескунец нагоняет лютые морозы, колотя железной дубиной по лесным пням. Встретить его в лесу – не к добру. Во-первых, это знак, что приближаются жестокие холода, во-вторых, любого не самого нервного мужика карачун хватит при виде низкорослого лохматого старичка в шубе на босу ногу и с дубинкой в руках. Студинец и Зюзя несут аналогичную функцию: устраивают метели, заносят снегом дороги и дома и, походя, могут приморозить запоздавшего путника, как описано в знаменитой поэме Некрасова: «Без мелу всю выбелю рожу, а нос запылает огнем».


У Мороза несколько другие функции. В его обязанности входит зимой «укутывать снежком» поля, чтобы озимые посевы не замерзали. Весной он укладывался спать под колодой. Чтобы Мороз крепко спал и не вздумал приходить на поля раньше поздней осени, его следовало «кликать». Для этого глава семьи выносил кутью – кашу с медом и ягодами или овсяные блины, и ставил в определенное место, приговаривая:

"Дед-Мороз, Дед-Мороз!
Приходи блины есть и кутью!
А летом не ходи, огурцы не съедай,
Росу не убивай и ребятишек не гоняй"

Кликали Мороз целый месяц, начиная с 20 декабря. Еду оставляли в местах, считавшихся «переходом в другой мир», то есть на пороге, на внешней стороне окна или в огороде. В Подмосковье наговоры выкрикивали в печную трубу.

«Кликанье» сохранилось до середины 19 века, только вместо кутьи выставляли одно из блюд со стола - щи или похлебку.

Мороз Иванович и главный Старик по доставке елки

В 19-м веке стала формироваться новая городская мифология, направленная на освобождение новогодних обрядов от сакральных смыслов. В первую очередь это касалось рождественской елки, осуждаемой православием. В процесс переноса обряда на русскую почву включились педагоги и детские писатели.


Литературный образ Деда Мороза впервые был представлен В. Одоевским в "Сказках дедушки Иринея". Здесь Мороз Иванович выглядит не столько суровым, сколько справедливым. Работящих и умелых он награждает, а лентяев и неумех наказывает.

Начиная с 1830 года в царской семье Новый год встречали с елкой, а вскоре знакомый нам праздник прочно вошел в жизнь Петербурга. Продажа елок «прелестно убранных и изукрашенных фонариками, гирляндами, венками», по данным газеты «Северная пчела», начались в 1840 году, а самой популярной игрушкой стали «рождественские старики», присыпанные белым инеем. Со временем игрушечных Дедов начали ставить под елку. Разыгрывались спектакли, в которых старик в шубе привозил хвойное деревце, пели песни. Поэтому, когда у детей возникал вопрос: «Кто приносит елку и кладет под нее подарки», ответ возникал однозначно: тот самый старик, Дед Мороз. Страшноватая фигура Некрасовского «Лесного воеводы» в переложении для детей выступает в роли властителя зимнего царства, украсившего лес драгоценными камнями и серебром. А также рачительного хозяина, построившего изо льда дворцы и мосты «каких не построит народ».


В начале 20 века Дед Мороз прочно занял свое место в виде главной новогодней фигуры и персонажа детской литературы. При этом, по мнению историка Е. Душечкиной, в народные массы внедряется представление о тысячелетней истории Мороза на Руси.

После революции Дед Мороз в горячке антирелигиозной борьбы был объявлен «религиозным хламом». В 1929 году провозгласили «безбожную пятилетку». На народ обрушилась антирелигиозная пропаганда; повсеместно разграбляли и сносили церкви. Молодежь вместо елок проводила комсомольские святки, на которых устраивали дискуссии по разоблачению Рождества.

Неважно, что у Деда Мороза светское происхождение, и к православию он не имеет никакого отношения. Новый год в представлении людей виделся неотделимым от Рождества. «Эксплуататорские классы пользуются "добрым" Дедом Морозом для того, чтобы сделать из трудящихся послушных и терпеливых слуг капитала», писали в агитационных брошюрах. Им вторили поэты:

"Ёлки сухая розга
Маячит в глазища нам
По шапке Деда Мороза,
Ангела - по зубам!"
Семен Кирсанов.

Однако большинство «отсталых» граждан продолжали скрытно отмечать Новый год, в чем им потакали дворники – поставщики елок. В 1933 году В.Д. Бонч-Бруевич в дополнение к своей лениниане пишет рассказ «Ленин в школе» о елке в Сокольниках, которые дети устраивали для В.И.Ленина и Надежды Крупской.


Гонения на Деда Мороза закончились неожиданно. На заседании Политбюро ЦК КПСС в декабре 1935 года соратник Сталина Павел Постышев вдруг заговорил о новогоднем празднике, описанном Бонч-Бруевичем. Сталин заметил, что советским детям тоже понравилось бы такое мероприятие. Тотчас же была опубликована статья в «Правде», где говорилось, что раньше Новый год отмечали только капиталисты, а в СССР дети пролетариев тоже достойны хорошего праздника.

Началось триумфальное шествие Деда Мороза по стране. Он стал главным персонажем на всех новогодних представлениях и детских праздниках, от Чукотки до Азербайджана. Во время Великой Отечественной войны Дед Мороз с плаката разил фашистов. А мультфильмов про него создано великое множество: «Дед Мороз и Серый Волк», «Дед Мороз и лето», «Снеговик-почтовик».


В настоящее время Дед Мороз получил полное признание. У него дворец-резиденция в Великом Устюге, многочисленные помощники и внучка Снегурочка. И даже партия Единая России приняла его в свои ряды, и с 2010 года рамках проекта «Дед Мороз – единоросс» развозит за него подарки по стране.

Огромный интерес сегодня вызывает и история о том, как .

В отличие от главного новогоднего волшебника, «внучка» не пьет, не приносит подарков, а гораздо выносит на себе перенасыщенного «волшебством» Деда Мороза.

Но кто все-таки такая Снегурочка и какие тайны скрывает этот новогодний образ?

Первая и самая удивительная тайна Снегурочки заключается в ее абсолютной уникальности. Разумеется, современная российская Снегурочка может иметь белорусскую, украинскую и даже казахстанскую сестер, однако, по сути, все они являются продолжение одного образа, окончательно сформировавшегося вместе с советской традицией встречи Нового года.

Так вот, аналогов Снегурочки в мире не существует, если не считать сомнительный образ супруги Санта-Клауса.

Мало того, в отличие от Деда Мороза, Снегурочка не зафиксирована и в русском народном обряде.

Несмотря на это, Снегурка с нами давно - с того самого момента, как в русском фольклоре появилась сказка о девочке из снега, которая ожила.

Фильм «Снегурочка» режиссера Павла Кадочникова. Ленфильм. 1969 год. СССР. На фото: Евгения Филонова, как Снегурочка. Фото: www.russianlook.com

Само собой, на тот момент эта девочка не имела отношения ни к Новому году, ни к подаркам.

По одной из версий, история Снегурочки напрямую происходит из обряда похорон Костромы.

Славянский обряд похорон Костромы представлял собой проводы зимы и одновременно просьбу к силам природы о плодородии земель. По одной версии обряда, чучело девушки топили в реке, по второй - сжигали на костре, как Масленницу. Еще в одном варианте, Кострома насмерть упивалась вином на веселом пиру, что делает ее очень близкой всем любителям застольных новогодних посиделок.

Так или иначе, но с предтечей Снегурочки Костромой расправлялись вполне сознательно. А гибель слепленной из снега девушки во время прыжка через костер - это, если хотите, облегченная версия обрядовой истории.

Если Кострома, являвшаяся по совместительству богиней плодородия, обладала, по мнению славян, довольно противоречивым характером, то Снегурочка изначально выглядела девушкой доброй и наивной.

История восхождения

Перевел Снегурочку из фольклора в литературные персонажи русский собиратель фольклора Александр Афанасьев , который в 1867 году поместил сказки о Снегурочке во втором томе своего исследования «Поэтические воззрения славян на природу».

В 1873 году драматург Александр Островский под впечатлением работы Афанасьева пишет пьесу «Снегурочка». В этой истории Снегурочка предстает в знакомом нам сегодня образе - бледная блондинка в бело-голубой зимней одежде. Здесь-то Снегурочка впервые сталкивается с Дедом Морозом, который оказывается ее... папой. А мамой выступает Весна-Красна, не устоявшая перед мужской харизмой седобородого кудесника. Впрочем, история Снегурочки у Островского невеселая: оставленная у людей на попечении, она становится жертвой непонимания и прыжков через костер.

Интересно, что пьеса Островского была принято весьма холодно, и неизвестно, какая бы карьера ждала Снегурочку, если бы к делу в 1882 году не подключился композитор Николай Римский-Корсаков . Его опера по пьесе «Снегурочка» имела бешенный успех, после чего ледяная девушка начала двигаться к статусу второго новогоднего лица.

Еще в дореволюционный период российские педагоги начинают использовать образ Снегурочки в сценариях рождественские елок. Правда, как правило, речь идет о постановке определенных сцен из пьесы Островского с ее участием. Также фигурки Снегурочки начинают вешать на елку в качестве украшения.

И все-таки на тот момент Снегурочка оставалась исключительно второстепенным персонажем. Решающее преображение наступило в 1935 году, когда в Советском Союзе на официальном уровне стали праздновать Новый год.

Теперь Снегурочка стала «правой рукой» Деда Мороза, посредником в общении между ним и детьми на утренниках. При этом по не вполне ясной причине поменялся их родственный статус. Если у Островского Снегурочка была дочерью Деда Мороза, то в новой версии она предстала его внучкой.

Дед Мороз и Снегурочка с детьми на новогодней елке. Фото: РИА Новости

Хотя нельзя исключать, что данная Снегурочка - на самом деле дочь той, что растаяла во время прыжков через костер. Во всяком случае, у советской Снегурочки склонности к таянию замечено не было.

На праздновании Нового, 1937 года, Дед Мороз и Снегурочка впервые предстали вместе на елке в Московском Доме Союзов. Интересно, что тогда Снегурочка представала в образе маленькой девочки и лишь спустя некоторое время «подросла».

Терем на улице Лагерной

Вполне возможно, что это изменение фактуры было вызвано исключительно практическими соображениями - ведь студентки театральных училищ и начинающие артистки театров справлялись с ролями хозяек детских утренников куда лучше, чем ученицы младших классов.

В отличие от Деда Мороза, судьба Снегурочки еще какое-то время висела на волоске - например, в военный период этот образ из новогодних праздников исчез.

Спасли Снегурочку два известных советских писателя - Лев Кассиль и Сергей Михалков . Именно они писали сценарии кремлевских елок в начале 1950-х годов, и делали внучку Деда Мороза обязательной участницей представлений. Только после этого Снегурочка окончательно «застолбила» себе место подле елки.

Снегурочка настолько добра и безобидна, что постоянно оказывается в заложниках у различной нечисти, имеющей материальные претензии к Деду Морозу. На моей памяти, Снегурочка лишь раз взяла инициативу в свои руку, выручая дедушку. В мультфильме «Когда зажигаются елки» нетипично решительная Снегурочка отправилась на санях в столицу, дабы привезти утерянные Дедом Морозом подарки. И с задачей своей справилась на «отлично».

Снегурочка ныне - девушка самостоятельная, и у нее есть собственная резиденция, расположенная в Костроме. Именно в этих краях, в усадьбе Щелыково, драматург Александр Островский и написал пьесу о Снегурочке. «Терем Снегурочки» по числу посетителей вполне может дать фору резиденции Деда Мороза в Великом Устюге.

Единственной странностью, касающейся места обитания Снегурочки, является ее костромской адрес - живет внучка Деда Мороза на улице Лагерной, дом 38.

Дальние родственницы или просто знакомые?

Самые упертые искатели западных аналогов полагают, что у Снегурочки есть нечто общее со святой Люсией, которая в Германии и странах Скандинавии в период запрета культа святых и, в частности, святого Николая, выступала в качестве рождественской дарительницы подарков детям. В странах Скандинавии и Финляндии праздник святой Люсии, отмечаемый 13 декабря, сохранился и по сей день, и служит своеобразным преддверием к Рождеству.

Есть еще итальянская Бефана, то ли старуха, то ли молодая женщина, являющаяся к детям в ночь на Богоявление, и раскладывающая подарки послушным детям в заранее приготовленные носки. Плохим детям Бефана подкладывает в носки золу. Между прочим, эта дама неплохо известна и российским детям - несколько видоизмененный ее образ описал Джанни Родари в своем «Путешествии «Голубой Стрелы».

Упоминается также и Маланка, участвующая в предновогодних обрядах Бассарабии, Подолии и Галиции.

Однако все эти дамы, разумеется, не идут ни в какое сравнение с нашей уникальной и неповторимой Снегурочкой, которая каждый год избавляет детей от смущения перед седобородым волшебным старцем, а потом безропотно доставляет подгулявшего Деда Мороза в его обитель. Именно поэтому Снегурочка - исключительно наш персонаж, в котором каждая русская женщина может увидеть себя.


  • © Public Domain / Министерство связи СССР
  • © Public Domain / Министерство связи СССР
  • © Public Domain / Министерство связи СССР
  • © Public Domain / Министерство связи СССР

  • ©

Мы уже до такой степени привыкли к таким признакам новогодних праздников, как елка, гирлянды, салат оливье и др., что почти не задумываемся о том, как они стали традиционными. Но часто отвечаем на вопрос наших детей о том, откуда появился Дед Мороз. Об этом сегодня и поговорим. Итак…

История Деда Мороза

Образ Деда Мороза - статного добродушного старика с длинной пышной бородой, с посохом в руке и мешком подарков - сейчас знаком каждому ребенку и взрослому. Он приходит в поздравляет, желает счастья и одаривает всех. Не удивительно, что его появления особенно ждут на детских утренниках.

История появления Деда Мороза начинается с глубины веков, с мифологии древних славян. Но ошибается тот, кто думает, что он изначально был добрым волшебником, приносящим радость. Скорее наоборот. Славянский предшественник Деда Мороза - Снежный Дед, Карачун, Студенец, Трескун, Зимник, Морозко - был суров, старался заморозить тех, кто встретится на пути. И отношение к детям было своеобразное - унести в мешке... Не он раздавал подарки, а его было необходимо задабривать, чтобы избежать неприятностей. Вот откуда осталась забава - лепить снеговиков. На самом деле для наших предков это были идолы, изображающие бога зимы. С приходом христианства этот своеобразный дух Зимы сохранился в народных сказках.

Только в 19 веке Морозко, Мороз Иванович и другие персонажи сказок стали представляться хоть и строгими, но справедливыми существами. Доброта и трудолюбие вознаграждались, а лень и злоба - наказывались. Сказка Одоевского о Морозе Ивановиче - вот откуда появился Дед Мороз!

Рождественский Дед Мороз

В 80-е годы 19 века с праздником Рождества, по примеру европейских стран, стали связывать персону, называемую Рождественский Дед (или Святочный Дед). Вот он уже приносил подарки, чтобы вознаградить детей за хорошее поведение в течение года. Но, в отличие от Санта Клауса, он не был святым и вообще не имел ничего общего с религией. А в сельской местности вовсе не заметили его появления и продолжали праздновать Святые вечера, как и раньше - с гаданиями и колядками.

А вот широкой публике Дед Мороз стал знаком с 1910 года. И помогли в этом рождественские открытки. Сначала его рисовали в синей или белой шубе до пят, под цвет самой зиме. На голове изображалась шапка того же цвета, также Дед носил теплые валенки и рукавицы. Непременными атрибутами стали волшебный посох и мешок с подарками.

После начали борьбу против "религиозного хлама". В 1929 году запретили празднование Рождества как религиозного праздника. Понятно, что и Дед Мороз с рождественской елкой также впали в немилость. Даже сказки были признаны обманом, призванным затуманить головы народных масс.

И только в 1935 году с подачи Сталина вышло постановление ВЛКСМ о праздновании Нового Года. Предписывалось организовать новогодние елки для детей вместо дореволюционных рождественских. Отмечалось, что это прекрасная забава для малышей рабочих и крестьян, которые раньше могли только с завистью смотреть на развлечение отпрысков богачей.

Символика елки тоже изменилась. Это был светский, а не религиозный праздник. Вместо на вершине лесной красавицы зажглась красная Дед Мороз же остался таким же добрым дедушкой, приносящим подарки. Он разъезжал на русской тройке в сопровождении любимой внучки Снегурочки.

Как Дед Мороз стал дедушкой

Итак, мы разобрались, откуда появился Дед Мороз. Снегурочка же рядом с ним возникла гораздо позже. В древнеславянском фольклоре нет никакого указания на спутницу нашего Деда.

Образ Снегурочки был придуман писателем А. Н.Островским. В его сказке она была дочкой Деда Мороза, которая пришла к людям, привлеченная музыкой. После появления оперы Н. А. Римского-Корсакова Снегурочка стала очень популярна. Иногда она появлялась на елках, но сама по себе, без Деда Мороза.

В 1937 году на Ёлке в московском Доме Союзов впервые Снегурочка выступила вместе со своим Дедом. Превращение ее из дочери во внучку произошло потому, что веселая девочка или совсем юная девушка была ближе к детям, для которых и устраивался праздник.

С тех пор Снегурочка сопровождает Деда Мороза на любом новогоднем празднике, чаще всего именно она и является его ведущей. Правда, после полета Гагарина иногда на Ёлках вместо Снегурочки появлялся... космонавт.

Помощники Деда Мороза

История появления Деда Мороза в последнее время дополняется новыми страницами. Кроме Снегурочки, в добром новогоднем волшебстве принимают участие и новые сказочные герои. Например, Снеговик, появившийся в сказках замечательного детского писателя и мультипликатора Сутеева. Он то идет в лес за елочкой на праздник, то водит машину с подарками. Лесные звери в большинстве своем помогают Дедушке, а некоторые иногда пытаются помешать наступлению новогодних праздников. Зачастую в сценариях появляются Старички-Лесовички, Братья-Месяцы...

Там, откуда появился Дед Мороз, он передвигался пешком или на крыльях метели. Впоследствии его стали представлять на лихой русской тройке. А сейчас в Великом Устюге содержатся и северные олени - самый настоящий зимний вид транспорта. Не может же самый добрый волшебник страны, чьи владения простираются до Северного полюса, отставать от Санта Клауса!

Когда родился Дед Мороз?

Любопытные дети хотят выяснить, сколько лет Деду Морозу. Несмотря на древние славянские корни, Дедушка еще довольно молод. Можно считать моментом его рождения появление сказки (1840 год). Именно в ней впервые появляется добрый старик, который одаривает старательную девочку и наказывает ленивую. По этой версии, Деду 174 года.

Но в упомянутой сказке Мороз ни к кому не приходит, подарков в связи с праздником не раздает. Все это будет гораздо позже, ближе к концу 19 века. Если считать с этого момента, Деду Морозу еще нет и 150 лет.

Когда День рождения у Деда Мороза?

Это еще один вопрос, которым озадачивают нас дети. Ведь им, получившим подарки на Новый год, часто хочется отблагодарить доброго старика. На этот вопрос можно ответить совершенно точно - 18 ноября. Ведь так решили сами дети, выбрав в качестве наступления зимы на родине Деда Мороза. Случилось это в 2005 году.

И теперь каждый год в этот день проводится большой праздник, на который прибывают его коллеги. Это Санта Клаус из настоящей Лапландии, Паккайне из Карелии, Микулаш из Чехии и даже Чисхан из Якутии... С каждым годом размах празднования расширяется, съезжаются все новые гости. Но главное, со своей родины, с Костромы, поздравить Дедушку спешит Снегурочка.

На празднование приглашаются и гости из других городов. Это и заместители Деда Мороза, которые будут приходит к детям на Новый год, и сказочные персонажи-помощники. Всех их ждут веселые мероприятия. А вечером Дед Мороз зажигает огоньки на самой первой елке и объявляет о начале подготовки к Новому году. После этого он с помощниками отправляется в путешествие по стране, чтобы успеть поздравить всех ее жителей.

В марте Дед Мороз сдает свое дежурство Весне-Красне и возвращается в свой дом. На людях до следующего Дня рождения он появится еще раз - летом, в День Города. Оба праздника включают в себя народные гуляния, обширнейшую программу мероприятий, рассказывающих о Русском Севере, в том числе и экскурсии по вотчине Деда Мороза.

И пусть мы не скажем точно, сколько лет Деду Морозу, но поздравить его, написать письмо с добрыми пожеланиями вполне возможно.

Куда писать?

Где может жить Дед Мороз? На Северном полюсе? Или в Лапландии, рядом с Санта Клаусом? А может, в колодце, как в сказке "Мороз Иванович"?

Адрес Деда Мороза многим известен очень даже хорошо. Резиденция его располагается в что в Вологодской области. Там построен великолепный терем для него, работает его почта. Дед Мороз даже получил паспорт из рук губернатора Вологодской области. И на вопрос детей "откуда появился Дед Мороз", можно смело отвечать: из Великого Устюга.

Если ваш ребенок захочет написать письмо, поздравить доброго старичка с Днем рождения, загадать желание на Новый год, не пугайтесь и не теряйтесь, ибо сделать это просто. Записывайте адрес Деда Мороза: 162390, Россия, Вологодская область, город Великий Устюг. Почта Деда Мороза.

Мой мир больше никогда не станет прежним... Если боитесь разочароваться в самом главном празднике в году, то ни за что не читатйте текст под катом. Я серьезно.

Сказочных новогодних персонажей придумали давным-давно и не в России — подавляющее большинство светских обрядов и традиций имеют в основе своей древние зловещие ритуалы.

К примеру, нарядные ёлки, ставшие символом нового года. У ранних кельтов ель считалась обиталищем лесного духа, требовавшего кровавых жертв — внутренностей людей и животных, которые друиды регулярно развешивали на ветвях дерева. Когда окрепшая христианская церковь запретила жертвоприношения, народы Европы заменили внутренние органы шарами из дерева, которые в дальнейшем стали стеклянными, а кишки — тряпочными и бумажными гирляндами. И вот она, нарядная, на праздник к нам пришла…

Добрый дедушка Мороз и его западный прототип Санта Клаус произошли от древнего и злобного кельтского божества, Великого Старца Севера, повелителя ледяного холода и пурги. Он тоже ходил по домам с холщовым мешком, но не раздавал подарки, а собирал жертвоприношения, которые ему недодали в течение года. Визит Старца с мешком не предвещал ничего хорошего: как правило, после его ухода в доме оставались только обледеневшие трупы. Для того чтобы оградить свой поселок от ужасного визита, друиды приносили свирепому божеству общую жертву — в мороз раздевали и привязывали к дереву юную девственницу. Именно ее замерзший, покрытый инеем труп и стал прообразом веселой Снегурочки, сопровождающей Деда Мороза.

В привычном для нас облике доброго и симпатичного старичка Дед Мороз появился лишь в 1840-м году в рассказе князя Владимира Одоевского «Мороз Иванович». Это была литературная обработка народной сказки «Морозко» — вот там-то как раз и шла речь о недобром старике, очень напоминавшем кельтского Великого северного старца, который не понравившуюся ему ленивую девушку насмерть заморозил (в смягченном варианте писателя ленивице достается не смерть, а всего лишь ожерелье из сосулек). Персонаж «Морозко» народ представлял также в виде старца, который своим посохом управлял кончиной всего живого. В зимние солнцестояния этого дедулю надо было умилостивить. Ублажали его все той же юной девственницей, которую привязывали к дереву (не обязательно к ели) и оставляли замерзать в дикий мороз.

Если за день «Снегурочка» застывала — значит, жертва принята. И мешок Деда Мороза тоже поначалу был предназначен для сбора подношений. А посохом своим мерзкий старик колотил непослушных детей или запугивал их страшными сказками. Если проанализировать сказку «Морозко» на соответствие древним языческим обрядам, то всё- всё подтверждается. При внимательном чтении, в этой небольшой сказке, можно узнать много интересного - сказка наглядно показывает обряд, сродни тому, что проводили кельты, принося в жертву девственниц Старцу Севера.

А вот герои сказки: «типовой набор» многих русских сказок. Дед, дочка, мачеха и сводная сестра. Почему мачеха, а не мать. Скорее это уже более поздняя трансформация, а вначале могла быть и мать. Дело в том, что исходя из христианского мировоззрения, сложно объяснить, как родная мать могла отправить свое дитя на смерть, а мачеха очень даже способна! И вот зима. Трескучие морозы. Время Старца Севера. Дед погоревал, но дочку повез, видать знал о подобных вещах, лишних вопросов не задавал. Привез он девушку в лес и оставил под елкой.

Елка… ну не спроста она в сюжет введена. Ель — священное дерево у кельтов. Вечнозеленое. Дерево, в котором живут духи или боги. Наша новогодняя елка — то самое жертвенное дерево, у которого кельты совершали и человеческие жертвоприношения. Итак, жертву оставили замерзать у священного дерева. А старик спокойно отправился домой. По поводу разговоров девушки и Морозко, это уже скорое литературные прикрасы, дабы как-то объяснить счастливое спасение. Интересно другое. Мачеха справляет тризну по жертвуемой девушке, с чего это вдруг, она же ее любила? Блины жарит, непременный атрибут поминок. И уж совсем нелогично выглядит приказ старику ехать во второй раз в лес, забирать «останки». Ну и путь себе валяются, дикие животные растащат и следов не останется. Значит нужно, причем обязательно.

Ответ у кельтов! Они навещали жертву, смотрели через какой-то промежуток времени, жива она или нет. Если еще жива — то бог жертву не принял и ему могли преподнести новую девушку. Что и мы видим в сказке Морозко, когда мачеха взамен падчерицы, отправляет свою дочь, которую бог уже принял. Конечно, народ придал некоторую литературность, объяснив спасение одной добротой, а гибель другой «неуважением к старшим». Но это уж спустя века, когда, наверное, и про обряд этот забыли, а сказка осталась.

Кстати, почему в роли подобного посланника выступает, как правило, девочка, это легко объяснимо. Земельный надел по традиции, отмерялся по количеству мужчин в семье, женский рот в лютую годину мог оказаться лишним, поэтому и жертвовали в первую очередь тем, кто для семьи представлял наименьшую ценность. Увы!



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные