Как написать конспект по изо. План-конспект учебного занятия по изобразительному искусству на тему. Выставка работ учащихся и обсуждение

Дарья Свибович
План-конспект урока по изобразительному искусству: «Орнамент в полосе»

План-конспект урока по изобразительному искусству

Вид деятельности : изображение на плоскости .

Учебная проблема : композиция.

Тема урока : «Орнамент в полосе »

Цель урока : создание орнамента в полосе с использованием растительных элементов, и с последующим цветовым решением узора.

Задачи :

1. обучающая : предоставить учащимся сведения о ритме, композиции в полосе , равновесии главного и деталей; прививать навыки работы разнообразной линией, связанной в композиции с формой изделия, навыки прослеживания ритма в свободном узоре; учить находить верное цветовое сочетание.

2. развивающая : развивать изобразительные навыки , творческие способности, мышление, чувство цвета, зрительную память.

3. воспитывающая : воспитывать у учащихся колористические умения и навыки, эстетический вкус.

Оборудование для учителя :

1. книги, иллюстрации с использованием орнаментов , растительных элементов, стилизованных растений и цветов.

Оборудование для учащихся :

2. кисти тонкие и толстые.

3. лист бумаги.

4. баночка для воды.

5. карандаш и стерка.

План урока :

1. организационный момент (2-3 мин.)

2. объяснение нового материала (13 мин.)

3. практическая часть (25 мин.)

4. подведение итогов (5 мин.)

Ход урока:

I. Организационный момент : приветствие учащихся, эмоциональный настрой коллектива, проверка степени готовности к уроку , назначение дежурных, проверка отсутствующих.

II. Объяснение нового материала :

Ребята, давайте вспомним, что такое орнамент ?

(Узор. Это украшение, которое состоит из рисунков и они повторяются через определенные расстояния).

Как вы считаете, для чего нужен орнамент ?

(Чтобы украшать им вещи. Так они становятся красивее) .

Показ мультимедийной презентации и беседа.

Какие бывают орнаменты ?

(растительные и геометрические)

Орнамент можно располагать в круге, в квадрате, в полосе .

Орнаментом украшают посуду , одежду и многое другое. Например, платки и косынки, сумки, стены и окна домов, и всевозможную домашнюю утварь, (попутно объясняется детям слово «утварь» - означает изделия ручного труда. Исходя из этого значения, к утвари относят посуду- емкости, предназначенные для напитков и пищи, приготовления еды и, в традициях народного творчества, для украшения стола и интерьера, всевозможные шкатулки, украшения. Поэтому утварь - традиционный предмет народных промыслов и художественных ремесел.)

Художник, прежде чем начнет изображать листья и травы , веточки и цветы, придумывает композицию, и только потом эту схему заполняет конкретными природными элементами.

Теперь для вашего рассмотрения предлагаются всевозможные растительные элементы, стилизованные растения и цветы, которые после продумывания композиции, компонуются на заданном формате.

III. Практическая часть :

Целью вашего практического задания и будет являться составление орнамента в полосе с использованием растительных элементов и с последующим цветовым решением.

Давайте еще раз повторим с вами основные ключевые моменты выполнения орнамента : ваш лист бумаги должен иметь форму полосы (отмеряем линейкой от каждого угла листа 6 см., и проводим 2 линии) ; далее, делим нашу полосу на равные части ; затем, вы продумываете композицию; далее эту схему вы заполняете придуманными вами растительными элементами. При затруднении в придумывании данных элементов можете обратиться к наглядным пособиям. Затем приступаем к росписи, которую я посоветую вам начать с перекрывания листа или определенных его частей легкой прозрачной краской, не забывая о том, что должно соблюдаться и цветовое равновесие.

Подождите, пока ваш рисунок высохнет полностью. Далее переходите к росписи более мелких деталей. Перед тем как дети приступят к раскрашиванию, обращаю их внимание на то, что необходимо соблюдать цвет геометрических фигур - соблюдение цветового ритма.

На работу вам отводится 25 минут. Приступайте (учитель наблюдает за работой детей, помогает при возникновении трудностей).

Желаю вам творческой удачи!

IV. Подведение итогов :

Устраивается просмотр (дети раскладывают свои работы на парте, проводится анализ рисунков, выставляются оценки).

План-конспект урока по изобразительному искусству в 1 классах.

Тема урока: У лукоморья дуб зеленый. Дерево – жизни украшение. Образ дерева в искусстве .

Тип урока: комбинированный.

Цель: Познакомиться со сказочным и фантастическим образом дерева; Выполнить образ древа жизни и его элементов.

Задачи:

Предметные : смогут составлять произвольное речевое высказывание в устной форме об изображении дерева в ис-ве; использовать выразительные возможности художественных материалов.

Метапредметные: научатся определять цель, проблему в учебной деятельности; обмениваться мнениями, слушать друг друга; планировать деятельность в учебной ситуации, определять проблему, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели.

Личностные: понимают значение знаний для человека, осознают свои интересы и цели; вырабатывают доброжелательное отношение к своим товарищам;

Оборудование урока:

    для учителя: компьютер, экран, проектор

    для учащихся: 1 лист бумаги формата А4, гуашь, кисть №8, кисть №3, украшения (стразы, цепочки)

УМК:

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Изобразительное искусство, 1 класс

Ход урока:

1.Орг. Момент

(1 минута)

Приветствие, фиксация отсутствующих

Приветствуют учителя, староста называет отсутствующих.

2. Актуализация знаний. Сообщение темы урока цели.

(5 мин)

- Ребята, а вы любить стихи?

Ребята, а какие вы знаете стихи А.С. Пушкина?

Поднимите руки, кто знает стихотворения « У лукоморья дуб зеленый?»

Ребята, а давайте узнаем тему нашего сегодняшнего урока. Кто желает ее назвать? Откройте учебник на странице 117.

Посмотрите рисунок, что вы на нем видите?

Верно, как вы думаете? Чем мы будем сегодня занимать?

Отлично, ребята! Сегодня мы рассмотрим образ в искусстве и изобразим наше сказочное дерево.

Отвечают на вопросы.

Поднимают руки.

Сообщают тему урока.

Дерево, дуб и т.п.

Рисовать дерево!

3. Изучение нового материала

(10 мин)

Дерево, «древо жизни», - один из вечных образов искусства. Дерево согревало, кормило, обувало. Из дерева строили дома и храмы, корабли,

изготавливали посуду и мебель.

ВСПОМНИ.

В каких живописных пейзажах главными героями были деревья? В каких изделиях народные мастера выявляли красоту дерева?

ПОЛЮБУЙСЯ, как в народной росписи дерево, «древо жизни» изображено сказочным цветком. Это пожелание счастья и добра.

В. ШУМАКОВА.

Дерево. Пасхальная композиция. Дерево. Народная роспись.

Учитель показывает мультфильм: « У лукоморья дуб зеленый» (Приложение 1 )

По предложению учащиеся читают отрывок из учебника

Отвечают на поставленные вопросы

Смотрят на иллюстрацию в учебники, которая поможет сформировать образ будущего рисунка для выполнения творческого задания

Учащиеся смотрят презентацию, которая поможет им выполнить творческое задание

4. Физкультминутка.

(3 мин)

Следующие упражнения необходимы вам для тренировки мышц глаз. Медленно переводите взгляд справа налево и обратно. Упражнение выполните 8–10 раз.

Учащиеся выполняют упражнение

6.Творческое занятие (15 мин).

Вам предстоит создать образ «древо жизни». Мы показали, как можно его изобразить, что можно на нем нарисовать.

Использовать можете любые краски и декоративные элементы (пуговки, цепочки, стразы).

Ребята, а как вы думаете, почему мы можем использовать любые краски?

Расположите лист, так как вам удобно (вертикально, горизонтально).

Приступайте к выполнению заданий.

Учитель контролирует процесс выполнения задания и помогает учащимся выполнить работу.

Отвечают на вопрос.

Учащиеся выполняют пошагово требования

Выполняют работу

7. Подведение итогов, рефлексия

(6 мин)

Учитель организовывает выставку творческих работ.

Что вы сегодня узнали на уроке? Для этого откройте учебник на странице 118.

Рефлексия

Учащиеся оформляют выставку творческих работ, затем приводят рабочее место в порядок.

Открывают стр. 118, формулирую ответ на поставленный вопрос

Учащиеся выбирают смайлик настроения

Приложение 1:

Мультфильм: «У лукоморья дуб зеленый, сказки Пушкина»

1001 идея интересного занятия с детьми


План-конспект урока по изобразительному искусству

«ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ИСКУССТВА»

Преподаватель изобразительного искусства МОУ ДОД «Детская школа искусств» пгт. Ленинское Шабалинского района Кировской обл. Носкова Ольга Сергеевна

Предмет (направленность): изобразительное искусство.

Возраст детей: 7-8 лет

Место проведения: класс


Вид занятий: вводное занятие


Цель:
Оборудование урока: а) Для учителя. Интерактивная доска, проектор, компьютер, работы учащихся для демонстрации нетрадиционных техник, магнитная доска, магниты, б) Для учащихся. – эскиз «Мир искусства» формат А3 – 2 шт., краски, кисти, фломастеры, маркеры, восковые мелки, широкие кисти, мятая бумага, пленка, губка, зубная щетка, ватные палочки, коробки спичечные, кисти, баночки для воды на партах, тряпочки, палитры.
Использование классной доски: тема урока – «Путешествие в мир искусства»

План и ход урока:

    Организационная часть - 2 мин.

    Сообщение учебного материала- 10 мин.

    Самостоятельная работа учащихся -20 мин.

    актуализация знаний 3-4 мин.

    Завершение урока и задание на дом - 2 мин.

Цель: развитие творческих способностей детей в процессе использования нетрадиционных способов изображения и побуждение интереса к изобразительному творчеству.
Задачи: 1) Образовательная: познакомить с видами изобразительного искусства, нетрадиционными материалами и инструментами для уроков изобразительного искусства; научить правильно, готовить рабочее место и пробудить интерес к изобразительному творчеству. 2) Развивающая: развивать внимание, наблюдательность. 3) Воспитательная: воспитать чувство к прекрасному, воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающей природе.

Ход урока 1. организационная часть Здравствуйте, юные художники! Меня зовут Ольга Сергеевна. Я приехала к вам из города «мир искусства». Там живут художники. Это те люди, кто умеет и любит фантазировать и придумывать. Тот, кто в своем воображении создает целый мир, может себя так называть. А вы хотели бы стать художниками? Но так уж устроен этот мир, что всему на свете надо учиться и чтобы стать художником мало этого просто захотеть. Учеба дело не простое, она требует от нас терпенья, внимания, времени и сил. Но ведь вы не боитесь трудностей? Тогда я приглашаю вас совершить удивительное путешествие в великий и загадочный Мир искусства. Наш урок так и называется «Путешествие в мир искусства». Прежде чем отправиться путешествовать, давайте определим, что же мы хотим узнать и достичь, иначе наше путешествие просто не имеет смысла? Как много вы хотите узнать! Но к сожаленью мы не сможем узнать сразу обо всем. Сегодня мы попытаемся раскрыть лишь некоторые тайны мира искусства. Познакомимся с видами искусства. А результатом нашего путешествие будет очень необычный рисунок! Думаю, теперь мы готовы. Садитесь поудобнее, я расскажу вам сказку.
2. Сообщение нового материала Жил-был художник. Каждый день он видел моря и леса, поля и горы. Видел красоту неба, синеву моря и бескрайность полей. Они звали художника взять кисти в руки и рассказать об их красоте всему миру. Художник нарисовал множество картин, в которых показал, как удивительна окружающая жизнь. Нужно только внимательно вглядываться в предметы, природу, людей - и тогда волшебный мир красоты откроется. Этот художник передавал красоту природы на холсте при помощи красок. Он писал свои картины «живо» как в жизни. Такого художника называют – живописец. А вид искусства, который объединил его произведения – живописью. Живописью называют такой вид искусства, в котором картины пишутся красками: масляными, акварельными, гуашевыми. А его сосед – художник любил рисовать только карандашами, фломастерами, углем, мелками. Звали его - графист. А вид искусства, к которому относятся такие картины – графика. Графикой называют произведения, выполненные линиями, штрихами, точками. Рядом с друзьями жил скульптор. А вы знаете кто это? Это художник, который старается передать красоту животных и людей с помощью глины, гипса, камня. А как назовем вид искусства? Скульпту́ра - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов. А на другой улице жила народная мастерица. Однажды увидев морозные узоры, она сотворила кружево. Посмотрите, как причудливо перевивается ниточка, составляя узор. Это вологодское кружевонародный промысел. Все народные промыслы мы относим к декоративно-прикладному искусству. Это еще один вид искусства. В этом городе жили и другие художники. Они украшали посуду, одежду, ткали ковры. Город строили и украшали красивыми зданиями, мостами строители и архитекторы. И город назвали – Мир искусства, потому что искусство-это и есть мир. Красиво изображенный художником, архитектором, мастерами ДПИ. Этот мир очень большой и разный! Давайте закроем на минутку глаза и представим, как выглядит город «Мир искусства» Но как в любой сказке у нас тоже должен быть отрицательный герой. Давайте это будет злая волшебница. Ей очень не нравилось, что этот город красивый, яркий, и что в нем живут прекрасные художники и мастера. И однажды она решила забрать из мира искусств все краски. В один миг город превратился из красочного в черно-белый. Вот таким он стал. Я предлагаю вам раскрасить город. А с помощью чего мы сможем это сделать? Перед вами находятся различные материалы, выберите из них те которые вам подойдут для раскрашивания рисунка.
(Детям предлагаются различные материалы: краски, кисти, фломастеры, маркеры, восковые мелки, широкие кисти, мятая бумага, пленка, губка, зубная щетка, ватные палочки, коробки спичечные).
Вы правы. Но давайте посмотрим на рисунки, расположенные на стенде. Эти работы выполнены ребятами. Можно ли их назвать обычными? А что в них особенного? Они выполнены в разных техниках и с применением различных материалов:…. Такие техники называются нетрадиционными техниками рисования. Потому что они отличаются от обычного рисования.
2.2. вводный инструктаж Так как наш город «Мир искусства» тоже не обычный. Давайте его раскрасим с помощью этих нетрадиционных материалов. А как давайте подумаем вместе. (показ на стенде с опорой на детские работы) - Как мы можем применить для рисования мятую бумагу, губку? (для печати). - Спичечные коробки - тоже для печати, получается геометрические отпечатки. Пленку можно раскрасить краской, а затем осторожно приложить к рисунку и отпечаток останется на нем. Очень удобно таким образом рисовать траву и небо.
Я не буду раскрывать вам всех секретов. Вы можете использовать все, что находится у вас на столах.
Но и это ещё не всё. Любой художник, даже самый великий начинает работу с организации рабочего места, чтобы ему было удобно заниматься творчеством. Сейчас мы этим и займёмся. - для того, чтобы не запачкать парту красками, нужно постелить на неё клеёнку; - чтобы краски не пачкались при работе, нужно кисточку промывать в баночке с водой. Баночку ставим с той стороны, где рабочая рука. - кисть не нужно опускать полностью в краску, достаточно обмакнуть полхвостика. - Прежде, чем начать рисовать, нужно кисточку опустить в воду, затем взять на неё краску. Каждый раз меняя цвет, нужно кисточку хорошо мыть в банке с водой, а лишнюю воду можно промокнуть тряпочкой. Хранить краски надо чистыми, а вот на бумаге их можно и нужно смешивать.

3. Практическая работа 4. актуализация А пока наши работы сохнут, немного повторим: -В каком необыкновенном мире мы сегодня побывали? - какие вы запомнили виды искусства? - покажите мне предмет или рисунок, который соответствует такому виду искусства как живопись… Скульптура Графика ДПИ - а наши рисунки к какому виду отнесем? ПОЧЕМУ? - вы узнали что-нибудь новое для себя на этом уроке?
Расположение работ на доске.
Вот такой мир искусства у нас получился. Вы сами стали полноправными жителями города – художниками, теперь вы знаете как разнообразен Мир искусства. Мы познакомились с видами искусства и некоторыми техниками нетрадиционного рисования.
5. заключительная часть Я хочу подарить вам на память цветики-семицветики. Если вам понравился урок то нарисуйте ему улыбку, а если нет – грустное лицо. Эти цветы обладают волшебной силой творчества и принесут вам счастье и удачу. Они будут основной для вашего любого творческого замысла. С помощью цветка вы сможете творить прекрасное. Вот и закончился наш урок. Но путешествие в Мир искусства на этом не закончилось. А захотите ли вы его продолжить будет зависеть от вас.

А мне пора с вами прощаться, у меня еще много дел в Мире искусства.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

Конспект урока ИЗО в 1 классе по программе Б.Неменского «Разноцветные краски».

Нестерова И.А. План-конспект урока ИЗО // Энциклопедия Нестеровых

План-конспект урока ИЗО - это план процесса преподавания с разбивкой по структурным элементам. План-конспект предполагает постановку задач исходя из учебного плана и с учетом сложности занятия, а также содержит программу урока, примерный состав учеников, необходимое оборудование и условия урока.

Составление план-конспекта урока ИЗО

Поскольку план-конспект урока составляется каждым учителем изобразительного искусства с учетом собственного опыта, то он является отражением творческого подхода учителя. План-конспект урока ИЗО - это структурная модель, создаваемая для того, чтобы помочь ученикам развить творческое усвоение приемов ИЗО. Школьный курс ИЗО содержит достаточно большой объем приемов и методов рисования, поэтому учителю нужно структурировать его в виде отдельных уроков.

План-конспект урока ИЗО состоит из основных разделов, характерных для всех план-конспектов. Как обычно, план урока содержит цели урока, оборудование, подробный ход урока и т.д. В расширенный план-конспект может входить также подробное описание того, что ученики должны делать по ходу урока. Зачастую план урока по изобразительному искусству не содержит домашнего задания, так как им обычно является задание закончить рисунок, начатый на уроке.

План-конспект урока изобразительного искусства отличается строгой структурой в отношении основных элементов. В остальном все зависит от методов преподавания конкретного учителя и его подхода к ученикам. Однако, не допускается тезисной модели построения, так как она отсутствует на уроках ИЗО.

Общая форма конспекта по ИЗО должна быть удобной для учителя, но обязательно содержать все основные элементы. При этом рекомендуется добавлять рекомендации общего характера, касаемо методики преподавания ИЗО. Из можно вынести за пределы традиционных элементов план-конспекта, который, однако, должен иметь продуманную структуру изложения материала.

Пример план-конспекта урока ИЗО

Тема урока ИЗО: "Люблю я Русь, за осень золотую. Рисование на заданную тему."

Цели урока:

Обратить внимание детей на особенности признаков осени в природе, на красоту форм и окраски растений;

Развивать у детей умения писать кистью, пользуясь разными приемами: широкими и плавными мазками и линиями, концом кисти, примакиванием кисти к бумаге и мелкими мазками;

Прививать навыки пространственного расположения рисунка в месте;

Учить заполнять цветом весь рисунок.

Оборудование для урока ИЗО:

Для учителя:

Репродукция картины И.Левитана "Золотая осень":

Иллюстрации художника А. Белюкина на стихи А.Пушкина в книге "Уж небо осенью дышало":

Грамзапись "Октябрь" из детского альбома П. Чайковского "Времена года"

Большой лист бумаги и все необходимое для демонстрации последовательности выполнения работы красками.

Для учащихся:

Белая и цветная бумага (голубая, светло серая, желтоватая или бледно зеленая);

Кисти и все необходимое для выполнения работы красками.

Уроку предшествует наблюдение учащимися за деревьями в школьном саду.

Ход урока ИЗО.

1. Организационный момент

2. Сообщение темы урока.

После проверки готовности класса к уроку учащимся

Учитель говорит, что на уроке они будут рисовать осенние деревья. Но сначала им необходимо вспомнить свои наблюдения за природой, деревьями в школьном саду во время прогулки.

3. Беседа.

4. Вопросы учителя:

а) Какое время года?

б) Какие изменения произошли осенью в жизни растений?

в) Чем деревья отличаются друг от друга?

Ответы учащихся обобщаются:

Наступила осень, и природа вокруг нас изменилась. Деревья, кусты и травы стоят в осеннем наряде.

Листва на деревьях осенью очень разнообразна по цвету. Она имеет зеленые, красные, желтые и другие оттенки. Листьев на деревьях становится все меньше. Они падают, кружатся на ветру, ложатся красивым ковром на землю.

Мы наблюдаем за деревьями различных пород. Они отличаются друг от друга по форме, цвету стволов и листьев. Ветки у них тоже располагаются не одинаково. Но у всех деревьев стволы толще внизу и тоньше к верху, ветки располагаются вокруг ствола, на больших ветках и маленьких веточках располагаются листья. Основание передних деревьев мы видим ниже, чем основания дальних, основания деревьев расположены на земле, а за деревьями видно небо.

Работа с иллюстративным материалом.

Затем внимание детей обращается на репродукцию картины И.Левитана "Золотая осень".

Нравится ли эта картина?

Объясните почему?

Как вы думаете, почему художник так назвал свою картину?

Рассматривая картину, учащиеся обращают внимание на красоту природы изображенную художником, на яркость и разнообразие осенних красок, с помощью которых отражена эта красота.

Назовите деревья, которые вы видите на картинке?

Укажите, какие деревья на переднем плане и объясните, как они изображены на картине.

Почему мы сразу видим, какие деревья ближе расположены к нам, какие дальше?

На эти же особенности внимание детей обращается и при просмотре иллюстраций художника А.Белюкина на стихи А.Пушкина:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса;

Люблю я пышное природы увяданье

В багрец и золото, одетые поля…

А так же на то, как поэт и художник передают свои чувства и отношения к природе осенью.

Затем учащиеся снова вспоминают свои наблюдения в школьном саду и стараются передать их в рисунке кистью и красками.

Учащиеся выполняют рисунок во весь лист, положив его по горизонтали.

5. Показ и объяснение учителя.

Учитель предлагает обозначить землю вдвое уже, чем небо. Затем показывает, как подобрать на палитре цвет неба и сверху вниз (слева направо) до горизонтальной линии нанести эту краску на бумагу, как нарисовать облака. Тем детям, которые работают на цветной бумаге, цвет неба заменит ее цвет.

Затем учитель показывает, как с помощью цвета обозначить землю. Для этого берет коричневую, желтую или зеленую краску.

После просыхания фона дети пишут деревья (сразу кистью без предварительного прорисовывания карандашом.)

Учитель объясняет, как надо писать кистью, чтобы было понятно, какие это деревья и что одни из них расположены ближе, другие дальше.

Сначала легкими линиями намечаем стволы деревьев. Делаем это быстрыми движениями снизу вверх, не забывая при этом, что внизу стволы шире, а кверху уже.

Потом рисуем ветки. Располагаем их не симметрично, как это обычно рисуют маленькие дети, вокруг стволов, так чтобы некоторые ветки загораживали другие, как это наблюдается в природе.

Цвет стволов пишем широкими мазками кисти.

Потом легкими плавными линиями намечаем ветки, веточки и листву на деревьях. При этом используем еще один работы - метод примакивания кисти к бумаге.

И, наконец, уточняем детали. Деталь прописываем кончиком кисти. Для работы используем разные краски, как в чистом виде, так и смешанные между собой.

После объяснения весь иллюстративный материал убирается, чтобы он не мешал детям использовать свои личные впечатления.

6. Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок все тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

7. Самостоятельная работа учащихся.

Учащиеся приступают к самостоятельной работе

Во время работы включается грамзапись пьесы "Октябрь" из альбома П.Чайковского "Времена года". Под звуки тихой музыки дети выполняют свои рисунки.

8. Выставка рисунков.

Проводится выставка работ и их анализ.

9. Итог урока. Чему учились на уроке?

Что вам больше всего понравилось на уроке ИЗО?

О чем вы расскажите дома?

Разработала и провела: Титова Валентина Михайловна
Учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Средняя общеобразовательная школа №8
с углубленным изучением отдельных предметов, Пушкино

Задачи урока:
а) обучающая:
- познакомить с понятием цветоведения - как науке о цвете;
- закрепить понятие основные и составные цвета, ахроматические и хроматические цвета, теплые и холодные цвета;
б) развивающая:
- развивать творческий и художественный вкус, наблюдательность;
- развивать умение выражать свои творческие замыслы;
- развивать умение находить гармонические цветовые сочетания;
в) воспитывающая:
- воспитывать художественный вкус;

Цель урока:
- дополнить уже готовое изображение фоном, решить цветовое решение фона, учитывая чувства и эмоции, которые
переданы в изображение, показать как при помощи цвета и цветовых сочетаний можно передавать различные настроения

Оборудование:
Для учителя: проектор, экран, компьютер, презентация с иллюстрациями, репродукциями, объяснениями и рекомендациями, музыкальный центр с классической музыкой.
Для учащихся:
бумага формат А4, карандаш, гуашь, акварель, кисти, цветные карандаши,
2готовых рисунка в чёрно-белом изображении.

Ход урока.

1. Вступительное слово

Учитель (звучит музыка):
Вспомните радостные моменты вашей жизни. Радость – это чувство. Это не предмет. Мы ее не можем потрогать, но ведь можем увидеть, почувствовать. Это чувство мы часто испытываем когда общаемся с природой.
Прежде чем приступим к работе, я бы хотела вам показать природу нашего края (слайды о природе, звучит музыка песня « Россия-Родина моя!»)

Голубое, небо и белые облака, первая зелень и яркие цветы, ласковые улыбки и даже серебристый дождик – все радует нас, вселяет в души людей чувство прекрасного и доброго.
- Какие эмоции и чувства вы испытали? (ответы детей)
- Какие еще эмоции вы знаете? (ответы детей)
- Сейчас я буду показывать вам пиктограммы, а вы называть правильно эмоции: покой, удивление, обида, скромность, радость, страх, грусть, злость.
Молодцы, вы хорошо помните все эмоции.
- А как вы сообщаете другим людям о своих чувствах, эмоциях,переживаниях? (ответы детей)
-Как окружающие люди узнают о том, что вам грустно или наоборот весело? (ответы детей)
-По выражению лица мы передаём информацию о своём состоянии словами.
-А как музыкант или композитор может передать своё настроение?
/ С помощью музыки, нот/
- А при помощи чего художник создаёт у нас определённое настроение при рассмотрении картин?
/При помощи цвета,/
Сегодня на уроке мы поговорим о тайне цвета. Какую роль играет в нашей жизни цвет, как влияет на наше настроение, на восприятие окружающего мира и как с помощью цвета передать чувства. Тема нашего урока «Цвет и чувства».

2. Сообщение нового материала:

Проблемы цвета под различными углами зрения изучаются в настоящее время в целом ряде наук и научных дисциплин. Физика изучает энергетическую природу цвета, физиология – процесс восприятия человеческим глазом цвета, психология проблемы восприятия цвета и воздействие его на психику, биология – значение и роль цвета в жизнедеятельности живых и растительных организмов, математика разрабатывает методики измерения цвета. В искусстве цвет,- одно из самых выразительных средств. Совокупность перечисленных наук является цветоведение.

Знание научных представлений о цвете, конечно, не может, заменить изучение художником природы во всем ее многообразии и сложности форм и цвета, но может обогатить художественную практику, как это неоднократно наблюдалось в истории искусства. В этот период сложились основы цветоведения. Было выделено три главных цвета в искусстве. Назовите их? (Красный, желтый, синий)

Почему они называются главными? (Из них смешиваем все остальные цвета).

(работа с раздаточным материалом)
- Как называются фиолетовый, зеленый, оранжевый?
- Составные или дополнительные.
- Цвета делятся на две большие группы, какие?
- Ахроматические и хроматические.
- Ахроматические цвета это белый и черный, при смешивании их получаем многообразие серых оттенков.
- Хроматические цвета – цветные цвета. Назовите их?
- Эмоционально одни цвета воспринимаются, как теплые ассоциируются с теплом, холодные ассоциируются с ощущение холода. Назовите теплые и холодные цвета?
(работа по парам)…………

- Игра «Тепло – холодно».
Надо разделить понятия на две группы теплые и холодные: костер, снеговик, снежинка, солнце, небо, золотая рыбка, осенний лист.
.Какой сделаем вывод?
-Цвет очень сильно влияет на чувства, состояние, настроение людей:

Послушайте стихотворение:
Солнце низко зашло
Стало тихо, тяжело.
И туманы потянулись.
В моё бедное окно.

А теперь закройте глаза и представьте себе осеннее поле, уголок леса.
Листья все жёлтые. У леса стоит домик, низкий и старый. На нём покосилась крыша. На другом краю поля, вдалеке виден краешек солнца. Солнце меньше и меньше и, наконец, его нет. На поле пал туман. Сначала ещё что-то видно, а потом совсем стемнело. Посидите одну минуточку тихо, представляя себе эту картину. Теперь возьмите краски и поищите цвет, который, напоминает нам это настроение…

Ещё раз вспомним наш короткий стишок……
-Годятся ли для изображения осеннего туманного вечера очень яркие краски? (ответы детей)
-Нет? Поищите нужную краску.
-Нет такой краски? Действительно, в наших наборах нет такой блёклой краски. Значит, надо смешать несколько красок или сильно разбавить водой…
Попробуйте получить на своих палитрах нужную краску.

Игра: Путём смешивания красок измените «Характер цвета»
1.Сделайте его веселым.
2.Разбудите.
3. Сделайте его спокойным.
4.Сделайте его печальным и т. д….
(каждый ребёнок получает свой цвет, работа ведётся на палитре)
(Здесь навык смешение цветов служит созданию эмоционально-выразительного образца)

3. Практическая часть:

У каждого из вас на партах лежат 2 рисунка в чёрно-белом изображении. Они наделены разными эмоциями и чувствами, разным состоянием человеческой души. Вам нужно к своему изображению подобрать цветовое решение, учитывая эмоциональное состояние изображения.

4. Визуализация «Волшебные краски»

Сядьте удобно и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните, затем выдохните. Я приглашаю вас в путешествие в волшебное царство-государство. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Вы приземляетесь на волшебную цветочную поляну. Свет яркое солнце. Вы вдыхаете легкий аромат цветов. Посмотрите, какие красочные цветы вокруг: красные маки и тюльпаны, синие васильки, колокольчики, желтые одуванчики. Наполнитесь цветом и ароматом цветов. Сделайте глубокий вдох и на выдохе открывайте глаза.
Какие ощущения вы сейчас испытываете? Удалось увидеть красочные цветы? Какое настроение у вас? (ответы детей)
Нужно выбрать цвет, который отражает ваше настроение сейчас и
приступить к работе. (Дети рисуют под музыку)
Готовые рисунки помещаем на классной доске магнитиками и подводим итог работы.

Молодцы, вы хорошо знаете не только эмоции, но и цвета.
Посмотрите, какие замечательные цветы у нас получились. Какое настроение у вас? Как вы себя чувствуете?

5. Рефлексия

Понравилось ли вам путешествие по волшебному царству? Что заполнилось больше всего? (ответы детей)

Итог урока: Сегодня на уроке мы с вами узнали как цвет влияет на чувства человека. Закрепили основы цветоведения.

Творите! Опираясь на свои творческие способности, которые называются креативностью.
Креативность – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее.
Е.Торренс.

Рефлексия.
Учитель: ваши композиции получились интересными, а вам как кажется,
как вы потрудились сегодня на уроке? Если было интересно,
время прошло полезно, быстро, нарисуйте на листочке ломаную линию красного цвета (активность), если было что- то непонятно, скучно, время тянулось медленно, нарисуйте черную прямую линию (пассивность).
СПАСИБО ЗА УРОК!



В продолжение темы:
Модные советы

Первые государства появились в южных регионах нашей планеты, там, где для этого были наиболее благоприятные природно-географические условия. Они зародились примерно в один...

Новые статьи
/
Популярные