Кладбище Введенское: схема проезда, могилы знаменитостей. Еще одна тайна Введенского (Немецкого) кладбища Церковный некрополь введенского кладбища

Введенское или Немецкое кладбище - одно из самых мистических кладбищ в Москве.

МОГИЛА МАСОНА: Где-то тут, вероятнее всего, перезахоронен прах знаменитого масона Франца Лефорта (сначала был погребен в немецкой кирхе, а затем перезахоронен). На Введенском кладбище возможно были найдены осколки могильной плиты Лефорта. Отсюда и легенда о призраке Лефорта на кладбище. Официально считается, что Захоронения Патрика Гордона и Франца Лефорта (фото) были перенесены на Введенское кладбище. На фото камень над их погребением.

© MoskvaX.ru

ЧАСОВНЯ ЖЕЛАНИЙ: На Немецком кладбище есть часовня, и если на одной из стен написать желание, то оно исполнится. Администрация каждый год их закрашивает. Сейчас часовня отреставрирована, а вот интересное архивное фото этой Лютеранской часовни, сделанное в 1980 году

© MoskvaX.ru

ПОДЗЕМНЫЙ ГОРОД: Есть версия, что под холмом Немецкого кладбища расположен целый город подземелий, катакомб и подземных склепов, и войти в эту подземную Введенку можно только через определенные постройки - часовни или склепы (далее приведено случайное фото одной из построек).

© MoskvaX.ru

РАССКАЗ ОЧЕВИДЦА: На одной из могил написано, что этот камень желания исполняет... не в прямую написано, а в виде эпитафии стихотворной, но если ее внимательно прочесть, то все очевидно.

ЛЕГЕНДА О ЧАСОВНЕ: На семейных захоронениях есть отдельные небольшие часовенки. Рассказывают, что одна из часовен на семейном захоронении сглаз снимала, если к ней прижаться, с какой-то стороны света или просто просить сильно. Часовня уже лет 20 назад была в очень плохом состоянии. Сейчас может уже развалилась.

© MoskvaX.ru

МАГИЯ СКУЛЬПТУРЫ: Некоторые студенты у одной из скульптур (точно пока неизвестно какой) просили удачи на экзаменах и вообще в учебных делах... Найдете её, пишите в комментариях ниже.

ФЛЕЙТА ЛЕФОРТА: Её на Введенском кладбище частенько слышно. Появились данные, что флейту теперь и в Лефортовском тоннеле слышно. На картине ниже - флейта 18 века.

ОБЪЕКТЫ ВОЗЛЕ КЛАДБИЩА: Госпиталь Бурденко, неподалеку морг. И стадион "Металлург", где орудовал маньяк-убийца. На старинном фото изображено здание госпиталя.

РАССКАЗ ОЧЕВИДЦА: Под утро. Странный звук мешает, похож на скрежет, который не прекращается длительное время. Следующая ночь, я со своей соседкой, под утро выхожу на лестничную клетку. Снова звук, она его тоже слышит. Звук стал появляться с вечера и всю ночь. Как то в одну из ночей мы решили погулять. Сидя недалеко от дома, на лавочке услышали этот звук. Он был со всех сторон, как бы окружал и приближался. С каждой минутой он становился все громче. За бетонным забором кладбища услышали еще более странные вещи. Там кто-то шел и ломал ветки. Мы покинули это злополучное место. Рядом с Введенским кладбищем стоит странное здание, которое сейчас используется как музыкальная школа. Из окна этого здания смотрит черная фигура, а перед этим звуки, как будто кто-то ходил по крыше. Черная, непонятная фигура периодически исчезала и потом появлялась вновь. Возможно это был человек, но… под кладбищем располагается потерянный склеп…

ЕЩЕ РАССКАЗ: По месяцеслову, 24 августа – день святого Евпла; примечательна дата тем, что в ночь на кладбище можно видеть привидений, и по могилам бегает белый конь. Давным-давно, во времена, когда мне доводилось обитать в Лефортово, я по случаю принялся листать месяцеслов как раз под Евпла. - А пойдем сегодня ночью на привидений смотреть? – предложил я товарищам. Собралось в результате человек шесть. Кладбище в Лефортово – историческое: Введенское, немецкое. В стене имеются воротца с не запиравшейся тогда на ночь калиткой. Если забрести с противной стороны, от крохотной старой церковки, давшей соседнему пивному павильону непочтительное народное прозвище «Три попа», и, протопав по Наличной улице, свернуть влево, то здесь найдется другой вход на кладбище – с железными створками и с домиком смотрителя внутри, за оградой. Оба этих прохода связаны кривой угловатой аллеей, которая ближе к середине чуть расширяется – тут, почти в центре кладбища, торчал в те времена единственный на пути косой фонарь. До полуночи оставалось менее часа. Улочки были тихи и безлюдны. Чем ближе к кладбищу, тем глупее казалась затея: наш задор улетучивался. Когда показались черные ворота в конце Наличной улицы, (на фото слева - башня главного входа, посередине - те самые черные ворота, справа - часовня)

Мы с облегчением подосадовали: эх, заперто!.. ведь точно, заперто! Не повезло: дверца оказалась прикрытой, но без замка. Оконце смотрителя было освещено. Прошли мимо него тихонько, осторожно: как бы нас не шуганули! И снова не повезло: никто не выглянул через мутное стекло, не прикрикнул, не погнал прочь. Пришлось идти дальше, как задумали. На кладбище было черно. Когда глаза приморгались, стали заметны в темноте оградки, кресты и плиты. Пошли по аллее вглубь, поглядывая: как оно там? Не мелькнет ли поодаль белая тень, чтобы метнуться навстречу? Не звякнет ли подкова? Но все было тихо; слева темнел склеп, а справа торчала распахнувшая руки мраморная, в человечий рост, статуя. Знаменита статуя была тем, что каждому, кто приближался к ней во тьме, казалось, будто каменная фигура смыкает длани, чтобы тебя обнять. Под фонарем передохнули (полдела сделано, осталась только половина). И приободрились, ведь от середины – уже, считай, с кладбища идти. Так добрались до дальних ворот, повеселели и выскочили наружу. Одинокий человек, уныло бредший в ночи по улице в нашу сторону, завидев явившуюся из-за кладбищенской стены компанию, вздрогнул и побежал обратно. - Нет никаких привидений! - А который час? Без десяти двенадцать. Высматривали фосфорические огоньки на земляных холмиках, но напрасно. Однажды блеснуло, оказалось, это полированный черный мрамор отразил тусклый свет. Так прошли фонарь и опять оказались во тьме. «А ведь полночь наступила», - хотел сказать я. Тут оно и заголосило. Сбоку, вдали, грохнуло лаем – яростно, взахлеб, с воем, с рычанием. На сто голосов! А от камней надгробных – эхо, а на эхо – новый натиск, и вот уже по всему кладбищу, с четырех сторон, не поймешь – далеко ли, близко ли: гав!.. гав!! Кто-то хрипит: - Не бежать! Такое ощущение, что по всем аллейкам, по всем проходам между оградками – рвутся прямо к нам, спешат, уже совсем близко! Тут за кустами, точно светлячок – оконце в домике, а самом домике должен быть смотритель, спасение наше! И ворота! Калитка! Не заперта, родимая! Выпали с кладбища, как кегли. А как выбрались мы, то и за стеной стихло, будто отрезало. Тем и кончилось. А хорового псиного лая на Введенском кладбище я ни до того, ни после не слыхал.

© MoskvaX.ru

НЛО НАД КЛАДБИЩЕМ: На Введенском кладбище есть надгробие с любопытными рисунками: падающей звездой и таинственной фигурой. Похоронен Александр Казанцев. Александр Петрович Казанцев - советский фантаст. В конце войны был уполномоченным Государственного комитета обороны - демонтировал в Австрии заводы и направлял в СССР. Казанцев проявлял большой интерес к загадкам науки. Он опубликовал ряд статей, эссе и художественных произведений, посвящённых загадке Тунгусского метеорита («Взрыв», «Гость из космоса», «Тунгусская катастрофа: 60 лет догадок и споров»). В них он высказывал версию, что метеорит был кораблем пришельцев, который взорвался при посадке. Казанцев указывал на сходства взрыва в Хиросиме и взрыва метеорита, что свидетельствовало в пользу искусственной природы этого тела. Помимо этого, Казанцев интересовался гипотезой о палеоконтактах, собирал информацию о легендах и археологических находках. Казанцева можно назвать одним из пионеров советской уфологии. Именно Тунгусское тело и инопланетянин изображены на могильной плите. Месторасположение: Вход на кладбище с ул. Госпитальный вал. Идти по центральной аллее до конца 12 участка (он слева), повернуть налево и идти прямо, до конца 25 участка, повернуть направо. Могила А. Казанцева находится на 2 тропинке от дороги, справа.

Лефортово - известная многим москвичам историческая местность, связанная с Петром I и Францем Лефортом. Есть там небольшой уголок, который занимает всего 20 гектар земли, но его можно назвать "сгустком истории".

Это Введенское кладбище, одно из самых интереснейших кладбищ Москвы. Основано оно в 1771 году во время эпидемии чумы. Названо по местности - Введенские горы. Кладбище находится на высоком северном берегу реки Синички, впадающей в Яузу (река Синичка теперь течет под землей в трубе). В XVIII-XIX веках называлось Немецким кладбищем, т.к. там преимущественно хоронили лиц католического и лютеранского вероисповедания. Их по старой русской традиции принято было называть - "немцы", т.е. немые, не русские...

Лютеранская кирха-часовня, построенная в середине XIX века по проекту известного архитектора М.Д. Быковского

Планировка кладбища простая - Северные и Южные ворота соединены Главной аллеей, от которой в разные стороны расходятся поперечные и продольные аллейки-дорожки, которые делят территорию на 30 участков разной формы и величины. Кладбище чистенькое, многие аллейки заасфальтированы, кое-где дорожки вымощены каменными плитами. Ну а теперь об... "обитателях" этого кладбища - попробую свой рассказ проиллюстрировать фотографиями, т.к. это действительно необычные памятники и пожалуй ни на одном из московских кладбищ не увидишь такой интересной коллекции надгробий, да и люди под ними покоятся легендарные.

Веденское кладбище насчитывает примерно 12 склепов-захоронений, каждый представляет собой архитектурный шедевр, но к сожалению не все они в достойном состоянии.

Часовня над склепом семейства Эрлангеров, построенной архитектором Ф.Шехтелем, внутри - мозаичное изображение Христа Сеятеля работы К.Петрова-Водкина.

Часовня семейства Эрлангеров одна из самых почитаемых на Введенском кладбище, сейчас на фото видно, что она приведена в порядок, но были времена, когда обветшавшая часовенька была вся исписана пожеланиями страждущих... у часовни своя интересная история. Вот как ее рассказывает московский исследователь Ю.Рябинин. Я еще помню упоминаемую в рассказе блаженную Тамару, действительно благодаря ей и удалось сделать часовеньку такой, какая она сейчас...

"С этой часовней связана, пожалуй, самая замечательная история, случившаяся на московских кладбищах в 1990-х. Собирать средства на реставрацию часовни взялся приход церкви Петра и Павла, что на соседней Солдатской улице. И батюшка благословил стоять возле часовни с кружкой некую подвижницу, может быть, даже и блаженную, - Тамару. Которая не только собирала пожертвования, не только сама расчищала склеп под часовней от земли и векового мусора, но и решительно поселилась на кладбище: она смастерила возле часовни шалаш, вроде кельи схимника-отшельника, и жила там довольно долго, пока не исполнила своего послушания. На ночь кладбище закрывалось, и тетя Тамара, как называли ее кладбищенские работники, оставалась совершенно одна в своем шалаше среди всей этой сумрачной готики... Утром работники отворяли ворота кладбища, и их в ограде как ни в чем не бывало встречал совершенно живой, улыбающийся человек с медной кружкой на шее. Но однажды тетя Тамара исчезла и больше никогда не появлялась на Введенских горах. И, как обычно бывает в таких случаях, она превратилась в образ легендарный. Рассказывают, что ее видели в Москве возле разных храмов: будто бы она стоит там с неизменной своей кружкой и все собирает пожертвования для каких-то благих целей.

Днем часовня Эрлангеров открыта, и всякий может там зажечь свечу и полюбоваться на шедевр. Многие, впрочем, не только любуются, но и оставляют на наружных стенах этой и других часовен свои «печалования» ко Господу. И право же, некоторые из них очень занимательные. Они красноречиво передают настроение и заботы наших современников. Вот некоторые. «Господи! Подай семейного счастья», «Господи, вразуми меня, пошли мне внутреннее удовлетворение», «Господи! Мне нужно очень много денег! Помоги мне!», «Господи, помоги найти работу. Владимир», «Господи, помоги сыну перевестись в хорошее место. Помоги мужу вылечиться от лютого недуга — пьянства. Помоги сыну сдать экзамены. Мне закончить учебу и пойти в отпуск..."

В непосредственной близости от часовни семейства Эрлангеров находятся три интересных склепа, с характерной готической архитектурой. К сожалению идентифицировать кто покоится в них не удалось...

Следуя от Южных ворот к Северным по Главной аллее, сворачиваем по указателю, ведущему к могилам летчиков авиаполка "Нормандия-Неман" и в непосредственной близости от них увидим еще один склеп. Увы, но находится он в еще более плохом и запущенном состоянии.

Еще два склепа, довольно ухоженных, с интересной архитектурой. Но вот установить кому они принадлежит опять не удалось.

Другие склепы находятся в еще более печальном состоянии и прикрыты в целях безопасности специальными сетками и поэтому увидеть их архитектуру весьма сложно. И еще один, в принципе архитектурно не очень привлекательный склеп - часовня старца Захарии, или, в монашестве Зосимы, в которую люди специально приезжают молиться о даровании супруга или о помощи в выборе второй половины.

Табличка на часовне: "Прожил 86 лет (1850-1936), совершил много подвигов, сотворил множество чудес, засвидетельствованных очевидцами. Некоторые чудеса сотворил Бог ради Захарии еще в детстве его. Он трижды видел Троицу и трижды наяву Богоматерь; дважды ходил по воде, как по суше, по его молитве воскрес умерший, он исцелял больных и очищал от грехов. Это подвижник, достойный имени святого".

Продолжаю ранее начатый материал о захоронениях на Введенском кладбище. На этот раз рассказ о тех людях, кого условно можно назвать "нашими": деятелях искусства, культуры, литературы и живописи, военных, которые не были или лютеранами по вероисповеданию или же "немцами". В основном таких хоронили на Введенском после революции, когда разделение по религиозному признаку уже было не таким важным и особо не приветствовалось государством.

Готическая архитектура ворот Введенского кладбища

При входе на кладбище есть неплохой план кладбища с нумерацией участков и с указанием могил тех, кто захоронен на погосте. Это очень удобно и можно последовательно осматривать участки и находить нужных нам людей. Опять путешествие начинаю с 13 участка, расположенного рядом с воротами и около Главной аллеи.

Могила родителей Константина Сергеевича Станиславского (Алексеева). На табличке и могильном камне надпись:"Здесь захоронены Сергей Владимирович и Елизавета Васильевна Алексеевы, родители Константина Сергеевича Станиславского-Алексеева и его дочь-младенец Ксения "

Именно на 13-м участке находится семейное захоронение родственников корифея театра Константина Сергеевича Станиславского. Это захоронение его родителей, братьев и маленькой дочери, прожившей менее года. Здесь же недалеко похоронены и служители русской православной церкви - протодиакон Михаил Кузьмич Холмогоров и старец архимандрит Зосима (Иджидов Ф.Д.). О последнем я ранее писала в той части, где описаны склепы Введенского кладбища.

Могила композитора Ширинского В.П.

В конце 13-го участка находится могила известного скрипача, музыканта и композитора Василия Петровича Ширинского. Он был основателем и руководителем известного квартета имени Бетховена. Свой Одиннадцатый струнный квартет Д.Шостакович посвятил именно В.П.Ширинскому.

Могила Народной артистки Максаковой М.П.

На 12-м участке рядом с дорожкой располагается надгробие народной артистке СССР Марии Петровны Максаковой. Эта знаменитая певица более 30 лет служила в Большом театре, исполняя ведущие партии во многих операх. Ее меццо-сопрано завораживало слушателей в партиях Кармен, Марины Мнишек, Любаши, а также в романсах и русских народных песнях. Рядом могила ее мужа - Максимилиана Карловича Максакова - оперного певца и режиссера.

Могила композитора Фомина Б.И. и его родных

Чуть-чуть наискосок от могилы М.П.Максаковой находится скромное черное надгробие, среди множества фамилий на нем есть и надпись - Фомин Борис Иванович. "Только раз бывает в жизни встреча, только раз с судьбою рвется нить, только раз в холодный хмурый вечер, мне так хочется любить..." Строчка из самого популярного романса, который входит в репертуар почти каждого певца, исполняющего песни в этом жанре. А музыку к романсу написал Борис Фомин. Своё наивысшее призвание Борис Фомин нашёл в романсе, сразу заявив себя его превосходным мастером. Один из первых - "Только раз бывает в жизни встреча", его он посвятил будущей теще, в прошлом цыганской певице Марии Фёдоровне Масальской. Знамениты и его "Дорогой длинною", "Эй, друг-гитара", "Твои глаза зеленые" и многие другие. Среди его романсов не было неудачных. Более популярных романсов, чем фоминские, в то время не было. К сожалению, в его время ещё более полно раскрыться в сочинениях романсов было невозможно из-за борьбы с этим жанром. Около года он пробыл в бутырской камере по нелепому обвинению. Сочинял он романсы и в это время - "Изумруд", "Оглянись", "Не говори мне этих слов небрежных". Но так уж вышло, что они были никому не нужны, как и их автор. Фомин понадобился, когда пришла война. В годы войны он сочинил 150 фронтовых песен, песни Фомина - "Жди меня", "Тихо в избушке", "Письмо с фронта" сразу после премьеры разлетались по России. Но закончилась война и Фомина забыли. В 1948 году его не стало, нужен был пенициллин, но... тогда это была редкость.

Могила Народного артиста Абдулова О.Н.

Еще немного вперед по Главной аллее и на 8 участке рядом с дорожкой находится надгробие Осипу Наумовичу Абдулову - народному артисту РСФСР. В 1929-1936 годах - актер театра-студии под руководством Ю. А. Завадского, в 1938-1942 годах - театра Революции, с 1943 года работал в театре им. Моссовета. Много снимался в кино. Он был ярким характерным актером, одна из его лучших ролей - роль Джона Сильвера в кинофильме "Остров Сокровищ". Играл он также в фильмах "Светлый путь", "Свинарка и пастух", "Пятнадцатилетний капитан". Осип Наумович был женат на Елизавете Моисеевне Метельской. Их сын - Всеволод Абдулов - известный актер, играл в фильмах: "Место встречи изменить нельзя", "Трест, который лопнул".

Могила поэта Кедрина Д.Б.

В самом конце 7-го участка кладбища похоронены для писателя - Степан Гаврилович Скиталец и Дмитрий Борисовчи Кедрин. Последний приобрел известность после публикации стихотворения "Кукла", горячо поддержанного М.Горьким. В войну Кедрин заявляет о себе и как крупный поэт-лирик: “Красота”,“Мне все мерещится поле с гречихой...” ,“Аленушка”, “Россия! Мы любим неяркий свет”. Одно из самых значительных произведений Кедрова - стихотворная драма "Рембрандт" о трагической судьбе гениального художника. Поэт погиб в подмосковной электричке от рук бандитов 18 сентября 1945.

Могила художника Васнецова В.М. и семейные захороненния Васнецовых

Могила художника Васнецова А.М.

Могила писателя Пришвина М.М.

Если уйти с Главной аллеи на Большую боковую аллею и дойти до 18-19 участков, то сразу же откроется вид на несколько захоронений знаменитых людей, чьи имена дороги пожалуй всем любителям как русской живописи, так и русской литературы. Здесь почти рядом похоронены Виктор Михайлович Васнецов и Михаил Михайлович Пришвин, а через аллею напротив них - Аполлинарий Михайловчи Васнецов. Виктор Михайлович Васнецов известен своими сказочными картинами - "Аленушка", "Богатыри", "Иван царевич на сером волке" и т.д. Апполинарий Михайлович Васнецов (младший брат В.М.Васнецова) - прославился созданием исторических пейзажей и в особенности архитектурных пейзажей старой Москвы.

На памятнике писателю Михаилу Михайловичу Пришвину скульптор Коненков С.Т. изобразил птицу Феникс, символизирующую бессмертие. Пришвин автор произведений о природе, охотничьих рассказов, произведений для детей. Особую ценность имеют его дневники, которые он вел на протяжении всей своей жизни.

Могила литератора В.Г.Черткова

Продвигаясь по Боковой аллее, доходим до большой клумбы и зайдя за памятник Н.Озерову, находим скромную могилу - это могила литератора Владимира Григорьевича Черткова, ближайшего друга и соратника Л.Н.Толстого. Он со дня знакомства с великим писателем в 1883 году и до кончины активно занимался пропагандой творчества Л.Н.Толстого. В 1897 году за активную деятельность был выслан из России. Находясь в Англии, издавал сочинения Л.Н.Толстого на английском языке, а уже в советское время был редактором 90-томного собрания сочинений Л.Н.Толстого.

Могила правнучки А.С.Пушкина Галиной Т.Н.

Еще одно интересное захоронение - могила правнучки А.С.Пушкина Галиной Татьяны Николаевны. Для того, чтобы определить всю родословную надо поднять генеалогическое древо Пушкиных, пока, к сожалению, не очень понятно, по какой ветви идет родство с А.С.Пушкиным. Очень хотелось бы этот момент раскопать.

Когда-то на Руси всех иностранцев звали "немцами", от того, что не разумели те языка русского и по понятиям простого люда были... немыми. Вот и на Веденском кладбище принято было хоронить "немцев" - как немцев (германцев) по национальности, так и других - французов, поляков, тех кто был иной веры, чем православные.

Северные ворота, вид с территории кладбища

Архитектура входных ворот, выполненных в готическом стиле, надгробия, распятия, часовни - все совсем иное, чем на православных погостах. Итак продолжаю свой рассказ о Введенском кладбище, на этот раз немного о тех "немцах", что нашли свой покой здесь.

Одно из самых интересных захоронений кладбища - могила Патрика (Петра Ивановича) Гордона (1635-1699) - сподвижника Петра I, генерала русской армии. В 16 лет он покинул свою родину - Шотландию и, после двухлетнего обучения в Данциге, служил в течение шести лет в польских и шведских армиях. С 1661 года был на службе в русской армии. Участвовал в Крымских походах,в 1688 году поддержал Петра I и способствовал его победе над стронниками царевны Софьи. Гордон пользовался большим авторитетом у молодого царя и руководил его военными занятиями.В 1698 году принял участие в подавлении бунта стрельцов в Москве. На Введенском кладбище был перезахоронен в XIX веке, вместе с генералом Францем Лефортом.

Как и в прошлый раз разглядывать захоронения лучше начиная с Главной аллеи, двигаясь от Северных ворот к Южным. Недалеко от входа мы видим несколько черных внушительных памятников в одно ограде - это семейство Эйнем. Основатель фабрики "Красный Октябрь" - Фердинанд Теодор фон Эйнем (T.F. von Einem), немецкий подданный, который в 1850 году приехал в Москву в надежде начать свое дело. Вначале он занялся производством пиленого сахара, потом (в 1851 году) организовал на Арбате небольшую мастерскую по производству шоколада и конфет. В 1857 году Эйнем встречает своего будущего компаньона Юлиуса Гейса (J.Heuss), вдвоем они открыли на Театральной площади кондитерский магазин. Накопив достаточный капитал, предприниматели выписали из Европы новейшую паровую машину и приступили к постройке фабрики на берегу Москвы-реки, на Софийской набережной. В справочнике "Фабрично-заводские предприятия Российской империи" об этом факте была сделана запись: "Эйнемъ. Товарищество паровой фабрики шоколадных конфектъ и чайных печений. Год основания 1867 ". Фердинанд Эйнем умер в Берлине, но его наследники выполнили его последнюю волю - основатель фабрики "Красный октябрь" завещал похоронить его в Москве.

В шагах пяти от павильона Эрлангеров находится одно из самых почитаемых захоронений на Введенском кладбище - это могила Федора Петровича Гааза (1780-1853), "святого доктора", как его называли люди. Доктор Гааз сделался в России примером самого беззаветного, самого жертвенного служения людям. Его выражение "Спешите делать добро" стало девизом российской медицины. Доктор Гааз прославился своим радением о заключенных в тюрьмах и ссыльных в каторгу. Он был главным врачом московских тюрем. На оградке могилы Гааза укреплены настоящие кандалы, в каких гнали когда-то ссыльных в Сибирь. Федор Петрович добился того, чтобы вместо неподъемных двадцатифунтовых кандалов, в которых прежде этапировали ссыльных, для них была разработана более легкая модель, прозванная "гаазовской" (именно эти "гаазовские" кандалы теперь и украшают его могилу), и еще чтобы кольца на концах цепей, в которые заковывались руки и ноги арестанта, были обшиты кожей. Но рассказ о жизни "святого доктора" - это отдельная и большая тема. Этот человек более, чем достоин, чтобы о нем помнили. Кстати и помнят, в любое время года на его могиле можно увидеть живые цветы, а ведь прошло так много лет с момента его служения людям и смерти. Ф.П.Гааз все свое состояние употребил на нужды больных и заключенных. До последней копейки. Хоронили его на счет полиции. Но за гробом "святого доктора" на Введенские горы шли пости двадцать тысяч человек.

Если пройти вперед метров на 50, то увидим надгробие известного московского зодчего Франца Ивановича (Франческо) Кампорези (1754-1831). Он был представителем московского ампира и очень популярным в Москве архитектором. Из сохранившихся его зданий одно из лучших - дом князя Лобанова-Ростовского на Мясницкой улице (ныне это дом № 43). Архитектор также принимал участие в отделке интерьеров Екатерининского дворца в Лефортово.

Сворачиваем по указателю "К могилам полка Нормандия-Неман" - во время Великой Отечественной Войны на территории Введенского кладбища были похоронены французы - летчики, сначала эскадрильи, а затем и авиаполка "Нормандия-Неман", геройски защищавшие небо нашей страны и погибшие в боях на советско-германском фронте: Фуко Генри, Марселя Лефевра, Жуара Жуля, де Сейна Мориса, Бурдье Мориса, Анри Георга. В 1953 г. их останки были перевезены во Францию, но памятное место осталось.

На Введенском кладбище похоронены и другие французы, оказавшиеся в нашей стране не по долгу собственного сердца, а по велению своего Императора. Рядом с могилами летчиков возведен гранитный монумент войнам Великой Армии, установленный на месте братской могилы французов, умерших в Москве в 1812 г. Памятник представляет из себя четырехгранную стелу на постаменте, увеченную крестом. На лицевой стороне помещен орден почетного легиона и две памятных доски. На верхней высечено: "Militaires francais mort en 1812", а нижняя сообщает, что памятник был установлен в 1889 г. - в 75-летнюю годовщину войны. Рядом с каждой из сторон памятника лежит камень с надписью: "Militaires francais mort en 1812". Ограда памятника представляет собой восемь орудийных стволов, вкопанных в землю и соединенных цепью. Земля, на которой захоронены воины наполеоновской армии, и на которой стоит памятный знак летчикам авиаполка "Нормандия-Неман", является территорией республики Франция. Также здесь находится братская могила немецких солдат, умерших в российских госпиталях во время Первой Мировой Войны.

Интересные надгробные памятники с использованием женской архитектурной тематики (к сожалению имена, выбитые на них латиницей, мне ничего не говорят, может быть это были тоже известные личности своего времени). В православных традициях такого не было и получается, что Введенское кладбище еще можно рассматривать как музей архитектуры - готика, классицизм... смешение стилей.

Памятник-надгробие работы скульптора Л.Альтконе стоит на могиле известных артистов братьев Роберта и Рафаила Адельгейм. После окончания в 1888 году драматического отделения Венской консерватории они сначала играли порознь в театрах Германии, Австрии и Швейцарии. Потом было возвращение в Россию, где они 40 лет уже вместе выступали на подмостках русских театров. "Отелло", "Король Лир", "Гамлет" и многие другие пьесы были в их репертуаре. Обоим было присвоено звание Народных артистов РСФСР.

Еще несколько интересных памятников-надгробий - под ними лежат известные ученые и деятели науки и культуры. На Введенских горах похоронены многие таких известных московских "иноверцев": биолог и естествоиспытатель, профессор Московского университета и директор университетского зоологического музея Карл Францевич Рулье (1814-1858); генерал П.П. Пален (1778-1864), который в 1812 году, находясь со своим корпусом в арьергарде 1-й русской армии и сдерживая многократно превосходящего числом неприятеля, позволил Барклаю отойти к Смоленску и, таким образом, спас армию, а значит, и всю кампанию. (Спустя много лет А.П. Ермолов писал в своих "Записках": "Глаза мои не отрывались от арьергарда и славного графа Палена. Отдаляющаяся армия, вверив ему свое спокойствие, не могла оградить его силами, неприятелю соразмерными, но поколебать мужество его ничто не в состоянии"); скрипичный мастер, получивший в 1924 году от рабоче-крестьянской власти довольно-таки экзотическое звание "заслуженного мастера Республики", чех Евгений Францевич Витачек (1880-1946); семья известных московских фармацевтов и аптекарей Феррейнов. Феррейны на рубеже XIX-XX веков открыли в Москве целую сеть аптек (одна из которых была знаменита даже в советское время на всю Москву - на Никольской улице).,
  • Действующее кладбище закрытого типа.
  • Действующий открытый колумбарий.
  • Доступны захоронения урной в открытый колумбарий, саркофаг:
  • Юго-восток Москвы, Лефортово, ул. Наличная, 1.
  • Площадь около 19 га.
  • Координаты 55.768861,37.707611 .

Один из старейших некрополей в Москве – Введенское кладбище. Основано в XVIII веке. До конца 19 века называлось Немецкое кладбище, так как здесь исстари хоронили иностранцев (в народе - "немцев") из Западной Европы, живших в Москве в районе Лефортово (по имени близкого друга и сподвижника Петра I женевца Франца Лефорта). Отсюда пошло еще одно, изредка бытующее среди москвичей название - Лефортовское кладбище. До конца 19 века называлось Немецкое кладбище или Старое Немецкое кладбище

Немецкое Введенское кладбище – “московский Пер-Лашез”. Нигде в столице не найдется столько уникальных скульптурных надгробий и усыпальниц, выполненных по проекту знаменитых скульпторов и архитекторов. Фёдор Шехтель, Сергей Коненков, Анна Голубкина, Надежда Крандиевская и множество других именитых мастеров ваяния и зодчества выразили себя в мемориальном творчестве. На берегу реки Синички покоятся множество исторических личностей и представителей мира искусства. Здесь лежит сподвижник Петра генерал Патрик Гордон, здесь могила Люсьена Оливье, знаменитого повара и автора рецепта салата, названного его именем.

Введенское кладбище в Москве управляется ГБУ «Ритуал», которое делегирует право предоставлять ритуальные услуги городской похоронной службе сайт.

Для чего нужен агент сайт ?

экономия до 40 000 руб.

Оградит родственников от возможных неправомерных действий сотрудников экстренных служб 102 и 103

Защитит от черных агентов (мошенников)

Расскажет о существующих льготах, предоставляемых государством

Проконсультирует по порядку действий и поможет сэкономить время, которое вы сможете уделить на воспоминания и подготовку к прощанию

экономия до 5 000 руб.

Перевозка в морги сайт

Предложит бесплатную и круглосуточную перевозку в партнёрские морги: МЕДСИ, госпиталей Бурденко и Одинцово

Проконсультирует по стоимости услуг в моргах

экономия до 15 000 руб.

Избавит от лишних посещений морга

Проконсультирует по гарантированному перечню бесплатных услуг морга

Оградит от навязывания лишних платных услуг

Проконтролирует качество оказываемых моргом услуг

экономия до 60 000 руб.

Проконсультирует по вариантам предоставления бесплатного места захоронения

При желании приобрести место на кладбище, предложит варианты и проконтролирует корректность их стоимости в рамках утвержденных государством расценок

Оградит от навязывания сотрудниками кладбищ дополнительных необязательных услуг

При перевозке

На кладбище

Как доехать до Введенского кладбища:

Адрес Введенского кладбища: Москва, ЮВАО, ул. Наличная, 1.

Введенское кладбище Официальный сайт

Введенское кладбище Официальный сайт – нет.

Часы работы Введенского кладбища

Захоронения: ежедневно с 9.00 до 17.00, ежедневно.

Как добраться до Введенского (Немецкого) кладбища:

Многие задаются вопросом, как доехать до Введенского кладбища. Предлагаем точную инструкцию и схему проезда разными видами транспорта.

На метро:

Метро «Семёновская», трамваи 43,46 до Введенского кладбища.
Метро «Авиамоторная», в переходе вправо, трамваи 46,43,32, 3-я остановка кинотеатр «Спутник», направо до Введенского кладбища.

Другие виды транспорта до Введенского кладбища:

На автомобиле:

МКАД: Развязка у 1-го километра МКАД направо на Саянскую ул., направо на Свободный пр., до ш. Энтузиастов, направо на проспект Буденного, налево на Семеновский проезд, затем на Госпитальный Вал до Введенского кладбища.

Третье транспортное кольцо: Через Гагаринский тоннель на Ленинский пр., налево на Мытную ул., направо на Коровий вал, через Серпуховскую пл. на Валовую ул., затем на Зацепский вал, через Б. Краснохолмский мост на ул. Земляной Вал, направо на Николоямскую наб., до Госпитальной ул., направо по Госпитальному Валу до Введенского кладбища.

Введенское (Немецкое) кладбище на карте

Схема Введенского (Немецкого) кладбища

Места на кладбище:

Введенское (Немецкое) кладбище в Москве – закрытого типа. Участки на Введенском кладбище доступны для родственного подзахоронения (по истечении санитарного срока). Места на Введенском кладбище также можно купить под родовое (семейное) захоронение на аукционе департамента торговли и услуг правительства Москвы.

Любой житель России может заблаговременно приобрести участки на Введенском кладбище под родовые захоронения урной через аукцион. Если умер не москвич и его надо похоронить в Москве, места на Введенском кладбище покупают у правительства Москвы, минуя аукцион.

Средние цены на услуги Введенского кладбища

Официальные стартовые цены на участок под семейно-родовое захоронение на открытом аукционе, установленные Правительством Москвы:

  • Под захоронение урной: от 480 668,76 р.

Цены указаны на январь 2019 года;

Вход на Введенское кладбище

Тайное, загадочное, притягивающее к себе всё больше и больше посетителей и интересующихся, Введенское кладбище… Ну и место, Вы скажете, выбрали для статьи. А место самое что ни на есть необычное. Кстати во всех крупных городах Европы и мира есть такие мемориальные кладбища, которые туристы посещают как объекты культурного наследия. Так, например, есть такие в Испании, Франции, Италии и других странах. А в Москве это Новодевичье кладбище и Введенское. Причём Введенское на мой взгляд наиболее интересное, потому что оно не такое помпезное и к тому же содержит уникальные памятники европейской бытовой скульптуры. Вдобавок ко всему мистика и поверья, существующие о кладбище, и в наше время добавляют к нему немало интереса. На кладбище по ночам периодически собирается группировка «готов» и они проводят там свои таинственные ритуалы. «Готы» облюбовали одно из уникальных надгробий и назвали это место «вампиркой». Но обо всём этом чуть позже.

Итак, само кладбище образовалось здесь по историческим меркам недавно в 18 веке, на берегу реки Синички, напротив Немецкой слободы на Введенских горах. В то время в Москве царила страшная болезнь под названием чума. Люди умирали тысячами, зараза распространялась мгновенно. И дабы предотвратить быстрое распространение заразы, Екатерина Вторая повелела запретить хоронить в черте города Москвы, а хоронить на окраинах, при заштатных монастырях и новоотведенных для этого местах. Так и образовалось Введенское. Поначалу хоронили всех, а так как рядом располагалась Немецкая слобода, то после чумы стали хоронить всех иностранцев, иного вероисповедания. Причём не только немцев, но и французов, голландцев и людей другой национальности. А после уже в конце 19 века хоронили и православных, и с иноверческими корнями. В 20 веке стали хоронить профессоров и генералов рядом расположенных красноармейских академий и людей, живших от кладбища неподалёку, а также священнослужителей.

Плачущие ангелы, скорбящие женские фигуры, наклонившиеся над вазонами, старые склепы и необычные часовни поражают взгляды каждого, кто хотя бы раз побывал на Введенском. Достаточно пройтись только по главной аллее, чтобы обозреть всю необычность кладбища. На ней можно увидеть огромные чёрные стелы типичные для Европы конца 18 века, на одной из которых Вы увидите знакомую фамилию сладкоежек – ЭЙНЕМ. Абсолютно типичное европейское надгробие, выполненное из чёрного камня лабрадорита, сияющего на солнце своими перламутровыми вкраплениями. На главной аллее Вам встретится могила талантливого актёра Театра имени Моссовета Геннадия Бортникова. Знакомое лицо с фотографии обращено к идущим. Несравненно уникальный и красивый актёр в жизни сыграл очень мало ролей. Его очень ценила как профессионального партнёра Фаина Георгиевна Раневская, которая всегда говорила о том, что своя талантливая игра – это только половина успеха спектакля у зрителей. А вторую половину создают партнеры по спектаклю. Бортникова в Париже называли русским Жераром Филиппом – он был красив, трогателен и романтичен.

А практически напротив Геннадия Бортникова похоронен человек – московская легенда. Это знаменитый «святой доктор» Фёдор Петрович Гааз. Его ещё называли

Могила доктора Гааза

тюремный доктор. Этот человек всю свою жизнь посвятил тому, чтобы облегчить жизнь заключенным. Родившись в дворянской семье, по происхождению немец и по вероисповеданию католик, Гааз имел добротное состояние и все свои средства и силы потратил на тех, кто оказался в тюрьме или был отправлен в ссылку по этапу. Добрый доктор не отказывал никому, по первому сигналу о нарушении чьих-то и без того ограниченных прав, он обивал пороги учреждений и добивался справедливости или послаблений. Именно он настоял на том, чтобы от кандалов освобождали стариков и больных, чтобы в Москве при наказании ссыльных, идущих в Сибирь, полиция не использовала железные прутья, чтобы женщин заключенных не брили наголо и железные тяжелейшие кандалы были облегчены в весе и изнутри обиты кожей. Поговаривают, что доктор пробовал усовершенствованные кандалы на своих голых ногах. Благодаря Гаазу появились тюремные больницы и школы для арестантских детей. Он постоянно, несмотря на свои скудные оставшиеся на жизнь средства, принимал бедных больных и покупал им лекарства. К концу жизни у Гааза остались его достижения, баснословная слава среди бедных и заключенных и подзорная труба. Доктор обожал смотреть на звёзды, он был неисправимым мечтателем и романтиком. Когда он умер, оказалось что хоронить доктора не на что. В силу огромных заслуг и народной славы было решено похоронить доктора на казённый счёт. В конце августа 1853 года тело доктора до самого Введенского кладбища провожала вся Москва. Почти двадцать тысяч человек прощались с доктором. Его могила представляет собой почти круглый камень-валун с большим крестом, на ограде висят настоящие кандалы, на надгробии надпись: «Спешите делать добро». Это любимые слова доброго доктора. Девять лет назад Римско-католическая церковь начала процесс о причислении доктора Гааза к лику святых. Основной процесс развернулся в России, потому что именно в нашей стране немецкий доктор проявил чудеса милосердия и сострадания к нуждающимся.

Можно повернуть от главной аллеи направо и пойти по жёлтому указателю к могиле Люсьена Оливье, создателя московского ресторана «Эрмитаж», в котором практически

Могила Люсьена Оливье

все известные в 19 веке москвичи отпраздновали свои свадьбы, юбилеи и премьеры. Ну а мы, сегодняшние их потомки, каждый Новый год готовим салат, названный в его честь «Оливье», но ничего общего с первоначальным рецептом создателя не имеющим. Памятник известному французу ресторатору также скромен, как и многие надгробия, поставленные на могилах известным в прошлом промышленникам и миллионерам, и представляет собой темную стелу с небольшим крестом. Около 10 лет назад никто и не подозревал о том, кто здесь похоронен. Сотрудники ГУП «Ритуал» проводили проверку бесхозных могил и обнаружили что заброшенная стела с почти стёртой надписью поставлена в честь знаменитого ресторатора. Могилу восстановили, и теперь к ней ходят студенты кулинарных техникумов и институтов в надежде получить помощь Люсьена Оливье в учёбе и кулинарных талантах. К тому же, говорят, что к могиле выстроилась очередь из столичных ресторанов, желающих поухаживать за ней, потому что ГУП «Ритуал» объявил о намерении сдавать бесхозные могилы в аренду!

На той же главной аллее Вы увидите белую балерину в пачке и пуантах, как будто выходящую из черного камня гранита и парящую между этим миром и тем. Это

Могила Ольги Лепешинской

могила знаменитой и в России и во всем мире балерины Ольги Лепешинской. Она прожила долгую жизнь – 92 года. Танцевала на многих мировых площадках, возглавляла Центральный дом работников искусств, преподавала балетное искусство в Европе и была главным экзаменатором кафедры хореографического искусства в ГИТИСе. Вся её жизнь была посвящена балету и несмотря на три брака она, как и многие выдающиеся люди искусства посвятившие себя профессии, не имела детей и очень об этом жалела. Прямых наследников не осталось, и её личные уникальные вещи оказались в частных руках. Был даже нашумевший случай с этим наследством в прокуратуре. Эти уникальные вещи в число которых входит, например — зимнее американское пальто 30-х годов 20 века из меха обезьяны с кокеткой из шерстяной ткани и индивидуальные сценические костюмы балерины — были переданы частными наследниками в коллекцию историка моды Александра Васильева. Все эти вещи были выставлены в феврале на выставке в Царицыно «Мода за железным занавесом. Из гардероба звезд советской эпохи». Но не вещи главное, что осталось от балерины, а её лёгкое изящное искусство, которое она передала молодым поколениям и редкие кадры киноплёнки, запечатлевшей её танец.

В глубине кладбища почти у другого его выхода с левой стороны есть загадочное место, называемое готами «вампирка», простыми людьми как «Дом на песке», а на самом деле то ли усыпальница семьи Вогау, то ли миллионнера Кноппа. Надписи не сохранились, сооружение в виде античного входа в храм разваливается, штукатурка осыпается, всевозможные надписи на колоннах — все это в жутком состоянии. Но место и вправду таинственное и с давней историей. Однажды две бабушки на нашей экскурсии «Заблудившийся трамвай» подошли к нам и сказали, что есть легенда об одном миллионере, у которого была одна любимая приемная дочь. Она умерла будучи молодой и не оставила наследников, отец безумно горевал и решил построить вот этот «Дом на песке» для неё и для себя. Не знаю насколько это правда, но вот то, что до 1946 года на этом месте в римской арке стояла удивительная фигура Христа работы флорентийского скульптора Романелли, так это правда. Одна рука Иисуса свисала немного вниз, и когда шёл дождь, вода струилась на землю с его ладони. Многие приходили к этой статуе, считая её священной, а воду стекающую с руки Христа целебной. Даже святая

Фото начала 20 века

блаженная Матрона Московская посылала свою помощницу Верочку к статуе Христа когда сильно заболела. Слух о паломничестве на Введенское дошёл до советского руководства и статую увезли. И только недавно удалось обнаружить её. Теперь она стоит в Московской духовной семинарии в Сергиевом посаде. Но после изчезновения той статуи у могилы семьи Третьяковых-Рекк была установлена родственниками другая скульптура Белого Христа у чёрной стены работы скульптора Натальи Крандиевской, мамы архитектора Файдыша автора монумента «взлетающей ракеты» возле метро ВДНХ. Теперь магические свойства помощи страждущим приписываются изваянию Белого Христа.

Памяти погибших солдат Наполеоновской армии стоит почти в овраге огромная стела, окружённая железными цепями на столбах в виде орудий-мортир. Этот маленький кусочек земли юридически принадлежит Франции. На кладбище есть и братская могила наших воинов, которые воевали с французами. Как говорится, всех врагов эта «введенская» земля навеки примирила. И действительно – обрусевшие немцы, наполеоновские французы, солдаты, офицерский состав Советской армии, погибшие в госпиталях немцы и наши красноармейцы, священнослужители, люди различных национальностей и вероисповеданий похоронены рядом друг с другом на территории Введенского.

Если отойти от главной аллеи налево по широкой дороге, то почти одновременно можно наблюдать белую часовню Эрлангеров, скульптурную композицию семьи Плау с милой женской скульптурой у двери в иной мир и усыпальницу Рожновой с мозаикой

Надгробие Рожновой и Леона

по картине Бёклина «Остров мёртвых». На часовне Эрлангеров – мукомольных промышленников – надписей и людских просьб огромное множество. Просят о хорошей работе, о ребенке, о любимом и чтобы не разводится и тому подобное. Всё это, говорят, сбывается. Почему так оказалось, что часовня, возведённая по эскизам Федора Шехтеля для своего друга Антона Эрлангера стала православной? Странным является и тот факт, что внутри часовни имеется уникальное панно, изображающее Иисуса Христа Сеятеля, работы Фролова по эскизам самого Петрова – Водкина. Единственное логичное объяснение всему этому даёт история о некой бабушке Тамаре, сироте и армянке по происхождению, которая 15 лет жила на кладбище, просила милостыню, увидела эту часовню, которая была в том момент в ужасном разрушающемся состоянии и задалась целью отреставрировать её. Тамара собирала милостыню и копила на ремонт часовни. Сквозь решетку видела она лик Христа и стала ему молиться. Она была прихожанкой Церкви Петра и Павла, что неподалёку от кладбища. Вот именно эта церковь после странного ухода Тамары с кладбища стала покровителем этой часовни. Туда приходят прихожане, открывают иногда дверцы часовни для подхода к панно и поддерживают порядок в часовне. Хотя на стене самой часовни и висит предупреждающая о самовольных надписях табличка, но против надписей не ругаются. Наоборот считают, что раз люди пишут, значит — помогает икона. Тамара помогла восстановить могилу старца Зосимы и сделать часовенку вокруг его могилы. Похоронена там монахиня Фамари — бывшая грузинская княжна Марджанова, которая была известна всему довоенному духовенству, являлась родственницей грузинского режиссера, была безумной красивой, в молодом возрасте решила посвятить свою жизнь Богу и шла всю жизнь по этому пути. Отбыла ссылку, а закончила свой жизненный путь в Подмосковном ските. Она писала удивительно духовные и светлые стихи:

Мне снился сон однажды чудный
матушка Фамари на картине П.Корина «Русь уходящая»
Сон необычной красоты
С дерев листвою изумрудной
И все цветы… цветы… цветы…
И было их так много, много
Роскошных пышных тех цветов.
Тонула словно в них дорога,
Красы их выразить нет слов!
Головки лилий белоснежных
На длинных стройных стебельках
И масса роз душистых нежных
С росой на свежих лепестках
Гортензий шапки, словно пена,
Настурций ярких огоньки
И золотистая купена
Цвели по берегу реки
И верю я, – в стране небесной,
В стране добра и красоты,
В стране поистине чудесной
Я вновь увижу те цветы…

Обилие известных людей и уникальных скульптур на кладбище притягивает всё большее количество посетителей. Простые два креста на могилах отца и сына Мельниковых – известных архитекторов и художников, скромное изображение на могиле Татьяны Ивановны Пельтцер, барельеф актрисы Максаковой и издателя Ивана Сытина. Есть могила известного инженера железных дорог в виде большого креста, колёс и механизмов. Есть там и очень оригинальные надгробия советских времен. Наприме в виде пропеллера от самолета или звезды на символическом млечном пути какой то партийной деятельницы.

Более подробно ознакомиться с историей, уникальными надгробиями, историями судеб, таинственными часовнями Введенского кладбища Вы сможете на нашей необычной экскурсии .

Так что, Идите и Смотрите!!! И помните!!!



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Русская народная сказка "Бычок смоляной бочок" Жанр: народная волшебная сказкаГлавные герои сказки "Бычок смоляной бочок" и их характеристика Дед с бабкой. Простые старики....

Новые статьи
/
Популярные