Космос в художественной литературе. Доклад: "Отражение темы космоса в музыке". Произведения для школьников

Мозгова Дарья

Цель работы:показать отражение данной темы в музыке, а также рассказать о том, как она повлияла на творчество русских композиторов серебряного века и музыкальных групп 70-90-х годов 20 века.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

«Отражение темы космоса в музыке»

2014 год

Цель работы.................................................................................................................3

Введение……………………………………………………………………………...4
Музыкальный космизм в России...............................................................................5

Музыкальные коллективы, обращающиеся к теме космоса...................................8

Выводы.......................................................................................................................11

Список использованных ресурсов...........................................................................12

Цель работы

Рассуждениям на космические темы в наше время уделяется пристальное внимание. Космосу посвящены научно – исследовательские труды, научно–популярные произведения, а так же художественные работы (произведения литературы, кинематографии, изобразительного искусства и музыки). Платон говорил: «Астрономия заставляет душу смотреть вверх и ведет нас из этого мира в другой». Ну, а что же, как ни музыка, заставляет человека задуматься, окунуться в нечто иное, нежели просто воспоминания?

Тема космоса – это вечная тема в музыке. В творчестве разных эпох обретает свои образы и имеет определённые средства художественной выразительности, свой музыкальный язык, понятный и востребованный в данный исторический период. Моя цель – показать отражение данной темы в музыке, а также рассказать о том, как она повлияла на творчество русских композиторов серебряного века и музыкальных групп 70-90-х годов XX века, когда начали появляться шоу – программы, наполненные спецэффектами и стилизованными костюмами на космические темы. В своей работе я обращаюсь к самым ярким примерам, а именно к творчеству А.Н.Скрябина, композитора серебряного века и проанализирую творческий путь музыкальных групп 70-90х годов.

Введение

«Музыка - самое божественное и духовное из всех искусств».

(Письма Махатм. Избранные письма 1880-1885, Письмо XXII)

Музыка. Такая земная и неземная. Музыка - словно отражение иного пространства, иного времени, иных миров. Она звучит и в шуме водопада, и шелесте листьев, и пении птиц. Музыкой наполнены травы, тянущиеся к Солнцу, ибо Солнце - сама музыка. В час восхода оно поет Земле песню о встрече, а при заходе - мелодию разлуки.

В отдаленные от нас тысячелетиями времена люди умели слушать музыку мира, понимая ее единство со всем существующим в природе. «Музыка, ее первый звук, родилась одновременно с творением мира», - так утверждали древние мудрецы.

Во Вселенной, где идет борьба Космоса и хаоса, порядка и беспорядка, гармонии и дисгармонии, музыка занимает особое положение: «музыка - наука о хорошей гармонии. Когда же мы совершаем несправедливость, то не сохраняем музыку. Таким же образом небо, земля и все, что движется в них всевышним повелением, не существует без науки музыки. Действительно, Пифагор свидетельствует, что этот мир основан посредством музыки и может управляться ею».

Платон, великий Учитель древности и последователь Учения Пифагора, считал музыку главным средством воспитания гармонической личности. Философ очень серьезно относился к подбору мелодий для прослушивания населением.

Итак, Вселенная звучит, но привычный человеческий слух не улавливает небесных звучаний. Их воспроизводит музыка - отражение космической гармонии. Человек, как часть Вселенной, настраиваясь посредством прекрасных мелодий на гармонические звучания Космоса, обретает духовные силы и физическое здоровье. Так утверждают древние трактаты.

Музыкальный космизм в России

Вершиной музыкального выражения русского космизма является конец XIX – начало ХХ века. На общем фоне слома мировоззрения появились русские композиторы – космисты, которые своими музыкальными и научно-публицистическими произведениями утверждали идеи музыкального космоса. Эти идеи высказывались как самими композиторами, так и философами.

Проблемное поле выдающихся русских композиторов ХХ в. – Скрябина, Рахманинова, Прокофьева и др. – было задано философской мыслью, особенно философией всеединства В. С. Соловьева, которая выводила их на проблемы космизма. Идеи положительного единства, синтетический метод познания оказались близки отечественным композиторам. Пример - произведение Ивана Вышнеградского «День Бытия». Бесконечность мира, мысль о всеединстве сущего была для символико-космистов и романтической мечтой, и восторгом, и философской доктриной, духовным отцом которой был В. Соловьев. Многих творцов рубежа ХIХ-ХХ веков (В. Соловьев, Е. Трубецкой, А. Н. Скрябин) объединяла космическая тема: солнце, звезды, луна, небесная лазурь - для них есть символы божественного света, способные преодолевать время и суету. Но наряду с ренессансным ощущением в музыкальной культуре серебряного века ярко проявилась острота переживаний. Во многих сочинениях композиторов - космистов реализуется неистовый порыв и сковывающая сила молчания, небытия. Для всех художников - космистов было свойственно чувство бесконечности, таинственной непостижимости бытия.

Таким образом, рубеж ХХ столетия был отмечен как период активной художественно - эстетической деятельности: поэты и музыканты, философы и живописцы, единые в своем устремлении поиска иной реальности. Диапазон воплощения тенденций эпохи «простирался» от тончайшей нюансировки в миниатюрных формах (романсы С. Рахманинова опус 38) до космической масштабности в крупных сочинениях (кантата С. Прокофьев «Семеро их»). Космический такт объемлет в себе все, от биения сердца до космической музыки сфер. Космос человеческой души - уподобляется Космосу Вселенной. Символ пронизывает эпоху. Поскольку именно музыка наиболее полно выражает символ, все композиторы - космисты явились выразителями идей, укладывающихся в рамки космизма: образы бесконечности (девятая соната А. Скрябина), образы Космоса (Четвертая соната А. Скрябина).

У русских космистов, представителем которых был также и А. Н. Скрябин, возникает новый взгляд на человека как на субъект космической эволюции. Вершин ее достигает не отдельный человек, а соборная совокупность сознательных существ, всего человечества, в единстве всех поколений. Космический процесс представляется композитору неповторимым, когда Вселенная совершает лишь один цикл: она родилась из Ничто и стремится к своей последней цели - Абсолютному бытию. Искусство звуков в скрябинском понимании представляет собой не просто «новое описание» мира, а некую глобальную Реальность, в объеме которой физическая вселенная занимает только часть. При этом музыкальное произведение является своего рода «тоннелем» в космическое пространство звездных миров. Во многих сочинениях Скрябина, сочетание миниатюрной формы, стремительного темпа создает впечатление полета, самоутверждения духа, а выставленные в конце произведения паузы, предоставляют возможность домыслить образ, почувствовать его бесконечную перспективу. Таким образом, осуществляется выход за рамки реального, физического времени; паузы воспринимаются как «шлейф» от пролетевшей кометы. Четвертая соната композитора являет нам посредством музыкальных структур Вечный Космос, бесконечную Вселенную, которые запечатлены в неизменности главной темы - темы Звезды.

Ярким примером космизма в музыке служит творчество великого русского композитора Н. А. Римского-Корсакова. В своей четырнадцатой опере «Сказание о невидимом граде Китеже» (1904), он вновь творит глобальную картину мира, основой которой выступает мифологическая поэтика. Любимый инструмент композитора - хор, как лучшее самораскрытие Соборной Души, когда она осуществляет высшую форму творчества - духовное делание. Таким образом, через хоровое воплощение соборного «мы».

Давайте рассмотрим примеры творческого пути музыкальных коллективов, особенно популярных в этот период, которые обращались к теме космоса.

Музыкальные коллективы, обращающиеся к теме космоса

1. Группа «Rockets»

Rockets - французская рок-группа. Известны своим имиджем "пришельцев из космоса", одними из первых в истории музыки масштабными шоу с использованием целого каскада спецэффектов (в частности, "инопланетных" декораций, пиротехники, лазеров). Альбомы Plasteroid и Galaxy стали золотым и платиновым соответственно.

История ROCKETS началась в 1972 г., в Париже, где они под именем CRYSTAL играли в основном в клубах. На сцене появлялись в обычном человеческом обличье - в нормальной одежде и с длинными волосами. До сих пор неизвестно, записали ли они что-нибудь в таком воплощении.

В 1974 г. CRYSTAL меняют название на ROCKET MEN (или ROCKETTERS) и вот - пять пришельцев с зелеными глазами (контактные линзы), серебряной кожей и в «космической» одежде - впервые появляются перед публикой в Европе, записав сингл «Rocket Man».

В 1975 название группы меняется на ROCKETS и выходит новый сингл (только во Франции) «Future Woman» - ранняя версия, отличная от той, что будет включена позднее в их первый альбом. Сторона B включает инструментальную композицию «Sexy Planet», не вошедшую ни в один из альбомов.

В 1976 г. во Франции вышла первая пластинка под названием «Rockets», а группа провела серию фантасмагорических живых шоу с использованием вокодера, лазеров, световых эффектов и пиротехники, сразу же имея успех во Франции, а затем и за ее пределами.

По мнению критиков и самих ROCKETS также, альбом «Galaxy» (1980) был лучшим в их истории. С этим альбомом, который получил статус платинового (более 1 млн копий), группа достигла вершины своего успеха. После выхода альбома ROCKETS отправились в большой 200-дневный тур.

Изменения в группе (1984 год) повлекли за собой изменения внешности и музыки. Уже обычные люди (не «пришельцы»), в футуристических костюмах (разработанных Виктором Тольяни, который до этого работал с группой Visitors, а также был художником, скульптором и экспертом в области абстрактного и НФ искусства). Также и стиль музыки изменился в сторону большинства британских поп-групп того периода - меньше «электроники», больше танцевальной.

В 1992 г. на CD вышел сборник «Galactica», в который включены песни с пластинок, выпущенных в период 1980-1984 г.г.

Творческий путь «Rockerts» прошёл кардинальные изменения в разные периоды времени. Но в конечном итоге, возобновляя истинную суть группы, её участники вернули прежний стиль – отражение космоса в музыке.

2. Группа «Зодиак»

Зодиак (латыш. Zodiaks) - советская музыкальная группа из Латвии, существовавшая в 1980-х годах и игравшая инструментальную музыку в жанре синти. «Зодиак» была одной из первых советских групп, исполнявших электронную музыку. Основной тематикой композиций являются космос и научная фантастика (в середине 1980-х годов группа от этой тематики отказалась).

Инструментальная группа «Зодиак» под управлением Яниса Лусенса (родился 7 апреля 1959 года) была организована в конце 1970-х студентами Латвийской государственной консерватории им. Я. Витола на базе кафедры электронных музыкальных инструментов. Слушателей потряс высочайший профессионализм и музыкальный вкус команды, несмотря на то, что им было немного за двадцать лет - проявило себя академическое музыкальное образование. Ансамбль начал исполнять необычную для советской эстрады электронно-синтезаторную музыку с «космическими» звуками. Дебютный альбом Disco Alliance был выпущен в 1980 году. Тогда же латышские музыканты написали саундтрек к документальному фильму о космонавтах «Звёздная палитра», в ходе работы посетив Звёздный городок и познакомившись с космонавтами. Названия композиций на следующем альбоме «Музыка во Вселенной» недвусмысленно отсылают к космической тематике. В 1982 году ансамбль успешно выступал в Москве в эстрадной программе «Молодость Балтики», проходившей в рамках заключительного концерта фестиваля «Московские звёзды», посвящённого 60-летию образования СССР и XIX съезду ВЛКСМ.

3. Группа «Space»

Space («космос», читается «спэйс») - французская группа, исполняющая музыку в жанре «космической» электроники и диско.

Группа была создана в 1977 году Дидье «Ecama» Маруани, Роланом Романелли и Янником Топом. В ранний период музыканты всячески подчеркивали научно-фантастическую направленность своей группы, часто выступая в сценических костюмах наподобие скафандров.

В названиях альбомов и известнейших хитов, несомненно, присутствуют космические названия, что еще раз доказывает увлечённое внимание участников группы к теме космоса.

В 2011 году в честь 50-летия полёта Юрия Гагарина Дидье Маруани и группа «Space» выступили с эксклюзивными концертами в Доме Космонавтов Звёздного городка (11 апреля) и в Государственном Кремлёвском дворце (13 апреля). В ходе концертов публике были представлены «Space-версии» всем известных эстрадных хитов о космосе, а композицию «Ура, Гагарин, Ура!», специально написанную Маруани к юбилею, вместе с артистами исполнили космонавты из разных стран.

Выводы

В 70-90–е годы ΧΧ века возникает неподдельный интерес к теме космоса, этому способствуют большие достижения в его освоении, желание познать космическое пространство и его основные законы. В этот период создается огромное количество художественной литературы фантастического жанра, снимаются кинофильмы, в музыкальной массовой культуре возникает целое течение групп, в основе творчества которых становиться космическая тема. В этот период начинает развиваться электронная музыка, это является благодатной почвой для написания композиций, описывающий неизвестный неземной образ, космические пейзажи.

Исследуя творчество композиторов серебряного века и музыкальных коллективов 70-90х годов XX века, посвящённых теме «Космос в музыке», были выявлены причины, основные идеи и эстетические задачи, которые ставили композиторы для реализации данной темы. Опираясь на данный материал, можно придти к следующим выводам:

Кто-то скажет: «Если такая музыка существует - значит, она кому-то нужна». Да, наш земной мир соткан из совершенства и несовершенства. Каждый человек волен выбирать, что ему ближе. Гармоничная музыка явится особой панацеей от многих бед, ибо ее звуки, проникающие всюду способны сделать мир прекрасней, а человека - совершенней.

Мыслитель говорил: «Слушать Прекрасное, видеть Прекрасное - значит улучшаться».

Список использованных ресурсов
Ссылки

http://nowimir.ru/DATA/070704.htm

Список литературы

1. Гагарин Ю.А., Лебедев В.И.. Психология и Космос(1976). 3-е изд. М., Молодая гвардия, 208с.

2. Циолковский К. Э. Космическая философия (1935). ААН СССР, ф. 555, оп. 1, д. 535.

Тайны и загадки космоса привлекают не только учёных, но и писателей, поэтов. Такие творения уносят читателя в незабываемый мир фантастических приключений. Космическая тема очень часто затрагивается в мировой и русской культуре. Встречаются научно-фантастические, художественные, документальные книги о космосе. Многие из них уже стали художественной ценностью. К этой теме обращались такие мастера, как Кир Булычёв, Г. Уэллс, Берроуз, С. Лем, Р. Хайнлайн, Г. Гаррисон, Р. Брэдбери и другие. Книги о космосе и космонавтах привлекают взрослых и детей.

Популярная космическая фантастика

Что там, наверху? Многих интересует этот вопрос. В поисках ответа люди берут в руки книги-фэнтези. Космос невероятно загадочный и заманчивый. Вот книги, авторы которых устремляли свой взгляд в небо:

  • Ироническая сага "Автостопом по Галактике" (Дуглас Адамс). Автор отправляет своего весёлого героя в путешествие по Галактике. Его ждёт много острых ощущений, захватывающих приключений. В книге присутствуют не только фантастика, космос, но и тонкая философская линия.
  • Произведение об умном, жестоком и опасном преступнике XXVI века под названием "Стеклянный Джек"(Адам Робертс). Все космические жители знают, что нет ничего не возможного для убийцы и преступника Стеклянного Джека, который даже пытается соревноваться со скоростью звука.
  • Фантастическая эпопея "Дюна" Эта сага завоевала много поклонников, считается лучшим фантастическим романом о планете из песка. Герберт создал оригинальную картину далёкого будущего.
  • Книга популярного писателя-фантаста "Непобедимый". Правдоподобное изображение контактов человека с другими цивилизациями - тема, по которой запомнился этот писатель. Модернизированный "Непобедимый" отправляется на загадочную планету Регис III, на которой нет цивилизованной жизни, но она очень опасна.
  • Роман братьев Стругацких о светлом, интересном, чистом мире - "Полдень. XXII век". Это самое запоминающееся произведение знаменитых авторов, относится к утопической фантастике. Его успели полюбить уже несколько поколений читателей.
  • Космический детектив Джека Макдевита "Летучий голландец". Роскошный космический корабль летит наблюдать за столкновением двух звёзд. Экипаж корабля куда-то таинственно исчезает. Герою детектива предстоит узнать тайну их исчезновения.

Космическая тема для самых маленьких

Герои, которые исследовали Вселенную, всегда привлекали самых маленьких читателей. Тайны Солнечной системы, звёзд, планет - всё это самым доступным языком излагалось многими авторами для детей. Фантастика, космос интересны даже в дошкольном возрасте. Что же можно порекомендовать юным читателям? Вот самые известные книги про космос для детей:

  • Повествование И. Иванова "Необыкновенные приключения Пети в космосе". Посвящена она 50-летию первого полёта человека в космос. Из неё дети узнают о героях, которые свершали научные достижения. Герой книги, Петя, отправляется в увлекательное путешествие, открывая для себя неизведанный мир.
  • Увлекательные рассказы К. А. Порцевского "Моя о космосе". Из неё ребятишки смогут узнать, почему день сменяет ночь, почему зимой холодно, а летом тепло, что такое галактики, астероиды, метеориты, кометы.

  • Новинка космической тематики - "Звёздные сказки" Е. Левитана. Этот сборник в очень доступной форме сможет донести для малышей загадки Вселенной. Также очень популярным является издание Левитана "Сказочная Вселенная".
  • Иллюстрированный атлас Николаса Харриса "Светящаяся книга о космосе". В ней просто и понятно рассказывается о сложных вещах. Полезные факты дети узнают с помощью всевозможных лабиринтов, наклеек, игр. Большое внимание создатели уделили крупным иллюстрациям.

Детские энциклопедии

Очень доступно о космических кораблях, работе космонавтов на орбите, космических станциях и космодромах рассказывают современные детские энциклопедии. Современные энциклопедии и книги про космос для детей очень красочные и яркие. Их издано очень много.

  • Энциклопедия для младших школьников С. В. Житомирского "Космос". В ней юные читатели смогут изведать созвездия, планеты, звёздное небо, далёкие галактики. Здесь собрано много интересных фактов, замечательных фотографий.
  • Издание Джона Фарндона "Детская энциклопедия космоса". Юные читатели смогут узнать об этапах освоения космоса, гипотезах о внеземных цивилизациях. Здесь есть описание Международной космической станции и пребывания на ней космонавтов.
  • Занимательная энциклопедия В. И. Цветкова "Космос". В ней дети смогут узнать о Солнечной системе, чёрных дырах, скорости света, небесных телах. Вся информация сопровождается яркими интересными иллюстрациями.

Произведения для школьников

Когда астрономия всерьёз заинтересует школьника, ему можно порекомендовать следующие художественные и научно-популярные книги о космосе:

  • Я. И. Перельман "Занимательная астрономия". Эта книга объясняет сложные понятия и открытия простым языком.
  • Сборник Ника Горькавого "Небесные механики". С главными героями - Коперником, Галилеем, Эйнштейном - школьники смогут совершить путешествие в удивительные космические сказки.
  • Бестселлер астрофизика Стивена Хокинга "Джордж и тайны Вселенной". Книга отличается насыщенностью информации и детективно-фантастическим сюжетом. Школьник сможет узнать о вакууме, скафандре, теории относительности и зарождении звёзд.

Классика жанра

Художественная литература о космосе включает в себя повести, романы, рассказы, сказки, стихи. Многие произведения, связанные с темой космоса, уже стали классическими. Стоит о них вспомнить.

  • Сказка Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц". Путешествия и размышления маленького принца покорили сердца многих читателей. Она заставляет окунуться в особенный трогательный и красивый мир.
  • Книги российского писателя-фантаста Вот некоторые из огромного списка: "Путешествие Алисы", "Тайна третьей планеты", "Сто лет тому вперёд", "Девочка с Земли", "Лиловый шар".
  • Легендарные произведения Герберта Уэллса. Эти шедевры у многих на слуху: "Война миров", "Машина времени", "Первые люди на Луне".
  • Сочинения великого Рэя Брэдбери. Он является отцом многих направлений жанра фантастики. Самые знаменитые романы: "Марсианские хроники", "451 по Фаренгейту". Также рассказы на эту тему: "Уснувший в Армагеддоне",
  • Замечательные шедевры определили развитие современной фантастики. Стоит вспомнить культовые книги: "Гражданин Галактики", "Пасынки Вселенной", "Луна - суровая хозяйка", "Туннель в небе".

Научно-популярная литература о космосе

К теме космоса обращалось много отечественных и зарубежных учёных, которые документировали свои материалы. Вот самые значимые работы:

  • Документальное произведение классического американского мастера Тома Вулфа "Битва за космос". Автор повествует о завоевании космических просторов в условиях холодной войны.
  • Проект Фреда Адамса и Грега Лафлина "Пять возрастов Вселенной. В глубинах физики вечности". Это творение охватывает историю космоса от самых первых шагов.
  • Научно-документальная работа Антона Первушина "108 минут, изменивших мир". Автор рассказывает о подготовке в полёт первого человека - Юрия Гагарина.

Книги-воспоминания

Многие космонавты, прошедшие подготовку перед полётом, написали книги о космосе. Стоит перечислить следующие воспоминания: Валерий Шаров "Приглашение в космос", Юрий Батурин "Повседневная жизнь российских космонавтов", "Дневник космонавта".


3. Философия космизма .
4. Космизм в архитектуре
5. Космос в литературе и поэзии
6. Космизм в живописи
7. Космическая музыка. Терменвокс
8. "Соприковновение" произведений искусства с космосом
9. Миссия "Вояджера"

Работа
Ученицы 11-б класса ХСШ №133 "Иицей искусств"
Красниковой Александры

г.Харьков, 2013 г.

Вступление:

В переводе с греческого слово "космос" означает "порядок" (в отличие от хаоса). Сейчас это слово употребляют как синоним слова "Вселенная". Это говорит о том, что человечество всё больше убеждается в том, что наш мир гармоничен; существует, подчиняясь строгим и неизменным законам. Мы пытаемся познать эти законы, используя для этого достижения математики, физики, философии… И, надо отметить, уже многого достигли в этой области. Хотя некоторые вещи всё же остаются для нас загадкой…
Но человек - существо любознательное. Во все времена нас очаровывал тот небольшой "кусочек" Космоса, который мы видим с Земли - звёздное небо… Ещё древние люди слагали о космосе мифы, песни; изображали его на рисунках, запечатляли в скульптурах… Кстати, многие древние мифы довольно точно отображают ту информацию об устройстве мира, которой владеют современные учёные (этот факт положен в теорию палеоконтакта Эрика фон Деникена, но об этом позже).
С появлением телескопов люди смогли заглянуть "дальше вглубь". Звёзды, туманности, галактики… Невероятно красивое зрелище…
Как и раньше, человечество отображает свои "косимческие" мысли, чувства и ощущения в произведениях искусства.
" Звезды
ни с кем не помолвлены.
Ни с кем!
А такие красивые!" - писал Гарсиа Лорка.
Наверное, не очень сложно догадаться, какое чувство очарованности, завороженности я испытываю ко всему, что касается Космоса - этого таинственного внеземного мира
И мне очень хочется отобразить это чувство в своей работе. Хочется донести до читателя всю красоту и гармонию той Вселенной, в которой нам посчастливилось жить. Те знания, которыми я обладаю на данный момент не позволяют мне сделать это, пользуясь математикой и физикой. Поэтому я решила "обратится за помощью" к искусству…
Надеюсь, что смогу достичь поставленной цели.

Ранним утром 17 февраля 1600 года на римской площади Кампо ди Фиори (Площадь Цветов) по решению папской инквизиции был сожжен на костре Джордано Бруно. Католическая церковь, которая тысячи лет душила любое проявление вольнодумства и человеческого ума, праздновала очередную победу, расправившись с человеком, который осмелился бросить вызов догматам веры.

Джордано уничтожили физически. Но ни гонение церковников, ни хмурая тюрьма, где он страдал длинных семь лет, не смогли убить его могущественный дух. Он не отрекся от своих взглядов и, выслушав приговор папского суда, презрительно бросил в лицо инквизиторам: "Наверное, вы с большей боязнью читаете приговор, чем я его слушаю!"

Бруно осудили и казнили за то, что он отстаивал мысль о бесконечности миров, о движении Земли, о сохранении материи. В книге "О бесконечности Вселенной" ученый писал: "Существуют бесчисленные солнца, бесчисленные земли, которые кружат вокруг своих солнц подобно к тому, как наши семь планет кружат вокруг нашего Солнца. На тех мирах есть живые существа".
В своих книгах и антирелигиозных памфлетах Бруно отстаивал идею, что Вселенную объединяют внутренние причинные связи и он не требует творца (бога). Официальная средневековая мысль считала Вселенную конечной, а бесконечность приписывала божеству. Для Бруно же Вселенная была бесконечной, а Земля - такая же планета, как и другие во Вселенной.
Гениальные предвидения Джордано Бруно были подтверждены наукой через три столетия. Сегодня на Кампо ди Фиори в Риме стоит памятник непокоренному Бруно с надписью: "От столетия, которое он предусмотрел, на том месте, где был зажжен костер".

Но был ли Джордано первым в истории человечества, кто высказывал мысли о бесконечности космоса, о других солнцах и землях?

(продолжение в оглавлении выше)

КОСМОС В ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ

Список литературы к выставке, подготовленной ко Дню космонавтики.

Экспонировалась в зале литературы по искусству в апреле 2011 года

«Невозможное сегодня станет возможным завтра».

Циолковский К. На Луне. - М., 1957.

Толстой А. Аэлита. - М., 1955.

Беляев А. Звезда КЭЦ. - Пермь, 1987.

Ефремов И. Звездные корабли. Туманность Андромеды. - М., 1965.

Булычев К. Сто лет тому вперёд: фантаст. повести. - М., 1991.

Фантастика века. - Минск; Москва, 1995.

Раздел 1. Космонавтика в изобразительном искусстве

«Границ научному познанию и предсказанию предвидеть

невозможно».

Окороков Б. Открытие мирной космической эры // Искусство№ 4. - С. 19-24.

Шилов А. Сын Родины. 1980 // Шилов А. Живопись, графика. - М.,1990. - С. 43.

Кукулиева К., Кукулиев Б. Сын России. Палех // Огонек№ 11. - С. 9.

Первые минуты: фотографии // Песков В. Отечество. - М., 1978. - С. 38-40.

До свидания, земляне. 1977 // Образ Родины: альбом. - Л., 1982. - Т. 2.

Чернович И. Человек, земля, космос: космос в искусстве // Искусство№ 12. - С. 4-10.

Тихомирова О., Тихомиров Л. Во имя человечества. // Тихомирова О., Тихомиров Л. Живопись. - М., 1977.

Решетников Ф. Портрет дважды Героя Советского Союза генерал-майора авиации летчика-космонавта // Люди земли советской. - Л., 1986. - С. 134.

Толкунов Н. Портрет дважды Героя Советского Союза генерал-майора авиации летчика космонавта СССР. 1975 // Союз искусства и труда: люди труда в изобразит. искусстве. - М., 1982. - С. 320.

Савельев В. Космонавты в районе приземления: фото // В ритме века. - М., 1981. - С. 15.

Космос на службе мира: живопись, скульптура, графика. - М., 1987.

Королев Ю. Звездные братья. 1980 // Образ Родины: альбом. - Л.,1982. - Т. 1.

Роса на крыльях. - М., 1982.

Космос - моя работа: сб. док. и худож. произв. - М., 1989

Монумент в ознаменование выдающихся достижений советского народа в освоении космического пространства в Москве // Монументы СССР. - М., 1969. - Ил. 142.

Раздел 2. Космос в научной фантастике

«Научная фантастика в конце концов есть смелое

задание науке и технике».

Бачило А., Ткаченко И. Пленники чёрного метеорита // Пищенко В., Шабалин М. НЛО из Грачёвки: фантаст. повести. - М., 1995

Созвездие: сб. науч.-фантаст. рассказов и повестей. - М., 1978.

Штерн Б. Чья планета?: фантаст. рассказы. - М., 1987.

Стругацкий А., Стругацкий Б. Обитаемый остров; Малыш: фантаст. романы. - М., 1997.

Полдень, ХХI век№ 11.

Иванов А. Корабли и галактика. - М., 2004.

Уральский следопыт№ 4.

Злотников Р., Орехов В. Звёздный десант: фантаст. роман. - М., 2009.

Лукьяненко С. Донырнуть до звёзд: повести и рассказы. - М., 2008.

Закон Дальнего космоса: фантаст. произведения. - М., 2007.

Звёздный наездник: фантастика: вып. 8. - М., 1990.

Космическая фантастика, или Космос будет нашим!: антология. - СПб., 2008.

Филенко Е. Галактический Конс5.

Раздел 3. Космос в живописи и кинематографе

«Сила воображения увеличивается по мере роста знаний».

Космос: альбом почтовых марок. - М., 1969.

Колосов Л. Выстрел во Вселенную; Долина полета // Деяния небожителей: фантастика в живописи. – Н. Новгород, 1993.

Герчук Ю. Чувство космоса // Декоративное искусство СССР№ 4. - С. 21-22.

Леонов А., Соколов А. На благо всего человечества: художественное освоение космоса // Искусство№ 4. - С. 9-16.

Покров М. Космическая тема в творчестве А. Леонова и А. Соколова // Искусство№ 3. - С. 18-22.

Джанибеков В. Космос - это мир, в котором интереснее, чем на Земле // Мир музея№ 4. - С. 20-21.

Чанышев И. «Республика на Марсе»: о фильме «Аэлита» // Советский экран

№ 20. - С. 18-19.

Сосина Н. «Укрощение огня»: о фильме Д. Храбровицкого // Советский экран. -1971. -

Васильев Р. «Через тернии к звёздам»: фильм по мотивам произведений К. Булычёва

// Советский экран. -1981. - № 7. - С. 9-10.

Стишова Е. Космос как страдание: о фильме «Бумажный солдат» // Искусство кино. 2009. - № 2.- С. 26-34.

«Вернер фон Браун. Человек, который продал Луну» Денниса Пишкевича

«Марсианин» Энди Вейера


Лев Данилкин : «Один из лучших переводных - несмотря на «жанровое» обременение - романов в этом году. Недалекое будущее. Очередная американская миссия на Марс терпит крушение; экипаж астронавтов в панике эвакуируется, оставляя одного из своих товарищей мертвым. На самом деле он жив; однако в ближайшие несколько лет вряд ли кто‑то об этом узнает. Несмотря на неизбежные в таком случае приключения в жанре «ты размахнешься по сосне, а трахнешь по ноге», Робинзон оказывается рукастым и головастым - настолько, что скоро плоды его деятельности становятся очевидны уже не только ему; и уже через несколько глав роман, ранее выглядевший как дневник обреченного, переключается на вторую - далеко не самую высшую - передачу; и очень-очень хорошо «тянет». Странно, что никому раньше не приходило в голову написать «Робинзона Крузо» про Марс; зато ничего удивительного в том, что «Марсианина» тут же, с колес, переформатировали в для Ридли Скотта».

«Интерстеллар. Наука за кадром» Кипа Торна


Всемирная слава нагнала Торна с большим опозданием: научные , положенные в основу нолановской картины, были предложены физиком еще за двадцать лет до выхода фильма. Зато сейчас перед первооткрывателем объекта Торна - Житков, профессором Калифорнийского технологического института и почетным доктором МГУ , открыты двери всех киностудий мира: глядишь, в скором будущем сайфай окончательно встанет на рельсы строгого знания.


Лев Данилкин : «Автор «многие годы проработал в ракетной области» и умудрился вместить в одну книгу сотни историй, имеющих отношение к советскому ракетному проекту на его ранней стадии - от подготовки запуска первого спутника до судьбы лунного проекта после смерти Королева. Книга ломится от любопытных фактов; единственный, пожалуй, очень странный момент - описание пресс-конференции 28 марта 1961 года, когда иностранные журналисты пытались узнать у вице-президента АН СССР Топчиева что‑нибудь о советской космической программе. Среди прочего автор транслирует якобы заданные иностранцами вопросы «Почему же исключены из списка кандидатов на космический полет летчики Карташов и Варламов?» и «Что случилось 23 марта в Центре подготовки космонавтов с кандидатом Бондаренко?». Разумеется, это могло бы заинтересовать американских корреспондентов - однако у американской прессы в марте 1961 никоим образом не могло быть ни этих сведений, ни тем более точных имен; еще очень-очень нескоро они узнают о том, что один из космонавтов первого отряда погиб в сурдокамере».

Издательство «Вече», 2011, Москва

«Разведка далеких планет» Владимира Сурдина


Самая известная книга главного отечественного астронома, принесшая автору премию «Просветитель» за 2012 год. Сурдин - не только блестящий ученый, но и прирожденный лектор, который умеет доступно и вместе с тем корректно, не спрямляя углов, объяснить самые сложные космические процессы - будь то история Солнечной системы, процесс образования звезд, эволюция галактик или проблемы освоения экзопланет. Интервью с выдающимся современником можно прочитать .

«Руководство астронавта по жизни на Земле. Чему научили меня 4000 часов на орбите» Криса Хэдфилда


Космонавты давно уже не поп-идолы, но подробности их тщательно организованного быта продолжают интересовать публику - а тут еще и проводник попался улыбчивый, доброжелательный и с



В продолжение темы:
Детская мода

Немногие понимают, какую силу они имеют в своих руках. Бывают моменты, когда собственные руки могут спасти или буквально предать, и все это происходит без вашего осознанного...

Новые статьи
/
Популярные