Красивые рисунки связанные с географией. Исследовательский проект по географии "образ кузнецка в картинах местных художников". Бесконечное движение и смена красок

Сегодня мне захотелось стать феей... Самой настоящей, по крайней мере, как понимают мои пятиклассники)))) Ведь именно сегодня на второй урок географии они принесли свои рисунки, через которые показали своё восприятие науки географии - что она будет изучать, о чём и о ком она. А мне каждый рисунок казался маленьким шедевром, в создание которого вложена частичка души самого автора.

Юные художники творчески подошли к выполнению домашнего задания. Конечно, встречались работы просто с нарисованным глобусом или горой, круговоротом воды. Но такие работы остались без отметки в журнале, ведь нужно было не только срисовать какую-нибудь подходящую картинку с учебника или интернета, но и объяснить свою работу.

Так о чем она, эта новая наука география?

Излюбленный объект на рисунках - Земной шар.

Земля может улыбаться, когда "... люди её не портят".

А это - немного абстрактная Земля, ведь "... я когда посмотрю на Землю с космической ракеты, тогда и нарисую точно, что как выглядит!"

В этой работе формата А3 покорила не величина и не огромный земной шар, а маленькая картинка в верхней части.

Увидев нижнюю часть картинки, не узнала весло, показалось, что это огромная ложка для полезных ископаемых. Но юный автор исправил учительницу)))))

Обратите внимание на этот рисунок и его мелкие детали - мне кажется, автор весьма неординарен и систематичен!

А это - учительница географии, которая обязательно должна "... рассказывать на уроках про нашу страну". Обязательно буду!

Это - попытка автопортрета)))))

Думается, не обошлось без помощи родителей...

Сапожки у феи красные, чтобы "... все знали, что это важная фея".

Платье феи Географии состоит из воды...

Или из стран...
Уходили с урока юные художники довольными - уносили в дневниках "5", предвкушая следующий урок, ведь на нём мы продолжим знакомиться с путешественниками и первооткрывателями, а также будем проверять свои знания с помощью электронного пособия к учебнику...

P.S. А после урока ко мне подбежала одна юная художница и сказала, что фея География на её рисунке это я. Ну как, узнали?)))))

Конкурс проектных работ обучающихся образовательных организаций города Москвы

«Экономика. Социум. Страноведение. ХХI век» в рамках открытой конкурсной площадки «Инициатива. Творчество. Успех» городского профориентационного марафона «Карьерный навигатор: масштаб – город Москва»

Номинация: «Страноведение.XXI век»

«Создание географического образа России»

Кукушкина Дарья, Целыковская Надежда

Класс 9 «В», ГБОУ Школа №1238, [email protected] , г. Москва

Научный руководитель: Малярчук Лариса Васильевна

Тел:+79150431351, [email protected]

Педагог высшей категории, учитель географии, ГБОУ Школа №1238, г. Москва.

1. Введение……………………………………………………………………..

2. Основная часть. Создание географического образа страны.

2.1. Личность и процесс её социализации…………………………………..

2.2. Науки о Земле ……………………………………………………………

2.3. Структура образа страны по Д.Н. Замятину……………………………

2.4. Содержание и результаты исследования – «рисуночная техника»…..

2.4.1.Типизация рисунков………………………………………………….

2.4.2. Тематический анализ ………………………………………………….

2.4.3. Символический анализ ………………………………………………

2.4.4. Общие выводы исследования ……………………………………….

2.5. Географический образ России на государственном уровне………….

3.Заключение…………………………………………………………………….

4. Список литературы…………………………………………………………..

5. Приложение………………………………………………………………….

Русь моя, жизнь моя!
А. Блок

1.Введение

Географические образы и цивилизационная идентичность - взаимосвязанные явления. Феномен формирования и развития географических образов, так или иначе, связан с цивилизацией и культурой, в рамках которых он может быть обнаружен и осмыслен. Любая цивилизационная идентичность содержит в себе в той или иной мере, в открытых или скрытых формах географические образы. Они - неотъемлемая и естественная часть цивилизационной идентичности. Другое дело, что сам “носитель” цивилизационной идентичности может не замечать этого. Исследователь, заинтересованный в комплексном изучении цивилизационной идентичности, должен рассматривать и соответствующие географические образы. В отличие от других российская цивилизация несмотря на многочисленные культурные заимствования у византийской и европейской цивилизаций является автохтонной (автохтонный от греч.αὐτός - сам и χθών - земля - принадлежащий по происхождению данной территории, местный, коренной по происхождению). Кроме того, историческое время ее самостоятельного существования намного превосходит соответствующие показатели других цивилизаций. Наконец, что наиболее важно, пространства, оказавшиеся в зоне влияния российской цивилизации, большую часть рассматриваемого исторического времени входили в состав российского государства, будь то Московское царство, Российская империя, Советский Союз или Российская Федерация. Территории, не входящие в настоящее время в состав Российской Федерации, но входившие ранее в состав российских государственных образований, в значительной мере осмыслены и культурно освоены именно российской цивилизацией. Такая подавляющая моно государственность в рамках одной цивилизации, причем государственность, распространившаяся на величайший в мире массив континентальной суши, безусловно, уникальна.

Образ страны наиболее ярко презентуется в художественных произведениях - литературных, живописных, музыкальных, кинематографических, фотографических и т.д. В ту или иную эпоху этот образ может приобретать специфические черты, благодаря которым он неотделим от конкретного, насыщенного определенными политическими и культурными событиями исторического времени. Однако картина становится более сложной, если учитывать также создание образа страны не только современниками, но и последующими поколениями. По сути дела, происходит своего рода образная интерференция, когда различные и порой сильно отличающиеся друг от друга интерпретации образа накладываются друг на друга, начинают взаимодействовать друг с другом. Наконец, следует учесть, что исследователь, принадлежащий уже другой, иногда весьма далекой эпохе, привносит свое видение, свою интерпретацию подобной образной картины. В свой работе мы попытались создать свой образ страны, в которой родились, живём и учимся – это Россия.

Цель работы – создание географического образа территории России.

Задачи:1. Изучить различные методики создания образа территории..2.Провести социалогический опрос и исследование образа страны среди учащихся ГБОУ Школа №1238 г.Москвы.

2. Создание географического образа страны.

2.1. Представления молодежи о своей стране являются основой социализации и становления гражданской идентичности, определяют мировоззренческие позиции, оказывают влияние на политическую активность, определяют перспективы жизненного пути и самореализации. Образ России как составляющая целостного образа мира человека характеризуется содержательно-смысловой многомерностью, имеет уровневую структуру, в которой выделяются осознаваемые слои, представленные системой обыденных понятий, убеждений, ценностно-мировоззренческих установок личности. Личность-это продукт социальной среды, общества в котором она развивается и живёт. Во время формирования личности непрерывно идут процессы социализации: - развитие личности; - самоопределение; - формирование новых качеств; - интеграция. Большое значение для формирования личности имеет создание образа страны, в которой она формируется. 2.2. Науки о Земле, а именно курс география России (8-9 класс) формируют у подростка такие качества как: 1.патриотизм (сравнение геоэкологического потенциала России и развитых индустриальных стран мира); 2.духовность и нравственность (особо охраняемые природные территории, народные промыслы России); 3.толлерантность (этнический и религиозный состав населения России). Приведённые примеры напрямую способствуют всем вышеперечисленным процессам социализации личности. Классик российской экономической географии Н.Н. Баранский в середине XX века писал о необходимости строить характеристику территории страны по уникальному сценарию, исходя из местных особенностей, от номера к номеру, от полочки к полочке. Не отбирая признаков по их важности, не заботясь об их внутренней связи, не стараясь их объяснить, не сопоставляя их с особенностями истории. Основной недостаток такого подхода к созданию образа страны – это сложно выделить главное. Обыденное сознание также выстраивает информацию о территории вокруг одной-двух главных тем. На этом основаны так называемые массовые образы стран и территорий, когда выбор главной темы происходит не по «логике территории», а по логике массового сознания (образ территории замещается образом её видного уроженца или просто собирательного образа, символической фигуры). 2.3. Работая над проектом создания своего географического образа России, мы познакомились с работами других учёных Д.Н. Замятина и Э.А. Галумова. По Д.Н. Замятину, «географические образы – это устойчивые пространственные представления, которые формируются в результате какой-либо человеческой деятельности (как на бытовом, так и на профессиональном уровне). Они являются компактными моделями определенного географического пространства, созданными для более эффективного достижения какой-либо поставленной цели». Д.Н. Замятин описывает структуру образа страны как своеобразную «матрешку»: стержневой образ спрятан внутри нескольких «упаковок». Стержневой образ предполагает свое определенное «ветвление». Основные стержни, яркие черты, «изюминки» России:

1. Политико-географический образ, представляющий собой концентрацию ведущих географических знаков, символов и черт страны в политическом отношении. Данный образ идентифицирует государство с некоторой частью мира (света) и в определенном окружении государств. Россия – как Восточная Европа или Азия.

2.Природно-ресурсный образ – это концентрация ведущих признаков и символов национальных ресурсных богатств в природном, ландшафтном или климатическом отношении. В массовом сознании этот образ идентифицирует государство с некоторыми, присущими ему символами природы. (Россия - белая берёза, бурый медведь, бескрайние степи, русский чернозём, белые ночи, полюс холода - Оймякон и т.д.).

3.Цивилизационно-культурный образ в виде национального культурного символа, составляющего историческое наследие страны и узнаваемого во всем мире. Этот образ идентифицирует государство и его народ с культурно-историческим наследием мировой значимости. В реестре ООН (памятников культуры мировой цивилизации) в России к таким памятникам относится Кремлевский архитектурный ансамбль.

4.Социоментальный образ страны. Русские – мечтательны: театр, поэзия, балет и изобретательны: радио- А.С.Попов, атомная электростанция- первая в г.Обнинск, периодическая таблица Д.И.Менделеев, водородная бомба- А.Д.Сахаров, синтетический каучук из нефти - Б.Бызов, автомат Калашникова, первый искусственный спутник, первый космонавт и т.д.

5. Производственно-экономического образ, как символа благополучия, могущества и влиятельности государства. Данный образ приписывает государству экономическую нишу в мировом экономическом разделении. Россия – космос, военно-промышленный комплекс, топливно-энергетический комплекс, металлургия и т.д.

6. Национально-ценностный образ страны завершает череду перечисленных образов – это концентрация ведущих знаков и символов, выражающих государственные интересы, цели и устремления в национально-идейном отношении. Национально-ценностный образ указывает на приоритетную национальную цель, идентифицирует государство и его народ с историческими ценностями, предлагаемыми миру и последовательно отстаиваемыми государством на мировой арене. В России духовность - религия, семья и нравственность - уважение традиций и культур.

Преимущества данного метода оценки для создания образа страны:

Позволяет численно оценить и сравнить внешний и внутренний географический имидж как одной страны, так и нескольких государств;

Позволяет численно оценить и сравнить не только географический имидж страны в целом, но и отдельные его аспекты (например, проанализировать внутренний имидж с точки зрения природных ресурсов или только природную составляющую внешнего имиджа государства);

Учитывает разную степень ценности характеристик для географического имиджа государства;

Может быть использован не только применительно к географическому имиджу страны, но и к некоторым другим его аспектам.

2.4. С целью создания образа России в представлениях учащихся 8-9 классов ГБОУ Школы №1238 нами было опрошено ….. человек в возрасте 13-15 лет, из них 35 юношей и 33 девушки. В качестве метода исследования применялась рисуночная техника. Ребята получали чистые листы бумаги с заданием: «Пожалуйста, нарисуйте образ России, как Вы его себе представляете». На рисунок отводилось 3-5 мин. При исследовании мы использовали четырехуровневую процедуру, в которой анализ изображений проведен на следующих уровнях: 1) типизация рисунков; 2) содержательный, тематический анализ; 3) символический анализ; 4) эмоциональный анализ. 2.4.1. На стадии типизации рисунков были выделены следующие типы:

· Символические - представляют собой изображение одного или нескольких типичных символов России. Выражают не конкретную идею, а, скорее образную, символическую ассоциацию (30,8 % от общего числа рисунков).

· Социальные - изображение России как российского общества или как некоторой социальной ситуации (20,5 %).

· Пейзажные, «сельский» тип - представляют собой изображение природных объектов, картину сельской жизни (17,6 %) .

· Персонификации - представляют Россию в образе человека или животного (13,2 %) .

· Перечисляющие - представляют собой набор, перечисление нескольких элементов, характеризующих, с точки зрения респондента, образа России (7,3 %).

· Тип «Карта России» - изображение России в виде карты (5,8 %).

· Военная тематика - 4,5 %.

· Метафорические - выражают определенную идею, аналогично вербальной метафоре, однако использует при этом визуальные образы (1,4 %) .

· Городские - представляют собой изображение уличных объектов (1,4 %).

2.4.2.Тематический анализ представляет собой разделение рисунков по следующим типам:

1) изоляция - отдаленность и замкнутость России от всего мира; 2) разделенность, расколотость - Россия разделена или расколота на 2 или более части; 3) контрастность, противоположности - изображение конкретного разделения на богатых и бедных; 4) разорванность власти и общества - изображения, которые четко показывают, что власть пользуется народом и их трудом. В нашем исследовании подобных рисунков не было. Все учащиеся представляют Россию как единое целое.

2.4.2. Символический анализ заключается в выделении и интерпретации имеющихся в рисунках символов: 1) природные символы - это наиболее распространенный тип (31 %); 2) сельские символы - так же часто встречались среди работ (9 %); 3) официальные - герб, флаг (17,6 %); 4) традиционные - часто изображали матрешек, валенки или водку (17,6 %); 5) советские символы - все-таки СССР оставил свой след на жизни современной молодежи, не смотря на то, что встретился всего один рисунок с изображением советской звезды (1,4 %); 6) символ промышленности и природных ресурсов - изображения, которые явно показывали, что Россия ассоциируется с заводами, нефтью и газом (7,3 %)

2.4.3.Общие выводы исследования: 1.Чаще всего встречался традиционный образ России, связанный в первую очередь с российской природой, картинами сельской жизни (хотя была опрошена городская молодежь), в них проявляется малая родина (40 %).

2.С другой стороны, на символическом уровне, помимо фактических, природных образов, выражены также и стереотипные, внешние и государственные символы - официальные, советские и традиционные (37 %).

3.Весьма значимыми являются ресурсные и географические характеристики образа России, в частности изображение большого размера страны, наличие полезных ископаемых (13,2 %).

4.Встречались рисунки, которые явно показывали проблемы, характеризующие Россию - а, именно дороги, а точнее их отсутствие, а также алкоголь (4,7 %). Не встречались рисунки, которые изображали подчинение властной элите.

5.Наличие у обследованной группы выраженного единого образа России.

6.На ценностном и эмоциональном уровнях преобладает положительный образ России. Эмоциональный анализ позволяет выявить положительное отношение к объекту, которое проявляется в тщательности, аккуратности изображения, яркости красок.

2.5. В качестве примера продвижения географического образа России на государственном уровне мы хотим привести проведение всероссийского конкурса «Семь чудес России». Целью, которого было бы возрождение чувства патриотизма и любви к своему Отечеству, а также привлечение внимания к восстановлению и сохранению уникальных исторических, культурных и природных объектов на территории России. В рамках проекта был организован специальный сайт http://www.ruschudo.ru , на котором предлагалось проголосовать за уже представленные чудеса России, а также предложить свои варианты. По итогам первого тура были отобраны победившие 49 чудес из 7 федеральных округов России: по 7 чудес от каждого федерального округа. Во втором туре были выбраны 14 финалистов конкурса. Далее состоялся суперфинал, когда уже было выбрано 7 искомых объектов. Итоги всенародного голосования были объявлены 12 июня 2008 года в Москве во время прямой трансляции телеканалом РТР празднований в честь Дня независимости России. Победителями стали три рукотворных и четыре природных достопримечательности: Собор Василия Блаженного, Мамаев курган и статуя Родины-Матери, дворцово-парковый ансамбль Петергоф, столбы выветривания, озеро Байкал, долина гейзеров, гора Эльбрус. Такого рода конкурсы являются по сути одним из способов формирования положительного имиджа регионов России (как на территории самой страны, так и за рубежом) и популяризации ее природных, исторических и культурных достопримечательностей.

3.Заключение.

Метод образно-географического моделирования и создания интеллект-карт, который мы использовали в свой работе, позволяет нам.

Развивать креативность; +Формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности по составлению интеллект-карт; +Формировать общеучебные умения: конспектирование, аннотирование, участие в дискуссиях, подготовка докладов, написание рефератов, статей, аналитических обзоров, проведение анализа и т. д.; +Развивать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т. д.); +Проводить контроль собственной интеллектуальной работы; +Легче ориентироваться в выборе будущей профессиональной деятельности.

4. Список использованной литературы.

1.Бершадский М.Е. Когнитивные образовательные технологии XXI века: теория и практика применения.- М.: Сентябрь, 2011. 2.Виноградов П.Н., Королева Н.Н. Образ России в представлениях современной молодежи [Электронный ресурс] Режим доступа. URL: http://koleso.mostinfo.ru/lifeoffamouspeople_47_1388 (дата обращения 02.02.2015). 3.Галумов Э.А. . Международный имидж России: стратегия формирования. М., 2003. 4 .Гуреев С.В. Анализ рисунков в социологических исследованиях // Социологические исследования. - 2007. - № 10. - С. 132-139. 5. 5.Замятин Д.Н. Моделирование географических образов. Смоленск. 1999. 6.Замятин Д.Н. Образ страны: структура и динамика // Общественные науки и современность. 2000. №1. 7.Замятин Д.Н. Гуманитарная география: Пространство и язык географических образов. СПб, 2003.4. 8.Замятина Н.Ю. Использование образов мест в преподавании страноведения и градоведения // Культурная география. Альманах. М, 2003. 9.Официальный сайт конкурса «7 чудес России» http://www.ruschudo.ru

5. Приложение.

Хоть Господь и наделал много проблем (не считая болезни, преступность, голод, нищету, войны, коррупцию и русскую попсу) у него все же получилось создать неплохую атмосферу жизни на нашей планете. Земля с водой часто капризничают, устраивая массовые жертвоприношения. Но в некоторых местах получилось весьма не плохо, даже можно сделать кучу няшных фото. Но мы можем копнуть еще глубже. В этом уроке Вы узнаете как рисовать природу с помощью простого карандаша. После этого можете взять свои инструменты для рисования и смело отправится в уютненькое местечко, дабы создать неописуемый шедевр. Природа – символическое название для всего, что глаза видят. Исключением можно считать разве пластик или реалити-шоу, остальное же относится к одному формальному организму, который управляет жизнью и имеет некий странный план по производству и обеспечению своей жизнедеятельности. Как обычный суровый начальник, природа легко удаляет любой офисный планктон, иногда целыми видами, и, как любая девушка, любит капризы и выходки. Последние критические дни этой дамочки заканчивались рождением Гитлера, Хусейна и Джастина Бибера, что грандиозно влияло на состояние планеты в целом. Может показаться, что природа зла и безукоризненна, на самом же деле ей пофиг ровно так же, как собаке на этническое происхождение блох в её шерсти. Внезапно оказывается, что природа нуждается в помощи, и некоторые люди свято верят в это, при этом, даже не могут защитить себя от местной шпаны. Если вдруг оказалось, что вы – сама природа, то вот какие у вас привилегии:

  • Вы прекрасны, ибо вы само понятие бытия.
  • Вы существуете, хотя толком этого никогда не поймете.
  • Вам принадлежат все ценные металлы на планете, а значит недостачей денежных средств не страдаете.
  • Портреты ваши висят почти в каждом доме на каждой стене.
  • Не нужно волноваться о том, что вы допустили ошибку, ваша ошибка попадет либо в цирк для уродов, либо в красную книгу.
  • Всегда можно устроить фейерверк с вулканов.
  • Вы клали болт на теорию относительности, так как можете быть во всех местах одновременно.
  • Вы можете вылечить рак, но никто вам не поверит.

А вот теперь берите карандаш в руки и поэтапно пробуйте нарисовать мать-природу.

Как нарисовать природу карандашом поэтапно

Шаг первый. Сразу выделяем линиями небольшой пруд с берегами, на берегах такими же линиями нарисуем несколько деревьев. Несколько кружков в воде послужат для превращения в уток.
Шаг второй. Внизу рисуем высокую траву, круги медленно превращаются в птиц. Толстой линией аккуратно обведем края берегов.
Шаг третий. В этом шаге все внимание переключи на задний фон за линией горизонта. Нарисуем там облачность.
Шаг четвертый. Теперь нарисуйте небольшие волны и тени на воде, траву сделайте гуще, а задний фонт заштрихуйте.
Шаг пятый. Остаточно зарисуйте и пропущенные места на деревьях и земле, а потом аккуратно закончите рисунок, затушевав уток.
Смотрите еще похожие уроки по рисованию пейзажей.



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные