Кто нарисовал картину на пашне весна. Сочинение по картине А.Г. Венецианова «На пашне. Весна

Портретист и пейзажист Алексей Гаврилович Венецианов входит в число мастеров бытового жанра. В его копилке правдивые крестьянские портреты с долей сентиментальности. Одной из самых сентиментальных, но при этом загадочных картин художника считается работа "На пашне. Весна". Этот шедевр вызывает много вопросов. Предлагаем вам описание "На пашне. Весна". Возможно, после этого вы по-новому посмотрите на знакомое полотно, увидите в нем эффекты и элементы.

Венецианов "На пашне. Весна": год создания и предпосылки

Алексей Гаврилович был выходцем из купеческой семьи. Сам он некоторое время работал землемером в лесном хозяйстве. Хитрости живописи изучал самостоятельно, а потом брал уроки у известного портретиста Владимира Боровиковского. В 40 лет он закончил карьеру чиновника и переехал из Петербурга в Тверскую губернию. С 1819 года художник с семьей обитал в деревне Сафонково Тверской губернии. Здесь он и стал развивать свой "крестьянский" стиль в живописи.

Венецианов был очень зажиточным помещиком и старался всячески облегчить жизнь крестьян. Для них он построил школу, давал возможность держать лошадей и рогатый скот. Как раз в 20-е годы XIX века и была написана картина Алексея Гавриловича Венецианова "На пашне. Весна". Вместе с ней вышел целый цикл полотен художника, связанных с трудом крестьян. В статье вы увидите фото картин: "На жатве. Лето", "Сенокос", "Гумно". Все эти шедевры находятся сегодня в Третьяковской галерее, а одна из деревень в Тверской области переименована в Венецианово. Там и похоронен знаменитый художник.

Описание картины Венецианова "На пашне. Весна"

Невозможно представить себе русскую живопись без шедевра Венецианова. На заднем плане картины виднеется распаханное весной поле. Зеленеет трава, потому что края художник оставил нетронутыми. Справа мы видим тоненькие деревья и странный скошенный пень.

На переднем плане полотна перед нами встает очень нарядная молодая крестьянка. На ней розовый сарафан и красивый кокошник. Женщина легкой и плавной походкой ведет за собой двух лошадей, тянущих борону. Крестьянка легко ступает босыми ногами, словно танцует и слегка улыбается.

Справа на переднем плане мы видим младенца. Он спокойно забавляется своими игрушками. Все, что изображено на полотне, очень красиво: пейзаж, женщина, лошади. А также наряд крестьянки, голубое небо и облака.

Значение этнографии в картине

Мы представляем себе крестьянский труд тяжелым и изнурительным. А на картине Венецианова женщина в праздничном наряде с легкостью справляется с запряженными в бороны лошадьми. Почему же женщина, занимаясь "черным трудом", идет в праздничной одежде. Где же настоящая правда жизни? Дело в том, что у крестьян первую пахоту приравнивали к празднику. Еще во времена языческих верований, чтобы задобрить богов плодородия, в деревнях устраивались гулянья.

Венецианов в этой картине не столько погрузился в этнографию и крестьянский быт, как запечатлел проявление вечного бытия. В образе крестьянки, которая гораздо выше лошадей, художник показал прекрасную, легкую, молодую весну, ступающую по земле, обновляющую природу, успокаивающую детей.

Пропорции в картине Венецианова

На картине "На пашне. Весна" Алексей Гаврилович Венецианов первым среди русских художников показал труд землепашца в виде таинства, чего-то сакрального. Большие размеры женщины на картине говорят о том, что она несет аллегорический смысл самой весны. Изображение статного и мощного тела крестьянки похоже на искусство высокой античности. Если внимательно всмотреться в полотно, то и лошади напоминают крылатых Пегасов.

Если смотреть на фото картины, то кажется, что это полотно должно быть больших размеров. На самом деле, картина не такая уж большая и особо не выделяется в коллекции Третьяковской галереи. В сравнении с ее мощным и масштабным посылом ее габариты совсем маленькие - 51 на 65 см.

Визуальные эффекты

Рассматривая картину, мы можем заметить очень интересные визуальные эффекты. Во-первых, Алексеем Гавриловичем специально занижена линия горизонта. Такой прием используют иконописцы, но Венецианов применил его и для светской живописи. Использование низкого горизонта придает монументальность и торжественность главной героине картины.

Еще одной хитростью художника является то, что на заднем плане он изобразил другую крестьянку, то есть использовал метод "зеркальности". Зрительно кажется, что это не другая женщина, а та же сделала круг и удаляется от нас далеко в будущее, подобно весне. Возможно, художник использовал такой прием для подчеркивания всего цикличного, происходящего в природе.

Связь со "Временами года"

Картину "На пашне. Весна" можно отнести к целому циклу полотен Венецианова "Времена года". На четырех из своих картин Алексей Гаврилович изобразил разные времена года, от ранней весны до поздней осени и даже зимы. Осенняя картина "Сенокос" очень долго скрывалась от публики, а зимнее время года изображалось на полотне "Пейзаж", которое бесследно исчезло. Таким образом, крестьянский труд художник воспринимает чем-то исконным, вечным, повторяющимся, похожим на смену времен года.

Важно отметить, что изначально картина "На пашне. Весна" называлась "Женщина, боронящая поле". Потом ее переименовали в "Деревенскую женщину с лошадьми". Только после создания цикла "Времена года" она окончательно обрела теперешнее название. Сегодня, глядя на полотно мастера, мы с удовольствием любуемся гармонией русских полей, весенним небом с редкими облаками, летящими за горизонт. Нас поражают изящные движения крестьянки, парящей над землей, ее красивый сарафан в виде греческой туники. Через простую крестьянскую сцену мастер передал древнюю идиллию.

Когда человек попадает на новое место и остается наедине с собой, ему всегда приходят серьезные мысли, как бы собирающие в одно целое его растерянную, разбитую сутолокой сущность. Еще нет определенности, но в голове уже что-то укладывается, уравновешивается, –– и вдруг человек начинает смотреть на всё откуда-то сверху. И ясно и просто выступает перед просветленным взглядом прежде туманная перспектива жизни.
Так было с Венециановым, когда он бродил по окрестным полям своего небольшого имения, когда смотрел на крестьян в их повседневном труде или в редкие праздники. Поначалу испытывал чувство раздвоенности, не зная, к какому лагерю принадлежит и должен принадлежать –– к тому, который в стенах Академии, или к тому, который теперь перед ним? Не раз задавался вопросом: где правда? Там или здесь? Или она в самой жизни?
Все-таки понял: мертв человек, который стоит на месте и не движется. Потому что всё в жизни движется, и он должен идти с ней, если хочет быть жив.
Пристально останавливал взгляд на ком-нибудь из крестьян. Это был взгляд, каким смотрят на человека, внутреннюю красоту которого неожиданно почувствовали, и человек стал своим, близким… Крестьяне пугались, смущались. Потом привыкли.
В Сафонково Венецианов построил больницу. Содержал доктора, и сам, бродя с мольбертом по окрестным полям, неутомимо собирал лекарственные травы. Устроил школу для крестьянских детей. Впоследствии добился, что самый бедный его мужик имел две лошади и по четыре-шесть голов рогатого скота. Порой ему казалась, что взятая на себя обязанность непосильна, и тогда он писал родным: «Обязанности помещика очень тяжелы, ежели их выполнять по законам гражданским и церковным».
Но в Сафонкове для него были огромные возможности творить, сама природа способствовала тому. Венецианов взялся за картину «На пашне. Весна». Будучи классиком и романтиком одновременно, сделал Весну крестьянской женщиной. Стройная, с пропорциями античной богини, одетая в нарядный сарафан и кокошник, она ведет коней по вспаханному полю. Это причащение человека к вечности через слияние с миром природы.
Лазурное небо, мягкая зелень, приглушенный колорит земли, легкая золотистая дымка на пашне… В картине нет стремительных жестов или движений. Жизнь течет спокойно, умиротворенно. Поступь женщины свободна и плавна. И лошади, впряженные в плуг, идут без усилий. И ребенок, сидящий на краю поля, спокоен.
Всего несколько черт, несколько скупо обрисованных образов, но именно поэтому так выпукло выступает самое главное в картине: далекий простор еще пустых полей и много-много света. Солнце, поднявшись, розовым светом легло на березки, коней, лицо женщины, кротко обращенное к своему ребенку… Кажется, слышно, как в небе жаворонки поют, а в лощинках журчат ручьи… «Какую же еще радость надо, какое счастье? –– думал за работой художник».
Венецианов создал одно из самых совершенных своих полотен. Впервые в русской живописи изображена русская природа, впервые представительница низшего сословия отождествлена с античной богиней и приподнята над миром, впервые показано как на русском нечерноземье совершается великое таинство круговорота жизни. Как художник, Алексей Гаврилович Венецианов сделал огромный рывок вперед, далеко обогнав всех своих современников.

Рецензии

Кажется, впервые пишу рецензию на рецензию)))) На предыдущую..

Ваш читатель пишет Вам, что " заслуга художника не в строительстве школ и больниц, а нам интересно узнать, как он мазок кладет и как по сырому работает".

Странно мне это. Наверное, есть специальные сайты для художников, где на форумах можно обсудить, "как и кто мазок кладет и как по сырому работает".

Как мне представляется, Ваши публикации о художниках и картинах рассчитаны на широкую аудиторию, не обязательно имеющую художественное образование. Таким людям (мне, к примеру) совсем не "горит" узнать, как работает художник по сырому.
А вот Ваша желание выписать образ того или иного художника и как живописца, и как человека, и как гражданина - это именно тот подход, который привлекает и образовывает самых обычных людей, "чайников" в живописи, если угодно))

Здравствуйте, Иван! Большое спасибо за рецензию. Вы очень точно выразили то, чем я руководствовалась при написании очерков о художниках. О каждом художнике -- отдельный очерк. Но руководствовалась я подсознательно, и сегодня впервые это выражено словом (Вашим).
Предыдущий рецензент меня ничуть не затронул. Если ему интересны кисти, состав красок, техника -- пусть читает у других авторов, я не искусствовед, я писатель -- тоже художник своего рода.
Эти материалы издавались и издаются для школ и вузов, где есть предмет культурология. Я рада этому. Рада, что приношу пользу.

«Название картины менялось со временем: «Женщина, боронящая поле», затем – «Крестьянка в поле, ведущая лошадей», после того – «Деревенская женщина с лошадьми». Нынешнее название за картиной закрепилось после создания нескольких последующих картин серии «Времена года», в которую было включено и полотно «На пашне. Весна».

Особую любовь художник вложил в написание пейзажа. В истории русской живописи это первый пейзаж русской природы, до этого живописцы изображали только заграничные виды, русская земля считалась недостойной кисти и красок . Венецианов первый открыл ее неповторимую красоту.

На картине Венецианова движения крестьянки, ведущей лошадей, плавны и изящны. Она в своем сарафане, напоминающем античную тунику, похожа на богиню цветов Флору, шествующую босой по своему царству. Повсюду в картине разлита торжественная тишина.


“На пашне. Весна” Алексей Венецианов

Шедевр: «На пашне. Весна»

Дата написания: первая половина 1820-х годов

Размер полотна: 51,2 х 65,5 см

Постоянно экспонируется: Третьяковская галерея, Лаврушинский переулок , 10, зал 14


Венецианов. “Автопортрет” 1811 год. Оригинал и авторская копия находятся в Русском музее (Санкт-Петербург) и Третьяковской галерее (Москва)

Алексей Венецианов. Жизнь художника и трагический конец

Род Венециановых происходил из Греции. Прадед художника Федор Проко с женой Анджелой и сыном Георгием приехали в Россию в 1730-1740 годах. Там и получили прозвище Венециано, позднее превратившееся в фамилию Венециановы .

Художник родился в 1780 году в Москве. Отец его был Гаврила Юрьевич, мать – Анна Лукинична (в девичестве Калашникова, дочь московского купца). Семья Алексея Венецианова занималась торговлей, продавали кусты смородины, луковицы тюльпанов, а также картины.

С 27 лет Алексей Венецианов служил землемером при лесном департаменте, параллельно он учился живописи сначала самостоятельно, затем у знаменитого мастера портрета Владимира Боровиковского.

Владимир Боровиковский. Портрет Марии Лопухиной. 1797 (Третьяковская галерея)

В 1811 году Венецианов, не смотря на свою работу чиновником, получил звание академика живописи! Устав от раздвоенности жизни, когда ему приходилось работать чиновником и урывками заниматься любимой живописью он к сорока годам решил закончить карьеру чиновника и уехать из столичного Петербурга в Тверскую губернию, где он поселился с семьей будучи помещиком.

Итак, с 1819 года Венецианов жил в деревне Сафонково Тверской губернии, посвятив свои усилия разработке «крестьянского» жанра. Там же осуществил свою давнюю мечту – организовал собственную художественную школу, принципы преподавания которой не признавались Академией художеств в Петербурге (не смотря на статус академика у Венецианова). В данной школе прошли обучение свыше 70 человек. В их судьбе деятельное участие принимал великий поэт и приближенный к царской семье Василий Андреевич Жуковский. Работы своих учеников Венецианов выставлял вместе со своими на академических выставках.


Венецианов жил и был похоронен в нынешнем Удомельском районе Тверской области , расположенном в северной части губернии

В 1829 году, в царствие императора Николая I, Венецианов получил звание придворного живописца.

В своей деревне Сафонково Венецианов построил больницу, содержал доктора, устроил школу для крестьянских детей . Впоследствии добился, что самый бедный его мужик имел две лошади и по четыре-шесть голов рогатого скота , небывалая роскошь для крестьян того времени. Порой ему казалась, что взятая на себя обязанность непосильна, и тогда он писал родным: « Обязанности помещика очень тяжелы, ежели их выполнять по законам гражданским и церковным».

Жизнь его оборвалась случайно. По дороге в Тверь, где он должен был расписывать иконостас в соборе, художник не справился с управлением санями, которые врезались в высокие каменные ворота. Выброшенный на дорогу Венецианов умер раньше, чем к нему подоспела помощь. Это случилось 16 декабря 1847 года, художнику было 67 лет.

Несчастный случай произошел в селе Поддубье Тверской губернии. Похоронен художник на сельском кладбище деревни Дубровское (ныне Венецианово) в Удомельском районе Тверской области. Могила его сохранилась.

“На жатве. Лето”. Алексей Венецианов. Середина 1820-х. Третьяковская галерея

Крестьянская серия “Времена года” Венецианова

Вместе с двумя другими произведениями, написанными в середине 1820-х годов, «На жатве. Лето» (Третьяковская галерея) и «Сенокос» (Третьяковская галерея), картина «На пашне. Весна» рассматривается как часть цикла картин художника, связанных с крестьянским трудом.
В Сафонкове для художника были огромные возможности творить, сама природа способствовала тому. Венецианов взялся за картину «На пашне. Весна», будучи классиком и романтиком одновременно, сделал Весну крестьянской женщиной . Стройная, с пропорциями античной богини, одетая в нарядный сарафан и кокошник, она ведет коней по вспаханному полю. Это причащение человека к вечности через слияние с миром природы.


“Сенокос” Алексей Венецианов. Середина 1820-х, Третьяковская галерея

Венецианов выбирает простые мотивы, в его картинах почти нет действия, ему интересен не быт, а бытие. Крестьянский труд для художника – нечто исконное, вечное, повторяющееся, схожее со сменой времен года.

“На пашне. Весна”

Картина «На пашне. Весна» рассматривается как часть цикла картин художника, связанных с крестьянским трудом и написанных в период его жизни в Тверской губернии. Начиная с 1840-х годов, в течение нескольких десятилетий история данного полотна не прослеживается. Известно достоверно, что картина “На пашне. Весна” была приобретена коллекционером Павлом Третьяковым не позднее 1893 года.


Центральным образом является статная фигура нарядно одетой матери-крестьянки, которая босиком ведёт двух лошадей и одновременно наблюдает за сидящим у пашни ребёнком. Фигура женщины изображена в увеличенном масштабе. Движения крестьянки изящны, по земле она не ступает, а будто парит над ней, сарафан красив как греческая туника. В обычной крестьянской сцене художник видит непреходящую красоту древней идиллии.

Критика того времени оценила искусство мастера: “Наконец мы дождались художника, который прекрасный талант свой обратил на изображение отечественного, на представление предметов, его окружающих, близких к его сердцу и к нашему – и совершенно успел в этом “.


Центральный фрагмент “На пашне. Весна” Венецианова

Женщина с лошадьми на этом поле не одна. В левой части картины еще одна пара лошадей направляется в глубину пространства, ведомая крестьянкой. На самом горизонте, исчезает вдали третья такая же группа. Женщины и кони движутся по образованному ими кругу, по бурой земле, под невысоким небом.

Некоторые критики упрекали Венецианова за чересчур нарядную одежду работающей в поле крестьянки. Это, однако, не было «выдумкой» художника - следует помнить о том, что первый день пахоты с древнейших времён считался у русских крестьян праздником, так что в этот день они надевали свои лучшие одежды .

О картине “На пашне. Весна” в поэзии

Иван Есауленков

Прозрачны краски небольшого полотна,
Где ощущает зритель утро года.
По свежей пашне босиком идёт Весна –
И чутко просыпается природа!

Легко плывут в небесной выси облака,
И в воздухе тумана дымка тает.
А поступь женщины божественно легка –
Она парит как будто, не шагает .

Улыбка матери воздушна и нежна,
Обращена к прекрасному ребёнку;
Его фигурка с краю поля нам видна –
Среди цветов сидит он в рубашонке.

И тишина по всей картине разлита,
И полуфантастична героиня:
Непреходяща у крестьянки красота,
Что кажется античною богиней!

Левей её другая женщина идёт,
И третья возле пня коней уводит
Вглубь полотна, свершая тем круговорот –
Божественное таинство Природы!..

На пашне. Весна — это работа Венецианова, с которой я познакомилась в школе на уроке литературы. Скажу сразу, она вызвала неоднозначные чувства, но обо всем по порядку.

Описание картины

Что же необычного в данном полотне и почему такие неоднозначные чувства вызывает работа автора? На картине Венецианова мы видим раннюю весну, этому свидетельствует молодая трава, которая только стала пробиваться из-под земли. Ее мы видим на переднем плане, где земля еще не тронута пашней. Чуть дольше мы видим молодые деревья, которые только стали распускать свои листья.

На траве сидит ребенок. Он чем-то заинтересован. Может нашел интересный камушек и теперь с ним играет. Далее мы видим вспаханное поле, по которому не просто идет, а плывет, очень красивая русская женщина. Она величаво ведет две лошади, которые с легкостью подчиняются хозяйке. Смотришь на героиню полотна, на ее красивое платье, кокошник, лучезарную улыбку, и кажется что девушка не на поле, а где-то в бальном зале. Она не пашет землю, а танцует. На нее падает солнечный свет, а небо голубое и воздушное.

И здесь появляются вопросы. Насколько всем известно, крестьянский труд, а именно его и показывает на своей картине Венецианов, очень тяжелый, грязный и изнурительный. Работать в поле тяжело не только крестьянам, но и животным, которые помогают своим хозяевам. Однако на картине работа кажется легкой и создается впечатление, что не ранняя весна на улице стоит, а лето. Люди легко одеты и с удовольствием ходят по земле босиком, как героиня полотна, и сидят на траве, как малыш. В чем же секрет?

А секрет прост. Автор холста изображал на полотне не крестьянку, а образ весны, который воплощен в красивой девушке. Именно такую легкую, красивую и нарядную весну видит художник. Именно так легко, по мнению автора, ступает по земле весна, обновляя нашу землю и природу. Вот почему все на картине неоднозначно и от ее просмотра возникают противоречивые чувства.

Алексея Венецианова называют крестьянским художником. Не потому, что происхождения он был низкого, а потому что был певцом жизни простого человека, который трудится на земле. При дворе любили Венецианова за то, что крестьянский быт он показывал, скажем так, корректно. Не грязь, тяжелой бремя и нищету (что позднее станет темой работ других художников), а широкие поля, радостный бег лошаденки и красоту всходящего урожая. Но так ли прост Венецианов?

Сюжет

По полю идет нарядно одетая крестьянка, она ведёт двух лошадей с бороной и одновременно наблюдает за сидящим у пашни ребёнком. Круговое движение продолжает женщина, изображенная слева на втором плане, а замыкает - третья фигура справа на линии горизонта.

Это не портрет и даже не о крестьянской жизни картина. Это аллегория весны. Женщина - богиня цветения Флора. Как она ступает! Словно, не по земле идет, а летит. Фигура ее рядом с лошадьми кажется непропорционально крупной, величественной.

В лице крестьянки, крошечном на маленьком холсте, не отыскать следов индивидуальной характеристики. Венецианов вообще редко углублялся в психологию своих героев. Его больше занимало другое: всем строем полотна вызвать сопереживание зрителей.

Ребенок - это Амур, аллегория начала жизни. Эту тему поддерживают и тонкие деревца, пробивающиеся рядом с сухим пнем.

Венецианов писал не быт, а бытие. В пахоте видел не повседневную рутину, а непреходящую красоту древней идиллии, вечного круговорота жизни: смена времен года, рождение и увядание. Именно за это идиллическое настроение и аллегорическую насыщенность в сочетании с русскими мотивами и любил Венецианова Александр I.

Видятся цитаты Боттичелли. Сложно утверждать, что его «Весна » вдохновляла Венецианова, но общее настроение и посыл очень близки.


«Весна» Боттичелли, 1482

Много времени потратил Венецианов, чтобы выписать небо (которое занимает большую часть полотна) с постоянно меняющимся рисунком облаков. Он стремился передать широту просторов, бесконечность, необъятность земли.

Контекст

Венецианов почти никогда не подписывал свои полотна. Поэтому нельзя точно сказать, когда написана картина. Версии разных искусствоведов датируют ее от 1810-х до 1830-х.

Современное название тоже появилось не сразу. Но именно оно отражает ту идею, которую хотел передать художник - аллегорию обновления жизни, вечного круговорота.

«На пашне. Весна» считается частью триптиха о крестьянском труде. Далее сюжетно следуют полотна «На жатве. Лето» и осенний «Сенокос». Все они были написаны под впечатлением от увиденного в Тверской губернии, где Венецианов жил довольно долго.


«На жатве. Лето»

Каждая из работ - это обобщённый образ русской земли. Это картины-песни, которые не столько рассказывают о быте, сколько передают эмоциональное состояние человека, неразрывно связанного с природой. Благолепие и благоденствие.

Судьба художника

И хотя Венецианов учился живописи у знаменитого портретиста Боровиковского, сам Алексей Гаврилович лицами был увлечен не особенно. Больше его волновали состояния природы, человека как ее части и мироощущение.

Венецианов стал художников в полном смысле этого слова только к 40 годам. До того он служил чиновником, а живопись была, скажем так, досугом. Когда выбор был сделан в пользу холста, вместе с женой и детьми Венецианов переехал в Тверскую губернию. Там же он организовал художественную школу, где за 20 лет прошли обучение более 70 человек.


«Рыбаки. Вид в Спасском». Работа одного из лучших учеников Венецианова - Григория Сороки

К 50 годам Венецианов получил звание придворного художника. Писал Венецианов и портреты. Но по своей художественной силе они значительно уступают «крестьянским» картинам, за которые о художнике писали подобные панегирики: «Наконец мы дождались художника, который прекрасный талант свой обратил на изображение одного отечественного, на представление предметов, его окружающих, близких его сердцу и нашему, - и совершенно успел в том. Картины, написанные г. Венециановым в сем роде, пленяют своею правдою, занимательны, любопытны не только для русского, но и для самого иностранного любителя художеств».



В продолжение темы:
Женская мода

Выбирай блестящие опробованные рецепты блюд из морского коктейля на уникальном ресурсе для любителей домашней кулинарии сайт. Из даров моря, входящих в смесь морского...

Новые статьи
/
Популярные