Линейная перспектива план конспект. Линейная перспектива (конспект урока). Объяснение нового материала

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И. Дзусова» с. Заманкул

Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания

Конспект урока в 6 классе

по изобразительному искусству

Тема:

Тема: «Правила построения перспективы. Воздушная перспектива».

Цель: Научить передавать пространство на плоскости изображения.

Задачи:

Обучающая: Научить изображать пейзаж по законам перспективы с передачей глубины пространства.

Развивающая: Развить навыки рисования перспективы.

Воспитывающая: Воспитывать интерес и наблюдательность к окружающему миру.

Оборудование и материалы:

Для учителя: репродукции картин художников, презентация.

Для учеников: альбом, карандаш, ластик, акварель или гуашь.

Термины: линейная и воздушная перспектива, линия горизонта, плановость.

План урока:

1. Организационная часть.

2. Сообщение темы урока.

4. Изучение нового материала.

5. Закрепление.

6. Постановка художественной задачи.

7. Физкультминутка.

8. Практическая работа.

9. Итог урока.

10. Домашнее задание.

Ход урока:

1. Организационная часть.

приветствие;

проверка готовности к уроку.

2. Сообщение темы урока.

Нет, не пейзаж влечет меня,

не краски я стремлюсь подметить,

А то, что в этих красках

светит любовь и радость бытия,

Она повсюду разлита…

Она везде, где красота… И. Бунин

На сегодняшнем уроке мы с вами разберем правила линейной и воздушной перспективы, и выясним, для чего художникам нужны эти правила. Как вы думаете? (Обучающиеся ставят цели урока).

Ход урока:

3. Повторение изученного материала.

Но для начала вспомним, о чем мы говорили на предыдущем уроке:

Ребята, скажите, что изображено на этой картине? (пейзаж)

Что художник изображает в пейзаже? (природу, пространство)

Сегодня нам понятно, что пейзаж – это, прежде всего изображение пространства. Давайте вспомним, какие способы изображения мы изучили ранее. В эпоху Древнего Египта фронтальная перспектива изображения никогда не создавали иллюзию объёма. Изображение переносилось на плоскость не в том виде, в котором оно предстает глазу, а в том, которое наиболее выражает ее суть. Обратная линейная перспектива - вид перспективы, применяемый в византийской и древнерусской , при которой изображенные предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя, картина имеет несколько и точек зрения, и другие особенности.

В эпоху Возрождения в искусстве преобладал интерес к изучению реально наблюдаемого мира и личности человека. Родилось понятие – перспектива, линия горизонта, точка схода.

Перспектива - это изображение предметов так, как их видит человеческий глаз. Перспектива нам нужна для того, чтобы изображать предметы реалистично.

4. Изучение нового материала

Показ презентации.

Во время презентации вам даётся возможность зафиксировать основные понятия в тетрадях для дальнейшего обсуждения и запоминания.

Для того чтобы научиться изображать объёмные предметы необходимо знать законы построения линейной и воздушной перспективы.

Основной отличительной особенностью линейной перспективы (будь она прямой или обратной) является фиксированный угол зрения и наличие общей точки схода (обычно на линии горизонта).

Представим себе железную дорогу. Все знают, что рельсы лежат параллельно, а это значит, что они нигде не пересекаются.

Но если мы встанем на пути и посмотрим вдаль, то будет казаться, что с удалением от нас, рельсы сходятся ближе, ближе, пока, наконец, не сольются в одну точку.

Точку, где рельсы или края дороги соединяются, называют « точкой схода» или « точка зрения » . Эта точка всегда лежит на линии горизонта.

Слово « горизонт » всем конечно, знакомо. Этим словом мы называем линию, отделяющую видимое небо от видимой земли.

Линия горизонта – это линия, которая находится на уровне наших глаз.

Линия горизонта бывает высокой и низкой, это средство выразительности. Для передачи земных далей нужна высокая точка зрения, а когда линия горизонта расположена у нижнего края картины, мы видим просторы небес.

Воздушная перспектива - кажущиеся изменения некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства, изменения цвета, очертаний и степени освещенности предметов, возникающие по мере удаления натуры от глаз наблюдателя.

Воздушная перспектива связана с изменением тонов, потому она может называться также и тональной перспективой .

Воздушная среда, особенно если воздух наполнен дымкой или туманом, помогает передать в рисунке пространство, подчеркивает плановость в композиции. В творческой работе необходимо учитывать перспективные изменения воздушной среды , благодаря которым дальние планы кажутся светлее передних, контуры предметов расплываются, теряют четкость. Особенно это заметно в горах или на равнине, поросшей лесом.

Обычно принято говорить о планах – переднем (первом), среднем (втором) и дальнем (третьем). На переднем плане все предметы воспринимаются наиболее объёмно, их светотень и окраска наиболее контрастны. На втором – всё это несколько смягчается, на третьем – сливается в воздушной дымке.

Передний план. Все предметы воспринимаются объемно, цвет наиболее контрастен.

Средний план. Объем и цвет постепенно смягчаются.

Задний план. Все сливается в воздушной дымке.

5. Закрепление:

Пришло время на практике проверить, как вы усвоили изученный материал.

Раздаются карточки с вопросами:

1. Найдите ошибки.

2. Перспектива – это…

а) наука о цвете;

б) изображение с применением линии горизонта;

в) система отображения на плоскости глубины пространства;

3. Линейная перспектива это…

4. Воздушная перспектива – это…

5. Законы воздушной перспективы.

6. Что называется точкой зрения или точкой схода?

(После собрать карточки и ответы на вопросы)

6. Физкультминутка.

7. Постановка художественной задачи.

А сейчас, используя полученные знания, вы нарисуете пейзаж. Ваша задача на сегодняшний урок: выполнить построение по всем правилам линейной и воздушной перспективы. Для того чтобы получить хорошую оценку, вы должны в своей работе правильно показать линию горизонта, точку схода, перспективное сокращение дороги (тропинки), и по возможности применить правила воздушной перспективы. Весь рисунок выполняется от руки, без помощи линеек. Построение выполняем тонкими линиями, чтобы при необходимости можно было легко исправить.

1. Располагаем лист горизонтально.

2. Проводим линию горизонта.

3. Рисуем дорогу с точкой схода на линии горизонта.

4. Деревья, начиная с первого плана.

5. Работаем красками.

6. В завершении, более детально прорабатываем предметы, находящиеся на переднем плане.

8. Практическая работа.

Ученики самостоятельно выполняют эскиз пейзажа, применяя на практике полученные знания.

9. Итог урока.

По итогам активной работы на уроке я могу положительно оценить…

Для дальнейшей результативности рекомендую вам понаблюдать за природой и проанализировать как меняется в течении дня цветовая гамма выбранного вами вида, обратить внимание на линейное построение улиц нашего города.

10. Домашнее задание. Домашним заданием будет дорисовать начатый в классе рисунок, по результатам которого я выставлю оценки.

Тема: "Правила линейной и воздушной перспективы"

Класс: 6 Б

Дата:29.04.15

Цель: Научить передавать пространство на плоскости изображения.

Задачи:

Обучающая: Научить изображать пейзаж по законам перспективы с передачей глубины пространства.

Развивающая: Развить навыки рисования перспективы.

Воспитывающая: Воспитывать интерес и наблюдательность к окружающему миру.

Оборудование и материалы:

Для учителя: репродукции картин художников, презентация.

Для учеников: альбом, карандаш, ластик, акварель или гуашь.

Термины: линейная и воздушная перспектива, линия горизонта, плановость.

План урока:

  1. Организационная часть.
  2. Сообщение темы урока.
  3. Повторение изученного материала.
  4. Изучение нового материала.
  5. Закрепление.
  6. Постановка художественной задачи.
  7. Физкультминутка.
  8. Практическая работа.
  9. Итог урока.
  10. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационная часть.

– приветствие;

– проверка готовности к уроку.

2. Сообщение темы урока.

На сегодняшнем уроке мы с вами разберем правила линейной и воздушной перспективы, и выясним, для чего художникам нужны эти правила. Как вы думаете?(Обучающиеся ставят цели урока).

Ход урока

3. Повторение изученного материала.

Но для начала вспомним, о чем мы говорили на предыдущем уроке.

Ребята, скажите, что изображено на этой картине? (пейзаж)

Что художник изображает в пейзаже? (природу, пространство)

Сегодня нам понятно, что пейзаж – это, прежде всего изображение пространства. Давайте вспомним, какие способы изображения мы изучили ранее.

В эпоху Древнего Египта фронтальная перспектива изображения никогда не создавали иллюзию объёма. Изображение переносилось на плоскость не в том виде, в котором оно предстает глазу, а в том, которое наиболее выражает ее суть.

Обратная линейная перспектива - вид перспективы, применяемый в византийской и древнерусской живописи , при которой изображенные предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя, картина имеет несколько горизонтов и точек зрения, и другие особенности.

В эпоху Возрождения в искусстве преобладал интерес к изучению реально наблюдаемого мира и личности человека. Родилось понятие – перспектива, линия горизонта, точка схода.

Перспектива - это изображение предметов так, как их видит человеческий глаз. Перспектива нам нужна для того, чтобы изображать предметы реалистично.

4. Изучение нового материала

Показ презентации.

Во время презентации вам даётся возможность зафиксировать основные понятия на выданных карточках для дальнейшего обсуждения и запоминания, в дальнейшем их можно приклеить на обратную сторону листа вашего рисунка.

Для того чтобы научиться изображать объёмные предметы необходимо знать законы построения линейной и воздушной перспективы.

Основной отличительной особенностью линейной перспективы (будь она прямой или обратной) является фиксированный угол зрения и наличие общей точки схода (обычно на линии горизонта).

Представим себе железную дорогу. Все знают, что рельсы лежат параллельно, а это значит, что они нигде не пересекаются.

Но если мы встанем на пути и посмотрим вдаль, то будет казаться, что с удалением от нас, рельсы сходятся ближе, ближе, пока, наконец, не сольются в одну точку.

Точку, где рельсы или края дороги соединяются, называют " точкой схода или точка зрения ". Эта точка всегда лежит на линии горизонта.

Слово « горизонт » всем конечно, знакомо. Этим словом мы называем линию, отделяющую видимое небо от видимой земли.

Линия горизонта – это линия, которая находится на уровне наших глаз.

Линия горизонта бывает высокой и низкой, это средство выразительности. Для передачи земных далей нужна высокая точка зрения, а когда линия горизонта расположена у нижнего края картины, мы видим просторы небес.

Воздушная перспектива - кажущиеся изменения некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства, изменения цвета , очертаний и степени освещенности предметов, возникающие по мере удаления натуры от глаз наблюдателя.

Воздушная перспектива связана с изменением тонов , потому она может называться также и тональной перспективой .

Воздушная среда, особенно если воздух наполнен дымкой или туманом, помогает передать в рисунке пространство, подчеркивает плановость в композиции . В творческой работе необходимо учитывать перспективные изменения воздушной среды, благодаря которым дальние планы кажутся светлее передних, контуры предметов расплываются, теряют четкость. Особенно это заметно в горах или на равнине, поросшей лесом.

Обычно принято говорить о планах – переднем (первом), среднем (втором) и дальнем (третьем). На переднем плане все предметы воспринимаются наиболее объёмно, их светотень и окраска наиболее контрастны. На втором – всё это несколько смягчается, на третьем – сливается в воздушной дымке.

Передний план. Все предметы воспринимаются объемно, цвет наиболее контрастен.

Средний план. Объем и цвет постепенно смягчаются.

Задний план. Все сливается в воздушной дымке.

5. Закрепление

Пришло время на практике проверить, как вы усвоили изученный материал.

Показ репродукций.

Что изображено на картинах? Обсуждение.

Что называется точкой зрения или точкой схода?

6. Постановка художественной задачи.

А сейчас, используя полученные знания, вы нарисуете пейзаж. Ваша задача на сегодняшний урок: выполнить построение по всем правилам линейной и воздушной перспективы. Для того чтобы получить хорошую оценку, вы должны в своей работе правильно показать линию горизонта, точку схода, перспективное сокращение дороги (тропинки), и по возможности применить правила воздушной перспективы. Весь рисунок выполняется от руки, без помощи линеек. Построение выполняем тонкими линиями, чтобы при необходимости можно было легко исправить.

1. Располагаем лист горизонтально.

2. Проводим линию горизонта (высокую)

3. Рисуем дорогу с точкой схода на линии горизонта.


Подписи к слайдам:

Правила линейной и воздушной перспективы АППОЛИНАРИЙ МИХАЙЛОВИЧ ВАСНЕЦОВ. КРЫМ. 1890 .

Точку, где рельсы или края дороги соединяются, называют " точкой схода или точка зрения ". Эта точка всегда лежит на линии горизонта. Слово « горизонт » всем конечно, знакомо. Этим словом мы называем линию, отделяющую видимое небо от видимой земли. Линия горизонта – это линия, которая находится на уровне наших глаз. Линия горизонта бывает высокой и низкой, это средство выразительности. Для передачи земных далей нужна высокая точка зрения, а когда линия горизонта расположена у нижнего края картины, мы видим просторы небес. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

1.По мере удаления от наблюдателя размер объектов уменьшается соответственно. 2.Параллельные прямые изображают непараллельными. Но пересекаются они не непосредственно на самом изображении, а в точке схода, т.е. их пересечение не является видимым (смотрим на рисунок с построением куба). Исключение в этом случае составляют линии, располагающиеся вертикально или идущие параллельно линии горизонта. 3.Перпендикулярные линии пересекаются не под прямым углом (опять же смотрим на грани куба: на самом деле они строго перпендикулярны, но в перспективе пересечение происходит под острым или тупым углом). ПРАВИЛА ИЗОБРАЖЕНИЯ ЛИНЕЙНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ.

Обычно принято говорить о планах – переднем (первом), среднем (втором) и дальнем (третьем). На переднем плане все предметы воспринимаются наиболее объёмно, их светотень и окраска наиболее контрастны. На втором – всё это несколько смягчается, на третьем – сливается в воздушной дымке. Передний план. Все предметы воспринимаются объемно, цвет наиболее контрастен. Средний план. Объем и цвет постепенно смягчаются. Задний план. Все сливается в воздушной дымке. ПОНЯТИЕ «ПЛАНЫ»

1 закон - Все ближние предметы воспринимаются подробно, а дальние – обобщённо. ИВАН КОНСТАНТИНОВИЧ АЙВАЗОВСКИЙ. ВЕНЕЦИЯ. 1842 ПРАВИЛА ИЗОБРАЖЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ

2 закон - Для передачи пространства надо делать контуры ближних предметов резче, а удалённых - мягче. АЛЕКСЕЙ КОНДРАТЬЕВИЧ САВРАСОВ. ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ. 1879.

3 закон – Удалённые светлые предметы слегка затемняются, а тёмные - осветляются. ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ ПОЛЕНОВ. ВИД НА ОКУ РЕКУ С ВОСТОЧНОГО БЕРЕГА. 1898.

4 закон – Ближние предметы изображаются объёмно, а дальние - плоско. ИВАН ИВАНОВИЧ ШИШКИН. РОЖЬ. 1878 .

5 закон – Все удалённые предметы в завесе дымки воздуха принимают голубоватый цвет, ближние предметы ярко окрашены. ФЁДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ ВАСИЛЬЕВ. МОКРЫЙ ЛУГ. 1872 .

ИСААК ИЛЬИЧ ЛЕВИТАН. ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ.1895 . 6 закон – Ближние предметы многоцветны, а удалённые – одноцветны.

ИВАН ИВАНОВИЧ ШИШКИН. Среди долины ровныя. 1883. Спасибо за внимание!!!


Евгений Щекотихин

Цель урока : Развить у обучающихся глазомер, умение проводить ровные линии без вспомогательных инструментов. Познакомиться с разновидностями многогранников и научиться изображать их в угловой перспективе . Дать понятие угловой перспективы . Уяснить методику выполнения рисунка при помощи вспомогательных построений на основе необходимых законов перспективы .

Задачи урока :

В доступной форме изложить учащимся сущность материала. Выполнив педагогический рисунок на доске, показать глубину линий, напомнить учащимся о значении вспомогательных линий и линий видимого контура. Изложить материал доступным языком, понятным для учащихся. При помощи наглядных пособий растолковать сущностно- культурологические аспекты данной темы. "Зажечь" чистые детские сердца к восприятию искусства.

Дезауировать в детях негативные качества, воспитать в них внимание к пропорциям и усидчивость на уроке .

На данном занятии дети имеют возможность отработать навыки изображения пирамиды и призмы . Рисование может проходить без натуры, однако, применяются те же принципы изображения, как и при работе с натурой. В процессе занятия дети получают знания о правилах перспективы , узнают много нового о геометрических телах.

Предусмотрена синхронизированная работа обучающихся и преподавателя. Педагог рисует предмет мелом на доске. Обучающиеся следят за его действиями. Учитель ведёт рисунок, последовательно коментируя свои действия. Обучающиеся, дабы успеть выполнить рисунок,выполняют поочерёдные задания и требования преподавателя. Предусматривается резервный запас времени, ввиду того, что ребёнку может быть не сразу всё понятно и часто появляется необходимость в ходе урока систематически подходить к нему.

Учащиеся получают необходимую подготовку для работы с натурой, плавно подходят к смежным темам по черчению и геометрии.

Конспект урока : .

На прошлом уроке мы познакомились с тем, как нарисовать два геометрических тела- пирамиду и призму во фронтальной перспективе .

Проведём линию горизонта. Возьмём две точки схода по краям листа соответственно. Всю ширину листа разделим пополам и аккуратно проведём тонкую линию сверху вниз. Наша задача- задать основание. Задаём первый ближний угол. Из заданной точки проведём линию в точку 1. Далее наметить направление следующей линии из угла 1 в точку 2.

Задать засечкой размер правой стороны. Одна сторна- чуть длиннее, вторая-чуть короче.

Из угла 2, направим линию в точку схода 1. Из 3 наметим линию в т. с. 2. Нажимом карандаша покажим глубину линий. Проводим диагонали и с помощью их находим середину. Проведём параллельную боковому краю листа, вертикальную линию к центру- это будет высота.

Построив основание и наметив вершину, намечаем рёбра. Нажимом карандаша покажем ближние рёбра. Внизу надо подписать, что это- пирамида .

Рисование пирамиды с натуры .

На глаз определяем размер рисунка по высоте, определяем ширину. Немного сместим изображение влево, т. к. справа- падающая тень.

Высота в 1,5 раза больше ширины. Показать, куда сместился ближний угол. Поставим карандаш горизонтально ближнему углу и определим направление линий к точке схода. Проведём противоположные линии не параллельно, а чуть сближая. Другая противоположная сторона должна так же сближаться. Проведём диагонали, чтобы найти центр.

Наметить предметную плоскость и фон. На рисунке нам хорошо видна полутень. Наметить падающую тень от ближнего угла и от дальнего. Берём резинку и убираем ненужные линии.

Свет падает сверху слева, мы начинаем штриховать по форме правую грань предмета, а тень необходимо затушевать.

План урока :

1. Приветствие- 5 мин.

2. Проверка домашнего задания- 1 мин.

3. Вводная часть- 5 мин.

4. Объяснение новой темы- 12 мин.

5. Выполнение практического задания-16 мин.

6. Завершение урока-2 мин .

Ход урока:

Учитель :-Здравствуйте Дети!

Дети : Приветствуют педагога.

Учитель : На прошлом уроке мы с Вами рисовали пирамиду и призму во фронтальной перспективе .

Кто скажет, сколько точек схода во фронтальной перспективе ?

Дети : Во фронтальной перспективе предусмотрена одна точка схода.

Учитель : Ответ правильный. Назовите мне, пожалуйста, следующие части гранного тела. (Берёт в руки макет.)

Дети : Называют грани, рёбра, основание; уточняют их форму.

Учитель : Сегодня мы будем рисовать эти же предметы- пирамиду и призму в угловой перспективе . Нарисуйте линию горизонта и наметьте на ней точки схода.

Дети : Реагируют на слова ведущего.

Учитель : Приступает к объяснению новой темы в соответствии с настоящим конспектом .

Дети : Слушают преподавателя.

Учитель : Даёт задание классу.

Дети : Выполняют задание.

Учитель : На этом урок окончен , давайте проведём выставку рисунков.

Дети : Сдают рисунки на выставку.

Учитель : Всем спасибо! На следующем уроке буду спрашивать пройденный материал.

Самоанализ урока "Угловая перспектива многогранников ".

1 Вход в класс уверенный, самочувствие уловлетворительно.

2 В начальный период общения работа с классом продуктивна, хотя наблюдались некоторые неточности в виду непредвиденных технических неполадок.

3 Характер коммуникативного настроения отличный, хорошая сущностно- культурологическая подготовка. Заметное присутствие любви и участия к детям.

4 Энергичное проявление коммуникативной инициативы, положительная эмоциональная настроенность на деятельность, умение настроить класс на эмоционально заряженное начало урока .

5 Умение эмоционально сохранить психологический настрой аудитории проявлялось неоднородно. Приходилось громко и чётко вести урок . Если ведущий понижает голос, начинает вести себя неуверенно, то дети часто могут выбиваться из рабочего ритма.

6 Проявлялось умение управлять творческим самочувствием. Положительное и приподнятое эмоциональное состояние, имели место шутки, прибаутки, басни.

7 В целом, общение органичное, однако в некоторый момент было натянутое по причине резвости и непоседливости обучающихся.

8 Эффективность управления общением выше средней. Учебные и воспитательные задачи решены успешно. Педагогическая гибкость.

Вывод : Занятие состоялось и прошло на достаточно высоком уровне. Точные геометрические построения и некоторая сложность в выполнении задания, в сочетании с разумной строгостью дают свои результаты- дисциплинируют класс.

Публикации по теме:

Цель: Уточнить у детей представление о зиме через знакомство со снежинкой. Задачи: Образовательные: Учить детей рисовать предмет, состоящий.

Доклад «Перспектива трехъязычия в Республики Казахстан» Исторически сложившись как многонациональное, полиэтническое и поликультурное государство, Казахстан совершенно естественно реагирует на.

Конспект открытого урока по математике 2 класс. УМК Перспектива. Тема «Час. Минута.» Дата проведения: 13.10. Предмет: математика. Тема: Час. Минута. Составила: Чугунова Е. О. Цель урока: познакомить детей с единицами измерения.

Конспект урока технологии «Пришивание пуговиц с двумя отверстиями» 1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, друзья! В день февральский рада Вас увидеть я! Рада я приветствовать дорогих.

Правила линейной и воздушной перспективы

( урок изобразительного искусства в 6 классе)

Колосова Лариса Григорьевна, МАОУ СОШ №77, учитель изобразительного искусства 5-9 классы

Цель урока:

Задачи:

2.Развитие творческих способностей и воображение учащихся.

Тип урока :

Комбинированный

Используемые УМК и учебные пособия:

1. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы (с методическими рекомендациями) /под руководством и ред. Б.М Неменского, /учебник для общеобразовательных учреждений. М. "Просвещение", 2009 г.

2.Л.А.Неменская; изобразительное искусство, "Искусство в жизни человека". М. "Просвещение", 2009

Используемая методическая литература:

1.Новое поколение образовательных стандартов как механизм реализации национальной инициативы "Наша новая школа". Гуманитарное образование: Методические рекомендации к 2010-2011 учебному году / Под общ. ред. Л.Л. Беляевой. - Хабаровск: ХК ИРО, 2010

2.Проектирование образовательного процесса в предметной области "Изобразительное искусство": Учебно-методическое пособие / В.А. Андреев, Н.В. Андреев; под ред. В.А. Андреева. - Хабаровск: ХК ИРО, 2010.

3.А.А.Устинова. Теория методика преподавания предмета "Изобразительное искусство": Учебно-методический комплекс курсов повышения квалификации учителей изобразительного искусства общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. - Хабаровск: ХК ИППК ПК,2003.

Используемое оборудование :

Компьютер, проектор, экран, классная доска, краски гуашевые, кисти, карандаш, бумага.

Используемые ЦОР : учебный фильм "Перспектива", учебный фильм "Воздушная перспектива", ЦОР (из коллекции краевого образовательного ресурса school - collection . edu . ru ).

План урока:

1.Организационная часть – 3 мин.

2.Актуализация знаний – 5 мин

3. Объяснение нового материала – 10 мин.

4.Разминка (с исследованием и выбора точки зрения и изменения видимости в пространстве) – 2 мин.

5.Практическая работа – 20 мин.

6. Подведение итогов урока -5 мин.

Ход урока.

1.Организационная часть.

Приветствие, проверка присутствующих, проверка готовности к уроку.

2.Актуализация знаний.

Повторение изученного материала (понятие жанра пейзажа и понятия форм изображения пространства), выполнение теста (для повторения предыдущей темы).

3.Объяснение нового материала.

На доске тема: "Правила линейной и воздушной перспективы".

Сообщаю новую тему урока, цель и задачи урока.

Вопросы к классу:

Что вы знаете о линии горизонта?

Что такое "точка схода" и "точка зрения"?

Что такое "передний план" и "задний план"?

В ходе обсуждения выясняю основные правила линейной перспективы:

Предметы, уходящие вдаль, уменьшаются в размере;

Параллельные линии сходятся в точке схода на линии горизонта (линии наших глаз).

Линия горизонта бывает высокой и низкой, и очень важно понимать, что это средство выразительности. Для передачи земных далей нужна высокая точка зрения - вид с горы.

А при низкой точке зрения, когда линия горизонта расположена у нижнего края картины, мы видим просторы небес.

Точка схода , ее положение тоже сильно влияет на характер образа. Смещение точки схода от центра вправо или влево придаст изображению ощущение движения.

Для закрепления понятий "линия горизонта", "точка схода", "передний план", "задний план" смотрим учебный фильм "Перспектива".

Физминутка.

Сейчас пришло время для отдыха. Возьмите в руки листочек бумаги, и, держа его перед собой, начинайте приседать, глядя на экран. Как меняется ваша точка зрения?

Для того чтобы правильно и выразительно изобразить пейзаж, необходимо знать законы воздушной перспективы.

Вопросы к классу:

Как изображаются ближние и дальние предметы?

Что вы можете сказать о темных и светлых предметах на большом расстоянии?

Учитель подводит итог:

В ходе обсуждений выясняем, что воздух, заполняя все пространство,

окутывает все предметы - то, что удалено, мы видим сквозь его толщу. Поэтому первое правило:

- по мере удаления планов тон теряет свою насыщенность и контрастность и светлеет.

Второе правило об изменения цвета предметов по мере удаления:

- окутанная воздухом даль голубеет.

- теплые цвета выступают, кажутся ближе, а холодные – отступают .

Художники эпохи Возрождения первыми разработали деления пространства на планы:

- ближний план - теплый и контрастный;

- средний - самый разработанный, тона мягче;

-дальний - светлый, обобщенный, все сливается в общей воздушной дымке.

Подводим итог нашего диалога, и вывод о закономерности воздушной перспективы делают учащиеся:

- по мере удаления объектов от глаз наблюдателя их очертания становятся мягче, а переходы светотени – расплывчатыми;

Воздушный слой как бы скрывает объем и фактуру материала: объекты приобретают силуэтный характер.

Для закрепления этого материала, предлагаю детям посмотреть учебный фильм о воздушной перспективе.

После того, как мы выяснили все о перспективе, анализируем и выполняем практическую часть.

Практическое задание.

Выполняем изображение уходящей вдаль дороги с соблюдением правил перспективы.

Делаю акцент на выполнение практической части задания учащимися. На классной доске еще раз вместе с учащимися повторяю все правила линейной перспективы, определяем какую линию горизонта им надо выбрать, и только после этого учащиеся приступают к выполнению практической части задания.

Выполнение практической работы.

Этапы работы над изображением воздушной перспективы: Для предупреждения ошибок, демонстрирую разного уровня детские рисунки, выполненные ранее учащимися других классов. На экране показываю слайды поэтапного выполнения задания.

Слайды помогают детям лучше закрепить новую тему.

Подведение итогов урока.

При подведении итогов провожу обсуждение лучших работ учащихся, отмечаю наиболее интересные работы в составлении композиции или в цветовом решении. Предлагаю детям проанализировать еще раз поэтапность выполнения рисунка, сказать какие открытия были сделаны на уроке.

Задаю задания на дом. Благодарю всех за работу на уроке.

Слежу, чтобы все убрали свои рабочие места, навели порядок (вылили воду из баночек и протерли парты ветошью).

Самоанализ урока.

В классе 25 учеников, дети спокойные, уравновешенные за исключением одного ученика. В основном в этом классе дети среднего уровня. Этот урок является продолжением двух предыдущих уроков, рассчитан на детей среднего уровня.

Цель урока:

Научить учащихся выбирать и строить линию горизонта, точку схода; знакомство с приемами и средствами изображения воздушной перспективы. Задачи:

1.Развитие умений в изображении пространства.

2.Развитие творческих способностей и воображений у учащихся.

3.Закрепление знаний, полученных на уроке.

Урок достиг поставленной цели. Ознакомятся с приемами и средствами построения воздушной перспективы. воздушной перспективы. Для достижения цели урока, развития познавательной активности школьников использовалась эмоциональная мотивация – организация урока в форме диалога "учитель – ученик", "ученик-учитель", ИКТ – технология и ТСО. Выбранная структура урока была рациональна для решения поставленных задач. Этапы урока логически связаны между собой. Продуктивной деятельности учащихся способствовали различные методы обучения; словесные (беседа, объяснение), презентация, учебные фильмы, практическая деятельность. Усвоению материала урока способствовало по этапное выполнение задания. Проводилась индивидуальная работа с учащимися. Стараюсь не править рисунок, у кого он не получается. Помогаю рисовать верные элементы изображений рядом с ошибочными, на свободном поле альбомного листа. Стремлюсь, чтобы дети сами видели и исправляли свои ошибки, на уроке использую демократический стиль общения.

Проверка готовности к уроку.

- Удивление, как считал Аристотель, - начало творческого отношения к миру и к жизни в нём. Развивайте в себе такое непосредственное восприятие природы, мира. В нём залог будущей гармонии в человеке художественного и научного отражения мира, столь желанной в наш век.

Я удивляюсь небу, я удивляюсь снегу,

Я удивляюсь дождю, я удивляться люблю!

Да, мир прекрасен, и чтобы ярче и полнее представить его на листе нам с вами необходимо познакомиться с правилами изменения цвета при удалении и приближении. То есть сегодня мы знакомимся с законами воздушной перспективы.

-Давайте сначала убедимся, что анна действительно нужна и важна при изображении окружающего мира.

Показ 2-х рисунков: один с использованием воздушной перспективы, другой – без.

- А почему так происходит? Почему цвета меняются, изображения расплываются.

-Как вы думаете, из-за чего?

-А как художник добился передачи естественности и глубины?

-Наверное он пользовался законами воздушной перспективы. Давайте и мы сейчас узнаем секрет художника.

Законы выносятся на доску и каждый закон наглядно подтверждается по репродукциям. Первый закон доказывает учитель, а затем можно предложить эту работу учащимся.

1) ближние предметы имеют яркий, насыщенный цвет, который с удалением становится более тусклым и менее ярким.

2) Дальние предметы не имеют чётких границ, в отличие от ближних, контуры их размыты.

3) Дальние предметы как будто находятся в дымке, и изображать их следует серыми и фиолетовыми оттенками.

4) Темные цвета с удалением осветляются.

5) Светлые цвета с удалением темнеют.

Учитель раздаёт учащимся памятки с правилами.

- А сейчас на ваших партах лежат листы с пейзажами, которые нужно раскрасить акварелью. Но теперь вы будете не просто раскрашивать, а передавать глубину пространства и естественность цвета. Не забывайте, что окрашивание начинаем с верхней границы картинной плоскости. Приступаем.

Учитель делает целевые обходы:

1) контроль организации рабочего места

2) контроль правильности выполнения приёмов работы

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения

4) контроль объёма и качества выполненной работы .

Учитель на данном этапе выступает в роли консультанта, помощника. При возможности нужно как более чаще повторять законы вслух. Удачно выполненные фрагменты можно показывать всему классу.

Работы выносятся на доску самими учениками и анализируются.

Критерии анализа:

1) Применение правил

2) Аккуратность

3) Красота, эстетичность, законченность

4) Цветовое решение

Нужно отметить каждую работу, найти особенность, неповторимость, подвести итог каждой работе. Нельзя позволять уч-ся высмеивать чей-то труд.

-Что нового узнали вы на уроке?

-Назовите особенности передачи глубины пространства?

-Как изменяется контрастность света и тени при удалении объёмного предмета от глаз рисующего?

- Как вы думаете, правила воздушной перспективы применяются только при рисовании пейзажей?

- А где ещё можно применить их?

- Хорошо. На этом наш урок закончен, спасибо за работу .



В продолжение темы:
Мужская мода

Кроме Perfekt (совершенное время) есть в немецком языке и просто прошедшее время – Präteritum (что по-латыни означает прошлое, прошедшее мимо ). Оно образуется при помощи...

Новые статьи
/
Популярные