Рабочая учебная программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в детском саду. Конспект непосредственно образовательн

Слушание

«Колыбельная», муз. А. Гречанинова; «Марш», муз. Л. Шульгина, «Ах ты. береза», рус. нар. песня; «Осенняя песенка», муз. Д. Васильева-Буглая, сл. А. Плещеева; «Зайчик», муз. Ю. Матвеева, сл. А. Блока; «Мамины лас-муз. А. Гречанинова; «Музыкальный ящик» (из «Альбома пьес для детей» Г. Свиридова); «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», П.


Чайковского; «Итальянская полька», муз. С. Рахманинова; «Котик лел», «Котик выздоровел», муз. А. Гречанинова; «Как у наших у ворот», нар, мелодия; «Мама», муз. П. Чайковского; «Веснянка», укр. нар. песня . обраб. Г. Лобачева, сл. О..Высотской; «Бабочка», муз. Э. Грига; «Смелый наездник» (из «Альбома для юношества») Р. Шумана; «Жаворонок», муз. М.Глинки; «Марш», муз. С. Прокофьева; «Новая кукла», «Болезнь куклы» (из «Детского альбома» П. Чайковского); «Пьеска» из «Альбома для юношества» Р. Шумана; а также любимые произведения детей, которые они слушали в течение года.

Упражнения на развитие слуха и голоса. «Две тетери», муз. М.Щеглова, сл. народные; «Жук», муз. Н. Потоловского, сл. народные; «Колыбельная зайчонка», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Птенчики», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «Путаница» - песня-шутка; муз. Е. Тиличеевой, сл. К. Чуковского; «Кукушечка», рус. нар. песня, обраб. И. Арсеева; «Паучок» и «Кисонька-мурысонька», рус. нар. песни; заклички: «Ой, кулики! Весна поет!» и «Жаворонушки, прилетите»; «Где был Иванушка», рус. нар. песня; «Гуси», рус, нар. песня; «Пастушок», муз. Н. Преображенской, сл. народные.

Песни. «Осень», муз. Ю. Чичкова, сл. И. Мазнина; «Баю-бай», муз. М. Красина, сл. М. Черной; «Осень», муз. И. Кишко, сл. Т. Волгиной; «Осенью», рус. нар. мелодия, обраб. И. Кишко, сл. И. Плакиды; «Кошечка», муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой; «Снежинки», муз. О. Берта, обраб. Н. Метлова, сл. В. Антоновой; «Санки», муз. М. Красева, сл. О. Высогской; «Зима прошла», муз. Н. Метлова, сл. М. Клоковой; «Подарок маме», муз. A.Филиппенко, сл. Т. Волгиной; колядки: «Здравствуйте», «С Новым годом»; «Воробей», муз. В. Герчик, сл. А. Чельцова; «Веснянка», укр. нар.песня; «Дождик», муз. М. Красева, сл. Н. Френкель; «Зайчик», муз.М. Старокадомского, сл. М. Клоковой; «Лошадка», муз. Т. Ломовой, сл.М. Ивенсен; «Паровоз», муз. 3. Компанейца, сл. О. Высотской.

Песни из детских мультфильмов. «Улыбка», муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского (мультфильм «Крошка Енот»); «Песенка про кузнечика», муз. В. Шаинского, сл. Н. Носова (мультфильм «Приключения Кузнечика»); «Если добрый ты», муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского (мультфильм «День рождения кота Леопольда»); а также любимые песни, выученные ранее.



музыкально-ритмические движения

Игровые упражнения. «Пружинки» под рус. нар. мелодию; ходьба под «Марш», муз. И. Беркович; «Веселые мячики» (подпрыгивание и бег), муз. М. Сатулиной; «Качание рук с лентами», польск. нар. мелодия, обраб, Л. Вишкарева; прыжки под англ. нар. мелодию «Полли»; легкий бег под латв. «Польку», муз. А. Жилинского; «Марш», муз. Е. Тиличеевой; «Лиса и зайцы» под муз. А. Майкапара «В садике»; «Ходит медведь» под муз. «Этюд» К. Черни; подскоки под музыку «Полька», муз. М. Глинки; «Всадники», муз. B.Витлина; потопаем, покружимся под рус. нар. мелодии. «Петух», муз.Т. Ломовой; «Кукла», муз. М. Старокадомского; «Упражнения с цветами» полмуз. «Вальса» А. Жилина; «Жуки», венг. нар. мелодия, обраб. Л. Вишкарева.

Этюды драматизации. «Барабанщик», муз. М. Красева; «Танец осенних листочков», муз. А. Филиппенко, сл. Е. Макшанцевой; «Барабанщики», муз. Д. Кабалевского и С. Левидова; «Считалка», «Катилось яблоко», муз. В. Агафонникова; «Сапожки скачут по дорожке», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной; «Веселая прогулка», муз. П. Чайковского; «Что ты хочешь, кошечка?», муз. Г. Зингера, сл. А. Шибицкой; «Горячий конь», муз. Т. Ломовой; «Подснежники» из цикла «Времена года» П. Чайковского «Апрель»; «Бегал заяц по болоту», муз. В. Герчик; «Сбор ягод» под рус. нар. песню «Ах ты, береза»; «Кукушка танцует», муз. Э. Сигмейстера; «Наседка и цыплята», муз. Т. Ломовой.

Хороводы и пляски. «Пляска ларами», латыш, нар. мелодия; «По улице мостовой», рус. нар. мелодия, обраб. Т. Ломовой; «Топ и хлоп», муз. Т. Назарова-Метнер, сл. Е. Каргановой; «Покажи ладошки», лат. нар. мелодия «Танец с ложками» под рус. нар. мелодию; «Танец с платочками», рус. нар. мелодия; «Приглашение», укр. нар. мелодия, обраб. Г. Теплицкого; «Пляска с султанчиками», укр. нар. мелодия, обраб. М. Раухвергера; «Кто у нас хороший?», муз. Ан. Александрова, сл. народные; «Покажи ладошку», латыш, нар. мелодия; пляска «До


свидания», чеш. нар. мелодия; «Платочек», рус. нар. мелодия в обраб. Л. Ревуцкого; «Дудочка-дуд а», муз. Ю. Слонова, сл. народные; «Хлоп-хлоп-хлоп», зет. нар. мелодия, обраб. А. Роомере; новогодние хороводы по выбору музыкального руководителя.

Характерные танцы. «Снежинки», муз. О. Берта, обраб. Н. Метлова; «Пляска Петрушек», муз. А. Серова из оперы Рогнеда (отрывок); «Танец зайчат» из «Польки» И. Штрауса; «Снежинки», муз. Т. Ломовой; «Бусинки» из «Галопа» И. Дунаевского; повторение танцев, выученных в течение года, а также к инсценировкам и музыкальным играм: «Котята-поворята», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Ивенсен; «Коза-дереза», сл. народные, муз. М. Магиденко.

Музыкальные игры

Игры. «Курочка и петушок», муз. Г. Фрида; «Жмурки», муз. Ф. Флотова;«Медведь и заяц», муз. В. Ребикова; «Самолеты», муз. М. Магиденко; «Игра Деда Мороза со снежками», муз. П. Чайковского из балета «Спящая красавица»); «Жмурки», муз. Ф. Флотова. «Веселые мячики», муз. М. Сатулина; «Найди себе пару», муз. Т. Ломовой; «Займи домик», муз, М. Магиденко; «Кто скорее возьмет игрушку?», латв. нар. мелодия; «Веселая карусель», рус. нар. мелодия, обраб. Е. Тиличеевой; «Ловишки», рус. нар. мелодия, обраб. А. Сидельникова; игры, выученные в течение года.

Игры с пением. «Огородная-хороводная», муз. Б, Можжевелова, сл. Я, Пассовой; «Кукла», муз, Старокадомского, сл. О. Высотской; «Дед Мороз и дети», муз. И. Кишко, сл. М. Ивенсен; «Заинька», муз. М. Красева, сл. Л. Некрасова; «Заинька, выходи», «Гуси, лебеди и волк», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Булатова; «Мы на луг ходили», муз. А. Филиппенко, сл. Н. Кукловской; « Рыбка», муз, М. Красева. «Платочек», укр. нар. песня, обр. Н. Метлова; «Веселая девочка Таня», муз. А. Филиппенко, сл. Н. Кукловской и Р Борисовой,

Песенное творчество

«Как тебя зовут?»; «Что ты хочешь, кошечка»; «Марш», муз. Н. Богословского; «Мишка», «Бычок», «Лошадка», муз. А. Гречанинова, сл. А. Барто; «Наша песенка простая», муз. Ан. Александрова, сл. М. Ивенсен; «Курочка-рябушечка», муз. Г. Лобачева, сл. народные; «Котенька-коток», рус. нар. песня.

Развитие танцевально-игрового творчества

«Лошадка», муз. Н. Потоловского; «Зайчики», «Наседка и цыплята». «Воробей», муз. Т. Ломовой; «Ой, хмель мой, хмелек», рус. нар. мелодия, обр. М. Раухвергера; «Кукла», муз. М. Старокадомского; «Скачут по дорожке», муз. А. Филиппенко; придумай пляску Петрушек под музыку «Петрушка» И. Брамса; «Медвежата», муз. М. Красева, сл. Н. Френкель.

музыкально-дидактические игры

Развитие звуковысотного слуха. «Птицы и птенчики», «Качели».

Развитие ритмического слуха. «Петушок, курочка и цыпленок», «Ктс как идет?», «Веселые дудочки», «Сыграй, как я».

Развитие тембрового и динамического слуха. «Громко-тихо», «Узнай свой инструмент», «Угадай, на чем играю».

Определение жанра и развитие памяти. «Что делает кукла?», «Узнай и спой песню по картинке», «Музыкальный магазин».

Игра на детских музыкальных инструментах. «Мы идем с флажками», «Гармошка», «Небо синее», «Андрей-воробей», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «Сорока-сорока», рус. нар. прибаутка, обр. Т. Попатенкос «Кап-кап-кап...», румын, нар. песня, обр. Т. Попатенко; «Лиса», рус. нар прибаутка, обр. В. Попова; подыгрывание рус. нар. мелодий.

Планируемые промежуточные результаты освоения Программы


Промежуточные результаты освоения Программы формулируются в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ) через раскрытие динамики формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.

К пятилетнему возрасту при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.

Интегративное качество «Физически развитый,

овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»

Антропометрические показатели (рост, вес) в норме.

Владеет в соответствии с возрастом основными движениями. Проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях.

Пользуется физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время).

Самостоятельно выполняет доступные гигиенические процедуры. Соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания. Знаком с понятиями «здоровье» и «болезнь».

Имеет элементарные представления о некоторых составляющих здорового образа жизни: правильном питании, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены.

Знает о пользе утренней зарядки, физических упражнений.

Интегративное качество «Любознательный, активный»

Проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения.

Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: конструированию, изобразительной деятельности, игре.

Проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.

Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»

Эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей.

Понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики (нарядный, красивый).

Интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»

Проявляет умение объединяться с детьми для совместных игр, согласовывать тему игры, распределять роли, поступать в соответствии с правилами и общим замыслом. Умеет подбирать предметы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр.

При создании построек из строительного материала может участвовать в планировании действий, договариваться, рапределять материал, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата. Умеет гчитаться с интересами товарищей.

Речь, при взаимодействии со сверстниками, носит преимущественно лтуативный характер. Содержание общения со взрослым выходит за пре-лы конкретной ситуации, речь при общении со взрослым становится внеситуативной.

В театрализованных играх умеет интонационно выделять речь тех или иных персонажей.

Делает попытки решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.

Может проявить инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым.


В взаимоотношениях со сверстниками проявляет избирательность, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм.

Интегративное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»

Разделяет игровые и реальные взаимодействия. Умеет планировать последовательность действий.

В процессе игры может менять роли. Умеет соблюдать правила игры.

Проявляет личное отношение к соблюдению (и нарушению) моральных норм (стремится к справедливости, испытывает чувство стыда при неблаговидных поступках).

Самостоятельно или после напоминания со стороны взрослого использует в общении со взрослым «вежливые» слова, обращается к сотрудникам детского сада по имени-отчеству.

Умеет (сам или при помощи взрослого) вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.

Знает, что нельзя вмешиваться в разговор взрослых.

Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»

Владеет элементарными навыками самообслуживания.

Ориентируется в пространстве детского сада.

Умеет играть в простейшие настольно-печатные игры.

Проявляет инициативу и самостоятельность в организации знакомых игр с небольшой группой детей.

Проявляет инициативу в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения в театрализованных играх.

Предпринимает попытки самостоятельного обследования предметов, используя знакомые и новые способы, при этом активно применяет все органы чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние, сенсорно-моторные действия).

Способен конструировать по собственному замыслу.

Способен использовать простые схематические изображения для решения несложных задач, строить по схеме, решать лабиринтные задачи.

Начинает появляться образное предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов может сказать, что произойдет в результате их взаимодействия.

Способен самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Умеет самостоятельно находить интересное для себя занятие.

Интегративное качество «имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе"

Знает свое имя и фамилию, возраст, имена членов своей семьи. Может рассказать о своем родном городе (поселке, селе), назвать его, Знает некоторые государственные праздники.

Имеет представление о Российской армии, ее роли в защите Родины. Знает некоторые военные профессии.

Интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»

Выполняет индивидуальные и коллективные поручения.

Проявляет предпосылки ответственного отношения к порученному заданию, стремится выполнить его хорошо.


Способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

Способен принять задачу на запоминание, помнит поручение взрослого; может выучить небольшое стихотворение.

Может описать предмет, картину, составить рассказ по картинке, перемазать наиболее выразительный и динамичный отрывок из сказки.

Способен сосредоточенно действовать в течение 15-20 минут.

Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками»

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Образовательная область «Здоровье»

Соблюдает элементарные правила гигиены (по мере необходимости -Т руки с мылом, пользуется расческой, носовым платком, прикрывает ^»;т при кашле).

Обращается за помощью к взрослым при заболевании, травме. Соблюдает элементарные правила приема пищи (правильно пользуется левыми приборами, салфеткой, полоскает рот после еды).

Образовательная область «Физическая культура»

Принимает правильное исходное положение при метании; может метать предметы разными способами правой и левой рукой; отбивает мяч о землю (пол) не менее 5 раз подряд.

Может ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м.

Умеет строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу.

Может скользить самостоятельно по ледяным дорожкам (длина 5 м).

Ходит на лыжах скользящим шагом на расстояние до 500 м, выполняет; поворот переступанием, поднимается на горку.

Ориентируется в пространстве, находит левую и правую стороны.

Выполняет упражнения, демонстрируя выразительность, грациозность, пластичность движений.

Образовательная область «Социализация»

Объединяясь в игре со сверстниками, может принимать на себя роль, владеет способом ролевого поведения.

Соблюдает ролевое соподчинение (продавец - покупатель) и ведет ролевые диалоги.

Взаимодействуя со сверстниками, проявляет инициативу и предлагает новые роли или действия, обогащает сюжет.

В дидактических играх ггротивостоит трудностям, подчиняется правилам.

В настольно-печатных играх может выступать в роли ведущего, объяснять сверстникам правила игры.

Адекватно воспринимает в театре (кукольном, драматическом) художественный образ.

В самостоятельных театрализованных играх обустраивает место для игры (режиссерской, драматизации), воплощается в роли, используя художественные выразительные средства (интонация, мимика), атрибуты, реквизит.

Имеет простейшие представления о театральных профессиях.

Образовательная область «Труд»

Самостоятельно одевается, раздеватся, складывает и убирает одежду, с помощью взрослого приводит ее в порядок.


Самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой.

Самостоятельно готовит к занятиям свое рабочее место, убирает материалы по окончании работы.

Образовательная область «Безопасность»

Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду.

Соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения.

Различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция»), объясняет их назначение.

Понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети».

Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра».

Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).

Образовательная область «Познание»

Продуктивная (конструктивная) деятельность. Умеет использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств.

Способен преобразовывать постройки в соответствии с заданием педагога. Умеет сгибать прямоугольный лист бумаги пополам.


^ Песенное творчество

Учить самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни и отве­чать на музыкальные вопросы («Как тебя зовут?», «Что ты хочешь, кошеч­ка?», «Где ты?»). Формировать умение импровизировать мелодии на задан­ный текст, учить сочинять мелодию марша.

^

Продолжать формировать у детей навык ритмичного движения в соот­ветствии с характером музыки, самостоятельно менять движения в соот­ветствии с двух- и трехчастной формой музыки. Совершенствовать танце­вальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах. Обучать детей умению двигаться в парах по кругу в танцах и хоро­водах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, вы­полнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно), под­скоки. Продолжать совершенствовать навыки основных движений (ходьба: «торжественная», спокойная, «таинственная»; бег: легкий и стре­мительный).

^ Развитие танцевально-игрового творчества

Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музы­кально-игровых упражнений (кружатся листочки, падают снежинки) и сценок, используя мимику и пантомиму (зайка веселый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк, гордый петушок, хлопотливая курица). Обучать инсценированию песен, музыкальных игр и постановке небольших музы­кальных спектаклей.

^ Игра на детских музыкальных инструментах

Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне

Музыкальное развитие детей осуществляется и на занятиях, и в повседневной жизни.

^ Музыкальные занятия состоят из трёх частей:

1. Вводная часть. Музыкально-ритмические упражнения. Цель - настроить детей на занятие и развивать навыки основных танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах.

2. Основная часть. Слушание музыки. Цель - приучать ребёнка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, и эмоционально на них реагировать. Подпевание и пение. Цель-развивать вокальные задатки ребёнка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе,а также начинать и заканчивать пение вместе с воспитателем. Песенное творчество. Цель - побуждать ребёнка к самостоятельному сочинению мелодии колыбельной и формировать умение импровизировать мелодии на заданный текст.

В основную часть занятий включаются и музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство с детскими музыкальными инструментами, развитие памяти и воображения, музыкально-сенсорных способностей.

3. Заключительная часть. Игра или пляска. Цель-доставить эмоциональное наслаждение ребёнку, вызвать чувство радости от совершаемых действий, интерес к музыкальным занятиям и желание приходить на них. На занятиях используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учётом возможностей и особенностей каждого ребёнка.

^ К концу года дети могут:

Внимательно слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер, выражать свои чувства словами, рисунком, движением;

Узнавать песни по мелодии;

Различать звуки по высоте (петь в пределах септимы)

Петь протяжно, чётко произносить слова, вместе начинать и заканчивать пение.


Тема

Музыкальный материал

Период

День знаний

^ Сл: «Скакалка» А.Хачатуряна; « Марш» муз. И. Дунаевского

Пение: «Птица и птенчики» Е.Тиличеевой; «Барабанщик» муз. М. Красева, Гимн детского сада.

МРД: «Марш» Ф.Яруллин, «Котенька-коток», рус. нар. колыбельная песня; «Марш», муз. Н. Богословского; сл. А Барто. «Догадайся, кто поёт?» Е.Тиличеева; «Узнай по голосу»; «Громко - тихо», «Марш » муз. Т.Ломовой,«Туп-туп-тупыбыз»Л.Шигабетдинова муз., «Пружинки» рус.нар.мел.

Биюлэр: Парлы бию т.х.к Л.Шихабетдинова эшк.

«Пляска парами» латв. нар.мел.обр.Г.Теплицкого.


15 августа-10 сентября

Осень

^ Сл: «Янгыр» И.Якубов;«Лошадка» Т.Ломовой»

Пение: «Осень наступила» С.Насауленко, «Коз» Р.Еникеев, «Вот какие листики!» С.Насауленко, «Капельки» В.Павленко.

МРД: «Марш» И.Шэмсетдинов, «Барабанщики» Э.Парлова («Марш»); «Колыбельная» (фрагмент), С.Левидова,«Барабанщики» Д.Кабалевского, «Дождик» обр.Т.Попатенко; «Куянкай» Б-Болгари муз., «Пляска парами» латыш, нар.м. обр.Т.Попатенко; «Петушок» М. Матвеева; «Танец осенних листочков», муз. А. Филиппенко, сл. Е. Макшанцевой; «Угадай, на чем играю»;


11-30 сентября

Я в мире человек

^ Сл: «Шуточка» В.Семёнова; «Плач куклы» Т.Попатенко;

Пение: «Листопад-листопад» Т.Попатенко, «Огородная-хороводная» муз. Б. Можжевелова, сл. А. Пассовой;

МРД: « Плясовая» муз. Е.Семёновой; «Ну-ка угадай – ка» муз. Е.Тиличеевой; «Танец с зонтиками» (м.р. к-ция); «Танец грибочков» (м.р.к.); «Марш» Е.Тиличеевой; «Пружинки» р.н.м. обр.Т.Туманян «Нам весело» укр.нар.мел.

^ Развитие звуковысотного слуха: . «Птицы и птенчики»; « Узнай по голосу» муз. Е.Тиличеевой.


1-15 октября

Мой город,моя страна.

^ Сл: «Наша Родина – Россия» муз. С. Насауленко, « Ах, ты береза» рус.нар.мелодия.

Пение: «Осень», муз.И.Кишко; « Кружатся листочки» муз.С.Насауленко, « Осень» муз. Ю. Чичкова.

МРД: «Строим дом» М.Красева; «Поезд» муз. Е.Тиличеевой; «Балалар ярдэм итэ» З.Хабибуллин; «Мишка», «Бычок», «Лошадка», «Марш», муз. А Гречанинова, «Курочка и петушок», муз. Г. Фрида; «Узнай свой инструмент», «Пьеса» В.Ребикова; «Экоссез» И.Гуммеля; «Пружинки» под рус. нар. мелодию «Посеяли девки лен»;


16 октября-15 ноября

Новогодний праздник

^ Сл: «Вальс снежных хлопьев» П.Чайковски й, «Музыкальный ящик» муз. Г.Свиридова

Пение: «Елочка-проказница» С.Насауленко, «Чыршы янында» И.Шэмсетдинов муз. С.Урайский сузл., «Елочка-елка», С.Насауленко, « В гости к елке мы пришли» С.Насауленко, «Дед Мороз» В.Витлина.

МРД: «Серенькая кошечка» В.Витлина; «Танец гномов» (м.р.к.); «Зайцы и медведь »(муз. Н. Р-корсакова «Зайцы». В Ребикова «Медведь»)«Игра Деда Мороза со снежками», муз. П. Чайковского, «Снежинки» муз. О.Берта, « Пляска петрушек» муз.Серова, «Хлоп – хлоп – хлоп» эст.нар.мел. обр. А.Роомера.


15 ноября-31 декабря

Зима

^ Сл: «Первый вальс» муз.Д.Кабалевского; «Грустное настроение» А.Штейнвиль, «Зайчик» муз.Ю.Матвеева.

Пение: «Санки» муз. М. Красева, «Снежинки» муз. О.Берта, «Серенькая кошечка» В.Витлин, «Зимушка – Зима» муз. С.Насауленко.

МРД: «Лиса и зайцы» А.Майкапара. «Полька» М.Глинка, «Ходит медведь» К.Черни,.«Заинька, выходи»Е.Тиличеева;«Снежинки» муз. О. Берта, обраб. Н. Метлова; «Что ты хочешь, кошечка?», муз. Г. Зингера, сл. А. Шибицкой.

МДИ: «Эхо», «Гармошка», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова, (развитие звуковысотного слуха)


1-31 января

День защитника Отечества

^ Сл: «Туган тел» т.х.к. Г.Тукай сузл., «Смелый наездник» муз.Р.Шумана, «Ребята - молодцы» Л.Вахрушевой.

Пение: «Паровоз» З.Компанейца; «Барабанщик»М.Красева; « Буденовец» муз. В.Расульской.

МРД: «Барабанщики» («Марш»Т.Парлов, «Колыбельная» С.Левидов,»Барабанщики Д.Кабалевский), «Полька», муз. А. Жилинского; «Марш», муз. И. Беркович, «Гата» Н.Бакиева М.Жиганшина эшк.(барабан);«Мы идем с флажками», «Серенькая кошечка» В.Витлин, «Ун чыпчык» А.Ключарёв муз.;«Танец с ложками» р.н.м.;

МДИ : «Тише-громче в бубен бей» (динамическое восприятие), « Угадай, на чем играю»(тембровое восприятие)


1-23 февраля

8 марта

^ Сл: «Колокольчики звенят » В.Моцарта; «Яз килде» С.Сэйдэшев муз. Р.Еникэй сузл., «Мама» муз.П.Чайковского.

Пение: « Золотая мама» С. Насауленко; «Про бабушку» С.Насауленко, «Очень я мамочку люблю» Л.Старченко. «Подарки для мам» муз.И.Смирнова.

МРД: «Васька -кот» Г.Лобачёва;«Танец с платочками», рус. нар. мелодия; «Танец с цветами»;


24февраля-8 марта

Знакомство с народной культурой и традициями.

^ Сл: « Мы по городу идём» муз. А.Островского;

Пение: «Бегал заяц по болоту»; «Дэу энием» Э.Бакиров, «Булэгем» Ф.Шэймарданова, «Яз килэ» Л.Хэйретдинов. «Яз килде» С.Сэйдэшев муз. Р.Еникэй сузл., « Воробей» муз. В.Герчик.

МРД: «Вальс» А.Жилина,« Туган тел» т.х.к. Г.Тукай сузл., «Если добрый ты» Б.Савельева, «Энисэ» т.х.к. М.Мозаффаров эшк.;«Серенькая кошечка» В.Витлина;«Считалка», муз. В. Герчик; «Эпипэ» т.х.к.(татарча бию);

МДИ: «Узнай инструмент»; «Музыкальные молоточки» муз.Е.Тиличеевой (развитие звуковысотного слуха)


9-31марта

Весна

^ Сл: « Веснянка» укр. нар.песня обр. Г.Лобачева, «Пьеска» муз. Р.Шумана.

Пение: « Зима прошла» муз. Н. Метлова; «Сорока-сорока», рус. нар. прибаутка, «Воробушки» муз. М.Красева, «Тает снег»А.Филиппенко, «Весна» С.Насауленко,.«Дождик» р.н.п. обр.Т.Попатенко; заклички: «Ой, кулики! Весна поет!» и «Жаворонушки, прилетите»;

МРД: « Зилем-зилэйлэ» т.х.ж.; «Помощницы» (м.р.к.); «Займи домик»; «Кто как идет?»;«Кукла», муз. М. Старокадомского; «Скачут по дорожке», муз. А. Филиппенко; «Тышта яз» Л.Шигабетдинова муз., Попатенко; «Кап-кап…», рум. нар. песня, обр. Т. Попатенко;


1-15 апреля

День Победы

^ Сл: «Победа придет» М, Сидорова

Пение: «Буденовец» Р.Расульской; «Бескозырка белая» муз. С Киселева, «Ребята-молодцы» Л.Вахрушевой

МРД: «Потанцуй со мной, дружок»; «Веселые мячики», муз. М. Сатулина; «Са­молеты», муз. М. Магиденко; «Полька» Р.Хамитов-сикерешле атлам, «Пильщики» О.Боромыковой «Танец с платочками» укр.нар.мел.обр.Г.Теплицкого «Танец с ложками» рус.нар.мел,«Парлы бию» т.х.к. Л.Шигабетдинов, «Ловишки» рус.нар.мел. обр. А.Сидельникова.


16апреля-9мая

Лето

^ Сл: « Бабочка» муз. Э.Григ. «Жаворонок» М.Глинка.

Пение: «Дружба» В.Шаинского, «Сабан туе» Л.Батыр-Булгари муз. Г.Зэйнэшева сузл. « Улыбка» муз. В.Шаинский, «Медвежата» муз.М.Красева;

МРД: « Марш»Л.Хэйретдинов (бердэм атлау), «Курочка и петушок» Г.Фрида,«Найди себе пару» Т.Ломовой, «Дудочка-дуда» Ю.Слонова«Чебурашка» (А.Бурениной), «Весёлые путешественники» (А.Бурениной);


10-31 мая

^ Культурно досуговая деятельность в средней группе

Развлечения.

Задачи: создавать обстановку эмоционального благополучия, обеспечивать детям возможность отдохнуть и получить новые впечатления. Развивать интерес к познавательным развлечениям, знакомящим с традициями и обычаями русского народа, истоками русской культуры. Вовлекать детей в процесс подготовки разных видов развлечений; формировать желание участвовать в кукольном спектакле, музыкальных и литературных композициях, концертах. Организовывать спортивные и игровые соревнования и т. д. В процессе организации и проведения развлечений заботиться о формировании потребности заниматься интересным и содержательным делом.

Воспитывать чувство коллективизма, доброжелательного отношения друг к другу и взрослым. Осуществлять патриотическое и нравственное воспитание, приобщать к художественной культуре, эстетико- эмоциональному творчеству.

Праздники

Задачи: продолжать приобщать детей к праздничной культуре народа Татарстана. Воспитывать стремление и желание принимать участие в празд­ничных выступлениях. Формировать чувство причастности к событи­ям, которые происходят в детском саду, семье, стране. Воспитывать любовь к близким людям, Родине. Организовывать утренники, посвя­щенные Новому году, 8 Марта, праздникам народного календаря, осени и весне.

Творчество
Задачи: привлекать детей к творческой деятельности, развивать интерес и желание посещать студии эстетического воспитания и развития в детском саду или в центрах творчества. Содействовать развитию ин­дивидуальных творческих способностей и художественных наклон­ностей ребенка.
^ Образовательная область «Музыка» в старшей группе.

Пояснительная записка
Задачи: продолжать развивать эстетическое воспитание, интерес, любовь к музыке, формировать музыкальную культуру на основе знакомства с композиторами, с классической, народной и современной музыкой. Продолжать развивать музы­кальные способности детей: звуковысотный, ритмический, тембровый, дина­мический слух; эмоциональную отзывчивость и творческую активность. Способствовать дальнейшему развитию навыков пения, движений под музыку, игры и импровизации мелодий на детских музыкальных ин­струментах

Слушание

Учить различать жанры музыкальных произведений (марш, та­нец, песня). Совершенствовать музыкальную память через узнава­ние мелодий по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза). Совершенствовать навык разли­чения звуков по высоте в пределах квинты, звучания музыкально­го инструмента (клавишно-ударные и струнные: фортепиано, скрип­ка, виолончель, балалайка)

Пение

Формировать певческие навыки, умение петь легким звуком в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы; брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, свое­временно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо. Способствовать развитию навыков сольного пения, с музыкальным сопровождением и без него. Содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен разного характера. Создавать фонд любимых песен, тем самым развивая песенный музыкальный вкус.

^ Песенное творчество

Учить импровизировать мелодию на заданный текст. Формировать уме­ние сочинять мелодии различного характера: ласковую колыбельную, за­дорный или бодрый марш, плавный вальс, веселую плясовую.

^ Музыкально-ритмические движения

Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки, ее эмоционально образное содержание, свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, самостоятельно пере­ходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами. Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперед, кружение; приседание с выставлением ноги вперед). Формировать тан­цевальное творчество.

Продолжать развивать навыки инсценирования песен: учить импро­визировать образы сказочных животных и птиц (лошадка, коза, лиса, медведь, заяц, журавль, ворон и т.д.) в разных игровых ситуациях. По­знакомить с русским хороводом, пляской, а также с танцами других народов.

Слушание

«Колыбельная», муз. А. Гречанинова; «Марш», муз. Л. Шульгина, «Ах ты. береза», рус. нар. песня; «Осенняя песенка», муз. Д. Васильева-Буглая, сл. А. Плещеева; «Зайчик», муз. Ю. Матвеева, сл. А. Блока; «Мамины лас-муз. А. Гречанинова; «Музыкальный ящик» (из «Альбома пьес для детей» Г. Свиридова); «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», П. Чайковского; «Итальянская полька», муз. С. Рахманинова; «Котик лел», «Котик выздоровел», муз. А. Гречанинова; «Как у наших у ворот», нар, мелодия; «Мама», муз. П. Чайковского; «Веснянка», укр. нар. песня. обраб. Г. Лобачева, сл. О..Высотской; «Бабочка», муз. Э. Грига; «Смелый наездник» (из «Альбома для юношества») Р. Шумана; «Жаворонок», муз. М.Глинки; «Марш», муз. С. Прокофьева; «Новая кукла», «Болезнь куклы» (из «Детского альбома» П. Чайковского); «Пьеска» из «Альбома для юношества» Р. Шумана; а также любимые произведения детей, которые они слушали в течение года.

Упражнения на развитие слуха и голоса. «Две тетери», муз. М.Щеглова, сл. народные; «Жук», муз. Н. Потоловского, сл. народные; «Колыбельная зайчонка», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Птенчики», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «Путаница» - песня-шутка; муз. Е. Тиличеевой, сл. К. Чуковского; «Кукушечка», рус. нар. песня, обраб. И. Арсеева; «Паучок» и «Кисонька-мурысонька», рус. нар. песни; заклички: «Ой, кулики! Весна поет!» и «Жаворонушки, прилетите»; «Где был Иванушка», рус. нар. песня; «Гуси», рус, нар. песня; «Пастушок», муз. Н. Преображенской, сл. народные.

Песни. «Осень», муз. Ю. Чичкова, сл. И. Мазнина; «Баю-бай», муз. М. Красина, сл. М. Черной; «Осень», муз. И. Кишко, сл. Т. Волгиной; «Осенью», рус. нар. мелодия, обраб. И. Кишко, сл. И. Плакиды; «Кошечка», муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой; «Снежинки», муз. О. Берта, обраб. Н. Метлова, сл. В. Антоновой; «Санки», муз. М. Красева, сл. О. Высогской; «Зима прошла», муз. Н. Метлова, сл. М. Клоковой; «Подарок маме», муз. A.Филиппенко, сл. Т. Волгиной; колядки: «Здравствуйте», «С Новым годом»; «Воробей», муз. В. Герчик, сл. А. Чельцова; «Веснянка», укр. нар.песня; «Дождик», муз. М. Красева, сл. Н. Френкель; «Зайчик», муз.М. Старокадомского, сл. М. Клоковой; «Лошадка», муз. Т. Ломовой, сл.М. Ивенсен; «Паровоз», муз. 3. Компанейца, сл. О. Высотской.

Песни из детских мультфильмов. «Улыбка», муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского (мультфильм «Крошка Енот»); «Песенка про кузнечика», муз. В. Шаинского, сл. Н. Носова (мультфильм «Приключения Кузнечика»); «Если добрый ты», муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского (мультфильм «День рождения кота Леопольда»); а также любимые песни, выученные ранее.

музыкально-ритмические движения

Игровые упражнения. «Пружинки» под рус. нар. мелодию; ходьба под «Марш», муз. И. Беркович; «Веселые мячики» (подпрыгивание и бег), муз. М. Сатулиной; «Качание рук с лентами», польск. нар. мелодия, обраб, Л. Вишкарева; прыжки под англ. нар. мелодию «Полли»; легкий бег под латв. «Польку», муз. А. Жилинского; «Марш», муз. Е. Тиличеевой; «Лиса и зайцы» под муз. А. Майкапара «В садике»; «Ходит медведь» под муз. «Этюд» К. Черни; подскоки под музыку «Полька», муз. М. Глинки; «Всадники», муз. B.Витлина; потопаем, покружимся под рус. нар. мелодии. «Петух», муз.Т. Ломовой; «Кукла», муз. М. Старокадомского; «Упражнения с цветами» полмуз. «Вальса» А. Жилина; «Жуки», венг. нар. мелодия, обраб. Л. Вишкарева.

Этюды драматизации. «Барабанщик», муз. М. Красева; «Танец осенних листочков», муз. А. Филиппенко, сл. Е. Макшанцевой; «Барабанщики», муз. Д. Кабалевского и С. Левидова; «Считалка», «Катилось яблоко», муз. В. Агафонникова; «Сапожки скачут по дорожке», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной; «Веселая прогулка», муз. П. Чайковского; «Что ты хочешь, кошечка?», муз. Г. Зингера, сл. А. Шибицкой; «Горячий конь», муз. Т. Ломовой; «Подснежники» из цикла «Времена года» П. Чайковского «Апрель»; «Бегал заяц по болоту», муз. В. Герчик; «Сбор ягод» под рус. нар. песню «Ах ты, береза»; «Кукушка танцует», муз. Э. Сигмейстера; «Наседка и цыплята», муз. Т. Ломовой.

Хороводы и пляски. «Пляска ларами», латыш, нар. мелодия; «По улице мостовой», рус. нар. мелодия, обраб. Т. Ломовой; «Топ и хлоп», муз. Т. Назарова-Метнер, сл. Е. Каргановой; «Покажи ладошки», лат. нар. мело­дия «Танец с ложками» под рус. нар. мелодию; «Танец с платочками», рус. нар. мелодия; «Приглашение», укр. нар. мелодия, обраб. Г. Теплицкого; «Пляска с султанчиками», укр. нар. мелодия, обраб. М. Раухвергера; «Кто у нас хороший?», муз. Ан. Александрова, сл. народные; «Покажи ладошку», латыш, нар. мелодия; пляска «До свидания», чеш. нар. мелодия; «Платочек», рус. нар. мелодия в обраб. Л. Ревуцкого; «Дудочка-дуд а», муз. Ю. Слонова, сл. народные; «Хлоп-хлоп-хлоп», зет. нар. мелодия, обраб. А. Роомере; но­вогодние хороводы по выбору музыкального руководителя.

Характерные танцы. «Снежинки», муз. О. Берта, обраб. Н. Метлова; «Пляска Петрушек», муз. А. Серова из оперы Рогнеда (отрывок); «Танец зай­чат» из «Польки» И. Штрауса; «Снежинки», муз. Т. Ломовой; «Бусинки» из «Галопа» И. Дунаевского; повторение танцев, выученных в течение года, а так­же к инсценировкам и музыкальным играм: «Котята-поворята», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Ивенсен; «Коза-дереза», сл. народные, муз. М. Магиденко.

Музыкальные игры

Игры. «Курочка и петушок», муз. Г. Фрида; «Жмурки», муз. Ф. Флотова;«Медведь и заяц», муз. В. Ребикова; «Самолеты», муз. М. Магиденко; «Игра Деда Мороза со снежками», муз. П. Чайковского из балета «Спящая красавица»); «Жмурки», муз. Ф. Флотова. «Веселые мячики», муз. М. Сатулина; «Найди себе пару», муз. Т. Ломовой; «Займи домик», муз, М. Магиденко; «Кто скорее возьмет игрушку?», латв. нар. мелодия; «Веселая карусель», рус. нар. мелодия, обраб. Е. Тиличеевой; «Ловишки», рус. нар. мелодия, обраб. А. Сидельникова; игры, выученные в течение года.

Игры с пением. «Огородная-хороводная», муз. Б, Можжевелова, сл. Я, Пассовой; «Кукла», муз, Старокадомского, сл. О. Высотской; «Дед Мороз и дети», муз. И. Кишко, сл. М. Ивенсен; «Заинька», муз. М. Красева, сл. Л. Некрасова; «Заинька, выходи», «Гуси, лебеди и волк», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Булатова; «Мы на луг ходили», муз. А. Филиппенко, сл. Н. Кукловской; « Рыбка», муз, М. Красева. «Платочек», укр. нар. песня, обр. Н. Метлова; «Веселая девочка Таня», муз. А. Филиппенко, сл. Н. Кукловской и Р Борисовой,

Песенное творчество

«Как тебя зовут?»; «Что ты хочешь, кошечка»; «Марш», муз. Н. Богословского; «Мишка», «Бычок», «Лошадка», муз. А. Гречанинова, сл. А. Барто; «Наша песенка простая», муз. Ан. Александрова, сл. М. Ивенсен; «Курочка-рябушечка», муз. Г. Лобачева, сл. народные; «Котенька-коток», рус. нар. песня.

Развитие танцевально-игрового творчества

«Лошадка», муз. Н. Потоловского; «Зайчики», «Наседка и цыплята». «Воробей», муз. Т. Ломовой; «Ой, хмель мой, хмелек», рус. нар. мелодия, обр. М. Раухвергера; «Кукла», муз. М. Старокадомского; «Скачут по дорожке», муз. А. Филиппенко; придумай пляску Петрушек под музыку «Петрушка» И. Брамса; «Медвежата», муз. М. Красева, сл. Н. Френкель.

музыкально-дидактические игры

Развитие звуковысотного слуха. «Птицы и птенчики», «Качели».

Развитие ритмического слуха. «Петушок, курочка и цыпленок», «Ктс как идет?», «Веселые дудочки», «Сыграй, как я».

Развитие тембрового и динамического слуха. «Громко-тихо», «Узнай свой инструмент», «Угадай, на чем играю».

Определение жанра и развитие памяти. «Что делает кукла?», «Узнай и спой песню по картинке», «Музыкальный магазин».

Игра на детских музыкальных инструментах. «Мы идем с флажками», «Гармошка», «Небо синее», «Андрей-воробей», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «Сорока-сорока», рус. нар. прибаутка, обр. Т. Попатенкос «Кап-кап-кап...», румын, нар. песня, обр. Т. Попатенко; «Лиса», рус. нар прибаутка, обр. В. Попова; подыгрывание рус. нар. мелодий.

Планируемые промежуточные результаты

освоения Программы

Промежуточные результаты освоения Программы формулируются в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ) через раскрытие динамики формирования интегративных качеств воспи­танников в каждый возрастной период освоения Программы по всем на­правлениям развития детей.

К пятилетнему возрасту при успешном освоении Программы достига­ется следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.

Интегративное качество «Физически развитый,

овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»

Антропометрические показатели (рост, вес) в норме.

Владеет в соответствии с возрастом основными движениями. Проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях.

Пользуется физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время).

Самостоятельно выполняет доступные гигиенические процедуры. Соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания. Знаком с понятиями «здоровье» и «болезнь».

Имеет элементарные представления о некоторых составляющих здоро­вого образа жизни: правильном питании, пользе закаливания, необходи­мости соблюдения правил гигиены.

Знает о пользе утренней зарядки, физических упражнений.

Интегративное качество «Любознательный, активный»

Проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения.

Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятель­ности: конструированию, изобразительной деятельности, игре.

Проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельнос­ти, экспериментированию.

Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»

Эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей.

Понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоцио­нальное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики (нарядный, красивый).

Интегративное качество «Овладевший средствами общения

и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»

Проявляет умение объединяться с детьми для совместных игр, согласо­вывать тему игры, распределять роли, поступать в соответствии с правила­ми и общим замыслом. Умеет подбирать предметы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр.

При создании построек из строительного материала может участвовать в планировании действий, договариваться, рапределять материал, согласо­вывать действия и совместными усилиями достигать результата. Умеет гчитаться с интересами товарищей.

Речь, при взаимодействии со сверстниками, носит преимущественно лтуативный характер. Содержание общения со взрослым выходит за пре-лы конкретной ситуации, речь при общении со взрослым становится внеситуативной.

В театрализованных играх умеет интонационно выделять речь тех или иных персонажей.

Делает попытки решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.

Может проявить инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым.

В взаимоотношениях со сверстниками проявляет избирательность, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм.

Интегративное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»

Разделяет игровые и реальные взаимодействия. Умеет планировать последовательность действий.

В процессе игры может менять роли. Умеет соблюдать правила игры.

Проявляет личное отношение к соблюдению (и нарушению) мораль­ных норм (стремится к справедливости, испытывает чувство стыда при неблаговидных поступках).

Самостоятельно или после напоминания со стороны взрослого исполь­зует в общении со взрослым «вежливые» слова, обращается к сотрудникам детского сада по имени-отчеству.

Умеет (сам или при помощи взрослого) вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.

Знает, что нельзя вмешиваться в разговор взрослых.

Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные

и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»

Владеет элементарными навыками самообслуживания.

Ориентируется в пространстве детского сада.

Умеет играть в простейшие настольно-печатные игры.

Проявляет инициативу и самостоятельность в организации знакомых игр с небольшой группой детей.

Проявляет инициативу в выборе роли, сюжета, средств перевоплоще­ния в театрализованных играх.

Предпринимает попытки самостоятельного обследования предметов, используя знакомые и новые способы, при этом активно применяет все органы чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние, сенсорно-моторные действия).

Способен конструировать по собственному замыслу.

Способен использовать простые схематические изображения для реше­ния несложных задач, строить по схеме, решать лабиринтные задачи.

Начинает появляться образное предвосхищение. На основе пространст­венного расположения объектов может сказать, что произойдет в результа­те их взаимодействия.

Способен самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Умеет самостоятельно находить интересное для себя занятие.

Интегративное качество «имеющий первичные представления

о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе"

Знает свое имя и фамилию, возраст, имена членов своей семьи. Может рассказать о своем родном городе (поселке, селе), назвать его, Знает некоторые государственные праздники.

Имеет представление о Российской армии, ее роли в защите Родины. Знает некоторые военные профессии.

Интегративное качество «Овладевший универсальными

предпосылками учебной деятельности»

Выполняет индивидуальные и коллективные поручения.

Проявляет предпосылки ответственного отношения к порученному за­данию, стремится выполнить его хорошо.

Способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

Способен принять задачу на запоминание, помнит поручение взрослого; может выучить небольшое стихотворение.

Может описать предмет, картину, составить рассказ по картинке, пере­мазать наиболее выразительный и динамичный отрывок из сказки.

Способен сосредоточенно действовать в течение 15-20 минут.

Интегративное качество «Овладевший необходимыми

умениями и навыками»

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Образовательная область «Здоровье»

Соблюдает элементарные правила гигиены (по мере необходимости -Т руки с мылом, пользуется расческой, носовым платком, прикрывает ^»;т при кашле).

Обращается за помощью к взрослым при заболевании, травме. Соблюдает элементарные правила приема пищи (правильно пользуется левыми приборами, салфеткой, полоскает рот после еды).

Образовательная область «Физическая культура»

Принимает правильное исходное положение при метании; может метать предметы разными способами правой и левой рукой; отбивает мяч о землю (пол) не менее 5 раз подряд.

Может ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м.

Умеет строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу.

Может скользить самостоятельно по ледяным дорожкам (длина 5 м).

Ходит на лыжах скользящим шагом на расстояние до 500 м, выполняет; поворот переступанием, поднимается на горку.

Ориентируется в пространстве, находит левую и правую стороны.

Выполняет упражнения, демонстрируя выразительность, грациозность, пластичность движений.

Образовательная область «Социализация»

Объединяясь в игре со сверстниками, может принимать на себя роль, владеет способом ролевого поведения.

Соблюдает ролевое соподчинение (продавец - покупатель) и ведет ро­левые диалоги.

Взаимодействуя со сверстниками, проявляет инициативу и предлагает новые роли или действия, обогащает сюжет.

В дидактических играх ггротивостоит трудностям, подчиняется правилам.

В настольно-печатных играх может выступать в роли ведущего, объяс­нять сверстникам правила игры.

Адекватно воспринимает в театре (кукольном, драматическом) худо­жественный образ.

В самостоятельных театрализованных играх обустраивает место для игры (режиссерской, драматизации), воплощается в роли, используя художественные выразительные средства (интонация, мимика), атрибуты, реквизит.

Имеет простейшие представления о театральных профессиях.

Образовательная область «Труд»

Самостоятельно одевается, раздеватся, складывает и убирает одежду, с помощью взрослого приводит ее в порядок.

Самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой.

Самостоятельно готовит к занятиям свое рабочее место, убирает мате­риалы по окончании работы.

Образовательная область «Безопасность»

Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду.

Соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения.

Различает и называет специальные виды транспорта («Скорая по­мощь», «Пожарная», «Милиция»), объясняет их назначение.

Понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети».

Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра».

Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (спосо­бы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).

Образовательная область «Познание»

Продуктивная (конструктивная) деятельность. Умеет использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств.

Способен преобразовывать постройки в соответствии с заданием педа­гога.

Умеет сгибать прямоугольный лист бумаги пополам.

Формирование элементарных математических представлений.

Различает, из каких частей составлена группа предметов, называть их ха­рактерные особенности (цвет, размер, назначение).

Сравнивает количество предметов в группах на основе счета (в преде­лах 5), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар); определять, каких предметов больше, меньше, равное количество.

Умеет сравнивать два предмета по величине (больше - меньше, вы­ше - ниже, длиннее - короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения.

Различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб; знает их ха­рактерные отличия.

Определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе | вверху - внизу, впереди - сзади); умеет двигаться в нужном направлении то сигналу: вперед и назад, вверх и вниз (по лестнице).

Определяет части суток.

Формирование целостной картины мира. Называет разные предметы, которые окружают его в помещениях, на участке, на улице; знает их назна­чение.

Называет признаки и количество предметов.

Называет домашних животных и знает, какую пользу они приносят человеку.

Различает и называет некоторые растения ближайшего окружения. Называет времена года в правильной последовательности. Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе.

Образовательная область «Коммуникация»

Понимает и употребляет слова-антонимы; умеет образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница - сухарница).

Умеет выделять первый звук в слове.

Рассказывает о содержании сюжетной картинки.

С помощью взрослого повторяет образцы описания игрушки.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним.

Драматизирует (инсценирует) с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок).

Образовательная область «Художественное творчество»

Рисование. Изображает предметы путем создания отчетливых форм, под­бора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов.

Передает несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов.

Выделяет выразительные средства дымковской и филимоновской иг­рушки.Украшает силуэты игрушек элементами дымковской и филимонов­ской росписи.

Лепка. Создает образы разных предметов и игрушек, объединяет их в кол­лективную композицию; использует все многообразие усвоенных приемов лепки.

Аппликация. Правильно держит ножницы и умеет резать ими по пря­мой, по диагонали (квадрат и прямоугольник); вырезать круг из квадрата, овал - из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы.

Аккуратно наклеивает изображения предметов, состоящие из несколь­ких частей. Составляет узоры из растительных форм и геометрических фигур.

Образовательная область «Музыка»

Узнает песни по мелодии.

Различает звуки по высоте (в пределах сексты - септимы).

Может петь протяжно, четко произносить слова; вместе с другими детьми-начинать и заканчивать пение.

Выполняет движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно ме­няя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения.

Умеет выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движе­ние парами по кругу, кружение по одному и в парах. Может выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками).

Умеет играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.


Старшая группа

(от 5 до 6 лет)

Возрастные особенности детей

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры н строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре Парикмахерская» - зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрастрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд - по возрастанию или убыванию - до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения ока­жутся правильными только в том случае, если дети будут применять адек­ватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизиро­ванные представления, которые возникают в процессе наглядногс моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектоЕ и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектс - в результате различных воздействий, представления о развитии и т. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объ­екты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причин­ные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять доста­точно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют прак­тически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой родуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение юбщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Организация жизни и воспитания детей

Примерный режим дня

Режим дня составлен с расчетом на 12-часовое пребывание ребенка i -етском саду.

Режим может быть скорректирован с учетом работы конкретного до­вольного учреждения (контингента детей, климата в регионе, наличия бассейна, времени года, длительности светового дня и т.п.). При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать также индивидуальные особен­ности ребенка (длительность сна, вкусовые предпочтения, характер и т.д.),

В представленном режиме дня выделено специальное время для чтения детям. Это не является обязательным элементом режима дня, и чтение мо­жет быть замещено самостоятельной деятельностью детей, однако для эф­фективного решения программных задач ежедневное чтение крайне жела­тельно. Для детей 5-6 лет длительность чтения с обсуждением прочитанного рекомендуется до 15-20 минут.

Примерный режим дня

Дома
Подъем, утренний туалет 6.30-7.30
В дошкольном учреждении
Прием и осмотр, игры, дежурство, утренняя гимнастика 7.00-8.30
Подготовка к завтраку, завтрак 8.30-8.55
Игры, самостоятельная деятельность 8.55-9.00
Организованная образовательная деятельность 9.00-9.25 9.35-10.00 10.10-10.35
Игры, подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд) 10.35-12.25
12.25-12.40
Подготовка к обеду, обед 12.40-13.10
Подготовка ко сну, дневной сон 13.10-15.00
Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры 15,00-15.25
Подготовка к полднику, полдник 15.25-15.40
Игры, самостоятельная деятельность детей 15.40-16.205
Чтение художественной литературы 16.20-16.40
Подготовка к прогулке, прогулка 16.40-18.00
Возвращение с прогулки, игры 18.00-18.20
Подготовка к ужину, ужин 18.20-18.45
Игры, уход детей домой 18.45-19.00
Дома
Прогулка 19.00-20.15
Возвращение с прогулки, спокойные игры, гигиенические процедуры 20.15-20.45
Укладывание, ночной сон 20.45-6.30 (7.30)

Педагог самостоятельно дозирует объем образовательной нагрузки. i превышая при этом максимально допустимую санитарно-эпидемиолоп ческими правилами и нормативами нагрузку.

По действующему СанПиН для детей возраста от 5 до 6 лет планирую не более 13 занятий в неделю продолжительностью не более 25 мин. (СанПиН 2.4.1.1249-03).

Примерный перечень основных видов

организованной образовательной деятельности

(при работе по пятидневной неделе

Одно из трех физкультурных занятий с детьми 5-7 лет следует кругло­годично проводить на открытом воздухе.

Примерное комплексно-тематическое планирование

Предлагаемое в Программе комплексно-тематическое планирование следует рассматривать как примерное. Дошкольное образовательное учреждение для введения регионального и культурного компонента, для уче­та особенностей своего дошкольного образовательного учреждения вправе по своему усмотрению частично или полностью менять темы или названия тем, содержание работы, временной период.

Одной теме следует уделять не менее одной недели. Оптимальный период-2-3 недели. Тема должна быть отражена в подборе материалов, находящихся в группе и уголках развития.

Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и этнокультурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.

Примерное комплексно тематическое планирование

Конспект музыкального тематического занятия в младшей группе на тему: Зайчик

Цель и задачи : развивать музыкальный слух у детей; активизировать представления детей о зайчике; учить отображать чувства, настроения при прослушивании, пении, пляске, игре в слуховом синтезе музыкальных композиций, в воплощении сюжетов, разнохарактерной музыкальной выразительности; учить петь некрикливо, слаженно, правильно исполняя мелодии песен и попевок, четко проговаривать текст, развивать воображение при исполнении музыкальных образов зайчика.

Ход занятия

Дети входят в зал под «Марш» Парлова.

Музыкальный руководитель.

Дети, к нам пришел заинька,

Заинька маленький,

Длинные ушки

Торчат на макушке!

Рассматривают игрушку - Зайчика.

Музыкальный руководитель . Зайка скачет по дорожке, разминает ножки!

Упражнение «Зайчик» (русская народная мелодия).

Музыкальный руководитель.

Скачут зайки, ушками шевелят,

Ножки веселые у наших ребят.

А теперь все отдохнем

И на стульчики пойдем!

Сели на места.

Музыкальный руководитель . Понравилось зайчику у ребят, только что-то грустный взгляд.

Слушание песни Ю. Матвеевой «Зайчик».

Музыкальный руководитель.

Хмурая, дождливая наступила осень,

Всю капустку сняли, нечего украсть,

Бедный зайчик прыгает возле мокрых сосен,

Страшно в лапы волку серому попасть.

Плачет зайчик, а почему он плачет?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель . А какая музыка в этой песенке?

Дети. Грустная, печальная.

Музыкальный руководитель . Пожалеем зайчика.

Дети гладят его по головке.

Музыкальный руководитель . Да споем ему песенку. Она ему должна обязательно понравиться, а если вы постараетесь, будете петь все вместе, хорошо открывать ротики и четко произносить слова, зайчик сразу повеселеет.

Пение песни-попевки «Заинька-зайка», русская народная мелодия.

Музыкальный руководител ь. А теперь ритм этой песенки изобразим на деревянных ложках.

Заинька обрадовался, заплясал под русскую народную песню «Ах, вы, сени», дети хлопают в ладоши.

Музыкальный руководитель. Весело зайчику стало, и позвал он своих друзей в детский сад.

Зайки весело спляшите,

Да ребят повеселите!

«Танец с зайчиками» Шутенко.

На каждую часть пляски дети с зайчиками меняют движение.

Очень весело плясали

И совсем мы не устали,

Ну-ка, зайка, догони

И ребят повесели!

Игра «Догонялки» (русская народная мелодия).

Музыкальный руководитель.

Ну, а теперь скажем зайкам «пока»,

Шагает в группу весело наша детвора!

Дети под «Марш» выходят из зала.

Татьяна Туманина
Конспект непосредственно образовательной деятельности по музыке для детей среднего дошкольного возраста «К нам зайчик пришел»

Цель : развитие музыкальности детей через музыкально-игровую деятельность

Задачи образовательной области «Музыка » :

1. Развивать умение слушать музыкальное произведение до конца

2. Продолжать обучать выполнять движения с предметами

3. Развивать эмоциональную отзывчивость, чувтво ритма, отрабатывать певческие навыки

Задачи интегрируемых образовательных областей :

«Здоровье» - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей

«Коммуникация» - развитие свободного общение со взрослыми и детьми (помогать детям выражать свою точку зрения)

«Познание» - расширение кругозора в области средств выразительности музыки

«Художественное творчество» - продолжать развивать образные представления , воображение .

Виды деятельности : игровая, музыкально-художественная , познавательная, коммуникативная

Формы организации совместной деятельности : слушание, исполнение, подвижные игры музыкальным сопровождением )

Материал к НОД : игрушка «Зайчик » , корзинка, музыкальные инструменты – деревянные ложки, ленты.

Последовательность непосредственной образовательной деятельности

М. Р. Здравствуйте ребята.

Дети : Здравствуйте.

М. Р. Сегодня мы с вами встретим очень хорошего и маленького гостя. Смотрите не приходит к нам гость. Как вы думаете что нужно сделать, чтобы он быстрее пришел .

Ответы детей .

М. Р. Ну как же мы его позовем? Мы даже не знаем кто он : человек или зверек какой?

Я предлагаю выполнить несложное упражнение с лентами. Наш гость услышит музыку , увидит разноцветные ленты и тут же нас найдет.

Перестроение в круг.

Исполнение этюда-драматизации «Качание рук с лентами» обр. Л. Вишкарева

М. Р. Вот как весело плясали

И немножечко устали.

Мы на стульчики пройдем

Сядем тихо отдохнем.

Ребята, а сейчас я сыграю музыку и вы по ней определите, кто же нам придет.

Исполнение «Зайчик » муз. Ю. Матвеева

А как вы думаете, какая музыка веселая или грустная? Быстрая или медленная? Кого изображает музыка .

Дети : зайчика

Воспитатель показывает зайчика .

М. Р. Здравствуй зайчик . Зайчик стесняется и хочет что-то мне на ушко сказать. Он поздоровался с вами. Ребята, у зайчика есть любимая песенка, да вот только беда, он её забыл. А давайте мы ему поможем. А как мы можем помочь? (Правильно напомнить, спеть ему песенку)

М. Р. А прежде чем спеть мы сделаем гимнастику для нашего ротика, чтобы он хорошо пропевал все звуки.

Делают гимнастику

М. Р. Молодцы какие. Ребята, а какие вы песенки знаете?

(Ответы детей )

М. Р. Я вам сейчас сыграю вступление песни, а вы мне скажите как она называется.

М. Р. Правильно молодцы. Она называется «Колыбельная зайчонку » . Давайте мы с вами её исполним.

Исполняют песню «Колыбельная зайчонку »

М. Р. А давайте мы послушаем как поет эту песенку и качает зайчонка Никита

Вызывается несколько детей , они качают зайку.

М. Р. Вот наш заинька уснул. А мы пока сделаем пальчиковую гимнастику

Пальчиковая гимнастика «кролик»

М. Р. Ой зайка проснулся! А у него для нас сюрприз есть. (Достает корзину с музыкальными инструментами ) .

М. Р. Ой, а что это такое? Правильно это музыкальные инструменты - ложки

Игра на музыкальных инструментах .

М. Р. Зайке очень понравилось, как вы играете? Он спрашивает, что вы умеете делать?

(Ответы детей , что мы еще хорошо танцуем)

Танец «Покажи ладошки »

М. Р. Молодцы. Скажите, а что мы сегодня с вами выполняли? А что вам понравилось больше всего?

Ответы детей .

М. Р. А нашему зайке все сегодня понравилось и как вы поете и как вы играете на музыкальных инструментах . А сейчас нам надо с вами прощаться, до свидания ребята.

Дети под музыку уходят



В продолжение темы:
Детская мода

Немногие понимают, какую силу они имеют в своих руках. Бывают моменты, когда собственные руки могут спасти или буквально предать, и все это происходит без вашего осознанного...

Новые статьи
/
Популярные