Литературная викторина детские писатели для детей. Игра-путешествие "В мире детских писателей…". Вопросы по истории русской литературы

Литературная викторина неоднократно используется преподавателями в общеобразовательных школах. Это своеобразная форма контроля усвоенных знаний по пройденным темам. От тщательной подготовки учителя зависит, насколько увлекательным и качественным будет результат.

Цели и задачи

Цель литературных викторин заключается в развитии интереса к чтению. Книги должны стать для учащихся настоящими друзьями. Литературная викторина может проводиться в игровой форме.

Это сможет повысить заинтересованность детей, помочь им активно себя проявить и продемонстрировать свои прекрасные знания.

  • Образовательная - углубление и закрепление полученных на уроках знаний. Расширение кругозора.
  • Развивающая . Заключается в развитии логического и образного мышления, что необходимо в юном возрасте. Формирование творческих способностей, активизация воображения.
  • Воспитательная . Поможет пробудить интерес к произведениям русских и

Викторина «О ребятах-сверстниках»

Это традиционная литературная викторина для школьников.

Вопросы и ответы (в скобках):


Викторина «Писатели о животных»

Это литературная викторина с ответами, которая посвящена различным животным из рассказов и сказок. Детям такая тема близка и чрезвычайно интересна, так как все любят братьев наших младших.

  1. Кого испугалась главная героиня на чердаке в рассказе В. Бианки «Аришка-трусишка»? (Паука).
  2. Кто научил плавать и нырять зайчонка в сказке «Листопадничек» И. Соколова-Микитова? (Бобр).
  3. Назовите кличку огромного и злобного пса из рассказа «Трусиха» Н. Артюхова. (Лохмач).
  4. Кто предсказал царице появление ребеночка в сказке «Спящая царевна» В. А. Жуковского? (Паук).
  5. Кто сильно испугал малыша в лесу в рассказе «Совесть» А. Гайдара? (Собака).
  6. Назовите кличку замечательного слона из рассказа «Слон» А. И. Куприна. (Томми).
  7. В «Сказке про храброго Зайца» Д. Мамина-Сибиряка главный персонаж напугал… (Волка).
  8. Кто находился под таинственной шляпой в рассказе «Живая шляпа» Н. Носова? (Котенок).
  9. Где жили собачка и лев из рассказа Л. Н. Толстого? (В зверинце).
  10. Назовите кличку собаки тети Наташи из рассказа «Дружок» Н. Носова (Дианка).
  11. Как звали лису, подругу из сказки А. Толстого «Золотой ключик…»? (Алиса).
  12. Кто напугал Петю и Шуру в темноте в рассказе (Еж).
  13. Назовите печального друга, который потерял хвост в сказке «Винни-Пух» А. Милна. (Ослик Иа).
  14. Кого Пеппи Длинный чулок из повести-сказки А. Линдгрен могла поднимать и переносить на себе? (Лошадь).

Литературная викторина (4 класс) «По страницам детских книг»

  1. Какое любимое слово Емели из сказки «По щучьему веленью». (Неохота).
  2. Назовите материк из рассказа Л. Н. Толстого «Акула». У его берегов происходят главные события. (Африка).
  3. Чего боялся Железный Дровосек из повести-сказки «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова? (Воды).
  4. Кто на окнах пишет узоры? (Дедушка-Мороз).
  5. Куда комар из сказки А. С. Пушкина впился поварихе? (В глаз).
  6. Благодаря какому лекарству Айболит мгновенно вылечил шею Чичи? (Мази).
  7. Какое блюдо изначально хотели приготовить из щуки, которая была главным персонажем сказки «По щучьему веленью»? (Уху).
  8. Куда посадили Буратино в доме Мальвины в наказание? (В чулан).
  9. В кого превратил Незнайка Листика благодаря (В осла).
  10. Что получил в наследство старший сын в сказке «Кот в сапогах» Ш. Перро? (Мельницу).

Викторина-конкурс

Литературная может проводиться в форме игры, что повысит интерес учащихся. Можно объединить все задания одной тематикой, например сказочной. Среди основных целей можно выделить следующие: активизация детского чтения; закрепление знаний по пройденным темам, организация досуга учеников, повторение имен авторов и героев детских сказок.

Литературная игра-викторина может быть названа «По страницам любимых сказок». Начать викторину-конкурс можно со вступительных слов ведущего. Учитель приветствует детей, спрашивает их о любимых сказках. Просит самостоятельно разделиться на две команды и помогает им в этом. Каждая команда придумывает себе уникальное название. Викторину можно разбить на несколько разделов. За правильные ответы команды получают баллы. После проведения всех конкурсов учитель (или члены жюри) подводят итог.

Разминка

Это может быть отдельная литературная викторина. 3 класс с ней вполне справится. На эти вопросы смогут ответить дети и второго, и первого класса.

В первом конкурсе могут принимать участие две команды одновременно. Учащиеся хором отвечают на вопросы.

  1. На сметане был замешан. На окошке остужался. У него румяный бок. Это, дети, … (Колобок).
  2. Мама своей дочке сшила красивую шапочку. Девочка к бабушке в гости пошла. И пирожки с собою взяла. Как зовут эту девочку-лапочку? (Красная Шапочка).
  3. Вместе, дружно, по цепочке, взялись за нее так прочно. Дедка, бабка, Жучка, внучка вытянуть не могут. Как засела крепко. Кто же это? (Репка).
  4. Бородатый злодей мучает своих детей. Артемона и Пьеро, Буратино и Мальвину. Знает каждый из вас. Это страшный (Карабас).
  5. В синей шляпке жил мальчишка в знаменитой детской книжке. Глуповат он и зазнайка. Как зовут его? (Незнайка).
  6. Парнишка деревянный знает одну тайну. С ним дружат Артемон, Мальвина и Пьеро. И нос у него длинный. Кто это? (Буратино).
  7. Крупу перебирала, на мачеху стирала. Дома убирала и на бал попала. Прекрасная как солнышко. Кто же это? (Золушка).

Командная игра

Литературная викторина может быть проведена как конкурс. Для этого учитель делит детей на две команды. Сначала отвечает первая группа. Вторая не должна подсказывать. Ответы нужно давать мгновенно. Правильный ответ - 1 балл. Неправильный - минус балл. Потом на вопросы отвечает другая команда. Вопросы для первой группы детей:


Вопросы для второй команды:

  • Как звали мальчика из сказки «Снежная королева»? (Кай).
  • Какие фрукты съел Чебурашка? (Апельсины).
  • Кто написал сказку «Красная шапочка»? (Шарль Перро).
  • Как звали девочку, у которой был «Цветик-семицветик»? (Женя).
  • Какая избушка была у зайца в сказке «Зайкина избушка»? (Лубяная).
  • В кого превратились одиннадцать королевских сыновей? (В лебедей).
  • Как звали кота из сказки «Буратино»? (Базилио).
  • Друг Пятачка (Винни-Пух).
  • Кто написал сказку «Конек-Горбунок»? (П. Ершов).
  • В котором часу Золушке надо было возвращаться домой с бала? (В двенадцать).

Заключение

Таким образом, литературная викторина - это не только одна из форм контроля полученных на уроках знаний. Она поможет активизировать школьников, организовать их досуг, повысить интерес к чтению и книгам. Вопросы и тематика викторин могут быть самыми разнообразными. Будет весьма интересно, если преподаватель организует с несколькими этапами. Интересно организованная викторина повысит интерес учащихся к такой форме работы. Они с нетерпением будут ждать ее и тщательно готовиться к последующим викторинам.

Мураметова Луиза Рахманкуловна

Данный материал полезен для учителей русского языка и литературы. Мероприятие предназначено для проведения в рамках недели русского языка и литературы,недели Книги в 9-10 классах. Игра поможет учащимся вспомнить изученные художественные произведения и узнать много интересного и познавательного, отвечая на предложенные вопросы.

Цель : привлечь учащихся старших классов к изучению русского языка и литературы и к чтению книг при помощи познавательных вопросов.

Оборудование : проектор, компьютер, волчок, допускается расчерченная доска

Ход игры

1. Знакомство с правилами игры

Мероприятие, посвященное Неделе Книги, проведем в форме игры «Что? Где? Когда?» и «Своя игра». Класс разделится на команды, каждая команда выберет капитана, придумает название. Сначала играет одна команда, затем другая. Вы будете играть против команды учителей и учеников нашей школы. Первая команда знатоков садится за стол, раскручивают волчок, выбирая номер вопроса, на раздумье дается 30 секунд, затем отвечают на вопрос. Отвечает тот знаток, которого называет капитан. Если ответ верен, команда получает очко, если ответ неверен – очко получает команда учителей и учеников. Каждая команда отвечает на 10 вопросов.

1 Раунд «Разминка». Вопросы задаются каждому участнику отдельно

1. Объясните, каким образом связаны между собой слова ШАБА’Ш и СУББОТА

Шабаш – довольно, хватит;

суббота (из еврейского языка)-

отдых – день отдыха.

2. Как заканчивается название одной из пьес А.Н. Островского «Свои люди - ...»?

сочтемся»

3. О героине какого произведения идет речь :

Впервые именем таким

Страницы нежные романа

Мы своевольно освятим.

И что ж? Оно приятно, звучно;

Но с ним, я знаю, неразлучно

Воспоминанье старины.

Татьяна Ларина из «Евгения Онегина»

4. Кому Державин посвятил свою оду «Фелица»?

Екатерине Великой

5. Перед вами «обновленное» название известного произведения русского писателя. Восстановите истинный заголовок и укажите автора. «Предки и бэби»

«Отцы и дети» Тургенева

6. Перед вами «обновленное» название известного произведения русского писателя. Восстановите истинный заголовок и укажите автора.«Шнобель»

«Нос» Гоголя

7.Перед вами начальные строки стихотворения известного русского поэта. Продолжите его.

«Мороз и солнце. День чудесный...»

Еще ты дремлешь, друг прелестный,

Пора, красавица, проснись…

8.Перед вами начальные строки стихотворения известного русского поэта. Продолжите его.

«Я пришел к тебе с приветом…»

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало

9. Кому из литературных героев принадлежит следующее изречение? Кто автор? Как называется произведение?

«Не хочу учиться, а хочу жениться!»

Митрофан из комедии «Недоросль» Фонвизина

10.Кому из литературных героев принадлежит следующее изречение? Кто автор? Как называется произведение?

Ученье – вот чума, ученость – вот причина, что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Фамусов из «Горя от ума» Грибоедова

11.Персонаж какого произведения получил от отца следующее наставление:

«Смотри же, учись, не дури, не паясничай, а больше всего угождай учителям и начальникам».

Гоголь «Мертвые души», Чичиков

12.Значение русского слова АБЕВЕГЕ мы привыкли узнавать в другом звучании. Назовите его .

«Азбука»

13. Перед вами несколько репродукций с картин русских художников (Суриков «Боярыня Морозова», Репин «Царевна Софья», Флавицкий «Княжна Тараканова»). Героине какой из картин посвящены строки, созданные В. Шаламовым ?

Перед ней склоняются иконы,

Люди – перед силой прямоты

Яростно земные бьют поклоны

И рисуют в воздухе кресты.

И над толпой порабощенной,

Далеко и сказочно видна,

Непрощающей и непрощенной

Покидает торжище она.

«Боярыня Морозова», Суриков

14. Какой композитор положил музыку на стихотворение Пушкина

«Я помню чудное мгновенье…»?Кому Пушкин посвятил эти строки?

Глинки, Анне Керн

15.Замените выделенное словосочетание одним иностранным словом, равным по значению.Мама связала теплую фуфайку с высоким воротом.

Свитер

16. Дайте три лексических значения слову БОКС.

1. Мужская стрижка;

2. Вид спорта;

3. Отгороженная часть помещения в лечебных учреждениях для изолированного содержания больного

17. Кем по роду занятий был Кирибеевич из «Песни про царя Ивана Васильевича…»?

Опричник

18. Пушкин в «Капитанской дочке» описывает такой случай: перед нападением Пугачёва на крепость комендант, прощаясь с семьёй, велел Маше надеть сарафан.

Почему он так поступил?

Сарафан – это одежда русских крестьянок, а людей из народа пугачёвцы не трогали.Значит, капитан не был уверен, что крепость выстоит

19. Запишите одним словом 3724-летие.

трёхтысячесемисотчетырёхлетие

20. Как одной крошкой накормить досыта всю семью?

Добавить к ней букву О и разлить получившуюся окрошку всем по тарелкам

Раунд 2. «Кто во что горазд» (По таблице)

«В мире животных»

10. Именно оттуда звонил слон Корнею Ивановичу Чуковскому.

(от верблюда)

20. Именно они явились во сне гоголевскому Городничему: «…пришли, понюхали и пошли прочь…».

(две необыкновенные крысы)

30. К этому дикому животному один советский писатель приравнивает первую любовь.

Дикая собака Динго или повесть о первой любви» Р.И.Фраерман)

40. Главный герой этой повести Джека Лондона Бэк был сыном сенбернара и шотландской овчарки.

(«Зов предков»)

50. Древние римляне говорили: «Там лежит заяц». А что говорим мы?

(вот где собака зарыта)

«Цифра 3»

10. В живописи – триптих, а в литературе?..

(трилогия)

20. Эти три движителя так и не сдвинули с места немеханическое транспортное средство.

(Лебедь, Рак и Щука)

30. Эта сказка А.С.Пушкина начинается так: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»

(«Сказка о царе Салтане»)

40. В этих японских стихотворениях всего три строки и 17 слогов.

(хокку)

50. Название трёх его романов начинается с буквы «О».

(И.А.Гончаров: «Обрыв», «Обломов», «Обыкновенная история»)

«Поэзия»

10. Это не только изящное животное, но и форма восточной поэзии.

(газель)

20. Именно этот поэт впервые назвал Санкт-Петербург Петроградом.

(А.С.Пушкин: «Над омрачённым Петроградом/ Дышал ноябрь осенним хладом».)

30.Он был мужем знаменитой Айседоры Дункан.

(С.А.Есенин)

40. К этому слову так и не смогли найти рифмы ни известный поэт Цветик, ни его ученик Незнайка.

(пакля)

50. В одном из его стихотворений в 1821 году впервые появилась строка: «Гений чистой красоты».

(В.А.Жуковский)

«Вам, гурманы»

10. Он не мог сделать выбор между мёдом и сгущёнкой и попросил и того, и другого.

(Винни-Пух)

20. Именно это блюдо заказал Буратино в «Харчевне трёх пескарей».

(три корочки хлеба)

30. Этот мастеровой решительно отказался от английского «горячего студинга в огне»: «Это я не знаю, чтобы такое можно есть!»

(Левша)

40. Огромное количество этого лакомства съел самый старый посетитель цирка.

(эскимо съел старик Хоттабыч)

50. Именно этому была посвящена последняя книга Александра Дюма-отца.

(кулинария)

«Все цвета радуги»

10. Именно эта книга что ни год переиздаётся Международным союзом охраны природы и природных ресурсов.

(«Красная книга»)

20. Какого цвета были цветы, которые М.А.Булгаков вложил в руки Маргарите во время первого свидания с Мастером?

(жёлтого)

30. Именно это прозвище носил всем известный герой Шарля Перро. Его прототипом был маршал Франции Жиль де Рэ.

(Синяя борода)

40. Эту замечательную сказку о подземных жителях написал Антоний Погорельский.

Чёрная курица, или подземные жители»)

50. Эта известнейшая сказка заканчивается словами: Но волк, увы, чем кажется скромней,/ тем он всегда лукавей и страшней»

(Ш.Перро «Красная шапочка»)

«Книжный мир»

10. Семь городов древности спорили за честь называться его родиной.

(Гомер)

20. «Мороз Красный нос», «Приключения капитана Врунгеля», «В окопах Сталинграда»… Что общего у таких разных произведений?

30. Так называется стихотворение, в котором первые буквы строк образуют слово или даже целую фразу.

(акростих)

40. Ей было всего 20 лет, когда она пророчески написала: «Моим стихам, как драгоценным винам,/ Настанет свой черёд».

(М.И.Цветаева)

50. Он издавал по 2 романа в год, а писал ещё быстрее, так что издателю после его смерти хватило работы ещё на 9 лет.

(Жюль Верн)

Раунд 3 «Игра со зрителями»

«Сказка – ложь…»

10. Эту полезнейшую штуковину можно получить за три хороших поступка.

(волшебная палочка)

20. Именно его Балда называл меньшим братом.

(заяц)

30.за ним охотились братья-близнецы в известной сказке Уайльда.

(кентервильский призрак)

50. Принц поднял туфельку с ноги Золушки. А вот была она правой или левой?

(башмак на правую ногу ничем не отличался от башмака на левую)

«Фразы»

10. «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы делали тебе». Эта древняя христианская заповедь называется…

(золотое правило)

30. В его уста Гёте вложил слова: «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!»

(Фауст)

40. «Мохнатый шмель на душистый хмель…» Музыка Андрея петрова. А слова…

(Р.Киплинг)

50. На его кольце с наружной стороны было написано: «Всё проходит», а с внутренней – «И это тоже пройдёт».

(царь Соломон)

«Цветы»

10. Как звали человека, который очень хотел создать каменный цветок?

(Данила-мастер)

20. Какой цветок особенно пропагандировал в своём творчестве С.Т.Аксаков?

Аленький цветочек»)

(Р.Брэдбери)

40. Из чего был сделан яд, который Джульетта попросила у аптекаря Лоренцо?

(цветы лютика)

3. Подведение итогов. Награждение победителей

: Два слова русского языка с прямо противоположными значениями произошли от одного слова — "бугорок". Причем, одно из этих слов означает нечто прекрасное, а другое — наоборот — ужасное. Вам предстоит назвать оба этих слова.
Подсказка: это прекрасное упоминается в одном стихотворении Б.Пастернака.

Ответ: От латинского "бугорок" произошло два слова: "туберкулез" и "тубероза" — роза, покрытая бугорками.

Комментарий: В стихотворении Б.Пастернака "Пиры" есть такие строки:
"Пью горечь тубероз, небес осенних горечь
И в них твоих измен горящую струю".

Вопрос 20 : А.С.Пушкин в "Маленьких трагедиях" недвусмысленно намекал о том, какую фирму, производящую процессоры, он предпочитает. А какую?

Вопрос 21 : Есть на Волге между Нижним Новгородом и Чебоксарами небольшой город Козьмодемьянск. В начале нынешнего века этот город попал в известное литературное произведение, но под другим именем. Через этот город пролегал путь героев произведения, а события, произошедшие в этом городе, связаны с очень популярной игрой. Что это за произведение и как в нем назывался город?

Вопрос 22 : Маленький ящик, булочное изделие, домашнее животное, часть лица. Закончите этот литературный список.

Вопрос 24 : У какого русского писателя фамилия, имя и отчество состоят из одинакового количества букв?

Ответ:
Грибоедов Александр Сергеевич,
Чаковский Александр Борисович (1913-1994),
Бегичев Дмитрий Никитич (1786-1855),
Бирюков Николай Зотович (1912-66),
Станюкович Константин Михайлович (1843-1903).

Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: способствование развитию знаний учащихся о творчестве детских писателей; популяризация детской литературы.

Участники: команды обучающихся ОУ 2-3 классов. В команде 6 человек.

Подготовка ведется на уроках чтения и во время внеклассного чтения. Придумать название, изготовить эмблему команды, девиз (оценивается дополнительно членами жюри). Оформить выставку детской литературы.

Оборудование и материалы: мультимедийная доска, проектор, фломастеры, мультимедийная презентация (презентация), бланки с вопросами (приложение 1).

Команды сидят за столиками.

Ведущий (в образе библиотекаря):

Здравствуйте, девочки. Здравствуйте, мальчики. Здравствуйте, уважаемые взрослые. Мы рады приветствовать вас на сегодняшнем мероприятии. Ежегодно в весенний период по всей России проводится Неделя детской книги. В эти дни в школах и библиотеках разные конкурсы и викторины проходят, встречи с поэтами и многие другие интересные мероприятия. Вот и сегодняшнее мероприятие посвящено детским книгам. Ребята, а кто пишет рассказы, сказки и стихи?

(Поэты, писатели).

Хорошо. Вот и мы отправимся в гости к детским писателям. А где хранится очень много книг?

(В библиотеках).

Ребята, представьте, что вы попали в библиотеку. Из множества интересных книг, расставленных на стеллажах, вы выбрали одну и называется она "В гостях у детских писателей:" (Слайд 2).

И мы отправимся в захватывающее путешествие по страницам этой книги, где вас ожидают разные задания. Но нам необходимо узнать, кто же отправиться в путешествии. (Представление команд).

Спасибо. А вести подсчет ваших правильных ответов будет судейская команда (представление судей).

Но путешествие у нас будет необычное - будет путешествовать играя. И как в любой игре у нас что, ребята, должно быть? (Правила). Верно. У нас немного правил игры:

  • дружно работать в командах;
  • слушать друг друга внимательно;
  • соблюдать тишину.

Итак, отправляемся в путешествие. Первая страница нашего путешествия называется "Разминка" (Можно провести жеребьевку для определения очередности ответов команд: вытаскивают золотой ключик с номером) (Слайд 3).

Задание: каждой команде поочередно задается по 1 вопросу. За правильный ответ получает команда 1 балл. На обсуждение вопроса 10 секунд.

Вопросы разминки:

1. Сколько братьев-месяцев встретила героиня сказки С.Маршака у новогоднего костра? (12)

2. Сколько братьев было у Элизы, героини сказки Г.Х.Андерсена "Дикие лебеди"? (11братьев)

3. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)

4. Кто превратил Василису Премудрую в лягушку? (Кощей Бессмертный)

5. Как звали трёх медведей из сказки Л.Толстого "Три медведя"? (Михаил Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка)

6. Кто из трёх поросят построил самый прочный домик? (Наф-Наф)

7. Что приговаривала царица, глядя в волшебное зеркальце?

("Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи.
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?")

8. Какой мальчик должен был выложить слово "вечность"? За это ему обещали подарить новые коньки и весь свет. (Кай)

9. Где находится смерть Кощея Бессмертного? (Дерево, сундук, заяц, утка, яйцо, игла.)

10. Как звали корову кота Матроскина? (Мурка)

11. Сколько раз старик бросал в море невод? (3)

12. Скольких разбойников перехитрил Али-Баба? (40)

13. Как звали джинна, которого освободил из бутылки Волька, из повести-сказки Л. Лагина? (Хоттабыч)

14. От кого ушёл Колобок? (От дедушки,от бабушки,зайца,волка,медведя.)

15. Кем был Дядя Федор из рассказа Э.Успенского? (Мальчик)

16. Какое лакомство предпочитал Карлсон? (Варенье)

17. В кого превратился Гадкий утенок из сказки Х.К.Андерсена? (Прекрасный лебедь)

18. На чем совершили путешествие в Зеленый город Незнайка и его друзья из книжки Н.Носова "Незнайка и его друзья"? (На воздушном шаре)

Молодцы, ребята. Продолжаем путешествие. И следующая страница "Пушкинская" . Все вопросы будут посвящены произведением Сергея Александровича Пушкина. (Слайд 4).

Задание: вам сейчас раздадут бланки с вопросами, ответы вы должны записать в свободных строчках. Задание всем понятно? У вас есть 10 минут. Время пошло.

По истечении время команды сдают бланки судьям для проверки.

1. Что кричал золотой петушок, сидя на спице?

(Кири-куку,
Царствуй, лёжа на боку.)

2. Из какой сказки эти строки?

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

("Сказка о царе Салтане,о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь")

3. К кому обращался за помощью королевич Елисей? (К солнцу, месяцу, ветру)

4. На какую работу нанял поп Балду? (Повар, конюх, плотник)

5. Из какой сказки эти строки?

Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумлёнными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
"Как же долго я спала!"

("Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях".)

6. Из какой сказки эти строки?

Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай варёную полбу.

("Сказка о попе и работнике его Балде")

7. Что пообещал царь Додон мудрецу за золотого петушка?

(Волю первую твою
Я исполню, как мою.)

8. Как звали пса, который сторожил терем семи богатырей? (Соколко)

9. Сколько лет прожил старик со старухой у самого синего моря? (Тридцать лет и три года)

10. Кого называл Балда меньшим братом? (Зайца)

Пока судьи подводят итоги прошедших конкурсов мы продолжаем. И следующая наша страница "Портретная" (Слайд 5). Ребята, что такое портрет? Как вы думаете, что мы сейчас будем делать?

Задание: вы получили листы, на которых дано описание героя какого-либо произведения. Вам необходимо угадать героя, изобразить его и назвать произведение и автора. У вас есть 7 минут.

"Все бока его изрыты,
Частоколы в рёбра вбиты,
На хвосте село стоит;
Мужики на губе пашут,
Между глаз мальчишки пляшут..."

Кто это? (Чудо-юдо рыба-кит, Ершов "Конек-горбунок")

2. Кто эта героиня и из какой сказки?

"Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого,
И жених сыскался ей-
Королевич Елисей"

(Царевна из сказки "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях" С.А. Пушкина)

3. В какой сказке вы прочли про эту красавицу?

"Месяц под косой блестит,
И во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава".

(А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане".)

4. "Она слегка прикоснулась к её платью волшебной палочкой, и старое платье превратилось в чудесный наряд из серебряной и золотой парчи, весь усыпанный драгоценными камнями". Кто и в какой сказке превратил старенькое платье в бальное?

(Фея, "Золушка", Андерсен)

5. Угадайте, кто это?

"Перед ней сидит старик седой-седой; сидит на ледяной лавочке да снежные комочки ест; тряхнёт головой - от волос иней сыплется, духом дохнёт-валит густой пар"

(Мороз Иванович)

6. "Идёт, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. А тем временем сзади пристала незнакомая собака да все баранки одну за другой и съела". Про какую девочку здесь говорится?

(Про девочку Женю из сказки В.Катаева" Цветик-Семицветик")

7. "Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, и всё же живая! Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было, ни теплоты, ни покоя"

(Г.Х.Андерсен "Снежная королева")

8. Из какой сказки?

"Муха криком кричит,
Надрывается,
А злодей молчит,
Ухмыляется"

("Муха-Цокотуха". К.Чуковский.)

"Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросёнок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки.
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя"

("Мойдодыр", К. Чуковский.)

("Сказка о глупом мышонке")

Все молодцы. А судьи готовы назвать результаты предыдущих конкурсов.

Спасибо. Мы продолжаем. И вот страничка, посвященная творчеству зарубежных писателей (Слайд 6).

Задание: на выполнение этого задания у вас будет 5 минут. Вам необходимо ответить на вопросы теста. Вам раздадут бланки с тестами, у каждого вопроса есть три варианта ответа, вам необходимо выбрать один - правильный и подчеркнуть его. Сейчас, я вас попрошу поднять всех глазки на экран. Давайте вместе попробуем ответить на вопрос: Как звали черепаху, которая дала ключик Буратино? (Слайд 7). И три варианта ответа. Какой правильный? Хорошо. Ее звали Тортилла. Вам нужно подчеркнуть только это слово. Вот так (Слайд 8). Все ясно? Тогда приступайте.

1. Кто послал принцессе розу и соловья?

  • Свинопас
  • Золушка
  • Гадкий утенок

2. Кто самый лучший в мире фантазёр и сладкоежка, большой друг Малыша?

  • Карлсон
  • Вини-Пух
  • Буратино

3. В какой сказке медведь сам сочинял стихи?

  • Три медведя
  • Винни-Пух
  • Два жадных медвежонка

4. Какая девушка на балу потеряла туфельку?

  • Спящая красавица
  • Белоснежка
  • Золушка

5. Как звали хозяина Кота в сапогах?

  • Карабас Барабас
  • Маркиз Карабас
  • Маркиз Барабас

6. Кто носил пояс с надписью "Когда злой бываю, семерых убиваю"?

  • Джинн
  • Храбрый портняжка
  • Храбрый сапожник

7. Назовите страну, где вместо "доброго утра" говорят "спокойной ночи", где в булочных продают карандаши, краски, клей, а в канцелярских магазинах продают хлеб?

  • Страна лжецов
  • Страна наоборот
  • Страна обмана

Из какого произведения эти строки: "Было семь часов знойного вечера в Сионийских горах, когда Отец Волк проснулся после дневного отдыха, почесался, зевнул и расправил онемевшие лапы одну за другой, прогоняя сон"?

  • Маугли
  • Рикки-тики-тави
  • Почему у слона такой хобот?

9. Назовите любимое выражение Карлсона.

  • Дело житейское
  • Не правильно ты бутерброд ешь
  • Кто там? Кто там?

10. Как звали самую маленькую девочку?

  • Золушка
  • Белоснежка
  • Дюймовочка

Время вышло, ребята, и сдавайте свои работы судьям.

Задание: сейчас за 5 минут вы должны разгадать кроссворд.

1. Как зовут веселого мальчугана из Цветочного города? (Незнайка)

2. Кто написал сказку "Приключения Незнайки"? (Н.Носов)

3. В какой сказке насекомого испугались все звери? (К.Чуковского "Тараканище")

С букварём шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В деревянный балаган.
Как зовётся эта книжка?
Как зовётся сам мальчишка? (Буратино)

5. Как зовут кота из сказки Э.Успенского "Каникулы в Простоквашино"? (Матроскин)

6. Кто придумал Элли, Страшилу, Дровосека и Тотошку? (Волков)

7. "Приходи к нему лечиться и корова и волчица" О ком идет речь? (Айболит)

Кроссворд

Теперь давайте проверим, что же у вас получилось (Совместно с детьми ответить на вопросы кроссворда - слайд 10).

Ребята, все наши странички были посвящены произведениям, которые написали авторы. А какие сказки еще бывают? (Русские народные сказки). И последняя наша страничка посвящена именно таким сказкам (Слайд 11).

Задание: сейчас капитаны ваших команд вытянут по вопросу из области "Русские народные сказки" . На обсуждение вопроса вам дается 10 секунд, затем команда отвечает.

1. Кто с кем такой делёж устраивал: "Твои вершки, а мои корешки".

(Мужик с медведем в сказке "Мужик и медведь")

2. Скажите, какого героя провели на пирожках?

(Медведь из сказки "Маша и медведь")

3. Кто варил кашу, применяя ум и смекалку?

(Солдат в сказке "Каша из топора")

4. В какой сказке приказывал царь-батюшка своим невесткам испечь хлеб, соткать ковёр, чтобы проверить их на мастерство?

(Царевна-лягушка)

5. В какой сказке лиса кормила журавля кашей?

(Лиса и журавль)

6. В какой сказке дед трудолюбиво возделывал огород. Для сбора урожая понадобились все обитатели его дома?

7. Из какой сказки эти строчки?

"Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался Кота,
Выглянул в окошко..."

(Петушок-золотой гребешок)

8. В какой сказке Мышка-норушка нашла домик?

(Теремок)

9. В какой сказке братец стал козленочком, ослушавшись сестрицу?

(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

10. В какой сказке непослушание деда и бабушки привело главного героя к гибели? (Колобок)

11. В какой сказке битый не битого возил? (Лисичка сестричка и волк)

12. В какой сказке непослушные дети открыли дверь серому волку? (Волк и семеро козлят)

13. Какую царевну было тяжело рассмешить? (Царевна-Несмеяна)

14. Из какой сказки эти строки:

"Тепло ли тебе, девица?
Тепло ли тебе, красная?" (Морозко)

15. В какой сказке у хозяйки были три дочери: старшая - Одноглазка, средняя - Двуглазка, третья - Триглазка? (Крошечка-хаврошечка)

16. В какой сказке кисельные берега омывала молочная река? (Гуси-лебеди)

17. В какой сказке сыновья выбирали себе жен с помощью стрел? (Царевна-лягушка)

Молодцы, ребята. А сейчас пока наши судьи подводят итоги, мы отгадаем еще одно задание.

Задание: когда Вини-Пух пришел к Сове в гости он увидел над ее дверью надпись. Но мне кажется что-то с ней не так. Что? Сова допустила ошибки? А какие? Давайте, вместе исправим ошибки. Как правильно надо писать? (Прошу подергать и ждать ответа. Сова.) Молодцы.

Вот ребята наше путешествие подошло к концу (Слайд 13). Очень хорошо, что вы много читаете книг и знаете столько произведений. Сейчас послушаем судей.

(Судьи оглашают результаты. Проводится награждение команд.)

Литературная викторина «По страницам детских произведений».

Нечаева Елена Николаевна, учитель начальных классов КГУ «Средняя школа №21 село Сарыозек» Осакаровский район Карагандинская область Казахстан.
Литературная викторина по детским произведениям предназначена для детей 9-10 лет. Данный материал можно использовать для внеклассной работы по предметам, в проведении классных часов. Ребята очень любят сказки, всегда знают их много, с удовольствием их читают. И поэтому данная викторина будет им интересна.
Цель: Расширение знаний по произведениям для детей.
Задачи: обобщить знания по детским произведениям; развивать смекалку, находчивость, эрудицию, память; воспитывать любовь к чтению.
Оборудование: сказочные герои, кроссворд, можно презентацию.

Ход мероприятия.
В викторине участвуют три команды.
Ребята, вы любите сказки? А много ли вы их знаете? А вот сейчас мы это и проверим. Сегодня мы проведём викторину «По страницам детских произведений», по страницам ваших любимых сказок. В конце нашей викторины мы сможем узнать, кто же лучший знаток сказок. Для игры нам надо разделиться на три команды. У меня в мешочке картинки с изображением предметов, которые принадлежали сказочным героям (ключик, тыква, цветок). Дети достают картинки и группируются в команды. Ребята, кому принадлежит ключик? Те, у кого ключик вы команда «Буратино». Кому принадлежит тыква? Вы команда – «Золушка», ну а кому принадлежит цветок? Вы команда - «Дюймовочка». И так мы начинаем нашу викторину.
Конкурс «Волшебные слова».
Итак, наш первый конкурс «Волшебные слова». Вам надо вспомнить какие герои говорили те или иные волшебные слова и в каком произведении.
1. «По щучьему велению, по моему хотению». (Емеля в русской народной сказке «По щучьему велению»)
2. Сивка-Бурка, вещий каурка! Встань передо мной, как лист перед травой. (Иван-дурак в русской народной сказке «Сивка - Бурка»)
3. «Сим – сим откройся!» (Али-баба, в восточной сказке «Али-баба и 40 разбойников»)
4. Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся сделав круг! Лишь коснешься ты земли, быть по моему вели! (Женя, в сказке «Цветик- семицветик» В.Катаева)
5. «Раз, два, три. Горшочек вари!» (Девочка, в сказке Братьев Гримм «Горшочек каши»)
6. «Крекс, фекс, пекс» (Лиса Алиса, Кот Базилио, Буратино, в сказке А.Н.Толстого « ключик или Приключения Буратино».
7. «Мутабор» (Калиф, в сказке В.Гауфа «Калиф - аист»)
8. «Кара – барас». (Мойдодыр, К.Чуковский «Мойдодыр»)
9. «Ой, вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко сиять.» (Федора из произведения К.Чуковского «Федорино горе»)
Конкурс «Удивительные превращения».
Второй конкурс называется «Удивительные превращения». Вам надо вспомнить в кого превращались или в кого были заколдованы герои различных произведений для детей.
1. В кого превращался князь Гвидон в сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»? (комара, шмеля, муху)
2. В кого превращался великан-людоед в сказке Ш.Перро «Кот в сапогах»? (льва, мышь)
3. В кого превратила старуха-колдунья красивого мальчика Якоба в сказке В.Гауфа? (в карлика)
4. В кого превращались каждое утро 11 братьев-принцев в сказке Х.К.Андерсена? (в сказке «Дикие лебеди» в прекрасных 11 лебедей)
5. В кого превратился гадкий утёнок в сказке Х.К.Андерсена? (в прекрасного лебедя)
6. В нанайской сказке в кого превратилась красивая девочка Айога? (в гусыню)
7. Во что превратилась девочка Снегурочка в русской народной сказке? (в облачко)
8. В кого превращался Иванушка-дурачок в русской народной сказке «Сивка-бурка» влезая в правое ухо, а вылезая в левое? (в доброго молодца, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать)
9. Во что превратилась Русалочка в сказке Х.К.Андерсена? (в пену морскую)
Конкурс «Кто автор».
Наш третий конкурс называется «Кто автор». Каждой команде будет прочитан отрывок из произведения, вам надо угадать автора этого произведения, ну и само произведение.
1. Свет мой зеркальце скажи,
Да всю правду доложи.
Яль на свете всех милее,
Всех румяней и белее… (А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
2. Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой. (Н.А.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»)
3. У меня зазвонил телефон.
Кто говорит? – слон!
Откуда? – от верблюда.
Что вам надо? – шоколада.
Для кого?
Для сына моего?... (К.Чуковский «Телефон»)
4. Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года. (А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
5. Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли –
Быть по-моему вели. (В.Катаев «Цветик-семицветик»)
6. – Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе красная?
- Тепло, Морозушка, тепло, батюшка. (Русская народная сказка «Морозко»)
Конкурс «Отгадай загадку».
1. Эта девочка очень мала,
И в цветочке она спала.
Жук танцевал с ней,
Мышка полёвка в норке держала,
Она в страну цветов попала. (Дюймовочка)
2. Этот мальчик очень странный.
Из полена сделан Карло.
И с лисой связался зря
Стать счастливым, так нельзя! (Буратино)
3. Этот малый очень хитр.
Он с хвостом, но знаменит.
В сапогах всегда ходил,
Великана победил. (Кот в сапогах)
4. Девочка эта очень прекрасна,
Но Буратино учила напрасно. (Мальвина)
5. Эта собака Мальвине служила,
А Буратино в чулане закрыла. (Артемон)
Конкурс «В необычной стране»
Следующий конкурс называется «В необычной стране». Вам надо угадать, кто из героев побывал в той или иной необычной, ну или волшебной стране.
1. Кто побывал в королевстве Кривых зеркал? (Оля и Яло в сказке «Королевство кривых зеркал» В.Г.Губарева)
2. Кто из героев отправился в страну Лимпопо? (Доктор Айболит в произведении К.Чуковского)
3. Кто из героев попал в страну дураков? (Буратино в сказке А.Н.Толстого «Золотой ключик»)
4. Кто побывал в стране Лилипутии? (Гулливер в сказке Г.Свифта «Гулливер в стране Лилипутов»)
5. Кто из героев полетел на Луну? (Незнайка из произведения Н.Носова «Приключение Незнайки и его друзей»)
6. Кто из героев отправился с друзьями в Изумрудный город к Великому Гудвину? (Элли в произведении А.М.Волкова «Волшебник Изумрудного города»)
Конкурс «Друзья».
В конкурсе «Друзья», вы уже наверное догадались, что надо назвать друзей сказочных героев.
1. Крокодил Гена (Чебурашка)
2. Девочка Герда (мальчик Кай)
3. Карлсон (Малыш)
4. Буратино (Артемон, Мальвина, Пьеро)
5. Дядя Фёдор (кот Матроскин, пёс Шарик)
6. Девочка Элли (Тотошка, Железный Дровосек, Лев, соломенное чучело)
Конкурс «Сказочный кроссворд».


В этом конкурсе вам надо отгадать кроссворд и ответить на вопрос: Кто пишет сказки?(сказочники)
1. Как в русской народной сказке звали девочку, которая превратилась в облачко? (Снегурочка)
2. Кем работал Гена в произведении Э.Успенского в произведении «Крокодил Гена и его друзья»? (крокодилом)
3. Что являлось лучшим лекарством для Карлсона? (варение)
4. Кто из героев сказки отправился на бал в карете из тыквы? (Золушка)
5. Кто в русской народной сказке снёс золотое яичко для деда и бабы? (курочка)
6. При встрече с каким сказочным героем приходиться лить слёзы? (Чиполлино)
7. Назовите главного героя сказок «Лягушка-царевна», «Сивка-бурка»? (Иванушка)
8. Что положили под двадцать тюфеков и двадцать перин для принцессы в сказке Х.К.Андерсена? (горошина)
9. Какой овощ вырастил дед в русской народной сказке? (репка)
10. Какие цветы собирала падчерица в лесу в сказке «Двенадцать месяцев»? (подснежники)


Молодцы, ребята! Сказки сочиняют сказочники. Всем нам очень нравятся сказки, пусть их будет больше. На этом наша викторина закончилась. Послушаем наше жюри. Награждение победителей.

В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные