Примерный разбор народных сказок «Лиса, заяц и петух», «Снегурочка» и стихотворения «Подснежник». Конспекты занятий в детских садах. Конспект ООД «Чтение русской народной сказки «Снегурочка Анализ сказки снегурочка русская народная сказка

К этой мудрой сказке обращались многие русские писатели, такие как В.И. Даль, А.П.Островский, Э.В.Померанцева, А.П.Афанасьев и др. По сценарию этой сказки были поставлены пьесы, сняты фильмы и мультфильмы, написана опера. В своих воспоминаниях Коровин пишет, как после встречи с Островским В.М.Васнецов говорил: — Правду – никто не поймет. Люди живут-то другим. А эта поэма «Снегурочка» — лучшее, что есть. Молитва русская и мудрость, мудрость пророка…

Краткое содержание сказки, обобщенное

Жили — были Иван да Марья. И всего у них было вдоволь, только детишек не было. Наступила зима, выпало много снега. Решили они слепить себе девочку Снегурочку.

И получилась она у них ладная да красивая, глядят — не налюбуются: глазки голубые, губки алые, щечки только без румянца. Вот и растет Снегурочка на радость старикам, да такая-то умная, такая-то разумная, что такие только в сказках и живут, а взаправду не бывают.

Пришла весна, зацвело все кругом, птички запели в лесу. Подружки в лес зазывают. Не хотела Снегурочка идти в лес, да родители уговорили пойти погулять. Подружки венки плетут, цветы собирают и не заметили, как потерялась Снегурочка. Аукали, да не услышала. Ушли домой. Дело к вечеру.

Снегурочка нашла большое дерево, залезла на него.

Шел мимо медведь, уговаривал с ним пойти – не согласилась.

Шел мимо волк – не поддалась на его уговоры.

Бежала мимо хитрая лиса и уговаривала — увещевала с ней пойти – не соблазнилась Снегурочка. Прибежала собачка Жучка, обрадовалась девочка, собачка ее домой привела. Наступило лето красное. Ягодки созрели. Собрались подружки в лес по ягоды и Снегурочку зовут. Обещают беречь ее пуще глазу. Благословили ее родители пойти погулять, ягодок собрать. Подружки ягодки собрали, хоровод водили, костер разожгли, стали прыгать.

А Снегурочка опечалилась, сидела у прохладного ручья, не хотела прыгать, но подружки настояли и прыгнула. Ручей в эзотерике — это чистая информация, знания, полученные с высших планов бытия. Прыгнула над огнем и вдруг расстаяла, обратилась в белое облачко.

Поднялось облачко высоко и слилось с Небом. Обернулись подружки, а Снегурочки нет.

Второй вариант этой сказки.

От отца Мороза и матери Весны родилось прекрасное дитя: девочка Снегурочка.

Снегурочка выросла и стала еще красивее. Все парни в округе на нее заглядывались, а девушки от нее отвернулись, из-за обиды – ревности.

Лелю приглянулась Снегурочка, но он желал страстной любви, а она признается, что сердце ее не знает любви. Тогда Лель ухаживает за Купавой – веселой, жизнерадостной, умеющей приласкать нежно и говорить страстно. А к Снегурочке посватался Мизгирь – купец, бывший жених Купавы.

Но Снегурочка хочет добиться любви Леля, она плачет от обиды. Лелю не жаль ее: он понимает, что это слезы ревности, вызванные не любовью к нему, а завистью к Купаве. Снегурочка просит мать – Весну даровать ей любящее сердце. Весна дает ей венок из цветов, но предупреждает, что как только взойдет утром Ярило – солнце, в груди Снегурочки вспыхнет любовь огромной силы, но сама она растает от этой любви. Снегурочка соглашается. Все так и происходит.

Сказка – ложь, да в ней намек…

«Метаистория – это ныне находящаяся вне поля зрения науки и вне ее методологии совокупность процессов, протекающих в тех слоях иноматериального бытия, которые, пребывая в других видах пространства и других потоках времени, просвечивают иногда сквозь процесс, воспринимаемый нами как история. Метаистория познается путем последовательного преодоления трех стадий: мистического озарения, направленного созерцания и, наконец, истолкования. Метаистория всегда мифологична и оценивает события с точки зрения морали». Д.Андреев

Так о чем же сказочка с точки зрения метаистории?

Живет наша планета Земля. И много на ней разного народа живет. И была среди них одна семья – Иван да Марья (явно о России речь идет). Иван да Марья хорошо жили, богато, да вот одна беда – детей у них не было. Однажды зимой слепили из снега себе доченьку – Снегурочку. Почему из снега? Наш мир, в отличие от горних – духовных миров, очень холодный и в прямом и в переносном смысле: время в наших низких частотах заторможено, и мы не слышим и не разговариваем напрямую с нашими Небесными родителями, да и Мороз жестокий!


О существовании и о законах жизни и в иных мирах нам рассказывают пророки, мистики, то есть те, у кого налажен контакт с жителями высших миров. Но сами мы не видим этих миров и их жителей и не проявлена в нас их огненная энергия, отсюда страх смерти и грусть Снегурочки перед солнечным теплом. Происхождение Снегурочки интересно: тело на земле создано, а вот душа от высоких сущностей. На нашей планете живут люди с разным происхождением. У некоторой части людей души пришли с высоких планов бытия. Как правило, это очень талантливые люди, а о Снегурочке и сказано – умненькая, да благоразумненькая. У них есть еще одна особенность: они не сразу осознают свое высокое происхождение, а соответственно и смысл прихода в этот мир. Нужна помощь свыше. По всей вероятности, в России таких людей много. Люди на земле созданы так, что у нас два центра управления: мозг и сердце. Мозг хорошо развивается проблемами выживания в нашем мире, а вот сердечко открывается только страданием и состраданием: на пике боли и страдания.

Древо познания Добра и Зла

Когда Снегурочка – земной человек, потерялась в лесу – в нашем мире, отрезанном от горних миров, то нашла высокое дерево, по всей вероятности, это Древо познания Добра и Зла, залезла на него.

Мимо пробегали звери и звали ее – не поддалась. Это говорит об отработке нами, землянами, своих животных программ. Пошла с собачкой, которая привела ее к дому – подчинение животных страстей своему уму-разуму. Борьба со злом научила Снегурочку быть умненькой, да благоразумненькой. Но вот сердце, имеющее в себе семь пределов, раскрывается сложно: любовь порождает любовь. Если человек сам не умеет любить, то и не сможет проявить в жизни это чувство в виде любви или сострадания к боли другого человека. У Снегурочки ум был развит, а сердце не знало любви.

«Познай себя. Притча.

Когда Бог создал человека, то подумал: «Если человек быстро узнает обо мне, то захочет стать как бог. Но он еще неразумный младенец, не научившийся Любить. Нельзя, чтобы он нашел Меня до времени зрелости его сердца.

Бог позвал ангелов и стал с ними советоваться. Один из ангелов, светлый, как утренняя Заря, посоветовал Богу спрятаться внутри человека, в самой глубине его сердца. Он объяснил это тем, что человек никогда не изучит себя до конца, и, естественно, не будет искать там Бога. Но когда он устанет от невзгод и бездорожья, он поднимет глаза к Небу. Тогда Отец сам явит Себя из глубины его сердца».

Ущербность свою Снегурочка почувствовала — познала от обиды, что красавец Лель предпочел ей другую. Полностью открыть сердце для любви, что воспламеняет всего человека, вплоть до клеточек его тела, невозможно без помощи Небесных Родителей. Снегурочка в глубине себя, чувствовала, что есть такое чувство, что наполняет душу до предела. В сказке мать Весна подарила Снегурочке венок, который зажжет ее сердце, но предупредила, что она сгорит, то есть растает от этой пламенной любви. На мой взгляд, мать Весна – это пробужденная Матерь Мира, мы уже знаем, что наступила эпоха Матери Мира. Отец Мороз – это князь мира сего, он тоже принимает участие в формировании нашей личности. Ох, как принимает! В сказке он лешему поручил доглядывать за Снегурочкой в его отсутствие. То есть, нечесть в нашем мире еще долго пребудет. С первыми лучами солнца Снегурочка почувствовала огромную силу Любви, но тут же и расстаяла – вознеслась!

С полностью открытым сердцем в нашем мире нет нужды жить: подобное притягивается к подобному и человек просто возносится в огненные миры.

Лель — это, по всей вероятности дух земной любви: страстной, с горячими поцелуями, нежностью и т.д.

Купава – это женская ипостась Леля, не случайно он и полюбил ее.

Мизгирь – богатый купец, влюбляется во внешнюю красоту, считая, что любовь можно купить.

Сегодня 9 мая – День великой Победы – победы Духа над смертью! В нечеловеческих условиях выжили, выжили пробуждением Силы Духа в страданиях и сострадании друг за друга. Это и есть главная Победа Народа! Проснулся Дух Божий в людях, сердечная любовь просыпаться стала. К сожалению, не во всех.

Вознесение Господне!

За Днем Победы грядет другой праздник – Вознесение Господне! Вознесение Господне – христианский праздник, отмечаемый в сороковой день по Пасхе в честь вознесения плоти Иисуса Христа на Небо и обетования о Его втором пришествии. Вознесение Спасителя означает обОжение его человеческой природы, которая становится невидимой для человеческого ока.

Казалось бы: какая связь? А прямая: Господь Логос Силой Духа Божьего преобразовал тленное физическое тело в огненное вплоть до клеток.

Обратимся к Википедии

Логос

Логос это термин древнегреческой философии, означающий одновременно «слово» — высказывание, речь, и «понятие» — суждение, смысл. Гераклит, впервые использовавший его, называл логосом «вечную и всеобщую необходимость, устойчивую закономерность развития мира – закон бытия». Космический Логос – слово, говорит греческая философия, «обращается к людям, которые, даже «услышав», не способны его понять. В свете космического Логоса мир есть гармоничное целое. Однако обыденное человеческое сознание считает свой частный произвол выше общего законопорядка. Внутри этого всеединства «все течет», вещи и даже субстанции перетекают друг в друга согласно ритму взаимоперехода и законосообразностью. Но Логос остается равным себе. То есть картина мира, будучи динамичной, сохраняет стабильность и гармонию. И эта стабильность сохраняется в Логосе. Стоики описывают Логос как состоящую из тонкой материи (эфирно – огненную) душу космоса, обладающую совокупностью формо-создающих потенций. От них происходит «сотворение» вещей в инертной материи, формируют чувственный мир.

В христианстве Логос – Слово личного и живого Бога. Бог окликает Словом (Логосом) вещи и так вызывает их из небытия.

В христианстве «Логос» определен словами Евангелия от Иоанна – « В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». История земной жизни Иисуса Христа трактуется как воплощение, «вочеловечивание» Логоса, принесшего Откровение и Сам явившийся этим откровением – Словом жизни, самораскрытием «Бога незримого». В соответствии с этим в христианстве утверждается тождество Логоса (Христа) Богу – Сыну, который представляет «Слово» Бога – Отца и является вторым лицом Троицы.

У Логоса – Господа Иисуса Христа, были полностью раскрыты все семь пределов сердца, полностью активированы – включены в работу 12 энергетических каналов мозга, Он их объединил в один — канал Любви!

«Наш Спаситель вознесся от грешной земли ввысь Небесную, полную света

Вот уж облако белое скрылось вдали, все Апостолы видели это.

Иисус, Кто на Небо взошел от земли так же точно придет к вам однажды,

И слова эти радость в сердцах их зажгли, ожидал теперь Господа каждый».

Вознесение Господа произошло 2000 лет назад. Он проложил Путь выхода всей цивилизации землян из 3-х мерного – замороженного мира в жизнь вечную. Это Путь Любви! Но без помощи свыше, помощи Господа, без Его огненной энергии, нам не одолеть Пути выхода – преображения наших клеток в эфирно – световое тело.

Итог Второй мировой войны – пробуждение сострадания в сердцах огромного количества людей планеты Земля. Стало понятно, что, только объединившись можно преодолеть Зло. Очень много людей прозрело во время и после войны: сколько прекрасных произведений родилось, какие фильмы и мультфильмы были созданы, 50% мировых открытий было сделано и делается учеными СССР!!! Но какою ценой?!! Это подготовило человечество планеты к принятию той огненной энергии, которая пришла на Землю, а это и есть второе пришествие Христа: в августе 1999 года Луч Божественной Любви вошел в ядро планеты Земля. В декабре 2012 года стало понятно, что цивилизация смогла принять этот Луч Любви и постепенный процесс нашего вознесения начался!!! Эта информация уже доступна каждому мыслящему сознанию. Теперь каждый человек планеты Земля, как сказочная Снегурочка, однажды очень захочет познать любовь огненную и ему дается такая возможность.

«Не передать в словах тот миг заветный, не хватит мудрости, чтоб чувства описать…

Всех тех, кто видел чудо это, как Иисус вознесся в Небеса.

Свершив великий подвиг на планете, ушел Христос к Отцу на славный трон,

Оставив повеленье Божьим детям, чтоб каждый ждал, когда вернется Он»… (Р. Зайченко)

Но не просто ждал, а генерировал в себе любовь, сострадание через те мысли, поступки и дела, какие может.

О качествах 12 каналов уже говорилось в других сказках, но есть еще 7 пределов сердца, которые человеку предстоит открыть в себе, при принятии — утончение энергии Луча Божественной любви.

Восхождение

Ограниченный малыми сроками по кирпичику строишь свой храм.

На пути твоем пропасть глубокая замороженных эго-программ.

Узкий мост через пропасть известен: победивший сомненья и лень

По Лучу Обретения-Вести на вторую восходит ступень.

Призывающий Луч Покаянья дарит сердцу Терновый венок.

Утончив твою душу страданьем, чтоб ее для Меня уберег.

Луч таинственный Разума-Формы возведет на высокий порог,

Открывая сознанью платформу перехода на новый виток.

Луч, вселяющий Творчество Духа, вдохновение в сердце прольет,

С утонченным и вкусом и слухом в беспредельный отправит полет.

Луч Могущества-Смерти поможет умереть и воскреснуть во Мне.

Благодатью небесного ложа окружит от вершин до корней.

Если ты одинокий, как остров океанской водою омыт,

Помни, друг, будет очень непросто научиться собратьям служить.

По Лучу Устремления-Воли от начала пути до конца

Только сила соборного поля помогает открыться сердцам.

Если Мудрость с Любовью сольется, освещенная Высшим Лучом,

Все соборное сердце забьется с тонким ритмом Моим в унисон.

Канет в вечности мрак бездорожья, планетарный закончится бег.

Принимая наследие Божье, в силу Бога войдет человек! (О.В.Асауляк)


« Россия, будто бы Христос, из пепла возродится снова

И встанет в свой могучий рост под звон церквей и Божье Слово.

Благословен, тернист тот путь, через распятье к воскрешенью…

И в этом смысл ее и суть, сквозь боль вести весь мир к спасенью». (А.Ковалев)

Говорят, без Бога легче жить

«Говорят, без Бога легче жить. Спорить я не буду. Может быть.

Ведь без Бога – широка дорога, можешь все, что хочешь ты творить.

Можешь красотой своей хвалиться и себя все больше украшать.

И к богатству, почестям стремиться. И своей лишь плоти угождать.

Но настанет с жизнью час расстаться, ты о чём подумаешь тогда?

О наживе? Почестях? Богатстве? Бога, вспомнишь ты, наверняка.

Страшно будет перед дверью смерти одному тогда тебе стоять.

Ты без Бога жил на этом свете и без Бога будешь умирать.

Выбирать ты должен сам дорогу, я лишь об одном хочу сказать:

Может быть и легче жить без Бога, тяжело без Бога умирать».


«…Все, что с Верой не связано ты с сердечной беспечностью, собирал сколько мог.

Путь твой вымощен стразами. Что подаришь ты Вечности? – Щебень пыльных дорог?

Боевое крещение в несжигающем пламени – Кульминации миг.

В сердце Зов всепрощения, а в ответ Покаяния в Небо рвущийся крик». О.В.Асауляк

Вознесение Господа – вознесение каждого отдельного человека (первыми вознесутся «снегурочки» — те, кто взрастил огненные крылья сердца) — вознесение планеты вместе с цивилизацией!

Вот так неожиданно открылась эта всем хорошо известная сказочка! Но я вновь повторяю, что это мое личное видение смыслового содержания сказки, а у вас оно может быть совсем другое.

Технологическая карта

организованной учебной деятельности

Возрастная группа: старшая

Образовательная область: «Коммуникация»

Раздел: Художественная литература

Тема: Чтение русской народной сказки «Снегурочка». Беседа по содержанию.

Цель: Учить детей внимательно слушать художественное произведение, отвечать на вопросы воспитателя по содержанию сказки «Снегурочка». Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе. Развивать логическое мышление, память. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Оборудование и материалы: иллюстрации к сказке «Снегурочка». Заместители: три кружочка разного цвета, треугольник – красного цвета, прямоугольник – желтого цвета.

Словарная работа: Снегурочка.

Билигвальный компонент: снег-қар , весна-көктем .

Этапы деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

Мотивационно-побудительный

Читает присказку:

«Идет матушка зима,

Затворяй-ка ворота.

А вот март пришел,

Белый снег сошел.

А за ним и апрель

Отворил окно и дверь.

А уж как пришел май,

Солнце в терем приглашай.

Идет матушка – весна

Отворяй-ка к сказке ворота…»

Внимательно слушают присказку, и понимают о чем идет речь.

Организационно-поисковый

Напоминает детям, что они много уже знают сказок. Спрашивает, какие русские народные сказки дети помнят?

Сообщает, что сегодня познакомит детей еще с одной русской народной сказкой, которая называется «Снегурочка».

Как вы думаете, кто она?

Рассказывает русскую народную сказку «Снегурочка».

Беседует с детьми по прочитанному:

Кто жил в деревне?

С наступлением зимы, что сделали из снега старик со старухой?

Какая была снегурочка?

Что случилось, когда стал снег таять?

В какое время года девушки собрались в лес на гулянье?

Что сделали девушки в лесу?

Что случилось со снегурочкой?

Как кликали подружки Снегурочку, повторите все: «Ау, ау! Снегурушка».

Физминутка

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветер тише, тише, тише

Деревцо все выше, выше, выше.

Предлагает детям составить сказку, используя заместители. (Раздает кружочки, треугольники, прямоугольники – на каждого ребенка).

Объясняет, что дед – это синий кружок; баба – зеленый кружок; Снегурочка – белый кружок; девушки – прямоугольник желтого цвета; костер – треугольник красного цвета.

Проводит пальчиковую игру:

«Раз, два, три, четыре, пять!

Мы пальчики идем искать.

Этот пальчик в лес пошел.

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел».

Перечисляют сказки, которые знают.

Отвечают на вопрос.

Внимательно слушают сказку.

Беседуют с воспитателем по содержанию сказки.

Выполняют физминутку.

Раскладывают геометрические фигуры, которые заменяют персонажей сказки и рассказывают по наглядному материалу сказку (2 – детей).

Составляют сказку, используя в речи существительные с прилагательными, согласуя их, в роде и числе (… поднялось белое облачко высоко и пропало в небе …).

Выполнят упражнение, читая стихотворение.

Рефлексивно-корригирующий

Спрашивает у детей, с какой сказкой они сегодня познакомились, что им больше всего понравилось.

Отвечают на вопросы воспитателя, делятся своими мнениями.

Ожидаемый результат:

Знать:

Иметь:

. представление о сказочных персонажах, о признаках времени года -весна;

Уметь:

. внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы воспитателя; согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.

Текстовая HTML-версия публикации

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Солнышко» общеразвивающего вида городского поселения – г. Семилуки Воронежской области Сказкотерапия по мотивам сказки
«Снегурочка»
Выполнил: Жихарева В.П., музыкальный руководитель, 1КК Шипилова Л.Н., воспитатель,1КК г. Семилуки 2015

Цель:
Раскрыть некоторые особенности работы со сказкой (посредством сочетания сказки, музыки, движения способствовать раскрепощению детей, адаптировать к предложенным ситуациям, быстрее идти на контакт с новыми людьми).
Задачи:
1.Словесное комментирование:  побуждать детей к высказываниям по поводу знакомого содержания;  формировать интерес к окружающему. 2. Психогимнастика:  учить детей передавать в движении, мимике, жестах собственные аффективные состояния;  развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров. 3. Развивать воображение, память, чувство сострадания, радости.
Направление работы:
сказкотерапия.
Участники мероприятия:
воспитатели, дети.
Внутренние связи:
музыкальный руководитель.
Предшествующая работа:
1. Знакомство со сказками: “Морозко”, “Снегурочка”. 2. Проведение занятий, дидактических игр, экспериментальная деятельность по теме: “Зимушка-зима”.
Форма работы:
игра-путешествие.
Ресурсное обеспечение:
ширма, костюм “Снегурочки”, модель солнца, бусинки по количеству детей, аудиозапись, макет костра, народные детские костюмы.
Ожидаемый результат:
Умение сопоставлять содержание сказки и реальные явления, применять полученные ранее знания в определенной жизненной ситуации.
Ход мероприятия
Звучит запись: Ручейки весенние Бегут, бегут, бегут… И травка зеленеет Везде – и там, и тут. Теплу и солнцу рады Березки и сосна, Домой вернулись птицы, Домой пришла весна (под музыку выходит Весна)
Вступление
Весна: Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть! К нам сегодня пришли гости посмотреть, на вас. Я предлагаю вам отправиться в сказочное путешествие. Хотите?
Вхождение в сказку
- А чтобы попасть в волшебную страну нам нужно произнести волшебное заклинание: Послушайте: 2 раза вокруг себя повернись и в сказке окажись. Запомнили. Закройте глазки и повторяйте вместе со мной: 2 раза вокруг себя повернись и в сказке окажись. Весна уходит, появляется Сказительница: - Вот мы и в волшебной стране.
(Присаживайтесь ……………). - Итак, сказка начинается. А называется сказка «Снегурочка». - Жили – были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе – детей у них не было. Вот пришла зима холодная, много выпало снега. - Вот так и старик со старухой решили из снега сделать дочку. - Вышли они на улицу и принялись дочку из снега лепить. - Давайте и мы с вами попробуем слепить снежные комочки.
Упражнение 1. Игровой этюд «Снежные комочки и их катание»
Дети «берут снег и лепят комочки». - Посильнее нажимайте, чтобы комочки стали тугими, упругими, не рассыпались. Хорошо.. Молодцы! - Что у вас устало? Руки устали? А теперь потрясите кистями рук, расслабьте руки….. Хорошо… отдохнули? - А теперь из маленьких комочков надо скатать большие комочки. «Катаем комочки по снегу», напрягаем спину. Катаем стараемся…устали? Остановитесь, отдохните стоя, расслабьте все тело……. Снегурочка выходит, когда катают снежки. Ребята, давайте посмотрим, а что получилось у деда с бабой…. Дети расходятся и становятся в хоровод вокруг Снегурочки. РЕБ: Смотрите, смотрите! стоит Снегурочка с закрытыми глазами, ни руки, ни ноги у нее не двигаются. Ребята, покажите неподвижную Снегурочку.
Упражнение 2. Игра – имитация «Снегурочка»
РЕБ: У Снегурочки задрожали реснички, затем медленно открылись глаза, посмотрела Снегурочка (только глазами) влево, потом посмотрела вправо, вниз, вверх. Сказительница: - Потом Снегурочка улыбнулась, медленно повернула голову в одну сторону, в другую; плавно и медленно развила руки в стороны и сделала шаг вперед. Снегурочка: Не пугайтесь люди зря, Звать Снегурочкой меня. Мне наскучило в лесу, Жить среди людей хочу. Сказительница: - Обрадовались старики, привели Снегурочку в избу. Глядят на нее, не налюбуются. (Дети водят хоровод) Сказительница:
- Всем Снегурочка мила: И послушна и добра, Но с весенними лучами Загрустила вдруг она.. От солнца прячется Все бы ей тень да холодок, А как радуется дождику! (Снегурочка прячется за березки) Сказительница: - Раз надвинулась черная туча, посыпался крупный град. Обрадовалась Снегурочка граду, точно жемчугу перекатному. (Снегурочка выносит град)
Упражнение "Град"
(Дети барабанят пальцами по жесткой поверхности до усталости в пальцах рук, затем потряхивают кистями, расслабляют руки и слушают ощущения в кончиках пальцев) Снегурочка рассыпает по полу "град" (бусины белого цвета). Дети собирают бусины в ладонь, рассматривают их, любуются, пересыпают из одной ладони в другую. Сказительница: - За весной и лето пришло. Собрались девушки подружки Снегурочки на гулянье в лес и Снегурочку с собой позвали. РЕБ. Снегурочка, давай в луга пойдём, Цветы весенние в букеты соберём. Мы венки тебе красивые сплетём, Песни звонкие и пляски заведём. Сказительница: - Только всё Снегурочка печалиться, Только горемычная кручиниться. (Дети садятся на стульчики) Выходит Весна: - Снегурочка, дитя мое, О чем мольбы твои? (Подходит к Снегурочке.) Чего тебе недостает? Снегурочка: - Тепла сердечного, любви! Кругом меня все любят, все счастливы И радостны, а я одна тоскую; Весна: -Забыла ты отцовы опасенья. Любовь тебе погибелью будет. Снегурочка: - Пускай! Чем жить в тоске всю жизнь, так лучше хоть денёк прожить, даря тепло и доброту. Весна: - Что ж видно так должно и быть.
Пусть будет как ты хочешь. Танец цветов (Снегурочка надевает венок на голову.) Снегурочка: - Ах, что со мной? Какой красою Зеленый лес оделся! Берегами И озером нельзя налюбоваться. Весна: - Снегурочка, прощай, Предчувствие тревожит сердце мне. Снегурочка: Спасибо, Матушка-Весна!!! (Весна уходит) Снегурочка: - Берёза, моя берёзонька! Берёза моя белая, Берёза раскудрявая. Стоишь ты, берёзонька, Листья зелёные. Под тобой, берёзонька, Трава шелковая. Близ тебя, берёзонька, Красны девицы Венки плетут. (Во поле берёза стояла). РЕБ. Эх, талантливый народ На Руси у нас живёт! Как начнёт плясать, Никому не устоять, (Барыня) Снегурочка: - Люди, добрые, скажите, Зачем растаял белый снег? Кто ото льда очистил реки? Зачем сияет солнца свет? Скажи, кто разбудил капель? Кто птиц позвал к нам возвратиться? Скажи, кто даст земле тепло? И первым почкам даст напиться? Выходи же, Солнышко! Выходи, Красное! Не к лицу тебе лежебокой быть, Не к лицу прослыть привередою. Поднимись скорей в небо чистое, Освети, согрей землю – матущку! А меня возьми белым облаком Над землёй парить, людям мир дарить!
(Сказительница выносит костер) Сказительница: - А когда наступил вечер, набрали девушки- подружки хворосту, разложили костер и встали все друг за дружкой стали и по – очереди с разбегу, через огонь прыгать. РЕБ: Снегурочка, давай с нами прыгать!
Упражнение 5. «Костер»
Сказительница: Прыгнула над огнем и вдруг растаяла…. обратилась в белое облачко…. Поднялось облачко высоко – высоко и поплыло по небу. (Снегурочка с белой шалью уходит, кружась) Сказительница: А мы с вами под музыку поплывем вместе с облачком…. (Дети садятся) Танец «Облака» Сказительница: Беседа с детьми по сказке: - Каким показался вам конец сказки: грустным, радостным иди спокойным? - Вы порадовались за Снегурочку или пожалели ее? Почему порадовались? Почему пожалели? - Хорошо или плохо превратиться в облачко? Почему хорошо? Почему плохо? - Что интересного может увидеть облачко? - Что хорошего может сделать облачко? - Ребята! Пришло время из сказки возвращаться в детский сад. Для этого нам нужно произнести волшебное заклинание: 2 раза вокруг себя повернись и в детском саду окажись. Повторяйте вместе со мной: 2 раза вокруг себя повернись и в детском саду окажись. Спасибо всем за сказки и мой совет Чтобы сказки не обидеть- Надо их почаще видеть. Сказки надо полюбить И они помогут жить. Воспитатель: - Растаяла Снегурочка, А с нею растаял и лёд в сердцах наших. Так будем добрее терпимее, не будем причинять друг другу зла, Ведь мы - великий народ! Мы не хотим войны, мы хотим жить в мире! Танец «Белые птицы» (ребенок выносит Солнце)

Одношовина Елена

Исследовательская работа

Скачать:

Предварительный просмотр:

МКОУ «Брылинская средняя общеобразовательная школа»

Исследовательская работа

Образ Снегурочки на страницах фольклора и литературы

Выполнила ученица 5 класса

Одношовина Елена

Руководитель: Саютина С.В.,

учитель русского языка и литературы,

С. Брылино, 2014 г.

Введение..………………………………………………...…….. 2

Цели, задачи, методы…………………………………………….. 2

Основная часть……………………………………………………. 3

Вывод …………………………………………………………….…7

Список использованной литературы, источники…………..……..8

Приложение……………………………………………………..… 9

Введение.

У каждого человека есть первая книга, которую он прочитал самостоятельно. Для многих такой книгой является сборник сказок. Сказки прелестны по содержанию, ведь в них царит добро, справедливость, светлая любовь. Трудно определиться с любимым сказочным героем. Для кого-то это Иван- царевич или золотая рыбка, для кого-то Красная шапочка, кто-то ни один раз перечитывает сказку «Три поросёнка» или «Снежная королева».

С возрастом я узнала, что сказки есть авторские и народные. Но какая бы не была сказка основная мысль – победа добра над злом.

Моя любимая сказочная героиня – Снегурочка. Впервые я не прочитала о ней, а увидела её на новогоднем празднике, когда вместе с Дедом Морозом вышла очаровательная девушка в красивом платье. С тех пор мне хочется быть похожей на Снегурочку. Позже, бабушка рассказала нам с братом сказку «Девочка Снегурочка». Таким образом, получается, что Снегурочка имеет преимущество над другими сказочными героями: один раз в год она приходит к нам в дом, с ней можно пообщаться и даже получить от неё подарок.

Кто же она девочка – Снегурочка? Когда впервые появилась на страницах художественных произведений? Какова история её происхождения? Именно на эти вопросы мне хочется дать ответ в своей исследовательской работе.

Кроме того, опрос детей старшей группы детского сада и учеников начальной школы показал, что дети хорошо знают героев современных мультфильмов и сказок таких как: паук, Бетман, русалочка Ариэль и др. Мне бы хотелось рассказать им о Снегурочке, чтобы она осталась в их памяти навсегда. Может быть, для кого-то она, а не кукла Барби, станет идеалом для подражания

Цель – выделить характерные особенности сказочного персонажа Снегурочки

Задачи:

  1. Прочитать и проанализировать авторские и народные сказки с персонажем Снегурочка.
  2. На основе сравнения разных сказок выявить характерные особенности Снегурочки.
  3. Определить тематику сказок, выявить тропы, используемые авторами сказок для описания Снегурочки.

Гипотеза – мы предположили, что имя главной героини произведений фольклора и литературы Снегурочки тесно связано с историей её рождения .

Методы исследования:

  • биографический
  • исследовательский
  • аналитический
  • анкетирование

Для работы над поставленными целями прочитаны сказки, где главным персонажем является Снегурочка. В.И. Даль «Девочка Снегурочка», русскую народную сказку «Снегурочка», народную сказку А.Н. Афанасьева «Снегурушка и лиса». Как видно из названия сказок, имя героини звучит по-разному. В одном варианте чёткое произношение – чк - , в другом (у А.Н. Афанасьева) – более мягкое, где буква ч заменена на букву ш. Это придаёт имени более нежное звучание.

Различия обнаружены не только в произношении имени.

Эпизоды для сравнения

В.И. Даль «Девочка и Снегурочка»

Русская народная сказка «Снегурочка»

А.Н. Афанасьев «Снегурушка и лиса».

Рождение Снегурочки

Из комочка снега в горшочке (… я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена)

Скатали снежный ком, приставили голову, приладили руки и ноги, вылепили нос, нарисовали рот и глаза. Ожила девочка и вышла из сугроба

Была внучка у старика и старухи Снегурушка

Описание внешности

Беленькая, как снежок, кругленькая, как комок

Что ни день, всё краше становится, сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца вовсе нет

Нет описания

Как растёт

Растёт на радость старикам

Ни по дням, а по часам

Черты характера (отношение к родителям, к труду)

Умная, разумная

Умная, смышленая, весёлая. Хорошо поёт, работа в руках спорится. Печалится с приходом весны и лета, радуется дождю и граду.

Трудолюбивая, трусливая (боится медведя, волка)

Плачет припеваючи

Когда и где случается несчастье со Снегурочкой

Пошла в лес за ягодами с подружками, заблудилась…

Спасает Жучка

Пошла в лес с подружками, стали они через костёр прыгать, Снегурочка и растаяла, превратилась в белое облачко (откликнулась эхом)

Позвали подружки в лес, заблудилась, забралась на дерево. Спасает лиса.

Анализ таблицы показывает: рождение героини неразрывно связано со снегом. Она либо скатана из комочка снега, либо ожила из снежного кома. Словообразовательный разбор слова показывает следующее: корень снег - суффикс – ур - и суффикс – очк - окончание – а. То есть, из существительного снег путём прибавления суффиксов образовалось существительное, окончание – а –которого указывает на женский род, суффикс на уменьшительно –ласкательное значение данного слова.

В результате у нас получается целостный образ Снегурочки. Портрет: красивая девушка, б еленькая, как снежок, кругленькая, как комок , имеет русую косу до пояса. Но совсем нет румянца. Видимо, белый цвет ей дан от снега, а у снега не может быть румянца.

Девочка растёт очень быстро, ни по дням, а по часам, принося бабушке и дедушке только радость. Здесь надо отметить, что Снегурочка появляется в доме в роли внучки, у неё нет ни отца, ни матери, есть только бабушка и дед. Возможно, она дана пожилым людям, чтобы скрасить их одиночество, уже поэтому она не способна на что-то плохое, она рождена творить добро. Старики называют её уменьшительно – ласкательным словом внученька , и никто не назвал её просто внучка . Ей поют колыбельные песни. Вот одна из них:

Спи, наша Снегурочка, Сдобная кокурочка,

Из вешнего снегу скатана,

Вешним солнышком пригретая!

Мы тебя станем поить, мы тебя станем кормить,

В цветное платьице рядить,

Уму – разуму учить! (В.И. Даль «Девочка и Снегурочка»)

Снегурочка трудолюбива (работа в руках спорится) и послушна (всегда отпрашивается погулять) . Умная, смышленая, весёлая. Она хорошо поёт. По характеру она весёлая, печалится лишь приходу весны и лета. И это её отличает от простых девочек и мальчиков, которые любят солнышко. Снегурочке же милее зима с её холодным ветром и снежными метелями.

Во всех трёх сказках со Снегурочкой случается несчастье, в двух сказках (В.И. Даль «Девочка и Снегурочка», А.Н. Афанасьев «Снегурушка и лиса») она остаётся в живых, в народной сказке она растаяла от огня. Возможно, эта сказка связана с мифом о природных духах, погибающих при смене сезона (рождённое зимой из снега существо при наступлении лета тает, превращаясь в облачко). Причём несчастье случается с девочкой всегда в лесу. Мне кажется, что это тоже связано с мифологией: в лесу обитает леший, ….Но, даже оказавшись в трудной жизненной ситуации и страдая, Снегурочка не проявляет ни одной отрицательной черты.

При описании Снегурочки в сказках использованы различные средства художественной изобразительности: сравнения (беленькая, точно снег ), гипербола (растёт не по дням, а по часам), постоянный эпитет (красна девица). Всё это делает образ Снегурочки более выразительным, ярким, запоминающимся.

Все сказки о Снегурочке собрал и записал фольклорист А.Н. Афанасьев. Литературным же персонажем Снегурочка стала в 1873 году в пьесе А.Н. Островского «Снегурочка».

В 1937 году Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на новогодний праздник. На более ранних изображениях Снегурочка представлена в образе маленькой девочки, в виде девушки её стали представлять позднее.

Результаты работы.

В ходе работы прочитаны сказки с персонажем Снегурочка. Изучена история её рождения и причины несчастий. Определены характерные черты Снегурочки. На основе анализа произведений фольклора и литературы выявлены тропы, используемые при описании Снегурочки. Произведён словообразовательный анализ имени, проведена аналогия с её рождением.

Выводы по работе.

  1. Материал, полученный в результате анализа сказок, показывает, что Снегурочка как главная героиня сказки впервые встречается в устном народном творчестве, позже в сборниках сказок Афанасьева и Даля. Во всех сказках – это девочка- внучка. Она окружена заботой и лаской родных. Счастливая жизнь Снегурочки омрачается несчастьем, которое происходит всегда в лесу, чаще в летний период.
  2. Для придания образу Снегурочки выразительности авторы используют различные тропы, чаще встречаются: сравнение, гипербола, эпитет.
  3. Если учесть, что тема произведения определяется вопросом «О чём?», то тема прочитанных сказок – история жизни Снегурочки
  4. Проведённая работа показывает правильность нашей гипотезы. Во всех произведениях Снегурочка родилась из снега. Как снег тает под лучами весеннего солнышка, так и Снегурочка исчезает с приходом весны. Таким образом, имя главной героини произведений фольклора и литературы Снегурочки тесно связано с историей её рождения .

Список использованной литературы:

  1. Афанасьев, А.Н. Народные русские сказки/ А.Н. Афанасьев – Л.: Лениздат, 1983 – 446 с.
  2. Сказки русских писателей/ М.: Детская литература, 1983 – 687 с.
  3. Сказки народов мира/ Алма-Ата: Жалтын, 1985 – 352 с.
Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Ольга Ладыгина
Конспект ООД «Чтение русской народной сказки «Снегурочка»»

Конспект ООД «Чтение русской народной сказки «Снегурочк а»»

Цель: познакомить с русской народной сказкой «Снегурочка».

1. Продолжать учить выполнять координированные движения, сочетая с художественным словом. Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.

2. Формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы. Формировать навыки связной речи, умение четко, ясно выражать чувства, используя в речи прилагательные.

3. Воспитывать любовь к русскому устному народному творчеству

Материалы, оборудование: текст сказки «Снегурочка», иллюстрации к сказке, указка, бумага, ножницы,ноутбук.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-этетическое развитие.

1. Организационный момент.

В. :- Доброе утро, ребята! Давайте друг-друга поприветствуем.

Игра-приветствие: «Улыбка»

(Играть можно парами или стоя в круге)

Ты – мой друг, и я – твой друг,

(Ладонь направляется на друга, потом к себе)

Как прекрасен мир вокруг!

(Развели руки в стороны)

Мы друг другу улыбнёмся,

(Улыбаемся друг другу)

Дружно за руки возьмёмся!

(Берёмся за руки)

2. Ход мероприятия.

В. :- Ребята, а скажите пожалуйста, какое сейчас время года? (Зима). Что происходит в природе? (Ответы детей)

Покажите, как вы съёживаетесь, когда замерзли. А теперь представьте, что вы согрелись, расслабились. А сейчас я вам предлагаю отправиться в волшебную зимнюю сказку, но сначала отгадайте загадки.

Белым пледом лес укрыт,

И медведь в берлоге спит.

Снег, как белая кайма.

Кто хозяйничал? (зима)

Вот какие чудеса:

Стали белыми леса,

Берега озер и рек.

Что случилось? Выпал. (снег)

Что за звездочки зима

В тучу спрятала сама?

Словно крошечные льдинки,

Эти звездочки -. (снежинки)

Снег был мягкий, словно вата.

Кто слепил меня, ребята?

К снегу очень я привык.

Шлёт привет вам. (Снеговик!

Я - внучка Мороза и Вьюги,

Являюсь сюда каждый год!

Со мною снежинки-подруги

Весёлый ведут хоровод. (Снегурочка)

3. Чтение сказки.

В. : В волшебный мир сказок нас сегодня поведет вот эта книга.

Давайте вместе прочитаем русскую народную сказку «Снегурочка» (чтение).

4. Физминутка «Зимние игры»

Стали дети кататься (ладони держите горизонтально перед грудью и делайте движения вперед-назад, как бы катаясь на лыжах,

И снегу кувыркаться (делайте синхронные круговые движения руками перед грудью: правой рукой - по часовой стрелке, а левой - против часовой стрелки).

Захотели в снежки играть (переложите «снежок» из одной ладони в другую)

Стали лепить их и друг в друга кидать («слепите» снежок, а затем понарошку «бросьте» его в кого-нибудь).

Начали комья снежные катить (сымитируйте соответствующие движения)

Бабу снежную лепить (снизу вверх двумя руками одновременно изобразите нарисуйте три стоящих друг на друге снежных кома: большой, средний и маленький)

Весело зимой! Не хочется домой!

5. Беседа по содержанию:

Понравилась ли вам сказка?

Почему сказка называется «Снегурочка»? (слеплена из снега)

Почему Старик со старухой стали лепить Снегурочку? (обоснованные ответы детей)

Красивой получилась у стариков доченька?

А какими словами в русских сказках говорят о красивых девушках (девица –красавица, красна девица, что ни в сказке сказать ни пером описать)

Какими словами описывается Снегурочка в сказке, вспоминайте? (Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе)

Вспомните, какое настроение было у Снегурочки зимой?

Какая она была? (веселая)

(Предлагаю детям встать и изобразить радость на лицах)

В. : Посмотрите какие вы все добрые, радостные. Молодцы.

Какой стала Снегурочка с приходом лета? Опишите её

Вот какая, грустная, невеселая. Изобразите грусть на лицах – посмотрите друг на друга – ой, какие у вас несчастливые, грустные лица.

А почему же Снегурочка становилась такой грустной?

Как исчезла Снегурочка? Что же с ней произошло?

Во что, превратилась Снегурочка?

Подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка, может ли она опять появиться на земле? (Из облака зимой пойдет снег, и мы сможем вновь встретиться с ней на новогоднем празднике).

Можно, так как существует превращение - Снегурочка ожила.

В. : - Как вы думаете кто написал сказку «Снегурочка»? (Ответы детей) (русский народ)

А что это значит? (Ответы детей) (передавали из поколения в поколение сказку, из уст в уста, так и живет сказка до сих пор).

Давайте попробуем слепить снеговика.

6. Пальчиковая гимнастика «Лепим снеговика»

Снег пушистый нагребаем, нагребаем, нагребаем,

Лепим, лепим ком большой

Лепим, лепим ком другой,

Лепим, лепим третий ком –

Будешь ты снеговиком.

Глазик, глазик, нос – морковка,

Рот большой, наверх – ведерко.

На тебя мы поглядим и в сторонку отбежим.

По ходу игры дети выполняют имитационные движения.

Молодцы! Красивые снеговики у вас получились! Ребята, а из чего лепят снеговика? (Ответы детей) (Из снега). А из чего состоит снег? (Ответы детей) (Из снежинок). А давайте мы с вами попробуем сделать снежинки, которые не растают.

7. Конструирование.

Воспитатель показывает готовую снежинку, затем показывает как её сделать: 1. Берём квадратный лист бумаги;

2. делаем из него треугольник;

3. прорезаем в треугольнике полосочки;

4. разворачиваем треугольник,чтобы опять получился квадрат (теперь в нём вырезаны «уголочки»);

5. соединяем уголочки и склеиваем.

Таким образом получается один лепесток снежинки, сделаем 6 таких лепесточков и склеим между собой.

Дети делают снежинки из бумаги под руководством воспитателя.

8. Рефлексия.

Молодцы, как вы здорово всё сделали! Давайте еще раз вспомним, какая сказка была у нас в гостях? Кто автор сказки?

Вот работы конец, а кто хорошо работал – молодец!

А работали хорошо все! А сейчас мы попрощаемся со сказкой и вернемся в нашу группу и украсим её нетающими снежинками.



В продолжение темы:
Детская мода

Немногие понимают, какую силу они имеют в своих руках. Бывают моменты, когда собственные руки могут спасти или буквально предать, и все это происходит без вашего осознанного...

Новые статьи
/
Популярные