“Масленицы” Кустодиева. Три картины на один сюжет. Масленица. Борис Михайлович Кустодиев

Масленица - русский праздник, имеющий древние корни. Это проводы зимы и встреча весны. В дохристианский период с Масленицы начинали год. Считалось, что от того, как встретить этот день, зависело то, каким окажется будущий год. Вот и отмечали люди Масленицу пышно и сытно. Сегодня с этим обрядом уже не связывают наступление года, но обычай весело встречать приход весны сохранился.

Известный русский художник начала 20 века Борис Кустодиев в 1916 году запечатлел на своем полотне масленичные городские гуляния. Основную часть картины занимают принимающие причудливые формы облака. Они окрашены в светло-бежевый, сквозь них пробиваются лучи, которые придают некоторым из них розоватый оттенок. Такое явление можно увидеть только в самом начале марта. На высоте пролетает стая грачей. Эти птицы возвращаются с юга, значит вот-вот придет долгожданные весенние дни.

В центре показаны красивые расписные сани, которые запряжены двумя темными лошадками. Извозчик одет в нарядный синий кафтан и папаху с красноватым верхом. Он натягивает на себя вожжи, управляя движением. Он везет молодых. Слева на сидение пытается запрыгнуть на ходу парень с милой барышней. А впереди мчится еще одна упряжка. А вдали можно разглядеть еще две телеги, которые будто соревнуются в скорости. В левой части видны телеги, пытающиеся заехать на возвышение. Рядом дети, крича, скатываются со снежной горки. Они шумят и веселятся, наслаждаясь приятным сочетанием снега и яркого солнышка.

Но главное действо художник изобразил на втором плане. На площади в ожидании празднования собрался народ. Здесь же полным ходом идет ярмарка. Гуляние в самом разгаре.

Картина дышит весельем, она заряжает положительной энергией. Недаром это полотно буквально поставило на ноги своего создателя. Когда он стал писать, то чувствовал себя очень плохо - сказывались последствия ранений, полученных на полях сражений Первой мировой войны. Но вскоре после того, как были сделаны наброски, автору неожиданно становится лучше. И с каждым мазком по холсту болеющий словно заряжался хорошим настроением.

В связи с этим спустя три года она решается написать еще одну вариацию с одноименным названием в надежде на то, что она согреет теплом его самого и близких.

На этой картине действие разворачивается на главной площади провинциального городка. Масленица гудит. В центре изображены большие сани, которые тащит тройка. Центральный жеребец - степенный, желает везти сидящих медленно, с неким почтением. Но ему никак не сдержать напора двух пристяжных, которые все хотят погнать вперед. В санях уселись трое: женщина в светлом полушубке, под руку с ней — еще одна в рыжей шубке, а напротив - ухажер одной из них, который, наверняка, и спланировал это развлечение.

Слева от дороги, встретились и беседуют двое мужчин. Чуть в отдалении обсуждают что-то и их супруги. Справа организована карусель. Там же цирк Шапито гостеприимно открыл свои двери. Арлекин с Пьеро уже зазывают прохожих, встав на балконе. И им это удается: много желающих столпилось у входа, кто-то торопится попасть на начало, кто-то выходит под впечатлением от увиденного.

Это полотно было встречено зрителями неоднозначно. Например, на художника посыпались нападки с обвинениями в изображении на одном холсте шума языческого празднества, светских развлечений на первом плане и христианской церкви на заднем. Но постепенно все обвинения автора прекратились, и картина стала считаться одной из лучших среди полотен Кустодиева. Такое отношение действительно благосклонно сказалось на больном художнике, который в это время уже передвигался лишь на инвалидной коляске. Он снова почувствовал некий прилив бодрости.

В итоге в 1920 году Борис Кустодиев стал работать над третьим полотном с тем же названием. Первый план его он подарил ребятне, катящейся с горы. Эта картина походит на народный лубок по своей яркости, детальности и простоте. И снова в центре несутся сани с тройкой лошадей. Они готовы мчаться во всю силу, но ямщик сдерживает их. Ведь вокруг гуляет много людей - кажется, весь городок вышел на улицу. В санях сидит крупная купчиха, а рядом с ней расположился совсем худой купец. Видимо такая противоположная пара - муж и жена. Для них Масленица только началась: все еще впереди. Представляется, что они направляются в Шапито, разбитое тут же.

Все три картины, объединенные одной темой и совпадающие по названию, заряжают атмосферой радости. Смотря на них, хочется улыбаться, а потом бежать на улицу и с головой отдаваться зимним развлечениям: катанию с горки и игрой в снежки, а потом вернуться домой и пить горячий чай с блинами.

Яркие сцены из народной жизни всегда привлекали внимание художника Б.М.Кустодиева. Масленица – один из самых ярких праздников, который всегда был любим народом. Он означал конец суровой зимы, которую провожали с шумным разгулом. Масленица – это одновременно и время надежд на скорый приход тепла. Кустодиев на своей картине показал шумное народное гуляние. В этом произведении вытянутое по горизонтали полотно вмещает панораму целого города, открывающегося с возвышенности. Солнечный морозный день, сугробы вокруг, деревья, окутанные серебристым инеем, сверкающим тысячами искр. Все это создает настроение праздника. И хотя зима еще не сдает своих позиций, но приметы наступающего тепла есть: на солнечной стороне на крышах появляются сосульки, говорящие о том, что дни зимы сочтены. На улицах много народу. Издалека слышны шум и веселье, доносящиеся отовсюду. Особенно много людей собралось у театра, где ожидается выступление скоморохов. Кого только не встретишь на улице: тут и ряженые, и степенные купцы, наступающие на полы собственных шуб, с ними нарядные жены, толстые купчихи, вышли на людей посмотреть и себя показать. Ряженые наперебой приглашают всех принять участие во всеобщем веселье. То тут, то там встречаются разносчики с лотками, каждый нахваливает свои блины. Зазывают к себе трактирщики отведать блинов,пышных да горячих, как ясно солнышко. Весело на улице. Гудят шарманки, поют гармоники, отовсюду слышатся песни и смех, веселые шутки.
Автор подробно останавливается на разных деталях быта, на обитателях города, радостно воспринимающих приход Масленицы. Художник показывает, как праздник преображает жизнь города. Вот лихо скачет тройка. Кони ее принаряжены, запряжены в огромные расписные сани. Под дугой заливаются колокольчики. Ямщик в шапке с красным верхом взмахнул кнутом, потому что кони притормозили свой разбег на повороте, словно бы специально для того, чтобы зритель мог полюбоваться красотой ее убранства. Люди, сидящие в санях, смеются и весело машут прохожим.
Много саней и поскромнее, запряженных парой лошадей. Ведь Масленица – это веселая езда по морозным улицам. До позднего вечера не смолкнут в городе смех и шутки, радость и веселье, потому что все провожают суровую русскую зиму. Вдали сияют золотые маковки церквей, а с колоколен слышен радостный перезвон, создающий непередаваемое ощущение праздника. Кустодиев словно наслаждается в картине богатством открывшихся ему наблюдений народного быта, народных типов, живописностью всей обстановки. Картина Кустодиева – это как будто опоэтизированный образ Родины, свою любовь к которой выразил художник. Он передает свои впечатления с удивительной непосредственностью. Мы как будто вовлекаемся в вихрь озорного шествия удалого русского народа.

Сочинение по картине Кустодиева "Масленица" следует начинать с краткой справки о самом художнике. Например, то, что Борис Михайлович Кустодиев - один из величайших русских советских художников, который творил в различные периоды жизни России: он был рожден в Российской Империи, а умер уже в Советском Союзе. Он отличался талантом уже в свои юные годы и получил множество медалей и наград во время обучения и по окончании Петербургской Академии художеств. Несмотря на то, что он был широко известен как портретист, его душа лежала к бытовому жанру - объединению портрета с пейзажем или интерьером. Такой и является его картина "Масленица", написанная в 1919 году.

План написания сочинения на тему "Масленица" по картине Кустодиева

Как и любое другое сочинение, эта работа должна начинаться с продуманного плана.

  1. Первым пунктом, как обычно, является введение. Пример введения есть в начале данной статьи, его можно расширить при необходимости и ввести другие факты о художнике или картине.
  2. Далее в сочинении по картине "Масленица" Кустодиева следует описать детали картины: что находится на переднем и заднем планах, какие объекты или части акцентируют на себе внимание, рассмотреть цветовую гамму и общее настроение произведения.
  3. После этого необходимо описать свои чувства и эмоции, вызванные просмотром картины. Не стоит также скупиться на предположения о том, чем могут быть вызваны эмоции героев картины и ее общее настроение.
  4. В самом конце остается сделать емкий вывод, который будет обобщать все сочинение в целом.

Сочинение по картине Кустодиева "Масленица"

На этой картине художник стремился передать общее веселое и жизнерадостное настроение, которое вызвано исконно русским и долгожданным праздником - масленицей. Он такой долгожданный, потому что ассоциируется у людей с ароматом вкусной еды, с ярмарками, с наступлением весны и городскими гуляньями. На переднем плане картины художник изобразил запряженных лошадей с резво катающимися в санях людьми, веселых ребятишек рядом с лавкой с сырами и икрой, неспешно ведущих беседу купцов, торговца за маленькой лавкой и оживленную толпу у театра. Центральным объектом композиции является нарядная тройка лошадей, которая с трудом преодолевает пушистые сугробы и везет в санях состоятельных дам. Несмотря на то, что на улице явный мороз (все герои одеты в теплые шубы), цветовая гамма картины согревает своего зрителя: разнообразие теплых коричневых, красных и желтых оттенков на переднем плане картины дополняет общее настроение произведения. На заднем плане веселье как бы немного утихает: спокойная церковь блестит на солнце, тихо стоят укрытые снегом березы, людей кажется не так много.

Завершение сочинения

В заключение сочинения по картине "Масленица" Кустодиева Бориса Михайловича, хочется отметить, что он был истинным мастером в создании таких ярких, праздничных бытовых картин, которые не дадут русскому человеку остаться к ним равнодушным. Каждый найдет в его картинах себя, узнает те эмоции, которые стремился передать этот талантливый художник. Его картины получались такими живыми и правдивыми, потому что он был близок к народу и искренне его любил.

Масленица

Темой картины Кустодиева «Масленица» стало изображение народного гулянья. На фоне зимнего пейзажа изображены спешащие на главную площадь городка люди. Они едут в санях, запряженных в лошадей. Веселая праздничная атмосфера царит кругом.

Центральное место занимает пара красивых статных коней, запряженных в красивые росписные сани. На одном из них хорошо видно золоченую узорчатую дугу. Сидящие в санях тоже спешат на праздник. Видно, что людей в них немало, есть и женщины. Мужчина управляет лошадьми.

Еще, на дальнем плане красуется в окружении деревьев церковь. Так же, видны на картине и дома, и другие городские строения. И, чем дальше их изображение, тем, кажется они все больше сливаются с виднеющимися вдалеке снежными просторами.

Интересен и сам пейзаж. Оттенки неба – золотистые с едва заметным бледно-голубым отливом и розовыми облаками в центре его. На этом фоне зимнего неба видны стайки птиц, взмывших вверх. Снежные сугробы на картине – белесо-голубоватого оттенка с небольшим бледно-розовым отблеском. На них видны следы лошадей.

Стоят, красуясь кругом серебристые от снега деревья. С левой стороны от центрального изображения саней с лошадьми и народом, крупным планом изображены березки. Они стоят на заснеженном холме, который ниже оцеплен в круг небольшими деревцами. За этой возвышенностью и видны карусель и толпящийся народ.

По правой стороне – еще несколько деревьев, которые художник выделил из общего фона, нарисовав их крупнее. Возле них – несколько человек. Остальные же деревья нарисованы небольшими. Но, видно, что их очень много. Из-за деревьев выезжают сани. Деревья есть и на площади, где веселится народ. И, по всему городку раскиданы они в своих зимних нарядах. Сливаются они с общим пейзажем.

Сочинение по картине Масленица Кустодиева

Масленица в творчестве художника - самая часто встречающаяся тема, одна из его любимых. В разные годы Кустодиевым было написано несколько картин, посвященных этому русскому празднику (в период с 1916 по 1920 годы).

Как известно, Масленица - традиционный праздник у славянских народов, предваряющий Пасху и знаменующий собой приход весны. Испокон веков Масленица отмечалась широко русским людом в течение целой недели, каждый день которой имел свои традиции и обычаи. На полотне Кустодиева изображен, надо полагать, самый ярко празднуемый день - четверг. Художник ставит цель изобразить собирательный образ ликующей России, ибо праздник объединил всех горожан, какие-либо рамки и условности стираются - здесь и зажиточные купцы, и мелкие торговцы-бакалейщики, и галдящая ребятня, бегущая вслед резвым тройкам с бубенцами, и толпы зевак, собравшихся у театра в ожидании начинающегося представления. Только русская душа, отбросив все тяготы нелегкой жизни, может гулять и радоваться так широко и беззаботно.

В картине легко узнаются символы-атрибуты праздника. Если полотно мысленно разделить на три части, в каждой можно найти нечто многозначное. Слева изображено все то, что связано с трапезой: об этом говорят на зданиях таблички с манящими названиями - "Булочная", "Сыр и икра", трактир, где сквозь окна виднеются столы, ломящиеся от яств. В литературе символика поедания и трапез-пиров "на весь мир" достаточно часто встречающееся явление. Подтекст такого авторского хода говорит сам за себя. Карнавалы и гуляния, где все только и занимаются, что поеданием пищи - не что иное, как отвлечение от окружающих событий, не всегда позитивных (картина написана в 1919 году - в послереволюционный период).

Следующий план - справа открывают ярко-красная вывеска "Театр" возле здания, крыша которого напоминает купол цирка, и объявление на стене с четко различимым словом "Борьба" в заглавии. Здесь уже автором дается отсылка к традиции на масленичную неделю устраивать бои и представления, считалось, что таким образом нужно выпустить "пар", избавиться от всего негатива, накопившегося за зиму и открыть себя новой жизни. Кульминационным символом всего этого действа является церковь. Церковь на Руси имела колоссальное значение, ни в одном населенном пункте не допускалось ее отсутствие. Это центростремительная сила, это все то, что сплачивает людей в непоколебимой вере. Церковь стоит на пригорке, как бы наблюдая, давая "добро" на празднование. Масленица все же - истинно христианский праздник. И даже нечто большее - это надежда на возрождение жизни, это чистота мыслей и устремлений, это очищение и духовное и физическое перед предстоящим празднованием Великой Пасхи.

Подобные праздники, посвященные проводам зимы, характерны не только для русских - и у других народов существуют аналоги. Но ту любовь и тот колорит, что в полной мере переданы Кустодиевым в "Масленице" нигде больше не встретишь.

2, 5, 7 класс

  • Сочинение описание картины Утро на Куликовом поле Бубнова

    Как известно, история человечества представляет собой историю войн. Практически в каждую эпоху люди воюют друг с другом и причины для этого могут быть самые разнообразные.

  • Сочинение по картине Степан Разин Сурикова 6 класс эссе по обществознанию

    Название картины «Степан Разин» дает понять кто главный герой этого произведения, но с ним автор изображает и его побратимов. Казаки плывут по реке в неизведанном направлении на лодке

Масленица кустодиевская и не только... mamlas wrote in March 7th, 2016

Ещё о и праздниках

Широкая Масленица: бои стенка на стенку и другие народные забавы на картинах русских художников
7 дел, которые нужно сделать на масленицу

В этом году Масленица выпала на вторую неделю марта, с 7-го по 13-е. Издавна на Руси было принято отмечать этот праздник широко и с размахом. Народные гуляния длились всю неделю и сопровождались многочисленными играми и забавами. Кулачные бои «стенка на стенку», взятие снежного городка, катание на тройках и на санках и т. д. Ещё о


Б. Кустодиев. Масленица, 1916


Картины известных русских художников позволяют представить, как празднование Масленицы проходило больше столетия тому назад. Начинается масленичная неделя. Чтобы масленица была шире, нужно подойти к ее празднованию со всей широтой души. Главный смысл этого праздника – проводы зимы. Достойные проводы! Чтобы зима не имела возможности возвратиться. Для этого необходимо сделать 7 дел.


2. Г. Перов. Широкая масленица, 2005

3. В. Суриков. Взятие снежного городка, 1891

«Взятие снежного городка» – одна из самых известных работ В. Сурикова, на которой запечатлена старинная народная забава: на льду реки из снега сооружали крепость с башнями и воротами, участники разделялись на защитников и нападающих. Отбивались снежками, хворостинами и метлами. Победителя, который первым врывался в крепость, ожидало испытание – купание в проруби. Эта старинная казачья игра издавна устраивалась в Сибири на Масленицу.


4. А. Брусилов. Масленица, 1999


1. Встретить масленицу

Первый день масленицы получил название - встреча. Первый блин в понедельник не ели, оставляли для душ усопших; его выносили на крыльцо со словами «Честные покойнички наши, вот для ваших душ блинок!» - или отдавали нищим, чтобы они помолились за упокой. В этот день также нужно сделать из соломы чучело Масленицы, надеть на него старую женскую одежду, насадить на шест и с пением возить по улице на санях.




5. Б. Кустодиев. Масленица, 1916


Катание на тройках и санях – еще одно излюбленное развлечение народа в масленичную неделю. Б. Кустодиев посвятил этой теме несколько своих картин. Современные критики называют бесспорным преимуществом работ Кустодиева изящное соединение принципов лубка и венецианской живописи эпохи Возрождения. А современники художника считали это недостатком: покупка «Масленицы» (1916) Академией художеств сопровождалась скандалом – часть членов совета высказалась против приобретения этого «лубка, не имеющего отношения к искусству».


6. Ф. Сычков. Катание с гор, 1937


2. Скатиться с горки на санях

Спрашивается для чего? Для хорошего урожая! Согласно поверьям наших прадедов, чем дальше катятся сани и громче шум и смех над ледяной горкой, тем лучше и длиннее уродится лен. И не только лен. Поэтому ищем самые высокие горки и создаем шум.



7. Б. Кустодиев. Масленица, 1919

8. Б. Кустодиев. Масленица, 1920


Кустодиев выбранную манеру письма объяснял так: «Я считаю пестроту, яркость именно весьма типичной для русской жизни». Расписные сани, лихие тройки, народные театры и балаганы, разноцветные карусели – неизменные атрибуты Маслениц Кустодиева. Деревенские женщины в ярких платках и юбках, гармонисты, лоточники, купцы и купчихи – постоянные участники праздника и персонажи его картин.



9. П. Балод. Масленица





10. Б. Кустодиев. Деревенская масленица (Гармонист), 1916


Картины Кустодиева создавались в сложный и для страны, и для самого художника период – 1916-1920 гг., время революции и Гражданской войны. Кустодиев был тяжело болен, он писал эти картины в инвалидном кресле, превозмогая боль. Художник по памяти воссоздает сюжеты веселых народных праздников, словно противопоставляя их бедам, кровопролитию и болезням.



11. И. Шурихина. Масленица


4. Сходить к теще на блины

В среду отправляемся к теще на блины. Доподлинно не известно, с чем связана эта традиция. Есть версия, что теща – это персонализированная зима, которую нужно задобрить. Уважаемые зятья! Главное - помните, что необходимо, согласно традиции, съесть все блины: в противном случае с окончанием зимы могут возникнуть проблемы.



12. П. Грузинский. Масленица, 1889


13. В. Белых. Собор Александра Невского. Масленица, 1908


Тот же сюжет – катание на тройках по заснеженным деревенским улицам – изобразил на картине «Масленица» П. Грузинский. Той же теме посвящены картины В. Белых и А. Степанова. А Л. Соломаткин написал сцену катания на ледяной горке. Чтобы соорудить горку, скатывали снежные комья и складывали их в кучу, утрамбовывали снег и затем заливали горку холодной водой.


14. А. Черкашина. Масленица, 2002


5. Подобрать костюм

В четверг, в Разгуляй, было принято обряжаться в самые немыслимые костюмы. Заморский гость, волею судеб оказавшийся свидетелем Разгуляя, мог получить нервное расстройство, столкнувшись нос к носу с русскими ряжеными. Хэллоуин мог показаться детской забавой… Кстати, в масленичной традиции существует несколько "образов" ряженых, так что выбирайте, что вам ближе по стилю:

Предки - "старцы", "покойник", "высокие старухи".
Чужаки - "нищие", "охотник", "черт" (весь черный с рогами).
Молодые - "жених с невестой", "беременная баба".
Животные - "Бык", "Корова", "Конь", "Козел", "Лось", "Медведь", "Собаки", "Волки".
Птицы - "Гусь", "Гусак", "Журавль", "Утка", "Курица".



15. А. Степанов. Катание на Масленицу, 1910

16. Л. Соломаткин. Масленица


Еще одна традиция, существовавшая на Руси издревле, – рукопашный бой. Кулачные бои «стенка на стенку» были популярной забавой на Масленицу – перед постом люди стремились не только вдоволь напиться-наесться, но и дать волю кулакам. Это было имитацией сражения двух отрядов противника на настоящем поле боя. К месту стычек собирались зрители, а с ними – коробейники с товарами и сбиточники с горячим медом и пивом. Бой открывался «задиранием», «заигрышем», «затрогиванием», которое нередко продолжалось более часа: противники настраивались на схватку, выкрикивая боевые кличи и насмехаясь над соперником. В Москве бои проходили на покрытой льдом Москве-реке у Бабьегородской плотины, у Симонова и Новодевичьего монастырей и на Воробьевых горах, в Петербурге – на льду Невы и Фонтанки.


17. А. Мырочкина. Масленица, 1998


6. Взять «снежную крепость»

Главным же событием Разгуляя являлся штурм снежного городка, который и символизирует зиму. Наши предки предпочитали строить «городок» на реке или на площади города, селения. Обычно «крепость» состояла из двух стен с воротами между ними. На воротах из снега устанавливали разные фигуры: чаще всего это были петух, бутылка и рюмка, но вы можете и поэкспериментировать и с другими образами. Участники делились на две команды - осаждавших и осаждаемых. Защищать ворота должны "пешие", а атаковать "конные". Взять «городок» - значит разрушить его. Осаждаемым можно обороняться ветками, мётлами, а также с помощью лопат засыпать атакующих снегом. Первый, кто прорвался через ворота, считался победителем. У наших предков, кстати, была традиция "мыть" победителя в снегу.




18. Б. Кустодиев. Кулачный бой на Москва-реке, 1897


19. К. Маковский. Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге, 1869


Теме народных гуляний на Масленицу посвящают свои работы и современные художники. С. Кожин изобразил проводы Масленицы, которые происходят в последний день праздничной недели и сопровождаются сжиганием соломенного чучела – символа зимы и смерти.


20. С. Кожин. Масленица. Проводы. Россия, XVII век, 2001


21. Е. Штыров. Масленица. Проводы зимы


7. Сжечь чучело Масленицы

В Прощеное воскресенье, по установленной русской традиции, поклонившись друг другу из глубины сердец, мы прощаем друг другу взаимные обиды и согрешения, чтобы приступить к посту с доброй душой. После этого можно переходить к кульминации праздника - сжиганию чучела Масленицы. Когда же Зима сгорит - финальная забава завершает праздник: прыжки через костер. Этим и завершается Масленица.



22. Т. Назаренко. Проводы зимы, 1973




В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные