Домашний театр князей юсуповых. Городская усадьба П. А. Позднякова-Юсуповых Народный театр в юсуповском дворце 1970

Уникальность Юсуповского дворца во многом состоит в том, что здесь удалось сохранить полноценный Домашний театр. Сегодня особняк гостеприимно принимает из разных уголков России и других стран всех, кто не равнодушен к истории, искусству, театру и музыке.

Афиша

Некогда на здешних подмостках блистали Ф. Шопен, П. Виардо, Ф. Лист, Ф. Шаляпин, Л. Собинов. Со сцены доносились стихотворения Блока, Есенина, Маяковского в авторском прочтении. Сегодня репертуар театра составляют классические спектакли: музыкальная постановка «Цыганский барон», «Волшебный мир дворца - детям», променад-спектакли «Княгиня Чардаша» и «Веселая вдова».

Мимоходом через дубовую столовую, античный и Николаевский залы, Вы пройдете в театр. Здесь это действо называют «променад-спектакль». В таком случае 1-е и 3-е действия постановки проходят непосредственно в самом театре, промежуточное отделение демонстрируется в наибольшем зале дворца - Белоколонном банкетном зале.

О чем следует знать при посещении Юсуповского дворца?

Как выбрать билет? Лучшие места расположены на первых рядах по центру.

Чем заняться в антракте? Здесь предусмотрены долгие перерывы между действиями спектаклей - порядка 40-45 минут. Совет: обязательно используйте это время для прогулки по дворцовым анфиладам и ознакомления с коллекцией живописи.

Есть ли мероприятия для детей? Экскурсионные программы для детей младшего и среднего возрастов содержат большое количество познавательной информации, интерактивных и игровых элементов. Завершается образовательная прогулка по дворцу театральным представлением.

Где перекусить? Буфет может разочаровать взыскательных гурманов, поэтому советуем перекусить накануне.

Гостям на заметку. В театре есть Wi-Fi (открытый доступ).

Как добраться?

Чтобы доехать до Юсуповского дворца, можно воспользоваться общественным транспортом:

  • ст. м. Адмиралтейская, Невский проспект - автобусы № 3, 22, 27, троллейбусы № 5, 22 (остановка Площадь Труда)
  • метро Садовая, Спасская, Сенная площадь - маршрутное такси № К124, К186, К350 (сойти на углу Глинки и набережной Мойки)

Если Вы решили добираться до особняка Юсуповых на личном автотранспорте, следует знать, что в будние дни найти свободное место для парковки весьма сложно.

Интерьер Юсуповского театра

Домашний театр рассчитан на 180 гостей. Небольшие размеры не помешали Домашнему театру обладать необходимыми составляющими полноценного театрального пространства. В зале соблюдены необходимые требования к акустике, учтены все тонкости театральной архитектуры.

Здесь обустроены Царская ложа и партер, ярусы и оркестровая яма. Стулья, расставленные в зале, сохранились с конца XIX века, а декорации и занавес по-прежнему поднимаются вручную. На полотне занавеса изображен дворец Юсуповых в Архангельском (Московская область).

Бронирование столика в буфете

Вы можете лично забронировать столик в буфете до начала представления.

Эпилог: изысканные угощения

Достойным завершением визита в Юсуповский дворец станет обед или ужин в хорошем ресторане. Неподалеку расположены дивные заведения, которые порадуют изысканной кухней и приятной атмосферой: «Итали» на Б. Морской, «Русский ампир», «Рюмочная № 1». Сделав предварительный заказ столика через наш call-центр, в любом из этих ресторанов Вы сможете получить 5%-ую скидку на телефон от суммы чека.

Петербург - город театров. На сегодняшний день их более ста. Здесь и драматические театры и театры оперы и балета, музыкальные театры и театры кукол, филармонии и капелла, театр эстрады и мим-театры, театральные и концертные площадки. По своему убранству - роскошные императорские и скромно-демократичные. Но среди них есть один - самая драгоценная жемчужина в театральной короне города - это домашний театр князей Юсуповых.

Миниатюрный театр, рассчитанный на 180 человек, производит неизгладимое впечатление на всех посетителей Юсуповского дворца. Строиться он начал практически с момента приобретения дворца князем Борисом Николаевичем Юсуповым у графини Александры Васильевны Браницкой в 1830 году.


По проекту архитектора А. А. Михайлова к ранее существовавшему зданию с восточной стороны пристроили новый трёхэтажный корпус, дворцовые флигели были объединены, и в них разместились картинные галереи и театр. Внутреннее убранство зрительного зала с пышной позолоченной лепниной дошло до нашего времени в таком виде, каким его выполнил в 1858-1859 годах архитектор Ипполит Антонович Монигетти.


В великолепном Домашнем театре Юсуповых, по свидетельству очевидцев, собирался весь театральный Петербург. Крепостные артисты, именитые музыканты, титулованные аристократы - кто только не выступал на этой сцене! На неё выходили такие известные исполнители как Фернц Лист, Полина Виардо, Прасковья Бартенева, Фёдор Шаляпин, Леонид Собинов, Анна Павлова. За дирижерским пультом театра стояли Михаил Глинка, Александр Даргомыжский, Людвиг Минкус, Эдуард Направник, Гектор Берлиоз. Музыкальные салоны и театральные постановки Юсуповых собирали знаменитых и высокопоставленных гостей, среди которых нередко бывали и члены русской императорской семьи.

Белоколонный зал

И сегодня театральная афиша Юсуповского дворца очень разнообразна. Здесь можно послушать новые постановки классических опер и искромётных оперетт, увидеть фрагменты русских балетов в исполнении ведущих артистов Петербурга, театральные представления для детей. Новые театральные постановки - променад спектакли, в интерьерах Юсуповского дворца, позволяют каждому акту разворачиваться в разных залах: на сцене Домашнего театра, в Белоколонном зале, в Зеркальном зале.

Зеркальный зал

Например, для искромётных оперетт Имре Кальмана и Иоганна Штрауса, полных жизнерадостного света, парадные залы дворца служат естественными декорациями. Зрители, переходя из зала в зал, оказываются то в княжеском доме, то в кабаре «Орфеум», то на балу князя Орловского. Театральное представление в старинных интерьерах Юсуповского дворца подчеркнет звучание восхитительной музыки самых замечательных опер и оперетт.

Приходите и наслаждайтесь

Ну а пока мы начнём небольшую экскурсию по театру. Театр Юсуповых во многом уникален. Как всем давно известно, театр начинается с вешалки. Здесь данная поговорка недействительна. Вешалка, конечно, есть, но она находится на другом конце здания. А начинается наш театральный зал с "фойе". Этим "фойе" является Римский зал, украшенный бюстами, вазами и канделябрами.





В середине зала находится лестница, которая ведёт к жемчужине дворца - ТЕАТРУ. В большинстве театров мира, чтобы попасть в театральный зал, надо по лестнице подняться. А в данном случае - спуститься.

Эта лестница появилась в 1863 году, и с ней связана любопытная история. Князь Николай Борисович Юсупов, путешествуя по Италии, увидел её в одной из старинных вилл и "влюбился с первого взгляда". Он предложил хозяину купить её, но тот отказался продавать её отдельно от виллы. Недолго думая, Юсупов купил виллу, увёз с собой лестницу, а здание оставил на месте.

Итак, мы спустились в театральный зал. У нижней ступеньки лестницы нас встречает небольшой аванзал.


Проходим его и оказываемся в "святая святых". Зал состоит из партера и двух ярусов


Кстати, стулья и диваны по бокам зала подлинные. Сидя на них можно почувствовать себя влиятельным лицом.



Потолок зала украшает большой плафон с аллегорической сценой "Утро прогоняет ночь" художника Э. Липгарта (1899).

Поражает своими очаровательными залами, гостиными, кабинетами и будуарами, обустроенными и меблированными с тончайшим вкусом и величайшим мастерством. В их создании принимали участие известные и маститые архитекторы: Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот, Андрей Алексеевич Михайлов, Ипполит Антонович Монигетти, Андрей Яковлевич Белобородов, знаменитые и искусные художники-декораторы: Скотти, Виги, Медичи, Торричелли и другие.

Сегодня парадные залы, гостиные, жилые покои князей Юсуповых на I и II этажах, домашний театр, служебные и прочие помещения открыты для всех желающих познакомиться с одним из самых величественных особняков Северной столицы. Комнаты украшены французскими гобеленами и фарфором, венецианскими зеркалами и деревянной резьбой, подлинными творениями Рембрандта, Рубенса и других великих мастеров декоративного и художественного искусства.

Белоколонный зал

Белоколонный или Банкетный зал - самый большой во дворце, высотой в 2 этажа с наилучшим парадным интерьером XVIII - начала XX века. Неудивительно, что здесь часто проходили балы, концерты, благотворительные и другие мероприятия. Пространство обустроено двадцатью четырьмя колоннами. Оформлял его Андрей Михайлов.

В фойе стоит скульптура Диониса из мрамора - аналог античного исполнения. Дионис – бог виноделия и веселья. Поэтому на входе сразу же создается соответствующая атмосфера. В этом зале с отличной акустикой репетировали “Жизнь за Царя” Михаила Ивановича Глинки. Опера стала родоначальницей русского оперного искусства.

Танцевальный зал

Этот зал в Юсуповом особняке - очень светлый и приятный. В нём нашла свое отражение вечная классика. Его обустройством занимался в 1830-е годы архитектор Михайлов. В 1890-е он подвергся реконструкции, которой занимался архитектор Александр Владимирович Степанов.

На балах тут плясал и блистал весь цвет петербургского высшего общества. Почетнейшими посетителями были члены императорской семьи. Декор венчают изумительные зеркала, визуально расширяющие помещение.

Красная гостиная

Красную гостиную ещё величают Золотой, Малиновой или Имперской, Императорской. Выполнена архитектором Михайловым в 1830-е годы. Сегодня на стене висит портрет первой хозяйки дворца - княгини Зинаиды Ивановны Юсуповой. При жизни владельцев это место занимал портрет царствующего императора.

Здесь стоит гарнитур из 28 предметов резной позолоченной мебели. Паркет пола создан из различных пород тропических деревьев. Живопись потолка представляет сюжет поэмы Гомера "Илиада", написанная итальянскими художниками Медичи и Скотти в 1830-е годы. На люстре из золоченой бронзы и хрусталя фигура Аполлона.

Синяя гостиная

Синяя гостиная, представляющая стиль позднего русского классицизма, была обустроена в 1830-е годы по проекту Михайлова. На центральной стене висит портрет неизвестной дамы кисти художника Виктора Карловича Штембера.

Меблирована комната гарнитуром из орехового дерева, который состоит из 16 предметов. Он изготавливался в стиле строгого французского классицизма или Людовика XVI. В целом, комната эклектической направленности.

О ней в старых источниках говорится, что “это отчасти стилистическое и композиционное повторение Красной гостиной, но в иной цветовой гамме”. Расстановка мебели здесь, как и в Красной гостиной, классическая: диваны, кресла и стулья группируются вокруг декоративных столиков.

Зеленая гостиная

Зеленая гостиная повторяет стиль позднего русского классицизма. Ее интерьер возник в 1830-е годы благодаря архитектору Андрею Михайлову. Мебель из карельской березы была изготовлена отечественными краснодеревщиками в начале 20 века.

Главным украшением комнаты является камин из уральского малахита, облицованный по технике русской мозаики, Данное творение было создано в 1860-е годы Ипполитом Монигетти. Парадные вазы на камине из фарфора расписывали в 19 веке европейские мастера.

Спальня княгини

Стены коридора, ведущего в жилые покои княгини, украшены помпейскими фресками. Будуары и комнаты обустраивали архитекторы Михайлов в 1830-е годы, затем Монигетти в 1858-1860-е и Степанов в 1890-е. Спальня княгини - не столь помпезна, а более интимна и уютна. Она меблирована гарнитуром, состоящим из 6-ти стульев, 2-х кресел и дивана.

Здесь несколько столиков: прикроватный-черепаха, изготовленный из латуни и золоченой бронзы; дамский из красного дерева, выполненный по техника “маркетри” в конце XVIII века; для рукоделия из ореха; с круглой столешницей из дерева и перегородчатой эмали.

Имеются скульптуры: “Девочка на подушке” и “Смеющийся амур” из мрамора, также картина неизвестного художника “Девушка с амуром”. Интерьер идеально дополняет камин из оникса в стиле “Луи Филипп”.

Большая ротонда

Данный парадный кабинет оформляли в стиле позднего классицизма архитектор Михайлов, художники Виги и Травин в 1830-е годы. Композиция Ротонды - обязательная составляющая парадной анфилады. Концепция взята из архитектуры круглых античных храмов. Однако у ротонды Юсуповского дворца своя изюминка - круг создают 8 колонн, вписанный в прямоугольный план зала.

На потолке купол декорирован под звездное небо, живопись плафона выполнена Травиным в 1830-е годы. Стены тут из искусственного мрамора с росписью Виги. Отлично смотрятся в интерьере камин из белого итальянского мрамора, а также большой гербовый торшер из золоченой бронзы, выполненный в Санкт-Петербургской мастерской Геде в 1830-е годы. Вазы-канделябры изготовливались из фарфора и золоченой бронзы в середине XIX века во Франции.

Николаевский зал

Этот зал был назван в честь основателя галереи - один из первых залов художественной галереи, носящий имя Николая Борисовича Юсупова-старшего, который положил начало родословной коллекции произведений искусства.

Здесь установлены парадные мраморные скульптурные портреты владельцев особняка - Николая Борисовича Юсупова и его сына Бориса Николаевича Юсупова. Их изваял скульптор Витали.

Зал Прециоза

Слово "прециоза" в переводе с итальянского означает "драгоценный". Зал оформлен в 1890-е годы архитектором Степановым. В ней хранилось свыше тысячи ценных картин. Среди них были шедевры Рембрандта, Рубенса и многих других знаменитых художников мира.

При СССР большое количество полотен вывезли отсюда и распределили по разным музеям города. Часть была утеряна. В наши дни посетители смогут увидеть тут картины русских художников XIX - XX веков.

Зал Антонио Виги

Зал декорировали архитекторы Вален-Деламот в 1770-е годы, также Михайлов в 1830-е и Симон в 1840-е. Потолок украшен полотном "Триумф Геркулеса" кисти итальянского художника Виги, в честь кого и был назван зал. Также на стене висит портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой - работа художника Маковского.

Гостиная Генриха II

Название зала определило его оформление, созданное в стиле Ренессанса эпохи Генриха II. Внутреннее убранство зала обязано гениальному проекту Монигетти.

Привлекателен здесь мебельный гарнитур, изготовленный из массива груши и единственной во дворце подлинной шерстяной ткани 19 века. Уникальнейшей вещицей является навершие камина, что представляет копию из замка де Вилеруа в Лувре.

Кабинет князя и библиотека

Книжное собрание семьи Юсуповых было одним из крупнейших и ценнейших в России. При владельцах здесь хранилась Библия на пергаменте 1462 года, в витринах были выставлены старинные медали и монеты. За одной из них в 1925 году обнаружили потайную дверь. В секретной сокровищнице нашли 27 писем Пушкина.

Турецкий кабинет

Комната была совмещена с бильярдной, где не только играли в одноименную игру, но и устраивали вокальные концерты. Здесь в стенной нише были встроены полые глиняные сосуды – голосники, что улучшает акустику помещения.

Белый кабинет

Данный кабинет был создан в стиле рококо архитектором Степановым. Уют и тепло, радушие и радость как нельзя лучше передает меблировка из мягких диванов и прочих предметов ненавязчивых и нежных цветов в сочетании с чудесными зеркалами.

Центральную стену украшает портрет хозяйки кабинета - Зинаиды Юсуповой кисти известного русского художника Валентина Серова.

Мавританская гостиная

Восточный стиль помещения говорит о модном увлечении владельцев дома. Над гостиной трудился архитектор Монигетти в 1858-1860 годах, переоформлял художник Степанов в 1890-х. Зал приятно удивляет чудесной и необыкновенной облицовкой стен тиснёной кожей с золотой арабской вязью. Углы занимают уникальные скульптурные произведения.

Дубовая столовая

Столовая создана из массива дуба по проекту архитектора Степанова в 1890-е годы. В декорации присутствуют геральдические мотивы. Дубовый обеденный стол был доставлен сюда из Венеции. Каждая ножка стола имитирует крылатого льва - символ Венеции.

Гардеробная

Эта комната интересна тем, что здесь сохранились настоящие дубовые шкафы, в которых находилась одежда князя. Также, очень интересно, что за дверью одного из них была мраморная ванна.

Жилые покои князя

Спальня создана архитектором Степанов в 1890-х годах. Стены украшают портреты: княгини Зинаиды Юсуповой, Николая Борисовича Юсупова младшего, а также внучки последних владельцев особняка - княгини Ксении Николаевны Юсуповой-Шереметевой, в замужестве Сфири. В 90-х годах прошлого века она посетила родовое поместье Юсуповых.
Есть тут уникальный витраж, выполненный в Париже. В покои князя входили столовая (буфетная) и фарфоровый будуар.

Подвал особняка

Всемирную известность Юсуповский дворец приобрел после убийства Распутина, которое произошло в подвале дома декабрьской ночью 1916 года. Заговорщики вместе с Феликсом Юсуповым были уверены, что старец из сибирской деревни имеет слишком большое влияние на императорскую семью. Сейчас в цокольном этаже организована выставка, посвященная этому трагическому событию.

Домашний театр

Театр - один из ценнейших жемчугов особняка. Обладает классическими пропорциями и изысканным декором. Пространство имеет уникальную акустику. Его создал в 1858-1859-е годы Монигетти, в 1899-ом перестраивал Степанов. До наших дней дошла первозданная сцена с занавесью, которую поднимают вручную. Кресла также хранят изначальный, причем, хороший вид.

Во дворце Юсуповых собирались самые известные люди того времени. На этих подмостках блистали ярчайшие звезды творческого небосвода: известная вокалистка Полина Виардо, непревзойденный Федор Шаляпин, танцевала свои партии Анна Павлова, музицировал выдающийся пианист Ференц Лист.

С концертами наведывались оркестры, управляемые Глинкой и Темиркановым. Ведущие солисты Мариинского и Михайловского театров почитали за честь выступать на сцене у Юсуповых. В театр “захаживали” монархи и их семьи.

И сегодня эта театральная площадка предлагает зрителям разнообразные постановки от классики до авангарда. Здесь можно увидеть выступления мастеров русского балета, услышать арии классических опер и легкомысленных оперетт, или привести детей на детские постановки.

Сейчас известные артисты выступают на этой площадке, среди них Хворостовский, Флеминг, Герелло, Васильев. Выступают исполнители современной музыки, ставшей классикой, такие как "Машина времени". Театральные труппы ведущих театров мира представляют свои постановки в роскошном интерьере домового театра, рассчитанного на 180 зрителей.

Юсуповский дворец предлагает обширную культурную программу для посетителей: выставки, театральные представления, семинары и форумы. Здесь проводятся встречи на высшем уровне, а также частные мероприятия.

Большая Никитская улица, безусловно, одна из самых аристократичных улиц Москвы. Название ей было дано по Никитскому женскому монастырю, основанному в конце XVI века и располагавшемуся на месте нынешнего сквера и подстанции метрополитена на углу улицы с Большим Кисловским переулком.

Неподалеку от площади Никитских ворот на углу с Леонтьевским переулком находится 5-этажный дом, лично переживший несколько драматических страниц российской истории. Это городская усадьба П. А. Позднякова - Юсуповых, называемая дом Позднякова. Дом был изначально двухэтажным, построенным в XVIII веке неизвестным архитектором.

Его настоящая история начинается в начале XIX века, когда усадьбу приобретает обер-гофмаршал Григорий Никитич Орлов, «камергер и кавалер». Несколько позже усадьбу приобретает Петр Адрианович Поздняков, страстный любитель театра. Здесь с 1810 под 1817 года существовал один из самых известных театров Москвы – театр Позднякова. Поздняков перестраивает здание, внесённое в «Альбом партикулярных (частных) строений» Казакова. Появляется новый корпус, в котором и был устроен театральный зал. Режиссёром в театре Позднякова становится Сила Сандунов, бывший комический актер придворного театра в Санкт-Петербурге. Кстати, именно он построил всем известные Сандуновские бани. Жена Петра Позднякова занималась наставлением молодых крепостных актрис. Слава о театре прошла по всей Москве, и даже вышла за её пределы так, что на спектаклях не было отбоя от зрителей! Многие приходили посмотреть на хозяина театра, который любил наряжаться в причудливые одежды и фланировать по своему театру. Даже Грибоедов в своей пьесе «Горе от ума» описал театр Позднякова.

Здание не пострадало от пожара и французы театральную труппу князя Гагарина. разместили в нем. 25 сентября 1812 года на сцене поздняковского театра французская труппа Бюрсей представила свой первый спектакль. Император Наполеон посетил театр один раз, о чем есть свидетельство певицы, которую попросили повторить арию для него. Всего здесь было дано 11 французских спектаклей. Несмотря на это, здание было разорено. Поздняков восстановил домашний театр и начал давать благотворительные спектакли.

В 1822 году усадьбу вновь перестраивает новый хозяин – Николай Борисович Юсупов. Здесь он также устраивает театр, но уже не такой популярный, как при Петре Позднякове. Здесь Юсупова по просьбе П. А. Вяземского навещал А. С. Пушкин.

Позже владение неоднократно переходило из рук в руки. Какое-то время здесь находился часовой магазин Павла Буре, а также известный в начале XX века магазин «Старинные монеты и вещи».

После 1917 года дом в очередной раз надстраивается до пяти этажей, но часть здания по переулку осталась трехэтажной. Сейчас здесь располагается несколько магазинов и контор. Но если вы зайдете в магазин «Ковры» со стороны Большой Никитской улицы, то окажитесь именно в театральном зале Позднякова. До сих пор здесь можно представить те прекрасные представления, которые украшали театральную Москву пару веков назад.



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные