Мертвые души пересказом глав в виде презентации. Презентация по литературе на тему: «Художественные особенности поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души. Поэма Мёртвые души

Гоголь Мёртвые души

Слайдов: 35 Слов: 733 Звуков: 0 Эффектов: 0

Николай Васильевич Гоголь. 1809 - 1852. Мария Ивановна Гоголь-Яновская, мать писателя, женщина необыкновенная… Мать Гоголя вся исполнена тихой любви к своим детям. Своего сына Мария любила больше всего на свете… Дом в Васильевке. Город Нежин. Гимназия высших наук, в которой учился Гоголь. Н.В.Гоголь. Петербург. Невский проспект. Могила писателя. Памятники и бюсты Н.В.Гоголю установлены в разных городах. Театр имени Н.В.Гоголя. Дом-музей. …Главным делом жизни Гоголя явились «Мертвые души». Писательская биография Гоголя продолжалась 23 года. «…какой огромный, какой оригинальный сюжет! Вся Русь в нем!...» Н.В.Гоголь. - Мёртвые души.ppt

Урок Мёртвые души

Слайдов: 12 Слов: 616 Звуков: 0 Эффектов: 44

Урок на тему «Система персонажей в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Русских учеников совсем мало. То есть работать приходится в условиях двуязычия. Эпиграф к уроку: «Начал писать «Мёртвых душ». Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет смешон… Творческая история поэмы. Сюжет поэмы подсказал Гоголю Пушкин. Сведения по теории литературы. Порядок анализа образов помещиков: Приёмы сатирического изображения. В поэме постоянно присутствует ирония, замаскированная усмешка, восторженная и в то же время издевательская. Большой интерес в системе персонажей представляет речь героев. - Урок Мёртвые души.pps

Поэма Мёртвые души

Слайдов: 27 Слов: 1152 Звуков: 0 Эффектов: 78

«Мертвые души». Чичиков и помещики. Письмо Гоголя В.А. Жуковскому. Какая разнообразная куча? Вся Русь явится в нем!». В основе сюжета. Приезд Чичикова в губернский город, с целью покупки «мертвых душ». Смысл названия. Оксюморон. Бессмертная душа человека мертва. Композиция поэмы «Мертвые души». Повествование о жизненной судьбе героя поэмы- Чичикова. Изображение жизни российских помещиков. Цель «негоции» (оптовой скупки) Чичикова. Афера имела под собой веские юридические и экономические основания. Перепись проводилась раз в 10-15 лет. Манилов. Черты характера: Прожектерство (увлечение несбыточными проектами). - Поэма Мёртвые души.ppt

Николай Гоголь Мёртвые души

Слайдов: 22 Слов: 341 Звуков: 0 Эффектов: 132

Николай Васильевич Гоголь. Ю.Манн. Содержание. Биография. Родители писателя. Мать, Мария Ивановна Косяровская (1791-1868), из помещичьей семьи. В семье, помимо Николая, было еще пятеро детей. Родительский дом. Культурным центром края являлись Кибинцы, имение Д. П. Трощинского. Учеба. С 1821 по 1828 учился в гимназии высших наук в Нежине. Нежин 1830-й год. Первый период творчества. Второй период творчества. Третий период творчества. 1842 – 1855гг.- последний период. История создания «Мёртвых душ». Замысел произведения. Сюжет. Реализация авантюры Чичикова. Душа. Ревизская душа, единица учёта населения Российской империи 18-19 вв. - Гоголь Мёртвые души.ppt

Н.В.Гоголь Мёртвые души

Слайдов: 15 Слов: 406 Звуков: 0 Эффектов: 0

Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». История создания. Критики о поэме. Чичиков. «..Господин, не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок…». Манилов. Коробочка. Плюшкин. Собакевич. Ноздрев. На первый взгляд Манилов и Собакевич, Ноздрев и коробочка не похожи друг на друга. Но Герои «мертвых душ» не просто духовно убогие люди. Лица чиновников сливаются в какое-то безликое круглое пятно. В среде помещиков и чиновников одно ничтожество сменяет на другое. Живое начало русской жизни автор связывает с народом. - Н.В.Гоголь Мёртвые души.ppt

Гоголь Мёртвые души урок

Слайдов: 17 Слов: 345 Звуков: 0 Эффектов: 0

Кто изображён на иллюстрациях? Охарактеризуйте помещиков. (Подтвердите своё мнение текстом). Проверка знания текста. Работа с таблицей. Домашнее задание. Проверим знания. Ответьте на вопросы: А.П.Чехов. А.С.Пушкин. Л.Н.Толстой. И.С.Тургенев. Каков жанр произведения «Мёртвые души» по оценке критиков? Повесть. Роман. Рассказ. Путевые записки. Назовите основные композиционные разделы поэмы. 1 глава. 2-6 главы. 7-10 главы. 11 глава. Кого из героев поэмы характеризует: Мечтательность, прожектерство, бесхарактерность, сентиментальность. Дубинноголовость, мелочная хлопотливость, невежественность. - Гоголь Мёртвые души урок.ppt

Поэма Гоголя Мёртвые души

Слайдов: 13 Слов: 800 Звуков: 0 Эффектов: 0

Н.В.Гоголь. Поэма «Мертвые души». Цели урока: Начало работы над поэмой – 1835г. Н.В. Гоголь. А.С. Пушкин. Париж – Германия – Рим – Иерусалим - Россия. Прогулки по риму. Гоголь в Риме. Ф. Моллер. А.Иванов. Рисунок гоголя к поэме. Замысел поэмы. Гоголь задумал большое произведение подобное «Божественной комедии» Данте. Толкование слова «мертвый» в названии поэмы. Толковый словарь В.И. Даля Мертвый: 1) способный в возрождению 2) косный, бездуховный. Приезд Чичикова в город n. Что же видим мы, путешествуя вместе с Чичиковым? Какая Россия предстает перед нами? Город N. Творческая работа. - Поэма Гоголя Мёртвые души.pptx

Произведение «Мёртвые души»

Слайдов: 20 Слов: 1036 Звуков: 0 Эффектов: 30

Аннотация. «Блажен незлобливый поэт…» Н.Некрасов. Воспоминания о Н.В.Гоголе. «Петербургские повести». Викторина по произведениям Н. В. Гоголя. Сочинение – миниатюра. «Шинель». Каков Н.В.Гоголь, известный вам. Периоды жизни в момент работы над «Мертвыми душами». Версия. Опорная схема. Построение поэмы «Мертвые души». Портретный вернисаж Н.В.Гоголя. Дать характеристику на героев поэмы. Войдя в художественный мир «Мёртвых душ», вы увидите всю Русь. Почему П.И.Чичиков посещал помещиков в такой последовательности. Как страшна наша Россия. - Произведение «Мёртвые души».ppt

Характеристика «Мёртвых душ»

Слайдов: 39 Слов: 3489 Звуков: 1 Эффектов: 166

Жива и будет жить поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души». Назначение проекта. Проблемный вопрос. Цели проекта. Задачи. Гоголь Николай Васильевич (1809-1852). 1829 г. – выход в свет первого печатного произведения. 1836 г. – отъезд за границу. История создания поэмы. Шесть лет работал Гоголь над своей поэмой, бесконечно переделывая ее. Жанровое своеобразие « Мертвых душ». Построение поэмы. Помещичья Русь в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души". Расположение помещиков в поэме не случайно. Поэма Н. В. Гоголя. С иронией описывает Гоголь приметы типичного губернского города. - Характеристика «Мёртвых душ».ppt

Характеристика поэмы «Мёртвые души»

Слайдов: 29 Слов: 1456 Звуков: 0 Эффектов: 68

Николай Васильевич Гоголь. Василий Афанасьевич Гоголь. Мария Ивановна Косяровская. Кроме Николая у Василия и Марины Гоголей было пятеро детей. Детские годы. Гимназия в Нежино. Первый литературный опыт. Псевдоним Алов. Слава. Написание "Ревизора". Гоголь оставляет университет. Отъезд из Парижа. Душевный кризис. Мертвые души. История замысла поэмы и его реализации. Письмо Гоголя. Гоголь ориентировал свое произведение на эпос Гомера. Приезд Чичикова в губернский город. Смысл названия. Конфликт поэмы «Мертвые души». Композиция поэмы «Мертвые души». Персонажи поэмы. - Характеристика поэмы «Мёртвые души».ppt

Анализ «Мёртвых душ»

Слайдов: 47 Слов: 3316 Звуков: 0 Эффектов: 0

Одна из главных задач исторической поэтики. Виды анализа. В центре внимания - проблема литературных влияний, традиций. Исстари замешенные образы. Жанрово-стилевые и сюжетно-композиционные черты. Рецепция одного и того же литературного объекта. Тип рецепции задает формально-содержательную программу анализа. «… в пародии лежит усиление содержания» О. Фрейденберг. О влиянии «Божественной Комедии» на «Мертвые души». Поводы к сравнению «Мертвых душ» и «Божественной Комедии». Авторское определение «Мертвых душ». К.С. Аксаков не сомневался в правоте авторского определения. С. П. Шевырев о «Мертвых душах». - Анализ «Мёртвых душ».ppt

Мёртвые души история создания

Слайдов: 16 Слов: 484 Звуков: 0 Эффектов: 0

Мертвые души. История создания. Иллюстрации. Герои поэмы. Издания. Авторы проекта. Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон. ГЛАВНАЯ История создания Иллюстрации Герои поэмы Издания. Чичиков перед шкатулкой. П.Соколов. Чичиков у Манилова В.Маковский. Экипаж Коробочки П. Соколов. Далее… Назад. Капитан Копейкин П.Боклёвский. Птица Тройка Коровин. Помещики. Чиновники и дамы губернского города N. Павел Иванович Чичиков. Чичиков. П.Боклевский. Манилов. П. Боклёвский. Коробочка. П Боклевский. Ноздрёв. Собакевич. Плюшкин. Плюшкин П. Боклевский. - Мёртвые души история.ppt

История создания «Мёртвых душ»

Слайдов: 29 Слов: 2278 Звуков: 0 Эффектов: 50

История создания поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души». Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809. Пушкин. Документированная история создания произведения. Первые главы Гоголь читал Пушкину перед своим отъездом за границу. По возвращении в Россию Гоголь читал главы из «Мёртвых душ». Окончательной отделкой первого тома писатель занимался в Риме. 9 марта 1842 года книга была разрешена цензором. Гоголь предполагал сделать поэму трёхтомной. Значение произведения. Вскрытие произвели 28 апреля 1852 года. Списки второго тома распространились ещё до его издания. - История создания «Мёртвых душ».ppt

«Мёртвые души» в иллюстрациях

Слайдов: 45 Слов: 2051 Звуков: 0 Эффектов: 7

Жизнь поэмы Гоголя «Мертвые души» в иллюстрациях (от 19 века до 21). Иллюстрации художников – современников Гоголя (XIX век). XIX век. Иллюстрации Агина не статичны. Естественные, но точные, отработанные жесты. Внимательный и умный читатель. Петр Михайлович Боклевский. Художник увидел в поэме Гоголя всего лишь галерею монстров. Как правило, все они статичны. Значительный опыт иллюстрирования «Мертвых душ». Гоголевские «типы». Соколов непосредственно вводит в свои иллюстрации изображение народа. Работы Владимира Маковского. Живописец-передвижник В. Е. Маковский писал акварели. - «Мёртвые души» в иллюстрациях.ppt

Образы в «Мёртвых душах»

Слайдов: 14 Слов: 461 Звуков: 1 Эффектов: 10

Николай Васильевич Гоголь. Чичиков. Эссе. Отсроченная отгадка. Чичиков – беда России. Контрольно-подготовительный этап. Русская пословица. Павел. Чичиков – надежда России. Сотворчество. Манилов. Предприниматель. Павел Иванович Чичиков. - Образы в «Мёртвых душах».ppsx

Помещики в «Мёртвых душах»

Слайдов: 20 Слов: 1569 Звуков: 0 Эффектов: 0

"Мертвые" и "живые" души в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души". Образы помещиков. Отличительные черты. «Мертвые» души. Помещики. Манилов. Характеристика. Отношение к ведению хозяйства. Коробочка. Домовитая хозяйка. Рачительность. Ноздрев. Герой ярмарок. Собакевич. Чертов кулак. Плюшкин. Вещи. Крестьяне. Гоголь. Помещики «мертвы» духовно. - Помещики в «Мёртвых душах».ppt

Помещики в поэме «Мёртвые души»

Слайдов: 10 Слов: 1532 Звуков: 0 Эффектов: 0

Галерея помещиков. Н. В.Гоголь «Мертвые души». Помещик Манилов. Характер Манилова во всей полноте выражается в его речи. Помещица Коробочка Настасья Петровна. Боязнь обмана продешевить вынуждает Коробочку отправиться в город. Помещик Ноздрев. Помещик Собакевич Михаил Семенович. Помещик Степан Плюшкин. Спасибо за внимание. - Помещики в поэме «Мёртвые души».pptx

Образы помещиков в «Мёртвых душах»

Слайдов: 33 Слов: 1371 Звуков: 0 Эффектов: 80

Н.В. Гоголь «Мертвые души». История создания. История замысла поэмы. Сюжет. Писатель. Кусочек яблочка. Конфетка. Продулся в пух. Свинтус. Маятник. Плесень. Пестрядевые мешочки. Распоротый салоп. Вековое стояние. Крепкий дуб. Мертвые души. Построение поэмы. Композиционные звенья поэмы. Изображение жизни российских помещиков. Изображение губернского города. Повествование о жизненной судьбе. Общность героев. Помещик Манилов. Помещица Настасья Петровна Коробочка. Помещик Ноздрев. Помещик Михаил Семенович Собакевич. Помещик Плюшкин. Гоголевские помещики. Манилов. Сочинение. - Образы помещиков в «Мёртвых душах».ppt

Образы помещиков поэмы «Мёртвые души»

Слайдов: 13 Слов: 637 Звуков: 0 Эффектов: 42

Личностные качества. Мёртвые души. Павел Иванович Чичиков. Манилов. Коробочка. Ноздрев. Собакевич. Плюшкин. Новая экономическая политика. Тип героя. Социальные условия. - Образы помещиков поэмы «Мёртвые души».ppt

Образ Манилова

Слайдов: 10 Слов: 372 Звуков: 0 Эффектов: 0

Оригинальный портрет Манилова – героя поэмы Н.В. Гоголя. Раскрыть образ героя с разных сторон. Манилов. Внешность героя. Речевая характеристика. Для Манилова речь - это чистая поэзия. Психологическая характеристика. Приторная любезность и чувствительная фраза. Говорящий портрет. Манилов - далеко не самый отрицательный персонаж поэмы. - Образ Манилова.ppt

Образ Чичикова

Слайдов: 10 Слов: 612 Звуков: 0 Эффектов: 0

Образ Чичикова П.И. Чичиков Павел Иванович. Воспоминание. Школьная жизнь. Ветхий домишко. Деньги. Мертвые души. Зло. Чичиков тих и малоприметен. Надежда. - Образ Чичикова.pptx

Плюшкин в «Мёртвых душах»

Слайдов: 10 Слов: 556 Звуков: 0 Эффектов: 0

Плюшкин. Плюшкин – образ заплесневелого сухаря, оставшегося от кулича. Характер Плюшкина намного сложнее характеров других помещиков, представленных в «Мёртвых душах». Черты маниакальной скупости сочетаются в Плюшкине с болезненной подозрительностью и недоверием к людям. Запутавшись в сетях «хозяйственной паутины», Плюшкин начисто забывает о душе своей и чужой. Гоголь видит причину духовного опустошения Плюшкина в безразличии к собственной душе. Образ Плюшкина завершает галерею губернских помещиков. С одной стороны Гоголь рассматривает Плюшкина, как явление уникальное, исключительное в русской жизни. -













































1 из 44

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Обложка «Мертвых душ» была выполнена в стиле гротескного орнамента, совмещавшего в причудливом сочетании детали повседневного быта, человеческие головы, черепа, скелеты, что, без сомнения, соответствовало самому гротескному содержанию поэмы и предавало, как говорил сам Гоголь, «кутерьму, суматоху, сбивчивость». Ю.Манн

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

Смысл названия поэмы. Исторический. В крепостной России начала XVIII века регулярно проводилась перепись крестьян для взимания налога с их владельцев. Составленные при ревизии списки назывались ревизскими сказками, а занесённые в них крестьяне – ревизскими душами. Ревизские сказки составлялись раз в несколько лет, и умершие за это время крестьяне продолжали числиться живыми до новой переписи. «Мёртвые души» – это умершие крестьяне, ещё числящиеся в ревизских списках.

№ слайда 5

Описание слайда:

Смысл названия поэмы. Реальный. За условным обозначением умершего – мёртвая душа – стоят реальные крестьяне, конкретные люди со своими яркими характерами, которых помещик властен продать или купить. Символикой заглавия задано противопоставление мёртвого и живого.

№ слайда 6

Описание слайда:

Смысл названия поэмы. Метафорический (переносный). А.Герцен: «…Не ревизские – мёртвые души, а все эти Ноздрёвы, Маниловы и все прочие – вот мёртвые души, и мы их встречаем на каждом шагу». «Мёртвые души» обозначают в данном случае мертвенность, бездуховность. Физически помещики и чиновники существуют. Но физическое бытие не есть ещё человеческая жизнь. Жизнь человека немыслима без настоящих духовных движений. И «хозяева жизни» – мертвы. Первоначально название «Мёртвые души» не было пропущено цензором, поэтому появилось дополнение – «Похождение Чичикова, или Мёртвые души».

№ слайда 7

Описание слайда:

Манилов (II глава) Портрет «Черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приёмах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами».

№ слайда 8

Описание слайда:

Манилов (II глава) Интерьер Всюду бесхозяйственность и непрактичность: в доме вечно его-то недостает. Мебель обтянута щегольской материей, но на два кресла не хватило. Имена детей: Фемистоклюс и Алкид (взяты из истории Древней Греции). Мечтает о постройке подземного хода через пруд.

№ слайда 9

Описание слайда:

Манилов (II глава) Характеристика «Говорящая» фамилия помещика образована от слов «заманивать, обманывать». Восторженная наивность, мечтательность, беспечность, глупость и несамостоятельность – основные черты помещика. Хозяйством не занимается и не может сказать, умирали ли у него крестьяне со времени последней ревизии. Заботится о процветании человечества. Результаты его труда – пустые мечты и «горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками».

№ слайда 10

Описание слайда:

Манилов (II глава) Реакция на предложение Чичикова Сначала «сконфузился и смешался», заподозрил, что Чичиков спятил. Он не привык думать и не понимает, что благодаря Чичикову впутался в тёмное и преступное дело. Когда Чичиков убедил его в законности сделки и заговорил о цене, Манилов предложил подарить «мёртвые души» Чичикову, а купчую взять на себя. Он это и сделал – передал список своих крестьян, свернутый в трубочку и связанный розовой ленточкой.

№ слайда 11

Описание слайда:

Коробочка (III глава) Портрет «Женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее…» В портрете повторяются почти одинаковые детали одежды, но на лицо и глаза Гоголь не обращает внимания, словно их нет – это подчёркивание её бездуховности.

№ слайда 12

Описание слайда:

Коробочка (III глава) Интерьер У неё «хорошенькая деревенька» и «обильное хозяйство», которое она сама ведёт и уделяет хозяйству много времени. Большое количество псов в деревне говорит о том, что хозяйка заботится о сохранности своего состояния. Копит деньги в мешочках, но не умеет ими распорядиться – они лежат мёртвым грузом. Всюду развешаны пучки трав. Всё лежит на своих местах, есть даже верёвочки, которые «уже никуда не нужны».

№ слайда 13

Описание слайда:

Коробочка (III глава) Характеристика Главная черта – мелочная скаредность. Ограниченна, упряма, подозрительна. Смысл фамилии: помещица заключена в «коробочку» своего пространства и своих понятий. Хозяйственность – её единственная добродетель. Перед нами типичная мелкая помещица – владелица 80 душ крепостных.

№ слайда 14

Описание слайда:

№ слайда 15

Описание слайда:

Ноздрёв (IV глава) Интерьер Хозяйство запущено, в отличном состоянии только псарня. Важная деталь – шарманка. Её игра вдруг прерывается и звучит вальс или песня. Как только перестанет звучать шарманка, дудка в ней никак не угомонится. Так и неугомонный, буйный Ноздрёв в любой момент готов без причины совершить непредвиденное и необъяснимое.

№ слайда 16

Описание слайда:

Ноздрёв (IV глава) Характеристика В 35 лет Ноздрёв такой же, как и в 18. Отсутствие развития – признак неживого. Гоголь называет его «историческим человеком», потому что «где бы он ни был, всюду не обходилось без истории». Груб, речь его наполнена ругательствами. Игрок, кутила, завсегдатай злачных мест. Всегда готов ехать «куда угодно, хоть на край света». Но всё это не приводит к обогащению, а только разоряет его. Ведёт себя нагло, вызывающе, агрессивно, его энергия превращается в разрушительную и скандальную суету. Главная его черта – самовлюблённость.

№ слайда 17

Описание слайда:

Собакевич (V глава) Портрет «Человек здоровый и крепкий». Похож «на средней величины медведя»; «…казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но совсем не там, где следует, а, как у бессмертного кощея, где-то за горами, и закрыта такою толстою скорлупою, что всё, что ни ворочалось на дне её, не производило решительно никакого потрясения на поверхности».

№ слайда 18

Описание слайда:

Собакевич (V глава) Интерьер В комнате «всё было прочно, неуклюже… и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома»; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья – всё было самого тяжёлого и беспокойного свойства». «Каждый предмет, казалось, говорил: «И я тоже Собакевич!»

№ слайда 19

Описание слайда:

Собакевич (V глава) Характеристика Расчётливый хозяин. Вокруг него всё прочно, всё в изобилии; в деревне всё добротно и надёжно, мужиков знает, ценит их трудовые качества. Подчёркивается его сила, здоровье, степенность. А у души требования только гастрономические. Тяготеет к старым, крепостническим формам ведения хозяйства. Презирает город и просвещение. Автор подчёркивает его корыстолюбие, узость интересов. Главные его черты – грубая прижимистость и цинизм.

№ слайда 20

№ слайда 21

Описание слайда:

Плюшкин (VI глава) Портрет Непонятно, кто это – «баба или мужик». «…платье неопределённое, похожее на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы…»; «…маленькие глазки ещё не потухли и бегали из-под высоких вросших бровей, как мыши…» (эта деталь подчёркивает не человеческую живость, а юркость и подозрительность зверька).

№ слайда 22

Описание слайда:

Плюшкин (VI глава) Интерьер Имение – «вымершее место», о жизни здесь напоминает лишь прекрасный сад, который подчёркивает трагизм запустения и вымирания. Господский дом выглядит «дряхлым инвалидом», в нём уныло, темно, пыльно, дует холодом, как из погреба; беспорядок, в углу куча хлама. Важная деталь – остановившиеся часы (время здесь остановилось). В хозяйстве всего много, но всё пропадает, всё в запустении. Крестьяне нищие, «мрут, как мухи», десятки числятся в бегах.

№ слайда 23

Описание слайда:

Плюшкин (VI глава) Характеристика Фамилия подчёркивает «сплющенность», искаженность персонажа и его души. Только этому помещику дана биография, показано, как происходил процесс деградации. Рассказ о прошлом Плюшкина делает его образ трагическим. Гоголь называет Плюшкина «прорехой на человечестве».

№ слайда 24

Описание слайда:

№ слайда 25

Описание слайда:

№ слайда 26

Описание слайда:

Классификация чиновников Гоголь делит чиновников на низших, тонких и толстых, даёт саркастическую характеристику каждой группе. «Низшие» – это невзрачные писари и секретари (обычно горькие пьяницы). «Тонкие» – средняя прослойка. «Толстые» – губернская знать, ловко извлекающая немалые доходы из своего высокого положения.

№ слайда 27

Описание слайда:

Портреты чиновников Иван Антонович Кувшинное рыло – типичный чиновник, который вымогает взятки у посетителей, пользуясь своим положением. Губернатор – добряк, который вышивает по тюлю (как о руководителе о нём сказать больше нечего). Прокурор – человек, всегда бездумно подписывающий бумаги. Чичиков на похоронах невольно приходит к мысли, что единственное, чем запомнился покойник, - это густые чёрные брови.

№ слайда 28

Описание слайда:

«Повесть о капитане Копейкине» (X глава) Сюжетная связь Историю о капитане рассказывает почтмейстер, желая внушить чиновникам, что Чичиков есть никто иной, как капитан Копейкин. Однако рассказ его никого не убедил. На первый взгляд никакого отношения к сюжету произведения эта глава не имеет (нет общих действующих лиц и связи событий), но тема омертвения человеческой души является главной и здесь.

№ слайда 29

Описание слайда:

«Повесть о капитане Копейкине» (X глава) Кто такой капитан Копейкин Капитан Копейкин – инвалид войны 1812 г, простой и честный человек. Несмотря на увечья и боевые заслуги, герой войны не имеет даже полагающейся ему пенсии. Пытаясь найти помощь в столице, сталкивается с бюрократией и равнодушием. Министр, к которому он обратился, приказал выдворить за пределы столицы дерзкого просителя. Копейкину ничего не оставалось, как возглавить в рязанских лесах шайку разбойников.

Описание слайда:

№ слайда 32

Описание слайда:

Павел Иванович Чичиков (XI глава) Наказ отца «…угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, всё пойдёшь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надёжнее всего на свете. Товарищ или приятель надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст… Всё сделаешь и всё прошибёшь на свете копейкой».

Описание слайда:

Павел Иванович Чичиков (XI глава) На службе Начав службу, сумел выделиться среди невзрачных служащих, «представляя во всём совершенную противоположность и взрачностью лица, и приветливостью голоса, и совершенным неупотребленьем никаких крепких напитков». Для продвижения по службе угождал начальнику, «влюбил» в себя его дочь и стал человеком заметным. Потеряв «тёплое» местечко, поменял два-три места работы, «добрался до таможни». Провернул рискованную операцию, на которой сначала обогатился, а потом потерял почти всё.

№ слайда 35

Описание слайда:

Описание слайда:

«Мёртвые» души в поэме Помещики Вся галерея помещиков – характеры яркие, индивидуальные, запоминающиеся. При всём внешнем разнообразии их суть одинакова: владея живыми душами крестьян, сами они – души мёртвые. Нельзя назвать «живой душой» ни пустого мечтателя Манилова, ни крепколобую хозяйку Коробочку, ни похожего на помещика-кулака Собакевича. На примере истории жизни Плюшкина автор убеждает, что человек не рождается с «мёртвой» душой – омертвение происходит, когда человек подчиняет себя господствующим в обществе законам и предаёт идеалы юности.

№ слайда 38

Описание слайда:

«Мёртвые» души в поэме Чичиков Чичиков оказался в своём стремлении к приобретательству жаднее Коробочки, черствее Собакевича, наглее Ноздрёва. От помещиков он отличается предприимчивостью – это цивилизованный подлец, хозяин жизни. Расчёт сделал его «мёртвой» душой. Его идеал – копейка, женитьба для него – выгодная сделка, пристрастия – чисто материальные. Быстро разгадав человека, он умеет найти подход к каждому. Гоголь показывает появление в русской жизни человека без рода и титула, который пытается нажить капитал с помощью ума, изворотливости, приспособленчества.

№ слайда 39

Описание слайда:

«Мёртвые» души в поэме Чиновники Они обезличены. Их мертвенность показана в сцене бала: людей не видно, повсюду атласы, кисеи, головные уборы, фраки, мундиры, плечи, шеи, ленты. Их интересы сосредоточены на сплетнях, пересудах, тщеславии и зависти. Друг от друга они отличаются только размером взятки. Единственный признак индивидуальности – бородавка («лица у них были полные и круглые, на иных даже были бородавки»). В эпизоде смерти прокурора окружающие догадались, что у него «была точно душа», лишь когда он стал «одно только бездушное тело».

№ слайда 40

Описание слайда:

«Живые» души в поэме - крестьяне Миру «мёртвых» душ противостоит в поэме лирический образ народной России. Гоголь глубоко чувствует живую душу народа, говорит о народной удали, смелости, любви к свободной жизни. Нельзя не почувствовать, как резко при этом меняется даже сам тон авторской речи. В ней появляются и грустные раздумья и мягкая шутка. Тема народа проходит через все главы поэмы. Трагическая судьба обездоленного народа хорошо видна в образах крепостных людей. Полное отупение и одичание несёт человеку рабство.

Описание слайда:

Тема дороги Символ человеческой жизни Гоголь воспринимает жизнь как тяжёлый путь, полный испытаний, лишений, в конце которого ждёт горькое одиночество. Но писатель не считает жизнь бесцельной, он полон сознания своего долга перед Родиной. Образ дороги – самостоятельный сквозной образ в поэме (им начинается поэма, им и заканчивается).

№ слайда 43

Описание слайда:

Тема дороги Судьба России – «птица–тройка» «Птица-тройка» - символ национальной стихии русской жизни, символ великого пути России в мировом масштабе. Стремительный полёт «птицы-тройки» противопоставлен однообразному кружению от помещика к помещику брички Чичикова.

№ слайда 44

Описание слайда:

Поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

Петухова А.Г.



В как ом году Н.В. Гоголь начал работу над поэмой «Мертвые души»?



Кто из писателей подсказал

Н. Гоголю сюжет поэмы «Мёртвые души», реальное ли событие описано в произведении?



«Сюжет «Мертвых душ», Пушкин находил, хорош для меня тем, что даёт полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести самые разнообразные характеры». Пушкин, подаривший Гоголю сюжет, знал о залоге «убылых» крестьян: такой случай произошел около села Михайловское: один предприниматель попался на покупке и продаже умерших крестьян. Граф В.А.Соллогуб также вспоминал,

что Пушкину показывали на бегах,

некоего П., который нажил себе

состояние на такой операции

и не попал под суд.


Подобные истории происходили и на Украине: в Миргородчине помещик Пивинский, знакомый Н. Гоголя, накупив у соседей за горилку «мертвые души», записал их себе, чем обошёл закон, запрещавший мелкопоместным иметь винокурни.

Такие аферы с «мертвыми душами» были возможны потому, что ревизские сказки, т.е. именные списки крестьян представлялись помещиками в административные органы при очередной ревизии, происходившей зачастую раз в 10- 15 лет. За это время болезни или несчастные случаи уносили десятки и сотни людей.


В чем своеобразие жанра произведения?





Приведите несколько пословиц, употребленных в поэме Н. Гоголем?


  • «Затвердила сорока Якова одно про всякого»
  • «У него губа не дура»
  • «Неладно скроен, да крепко сшит»
  • «Начнут гладью, а кончат гадью»
  • «Ни в городе Богдан, ни в селе Селифан»
  • «Русский человек задним умом крепок»

Вспомним героев поэмы!

П. Боклевский


Павел Иванович Чичиков был в чине коллежского советника, что по табели о рангах соответствовало военному чину полковника, т.е. чиновником 6-ого класса.

В первом томе Н. Гоголь одел своего героя во фрак «брусничного цвета с искрой». Во втором томе - «наваринского пламени с дымом».



Чичиков посещает помещиков в следующем порядке: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин.

В гоголеведении последовательность объясняется по-разному. А. Белый считает, что каждый последующий

помещик, с которым судьба

сталкивала Чичикова, более

мертв, чем предыдущий»



Какова цель покупки мертвых душ Чичиковым?




О чем мечтал Манилов?

Кукрыниксы



Кого из героев Н.В.Гоголь называет «дубиноголовая», «скопидомка»? Почему?


Какова наружность Собакевича?

«Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура не долго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчика и прочего, но просто рубила со всего плеча: хватила топором раз- вышел нос, хватила в другой- вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказавши: «Живёт»!»

П. Боклевский


Это речь Ноздрева


Узнайте героя по портрету.

П. Боклевский


  • Манн.Ю.В. Поэтика Гоголя. - М.,1988.
  • Смирнова-Чичикина.Е.С. Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души». Литературные комментарии.- М.,1964.
  • Русские писатели.1800-1917. Биографический словарь.- М.,1989.
  • Интернет:

а) http:// revizor.net / ,

б) http:// az.lib.ru /g/ gogolx_n_w / ,

в) http:// revolution.allbest.ru / literature /00009791_0.html .

Данный материал содержит презентации к серии уроков литературы по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" по следующим темам:

1. История создания и композиция поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души"

2. Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

3. Образ Чичикова В поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

4. Образ народа в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

Кроме того в данном разделе представлены методические рекомендации для учителей по организации проектной деятельности на уроках литературы по творчеству Н.В.Гоголя при изучении поэмы "Мертвые души"

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Хочется… показать с одного боку всю Русь…» История создания и композиция поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»

1835 1836 1837 1840 1842 1935 год – «Начал писать «Мертвые души»… Мне Хочется хотя с одного боку показать всю Русь…» 1942 год – «Мертвые души» – преддверие немного бледное той великой поэмы, которая строится во мне и разрешит, наконец, загадку моего существования»

Поэма – лиро-эпический жанр, написанный в стихах. Поэма Н.В.Гоголя – прозаическое произведение! «Мертвые души» = «Одиссея», «Иллиада» + Лирические отступления (Ср. «Евгений Онегин»)

Гоголь построил свою поэму по тому же принципу: ад (1 том), чистилище (2 том) и рай (3 том) Герой Данте проходит три загробных мира – ад, чистилище и рай, - чтобы обрести путь спасения, познать добро и зло.

Заблудившись, в сумрачном лесу греховного мира, герой должен увидеть посмертную участь людей – мучения грешных (ад), искупление покаявшихся (чистилище) и блаженство праведных (рай). А потом вернуться с обретенной истиной на землю, чтобы спасти человечество.

1 глава 2-6 главы 7-10 главы 11 глава ПЕРВОЕ ЗВЕНО ВТОРОЕ ЗВЕНО ТРЕТЬЕ ЗВЕНО 2-6 главы 7-10 главы 11 глава

Преддверие – ничтожные души 1 круг (Лимб) – некрещеные младенцы, добродетельные язычники) Грех невоздержанности: 2 круг – сладострастники; 3 круг – чревоугодники 4 круг – скупцы и расточители; 5 круг – гневливые. 6 круг – еретики. 7 круг - грех – насилие. Грех – обман: 8 круг – сводники, льстецы, прорицатели, мздоимцы, лицемеры, воры, зачинщики раздора и пр. 9 круг – предатели.

Главы для анализа – 1-6 главы Образы помещиков: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин

Поместье, дом. Портрет. Занятия. Характер. Речь, манеры. Покупка «мертвых душ»

Пример: Образ Манилова. 1. Дом Манилова Дом стоял на юру, открытый всем ветрам; рядом подобие английского сада и беседка с надписью «Храм уединенного размышления», рядом пруд, «покрытый зеленью», в доме вечно чего-нибудь недоставало, в иной комнате мебели вовсе не было…. 2. Внешность Манилова «Ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан», «хотя на взгляд он человек видный, черты лица не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару…», «Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами»

3. Занятия Манилова Дома он по преимуществу молчал или думал, «но о чем он думал… разве Богу известно». Его мечты известны: от дома провести подземный ход или выстроить каменный мост, на котором купцы будут продавать товары для крестьян», в его кабинете горки золы и лежит какая-то книжка, заложенная на 14 странице, которую он читал уже 2 года, хозяйством не занимался, доверяя во всем приказчику, в кладовой было пусто, ключница воровка, слуги пьяницы. 4. Манеры, речь «В первую минуту разговора с ним можешь сказать: «Какой приятный человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь «Черт знает что такое!» – и отойдешь подальше…» 5. Покупка «мертвых душ» Намерение Чичикова выбивает Манилова из равновесия. Сомнения сформулировались в вопросе: «Не будет ли… эта негоция… несоответствующей гражданским постановлениям и дальнейшим видам России». И получив отрицательный ответ собеседника, совершенно успокоился и подарил Чичикову души умерших крестьян.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Есть ли у Н.В.Гоголя надежда на воскрешение России?

Цели и задачи исследования: Проследить, как входит в поэму крестьянская Русь. Обратиться к жанровым особенностям произведения и выяснить роль лирических отступлений в поэме. Ответить на проблемный вопрос.

Гипотеза: Мертвой души не может быть, так как она бессмертна. Если в душе человека таится жизнь – образ Божий, значит, у него есть надежда на возрождение.

Результаты наблюдений Слово «поэма» написано более крупным шрифтом, чем название, что указывает на значимость жанра. Черепа и скелеты указывают на то, что это путешествие в страну мертвых. Летящая бричка напрямую связана с образом дороги в поэме.

Результаты наблюдений: Мертвые души Ревизская душа –единица учета населения, товар, который покупает Чичиков Помещики, чиновники и сам Чичиков, погрязшие в грехах и, следовательно, мертвые Души, умерших крестьян

Есть ли в поэме живые души?

Живая народная душа Талантливость: каретник Михеев, сапожник Телятников. плотник Степан Пробка Сила и острота народного ума: меткость русского слова Глубина и цельность: задушевная русская песня Широта и щедрость: яркость и безудержность веселых народных праздников

Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем с одним топором да молотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню - кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход - и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух. Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная богом!.. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.

Выводы: Предмет описания – мир и люди, забывшие о душе. Цель – заставить читателя понять, что бездуховность есть единственная причина распада. Понимание этого – путь к возрождению Руси.

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность на уроках литературы.

по организации проектной деятельности на уроках литературы, посвященных изучению творчества Н.В.Гоголя.

Каким образом организовать проектную деятельность на уроке литературы?

О чем должен помнить учитель, работающий по методу проектов?

Программа модернизации российского образования акцентирует внимание на том, что результатом обучения в школе должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Наиболее благоприятные условия для этого предоставляются в проектной деятельности.

Проектная деятельность на уроках литературы позволяет приблизить этот школьный предмет к жизни, дает возможность познать все многообразие литературных сокровищ, но самое главное - мотивировать ребят на самостоятельное осознанное чтение совершенно различных произведений, вошедших в сокровищницу мировой литературы.

Как и любая другая из образовательных технологий метод проектов активизирует мыслительную и творческую деятельность учащихся настолько, что на каждый урок они приходят не только в качестве пассивных слушателей, но и полноправных участников литературного образования.

Рассмотрим, как может быть организована работа над учебным проектом на уроках литературы в 9 классе.

Для этого возьмем одну из тем учебного курса, а именно «Анализ поэмы «Мертвые души» Н.В.Гоголя», на изучение которой школьная программа под редакцией В.Я.Коровиной отводит 7 часов, время, достаточное для реализации проектной деятельности.

Рассматриваемый проект направлен на активизацию исследовательских навыков и формирование у учащихся информационной культуры. Внимание школьников акцентируется на связи поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» с «Божественной комедией» Данте, итальянского поэта XIII века.

В процессе работы учащиеся формируют навыки самостоятельного анализа художественных произведений, умение проводить сопоставительный анализ текстов произведений. В результате у них должно сложиться представление о литературе как о целостном непрерывном процессе.

Дидактические цели учебного проекта по творчеству Н.В.Гоголя можно сформулировать следующим образом:

  1. развитие творческих, коммуникативных способностей учащихся;
  2. формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
  3. формирование навыков анализа художественного произведения и работы с различными источниками информации;
  4. формирование умения видеть эту проблему, предлагать пути ее решения, планировать и реализовывать проектную деятельность;
  5. воспитание интереса к родной культуре.

Среди методических задач проекта назовем такие, как:

  1. активизация познавательного интереса учащихся;
  2. формирование навыков анализа и сопоставления текстов художественных произведений;
  3. формирование навыков использования ИКТ для решения проектных задач;
  4. формирование навыков устной и письменной речи учащихся;
  5. формирование умения определять особенности преломления в творчестве автора традиций, сформированных мировой литературой.
  6. формировать умение классифицировать литературные явления.

На начальном этапе подготовки к изучению данной темы на основе метода проектов для успешной реализации исследовательской деятельности учитель тщательно продумывает основополагающий и проблемные вопросы, а также подготавливает дидактические материалы в поддержку проектной деятельности.

Так в рамках описываемого учебного проекта основополагающий вопрос можно сформулировать следующим образом: «Может ли быть душа мертвой?»

Соответственно, проблемные вопросы могут быть следующими:

  1. Насколько глубоко спустился в дантовский «Ад» Н.В.Гоголь?
  2. «Живая» Чичиков душа или «мертвая»?
  3. Есть ли у Н.В.Гоголя надежда на воскрешение России?
  4. Как соотносятся замысел и идейное содержание «Мертвых душ» Н.В.Гоголя с космосом Данте?

В соответствии с проблемными вопросами могут быть сформированы рабочие группы. Каждой группе предлагается провести собственное исследование, ответив на проблемные вопросы.

Темы ученических исследований можно предложить следующие:

  1. Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» (презентация Power Point)
  2. Образ Чичикова в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» (презентация Power Point)
  3. Образы народа и крестьянской Руси в поэме Н.В.Гоголя «мертвые души» (презентация Power Point)
  4. Сравнительный анализ поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» и «Божественной комедии» Данте (буклет).

Как уже оговаривалось выше, данный учебный проект может быть организован на 7 уроках:

http://nikolay.gogol.ru

www.a4format.ru

Желаю удачи и новых открытий!


Николай Васильевич Гоголь 1809-1852г.г. В 1821 году определен в Гимназию Высших наук в городе Нежине. В 1828 году приезжает в Петербург. В 1829 году публикует свои первые творения. Весной 1831 года познакомился с Пушкиным. Вечера на хуторе близ Диканьки» «Миргород» Петербургские повести «Мертвые души» В 1836 году писатель покинул Россию. В 1848 году возвращается на Родину. Дом, где прошли детские годы писателя, в имении его родителей в Васильевке Полтавской губернии Дом в Москве на Никитском бульваре, где умер Н.В. Гоголь 21 февраля 1852 года Сначала он похоронен в Свято-Даниловском монастыре В 1931 году останки писателя были перезахоронены на Новодевичьем Кладбище. Словарь: Поэма – большое стихотворное произведение на историческую или возвышенную лирическую тему. Система образов – определенный порядок в расположении и связи действий. Экспозиция – вступительная часть произведения. Негоция- коммерция «Мертвые души». Н.В. Гоголь Построение поэмы. Система образов 1 глава - вступление в поэму, приезд Чичикова П.И. в губернский город N, встреча с чиновниками, подготовка почвы для авантюры 2-6 главы ----помещиков. изображение жизни российских 7-10 изображение губернского города и мира чиновников. 10 глава – «Повесть о капитане Копейкине». 11 глава - повествование о жизненной судьбе героя поэмы Чичикова Уже сама фамилия создает впечатление о его характере. Описание начинается с картины деревни Маниловки, которая «немногих могла заманить своим местоположением». По натуре этот помещик обходителен, добр, вежлив, но все это приняло у него смешные, уродливые формы. Он никому и ничем не доставил пользы, потому что жизнь его занята пустяками. Сплошные разговоры, пустые мечтания, глупые проекты делают этого человека смешным. Это бесцельно – беззаботное эгоистическое существование сформировало у Манилова слащавую сентиментальность и бесхарактерность. Этот человек совершенно не знает жизни, реальность у него подменена фантазией. На все он смотрит сквозь «розовые очки». Это единственный человек, подаривший Чичикову умерших крепостных. Коробочка, одна из «тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи и убытки, а между тем набирают понемногу деньжонок в мешочки, размещенные по ящичкам комодов». Коробочка не претендует на высокую культуру, как Манилов, она не предается пустому фантазированию, все ее мысли и желания вертятся вокруг хозяйства. Крепостные крестьяне для нее, как и для всех помещиков являются товаром. Поэтому Коробочка не видит разницы между душами живыми и мертвыми. Она говорит Чичикову; «Право, отец мой, никогда еще не случалось мне продавать покойников». Нищая духом и разумом. Гоголь выразил метким определением: «дубинноголовая» Образ Ноздрева Этот человек «на все руки» Его увлекает пьяный разгул, буйное веселье, карточная игра. В присутствии ни одно общество не обходилось без скандальных историй, поэтому автор иронически называет Ноздрева «историческим» человеком. Безудержная болтовня, хвастовство, откровенное вранье сопровождает эту личность. По оценке Чичикова, Ноздрев – «человек – дрянь». Он держит себя развязно и имеет «страстишку нагадить ближнему». Но деятельность Ноздрева так же бесцельна, как мечты Манилова. Его разгул и бесцельность ведут к духовному омертвлению. Почему автор называет его «историческим человеком»? Собакевич, в отличие от Манилова и Ноздрева, Связан с хозяйственной деятельностью. Собакевич является кулаком по натуре, хитрым и умным помещиком. Гоголь безжалостно разоблачает его сущность жадного накопителя, которого «омедведила» система крепостного права. Цель жизни Собакевича состоит в материальном благополучии и вкусной еде. Через внешний облик, через сравнения с предметами достигнута яркость в описании характерных черт этого помещика. В образе его торгашество и выгода, которое все больше проникали в общество того времени. Собакевич сразу же вникает в суть представляющегося дельца, заламывает за мертвую душу по «сто рублей за штуку» и покупечески расхваливает свой товар. Плюшкин В образе этого помещика сочетается ужасная мелочность, ничтожность взглядов и пошлость, которые достигают предельного выражения. Дикая скупость и страсть к накопительству лишили Плюшкина человеческих чувств и привели его чудовищному уродству. Плюшкин отказался от общества, никуда не ходит и в гости к себе никого не приглашает. Он выгнал дочь и проклял сына. У него люди «мрут как мухи», многие крепостные числятся в бегах. До предела доводится духовное омертвление этого человека. Жадно стерегущий свои гниющие богатства, Плюшкин превращается «в какую-то прореху на человечестве» Губернское общество В этой поэме тема крепостного права сплетается с темой бюрократии, чиновничьего произвола и беззакония. На это Гоголь обращает внимание в 1 главе, рассуждая о толстых и тонких. Губернские чиновники находятся на низшей ступени культуры и просвещения. Помещики и чиновники не обременяют себя и заботами о государственных делах. Те и другие живут праздно. В обществе чиновников царит «подлость, чистая подлость». Управители города стремятся пожить за счет «сумм нежно любимого ими государства. Чиновники грабят государство и просителей. Казнокрадство, взяточничество, грабеж населения – явления повседневные. Полиция держит народ в страхе Люди, обличенные власти помогают мошеннику в его грязных, преступных махинациях и боятся его. Повесть о капитане Копейкине Герой и инвалид Отечественной войны 1812 года отправляется в Петербург просить помощи. Но законные просьбы не имели успеха. На страже закона стоят мошенники и бездушные люди Какова концовка этой повести…. Предприимчивый с детства, с детства он усвоил наставления отца: изворотливость, железную выдержку и низость души. Мешочек с деньгами заменил ему дружбу, честь и совесть. Да и внешний вид –как бы сама текучесть и неуловимость. В отношениях с людьми многолик, подобен хамелеону, он постоянно меняет свой облик Сейчас нет помещиков, но черты героев Гоголя остались по сей день. Они рассыпаны в бессчетных количествах пороков огромной части общества. В этом произведении показана картина разобщенности человеческого коллектива, где человек потерял свое лицо. А это не смешно, а страшно. Страстное желание Гоголя пробудить сонное сознание людей созвучно любой эпохе. Значение: выход поэмы вызвал большое количество мнений. Дворяне-крепостники, узнавшие себя в поэме, поспешили осудить автора.. Они обвиняли его в том, что он не любит Россию, что он насмешка над русским обществом. Но прогрессивные писатели понимали, что это есть сатира на тот строй, который давно стал изживать себя в России. Гоголь не сомневался в великом будущем России, он понимал, что в народе скрыты огромные возможности и силы, способные изменить облик страны. Гоголь писал: «Бывает время, когда нельзя устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости». Домашнее задание: Прочитать с 1-6 главы. Рассказать об одном из героев по плану: описание поместья и дома, портрет, диалог о продаже мертвых душ, расставание с героем. Почему автор называет Ноздрева «историческим человеком»? Знать концовку повести о «Капитане Копейкине».



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Русская народная сказка "Бычок смоляной бочок" Жанр: народная волшебная сказкаГлавные герои сказки "Бычок смоляной бочок" и их характеристика Дед с бабкой. Простые старики....

Новые статьи
/
Популярные