Минотавр — чудовище из критского лабиринта. Кто победил Минотавра

Мало кто может сравниться в мстительности с древнегреческими богами! Учитывая же «узкую специализацию» на Олимпе, месть зачастую оказывалась весьма изощрённой и «профессиональной». Так, прекрасная Афродита в качестве орудия мести предпочитала любовь. Одной из её жертв стала Пасифая, жена криткого царя Миноса. Чем царица не угодила богине – версии расходятся: то ли она не приносила жертв, то ли вообще была не причём, а мстила Афродита не ей самой, а её отцу – богу Солнца Гелиосу, «раскрывшему глаза» её мужу Гефесту на её связь с Аресом – но так или иначе, Афродита заставил несчастную почувствовать на себе принцип «любовь зла – полюбишь и… быка». Да, несчастная царица воспылала страстью к быку!

Бык, правда, был не склонен к межвидовому скрещиванию – но выход нашёл Дедал: по просьбе царицы он соорудил деревянную корову, Пасифая легла в неё – и получила от животного всё, что хотела. Царю Миносу оставалось только смириться с результатом – с богиней ведь не поспоришь! А результатом оказалось рождение причудливого гибрида – существа с человеческим телом и бычьей головой. Это необычное создание получило название «Бык Миноса» – Минотавр, а также имя Астерий – «звёздный». И оказался он весьма свирепым, к тому же – вопреки своему «травоядному» происхожднию – людоедом.

Возможно, наилучшим выходом было бы уничтожить чудовище, но Минос этого делать не стал, а опять прибег к помощи Дедала. Искусный мастер построил лабиринт, в который и заключили Минотавра. Разумеется, скармливать Минотавру своих подданных Минос не собирался, да и не было необходимости. Дело в том, что Андрогей – один из сыновей Миноса – погиб в Афинах. Как именно это случилось, версии расходятся – то ли афинский царь Эгей послал его охотиться на страшного Марафонского быка (да, снова бык!) и царевич при этом погиб, то ли он подружился с племянниками Эгея, претендовавшими на власть, и царь с ним расправился – но так или иначе, у Миноса были все основания обвинять царя Афин в смерти сына.

И вот, в качестве компенсации за моральный вред Минос обложил Эгея данью: раз в 9 лет – 7 юношей и 7 девушек (итого 14 человек на 9 лет – не так уж много, но Минотавру, видимо, хватало). Несчастных увозили на Крит на корабле под чёрными парусами. Такая практика не давала покоя Тесею – сыну Эгея, и в конце концов он уговорил отца позволить ему заменить одного из предназначенных в жертву и пообещал вернуться под белым парусом, если победит Минотавра.

На Крите молодой человек перед отправкой в лабиринт успел вскружить голову единоутробной сестре Минотавра – Ариадне, дочери Пасифаи и Миноса, и девушка дала ему нить, благодаря которой он не заблудился в лабиринте.

Как Тесей справился с Минотавром – остаётся только догадываться, ведь взять в лабиринт оружие ему никто бы не позволил. По «официальной» мифологической версии – убил голыми руками. Весьма остроумный вариант предлагает Н.Тэффи во «Всемирной истории, обработанной «Сатириконом»: наш герой… вообще не встречался с Минотавром! Лабиринт большой, отсиделся где-нибудь в укромной уголке, а потом вышел из лабиринта – благодаря нити Ариадны – да и заявил: «Я убил Минотавра – можете пойти посмотреть!» Желающих проверить не нашлось – своя шкура дороже! Убил – значит убил, кормить перестали – Минотавр и умер от голода… Но так или иначе, история Минотавра на этом закончилась.

Другие участники событий тоже «получили своё»: Тесей увёз Ариадну – чем вызвал гнев бога Диониса, которому она предназначалось в жёны, и тот наслал на афинянина проклятье в виде частичной потери памяти (самое подходящее проклятие для бога виноделия!) – и Тесей забыл сменить чёрный парус на белый. При виде корабля под чёрным парусом его отец решил, что сын погиб, да и утопился в море – наречённом после этого Эгейским.

Ариадне же не суждено было жить долго и счастливо с Тесеем: то ли её убила стрелой Артемида по просьбе Диониа, то ли Тесей её бросил – а Дионис отыскал и женился-таки, и у них было четверо детей…

Но венёмся к нашему Минотавру. Откуда мог взяться такой образ?

Как правило, образ человека с головой животного – это переходная стадия от обожествления животных (наследие тотемизма) к почитанию антропоморфных богов (вспомним Древний Египет – там всех богов так изображали). Боги в образе быков были у многих древних народов – в том числе и у автохтонных средиземноморских народов (известных как «народы моря»), потерпевших поражение в столкновении с индоевропейцами (потому Минотавр и погибает от руки афинянина… а народу, который уничтожили «мы» – культурные и цивилизованные «по определению» – само собой, полагается быть «диким», «варварским» и опасным – таким и предстаёт Минотавр в греческом мифе).

Божество с бычьей головой почитали в Финикии под именем Молох – и этот страшный бог, как и Минотавр в мифе, требовал человеческих жертвоприношений… может, победа Тесея над Минотавром – это падение культа Молоха?

Всё же логичнее поискать истоки легенды на самом Крите.

Учёные не могли не вспомнить о лабиринте Минотавра, когда в начале ХХ в. английский археолог А.Эванс проводил масштабные раскопки на Крите – там, где в древности находился город Кносс. Из небытия возник древний Кносский дворец, занимающий территорию в 10 000 квадратным метров. На этой огромной территории хаотично расположены помещения: залы, комнаты, мастерские, коридоры, которые никуда не ведут… вот уж поистине – лабиринт! Впрочем, есть в Кносском дворце и настоящий лабиринт – начерченный на полу в одном из помещений… каково было его назначение? Логичнее всего предположить, что по этому лабиринту шёл в ритуальном танце жрец при совершении обряда, символизирующего движение солнца по небосводу. Такой жрец вполне мог надевать маску быка, ведь бык издавна ассоциировался с Солнцем, и даже в греческом мифе Минотавр приходится внуком богу солнца Гелиосу! А юношей и девушек действительно могли «поставлять» подвластные Кипру территории – не обязательно в качестве жертв, может быть – в качестве будущих жрецов и жриц… Но «старые» боги побеждённых, утративших былое могущество народов превращаются в чудовищ в мифах победителей!

Есть и ещё один «кандидат» на роль лабиринта Минотавра – это система пещер, несколько лет назад обнаруженная английскими географами во главе с Н.Хоавртом на юге Крита – своего рода естественный лабиринт… но причём тут бык?

Среди древних народов Средиземноморья была весьма распространена «забава» (вероятно, изначально носившая обрядовый характер) в виде игры-поединка с быком (в Кносском дворце тоже есть фрески, изображающие такой «спорт»), отдалённый их отголосок – испанская коррида. Не существовало ли на Крите особой разновидности этой «спортивной игры», когда всё происходило в том самом лабиринте пещер? Это должно было требовать изрядного мужества – ведь наверняка не каждому участнику удавалось выбраться из пещер живым или хотя бы невредимым…

Однозначного ответа на вопрос, откуда пришёл Минотавр, нет. Возможно, дело прояснят будущие исследования.

Минотавр - чудовище с Крита, главный противник Тесея. Описывался как человек с бычьей головой, обитал в запутанном лабиринте. Убит Тесеем.

В статье:

Легенда о происхождении Минотавра

Греческие предания описывали его как монстра большого роста, с телом атлета и бычьей головой. Матерью его была Пасифая (не стоит путать ее с Пасифеей), дочь бога солнца Гелиоса и царица Крита, жена Миноса. Минос взошел на престол, лишь победив своего брата с благословением богов. Чтобы Минос подтвердил свои благородные намерения и стал благочестивым царем, Посейдон прислал ему великолепного быка и повелел принести животное в жертву.

Миносу стало жаль убивать такое чудесное создание, и он отпустил быка пастись вместе со стадом, а вместо него заколол другого, обычного. Посейдон разгневался и внушил Пасифае противоестественное влечение к быку. По некоторым источникам, сам Посейдон (в ряде мифов - Зевс) превратился в быка, чтобы совокупиться с царицей. Для этого афинский инженер Дедал придумал хитроумную конструкцию в виде привлекательной для быка бронзовой коровы. Изнутри та была полой, и в ней находилась Пасифая.

Спустя положенный срок царица родила чудовище. Минотавра по приказу Миноса спрятали в лабиринте Дедала - Кноссе. Кормом Минотавру служили преступники и афинские юноши и девушки - их приводили раз в девять лет, по семь человек мужского пола и по семь - женского. В некоторых мифах Минотавру жертвовали семерых детей.

Павсаний писал, что по-настоящему Минотавра звали Астерием , то есть «звёздным». Античные вазы с изображениями этого зверя практически всегда содержат изображения звёзд или глаз. Микенские тексты также содержат упоминания о некоей владычице лабиринта, которой, вероятно, могла быть Ариадна.

Минотавр и Тесей

Диодор пишет что Тесей приплыл во второй партии, а Плутарх утверждал, что в третьей. Но известно точно, что герой попал в число жертв Минотавру уже после убийства им . По некоторым источникам, для снижения сопротивления пленников, их лишали зрения. По другим - запутанный лабиринт невозможно было покинуть, и те, кто избежал смерти от рук Минотавра, просто погибали без воды и еды.

Тесей был в числе четырнадцати жертв. Вместе с остальными его запустили в лабиринт, где он сразился с Минотавром и убил его голыми руками. Иногда указывается, что у героя при себе был меч.

Ариадна (единоутробная сестра Минотавра, но дочь Миноса) дала ему с собой клубок нитей, который Тесей разматывал всю дорогу. В результате он и остальные пленники покинули лабиринт невредимыми. Трон в Амиклах содержит изображение плененного Минотавра, которого Тесей вёл на веревке.

Рационалистическая версия легенды о Минотавре

Филохор , а после него Евсевий в своих трудах описывали иную версию происхождения Минотавра, в которой быкоголовое чудовище выступает в качестве аллегории. По легенде, Минотавр являлся человеком, его звали Тавром. Он учил юного царя Крита - Миноса, и прославился своей жестокостью. В то время Афины находились под властью Крита и платили дань людьми. Минос решил учредить состязание, в котором его учитель сражался с присланными афинскими юношами. Тавр одолел девятерых, но Тесей, сын афинского царя, его одолел. В честь победы Афины были освобождены от уплаты дани.

Лабиринт в Кноссе и миф о Минотавре

Также Лабиринт Дедала, согласно Плутарху, был самой обыкновенной тюрьмой. В ее стенах размещались простые заключенные, причем в весьма сносных условиях. Минос ежегодно проводил состязания в честь Андрогея, его сына, убитого афинянами. Победитель получал в рабы присланных из Афин юношей и девушек. До того их содержали в Лабиринте. Тавр пользовался великим доверием Миноса и был первым победителем состязаний. Тавр слыл грубым и жестокосердным хозяином, беспощадным с рабами. «Государственное устройство Боттии» Аристотеля ясно выражает мысль автора, что убивать присланных людей было попросту невыгодно - молодые люди высоко ценились на рынке рабов. Они, скорее всего, до конца своих дней оставались рабами на Крите.

Историк Демон считал, что Тавр являлся полководцем, флот которого вступил в бой с флотом Тесея в гавани и был разгромлен. В этом бою Тавр погиб. Плутарх писал, что Тавр был полководцем, убитым в войне между Критом и Афинами. Позднейшая история о Минотавре - плод человеческой выдумки и мифотворчества.

Иные гипотезы и культ быков

Минотавр мог быть заимствованным финикийским богом под именем . Молох изображался в виде рогатого человека, и ему приносили в жертву детей. Знаменитое выражение «геенна огненная» пошло от места, где приносились человеческие жертвы Молоху - детей «проводили через огонь», то есть сжигали заживо. Культ Молоха вполне мог находиться на Крите. Смерть Минотавра ознаменовала конец этого культа.

Ряд историков наших дней полагает историю Минотавра иносказательной историей о столкновении индоевропейцев с культурами автохтонных «народов моря». Эти «народы моря» неизвестного происхождения почитали быков. Столкновение выиграли более цивилизованные в современном понимании индоевропейцы. Также внешность Минотавра наводит на мысли о звероголовых египетских богах.

«Тесей», роман пера Мери Рено, содержит описание ритуальных жертвоприношений. Они назывались «бычьими поясками» - своеобразной протокорридой. Сцены с бычьими поясками нередко встречаются на фресках критского времени. Художественные материалы минойской эры содержат изображения таврокатапсии - ритуальных прыжков через быка. Культ почитания быка имел большую силу на Крите, и подобные ритуалы составляли значительную его часть.

Подобная тематика прослеживается еще со времён бронзового века, откуда она перекочевала в Хеттское царство, Сирию, Бактрию и долину Инда. Бои с быками и почитание быков обычное явление для культур средиземноморья. В наши дни это явление сохранилось в качестве испанской корриды.

Обоюдоострый топор палача - «лабрис», был неотъемлемой частью бычьего культа. Вероятно, «лабиринт» - видоизмененное «лабрис». Доэллинские религии часто практиковали священные бои быков, а критская демонология содержит немало людей с головами быков. Минотавр, живущий в сердце лабиринта, скорее всего, был жестокой легендой, отголоском еще более устрашающих ритуалов Крита. Самые древние формы легенды о Тесее и Минотавре гласят, что герой победил чудовище обоюдоострым топором.

«Но, по словам Филохора, критяне отвергают это предание и говорят, что Лабиринт был обыкновенной тюрьмой, где заключенным не делали ничего дурного и только караулили их, чтобы они не убежали, и что Минос устраивал гимнические состязания в память об Андрогее, а победителю давал в награду афинских подростков, до поры содержавшихся под стражею в Лабиринте. На первых состязаниях победил военачальник по имени Тавр, пользовавшийся тогда у Миноса величайшим доверием, человек грубого и дикого нрава, обходившийся с подростками высокомерно и жестоко. Аристотель в „Государственном устройстве Боттии“ также совершенно ясно дает понять, что не верит, будто Минос лишал подростков жизни: они, полагает философ, успевали состариться на Крите, неся рабскую службу. »

Согласно историку Демону, полководец Тавр завязал в гавани бой с Тесеем и был убит . Плутарх приводит сведения от разных историков, из которых можно почерпнуть, что у царя Миноса был такой военачальник Тавр, погибший в войне с афинянами, а все остальные подробности, видимо продукт мифотворчества, как считали ученые поздней античности.

По Павсанию, его настоящее имя было Астерий («звёздный») - сын Миноса, побежденный Тесеем .

На вазах его тело усеяно звездами либо испещрено глазами, на монете из Кносса изображался в маске быка .

В микенских текстах упомянута богиня da-pu 2 -ri-to-jo po-ti-ni-ja (Laburinthoio Potnia , «владычица Лабиринта») .

Толкования

По одной из гипотез, миф о Минотавре заимствован из Финикии , где Молох изображался также с бычьей головой и требовал человеческих жертв. Убийство Минотавра знаменует уничтожение его культа.

По мнению ряда современных историков , история Минотавра является зашифрованным повествованием о столкновении индоевропейских культур с культурами автохтонных «народов моря » (почитавших быка), победителем в котором оказались индоевропейцы.

В романе Мэри Рено «Тесей» жертвоприношение Минотавру трактовано с сугубо реалистической точки зрения - с ее точки зрения, жертв заставляли участвовать в жертвоприношении - «бычьей пляске» (протокорриде), изображения которой можно увидеть на критских фресках.

См. также

Напишите отзыв о статье "Минотавр"

Примечания

Ссылки

  • (англ.)

Отрывок, характеризующий Минотавр

Наташе было 16 лет, и был 1809 год, тот самый, до которого она четыре года тому назад по пальцам считала с Борисом после того, как она с ним поцеловалась. С тех пор она ни разу не видала Бориса. Перед Соней и с матерью, когда разговор заходил о Борисе, она совершенно свободно говорила, как о деле решенном, что всё, что было прежде, – было ребячество, про которое не стоило и говорить, и которое давно было забыто. Но в самой тайной глубине ее души, вопрос о том, было ли обязательство к Борису шуткой или важным, связывающим обещанием, мучил ее.
С самых тех пор, как Борис в 1805 году из Москвы уехал в армию, он не видался с Ростовыми. Несколько раз он бывал в Москве, проезжал недалеко от Отрадного, но ни разу не был у Ростовых.
Наташе приходило иногда к голову, что он не хотел видеть ее, и эти догадки ее подтверждались тем грустным тоном, которым говаривали о нем старшие:
– В нынешнем веке не помнят старых друзей, – говорила графиня вслед за упоминанием о Борисе.
Анна Михайловна, в последнее время реже бывавшая у Ростовых, тоже держала себя как то особенно достойно, и всякий раз восторженно и благодарно говорила о достоинствах своего сына и о блестящей карьере, на которой он находился. Когда Ростовы приехали в Петербург, Борис приехал к ним с визитом.
Он ехал к ним не без волнения. Воспоминание о Наташе было самым поэтическим воспоминанием Бориса. Но вместе с тем он ехал с твердым намерением ясно дать почувствовать и ей, и родным ее, что детские отношения между ним и Наташей не могут быть обязательством ни для нее, ни для него. У него было блестящее положение в обществе, благодаря интимности с графиней Безуховой, блестящее положение на службе, благодаря покровительству важного лица, доверием которого он вполне пользовался, и у него были зарождающиеся планы женитьбы на одной из самых богатых невест Петербурга, которые очень легко могли осуществиться. Когда Борис вошел в гостиную Ростовых, Наташа была в своей комнате. Узнав о его приезде, она раскрасневшись почти вбежала в гостиную, сияя более чем ласковой улыбкой.
Борис помнил ту Наташу в коротеньком платье, с черными, блестящими из под локон глазами и с отчаянным, детским смехом, которую он знал 4 года тому назад, и потому, когда вошла совсем другая Наташа, он смутился, и лицо его выразило восторженное удивление. Это выражение его лица обрадовало Наташу.
– Что, узнаешь свою маленькую приятельницу шалунью? – сказала графиня. Борис поцеловал руку Наташи и сказал, что он удивлен происшедшей в ней переменой.
– Как вы похорошели!
«Еще бы!», отвечали смеющиеся глаза Наташи.
– А папа постарел? – спросила она. Наташа села и, не вступая в разговор Бориса с графиней, молча рассматривала своего детского жениха до малейших подробностей. Он чувствовал на себе тяжесть этого упорного, ласкового взгляда и изредка взглядывал на нее.
Мундир, шпоры, галстук, прическа Бориса, всё это было самое модное и сomme il faut [вполне порядочно]. Это сейчас заметила Наташа. Он сидел немножко боком на кресле подле графини, поправляя правой рукой чистейшую, облитую перчатку на левой, говорил с особенным, утонченным поджатием губ об увеселениях высшего петербургского света и с кроткой насмешливостью вспоминал о прежних московских временах и московских знакомых. Не нечаянно, как это чувствовала Наташа, он упомянул, называя высшую аристократию, о бале посланника, на котором он был, о приглашениях к NN и к SS.
Наташа сидела всё время молча, исподлобья глядя на него. Взгляд этот всё больше и больше, и беспокоил, и смущал Бориса. Он чаще оглядывался на Наташу и прерывался в рассказах. Он просидел не больше 10 минут и встал, раскланиваясь. Всё те же любопытные, вызывающие и несколько насмешливые глаза смотрели на него. После первого своего посещения, Борис сказал себе, что Наташа для него точно так же привлекательна, как и прежде, но что он не должен отдаваться этому чувству, потому что женитьба на ней – девушке почти без состояния, – была бы гибелью его карьеры, а возобновление прежних отношений без цели женитьбы было бы неблагородным поступком. Борис решил сам с собою избегать встреч с Наташей, нo, несмотря на это решение, приехал через несколько дней и стал ездить часто и целые дни проводить у Ростовых. Ему представлялось, что ему необходимо было объясниться с Наташей, сказать ей, что всё старое должно быть забыто, что, несмотря на всё… она не может быть его женой, что у него нет состояния, и ее никогда не отдадут за него. Но ему всё не удавалось и неловко было приступить к этому объяснению. С каждым днем он более и более запутывался. Наташа, по замечанию матери и Сони, казалась по старому влюбленной в Бориса. Она пела ему его любимые песни, показывала ему свой альбом, заставляла его писать в него, не позволяла поминать ему о старом, давая понимать, как прекрасно было новое; и каждый день он уезжал в тумане, не сказав того, что намерен был сказать, сам не зная, что он делал и для чего он приезжал, и чем это кончится. Борис перестал бывать у Элен, ежедневно получал укоризненные записки от нее и всё таки целые дни проводил у Ростовых.

Однажды вечером, когда старая графиня, вздыхая и крехтя, в ночном чепце и кофточке, без накладных буклей, и с одним бедным пучком волос, выступавшим из под белого, коленкорового чепчика, клала на коврике земные поклоны вечерней молитвы, ее дверь скрипнула, и в туфлях на босу ногу, тоже в кофточке и в папильотках, вбежала Наташа. Графиня оглянулась и нахмурилась. Она дочитывала свою последнюю молитву: «Неужели мне одр сей гроб будет?» Молитвенное настроение ее было уничтожено. Наташа, красная, оживленная, увидав мать на молитве, вдруг остановилась на своем бегу, присела и невольно высунула язык, грозясь самой себе. Заметив, что мать продолжала молитву, она на цыпочках подбежала к кровати, быстро скользнув одной маленькой ножкой о другую, скинула туфли и прыгнула на тот одр, за который графиня боялась, как бы он не был ее гробом. Одр этот был высокий, перинный, с пятью всё уменьшающимися подушками. Наташа вскочила, утонула в перине, перевалилась к стенке и начала возиться под одеялом, укладываясь, подгибая коленки к подбородку, брыкая ногами и чуть слышно смеясь, то закрываясь с головой, то взглядывая на мать. Графиня кончила молитву и с строгим лицом подошла к постели; но, увидав, что Наташа закрыта с головой, улыбнулась своей доброй, слабой улыбкой.
– Ну, ну, ну, – сказала мать.
– Мама, можно поговорить, да? – сказала Hаташa. – Ну, в душку один раз, ну еще, и будет. – И она обхватила шею матери и поцеловала ее под подбородок. В обращении своем с матерью Наташа выказывала внешнюю грубость манеры, но так была чутка и ловка, что как бы она ни обхватила руками мать, она всегда умела это сделать так, чтобы матери не было ни больно, ни неприятно, ни неловко.

Имя: Минотавр (Minotaur)

Страна: Греция

Создатель: древнегреческая мифология

Деятельность: чудовище с телом человека и головой быка

Семейное положение: не женат

Минотавр: история персонажа

Персонаж древнегреческой мифологии, монстр с человеческим телом и бычьей головой. Родился у Пасифаи, супруги критского царя , после того как та вступила в интимную связь с быком. Царь Минос поселил чудовище в Кносском лабиринте. Минотавра кормили человечиной, отправляя к нему в лабиринт преступников. Раз в девять лет также приходила партия юношей и девушек из Афин, которых отдавали на растерзание чудовищу. Убит сыном афинского царя . Имя «Минотавр» означает «бык Миноса».

История происхождения

Есть несколько трактовок образа Минотавра и его возможного происхождения. Историк Владимир Борухович указывает на сходство Минотавра с богами Древнего Египта, которые также изображались в виде людей с головами животных. Другая похожая версия гласит, что образ Минотавра в Древней Греции - это вариация на тему финикийского божества по имени Молох, которое тоже выглядело как бык и человек в одном теле. Этому божеству приносили в жертву детей. Убийство Минотавра символизирует ликвидацию культа Молоха.


Древнегреческий философ рационалистически толкует миф и считает, что в образе Минотавра воплотилась память о некогда взаправду существовавшем человеке. Якобы у царя Миноса был лютый начальник стражи по имени Тавр, и тот принимал участие в боях, которые устраивали в Лабиринте с пленниками развлечения ради. Позже этот Тавр был убит афинянином Тесеем во время боя в гавани.

Английская писательница Мэри Рено создала роман «Тесей» на основе мифов Древней Греции. В этой литературной версии истории появления образа Минотавра в миф преобразилась взаправду существовавшая на острове Крит традиция «бычьей пляски» - вида жертвоприношения. На критских фресках якобы можно увидеть изображения «бычьей пляски».


В греческой мифологии много персонажей, во внешнем облике которых сочетаются человеческие и звериные черты. Минотавра иногда путают с кентавром, однако это разные персонажи. Кентавр - это существо с человеческим торсом, который «растет» из тела коня, мифологизированный образ всадника. У Минотавра голова быка «сидит» на человеческом теле. Еще один звероподобный персонаж - фавн. Человек с козлиными ногами, рогами и бородой, покровитель пастухов и скотоводов.

Легенда о Минотавре

Бог морей (либо, как вариант, громовержец ) послал царю острова Крит Миносу белого быка, чтобы царь принес того в жертву богам. Бык так понравился Миносу, что царю стало жалко убивать роскошное животное. В жертву был принесен обычный бык. Боги отомстили Миносу: жена царя, Пасифая, воспылала к быку страстью и возлегла со зверем. Чтобы привлечь внимание быка, царица ложилась в деревянную корову, которую изготовили специально с этой целью. От этого противоестественного союза и родился Минотавр.


Чудовищный сын Пасифаи демонстрировал характер зверя и на человека походил мало. Минотавр жил в Лабиринте, выстроенном для него, и на обед предпочитал людей. Минотавру отдавали преступников. Раз в девять лет на Крит приходил корабль из Афин, который нес на борту четырнадцать юношей и девушек. Афины таким образом платили Криту дань. Этих молодых людей бросали на растерзание Минотавру.

Однажды с группой молодежи из Афин прибыл сын афинского царя Тесей. Юноша решил положить конец выплатам чудовищной дани и расправиться с Минотавром. Дочь Миноса влюбилась в Тесея и дала тому клубок ниток. Афинский герой привязал конец нити у входа и разматывал клубок, пока пробирался по лабиринту, а затем по этой нити Ариадны вышел обратно вместе со спасенными соплеменниками. В лабиринте Тесею удалось убить Минотавра голыми руками или, по другой версии, мечом.


Экранизации

Образ Минотавра появляется в кино и мультфильмах, созданных по мотивам греческих мифов, но персонаж обычно предстает там в облике монстра, противника героев - без реплик и осмысленной роли в сюжете.

В приключенческом фильме «Синдбад и Минотавр», вышедшем в 2011 году в Австралии, царь Минос превращается в капитана пиратов Миноса, который хранит небывалое сокровище - голову Колосса Родосского, отлитую из чистого золота. Главный герой хочет добыть это сокровище, но для этого Синдбаду придется столкнуться с чудовищем Минотавром, которое охраняет лабиринт Миноса.


В том же 2011 году вышел американский фэнтезийный боевик «Война богов: Бессмертные». Фильм снят по мотивам древнегреческих мифов о Тесее и Минотавре и о Войнах Титанов. Мифологические сюжеты в сценарии претерпели сильные изменения. Для начала, главный герой Тесей в фильме - не сын афинского царя, а простой крестьянский юноша. Герой противостоит деспотическому царю Гипериону. Этот царь в одном из эпизодов посылает против Тесея чудовищного Минотавра, которого герой побеждает.

В 2006 году вышел фильм ужасов «Минотавр» с английским актером в роли Тео - главного героя, который становится в сценарии на место Тесея. Афины в сюжете заменены неким поселением, жители которого убили наследника критского царя и теперь обречены платить дань юношами и девушками, которых приносят в жертву Минотавру.


Тео - сын старейшины этого поселения и находится в привилегированном положении по отношению к остальным молодым людям. «Попасть под раздачу» герою не грозит, отец бережет героя. Тео, однако, сам тайно пробирается на корабль, который везет к Минотавру очередную партию жертв, потому что в предыдущую партию попала невеста Тео. Герой хочет сразиться с Минотавром и вернуть невесту, пока та еще жива.

Анимационное воплощение Минотавра можно увидеть в советском мультипликационном фильме «Лабиринт. Подвиги Тесея», вышедшем в 1971 году.


Минотавры как народ присутствуют в книгах и фильмах серии «Хроники Нарнии». Это гуманоидного типа существа с человеческим телом и бычьей головой. Состоят на службе у Белой Колдуньи. В фильме «Лев, Колдунья и волшебный шкаф» (2005) фигурирует минотавр Отмин, которого играет актер Шейн Ранги. В «Принце Каспиане» (2008) и «Покорителе зари» (2010) тоже есть персонажи из народа минотавров. Всех этих второстепенных героев, хоть они и представляют «разных» минотавров, играет один и тот же актер.

Цитаты

«Построю лабиринт, в котором смогу затеряться с тем, кто захочет меня найти, - кто это сказал и о чем?»

( , «Шлем ужаса: Креатифф о Тесее и Минотавре»)

Минотавр – бык Миноса, царя Крита, по легенде, был получеловеком полубуйволом, о котором вспоминают в основном в связи с мифами о подвигах Тесея. Хотя существуют изображения Минотавра, относящиеся к архаичному периоду в истории Древней Греции, первые упоминания о нем в дошедших до нас античных источниках сделаны Аполлодором и Плутархом.

История Минотавра, изложенная Аполлодором в «Библиотеке», такова: Астерий, правитель Крита, взял в жены дочь финикийского царя Европу и усыновил ее детей – Сарпедона, Радамантия и Миноса, сыновей Зевса. Повзрослевшие братья поссорились на почве любви к юному Милету, сыну Аполлона и Арии. Началась война, в результате которой Миносу удалось изгнать братьев и захватить власть на всем Крите. Чтобы закрепить свою победу, Минос пытается заслужить покровительство богов. Он просит Посейдона прислать из морских глубин быка, обещая принести его в жертву богам. Посейдон выполняет просьбу, но Минос приносит в жертву другого быка. Разгневанный нарушением данного ему обещания, Посейдон наделяет быка свирепым нравом и вселяет в жену Миноса Пасифаю любовную страсть к быку. Пасифая просит Дедала, афинянина, сосланного на Крит за убийство, придумать способ, позволивший бы ей утолить свою страсть. Дедал вырезает из дерева полую фигуру коровы, накрывает ее шкурой жертвенного животного и помещает Парсифаю внутрь фигуры. От совокупления с быком Пасифая рождает Астерия, которого прозвали Минотавром.

Минотавр – существо с туловищем человека и головой быка. По совету оракулов Минос заключает его в Лабиринт, здание, построенное Дедалом таким образом, что попавший в него уже не может выбраться оттуда.

Спустя время другой потомок Миноса – Андрогей отправляется на Панафинские игры, где побеждает всех соперников. Царь Эгей посылает его убить Марафонского быка, который сеет смерть и разрушения во всей марафонской долине. Андрогей находит быка, привезенного Геркулесом с Крита (это один из его двенадцати подвигов), но гибнет в поединке с ним. (По другой версии, Андрогея убивают завистливые соперники по Панафинским играм.) Прознав о смерти сына, Минос со своим флотом нападает на Афины и захватывает Мегару, предместье Афин, но, не будучи в силах покорить Афины, просит Зевса отомстить афинянам за смерть сына. Город охватывает страшная эпидемия чумы. Горожане просят совета у оракула, и тот отвечает, что единственный способ изгнать чуму – выполнить требования Миноса, какими бы они ни оказались. Минос приказывает ежегодно в виде жертвы Минотавру присылать на Крит семь юношей и семь девушек. Волей жребия или по собственному желанию в третью партию попадает Тесей, сын царя Аттики Эгея. По прибытии на Крит в него влюбляется дочь Миноса Ариадна и обещает ему помощь, если он возьмет ее в жены и увезет в Афины. Тесей клянется исполнить просьбу. По совету Дедала Ариадна дает Тесею клубок нити, конец которой он привязывает у входа в Лабиринт. Тесей распутывает клубок в течение своего пути внутри здания ловушки. В середине Лабиринта он находит спящего Минотавра и забивает его до смерти кулаками. На обратном пути, который он находит держась за распутанную нить, Тесей освобождает других пленников, которых вместе с Ариадной выводит к морю, где они строят корабль, на котором отправляются в Афины.

Не все древние авторы соглашаются с версией Аполлодора. Диодор Сицилийский и Плутарх в «Тесее» утверждают, что афиняне были дважды обязаны посылать жертву Минотавру каждые десять лет в течение всей его жизни. Ссылаясь на Гелланика, Плутарх добавляет, что Минос специально приезжал в Афины выбирать жертвы, которые, по разным сведениям, затем либо погибали от рогов Минотавра, либо были обречены до самой смерти бродить по Лабиринту в поисках выхода. Более того, не все греческие авторы соглашаются с версией о смерти Минотавра. Тот же Плутарх пишет о том, что пленникам было запрещено брать с собой на Крит какое бы то ни было оружие, однако, судя по изображению на греческой амфоре, Тесей, удерживая быка за рога, пронзает его мечом. На золотом украшении из Коринфа, датируемом VII веком н. э., возможно древнейшем изображении этой мифологической сцены, Тесей также пронзает Минотавра мечом в грудь, придерживая его за ухо. Аналогичная сцена запечатлена и на щите, относящемся примерно к этому же времени.

Необычная интерпретация сцены смерти Минотавра изображена на амфоре, хранящейся в музее Базеля (ок. 660 до н. э.). На ней Тесей и Ариадна бросают камни в человека быка, который, вопреки традиции, выглядит не как человек с бычьей головой, а как бык – с человеческой головой. В этом Тесею и Ариадне помогают афинские пленники.

Особый интерес к мифу о Минотавре, видимо, питали этруски. При раскопках в Этрурии (современная Тоскана) найдены многочисленные изображения мифологических сцен, относящиеся к довольно широкому временному диапазону. Этруски нередко своеобразно переиначивали смысл греческих мифов и легенд. Например, сидящий на спине Минотавра триумфатор с луком в левой руке, изображенный на кастелланском зеркале, – не Тесей, а Геркулес (Геракл). На другом предмете – этрусской черной вазе из Лувра – снова изображен Геркулес с львиной шкурой на плечах, который бьет Минотавра дубинкой.

В древности не существовало единого мнения по поводу внешности Минотавра. Аполлодор считает, что у него было туловище человека и голова быка. С ним соглашается Диодор. Однако на черной амфоре из Вульчи Минотавр изображен с хвостом и пятнистой, как у леопарда, шкурой. Римские авторы, похоже, имели еще более расплывчатое представление о Минотавре, чем греки. Павсаний затрудняется сказать, кем был Минотавр – человеком или зверем. Катулл просто именует его «диким чудовищем», а Вергилий – «гибридным потомком с двойственной природой». Для Овидия Минотавр – «чудовище с двойственной сутью» (в «Метаморфозах») и «получеловек полубык» (в «Героидах»). В неопределенном образе получеловека полубыка Минотавр перешел и в искусство средневековой Европы.

Как часть героического мифа о Тесее, легенда о Минотавре не избежала внесения в нее различных деталей, связанных с вмешательством в их судьбу богини Афины. На греческих вазах нередко можно видеть сцены, на которых Афина подбадривает героя, когда тот вонзает меч в чудовище, или вытаскивает его из ворот Лабиринта.

Ссылаясь на Филохора, Плутарх приводит версию легенды, изложенную якобы самими жителями Крита. Они утверждали, что Минотавром на самом деле был полководец царя Миноса по имени Тавр. В награду за победу в Играх, которые Минос устроил в память о своем сыне Андрогее, Тавр получил в рабство молодых афинских пленников, которых содержали в неприступной критской темнице, известной как Лабиринт. Будучи от природы человеком грубым, Тавр обращается с ними с крайней жестокостью. Однако на третьих Играх в честь Андрогея Тесей значительно превзошел всех остальных участников, включая Тавра. За свою атлетическую доблесть Тесей снискал любовь Ариадны. Минос также был доволен победой афинянина, поскольку недолюбливал влиятельного Тавра за его жестокий характер, к тому же царь подозревал его в связи со своей женой Пасифаей. Миносу пришлось вернуть афинских пленников на родину и отменить наложенное им на Афины обязательство.

В искусстве Древнего Рима были широко распространены мозаики, изображавшие Лабиринт. Такие мозаики сохранились во многих уголках бывшей Римской империи – в Помпеях, Кремоне, Бриндизи, Неапафосе (Италия), Экс ан Провансе (Франция), Сусе (Тунис), Кормероде (Швейцария), Зальцбурге (Австрия) и т. д. На всех этих изображениях Минотавр – центральная фигура. На мозаичному полу дворца в Помпеях Тесей и Минотавр схватились в смертельном поединке на глазах у испуганных девушек пленниц. На зальцбургской мозаике Тесей в развевающемся плаще хватает Минотавра за правый рог, в свободной руке он держит дубинку, готовый обрушить ее на спину чудовища. На мозаике в Камероде изображены также и птицы, – возможно, намек на Дедала и Икара, которые ускользнули из Лабиринта, куда их заточил Минос, при помощи самодельных крыльев. На мозаике в Сусе изображен побежденный Минотавр. Тесей и молодые афиняне отплывают от ворот Лабиринта, над которыми написаны слова: «Заключенный сюда погибнет».

Хотя изображения Минотавра и Лабиринта в римских виллах едва ли имели какое то символическое значение и служили исключительно для украшения, мозаики в склепах и на саркофагах отражают веру римлян в загробную жизнь. На оборотной стороне греческих монет, изображавших Лабиринт, нередко можно увидеть не только голову быка, но и лица богинь Де метры и Персефоны. Таким образом, еще в Древней Греции Лабиринт считался символом подземного царства, а Минотавр – олицетворением самой смерти.

В средние века и эпоху Возрождения Минотавр продолжал оставаться популярным персонажем церковных мозаик, иллюстраций к манускриптам, хрестоматиям и энциклопедиям, комментариев к античным трудам, в поэзии, искусстве. Жилище Минотавра рассматривалось как символ мирских удовольствий. На мозаике в церкви Сан Савино в Пьяченце Лабиринт символизирует мир, широкий на входе и узкий на выходе. Избалованному удовольствиями жизни человеку нелегко найти свой путь к спасению. Гвидо Пизанский идет еще дальше в своих комментариях к «Аду» Данте. По его мнению, Минотавр был потомком Пасифаи и Тавра, придворного царя Миноса, и символизирует Дьявола, а Лабиринт является символом мира заблуждений (labor – «ошибка» и intus – «внутри»). Как Дьявол овладевает душами, когда люди становятся на неверную дорогу, так и Минотавр пожирает молодых афинян, когда они попадают в его жилище. Как Ариадна помогла Тесею выбраться из Лабиринта, так и Иисус Христос выводит заблудшие души к свету вечной жизни. Иными словами, поединок Тесея с Минотавром и освобождение юных пленников символизируют борьбу Господа и сатаны за человеческие души.

Такое понимание образа Минотавра было близко и поэзии Боккаччо. В «Генеалогии богов» он утверждает, что из союза души (Пасифая – дочь солнца) и плотских удовольствий происходит порок звериной ярости, олицетворяет которую Минотавр. В средневековье было принято изображать Минотавра напоминающим кентавра – с человеческой головой и торсом быка. Это, видимо, связано с нечеткостью его описания у Овидия и Вергилия. Исидор Севильский упоминает о Минотавре в статье о кентавре в своей «Этимологии». В виде кентавра он изображен и на мозаике в соборе Сан Микеле в Павии, и на большинстве иллюстраций к «Аду» Данте. Представляет интерес отрывок из перевода работ Орозия, сделанного королем Альфредом, где говорится, что Минотавр – получеловек полулев.

Безусловно, лучшим литературным памятником Минотавру стал «Ад» Данте, в котором чудовище охраняет «жестоких» в седьмом круге. Данте не называет прямо Минотавра и говорит о нем как о «несчастье Крита», «твари» и «зверском гневе». Во время путешествия по аду сопровождающий Данте Вергилий дразнит Минотавра напоминанием о его смерти от руки Тесея. Взбешенное словами поэта чудовище начинает метаться в слепой ярости, и странники спешно минуют его. У Данте Минотавр – жертва собственных страстей, он не может забыть свое поражение, предрешившее его вечную судьбу.

В «Легенде о доброй женщине» Джефри Чосера (XIV век) изложена еще одна вариация древнего мифа: Тесей берет с собой в Лабиринт куски воска и смолы, которые бросает в пасть Минотавра, чтобы склеить его зубы. Этот эпизод аллегорически растолковывает Гвидо Пизанский. По его мнению, воск и смола символизируют самопожертвование Христа во имя спасения человечества от Сатаны.

В эпоху позднего средневековья история Минотавра продолжала интересовать художников и исследователей и в несколько меньшей степени поэтов и писателей. В изданиях «Метаморфоз» и геральдических сборниках XVI и XVII веков можно встретить немало гравюр, изображающих Минотавра. В комментариях Джорджа Сандиса к трудам Овидия (1632) Лабиринт – это мир, в котором живет человек, Минотавр символизирует чувственные наслаждения, а Ариадна – искреннюю любовь.

Исследователи XVIII века пытались увидеть в мифах отражение реальных исторических событий. Так, Дидро в «Энциклопедии» (1765) пишет о том, что чудовищный образ Минотавра следует понимать как осуждение измены Пасифаи с царедворцем Миноса Тавром, а победа Тесея над Минотавром – аллегория на итог борьбы царя Миноса с афинянами.

Мраморная статуя скульптора Антонио Кановы «Тесей триумфатор» (1781–1782) символизирует победу ума и красоты над животным началом. Вдохновленный фресками Помпеи, Канова изваял Тесея сидящим на безжизненном теле чудовища с бычьей головой. Прекрасное, мускулистое тело Тесея, спокойное выражение его лица контрастируют с грузным телом и бычьей головой его противника.

На полотне Постава Моро «Афиняне в лабиринте Минотавра» (1855) Тесея вообще нет. На одном из набросков Моро изобразил Минотавра, сжимающего в своих руках жертву и попирающего ногой гору безжизненных тел, однако в итоге художник отказался от этого замысла и изобразил не менее драматическую сцену: юные афиняне слышат шаги приближающегося чудовища – девушки в ужасе прижимаются друг к другу, юноши испуганно прислушиваются, один из них, стоя на коленях, указывает рукой по направлению к коридору, по которому приближается напоминающее кентавра существо с головой и руками человека и туловищем быка.

Моро в какой то степени предвосхитил отношение к Минотавру, сформировавшееся в XX веке. Минотавр был вырван из привычного круга подвигов Тесея и загадок Лабиринта. Сравнительная мифология, труды Дарвина и Фрейда заставили по новому взглянуть на это существо, на человечность в звере и звериную жестокость в человеке. Такую перемену можно заметить, например, на полотне Джорджа Уоттса «Минотавр». Под впечатлением газетной статьи об уличной проституции художник решил аллегорически изобразить разрушение невинности грубостью. Минотавр глядит вдаль со стены своей цитадели. В руке он сжимает раздавленное тело лебедя. Впрочем, хотя смысл аллегории довольно прозрачен, Минотавр едва ли выглядит как чудовище. Скорее как существо, в котором человеческие ум и сознание борются с темными инстинктами.

С тех пор как было установлено, насколько сильное влияние оказала на греческую культуру минойская цивилизация, возникновение мифа о Минотавре стали связывать с владычеством минойцев на море. Джексон Найт считает, что легенда о полубыке получеловеке Минотавре возникла из рассказов афинских юношей, отвозивших на Крит дань (некоторые из них, возможно, сами были данью). Они рассказывали о культуре, которую едва ли понимали: о необычном дворце и ритуалах, жрецах в бычьих масках и танце лабиринта. Найт считает, что Минотавр – плод фантазии греков, мифологический образ жрецов с бычьими головами масками.

С этой точкой зрения не соглашается Мартин Нильсон, который указывает на то, что, хотя попытки связать легенду о Минотавре с критским культом быка выглядят логичными, не существует никаких доказательств того, что этого культа придерживались и минойцы. На Крите поединки с быком были обычным развлечением, а не сакральной церемонией. Нильсон считает, что на формирование мифа повлияли изображения полулюдей полуживотных.

Критские фрески, изображающие прыжки через быка, видимо, могут служить подтверждением того, что миф о Минотавре является отражением минойско го обычая выставлять в противники пленникам гладиаторам быка. Такой поединок обычно плохо заканчивался для пленника, а быка приносили в жертву, убивая двусторонним топором – «лабрисом» (возможно, отсюда происходит слово «лабиринт»).

Наиболее значительным вкладом в художественный образ Минотавра в XX веке можно считать серию гравюр и набросков, выполненных Пикассо между 1933 и 1937 годами. Для сюрреалистов Минотавр был символом конфликта сил сознания и подсознания. Пикассо сделал эскиз для обложки первого номера журнала «Минотавр». На каждом из последующих номеров, выходящих до 1939 года, изображался Минотавр, каким его представляли Дали, Магритт, Макс Эрнст, Ривера и другие. Минотавр Пикассо переменчив: на одном рисунке он – олицетворение темного и жестокого в человеке, на другом – игривое жизнерадостное животное. В изображениях смерти Минотавра Пикассо соединяет испанскую корриду с критским ритуалом. На гравюре «Минотавр на арене» обнаженная девушка на глазах у безразличной публики пронзает спину чудовища мечом. На рисунке «Смерть Минотавра» истекающий кровью на пустой арене человек бык, приподняв голову, с тоской смотрит на небо. Завершает серию изображение искупления Минотавра, заставляющее вспомнить финал истории царя Эдипа: слепого, дряхлого зверя ведет за поводок маленькая девочка с букетом цветов.

В этих и других рисунках Пикассо не просто переосмысливает миф о Минотавре, а превращает его в трагического героя. Художнику, как никому другому, удалось воспользоваться многогранностью этого образа для отражения различных состояний человеческой души. Противоречивый образ, в котором слились воедино несовместимые понятия: звериная жестокость и человечность, гнев и страдание, смерть и необычайная жизнеспособность, – пожалуй, один из лучших символов сознания человека XX столетия



В продолжение темы:
Детская мода

Немногие понимают, какую силу они имеют в своих руках. Бывают моменты, когда собственные руки могут спасти или буквально предать, и все это происходит без вашего осознанного...

Новые статьи
/
Популярные