Древнегреческий миф герои эллады. Герои греческой мифологии. Пелопс увозит Гипподамию

Знаменитые герои античного мира

Агамемнон – один из главных героев древнегреческого эпоса, сын микенского царя Атрея и Аэропы, предводитель греческого войска во время Троянской войны.

Амфитрион – сын тиринфского царя Алкея и дочери Пелопа Астидамии, внук Персея. Амфитрион принял участие в войне против обитавших на острове Тафос телебоев, которую вёл его дядя микенский царь Электрион.

Ахилл – в греческой мифологии один из величайших героев, сын царя Пелея, царя мирмидонов и морской богини Фетиды, внук Эака, главный герой Илиады.

Аякс – имя двух участников Троянской войны; оба воевали под Троей как соискатели руки Елены. В "Илиаде" они часто выступают рука об руку и сравниваются с двумя могучими львами или быками.

Беллерофонт – один из главных героев старшего поколения, сын коринфского царя Главка (по другим источникам, бога Посейдона), внук Сизифа. Первоначальное имя Беллерофонта – Гиппоной.

Гектор – один из главных героев Троянской войны. Герой был сыном Гекубы и Приама – царя Трои. По преданию, он убил первого грека, ступившего на землю Трои.

Геракл – национальный герой греков. Сын Зевса и смертной женщины Алкмены. Одаренный могучею силой, исполнил самые тяжелые работы на земле и совершил великие подвиги. Искупив свои грехи, взошел на Олимп и достиг бессмертия.

Диомед – сын этолийского царя Тидея и дочери Адраста Дейпилы. Вместе с Адрастом принимал участие в походе и разорении Фив. Как один из женихов Елены Диомед сражался впоследствии под Троей, возглавляя ополчение на 80 кораблях.

Мелеагр – герой Этолии, сын калидонского царя Ойнея и Алфеи, супруг Клеопатры. Участник похода аргонавтов. Наибольшую славу Мелеагру принесло участие в калидонской охоте.

Менелай – царь Спарты, сын Атрея и Аэропы, муж Елены, младший брат Агамемнона. Менелай, с помощью Агамемнона, собрал дружественных царей на Илионский поход, причем сам выставил шестьдесят кораблей.

Одиссей – "сердитый", царь острова Итаки, сын Лаэрта и Антиклеи, муж Пенелопы. Одиссей – знаменитый герой Троянской войны, также прославившийся своими странствованиями и приключениями.

Орфей – знаменитый певец фракийцев, сын речного бога Эагра и музы Каллиопы, супруг нимфы Эвридики, приводивший своими песнями в движение деревья и скалы.

Патрокл – сын одного из аргонавтов Менетия, родственник и соратник Ахилла в Троянской войне. Будучи мальчиком, он во время игры в кости убил своего товарища, за это отец отправил его к Пелею во Фтию, где он был воспитан вместе с Ахиллом.

Пелей – сын эгинского царя Эака и Эндеиды, супруг Антигоны. За убийство своего сводного брата Фока, который победил Пелея в атлетических упражнениях, он был изгнан отцом и удалился во Фтию.

Пелоп – царь и национальный герой Фригии, а затем и Пелопоннеса. Сын Тантала и нимфы Эврианассы. Пелоп рос на Олимпе в обществе богов и был любимцем Посейдона.

Персей – сын Зевса и Данаи, дочери аргосского царя Акрисия. Победитель медузы Горгоны и спаситель Андромеды от притязаний дракона.

Талфибий – вестник, спартанец, вместе с Эврибатом был глашатаем у Агамемнона, выполняя его поручения. Талфибий вместе с Одиссеем и Менелаем собирал войско на Троянскую войну.

Тевкр – сын Теламона и дочери троянского царя Гесионы. Лучший стрелок из лука в греческом войске под Троей, где от его руки пало свыше тридцати защитников Илиона.

Тесей – сын афинского царя Энея и Эферы. Прославился рядом подвигов, подобно Гераклу; похитил вместе с Пейрифоем Елену.

Трофоний – первоначально хтоническое божество, тождественное с Зевсом Подземным. По распространенному верованию, Трофоний был сыном Аполлона или Зевса, братом Агамеда, питомцем богини земли – Деметры.

Фороней – основатель Аргосского государства, сын речного бога Инаха и гамадриады Мелии. Он чтился как национальный герой; на его могиле совершались жертвоприношения.

Фрасимед – сын пилосского царя Нестора, прибывший вместе с отцом и братом Антилохом под Илион. Он командовал пятнадцатью кораблям и принимал участие во многих битвах.

Эдип – сын финского царя Лая и Иокасты. Убил своего отца и женился на матери, не ведая об этом. Когда преступление открылось, Иокаста повесилась, а Эдип сам ослепил себя. Умер, преследуемый Эриниями.

Эней – сын Анхиса и Афродиты, родственник Приама, герой троянской войны. Эней подобно Ахиллу у греков – сын прекрасной богини, любимец богов; в битвах его защищали Афродита и Аполлон.

Ясон – сын Айсона, по поручению Пелия, отправился из Фессалии за золотым руном в Колхиду, для чего снарядил поход аргонавтов.

На сайте Энциклопедия мифологии размещено более двухсот пятидесяти статей о знаменитых героях и легендарных личностях античного мира, которые можно найти в нашем мифологическом словаре.


Герой - сын или потомок божества и смертного человека. У Гомера героем обычно именуется отважный воин (в "Илиаде ") или благородный человек, имеющий славных предков (в "Одиссее "). Впервые Гесиод называет "род героев", созданный Зевсом , "полубогами" (h m i q e o i, Орр. 158-160). В словаре Гесихия Александрийского (VI в.) понятие герой разъясняется как "мощный, сильный, благородный, значительный" (Hesych. v. h r o z). Современные этимологи дают различные толкования этого слова, выделяя, впрочем, функцию защиты, покровительства (корень ser-, вариант swer-, wer-, ср. лат servare, "оберегать", "спасать"), а также сближая с именем богини Геры - H r a).

История героев относится к так называемому классическому или олимпийскому периоду греческой мифологии (II тыс. до н.э., расцвет - II тыс. до н.э.), связанному с укреплением патриархата и расцветом микенской Греции. Олимпийские боги , ниспровергшие титанов, в борьбе с доолимпийским миром чудовищных порождений матери-земли - Геи, создают поколения героев, вступая в брак с родом смертных. Известны так называемые каталоги героев с указанием их родителей и места рождения (Hes. Theog. 240-1022; frg. 1-153; Apoll. Rhod. I 23-233). Иногда герой не знает своего отца, воспитывается матерью и отправляется на поиски, совершая по пути подвиги.

Герой призван выполнять волю олимпийцев на земле среди людей, упорядочивая жизнь и внося в нее справедливость, меру, законы, вопреки древней стихийности и дисгармоничности. Обычно герой наделяется непомерной силой и сверхчеловеческими возможностями, однако он лишен бессмертия, остающегося привилегией божества. Отсюда несоответствие и противоречие между ограниченными возможностями смертного существа и стремлением героев утвердить себя в бессмертии. Известны мифы о попытках богов сделать героев бессмертными; так, Фетида закаляет Ахилла в огне, выжигая в нем все смертное и умащая его амбросией (Apollod. III 13, 6), или Деметра, покровительствуя афинским царям, закаляет их сына Демофонта (Hymn. Hom. V 239-262). И в том, и в другом случае богиням мешают неразумные смертные родители (Пелей - отец Ахилла, Метанира - мать Демофонта).

Стремление нарушить исконное равновесие сил смерти и бессмертного мира принципиально не имеет успеха и карается Зевсом. Так, Асклепий , сын Аполлона и смертной нимфы Корониды, пытавшийся воскрешать людей, то есть даровать им бессмертие, был поражен молнией Зевса (Apollod. III 10, 3-4). Геракл похитил яблоки Гесперид, дарующие вечную молодость, но затем Афина возвратила их на место (Apollod. II 5, 11). Безуспешна попытка Орфея вернуть к жизни Эвридику (Apollod. I 3, 2).

Невозможность личного бессмертия компенсируется в героическом мире подвигами и славой (бессмертием) среди потомков. Личность героев большей частью имеет драматический характер, так как жизни одного героя не хватает, чтобы воплотить предначертания богов. Поэтому в мифах укрепляется идея страдания героической личности и бесконечного преодоления испытаний и трудностей. Герои часто гонимы враждебным божеством (например, Геракла преследует Гера , Apollod II 4, 8) и зависит от слабого, ничтожного человека, через которого действует враждебное божество (например, Геракл подчинен Эврисфею).

Чтобы создать великого героя, требуется не одно поколение. Зевс трижды вступает в брак со смертными женщинами (Ио , Данаей и Алкменой), чтобы через тридцать поколений (Эсхил "Прометей прикованный", 770 след.) родился Геракл , среди предков которого были уже Данай, Персей и др. сыновья и потомки Зевса. Таким образом, происходит нарастание героической мощи, достигающей апофеоза в мифах об общегреческих героях, таких, как Геракл.

Ранний героизм - подвиги геров, уничтожающих чудовищ: борьба Персея с горгоной, Беллерофонта с химерой, ряд подвигов Геракла, вершиной которых является борьба с Аидом (Apollod. II 7, 3). Поздний героизм связан с интеллектуализацией героев, их культурными функциями (искусный мастер Дедал или строители фиванских стен Зет н Амфион). Среди героев певцы и музыканты, овладевшие магией слова и ритма, укротители стихий (Орфей), прорицатели (Тиресий , Калхант, Трофоний), отгадыватели загадок (Эдип), хитроумные и любознательные (Одиссей), законодатели (Тесей). Независимо от характера героизма подвиги героев всегда сопровождаются помощью божественного родителя (Зевс, Аполлон , Посейдон) или бога, функции которого близки характеру того или иного героя (мудрая Афина помогает умному Одиссею). Нередко соперничество богов и их принципиальное отличие друг от друга сказывается на судьбе героя (гибель Ипполита как результат спора Афродиты и Артемиды ; буйный Посейдон преследует Одиссея наперекор мудрой Афине; Гера, покровительница моногамии, ненавидит Геракла, сына Зевса и Алкмены).

Зачастую герои испытывают мучительную смерть (самосожжение Геракла), гибнет от руки вероломного злодея (Тесей), по воле враждебного божества (Гиакинф, Орфей, Ипполит). Вместе с тем подвиги и страдания героев рассматриваются как своего рода испытания, вознаграждение за которые приходит после смерти. Геракл обретает бессмертие на Олимпе , получив в жены богиню Гебу (Hes. Theog. 950-955). Однако, по другой версии, сам Геракл находится на Олимпе, а тень его скитается в аиде (Hom. Od. XI 601-604), что указывает на двойственность и неустойчивость обожествления героев. Убитый под Троей Ахилл затем оказывается на острове Левка (аналог островов блаженных), где вступает в брак с Еленой (Paus. III 19, 11-13) или с Медеей в Елисейских полях (Apoll. Rhod. IV 811-814), Менелай (зять Зевса), не испытав смерти, переносится в Елисейские поля (Hom. Od. IV 561 -568). Гесиод же считает обязательным для большинства героев переселение на острова блаженных (Орр. 167-173). Сын Аполлона Асклепий , убитый молниями Зевса, мыслится ипостасью Аполлона, обретает божественные функции целителя, и культ его даже вытесняет в Эпидавре культ его отца Аполлона. Единственный герой - полубог Дионис , сын Зевса и Семелы, становится божеством еще при жизни; но это его превращение в бога подготавливается рождением, смертью и воскресением Загрея - архаической ипостаси Диониса, сына Зевса Критского и богини Персефоны (Nonn. Dion. VI 155-388). В песне элейских женщин к богу Дионису обращаются как к Дионису-Герою. (Anthologia lyrica graeca, ed. Diehl, Lips., 1925, II p. 206, frg. 46). Таким образом, Геракл явился образцом для представления о герое-боге (Pind. Nem. III 22), а Дионис считался героем среди богов.

Развитие героизма и самостоятельности героев приводит к их противопоставлению богам, к их дерзости и даже преступлениям, которые накапливаются в поколениях героических династий, приводя к гибели героев. Известны мифы о родовом проклятии, которое испытывают на себе герои конца классического олимпийского периода, соответствующего времени упадка микенского владычества. Таковы мифы о проклятиях, тяготеющих над родом Атридов (или Танталидов) (Тантал , Пелопс , Атрей, Фиест , Агамемнон, Эгисф, Орест), Кадмидов (дети и внуки Кадма - Ино, Агава, Пенфей, Актеон), Лабдакидов (Эдип и его сыновья), Алкмеонидов. Создаются также мифы о гибели всего рода героев (мифы о войне семерых против Фив и о Троянской войне). Гесиод рассматривает их как войны, в которых герои истребили друг друга (Орр. 156-165).

В начале I тысячелетия до н.э. большое распространение получает культ умерших героев, совсем незнакомый гомеровским поэмам, но зато известный по микенским царским захоронениям. В культе героев отразилась идея божественного вознаграждения после смерти, вера в продолжение заступничества героев и покровительство их людям. На могилах героев приносились жертвы (ср. жертвы Агамемнону в "Хоэфорах" Эсхила), им отводили священные участки (например, Эдипу в Колоне), вблизи их погребений устраивали состязания певцов (в честь Амфидаманта в Халкиде с участием Гесиода, Орр. 654-657). Плачи (или френы) по героям, прославлявшие их подвиги, послужили одним из источников эпических песен (ср. "славные деяния мужей", которые поет Ахилл, Гомер "Илиада" , IX 189). Общегреческий герой Геракл считался установителем Немейских игр (Pind. Nem. I). Ему приносили жертвы в разных храмах: в одних как бессмертному олимпийцу, в других - как герою (Herodot. II 44). Некоторые герои воспринимались как ипостаси бога, например Зевса (ср. Зевс - Агамемнон, Зевс - Амфиарай, Зевс - Трофоний), Посейдона (ср. Посейдон - Эрехфей).

Там, где была прославлена деятельность героев, строились храмы (храм Асклепия в Эпидавре), на месте его исчезновения вопрошали оракула (пещера и оракул Трофония, Paus. IX 39, 5). В VII-VI вв. до н.э. с развитием культа Диониса культ некоторых древних героев - эпонимов городов - потерял свое значение (например, в Сикионе при тиране Клисфене почитание Адраста сменилось почитанием Диониса, Herodot. V 67). Религиозно-культовый героизм, освященный полисным строем, играл важную политическую роль в Греции. Герои мыслились защитниками полиса, посредником между богами и людьми, предстателем за людей перед богом. После окончания Греко-персидской войны (как сообщает Плутарх) по велению пифии были перенесены останки Тесея с острова Скирос в Афины. Одновременно приносились жертвы героям, павшим в битвах, например при Платеях (Plut. Arist. 21). Отсюда же обожествление после смерти и включение в число героев известных исторических лиц (Софокл после смерти стал героем по имени Дексион). Почетное звание героя получали после гибели выдающиеся полководцы (например, Брасид после битвы при Амфиполе, Thuc. V 11, 1). В культе этих героев сказалось древнее почитание мифологических персонажей, которые стали восприниматься как предки - покровители семьи, рода и полиса.

Герой как универсальная категория персонажей, которая обнаруживается в любой мифологии, редко может быть выделена терминологически столь же четко, как в греческой мифологии. В архаических мифологиях герои очень часто классифицируются вместе с великими предками, а в более развитых оказываются легендарными древними царями или военными вождями, в том числе носящими исторические имена. Некоторые исследователи (Ш.Отран, Ф.Рэглан и др.) прямо возводят генезис мифологических героев к феномену царя-колдуна (жреца), описанному Дж.Фрейзером в "Золотой ветви", и даже видят в героях ритуальную ипостась божества (Рэглан). Однако такой взгляд неприменим к самым архаическим системам, для которых характерно представление о герое как первопредке, участвующем в творении, изобретающем "кухонный" огонь, культурные растения, вводящем социальные и религиозные институты и так далее, то есть выступающем в качестве культурного героя и демиурга.

В отличие от богов (духов), умеющих создать космические и культурные объекты чисто магическим путем, словесным их называнием, "извлекать" их так или иначе из самих себя, герои большей частью находят и добывают эти объекты готовыми, но в отдаленных местах, иных мирах, преодолевая при этом различные трудности, отнимая или похищая их (как культурные герои) у первоначальных хранителей, или же герои изготовляют эти объекты подобно гончарам, кузнецам (как демиурги). Обычно схема мифа творения в качестве минимального набора "ролей" включает субъекта, объект и источник (материал, из которого объект извлекается/делается). Если в роли субъекта творения вместо божества выступает герой-добытчик, то это обычно приводит к появлению у него дополнительной роли антагониста.

Пространственная подвижность и многочисленные контакты героев, особенно враждебные, способствуют повествовательному развертыванию мифа (вплоть до превращения его в сказку или героический эпос). В более развитых мифологиях герои эксплицитно представляют силы космоса в борьбе против сил хаоса - хтонических чудовищ или иных демонических существ, мешающих мирной жизни богов и людей. Лишь в процессе начинающейся "историзации" мифа в эпических текстах герои приобретают облик квазиисторических персонажей, а их демонические противники могут предстать иноверными иноземными "захватчиками". Соответственно, в сказочных текстах мифические герои заменяются условными фигурами рыцарей, принцев и даже крестьянских сыновей (в том числе младших сыновей и других героев, "не подающих надежд"), побеждающих сказочных чудовищ силой, или хитростью, или волшебством.

Мифические герои предстательствуют от имени человеческой (этнической) общины перед богами и духами, часто действуют как посредники (медиаторы) между различными мифическими мирами. Во многих случаях их роль отдаленно сопоставима с ролью шаманов.

Герои иногда действуют по инициативе богов или с их помощью, но они, как правило, гораздо активнее богов, и эта активность составляет, в известном смысле, их специфику.

Активность героев в развитых образцах мифа и эпоса способствует формированию особого героического характера - смелого, неистового, склонного к переоценке собственных сил (ср. Гильгамеша , Ахилла, героев германского эпоса и т. д.). Но и внутри класса богов могут быть иногда выделены активные персонажи, осуществляющие функцию медиации между частями космоса, одолевающие в борьба демонических противников. Такими богами-героями являются, например, Тор в скандинавской мифологии , Мардук - в вавилонской . С другой стороны,герои даже божественного происхождения и наделенные "божественной" силой могут иногда достаточно четко и даже резко противостоять богам. Гильгамеш, характеризуемый в аккадской поэме "Энума Элиш " как существо на две трети божественное и многими качествами превосходящее богов, не может все же сравниться с богами, и его попытка достигнуть бессмертия кончается неудачей.

В отдельных случаях неистовый характер героев или сознание внутреннего превосходства над богами приводят к богоборчеству (ср. греч. Прометея и сходных с ним героев мифологии кавказско-иберийских народов Амирани, Абрскила, Артавазда, а также Батрадза). Герои нуждаются для совершения подвигов в сверхъестественной силе, которая лишь отчасти присуща им от рождения, обычно в силу божественного происхождения. Они нуждаются в помощи богов или духов (в дальнейшем эта потребность героев уменьшается в героическом эпосе и еще более увеличивается в сказке, где чудесные помощники часто действуют за них), а эта помощь большей частью приобретается посредством определенного искуса и испытаний типа посвятительных испытаний, то есть инициации, практикуемой в архаических обществах. По-видимому, отражением обрядов инициации является обязательный в героическом мифе: уход или изгнание героя из своего социума, временная изоляция и странствия в иных странах, на небе или в нижнем мире, где и происходят контакты с духами, приобретение духов-помощников, борьба с некоторыми демоническими противниками. Специфический символический мотив, связанный с инициацией - проглатывание юного героя чудовищем и последующее освобождение из его чрева. Во многих случаях (и это как раз указывает на связь с инициацией) инициатором испытаний является божественный отец (или дядя) героя или вождь племени, который дает юноше "трудные задачи" или изгоняет его из племени.

Изгнание (трудные задачи) иногда мотивировано проступком героя (нарушение табу) или опасностью, которую он представляет для отца (вождя). Юный герой часто нарушает различные запреты и даже нередко совершает инцест, который одновременно сигнализирует о его героической исключительности и достигнутой зрелости (а может быть, и об одряхлении отца-вождя). Испытания могут принять в мифе форму преследования, попыток изведения со стороны бога (отца, царя) или демонических существ (злых духов), герой может превратиться в мистериальную жертву, проходящую через временную смерть (уход/возвращение - смерть/воскресение). В том или ином виде испытания являются важнейшим элементом героической мифологии.

Рассказ о чудесном (во всяком случае, необычном) рождении героя, его удивительных способностях и раннем достижении зрелости, о его обучении и особенно предварительных испытаниях, различные перипетии героического детства составляют важную часть героического мифа и предшествуют описанию важнейших подвигов, имеющих общее значение для социума.

Биографическое "начало" в героическом мифе в принципе аналогично космическому "началу" в мифе космогоническом или этиологическом. Только здесь упорядочивание хаоса отнесено не к миру в целом, а к формированию личности, превращающейся в героя, служащего своему социуму и способного в дальнейшем поддержать космический порядок. Практически, однако, предварительные испытания героя в процессе его социального воспитания и основные деяния часто так переплетены в сюжете, что их трудно четко разделить. Героическая биография порой также включает историю женитьбы героя (с соответствующими соревнованиями и испытаниями со стороны чудесной невесты или ее отца, эти мотивы получают особенно богатое развитие в сказке), а иногда и рассказ о его смерти, трактуемый во многих случаях в качестве временного ухода в иной мир с сохранением перспективы возвращения/воскресения.

Героическая биография довольно отчетливо соотносится с циклом "переходных" обрядов, сопровождающих рождение, посвящение, женитьбу и смерть. Но при этом героический миф сам, в силу парадигматической функции мифа, должен служить образцом для исполнения переходных обрядов (особенно инициации) в ходе социального воспитания полноправных членов племени, религиозной или социальной группы, а также в ходе совершения всего жизненного цикла и нормальной смены поколений Героический миф - важнейший источник формирования как героического эпоса, так и сказки.


Мифы и легенды народов мира. Древняя Греция / А.И. Немировский.- М.: Литература, Мир книги, 2004

Герои Эллады

Из мифов Древней Греции


Рассказала для детей Вера Смирнова

ПРЕДИСЛОВИЕ

Много-много веков назад на Балканском полуострове поселился народ, который впоследствии стали называть греками. В отличие от современных греков, мы называем тот народ древними греками , или эллинами , а их страну Элладой .

Эллины оставили народам мира богатое наследство: величественные здания, которые до сих пор считаются красивейшими в мире, прекрасные мраморные и бронзовые статуи и великие произведения литературы, которые люди читают и сейчас, хотя они написаны на языке, на котором давно уже никто не говорит на земле. Это «Илиада» и «Одиссея» - героические поэмы о том, как греки осаждали город Трою, и о скитаниях и приключениях одного из участников этой войны - Одиссея. Эти поэмы пелись бродячими певцами, и созданы они были около трёх тысяч лет назад.

От древних греков остались нам их предания, их древние сказания - мифы.

Греки прошли длинный исторический путь; понадобились века, прежде чем они стали самым образованным, самым культурным народом древнего мира. Их представления об устройстве мира, их попытки объяснить всё происходящее в природе и в человеческом обществе нашли своё отражение в мифах.

Мифы создавались тогда, когда эллины ещё не знали грамоты; складывались постепенно, в течение нескольких веков, передавались из уст в уста, из поколения в поколение и никогда не были записаны как единая, цельная книга. Мы знаем их уже из произведений древних поэтов Гесиода и Гомера, великих греческих драматургов Эсхила, Софокла, Еврипида и писателей более поздних эпох.

Вот почему мифы древних греков приходится собирать из самых разных источников и пересказывать их.

По отдельным мифам можно воссоздать картину мира, как представляли его себе древние греки. Мифы рассказывают, что сначала мир населяли чудовища и великаны: гиганты, у которых вместо ног извивались огромные змеи; сторукие, громадные, как горы; свирепые киклопы, или циклопы, - с одним сверкающим глазом посреди лба; грозные дети Земли и Неба - могучие титаны. В образах гигантов и титанов древние греки олицетворяли стихийные могучие силы природы. Мифы рассказывают, что впоследствии эти стихийные силы природы были обузданы и покорены Зевсом - божеством неба, Громовержцем и Тучегонителем, который установил порядок в мире и стал владыкой вселенной. На смену титанам пришло царство Зевса.

В представлении древних греков боги были похожи на людей и отношения между ними напоминали отношения между людьми. Греческие боги ссорились и мирились, постоянно вмешивались в жизнь людей, принимали участие в войнах. Каждый из богов занимался каким-то своим делом, «заведовал» определённым «хозяйством» в мире. Эллины наделяли своих богов человеческими характерами и склонностями. От людей - «смертных» - греческие боги отличались только бессмертием.

Как у каждого греческого племени был свой вождь, военачальник, судья и хозяин, так среди богов греки считали вождем Зевса. По верованиям греков, семья Зевса - его братья, жена и дети делили с ним власть над миром. Супруга Зевса, Гера, считалась хранительницей семьи, брака, домашнего очага. Брат Зевса, Посейдон, владычествовал над морями; Гадес, или Аид, правил подземным царством мертвых; Деметра, сестра Зевса, богиня земледелия, ведала урожаями. У Зевса были дети: Аполлон - бог света, покровитель наук и искусств, Артемида - богиня лесов и охоты, Афина Паллада, родившаяся из головы Зевса, - богиня мудрости, покровительница ремесел и знаний, хромой Гефест - бог кузнец и механик, Афродита - богиня любви и красоты, Арес - бог войны, Гермес - вестник богов, ближайший помощник и наперсник Зевса, покровитель торговли и мореплавания. Мифы рассказывают, что эти боги жили на горе Олимп, всегда закрытой от глаз людей облаками, питались «пищей богов» - нектаром и амброзией, и все дела решали на пирах у Зевса.

Люди на земле обращались к богам - к каждому по его «специальности», воздвигали им отдельные храмы и, чтобы умилостивить их, приносили дары - жертвы.

Мифы рассказывают, что, кроме этих главных богов, вся земля была населена богами и богинями, олицетворявшими силы природы.

В реках и ручьях жили нимфы Наяды, в море - Нереиды, в лесах - Дриады и Сатиры с козлиными ногами и с рожками на голове; в горах жила нимфа Эхо.

ГЕРОИ

ГЕРОИ

Античная мифология

Ахилл
Гектор
Геракл
Одиссей
Орфей
Персей
Тесей
Эдип
Эней
Ясон

АХИЛЛ -
в греческой мифологии один из величайших героев,
сын царя Пелея и морской богини Фетиды.
Иметь сына от прекрасной Фетиды хотели Зевс и Посейдон,
но титан Прометей предупредил их,
что ребенок превзойдет величием своего отца.
И боги благоразумно устроили брак Фетиды со смертным.
Любовь к Ахиллу, а также стремление сделать его неуязвимым и
дать бессмертие заставили Фетиду купать ребенка в реке Стикс,
протекавшей через Аид, страну мертвых.
Так как Фетида вынуждена была держать сына за пятку, т
о эта часть тела осталась беззащитной.
Наставником Ахилла был кентавр Хирон, который кормил его
внутренностями львов, медведей и диких вепрей, обучал игре на кифаре и пению.
Ахилл вырос бесстрашным воином, но его бессмертная мать, зная,
что участие в походе против Трои принесет сыну гибель,
нарядила его девушкой и спрятала среди женщин во дворце царя Ликомеда.
Когда вождям греков стало известно предсказание жреца Калханта,
внука Аполлона, что без Ахилла поход на Трою обречен на неудачу,
они отправили к нему хитроумного Одиссея.
Прибыв к царю под видом купца, Одиссей разложил перед собравшимися
женские украшения вперемежку с оружием.
Обитательницы дворца принялись рассматривать ювелирные изделия,
но вдруг, по знаку Одиссея, раздался сигнал тревоги -
девушки в испуге разбежались, а герой схватился за меч, выдав себя с головой.
После разоблачения Ахиллу волей-неволей пришлось отплыть в Трою,
где он вскоре рассорился с предводителем греков Агамемноном.
По одной из версий мифа, это произошло потому, что,
желая обеспечить греческому флоту
благоприятный ветер, Агамемнон тайно от героя,
под предлогом бракосочетания с Ахиллом, вызвал в Авлиду
свою дочь Ифигению и принес ее в жертву богине Артемиде.
Разгневанный Ахилл удалился в свой шатер, отказываясь воевать.
Однако смерть его верного друга и побратима Патрокла
от руки троянца Гектора принудила
Ахилла к немедленному действию.
Получив в дар от бога-кузнеца Гефеста доспехи,
Ахилл сразил Гектора ударом копья и двенадцать дней
глумился над его телом поблизости от могилы Патрокла.
Лишь Фетида смогла убедить сына отдать останки Гектора троянцам
для проведения погребального обряда —
священного долга живых по отношению к мертвым.
Вернувшись на поле брани, Ахилл разил врагов сотнями.
Но его собственная жизнь подходила к концу.
Стрела Париса, метко направленная Аполлоном,
нанесла Ахиллу смертельную рану в пятку,
единственное уязвимое место на теле героя.
Так погиб доблестный и самонадеянный Ахилл,
идеал великого полководца древности Александра Македонского.

1.Обучение Ахилла
Помпео Батони, 1770

2.Ахилл у Ликомеда
Помпео Батони, 1745

3.Послы Агамемнона у Ахиллеса
Жан Огюст Доминик Энгр
1801, Лувр, Париж

4.Кентавр Хирон возвращает тело
Ахилла его матери Фетиде
Помпео Батони, 1770

ГЕКТОР -
в древнегреческой мифологии один из главных героев Троянской войны.
Герой был сыном Гекубы и Приама - царя Трои.
У Гектора было 49 братьев и сестер, однако среди сыновей Приама именно он славился
своей силой и храбростью. По преданию, Гектор поразил насмерть первого грека,
ступившего на землю Трои, - Протесилая.
Особенно прославился герой на девятом году Троянской войны,
вызвав на бой Аякса Теламонида.
Гектор обещал своему врагу не осквернять его тела
в случае поражения и не снимать с него доспехов и потребовал того же от Аякса.
После продолжительной борьбы они решили прекратить поединок и в знак
взаимного уважения обменялись подарками.
Гектор надеялся одержать победу над греками, несмотря на предсказание Кассандры.
Именно под его предводительством троянцы ворвались в укрепленный лагерь ахейцев,
подступили к военному флоту и даже успели поджечь один из кораблей.
В легендах описывается также бой Гектора с греком Патроклом.
Герой победил своего противника и снял с него доспехи Ахилла.
Боги принимали весьма активное участие в войне. Они разделились на два лагеря
и помогали каждый своим любимцам.
Гектору покровительствовал сам Аполлон.
Когда Патрокл погиб, Ахилл, одержимый местью за его гибель,
привязал побежденного мертвого Гектора к своей колеснице и
протащил его волоком вокруг стен Трои, но тело героя не трогали ни тлен,
ни птицы, так как Аполлон оберегал его в благодарность за то,
что Гектор при жизни неоднократно помогал ему.
Исходя из этого обстоятельства древние греки сделали вывод о том,
что Гектор был сыном Аполлона.
Согласно мифам, Аполлон на совете богов уговорил Зевса
выдать тело Гектора троянцам,
чтобы его похоронили с почетом.
Верховный бог приказал Ахиллу отдать тело погибшего его отцу Приаму.
Так как, по преданию, могила Гектора находилась в Фивах,
исследователи предположили, что образ героя имеет беотийское происхождение.
Гектор был очень почитаемым героем в Древней Греции,
что доказывает факт наличия его изображения
на старинных вазах и в античной пластике.
Обычно на них изображали сцены прощания Гектора с его женой Андромахой,
битву с Ахиллом и многие другие эпизоды.

1.Андромаха у тела Гектора
Жак Луи Давид
1783, Лувр, Париж

]

ГЕРАКЛ -
в древнегреческой мифологии величайший из героев,
сын Зевса и смертной женщины Алкмены.
Зевсу был необходим смертный герой для победы над гигантами,
и он решил родить Геракла.
Лучшие наставники обучали Геракла различным искусствам, борьбе, стрельбе из лука.
Зевс хотел, чтобы Геракл стал правителем Микен или Тиринфа, ключевых крепостей на подходах к Аргосу,
но ревнивая Гера расстроила его планы.
Она поразила Геракла безумием, в припадке которого тот убил
жену и трех своих сыновей.
Во искупление тяжкой вины герой должен был двенадцать лет служить Эврисфею,
царю Тиринфа и Микен, после чего ему было даровано бессмертие.
Наиболее известен цикл сказаний о двенадцати подвигах Геракла.
Первый подвиг состоял в добыче шкуры немейского льва,
которого Гераклу пришлось задушить голыми руками.
Победив льва, герой выделал его шкуру и носил как трофей.
Следующим подвигом стала победа над гидрой, священной девятиголовой змеей Геры.
Чудище обитало в болоте близ Лерны, недалеко от Аргоса.
Трудность состояла в том, что вместо отрубленной героем головы у гидры
тут же вырастали две новые.
С помощью своего племянника Иолая Геракл осилил свирепую лернейскую гидру —
юноша прижигал шею каждой отрубленной героем головы.
Правда, подвиг не был засчитан Эврисфеем, так как Гераклу помогал племянник.
Следующий подвиг не был таким кровавым.
Гераклу следовало изловить керинейскую лань, священное животное Артемиды.
Затем герой поймал эриманфского вепря, который опустошал поля Аркадии.
При этом случайно погиб мудрый кентавр Хирон.
Пятым подвигом стала очистка Авгиевых конюшен от навоза,
что герой сделал за один день, направив в них воды ближайшей реки.
Последним из подвигов, совершенных Гераклом на Пелопоннесе, было
изгнание стимфалийских птиц с остроконечными железными перьями.
Зловещие птицы испугались медных трещоток,
изготовленных Гефестом и дарованных Гераклу
благосклонной к нему богиней Афиной.
Седьмым подвигом была поимка свирепого быка, которого Минос, царь Крита,
отказался принести в жертву богу моря Посейдону.
Бык совокупился с женой Миноса Пасифаей, которая родила от него Минотавра, человека с бычьей головой.
Восьмой подвиг Геракл совершил во Фракии,
где подчинил своей власти кобылиц-людоедок царя Диомеда.
Оставшиеся четыре подвига были иного рода.
Эврисфей приказал Гераклу добыть пояс царицы воинственных амазонок Ипполиты.
Затем герой похитил и доставил в Микены коров трехголового великана Гериона.
После этого Геракл принес Эврисфею золотые яблоки Гесперид, для чего ему пришлось
задушить великана Антея и обмануть Атланта, держащего на своих плечах небосвод.
Последний подвиг Геракла — путешествие в царство мертвых — был самым многотрудным.
При содействии царицы подземного мира Персефоны герой смог вывести оттуда
и доставить в Тиринф трехголового пса Кербера (Цербера), стража преисподней.
Конец Геракла был ужасен.
Герой погиб в страшных муках, надев рубашку, которую его жена Деянира,
по совету умирающего от руки Геракла кентавра Несса,
омочила ядовитой кровью этого получеловека-полуконя.
Когда герой из последних сил взошел на погребальный костер,
с небес ударила багряная молния и
Зевс принял сына в сонм бессмертных.
Некоторые подвиги Геракла увековечены в названиях созвездий.
Например, созвездие Льва — в память о немейском льве,
созвездие Рака напоминает об огромном раке Каркине,
посланной Герой в помощь лернейской гидре.
В римской мифологии Гераклу соответствует Геркулес.

1.Геракл и Кербер
Борис Валледжо, 1988

2.Геракл и Гидра
Гюстав Моро, 1876

3.Геркулес на распутье
Помпео Батони, 1745

4.Геракл и Омфала
Франсуа Лемуан, Ок.1725

ОДИССЕЙ -
"сердитый", "гневный" (Улисс). В греческой мифологии царь острова Итака,
один из предводителей ахейцев в Троянской войне.
Он знаменит своим хитроумием, ловкостью и удивительными приключениями.
Отважного Одиссея иногда считали сыном Сизифа, который соблазнил Антиклею
ещё до брака с Лаэртом,
а по некоторым версиям, Одиссей — внук Автолика, "клятвопреступника и вора", сына бога Гepмеса,
унаследовавший их ум, практицизм и предприимчивость.
Агамемнон, предводитель греков, возлагал большие надежды на изобретательность и ум Одиссея.
Вместе с мудрым Нестором Одиссею было поручено уговорить великого воина
Ахилла принять участие в Троянской войне на стороне греков,
а когда их флот застрял в Авлиде, именно Одиссей обманом убедил жену
Агамемнона Клитемнестру отпустить в Авлиду Ифигению
под предлогом ее бракосочетания с Ахиллом.
В действительности же Ифигения предназначалась в жертву Артемиде,
которая иначе не соглашалась
обеспечить греческим кораблям попутный ветер.
Это Одиссею пришла в голову затея с Троянским конем, принесшая ахейцам победу.
Греки сделали вид, что сняли осаду с города, и вышли в море,
оставив на берегу огромного пустотелого коня,
внутри тела которого спрятался отряд воинов под предводительством Одиссея.
Троянцы, радуясь уходу ахейцев, втащили коня в город.
Они решили преподнести статую в дар Афине и обеспечить городу покровительство богов.
Ночью через потайную дверцу из коня высыпали вооруженные ахейцы,
перебили стражу и открыли ворота Трои.
Отсюда древняя поговорка: "Бойся ахейцев (данайцев), дары приносящих", и
выражение "Троянский конь".
Троя пала, но жестокая резня, учиненная греками,
вызвала сильнейший гнев богов, особенно Афины,
ведь любимицу богов Кассандру изнасиловали в ее святилище.
Странствия Одиссея были любимой историей греков и римлян,
которые называли его Улиссом.
Из Трои Одиссей взял курс на Фракию,
где потерял много людей в сражении с киконами.
Затем буря отнесла его к земле лотофагов ("питающихся лотосом"),
чья пища заставляла пришельцев забыть о родине.
Позже Одиссей попал во владения циклопов (киклопов),
оказавшись пленником одноглазого Полифема, сына Посейдона.
Однако Одиссей и его спутники сумели избежать неминуемой гибели.
На острове повелителя ветров Эола Одиссей получил подарок — мех,
наполненный попутными ветрами,
но любопытные мореходы развязали мех и ветры разлетелись во все стороны,
перестав дуть в попутном направлении.
Затем на корабли Одиссея напали лестригоны, племя великанов-людоедов,
но герою удалось добраться до острова Эя, владения волшебницы Цирцеи (Кирки).
С помощью Гермеса Одиссей смог заставить волшебницу вернуть
человеческий облик членам его команды,
которых она превратила в свиней.
Далее, по совету Кирки, он посещает подземное царство мертвых,
где тень слепого прорицателя Тиресия предупреждает отважного Одиссея
о грядущих опасностях.
Покинув остров, корабль Одиссея поплыл мимо побережья,
где сладкоголосые сирены своим дивным пением
завлекали моряков на острые скалы.
Герой приказал спутникам залепить уши воском, а себя привязать к мачте. Счастливо миновав блуждающие скалы Планкты,
Одиссей потерял шесть человек, которых утащила и сожрала шестиголовая Скита (Сцилла).
На острове Тринакия, как и предсказывал Тиресий, голодные путешественники
соблазнились тучными стадами бога солнца Гелиоса.
В наказание эти моряки погибли от бури, насланной Зевсом по просьбе Гелиоса.
Оставшийся в живых Одиссей чуть не был проглочен чудовищным водоворотом Харибдой.
Обессилевшего от истощения, его прибило к острову волшебницы Калипсо,
которая выходила его и предложила вступить в брак.
Но даже перспектива бессмертия не соблазнила Одиссея,
рвавшегося на родину, и через семь лет боги заставили
влюбленную нимфу отпустить путешественника.
После очередного кораблекрушения Одиссей, с помощью Афины приняв вид
нищего старика, вернулся домой, где долгие годы его ждала жена Пенелопа.
Осаждаемая знатными женихами, она тянула время, объявив, что выйдет замуж,
когда закончит ткать саван для своего свекра Лаэрта.
Однако по ночам Пенелопа распускала сотканное за день.
Когда служанки раскрыли ее тайну, она согласилась выйти замуж за того,
кто сможет натянуть тетиву боевого лука, принадлежащего Одиссею.
Испытание выдержал неизвестный нищий старик, который, сбросив рубище,
оказался могучим Одиссеем.
После двадцати лет разлуки герой обнял свою верную Пенелопу,
которую Афина перед встречей наградила редкой красотой.
По некоторым версиям мифа, Одиссей, неузнанный, пал от руки Телегона,
своего сына от Цирцеи (Кирки), по другим —
мирно почил будучи в преклонном возрасте.

1.Одиссей в пещере циклопа Полифема
Якоб Йорданс, 1630

2.Одиссей и сирены
Джон Уильям Уотерхаус, 1891

3.Цирцея и Одиссей
Джон Уильям Уотерхаус 1891

4.Пенелопа, ждущая Одиссея
Джон Уильям Уотерхаус, 1890

ОРФЕЙ -
в древнегреческой мифологии герой и путешественник.
Орфей был сыном фракийского речного бога Эагры и музы Каллиопы.
Он был известен как талантливый певец и музыкант.
Орфей принимал участие в походе аргонавтов, своей игрой на форминге
и молитвами он успокоил волны и помог гребцам корабля "Арго".
Герой женился на прекрасной Эвридике и, когда она внезапно умерла от укуса змеи,
последовал за ней в загробный мир.
Страж потустороннего мира, злой пес Цербер,
Персефона и Аид были зачарованы волшебной музыкой юноши.
Аид обещал вернуть Эвридику на землюпри при том условии,
что Орфей не взглянет на жену до тех пор, пока не войдет в свой дом.
Орфей не сдержался и посмотрел на Эвридику,
в результате чего она навсегда осталась в царстве мертвых.
Орфей не относился с должным почтением к Дионису, но почитал Гелиоса,
которого именовал Аполлоном.
Дионис решил проучить юношу и наслал на него менад,
которые растерзали музыканта и бросили в реку.
Части его тела были собраны музами, которые оплакивали смерть прекрасного юноши.
Голова Орфея поплыла по реке Гебр и была найдена нимфами,
затем попала на остров Лесбос, где ее принял Аполлон.
Тень музыканта попала в Аид, где супруги воссоединились.

1.Орфей и Эвридика
Фредерик Лейтон, 1864

2.Нимфы и голова Орфея
Джон Уотерхаус, 1900

ПЕРСЕЙ -
в греческой мифологии предок Геракла, сын Зевса и Данаи,
дочери аргосского царя Акрисия.
В надежде помешать исполнению пророчества о гибели Акрисия от руки внука,
Данаю заточили в медный терем, но всемогущий Зевс проник туда,
обернувшись золотым дождем, и зачал Персея.
Устрашенный Акрисий посадил мать с ребенком
в деревянный ящик и сбросил его в море.
Однако Зевс помог возлюбленной и сыну благополучно
добраться до острова Сериф.
Возмужавший Персей был послан местным правителем Полидектом,
полюбившим Данаю, на розыски горгоны Медузы,
взглядом превращающей все живое в камень.
К счастью для героя, Афина ненавидела Медузу и, согласно одному из мифов,
из ревности наградила некогда прекрасную горгону смертоносной красотой.
Афина научила Персея, как поступить.
Сначала юноша, следуя советам богини, отправился к старухам-граям,
у которых на троих был один глаз и один зуб.
Хитростью завладев глазом и зубом, Персей вернул их граям в обмен
на указание пути к нимфам, которые подарили ему шапку-невидимку,
крылатые сандалии и сумку для головы Медузы.
Персей прилетел на западный край света, в пещеру горгоны, и,
глядя на отражение смертной Медузы в своем медном щите, отрубил ей голову.
Положив ее в сумку, он умчался в шапке-невидимке,
незамеченный змееволосыми сестрами чудовища.
По дороге домой Персей спас от морского чудища красавицу Андромеду
и женился на ней.
Затем герой направился в Аргос, но Акрисий,
узнав о прибытии внука,сбежал в Ларису.
И все-таки он не ушел от судьбы - во время празднеств в Ларисе,
участвуя в состязаниях, Персей метнул тяжелый бронзовый диск,
попал в голову Акрисия и поразил его насмерть.
Сраженный горем безутешный герой не пожелал править в Аргосе
и перебрался в Тиринф.
После смерти Персея и Андромеды богиня Афина вознесла супругов на небо, превратив их в созвездия.

1.Персей и Андромеда
Питер Пауль Рубенс, 1639

2.Зловещая голова Горгоны
Эдуард Берн-Джонс, 1887

ТЕСЕЙ -
("сильный"), в греческой мифологии герой, сын афинского царя Эгея и Эфры.
Бездетный Эгей получил от Дельфийского оракула совет — идя из гостей не развязывать
свой мех с вином до возвращения домой. Эгей не разгадал предсказание, но трезенский царь Питфей,
у которого он гостил, понял, что Эгею суждено зачать героя. Он напоил гостя и уложил в постель
со своей дочерью Эфрой. В эту же ночь с ней сблизился и Посейдон.
Так появился на свет Тесей, великий герой, сын двух отцов.
Перед уходом от Эфры Эгей привел ее к валуну, под который спрятал свой меч и сандалии.
Если родится сын, сказал он, пусть растет, мужает,
а когда сможет сдвинуть камень,
тогда отправь его ко мне. Тесей вырос, и Эфра открыла тайну его рождения.
Юноша легко достал меч и сандалии, а по пути в Афины расправился
с разбойником Синисом и кроммионской свиньей.
Тесей смог одолеть чудовищного Минотавра, человекобыка,
лишь с помощью полюбившей его царевны Ариадны, которая дала ему путеводную нить.
В Афинах Тесей узнал, что на трон Эгея претендовали пятьдесят сыновей его двоюродного брата Палланта,
а сам Эгей попал под власть волшебницы Медеи,
брошенной Ясоном, которая надеялась, что престол получит ее сын Мед.
Тесей скрыл свое происхождение, но Медея, зная, кто он,
уговорила Эгея подать незнакомцу чашу с ядом.
Тесея спасло то, что отец узнал свой меч, которым герой резал мясо.
Следующие подвиги Тесей совершал на благо Афин.
Он расправился с сыновьями Палланта и марафонским
быком, разорявшим поля, одолел человекобыка Минотавра.
Чудовищу, обитавшему в лабиринте, отдавали на съедение молодых афинян
как искупительную жертву за смерть царского сына в Афинах.
Когда Тесей вызвался сразиться с Минотавром, его старый отец пришел в отчаяние.
Они договорились, что если Тесей избежит смерти, то, возвращаясь домой,
сменит парус с черного на белый.
Из лабиринта Тесей, убив чудовище, выбрался благодаря полюбившей его дочери Миноса Ариадне,
следуя за нитью, привязанной у входа (путеводная "нить Ариадны").
Затем Тесей и Ариадна тайно бежали на остров Наксос.
Здесь Тесей покинул царевну и судьба наказала его.
Возвращаясь домой, Тесей забыл сменить парус в знак победы.
Отец Тесея Эгей, увидев черное полотнище, бросился со скалы в море.
Тесей совершил еще ряд подвигов. Он взял в плен царицу амазонок Ипполиту,
которая родила ему сына Ипполита, дал приют изгою Эдипу и его дочери Антигоне.
Правда, Тесея не было среди аргонавтов;
в это время он помогал царю лапифов Пирифою
похитить владычицу аида Персефону.
За это боги решили навечно оставить смельчака в аиде,
но Тесея спас Геракл.
Однако горе снова постучалось в его дом, когда вторая жена, Федра,
возжелала его сына Ипполита, который в ужасе молчал о ее страсти.
Униженная отказом Федра повесилась,
в предсмертной записке обвинив пасынка в попытке обесчестить ее.
Юношу изгнали из города,
и он погиб прежде, чем отец узнал правду.
На старости лет Тесей дерзко похитил двенадцатилетнюю дочь Зевса Елену,
заявив, что только она достойна быть его женой,
но братья Елены, Диоскуры, вызволили сестру, и изгнали Тесея.
Герой умер на острове Скирос от руки местного царя, который,
опасаясь все еще могучего Тесея, столкнул гостя с утеса.

1.Тесей и Минотавр
Ваза 450г. до н.э.

2.Тесей
с Ариадной и Федрой
Б. Женнари, 1702

3.Тесей и Эфра
Ловрен де ла Хир, 1640

ЭДИП -
потомок Кадма, из рода Лабдакидов, сын фиванского царя Лая и Иокасты, или Эпикасты,
излюбленный герой греческих народных сказаний и трагедий, ввиду множества которых
очень трудно представить миф об Эдипе в его первоначальном виде.
Согласно наиболее распространенному сказанию, оракул предсказал Лаю
о рождении сына, который убьет его самого,
женится на собственной матери и покроет позором весь дом Лабдакидов.
Поэтому, когда у Лая родился сын, родители, проткнув ему ноги
и связав их вместе (отчего они опухли),
отослали его на Киферон, где Эдипа нашел пастух,
приютивший мальчика и принесший его затем в Сикион,
или Коринф, к царю Полибу, который воспитал приемыша, как собственного сына.
Получив однажды на пиру упрек в сомнительности происхождения,
Эдип обратился за разъяснениями
к оракулу и получил от него совет — остерегаться отцеубийства и кровосмешения.
Вследствие этого Эдип, считавший Полиба своим отцом, покинул Сикион.
На дороге он встретил Лая, затеял с ним ссору и в запальчивости
убил его и его свиту.
В это время в Фивах производило опустошения чудовище Сфинкс,
задававшее несколько лет подряд
каждому загадку и пожиравшее всех, кто ее не отгадывал.
Эдипу удалось разгадать эту загадку
(какое существо утром ходит на четырех ногах, в полдень на двух,
а вечером на трех? Ответ — человек),
вследствие чего Сфинкс бросился со скалы и погиб.
В благодарность за избавление страны от продолжительного бедствия фиванские граждане
сделали Эдипа своим царем и дали ему в жены вдову Лая, Иокасту —
его собственную мать.
Вскоре двойное преступление, совершенное Эдипом по неведению, открылось,
и Эдип в отчаянии выколол себе глаза, а Иокаста лишила себя жизни.
По древнему сказанию (Гомер, Одиссея, XI, 271 и след.)
Эдип остался царствовать в Фивах и умер,
преследуемый Эриниями.
Софокл рассказывает о конце жизни Эдипа иначе:
когда открылись преступления Эдипа, фиванцы с сыновьями Эдипа:
Этеоклом и Полиником во главе изгнали престарелого и слепого царя из Фив,
и он в сопровождении своей верной дочери Антигоны отправился в местечко Колон
(в Аттике), где в святилище Эриний,
которые наконец благодаря вмешательству Аполлона смирили свой гнев,
кончил свою полную страданий жизнь.
Память о нем считалась священной, а могила его была одним из палладиев Аттики.
Как действующее лицо, Эдип выведен в трагедиях Софокла "Царь Эдип" и
"Эдип в Колоне" (обе трагедии имеются в стихотворном русском переводе
Д. С. Мережковского, СПб., 1902),
в трагедии Еврипида "Финикиянки"
(стихотв. русский перевод И. Анненского, "Mиp Божий", 1898, № 4)
и в трагедии Сенеки "Эдип".
Было немало и других поэтических произведений, занимавшихся судьбой Эдипа.

1.Экслибрис Зигмунда Фрейда.
На экслибрисе изображен царь Эдип, разговаривающий со сфинксом.

2.Эдип и Сфинкс
Ж.О.Энгр

3.Эдип и Сфинкс, 1864
Гюстав Моро

4.Странник Эдип, 1888
Гюстав Моро

ЭНЕЙ -
в греческой и римской мифологии сын красавца-пастуха Анхиса и Афродиты (Венеры),
участник обороны Трои во время Троянской войны, славнейший герой.
Отважный воин, Эней участвовал в решающих схватках с Ахиллом и избежал гибели
только благодаря заступничеству своей божественной матери.
После падения разоренной Трои он по велению богов оставил горящий город
и вместе со стариком-отцом,
женой Креусой и малолетним сыном Асканием (Юлом),
захватив изображения троянских богов,
в сопровождении спутников на двадцати кораблях отправился на поиски новой родины.
Пережив ряд приключений и страшнейшую бурю, он достиг италийского города Кумы,
а затем попал в Лаций, область в Центральной Италии.
Местный царь был готов отдать за Энея (по пути овдовевшего) свою дочь Лавинию
и предоставить ему землю для основания города.
Победив в поединке Турна, вождя воинственного племени рутулов
и претендента на руку Лавинии,
Эней поселился в Италии, ставшей преемницей славы Трои.
Его сын Асканий (Юл) считался прародителем рода Юлиев,
в том числе знаменитых императоров Юлия Цезаря и Августа.

1.Венера, дарящая Энею доспехи, изготовленные Вулканом, 1748
Помпео Батони

2.Меркурий, явившийся Энею (фреска), 1757
Джованни Баттиста Тьеполо

3.Битва Энея с гарпиями
Франсуа Перье, 1647

ЯСОН -
("целитель"), в греческой мифологии правнук бога ветров Эола, сын царя Иолка Эсона и Полимеды.
Герой, предводитель аргонавтов.
Когда Пелий сверг своего брата Эсона с престола, тот, опасаясь за жизнь сына,
отдал его под опеку мудрого кентавра Хирона, жившего в фессалийских лесах.
Дельфийский оракул предсказал Пелию, что его погубит человек в одной сандалии.
Это объясняет испуг царя, когда в город вернулся возмужавший Ясон,
потерявший по дороге сандалию.
Пелий решил избавиться от нависшей угрозы и пообещал признать Ясона наследником,если тот, рискуя жизнью, добудет в Колхиде золотое руно.
Ясон и его команда на корабле "Арго", испытав множество приключений, возвратились с чудесным руном на родину.
Своим успехом — победой над драконом и грозными воинами,
выраставшими из его зубов, —
они во многом были обязаны колхидской царевне Медее, поскольку Эрот,
по просьбе Афины и Геры, покровительствовавших Ясону,
вселил в сердце девушки любовь к герою.
По возвращении в Иолк аргонавты узнали,
что Пелий убил отца Ясона и всех его родственников.
По одной из версий, Пелий погибает от чар Медеи, чье имя -означает "коварная".
По другой — Ясон смирился с изгнанием, лет десять счастливо жил с Медеей
и у них родилось трое детей.
Затем герой женился на царевне Главке; в
отместку Медея погубила ее и умертвила своих сыновей от Ясона.
Шли годы. Престарелый герой влачил свои дни, пока однажды не забрел на причал,
где стоял знаменитый "Арго".
Вдруг гнилая от времени мачта корабля подломилась
и обрушилась на Ясона, упавшего замертво.

1.Ясон и Медея
Джон Уильям Уотерхаус, 1890

2.Ясон и Медея
Гюстав Моро, 1865

Герои Эллады

Из мифов Древней Греции

Рассказала для детей Вера Смирнова

ПРЕДИСЛОВИЕ

Много-много веков назад на Балканском полуострове поселился народ, который впоследствии стали называть греками. В отличие от современных греков, мы называем тот народ древними греками, или эллинами, а их страну Элладой.

Эллины оставили народам мира богатое наследство: величественные здания, которые до сих пор считаются красивейшими в мире, прекрасные мраморные и бронзовые статуи и великие произведения литературы, которые люди читают и сейчас, хотя они написаны на языке, на котором давно уже никто не говорит на земле. Это «Илиада» и «Одиссея» - героические поэмы о том, как греки осаждали город Трою, и о скитаниях и приключениях одного из участников этой войны - Одиссея. Эти поэмы пелись бродячими певцами, и созданы они были около трёх тысяч лет назад.

От древних греков остались нам их предания, их древние сказания - мифы.

Греки прошли длинный исторический путь; понадобились века, прежде чем они стали самым образованным, самым культурным народом древнего мира. Их представления об устройстве мира, их попытки объяснить всё происходящее в природе и в человеческом обществе нашли своё отражение в мифах.

Мифы создавались тогда, когда эллины ещё не знали грамоты; складывались постепенно, в течение нескольких веков, передавались из уст в уста, из поколения в поколение и никогда не были записаны как единая, цельная книга. Мы знаем их уже из произведений древних поэтов Гесиода и Гомера, великих греческих драматургов Эсхила, Софокла, Еврипида и писателей более поздних эпох.

Вот почему мифы древних греков приходится собирать из самых разных источников и пересказывать их.

По отдельным мифам можно воссоздать картину мира, как представляли его себе древние греки. Мифы рассказывают, что сначала мир населяли чудовища и великаны: гиганты, у которых вместо ног извивались огромные змеи; сторукие, громадные, как горы; свирепые киклопы, или циклопы, - с одним сверкающим глазом посреди лба; грозные дети Земли и Неба - могучие титаны. В образах гигантов и титанов древние греки олицетворяли стихийные могучие силы природы. Мифы рассказывают, что впоследствии эти стихийные силы природы были обузданы и покорены Зевсом - божеством неба, Громовержцем и Тучегонителем, который установил порядок в мире и стал владыкой вселенной. На смену титанам пришло царство Зевса.

В представлении древних греков боги были похожи на людей и отношения между ними напоминали отношения между людьми. Греческие боги ссорились и мирились, постоянно вмешивались в жизнь людей, принимали участие в войнах. Каждый из богов занимался каким-то своим делом, «заведовал» определённым «хозяйством» в мире. Эллины наделяли своих богов человеческими характерами и склонностями. От людей - «смертных» - греческие боги отличались только бессмертием.

Как у каждого греческого племени был свой вождь, военачальник, судья и хозяин, так среди богов греки считали вождем Зевса. По верованиям греков, семья Зевса - его братья, жена и дети делили с ним власть над миром. Супруга Зевса, Гера, считалась хранительницей семьи, брака, домашнего очага. Брат Зевса, Посейдон, владычествовал над морями; Гадес, или Аид, правил подземным царством мертвых; Деметра, сестра Зевса, богиня земледелия, ведала урожаями. У Зевса были дети: Аполлон - бог света, покровитель наук и искусств, Артемида - богиня лесов и охоты, Афина Паллада, родившаяся из головы Зевса, - богиня мудрости, покровительница ремесел и знаний, хромой Гефест - бог кузнец и механик, Афродита - богиня любви и красоты, Арес - бог войны, Гермес - вестник богов, ближайший помощник и наперсник Зевса, покровитель торговли и мореплавания. Мифы рассказывают, что эти боги жили на горе Олимп, всегда закрытой от глаз людей облаками, питались «пищей богов» - нектаром и амброзией, и все дела решали на пирах у Зевса.

Люди на земле обращались к богам - к каждому по его «специальности», воздвигали им отдельные храмы и, чтобы умилостивить их, приносили дары - жертвы.

Мифы рассказывают, что, кроме этих главных богов, вся земля была населена богами и богинями, олицетворявшими силы природы.

В реках и ручьях жили нимфы Наяды, в море - Нереиды, в лесах - Дриады и Сатиры с козлиными ногами и с рожками на голове; в горах жила нимфа Эхо.

В небе царствовал Гелиос - солнце, каждый день объезжавший весь мир на своей золотой колеснице, запряженной огнедышащими конями; утром выезд его возвещала румяная Эос - заря; ночью над землей грустила Селена - луна. Ветры олицетворялись разными богами: северный грозный ветер - Борей, теплый и мягкий - Зефир. Жизнью человека распоряжались три богини судьбы - Мойры они пряли нить человеческой жизни от рождения до смерти и могли оборвать её, когда хотели.

Кроме мифов о богах, у древних греков были мифы о героях. Древняя Греция не была единым государством, она вся состояла из маленьких государств-городов, которые часто воевали между собой, а иногда вступали в союз против общего врага. У каждого города, у каждой области был свой герой. Героем Афин был Тезей, отважный юноша, защищавший родной город от завоевателей и победивший в поединке чудовищного быка Минотавра, которому отдавались на съедение афинские юноши и девушки. Героем Фракии был знаменитый певец Орфей. У аргивян героем был Персей, убивший Медузу, один взгляд которой превращал человека в камень.

Потом, когда постепенно произошло объединение греческих племен и греки стали сознавать себя единым народом - эллинами, появился герой всей Греции - Геракл. Был создан миф о путешествии, в котором участвовали герои разных греческих городов и областей, - о походе аргонавтов.

Греки с давних времен были мореплавателями. Море, омывающее берега Греции (Эгейское), было удобно для плавания - оно усеяно островами, большую часть года спокойно, и греки быстро его освоили. Перебираясь с острова на остров, древние греки скоро добрались до Малой Азии. Постепенно греческие мореплаватели стали осваивать и земли, лежавшие севернее Греции.

В основе мифа об аргонавтах лежат воспоминания о многих попытках греческих мореходов пробраться в Черное море. Бурное и без единого острова на пути, Черное море долго пугало греческих моряков.

Миф о походе аргонавтов интересен для нас еще и потому, что речь в нем идет о Кавказе, о Колхиде; река Фазис - это теперешний Рион, и там действительно в древности находили золото.

Мифы рассказывают, что вместе с аргонавтами в поход за золотым руном отправился и великий герой Греции - Геракл.

Геракл - это образ народного богатыря. В мифах о двенадцати подвигах Геракла древние греки рассказывают о героической борьбе человека с враждебными силами природы, об освобождении земли от страшного господства стихий, об умиротворении страны. Воплощение несокрушимой физической силы, Геракл является в то же время образцом мужества, бесстрашия, воинской отваги.

В мифах об аргонавтах и о Геракле перед нами встают герои Эллады - смелые мореходы, открыватели новых путей и новых земель, борцы, освобождающие землю от чудовищ, которыми её населил первобытный ум. В образах этих героев выражены идеалы древнего мира.

В древнегреческих мифах запечатлено «детство человеческого общества», которое в Элладе, по словам Карла Маркса, «развивалось всего прекраснее и обладает для нас вечной прелестью». В своих мифах эллины проявили замечательное чувство красоты, художественное понимание природы и истории. Мифы Древней Греции много веков вдохновляли поэтов и художников всего мира. В стихах Пушкина и Тютчева и даже в баснях Крылова мы не раз найдем образы из мифов Эллады. Если б мы не знали древнегреческих мифов, многое в искусстве прошлого - в скульптуре, живописи, поэзии - было бы нам непонятно.

Образы древнегреческих мифов сохранились и в нашем языке. Мы не верим теперь, что существовали когда-нибудь могучие великаны, которых древние греки называли титанами и гигантами, однако мы и сейчас называем великие дела гигантскими. Мы говорим: «муки Тантала», «сизифов труд» - и без знания греческих мифов эти слова непонятны.

Сами по себе древнегреческие мифы - народные сказания, пришедшие к нам из далекой древности, - полны поэзии и глубокого смысла. Свободолюбивый Геракл, очищающий землю от чудовищ, смелые открыватели новых земель - аргонавты, Прометей, восставший против богов и давший огонь человечеству, - все эти образы стали достоянием мировой литературы, и каждый культурный человек должен их знать.



В продолжение темы:
Детская мода

Немногие понимают, какую силу они имеют в своих руках. Бывают моменты, когда собственные руки могут спасти или буквально предать, и все это происходит без вашего осознанного...

Новые статьи
/
Популярные