Доклад на тему: «культура здоровья. Современное понимание феномена культура здоровья


Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды
Здоровье - не всё, но всё без здоровья – ничто.Сократ
Поэтому одной из приоритетных задач, стоящих перед современной школой, является сохранение и укрепление здоровья детей.
В законе РФ «Об образовании» сказано: «Образовательное учреждение создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся»
Здоровье по определению Всемирной организации здравоохранения это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
«Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нём все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствия»Артур Шопенгауэр
В физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме.
В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость.
В нравственном плане – честен, самокритичен.
Здоровый ребёнок – практически достижимая норма детского развития (здоровье ребёнка считается в норме, если он):
В социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить.
В эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Группы здоровья учащихся
1
2
3
4
5
1-4 кл.
17
149
58
1
4
5-9 кл.
29
146
44
2
3
10-11 кл.
5
17
25
-
1
Всего
51 10%
312 62%
127 26%
3 0,5%
8 1,5%
Заболевания учащихся
Недостаток массы тела
Анемия
Ожирение
Органы пищеваре-ния
1-4 кл.
0
0
6
18
5-9 кл.
4
2
15
83
10-11 кл.
2
1
1
8
Всего
6
3
22
109 (22%)
Факторы, отрицательно влияющие на здоровье школьников:
ограниченность двигательной активности обучающихся (гиподинамия); низкий уровень организации питания обучающихся; отсутствие продуктивной системы служб врачебного контроля за состоянием здоровья обучающихся; нарушения физиолого-гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса;отсутствие планомерной и целенаправленной работы по профилактике вредных для здоровья привычек (табакокурение, потребление алкоголя, наркотиков, игровой, Интернет-зависимости и других девиаций);несовершенство учебных программ и методик организации здоровьесбережения в образовательном учреждении; увеличение объёма учебных нагрузок на обучающегося, ведущая к переутомлению, стрессам;распространённость новых видов зависимостей (компьютерная, интернет, игровая и др.), отрицательно сказывающихся на здоровье обучающихся; недостаточный уровень компетентности педагогов, родителей в вопросах здоровьесберегающего, здоровьеформирующего образования.

Ухудшение здоровья детей и подростков связано, прежде всего, с экологическим и социально-экономическим кризисом в стране. Вместе с тем, на здоровье школьника оказывает влияние и комплекс так называемых внутришкольных факторов, включающих планировку, благоустройство и оборудование учебных помещений, их освещенность и микроклимат, общую вместимость учебного заведения и т.д.Важная роль принадлежит организации учебного процесса, учебной нагрузке.
Культура здоровья (в образовательном процессе) – это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на нормальную деятельность детского организма в процессе образования.
Культура здоровья каждого человека формируется на основании следующих компонентов:
Познавательный - познавательная деятельность личности (насколько сам человек понимает «культуру здоровья») Эмоциональный отражает уровень физического и социального благополучия, качество и удовлетворенность жизнью. Коммуникативный отражает адекватность взаимодействия человека с другими людьми и с окружающим миром. Волевой компонент, мотивация для формирования высокой культуры здоровья.
1).ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА С УЧЁТОМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ УСЛОВИЙ

4).БЛАГОПРИЯТНЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ
3).ЗДОРОВЬЕ УЧИТЕЛЯ
2).СОЦИАЛЬНО -ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ

Элементы, определяющие культуру здоровья:
«Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто»Сократ
Школа призвана обеспечить здоровый образ жизни для всего школьного коллектива путём создания окружающей среды, благоприятной для укрепления здоровья. Основные направления работы можно разделить на три взаимосвязанные группы.
1.Для учащихся
2.Для учителей и сотрудников школы
3.Для родителей
Профилактика и оздоровление
Образовательный процесс
Информационно-консультативная работа
Профилактические мероприятия
Информационно-консультативная работа
Участие в создании внутришкольной среды
Профилактика и оздоровление: Регулярное прохождение диспансеризации. Использование материально-технической базы. Физкультурная разминка, во время учебного процесса, для активизации работы головного мозга и релаксации органов зрения. Обучение навыкам самоконтроля и самодиагностики. Сбалансированное питание. Физкультурно-оздоровительная работа
Образовательный процесс: Использование здоровьесберегающих образовательных технологий: развитие проектных технологий, разноуровневого и модульного обучения, коллективного взаимообучения и междисциплинарной интеграции. Рациональное расписание.
Для учащихся
Строгое соблюдение режима школьных занятий(урок – перемена, каникулы, нагрузка).
Условия образовательной среды для сохранения здоровья ребенка:
Благоприятный эмоциональный настрой (доброжелательность учителя, юмор).
Обязательное выполнение гигиенических требований (свежий воздух, адекватная температура, световое и цветовое оформление и т.п.).
Построение урока с учётом динамичности детей, их работоспособнос-ти, использование ТСО, средств наглядности.
Здоровье – основное и истинное достояние человека

Независимо от педагогических целей любой образовательный процесс не должен вредить здоровью и учитывать ресурсы здоровья каждого ребёнка. Именно поэтому в обучении должны использоваться личностно-ориентированные технологии, которые обеспечивают гармоническое физическое, умственное и психологическое развитие учащихся. Практическая реализация здоровьесберегающей технологии обучения осуществляется основываясь на следующих принципах: учёт особенностей данной возрастной группы учащихся; учёт состояния здоровья ученика и его индивидуальных
психофизиологических особенностей (информационная база включающая состояние здоровья, особенности психики и функциональное состояние учащихся); структурирование урока с учетом изменений работоспособности; использование на уроках здоровьесберегающих действий (оптимальная плотность уроков, чередование видов учебной деятельности, уважительный стиль общения, эмоциональная разрядка, физкультурная пауза, правильная рабочая поза, положительные эмоции).
Правила лечебной педагогики:
Не навреди здоровью ребёнка.Учащийся личность, относись к ней с глубоким уважением.Научись и умей видеть душу в глазах ребёнка.Будь терпелив, требователен, вежлив и снисходителен в обращении с учащимися.Будь всегда в хорошем настроении, владей чувством юмора. Постоянно повышай самооценку учащихся, будь всегда правдив.Добивайся доверия учащихся и береги его.Умей беречь здоровье учащихся и своё.Твоё личное здоровье -пример для учащихся.Будь умерен на похвалы и откажись от наказаний.Не жалуйся родителям учащихся.
Охват питанием
1-4 кл. - завтрак – 91%, обед – 59%5-9 кл. – 50%10-11 кл. – 8%
Закаливающие, здоровьеукрепляющие мероприятия
Спортивные мероприятия
Уроки физкультуры в спортзале
Комплекс упражнений для глаз
Поливитамини-зация
Кислород-ныйкоктейль
Оптимальный температурный режим в помещениях
Прогулкина свежем воздухе
Проведение уроков физкультуры на свежем воздухе
Регулярные проветривания
Ежедневные гигиенические процедуры
Мероприятия по укреплению здоровья
Кислородный коктейль
Санаторий «Лесная сказка»
Комплекс мероприятий для активизации двигательного компонента в режиме дня в школе
Прогулки на свежем воздухе(ГПД, лагерь)
Динамические перемены
Занятия спортивных и оздоровительных секций
Проведение Дней здоровья и других физкультурных праздников
Физкультурные паузы во время уроков
Дополнительные часы физкультуры
Мероприятия по увеличениюдвигательной активности.
.
Учебно-воспитательный процесс по формированию культуры здоровья обучающихся должен быть напрвлен:
- приобретение и усвоение знаний о том, как сохранить свое здоровье и предупредить его нарушение; - развитие умений и навыков безопасной, здоровой жизни; воспитание культуры здоровья (поведения, питания, общения, быта, труда, отдыха, досуга и т. д.); - воспитание трудолюбия, духовной культуры, патриотизма, национального самосознания, толерантности; - формирование устойчивого иммунитета и негативного отношения к табаку, алкоголю, наркотикам и влиянию деструктивных религиозных культов и организаций; - воспитание гуманистических ориентиров поведения, исключающих жестокость, насилие над личностью; - воспитание потребности в занятии физической культурой, закаливании и совершенствовании физических способностей и возможностей организма человека; - формирование культуры взаимодействия с природой, окружающим нас миром; - развитие умений оказать первую медицинскую помощь; - формирование у учащейся молодежи знаний о здоровой семье, роли родителей в воспитании здоровых детей.
Профилактические мероприятия: Лечебная физическая культура Тренажерный зал Аэротерапия
Психотерапевтическая программа: Психологические тренинги Индивидуальные консультацииРазвитие навыков по восстановлению благоприятного эмоционального состояния Консультации и рекомендации по работе с учащимися и родителями
Для учителей и сотрудников школы
Информационно-консультативная работа: Тематические семинары и педагогические советы Курсы повышения квалификации
Информационно-консультативная работа: Информация о результатах диспансеризаций и дополнительных медицинских исследований. Беседы для родителей по вопросам здорового образа жизни. Консультации врачей-специалистов. Консультации и рекомендации школьной психологической службы.
Для родителей
Здоровьесберегающее пространство в школе включает:
медицинскую службу (медицинское обследование, профилактическая работа по ЗОЖ);профилактику гиподинамии (динамические паузы, спортивные часы, перемены подвижных игр);внеклассную физкультурно–оздоровительную работу, общешкольные и классные мероприятия по формированию понимания ценности здоровья, ЗОЖ;отслеживание экологического состояния территории школы;организацию питания детей;выполнение СанПиНов;работу с родителями;контроль за перегрузками.
Вовлечение всех участников образовательного процесса в разнообразные формы деятельности по сохранению и укреплению здоровья. Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни. Пример такого образа жизни должны показать педагоги, родители, общественность. Для формирования культуры здоровья обучающихся необходимо прежде всего заинтересованное и творческое отношение к работе всего педагогического коллектива.
Здоровье – это драгоценность, и притом единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной.М. Монтень

ГОУ «ПАРКАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

ДОКЛАД

НА ТЕМУ:

«КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ»

УЧИТЕЛЬ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ВЫСШЕЙ

КВАЛИФИКАЦИОННОЙ

КАТЕГОРИИ:

ГАЙДАРЖИ Н.В.

ПАРКАНЫ 20 17

Важнейшим условием, повышающим работу памяти, является здоровое состояние нервов, для чего необходимы

физические упражнения. К.Д.Ушинский (1824-1870), русский педагог

Культура здоровья является неотъемлемой частью общей культуры современного общества. Сегодня человека со средним или высшим образованием, но практически не знающего ничего о своем здоровье и как его поддерживать, можно считать малокультурным. Использование накопленного человечеством тысячелетнего опыта сохранения и укрепления своего здоровья, уже сегодня позволило бы жить долго, счастливо и не болея.

По определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благопо­лучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Наше здоровье схематически можно представить в виде треугольника, в ос­новании которого заложена его физическая составляющая, а рядом - нрав­ственная и социальная.

На здоровье влияют как внешние факторы (экономика, среда, наслед­ственность), так и личностное отношение человека к своему здоровью (обра­зу жизни). В процентном соотношении это выглядит так: 50% - образ жизни, 20% - наследственность, 10% - состояние медицины в стране, 20% - окру­жающая среда.

Что касается образа жизни, оказывающего столь существенное влияние на здоровье человека, то он в свою очередь определяется триадой показателей: уровнем, качеством и стилем жизни.

Уровень и качество жизни зависят от материально-экономических усло­вий, в которых существует общество (семья).

Стиль жизни складывается на основе психических и психофизических особенностей поведения личности.

Выбор здорового стиля жизни должен быть осознанным.

Среди школьников в ряду ценностных ориентации, здоровье находится лишь на 6-8-м месте, уступая интересу к компьютеру, просмотру телепередач и другим увлечениям. Между тем, здоровье - одно из непреходящих ценностей человеческой жизни, источник радости, необходимое условие всестороннего развития личности. В последние годы в организации и содержании учебного процесса общеобразовательной школы произошли значительные изменения: продолжается экстенсивное наращивание объёма изучаемого материала по всем дистанциям, перенасыщение его новыми, не всегда нужными, знаниями. Это приводит к разрыву межпредметных связей: каждый предмет решает свои задачи самостоятельно, а школьники переживают пассивность и безразличие ко всему, что связано с обучением.

Характер и условия формирования знаний и умений в общеобразовательной школе задаются учебной программой, учебниками и деятельностью учителя. В большинстве случаев обучение направлено не столько на развитие интеллектуальных способностей детей, сколько на механическое заучивание учебного материала. А сохранение в памяти запоминаемой информации обратно пропорционально её объёму и времени получения: забывание тем глубже, чем реже используется материал в практической деятельности. Так, по данным ученных через час остаётся в памяти 44% запоминаемого материала, через 2 суток - около 20% (контрольным проверкам в лучшем случае - 17%).

Учащиеся не могут запомнить всё, что даётся им на уроках. Непомерный груз невостребованных знаний приводит только к задержке интеллектуального развития школьников, подавляет их творческий потенциал и делает обучение малосодержательным.

Всё это влечёт за собой интенсификацию учебной деятельности школьников. Повышенная напряжённость дня вызывает у них неадекватные реакции, нередко у учащихся наблюдаются явления утомления, а иногда и переутомления. В досуге детей преобладают занятия статического характера. Организованные формы физического воспитания, предусмотренные школьной программой, составляют в среднем 32%» общей суточной двигательной потребности ребёнка, а бытовые спонтанные движения 18-22%о. Даже всё это вместе не может полностью удовлетворить потребности в движениях. В дни, когда в школьном расписании есть урок физической культуры, учащиеся ощущают дефицит двигательной активности до 40%>, а в другие дни - до 80% суточной нормы. Другими словами, современные школьники подвержены влиянию гипокинезии.

Между тем двигательная активность является биологической потребностью человека, степень удовлетворения которой во многом определяет характер развития организма. В соответствии с концепцией «энергетического правила скелетных мышц» (И.А. Аршавский) уровень обменных процессов и формирование органов и систем в каждом возрастном периоде определяются объёмом двигательной активности. Существует оптимум её для каждого возраста.

Давно известно, что у взрослого человека при недостатке двигательной активности начинается атрофия мышечной и костной ткани, нарушаются функции сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем, ухудшается осанка, развивается близорукость, повышается восприимчивость к простудным заболеваниям.

У детей двигательный дефицит может привести даже к более выраженным функциональным и морфологическим изменениям. Отмечено, что при гипокинезии у детей снижается активность многих ферментов, влияющих на характер окислительных процессов и биохимических превращений в организме, происходит отчётливое снижение общей устойчивости организма к простудным факторам и патогенным микроорганизмам. Отсюда у школьников при гипокинезии число случаев ОРВИ почти вдвое выше, чем у их сверстников с нормальной двигательной активностью.

Исследования убедительно показывают, что выходом из этой ситуации является здоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни(ЗОЖ) – это жизнь в соответствии с законами природы и общества или жизнь в соответствии с биологическими нравственными нормами.

Основным правилом ЗОЖ является положение о том, что ничто не должно мешать естественному обновлению организма, а образ жизни должен способствовать его правильному росту и развитию. Для более успешного соблюдения этого правила на помощь приходят слагаемые здорового образа жизни. К ним относятся: оптимальный двигательный режим, личная гигиена, рациональное питание, закаливание, отказ от вредных привычек.

Основной вопрос, который встает перед системой образования: как обеспечить сохранение, укрепление и восстановление здоровья учащихся и педагогов? Но чтобы ответить на этот вопрос и успешно решать его, необходимо понять собственно условия жизни человека.

Образование-культура-здоровье являются фундаментальной основой здоровье сберегающей системы, стратегической целью которой является формирование культуры здоровья.

Остановимся только на нескольких концептуальных позициях.

1. Целенаправленный характер всего учебно-воспитательного процесса по формированию культуры здоровья обучающихся:

- приобретение и усвоение знаний о том, как сохранить свое здоровье и предупредить его нарушение;

- формирование духовно-нравственных качеств личности (ответственности, честности, доброты, милосердия);

- развитие умений и навыков безопасной, здоровой жизни; воспитание культуры здоровья (поведения, питания, общения, быта, труда, отдыха, досуга и т. д.);

- формирование негативного отношения к табаку, алкоголю, наркотикам;

- воспитание гуманистических ориентиров поведения, исключающих жестокость, насилие над личностью; - воспитание потребности в занятии физической культурой, закаливании и совершенствовании физических способностей и возможностей организма человека;

- формирование культуры взаимодействия с природой, окружающим нас миром;

- развитие умений оказать первую медицинскую помощь;

- формирование у учащейся молодежи знаний о здоровой семье, роли родителей в воспитании здоровых детей.

2. Целостность учебно-воспитательного процесса.

Целостность предполагает, что все аспекты учебно-воспитательного процесса должны быть направлены на формирование культуры здоровья обучающихся. Это длительный процесс, он не может носить временный, половинчатый характер и требует использования всех средств, форм, методов. Целостность также означает, что здоровую жизнь человека мы рассматриваем в единстве всех ее составляющих: психическое, физическое, социальное и духовное здоровье.

Целостность подразумевает и то, что процесс формирования культуры здоровья обучающихся охватывает и обучение, и развитие, и воспитание детей, и это, в первую очередь, отражается на функциях управления образования.

3. Создание здоровье сберегающей образовательной среды и использование ее педагогических возможностей.

Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования культуры здоровья обучающихся. Только тогда, когда в школе будет создана такая среда (климат здоровья, культура доверия, личностного созидания), возможны полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов.

5. Развитие двигательной активности и учет индивидуально-личностных возможностей обучающихся в условиях конкретного образовательного учреждения.

Как известно, духовно и физически здоровые люди намного быстрее адаптируются в науке и производстве, успешнее осваивают новые виды деятельности, лучше выполняют свою работу. Поэтому развитие двигательной активности, как фактора укрепления здоровья, нужно рассматривать главным образом как социальную защиту интересов развивающейся личности применительно к новым социально-экономическим условиям, когда человек предлагает свои услуги на рынке труда.

6. Вовлечение всех участников образовательного процесса в разнообразные формы деятельности по сохранению и укреплению здоровья.

Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни. Для формирования культуры здоровья обучающихся необходимо, прежде всего, заинтересованное и творческое отношение к работе всего педагогического коллектива: от учителя, воспитателя, преподавателя до сотрудника АХЧ в каждом образовательном учреждении.

Основные направления деятельности системы

1. Формирование культуры здоровья начинается с семьи, с самого рождения человека, и даже раньше. Работа с родителями по сохранению и укреплению здоровья детей - важный вектор образовательной политики.

2. Система начального образования - ступень формирования сознания школьников о здоровье, соблюдение санитарно-гигиенических правил, формирование мотивов нравственного поведения, систематические занятия физкультурой и спортом.

3. Средняя общеобразовательная школа должна стать школой, содействующей здоровью, т.е. систематически и последовательно формирующей культуру здоровья, обучающей, как нужно быть здоровым и душой и телом.

5. Подготовка и переподготовка педагогических кадров для работы в этом направлении. Педагог должен быть сам здоров, знать законы здорового образа жизни и уметь передавать эти знания и личный опыт обучающимся. От здорового учителя - к здоровому ученику и здоровому обществу. Педагог в большей степени должен осознавать свою роль, как носитель и проводник ценности здоровья. Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что система образования имеет все здоровьесберегающие ресурсы, чтобы укреплять и сохранять здоровье подрастающего поколения.

Сущность понятия «культура здоровья»

В самом общем смысле понятие культура (от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование) в научной литературе определяется как система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условиями воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях. При этом программы деятельности, поведения и общения, составляющие корпус культуры, представлены многообразием различных форм: знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных целей и ценностных ориентации и т.д. В своей совокупности и динамике они образуют исторически накапливаемый социальный опыт.

Культуру здоровья можно отнести к области общечеловеческой культуры, в которой формирование ценностей и приоритетов начинается с рождения ребенка и продолжается на всех этапах его развития и обучения. Следовательно, одним из стратегических приоритетов выживания нации, формирования здорового человека и обеспечения его безопасности должна стать «программа» воспитания у школьников культуры здоровья (Казин, 2000, 36).

Основной вопрос, который встает перед системой образования: как обеспечить сохранение, укрепление и восстановление здоровья учащихся? Но чтобы ответить на этот вопрос и успешно решать его, необходимо понять собственно условия жизни человека. Многие характеристики образа жизни (здорового или нездорового) можно отнести к числу управляемых факторов.

Здоровье - одно из важнейших условий полноценного участия человека в жизни общества. Но не всегда люди чётко представляют, Что означает понятие «здоровье». Следует ли считать человека здоровым, если у него в данный момент нет каких либо острых или хронических заболеваний или он чувствует себя здоровым, подразумевая при этом, что у него нет не только жалоб на болезни, но есть нечто большее: ощущение некоего физического благополучия и связанное с этим убеждение в своей способности противостоять самой опасности заболеть?

Здоровье - это не только отсутствие болезни. Медицинская формула «практически здоров» подчёркивает нетождественность этих понятий. Специалисты спортивной медицины также не склонны ставить между ними знак равенства. По С.Б. Тихвинскому, существует несколько «градаций здоровья». Оно считают, что обследуемый может быть абсолютно здоровым, здоровым или практически здоровым. Абсолютно здоровых людей очень мало, но они есть. Абсолютно здоров тот, у кого все органы или системы функционируют в равновесии с окружающей средой и в них отсутствуют болезненные от5клонения. В то же время В.М. Шубик и М.А. Левин отмечают, что здоровье - понятие весьма относительное: «при тщательной проверке у многих обнаруживаются незначительные, а иногда и более серьёзные отклонения, которые в обычных условиях не проявляются в субъективных ощущениях». Действительно, хорошее самочувствие не всегда свидетельствует о хорошем здоровье. Некоторые тяжёлые заболевания (туберкулёз, злокачественные новообразования) обнаруживаются случайно при медицинских осмотрах на фоне вполне хорошего самочувствия. Объективными показателями здоровья служат данные стетоскопии, результаты клинических, физиологических, биохимических исследований (Баль, 2002, 59).

В медицинской энциклопедии различается здоровье населения и здоровье индивидуума. Причем здоровье населения рассматривается как понятие статистическое и характеризующееся комплексом демографических показателей (рождаемостью, смертностью, детской смертностью, уровнем физического развития, заболеваемостью, средней продолжительностью жизни).

Вероятно, ни одно из определений здоровья нельзя признать окончательным. Отсутствие интегрального количественного показателя здоровья вынуждает оценивать его по определённым компонентам, набор которых ещё нуждается в уточнении.

В. П. Казначеев рассматривает понятие «здоровье популяции», под которым он понимает процесс социально-исторического развития психосоциальной и биологической жизнедеятельности населения в ряду поколений, повышения трудоспособности и производительности общественного труда, совершенствования психофизиологических возможностей человека. Здоровье - это:

  • - процесс сохранения, развития физических свойств, потенций психических и социальных;
  • - процесс максимальной продолжительности здоровой жизни при оптимальной трудоспособности и социальной активности (Брехман, 1987, 81).

Очевидно, если говорить о категории «здоровье» в представлении гигиенистов, то необходимо внутри комплекса факторов, критериев, показателей и т.п., входящих в орбиту категории здоровья, четко вычленять те из них, которые определяют воспроизводство, формирование, потребление, восстановление здоровья, а также характеризующие здоровье как процесс и как состояние.

Решение вопросов здоровья требует учета целого ряда факторов, к которым относятся:

  • 1. Правовые, которые включают разработку законодательных и нормативных подзаконных актов, подтверждающих право граждан России на здоровье, определение механизмов их реализации через государственные, хозяйственные и социальные институты от федерального до муниципального уровней, а также предприятия, учреждения и самих граждан.
  • 2. Социально-экономические факторы, обусловливающие виды, формы участия и ответственность различных звеньев социально-экономических структур в формировании, сохранении и укреплении здоровья своих членов, финансирование такой работы и обеспечение нормативных условий для профессиональной деятельности.
  • 3. Образовательно-воспитательные факторы, обеспечивающие формирование жизненного приоритета здоровья, воспитание мотивации на здоровый образ жизни и обучение методам, средствам и способам достижения здоровья, а также умению вести пропагандистскую работу в этом направлении.
  • 4. Семейные факторы, связанные с созданием условий для здорового образа жизни в семье и ориентацией каждого из ее членов на здоровье, на формирование в семье здорового образа жизни.
  • 5. Медицинские факторы, которые направлены на диагностику состояния здоровья, разработку рекомендаций по здоровому образу жизни, эффективную первичную, вторичную и третичную профилактику.
  • 6. Культурологические факторы, связанные с формированием культуры здоровья, организацией досуга населения, популяризацией вопросов здоровья и здорового образа жизни, этнических, общинных, национальных, религиозных идей, традиций, обрядов обеспечения здоровья и т.д.
  • 7. Юридические факторы - обеспечивают социальную безопасность, защищенность личности от преступления и/или его угрозы, грозящих жизни и здоровью граждан.
  • 8. Экологические факторы, обусловливающие адекватное для здорового образа жизни состояние окружающей среды и рациональное природопользование.
  • 9. Личностные факторы, которые ориентируют каждого конкретного человека на формирование, сохранение и укрепление своего здоровья и устанавливают ответственность личности за свое здоровье (Вишневская, 1995, 137).

Факторы, определяющие формирование здоровья населения должны изучаться комплексом общественных и естественных наук; показатели здоровья - прерогатива медицинской науки, основа врачебной деятельности. Чтобы укреплять и сохранять здоровье здоровых, иными словами - управлять им, необходима информация как об условиях формирования здоровья, так и о конечном результате процессов их отражения (конкретных показателях состояния здоровья индивида или популяции).

Культура здоровья отражает универсальность связей человека с окружающим миром и людьми, влияет на его творческую и активную жизнедеятельность, является выражением гармоничности, целостности личности, уровня ее развития (Калинова, 1997, 51).

Образование-культура-здоровье являются фундаментальной основой здоровье сберегающей системы, стратегической целью которой является формирование культуры здоровья.

Проведенные исследования, выявившие зависимость сохранения и воспроизводства здоровья от уровня ее культуры, стимулировали научно-практический интерес к потенциалу и возможностям формирования у человека данного новообразования.

В нашем понимании культура здоровья представляет собой интегративное личностное образование, объединяющее в себя ответственное отношение к здоровью, реализацию здорового образа жизни и способность к активизации жизненных ресурсов, что в своем единстве влияет на жизненную успешность и обеспечение человеком своей безопасности.

Важнейшим элементом культуры здоровья, согласно концепции И.И.Брехман, является отношение субъекта к своему здоровью (Брехман, 1990, 176).

В настоящее время ответственное отношение к здоровью является значимым и на социальном, и на личностном уровне. В обществе сформировались и утвердились представления, согласно которым ответственность за здоровье человека несет он сам, она формируется как часть общекультурного и индивидуального развития и проявляется в способности построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной жизни (Матвеев, 1987, 77).

Проведенные исследования (И. В. Журавлева, Н. Л. Коновалова, В.Н. Мясищев, А.А. Реан и др.) сформировали понимание отношения к здоровью в качестве системы индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующими или, наоборот, угрожающими здоровью людей, а также определенной оценки индивидом своего физического и психического состояния.

Ответственное отношение к здоровью как компонент его культуры, согласно нашей концепции, включает в себя понимание важности здоровья во всех сферах своей жизнедеятельности; эмоционально-ценностное восприятие факторов, позитивно влияющих на здоровье, и отторжение, разрушающих здоровье; активное желание сохранить и укрепить свое здоровье; готовность предпринять необходимые действия, направленные на обеспечение своего здоровья.

Развитие ответственного отношения человека к своему здоровью предполагает предварительную ориентировку в уровне его развития. Такая ориентировка требует, как минимум, констатацию того, насколько отношение к здоровью адекватно, осознанно, ответственно, стабильно. Судить о данных параметрах можно по поступкам, связанным со здоровьем, по переживаниям и вербально реализуемым суждениям людей относительно факторов, влияющих на их физическое и психическое благополучие. Мерой адекватности отношения к здоровью в поведении служит степень соответствия поступков человека требованиям здорового образа жизни, а в высказываемых суждениях относительно факторов сохранения и укрепления здоровья критерием выступает уровень осведомленности (Базарный, 2004, 21).

С ответственным отношением к здоровью тесно связан следующий компонент его культуры - осуществление здорового образа жизни.

Осуществление здорового образа жизни базируется на готовности к нему. Готовность к здоровому образу жизни в настоящее время понимается как качественное, системное, динамическое состояние личности, характеризующееся определенным уровнем специальных знаний, мотивационно-ценностных ориентаций, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания, самовоспитания, образования и самообразования, интегрированных в практической жизнедеятельности (Базарный, 1995, 62).

Структура культуры здоровья содержит несколько универсальных элементов готовности к здоровому образу жизни, относящихся к восстановлению здоровья, здоровье сбережению и развитию здоровья:

  • - сформированная система знаний о здоровом образе жизни;
  • - развитые ценностные представления о здоровом образе жизни;
  • - установившиеся потребности в сфере здорового образа жизни;
  • - желание реализовать все компоненты здорового образа жизни;
  • - конкретизированная мотивация достижения здорового образа жизни;
  • - наличие максимально полных умений по реализации здорового образа жизни;
  • - предпринятые действия по достижению здорового образа жизни.

Развитие готовности к осуществлению здорового образа жизни у учащихся и студентов является важнейшей задачей педагогического проектирования культуры безопасности жизнедеятельности, осуществляемого в рамках гуманистического подхода. Обозначенная позиция соответствует государственной политике, реализуемой на современном этапе развития образования.

Формирование культуры здоровья должно предусматривать также определенную деятельность по активизации резервных возможностей организма, формированию ощущения неразрывной связи с миром людей и природой, чувства защищенности и свободы самовыражения. В структуре культуры здоровья в связи с этим, соответственно, предусмотрены:

  • - переход субъекта на позитивную картину мира, включая изменение точки зрения на свое положение в нем;
  • - построение оптимистической жизненной перспективы личностного и профессионального развития как для себя, так и для своих близких;
  • - оптимизация своего взаимодействия с окружающей средой, включая повседневную и профессиональную деятельность;
  • - расширение представлений о возможностях своего организма;
  • - овладение приемами саморегуляции психического состояния;
  • - целенаправленное овладение знаниями, умениями и навыками в сфере здоровья;
  • - регулярные занятия физической подготовкой.

Таким образом, исходя из понимания здоровья в качестве особого психофизического состояния человека отсутствия патологий и наличия резервов, позволяющего ему построить взаимодействие со средой на нескольких уровнях организации, наиболее благоприятным для решения текущих и перспективных задач своей безопасности образом, оно играет значимую роль в обеспечении здоровья человека. Опираясь на ключевые положения гуманистического подхода, согласно которому приоритеты отдаются личности, ее интересам, развитию, здоровье может рассматриваться в качестве одного из ориентиров образовательной деятельности. Соответственно, в содержание одного из направлений разрабатываемой нами концепции педагогического проектирования культуры безопасности нами включается культура здоровья человека (Баль, 2002, 72).

Под культурой здоровья нами понимается интегративное личностное образование, объединяющее в себя ответственное отношение к здоровью, реализацию здорового образа жизни и способность к активизации жизненных ресурсов, что в своем единстве влияет на жизненную успешность человека.

В условиях обострения социально-экономических отношений и преобразования российского общества возникают социальные и психологические проблемы, которые меняют внутренние ощущения, влияют на самочувствие и поведение подрастающего поколения. Поэтому в последние годы специалисты обращают внимание на то, чтобы в систему воспитания общей культуры человека было включено в качестве ее неотъемлемого компонента воспитание культуры здоровья.
Необходимо отметить, что понятие «культура здоровья» разрабатывается в современных исследованиях в области валеологии и акмеологии как междисциплинарная категория, интегрирующая знания антропологических наук в культурологическом аспекте. Имеет место смешение понятий «культура здоровья», «культура здорового образа жизни», «валеологическая культура». Чаще ученые делают акценты на таких компонентах культуры здоровья, как ценностный, мотивационный, деятельностный . В исследованиях Л.П. Царевского рассматриваются другие компоненты: физический, физиологический, психологический, интеллектуальный. По мнению И.И. Новоселовой, культура здоровья состоит из: духовно-нравственного, эстетического, коммуникативного, когнитивного, креативного, мотивационно-деятельностного, чувственно-волевого, трансляционного компонентов .
Проведя глубокий анализ уже имеющихся литературных данных сущности « культура здоровья» можно сделать следующие выводы.
Культура здоровья выражается в конструктивном поведении человека, которое способствует предупреждению и преодолению болезней.
Ценностный потенциал культуры здоровья - это совокупность духовно-нравственных общественных ценностей.
Ценностью культуры здоровья становится активная продолжительная жизнь с реализацией внутреннего потенциала.
Основа культуры здоровья – осознанное ценностное отношение человека к собственному здоровью.
Необходимостью для формирования культуры здоровья является ведение ЗОЖ.
Показатель культуры здоровья – общая культура человека, выраженная в достаточном уровне физического, психического, духовно-нравственного и социального развития.
Т.о., «культура здоровья» предстает как составная часть базовой культуры личности, отражающая осознанное ценностное отношение человека к собственному здоровью, выраженная в достаточном уровне физического, психического, духовно-нравственного и социального развития, основанная на ведении ЗОЖ.
Культура здоровья состоит из 3 основных элементов: когнитивного, креативного и конативного .
Когнитивный элемент: приобретение, понимание, анализ, преобразование, использование знаний о здоровье и рефлексии.
Креативный элемент: самосовершенствование, преодоление стереотипов, наличие личностных позитивных результатов образования в области культуры здоровья
Конативный элемент: сформированная активная, целенаправленная, самоконтролируемая деятельность, направленная на сохранение и укрепление здоровья.
Когнитивный (познавательный) элемент культуры здоровья предполагает наличие у человека желания и потребности к приобретению, пониманию, анализу, преобразованию и использованию знаний о сущности здоровья. Данный элемент способствует развитию следующих личностных качеств: физиологических (развитая работоспособность, энергичность); интеллектуальных (любознательность, вдумчивость, логичность, осмысленность, систематичность); владение культурными нормами традициями; способность воплощения добываемых знаний о здоровье в духовные, материальные, деятельностные формы. Когнитивный элемент предусматривает последовательное изменение самосознания подрастающего поколения, начиная с ситуативно обусловленных взглядов на проблему здоровья к устойчивому пониманию его роли в жизни человека.
Креативный (творческий) элемент культуры здоровья – это наличие личностных результатов самосовершенствования человека в физическом, психическом, духовно-нравственном плане и таких качеств личности, как инициативность, одухотворенность, изобретательность, неординарность, проницательность, прогностичность и т.д. креативный элемент обеспечивает подрастающему поколению возможность активного самосовершенствования и самореализации в процессе приобретения знаний о здоровье человека и ЗОЖ.
Конативный элемент (поведенческий) культуры здоровья включает моторно-волевую сферу регуляции жизненного опыта человека, изначально состоящую из способов некритических ситуативных поведенческих стереотипов детей, которые затем переходят в стадию осознанного критического усвоения ими элементов ЗОЖ, формирования положительных устойчивых привычек и проявления сформированной, активной, самоконтролируемой деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья.
Актуализация проблемы воспитания культуры здоровья связана с ухудшением

По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье определяется как отсутствие болезней в сочетании с полным физическим, психическим и социальным благополучием.

Здоровье – это равновесие между нашим способом существования и окружающим миром. Это гармония с самим собой и окружающим миром. Мы можем оказывать влияние на свои мысли, эмоции и поведение. Мы можем оказывать влияние на окр

ужающий мир. Заботясь о чистоте помыслов, мы заботимся о своем здоровье.

Здоровье – это резервные мощности органов, всей нашей физиологии. Они необходимы, чтобы поддерживать нормальные функциональные показатели в покое и при нагрузках – психических и физических.

Здоровье – равновесие между желанием и принуждением.

Общее здоровье человека складывается из физического, психического и социального. Все они взаимосвязаны между собой.

Физический:

Кардиореспираторные факторы;

Метаболические факторы;

Мышечные факторы;

Двигательные факторы; морфологические факторы.

Психический:

Индивидуальность;

Поведение;

Когнитивные способности;

Релаксационные способности;

Мотивация;

Чувство собственного достоинства;

Чувство контроля;

Адаптационные способности; чувство значимости.

Социальный:

Стиль жизни;

Социальный статус;

Социальное окружение.

Сложившаяся ситуация в России характеризуется демографическим кризисом, который связан не только с низкой рождаемостью и высокой смертностью населения, но и неумением его обращать внимание на уровень своего здоровья и заботиться о нем, а также низким уровнем здорового образа жизни, одной из причин которого является низкая культура здоровья.

Культура здоровья – новое массовое явление в современном мире. Это специальная и реализуемая с использованием рекомендаций науки и профессиональной медицины активность человека. Она включает регулярные занятия физическими упражнениями, здоровый образ жизни, отказ от привычек, разрушающих организм (чрезмерное питание, курение, алкоголизм, наркомания, неупорядоченный режим жизни, повышенная раздражительность и прочее), предупреждение раннего ухудшения здоровья, обращение к медицинской помощи при возникновении заболеваний, купирование развития и обострения имеющихся хронических заболеваний и т.д.

В повседневной жизни мы достаточно часто убеждаемся в зависимости, точнее, взаимозависимости физического самочувствия и психического состояния. Имеется много мудрых наблюдений о прямом влиянии психики на здоровье человека. В настоящее время науке известно, что человеческий организм является в высшей степени самоорганизующейся и саморегулирующейся системой. Мозг человека за свою эволюцию приобрел особое свойство - высочайшую пластичность, т.е. умение приспосабливаться к самым разнообразным и неожиданным условиям существования. Истинные возможности психики, ее резервы в саморегуляции организма, состояний тела огромны. Можно привести некоторые примеры, иллюстрирующие широкий диапазон приспособительных и продуктивных возможностей нервной системы человека и его психики в регуляции состояний организма.

У тибетских йогов в ходе их тренировок имеются упражнения по выработке "психического" тепла. Начинающий йог, освоивший это упражнение в совершенстве, признается достойным носить белую хлопчатобумажную рубашку или мантию. Для того чтобы достичь этой ступени признания, необходим продолжительный подготовительный период. Вначале йог приучает себя к минимуму одежды и избегает использовать огонь для согревания собственного тела. В уединенном месте он занимается специальными упражнениями, усиливающими теплопродукцию организма. После того как он усвоит эти упражнения, йог приобретает способность переносить без каких-либо неудобств значительный холод, будучи одетым в одну лишь хлопчатобумажную рубашку. Подготовленные ученики подвергаются специальным испытаниям. Во льду, покрывающем водоем, пробивается лунка, в которой намачиваются специальные покрывала. Каждый испытуемый заворачивается в одно из них и принимается сушить его теплом собственного тела. Как только покрывало становится сухим, его снова намачивают и снова покрывают им тело йога. Тот, кто до рассвета высушит наибольшее количество покрывал, считается победителем в подобном соревновании. Данный пример иногда вызывает недоверие, однако достаточно вспомнить традиционные увлечения наших русских "моржей", как недоверие рассеивается.

Очень актуальной проблемой является, проблема сохранения здоровья детей в учебном процессе.

То, что дети в массе своей имеют отклонения в здоровье и нездоровы, стало известно не сейчас. Росла тревожная статистика, а надвигавшаяся угроза наркомании, токсикомании, бездуховности была очевидна десятилетия назад. Например, только в Свердловском инженерно-педагогическом институте почти 20 лет назад уже систематически отслеживалось отношение абитуриентов, а затем и студентов, к таким факторам риска, как наркотики, алкоголь, курение и др. Отслеживание (с элементами проектирования, диагностики и анонимности) велось, как в многолетних наркологических исследованиях, так и в учебном курсе "Нравственное санитарно-гигиеническое воспитание", уже тогда привлекавшего огромный интерес студентов.

Поэтому, несмотря на то, что многое в нашей стране продолжало замалчиваться, уже в 80-х годах проблемы сохранения здоровья молодежи становились все более очевидными и острыми.

Тенденции ухудшения здоровья молодежи, обусловленные снижением материального благополучия значительной части населения, ухудшением экологической ситуации, распространением здоровьеразрушительных стереотипов поведения, ослаблением инфраструктуры системы здравоохранения сделали проблемы формирования здорового образа жизни учащихся одной из приоритетных задач системы образования. Своеобразную значимость эта проблема приобретает в высшей школе. Процесс профессиональной самореализации специалиста с высшим образованием неотделим от саморазвития личности, т.к. основан на эксплуатации и совершенствовании личностных ресурсов: творческого мышления, коммуникативных, организаторских способностей и т.д. Причем деятельность специалиста в современных условиях сопровождается психологическими стрессами, эмоциональным выгоранием и другими факторами, разрушающими здоровье. Следовательно, в процессе высшего профессионального образования необходимо обеспечить овладение будущим специалистом культурой здоровья, обеспечивающей саморазвитие, профилактику стрессов, формирование здорового образа жизни. Не стоит забывать, что период обучения в вузе – это не только время профессиональной подготовки молодого человека, но и пора интенсивного формирования его личности, становления мировоззрения и индивидуального жизненного стиля.

Рожнов Р.В. в реальной практике современного высшего образования выделяет ряд противоречий, связанных с формированием культуры здоровья студентов:

несмотря на накопленный теоретико-экспериментальный материал, позволяющий увидеть направления актуализации субъектных сил личности студента (Г. И. Аксенова, И. Г. Антипова, Л. Г. Бикчентаева, Е. Н. Волкова, Н. В. Гришина, А. Г. Гогоберидзе, С. М. Годник, И. А. Зимняя, Н. Е. Мажар, А. К. Маркова, Л. М. Митина, В. А. Сластенин, Б. А. Сосновский, Е. Н. Шиянов), в вузовской педагогике недостаточно четко описан механизм становления учащегося субъектом здорового образа жизни, мало разработаны технологии воспитания культуры здоровья;



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные