Мордва, характерные черты и внешность мордовского народа. Мордовцы — упрямые и гостеприимные


На данной карте представлены точные территории этногенеза эрзи и мокши, с той лишь разницей, что для эрзянских земель определены границы земель в которых происходил этногенез народа до вхождения его в состав Московского государства в 16 веке.
Это не придуманные и не выдуманные территории, это официальная позиция учёных и исследователей, а именно эрзя это междуречье рек Волга, Ока, Сура, Мокша; мокша это бассейн р. Цна, Мокша и верховья р.Суры.
Помимо этого отображены и территории современной национальной автономии народов эрзя и мокша, это республика Мордовия(зелёным цветом). Почему эрзя и мокша а не мордва, откуда появилась Мордовия, и почему её территории значительно уступают историческим землям этногенеза этих народов? Итак по прядку.
Всем наверное приходилось слышать о таком народе "мордва", а кто-то наверное и поговорки о мордве слышал: "упрямый как мордвин", "поперечная мордва", "мордовский гвоздь - сучок" ну и подобные. Многие слышали о таком субъекте федерации как республика Мордовия(РМ) или ранее Мордовская автономная советская социалистическая республика (МАССР) и её столица - Саранск, кто-то наверное даже знает, что в 2018 году там будут проводиться матчи, не много не мало, а ЧМ по футболу. И вроде бы нет вопросов, мордва - Мордовия, и всё это где-то непонятно где. Но давайте разберёмся откуда пошло это название(мордва).
Итак, мордва это экзоэтноним, т.е внешнее название народов, которые именуют себя(на родных языках) эрзя и мокша. Внешнее, означает то, что мордвой народы эрзя и мокша называли их соседи, а не они сами. Сама форма слова "мордва" русскоязычная и в таком виде распространилась из русского языка т.е с запада(стоит заметить что восточные соседи этого слова никогда не применяли, они применяли наши этнонимы: чуваши называли нас - irse, татары - мухша.) Но корень слова имеет более древнее происхождение, а именно иранское от mard, murd - мужчина или человек. Так каким-же образом это слово из ираснких языков попало в русский? Для этого необходимо обратиться к древней истории народов Восточной Европы. Приведём первое упоминание "мордвы": Оно относится к 6 веку н.э, готским историком Иорданом упоминается некий народ "морденс", который числится в списке покорённых в 4 веке народов, готским королём Германарихом: thiudos: Inaunxis Vasinabroncas Merens Mordens Imniscaris Rogas Tadzans Athaul Nauego Bubegenas Coldas ” [Иордан, 116]. Его следует интерпретировать как сильно испорченный фрагмент текста на готском языке [Анфертьев 1994: 150-151], оригинал которого в части, касающейся интересующих нас территорий от Прибалтики до средней Волги можно восстанавливать примерно как “*þiudos: in Aunxis Vas, in Abroncas Merens, Mordens in Miscaris, Ragos stadjans / stadins ” и переводить: ‘[покорил] народы: в Аунуксе - весь, в Абронкасе (?) - мерю, мордву в Мещере, [по] Волге местности [атаул, навего, бубегенов, кольдов]’.
Википедия (Мещера)


Чтобы примерно было понятно какие территории занимали Городецкая и Дьяковская культуры(на карте "финно-угорские племена") нанёс точки расположения некоторых нынешних российских городов. Как видно они занимали основную часть восточно-европейской равнины. В начале нашей эры начинается так называемое великое переселение народов, на север вторгаются группы южных соседей тиссагетов(так Геродот называет племена Городецкой культуры) - сарматы-аорсы. Опытные воины-аорсы жестоко подавляют сопротивление местных лесных охотников - тиссагетов, подчинаяют их себе, и образуют что-то вроде фактории на средней Оке, которая впоследствии обособляется. Именно тогда по всей видимости и приходит слово"mord", происходившее от ираноязычных аорсов на территорию Мещеры. Позднее до Оки дотягивается и империя готского короля Германариха не задолго до её крушения в результате вторжения гуннов. Готы берут под контроль среднюю Оку, после чего начинают формироваться Рязано-Окские племена(3 век). Именно тогда готам становятся известны племена на Оке под названием "mordens". Позже Рязано-Окские племена независимы и начинают развиваться самостоятельно, готская верхушка ассимилируется среди местного населения. Именно тогда они начинают движение на земли восточнее от Оки в Оксо-Сурское междуречье и участвуют в этногенезе народа Эрзя, другая часть оседает на Цне и верхвьях Суры, формируюя Мокшанский этнос, с самого начала имевший отличия от эрзянского в ориентации грунтовых могильников, мокшанские были ориентированны головой на юг, юго-восток, эрзянские-же - на север, на северо-запад. Уже это говорит о различиях в религиозно-мифологических представлениях народов(обряд погребения целиком связан с религиозно-мифологическими представлениями народов). Однако, не смотря на то, что эрзя и мокша народы разные, на западе, среди славянских племён всё-таки сохраняется общее название этих народов со времён сарматского властвования над их предками - "мордъ" с собирательным окончанием "ва". Именно по-этому много веков спустя, летописец Руси - Нестор упоминает «А по Оце реце, где втечеть в Волгу, мурома язык свой, и черемиси свой язык, моръдва свой язык» . Стоит заметить финно-угорский народ мурома(дорусское население Мурома), так-же формируется под влиянием Рязано-Окцев, но летописец пишет о разности языка "мордъвы"(в данном случае эрзи) и "муромы".
Итак, мы разобрались с тем откуда к нам пришло название "мордва". Очевидно это иноэтническое название, а не народ, народы-же эрзя и мокша не определяли себя таким образом. Т.е определение мордвы как народ - ошибочное, но при этом оно достаточно широко муссируется властями и официальной наукой. На ошибочность употребления одного этнонима по отношению к двум разым народностям указывали академик А. А. Шахматов и академик Лепёхин И. И.: «Разность двух мордовских поколений видна и из того, что до крещения их не дозволялось мокшанам брать ерзянок, а ерзянам — мокшанок; но всяк довольствовался своею породою» . Очевидно оба этноса имели и меют собственное самосознание(эрзянское или мокшанское).
Часто со стороны сторонников мордвинизации можно услышать упрёк, в котором сравнивается "мордва" и марийцы. Сущность упрека заключается в том, что марийцы делятся по языку на луговых и горных, но при этом остаются марийцами. А мы, мол, несправедливо делим мордву по языкам на эрзя и мокша. Часто они это объясняют населению, опираясь на его неподкованность в знаниях о своём народе, тем самым убеждая их в своей правоте. Однако они несколько лукавят и многого не договаривают.
Во-первых, до революции марийцы определялись экзоэтнонимом "черемис"(Нестор их упоминает, см. выше). После революции черемисы добились того, что-бы их народ определялся их собственным этнонимом(названием на своём языке) - мары, мари. С этого момента они становятся широко известны под названием мари, а так-же возникает их автономия - Марий-Эл со столицей Йошкар-Ола(красный город), до этого было русское название - Царевококшайск. Очевидно это стало возможно благодаря тому, что как луговые, так и горные черемисы - это мари, у них родной этноним един, что говорит о единстве марийского народа. У "мордвы" этого нет. Нет родного этнонима у эрзи и мокши, который бы объединял их, исторически так сложилось, что нет. По-этому сегодня власти, чтобы усидеться на креслах начинают приставлять к инородному слову "мордва" окончание "сь", в итоге получается кошмар под названием "мордвась", ещё "вась-вась" не хватает подставить...
Вообще можно собрать целый список различий, по которому видно, что эрзя и мокша два народа, а не субэтносы одного.
1)Эрзянский и Мокшанский языки - разные языки.(как известно нет языка - нет народа) Общая лексика в эрзянских и мокшанских сёлах отдалённых р-онов Мордовии - 73%, для примера: русского и украинского - 86%, Что касается литературных языков, то власти подогнали общую лексику до 90%, но на чистом литературном никто не общается. По-этому такая цифра -лишь на бумаге.
2) Эрзя и Мокша - этнонимы двух народов, общего этнонима нет, есть только инороднический экзоэтноним.
3) Отличались в религиозно-мифологическом плане(выше описывал), так-же дохристианские божества имели разные названия (Инешки паз, Чам паз - эрзя; Вярде шкай, Шкабавас - мокша) - верховне боги. Тоже касается и других божеств.
4) Национальный костюм и орнамент различаются.
5) Зодчество
6) Антропологический тип

7) Что касается шокши - как раз она и есть этнографическая группа эрзи: они так-же себя называют эрзя. Т.е эрзя является общим этнонимом и для эрзи и для эрзи теньгушевского р-она(шокши). По-этому эрзя и шокша - один народ.
8) На исторических землях отсутствует чересполосное проживание эрзя и мокшан, т.е народы эрзя и мокша жили по соседству, но не в перемешку. Только после татар-монгольского нашествия эрзянский и мокшанский народы пришли в движение - эрзянские сёла появились в Пензенской обл. в перемешку с мокшанскими. Но даже при этом они сохраняют свое мокшанское или эрзянское самосознание .(и это спустя много веков!) Существует ещё множество более незначительных различий, не вошедших в список.
Однако не смотря, на то, что мы два народа - остаёмся близкородственными. У нас немало общего, и сформировались на одной "платформе" с обрусевшими народами меря, мурома, мещера.
Когда в 30-х годах 20 века обсуждался вопрос об образовании автономии для эрзян и мокшан, были варианты назвать автономию Эрзянско-Мокшанской, однако по причине, того, что, мол нас мало кто знает под своими названиями, решили назвать автономию в честь нашего экзоэтнонима - Мордовской, мол под этим названием нас точно все знают.(у меня вопрос неужели марийцы, удмурты больше чтят свои корни нежели мы? Почему они этим вопросом не задавались? Почему "черемисы" без вопросов стали марийцами, "вотяки" - удмуртами, а "мордва" как была "мордвой" так и осталась, где гордость-то? Откуда этот пофигизм?
Как видно по самой первой карте РМ сильно уступает в размерах этно-историческим территориям эрзян и мокшан. Причина в общем-то банальная, просто когда создавали МАССР, то в неё включались только те территории, где процент численности эрзян и мокшан был не менее 30%, те территории, где этот процент был ниже - просто включались в состав соседних областей, и в состав МАССР уже не входили, даже если эти территории исконные - эрзянские и мокшанские. Как только сегодня эрзянские земли не называют, то "земля Серафима Саровского", то "Земля Нижегородская" то ещё как нибудь, но только не Эрзянская, всячески скрывая реальную историю края, иначе говоря историю подчинения края.
Кстати пучему важно гнуть свою линию сейчас. Менталитет эрзян и мокшан таков, что когда приходит гость - ему тут-же подают лучший стул, а сами посидят у печки, когда гость - русскоязычный - тут-же все в доме начинают говорить по-русски, ну типа, что-бы ему(гостю) было комфортно. Вот таки дела, несомненно это хорошие качества в плане этики, они говорят о высокой нравственности народа, о заботе о ближнем, но привели они к очень нехорошим последствиям - полное обрусение многих сёл. Свой язык второсортным считался, типа "русский главнее и все понимают, так удобнее", когда телевизор с утра до вечера глаголит лишь по русски, то волей-неволей(см. психология) становишься убеждённым, что говорить надо непременно так-же. Однако крестьянин не тот человек, что-бы осознавать, что там за рекой нет страны Эрзянии, и то, что Эрзяния сохраняется лишь в его доме - ему было не важно, важно осознание того что вся скотина во во дворе накормлена, что корова надоена... Ему было не важно, что эрзянский под угрозой, в то время как русский язык - это более ста миллионов человек, в деревнях, в сёлах, в городах, что русский язык под защитой огромной Российской Империи/Советского Союза/Российской Федерации его все ОБЯЗАНЫ учить. У нашей культуры -защиты нет. По-этому пора осознать, что родная культура по угрозой, пора уважать своё, пора бросить куда подальше губительный фатализм и развиваться, развивать своё. Слишком дорогую цену эрзянский народ отплатил истории, слишком много народа не вернулось с чужих войн, слишком много налогов оплачено за чужие яхты, слишком много родного потерянно.

Мордва — финно-угорский народ, проживающий в Республике Мордовия и сопредельных с нею областях. Республика, образованная в 1930 году, является частью Приволжского федерального округа. Столица Мордовии — город Саранск.

Мордовский народ подразделяется на два субкультурных этноса — эрзя и мокша. Эрзяне и мокшане отличаются своими литературными языками, традиционным бытом и культурой. Мокши проживают в южных и западной частях Мордовии, эрзи — в восточных и северо-восточных. Общепринятом языком в республике считается русский.

Большая часть мордовского народа придерживается православия, в республике проживают также лютеране, молокане, буддисты, иудеи, мусульмане и представители языческих религий.

Культура и быт мордовского народа

Культура мордовского тесно переплетается с русской культурой, однако отличается своей самобытностью. Духовная культура основана на народных обрядах, состоящих из устно-поэтического творчества, плясок и декоративно-прикладного искусства. Большинство обрядов связано с временами года, семейными традициями и религиозными праздниками.

В Мордовии отмечают Рождество, Пасху, Масленицу и Троицу. С давних времен эрзи и мокши играют на волынке, флейте, кларнете, трещотке и ксилофоне. Современную музыкальную культуру представляют несколько популярных музыкантов, а также ансамблей, исполняющих произведения на национальных языках.

На территории Мордовии расположено множество древних монастырей, куда приезжают паломники со всей России. Действуют: Республиканский краеведческий музей, Музей изобразительных искусств, Темниковский историко-краеведческий музей, Музей боевого и трудового подвига, а также около ста мелких музеев. Гордостью республики являются Национальная библиотека имени Пушкина и Театр кукол.

В 2006 году в Мордовии открылся Поволжский центр культур финно-угорских народов. В Саранске проходят крупные международные ярмарки, фестивали и съезды финно-угорских народов. В 2012 году в республике широко отметили тысячелетие единения мордовского и русского народов.

В старину мордовский народ жил одним родом в небольших поселениях на берегах рек и по опушкам лесов. Дома располагались посреди крупных дворов, обнесенным высоким забором. Дом состоял из избы и сеней и отдельных хозяйственных построек. В семьях насчитывалось по 30-40 человек.

С давних времен мордовский народ успешно занимается земледелием, пчеловодство, рыболовством, охотой, сбором диких ягод и трав. Повсеместно развито народное творчество — вышивка, узорное ткачество, шитье бисером, резьба по дереву, изготовление ювелирных изделий, ткачество и прядение.

Традиции и обычаи мордовского народа

Современные традиции мордовского народа пришли из глубокой древности. Сформировались они на единении человека с природой. Множество традиций эрзян и мокшан связаны с созданием семьи и появлением ребенка. Со времен язычества сохранились поверья и обычаи, касающиеся похорон и почитания умерших предков.

Мордовский народ отличается радушием и хлебосольством. На большие церковные праздники в мордовские поселения из ближайших деревень съезжались русские, чтобы отведать вкуснейшие блюда, принять участие в народных гуляниях.

Традиционная кухня мордовского народа имеет сходство с русской. Популярными блюдами являются различные каши, щи, вареное мясо, жареная печень, квашеная капуста, квас, простокваша, напитки из меда, ячменя, хмеля и солода.

Издревле мордовские девушки занимаются гаданием. Популярностью пользуются народные игры на свежем воздухе. Большое внимание уделяется воспитанию у детей трудолюбия, уважения к старшим, приучению к труду и прививанию древних семейных традиций.

– многочисленный финно-угорский народ , который населяет центральную часть современной России. Представители этой народности являются коренным народом центральной России и одним из самых древнейших аборигенных этносов Восточной Европы. Общая численность представителей народа примерно 800 тысяч. Около 30% мордвы проживают в Мордовии, а вот остальная часть расселена в других областях России, особенно в Тамбовской, Самарской, Рязанской, Московской, Нижегородской и Пензенской областях. Этот народ возник в конце I тыс. до н. э. - начале I тыс. н. э.

Девушка мокша, девушка эрзя, мордвинская семья

Подгруппы мордвы(субэтносы).

Народ мордва делится на две подгруппы: эрзя и мокша . Мокша, в большинстве своем, живет именно на западе и юге мордвы, а эрзя – на востоке. Эрзя в свою очередь делятся на шокшан и терюхан. А это значит, что обычаи мордвы сильно отличаются у разных представителей этой культуры.

Язык мордвы.

По сей день язык мордвы не утратил свою бытовую актуальность, по крайней мере, для трети населения всей Мордовии, но большинство населения разговаривает на русском языке. Основная религия населения – это православие, но ещё присутствуют молокане , лютеране и старообрядцы .

Откуда появился термин «мордва»?

Термин «мордва» – это условное обозначение двух кардинально различных народов. На самом деле, традиции мордвы очень сильно разнятся у этих двух народов, они говорят на совершенно разных языках, абсолютно различны между собой внешне, и что самое значительное – они даже не поймут друг друга, если будут разговаривать на своих родных языках. Так что можно сказать, что обычаи мордвы крайне разнообразны. До советского периода жители обоих народностей не идентифицировали себя понятием «мордвин» или «мордва», более того – данный термин носил уничижительный или оскорбительный характер в их понимании. В наше время, естественно, все изменилось. Данное обобщение было привито на государственном уровне во время заседания Совета народных комиссаров в 1928 году. Изначально на заседании обсуждался вопрос создания Эрзяно-Мокшанского округа, но в те времена термин «мордва» был известен всему населению России и применялся равно как к эрзе, так и к мокша. Поэтому, было гораздо проще создание Мордовского округа и обозначение всех его жителей одной национальностью – мордва, что и было сделано. Именно с этого времени началась современная история мордвы.

История народов Мордовии.

До средних веков

Самые древние упоминания о племенах мордвы присутствуют еще в древних, античных записях. В те времена эти племена были более чем дикие. К примеру, в записях Геродота они именовались не иначе как андрофаги – людоеды. Плохой климат и низкий уровень жизни этих племен, создавали далеко не наилучшие условия для развития нормального общества того временного периода. Такой расклад событий приводил к нарастающему гневу населения. В пятом веке н.э. племена мордвы сталкивались в боях со скифами и сарматами, которые вытесняли их с привычных мест обитания. Столкновения мордвы с Русью начались еще в одиннадцатом веке н.э. После основания Нижнего Новгорода исторически отмечается большое количество удачных походов Русских князей против племен мордвы. Однако спустя несколько лет после этих событий эрзянская земля будет полностью опустошена Батыем. Эрзяне не признают зависимость от Золотой Орды и отступают в северные леса, племена мокши напротив – выступают в составе монгольской армии и совершают множественные походы и набеги, которые в большей степени заканчиваются для них прискорбно. Отступая на север, эрзя попадает под власть Нижегородско-Суздальского великого княжества, что приводит к расколу общины, так как часть эрзян принимает христианство. Этот момент можно считать переломным относительно становления всей культуры Мордовии. Те, кто в те времена отказался принять Христианство, уходят дальше на восток и пытаются там развивают свою культуру и быт. Эрзя участвует в разорении Нижнего Новгорода и предпринимает набеги на окрестности разорённого города, но их разбивают на пути домой.

Присяга московскому князю.

Постепенно русские князья все-таки подчиняют себе эрзян, а после похода Ивана Грозного на Казань мокшанские и эрзянские знатные роды присягнули на верность московскому князю. Каждый мордвин облагается тяжелыми поборами, что со временем приводит к ряду восстаний. Уйти от поборов удается только представителям знатных родов мордвы, и то – только тем, которые приняли христианство. Насильственные массовые крещения вынуждают население показать характер мордвы, и это периодически приводит к точечным бунтам, но в итоге все заканчивается фактически полной ассимиляцией мордвы рядом с русским населением.
История мордвы разносторонняя и незаурядная. Изучая ее можно лучше понять характер этой народности и ее ценности. Не удивительно, что история Мордовии интересует такое огромное количество людей, по всему миру. Ведь проникаясь в события того давнего времени, можно понять каким образом зарождалась эта незаурядная культура народов. Отдельного внимания заслуживают национальные костюмы этой народности, которые, внешне хоть и схожи с российскими, но имеют некоторые достаточно яркие отличия. Невзирая на сложную и тяжелую судьбу племен эрзя и мокша, несмотря на историческую вынужденность перебираться с места на место, традиции мордвы не канули в лету. Даже сегодня на фестивалях в Мордовии можно увидеть традиционные украшения и наряды, услышать старое наречие местного населения, и почувствовать дух и характер мордвы — удивительного и незаурядного народа.

Эрзя и мокша. Становление народностей

В России на данный момент проживает более 150 различных народов, каждый из которых по-своему интересен, самобытен, имеет собственные традиции и обычаи. Одним из таких народов является мордва. Происхождение этого народа уходит корнями в первые века нашей эры. До прихода славян на территории Средней Оки хозяйничали финно-угорские племена, позже названные историками "древнемордовскими". В течение последующего тысячелетия эти племена разделились на две основные группы. Одни называли себя "эрзя", другие - "мокша", но для многих соседних племен они всё еще оставались одним народом - мордва. Внешность, быт, культура и традиции у эрзян и мокшан тоже стали отличаться. Антропологические признаки, украшения костюма, погребальные обряды за долгое время приобрели у мордовских народов настолько специфические черты, что современные археологи, исследуя мордовские археологические памятники, могут точно определить, к эрзянским или мокшанским относились те или иные захоронения.

Ассимиляция мордвы

Становление этих двух народностей прошло долгий и нелегкий путь.

На протяжении долгого времени они контактировали с татарами, волжскими булгарами, хазарами и прочими многочисленными соседями. Все это в конечном итоге и повлияло на происхождение мордвы. Ее культура, традиции, быт складывались под влиянием соседей. Очень многое у чужих народов заимствовала тогда мордва. Внешность мордовского населения может многое сказать об ассимиляции с соседними племенами, межэтнические браки не только разрешались, но и приветствовались. В XI-XII веках среднюю полосу России стали заселять славянские племена, неся с собой христианскую религию. Вскоре территория вошла в состав России, а население подверглось христианизации. Ассимиляция с русским населением происходит и по сей день. Оказывают влияние друг на друга русский народ и мордва. Внешность эрзян отличается значительным присутствием светлокожих сероглазых блондинов и блондинок, в то время как среди мокшан преобладают черноглазые и черноволосые мужчины и женщины со смуглой или желтоватого цвета кожей, что говорит об их родстве с татарами и чувашами.

Современные проблемы мордвы

Сейчас много говорят об объединении этнических народностей эрзя и мокша. Одна территория, одни предки, да и жили все время бок о бок. Многие из жителей Мордовии и близлежащих регионов уже давно называют себя "мордва". Внешность и характер, культура и традиции всё чаще теряют уникальность и самобытность, сливаясь с чертами других народностей. Но есть одна вещь, один барьер, который преодолеть сторонникам объединения никак не удастся. Это - национальный язык. На протяжении веков формировались эрзянский и мокшанский языки. В них - история народа, история своих предков. При разделении на две ветви в какой-то момент общий язык стал практически неузнаваемым. Сейчас мокшанин не поймёт ни слова по-эрзянски, а эрзянин - по-мокшански, но обе народности всеми силами стараются сохранить и передать потомкам особенности своего национального языка. Наверное, в наличии такого могучего оружия и заключается сила единства народа.

Мордва – один из самых уникальных народов России. Уникальность его заключается в бинарности, т.е.двойственности составляющих его частей – народов мокша и эрзя. Впрочем, пока нет окончательного ответа на вопрос «Являются ли мокша и эрзя одним, мордовским народом, или двумя разными?». Сторонники и противники есть у обеих версий.

В пользу того, что мокша и эрзя – разные народы, лишь по случайности объединённые в один мордовский народ, говорит факт отсутствия в их языке этнонима «мордва» и наличие у мокшан и эрзян своего языка. Сами себя они мордвой изначально не называли, а называли мокшей и эрзей.

Против признания мокши и эрзи разными народами говорит то, что уже сформировалась многочисленная прослойка представителей этих народов, которые считают себя мордвой, а за пределами Мордовии мокша и эрзя практически 100% воспринимают себя единым мордовским народом.

Мокшанский и эрзянский языки имеют много общего, но и много отличий. Как правило, сторонники законодательного разделения мордвы на мокшу и эрзю утверждают, что мокша и эрзя не понимают язык друг друга. Сторонники единого мордовского народа утверждают обратное.

Есть мнение, что раздел на мокшу и эрзя произошёл в I тыс. Со временем это отразилось на языке и менталитете. Тут мордва повторяет судьбу сербов, часть которых в древности ушла из Центральной Европы на Балканы, а часть осталась там, где сейчас находится Лужица – регион в составе Германии, где проживают лужицкие сербы (немцы называют их «сорбы»), самый малочисленный славянский народ (60 тыс.).

Сегодня балканские сербы и лужицкие считают друг друга «двоюродными братьями». Первые – православные, преимущественно пользуются кириллицей; вторые – германизированные лютеране, пользуются латиницей.

Мордва – самый многочисленный финно-угорский народ России. И, как в случае и с другими финно-угорскими народами (марийцы, удмурты, ханты, манси и проч.), их история содержит много белых пятен. На память сразу приходят баски – народ в Испании, в языковом и культурном отношении оторванный от испанцев. Происхождение басков, их языка и как они оказались в Пиренеях – загадка для учёных. Известно только о наличии общих черт у баскского языка с некоторыми кавказскими. Разделение на мокшу и эрзю для учёных тоже, своего рода, загадка.

В Мордовии три государственных языка – русский, мокшанский и эрзянский. Чтобы никому не было обидно. При этом стоит проблема сужения ареала употребления последних двух. Мордовские языки (автор позволит себе это обобщающее название для краткости изложения) нуждаются в поддержке, и центральные власти обязаны эту поддержку оказать, ибо этническое разнообразие России – как пестрая картина, и исчезновение даже одного её оттенка сделает её беднее.

В старину ареал расселения мордвы был значительно шире, чем сегодня. Есть мнение, что мордва заселяла современные Тамбовскую, Нижегородскую, Ульяновскую, Рязанскую, Пензенскую области. Но мордва настолько близко сошлась с русскими, что достаточно быстро ассимилировалась.

Действительно, внешне мордвина отличить от русского сложно, а счёт русских с мордовскими кровями идёт, наверное, на многие десятки тысяч. В первой половине ХХ в.мордва массово переселялась в Сибирь, спасаясь от безземелья. Основывали свои мордовские деревни, где даже дети русских переселенцев переходили постепенно на мордовский язык. Даже в 1950-х в сибирские школы ещё приходили мордовские первоклашки, путавшие русские падежи и лица (в мордовских языках отсутсвует склонение по лицам). Но потом ассимиляция брала своё, мордовский язык они почти забывали.

Все слышали о подвиге лётчика, Героя Советского Союза Алексея Маресьева, который продолжал громить гитлеровцев даже после ампутации двух ног. Борис Полевой посвятил его подвигу книгу «Повесть о настоящем человеке». А кто знает, что Маресьев по национальности – мордвин? Немногие.

Любители бокса знают профессионала Олега Маскаева, не раз удивлявшего болельщиков напряжёнными поединками на ринге. Кто знает, что Маскаев тоже мордвин? Немногие. И таких случаев достаточно.

К сожалению, постепенно отошла в прошлое традиция называть детей мордовскими именами: Пичай, Виряс, Кежай, Парут. Сегодня по ФИО не отличить мордвина от русского, как можно отличить, например, ингуша, татарина или балкарца. Хочется верить, что традиция давать новорождённым мордовские имена возродится.

Отличительные черты мордовского национального характера – стойкость, выдержка, решительность. Упрямый как мордвин - красноречивая поговорка. Подтверждение: патриарх Никон, при котором произошёл церковный раскол, был мордвином недюжинной энергии. В годы Великой Отечественной войны среди мордвы не было предателей. Мордовский легион в составе вермахта – это невозможный сценарий.

Не было среди мордвы перебежчиков в афганскую кампанию и во все прочие войны, в которых мордва участвовала наравне с другими народами России. Взаимодействуя с русскими с XI в. (мордва упоминается также в «Повести временных лет»), войдя официально в состав русского государства в XVI в., мордва внесла существенный вклад в становление России.

Столица Мордовии Саранск принимал в этом году серию игр Чемпионата мира по футболу. Десятки тысяч иностранных болельщиков получили возможность познакомиться с мордовской культурой. Их ждали экскурсии по этнокультурным объектам – этноподворье «Мир мордовской деревни», Музей мордовской народной культуры, выставка «Быт мордовского народа», проект «Примерь мордовский костюм» и т.д.

И это очень верный подход. Практически каждая туристическая страна включает в турпрограмму этнический элемент. В Тунисе туристов знакомят с берберской культурой, в Китае – с культурой народов ли и мяо, во Вьетнаме – с культурой хмонгов. Мордовская культура тоже может стать туристическим активом для республики. Чемпионат мира по футболу это доказал. Теперь о мордве услышат на многих континентах.



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные