Тверская 21 история. Государственный центральный музей современной истории россии (музей революции ссср). Есть ли жизнь вне идеологии

16 лет в Москве и хождения туда-сюда, туда-сюда, как у Жени Лукашина, мимо бывшего Английского клуба, чтобы, наконец, войти внутрь и вот, знаменитый двор, красно-белый полукруг особняка, стоишь, переминаешься, думаешь, ну, как так, просто взять и войти? Куда и Гиляровского не то, что бы пускали, а, скорее, допускали, где Александр Сергеич сижывал, где тов Толстой раз проигрался так, что пришлось выручать, а не то серьёзно. О чем здесь шептались масоны и, видимо, не без хозяина дома Хераскова, неизвестно, но дело кончилось арестом, а в доме до сих пор шепоток. Много здесь было крикнуто, сплакано, говорено, пробормотано, спето, сказано, подслушано, да что там, и съедено было прилично, а уж выпито. И это невозможно не чувствовать, хоть и кипит совсем современная история, куда уж современней. Ну где ещё в одном месте можно повидать и Путина, и Ельцина, и Старовойтову, Листьева, Холодова, Горбачёва, главмуфтия, буддиста, раввина, пикник «Афиши», Гагарина, гитару Скляра, кривляния Пелевина, монеты с Чайковским, Цветаевой, Вахтанговым, Улановой, перестроечные плакаты, пропуск для передвижения по Москве августа 1991, предвыборный фарфор и даже робота-экскурсовода, который радостно соглашается на предложение обниматься, а на вопрос «можно ли хулиганить» аккуратно уходит от ответа «не сегодня». Николаю II и тем временам предусмотрительно отвели пару залов в отдалении, где винегрет из всего и сразу - фотографии императорской четы, Чернышевский и что делать, речи нижегородских рабочих на суде, порка крепостных, социалдемокрабпартия, русско-турецкая война, нарастание напряжения с Японией, Кругобайкальская железная дорога, абхазские алфавиты, сабли, лапти, серпы, старые карты, плакаты и даже расписание проезда его императорского величества с подробными указаниями встречающим. Можно сказать, что экспозиция музея довольно сумбурная, галопом по верхам, а местами где-то даже странная до неприятия - плакат с вооружённым солдатом с надписью «Вежливость города берёт» (?), всё сразу и в кучу - эпохи, режимы, съёзды, революции, войны, свержения, коронации, культура, политика, история, патриотизм. Педантам здесь, наверное, не понравится, этакий суп буйабес. Но именно контрастами музей и интересен, можно вдохновиться какой-то темой и уже дома спокойно её покопать, углубиться, порыть источники. И, мне кажется, это прекрасный музей для первого знакомства подросших детей с историей в занимательном и сжатом формате, которых наверняка заинтересуют яркие стенды, динамичные стойки с фотоколлажами, прозрачный пол, под которым ураганные события перестройки с камнями, пулями и обрывками газет, саркастические плакаты, какие-то граффити на полу, вояки, космонавты, яркие костюмы, и, конечно, много интерактива, экраны, на которые можно нажимать, наушники, кричащие трибуны аудиофоном. Кому-то музей может показаться поверхностным и пустым, и где-то излишне жмущим на патриотическую струну, но людям 70-90х гг. выпуска будет занятно провести черту между прошлым и нынешним. Это не музей-хрестоматия, но музей-настроение. Наверное, дух былых времён и сейчас пузырится и не даёт серьёзнеть и поучать. Место такое, весёлое.

Открывший свои двери в марте 1917 года, Государственный центральный музей современной истории изначально планировался как Музей Революции. Совещание деятелей мира искусства и науки, созванное директором музея Всероссийского Союза городов, определило основные направления работы современного музея: сбор исторических источников и подробный анализ истории нашего государства.

Музей быстро обрел популярность не только среди жителей Москвы, но и среди зарубежных историков и ученых. В 30-ые годы музей активно посещали делегации заграничных исследователей, писателей и деятелей революционного движения. Известные художники со всего мира дарили музею свои работы. Например, И.Е. Репин, приславший в дар Государственному центральному музею 4 свои работы.

До 1927 года основные выставки музея были исключительно посвящены описанию и истории революционного движения. Начиная с 1927 года, Государственный центральный музей расширил сферу своей исследовательской деятельности. К 1941 году основной фонд музея составлял 1 миллион предметов. К сожалению, Великая Отечественная война втрое сократила коллекцию музея. С 1950 года музей отказался от концепции изучения революционных движений и передал большую часть собранной коллекции в Государственный исторический музей.

Современный музей представляет собой многофункциональный музейный комплекс, включающий в себя выставочные залы и площадки, оборудованные по последнему слову техники. На территории здания проводятся различные выставки и концерты, а также работает свободный лекторий.


В 2016 году открыта экспозиция, посвященная современному периоду нашей истории. Это первый опыт музейной презентации новейшего периода российской истории с 1985 по настоящее время. Главная идея проекта — дать всестороннее, объективное и аргументированное представление о важнейших событиях новейшей истории России.

Экспозиция приглашает посетителя к размышлению о месте и роли нашей страны в динамично меняющемся мире и задачах, стоящих перед ней в XXI веке. Особенностью проекта является сочетание подлинных музейных предметов и современных мультимедийных технологий.

Интегрированные в экспозиционное пространство многоуровневые интерактивные образовательные программы, составленные на основе документальной хроники, фрагментов интервью, наглядных графиков и диаграмм, помогают «оживить» историю. Благодаря этому экспозиция не только передает атмосферу времени, но и позволяет почувствовать, что история создается буквально на наших глазах.

Режим работы:

  • вторник, среда, пятница-воскресенье — с 11.00 до 19.00;
  • четверг — с 12.00 до 21.00;
  • понедельник — выходной.

Стоимость билетов:

  • полный — 250 рублей;
  • льготный — 100 рублей.

Осенью 2017 года исполняется 100 лет Великой Октябрьской социалистической революции, в ходе которой большевики свергли последнего российского самодержца Николая II. Изменился ход развития России и всего мира. Появился принципиально новый строй, отрицающий капиталистические устои. В Москве есть учреждение культуры, название и содержание которого возвращает зрителя к тем бурным временам. Это Музей революции на Тверской-Ямской, 21. С 1998 года - Государственный центральный (далее, для краткости, Музей революции).

Броневик и Козявка

В октябрьской поэме «Хорошо» поэт Владимир Маяковский писал: «Которые тут временные! Слазь! Кончилось ваше время!» Непосвященные думают: "Музей Октябрьской революции, расположенный в старинном особняке, рассказывает исключительно о штурме Зимнего дворца, залпе «Авроры», ленинском броневике". Это не совсем так. Поражает богатство разноплановых экспозиций, повествующих об экономическом и социально политическом развитии России конца XIX - начала XX вв., приоритетах современной России, преемственности поколений. Посетители отмечают доброжелательность и профессионализм гидов. Экскурсоводы не тяготеют к приукрашиванию идей социализма. Просто рассказывают, как все происходило.

Оружие, одежда, интерьер ресторана, куда, случалось, захаживали бабушки и дедушки, чучело собаки Козявки, которая летала в космос, - тридцать залов нереально увлекательного путешествия в прошлое. Есть мнение: канувший в лету период современной истории страны выглядит весомо, зримо, но не грубо. Детям нравится смотреть диафильмы, а родителям - ностальгировать. Пользуются популярностью кафе-музей с продуктами, о которых теперь говорят «натуральные, не то что…», конфеты, изготовленные по рецепту сорокалетней давности.

Примечательное здание

Большинство посетителей уходят с намерением рекомендовать друзьям посетить Музей революции. В Москве на Тверской им было хорошо: познавательно, никакой суеты и пошлости. Кстати, есть зал, где рассказывается о судьбе самого здания. Оно построено в XVIII веке. Довольно хорошо сохранилось снаружи и изнутри. Видывало разных владельцев и посетителей. Хозяином старой усадьбы был поэт, драматург Михаил Херасков (сохранились и более ранние сведения), который продал ее графу, генерал-майору Льву Разумовскому.

Основное строение (главный дом) возвели при Екатерине Великой (1777-1780 гг.). Позже известный среди архитекторов того времени Адам Менелас добавил дополнительные крылья. Вышла усадьба в стиле, характерном для зрелого классицизма. Вторжение армии Наполеона не пощадило красоту. Перестройку поручили архитектору Доменико Жилярди. К слову, есть еще один музей. На он распахивает двери всем, кому интересно узнать об Отечественной войне 1812 года. Но вернемся к теме. Когда Разумовский умер, вдова передала архитектурное наследие своему брату Николаю Вяземскому. Николай Григорьевич переуступил постройки Московскому Английскому клубу (1831). Вплоть до 1917 года там проводили светские тусовки мужчины дворянского происхождения. Одно время беспорядочно разросшиеся торговые постройки закрывали красивый фасад (приходилось блуждать в поисках входа).

Новая дворцовая жизнь

История Музея революции началась вскоре после пламенных событий Октября. Было решено формировать фонды материалов по русскому освободительному движению, всесторонне изучать накопленные сведения. В остаточном виде (на небольших площадях) клуб действовал еще в начале 1918 года. Но прошлое уступило место будущему. Новые указы, решения шли потоком. Самое первое распоряжением, которое выпустила Комиссия по охране памятников искусства и старины при Наркомпросе касалось сохранения архитектурного облика усадьбы, отданной под культурное заведение. Торговые точки, некогда вероломно выросшие перед дворцом, снесли. Фасад вновь блеснул величием.

По-иному «зазвучали» и залы Английского клуба: здесь теперь работал Первая выставка в учреждении имени революции открылась в ноябре 1922-го и называлась «Красная Москва». Бытописатель столицы Владимир Гиляровский рассказывал, что открытие состоялось в шесть вечера. Зажгли электричество. В залах, несколько лет стоявших без отопления, будто потеплело. Посетители нового образца были совершенно не похожи на прежних обитателей: в военных шинелях, кожаных куртках, пальто они деловито расхаживали по недавнему «царству праздности».

Иного нет у нас пути, в коммуне остановка

Народ с гордостью любовался красными флагами и грозным оружием восстания, развешанным по старинным мраморным стенам. Старую портретную украсили картинные изображения и фотографии героев «десяти дней, которые потрясли мир» (так охарактеризовал события американский журналист Джон Рид). Среди гостей были женщины (чего не могло быть в бытность Английского клуба).

Все радовались, что появился новый музей. Революции в выставочных витринах и тематических уголках было очень много: солдаты, матросы, рождение нового мира! Многие узнавали друг друга на боевых снимках. Собранные единицы хранения стали основой экспозиции Историко-революционного музея Москвы. В 1924 году учреждение стало Государственным музеем революции. Первый руководитель Сергей Мицкевич - известная личность. Русский революционер, мастер публицистического жанра, историк, профессор Московского университета. Организатор Московского рабочего союза.

Чем дальше в социализм

Музей революции в Москве широко освещал тематику массовых выступлений крестьян против дворянско-помещичьего государства (примечательно: их предводители Степан Разин и родились в станице Зимовейской-на-Дону с разницей в сто лет). Можно было расширить личные познания о декабристском движении, народовольцах, разобраться в «дебрях» событий русских революций, гражданской войны. Это были самые старые экспозиции, которыми располагал Музей революции.

В Москве понимали: постепенно накапливающийся опыт строительства социализма нужно систематизировать, активно популяризировать. С 1927 года тематические рамки расширили. Десятки лет подряд мир развивающегося (а затем и привлекал не только граждан Советского Союза, но и зарубежных гостей.

Подарок Репина

Отдельные государственные деятели, большие делегации из капиталистических, социалистических, развивающихся стран, писатели, художники, скульпторы, театральные деятели, «пролетарии всех стран» считали своим долгом посетить Музей революции. Некоторые гости приходили не с пустыми руками. Так экспозиция пополнилась пропитанными бунтарским духом картинами «9 января», «Красные похороны» и другие. Их подарил знаменитый живописец Илья Репин.

Любящие граждане СССР и дружественных стран несли дары вождю государства Иосифу Сталину. Многие из них отличались налетом идейности: телефон в виде Земного шара, телефонная трубка-молот, часы, украшенные маленьким золотым танком Т-34. Выставка подарков действовала с 39-го про 55-й годы XX века. Необычный ассортимент пользуется популярностью у зрителей и в наши дни. В 1941 году музей уже значился в безусловных лидерах среди подобных учреждений. Фонды насчитывали один миллион предметов. Открылись филиалы.

Поделились наработками

Великая Отечественная война (1941-1945) внесла крутые коррективы в научно-просветительскую деятельность, которую вел музей. Революции не произошло, просто львиная доля фондов уехала глубоко в тыл. Число сотрудников сократили почти в три раза. Но работа не останавливалась. В июле 41-го вниманию посетителей предлагалась выставка, повествующая о борьбе советского народа против немецко-фашистских захватчиков. И головной центр, и филиалы встречали и провожали экскурсантов в течение всех военных лет.

Враг рвался к Москве. Музейщики противостояли ему доступным им способом: рассказывая людям о героизме советских воинов. Статистика посещений гласит: число посетителей за 1942 год - 423, 5 тыс. человек.

Функционировала экспозиция под открытым небом (пушки, минометы и другая техника Красной армии и вражеские трофеи). К обычному ритму работы вернулись в 1944-м. Произошло частичное перепрофилирование: материалы, отображающие особенности революционно-освободительного движения рассредоточили. Одни «ушли» в ГАУ (Главное архивное управление), другие - в Государственный исторический музей, известный в народе как Музей революции на Красной Площади, третьи - благодарно приняты Библиотекой иностранной литературы. Сам отправитель сосредоточился на изучении идейного течения, известного под названием русского социал-демократического. Еще нужно было разобраться в тонкостях развития, свойственных обществу справедливости, свободы и равенства.

Приблизились к объективности

Известно, что некогда часть достойных памяти имен находилась в опале: процветало преувеличение значения вклада Иосифа Джугашвили (Сталина) в достижения страны. В 1959 году, после знаменитого XX съезда Коммунистической партии Советского Союза, венценосную личность развенчали. Экскурсионные тексты стали смелее, объективнее. Кто посещал учреждение в самом начале 1960-х, помнит: выставлялось огромное количество экспонатуры, рассказывающей о развитии здравоохранения, образования. Посетители узнавали, как в условиях роста промышленности охраняют окружающую среду, что происходит в отрасли «культура», во сколько раз увеличилось благосостояние советских граждан.

В 1968 году произошло еще одно переименование: на вывеске появилась надпись «Центральный музей революции СССР». В следующем году ему предоставили право проведения научных исследований. Высокий статус НИИ учреждению-хранителю наследия веков присвоили впервые. Солидный уровень деятельности оценивался наградами государственного уровня. Была открыта лаборатория музееведения (1984), приступившая к исследованиям истории музейного дела в Советском Союзе.

Есть ли жизнь вне идеологии?

Общественно-политические процессы страны образца середины 1980-х прервали «преемственность поколений». Новая трактовка прошлого, отступление от намеченного пути к коммунизму и другие современные веяния подтолкнули к отказу от идеологизации и пропаганды. Специальные хранилища были открыты для всеобщего обозрения.

В 1998 году Музей Революции кардинально перестроил экспозиции. ГЦМСИР стал крупным научно-методическим центром, принимающим делегатов тематических совещаний, проводящим научно-практические занятия. За расширением опыта сюда приезжают музейные работники из самых разных уголков страны. Все заинтересованные физические и юридические лица могут рассчитывать на получение методических рекомендаций, прохождение профессионального тренинга.

Государственный центральный музей современной истории России

Музей современной истории России находится в самом центре Москвы и занимает великолепное по архитектуре здание – образец позднего неоклассицизма. Он является головным в России музеем истории и имеет статус учреждения федерального значения.

Музей появился на карте Москвы более 90 лет назад, с тех пор он непрерывно собирает и накапливает материалы. Также учреждение является центром научно-исследовательской работы в области истории России, начиная с конца 19 века и по наши дни.

Сотрудники музея постоянно исследуют, экспонируют и изучают экономическую, политическую и культурную жизнь страны на отрезке 150-летней истории. Это осуществляется на основании более чем миллиона документов, хранящихся в анналах музея. В своей деятельности музей сотрудничает с кафедрой истории Московского университета им. Ломоносова и с Институтом истории Академии наук России. На базе учреждения часто проводятся международные симпозиумы, научно-практические конференции и тематические выставки.

Музей также является методическим центром который координирует работу региональных музеев истории и проводит обучение музейных работников.

История создания Музея современной истории России

В марте 1917 года известный журналист и историк В.П. Кранихфельд инициировал совещание историков, ученых и общественных деятелей с целью создания в Москве Музея революции. Было решено, что музей будет собирать в фонды самые разноплановые источники, чтобы проводить научно-исследовательскую работу по изучению русского освободительного движения.

В 1924 году на базе Московского музея революции был открыт Государственный музей революции СССР. Главное направление его деятельности заключалось в пропаганде неотвратимости революции 1917 года, которая круто поменяла жизнь огромной империи.

Музей хорошо поддерживался государством, улучшал качество экспозиций и был очень популярен в стране и среди представителей рабочих делегаций других стран. Многие коллекционеры художники и писатели считали за честь сделать музею подарок. Так, знаменитый художник И. Репин принес в дар музею 4 своих картины, повествующие о трагических событиях в жизни страны. К началу войны учреждение уже имело три филиала.

В 1968 году на базе музея был открыт методический центр по обучению музейной работе. В 1998 году музей приобрел современное название и облик.

Экспозиция Музея истории современной России

Экспозиция музея включает в себя ряд залов в головном здании музея и его филиалах. В головном здании она начинается с вводного зала. Первый зал посвящен политическим событиям и жизни России в переломный для нее момент реформ конца 19 века и отмены крепостного права. В следующем зале можно ознакомиться с экономической жизнью России того периода. Далее следует зал, посвященный политической и общественной жизни страны на рубеже 19 и 20 веков.

Зал русско-японской войны отражает трагизм несостоятельности России, который дал мощный толчок к развитию национально-освободительного движения в стране, приведший впоследствии к революции и смене строя.

Период с 1905 по 1916 годы стал самым драматичным в истории страны, в этот период набрало силу рабочее движения, крепла партия большевиков, в результате чего страна получила революционную ситуацию.

После периода 1917 года экспозиция музея рассказывает о советском периоде страны, его политике, экономике и культуре. Затем следуют залы периода новейшей истории, касающиеся событий конца 20 и начала 21 веков.

Тематические экспозиции Музея современной истории

Мемориальный музей «Пресня»;
- Подпольная типография периода 1905-1906 годов;
- музей-квартира революционера Г.М. Кржижановского;
- мемориал «Катынь» в Смоленской области»;
- дом Е. Евтушенко в Переделкино.

Музей современной истории России – крупное научно-исследовательское и методическое учреждение федерального значения, экспозиционирущее материалы новой и новейшей истории жизни России.



В продолжение темы:
Детская мода

Что может быть проще хлеба с чесноком? Но даже и тут есть множество вариантов и секретов приготовления. Ведь надо хлеб не пересушить, не напитать излишне маслом. Можно...

Новые статьи
/
Популярные