Музыкально-дидактическая игра «Лесенка. Музыкально-дидактические игры для детей Лесенка для музыкальных занятий

Ольга Тимофеева

В современной педагогике под наглядными пособиями понимают такие средства обучения, которые создают у детей зрительные представления для лучшего усвоения учебного материала. Наглядность не только облегчает познавательную деятельность детей, но и организует их восприятие, активизирует процесс запоминания.

В музыкальном воспитании дошкольников применение наглядных пособий имеет особое значение. Использование наглядных пособий в музыкальном воспитании детей позволяет в простой, доступной детям игровой форме дать представление о музыке . Благодаря применению наглядных пособий у детей активнее развиваются музыкально – сенсорные способности.

С помощью наглядных пособий, активизируется умственная деятельность ребёнка, развивается его самостоятельная музыкальная деятельность , которая приобретает творческий характер. Пособие можно применять на музыкальных занятиях и в самостоятельной музыкальной деятельности

Вашему вниманию дорогие коллеги я предлагаю музыкальные лесенки (трех, пяти, семи ступенчатые) .

Используемый материал : коробки от зубной пасты, пергаментной бумаги, белые листы бумаги, клей, ножницы, самоклеющаяся бумага.

Получились вот такие музыкальные лесенки .

Публикации по теме:

Здравствуйте уважаемые коллеги. Хочу показать вам моё пособие, оно будет полезно музыкальным руководителям, и воспитателям (вы можете сделать.

Музыкально - дидактическая игра «Грустно, весело» младшая группа Музыкально – дидактическая игра «Грустно, весело» младшая группа Цель: -Знакомить детей с музыкой, различной по характеру (веселой, грустной).

Музыкально-дидактическая игра «Кого встретил колобок?» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 311» городского округа Самара 443042,.

Музыкально-дидактическая игра «Музыкальный волчок» Музыкально-дидактическая игра "Музыкальный волчок" для старшего, подготовительного к школе возраста. Игра компьютерная. Запускаете презентацию.

Дидактическое пособие предназначено для работы с детьми 5-7 лет во время непосредственно образовательной музыкальной деятельности, а также.

Музыкально-дидактическая игра «Светофор» Музыкально-дидактическая игра «Светофор» Цели: 1. Формирование у детей представлений об элементарных правилах дорожного движения. 2. Развивать.

Музыкально-дидактическая игра «Тихие и громкие звоночки» Музыкально-дидактическая игра «Тихие и громкие звоночки» Цель: развивать звуковысотный слух у детей. Задачи: Образовательные: продолжать.

Данная дидактическая игра помогает активизировать детей в образовательной деятельности и предоставляет каждому ребёнку возможность самостоятельного.

Утро ступенька за ступенькой превращается в день. С Вами Ирина Иваськив. Музыкальные занятия для дошкольников требуют колоссальной подготовки: чуть замешкался и… внимание твоих маленьких учеников рассыпалось. Поэтому всегда искала самые-самые-самые увлекательные . А когда не находила их, то… садилась сочинять их сама.)))

Музыкальные упражнения: 3 проблемы

В Интернете музыкальных упражнений достаточно много. Но основных проблем, связанных с ними, всегда три:

1) не получается найти музыкальные упражнения, которые идеально подходили бы теме занятия (курсовой, реферата и т.п.) и/или ;

2) крайне мало или вовсе нет новых интересных упражнений (ведь старые музыкальные упражнения, какими бы они ни были хорошими, рано или поздно надоедают и детям, и учителю, а как «реанимировать» их, не каждый сообразит);

3) многие музыкальные упражнения описывают лишь правила игры или порядок действий, но каждый учитель мечтает о том, чтобы, помимо идеи, музыкальные упражнения включали бы и такую необходимую речь учителя: что говорить, показывая то или иное наглядное пособие (ведь не у всех же получается говорить просто, понятно, с увлекательными преподавательскими приёмчиками).

С учётом этих трёх проблем поделюсь с Вами частью своих конспектов: эти музыкальные упражнения сама для себя называю «Музыкальная лесенка». Эти музыкальные упражнения рассчитаны на дошкольников, их можно адаптировать под любую тему занятия, прилагаю к ним пояснения, как лучше изготовить лесенку, и речь для учителя.

Музыкальная лесенка своими руками

Изготовьте лесенку, придерживаясь указанных на рисунке размеров. Эти размеры – оптимальны: музыкальная лесенка будет не слишком маленькой (то есть она будет видна всем детям в группе) и не слишком громоздкой (то есть её легко будет положить в пакет вместе с музыкальными учебниками и нотными тетрадями).

Если Вы не планируете носить лесенку туда-сюда, сделайте её объёмной. Мне мою лесенку нужно было возить на репетиции с собой, поэтому я попросила сделать её плоской.

Лучший материал для изготовления лесенки – фанера. Подойдёт и плотный картон (можно использовать картон с больших упаковочных коробок), но если с такой лесенкой попасть под дождь – сами понимаете, долго она не прослужит.

Лучше сделать её один раз, но качественно, так, чтобы она прослужила многие годы.

Вырезанную из фанеры лесенку попросите тщательно зашкурить, и лишь потом покрасьте её несмываемой краской (чтобы лесенку можно было мыть). Цвета лучше использовать яркие – чтобы лесенка всегда привлекала внимание детей. У меня она – оранжевая.

О чём важно помнить в работе с малышами

Музыкальный диапазон дошкольников невелик – всего 5 рабочих нот . Даже если Вы используете песню, диапазон которой больше 5 нот, будьте уверены, что дошкольники «упакуют» эту песню в свои доступные 5 нот, то есть крайние низкие и крайние высокие ноты будут звучать фальшиво и глухо. Поэтому советую изготовить 2 лесенки: одна – с пятью ступеньками, другая – с восемью. Для трёхлеток и четырёхлеток используйте первую лесенку, для дошкольников постарше – вторую.

Не советую на занятие с трёхлетками брать лесенку с 8 ступеньками и использовать только 5 из них – лишние ступеньки будут постоянно отвлекать любопытных малышей и уводить занятие то вправо, то влево (в результате и основной материал плохо запомнится, и продолжительность занятия увеличится).

Вот этот рабочий диапазон дошкольников находится в середине 1-й октавы : от ноты Ре до ноты Ля. Поэтому, работая с 5-ступенчатой музыкальной лесенкой, используйте музыкальные упражнения в Ddur , то есть:

  • 1-я ступенька лесенки должна звучать как Ре 1-й октавы
  • 2-я ступенька – Ми 1-й октавы
  • 3-я ступенька – Фа# 1-й октавы
  • 4-я ступенька – Соль 1-й октавы
  • 5-я ступенька – Ля 1-й октавы

Советую при использовании лесенки с 5 ступенями не называть названия нот (до, ре, ми и т.д.), а использовать слово ТОП (топать). Названия нот советую вводить позже, когда Вы перейдёте на освоение 8-ступенчатой лесенки (ты подрос и лесенка подросла). Для лучшего запоминания нот можно наклеить на ступеньках и названия нот, записанные буквами, и рисунки слов, которые начинаются с нот:

  • До домик
  • Ре репка
  • Ми мишка
  • Фа фартук
  • Соль солнышко
  • Ля лягушка
  • Си синичка

Но не стоит клеить названия нот и рисунки на 5-ступенчатой лесенке – они будут очень отвлекать малышей.

Использование героев-помощников

Осваивая музыкальные упражнения с малышами, используйте какого-нибудь героя: девочку Машу, которая пришла в гости, чтобы научиться петь, Зайчика, который любит скакать по лесенке, Лунтика, который, падая с Луны, попал на музыкальное занятие, и т.п.

Героев используйте на первых занятиях, затем придумайте способ “отпустить” их, через некоторое время пусть они снова заглянут к Вам в гости. Не стоит использовать их постоянно – лучше будет, если дети будут успевать немного соскучиться по ним.

Иногда меняйте героев, на открытые или праздничные уроки приглашайте всех героев. На тех занятиях, на которых Вы работаете без героев, топая по лесенке, выразительно дотрагивайтесь ладонью к каждой ступеньке, которую пропеваете.

Сядьте на стул около пианино. Дети должны сидеть полукругом перед Вами. Пианино должно быть на расстоянии вытянутой руки сбоку от Вас – для того, чтобы Вы время от времени могли проверить себя (не съехали ли Вы в интонировании с тональности Ddur ). Поставьте себе на колени лесенку и куклу Машу, проверьте себя на пианино, улыбнитесь. Всё, Вы готовы.)))


Музыкальное занятие в Детском центре “Браво” г. Алматы

Музыкальные упражнения с текстом учителя

Знакомство с музыкальной лесенкой

  1. Смотри, что я принесла на урок. Это лесенка. Но эта лесенка – необычная. Эта лесенка – музыкальная. Вот послушай, как звучат её ступеньки (медленно пропеть вверх от Ре к Ля в Ddur, а затем вниз от Ля к Ре), используя слово “ТОП”. На этой музыкальной лесенке каждая ступенька звучит по-разному: вот самая низкая ступенька (пропеть слово ТОП на ноте Ре), вот ступенька немного выше (Ми), а вот самая высокая ступенька (Ля). Давай мы с тобой походим по этой лесенке. Сначала пойдём вверх (медленно пропеть: топ-топ-топ-топ-топ). А теперь пойдём вниз …
  2. А теперь попробуй отгадать, куда я по ступенькам пойду, вверх или вниз. Я куда захочу, туда и пойду. А тебе это нужно будет отгадать. Давай ты закроешь глаза (только не подсматривай). Послушай внимательно, куда я по ступенькам иду, вверх или вниз. (Пропеть вверх). Открывай глаза. Ну, что скажешь? Куда я по ступенькам ходила? Да, вверх! Точно! Хочешь, я ещё раз тебя проверю! Закрывай глаза, слушай! (Пропеть опять вверх). Открывай глаза. Готов ответить? Куда я по ступенькам ходила? Да, опять вверх! Какой ты внимательный!

Навыки счёта на музыкальной лесенке

  1. Слушай, а ты считать умеешь? А до какой цифры ты умеешь считать? До пяти? Аж до десяти?! А давай пройдёмся по нашей музыкальной лесенке, но на каждой ступеньке будем прыгать по 2 раза (повторить упражнение 2 раза вверх и вниз). А если на каждой ступеньке по 3 раза прыгать, сможешь? (Повторить упражнение 1 раз вверх и вниз).
  2. Да, считать ты умеешь. Ну, ладно, это просто упражнение лёгкое было. А теперь я для тебя придумала такое упражнение сложное: тебе нужно будет считать звуки с закрытыми глазами! Давай ты закроешь глаза. Послушай внимательно, сколько звуков ты слышишь: два, или, может, один, или аж три. Закрыл глаза? Слушай! (Пропеть: топ-топ на ноте Ре). Открывай глаза. Что скажешь? Сколько звуков ты услышал? Успел посчитать? Точно! Два! И ещё одна проверочка! Закрывай глаза, слушай! (Пропеть опять два звука на ноте Ре). Открывай глаза. Что скажешь? Сколько звуков прозвучало? Да, представь, опять два! Ты очень-очень внимательный! (Повторить упражнение ещё 2 раза, пропевая сначала 1, потом 3 звука на ноте Ре).

Другие музыкальные упражнения с лесенкой

  1. Ой, чего только нельзя делать на этой музыкальной лесенке. Например, я могу прыгать на одной ступеньке (пропеть: топ-топ-топ на одной ноте Ре). А, если захочу, то могу перепрыгивать с одной ступеньки на другую (пропеть: топ-топ-топ на нотах Ре-Ми-ре). Давай ты сейчас отгадаешь, на одной ступеньке я прыгаю или перепрыгиваю с одной на другую. Закрывай глаза. Слушай. А теперь открывай глаза. Что скажешь? Как тебе показалось? На одной ступеньке я прыгала или на разных? (повторить упражнение 3 раза).
  2. Вы можете ходить по лесенке быстро и медленно, весело и грустно, тихо и громко. На всякий случай скажу: не используйте все упражнения с лесенкой на одном занятии.))) Учитывая то, что дошкольники хорошо обучаются при систематическом повторении материала, описанных в этой статье упражнений хватит на полгода занятий минимум.)))

Попевки на одной ноте для музыкальной лесенки

Текст учителя: Есть много песен, которые поются на одной музыкальной ступеньке. Вот послушай:

Дождик, дождик, кап-кап-кап

Ты не капай долго так!

Хватит землю поливать –

Нам пора идти гулять!

Кап-крап-хлюп-бульк!

А ты так сможешь?

Упражнение можно пропевать поочерёдно на каждой ступеньке.

Заключение

Друзья, если статья была для Вас полезной, напишите об этом в комментарии. Если Вы копируете материалы, пожалуйста, указывайте авторство. Если есть вопросы, не стесняйтесь, задавайте!))) А ещё я подготовила текст учителя на украинском языке для тех, кто проводит занятия на украинском языке. Его можно скачать . Благословений! нашем канале в Ютубе.

Это увлекательные и, одновременно с этим, полезные детские игры. Для их проведения необходимы определенные дидактические материалы, которые помогают ребенку лучше усвоить информацию. Сделать эти материалы несложно самостоятельно, ведь для этого нужна лишь бумага или картон, ножницы и карандаши. Обязательно задействуйте ребенка в этом процессе, он его наверняка заинтересует.

В данной статье представлено несколько музыкально-дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста. Эти музыкальные детские игры помогут малышу развить слух, музыкальные задатки, научать чувствовать настроение музыки, ее характер.

Солнышко и тучка

Эта музыкальная детская игра научит ребенка улавливать настроение звучащей музыки.

Инвентарь:
Три карточки-картинки: яркое солнышко; солнышко, немного прикрытое тучкой; тучка с дождем.

Как было сказано выше: подготовить необходимые дидактические материалы можно вместе со своим ребенком заранее. Предложите ему заняться прикладным творчеством, а затем приступите к музыкальным занятиям - и то, и другое очень полезно для развития детей. На нашем сайте вы можете найти готовые карточки, необходимо лишь распечатать их и попросить ребенка вырезать.

Проведение
Необходимо подобрать три разнохарактерных музыкальных произведения (или отрывка), лучше задействовать классические произведения, их очень легко найти в сети интернет. Например, вы можете использовать "Рондо-марш" Кабалевского, "Ходит месяц кругами" Прокофьева, "Зима" Крутицкого - педагоги часто используют их в ходе проведения музыкальных детских игр.

Далее нужно поочередно включать произведения и просить ребенка показать карточку, которая передает характер музыки, малышам очень нравится эта игра. Можно также попросить ребенка описать музыку своими словами, при этом подсказывайте ему новые, неизвестные прилагательные, это поможет увеличить словарный запас. Конечно, через пару занятий фрагменты нужно менять, постепенно усложняйте задачу, выбирайте произведения, характер которых не столь очевиден.

«Цветная» музыка

Многие музыканты считали, что музыка и цвет связаны неразрывно, например, Александр Николаевич Скрябин. В нашей статье мы уже говорили о методе цветового уподобления, данная музыкально-дидактическая игра для детей основывается именно на нем, она, так же как и предыдущая, помогает ребенку научиться улавливать музыкальные настроения.

Инвентарь:
Квадраты, вырезанные из картона, разных цветов.

Картонные карточки тоже можно заранее приготовить вместе с ребенком, это очень просто, необходимо лишь вырезать разноцветные квадраты произвольно размера, например, 7 на 7 сантиметров. Можно выбрать любые цвета на свой вкус, мы предлагаем такой вариант :

  • Красный - ярко, энергично, решительно, победно, призывно, грандиозно, эффектно, оптимистично.
  • Желтый - радостно, солнечно, лучезарно, искристо, весело, ослепительно.
  • Розовый - нежно, мягко, спокойно, добродушно, ласково, "прозрачно", непринужденно.
  • Светло-голубой - легко, невесомо, созерцательно, мечтательно, возвышенно, окрылено, заворожено.
  • Синий - тяжело, грустно, строго, серьезно, громоздко, увесисто, напряженно.

Это лишь некоторые варианты. Главное, обсудить с ребенком заранее все «свойства» цветов, их »характер», спросить, что думает он: какими "качествами", по его мнению, обладают те или иные цвета. Со временем можно расширять цветовой диапазон, добавив другие оттенки, они позволят передать характер музыки более детально, уловить нюансы.

Проведение
Для одной музыкальной детской игры необходимо подобрать всего лишь три-четыре отрывка, некоторые из них могут быть схожи по характеру, некоторые наоборот - различны. Поочередно включайте ребенку тот или иной фрагмент и просите показать карточку с цветом, возможно, он выберет несколько карточек, попросите его обосновать ответ, описать настроение, которое он уловил.

Музыкальная лесенка

Эта музыкально-дидактическая игра для детей в первую очередь учит ребенка слышать мелодию, улавливать ее движение (вверх или вниз по звуковому ряду). Она хорошо развивает слух у малышей.

Инвентарь:

  • -Гаммы - их можно найти в сети, это не составит труда. Вам необходим отрывок, в котором мелодия движется вверх (тональность в данном случае неважна), а затем вниз. Думаю, всем знакома гамма до-мажор: до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до - и в обратном направлении.
  • -Лесенка, вырезанная из картона, по которой девочка (или любой другой персонаж) поднимается вверх.
  • -Лесенка, по которой девочка спускается вниз.

Вновь заранее подготовьте материалы вместе с ребенком. Можно распечатать готовые варианты, которые представлены внизу, а можно попросить ребенка нарисовать все самостоятельно, затем раскрасить и вырезать.

Проведение
Необходимо включать ребенку то мелодию, движущуюся вниз, то движущуюся вверх, при этом просите его показать ту или иную карточку.

Музыкальные инструменты

Данная музыкальная детская игра научит ребенка отличать звучание одного музыкального инструмента от другого. О пользе детских музыкальных инструментов-игрушек мы уже писали, эта игра поможет ребенку узнать, как звучат инструменты в идеале.

Инвентарь:

  • -Звуки музыкальных инструментов. Возьмите для начала что-то простое и в небольшом количестве, например, звуки гитары, трубы, скрипки, гармони, балалайки и барабана.
  • -Карточки с изображением выбранных инструментов: можно распечатать готовые картинки, кроме того, в книжных магазинах продают специальные дидактические карточки.

Проведение
Скажите ребенку, что сейчас он услышит, как играют сказочные музыканты, каждый из них играет только на одном инструменте, задача малыша понять на каком именно. Конечно, заранее, за какое-то время до проведения викторины, нужно познакомить ребенка со звучанием инструментов, не может же он отгадывать то, чего не знает. Когда малыш догадается, попросите его выбрать нужную карточку. Если задание вызовет затруднение, попробуйте задать наводящие вопросы, спросите, что напоминает ему звучащий фрагмент, удары это или, например, звучание струн? Никогда не ругайте ребенка, если он что-то делает не так, всем детям необходимо разное количество времени, чтобы запомнить информацию, если он ошибся, включите фрагмент еще раз, скажите ему, какой инструмент звучит, и придумайте ассоциативный ряд. Например: "Это скрипка. Скрипка - это струнный инструмент. Музыкант гладит смычком по струнам для того, чтобы получить звук, оттого он получается протяжным, иногда жалобным". Можете провести параллель также и с цветом.

От редакции. Данным материалом редакция постаралась ответить на многочисленные поисковые запросы пользователей интернета, связанные с наглядными пособиями по сольфеджио для ДМШ. Наиболее популярные в педагогической практике пособия нужны как самим педагогам, так и родителям учащихся, которых преподаватели обычно просят изготовить часть из них. Материал может быть полезен также студентам музыкальных учебных заведений, начинающим преподавать сольфеджио в секторе педагогической практики. Для удобства использования молодыми педагогами все пособия кратко описаны и прилагаются в PDF-формате для скачивания.

Е. Копий

На уроках сольфеджио большое значение в усвоении теоретического материала имеют различные наглядные пособия. С первых уроков в подготовительном классе предлагается использовать пособие «пуговки». Это два нотных стана со скрипичным и басовым ключами. На них вертикально натягиваются лески. На каждую леску надеваются по две пуговицы - белая и чёрная. В результате вверху выстраивается ряд белых пуговиц, внизу - ряд чёрных. Пуговки свободно двигаются по леске, короткие звуки обозначаются чёрным цветом, длинные звуки - белым. Это пособие сначала помогает изучать ноты, причём в обоих ключах, затем с помощью пуговок «записываются» простейшие и даже более сложные мелодии. Так как на уроке сольфеджио много форм работы, а маленькие дети плохо и медленно пишут ноты, данное пособие экономит время.

Общеизвестно, что применение пособий-карточек очень оживляет уроки сольфеджио. В подготовительном, первом и даже втором классе желательно рассказывать детям небольшие увлекательные истории, героями которых являются музыкальные термины. Очень хорошо для этой цели подходят сказки В. Кирюшина. Познакомить ребят с различными интервалами, дать им яркую эмоциональную окраску можно на примере «Сказки о глупой жирафе Октаве» и «Сказки о двух братьях Консонансе и Диссонансе». С другой стороны, никто не мешает творчески ориентированному педагогу сочинить свои сказки и предложить другой персонаж, изобразив его на карточке. С помощью сказок дети легко запоминают названия интервалов. Разумеется, педагог должен сопровождать свой рассказ музыкой. После усвоения материала дети любят играть в «интервальные дорожки», используя карточки, «загадывать» интервалы на фортепьяно, при этом ответы-карточки демонстрирует вся группа.

Пособия помогают в развитии ладового, гармонического, внутреннего слуха, способствуют чистому интонированию. Можно предложить ещё три пособия, которые используются начиная с подготовительного класса и далее в последующие годы обучения.

Первое пособие - это ЛЕСЕНКА. Лесенка предлагается в качестве пособия в учебнике для подготовительного класса М. Котляревской-Крафт. В основе её заложен релятивный способ изучения соотношения ступеней-звуков в ладу, который очень хорошо зарекомендовал себя для развития чистой интонации, помогая расширять диапазон голоса ребёнка. Предлагается сопровождать изучение лесенки ручными знаками. Первые интонационные упражнения по лесенке рекомендуется начинать с попевок и песенок на двух ступенях III-V (ВИ-ЗО), затем к данным попевкам присоединяется VI- ступень РА, только потом I ступень (Ё), даётся понятие тоники, далее - все остальные. Cтупени лесенки предлагается дифференцировать в цветовом отношении и связывать окраску лесенки со сказочными персонажами. ЛЕСЕНКА, которую мы используем, окрашена в цвета «любимые» главными героями сказки В. Кирюшина «В Стране Гармонических функций». Сказку лучше рассказывать, когда вводится ступень Ё (I) - Тоника, она по сказке В. Кирюшина - Царица страны Гармонических Функций, которая живёт в восьмиэтажном дворце, на первом этаже находится её тронный зал, а на восьмом - комната для отдыха. В сказке есть ещё один главный персонаж - Доминанта - главный министр Страны Гармонических Функций, который носит красный плащ и красную шляпу. Четвёртая ступень окрашена в жёлтый цвет, так как на этом этаже во дворце «живёт» главный повар Страны - Субдоминанта, предпочитающая в своём наряде жёлтый цвет. Остальная раскраска ступеней лесенки связана также с персонажами сказки. Таким образом, уже в подготовительном классе можно познакомить детей с названиями III ступени - Медианты, VI ступени - Субмедианты, связывая их с героями сказки и давать определённую функциональную принадлежность этих ступеней. На примере ЛЕСЕНКИ целесообразно проводить изучение строения мажорного звукоряда, а с помощью расширенной Лесенки - минорного. Предлагается петь песенки, показывая по Лесенке движение мелодии.

Второе пособие, хорошо знакомое преподавателям сольфеджио - это Болгарская Столбица. Рекомендуется главные ступени лада I, IV, V преподнести в той же цветовой гамме, что и на Лесенке, то есть использовать синий, жёлтый, красный цвет. На Столбице целесообразно стрелочками показать тяготение неустойчивых ступеней в устойчивые. Разрешение ступеней очень полезно дублировать ручными знаками в интонационных упражнениях. С помощью Столбицы удобно зафиксировать в сознании детей строение мажорного и минорного звукорядов. Даже обозначения ступеней римскими цифрами хорошо получается изучать по Столбице. По Столбице можно проводить распевки, когда в роли учителя выступает ученик, импровизировать, петь знакомые песенки, «загадывать загадки» из мелодий, таким образом развивая внутренний слух детей. С помощью Столбицы наглядно происходит знакомство учащихся с интервалами, аккордами и их более глубокое изучение в старших классах. Для изучения хроматизмов, видов минора, мажора рекомендуется с правой стороны от каждой ступени проставить диезы и бекары, а с левой стороны - бемоли и бекары.

Третье предлагаемое пособие - КЛАВИАТУРА ЗВУКОРЯДОВ. В данном пособии очень наглядно выделены главные ступени лада, причём в той же цветовой гамме, что и в Лесенке и в Столбице. Поскольку чёрные клавиши не раскрашены в нужные цвета, то ключевые знаки детям предлагается домысливать самостоятельно.


Общеизвестно, что изучать все гаммы, интервалы, аккорды важно в связи с КЛАВИАТУРОЙ ФОРТЕПИАНО. Вызывать же всех детей к инструменту на групповом уроке сольфеджио бывает часто невозможно. Поэтому, данное пособие исключительно полезно во всех классах ДМШ на уроках сольфеджио.

Цель: развивать музыкально – творческие способности, эстетический вкус; способствовать раскрытию индивидуальности, инициативы ребёнка. Музыкально-дидактическое пособие «Музыкальный теремок» представляет собой красочно оформленный домик из плотного картона, вырезанный из обычной коробки, к которому прилагаются фланелеграф, картонная клавиатура и музыкальные лесенки из 5 и 7 ступенек. Для создания пособия понадобились: картонная коробка, цветная бумага, цветная самоклеящаяся пленка (оракал), бархатная бумага, цветной картон, скотч прозрачный, скотч двухсторонний, клей-карандаш, файл-1 шт., фланель однотонная, нитки, деревянный брусок для придания устойчивости пособию, картинки с изображением нот, музыкальных инструментов, животных, а также иллюстрации к детским песенкам.

Из картонной коробки вырезается одна из сторон вместе с крышкой. Она служит основой теремка. Всё обклеивается цветным оракалом. С лицевой стороны у домика расположены 6 кармашков-окон для карточек, сделанные из файла. С другой стороны к домику приклеиваются два прозрачных кармана для картинок и иллюстраций. Также с обратной стороны теремка находится фланелеграф, сделанный из картона, того же размера, что и домик, с вышитыми линейками нотного стана. Импровизированная клавиатура- картонная и оклеена цветной бумагой. Лесенка из 7 ступеней сделана из картона, лесенка из 5 ступеней -из брусков разной длины, оклеенных цветной бумагой.

«Музыкальный теремок» имеет большое количество вариантов использования. Вот некоторые из них:

1. Игра «Музыкальные загадки» для развития тембрового слуха. Дополнительные игровые пособия: карточки, на которых изображены детские музыкальные инструментов. Ребенок-ведущий или педагог проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте, который спрятан за теремком. Дети на слух определяют звучание инструмента. Ребенок, правильно угадавший инструмент, подходит к домику и вставляет нужную карточку в окошко. 2. Игра «Что делают в домике?» на развитие умения различать характер разных жанров. Дополнительные игровые пособия: картинки, соответствующие музыке: танец, марш и колыбельная. Музыкальный руководитель предлагает детям послушать музыку и угадать, что происходит в домике. Ведущий играет на фортепиано (или звучит мелодия в аудиозаписи) танец, марш или колыбельную. По музыке дети узнают жанр. Вставляют в окошко домика нужную картинку.

3. Игра «Кто поселился в теремке?» на развитие музыкальной памяти. Дополнительные игровые пособия: картинки из картона с изображением героев сказки «Теремок». Ведущий, обращаясь к ребёнку, просит послушать мелодию и угадать, кто поселился в теремке. Ребёнок показывает ответ с помощью карточки и вставляет её в окошко теремка.

4. Игра «Узнай и сложи попевку» на развитие ритмического слуха и памяти. Дополнительные игровые пособия: фланелеграф, прямоугольники разной длины, но одинаковой ширины. Длинные – красные — соответствуют долгим звукам, короткие – синие – коротким, и тех и других по 10 шт. Чередуя прямоугольники разной длины, можно условно изобразить ритмический рисунок знакомой мелодии. Педагог играет на инструменте знакомую детям песенку-попевку. Узнавший её ребенок выкладывает на фланелеграфе ритмический рисунок песенки. Другой вариант — педагог выкладывает ритмический рисунок на фланелеграфе. Ребенок должен прохлопать или сыграть его, а затем догадаться, что за песенка.

5. Игра «Музыкальные картинки» на закрепление пройденного материала, развитие творчества и фантазии. Дополнительные игровые пособия: иллюстрации к песням. Ребенок выбирает картинку, вставляет её в кармашек теремка. Исполняет песенку, содержание которой изображено, подыгрывая при этом себе на импровизированной клавиатуре.

6. Игра «Лесенка» на развитие звуковысотного слуха. Дополнительные игровые пособия: ноты, фланелеграф, лесенка из 5 или 7 ступенек. Ведущий исполняет мелодию на инструменте, ребенок определяет движение мелодии, передвигает по лесенке игрушку соответственно движению мелодии вверх, вниз или на месте. По мере освоения детьми игры, её можно усложнить, попросив ребенка выложить нотками движение мелодии на фланелеграфе.



В продолжение темы:
Модные советы

Первые государства появились в южных регионах нашей планеты, там, где для этого были наиболее благоприятные природно-географические условия. Они зародились примерно в один...

Новые статьи
/
Популярные