Народы языки и культуры кубани. Народы Краснодарского края: в мире и согласии. Народы Краснодарского края: быт

Краснодарский край

г. Армавир

Армавирский зооветеринарный техникум

«Диалекты Кубани»

Выполнила:

студентка I курса

группы 1В1

Шилова Е.Ю.

1. Введение. Что такое диалект?

2. История кубанского диалекта.

3. Вариантность кубанского говора.

4. Фольклор Кубани.

5. Историческая родина и говоры.

6. Северо-кавказская семья языков.

7. Диалекты адыго-черкесского

8. Этническая группа черкесогаев.

9. Национальные общины.

10. Литературный язык и диалекты.

11. Заключение.

Ведение. Что такое диалект?

Слово диалект (говор), происходит от греческого языка (dialektos говор, наречие) - разновидность общенародного языка, употребляемая ограниченным числом людей, связанных территориальной (территориальный диалект), социальной (социальный диалект), профессиональной (профессиональный диалект) общностью.

Из всех национальных свойств наиболее неустойчивым следует признать разговорный язык. Стоит только известной группе оторваться от своего ядра и попасть надолго в чужую среду, как тут в ее речь сразу же станут внедряться заимствованные слова. Если в течение двух-трех поколений старый язык и не исчезнет совершенно, то, во всяком случае, он далеко уклонится от своих первоначальных форм и приобретет многие черты нового языкового окружения. В зависимости от прочих условий, сроки таких изменений бывают, различны, но всегда, как закон, большая величина передает свои свойства величине меньшей.

История Кубанского диалекта.

Самобытный кубанский диалект сложился исторически в результате смешения и взаимопроникновения русского и украинского языков, южнорусских и украинских диалектов, а также говоров постоянно прибывающих на Кубань жителей других областей России. Основное население Кубани составляют потомки казаков -переселенцев из бывшей Запорожской Сечи, с Дона, Хопра, из Екатеринослава, Харьковской, Полтавской, Воронежской, Тульской, Курской и других губерний России. На диалекты оказывало влияние городское просторечие. Южнорусский диалект на Кубани сложился в основном на востоке и на юго-востоке края. Говоры с украинской основой сформировались главным образом в черноморских станицах.


Вариантность кубанского говора.

Для кубанских говоров характера вариантность - словообразовательная, грамматическая и акцентологическая. Несмотря на локальные особенности, которые существуют на Кубани, в регионе представлены диалекты южнорусского наречия, обладающего рядом общих фонетических, лексических и прочих особенностей (к примеру, фрикативное “г”), по которым южанин безошибочно опознается в Центральной России.

Фольклор Кубани.

Не только говорят, но и поют жители Кубани по разному. Примером может служить знаменитая „Роспрягайтэ, хлопцы, конэй". В давние времена песня эта была перенесена на Кубань с Украины. Пели ее казачьи полки в русско-турецкую, русско-японскую, в первую мировую войны. Немало было сложено стихов на боевой, задиристый мотив песни и в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.) И сегодня порой в одной станице поют ее люди по-разному - меняется текст, характер, мотив. Духовная культура кубанского казачества, золотой нитью в которую вплетена песня, отражала тревожный уклад жизни хранителей южных границ страны. Ежеминутная готовность отдать свою жизнь за Родину - одна из главных тем устного народного творчества кубанцев. Много песен хранит народная память, и каждая из них отражает одну из бесконечных граней мужественной жизни казачества - от морщин под иссохшими от слез глазами матерей до первой борозды на весеннем поле... В каждой станице поют эти песни на своем диалекте. Фольклор южнороссийского казачества хранит народное видение истории. До сих пор в станицах поют песни о грозном царе, жалующем гребенцов “Тереком Грынычем со притоками”, о Мишке Черкашенине – одном из первых известных по имени атаманов XVI в., о походе Ермака, о подвигах Матвея Ивановича Платова. Героем сказок стал Игнат Некрасов, наделенный всевозможными положительными и сверхъестественными качествами. Отсюда следует, что диалекты и акценты могут служить точным показателем предшествовавших влияний, пройденных народом путей, особенностей среды, из которой данная национальная группа вышла в последний раз.

Историческая родина и говоры.

Зная тонкости российских диалектов, можно определить с большой точностью, то место, из которого вышли предки каждой станицы. Казаки пришли на свои места исключительно с южных русских рубежей 16-го века. Это гарантирует уже одна их "акающая", южно-великорусская речь. Но, в частности, подробности акцентов указывают более точно, пришла ли станица из Рязанской, Курской или Черниговской области. Если, например фамилию Губарев произносят с твердым г, с ударением на у, с отчетливым окончанием ев, то я знаю, что деды этих станичников провели годы изгнания с Дона в Рязанском или Курском княжествах.
Если же ударение делается на последнем слоге, а окончание заметно переходит в «ёу» - Губарёу, то этим совершенно ясно проявляется белорусский акцент и, значит, тут выходцы, из Черниговщины, где еще и сейчас можно слышать белорусскую речь. Это потомки казаков путивльских. "По летописям и другим историческим актам встречаются разные казаки, а именно: в Крымской орде с 1474, в Волжской с 1492 и царстве Казанском с 1491, в Аккермане и Белгороде с 1515". "В 1468 г. были казаки и в Москве".
После того, как остатки татар, покинули Поле, известная часть казаков вернулась на Кубань. Переселение вначале, по-видимому, шло организованно, подвижными, полукочевыми стаями - станицами, затем - меньшими группами и. наконец, еще свыше ста лет одиночками. До тех пор, пока не прервались последние родственные связи с "родимцами", обосновавшимися неподвижно в границах Московии. Привязанные к месту служебными, семейными или имущественными обстоятельствами, эти казаки, остались, среди русских и с ними потом смешались.

Северо-кавказская семья языков.

В диалектах Кубани присутствует северо-кавказская семья языков: адыгейцы, черкесы, шапсуги, косовские адыги, черкесогаевы - горские армяне.

Древние греки называли население Кубани, Черноморского побережья и севера Малой Азии - гениохи. По некоторым данным, досемитское население Палестины (т.н. рефаим) было адыго-абхазским. Древнейшее государство Хеттия (II тыс. до н.э.) возникло на этнооснове хаттов, проживавших на востоке Малой Азии, а затем покорённых индоевропейскими народами анатолийской группы - лувийцами, палайцами и неситами. К гениохам относились киммерийцы (меоты, таны, тавры, синды, досхи, дандарии), древнейшее население Крыма и Дона, находившееся на первобытной стадии развития. Адыго-абхазское население Черноморского побережья было оттеснено на Кубань, пришедшими на Кавказ иберийцами. Антропологически адыго-абхазские народы относятся к западнокавказскому подтипу балкано-кавказского типа европеоидной расы. Особенности: высокая переносица, прямые брови, узкое лицо, высокий рост.

Диалекты адыго - черкесского языка.

Черкесы и адыгейцы - очень близкие народы, говорящие на разных диалектах одного языка. Прямые потомки касогов, народа адыго-абхазской группы. Говорят на адыгейском языке, который распадается на несколько диалектов. В результате царских репрессий, связанных не только с обвинениями в дружбе с Турцией (как было указано в статье Георгия Апхазури "К понятию нетрадиционной агрессиии: Абхазская технология"), но и с массовым задействованием кавказцев на сельхозработах (после отмены крепостного права, многие крестьяне Кубани выкупились и уехали на север), 300 тысяч адыгов выехало в Турцию, а оттуда - в Сербию, на Косово поле, где они осели на исконно албанской земле. В настоящее время, численность - ~ 2,2 млн. человек, из них 2 млн. - в Турции и Косово.

Черкесский этнос возник вследствие смешения касогов-бесменеев с родственными им кабардинцами в 18 в. н.э. "Черкес" - это литературное наименование кавказских народов в 18 в. Это слово, по наиболее распространённой версии, происходит от тюркского слова "чер-кесмек" (разбойник). Численность черкесов - 275 тыс. человек.

С Х века н.э. на западном Кавказе господствовало христианство, которое в 18 в. сменилось суннитской ветвью ислама.

Адыго-абхазский этнос, заметно отличающийся от других народов этой же группы, ввиду своего автономного развития. Предки кабардинцев - зихи - до VI в. н.э. жили севернее Кубани, откуда были вытеснены гуннами. Кабардинцы переселились в местность Пятигорье (Беш-Тау), где потеснили потомков скифов - осетин. Сами себя кабардинцы называют также "адыгэ", однако в средние века возвышались над остальными народами, которые платили дань кабардинским князьям. Чиленность - около 1 млн. человек, причём 600 тысяч - за пределами России. В большинстве своём кабардинцы - сунниты, моздокские - православные.

Адыгейцы (самоназвание народа - адыги) - древний автохтонный народ на Северо - Западном Кавказе, больше известный в исторических анналах мира как черкесы. По языку - к северо - западнокавказской (абхазо - адыгской) группе кавказских языков. Формирование адыгского этноса на протяжении тысячелетий проходило в тесном контакте с племенами Передней Азии, греками, киммерийцами, скифами, сарматами. Основными районами расселения адыгов были северо - западные предгорья и равнины нижнего течения Кубани и восточное побережье Черного моря от устья Дона до Абхазии.

Этническая группа черкесогаев.

Черкесогаевы или горские армяне появились на Кубани в период русско-турецкой войны и присоединения Кавказа к России. Тогда граница нашего государства проходила по реке Кубань: вдоль неё строились укрепления, создавались военные поселения. Летом 1778 г. на высоком правом берегу Кубани с ротой мушкетёров Нижегородского пехотного полка и эскадроном драгун остановился фельдмаршал А.В.Суворов. Место, которое господствовало над бродами и переправами, ему понравилось, и он для укрепления новой границы приказал построить боевой редут Всесвятский. Позднее, в 1784 г., командующим Кавказской армией П.С.Потёмкиным здесь была воздвигнута крепость Прочный Окоп, а рядом с ней - солдатский городок Фортштадт. В 1793 г. с Дона в крепость были переселены казаки с семьями. Они основали на месте нынешней Старой Станицы станицу Прочноокопскую, которая впоследствии была перенесена на новое место (в 5 км от Армавира). В 1839 г. на левом берегу Кубани против крепости Прочный Окоп поселились 42 семьи черкесогаев (горских армян).

В конце XIV в. трагические события истории Армении (потеря независимости, геноцид) привели к оттоку населения в более безопасные места. Часть армян нашла убежище в Крыму. Примерно в 1475 г. по причине гонений за веру со стороны мусульман, роста непомерных налогов и смут начался процесс переселения крымских армян, первая волна беженцев была направлена в Черкесию. Горцы Западного Кавказа приняли пришельцев. Армяне-переселенцы, прожив в горах 300 лет, переняли язык, нравы, обычаи, особенности быта, весь уклад жизни адыгов, среди которых они поселились, однако сохранили своё этническое самосознание и христианскую веру - армяно-григорианскую, близкую к русскому православию. В результате взаимопроникновения двух культур сформировалась совершенно новая этническая группа черкесогаев - горских армян.

В результате распространения с конца XVIII в. среди адыгов ислама и политики религиозного насаждения для горских армян возникла угроза потери национальной религии. В конце 1836 г. черкесогаи обратились к начальнику Кубанской линии генерал-майору барону Г.Ф. фон Зассу с просьбой "принять их под покровительство России и дать им средства поселиться вблизи русских". Генерал-майор "исходатайствовал" им разрешение переселиться из горных районов Черкесии в пограничные районы Российской империи под защиту русской армии и возглавил вывод черкесогаев с гор Северного Кавказа. Под руководством российского генерала Г.Ф. фон Засс на левом берегу Кубани, против станицы Прочноокопской, в 1837 г. возникает небольшой аул горских армян. В 1839 г. поселение черкесогаев переместилось ближе к устью р. Уруп под прикрытие пушек крепости Прочный Окоп. Этот год считается официальной датой рождения Армавира, носившего первоначальное название - Армянский аул. Жизнь черкесогаев на новом месте протекала по тем же законам родового быта, которого они придерживались в горах.

Национальные общины.

Хотя большинство жителей Кубани составляли русские, но было много самобытных национальных общин, каждая из которых имела своё лицо и свои диалекты. На Кубани проживали армяне, немцы, поляки, французы, евреи, греки, ассирийцы, персы, австрийцы, грузины, туркмены, татары, итальянцы.


Литературный язык и диалекты.

Литературный язык и диалекты постоянно взаимодействуют и влияют друг на друга. Воздействие литературного языка на говоры, конечно, сильнее, чем говоров на литературный язык. Его влияние распространяется через школьное обучение, телевидение, радио. Постепенно говоры разрушаются, утрачивают свои характерные черты. Ушли и уходят вместе с людьми старшего поколения многие слова, обозначающие обряды, обычаи, понятия, предметы быта традиционной деревни. Вот почему так важно как можно полнее и подробнее записать живой язык деревни.
В нашей стране долгое время господствовало пренебрежительное отношение к местным говорам как к явлению, с которым необходимо бороться. Но так было не всегда. На середину XIX в. в России приходится пик общественного интереса к народной речи. В это время вышли в свет «Опыт областного великорусского словаря» (1852 г.), где впервые были специально собраны диалектные слова, и «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля в 4 томах (1863–1866 гг.), также включающий большое число диалектных слов. Материалы для этих словарей активно помогали собирать любители российской словесности. Журналы, губернские ведомости того времени из номера в номер публиковали различного рода этнографические зарисовки, диалектные описания, словарики местных речений.
Противоположное отношение к говорам наблюдается в 30-е гг. нашего века. В эпоху ломки деревни – период коллективизации – провозглашалось уничтожение старых способов ведения хозяйства, семейного уклада, культуры крестьянства, т. е. всех проявлений материальной и духовной жизни деревни. В обществе распространилось отрицательное отношение к говорам. Для самих крестьян деревня превратилась в место, откуда надо было бежать, чтобы спастись, забыть все, что с ней связано, в том числе и язык. Целое поколение сельских жителей, сознательно отказавшись от своего языка, в то же время не сумело воспринять новую для них языковую систему – литературный язык – и овладеть ею. Все это привело к падению языковой культуры в обществе.
Уважительное и бережное отношение к диалектам свойственно многим народам. Для нас интересен и поучителен опыт стран Западной Европы: Австрии, Германии, Швейцарии, Франции. Например, в школах ряда французских провинций введен факультатив по родному диалекту, отметка за который ставится в аттестат. В Германии и Швейцарии вообще принято литературно-диалектное двуязычие и постоянное общение на диалекте в семье. В России начала XIX в. образованные люди, приезжая из деревни в столицу, говорили на литературном языке, а дома, в своих поместьях, общаясь с соседями и крестьянами, нередко пользовались местным диалектом.

Заключение.

Диалектология самым тесным образом связана с историей, археологией, этнографией, поскольку она неотторжима от жизни народа.
Человек не должен стыдиться языка своей «малой родины», забывать его, изгонять из своей жизни, потому что диалект с точки зрения истории языка и народа, с точки зрения культуры имеет большое значение для потомков.

Список использованной литературы:

1. Словарь Даля В.И.

2. Атлас «Язык русской деревни»

3. Народ и политика. М.Савва

4. www.RANDEVU.nm.ru

5. www.armavir.info


Краеведческого музея) и изданной в 1917 г. в Армавире книге "Виктор Игнатьевич Лунин. Общественный и политический деятель", В течение трех весенних месяцев 1912 г. жил в Сочи классик эстонской литературы А.Х. Таммсааре (1878-1940 гг.), прибывший в приморский город для лечения. После этого он переехал в село Эстосадок, где поселился в одном доме с известным исполнителем хоровых песен М. Хармой. ...

Их структурных элементов в сравнении с заговорами, записанными на различных территориях России и Украины. 5. Разработать тематическую классификацию кубанских заговоров. 6. Установить особенности структурной организации концептуального пространства кубанских заговоров и реализации в нем языковой личности как центра общей картины мира. Методологической базой исследования стали достижения в области...

Головы и других частей тела. Общение между ними сводилось до минимума. Подобным же образом в отношении зятя вела себя и теща. 5. Застольный этикет и традиционная пища народов Северного Кавказа (ногайцы) Застольного этикета ногайцев. Рассаживание членов семьи во время застолья происходило строго по правилам этикета. Согласно этикетной проксемике во время семейной трапезы почетное место – ...

Банальной лексике при положительной валентности (способности сочетаться/положительно воспринимать) со стороны реципиентов» . Говоря об общих особенностях молодежного сленга (1.2.2), мы упомянули о том влиянии, какое оказывает на современный немецкий язык и особенно на речь молодежи англоязычная ПК продукция и развитие web-коммуникаций. В той же мере на молодежный язык влияет и...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Этносы и этнические группы Краснодарского края

Северный Кавказ и Причерноморье являлись очагом расселения древних племен, о чем свидетельствуют многочисленные археологические памятники, относящиеся к разным культурам. Основной версией происхождения кубанских народов является тот факт, что к началу железного века (I тыс. до н.э.) на территории тесно контактировали две культурные общности: кочевая скифская (расселившаяся в степных и предгорных районах Кубани) и оседлая меотская (занявшая побережье Черного и Азовского морей, Таманский полуостров, нижнее течение р. Кубани). С IV в. до н.э. Причерноморье активно обживается греческими колонистами, основавшими города-государства позже объединившиеся в Боспорское царство (VI в. до н.э.), которое на рубеже тысячелетий находилось в составе Римской империи и было разрушено кочевыми гуннскими племенами. Длительное пребывание в составе Хазарского каганата, охватывавшего территорию от Азовского моря до Каспия и от Дона до Терека, сменяется периодом византийского правления, затем - генуэзского и, наконец, турецкого владычества. Кубань - один из самых многонациональных регионов Российской Федерации. Современный этнический состав населения Кубани начал складываться со второй половины XVIII в. Особенно интенсивно процесс формирования протекал во второй половине ХIХ в, получив новый толчок в 70-90-е гг. ХХ в. На сегодняшний день здесь проживают свыше ста народов, различных по языку, хозяйственно-культурному типу, быту, традициям, вероисповеданию. Наиболее многочисленные группы населения: русские - 4 миллиона 3000 тысяч, украинцы - 200 тысяч, белорусы - 38 тысяч, греки - 30 тысяч, армяне - свыше 240 тысяч. Проживают на территории края абхазы, адыги, корейцы, азербайджанцы, немцы, поляки, кубанские казаки, крымские татары и др. Абхазы - автохтонное население Черноморского побережья и их отдельные группы проживали на территории края довольно давно. Говорят на абхазском языке абхазо-адыгской ветви северокавказской языковой семьи. По конфессиональной принадлежности - мусульмане-сунниты и православные христиане. В соответствии с переписью населения 1989 г. в крае их проживало 860 чел. За последнее время численность этноса увеличивается за счет миграции с территорий Абхазии. Адыги - название нескольких родственных народов. На территории края проживают адыгейцы (коренное население края), а также черкесы и кабардинцы. Представители этих народов говорят на языках абхазо-адыгский ветки северокавказской языковой семьи. По конфессиональной принадлежности, в основном, мусульмане-сунниты. На 01.01.2001 г. на территории Краснодарского края проживают 23762 адыга, из них 19431 адыгейца, 3597 черкесов и 734 кабардинца. Адыги-шапсуги - субэтнос в составе адыгейского этноса проживают на территории края в аулах Туапсинского района и Лазаревского района г.Сочи. С 1924 по 1945 г. на части территорий современных Туапсинского и Лазоревского районов г.Сочи существовало территориально-административное образование - Шапсугский район. Его население было полностью сельским, насчитывало 3721 человека (из которых 68% - шапсуги, 20,8% - русские, 7,6% - армяне). В 1945 г. Шапсугский район был упразднен, и его территорию передали Туапсинскому и Лазаревскому районам г.Сочи. Армяне - старожильческое население Кубани, среди западных адыгов издавна проживала группа так называемых черкесских армян, или черкесогаев. Говорят на армянском языке армянской ветви индоевропейской языковой семьи. По вероисповеданию - григориане. Во второй половине Х1Х - начале ХХ века, в период геноцида армян в Турции, на Кубани расселяются малоазийские (амшенские) армяне. Следующая значительная волна миграции армян пришлась на 1980 - 1990- е годы и продолжатся до настоящего времени. На 01.01.2001г. армянское население края насчитывало 244783 человека (второе место по численности после русских). Ассирийцы говорят на ассирийском языке семитской ветви афразийской языковой семьи. По вероисповеданию - христиане (православные, несториане). На Кубани ассирийцы появляются в первые десятилетия ХХ в. В 1924 г. на территории Курганинского района образован ассирийский хутор Урмия, который остается на сегодняшний день единственным компактным поселением ассирийцев на территории России. Болгары на Кубань начали переселяться во второй половине Х1Х в. главным образом с территории Украины и Молдавии, Обосновались преимущественно в окрестностях Екатеринодара, Ейска, в некоторых казачьих станицах и, особенно, на Черноморском побережье. По данным Всесоюзной переписи населения 1989 г. на территории края болгарское население составляло 3531 человек. Греки говорят на новогреческом языке греческой ветви индоевропейской языковой семьи. По вероисповеданию - в основном православные. Небольшая группа греков еще до переселения на Кубань приняла ислам и перешла на турецкий язык. Это так называемые греки-урумы. Первое компактное поселение греков на Кубани было основано в 1862 г. вблизи Анапы. В конце ХIХ начале ХХ в. произошло массовое переселение греков из Турции. В 1930-1940-е гг. часть греков была депортирована с территории края, после реабилитации в 1950-1960-х гг. возвратилась обратно. Численность греческого населения Кубани в 1989 г. - 28337 человек. В 2001г. - 30458 человек. Крымские татары говорят на крымскотатарском языке тюркской ветви алтайской языковой семьи. Вероисповедание - мусульмане - сунниты. Коренное население Крыма. Немногочисленные представители крымско-татарского этноса переселились на Кубань в конце XVIII в. В 1944 г. крымские татары депортированы из Крымской АССР в Среднюю Азию. В 1967 г. были реабилитированы, однако, без права возвращения в Крым. В 1960-1970-х гг. отдельные группы крымских татар начинают переселяться на территорию края. В 1980 гг. наблюдается их активная миграция на Кубань. На 01.01.2001г. их численность в крае составляет 16997 человек. Немцы. Родной язык - немецкий германской ветви индоевропейской языковой семьи. Большинство верующих немцев - лютеране. Немцы -старожильческое население Кубани, первые немецкие поселения здесь относятся к середине ХIХ в. В годы Великой отечественной войны немцы были депортированы с территории края, в 1960-х гг. после реабилитации возвращаются в места прежнего проживания. По данным переписи населения 1989 г. на территории Краснодарского края проживало 29946 немцев. На 01.01.2001г. их численность составляла 15513 человек. Уменьшение численности немецкого населения края связано с массовой миграцией на историческую родину при отрицательном естественном приросте. Кубанские казаки - старожильческое население Кубани (исторически складывалось из двух этнических компонентов - украинского и русского). Как военно-служилое сословие, казаки в 1920-е гг. подверглись репрессиям и в значительной мере смешались с собственно русским населением. В конце 1980-х начале 1990 гг. происходит возрождение и активизация казачьего движения.

История Кубанского диалекта

Самобытный кубанский диалект сложился исторически в результате смешения и взаимопроникновения русского и украинского языков, южнорусских и украинских диалектов, а также говоров постоянно прибывающих на Кубань жителей других областей России.

На диалекты оказывало влияние городское просторечие. Южнорусский диалект на Кубани сложился в основном на востоке и на юго-востоке края. Говоры с украинской основой сформировались главным образом в черноморских станицах.

Для кубанских говоров характера вариантность - словообразовательная, грамматическая и акцентологическая. Несмотря на локальные особенности, которые существуют на Кубани, в регионе представлены диалекты южнорусского наречия, обладающего рядом общих фонетических, лексических и прочих особенностей (к примеру, фрикативное “г”), по которым южанин безошибочно опознается в Центральной России.

Зная тонкости российских диалектов, можно определить с большой точностью, то место, из которого вышли предки каждой станицы. Казаки пришли на свои места исключительно с южных русских рубежей 16-го века. Это гарантирует уже одна их "акающая", южно-великорусская речь. Но, в частности, подробности акцентов указывают более точно, пришла ли станица из Рязанской, Курской или Черниговской области. Если, например фамилию Губарев произносят с твердым г, с ударением на у, с отчетливым окончанием ев, то я знаю, что деды этих станичников провели годы изгнания с Дона в Рязанском или Курском княжествах.

Если же ударение делается на последнем слоге, а окончание заметно переходит в «ёу» - Губарёу, то этим совершенно ясно проявляется белорусский акцент и, значит, тут выходцы, из Черниговщины, где еще и сейчас можно слышать белорусскую речь. Это потомки казаков путивльских. "По летописям и другим историческим актам встречаются разные казаки, а именно: в Крымской орде с 1474, в Волжской с 1492 и царстве Казанском с 1491, в Аккермане и Белгороде с 1515". "В 1468 г. были казаки и в Москве".

После того, как остатки татар, покинули Поле, известная часть казаков вернулась на Кубань. Переселение вначале, по-видимому, шло организованно, подвижными, полукочевыми стаями - станицами, затем - меньшими группами и. наконец, еще свыше ста лет одиночками. До тех пор, пока не прервались последние родственные связи с "родимцами", обосновавшимися неподвижно в границах Московии. Привязанные к месту служебными, семейными или имущественными обстоятельствами, эти казаки, остались, среди русских и с ними потом смешались.

Северокавказская семья языков

В диалектах Кубани присутствует северокавказская семья языков: адыгейцы, черкесы, шапсуги, косовские адыги, черкесогаевы - горские армяне.

Древние греки называли население Кубани, Черноморского побережья и севера Малой Азии - гениохи. По некоторым данным, досемитское население Палестины (т.н. рефаим) было адыго-абхазским. Древнейшее государство Хеттия (II тыс. до н.э.) возникло на этнооснове хаттов, проживавших на востоке Малой Азии, а затем покорённых индоевропейскими народами анатолийской группы - лувийцами, палайцами и неситами. К гениохам относились киммерийцы (меоты, таны, тавры, синды, досхи, дандарии), древнейшее население Крыма и Дона, находившееся на первобытной стадии развития. Адыго-абхазское население Черноморского побережья было оттеснено на Кубань, пришедшими на Кавказ иберийцами. Антропологически адыго-абхазские народы относятся к западнокавказскому подтипу балкано-кавказского типа европеоидной расы.

Особенности: высокая переносица, прямые брови, узкое лицо, высокий рост.

Диалекты ады го- черкесского языка

Черкесы и адыгейцы - очень близкие народы, говорящие на разных диалектах одного языка. Прямые потомки касогов, народа адыго-абхазской группы. Говорят на адыгейском языке, который распадается на несколько диалектов. В результате царских репрессий, связанных не только с обвинениями в дружбе с Турцией (как было указано в статье Георгия Апхазури "К понятию нетрадиционной агрессиии: Абхазская технология"), но и с массовым задействованием кавказцев на сельхозработах (после отмены крепостного права, многие крестьяне Кубани выкупились и уехали на север), 300 тысяч адыгов выехало в Турцию, а оттуда - в Сербию, на Косово поле, где они осели на исконно албанской земле. В настоящее время, численность - ~ 2,2 млн. человек, из них 2 млн. - в Турции и Косово.

Черкесский этнос возник вследствие смешения касогов-бесменеев с родственными им кабардинцами в 18 в. н.э. "Черкес" - это литературное наименование кавказских народов в 18 в. Это слово, по наиболее распространённой версии, происходит от тюркского слова "чер-кесмек" (разбойник). Численность черкесов - 275 тыс. человек.

С Х века н.э. на западном Кавказе господствовало христианство, которое в 18 в. сменилось суннитской ветвью ислама.

Адыго-абхазский этнос, заметно отличающийся от других народов этой же группы, ввиду своего автономного развития. Предки кабардинцев - зихи - до VI в. н.э. жили севернее Кубани, откуда были вытеснены гуннами.

Кабардинцы переселились в местность Пятигорье (Беш-Тау), где потеснили потомков скифов - осетин. Сами себя кабардинцы называют также "адыгэ", однако в средние века возвышались над остальными народами, которые платили дань кабардинским князьям. Чиленность - около 1 млн. человек, причём 600 тысяч - за пределами России. В большинстве своём кабардинцы - сунниты, моздокские - православные.

Этническая группа черкесогаев

Черкесогаевы или горские армяне появились на Кубани в период русско-турецкой войны и присоединения Кавказа к России. Тогда граница нашего государства проходила по реке Кубань: вдоль неё строились укрепления, создавались военные поселения. Летом 1778 г. на высоком правом берегу.

Кубани с ротой мушкетёров Нижегородского пехотного полка и эскадроном драгун остановился фельдмаршал А.В.Суворов. Место, которое господствовало над бродами и переправами, ему понравилось, и он для укрепления новой границы приказал построить боевой редут Всесвятский. Позднее, в 1784 г., командующим Кавказской армией П.С.Потёмкиным здесь была воздвигнута крепость Прочный Окоп, а рядом с ней - солдатский городок Фортштадт. В 1793 г. с Дона в крепость были переселены казаки с семьями. Они основали на месте нынешней Старой Станицы станицу Прочноокопскую, которая впоследствии была перенесена на новое место (в 5 км от Армавира). В 1839 г. на левом берегу Кубани против крепости Прочный Окоп поселились 42 семьи черкесогаев (горских армян).

В конце XIV в. трагические события истории Армении (потеря независимости, геноцид) привели к оттоку населения в более безопасные места. Часть армян нашла убежище в Крыму. Примерно в 1475 г. по причине гонений за веру со стороны мусульман, роста непомерных налогов и смут начался процесс переселения крымских армян, первая волна беженцев была направлена в Черкесию. Горцы Западного Кавказа приняли пришельцев. Армяне- переселенцы, прожив в горах 300 лет, переняли язык, нравы, обычаи, особенности быта, весь уклад жизни адыгов, среди которых они поселились, однако сохранили своё этническое самосознание и христианскую веру - армяно- григорианскую, близкую к русскому православию. В результате взаимопроникновения двух культур сформировалась совершенно новая этническая группа черкесогаев - горских армян. этнос краснодарский кубанский диалект

В результате распространения с конца XVIII в. среди адыгов ислама и политики религиозного насаждения для горских армян возникла угроза потери национальной религии. В конце 1836 г. черкесогаи обратились к начальнику Кубанской линии генерал-майору барону Г.Ф. фон Зассу с просьбой "принять их под покровительство России и дать им средства поселиться вблизи русских".

Генерал-майор "исходатайствовал" им разрешение переселиться из горных районов Черкесии в пограничные районы Российской империи под защиту русской армии и возглавил вывод черкесогаев с гор Северного Кавказа. Под руководством российского генерала Г.Ф. фон Засс на левом берегу Кубани, против станицы Прочноокопской, в 1837 г. возникает небольшой аул горских армян. В 1839 г. поселение черкесогаев переместилось ближе к устью р. Уруп под прикрытие пушек крепости Прочный Окоп. Этот год считается официальной датой рождения Армавира, носившего первоначальное название - Армянский аул.Жизнь черкесогаев на новом месте протекала по тем же законам родового быта, которого они придерживались в горах.

Литературный язык и диалекты постоянно взаимодействуют и влияют друг на друга. Воздействие литературного языка на говоры, конечно, сильнее, чем говоров на литературный язык. Его влияние распространяется через школьное обучение, телевидение, радио. Постепенно говоры разрушаются, утрачивают свои характерные черты. Ушли и уходят вместе с людьми старшего поколения многие слова, обозначающие обряды, обычаи, понятия, предметы быта традиционной деревни. Вот почему так важно как можно полнее и подробнее записать живой язык деревни.

В нашей стране долгое время господствовало пренебрежительное отношение к местным говорам как к явлению, с которым необходимо бороться. Но так было не всегда. На середину XIX в. в России приходится пик общественного интереса к народной речи. В это время вышли в свет «Опыт областного великорусского словаря» (1852 г.), где впервые были специально собраны диалектные слова, и «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля в 4 томах (1863-1866 гг.), также включающий большое число диалектных слов. Материалы для этих словарей активно помогали собирать любители российской словесности. Журналы, губернские ведомости того времени из номера в номер публиковали различного рода этнографические зарисовки, диалектные описания, словарики местных речений.

Противоположное отношение к говорам наблюдается в 30-е гг. нашего века. В эпоху ломки деревни - период коллективизации - провозглашалось уничтожение старых способов ведения хозяйства, семейного уклада, культуры крестьянства, т. е. всех проявлений материальной и духовной жизни деревни. В обществе распространилось отрицательное отношение к говорам. Для самих крестьян деревня превратилась в место, откуда надо было бежать, чтобы спастись, забыть все, что с ней связано, в том числе и язык. Целое поколение сельских жителей, сознательно отказавшись от своего языка, в то же время не сумело воспринять новую для них языковую систему - литературный язык - и овладеть ею. Все это привело к падению языковой культуры в обществе.

Уважительное и бережное отношение к диалектам свойственно многим народам. Для нас интересен и поучителен опыт стран Западной Европы: Австрии, Германии, Швейцарии, Франции. Например, в школах ряда французских провинций введен факультатив по родному диалекту, отметка за который ставится в аттестат. В Германии и Швейцарии вообще принято литературно- диалектное двуязычие и постоянное общение на диалекте в семье. В России начала XIX в. образованные люди, приезжая из деревни в столицу, говорили на литературном языке, а дома, в своих поместьях, общаясь с соседями и крестьянами, нередко пользовались местным диалектом.

Список использованных источников

1. Авраменко А.М., Виноградов В.Б., Какуша О.Н. Историческая география Краснодарского края и Адыгеи (досоветский период): Программа (ч.1) интегрирован. факультатив. курса для школ, гимназий и лицеев / Армавир. гос. пед. ин-т.- 1997

2. Бараниченко В. Схватка над бездной: История Кубан. казачества в контексте мировой истории. Факты и версии.- Краснодар, 1999

3. Ведута В.Н. История Кубани. Краткий очерк: Учеб. пособие.- Краснодар, 1997.

4. Вивчарь Г. Казачество и адыги: Мемуары моих дедов и прадедов.- Майкоп, 1997

5. Занин В. Ой, Кубань, ты наша Родина: Новая книга по истории края // Кубан. новости.- 1998.- 25 марта. Рец. на кн. В.Н.Ведуты "История Кубани".

6. История Кубани в датах: (Материалы к хронологии Кубани) / Отв. ред. В.Н.Ратушняк.- Краснодар, 1996

7. Лотышев И. "Энциклопедический словарь по истории Кубани" // Кубань сегодня.- 1998.- 12 мая. Рец. на кн. "Энциклопедический словарь по истории Кубани"/ Сост. Б.А. Трехбратов. Издан администрацией Краснодар. края. Соловьев В. Земли войска Кубанского // Лит. Кубань.- 1997.- 16-28 февр

8. Internet resourse: www.kuban-xxi.h1.ru

9. Internet resourse: culturemap.ru

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Этническая история Урала – это история всех народов, заселявших его территорию с глубокой древности. Этническая история башкир, одного из тюркских народов, является частью общеисторического процесса в регионе. Вопрос шежере. Особенности культуры башкир.

    реферат , добавлен 07.11.2010

    Аланы как кочевые ираноязычные племена скифо-сарматского происхождения, территория их проживания, история и основные направления распространения, временные рамки данных процессов. Этническая история данных племен, их место и значение в мировой истории.

    курсовая работа , добавлен 22.12.2012

    Разнообразна и богата история Елецкого края. Земля эта дала России много выдающихся общественных деятелей, учёных, писателей, художников, скульпторов, композиторов, артистов. Исследование краеведов-подвижников в области литературного наследия края.

    контрольная работа , добавлен 15.08.2008

    Историко-географическое деление Греции на материковую и островную. Государственное устройство страны. Особенности официального литературного (кафаревуса) и живого разговорного (димотика) греческого языка. Традиционная кухня и церемонии принятия пищи.

    реферат , добавлен 18.06.2009

    Славные атаманы Кубанского казачьего войска: от далекого прошлого до наших дней. Деятельность Геленджикского городского казачьего общества. Становление административного управления Кубани. Переселение нескольких сотен казаков с семьями в Геленджик.

    статья , добавлен 18.12.2009

    Формирования кубанского казачества и кубанского войска. Становление и развитие системы управления казачества юга России. Кавказская война XVIII-XIX вв. Ермоловский период (1816-1827). Шамиль. Завершение войны капитуляцией абхазов в урочище Кбаада.

    дипломная работа , добавлен 23.01.2008

    Калужская губерния в древности (IX в.). Бурная эпоха лихолетья. История города Калуги. Народные промыслы. Изучение народного искусства калужского края. Этнографическая и археологическая традиции. Изготовление калужской глиняной игрушки. Архитектура.

    реферат , добавлен 30.11.2008

    Анализ этногенеза бурятского и калмыцкого народов, древней истории края. Изучение особенностей звукового строя языка, духовной культуры, быта, памятников древнетюркской рунической письменности. Описания хозяйственных занятий и верований бурят и калмыков.

    реферат , добавлен 04.05.2011

    Особенности туристско-рекреационных ресурсов Ханты-Мансийского АО. История Ханты-Мансийского АО, географическое положение и климат. Этническая культура коренных народов Севера. Этнографический туризм. Ханты-Мансийск - столица Югры, транспорт Югры.

    курсовая работа , добавлен 27.06.2012

    Характеристика основных этнических функций культуры. Инструментальная, инкультурационная, нормативная, сигнификативная (знаковая) функциии культуры. Взаимосвязь этнических процессов конца XX столетия и этнокультурных взаимоотношений разных народов мира.

Урок кубановедения: Межнациональные отношения на Кубани.

Цель урока: обратить внимание учащихся на многонациональный состав Кубани с древности до наших дней; рассказать о вхождение народов региона в состав России; выделить основные этапы истории формирования региональной многонациональной общности.

Задачи: - развитие уверенности в себе, самостоятельности, ответственности, чувства долга и доброжелательности по отношению друг к другу мигрантов и принимающего населения; - углубление знаний традиций, культур, обычаев различных народов и народностей, проживающих на одной территории;

Оборудование урока: мультимедиа проектор.

Ход урока:


  1. Орг. Момент.

  2. Новая тема.
План урока.

1.Народы Кубани с древности до наших дней.

2.Вхожение народов региона в состав России.

3.История формирования региональной многонациональной общности.

Дайте определение понятиям: племя, этнос, нация, народ.

Дайте определение понятию толерантность.

Что называется этнической толерантностью?

1. Проверка опережающего домашнего задания по теме: « Народы Кубани с древности до наших дней»

Заполнение таблицы: «Этнополитическая эволюция культурно- исторического развития региона»


Сообщения учащихся о формировании современного этнического состава населения Кубани

Сообщение: Современный этнический состав населения Кубани начал складываться во второй половине XVIII века. Особенно интенсивно эти процессы протекали во второй половине XIX века, и новый их всплеск приходится уже на наше время.

Однако и в более ранние периоды кубанская земля не была безлюдной. На ней жили и по ней проходили на пути к новым местам поселения многие народы. Они оставили нам памятники материальной культуры, названия местностей. Здесь решались иногда в кровавых сражениях судьбы целых народов. Территория Краснодарского края была перекрестком больших кочевий, здесь проходила зона взаимодействия жителей гор и степняков, поэтому национальный состав населения и границы расселения народов менялись довольно быстро.

Не позднее XV века правобережье Кубани, а также часть равнинного междуречья Лабы и Кубани были заняты ногайцами - тюркоязычными кочевниками, которые выделились из состава Золотой Орды в конце XIV века. В середине XVI века ногайцы потеснили проживавших по соседству кубанских татар и вынудили разделиться на две части. Одна откочевала на земли нижней Кубани за рекой Кирпили на Тамани и в Закубанье, а другая перешла в междуречье Кубани и Лабы, где в свою очередь потеснили давних жителей этих мест - адыгейские племена темиргоевцев и бесленеевцев. В XIV–XVI веках прямые предки абазин (ближайших «этнических» родственников абхазов) переселились из окрестностей нынешнего Туапсе на Северный Кавказ и расселились в ущельях и долинах рек Белой, Лабы, Урупа, Зеленчука. Эти переселения практически всегда имели характер военных завоеваний, и исход дела решался силой оружия.

Адыгейцы, являются очень древним из исторически уловимых народов, населявших берега Кубани, хотя их корни и происхождение до конца еще не ясны. Существует гипотеза о переселении их далеких предков «кашаков» из Передней Азии в эпоху бронзового века. Уже в первом тысячелетии до новой эры среди ряда народов Кубани выделяются меоты, которые традиционно считаются генетическими предшественниками адыгейцев. Немалая часть края являлась этнической территорией адыгейцев, то есть именно здесь проходило формирование адыгейского народа.

Сообщение: Славяне имеют давние исторические связи с Кубанью: в X–XI веках на Тамани существовало древнерусское Тмутараканское княжество. Однако предки нынешнего славянского населения появляются здесь значительно позже, после длительного перерыва - с XVIII века. В 1710 году находят пристанище на Кубани некрасовские казаки численностью до 10 тыс. человек - выходцы с Дона, участники восстания Кондратия Булавина. Однако уже с 1740 года некрасовцы переселяются общинами на территорию Османской империи, спасаясь от притеснений царского правительства.

С конца XVIII века на Кубани начинают формироваться украинская и русская этнографические группы - черноморское и линейное казачество. Их основу составили запорожские и донские казаки и крестьяне южнорусских и украинских губерний, переселенные сюда для несения пограничной службы. Кубанские земли были жалованы бывшим запорожцам Екатерины II.

Сообщение: Конец ХIX в. - значительные изменения в национальном составе населения Кубани

Особенно значительные изменения в национальном составе населения Кубани происходят в 1860–1870-е годы. Это было связано с окончанием военных действия на Кавказе и правительственными мероприятиями по заселению нагорной полосы и Черноморского побережья nocле ухода части горских племен в Турцию. В это время здесь появляются греки, эстонцы, молдаване, которые, прибывая к новому месту жительства целыми общинами, основывали селения.

Армяне жили на Кубани со средневековья. Так, еще до прибытия сюда казаков, у горцев существовали армянские поселения - Гяурхабль и другие. Возможно, армяне переселились сюда из Крыма в XV веке. В 1839 году черкесо-гаи (кубанские армяне) основали селение Армавир. К концу XIX века относится массовая волна переселения на Кубань, в нагарную полосу, амшенских армян - выходцев с территории Турции.

Миграционный поток на Кубань из других регионов России был, начиная с 60-х годов XIX века, очень активным. В результате население Черноморской губернии (приморская полоса от Анапы до Адлера, где не было военного казачьего управления) выросло с 1861 по 1914 год на 1600%, а Кубанской области - на 437% . К 1917 году большинство на Кубами составляло славянское население, не относящиеся к казачьему сословию.

Изменения этнического состава населения происходили на Кубани и после 1917 года. Так, в течение 1920–1930-х годов значительно уменьшилось количество украинцев как результат голода 1933 года и насильственной смены национальности (ранее многие потомки запорожцев причисляли себя к украинцам).

В 1924 году в Курганинском районе переселенцами из Карской области (Турция) был образован ассирийский хутор Урмия (ассирийцы в незначительном числе впервые появились на Кубани на рубеже XX века), а к 1930 году в этот хутор переселилось около 100 семей из Москвы, Ленинграда, Свердловска и других мест.

Уже в последние десятилетия, с 1970-х годов, в крае появились курды, турки-месхетинцы, хемшилы (армяне-мусульмане). В 1990-х годах на территории Краснодарского края появились представители езидской диаспоры.

Учитель: Северный Кавказ, как уже неоднократно подтверждала история, является чрезвычайно важным для России регионом. Это - ворота, в том числе морские, в Закавказье и на Балканы, поставщик продовольствия в другие регионы страны и уникальная курортная зона. Вместе с тем Северный Кавказ - один из потенциально конфликтных регионов Российской Федерации. Причина этого - сложный клубок межнациональных противоречий, как исторически унаследованных от Российской империи, так и созданных после 1917 года. Достаточно вспомнить Кавказскую войну прошлого века, в результате которой этот регион был присоединен к России, и выселение нескольких народов в ходе сталинских репрессий.

Причины обострения межнациональных конфликтов:

Во-первых, культурные и языковые различия, несмотря на тенденции к ассимиляции, поглощению одних народов другими, обнаруживают особую стойкость даже в развитых обществах.

Во-вторых, возрождение этничности в развитых странах сопровождалось появлением новых политических лидеров меньшинств, которые отстаивают право на самоопределение меньшинства как равноправного члена международной политической системы, как нации среди наций.

В-третьих, во всех многонациональных странах имеются элементы долго существовавшего социально-экономического неравенства различных этносов, и на этой почве возникает вопрос о статусе и групповых правах меньшинств.

В-четвертых, изменения национального состава населения вследствие миграционных процессов и (или) различий в темпах роста отдельных групп нарушают сложившееся этническое разделение труда, обостряя межгрупповое соперничество.

В-пятых, ускорение социально-экономического развития особенно на ранних стадиях индустриализации, скорее усиливает, нежели ослабляет, этническое обособление, обостряет соперничество за ресурсы, распределение благ и привилегий.

Россия исторически сформировалась как многонациональное государство и остается таковым сегодня. Первое и основное ее отличие от других стран заключается в том, что своим возникновением она обязана не только, а может, и не столько завоеванию других народов, сколько мирной крестьянской колонизации и добровольному присоединению нерусских народов. Простые люди всегда умели мирно уживаться друг с другом, хотя порой принадлежали к очень разным культурам.

Второе немаловажное отличие - классовое размежевание, начиная с Киевской Руси, проходило не по этническим границам. Знать тех народов, которые вошли в состав России, вливалась в состав правящего российского сословия. Общее дело, как известно, стирает национальные различия. Вот что писал потомок грузинских царей, князь Багратион, военному министру Российской империи: «Ради Бога, пошлите меня куда угодно… Вся главная квартира немцами наполнена так, что русскому жить невозможно и толку нет никакого» . Можно сказать, что Русское государство, постоянно страдавшее от нехватки как рабочих рук, так и рук, умеющих владеть мечом и копьем, стремилось не вытеснить, а поставить себе на службу людские ресурсы своих новых подданных.

Стоит оговориться, что это - лишь исторический пример, который трудно приложить к нынешней ситуации, новым экономическим, социальным, технологическим реалиям...

«Одним из первых сторонников России, - отмечал Ф.А. Щербина, - был бжедуховский князь Батыр Гирей. Он не только стал в самые близкие отношения с войсковым судьей Головатым и другими старшинами, приезжал к черноморцам в гости, посылал табун своих лошадей на выпас в Черноморию и открыто признавал себя и подвластных ему горцев подданными России»

Лозунг «очищение Кубани от инородцев» стал довольно популярен в последнее время. И какими бы словами ни маскировалась его сущность, он предполагает депортацию, то есть выселение с территории края тясяч людей по признаку принадлежности к той или иной национальности. Конечно, в условиях очень многонациональной миграции на Кубань легко увидеть причину всех своих бед в национальной принадлежности соседа. Очень часто этому способствует непонимание прибывшими сюда мигрантами особенностей местной жизни и явно видимые различия в уровне жизни некоторых из них и большей части местного населения. Приведите примеры межкультурного понимания произошедшего в вашем поселке.

Сообщение: Поселок Красносельский всегда был многонациональным и много конфессиональным поселением. Поэтому вопрос толерантности, всегда был самым актуальным вопросом для жителей. В начале 90-х годов 20 века на территории поселка стали селиться представители езидской диаспоры, мигрировавшие из Армении и Грузии.

Вопрос об этнической принадлежности езидов окончательно не решен. Большая часть езидов считают себя уникальным этносом и всячески подчеркивают неправомерность отождествления их с курдами. Язык езидов (ездики) принадлежит к северо-восточной подгруппе иранской ветви индоевропейской языковой семьи. Возможно, когда-то у них существовала собственная письменность, забытая со временем. Сегодня езиды пользуются русскими и латинскими буквами. Наряду с родным языком большинство армянских езидов владеют армянским и русским. Езиды проживают в основном в Ираке, Иране, Турции, Сирии и Армении. Они сохранили традиционную социальную структуру, главной особенностью которой являются касты. Все езиды разделены на две категории: миряне и духовный класс. Мирянами являются мриды и беки, а духовенством - шейхи и пиры. Кастовая принадлежность передается по наследству. Брачные отношения с представителями других национальностей, а также между езидами разных каст встречаются крайне редко. Среди сельского населения они вообще недопустимы. В случае нарушения запрета, провинившимся грозит изгнание из общины. Главой семьи является отец или старший сын. Принцип старшинства также соблюдается среди женщин. Мужчины занимаются всеми хозяйственными и семейными проблемами. Они также являются главными в религиозно-ритуальной жизни. Однако езидские женщины пользуются значительно более широкими правами, чем женщины-мусульманки. В поселке Красносельском Гулькевичского района новые поселенцы некоторое время вызывали у местных жителей сложные отношения к себе. Прежде всего, это было связано с иным темпераментом, иными культурными традициями езидов. Первые переселенцы были в основном сельскими жителями из горных селений Армении. Они отличались низким уровнем грамотности, не всегда понимали цель получения образования. Дети, поступившие в школу, сталкивались с огромным языковым барьером и новыми для них нормами поведения. Традиционно женщины – езидки имели в лучшем случае 4-5 классов образования. Они с трудом умели читать и писать. Особенные трудности вызывали ранние браки. Даже, находясь в Российской Федерации в 90-е годы, брачный возраст девочек равнялся 14-16 годам, мальчиков 16-18. Девочки обычно оканчивали 6- 7 класс, далее следовала помолвка, после которой девушка должна была находиться дома до замужества. Главным занятием на новом месте была торговля, которой занимались мужчины. Поэтому среди мальчиков- езидов интерес к получению образования практически отсутствовал. Возможно, причиной этому могло быть и кастовое деление. Появившись в новой для них школьной среде, дети вызывали не только интерес, но и даже неприятие среди русскоязычных сверстников. Поэтому в нашей школе были выполнены следующие задачи:

1.Воспитание понятия толерантности.

2. Возможность осознать причины и следствия непонимания, возникающего на основе взаимодействия человека с представителями других культур.

3. Учащимся были показаны последствия проявления нетерпимости между народами и культурами.

4. Познакомили с культурой, историей этносов представленных в классе.

В результате проведенной работы адаптация обучающихся проходит успешно, отсутствуют конфликты на межнациональной почве. Последние пять лет повысился брачный возраст езидов. Девушки получили возможность заканчивать 9 классов и получать дальнейшую профессию. Мальчики получают полное среднее образование. Многие выпускники продолжают обучение в техникумах и Вузах.

В настоящее время ситуация сильно изменилась. Это связано с повышением престижа образования, началом понимания новой культуры, осознание и гордость за собственную этническую принадлежность. Вместе с тем езиды продолжают бережно хранить свои культурные традиции. Например, в период приготовления к свадьбе все также совершается обряд жертвоприношения. Используется свадебное дерево, символизирующее семейный достаток и благополучие, молодых встречают хлебом, который кладут на плечи жениха и невесты. В период застолья женщины и мужчины сидят за разными столами. Но можно наблюдать и изменения, возникающие при взаимодействии с европейской культурой. Это изменение свадебного наряда жениха и невесты, вместе с традиционной пищей все чаще на столах встречаются и традиционные блюда народом Кубани.

Нам удалось совершить важный шаг навстречу друг другу. Мы стремимся изучать и сохранять культурные традиции наших предков, перенять самое лучшее, что есть у наших соседей. В сентябре 2008 года в школе проводился опрос среди родителей -езидов об изучении езидского языка. 100% ответом было возможное изучение родного языка во внеурочное время, и все родители заявили о том, что их дети должны получать основные знания только вместе с русскими детьми. А итогом межкультурного взаимодействия стала победа пятиклассника Авдоян Тарика в конкурсе «Русский медвежонок».

Подведение итогов урока:

Наш поселок как и наша малая Родина многонациональный и многоконфессиональный, и сегодня в преддверии олимпийских игр 2014 года как никогда важно сохранить мир и спокойствие в нашем регионе. А для этого необходимо совсем немного- быть толерантными. Взаимное уважение в крае и в стране начинается прежде всего с каждого из нас. Я предлагаю вам провести упражнение: « Толерантность как норма».(приложение 1).

Приложение 1. Упражнение «Толерантность как норма». Цель: развитие толерантного поведения, конструктивного взаимодействия в группе. Терпимость и уважение к другому человеку, другим мнениям, непредубежденность при оценке людей и событий условия благополучного взаимодействия людей в группе. Психологический климат существенно влияет на состояние и самочувствие каждого члена коллектива при осуществлении совместной деятельности. «Если бы мы знали других людей так же, как самих себя, самые предосудительные поступки казались бы нам достойными снисхождения», - сказал А. Моруа. Опишите, пожалуйста, в чем суть названных характеристик, зачем нужны человеку перечисленные качества и насколько эти качества выражены у вас самих (1 - совсем не выражено, 5- очень сильно выражено). 1. Расположенность к другим 2. Снисходительность. 3. Терпение. 4. Чувство юмора. 5. Чуткость. 6. Доверие. 7. Альтруизм. 8. Терпение к различиям. 9. Умение владеть собой. 10. Доброжелательность. 11. Умение не осуждать других. 12. Гуманизм. 13. Умение слушать. 14. Способность к сопереживанию. Оцените психологический климат в вашем классе, чтобы на реальном материале понять значение толерантности и взаимного уважения друг к другу. Инструкция: ниже приведены пары слов, с помощью которых можно оценить взаимоотношения в группе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре ты отметишь цифру, тем более, по твоему мнению, выражена эта характеристика в твоем классе. Для взаимоотношений в вашем классе характерны: Дружелюбие 1 2 3 4 5 Враждебность Согласие 1 2 3 4 5 Несогласие Удовлетворенность 1 2 3 4 5 Неудовлетворенность Увлеченность 1 2 3 4 5 Равнодушие Продуктивность 1 2 3 4 5 Непродуктивность Теплота 1 2 3 4 5 Холодность Сотрудничество 1 2 3 4 5 Конкурентность Взаимная поддержка 1 2 3 4 5 Недоброжелательность Интерес 1 2 3 4 5 Скука Успешность 1 2 3 4 5 Неуспешность Подсчитайте сумму баллов. 10-20 - благоприятный психологический климат в классе. 21-35 - средние взаимоотношения. 36-50 - негативный психологический климат в классе.
Использованная литература

1.Межэтнические конфликты в странах зарубежного Востока. М., 1991. С. 33–34.

2.Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска // История края. Т. 1. Екатеринодар, 1910. С. 610–611.

3.Бондарь Н.И. Этнокультурная ситуация на Кубани // Традиционные национальные культуры Кубани: состав, состояние, проблемы. Краснодар, 1991. С. 8–9.

5. Рашин А.Г. Население России за 100 лет. М., 1956. С. 44.

Ответ оставил Гость

Чехи (1 247 чел.) (5 селений на Черноморском побережье - Анапский и Туапсинский районы)ассирийцы (1 853 чел.) (В селе Урмия Курганинского района)эстонцы (1 678 чел.) (Адлеровский район г. Сочи)грузины (12 748 чел.) Проживают во многих городах краяболгары (3 696 чел.) Компактно в населенных пунктах Крымского и Анапского районовкурды (2 524 чел, сюда же - часть так называемых “азербайджанцев” и “узбеков” по переписи) Большая часть в Закубанье.турки (2 135 чел., сюда же - часть так называемых “азербайджанцев” и “узбеков” по переписи, всего около 6 000 человек)хемшилы (частично как “турки” или “турки-хемшилы” в Закубанье Апшеронский и Белореческий районы)крымские татары (17 217 чел., большинство так называемых по переписи “татар”, которых еще 17 213 человек) В Закубанье (Крымский, Анапский, Абинский районы) Краснодарский край является одним из самых полиэтнических районов России. Здесь проживают представители более 100 национальностей. Однако, этноареальный характер расселения имеют 12 групп: русские, украинцы, армяне, адыге, черкесы (кабардинцы), немцы, греки, молдаване, чехи, ассирийцы, эстонцы, грузины. Еще 5 малых этнических групп (болгары, курды, турки, хемшилы, крымские татары) живут компактно внутри сел с полиэтническим составом.По районам ареалы этих 17 относительно компактных этносов и этнических групп распределяются следующим образом:русские (4 300 451 чел. - все цифровые данные приведены на начало 90-х годов) составляют большинство во всех районах, но особенно в городах и Степном Прикубанье. Выраженную русскую этническую основу имеют только линейные казаки (Выселковский, Тихорецкий, Курганинский, Лабинский и другие районы края)украинцы (195 883 чел.) Перепись относит к ним в основном недавних выходцев из Украины, но украиноязычным является до сих пор черноморское казачество, проживающее в северо-западных и западных районах края (Абинский, Северский, Горячий Ключ, Тимашевский, Павловский и другие районы).адыге (116 234 чел.) живут в Закубанье и на Черноморском побережье (Тахтамукайский, Теучежский, Шовгеновский, Кошехабльский, Туапсинский, Красногвардейский, Лазаревский г. Сочи и другие района)черкесы (3 800 чел.) - адыге, говорящие на кабардино-черкесском языке. Живут в нескольких аулах Закубанье (Успенский район).кабардинцы компактно живут в трех аулах (Ходзь, Кошехабль, Блечепсин - все в Закубанье)армяне (182 217 чел.) Небольшими группами живут во всех районах края, компактные массивы составляют в Закубанье и на Черноморском побережье (Армавир, Новокубанский, Апшеронский, Белореченский, Майкопский, Горячий Ключ, Анапский, г. Большой Сочи)греки (29 898 чел.) Живут в Закубанье и на Черноморском побережье.немцы (31 751 чел.) (Усть-Лабинский, Тбилисский, Новокубанский, Темрюкский, Анапский районы)молдаване (7881 чел.) (2 селения в Закубанье - Крымский и Туапсинский районы)чехи (1 247 чел.) (5 селений на Черноморском побережье - Анапский и Туапсинский районы)ассирийцы (1 853 чел.) (В селе Урмия Курганинского района)эстонцы (1 678 чел.) (Адлеровский район г. Сочи)



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные