Нужны ли детям современные сказки. Нужны ли сказки ребенку? Нужны ли сказки в наше время

Детская фантазия, как известно, не имеет границ. Малыши твёрдо уверены, что волшебство существует. Им пока неизвестны основные законы мироздания, и маленькие дети ещё не знают о том, что возможности человека весьма ограничены. В своих фантазиях ребёнок то принимает гостей с других планет, то, как отважный рыцарь, храбро сражается с врагами. Дети с ходу придумывают историю, встраивая в реальность свои фантазии

Фантазируя, малыш отождествляет себя с каким -нибудь конкретным героем. Психологи считают, что в этот момент сказка начинает играть большую роль в воспитании ребёнка в процессе становления его характера. Сказка, как правило моделирует историю, основанную на понятиях добра и зла, где добрый и справедливый герой побеждает, вооружённый только смелостью и сообразительностью. Прослушав рассказанную ему на ночь историю, ребёнок переживает различные эмоции, и он мысленно формирует некий собственный рейтинг, отдавая предпочтение понравившимся ему героям. В это время мозг ребёнка интенсивно работает, присочиняя недостающие детали. Примерив на себя поступки героев, малыш формирует свою личную позицию по отношению к жизненным ценностям.

Сказка является дополнительной, крайне важной формой общения мамы с малышом. В сказке показано, как герои достойно справляются с различными сложными ситуациями. Сказки развивают эмоциональную и волевую составляющие характера ребёнка, и остаются надолго в его памяти. Исследования, проведённые учёными в разных странах, позволили сделать вывод о том, что у детей, которым рассказывали сказки с первых дней жизни прослеживается явная зависимость между накопленной информацией и уровнем развития способностей к обучению, проявляющиеся по мере роста ребёнка. Чтение сказок (даже совсем маленьким крохам) прививает ребёнку умение слушать и познавать, способствует развитию внимания и воображения. Но такой результат может быть достигнут только тогда, когда ребёнку интересно. Поэтому выбирать сказки.

Нужно, ориентируясь на возраст малыша. Например, годовалому ребёнку будут интересны, в основном, колыбельные песни и несложные считалки. В двухлетнем возрасте малыши уже могут слушать сказки «настоящие» т.к. к этому возрасту они уже в состоянии умозрительно представить себе описываемые события. К трём годам ребёнок уже на собственном опыте испытал такие эмоции, как страх, гнев, радость. Но пока ещё его сиюминутные желания вступают в противоречие с предъявляемыми к их поведению требованиями. Поэтому детям трёх лет нравятся сказки, которые объясняли бы им. Как надо вести себя в какой-либо ситуации, а чего делать не следует.

Однако, хорошо известно, что и дети, воспитывавшиеся в тепличных условиях, испытывают простые человеческие эмоции, включая и отрицательные. Сказки же помогают малышам избавиться от страхов. В Основная идеябольшинства сказок состоит в том, что зло в конце концов будет побеждено. В доступной форме детям внушается мысль о том, что бороться с несправедливостью в жизни придётся и, возможно, не раз, но пугаться этого не стоит.

Мультипликационные версии известных сказок, конечно, имеют свою привлекательность, но заменить живое чтение не может ничто. Малыш слушающий чтение сказки мысленно создаёт свой фильм, в котором разные события и образы сменяют друг друга, а это очень важно для развития воображения и фантазии.

Похожие статьи:

Нужно ли ребёнку соблюдать режим (8467 Просмотров)

Раннее детство > Режим крохи

Наверняка вопрос, вынесенный в заголовок статьи, кому-то покажется риторическим, однако, не всё так однозначно, попробуем разобраться: В вопросах режима, как и во всём, что имеет отношение к воспитанию и развитию...

Всегда ли происходит зачатие? (6710 Просмотров)

Планируем беременность > Зачатие

Процедура возникновения новой жизни занимательна и поразительна. Женщина в течение всей своей жизни не способна к зачатию, за исключением того недолгого периода, когда живет яйцеклетка. А существует она всего лишь...

Сказки играют большую роль в развитии личности ребёнка. Именно сказки влияют на развитие мышления, фантазии, правильной речи. Сказка стала неотъемлемой частью воспитательного процесса ещё в древние времена.

С помощью сказок родители могут в доступной форме объяснить малышам, что такое добро и зло. Форма сказочного изложения более понятна детям, чем скучный рассказ о прописных истинах.

Сказки для детей — неотъемлемая часть развития малыша.

Поэтому родители, которые хотят научить своего ребёнка чему-то или объяснить ему что-то, должны обратиться к главному языку детства, а именно – к интересным и одновременно мудрым сказкам. Место сказок в жизни малыша невозможно переоценить.

Они помогают малышам научиться говорить, формулировать свои мысли. Так же, с помощью сказок ребёнок учится общаться с окружающими его людьми и постигает азы норм поведения.

Для чтения сказок нужно выбрать подходящее время, когда ребёнок спокоен и находится в хорошем настроении.

Наиболее оптимальный вариант – чтение сказки перед сном. Это очень подходящее время для того, чтобы в спокойной атмосфере прочитать сказку, а потом обсудить её со своим ребёнком.

Читая сказку, не нужно торопиться и отвлекаться.

Причём малыш должен чувствовать, что вы тоже получаете удовольствие от этого процесса. В этом случае малыш получит гораздо больше положительных эмоций и пользы от сказки.
Неоценима роль сказки и в воспитании детей. Знакомясь со сказочными персонажами, ребёнок учится понимать героев сказок, их состояние и поступки, сопереживает им и верит в то, что добро обязательно победит зло.

Чтение сказок – это не только возможность развлечь ребёнка, но хороший способ устранить тревожное состояние малыша. Благодаря сказкам дети расширяют свой словарный запас, а их речь становится связной, логичной, красивой, образной и эмоциональной. Сказочные истории развивают навыки общения, учат детей формулировать вопросы, правильно сочетать слова в словосочетаниях и предложениях

Как уже говорилось выше, в сказках добро всегда побеждает зло. Это один из существенных моментов в воспитании ребёнка.

Именно уверенность в этом поможет ребёнку в будущем справляться с различными жизненными ситуациями. Конечно, реальная жизнь далека от сказок и неизбежно вносит свои коррективы, но то, что попадает в подсознание человека в детском возрасте, остаётся с ним на всю жизнь.

Наверное, все замечали, что дети часто просят одну и ту же сказку читать несколько раз. В этом нет ничего страшного, наоборот, это только приветствуется. Ребёнок не всегда может с первого раза понять смысл, который заложен в сказку, поэтому неоднократное чтение сказки помогает ему лучше разобраться в ней. Как только малыш до конца понимает смысл, заложенный в сказку, он теряет к ней интерес.

Каждый ребёнок в сказке выделяет места, которые ему наиболее интересны.

Сказка, пожалуй, самое доступное средство воспитания и развития ребёнка. И это было актуально многие годы назад, актуально сейчас и будет актуально в будущем. Будет ошибочно думать, что в наше время роль сказок в жизни ребёнка играет не такую уж значительную роль.

На самом деле сказка, особенно если её правильно подобрать, оказывает положительное влияние на эмоциональное развитие малыша, его поведение. Не последнюю роль сказки играют в воспитании уверенности детей в себе и в своих возможностях. В наши дни всё большую популярность набирают аудиосказки.

С незапамятных времен родители рассказывали детям сказки, причем передавались они в народе «из уст в уста». Большинство современных ребят знакомы со сказками только по фильмам. Однако умный родитель, который хочет, чтобы малыш в полной мере прочувствовал магию сказки, погрузился в ее таинственный, волшебный мир, в первый раз должен сам рассказать (или уж прочитать) ребенку эту волшебную историю - фильм посмотреть можно и потом. Итак, примем как аксиому: входить в сказочный мир лучше всего через книгу, поэтому читать детям сказки нужно регулярно. Это хорошая семейная традиция: малыш сидит, прижавшись к маме или папе, сердечко его замирает от волнения и , но чувствует он себя при этом вполне защищенным.

Но нередко родители не решаются читать ребенку ту или иную сказку, считая, что ее сюжет - с их точки зрения - довольно жесток для юного слушателя. Вот, например, в сказке «Морозко» злая мачеха ищет всевозможные способы избавления от падчерицы - вплоть до самых жестоких. А Гензель, герой сказки братьев Гримм «Пряничный домик», действует теми же методами, что и его антипод - злая ведьма: хитростью усаживает злодейку на лопату, которую затем недрогнувшей рукой отправляет прямо в пышущую жаром печь и, несмотря на вой, доносящийся оттуда, чувствует себя настоящим героем.

Таковы правила жанра: в сказке всегда имеет место полярность. Зло и добро здесь экстремальны, они борются «не на жизнь, а на смерть», но в конце добро всегда побеждает. И пусть в жизни «так не бывает» - счастливый конец сказки оставляет ребенку надежду на то, что любая ситуация может быть изменена, если ты действуешь и борешься до конца. Четкая граница, проходящая между добром и злом в реальной жизни не так заметна, но именно резкий контраст сказок, «черно-белое» распределение ролей так притягивает детское воображение. Все чувства в них выражаются предельно просто, ясно, недвусмысленно. Поэтому дети в мечтах часто перевоплощаются в героев сказок, оттуда к ним приходит понимание того, что испытывает человек в той или иной ситуации.

Огромное облегчение и разрядку приносит ребенку возможность в воображении - плечом к плечу со сказочными героями - побеждать врагов, которые в этот момент могут быть для него воплощением реальных людей. Записанные собирателями фольклора устные народные сказки, пользуясь простыми средствами изложения, позволяют тайным эмоциям и чувствам ребенка найти правильный выход.

Самые первые сказки должны быть простыми - «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок». Потом можно читать более сложные: «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «По щучьему велению». Если главные герои - животные («Волк и семеро козлят», «Кот в сапогах»), детям легче дистанцироваться от происходящего в сказке. Когда Волк проглатывает козлят, ребенок воспринимает это иначе, чем когда серый хищник набрасывается на Красную Шапочку.

Сказки, в которых присутствуют эпизоды с элементами жестокости, следует впервые читать детям тогда, когда они в той или иной степени усвоят законы жанра. Так же следует поступать с «литературными» сказками, которые сочинили знаменитые сказочники. Например, сложные, глубокие и поэтичные сказки Г. X. Андерсена рекомендуется читать детям примерно с восьми лет.

Необходимо определенное время для того, чтобы сказки заняли место в детском сердце. Поэтому читайте сказки всегда, когда ребенок просит, когда этого требует его душа. Желание вернуться к сказке говорит о том, что он продолжает ее «переваривать». Некоторые приходится перечитывать множество раз.

Что касается «брутальности» сказок, жестоких деяний сказочных злодеев, не стоит эту сторону излишне драматизировать - сказка создавалась не для того, чтобы пугать. Лес, в который дровосек заводит детей, чтобы бросить их там, не описывается с леденящими душу подробностями. Злодеи всегда наказываются, но как именно, в деталях не описывается - кровь рекой не течет.

Чтобы ребенок не боялся злого Волка и прочих чудищ, советуем следующее.

  • Читайте нейтральным тоном, не понижайте голос, когда в сказке происходит что-нибудь «страшное» (например, когда спящему Ивану-царевичу братья отрубают голову).
  • Покупая иллюстрированную книгу сказок, посмотрите на изображение героев: не испугают ли они малыша? Русские художники (Васнецов, Билибин) вас точно не подведут.
  • Не смешивайте фантазию с действительностью. Лес, по которому вы гуляете с ребенком, - совсем не та чаща, куда отец привез в стужу дочку-сиротку. Волк в зоопарке - обычный зверь, а не сказочный злодей.
  • Сказки на кассетах или компакт-дисках - это сказки, так сказать, «вторичные». Если вам предстоит дальняя дорога с ребенком, прекрасная замена чтения - одному из родителей наговорить любимую сказку на кассету. Родной голос и знакомые интонации никогда не испугают малыша, наоборот, он будет чувствовать себя неуязвимым.

При всем глубоком психологическом воздействии, которое оказывают сказки на детей, одно из основных их достоинств в том, что они просто захватывают ребенка. И не существует пока лучшего средства, чтобы привить ребенку любовь к чтению.

Зачем детям сказки? Вопрос, конечно, интересный. Есть подозрение, что сказки нужны всем, даже взрослым, ведь сказка – это приглашение окунуться в иной мир, встретиться с интересными персонажами, успеть полюбить положительных героев и испытать негодование к отрицательным.

Сказка тем прекраснее, что всегда имеет хороший конец. А это, в свою очередь, дает нам незыблемую уверенность, что добро всегда побеждает зло, что плохие поступки наказуемы, так или иначе, и никогда не нужно опускать руки перед возникшими трудностями в жизни. Но, всё-таки, так ли необходимы детям сказки ?

Самыми традиционными являются народные сказки , переходящие из поколения в поколение, но практически оставшиеся без изменений.

Ребенок через сказку проживает фрагменты жизни любимых героев. Таким образом, как бы программируется на определенные поступки в подобных ситуациях в своей жизни.

Через сказку проще и нагляднее объяснить ребенку прописные истины: не обижать слабых, не обманывать, быть добрым и отзывчивым к горестям других, не быть простаком и суметь распознать обман, намерения навредить тебе.

Как бы ни пестрели витрины книжных магазинов изданиями современных авторов, не следует лениться отыскать для самых юных слушателей именно народные сказки, сказки классиков русской литературы, не обходить стороной и сказки народов мира. Тем более, эти книги переиздаются регулярно, к их оформлению добавляются более яркие иллюстрации.

Слушая сказки , ребенок испытывает наслаждение, это такой себе вид развлечения, кроме этого сказка заставляет ребенка думать, подключать воображение и фантазию. При этом в сказке отсутствует прямое нравоучение, сказка учит, но не навязчиво.

Для старших деток можно регулярно использовать такую игру: читаем сказку , останавливаемся перед развязкой и предлагаем ребенку самому придумать концовку.

Играть таким образом с одной и той же сказкой можно сколько угодно раз, пока не иссякнет интерес ребенка к процессу. Этот метод широко используется в сказкотерапии , кроме этого часто психологи рекомендуют дать ребенку возможность самому придумать сказку, в которой герои подчас могут совершать весьма нелогичные, где-то неправильные, по мнению родителей, поступки.

Можно начинать читать ребенку сказки еще в утробе матери. После выписки из роддома приступать к чтению можно сразу, как только будет налажен быт с появлением нового члена семьи, примерно с двухнедельного возраста.

Кроме сказок можно петь ребенку колыбельные. Ребенок сразу их полюбит и с взрослением родители начнут замечать по реакции малыша момент, когда ребенок начнет их узнавать по первым звукам.

Читаем сказку в сотый раз…

Родители, практикующие чтение сказки на ночь , вероятно уже столкнулись с таким явлением, как требование ребенка читать одну и ту же сказку много вечеров подряд. При этом никакие уговоры, заманивание более яркими иллюстрациями других книг, почему-то не помогают, ребенок упорствует и требует только одну книгу.

С чем это связано и нужно ли с этим бороться?

Психологи объясняют это двумя факторами. Во-первых, мозг ребенка устроен так, что сначала информацию он запоминает, выучивает на память, а потом уже приходит понимание, осознание этой информации. Как правило, сказка содержит цепочку событий, при этом нам, взрослым, кажется, что в книге всё доступно изложено. Но в реальности ребенку трудно переваривать всю сказку целиком за однократное прослушивание, поэтому есть потребность слушать ее и слушать.

Кроме этого, у ребенка есть потребность в стабильности, в ритуалах. Сказку он уже прослушал, концовку ее помнит, и, тем самым, у ребенка возникает чувство уверенности, защите, он себя как бы обезопасил от неожиданных событий. И, конечно же, с этим бороться не нужно, а скорее наоборот, всеми действиями поддерживать у ребенка привязанность к конкретной сказке.

Обсуждение прочитанной сказки

Не следует забывать о необходимости обсуждать прочитанную сказку. Даже если складывается впечатление, что ребенку всё понятно, лучше обсудить сказку лишний раз, убедившись, что ребенок всё понял правильно, не исказил отношение к поступкам героев, сумел разобраться, где поступили правильно, а что – пример негативных поступков. Через обсуждение можно выявить скрытые страхи ребенка перед некоторыми персонажами из сказки или же из обыденной жизни ребенка.

Правильно выбираем ребенку сказки

Сказку необходимо подбирать в зависимости от возраста ребенка, возможных особенностей психологического развития.

С двухлетнего возраста дети отдают предпочтение сказкам с циклически повторяющимися событиями , как, например, в сказках «Теремок», «Колобок», «Репка». Лучше всего усваиваются сказки с персонажами животных, ребенок любит повторять звуки, имитирующие персонажи сказки.

С двух до пяти лет у ребенка активно развивается способность к фантазии. В этот период благоприятно использовать игру, о которой упоминалось выше – ребенок сам придумывает концовку сказки. В этот период следует ребенку покупать сказки о волшебстве, которые обязательно придутся ему по душе.

С пяти до семи лет , как правило, ребенку интересны сказки с динамичным сюжетом , приключенческая литература. В этом возрасте следует интересоваться у самого ребенка его предпочтениями в литературе, выбирать ему героев близких по душе, не нужно навязывать свои предпочтения.

Даже после освоения ребенком навыков самостоятельного чтения , не следует отказывать ребенку в чтении перед сном . Ведь иногда любопытство ребенка сильнее, чем скорость чтения. А отказ может навредить и отбить у ребенка интерес к книжкам надолго.

Ребёнок, регулярно слушающий или читающий сказки , вырастает более зрелым, наполненным чувственно, эмоционально, всесторонне развитым. Где-то даже более уверенным в себе, четко различающим границу добра и зла, что в будущем помогает ему выстраивать полноценные взаимоотношения с окружающими.

Детство – благодатная почва для посевов родительского внимания. Добрых сказок вам и вашим детям!

В статье использованы рисунки В. Сутеева (как приятная ностальгия по детству)

Почему бы тебе не узнавать обо всем первым? Подпишись на обновления блога прямо сейчас!

Для чего нужны сказки в жизни ребенка

Значение сказок в воспитании детей трудно переоценить. Накапливая в себе мудрость прежних поколений, они обретают воистину волшебную силу: обучающую, развивающую, исцеляющую.

Стоит отметить, что сказки оказывают влияние на формирование мышления ребенка, на его поведение на протяжении всего детского возраста, начиная с пеленок. Сначала дети впитывают информацию о простейших ценностях и понятиях вместе с материнскими песнями, стишками, присказками. Чуть позже, после двух лет начинается настоящее воспитание сказкой. Существует несколько аспектов, раскрывающих развивающее влияние сказок.

Сказка – инструмент ненавязчивого обучения

Не секрет, что дети лучше всего воспринимают информацию, поданную в игровой форме. Пространные, серьезные нравоучения взрослых быстро утомляют детей, не достигая своей цели. В то же время с помощью сказки можно объяснить им все те же прописные истины, но сделать это в легкой, доступной для детского понимания форме.

Сказки по праву считают мощнейшим инструментов обучения детей. Все дело в том, что они дают так называемые косвенные наставления. Дети мыслят образами, им гораздо проще представить себе ситуацию со стороны, где главными героями являются сказочные персонажи. Именно на примере героев сказок лучше всего усваивается важная жизненная информация.

Яркими примерами ненавязчивых подсказок, моделирующих правильное поведение, являются такие сказки, как «Колобок», «Серенький козлик», «Теремок», «Волк и семеро козлят».

Сказки воспитывают положительные качества

Вовлекая детей в круг невероятных событий, захватывающих приключений сказки способствуют усвоению важнейших общечеловеческих и моральных ценностей. В них очень ярко даются разные противопоставления: храбрость и трусость, богатство и нищета, трудолюбие и лень, смекалка и глупость. Постепенно, без давления со стороны взрослых дети учатся отличать добро и зло, сопереживать положительным героям, мысленно проходить вместе с ними через разные трудности и испытания.

Между прочим, тот факт, что в конце сказочных историй добро торжествует над злом, является важнейшим фактором в воспитании детей. Понимая эту простую, известную всем с детства истину, ребенок будет чувствовать себя увереннее и смелее, а жизненные невзгоды воспринимать как нечто естественное, лишь закаляющее его характер и силу духа.

Сказки помогают вовремя увидеть психологические проблемы

Воспитательное значение сказок проявляется также в том, что они способны оказывать влияние на формирование личностных качеств. В нежном детском возрасте психика еще нестабильна, граница между добром и злом слегка размыта. Поэтому родителям необходимо прислушиваться к своим детям и их сказочным предпочтениям. Возможно, что любимые и не любимые ребенком персонажи указывают на зарождающиеся эмоциональные проблемы малыша.

В этом случае с помощью той же сказки вполне можно немного скорректировать развитие детской психики, направить ее в мирное русло. Очень важно совместно обсуждать прочитанное, обращать внимание ребенка на какие-то ключевые моменты, разъяснять непонятное.

Помимо того, что сказка является эффективным средством воспитания ребенка, способным решать множество задач, она также объединяет родителей и их детей, дает возможность просто приятно провести время и отдохнуть от суеты реального мира.



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные