Основные принципы в обучении детей рисованию в изостудии «Вдохновение. Рисование на тему «Зимние забавы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Возраст обучающихся – 7-14 лет

Срок реализации программы – 3 года

Количество часов в год:

Первый год обучения – 72 часов Второй и третий год – 144 часа

Все или почти все дети любят рисовать, лепить, раскрашивать. Иногда что-то не получается, потому что они мало знают о материалах, которыми работают. Изобразительное искусство, как и письмо, имеет свои законы, свои приемы, свою азбуку, незнание которой ставит в тупик. Неслучайно у многих людей, не постигших эти законы, с возрастом пропадает всякий интерес к изобразительному искусству, а это обедняет человека. Велика сила воздействия искусства на подрастающего человека. Для общества в целом именно сейчас важно формирование нравственных ценностей и эстетическое воспитание каждого ребенка. «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство» как целостный курс, включает в себя: рисунок, живопись, графику, дизайн, а также традиционное народное творчество. Такой комплекс направлений позволяет всесторонне развивать творческие способности ребенка (воображение, пространственное мышление, колористический вкус), а также дает возможность учащимся приобрести умения и навыки работы с различными художественными материалами. Обоснованием такого подхода служит и тот факт, что детям, занимающимся в изостудии, занятия в рамках одного направления постепенно наскучивают, а это ведет к потере интереса к творчеству. Также при более узком подходе могут остаться нераскрытыми возможности воспитанника в других областях изобразительной деятельности. Однако стремление охватить в программе изостудии, рассчитанной на три года, как можно больше направлений изобразительной деятельности внешне привлекательно для детей и родителей, на самом деле часто чревато «хождением по верхам». Что формирует у детей иллюзию собственной разносторонности при поверхностных знаниях и сомнительных умениях. Язык различных видов искусства делают художественную деятельность уникальным средством воспитания и развития ребенка. Занятия изобразительным и декоративно-прикладным искусством дают возможность раскрыть заложенную в человеке потребность в творчестве, желание создавать прекрасное своими руками. Каждому ребенку важно почувствовать себя творцом, открыть для себя мир изобразительного искусства, дизайна, народной культуры, научиться видеть красоту окружающего мира. Организация художественно-творческой деятельности младших школьников, их художественное образование и эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа. С погружением ребенка в стихию народных традиций закладывается тот фундамент, на котором впоследствии формируются его эстетические и нравственные идеалы. Это истоки того, что называется этническим самосознанием, национальным характером. Поэтому большое внимание в программе уделено декоративно-прикладному искусству и народному творчеству Актуальность этой программы заключается в том, чтобы помочь детям своевременно узнать, какими возможностями обладают, казалось бы, самые обыкновенные материалы для рисования, какие существуют приемы работы простым и цветными карандашами, фломастерами, гуашью, как работать с бумагой и трафаретами. Новизна программы состоит в том, что на занятиях используются не только традиционные художественные средства (карандаш, фломастеры, акварель, гуашь), но и новейшие современные материалы для детского творчества (гелиевые ручки, различные виды цветной бумаги, картона, пленки, поролон). Кредо педагога – разбудить в каждом ребёнке стремление к художественному самовыражению и творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения. Это касается всех обучающихся, ведь в студию принимаются дети с разной степенью одарённости и различным уровнем базовой подготовки, что обязывает учитывать индивидуальные особенности детей, обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребёнку.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

Обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.

Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной деятельности):

Знакомство с жанрами изобразительного искусства;

Знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;

Овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;

Приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра. Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся и приобретением детьми обще-учебных умений и навыков, обеспечивающих освоение содержания программы):

Развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;

Развитие колористического видения;

Развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;

Улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;

Формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место);

Развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).

Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих освоению содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе):

Формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;

Формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов;

Воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;

Воспитание аккуратности.

Обучение детей строится на сочетании коллективных и индивидуальных форм работы, что воспитывает у учащихся взаимное уважение, умение работать в группе, развивает способность к самостоятельному творческому поиску и ответственность за свою работу, от которой зависит общий результат. Обучение сочетает в себе теоретические и практические занятия. Теоретический материал излагается в форме бесед и содержит сведения об истории развития различных видов искусств и народного художественного творчества. Основное время уделяется практическим занятиям. Предусмотрено посещение выставок и музеев с целью ознакомления воспитанников с красотой и богатством окружающего мира, а также воспитания интереса и любви к родной культуре и народу, любви к матери, родному очагу, любви к природе. Данная программа разработана для детей, не имеющих начальной подготовки в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Она основана на программе «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б.М.Неменского.

Программа предназначена для детей от 7 до 12 лет.

Форма организации занятий - индивидуально-групповая, что обусловлено целями и задачами программы. Целесообразно заниматься группой 12-15 человек два раза в неделю для детей 1 класса по одному академическому часу, для остальных по 2 часа два раза в неделю группой 10-12 человек. Программа рассчитана на 3 года обучения при постоянном составе детей. Уменьшение численности продиктовано необходимостью проведения индивидуально-групповой работы с детьми.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие виды занятий:

Рисование с натуры

Рисование по представлению

Рисование на тему

Иллюстрирование

Декоративная работа с элементами дизайна

Аппликация

Беседы об изобразительном искусстве.

Основные виды занятий тесно связаны и дополняют друг друга. При этом учитываются время года и интересы учащихся.

Методы организации занятий:

Словесные: объяснение новых тем, новых терминов и понятий; обсуждение, беседа, рассказ, анализ выполнения заданий, комментарий педагога.

Наглядные: демонстрация педагогом образца выполнения задания, использование иллюстраций, изображений скульптур, изображений зданий архитектуры, репродукций картин художников; видеоматериалы, презентации, материалы с сайтов и т.д.

Репродуктивный метод – метод практического показа.

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РЕШЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ ДЕЛЯТСЯ НА СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ:

Приобретение новых знаний (теоретических)

Занятия по формированию знаний, умений, навыков (самостоятельная деятельность ребенка под руководством педагога)

Повторение, подобные занятия являются заключительными.

Проверка знаний, умений, навыков

Комбинированные занятия (решение нескольких учебных задач) В зависимости от особенностей темы и содержания работы можно заниматься со всей группой, по подгруппам или индивидуально с каждым ребенком.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ

Беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание

Демонстрация наглядных пособий, позволяющих конкретизировать учебный материал

Работа с раздаточным материалом в виде готовых трафаретов

Организация индивидуальных и коллективных форм художественного творчества

Организация экскурсий в музеи изобразительного и декоративно-прикладного творчества.

Организация выставок детских работ

Создание и развитие детского коллектива

Работа с родителями Методы, обеспечивающие организацию деятельности детей на занятиях:

Фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;

Коллективный – организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми;

Индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальной и фронтальных форм работы;

Групповой – организация работы по группам (2-5 человек);

Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий. Конкретные проявления определённого метода на практике – приём игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, диалог, анализ, показ и просмотр иллюстраций, работа по образцу, тренинг.

Методы, обеспечивающие уровень деятельности на занятиях:

Объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

Репродуктивный – воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

Частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

Проектно-исследовательский – творческая работа обучающихся.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Основным условием для занятий изобразительным искусством является творческая атмосфера. Для эффективных занятий нужна гармоничная, хорошо организованная среда.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ

Успешная реализация программы во многом зависит от правильной организации рабочего пространства студии. Помещение должно быть хорошо освещено. Методический материал, творческие работы должны храниться на специальных стеллажах. Помещение должно быть оборудовано специальными партами для рисования и черчения.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ

Смартдоска

Магнитофон

Учебные пособия

Объяснительно-иллюстративный материал

Изделия народных промыслов

Репродукции картин

Натюрмортный фонд

НАТЮРМОРТНЫЙ ФОНД

1) Предметы быта: Стеклянные (бутылки разной формы, вазы, чашки, вазы, другая посуда). Деревянные (шкатулки, разделочные доски, коробочки, тарелки). Металлические (самовары, чайники, кофейники, ложки, кастрюли). Керамические (горшки, чайники, чашки, вазы, бутылки).

2) Предметы декоративно-прикладного искусства: Прялка, лапти, вышитые полотенца, расписные доски, образцы народной игрушки, подносы, гжельская посуда, керамические предметы).

3) Природные элементы: Букеты из сухоцветов, искусственные цветы, гербарий.

4) Драпировки.

5) Гипсовые предметы: Орнаменты, гипсовые головы с античных слепков.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Акварель

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате реализации программы предполагается достижение определенного уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.

К концу первого года обучения дети будут знать:

Основные цвета цветовую гамму красок (теплые и холодные цвета)

Понятие композиция листа понятие симметрии

Свойства красок и графических материалов

Азы линейной и воздушной перспективы

Основные приемы бумажной пластики

Будут уметь:

Смешивать цвета на палитре

Правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом

Грамотно оценивать свою работу, находить ее достоинства и недостатки

Работать самостоятельно и в коллективе

Умение организовывать и содержать в порядке рабочее место

Трудолюбие

Самостоятельность

Уверенность в своих силах

К концу второго года обучения дети будут знать:

Контрасты цвета

Гармонию цвета

Азы композиции

Пропорции плоскостных о объемных предметов

Будут уметь:

Выбирать формат и расположение листа

Соблюдать последовательность в работе (от общего к частному)

Работать с натуры

Доводить работу до конца

Использовать различные техники рисования гуашью

Работать с бумагой

У них получат развитие обще-учебные умения и личностные качества:

Умение работать в группе

Ответственность

Самокритичность

Самоконтроль

К концу третьего года обучения дети будут знать:

Основы линейной перспективы

Основы закона композиции

Пропорции фигуры человека

Различные виды графики

Основы цветоведения

Основные жанры изобразительного искусства

Будут уметь:

Работать в различных жанрах

Выделять основное в композиции

Передавать движение фигуры

Строить орнаменты

Критически оценивать свои работы и работы товарищей

У них получат развитие обще-учебные умения и личностные качества:

Умения принимать конструктивную критику

Способность к адекватной самооценке

Умение радоваться своим успехам и успехам товарищей

Трудолюбие, упорство в достижении цели

СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

В процессе обучения детей по данной программе отслеживают три вида результатов:

Текущие - (цель – выявление ошибок и успехов в работе)

Промежуточные - (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие)

Итоговые - (определятся уровень знаний, умений, навыков за весь год)

Выявление результатов осуществляется:

Через отчетные просмотры законченных работ;

Отслеживание личностного развития детей методом наблюдения.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения

п / п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

Организационные мероприятия

Введение в программу.

Правила техники безопасности

Графический тест «Рисую, как умею»

Рисуем штрихом

Линия, точка, пятно.

Конструирование из бумаги

Работа с трафаретами

Различные техники работы гуашью

Декоративное рисование

Иллюстрации к сказкам

Графомоторные упражнения

Выставка работ

Итоговое занятие года

Экскурсии

всего

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Организационные мероприятия: обработка заявлений, формирование групп, беседа с родителями.

1.Вводное занятие.

Знакомство со студией и педагогом. Беседа о планах на год. Организация рабочего места. Просмотр лучших работ из фонда. Правила поведения в студии. Техника безопасности. Материалы и принадлежности.

2. Графический тест. «Рисую, как умею».

3. Рисуем штрихом.

Подготовка руки к письму. Выполнение штриховых упражнений. Понятие « композиция листа». Рисунок простым карандашом, фломастером. Выполнение работ штриховкой фломастерами (пушистые игрушки, цветы, пейзажи, иллюстрации к сказкам).

4.Пятно и линия .

Линия-начало всех начал. Классификация линий. «Характер линий».

Точка-«подружка линии». Техника «пуантелизма» (создание изображения при помощи одних точек).

Пятно как украшение рисунка. «Характер пятна». Превращение путаницы из линий в цветовые пятна.

5.Конструирование из бумаги.

Основные способы работы с бумагой. Способы сгибания, резания, скручивания и склеивания. Развитие мелкой моторики.

Работа с рваной бумагой.

Работа с мятой бумагой. «Лепка» из мятой бумаги.

Смешанная техника (скручивание, складывание, скатывание, резание).

6. Работа с трафаретами.

Техника «отпечаток» с дорисовкой (используем осенние листья).

Печатанье по трафарету при помощи поролона.

Составление композиции натюрморта при помощи трафаретов.

7.Различные техники работы с гуашью.

Живопись - язык цвета, цветное изображение мира.

Свойства красок. Гуашь. Какие бывают кисточки. Техника «сухая кисть».

Рисование мягких игрушек.

Волшебные превращения красок – смешение цветов.

Техника «примакивание». Рисование деревьев.

Техника «тычок». Теплые и холодные цвета.

Понятие «плотный цвет».

Декоративное рисование и его роль в развитии детей младшего школьного возраста. Декоративное рисование и возможности развития абстрактного мышления, творческой импровизации ребенка.

Стилизация как упрощение растительных форм. Стилизация как способ детского рисования. Знакомство с лучшими образцами народного творчества (прялки, туеса, вышивка, дымковская игрушка.

Стилизованные натюрморты.

Симметрия и асимметрия на примерах природных форм.

9. Иллюстрации к сказкам.

Сказка – любимый жанр художников. Характер сказочного героя. Цвет и характер.

10. Графомоторные упражнения.

Упражнения – рисунки, которые помогут формированию навыков правильного письма и развитию зрительно-моторной координации.

Коррекция дисграфии.

11. Экскурсии.

Посещение художественных музеев и выставок. Путешествие в мир искусства. Музей-квартира В.Васнецова. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Второй год обучения

п / п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

Формирование групп. Оформление заявлений. Беседа с родителями. Особенности второго года обучения.

Вводное занятие. Техника безопасности. Материалы и принадлежности. Просмотр летних работ.

Работа с трафаретами.

Рисунок (карандаш).

Натюрморт. Азы композиции.

Жанры живописи.

Бумажная пластика.

Живопись – гармония цвета.

Пейзаж.

Декоративное рисование.

Пластилинопластика.

Народные промыслы России.

Итоговое занятие. Выставка работ.

Всего

Второй год обучения.

1. Формирование групп.

2. Вводное занятие.

Повторение правил техники безопасности. Правила личной гигиены при работе в изостудии. Просмотр летних работ. Обсуждение.

3. Работа с трафаретами .

Печатанье с дальнейшей прорисовкой. Осенние листья. Вырезание трафаретов. Печатанье поролоном. Многоцветная печать. Набрызг.

4. Рисунок (карандаш).

Пропорции – соотношение частей по величине. Метод визирования. Рисование геометрических тел. Штриховка. Светотень. Рисование драпировки. Рисование предметов посуды.

5. Натюрморт. Азы композиции.

Композиция листа. Композиции из геометрических тел. Построение натюрморта.

6. История искусств. Жанры живописи :

Натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой жанр, исторический жанр, библейские сюжеты.

7. Бумажная пластика.

Знакомство с объемными и рельефными композициями. Мятая бумага. Технические приемы работы с бумагой: нарезание, скручивание, резки.

8. Живопись – гармония цвета.

Основы цветоведения. Гармония цвета. Основные цвета. Цвет в натюрморте.

9. Пейзаж.

Работа над пейзажем как средство воспитания эстетического отношения к природе, умения видеть её красоту в разные времена года.

Графические зарисовки деревьев. Силуэты деревьев. Линия горизонта. Передний план и дальний план. Линейная и воздушная перспектива. Рисование пейзажей по временам года. Колористическое решение.

Рисование цветов. Рисование декоративных композиций. Основы дизайна.

11. Пластилинопластика.

Изображение в технике пластилинографии. «Подводный мир».

12. Народные промыслы России.

Дымково. Матрешка. Городецкая роспись.

13. Экскурсии на выставки и в музеи.

Экскурсии в Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина и Третьяковскую галерею. Музей – усадьба « Коломенское».

Третий год обучения

п / п

Названия разделов и тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Формирование групп. Беседа с родителями.

Вводное занятие. Техника безопасности. Санитарно-гигиенические требования.

Графика.

Натюрморт.

Фигура и портрет человека.

Образ природы.

Декоративно – прикладное рисование.

Народные промыслы России.

Дизайн.

Работа на пленэре.

Экскурсии.

Выставка работ.

Итоговое занятие года.

Всего:

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Вводное занятие.

Организация рабочего места. Повторение правил техники безопасности в изостудии. Санитарно-гигиенические требования при работе в изостудии. План работы на учебный год. Просмотр летних работ.

2. Графика.

Знакомство с разными видами графики и её характерные особенности.

Граттаж – графическая работа на восковой подкладке (способ процарапывания).

Монотипия. Гравюра. Линогравюра. Гризайль.

3. Натюрморт.

Тематические натюрморты выражают отношение художника к миру и умение группировать «говорящие вещи». Натюрморт в холодных цветах. Натюрморт в теплой гамме.

4. Фигура и портрет человека.

Образ человека – главная тема в изобразительном искусстве. Знакомство с основными пропорциями фигуры и головы человека. Наброски с натуры. Портрет в технике силуэта. Живописный портрет. Фигура человека в движении.

5 .Образ природы.

Красота природы в разное время года и её изображение в разных состояниях.

Стилизация природных форм. Витражи. Роспись ткани.

7. Народные промыслы России.

Жостово. Гжель.

8. Дизайн.

Дизайн интерьера. Ландшафтный дизайн.

9. Работа на пленэре.

Выбор мотива. Составление эскиза с натуры. Рисование деревьев, цветов, архитектуры.

10. Экскурсии.

Экскурсии в Третьяковскую галерею, в музей – усадьбу Царицыно.

11.Выставка работ.

Конспект занятия ИЗО в изостудии ДЮЦ. Жил-был кот в городе «Котовасия»


Лавренко Тамара Михайловна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО ДЮЦ г.Ейск Краснодарский край
Описание: данное занятие проводится с детьми 7-11 лет, продолжительность занятия 1ч. 40 мин.с переменой- 10мин.
Назначение: данное занятие предназначено для детей младшего и среднего школьного возраста, также его могут использовать в своей работе учителя ИЗО, педагоги дополнительного образования художественно-эстетической направленности и педагоги дошкольного воспитания.
Цель: создание вымышленного персонажа кота и его окружающего мира
Задачи:
- дать общее представление о жизни кошек
- дать понятие о пропорциях фигуры животных
- развивать фантазию и абстрактное мышление
- развивать навыки рисования кошек
-развивать наблюдательность, глазомер, аналитическое мышление, воображение, художественный вкус.
- способствовать развитию творческих способностей
- воспитывать интерес к изобразительной деятельности
Материалы: лист бумаги для рисования А3,простой карандаш ТМ, ластик, гуашь, кисти разные, палитра, баночка для воды, влажные салфетки
Зрительный ряд:
- плакаты с изображением кошек
-рисунки педагога на учебной доске
Музыкальный ряд:
-классическая музыка для детей русских композиторов серия «Настроение детям»
-песенка в исп.И.Муравьевой «Я кошка»
- песня «Королевство кошек»
- песенка в исп.Т.Чичинадзе «Планета кошек»

Ход занятия:

1. Организационный момент.
2. Подготовка к восприятию нового материала.
Педагог:
Этот зверь живет лишь дома.
С эти зверем все знакомы.
У него усы как спицы.
Он, мурлыча, песнь поет.
Только мышь его боится…
Угадали? Это - …

Дети читают стихи:

Он ходит следом за котом,
Он за котом следит тайком.
Кот ляжет под забором в тень,
Коту пошевелиться лень.
А он коту щекочет нос:
- Вставай! Ты что, к земле прирос?

Кот заберётся под кровать,
А он опять: "Хочу играть!"
Кот лапкой цап его, а тот
И рад, что с ним играет кот.

Такой настырный - просто жуть:
Коту мешает отдохнуть.
Всю ночь, до самого утра
Игра идёт, идёт игра.
А кто же он? Ответ наш прост,
Ответ наш прост: пушистый хвост
(В.Степанов)

Я нашла в саду котёнка.
Он мяукал тонко-тонко,
Он мяукал и дрожал.
Может быть, его побили,
Или в дом пустить забыли,
Или сам он убежал?
День с утро стоял ненастный,
Лужи серые везде...
Так и быть зверёк несчастный,
Помогу твоей беде!
Я взяла его домой,
Накормила досыта...
Скоро стал котёнок мой
Загляденье просто!
Шерсть - как бархат,
Хвост - трубой...
До чего ж хорош собой!
(Елена Благинина)

Звук мурчащего Кота -
самый мой любимый звук.
Это вам не тра-та-та,
это вам не стук-тук-тук.
Я печалюсь от бум-бум,
часто хмурюсь от бам- бам,
создающих жуткий шум,
создающих страшный гам!
Если вдруг заметит Кот,
что печален я и хмур,
тотчас песню запоёт
под названием
Мур- мур- мур.
Так уютно мне, когда
в тишине услышу вдруг
звук мурчащего Кота -
самый мой любимый звук.

Кошка живёт рядом с человеком не одну тысячу лет. Но до сих пор она остаётся существом во многом таинственным. В разные времена, в разных странах относились к ней по-разному. В древнем Египте кошку боготворили, оказывали ей разные почести. Случайное убийство кошек каралось большим штрафом. Если же кошка умирала, её оплакивали и осыпали дарами - в виде высушенных мышей. Это делалось потому, что египтяне верили, что в потустороннем мире человек или животное продолжали жить. В Европе в средние века кошку преследовали, т.к. считали, что в нее поселился дьявол. Особенно не везло чёрным котам: полагали, что они приносят в дом несчастье.
У кошки очень тонкий слух. Она слышит даже маленький шорох, который производят мыши и сразу настораживается. В то же время, кошка может не обратить внимания на громкую музыку, которая раздаётся у неё над ухом.
Кошка чистоплотная, часто умывается. А знаете почему? Кошка проснулась, потянулась - и начала себя вылизывать. Поела, попила - и снова себя вылизывает с ног до головы. Но кошки вылизывают не столько грязь, сколько свой собственный запах.
Все кошки - домашние и дикие - охотники. Охотятся из засады.
У кошки острое зрение. Кошачий глаз сравнивают со светоотражателями машины. И действительно - у кошки в полутьме можно увидеть зеленоватый отблеск в глазах. Глаза у кошки крупные и смотрят они в одном направлении.
Кошка спокойно ходит в темноте. Помогает ей в этом такие вибрисы - усы. Ходит кошка бесшумно, втягивает когти и ступает мягкими подушечками, лазает ловко.
Человек и кошка познакомились очень давно -более 6 тыс. лет назад. И даже после многих сотен лет совместного сосуществования кошка остается неразгаданной тайной - гордым, независимым и грациозным существом. Это загадочное существо может спокойно обойтись без человеческого общения. Зато сам человек в наш век стрессов невообразимых нагрузок не может обойтись без своего любимого домашнего животного.

3. Сообщение темы и цели занятия.
Сегодня на занятии мы будем рисовать рассказ или сказку о Коте или кошке, которые живут в городе «Котовасия». Представим,чем же они могут заниматься в своем городе?
Петь, танцевать...


играть в разные игры: в футбол, баскетбол...


А может быть ваш котик будет хорошим хозяином и пригласит нас к себе на чай?..


А вдруг он стал байкером?.....


Может,сходим в гости к этой кошечке-красавице?....

4. Практическая работа.
Педагог:
Я вижу по вашим загадочным лицам, что каждый уже придумал, что будет рисовать и вам не терпится приступить к работе. Лист бумаги располагаете вертикально или горизонтально, в зависимости от вашей задумки.
Дети приступают к самостоятельной практической работе, опираясь на плакаты:




Во время самостоятельной работы детей звучит классическая музыка и песни о кошках, которые также стимулируют на творческий процесс.
На учебной доске я рисую кошек в движении:



Физкультминутка
Мы сегодня рисовали
Наши пальчики устали. (активное сгибание и разгибание пальцев)
Пусть немного отдохнут
Снова рисовать начнут.(встряхнуть руками перед собой)
Дружно локти отведем
Снова рисовать начнем.(энергично отвести локти назад)

Нарисую зайчика сейчас - это раз. (Делают круговые движения руками над головой.)
Это будет голова - два. (Руки кладут на голову.)
Встанут ушки на макушке - это три. (Поднимают руки вверх к ушам.)
Хвостик серенький торчит- четыре. (Поворачивают туловище вправо, влево.)
Глазки весело горят - это пять. (Прикладывают руки к глазам.)
Зайчик ест морковку - шесть. (Имитирующие жевания моркови зайцем.)
Шубка теплая на нем - это семь. (Хлопают в ладоши.)
Бегает кругом по лесу - восемь(прыгают вокруг себя)
Убегает от медведя - это девять. (бег на месте)
Ножки быстрые у зайца, чтобы носился он по весям - это десять(подскакивают на месте.)

5.Итоги: мини-выставка детских работ.
Софья,6 лет


Андрей,7лет


Дана,8 лет ПРОГРАММА ИЗОСТУДИИ «КАЛЕЙДОСКОП» В ТВЕРСКОЙ
ГИМНАЗИИ №10 ПЕДАГОГ Д /О Е. А. ФРОЛОВА

Пояснительная записка
Изостудия «Калейдоскоп» в Тверской гимназии № 10 открывается с целью выявления и развития творческих способностей у учащихся с 1 по 11 классы (с 7 до 17 лет). Так же на обучение принимаются дети дошкольного возраста, которые занимаются в подготовительной группе. Большое внимание уделяется индивидуальным особенностям каждого из приходящих детей. Изостудия включает в себя 3 группы:

1 группа - младший школьный возраст (1-4 классы)
2 группа - средний школьный возраст (5-8 классы)
3 группа - старший школьный возраст (9-11 классы).

Для всех трёх групп предусмотрена специальная программа, учитывающая возрастные особенности детей каждой из групп. Занятия в изостудии проводятся днём для всех 3-х групп. Кроме программных тем, педагог предлагает список возможных дополнительных тем по выбору, который вывешивается в кабинете и доступен каждому ребёнку (Например, тема занятия «Сказка по выбору». Если учащийся испытывает затруднение в выборе сказки, то может использовать дополнительный список; если ребёнка по какой-то причине не устраивает предложенная тема, то спасти ситуацию может список дополнительных тем).

Через изучение памятников зодчества и произведений живописи - привить интерес и любовь к родному краю, истории искусства; любовь к родной природе прививается рисованием с натуры и по памяти пейзажей, натюрмортов (цветы, плоды родной местности, родного сада и т. д.). Для достижения этих целей организуются экскурсии в древние города области: Торжок, Старицу, а также по городу Твери. Для достижения наилучшего результата в процессе обучения, используются так задания, связанные с копированием произведений великих русских и зарубежных художников, а так же задания связанные с натурной работой.

1. 1. Цель программы:
Создание условий для развития творческих способностей и личностных качеств воспитанников изостудии посредством обучения изобразительному искусству.

1.2. Задачи программы:
Развивающая - развивать у учащихся потребность к регулярным занятиям, в результате чего обеспечивается творческий рост детей.
- формировать эстетическое и нравственное сознание
- развивать в детях творческую фантазию, ассоциативное мышление, воображение, память. А так же развить художественное мышление у детей, содействовать овладению профессиональными навыками: работа разными материалами (гуашью, акварелью, углём, пастелью, тушью и т. д).
Обучающая - обучать детей первоначальным основам изобразительного искусства: научить использовать разные техники для достижения наибольшей художественной выразительности (техника монотипии и гравюры на воске и т. д.). Ознакомить детей с творчеством русских и зарубежных художников, с народным творчеством.

1.3. Формы организации занятий:
В каждой группе большую роль играют коллективные занятия, которые способствуют объективной самооценке, а так же являются стимулом для достижения новых творческих возможностей. Не смотря на работу в группе, при работе в изостудии имеет место индивидуальный подход к каждому учащемуся. Такой подход к процессу обучения присутствует в работе со всеми возрастными группами. По окончании каждой работы среди учащихся проводится коллективное обсуждение каждого рисунка со стороны учащихся и объяснение всех положительных и отрицательных моментов со стороны педагога.

1.4. Формы и виды представления результата:
Работа творческого коллектива направлена на достижение наилучшего результата. Подведение итогов проделанной в изостудии работы проводится несколькими способами: 1 - проведение выставок и конкурсов внутри творческого объединения изостудии, 2 - проведение выставок в гимназии, 3 - участие в городских, областных и всероссийский выставках и конкурсах.

1.5. Работа с родителями:
Руководитель изостудии осуществляет постоянную связь с родителями, обучающихся в творческом объединении детей. Это необходимо как для поддержки творческих начинаний ребёнка внутри собственной семьи, так и для достижения наилучших результатов в работе. Родители регулярно знакомятся с творческими успехами и достижениями своих детей.

1. Тема: натюрморт «Осенние листья»
Дети сами собирают понравившиеся им листья, одновременно проводится беседа о красоте родной природы; затем занятия проходят в кабинете Д/О. Рисование карандашом с натуры:

1 группа - листья простой формы (ясень, берёза, липа и т. д.)
2 группа - рисование листьев сложной формы (клён, дуб, боярышник и т. д.) в вазе.
3 группа - рисование более сложного натюрморта (листья в вазе, 2-3 драпировки, фрукты). Приветствуется попытка передачи материальности предметов и объёма.

Общее цветовое решение:
1 группа: упражнения по переливанию и смешиванию красок, различных цветов: синий-жёлтый; жёлтый-красный; синий-красный и т. д. Затем работа над карандашным рисунком, сделанным ранее.
2 группа: учащиеся ищут цветовые соотношения: ваза, листья, стол, фон.
3 группа: учащиеся ищут более сложные цветовые сочетания. Попытка усложнить цвета рефлексами, светом, тенью, цветовыми сочетаниями.
Используемые материалы: гуашь, акварель, бумага.
Постепенное завершение работы над натюрмортом «Осенние листья» с учётом свойств используемого материала под руководством педагога.
Показ лучших работ.

Все упражнения, построения (например, вазы) показываются педагогом на доске, отдельных листах бумаги, в некоторых случаях индивидуально.

2. Тема: «Воспоминание о лете»
Проводится беседа с участием детей о проведённом лете. Каждый делится своими впечатлениями, самыми радостными событиями, происшедшими летом, тем самым создаётся эмоционально приподнятое настроение.
1 группа: начиная работу, выполняет упражнения по покрытию поверхности листа аккуратным ровным слоем; затем на основном листе начинает работу карандашом (в отличие от учащихся 2 группы, композиция не содержит сложных элементов, возможно рисование летнего пейзажа). После рисования карандашом, дети начинают работу в цвете и продолжают её и в следующее занятие.
2 группа: делает наброски на дополнительном листе с целью найти лучшую композицию, проводятся консультации по композиции (педагогом). Затем, учащиеся рисуют карандашом выбранную композицию, которая значительно сложнее, чем у учеников 1 группы (включая изображения людей, животных). Завершается работа решением в цвете.
При проведении беседы используются репродукции с картин известных художников, например, с картины Т. Яблонской «Утро», «Лето», репр. с картин И. Грабаря и др.

3. Тема: сказка по выбору (к конкурсу, проводимому Обществом книголюбов)

4. Тема: автопортрет
Учащиеся после объяснения педагогом основных законов композиции портрета пропорций человеческого лица, начинают работу с определения места нахождения основного изображения на листе.

На следующем этапе, дети начинают карандашом отрисовывать свой образ так, как они его себе представляют (1 группа); с своей фотографии (2 группа); с отражения в зеркале (3 группа).

Приступая к цветовому решению, ученики получают разные задания. Так учащиеся 1 и 2 групп делают фон тем цветом или сочетанием цветов, которое им наиболее приятно, симпатично. В отличие от первых двух групп, 3 группа преследует задачи реально передать цвет окружающего их фона среды и собственной одежды.

5. Тема: осенний пейзаж
Ученики 1 группы рисуют довольно простую композицию, которая включает в себя рисование линии горизонта и нескольких деревьев с осенними листьями. Так же в композицию могут быть включены изображения грибов. Студийцы 2 группы могут включить в свою композицию изображения людей или архитектуры.
Учащиеся 3 группы используют свой опыт предыдущих лет и выстраивают свою работу с его учётом. В свою композицию они обязательно включают изображения и людей и архитектуры.
Цветовое решение для всех 3 групп имеет в основном одинаковые задачи: как можно красивее и достовернее передать особенности осенней природы.

6. Тема: мое домашнее животное

7. Тема: сказка по выбору
Рассказывается или читается сказка. Дети обсуждают содержание сказки, выбирают эпизод, который будут иллюстрировать.
Все 3 группы ведут работу поэтапно. 3 группа выполняет более сложно построенную композицию. Наглядные пособия: рисунки ребят предыдущих лет.

После построения композиции и прорисовки в карандаше, ребята приступают к цветовому решению.

8. Тема: пейзаж. Закат (A la prima)
Работа выполняется в технике A la prima. Учащиеся всех трёх групп начинают работать сразу красками, показывая самые яркие и впечатляющие моменты такого явления природы, как закат. Педагог в свою очередь предлагает варианты композиции и сюжета. Наиболее удачные, красивые работы по окончании будут вывешены на выставке.

9. Тема: гравюра на воске (чёрно-белая)
Гравюра на воске - один из самых доступных по технике исполнения видов графики. Объяснение техники идет параллельно с практическим выполнением работ. Все три подгруппы подготавливают лист для будущей работы (для этого используют свечу или кусочек воска, которым натирают лист; затем этот лист покрывается тушью). Когда лист просохнет, можно по нему процарапать ранее выбранное изображение. Изображаться могут как пейзажи, натюрморты, так и сложные композиции. Таким образом, гравюра на воске обогащает владение всеми жанрами, изученными ранее.

10. Тема: выполнение гравюры на воске (цветная)
Гравюра на воске этого типа несколько сложнее по технике исполнения. Лист сначала покрывают цветовыми пятнами, которые примерно соответствуют цветам будущей композиции, т.е. ребенок должен заранее продумать изображение, а потом приступать к подготовке листа. Затем, как и при выполнении черно-белого варианта гравюры, ребенок натирает воском уже подкрашенную бумагу. После просыхания листа процарапывается изображение. По окончании работы рисунки показываются всем студийцам, высказываются мнения детей о проделанной работе.

11. Тема: сказка Ш. Перро «Золушка»
Сказка рассказывается детьми (по очереди). Так как эта сказка почти всегда известна большинству детей, все они участвуют в пересказе. На доске показываются отдельные детали возможных композиций. В качестве пособий используются рисунки прошлых лет, книги и т.д. Рассказывая сказку, дети проникаются сочувствием к Золушке, понимают, что ценить в человеке надо доброту, трудолюбие. Практическая работа начинается с обсуждения и набросков композиции. Учащиеся первой группы делают более простую композицию, например: Золушка и Добрая Фея в саду, рядом - тыква, которая скоро станет каретой. Студийцы второй и третьей групп делают более сложные композиции: здесь и упряжка лошадей, везущая Золушку во дворец, сцена бала с множеством фигур и т.п. Цветовое решение по желанию учащихся.

12. Тема: моя комната
Работая над этой темой, ребёнку предоставляется возможность изобразить комнату, в которой он живёт – свой маленький мир. Учащимся 1 группы предлагается самый простой вариант решения этой темы: изображение только интерьера и каких-то наиболее ярких и важных его деталей; 2 группы – включают в свой рисунок более точные и проработанные детали интерьера или изображение своего домашнего животного; для учащихся 3 группы задача несколько усложняется: они добавляют в композицию (по возможности) своё изображение.

Переходя к цветовому решению работы, учащиеся всех 3 групп придерживаются одной основной задачи: наиболее достоверно передать характер и состояние интерьера.

13. Тема: праздник в моей семье
Здесь задача усложняется. К интерьеру прибавляется изображение людей, членов семьи ребёнка в праздник. Сложности в рисовании человека для учащихся 1 группы преодолеваются путём показа более простых ракурсов. При цветовом решении основной задачей становится передача состояния праздника в доме. После построения композиции и прорисовки в карандаше, ребята приступают к цветовому решению. По окончании работы, учащимся представляется возможность оценить свою работу и работы других детей при участии педагога с целью определения, на сколько удачно передано в рисунках состояние праздника.

14. Тема: копия с картины известного художника
Довольно сложное задание для учащихся всех трёх групп. Задача этого не простого задания состоит в том, чтобы наиболее точно перерисовать данный образец и постараться передать всё красочное разнообразие в цветовом решении. Учащимся 1 группы для копии предлагается наиболее простая композиция. По окончании, самые удачные работы помещаются на выставки как внутри изостудии или школы, так и на более серьёзных городских выставках.

В качестве наглядных пособий при выполнении данного задания используются репродукции и фотографии известных русских художников.

15. Тема: зимний пейзаж (графика)
Выполняется с учётом ранее сделанных наблюдений. Учащимися разрабатывается композиция разной степени сложности для разных групп. Наглядными пособиями при данном задании используются рисунки ранних лет, наброски и зарисовки студентов ТХУ и учащимися старшей группы.
Сначала ребята определяют наиболее интересную композицию и рисуют её в карандаше. Для 1 и 2 групп графическое решение выполняется чёрной гелевой или шариковой ручкой. Ученики 3 группы могут выполнять это задание в серьёзной профессиональной графической технике - тушью и пером.

16. Тема: зимние игры
Проводится беседа о предстоящих каникулах, создается эмоционально приподнятое настроение. Показываются слайды и репродукции с картин известных художников (Суриков «Взятие зимнего городка», Брейгель «Зима»). Наглядными пособиями являются и работы учащихся предыдущих лет, работы студентов ТХУ. Первая группа при выборе композиции может ограничиться рисованием пейзажа с домиками, елками, снеговиками. Вторая и третья группы делают более сложную композицию с фигурами людей и животных. Цветовое решение осуществляется детьми в соответствии с их рисунками. В конце занятий устраивается выставка с обсуждением работ.

17. Тема: праздник масленицы
Педагог рассказывает учащимся о русской народной традиции этого праздника и показывает примеры композиций, сделанных ранее на заданную тему. Когда ребята приступают к работе, они сперва выбирают сюжет, затем выстраивают композицию и прорисовывают ее. Ученики 3 группы в создании работы используют ранее приобретенный опыт. Так, например, они иображают участников народного гулянья в традиционных для этого праздника костюмах. Переходя к цветовому решению, которое выполняется гуашью по бумаге, дети не должны забывать, что этот праздник всегда проводится зимой. По окончании данного задания внутри изостудии при участии преподавателя происходит обсуждение всех сделанных работ. Лучшие отправляются на выставку в кабинете или внутри школы.

18. Тема: русская сказка «По щучьему веленью»
Сказка рассказывается учащимися и педагогом. Продолжается беседа о добре и зле, начатая на предыдущих занятиях. Дети первого года обучения делают упражнение по смешиванию различных цветов с белилами, видят, какое разнообразие цвета присутствует в изображении как бы белого снега. Затем детям предлагается на доске несколько возможных композиций (с доски изображения после показа стираются), наглядные пособия остаются: это рисунки учащихся прежних лет, книги, пособия, сделанные педагогом или старшими детьми. Работа над выбранной композицией ведется поэтапно в обеих группах (с обсуждением ошибок и художественного интереса сделанного рисунка).

Работа гуашью - это завершающий этап работы. Проводится индивидуальная работа с детьми в виде советов и другой вербальной помощи.
В конце занятия показываются несколько последних тем, выбираются работы, которые пойдут выставку.

19. Тема: пейзаж «Родная природа»
Перед началом работы учащиеся студии вспоминают и рассказывают о том, что самое интересное и красивое происходит осенью. Затем, дети определяют и намечают композицию своей работы.

Ученики 1 группы рисуют довольно простую композицию, которая включает в себя рисование линии горизонта и нескольких деревьев с осенними листьями. Так же в композицию могут быть включены изображения грибов. Студийцы 2 группы могут включить в свою композицию изображения людей или архитектуры.

Учащиеся 3 группы используют свой опыт предыдущих лет и выстраивают свою работу с его учётом. В свою композицию они обязательно включают изображения и людей и архитектуры.
Цветовое решение для всех 3 групп имеет в основном одинаковые задачи: как можно красивее и достовернее передать особенности родной, российской природы.

20. Тема: натюрморт с фруктами
Учащимися 1 и 2 групп выполняется чаще всего по воображению или по наброскам ребят 3 группы. Тем же в свою очередь предоставляется возмжность испытать свои силы в рисовании с натуры.

21. Тема: сказка по выбору
Дети рисуют свою любимую сказку или иллюстрацию к сказке, которую прочитали в последнее время. Если ребёнок испытывает затруднение в выборе сказки или в изображении интересной композиции, педагог предлагает свои варианты.

Практическая часть работы поэтапно: для 1 и 2 групп нахождение интересной для детей композиции (с учётом возможностей ребят). Если учащимся 1 группы предлагаются композиции, то учащиеся 2 и 3 групп предлагаются включение фигур человека, элементов архитектуры (интерьеров, экстерьеров), предметов быта (если учащийся 1 группы изъявляет желание усложнить композицию, то по согласованию с педагогом это вполне возможно).

Цветовое решение предлагается делать соответственно сюжету и развивающимся событиям иллюстрируемой сказки. Используются не только локальные цвета, но и различные замеси.

22. Тема: портрет мамы (бабушки)
Данная тема является подготовкой к празднованию Международного женского дня 8 марта. Портреты могут быть нарисованы по памяти или с фотографий. Показываются работы детей, сделанные ранее, объясняется построение головы человека.

Студийцы первой группы могут решать свое изображение плоскостно. Студийцы второй и третьей групп могут попробовать решить свою работу свето-теневым способом.

Студийцам первого года обучения показываются замесы, при помощи которых можно в цвете решить данную работу.

Воспитательная цель данного занятия заключается в научении детей выражать свою любовь к близким людям. Работая над данной темой, дети вспоминают улыбку любимого человека, его общий облик, любимое платье и т.д. Организуется выставка, посвященная празднику.

23. Тема: рисование животных (по выбору)
Проводится беседа о любви к природе и как к части окружающей нас природы - любви к животным. Дети всех 3 групп участвуют в беседе, рассказывают о своих питомцах. Демонстрируются книги художников-анималистов, показываются рисунки и наброски животных, выполненных учащимися прошлых лет, студентами ТХУ им. А. Г. Венецианова. Практическое продолжение работы;

1 и 2 группы - рисунки карандашом и гуашью кота и собаки. 3 группа - рисунки карандашом и гуашью лошади, коровы и т. д.

24. Тема: натюрморт с самоваром
Показываются репродукции с картин известных художников: Грабаря, Коровина, Сарьяна и т.д.

Дети первой группы рисуют цветы по представлению. Студийцы второй и третьей групп делают натюрморт с натуры (на доске показывается построение вазы).

Сначала прорабатывается общее решение композиции, общее цветовое решение, затем прорабатываются детали.

25. Тема: прогулка с любимым животным.
Внутри группы проводится беседа на тему любви к своему домашнему питомцу. Дети рассказывают о характере и привычках своего домашнего животного.

Даётся задание, выполняя которое учащиеся должны в своей работе соединить ранее полученные уменья и художественные навыки, так как работа соединяет в себе рисование пейзажа, фигуры человека и животного.
После построения композиции и прорисовки в карандаше, ребята приступают к цветовому решению. По окончании работы проводится просмотр работ внутри группы, и педагог объясняет все общие ошибки, а затем ошибки, допущенные в каждом конкретном рисунке.

26. Тема: сказка Г.Х. Андерсена «Дюймовочка» («Огниво»)
В начале занятия ребята все вместе вспоминают содержание сказки. Затем каждый ребёнок выбирает для себя наиболее понравившийся и запомнившийся момент в сказке.

Приступая к построению композиции, педагог объясняет задачи для каждой группы. После построения композиции и прорисовки в карандаше, ребята приступают к цветовому решению. Цветовое решение должно сочетать в себе как довольно реалистические цветовые сочетания, так и преобретать сказочные элементы цветового восприятия.

По окончании работы проводится просмотр работ внутри группы, и педагог объясняет все общие ошибки, а затем ошибки, допущенные в каждом конкретном рисунке.

27. Тема: русский народный узор
Ребята знакомятся с различными народными промыслами (Хохлома, Полхов-Майдан, Городец). Наглядные пособия и изделия остаются на протяжении всех часов, отведенных на эту тему.

Работа начинается с эскиза, выполненного на листе, затем карандашом на заготовку наносится рисунок (сначала фоны, например, сарафана, платочка,
передника), потом маленькими кисточками делаются детали. Каждый ребенок может выбрать стиль, который ему больше нравится (лаком матрешки покрываются педагогом).

Эта тема способствует не только получению знаний о народных промыслах, но и привитию любви к этому виду творчества.

28. Тема: русский народный костюм
Эта тема способствует не только получению знаний о народном костюме, но и привитию любви к культуре и традициям родного края. Наглядные пособия и изображения русского народного костюма остаются на протяжении всех часов, отведенных на эту тему.

Приступая к построению композиции, педагог объясняет задачи для каждой группы. После построения композиции и прорисовки в карандаше, ребята приступают к цветовому решению. Цветовое решение должно содержать в себе довольно реалистические цветовые сочетания. В конце занятий устраивается выставка с обсуждением работ.

29. Тема: русская прялка
При работе над заданной темой используются наглядные пособия. Такие как: книга «Русская прялка», лучшие рисунки учащихся прежних лет, открытки и фотографии из музеев.

Для учащихся 1 и 2 группы, педагог отбирает наиболее простые образцы, для ребят из 3 группы - более сложные. Начинается работа с построения композиции и тщательной прорисовки орнамента и сюжета. Приступая к цветовому решению, учащиеся должны учитывать классические народные цветовые сочетания и их особенности. В ходе работы педагог неоднократно походит к каждому ученику и делает замечания по конкретному рисунку. После решения задания в цвете и проработки всех необходимых деталей, преподаватель выставляет в один ряд все готовые рисунки и вместе с учениками достоинства и основные ошибки каждого рисунка.

Приобретенные при помощи данной темы навыки, будут неоднократно использоваться учащимися при работе над иллюстрациями к русским сказкам.

30. Тема: сказка А.С Пушкина «Сказка о царе Салтане»
Занятия начинаются с чтения сказки (возможно по ролям). Обсуждаются возможные эпизоды для иллюстрирования. Все 3 группы на отдельных листах делают наброски композиций.
1 и 2 группы начинают работу с карандашного наброска композиции, затем сделанные наброски обсуждаются ребятами и педагогом, исправляются сделанные ошибки, дальнейшая работа ведётся красками. В 3 группе поэтапность работы сохраняется, но композиция делается с учётом ранее полученных знаний по русскому зодчеству и русскому костюму и т. п. В качестве наглядных пособий ранее сделанные рисунки; рисунки студентов ТХУ им. А. Г. Венецианова, рисунки педагога.

31. Тема: композиция ко Дню Победы
Показываются репродукции с картин известных художников (Локтионов «Письмо с фронта», Пластов «Фашист пролетел» и др.). Рассказываются эпизоды из художественных произведений (Шолохов «Судьба человека», Окуджава «Ах, война, что ты сделала, подлая?», Твардовский, Высоцкий).

Ребята настраиваются серьезно выполнить работу по предложенной теме, с пониманием трагедии. На доске мелом предлагается несколько композиций, которые впоследствии стираются. Предлагаются рисунки прошлых лет.
Первая группа может ограничиться изображением городского пейзажа (горящие дома, военная техника).

Вторая и третья группы делают более сложную композицию с изображением солдат, военной техники; возможно изображение сцены боя. Цветовое решение как бы ограниченное суровостью изображаемого. Работа ведется поэтапно.

Сделанные рисунки выставляются на празднике, посвященном Российской армии.

32. Тема: натюрморт с сиренью
Рисование натюрморта с сиренью ставит разные задачи для учащихся разных групп. Учащиеся 1 и 2 групп выполняют данное задание по воображению. Ученики 3 группы выполняют ряд этюдов с натуры, учитывая разные ракурсы и композиции. Переходя к цветовому решению, все ребята подбирают наиболее выразительные цветовые сочетания. Более старшие учитывают свои натурные наблюдения и опираются на естественные цветовые сочетания.
При работе над этой темой представляется важным достижение детьми эстетического удовольствия.

По окончании работы проводится просмотр работ внутри группы, и педагог объясняет все общие ошибки, а затем ошибки, допущенные в каждом конкретном рисунке.

33. Тема: сказка А. Н. Толстого «Буратино»
Занятия по теме иллюстрирования начинаются с чтения сказки (возможно по ролям). Обсуждаются возможные эпизоды для иллюстрирования. Все 3 группы на отдельных листах делают наброски композиций. Когда общая композиция будет найдена, учащиеся приступают к прорисовке героев и их окружающей среды. Переход к цветовому решению означает наиболее глубокое проникновение юного художника в сказочную атмосферу. Наиболее яркие и выразительные цветовые сочетания очень этому способствуют. Используются не только локальные цвета, но и различные замеси.

В качестве наглядных пособий ранее сделанные рисунки; рисунки студентов ТХУ им. А. Г. Венецианова, рисунки педагога. По окончании работы, педагог объясняет все общие ошибки, а затем ошибки, допущенные в каждом конкретном рисунке. Лучшие работы отбираются на выставку.

34. Тема: сказка П. П. Ершова «Конёк-Горбунок»
Иллюстрирование начинается с чтения сказки. Обсуждаются возможные эпизоды для иллюстрирования. Практическая часть работы поэтапно: для 1 и 2 групп нахождение интересной для детей композиции (с учётом возможностей ребят). Когда общая композиция будет найдена, учащиеся приступают к прорисовке героев и их окружающей среды. Если учащимся 1 группы предлагаются композиции, то учащиеся 2 и 3 групп предлагаются включение фигур человека, элементов архитектуры (интерьеров, экстерьеров), предметов быта (если учащийся 1 группы изъявляет желание усложнить композицию, то по согласованию с педагогом это вполне возможно).

Цветовое решение предлагается делать соответственно сюжету и развивающимся событиям иллюстрируемой сказки. Используются не только локальные цвета, но и различные замеси. После решения задания в цвете и проработки всех необходимых деталей, преподаватель выставляет в один ряд все готовые рисунки и вместе с учениками достоинства и основные ошибки каждого рисунка.

Перспективный план работы на год изостудии "Чудесная кисточка"

Блок №1.
Тема: «Воспоминания о лете»
1. Вводное (знакомство детей с изостудией) Беседа, осмотр помещения, знакомство с оснащением, обстановкой.
2. Ознакомление с изобразительным искусством: живопись. Жанр живописи – пейзаж. Рассказ, рассматривание картин, иллюстраций, репродукций. Посещение с родителями выставок, музеев.
3. «Летний пейзаж» Краски.
4. «Закат на южном море» Аппликация из геометрических фигур, с использованием знаний о цветовом спектре.
5. «Бабочки и стрекозы на лугу» Объёмная аппликация, «гармошка»
6. «Цветы небывалой красоты» Композиция из окрашенного песка (или манной крупы)

Блок №2 .
Тема: «Золотая осень»

7. «Есть в осени первоначальной...» (пейзаж) Акварель.
8. «Осенний лес в зеркале воды» Симметричная аппликация.
9. «Осенний ветер» Пластилиновая «живопись», с использованием «расписного» пластилина, полученного путём смешивания.
10. «Грибочки» Аппликация из жатой ткани.
11. «Старичок-лесовичок на осенней лесной полянке» Поделка из природного и подручного материала, с использованием цветного картона.
12. «Осенние фантазии» Монотипия.

Блок №3.
Тема «Натюрморт»
13. Ознакомление с изобразительным искусством: жанр живописи – натюрморт. Рассказ, рассматривание картин, иллюстраций, репродукций. Посещение с родителями выставок, музеев.
14. «Кувшин и наливное яблочко» (рисование с натуры) Акварель.
15. «Что нам осень принесла...» Объёмная аппликация способом «гармошка».
16. «Грозди винограда» (коллективная работа) Нетрадиционная техника, рисование карандашом по монетам.

Блок №4.
17. «Зимняя мелодия» (пейзаж) Пастель.
18. «Кружевная снежинка» Прорезная аппликация.
19. «В гостях у Волшебницы Зимы» Восковые мелки, акварель.
20. «Волшебные снежинки» Оригами.
21. «Зимний сон одного дерева...» Объёмная аппликация из салфеток, ваты, с использованием элементов рисования.

Блок №5 .
Тема: «Здравствуй, Новый год
22. «Веточка ели» Объёмная аппликация из цветной бумаги.
23. Ёлочные игрушки из «гармошки» Поделки из фактурной и цветной бумаги, с использованием подручного материала для веточки ели.
24-25. «Новогодняя история» Изготовление пластинок из глины и украшение их в технике «декупаж».
26-27. «Дед Мороз и Снегурочка» Оригами, с элементами рисования.

Блок №6.
Тема: «Рождество»
28-29. «Рождественская сказка» Прорезная аппликация с декорированием.
30. «Рождественский Ангелочек» Изготовление игрушки из подручного материала (бутылочка из-под йогурта, тюль, вата, кружева, картон, блёстки)

Блок №7.
Тема: «Лохматые и пернатые»
31. «Шерстяные барашки» Аппликация из распущенных шерстяных нитей.
32. «Птички – невелички» Лепка из пластилина.
33. Ознакомление с изобразительным искусством: графика. Рисование графических элементов карандашом, углём. Рассказ, рассматривание картин, иллюстраций, репродукций. Посещение с родителями выставок, музеев.
34. «Полосатые лошадки» Тушь, перо.
35. «Сорока-белобока» Простой карандаш.

Блок № 8.
Тема: «День Защитников отечества»
36. «Мечты о дальних берегах» (кораблик в подарок папе). Изонити.

Блок №9.
Тема «Дальние страны»
37. «Жаркая Африка» Аппликация из геометрических фигур.
38. «Животные жарких стран» Гуашь, акварель, пастель по выбору детей.
39. «Экзотические птицы» Лепка из пластилина.
40. «На дне морском» Объёмная аппликация с использованием природного материала(скорлупа грецкого ореха, жёлуди).
41. «Ажурные рыбки» Тушь, перо.

Блок №10.
Тема «Весна-красна»
42. «Подарок для любимой мамочке» Украшение разделочной деревянной доски в технике «декупаж» к празднику 8Марта.
43. «Верба» Аппликация из ваты и пряжи на бархатной бумаге.
44. «Веточка цветущей вишни» Барельеф, с элементами пластилиновой живописи.
45. «Скворечники» Гуашь, фон для последующей композиции.
46. «Скворцы прилетели» Оригами, с использованием элементов объёмной аппликации из подручного материала (вата).
47. «Цветущий сад» Аппликация из жатой ткани.
48. «Яблони в цвету» Гуашь, с элементами рисования ватными палочками.

Блок №11 .
Тема: «Страна фантазий»
49. «Сказочная птица» Гуашь, рисование ладошкой, пальцами.
50. «Фантастические животные» (зооконструктор) Аппликация на развитие фантазии.
51. «Фантазийные бабочки» Квиллинг (спиральки из полосок цветной бумаги).

Блок №12.
Тема: «Мир сказок »
52. «Курочка-ряба» Лепка. «Расписной» пластилин, полученный способом резания.
53. «Сказочная матрёшка» Коллаж (техника наклеивания плоских или объёмных материалов). Цв.бумага, ткань, фольга, журнальные вырезки, конфетные обёртки, тесьма, кружева и т.д. (т.е. подручный материал).
54. Ознакомление с изобразительным искусством: жанр живописи – портрет. Рассказ, рассматривание картин, иллюстраций, репродукций. Посещение с родителями выставок, музеев.
55. «Мой любимый сказочный герой» (портрет) Гуашь, акварель по желанию.
56. «Русалочка» (портрет) Барельеф, с использованием элементов пластилиновой живописи.

Блок №13.
Тема: «Цветочная рапсодия»
57. «Расцвели вокруг цветы небывалой красоты» Рисование цветными мыльными пузырями с прорисовкой дополнительных элементов.
58. «Цветочная сказка» Ручной труд (сухоцветы, ткань, цветная и фактурная бумага)
59. «Нежный цветок» Акварель.
60. «Вернисаж фантастических цветов» Объёмная аппликация.
61. «Розочки» Лепка из солёного теста, оформление композиции в цвете.
62. «Цветочная салфеточка» Пришивание на основу элементов из ткани; пуговиц.
63. «Ваза, утопающая в цветах» Декупаж стаканчика или баночки салфетками с изображением цветов (изготовление вазочки для цветов)
64. Итоговое занятие. Выставка детских работ.

Статья расскажет вам о том, как легко и просто нарисовать самостоятельно зимний пейзаж.

Рисунки с изображением зимних пейзажей обладают особой притягательной магией: их хочется рассматривать и вешать на стену в зоне отдыха (зал, спальня, кабинет). Изображения покрытых снегом деревьев и крыш домов вселяют в человеческую душу ощущение уюта и нежности, сказки и волшебства, которая присутствует в новогоднее время.

Рисовать зимние пейзажи не сложно. Главное – подобрать правильную бумагу и краски. От выбранной бумаги зависит приблизительно 50% успешности всей работы. Рисуя красками, вам потребуется плотный картон из разряда «крафт». Так же можно использовать цветной матовый картон, к примеру, синего или черного цвета, на котором белая краска, пастель и карандаши смотрятся особенно контрастно.

Задумываясь о том, что можно нарисовать в зимнем пейзаже, первое, что приходит в голову, это домик. Домик присутствует в человеческом сознании с детских времен, с тех пор, как ребенок впервые видит сказку про Морозко или лесных зверей. Не важно, какой именно домик представляете вы, главное – нарисовать правильно.

Предлагаем вам изобразить уютный лесной домик:

  • Выберите перспективу, т.е. ориентировочное место расположение домика на листе бумаге.
  • Лучше всего, если домик будет в центре вашего изображения, либо же недалеко от центра. Так он будет привлекать к себе внимание и являться главной сюжетной линией.
  • Для рисования ровного и пропорционального домика с крышей можно использовать линейку, но потом обязательно обведите шаблон домика от руки, чтобы рисунок не выглядел угловатым.
  • После того, как вы изобразите основные линии: стены, крыша, окна, порог и прочее, приступайте к детализации.
  • Не спешите рисовать снег. Только когда домик будет нарисован полностью, с помощью белой краски или мелка буквально «покройте» домик «снежной шапкой». Если рисуете только лишь простым карандашом, вам пригодится ластик.

Пошаговое рисование:

Домик в лесу: рисование по этапам

Домик, зимний пейзаж: шаг один «основные линии»

После того, как основные линии изображены, схематически изобразите снег на всех поверхностях

Приступите к детализации рисунка, изобразите природу: деревья, елки, тропинки и другие мелочи

Сотрите лишние линии ластиком

Приступите к раскрашиванию рисунка красками

Как нарисовать детвору зимой карандашом и красками?

Украсить рисунок с изображением зимы можно дополнить веселящейся детворой. Такой рисунок обязательно будет вызывать приятные эмоции и ассоциации с детством. Такая идея так же хороша для рисования новогодних открыток и картинок для конкурсов и выставок.

Как нарисовать:

  • Заранее спланируйте сюжетную линию: как будут изображены ваши персонажи, где и чем они будут заниматься: танцевать, играть в снежки, лепить снеговика, кататься на санках, кружиться вокруг елки и так далее.
  • Схематически изобразите фигуры детей. Вы должны выбрать позу для каждого: кто-то поднял вверх руки, кто-то сидит на санках, кто-то закрыл уши или щекочет товарища.
  • После того, как изобразите фигуры детей, можно приступать к их детализации и созданию зимнего пейзажа.

Как можно изобразить детей:



Дети катаются на санках Игры в снежки, снеговик

Зимние забавы: детвора Лепят снеговика, играют в снежки

Готовые рисунки:

Рисунок красками: зимние забавы

Катание на санках: рисунок красками

Рисунок зимы с изображением развлекающейся детворы

Как нарисовать животных зимой карандашом и красками?

Зима – это «сказочная пора», а значит, даже животные в это время года радуются пышному снегу, ждут Нового года и веселятся. Можно нарисовать пейзаж с изображением любых «лесных жителей»: волк, лиса, белочка, медведь, ежик, заяц и другие.

Каких можно нарисовать животных:

Поэтапное рисование волка Поэтапное рисование ежика Поэтапное рисование белочки Поэтапное рисование дятла Поэтапное рисование лося Поэтапное рисование зайца Поэтапное рисование медведя

Как нарисовать зимний пейзаж с детворой и животными карандашом и красками?

Для того, чтобы рисунок получился насыщенным, интересным и позитивным, изобразите несколько сюжетных линий сразу. Например, в лесу или на полянке, дети развлекаются зимними забавами вместе.

Идеи для рисования:



Лесные звери, детвора: «зимний» рисунок

Звери: зимние забавы

Звери встречают Новый год

Дети и звери зимой

Новогодний зимний рисунок Дети и звери: зима

Зимние развлечения зверей Кормление зверей зимой

Рисунки о зиме с детворой и животными для начинающих и детей для срисовки: фото

Если вы не сильны в самостоятельном рисовании, вам всегда помогут срисовки. Срисовать шаблон вы можете через стекло или приложив лист белой бумаги к монитору компьютера (желательно делать это в темноте). Самостоятельно регулируйте размер и место расположения рисунка.



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Русская народная сказка "Бычок смоляной бочок" Жанр: народная волшебная сказкаГлавные герои сказки "Бычок смоляной бочок" и их характеристика Дед с бабкой. Простые старики....

Новые статьи
/
Популярные