Как подобрать репертуар соответствующий вокальным возможностям. Принципы подбора репертуара в творческом коллективе. Возрастные особенности подростка

в современных условиях, необходимо уделить особое внимание формированию репертуара, так как от него зависит будущее коллектива, привлечение средств для обеспечения жизнедеятельности коллектива, успех у зрителей, приход новых исполнителей, участие в фестивалях и конкурсах.

Репертуар - «лицо» коллектива, и не важно, к какому виду творческой деятельности этот коллектив относится (вокальной, инструментальной, хореографической). Принципы создания репертуара везде одинаковые.

При формировании репертуара для коллектива нужно руководствоваться следующими принципами, разработанными по методике организации и хореографического и вокального творчества:

· идейная направленность,

· художественная ценность и эстетическая значимость произведений,

· доступность для исполнения,

· педагогическая целесообразность.

· доступность музыкального и литературного текста;

· разнообразие жанров и стилей, логика компоновки будущей концертной программы.

Критериями успешности обучения детей и подростков служат :

· концертные выступления;

· участие и победы в исполнительских конкурсах разных уровней.

В основе процесса обучения (пению, танцу) лежат следующие принципы :

· единство художественного и технического развития (певцов, танцоров);

· постепенность и последовательность в овладении мастерством (пения, танца);

· применения индивидуального подхода к учащимся.

Отбирая произведения для учебной и творческой деятельности, непременно учитывается, насколько содержателен музыкальный материал, насколько он способствует развитию творческих способностей учеников, совершенствует их (вокально-певческие) (хореографические) навыки, развивает музыкальный вкус.


Репертуар, прежде всего, зависит от профиля хореографического коллектива и строится с учетом потребностей участников, их подготовленности к восприятию произведений и работе над ними, а также с целью поддержания интереса к данному виду деятельности. Репертуар является одним из показателей развития хореографического коллектива, определяет его основную воспитательную и творческую жизнь, несет в себе определённые педагогические функции. Так репертуар детского коллектива должен быть отличным от репертуара взрослого. Поэтому подбор репертуара требует от руководителя четкого перспективного видения педагогического процесса как цельной и последовательной системы, в которой каждое звено, каждое структурное подразделение, каждый фактор дополняют друг друга, обеспечивая тем самым решение единых художественно-творческих и воспитательных задач.



При создании репертуара коллектива необходимо придерживаться определённых требований:

1. Необходимо помнить, что постановки должны соответствовать возрасту (каждому возрасту – свои номера) и уровню развития детей, они должны быть понятны им самим, тогда их поймёт и примет зритель.

2. Для одной и той же возрастной группы необходимо создавать танцы разного жанра

3. При решении номера его содержание и образность должны исходить из его темы, диктуемой музыкальным материалом.

4. Учитывать учебно-тренировочные цели, содержание программ УДОД.

5. Помнить о возрастной психологии детей к конкретному отвлечённому и ассоциативному восприятию содержания поставленного номера и исходить из индивидуальных возможностей исполнителей при постановке танцев.

Подлинное творчество не признаёт готовых рецептов и правил, и каждая хореографическая постановка, как любое произведение искусства, требует оригинального решения, индивидуального подхода. Каким бы не было ваше произведение, оно должно «учить добру» средствами хореографии. В творческой деятельности заложены огромные возможности воспитательного характера. Воспитывает все, что связано с участием детей в коллективе:

· художественный педагогический уровень репертуара,

· планомерные и систематические учебные занятия,

· взаимоотношения с педагогом,

· окружающим миром.


Репетиция – это сложный художественно-педагогический процесс, в основе которого лежит коллективная творческая деятельность, предполагающая определенный уровень подготовки участников. Репетиция является основным звеном всей учебной, организационно-методической, воспитательной и образовательной работы с коллективом. По репетиции можно судить об уровне творческой деятельности коллектива, его эстетической направленности и характере исполнительских принципов, а также об уровне подготовки руководителя.

Репетицию можно представить как коллективные занятия по художественно-исполнительской и технической отделке, отработке произведений искусства, приданию им эстетической целостности и оригинальности. На учебных занятиях выучиваются партии, роли, движения на сцене, танцевальные па, которые в последующем сводятся в единое целое – танец, песню, спектакль, музыкальное или хоровое произведение. Следует отметить то, что разделение занятий на репетиционные и учебно-исполнительские носит условный характер. Овладение текстом, технической стороной исполнения происходит зачастую во время репетиции. Значительная часть учебных занятий в самодеятельном художественном коллективе трансформируется и включается в начальный этап репетиции.

Существенное влияние на методику репетиционной работы в самодеятельном творческом коллективе оказывает ряд факторов:

· степень подготовленности коллектива в техническом и художественном отношениях;

· степень трудности выбранного для разучивания произведения;

· условия, время, количество репетиций, отведенных для разучивания нового произведения;

· настрой участников, опыт руководителя.

У каждого руководителя вырабатывается своя методика построения и проведения репетиционных занятий. Однако необходимы знания основных принципов и условий проведения репетиции, исходя из которых, каждый руководитель может выбрать или подобрать такие приемы и формы работы, которые соответствовали бы его индивидуальной творческой манере.

Огромную роль для разработки общих и частных методик репетиционной работы может сыграть накопленный опыт профессионального искусства.

Качество репетиционной работы, ее педагогическая эффективность зависит от ряда организационно-педагогических моментов. Прежде всего, руководитель должен прийти на репетицию за 20-30 минут раньше условленного времени, проверить наличие и качество необходимого реквизита, инструментов, пультов, партий, и др. принадлежностей. В хоровой, оркестровой и театральной самодеятельности перед репетицией обязательно проверить голоса партий или текст ролей. Рукописные партии, тексты необходимо выверить по партитуре или печатному тексту, чтобы избежать ошибок. Только лично убедившись в том, что для работы все готово, можно избежать многих остановок во время репетиции.

Грубым нарушением считаются неожиданные вызовы руководителя, например, к телефону, к посетителям, это плохо влияет на творческий настрой участников.

Начинать репетицию необходимо вовремя , независимо от того, сколько пришло участников. Это приучит всех приходить на репетицию за 10-15 минут до начала. Безответственное отношение одних раздражает, расслабляет в определенном отношении других. Таким образом, начало репетиции в строго установленное время – это и этическое, и педагогическое, и художественно-эстетическое требование.

В различных по жанру самодеятельных коллективах – хоровых, оркестровых, танцевальных, театральных – репетиция начинается с предварительной подготовки к ней участников соответствующим образом. В танцевальных коллективах проводят разминку, чтобы разогреть исполнителей, подготовить их для длительной учебной и репетиционной работы. В народном и академическом хорах проводят распевку участников . Тщательная распевка обеспечивает хорошее дыхание, ровный звук, хорошую дикцию. Рабочее состояние певца во многом зависит от правильной постановки голоса, постоянных специальных упражнений. В духовых, народных оркестрах перед началом репетиции производится тщательная настройка музыкальных инструментов. От настройки зависит чистота звучания инструментов, строй оркестра в целом.

Перечисленные меры организационно-технического порядка имеют огромный воспитательный смысл. Репетиция представляет огромные возможности и с точки зрения художественно-педагогического влияния. В процессе репетиций все тщательно выверяется и заучивается: штрихи, нюансы, па, мизансцены . Параллельно идет усвоение участниками эмоционального и нравственного опыта, заложенного в произведении искусства. Поэтому, чем скрупулезнее и целенаправленнее идет художественная обработка пьесы, песни, танца, тем глубже нравственно-эстетические преобразования в личности участника, исполнителя.

Педагогическая эффективность репетиции во многом зависит от умело составленного плана работы . Без планирования в репетиции появляется элемент стихийности, самотека. План репетиций заранее продумывается и фиксируется на бумаге. План может быть более или менее детальным, развернутым или кратким. Знание руководителем своего оркестра, хора, танцевального или театрального кружка, его творческих возможностей позволяет достаточно точно и подробно составлять план каждой репетиции.

План репетиции включает основные направления деятельности и задачи с их детальной расшифровкой. Задачи должны носить конкретный характер, включать технические, художественно-эстетические и педагогические моменты.

Очень важен темп репетиции . Не следует репетировать один и тот же отрывок более 2-3 раз, даже если его исполнение не устраивает руководителя. Многократные повторения снижают внимание, чуткость к жестам, объяснениям руководителя. Иногда в репетиции целесообразно сделать перерыв. Оправданнее всего его сделать через 40-45 минут после начала работы. Если у руководителя возникает необходимость провести 3-часовую репетицию, то он должен согласовать этот вопрос с исполнителями.

Важно также, чтобы репетиция носила завершенный характер . Во время первой половины репетиции коллектив должен заниматься более сложной работой: разучиванием ролей или трудных в техническом и художественном отношении мест в новых произведениях, которые требуют усидчивости, силы воли. Во второй половине репетиции нужно больше давать играть всему коллективу, т.е. заниматься более творческими видами деятельности: играть ранее выученные произведения с полной отдачей.

В целях более эффективной воспитательной работы на репетиции необходим учет индивидуальных особенностей каждого исполнителя как в плане личностном, психологическом, так и в плане его художественной подготовки.

Заключает занятия генеральная репетиция. Проведение ее имеет особенности, определяющиеся тем, что она является репетицией и в то же время несет на себе приметы концертного выступления. Генеральная репетиция является итоговой для определенного этапа подготовки произведения к концерту. Она решает следующие задачи: подготовить психологически участников к концерту; проверить программу, ее выстроенность и звучание; максимально чисто и художественно исполнить каждую пьесу, танец, песню, которые будут исполнены на концерте. На генеральной репетиции не нужно делать частые остановки, но необходимо дать почувствовать участникам всю программу в целом, сочетание и очередность номеров, этим самым способствовать равномерному распределению сил. Генеральную репетицию лучше всего проводить в том помещении, в котором предстоит выступление. Исполнители и руководитель должны почувствовать акустические особенности зала, приспособиться к новым условиям.

Из сказанного следует, что руководителю на репетиции следует в каждом случае исходить из конкретных условий, в которых работает самодеятельный творческий коллектив. Без продуманной организации репетиционной работы не может быть взаимопонимания между руководителем и коллективом, не может быть результата творческой деятельности любителей.


Репертуар коллектива

Репертуар имеет огромное значение в воспитании эстетической, творческой личности. Правильно подобранный репертуар обеспечивает возможность решения художественно-творческих и воспитательных задач одновременно. Чем богаче и разнообразнее репертуар коллектива, тем шире возможности для раскрытия юных дарований.

От руководителя коллектива при подборе репертуара требуется чёткое перспективное видение педагогического процесса как цельной и последовательной системы. Реальность репертуара, соответствие его техническим, художественным и исполнительским возможностям участников коллектива – это главный критерий при подборе репертуара. Подлинное творчество не признаёт готовых рецептов и правил, и каждая хореографическая постановка, как любое произведение искусства, требует оригинального решения и индивидуального подхода. Ответственность за репертуар лежит на руководителе, так как репертуар - это лицо коллектива, показывающий его возможности и раскрывающий будущие перспективы.

При подборе репертуара руководитель должен учитывать соответствие постановок возрасту участников коллектива, их возрастной психологии и уровню развития детей, они должны быть понятны им самим, тогда их поймёт и примет зритель. Для одной и той же возрастной группы необходимо создавать танцы разного жанра: игрового, сюжетного. Помнить о возрастной психологии детей к конкретному отвлечённому и ассоциативному восприятию содержания поставленного номера и исходить из индивидуальных возможностей исполнителей при постановке танцев.

Создавать танцевальные произведения необходимо в расчёте на весь коллектив, отдельных сольных исполнителей, на пять - шесть человек, так как это позволяет занять наибольшее количество участников в концертной программе.

При решении номера его содержание и образность должны исходить из его темы, диктуемой музыкальным материалом. Учитывать учебно-тренировочные цели и пользоваться материалом из народных, историко-бытовых, бальных танцев и соединять его с различными соответствующими видами современной выразительной пластики. А классика, имеющая специфический язык, как бы цементирует весь материал, создавая некий обобщённый образный сплав.

Социально-педагогический смысл хореографического коллектива заключается в органичном сочетании художественно-исполнительского и воспитательного процессов, придании им идейно-нравственной направленности.

Мотивационные и целевые установки постановочных номеров в различных танцевальных коллективах не одинаковы. В одних - руководитель и участники рассчитывают на официальное признание, победу на смотрах и конкурсах. Здесь высокий исполнительский уровень достигается ценой напряжённой работы, программа создаётся нередко с помощью приглашённых балетмейстеров, постановка танцев производится в духе «лучших стандартов» профессионального искусства и рассчитана на успех, во что бы то ни стало. Другие ориентируются, прежде всего, на совместное проведение досуга, общение, знакомство с искусством хореографии, на коллективное приобщение к творчеству. Но роль всех коллективов в воспитании эстетической образованной, творческой личности, очень велика. Необходимо чётко уяснить специфику, возможности и задачи каждого из таких коллективов, так как неточность творческой ориентации может привести, в конечном итоге, к снижению популярности и значимости.


Термины «концертмейстер» и «аккомпаниатор» не тождественны, хотя на практике и в литературе часто применяются как синонимы. Аккомпаниатор (от франц. «akkompagner» - сопровождать) – музыкант, играющий партию сопровождения солисту (солистам) на эстраде. Мелодию сопровождают ритм и гармония, сопровождение подразумевает ритмическую и гармоническую опору. Отсюда понятно, какая огромная нагрузка ложится на плечи аккомпаниатора. Он должен справиться с ней, чтобы достичь художественного единения всех компонентов исполняемого произведения. Концертмейстер (нем.) – мастер концерта. Концертмейстер – музыкант, помогающий вокалистам, инструменталистам, артистам балета разучивать партии и аккомпанирующий им на репетициях и в концертах.

· Знание основных дирижерских жестов и приемов;

· Знание основ вокала: постановки голоса, дыхания, артикуляции, нюансировки; быть особенно чутким, чтобы уметь быстро подсказать солисту слова, компенсировать, где это необходимо, темп, настроение, характер, а в случае надобности – незаметно подыграть мелодию;

· Знание основ хореографии и сценического движения, чтобы верно организовать музыкальное сопровождение танцорам и правильно скоординировать жесты руками у певцов; осведомленность об основных движениях классического балета, бальных и русских народных танцев; знание основ поведения актеров на сцене; умение одновременно играть и видеть танцующих; умение вести за собой целый ансамбль танцоров; умение импровизировать (подбирать) вступления, отыгрыши, заключения, необходимые в учебном процессе на занятиях хореографии;

Подготовка к выступлению помимо собственно постоянной и регулярной тренировки голосового аппарата состоит в грамотном подборе репертуара, соответствующего вокальному уровню певца. На начальном этапе как правило выбирается несложный в исполнении репертуар – народные песни, романсы среднего регистра, не требующие большого напряжения связок, чтобы певец мог задуматься не о том КАК ему петь, а о том, ЧТО ему петь, то есть мыслил образами произведения, а не отвлекался на техническую сторону вопроса. Певец растет как музыкант-исполнитель и как вокалист прежде всего на правильно подобранном репертуаре.

Произведение, выбранное для ученика, всегда должно соответствовать уровню его музыкального развития, вокальной и исполнительской подготовке. Художественно педагогический материал требует особого внимания к постепенности и последовательности повышения трудностей произведений. Это относится в равной мере как к трудностям музыкальным, так и к трудностям вокальным и исполнительским. Особенно губительным для голоса ученика является непосильный в вокально-техническом отношении репертуар. Нерационально-подобранные произведения могут задержать вокальный рост ученика и даже принести прямой вред.

Применение же удобного для голоса репертуара способствует согласованию работы звукообразующих элементов, в том числе не подчиняющихся сознанию. Особенно полезны на первом этапе обучения народные песни. Они обладают многими достоинствами и в первую очередь удобны для голоса.

Народная песня – основа в музыке и в пении. Фольклор ценили крупнейшие музыканты. Передаваясь устно из поколения в поколение, народные мелодии как бы фильтруются голосами и концентрируют в себе элементы удобства для пения. В них отсеивается то, что противоречит массовой природе голосов и превышает их средние возможности. Народные песни разнообразны по характеру, построены, как правило, на небольшом диапазоне, что очень удобно для начинающих исполнителей. Тесситура их – весьма умеренна. Доходчивость слов, куплетная форма строения, легкость запоминания музыкальной фактуры позволяют ученику легко сочетать вокально-техническую и исполнительскую стороны исполнения произведения. Они одновременно просты и чрезвычайно выразительны.

Стиль исполнения русских песен требует простоты, естественности, задушевности, хорошего донесения текста. Куплетная форма заставляет начинающего певца находить в каждом куплете свой нюанс, который разнообразит исполнение.



Великая российская оперная певица Максакова Мария Петровна находила «свою интонацию, протяжную, порой задорную, но всегда облагороженную женственной мягкостью... Простую куплетную песню о милом, который приносит гостинец Максакова передавала как рассказ женщины о своей жизни, о ее личных чувствах, окрашивая все это тонким, чуждым какого-либо нажима юмором. Певица так раскрашивала интонационно каждый куплет, с таким неповторимым выражением произносила «Эх!», что каждый раз оно звучало по-разному, в зависимости от оттенков повествования, но всегда с отношением героини к своему возлюбленному.»

Лемешев о русской песне говорит так: «Русская песня полна лирической глубины и поэтичности. Народ шлифовал ее веками, и поэтому в ее мелодических и поэтических образах не оставалось ничего случайного, поверхностного, дешевого. В красоте ее мелодий откристаллизовались чистые, высокие человеческие чувства, и она требует от певца такой же чистоты, масштабности и искренности исполнения.»

Романсы таких авторов доглинковского периода, как Булахов, Варламов и др., так и более поздних, включающих в себя и советский период, на стихи известных поэтов в исполнительском смысле требуют весьма внимательного отношения к словесному тексту, хорошо развитого чувства стиля. Они просты, напевны, имеют в большинстве своем куплетную форму, что делает их сходными с русскими народными песнями, но при этом имеют более развитую музыкальную сторону. Написаны в удобной тесситуре, не захватывают большого диапазона звуков, легко доступны по своему музыкальному языку и по требованиям, которые они предъявляют к вокалу начинающих певцов. Они просты, их надо исполнять задушевно, не выходя за рамки естественности, непосредственности.

По словам Сергея Лемешева «Красивое пение предполагает естественность, задушевность выражения чувства. Певец должен ощущать, будто поет все его существо. Но не форсировать звук, не стараться показать его бóльшим, чем он отпущен тебе природой.»



Лемешев писал, что в своей работе над образом того или иного произведения, а Станиславский много работал с певцами своей оперной студии над романсами «Станиславский исходил из принципа внутреннего оправдания той или иной мизансцены, а не зрительного эффекта. Он понимал, что правильное самочувствие певца, его верная психологическая настройка, всегда выведет его на верный путь к сценическому образу, поможет ему выразительно спеть важные и вокально трудные куски партии.» . Таким образом, мы приходим к выводу, что при подборе репертуара для начинающего певца необходимо учитывать его темперамент и индивидуальность не только голосового аппарата и степень его развития, но и психологические аспекты его характера. Например, человеку медлительному, флегматику по своей натуре, будет трудно в начале своего обучения верно исполнить задорную, шутовскую песню, требующую залихватской удали в своем исполнении. Такому ученику для исполнения на концерте лучше выбрать произведение спокойное, лирическое, размеренное по форме и содержанию.

При выборе произведений для концерта лучше заранее продумать их последовательность в концертной программе. Сначала ставится более легкое в вокальном плане произведение, для врабатываемости, а затем, более трудное в голосовом и исполнительском плане.

Подготовка выбранного музыкального произведения

«Занятия над музыкальным произведением рекомендуется вести в двух планах: с одной стороны, работая над художественным исполнением произведения, а с другой – работая над ним чисто технически, то есть как бы переконструировав данное произведение в вокализ.»

Исходя из темы нашего исследования мы бы хотели акцентировать внимание на музыкально-художественной стороне подготовки произведений и опускаем чисто техническую сторону постановки голоса. Мы хотим сделать акцент на работе над художественно-исполнительскими средствами выражения произведения. К этим средствам относятся:

Четкая дикция и правильная артикуляция, а как итог – донесение разборчивого вокального слова до зрителя;

Интонация и фразировка произведения.

Работа над дикцией

Наше слово, обращенное к аудитории либо в речи, либо в пении, должно быть четким по произношению, выразительным и достаточно громким, чтобы слышали в последнем ряду зрительного зала.

Хорошее певческое слово, т.е. умение естественно произносить словесный текст произведения, сочетая это с хорошей вокальностью всех гласных – непременное условие профессионального пения, а для большинства певцов – следствие большой работы. Хорошее донесение слова, его верная эмоциональная окраска, естественность необходимы для профессионального певца.

Для того, чтобы текст вокальной фразы в произведении был естественен, хорошо расслышан публикой, каждый певец должен знать те закономерности, которые определяют основные качества хорошей вокальной речи.

Вокальная речь должна быть: разборчива, т.е. обладать хорошей дикционной четкостью; естественна, в той мере, в какой это позволяет вокальность; выразительна, т.е. содержать в себе элементы, составляющие выразительность речи; вокальна, т.е. построена на равных вокальных гласных.

Профессиональное пение требует ясного донесения слова. Чрезвычайно неприятное впечатление создается при неясном произнесении слов. Как бы ни был талантлив и музыкален исполнитель, каким бы чудесным по красоте голосом он ни обладал, – его пение не будет производить должного впечатления, если оно не будет дикционно четким. Если слушатель напрягает слух для того, чтобы понять смысл слов, о чем поет певец, то он уже не в полной мере воспринимает и красоту голоса и экспрессию, а сосредоточивается на том, чтобы уловить слово. Невозможность понять слово раздражает слушателя, и впечатление от исполнителя резко снижается. Неясная дикция – большой недостаток певца, техническая недоработанность воспитания голоса, которая всегда может быть ликвидирована.

«Вокальная дикция, так же как и искусство пения заключает в себе два элемента: творческий и технический. Элементом творческим является художественное распределение смысловой содержательности (веса) слова в зависимости от художественных задач, на него возложенных, от идеи и смысла исполняемого произведения. Техническим элементом дикции является умение чисто, полноценно петь гласные и четко произносить согласные. Поток гласных не должен нарушаться вклинивающимися в него согласными. Все гласные в пении должны звучать чисто, ясно, и их «вокальное ядро» не должно претерпевать заметных изменений при их смене.»

Дикция – т.е. разборчивость слов, зависит как и в речи, от четкости и интенсивности произнесения согласных. За быстротой и четкостью произношения согласных нужно следить тщательно с первых же уроков, когда даются произведения с текстом, обращая особое внимание на согласные, которые стоят в конце слов. Весьма частая ошибка неопытных певцов – это съедание согласных в конце слова, заключающего фразу. Если согласный звук стоит в конце фразы, то вместе с окончанием звука певец ослабляет и артикуляцию согласного, в результате чего он произносится вяло и не доходит до слушателя. Необходимо сразу приучать певца активно и четко произносить согласные, стоящие в конце слов.

Лемешев о дикции: «Начну с элементарного – с дикции. Как часто еще певцы, особенно оперные, страдают нечеткой, слабой дикцией. Нередко встречаются артисты с голосами выразительными по окраске звука, хорошо передающими настроение. Но что они поют, остается известным только им и суфлеру... Иногда можно оправдаться тем, что, дескать, оркестр заглушает; но некоторые так умудряются произносить слова, что их не понять, даже когда оркестр молчит... Дело в том, что от природы не все одинаково наделены способностью ясно и четко произносить слова. И над дикцией надо специально работать.»

К.С.Станиславский воспринимал искусство речи, как искусство не менее сложное, чем искусство пения. Он часто говорил: «Хорошо сказанное слово - уже пение, а хорошо спетая фраза – уже речь».

Чтобы добиться хороших результатов, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности. В приложении приводятся несколько упражнений на отработку качества вокальной дикции по книге Е.М. Пекерской «Вокальный букварь» .

Репертуар (франц. repertoire– список), совокупность произведений, исполняемых творческим коллективом. Репертуар – основа деятельности творческого коллектива. По репертуару можно судить об общественной и художественной роли, которую играет коллектив. Известный хоровой дирижер Г. Эрнесакс так сформулировал место и значение репертуара для художественного коллектива:

Репертуар – зеркало, в котором мы видим лицо коллектива – в профиль и анфас.

Репертуар предсказывает будущее коллектива. Анализ репертуара того или иного коллектива позволяет определить творческий почерк, качество, вкусовые оценки, возможности, направление. Потому формирование репертуара дело не просто ответственное, оно определяет всю деятельность коллектива. Один из главных аспектов в вопросе репертуара – его воспитательная роль и для тех, кто занят в нем непосредственно, участвует в подготовке того или иного произведения, и для тех, кто его увидит со сцены. Репертуар пополняется за счет всего лучшего, что имеется в художественной сокровищнице мирового сообщества, обогащая духовный мир, внутреннюю культуру, эстетические вкусы как участников самодеятельности, так и зрителей.

Подбирая репертуар, руководитель должен опираться на выработанные и принятые критерии и принципы. Каждый коллектив располагает присущими только ему техническими и художественными возможностями, в соответствии с которыми руководителю приходится выбирать материал для исполнения. К репертуару предъявляет определенные требования и руководство ДУ, для них важно, чтобы выступление коллектива можно было показать на различных мероприятиях, имеющих тематическую направленность, для различной аудитории. Руководителю творческого коллектива при выборе репертуара приходится не только на свой вкус и личные желания, но и учитывать целый комплекс условий и факторов: репертуар должен соответствовать исполнительскому уровню коллектива, быть интересным для участников и зрителей, чтобы он позволил принимать участие в различных культурно-досуговых мероприятиях.

Репертуар прежде всего зависит от профиля коллектива. Каждый коллектив должен иметь собственный репертуар, соответствующий его индивидуальной теме в искусстве, его задачам и возможностям. Условно коллективы можно подразделить на следующие типы:

    по возрастным признакам: детские (дошкольные, школьные), юношеские и взрослые смешанные;

    по организационным признакам: кружок, студия, ансамбль;

    по тематико-репертуарным признакам: коллективы народного искусства, классического, современного.

Таким образом, формировать репертуар нужно в соответствии с типовым принципом .

Второй важный принцип при определении репертуара коллектива – это учет его возможностей . Выбор репертуара должен основываться на соответствии подготовленности коллектива, его техническим и художественным возможностям. Один из известных законов педагогики: задача должна соответствовать сегодняшним возможностям коллектива и чуть-чуть превышать их, что способствует развитию, росту. Наличие в коллективе людей разных способностей ставит перед руководителем при формировании репертуара серьезную задачу, как индивидуальности участников коллектива. Следовательно, рядом с массовым репертуаром необходим сольный, а также малогрупповой как подготовка к сольному. Значит, с одной стороны, формирование репертуара должно соотносится с общим направлением, создающим творческое лицо коллектива, с другой – с возможностями роста участников, их творческой индивидуальности.

Репертуар можно формировать по принципу концертной программы , т.е. несколько номеров, объединенных единой темой, способных вместе составить не менее чем отделение концерта. Концертный репертуар должен оставаться в то же время учебным., способствовать развитию и закреплению навыков исполнительства.

Некоторые самодеятельные коллективы создают свой самобытный репертуар на основе изучения народного творчества, результатов фольклорных экспедиций по своей области, обогащают программу так называемым «местным материалом». На различных конкурсах, фестивалях высоко оценивается оригинальность, сохранение местных народных исполнительских традиций.

Для обеспечения качественным репертуаром научно-методические центры народного творчества и культуры публикуют специальные тематические подборки, сборники пьес, песен, хореографических постановок и др.

Подбор репертуара требует от руководителя четкого перспективного видения педагогического процесса как цельной и последовательной системы, которая обеспечивает решение единых художественно-творческих и воспитательных задач.

Многие абитуриенты проваливают вступительные экзамены в театральный ВУЗ. И часто это случается не по причине незнания или отсутствия таланта, а потому что неверно была подобрана литература для конкурса при поступлении. Театральная школа зачастую дает огромный кладезь знаний, которые могут стать спасательным кругом для абитуриента.

Но даже после курсов или подобной школы будущий студент не до конца понимает, какие произведения стоит выбирать, чтобы в полной мере раскрыть свой талант на вступительном испытании. Никто точно не подскажет, какую литературу выбрать или какой поставить танец, а также - как подобрать идеальный образ.

Большинство поступающих не имеет ни малейшего представления о том, какая литература для поступления в театральный наиболее удобна для такого конкурса. Практика показывает, что будущим студентам такого ВУЗа стоит выбирать:

  • известные басни;
  • классические стихи;
  • прозаические произведения писателей прошлых веков (конечно же, самые популярные).

Самое главное правило - все тексты должны быть выучены наизусть. Недопустимо для абитуриента на вступительном конкурсе читать роль с листка или планшета. При этом, в запасе поступающего должно быть несколько вариантов произведений, желательно даже разных жанровых видов.

Что еще важно для поступления?

Развитая эрудиция, культура, начитанность - также крайне важные моменты. Будущее испытание покажет уровень знаний абитуриента, его манеры, культурный уровень и даже воспитание. Не менее важно понимание и знание отечественной литературы.

Помимо этого, абитуриент обязан разбираться в основах театрального искусства, знать, кто и когда стоял в истоках данного мастерства и какие известные деятели повлияли на развитие этой творческой профессии.

Если вы выбираете ГИТИС, как поступить туда - вопрос, который не должен вызывать затруднений. Когда абитуриент желает поступить в ВУЗ такого масштаба, он заранее должен понимать, какие сложности могут возникнуть на пути.

Литература для поступления в театральный: распространенные ошибки

Когда у вас есть все знания, ряд навыков и умений, отличная способность держаться на сцене, то разрушить ваш путь к будущей карьере и славе может неверно подобранный репертуар для вступительных экзаменов.

Много таких ребят, которые ошибаются на данном этапе и дальше не идут. Каковы же самые распространенные промахи будущих студентов на вступлении?

  • Выбор неизвестного произведения.
  • Слишком простой для исполнения и неэмоциональный отрывок.
  • Короткий либо плохо выученный материал.
  • Отсутствие знаний о самом произведении.

Неважно, что выбирать - поэзию, прозу или песню. Театральная школа должна была предоставить абитуриенту все основы актерской игры, включая то, как лучше преподносить выбранное сочинение.

Некоторые абитуриенты отлично справляются даже с неизвестными произведениями. Порой огромный талант виден невооруженным взглядом, и никакие ошибки не могут затмить гениальные способности поступающего. Поэтому сложно определить идеальный алгоритм или рецепт для предстоящего испытания.

В последние годы появилось много прекрасных сочинений В. Бояшова («Краса-девица», «Жар-птица», шествие царя из сюиты «Конец-горбунок»), Б. Кравченко («Динь-бом»), В. Купревича («Путешествие в Мосальск», «Тульский самовар»), В. Пикуля («Аленкино озеро», «У калинова моста», «Слепой гусляр»), Г. Фрида («Мелодия», «Чешская полька»), Ю. Шишакова (цикл обработок русских народных песен Красноярского края). Написаны они современным музыкальным языком, интересны с точки зрения гармонии, в них слышится пульс сегодняшнего дня. Полному используются в них и народные мелодии. В большинстве случаев они служат исходным материалом для создания пьес, имеющих ярко выраженный национальный колорит.

Большую группу пьес в репертуаре народного оркестра образуют переложения и инструментовки пьес композиторов-классиков Чайковского, Римского-Корсакова, Кюи, Мусоргского, Лядова, Рахманинова, а также Шостаковича, Прокофьева, Кабалевского, Хачатуряна, Свиридова и других. Классика - это проверенная временем, лучшая школа воспитания участников самодеятельности и слушателей. В выборе таких пьес дирижеру нужно особенно внимательно изучить характер и качество инструментовки. Случается, к сожалению, что после небрежной или неудовлетворительной инструментовки пьесы теряют свои художественные достоинства, музыка с трудом узнается на слух. Поэтому уровень инструментовки, ее соответствие стилю и характеру первоисточника, сохранение особенностей его языка и голосоведения, ритмических особенностей в оркестровом изложении-первейшее условие при выборе этих пьес.

Необходимость тщательного отбора инструментовок вызвана и тем, что эти произведения хорошо известны широкой слушательской аудитории. С ними слушатели знакомы в самой разной трактовке, в исполнении разных коллективов и музыкантов. Например, пьесы Чайковского из цикла «Времена года» и «Детского альбома», номера из опер и балетов (танец маленьких; лебедей из балета «Лебединое озеро», вальс из оперы «Евгений Онегин»), Хачатуряна (танец с саблями из балета «Гаянэ», танец эфиопских мальчиков из балета «Спартак»), Рахманинова («Итальянская полька»), Шостаковича (романс из музыки к кинофильму «Овод») и многие другие записаны в исполнении различных ансамблей, симфонических и народных оркестров, солистов-инструменталистов - балалаечников, домристов, скрипачей, пианистов, виолончелистов и т. д. Естественно, что каждое новое их исполнение вызывает не только повышенный интерес у слушателей, но и строгую взыскательность, «придирчивость». Выносить такие пьесы на суд слушателей можно поэтому лишь тогда, когда они не только технически хорошо отработаны, но и свидетельствуют об оригинальной творческой трактовке.
Огромный интерес в репертуаре самодеятельных оркестров вызывают у его участников и слушателей пьесы, написанные местными композиторами или самими руководителями. Такие пьесы, как правило, не имеют широкой известности, но всегда слушаются: внимательно и с интересом. Материалом для сочинения служит местный фольклор - частушки, наигрыши, народные песни, бытующие в том или другом районе. Руководителям самодеятельных: оркестров не нужно ждать, когда прозвучит интересное произведение со сцены или по радио и телевидению в исполнении профессионального оркестра, когда появится его партитура в продаже. Лучшие самодеятельные коллективы создают свой самобытный репертуар на основе изучения народного творчества, результатов фольклорных экспедиций, предпринятых в своей области» Расширяется круг людей, которые участвуют не только в исполнении, но и в самом процессе создания музыкальных произведений - хоровых или оркестровых.

В таких произведениях при прослушивании оцениваются прежде всего новизна, оригинальность замысла, музыкального тематизма; и его разработки, сохранение и обогащение местных народных исполнительских традиций. Подобные сочинения особо отмечаются? на различных конкурсах, смотрах, фестивалях, где высоко оценивается творческая самобытность коллектива, его постоянные поиски нового.
Как мы уже отметили выше, одной из примет, определяющих художественную ценность выступления коллектива, является характер трактовки исполняемого им репертуара.
Как трактовать музыкальное произведение, с тем чтобы не исказить авторского замысла, не изменить акцентов? Это проблема! сложная и многоплановая. Дирижер не должен допускать какого-либо искажения нотного текста - изменения темпа, ритма, динамики, агогики и т. п., указанных в авторской партитуре. В последнее время, к сожалению, примеры подобного искажения особенно часто встречаются в творчестве вокально-инструментальных ансамблей. В пьесах Баха, Моцарта, Бетховена, Шопена и других мастеров искажаются ритм, темп, гармония, видоизменяется мелодия. Некоторые руководители народных оркестров, пытаясь «осовременить» звучание народных инструментов, убыстряют темпы широко известных пьес и т. д. Все перечисленные недопустимые вольности не имеют ничего общего с подлинными творческими поисками коллектива и его руководителя. В то же время в трактовке пьесы многое предоставляется художественному вкусу, мастерству, артистизму и вдохновению руководителя.
Что касается игры с солистами-инструменталистами - баянистами, домристами, балалаечниками, то репертуар в этой области пополняется довольно медленно. Играются в основном проверенные временем концерты для домры с оркестром русских народных инструментов Н. Будашкина, Ю. Зарицкого, В. Золотарева, Б. Кравченко, Ф. Рубцова, В. Смирнова, Ю. Шишакова, концерты для баяна с народным оркестром Н. Мяскова, Н. Чайкина, Ю. Шишакова, концертная пьеса для баяна с оркестром С. Коняева, концерты для балалайки с оркестром русских народных инструментов Ю. Блинова, П. Гайдамака, Е. Кичанова, Е. Сироткина, Ф. Смехнова, Т. Шутенко и других авторов. С певцом хорошо исполнять русские народные песни, старинные романсы, советские песни, которые всегда с интересом слушаются в сопровождении народного оркестра.

Однако в репертуаре народных оркестров иногда появляются песни современных авторов, которые не представляют большой художественной ценности и играются в угоду определенной части слушателей или по требованию руководства клубов и самих участников. К тому же многие из современных песен «не звучат» в народном оркестре, их фактура «не ложится» на русские народные инструменты. В результате теряется оригинальность песен, „даже если они и представляют интерес при исполнении в эстрадном оркестре. Поэтому при подборе современных песен нужно учитывать не только их художественно-эстетическую ценность, но Б возможность исполнения в народном оркестре.
Подытоживая сказанное о подборе репертуара, следует подчеркнуть, что в этой работе необходимо учитывать следующее:
- идейную и художественно-эстетическую направленность и щенность пьесы;
- возможность ее художественного и технического исполнения в данном оркестре;
- интересна ли пьеса для участников и самого руководителя. Каждая пьеса должна способствовать:
- совершенствованию технического мастерства и художественного вкуса у участников; закреплению и развитию навыков ансамблевой игры;
- коммунистическому воспитанию участников; развитию их эстетических вкусов, пониманию музыки; обогащению духовного мира и нравственной культуры;
- развитию интереса у оркестрантов к народной инструментальной музыке, к занятиям в коллективе;
- расширению концертной практики, обеспечению участия оркестра в общественно-политической и культурно-массовой работе.



В продолжение темы:
Детская мода

Немногие понимают, какую силу они имеют в своих руках. Бывают моменты, когда собственные руки могут спасти или буквально предать, и все это происходит без вашего осознанного...

Новые статьи
/
Популярные