Почему нужна сказка современному ребенку. Нужны ли сказки детям? Сказки воспитывают положительные качества

Что мы читаем малышам? Сказки. Что бабушки рассказывают внукам? Сказки. Какие представления нравятся детям больше всего? Сказочные. Какие герои сопровождают в детстве? Из сказок!

Эксперты книжного издательства «Клевер» рассказали АиФ.ru, почему ребенку важно читать именно сказки и почему этот формат не может заменить ни взрослая литература, ни рассказы и поучения родителей.

Почему именно сказки так важны и нужны? Рассказывают эксперты издательства «Клевер».

1. Сказка — это самый понятный для ребенка способ узнать, что же такое жизнь и как с ней «обращаться».

2. Именно в сказке прописаны отношения между людьми и жизненные ситуации — любовь, дружба, обман, радость, грусть...

3. Сказочные образы очень однозначны — хороший, плохой, добрый, злой, жадный, щедрый, умный, глупый. Никаких «полутонов», непонятных малышу.

4. В сказке всегда побеждает добро. А это необходимо ребенку для того, чтобы не бояться. Когда ты уверен, что добро победит, ты смело идешь вперед!

5. В сказке правят хорошие дела — трудолюбие, ум, щедрость. Ребенку просто понять, каким нужно быть, чтобы все получалось.

6. В сказках много повторений. Колобок одинаково «уходил» от всех по очереди, репку тянули, постепенно увеличивая «команду» (мышка за кошку, кошка за жучку, жучка за внучку и т.д.), в Теремок звери одинаково стучались и заходили (кто-кто в теремочке живет?). Дети любят повторения. Во-первых, повторения помогают им запоминать сказку, а во-вторых, детям нравится узнавать что-то уже известное — это говорит о стабильности и предсказуемости, которые так успокаивают малышей.

7. Ребенок, который верит в сказки, верит в хорошее, а это помогает ему улыбаться миру и не бояться.

8. В сказках — мудрость веков, которой так не хватает в современном «материальном» мире.

Что из сказок узнает девочка?

— Нужно быть доброй и трудолюбивой, как Настенька из «Морозко». Нужно уметь заботиться, помогать другим, желать людям счастья. Потому что лентяйки и завистливые злые девушки в конце сказки всегда получают по заслугам.

— Нужно быть благодарной. Как девочка из сказки «Гуси-Лебеди», которая благодарила яблоньку за яблочки, печку — за пирожки. Современные дети привыкают получать все и сразу. А в сказках ничто не дается просто так, и нужно уметь говорить «спасибо».

— Жениху нужно устроить проверку. Сможет ли принц ради принцессы пройти все сложные испытания? (Это, конечно, не для малышей, но в голове полезная мудрость все равно отложится).

Что из сказок узнает мальчик?

— Нужно быть благородным. Помогать слабым, заботиться. Тот принц, который поможет щуке, отдаст свой обед и спасет кого-то, в конце обязательно получит взаимную помощь в испытаниях.

— Не бояться трудностей. Во всех сказках мужчины без раздумий отправляются в путешествия, на поиски или проходят испытания. Мужчина не боится, мужчина готов преодолевать трудности, рисковать, даже тот, который сначала лежал на печи. Именно такие качества помогут мальчику почувствовать себя мужчиной в будущем.

— Так же, как и сказка учит девочек проверять женихов, мальчиков она учит испытывать невест. Сможет ли испечь каравай, сможет ли прибраться в доме, сможет ли сшить платье? Женщина должна быть хозяйственной и умной. Вот чему учит сказка.

— Читайте сказку вместе с ребенком хотя бы по 10-15 минут каждый день и не обязательно перед сном. Пусть чтение сказки станет вашей традицией.

— После прочтения обязательно задавайте вопросы: какие выводы сделал ребенок, какой момент ему понравился, а какой нет.

— Предложите ребенку нарисовать любимых героев из сказок так, как он их себе представляет. Это упражнение развивает фантазию, помогает учиться мыслить нестандартно и креативно.

Детская фантазия, как известно, не имеет границ. Малыши твёрдо уверены, что волшебство существует. Им пока неизвестны основные законы мироздания, и маленькие дети ещё не знают о том, что возможности человека весьма ограничены. В своих фантазиях ребёнок то принимает гостей с других планет, то, как отважный рыцарь, храбро сражается с врагами. Дети с ходу придумывают историю, встраивая в реальность свои фантазии

Фантазируя, малыш отождествляет себя с каким -нибудь конкретным героем. Психологи считают, что в этот момент сказка начинает играть большую роль в воспитании ребёнка в процессе становления его характера. Сказка, как правило моделирует историю, основанную на понятиях добра и зла, где добрый и справедливый герой побеждает, вооружённый только смелостью и сообразительностью. Прослушав рассказанную ему на ночь историю, ребёнок переживает различные эмоции, и он мысленно формирует некий собственный рейтинг, отдавая предпочтение понравившимся ему героям. В это время мозг ребёнка интенсивно работает, присочиняя недостающие детали. Примерив на себя поступки героев, малыш формирует свою личную позицию по отношению к жизненным ценностям.

Сказка является дополнительной, крайне важной формой общения мамы с малышом. В сказке показано, как герои достойно справляются с различными сложными ситуациями. Сказки развивают эмоциональную и волевую составляющие характера ребёнка, и остаются надолго в его памяти. Исследования, проведённые учёными в разных странах, позволили сделать вывод о том, что у детей, которым рассказывали сказки с первых дней жизни прослеживается явная зависимость между накопленной информацией и уровнем развития способностей к обучению, проявляющиеся по мере роста ребёнка. Чтение сказок (даже совсем маленьким крохам) прививает ребёнку умение слушать и познавать, способствует развитию внимания и воображения. Но такой результат может быть достигнут только тогда, когда ребёнку интересно. Поэтому выбирать сказки.

Нужно, ориентируясь на возраст малыша. Например, годовалому ребёнку будут интересны, в основном, колыбельные песни и несложные считалки. В двухлетнем возрасте малыши уже могут слушать сказки «настоящие» т.к. к этому возрасту они уже в состоянии умозрительно представить себе описываемые события. К трём годам ребёнок уже на собственном опыте испытал такие эмоции, как страх, гнев, радость. Но пока ещё его сиюминутные желания вступают в противоречие с предъявляемыми к их поведению требованиями. Поэтому детям трёх лет нравятся сказки, которые объясняли бы им. Как надо вести себя в какой-либо ситуации, а чего делать не следует.

Однако, хорошо известно, что и дети, воспитывавшиеся в тепличных условиях, испытывают простые человеческие эмоции, включая и отрицательные. Сказки же помогают малышам избавиться от страхов. В Основная идеябольшинства сказок состоит в том, что зло в конце концов будет побеждено. В доступной форме детям внушается мысль о том, что бороться с несправедливостью в жизни придётся и, возможно, не раз, но пугаться этого не стоит.

Мультипликационные версии известных сказок, конечно, имеют свою привлекательность, но заменить живое чтение не может ничто. Малыш слушающий чтение сказки мысленно создаёт свой фильм, в котором разные события и образы сменяют друг друга, а это очень важно для развития воображения и фантазии.

Похожие статьи:

Нужно ли ребёнку соблюдать режим (8467 Просмотров)

Раннее детство > Режим крохи

Наверняка вопрос, вынесенный в заголовок статьи, кому-то покажется риторическим, однако, не всё так однозначно, попробуем разобраться: В вопросах режима, как и во всём, что имеет отношение к воспитанию и развитию...

Всегда ли происходит зачатие? (6710 Просмотров)

Планируем беременность > Зачатие

Процедура возникновения новой жизни занимательна и поразительна. Женщина в течение всей своей жизни не способна к зачатию, за исключением того недолгого периода, когда живет яйцеклетка. А существует она всего лишь...

В последнее время все чаще возникает в сети и в личном общении вопрос о сказках для детей. Такие вопросы сильно разнятся между собой и могут быть прямо противоположными. Например, недавно в сети я наткнулась на статью, пропагандирующую отказ от сказок для детей, а клиенты все чаще спрашивают, какие сказки читать детям: классические или современные.

С одной стороны, понять беспокойство родителей по этому поводу можно, ведь сказка это такая же информация, поступающая к ребенку как, скажем, просмотренный чадом мультфильм или рекламный ролик. То есть, подходить к выбору сказок нужно с умом. С другой же стороны, большинству из нас в детстве читались разные сказки и, что самое главное, никто и не думал подвергать их «фильтрации».

Так что же случилось в современном мире, что вопрос о сказках встал ребром? На мой взгляд, таких причин несколько:

  1. Наличие альтернативы;
  2. Разнообразные новомодные теории воспитания;
  3. Гиперопека.

Давайте обо всем по порядку.

Наличие альтернативы.

Альтернатива появилась не только в способе подачи материала, то есть читаем книгу или смотрим мультфильм, но и в самом жанре прозы. Есть классические сказки и современные. При чем, мне кажется, современные сказки зря недооцениваются. Да, кто-то скажет, что современные сказки более реалистичны и в них стерта грань между добром и злом. Исходя из этого, они и переходят в ряде случаев в разряд недопустимых. С одной стороны, все верно. Ребенок, читая сказку, ассоциирует себя с главным героем и поэтому безукоризненные, добрые персонажи классиков подходят здесь как нельзя лучше. С другой же стороны, мир не стоит на месте. И наши дети уже не те, какими были мы. Видите ли, в современном мире как раз и стирается граница добра и зла. Если хорошо подумать и отбросить идеалистичность на второй план, все мы сможем в каждом подметить хорошие и плохие качества. Каждый человек в одной ситуации поведет себя как настоящий герой, а в другой убежит как последний трус. И это не показатель «плохости» или «хорошести», это просто нормальный ход вещей.

Так стоит ли читать ребенку современные сказки? Ответ однозначен: Стоит. Конечно же, тут нужно сделать поправку на умеренную цензуру, но хотя бы в ознакомительных целях ребенку не помешает разнообразить сказочное «меню» современными произведениями. Следует отметить, что многие современные сказки требуют последующего обсуждения их содержания с маленьким читателем. Они зачастую не предлагают модель «это хорошо, а это плохо», а, следовательно, как и в жизни, подобный материал следует обсудить и прийти с ребенком к ряду выводов.

Разнообразные новомодные теории воспитания.

Есть у меня знакомые, которые просто помешались на так называемом «воспитании реальностью». Для тех, кто не знает, это метод воспитания, предполагающий, что ребенок сталкивается с реальными «жизненными» последствиями своих действий и разбирается в сложившейся ситуации сам (по мере возможности, конечно). Но мои знакомые пошли дальше. Насколько? Настолько, что табуировали все сказки в доме.

Судя по растущим объемам литературы, предлагающей разные теории воспитания, я думаю, что мои знакомые, к сожалению, не единственные в своем роде. Тут дело упирается в правильное понимание предлагаемых идей и не «перегибание палки» в какую-то сторону.

Например, воспитание реальностью подразумевает столкновение с последствиями своих реальных действий, а не мечтаний. Если ребенок разбил вазу, то он не получит карманных денег, так как маме будут нужны деньги на покупку новой вазы. Но, на мой взгляд, данный подход никак не отрицает развитие воображения и пробуждение добрых чувств по результатам прочтения сказок. Так что, прежде чем окончательно решить, читать ли ребенку сказки, в данном случае родителям стоит подумать над тем, читать ли им литературу по воспитанию детей.

Гиперопека.

Это вообще отдельная тема для разговора. Скажу лишь только, что на мой взгляд, в нынешнем стремительном и под час жестоком мире некоторые родители, «доведенные до ручки» происходящим вокруг, пытаются все больше оградить своих детей от негативных внешних воздействий. Оно то и правильно, но опять же, если не перегибать палку. Например, недавно я встретила вариант Красной Шапочки, где волк в угоду гуманистическим мамам, представляется положительным персонажем. И это лишь одна из множества таких сказок. Тут нужно иметь в виду одну простую вещь: ваш ребенок - не дурак. Он все прекрасно понимает, осмысливает и делает правильные выводы. Плюс ко всему, детская психика не настолько ранима, как это принято считать в современном мире. У детей есть множество разных, полезных и работающих психологических защит. Так что считать оригинальных вариант «Красной Шапочки» травмирующим для ребенка просто нет нужды.

Для любого родителя развитие ребенка входит в число основных, приоритетных задач. Мы покупаем массу развивающих игр и игрушек, мы, порою, даже сами в них играем, составляя компанию своему маленького человечку. Вот только есть одна проблема: часто мы забываем о самом доступном, самом традиционном методе развития ребенка – о чтении ему сказок. Да, различные развивающие методики — это хорошо, малыша надо учить считать, читать и т.д., но именно сказки способствуют развитию детской фантазии, увеличению словарного запаса и т.д. Но самое главное в них то, что они формируют у ребенка нравственные ценности, вед не всегда и не все из нас могут понятно объяснить «что такое хорошо, а что такое плохо».

Что дают сказки ребенку?

Такие понятия, как этика, как мораль, одновременно являются и абстрактными, и привязанными к конкретному действию / поступку, к конкретной ситуации, к обществу. Объяснить их универсально просто невозможно, но развитие ребенка подразумевает обучение, т.е. рассказ и объяснение, в том числе и этих составляющих жизни. Истории взрослых для этого не годятся, ведь в них практически всегда присутствует масса вариантов. Повзрослев, мы сами начинаем понимать, что «хороший» — это далеко не всегда «чисто белый», а «плохой» — это «безупречно черный». Нашему же сокровищу объяснение требуется прямо сейчас. Ему необходимо понимание основных понятий, а с «полутонами» он уж разберется сам, когда повзрослеет. И тут сказки оказывают неоценимую помощь. В них четко обозначено «плохой – хороший»: Иван – хороший, молодец, Кощей – плохой; Василиса – хорошая, добрая, Змей Горыныч – плохой, злой, страшный.

А давайте вспомним историю «Колобок». На самом деле в ней не все просто, как кажется сразу. Да, Колобок – хороший. Он никому не желает зла, просто гуляет, а Лиса – плохая, ведь она его съела. Но почему она его съела? А ведь потому, что он не слушался. Он ушел от дедушки, от бабушки, был непослушным и случилась беда. Получается, что даже такая элементарная сказка закладывает в детском сознании понимание важности послушания, необходимости прислушиваться к советам взрослых и т.д. Хотя зависит это от нас (родителей), ведь мы можем рассказать эту историю и в свете того, что Колобка собирались съесть бабушка и дедушка. Его непослушание было способом спасти свою жизнь.

Совет ! Перед тем, как рассказать ту или иную сказку – подумайте, что именно он должен из неё вынести, а также о том, как правильно её вам объяснить. Последнее очень важно, ведь малыш может увлеченно слушать и даже не задать вопроса, но усвоит все услышанное, а вот как усовит – зависит от рассказчика, т.е. от мамы / папы. Если в сказке есть «сомнительное», «двусмысленное» место, то лучше его опустить или изменить с потребностями в развитии ребенка в конкретный момент.

Есть одна история. Как-то повзрослевшая дочь (лет 16-ти) спросила у мамы, какие она ей пела колыбельные в детстве. Мама привела пример песни про волчонка: «…не ложись на края, придет серенький волчок… и т.д.», а конце «утащит». Через несколько минут шокированная дочь ответила:

— Это же просто ужастик какой-то! Пришел волк, утащил ребенка в лес, закопал и т.д.! теперь понятно, почему я так плохо спала в детстве и почему мне снились кошмары!

А ведь здравый смысл в этой истории есть. Малыш ведь понимает смысл «в лоб». Даже при кажущемся хаосе мыслей в детской голове, там все четко систематизировано, на всем есть свои ярлыки и т.д. Вот и получается, что задуматься надо не только о сказках, которые рассказываются для развития, но и даже о песенках, которые поются.

В докомпьютерные времена, до эпохи всеобщей продвинутости весь воспитательный и развивающий процесс ребенка был построен на сказках, причем собственного сочинения, подходящих под конкретны момент. Если не слушается, то бабушка быстренько придумывала сказку «о мальчике из тридевятого царства, который не слушался и его…тра-ля-ля…». Если плохо кушает, то звучала история «о мальчике, который отказался съесть волшебную кашу и стал / превратился и т.д.». Да, сейчас намного проще найти книжку в магазине, в интернет-сети, даже на сайте нашего клуба родителей есть отдельный раздел с , но будет ли конкретная история соответствовать потребностям конкретного момента / конкретной ситуации? Мало того, «заводская» сказка ограничивает детскую фантазию. В ней четкий сюжет, после которого идут выводы. Все! А если прибегнуть к «собственному изготовлению», то участие в процессе может принять и сам ребенок. Он сможет самостоятельно придумать развитие событий, а наша задача лишь направить его фантазию в правильное русло. Колобок не послушался и в конце он должен быть наказан за это, вот только к этому маленький рассказчик должен прийти сам.

Как еще сказка помогает в развитии ребенка?

Помимо объяснения моральных ценностей, сказка еще очень хорошо отражается на развитии детской речи. В прошлом сказки рассказывали даже младенцам, над колыбельной. Сейчас же мы все (меняем памперс, даем игрушку, кормим и т.д.) делаем в тишине, по большому счету. А потом огорчаемся, что ребенок мало / плохо / неправильно говорит, а также мало приспособлен к социуму. А ведь в большинстве случае достаточно просто рассказывать ребенку сказочные истории и потом не придется тратить уйму денег на развивающие игрушки, на посещение центров развития ребенка и т.д. с первых месяцев своей жизни подсознание маленького человечка улавливает, воспринимает буквально все. Его правильное развитие, создание правильных основ именно в подсознании играет более важную роль для человека в целом и для его развития в частности.
Выбор сказок всегда должен быть аккуратным, осознанным. Они должны учить доброте, морали, этике и современные мультики для этого малопригодны! Сказка должна дать ответы на детские вопросы, а не поставить дополнительные. Только в этом случае она положительно отразится на развитии ребенка.

Вы можете найти в одноименном разделе нашего клуба родителей, перейдя по приведенной ссылке.

Следите за обновлениями на сайте сайт, а также на страницах в социальных сетях, в альбомах которых еще больше материалов для развития:

Нужны ли для развития ребенка сказки? was last modified: Декабрь 22nd, 2016 by Koskin



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные