Презентация на тему "этнический и религиозный состав населения мира". Контрольная работа этнический и религиозный состав населения российской федерации

Россия - многонациональное государство. Каждый из ее народов отличается историческими традициями, культурой, укладом жизни. Крупнейшие по численности народы (русские, татары) соседствуют с такими малыми, как энцы и ороки (около 200 чел.), тофалары (700 чел.) и ижорцы (800 чел.). Малые народности и большие народы представляют человеческие общности - этносы.

Этнос - исторически сложившаяся на основе природного окружения группа людей, обладающая определенной территорией, определенной системой поведения, элементами культуры (язык, религия, народные традиции) и этническим самосознанием.

Одним из ведущих ученых - исследователей этносов был известный историк, географ и этнограф Л. Н. Гумилев.

Этносы, в свою очередь, объединяются в суперэтносы. В состав российского суперэтноса на разных исторических этапах органично влились различные этнические сообщества. В свою очередь, каждое из них имело свою этническую историю. История формирования российского суперэтноса на территории нашей страны происходила на фоне разнообразных ландшафтов.

Всномните иа курса истории, как происходило объединение земель вокруг Московского княжества. Как формировалась территория Российского государства?

Многообразие ландшафтов на территории России привело к мозаичности этносов. Этносы горных областей схожи между собой в своем поведении, так же как этносы равнин между собой. В процессе формирования каждый новый этнос обособлял себя от соседних. Любой этнос имеет древние корни одного предка или даже нескольких предков.

Российская империя сформировалась как государство, в котором живет множество народов. Процесс объединения многочисленных народов в составе России проходил сложно и не всегда бескровно. Многие национальные проблемы так и не были решены. В советское время получение многочисленными народами своих национальных автономий сопровождалось насильственным перемещением народов - депортациями. В период с 1937 по 1957 г. насильно было перемещено 1.6 млн человек, представителей ингушей, чеченцев, балкарцев, калмыков, немцев Поволжья, курдов, турок-месхетинцев, крымских татар (рис, 64). Отголоски этого «переселения народов» проявляются во многих современных этнических конфликтах, происходящих на территории нашей страны.

Рис. 64. Депортация народов в СССР

В период индустриализации доля русских увеличилась на Украине, а затем и з других национальных республиках. В период освоения целинных земель росло число русских в северном Казахстане. В период с 1979 по 1989 г. наметилась обратная тенденция - реэмиграция (возвращение) русскоязычного населения. После распада СССР процесс возвращения русскоязычного населения из вновь образовавшихся стран СНГ усилился.

Рассредоточенность по территории России многих народов и общая этногеографическая смешанность населения делают практически невозможным выделение «чистых» в этническом отношении территорий. В пределах России принято выделять территории с исконно русским населением и области с пестрым национальным составом. Поэтому, несмотря на существование на территории России многочисленных автономий, необходимо исходить из интересов всех народов.

Языковой состав населения. Сколько же народов живет сегодня на территории нашей страны? Согласно последней переписи населения на территории нашей страны проживало более 100 народов. Многочисленные народы классифицируют по принадлежности к той или иной языковой семье.

По сходству языков народы России относят к четырем языковым семьям; индоевропейской (89% населения), алтайской (7%), кавказской (2%) и уральской (2%). В состав языковых семей входят различные языковые группы (рис. 65).

Однако этническая мозаика народов России не ограничивается представителями этих четырех языковых семей. Среди граждан России широко распространены представители палеоазиатской (эскимосы, алеуты), семито-хамитской (евреи) языковых семей.

В числе более чем 160 языков народов России есть и языки, распространенные за пределами нашей страны. Многие из них (украинский, белорусский, казахский, армянский, азербайджанский) довольно широко распространены.

Основная масса населения (95%) считают родным свой национальный язык. Национальные языки дольше сохраняются у населения, проживающего в сельской местности, и особенно в пределах национально-территориальных образований. Наиболее многоязычная республика России - Дагестан, Быстрее замена родного языка происходит у горожан, а также у населения, живущего за пределами своих национальных республик. Большинство республик объявило свои национальные языки государственными. Роль национальных языков сохраняется как в литературном творчестве народов России, так и в официальном обращении, на них создаются основные документы.

Важную роль в межнациональном общении играет русский язык. За ним официально закреплена функция одного из 6 рабочих языков ООН Организации Объединенных Наций), а по числу - говорящих на нем он занимает 5-е место в мире. На нем говорят русские (80% населения России), а также им свободно владеет еще 16 млн человек нерусского населения. Таким образом, из числа нерусских народов 88% хорошо знают русский язык, в том числе 28% считают его родным. Всего же на территории нашей страны 98% населения свободно владеют русским языком.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Цели:

1. Познакомить с особенностями национального, религиозного состава России, с размещением народа по территории страны.

2. Воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к культуре и истории своей страны и населяющих её народов.

3. Отработать умение обобщать и систематизировать знания.

Оборудование:

Стенные карты: «Политико-административная карта России», «Народы России», словари, атласы России, атласы Волгоградской области.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка дом. задания- Тестирование

Проведём тестирование с последующей взаимопроверкой (ответы даются)подпишите работы

Тестирование

  1. Численность населения России (млн)

А)280 б)354 в)145

2.Место России по числу жителей

А)3 б)6 в)7

3. Естественный прирост

А)умершие б)родившиеся в) разность

4.Воспроизводство

А)убыль б)возобновление в) рост

5.Соотношение мужчин и женщин в России

А)58:72 б)30:60 в)50:75

3. Объявление темы урока

Посмотрите, пожалуйста, на слова, записанные на доске:

ЭТНОС ТОЛЕРАНТНОСТЬ АССИМИЛЯЦИЯ

– Кто из вас может объяснить значение этих слов?

– С чем связаны эти понятия?

Кто из вас догадался, какую тему мы сегодня будем изучать? Верно

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с народами России и узнаем: каков национальный состав населения России и как он менялся; религиозная принадлежность народов.

Запишите тему урока: «Этнический, национальный, религиозный состав населения России». (на доске есть)

– мы с вами будем работать по следующему плану: На доске

1. Языковой состав населения России.

2. Размещение народов по территории.

3. Особенности национального состава Волгоградской области.

4. Религиозный состав населения России.

5.Практическая работа.

Наш урок пройдёт под эпиграфом: « от южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете, одна ты такая-

Хранимая Богом, родная земля!

3. Изучение новой темы.

Вводное слово учителя.

1. Наша Родина велика. Необозримы и прекрасны её просторы. Но самое прекрасное – это наш народ. В нашей стране проживает огромное количество народов, больших и малых, более 120. Но свой вклад в развитие страны, ее культуры вносили и вносят большие и малые этносы. Давайте вспомним, что такое этнос? (стр учебника-191)

2. 1. Мультимедиа иллюстрации -карта народов

Какие народы живут сейчас на территории России, и как они размещаются на территории России? Достаточно одного взгляда чтобы увидеть, что Россия многонациональное государство.

Что указывает на многонациональность? (разнообразие фоновой окраски)

Россия – страна многонациональная, значит и многоязычная. Ученые насчитывают более 150 языков. Здесь на равных учтены как русский, которым в России владеют 98% населения, так и языки малых народов, численность которых лишь несколько десятков. Некоторые языки очень похожи, люди могут говорить каждый на своем языке и при этом прекрасно понимать друг друга. Например, русский – белоруса, татарин – башкира, калмык – бурята. Потому что группы языков имеют общий язык-предок – праязык. Древние племена, говорившие на одном из таких языков, переселялись, смешивались с другими народами, и единый язык распадался на несколько. Так и возникло множество похожих языков. По сходству языков народы России относят к 4 большим языковым семьям. Классификация народов по признаку близости языков. Такой выбор оправдан: сходство языков в большинстве случаев говорит о родстве народов, их общем происхождении.

3. Откройте атлас для 9класса - страница8- «Народы России». Все народы объединены в языковые группы, а группы – в семьи. Прочитайте, какие языковые семьи представлены в России. Давайте подробнее с ними познакомимся.

4.Работа с таблицей (учебник Алексеева 9 класс)

Какая языковая семья самая многочисленная? Да, 89% населения страны принадлежит к индоевропейской семье.

Рассмотрим, на какие языковые группы делится индоевропейская семья, какие народы к ней относятся?

Какая группа самая многочисленная и какие народы можно выделить в этой группе?

По условным знакам определите в атласе, где проживают эти народы? -Какие еще крупные народы из других групп этой семьи можно выделить?

А какой народ этой семьи самый малочисленный?

Вслушайтесь в звучание названий языковых семей: индоевропейская, алтайская, кавказская, уральская. Почему они так называются?

2. А сейчас, вы по такому же плану(у каждого на парте)

(языковая семья, языковые группы, народы, самые многочисленные, самые малочисленные, ареал проживания) с помощью таблицы и карты попробуйте дать характеристику другим языковым семьям самостоятельно. 1 ряд – алтайская, 2 ряд – уральско-юкагирская, 3 ряд – северокавказская(ответы)

3. Мы познакомились с разными народами, сейчас еще раз выделим самые многочисленные семьи, группы, народы. численности по данным таблицы.

Посмотрите на флаг России. Бело-сине-красный. Почему Петр 1 выбрал эти цвета, есть разные версии. Я хочу предложить еще одну символическую версию. Красный – имел обрядовое значение у славянских народов, синий – цвет неба, священный для тюркских народов, белый – цвет снега – традиционный для уральских народов, а долголетие флага сродни кавказскому народу
Славяне, тюрки, представители уральско-юкагирской семьи и семьи северо- кавказской, как мы только что выяснили, составляют большинство, 95% населения России, бело-сине-красный флаг нашей Родины можно назвать своеобразной этнографической картой.

4. А каков национальный состав населения нашей Волгоградской области? (на отдельном листе)

5 . Наша школа тоже многонациональная. В ней учатся ребята трёх национальностей. Это русские, чечены, казахи. По нашей школе численность:

казахи -26; русские-13; чеченцы -10

И все мы стараемся жить дружно.

Статья 19 Конституции РФ

Огромное количество народов населяют Россию. Каждый народ самобытен, имеет свою культуру, традиции, даже характерные черты (показ фото, мультимедиа иллюстрации. Сообщения, доклады о разных народах) . Любой народ неповторим, талантлив. Мы все разные, и вместе и с тем у представителей разных национальностей есть много общего.

Итак, какие выводы мы можем сделать по национальному составу России, по его формированию, по взаимоотношению между народами?

Выводы: (запись в тетрадь)

1. Россия – многонациональное государство.

2. Национальный состав сформировался под влиянием исторических, экономических и политических факторов.

3. Отношения должны строиться на уважении языка, традиций, культуры, обычаев народов.

6. Мы обсудили национальный состав, а теперь рассмотрим религиозный (конфессиональный).

Посмотрите на карту религий –какие основные религии распространены в России? (мультимедиа фильм.)

- Какая религия преобладает (православие) .

Сравните карту религий и народов России. Назовите народы, исповедующие православие? Церковь -фильм

А какую религию исповедуют остальные народы Северного Кавказа? (ислам) Какие народы еще исповедуют ислам? . Мечеть -фильм

Какая третья религия? (буддизм). Ее исповедуют лишь три народа в России, попробуйте их правильно определить Храм -фильм

Какие еще религии представлены в России? (традиционные, Север)

Закрепление. Практическая работа: «Определи своё место среди народов России»

Я надеюсь, что вы определили, к какой языковой семье, группе относится ваш народ. Предлагаю по плану (у каждого на парте) дать характеристику народу, представителем которого вы являетесь.1 – название этноса 2 – языковая семья, 3 – языковая группа, 4 – численность, 5 – ареал расселения, 6 – религия. (ответы детей).

6. Подведение итогов урока.

Что нового для себя узнали?

Важна ли эта тема лично для вас, для страны? Почему?

Какое качество необходимо воспитывать в себе? Почему? (толерантность)

Дома: §40. письменно в тетради вопросы после текста.



ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ Всего в мире около 4000 народов или этносов. это исторически сформировавшаяся группа людей, ЭТНОС - это исторически сформировавшаяся группа людей, обладающая общностью территории, языка, культуры и национальным самосознанием. ЯЗЫК. В АЖНЕЙШИМ ПРИЗНАКОМ ЭТНОСА ЯВЛЯЕТСЯ ЯЗЫК. Языковые семьи, всего в мире около 20 всего в мире около 20 Индоевропейская 150 народов, 2,7 млрд. чел – 43% Индоевропейская 150 народов, 2,7 млрд. чел – 43% Сино-тибетская Более 1 млрд. чел, 22% Сино-тибетская Более 1 млрд. чел, 22% Нигеро- кордофанская Афразийская Арабские народы, 270 млн. чел, 6% Афразийская Арабские народы, 270 млн. чел, 6%



Китайский Английский Испанский Арабский Хинди Бенгали Португальский Русский Японский Немецкий Китайцы Хиндустанцы Бенгальцы Американцы США Бразильцы Русские Японцы Пенджабцы Бихарцы Мексиканцы Яванцы Самые распространённые языки мира Крупнейшие народы мира


П О ОСОБЕННОСТЯМ НАЦИОНАЛЬНОГО СОСТАВА ВСЕ СТРАНЫ МИРА МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ: ОДНОНАЦИОНАЛЬНЫЕ Польша Португалия Венгрия Саудовская Аравия ФРГ Япония Бангладеш ДВУНАЦИОНАЛЬНЫЕ Канада Бельгия Ирак Турция Сирия Швеция МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЕ Индонезия Индия Россия Китай Индонезия Пакистан США Некоторые страны Африки


РЕЛИГИОЗНЫЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ это одна из форм культуры, особое мировоззрение, основанное на Религия - это одна из форм культуры, особое мировоззрение, основанное на поклонении высшим силам поклонении высшим силам. В зависимости от распространения все религии делят: РЕЛИГИИ МИРОВЫЕНАЦИОНАЛЬНЫЕ христианство ислам буддизм Иудаизм (Израиль) Конфуцианство (Китай) Синтоизм (Япония) Индуизм (Индия) католицизм православие протестантизм


Христианство ислам буддизм католицизм православие протестантизм Западная Европа, Латинская Америка Восточная Европа, Россия, Армения, Грузия, Эфиопия Северная Европа, Северная Америка, Австралия, Южная Африка Северная Африка, Юго-Западная Азия, Индонезия, Пакистан, Бангладеш Юго-Восточная Азия, Восточная Азия


Христианство Одна из трёх мировых религий Возникло в начале 1 тыс. н. э. на востоке Римской империи, в Юго – Западной Азии. В 1054 г. эта религия раскололась на три ветви: Римско – католическую Протестантскую Греко-православную Центром является Ватикан Исповедуют 2,4 млрд. человек


Ислам значит - покорность Богу, а принятое в Европе наименование мусульманство происходит от арабского муслим - покорный. Возник в 7 в. среди населения Аравийского п-острова. Главной святыней для всех арабов была Кааба (по-арабски - куб) - храм в городе Мекка, в восточном углу которого был вмурован черный камень, предположительно метеорит, упавший с неба. Бог- Аллах и, Мухаммед пророк Его. Священная книга ислама - Коран (по-арабски - то, что читают) - составлена из речений Мухаммеда, записанных его сподвижниками; сам пророк был неграмотен. Для мусульман Коран - прямая речь Аллаха, обращенная к Мухаммеду, а через него ко всем людям. Большая часть Корана написана стихами; эта книга является главным источником вероучения, содержит наставления, правила поведения, запреты и т. Исповедуют 1,3 млрд. человек


Буддизм - древнейшая из трех мировых религий. Как мировоззрение буддизм возник в Индии, где родился и учил исторический Будда Шакьямуни. Это произошло в середине первого тысячелетия до нашей эры - в период подлинного расцвета культуры Индии. Высшая цель - состояние просветления, полное развитие всех качеств ума, позволяющее эффективно помогать существам. Формула буддийского символа веры, которая содержит кратчайшее изложение сути и духа буддизма, гласит, что Будда открыл элементы (дхарма) бытия, их причинную связь и превращение динамичных элементов бытия в состояние вечного покоя. Исповедуют 500 млн. человек. Центр буддизма - Непал


Религия – форма общественного сознания, совокупность духовных представлений, основанных на вере в сверхъестественные силы. Толерантность – (лат.) терпение. Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Концессия – объединение, мировоззрение по основному признаку. Секта – религиозная организация, характеризующаяся оппозиционностью действующей в обществе церкви, претензией на исключительность собственной доктрины.



Этнические, расовые и религиозные характеристики населе­ния играют большую роль как в демографии, так и при оценке эконо­мико-географического потенциала той или иной страны. Может по­казаться, что рассматриваемые ниже признаки имеют исключительно второстепенный характер в экономической географии. Тем не менее многолетняя практика подтвердила, что эти характеристики оказы­вают существенное воздействие на экономику стран.

2.2.1. Расовый состав населения

Исторически все население мира различается по внешним при­знакам - цвету кожи, глаз, структуре и цвету волос, очертаниям го­ловы и т.д. В зависимости от этих признаков выделяются следующие человеческие расы:

Европеоидная (около 40% населения Земли);

Монголоидная (20%), включающая две ветви - азиатскую и американскую;

Негроидная (10%);

Австралоидная (0,3%).

Остальные 30% населения мира напрямую ни к одной из ука­занных рас отнести невозможно, поскольку они представляют собой смешанные и промежуточные расовые группы, такие как эфиопы, малагасийцы (население о. Мадагаскар), меланезийцы (темнокожее население Океании). К смешанным группам относятся также мети­сы (европейские переселенцы, смешавшиеся с индейским населени­ем Америки), мулаты (потомки европейцев и нефов), самбо (потом­ки негров и индейцев).

В таблице 2.3 приведены антропологические характеристики ос­новных рас.

Таблица 2.3

Антропологические особенности рас

Раса

Цвет кожи

Характер волосяного покрова

Цвет и форма глаз

Тип лица и носа

Тип губ

Европеоидная

Светлый и смуглый

Прямые или волнистые, мягкие разных оттенков

Большое разнообразие (от карих до голубых)

Узкий. Выступающий с высоким переносьем

Тонкие или средней толщины

Монголоидная

Желтоватый

Прямые, жесткие темные

Карие, особая складка верхнего века, делающая глаза узкими

Утолщенное лицо с сильно выдающимися скулами; узкий или среднеширокий нос

Негроидная

Темно-коричневый

Курчавые жесткие, темные

Выступающие челюсти

Австралоидная

Очень различен

Очень различен

Широкий нос

2.2.2. Этнический (этнолингвистический) состав населения Этнос - это исторически сформировавшаяся социальная груп­па, обладающая совокупностью следующих признаков: единство тер­ритории (на начальных этапах развития), культуры (на основе обще­го языка и хозяйственно-бытовых особенностей), национального самосознания (осознание себя как народа, отличающегося от любого другого). В современной литературе понятия «народ», «нация», «эт­нос» используются как синонимы. По оценкам историков и геогра­фов, в современном мире насчитывается около 4 тыс. народов, или этносов.

В процессе исторического развития народы проходят три ста­дии: племя -> народность -> нация. Племя состоит практически только из родственников (близких и дальних). В некоторых странах мира сохранились многочисленные племена, например в Африке и Океа­нии. Нации возникли уже в эпоху формирования централизованных государств (например, в Европе - в Средние века). Народность за­нимает промежуточное положение между племенем и нацией. Грани­цы между тремя категориями этносов весьма условны.

В соответствии с характером этнического (национального) со­става населения можно выделить пять типов государств.

Первый тип - однонациональные государства. Их больше всего в Европе, на Ближнем Востоке и в Латинской Америке.

Второй тип - страны со значительным преобладанием одной нации, но при наличии более или менее значительных национальных меньшинств (Великобритания, Франция, Испания, Румыния, Китай, США, Австралия, Новая Зеландия и др.).

Третий тип - двунациональные государства - встречается гораз­до реже; примером могут служить Канада и Бельгия.

Четвертый тип - страны с более сложным национальным соста­вом, но относительно однородные в этническом отношении (азиат­ские страны - Иран, Афганистан, Пакистан, Лаос и отдельные госу­дарства Африки).

Пятый тип - многонациональные страны со сложным и разно­родным в этническом отношении составом (Индия, Россия, Швей­цария, Индонезия, некоторые страны Западной и Южной Африки).

В последние годы в странах со сложным национальным соста­вом обострились межэтнические противоречия, в основе которых лежат различные причины: угнетение коренного населения (напри­мер, аборигенов в Австралии), ущемление языковой и культурной самобытности (франкоканадцев в Канаде), приток во многие страны большого числа иностранных рабочих. Ареной острых межнациональ­ных конфликтов стали Россия и другие страны СНГ.

Со временем возможен переход государства из одного типа в другой. Так, это может быть связано с резким притоком мигрантов в какую-либо страну, которые оседают на ее территории и со време­нем становятся ее гражданами, изменяя национальный состав стра­ны. (Такая ситуация уже сложилась, например, в Германии из-за при­тока турков, во Франции - за счет въезда представителей стран Северной Африки - бывших французских колоний.) Опыт показы­вает, что зачастую такая ситуация складывается в результате неосмот­рительной политики государства (упрощение процедуры граждан­ства, обеспечение равных прав и возможностей иностранцев и граждан страны при устройстве на работу). Проблема резкого изменения на­ционального состава - одна из ключевых для многих государств. Не является исключением и Россия, где в последние 15 лет в этническом составе населения увеличилась доля национальных народностей быв­ших республик СССР.

Основным признаком любого этноса является язык. В связи с этим классификация народов ведется по признаку языковой близо­сти. В мире выделяют языковые семьи, которые, в свою очередь, под­разделяются на языковые группы. Различают следующие семьи и группы.

1. Индоевропейская семья (насчитывает порядка 2,5 млрд чело­век) включает ряд языковых групп:

Славянскую (национальности: русские, украинцы, поляки, бе­лорусы, болгары, сербы, хорваты, чехи, словаки, словенцы и др.);

Романскую (французы, итальянцы, испанцы, португальцы, румыны, молдаване);

Германскую (немцы, голландцы, шведы, норвежцы, датчане, англичане, американцы США - выходцы из стран германской язы­ковой группы);

Иранскую (персы, таджики, афганцы, курды);

Индоарийскую (хиндустанцы, бенгальцы, непальцы).

2. Китайско-тибетская семья (свыше 1 млрд человек) включа­ет группы:

Китайскую;

Тибето-бирманскую.

3. Другие семьи (их значительно меньше, поэтому их в отдель­ные группы не объединяют).

Из языков индоевропейской группы наибольшее число людей говорит на следующих языках (2005 г.): испанском - 325 млн человек, английском - 312 млн, хинди - 182 млн, португальском - 178 млн, бенгальском - 172 млн, русском - 146 млн, немецком - 96 млн. Са­мой многочисленной языковой группой мира является китайская (882 млн человек). На китайском языке говорят китайцы, живущие преимущественно в КНР и близлежащих странах, т.е. в относитель­но ограниченном ареале (регионе).

По степени распространенности в мире первое место принадле­жит английскому - главному языку международного общения. Им пользуется практически все население Земли. В ряде стран он при­знан официальным или вторым официальным языком (главным об­разом в бывших колониальных владениях Великобритании - Австра­лии, Канаде, Индии, некоторых африканских странах). Значительно у ступает английскому в качестве языка международного общения Французский, хотя в бывших французских колониях он также при­знан либо официальным, либо вторым официальным языком (Мали, Нигер, Габон, Демократическая Республика Конго и др.).

Английский язык Англии несколько отличается от английского языка Северной Америки или Австралии. Использование в некото­рых освободившихся странах языка бывших метрополий объясняет­ся в частности, многочисленностью племен и народов, населяющих эти страны и говорящих на разных языках, что затрудняет выбор ка­кого-либо местного языка в качестве государственного.

Земной шар населяет множество народов (этносов), находящихся на различных стадиях социально-экономического и культурного развития. Этносы представляют собой исторически сложившиеся на определенных территориях устойчивые совокупности людей, обладающих единым языком, общими относительно стабильными Особенностями культуры. Исторически самый ранний тип этносов - племя. В процессе Разложения первобытнообщинного строя родилась новая форма этноса - народность. Первые народности сформировались в рабовладельческую эпоху. Особенно широко развернулся процесс образования народностей в период феодализма. С развитием капиталистических отношений и усилением экономических и культурных связей ликвидируется характерная для народностей разобщенность, Происходит прекращение их в нации. Нации отличаются устойчивой общностью территории, экономики и культуры, общим языком, общими чертами национального характера, четким этническим самосознанием. Но трехчленное деление этносов (племя - народность - нация) с подразделением наций не отражает всего многообразия существующих на Земле форм этнических общностей. Картину усложняют существующие во многих (гранах (особенно они характерны для стран иммиграции) переходные этнические группы -- иммигранты, а также их потомки, частично подвергшиеся ассимиляции основной нацией. Они еще окончательно не оторвались от народа своей родной страны и целиком не влились в этнос принявшей их страны (к таким группам относятся, например, немцы, шведы, итальянцы и др. в США и Канаде). Своеобразные "пограничные" группы формируются и вне этнических границ, где контактируют два и более народа. Характерная черта всех этих групп -- наличие двойного этнического самосознания. Указанное выше трехчленное деление не учитывает также существования этнических общностей различных таксономических уровней. Разный таксономический ранг имеют, например, поморы - обособленная группа русских, русские (народ, или этнос), восточные славяне, наконец, славяне вообще. Русские, родившиеся и выросшие в центральных областях России и в национально-территориальных образованиях, формально являются одной нацией, фактически - самостоятельными группами. Одна и та же совокупность людей может входить одновременно в состав нескольких этнических общностей разного ранга, что и создает своеобразную их иерархию. Противоположные им процессы этнического разделения были характерны для доклассового общества, когда рост народонаселения приводил к членению племен и к расселению людей по земному шару. Но в некоторых регионах мира этно-разделительные процессы продолжали и позже играть заметную роль. Напомним, что переселение европейцев в Америку, Австралию и отчасти Африку сопровождалось формированием там новых этносов. Новые народы возникали и при расчленении единых этносов изменяющимися государственными границами. Среди процессов этнического объединения различают консолидацию, ассимиляцию, межэтническую интеграцию и этногенетическую фиксацию. Иногда этническое развитие носит сложный характер, и эти процессы протекают одновременно. Консолидация -- это слияние нескольких родственных этносов (племен, народностей) в более крупный народ или же дальнейшее сплочение сформировавшегося народа по мере его социально-экономического и культурного развития. В первом случае речь идет о межэтнической консолидации, во втором -- внутриэтнической. Межэтническая консолидация ускоряется в случае близкого родства народов, сходства их языков и культуры. Процесс этот происходил или происходит во многих странах мира. В составе любых народов имеются группы, сохраняющие какие-то отличия от основного этнического массива. Такие группы, получившие наименование этнографических (сейчас их часто называют субэтносами), представляют собой обособленные части народности или нации, культура и быт которых сохраняют некоторые особенности (они имеют свои диалекты или говоры, обладают спецификой в материальной и духовной культуре, могут отличаться в религиозном отношении и т. д.). Этнографические группы нередко образуются при ассимиляции народностью или нацией инонациональной группы. Выделяются группы, отличающиеся от основной части этноса в Конфессиональном отношении. К примеру, внутри многих консолидируюшихся народов Азии и Африки. Имеются также общности, охватывающие целую группу народов, так называемые метаэтнические, или надэтнические, общности. Они объединяют несколько народов, у которых появились элементы общего самосознания, основанного на этногенетической близости или на длительном культурном взаимодействии, а в классовом обществе -- и на политических связях. К таким общностям можно отнести, например, славянские, романские, монгольские и другие народы, близкие не только по языкам, но и в определенной мере по культуре и быту. Этноконфессиональные метаэтнические общности складывались преимущественно в феодальную эпоху. Например, индуизм оказал огромное влияние на всю общественную и культурную жизнь разноязычных народов Южной Азии. Определение национального состава населения в различных странах мира, - дело сложное, ибо в связи с развитием процессов ассимиляции и консолидации во многих странах имеются довольно крупные группы населения с переходными формами культуры и национального самосознания. К тому не приходится устанавливать, что представляет собой та или иная группа населения: является ли она народом (этносом), частью народа (субэтносом, этнографической группой), группой народов (межэтнической общностью) или какой-то другой общностью (политической, расовой, конфессиональной и т. д.). Необходимо подчеркнуть, что формы этнической общности меняются и усложняются вместе с развитием человеческого общества, т. е. национальный состав населения мира постоянно эволюционирует. На его развитие оказывают влияние разные факторы. Это и территориальная контрастность, неоднородность естественного движения населения: у одних народов естественный прирост выше, чем у других. Это и миграция, этнос. И процессы консолидации и ассимиляции этносов. Учет населения, как мы уже отмечали, ведется в большинстве стран мира. Однако во многих переписях (которые в некоторых странах регулярно проводятся с конца XVIII -- начала XIX в.) национальный состав населения либо вовсе не определяется, либо определяется недостаточно надежно. На первых порах, когда понятие "национальность" еще не было сформулировано, задачи переписей сводились к учету языков населения. До первой мировой войны вопрос о языке включался в про граммы переписей ряда многонациональных стран Европы (Бельгия, Швейцария, Австро-Венгрия), США, Индии, Цейлона (ныне Шри-Ланка). Вопрос о родном языке ставился и в первой переписи России 1897 г. Прямой вопрос об этнической принадлежности ("национальности") был включен только в 1920 г. в программу первом советской переписи населения. Вопрос о родном языке (язык, как известно, является одним из этнических определителей) встречается в переписях довольно большого числа стран, иногда вместе с вопросом о национальности, но чаще без последнего вопроса (Финляндия, Бельгия, Швейцария, Австрия, Испания, Греция, Турция, Пакистан, Индия, Канада, Мексика, Гватемала и др.). В некоторых переписях есть иногда и другие вопросы (племенная, кастовая, расовая и религиозная принадлежность, страна происхождения или рождения, гражданство), которые помогают корректировать данные об основных этнических определителях (национальности и языке), а при отсутствии последних (что характерно для переписей во многих странах мира) Могут быть использованы как косвенные данные для определения национального состава населения той или иной страны. Национальные факторы могут пересекаться с религиозными. Например, в Болгарии при определении национальной принадлежности до сих пор руководствуются вероисповеданием (например, мусульмане считаются турками независимо от действительной национальной принадлежности). Во время схизмы болгарской экзарзхии вопрос, считает ли кто-то себя экзарзхистом или патриархистом (приверженцем Константинопольской православной церкви), был равносилен вопросу, считает ли он себя болгарином или греком. Наиболее трагический для 20-х годов межнациональный конфликт между Турцией и Грецией, закончившийся "обменом населением", происходил не по национальному, а именно по религиозному признаку, так как постоянно жившие в Греции мусульмане (особенно много их проживало на Крите) уже в течение, по крайней мере, трёх поколений говорили на греческом, и наоборот, христиане Турции считали своим родным языком турецкий. В СССР такие автономии, как Аджария и Горный Бадахшан, были образованы тоже по религиозному, а не собственно национальному, признаку.

Заключение

Этнический состав населения - это результат длительного исторического процесса смешения и переселения представителей разных рас и этносов. Всего в мире насчитывается 3-4 тысячи этносов. Часть из них превратились в нации, другие представляют собой народности, племена. Классификация этносов проводится по различным признакам, главные из которых численность и язык. Подавляющее большинство народов малочисленно. Народов, насчитывающих более 1 млн. человек в мире, около 310, но они составляют 96% населения мира. Более 100 млн. человек насчитывают 7 народов: китайцы, хиндоиндустанцы, американцы США, русские, бразильцы, японцы и бенгальцы. В структуре населения выделяют также языковую и лингвистическую классификацию. Эта классификация позволяет объединять народы в языковые группы с родственными языками. Самая большая языковая семья - индоевропейская. На языках этой семьи говорят более 150 народов мира, общей численностью 2,5 млрд. человек. Свыше 1 млрд. человек говорят на языке китайско-тибетской языковой семьи. В зависимости от того, насколько национальные границы совпадают с политическими, возникают однонациональные государства (Западная Европа, Латинская Америка) и многонациональные государства (Индия, Россия). В соответствии с характером этнического (национального) состава населения выделяют 5 типов государств. В последнее время случавшиеся на протяжении всей человеческой истории конфликты на национальной и религиозной почве еще больше усилились. Едва ли не самые жестокие столкновения происходят в последние годы в СНГ. Институтом географии РАН подготовлена специальная карта, на которой показаны 70 очагов территориально - этнических противостояний и конфликтов.

Список литературы

1. http://big-archive.ru/geography/geography_of_the_USSR/46.php

2. http://geopoliton.ucoz.ru/index/0-9

3. http://studopedia.ru/1_75520_geografiya-narodov-mira.html

4.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EF%E8%F1%EE%EA_%ED%E0%F0%EE%E4%EE%E2_%EC%E8%F0%E0

5. Сидорова Е. Новый закат старой Европы - вероятность или неизбежность //Мировая экономика и международные отношения.- 2008.- №6.- С.104-115.

6. Ильяшев А., Багирова А., Павлова Л. Демографическая программа: приоритеты и механизм реализации //Экономист.- 2008.- №6.- С.46-52.

7. http://forum182.ru/viewtopic.php?f=12&t=134



В продолжение темы:
Женская мода

Выбирай блестящие опробованные рецепты блюд из морского коктейля на уникальном ресурсе для любителей домашней кулинарии сайт. Из даров моря, входящих в смесь морского...

Новые статьи
/
Популярные