Школа стильных образов и идей. ХХ век. История костюма в любимых фильмах Голливудская причина: не стоит портить звезду

Анна-Мария, «Господин оформитель», 1988 год

Фантасмагорическая атмосфера декаданса, дыша духами и туманами, клубится в каждом кадре этого поразительного фильма. «Господин оформитель», безусловно, одна из самых красивых лент советского кинематографа. В одной из статей о фильме написано: Изобразительное решение картины выдержано в стиле модерн русского декаданса начала века. Этой вычурной изысканности подчинена изломанная пластика главного героя, одержимого манией собственной гениальности. Выбор исполнителей главных ролей не менее гениален, чем художник -герой Авилова: притягательное безобразие его удивительного лица оттеняет абсолютно нездешняя красота никому неизвестной актрисы Анны Демьяненко, которая словно возникла ниоткуда и исчезла после съемок фильма навсегда, оставшись загадкой.

Костюмы героев выполнены на высочайшем уровне – художник по костюмам Лариса Конникова справедливо заслужила награду за свою работу на премии "Ника". Наряды Анны-Марии не просто красивы, они необыкновенно органично вписаны в причудливое полотно фильма. Весь её облик, от платья до украшений, словно воплощает собой сам дух декаданса, этого “прекрасного умирания”. Каждый наряд хочется рассматривать и скрупулезно изучать, а украсивший руку манекена драгоценный гарнитур из браслета и кольца в форме змеи – и вовсе настоящее произведение ювелирного искусства.




Феноменальная, абсолютно вневременная и неземная внешность актрисы сама по себе является лучшим элементом созданного образа: по правде сказать, иногда возникает ощущение, что на экране действительно оживший восковой манекен. Впечатление усиливает грим, очень точно передающий исторические особенности макияжа того времени: бледное лицо, очень темные “падающие” глаза, округлые брови и алые губы. Дополнительный изящный и яркий штрих – острые, хищные ногти, накрашенные красным лаком – великолепно вписывается в образ, хотя и является анахронизмом (первый цветной лак для ногтей появился в 1932 году, а действие фильма разворачивается в 1914 году).
Прически не менее точны исторически и тоже необычайно тонко и изящно выполнены.

Золушка, «Золушка», 1947 год

Сколько бы ни было просмотрено в нашей жизни вариаций на тему этой сказки, фильм Надежды Кошеверовой, которому исполнился уже 61 год, останется, наверное, самым дорогим сердцу тех, кто видел его в детстве. Участие великой Раневской и неподражаемого Гарина, слепленная из нищенского бюджета, но от чего-то все равно какая-то поразительно волшебная картинка, и самая удивительная Золушка мирового кино – Янина Жеймо, которой на момент съемок фильма исполнилось уже 38 лет, и у которой было тогда двое детей. В одной из статей о фильме написано: Чтобы создать красивые интерьеры королевского дворца и костюмы главных героев, съемочная группа в буквальном смысле слова скидывалась на мебель и ткань. Красивые кресла приносили знакомые и соседи, платья шили из лоскутков или пытались соорудить из нескольких костюмов хоть что-то отдаленно напоминающее «дворцовую» одежду. Но самой большой проблемой оказались хрустальные туфельки. Янина Жеймо, исполняющая роль Золушки, носила 31-й размер обуви, и найти подходящие и сказочно красивые туфли на ее ногу было невозможно. Пришлось просить дополнительных денег и делать реквизит на заказ.

А платье Золушки, созданное из чужой роскоши обрывков и лоскутков померкшего шика, навсегда останется самым прекрасным из всех, а её хрустальные туфельки – воплощением мечты и сказки.

Сама Янина Жеймо, безусловно, один из феноменов кинематографа – почти мультипликационное лицо, пластика кружения, удивительная улыбка, живое и теплое ощущение от героини. В той же статье сказано: После «Золушки» актриса Янина Жеймо стала очень популярной. Однажды она гуляла по Невскому проспекту - и ее окружили поклонники, но они не пытались попросить автограф или потрогать любимую актрису. А просто смотрели на нее в священном ужасе и обсуждали, какие у нее маленькие ножки, ручки и красивые волосы.

Черно-белая пленка нивелирует яркость макияжа Золушки, который в цветном варианте смотрелся бы довольно грубо. Зато контрастность придает ему необходимую для этой пленки выразительность, хотя я до сих пор считаю, что губы актрисы следовало бы сделать менее насыщенными.

Зато очень хорош выбор прически – неоднозначный, но невероятно интересный. У Золушки по-детски завитые светящиеся белокурые локоны, украшенные пасторальным венком из цветов. Полудетское лицо актрисы приобретает какое-то поразительно необычное звучание, а в её облике появляются следы эльфа, некой цветочной феи – воздушной и неземной.

Диана де Бельфлор «Собака на сене», 1977 год

Как известно, Ян Фрид снимал красоты своего Неаполя в Крыму, но при просмотре фильма кажется, что это чуть ли ни единственная допущенная условность. Фильм невероятно красив: чудесная природа, великолепные виды дворца и парка Дианы (на самом деле бывший дворец царской семьи в Ливадии), замечательные характерные актеры на второстепенных ролях и упоительно молодые Михаил Боярский и Маргарита Терехова в ролях главных.

Костюмы Тереховой поражают воображение своей роскошью и до сих пор, в эпоху бесконечных возможностей кино. Вот что говорит об этом сама актриса: Помню, наш художник по костюмам Татьяна Острогорская творила чудеса. Мы в то время все жили так-то по-нищенски, а тут... Эти платья, воротники необыкновенные из самых простых кружев! Татьяна пропитывала их каким-то особым составом, чтоб они так красиво стояли, умела найти редчайшие ткани...

Помимо своего великолепия и богатства костюмы Дианы отличаются разнообразием: редкий случай для советского кино той эпохи – героиня меняет наряд чуть ли ни в каждой новой сцене! Кстати, то же самое относится и к украшениям: графиня, как настоящая аристократка, носит их в великом множестве и разнообразии, причем её экранные драгоценности отличаются безупречным вкусом. Сейчас платья из фильма стали настоящим антиквариатом, хранящимся в запасниках “Мосфильма”. И в этом нет ничего удивительного: тончайшая работа, ручная вышивка и рукодельное кружево – настоящие наряды знатной дамы того времени.

В своей статье Музыкальная сказка, в которой исполняются мечты корреспондент НТВ Павел Рыжков. пишет: … она (Терехова) идеально подходила к костюмной роли.

На «Ленфильме» до сих пор хранят один из самых удачных нарядов графини Бельфлёр. Сшитое из бархата с ручной вышивкой платье для актрисы потом перекочевало в другой фильм Яна Фрида «Благочестивая Марта» тоже с участием Маргариты Тереховой. Костюмеры объясняют это очень просто. Дорогие вещи, достойные кутюрье, создавались редко, но надолго. В эпоху тотального дефицита художники по костюмам находили настоящие бархат и парчу. Тогда киностудии едва хватило выделенных средств для закупки материалов.

Для Маргариты Тереховой было сшито еще несколько оригинальных нарядов. Далеко не каждый фильм для большого экрана мог похвастаться таким количеством и таким качеством платьев для главной героини, а тут - для телевизионной ленты. Но секрет такой расточительности был в том, что премьера «Собаки на сене» была в новогоднем блоке.

Правда, пришлось сэкономить на мужском гардеробе. Камзол для Теодоро взяли из козинцевского «Гамлета». Михаил Боярский, народный артист России, исполнитель роли Теодоро в фильме «Собака на сене»: «Это произошло благодаря великолепному художнику по костюмам Татьяне Острогорской. Она всегда поддерживала артистов, одевала нас и говорила: «Боже, какая красота! Ничего и играть-то не надо».

Отдельно хочется отметить и высококлассный уровень работы парикмахеров и гримеров. Роскошные волосы Тереховой дали простор возможностям парикмахеров. Великолепно выполненные и разнообразные прически полностью отвечают моде XVII столетия. А грим, к счастью, не скрывает черт лица одной из самых красивых актрис отечественного кино, а изящно подчеркивает их. Гримеры обошлись без свойственной старой школе любви к сильному гриму, и это пошло облику гордой Дианы только на пользу.

Ольга Вознесенская «Раба любви», 1976 год

Пронзительный фильм Михалкова тоже воспевает (или хоронит) эпоху модерна, но делает это совсем иначе, чем режиссер инфернального “Господина оформителя”. В картине нет никакой мистики, зато, несмотря на обилие солнечного света, чувствуется некий надлом, воплощенный в акварельном образе, созданном Еленой Соловей (которая, кстати, снималась в фильме, будучи беременной).

В журнале ”Свой” Елена Лазарева пишет: Да, конечно, в любимице публики киноактрисе Ольге Вознесенской каждый, кто хоть немного знаком с историей российского кино, узнает черты первой русской кинодивы Веры Холодной. Но Вознесенская - это не только Холодная. Ее образ вбирает в себя самые яркие черты русской женщины Серебряного века, женщины-музы, женщины-мечты, олицетворявшей «идеальное в реальном» того времени: красоту, изящество, почти детскую наивность мировосприятия и недетскую стойкость, внутреннюю силу и готовность к грядущим испытаниям.

На черно-белых фотографиях со съемок фильма Елену Соловей просто невозможно отличить от красавиц эпохи декаданса, настолько “ложится” на неё этот образ. И хочется изо всех сил соглашаться с Лазаревой - Михалков впервые отдал главную роль в кино Женской Красоте .

Дальше Лазарева рассказывает о художественном решении фильма: «Раба любви» сразу получила признание как необычайно «стильный» фильм, сделанный со щегольским изяществом и подчеркнутым соблюдением правил «хорошего тона» - не только в исполнительском мастерстве, но и в изобразительном качестве и художественном оформлении. Интерьер съемочного павильона, придуманный художниками Александром Адабашьяном и Александром Самулекиным, и костюмы Алины Будниковой не только переносят нас в эпоху модерна и попыток освоения ее возможностями «великого немого». Эти плетеные кресла, пальмы в кадках, фортепьяно рядом с почти игрушечным бассейном, шатры и прозрачные занавеси, а также шляпы и шляпки, воздушные платья, белоснежные костюмы - «тройки» и пальто с моднейшими воротниками - тончайшего вкуса стилизация под модерн

Плоды этой стилизации выглядят удивительно красиво и необыкновенно органично смотрятся на Елене Соловей.

Работа гримеров на парикмахеров на высоте – тончайшее воссоздание исторического образа во всех мельчайших деталях. Воплощенная красота Серебряного века.

Анна Австрийская «Д"Артаньян и три мушкетера», 1978 год

В этом любимом советскими зрителями фильме условность громоздится на условность, в результате чего зрелище иногда выглядит как малоубедительный фарс. И все же у фильма есть свое, причем колоссальное очарование, которое не уменьшается за счет недочетов и натяжек.
Выбор Алисы Фрейндлих на роль прекрасной королевы, пожалуй, выглядит самым неоднозначным: Алиса Бруновна великая актриса, но, мягко говоря, не классическая красавица, а ведь Анна Австрийская считалась самой красивой женщиной Европы. Тем не менее режиссер говорит: когда я начал снимать, был уверен только в двух вещах: что Людовика XIII будет играть Табаков, а Анну Австрийскую - Алиса Фрейндлих.

Над костюмами к фильму работала художница Татьяна Острогорская , проделавшая такую замечательную работу для «Собаки на сене». Но одежду героев “Мушкетеров” даже близко нельзя сравнить с нарядами актеров в фильме Яна Фрида. Подозреваю, что все дело было в копеечном бюджете и какой-то общей расхлябанности и неряшливости, отличающей фильм.
Но, несмотря на это, голубое платье Анны Австрийской, сшитое для неё к балу, остается одним из самых ярких в советском кино, а её знаменитые алмазные подвески – безусловно, самое знаменитое украшение отечественного кинематографа. Платье выглядит не только эффектно, но и – чуть ли ни единственный элемент в фильме – по-настоящему роскошно и дорого.

Прически Анны выполнены на высоком уровне, особенно удачен штрих – пучок на затылке, перемотанный жемчужными нитями и украшенный пером в виде полумесяца; очень достоверно исторически и определенно красиво.
А вот работы гримеров оставляет желать лучшего: слишком бледное лицо с неровным тоном, грубые “стрелки” на веках (вопиющий анахронизм), неудачный тон помады.

Наташа Ростова «Война и мир», 1967 год

Как известно, дебютантка в кино Людмила Савельева, сыгравшая Наташу, даже не была профессиональной актрисой. Людмила – балерина, которая вначале совершенно не понравилась Бондарчуку. Тем не менее, режиссер все же решил дать ей шанс: Людмилу нарядили в исторический костюм, соответственно причесали и подкрасили, она предстала в этом виде перед режиссером и – о, чудо!- вдруг он увидел в ней свою героиню и был покорен её грацией.

Главный женский образ, созданный Людмилой, не потерялся на фоне невиданного тогда масштаба фильма и рядом с великими актерами, исполнявшими другие роли. Напротив, Наташа стала воплощением юного изящества, свежести и расцветающей женственности. А её простое, сшитое по моде эпохи ампир, белое кисейное платье, надетое на первый бал, буквально вошло в историю: девушки до сих пор ищут на свой выпускной бал платье “в стиле Наташи Ростовой”.

В заметке о четвертом фестивале российского кино в Эссене рассказывается, что там были выставлены костюмы из лучших фильмов советского кино, включая наряды героев из “Войны и мира”. В заметке говорится: Все костюмы были изготовлены в швейных и бутафорских мастерских «Мосфильма» по эскизам известных российских художников: О. Кручининой, М. Абар-Барановской, Т. Вадецкой, С. Титовой, Л. Нови и д.р.

Грим и прически актрисы в фильме приятно радуют: работа выполнена искусно и не вызывает разногласий с образами той эпохи.

Принцесса «Старая, старая сказка», 1968 год

Ещё одна изумительная сказка Надежды Кошеверовой с великим Олегом Далем и соцветием не менее замечательных актеров. Юная, несказанно прелестная Марина Неёлова создала один из самых очаровательных образов кино-принцессы. Её героиня капризна, взбалмошна, непосредственна, и все это ей замечательно идет.

Костюмы Принцессы вызывают детское восхищение: в них необычайно органично сочетается мода эпохи бидермайер XIX века и ироничные элементы, которые превращают исторические наряды в сказочные. Художник по костюмам Мария Азизян одна из самых известных мастериц отечественного кинематографа и театральной сцены. В статье о ней рассказывается: Марина Азизян работает и для кино, – она была художником двадцати пяти фильмов, включая такие, которые вошли в золотой фонд российского кинематографа: «Каин XVIII», «Старая, старая сказка», «Синяя птица», «Монолог», «Гость». Марина Азизян известна также как живописец, график, художник-прикладник, среди ее работ множество рисунков, картин, кукол, игрушек.

Наряды Принцессы одни из самых удачных работ мастерицы.

Яркий грим выполнен умело и тонко, поэтому не портит полудетского лица красавицы Неёловой, а прически, как и наряды, сочетают исторические элементы с фантазийными.

Анидаг «Королевство кривых зеркал», 1964 год

Роль злой придворной дамы Анидаг исполнила легендарная Лидия Вертинская – дворянка по происхождению, жена Александра Вертинского и одна из самых красивых актрис советского кино. В статье о ней раззсказывается: Дебютировала Лидия Вертинская в кино в роли сказочной птицы Феникс в фильме "Садко". Ее будто неземная, таинственная, тонко "выточенная" внешность привлекала и в дальнейшем режиссеров сказочных фильмов. В "Новых приключениях Кота в сапогах" она была очаровательной колдуньей, а в "Королевстве кривых зеркал" - злобной придворной дамой. Дворянское происхождение Лидии Вертинской позволило ей с блеском сыграть роль Герцогини в "Дон Кихоте".

Созданный в “Королевстве” образ получился настолько впечатляющим, что стал объектом восхищения даже… поклонников BDSM: коварная Анидаг повсюду расхаживает с фетишистким стеком. Наряды отвечают “змеиной” природе героини: облегающие, блестящие, темные, подчеркивающие стройное, гибкое тело. Не менее эффектны и красивые массивные украшения – диадемы в виде змей, ожерелья и прочая невиданная для того времени роскошь.



Грим Вертинской настолько груб, что его можно счесть настоящим кичем: темные тени, кроваво-алые губы, длинные фальшивые ресницы – да перед нами практически drug queen! Однако этот тот редчайший случай, когда китч выглядит не смешно, а поразительно эффектно и действительно запоминается не как пародия, а как фантасмагорический образ.

Хозяйка Медной горы «Каменный цветок», 1946 год

Трудно поверить, что сказка Александра Птушко снималась в поствоенное время, когда в стране царила нищета: все, что мы видим на экране поражает своим размахом и сказочным великолепием. А наряды Хозяйки медной горы – настоящее пиршество для глаз.

Монументальная красота Тамары Макаровой, сыгравшей Хозяйку, поразила в свое время не только советских зрителей. Корреспондент НТВ Павел Рыжков пишет в статье, посвященной столетнему юбилею этой замечательной актрисы: Когда американцы увидели Макарову не в привычном для ее ролей тулупе и простеньком ситцевом платье, а в роскошном наряде Хозяйки Медной горы, сразу сделали предложение (о съемках). Александр Поздняков, киновед: «И она приехала в Канны, на южный берег Франции, на Лазурный берег, и все увидели вдруг эту прекрасную русскую актрису. Многие даже не подозревали, что такие ухоженные, такие уверенные в себе, красивые, одетые со вкусом женщины водятся в Советской России. И на нее посыпались предложения».

Увы, всех этих заманчивых предложений принять Макарова по политическим причинам не могла. Роль Хозяйки медной горы остается ей самой яркой костюмной ролью. Мерцающие зеленым наряды, тяжелые великолепные украшения, прически из её роскошных черных волос – мы любуемся этим до сих пор.

«Королева Марго», 1995-1997 г.г./«Графиня де Монсоро», 1997 год

Вот как оно бывает, когда к хорошему вкусу, знанию исторических традиций и кропотливой работе прилагаются ещё и деньги.
Костюмы к обоим сериалам созданы в мастерских киностудии имени Горького. К сожалению, не удалось найти информацию о работе над ними, поэтому можно просто полюбоваться.

«Королева Марго»

«Графиня де Монсоро»

А вот к работе парикмахеров и гримеров множество нареканий. Грим слишком яркий, резкий и грубый – причем не в историческом смысле (лица дам той эпохи действительно могли напоминать размалеванную маску), а просто плохо выполнен.
Кроме того, в «Графине де Монсоро» можно наблюдать и ляпы с прическами. Например, на фото героини ниже – прическа XVII века под названием “фонтаж” (или “фонтань”), а действие сериала разворачивается на век раньше.


Вы уже поняли, что кино я люблю. И те, кто время от времени читают мои посты, заметили, наверное, что я часто употребляю выражение "красивая картинка". Это важно для меня - пейзажи, интерьер, лица, и костюмы, конечно. С возрастом я все меньше обращаю внимание на остроумие диалогов, сложность интриги и драматизм; для меня все меньшее значение имеет насколько удачно и едко герои острят в кадре и как блистают интеллектом. В чувства на экране я верю теперь мало. Важной остается игра актеров и все та же картинка. Ну, еще желательно чтобы были не видны кинематографические "белые нитки". И я просто обожаю красивые костюмы, отражающие дух эпохи!

Решила подобрать здесь фильмы, которые в свое время понравились мне и заполнились, и не в последнюю очередь, благодаря костюмам. Рассмотреть здесь хочу ХХ-й век, для удобства разделим его на десятиления.

1900-е:

Дорога на Вэлвилл, 1994, США

Безумная немного комедия, высмеивающая увлечение на рубеже ХІХ-ХХ веков новыми методиками оздоровления. В главных ролях Мэтью Бродерик, Бриджит Фонда и Энтони Хопкинс. Чудесные костюмы создала Пенни Роуз. Она же была художником по костюмам в "Пиратах Карибского моря", "Интимном словаре", "Эвите". Так что ей подвластны самые разные жанры и эпохи. в "Вэллвиле" можно бесконечно наслаждаться последними отблесками "бэль эпок": всеми этими шляпками, камеями, кружевами и... бельем. Причем, как женским, так и мужским. Так что кто из модных эстетов фильм еще не смотрел, бегом "качать". Заодно и поржёте.

1910-е:


"Из Африки", США, 1986

Просто обожаю этот фильм! Надо же - такая нудная книга, а сняли по ней настоящий шедевр. И костюмы шедевральны! Костюмы создала Милена Канонеро, за что была номинирована на "Оскар", правда, вручили награду художнику по костюмам фильма Акира Куросава "Ран". В романе описаны период жизни героини с 1914 по 1930-е годы, однако стиль одежды, на мой взгляд, не сильно меняется. Он, правда, немного упрощается и становится все менее "модным" с течением времени, но это связано с ее образом жизни и материальным положением. Мне понравились костюмы Мерил Стрип, явно принадлежащие к эпохе модерн, ей очень к лицу. И вообще она в этом фильме просто прекрасна!


Надо будет пересмотреть "Из Африки", но не сейчас - там не особо веселый конец, а мне нужно что-то красивое, но приободряющее.



"Крылья голубки" , США, 1997

Еще одна картина с костюмами модерн - очень, очень красивыми, разнообразными, еще более украшающими и без того прекрасных актрис. Сюжет помню смутно, но при такой красоте он не важен. Что-то душещипательное: пара бедных полу-аферистов втирается в доверие к умирающей богатой девушке, но оба так привязываются к ней, что с настоящей скорбью воспринимают ее неизбежную кончину.

Чудесные костюмы создала Сэнди Пауэл, обладательница 3-х "Оскаров": за "Молодую Викторию", Влюбленного Шекспира" и "Авиатора". За "Крылья голубки" она номинировалась, но не получила, как и за "Орландо".


Потрясающе красиво! Вполне можно было забрать "Оскара", но он ушел к победоносному "Титанику". К слову, его тоже можно было сюда поместить, но у нас уже много модерна, да и есть в костюмах "Титаника" какая-то необъяснимая "голливудщина", хоть они и очень добротные.


"Раба любви", СССР, 1976

Фильм о кино-звезде, тяжело адаптирующейся к революционным реалиям, снятый Никитой Михалковым. Один из любимых. Нынешнее помрачение рассудка и творческий климакс режиссера я с легкостью прощаю за его дивные ранние фильмы: "Свой среди чужих...", "Неоконченная пьеса...", "Обломов", "Пять вечеров", "Родня", "Без свидетелей". И за этот.

Прототипом героини стала Вера Холодная. Волшебно сыграла Елена Соловей - удивительное попадание в образ! Настоящая дама уходящей эпохи модерна - нежная, избалованная, утонченная. И костюмы под стать. Их создала Алина Будникова. "Оскара", конечно, никто не дал, а вполне можно было. Тем более, бюджет фильма был нищенский.

1920-е:


Великий Гэтсби, США, 1974

Недавняя версия с мордатым Ди Каприо мне не понравилась. Какая-та она суетная и мишурная. Старый фильм с Рэдфордом и Мией Фарроу мне больше по душе - он снят как-бы за туманной дымкой, в нежных пастельных тонах, и как-то больше соответствует роману (мне роман, правда, в свое время показался нудноватым, а драмы героев - чуждыми).


Миа Фарроу - дама специфическая, но на роль она подошла идеально. Хрупкая и белесая, она мне не показалась такой "дворняжкой", как Кэри Маллиган (да простят меня поклонники последней).

Костюмы были созданы Теони В. Элдридж, фильм за костюмы получил "Оскар". "Современный" "Гэтсби" тоже получил "Оскар", но мне в этом фильме костюмы показались излишне яркими и по-цыгански блестящими, не увидела в них изысканности, как в старом фильме. Что ж, вкусы со временем меняются.


Художница по костюмам работала в таких фильмах, как "Охотники за привидениями", "Семейка Аддамс", "У зеркала два лица" и многих, многих других. Она была долгие-долгие годы замужем за актером, который моложе ее на 5 лет. Оба умерли в один год (2011), ей было 88, ему- 83.

1930-е:


"Ричард Третий", 1995, США, СК.

Очень сильная экранизация Шекспира в стиле конца 30-х годов. Анет Беннинг и Кристин Скотт-Томас - образец стиля и элегантности в этой ленте.

Художник по костюмам - Шуна Харвуд. "Бафту" дали, на "Оскар" номинировали, но получил "Королевская милость". Странный выбор, совершенно проходной фильмец, но бог с ним.

Шуна делала чудесные костюмы еще в одном фильме - "Невеста ветра", про Альму Маллер. Я тоже хотела поместить его сюда (в 1900-1910-ее), но в Сети мало скринов к нему. Посмотрите, кто еще не видел - очень неплохой фильм. А "Ричарда" вообще смотреть обязательно!


"Хорошая женщина", СК и др., 2004

Фильм снят по пьесе Оскара Уайлда "Веер леди Уиндермир". Отличный просто! Какая в нем острая, тонкая, изысканная Хелен Хант! И Скарлет ничего, во всяком случае, она здесь на месте. Костюмы Джона Блумфилда ("Театр", "Мумия", "Призрак оперы").


Красивые женщины в красивых нарядах. Прелестные платочки, струящиеся ткани, шляпки, сумочки Уайльда не испортили, а только подчеркнули легкость и изящество сюжета.


"Зло под солнцем", 1981, СК

Этот фильм, снятый по Агате Кристи, я смотрела еще подростком. Помню, он буквально ослепил меня великолепием огромных бус и браслетов, сиянием фальшивых каменьев, величиной плеч и шляп. Мне казалось, ничего красивее я раньше не видела! Занятно, что костюмы создал мужчина - Энтони Пауэлл. Наверное поэтому дамы выглядят агрессивно сексуально, не смотря на то, что они старые воблы не юны. Энтони в разные годы получил три "Оскара" за свои костюмы, включая "Смерть на Ниле" - другой фильм из серии про Пуаро.

Дайане Ригг, которая сыграла убитую Арлену, в год съемок фильма было 44 (как и мне в этом году), и тогда она мне казалась размалеванной старухой. Сейчас смотрю - шикарная тетка! Такие ноги!


У каждой героини фильма свой стиль, очень яркий и эксцентричный.



Прекрасна здесь и Мэгги Смитт. У ее героини, как мне кажется, самые модные, как для 40-х годов, наряды (в коллаже есть и другие актрисы). Надо пересмотреть, сравнить ощущения. Мне кажется, мы все с готовностью кинулись носить кофточки с крупными стразами в 90-х под влиянием эстетики этого фильма.



Шарлотта Грей, СК, др., 2001
Конечно, большинство фильмов, в которых можно увидеть моду 40-х - военные. Этот - единственный из приведенных здесь, который я не смотрела пока, но обязательно посмотрю. Скрины его все время попадались на глаза в Сети, Кейт Бланшетт необыкновенно хороша в этих костюмах, созданных Дженти Йетс ("Гладиатор" - "Оскар", "Царство небесное"). Надо посмотреть - интересно же, почему он с треском провалился в прокате.

1950-е:


"Вдали от рая", США, 2002

Фильм хороший, хоть и печальный, но не особенно меня зацепил. А вот костюмы!... Создала их все та же Сэнди Пауэлл. Джулианне Мур очень к лицу такая гамма. Помню, в похожих цветах она была в "Конце Романа", только там были наряды 40-х.


"Стиляги", Россия, 2008
Невозможно пропустить этот мюзикл, когда речь идет о моде 50-х!
Костюмы Александра Осипова. Он делает "стильные" фильмы - "Страна глухих", например, или "Кококо". Мне кажется, запоминающиеся костюмы.


Костюмы несколько утрированны - это же мюзикл; настоящие "стиляги" одевались все-таки скромнее - не те возможности были. Но международной моде 50-х, следующей диоровскому "нью лук", вполне соответствуют.


"Супружество", США, 2007

Это очень саркастичный фильм о "любви", "страсти", "дружбе, "семейных ценностях". И очень красивый. Не люблю Рэйчел МакАдамс, но в роли блондиночки-любовницы она очень органична. Костюмы создал Майкл Деннисон. Он, похоже, спец по моде 50-х, он же работал в фильме "Улыбка Моны Лизы".

1960-е:


"Дневная красавица", Франция, 1967

Большое кино и Высокая мода. Костюмы к фильму Луиса Бунюэля создал сам Ив Сен-Лоран. Правда, тогда он был совсем молод и еще не очень известен. Я смотрела фильм в начале 90-х, и помнится, на костюмы сразу обратила внимание. Причем, мне нравился образ как Денев, так и Мадам, содержащей бордель, - такая простая и выразительная элегантность.


"Завтрак у Тиффани", 1961, США

Даже полные профаны знают, что Одри Хепберн была музой Юбера Живанши. Он шил ей костюмы ко многим фильмам, но больше всего известны эти. Легендарным, культовым стало все - и прическа со светлой прядкой, и длинный мундштук, и тяжелые зеленоватые очки, и шляпы, и бусы - все-все-все!



Она была довольна рослая (170) и очень худенькая - как современные модели. В ее время манекенщицы были все-таки поплотнее, принято было, по крайней мере, иметь хоть какую-то грудь. Помимо своеобразной конституции, в ней была бездна обаяния и задора. И смотрелись на ней все эти необычные и яркие наряды превосходно!


Обратите внимание, что язвительная тетка, которая в фильме содержит главного героя, тоже большая модница. Только ее наряды все же ближе к 50-м.

1970-е:


"Мрачные тени", 2012. Австралия, США

Это, конечно, стилизация, немного утрированная, но очень красивая. Костюмы делала Коллин Этвуд, которая давно сотрудничает с Тимом Бертоном, и вообще любит наряды для готических "ужастиков" и сказок. Сам фильм так себе, но костюмчики - улет!

Еще планирую посмотреть "Аферу по-американски", там тоже яркая мода 70-х.

1980-е.


"Отчаянно ищу Сьюзэн", США, 1985

Дошла до 80-х и сразу вспомнила этот фильм. Дикий макияж, прически "взрыв на макаронной фабрике", черные кружевные колготки, гирлянды грубых цепей на шее - так и я ходила. Мадонна была в таком имидже совсем недолго, а вот мы все "застряли" почти на десятилетие. У меня даже очки такие были (папины, на самом деле, из 60-х)

И еще...


"Пятый элемент", Франция,1997

Если говорить о моде в кино, нельзя не упомянуть этот фильм, хоть время, которое в нем описывается, еще не наступило. Забавные и фееричные костюмы для этой ленты режиссера Люка Бессона создал сам Жан-Поль Готье. Правда, мне весь фильм казалось, что Лилу в конце должна расчесаться и помыть голову, и превратиться, наконец-то, в совсем уже красавицу.

А теперь кое-что другое...

"Приключения Паддингтона", СК, 2014
Здесь мне очень понравились яркие и веселые костюмы мамы семейства - не ясно, какого времени, смахивает на 50-е. Впечатлило, поэтому и публикую. И заканчиваю пост.

Здесь я перечислила фильмы, которые в разное время произвели впечатление именно костюмами (а иногда и не только ими, конечно). Брала, напомню, только 20 век. Мне будет приятно, если и вы поделитесь, какие фильмы своими нарядами запомнились вам.


Зрители зачастую уверены, что костюм в историческом фильме должен точно соответствовать эпохе по крою, фактуре и отделке. Они возмущаются, если не видят этого на экране: «Такого не носили!»; «Художник не знает моды тех лет!». Художник по костюмам в подготовительный период, как и вся творческая группа, обязательно изучает эпоху, в том числе крой, но не делает музейной реконструкции по нескольким причинам.

1 Голливудская причина: не стоит портить звезду

С момента основания кино никто в нем не стремился к музейной аутентичности. Боссы киностудий быстро поняли, что у каждого ведущего актера или актрисы есть свои фанаты. Поэтому на экране и вне его актерский имидж тщательно оберегали. Ничто и не при каких условиях не должно было его испортить. Даже для повседневной жизни гардеробом звезды занимался художник по костюмам, поскольку любое публичное появление продолжало поддерживать тщательно выстроенный студийным пиар-отделом образ. И уж тем более в фильме - звезда всегда должна быть узнаваема и выглядеть как можно привлекательнее.

Считается, что все началось с актрисы Сары Бернар, которая в фильме «Королева Елизавета» (1912) снималась в костюмах парижского кутюрье Поля Пуаре. Наряды поражали (и до сих пор поражают) своей изысканной красотой, но к елизаветинской эпохе не имеют никакого отношения. Скорее, это стилистический микс из одежд времен итальянского ренессанса и моды 1910-х годов. Но публика была в полном восторге, что обеспечило фильму отличные кассовые сборы.


Голливудские продюсеры сразу увидели финансовую выгоду в том, чтобы звезда была одета модно и красиво. Любую историческую одежду подгоняли под звезду и эстетические идеалы того времени, когда снимался фильм. Режиссер Сесил Б. ДеМилль открыто говорил: «Я хочу видеть костюмы, которые заставят людей задохнуться от восторга!». И это стало основой коммерческого успеха его фильмов.


Древнеегипетский костюм / Фото: Royal Ontario Museum

Не то чтобы ему было все равно, как обращаются с эпохой. Например, для работы над «Клеопатрой» (1936) изначально привлекались серьезные научные консультанты-египтологи. По подлинным изображениям фараонов и их жен к фильму были изготовлены костюмы, но в первый же съемочный день произошел скандал - исполнительница главной роли Колетт Кольбер наотрез отказалась выйти на съемку, потому что «ей такое не идет». И срочно был вызван глава костюмерного отдела «Парамаунт» Трэвис Бентон, который создал наряды, в основу которых лег крой по косой, разработанный французским модельером Мадлен Вионне, отвечавший моде 1930-х гг, желаниям актрисы и чаяньям публики.

И, конечно, никто не хотел скрывать тонкой талии и роскошного бюста Элизабет Тейлор - еще одной звездной исполнительницы роли Клеопатры (1963). Художник по костюмам Айрин Шарафф подчеркнула все достоинства фигуры актрисы, создав интересную стилизацию в египетском стиле через плиссировки ткани и декор отделки. При этом получился волнующий, провокационный образ египетской красавицы, понятный современникам.

Путем сохранения индивидуального образа кинозвезды и стилизации под историческую эпоху пошел другой художник по костюмам Орри-Келли, автор костюмов для фильма «В джазе только девушки». Действие картины происходило в 1929 году, когда были модны женщины андрогинного типа - с маленькой грудью и узкими бедрами. У Монро была совсем другая фигура, и платья времен эпохи джаза лишали ее привлекательности, разрушая имидж. Поэтому художник сделал актрисе сексуальные, облегающие платья в стиле 1950-х годов, в которые немного добавил элементов из моды ар-деко - вышивку стеклярусом и бахрому. В результате получился настолько яркий образ наивной и соблазнительной Душечки, что зритель даже не замечает этого несоответствия в костюмах.

2 Вторая причина: костюмом нельзя ограничивать актерскую игру

Смотреть на красивые портреты дам, скажем, XVIII века - одно удовольствие. Но как двигались женщины в этих огромных платьях и высоких париках? Как жестикулировали? Как садились и вставали? Как с ними взаимодействовали другие люди?

Историк моды Раиса Мардуховна Кирсанова пишет в своей книге «Русский костюм и быт XVII - XIX веков»: «После 1718 года знатные женщины в России начинают носить „панье“ (от фр. Panier - корзина). Это сооружение из ивовых прутьев или китового уса значительно расширило юбку… Вначале круглая, юбка приобрела затем форму овала, так что дама уже не могла опустить руки вдоль тела и постоянно должна была держать их согнутыми в локтях… Ширина юбки была такова, что в дверь следовало проходить боком и к даме, занимавшей невероятно много места, не так-то просто было приблизиться».


Поэтому, обращаясь к эпохе рококо, художник по костюмам старается максимально облегчить наряд. Никого не устроят неповоротливые актеры, скованные в жестах и проявлениях эмоций.


К примеру, костюмы в фильме «Мария-Антуанетта» 1938 года кажутся невероятно воздушными благодаря неаутентичным тканям - тюлю, шифону, капрону. При этом художник по костюмам Адриан специально ездил во Францию, изучал моду эпохи рококо, делал зарисовки платьев и декора (что широко освещалось в американской прессе). Но в костюмах исполнительницы главной роли Нормы Ширер больше читается влияние парижского модельера Эльзы Скиапарелли, чем моды XVIII века. Зато актриса выглядела в них привлекательно для современниц, и, к тому же, могла изящно двигаться и легко дышать, не стянутая жестким корсетом.

Сцена из фильма «Мария-Антуанетта» (1938)

3 Третья причина: привлекательность для современной аудитории

Позже, художник по костюмам Милена Канонеро так же максимально облегчила костюмы для «Марии-Антуанетты» 2006 года. Режиссер фильма София Коппола хотела создать образ героини, понятной молодежи. Поэтому костюмы сшиты из легких шелков (тафты и муслина) и лишены обильного, тяжелого декора. Все построено на цвете и силуэте, для которого сегодня совсем не обязательно создавать тяжелые конструкции из китового уса. А чтобы зритель не сомневался в целевой аудитории фильма - в один из кадров специально положили кеды «Converse».

Правильный силуэт - это главное в историческом фильме. Именно он создает подлинную атмосферу и добавляет убедительности картинке. Но в костюмы обязательно вводятся современные модные элементы, чтобы привлечь зрителей.

Одним из недавних примеров сочетания исторического силуэта и эстетики наших дней является фильм «Две королевы». Художник по костюмам Александра Бирн уже работала с эпохой Елизаветы I и даже заслуженно получила «Оскар» за кинокартину «Елизавета. Золотой век» (2007). Новый фильм был посвящен Марии Стюарт и ее взаимоотношениям с английской Королевой-девой. Для этого фильма художник по костюмам придумала новый интересный ход - сшить костюмы из джинсовой ткани.

«У нас был очень ограниченный бюджет. Если на фильме „Елизавета. Золотой век“ только на материал для одного платья уходило 3000 долларов, то тут мы не могли себе этого позволить, поэтому нужно было придумать нечто другое. И я решила ввести джинсовую ткань в елизаветинскую эпоху, чтобы картина стала понятнее современникам и при этом не лишилась исторического правдоподобия. Большая часть нашего фильма снималась в Шотландии, где погода неустойчива, часто идут дожди и костюмы сильно пачкаются, поэтому я искала ткань, которая выдержала бы все это, оставаясь эстетически привлекательной, поскольку во времена Елизаветы I не было химчисток.

Понятие красоты и сексуальности постоянно меняется, как и представление об „аутентичном“. Поэтому еще одной моей проблемой было заставить выглядеть мужчин в этой истории сексуальными. И в этом мне снова помогла джинсовая ткань».

4 Четвертая причина: поддержка художественного стиля фильма

Главный рассказчик истории в кино - режиссер, от его видения отталкивается вся творческая группа. Поэтому художник по костюмам, прежде чем приступить к работе, выясняет, в каком стиле будет сниматься фильм, и нужна ли в костюмах историческая правдивость.

Если художник точно следует художественной концепции кинокартины, то зритель не станет обращать внимание на отсутствие аутентичности в костюме. Никому в голову не придет критиковать костюмы в фильмах Федерико Феллини, Пьера Паоло Пазолини, и других режиссеров, придающих большое значение визуальному ряду, умеющих донести до зрителя свою историю через интересную идею, образ, линию, фактуру и цвет.

Кино - это, прежде всего, искусство, поэтому тут действуют те же законы, что и в любом другом его виде. Каждая история придумана сценаристом: даже если ее действие перенесено в какую-либо эпоху, она все равно не документальна. Мы не ждем аутентичности от театра, картины или романа. Мы прощаем Александру Дюма его вольности в следовании историческим фактам. Потому что понимаем - автор может немного подправить исторические детали ради художественной выразительности произведения. «Никто же не изучает по „Гамлету“ историю Дании, - сказал исследователь творчества режиссера Наум Ихильевич Клейман, - так и фильм - это не иллюстрации к учебнику истории». Его поддерживает режиссер Терри Гиллиам: «Складывается впечатление, что люди утратили способность воспринимать кино иначе, чем в буквальном смысле».

5 Пятая причина: костюм раскрывает характер персонажа

И, разумеется, костюм работает на образ персонажа. И если для этого нужно пойти против исторической правды - например, изменить силуэт, длину или цвет костюма, то художник это сделает, не задумываясь. Потому что ему важнее донести до зрителя характер героя, раскрыть драматургию сцены, чем процитировать музейный экспонат.


Приведенные выше причины, далеко не все, по которым зритель не увидит 100-процентной реконструкции исторического костюма в кино. Художники Пьеро Този, Джеймс Ачесон и Майкл О’Коннор, известные своим стилем, приближенным к аутентичному, использовали его лишь как художественный ход, продиктованный концепцией фильма. При ближайшем рассмотрении, все эти костюмы - лишь прекрасная авторская стилизация. Так что на экспонаты идем смотреть в музей, а в кино наслаждаемся образами.

Обложка: кадр из фильма «Две королевы» (2018) / Universal Pictures

Я решила написать этот пост, доработать и отправить людям (позже я решу, куда именно). Поэтому буду рада корректным замечаниям, дополнениям и коментариям, чтобы не опозориться перед широкой публикой.

Бывает в жизни момент, когда к особому случаю срочно требуется пошить исторический костюм, и возможности для аренды нет. Это может быть участие в ролевой игре, самодеятельном спектакле, поход на фестиваль, костюмированный бал, вечеринку или маскарад. Я давно вращаюсь в кругу людей, занимающихся исторической реконструкцией и стилизацией, сама шью, подмечаю удачные и неудачные решения. Этот пост - мой совокупный опыт для новичков. А реконструкторам и любителям точной исторической достоверности, которые сильно огораются, когда что-то делают не как оно было, я советую на этом все и закрыть , т.к я здесь пишу о простой стилизации совсем "по верхам" для начинающих.

Первое, о чем стоит задуматься, если Вам понадобился исторический или фэнтези костюм:
Сколько времени и денег Вы можете в это вложить?

Мне кажется, что проблема плохих костюмов прежде всего заключается в надежде на авось и переоценку своих возможностей. Сначала я рассмотрю за что не стоит браться при отсутствии ресурсов, а потом - что все-таки можно сделать, чтобы показать себя во всей красе, даже если времени всего пару вечеров и весь бюджет - 1000 рублей.

Есть костюмы, которые невозможно сделать очень быстро и очень дешево . Это:
- Все мужские "придворные" костюмы, начиная с высокого средневековья (много элементов, сложный крой)
- Женские платья со сложным кроем и пришивной юбкой, заложенными складками, состоящие из многих элементов
- Все женские костюмы, требующие корсета, особенного белья и накладок (турнюра, кринолина и т.д.).

Не пытайтесь это сшить за пару вечеров, дошивая на коленке в электричке, из дешевого креп атласа! Такие костюмы надо делать или хорошо и красиво или не браться вовсе.
Как бы не нравилось это платье, как бы не хотелось вот именно такое - если мало денег и мало времени, отложите до следующего раза, когда у Вас будет время (больше месяца), деньги (от нескольких тысяч рублей), и опыт (или возможность заказать пошив у мастера, что стоит недешево).

Долго, сложно, может быть дорого:





Теперь перейдем к тому, что можно сделать, если Вас внезапно пригласили на костюмированное мероприятие вроде карнавала или фестиваля.
- все производные от широкой рубахи со вшитыми боковыми клиньями или без них (Т-образный силуэт) (например, скандинавский-славянский женский костюм, и костюм монахини-монаха, и восточная длинная рубашка, костюм на 13 век)
- кимоно (японское и китайское)
- средневековый киртл на 15 век (у него достаточно простой крой), ранее средневековье с простым кроем
- платье типа "ночная рубашка" с подрезом под грудью для женщин, присборенное - ампир, начало 20 века.
- свободные драпировки (начало 20 века, стилизация под 20-е годы, гарем-восток)
и т.д.
(Отдельным постом я более подробно остановлюсь на примерах таких несложных костюмов с фотографиями).

Давайте теперь разберемся, как сделать простой костюм не только быстро, но и хорошо, чтобы создать цельный образ и запомниться?
Самое важное: посмотрите на свою внешность объективно. Представьте желаемый костюм на себе . Выберите образ, подходящий именно Вашему типу внешности.

1. Когда Вы примерно представили, что именно будете шить, исходя из своих возможностей, посмотрите серию фотографий (рисунков) с этим костюмом. Лучше брать именно оригинальные, исторические изображения, а не современную интерпретацию в фильмах. Прочтите хотя бы одну общую статью о моде этого периода. Это поможет Вам составить общее впечатление и избежать множества грубейших ошибок, а времени займет не более часа.

2. При чтении статьи и просмотре изображений обратите внимание на ткани, их узоры, фактуру, цвета. При выборе ткани ориентируйтесь на более дешевую, возможно синтетическую ткань, но максимально приближенную к тому, что Вы видели на изображениях. Если это средневековье или народный костюм - можно использовать недорогой лен или неблестящую синтетику, похожую на сукно или шерсть. Если это богатый и парадный светский костюм - возьмите плотную синтетику с легким блеском. Часто для недорогих стилизаций берут креп-атлас и креп-сатин как самые дешовые ткани. У этих тканей очень неестественный блеск, они выглядят очень дешево, особенно это заметно на фотографиях. Будьте осторожны с очень яркими и "кислотными цветами", искуственным блеском, металлической нитью. Когда платье напоминает новогоднюю елку, на него обращают внимание, но это плохое внимание. Лучше добавьте блеска с помощью украшений, но не шейте сияющее платье как предлагают для платных фотосъемок "под принцесс" на парадном кресле. Такие костюмы выглядят пошловато и неправдоподобно. Попробуйте сделать как Скарлетт - посмотрите в своих запасах ненужные плотные синтетические (бархатные) занавески, которые отлично драпируются. Ткань для гардин хорошо подходит для пошива многих исторических костюмов: у нее большая ширина, и за счет этого вам понадобится меньший метраж (выйдет дешевле). Вот мое платье из ненужной старой занавески:

и еще ткань для занавесок - блэкаут:

3. Не экономьте на длине и ширине платья, если платье должно быть широким, длинным, красиво струиться.
Многие костюмы проигрывают от того, что они недостаточно длинные или широкие. Лучше купить более бюджетную ткань, но на этом не экономить. Фасон сильно исказится, платье будет выглядеть странно, плохо сидеть.

4. Если вы шьете историческую стилизацию - отталкивайтесь только от того, что видели на картинках . Не сочиняйте отсебятины! Распечатайте несколько изображений, держите их под рукой (несите портнихе), ориентируйтесь на то как было (если по картинкам непонятно - посмотрите работы опытных реконструкторов костюма). Видели на картинках пристежной рукав? Смело пристегивайте! Не видели на картинках клиньев в платье другого цвета - не вшивайте такие клинья. В фильмах-сериалах очень много неточностей, поэтому на них ориентироваться не стоит. Статьи тоже содержат ошибки. Пользуйтесь "исходниками" - изображениями того времени, не стесняйтесь задать "глупый" вопрос на сообществе по костюму (но сначала поищите в поиске, нет ли уже на него ответа).

5. Мелочи, которые подводят
Не забывайте про прическу и головной убор. Прическа может улучшить внешний вид или полностью уничтожить даже самое прекрасное платье. Не забывайте про украшения для волос - искуственные цветы, заколки, диадемы, перья. Ситуацию с короткими волосами можно решить, прикрыв волосы или прикрепив шиньон. Будье осторожнее с челкой - во многие исторические периоды ее не носили. Многие головные уборы можно сделать на основе дублерина (флизерина) - это уплотнитель, который приклеивается к ткани с помощью утюга и придает жесткость. Девушкам также важно подумать про макияж. Подходит ли к историческому образу Ваш маникюр, помада, тени? Обратите внимание на такие мелочи, не думайте, что этого никто не заметит. Также продумайте подходящую обувь - незаметную, по форме приближенную к исторической. Незаметные однотонные чешки или балетки - подойдут практически ко всему.

6. Мелочи, которые помогают
Изображаете знатного человека? Добавьте к Вашему образу богатства, блеска - украшения (можно взять недорогую бижютерию под золото с камнями), мех (искуственый или натуральный), жемчуг, страусиное перо.
К народному костюму подойдут хозяйственные мелочи - нож, висящий на поясе, кошелек.
Богатый костюм дополняйте богатыми, эффектными украшениями. К скромному костюму добавьте простые, но антуражные вещи.
Средневековый костюм украсят четки на поясе, омоньер (кошелек на поясе).
Бальное платье дополнит шаль и веер. Представьте, что вы играете в кино или театре. Удачные находки можно сделать в самых неожиданных местах: развалы украшений на рынках, магазины для хобби и рукоделия, магазины тканей, магазины дешевой бижютерии, старые запасы. Копеечная бутофория создает иногда замечательный эффект! Образ оживет, станет законченным.

7. Войдите в образ, сыграйте своего персонажа
Посмотрите фильм, действие которого происходит в нужную вам эпоху. Послушайте музыку того времени. Ощутите себя человеком, которого изображаете. Оденьте костюм заранее перед зеркалом, прочувствуйте его.

8. Позаботьтесь о качественных фотографиях с антуражным фоном
Многие знакомые увидят только ваш фотоотчет. Придумайте забавные сценки с друзьями, сфотографируйтесь на подходящем фоне.
Лучше всего позаботиться о снимках до или в первой части мероприятия. Не откладывайте фотосъемку до конца. Вы можете выглядеть усталым, забыть сфотографироваться, не получить хороших фотографий. Не стесняйтесь просить Вас сфотографировать и обратиться к фотографу в фотоуглу, если он есть.

Надеюсь мои советы оказались Вам чем-то полезными и интересными.
Всем удачи и творческих побед!

В истории кинематографа есть фильмы, которые запомнились зрителям не только блестящей постановкой и филигранной игрой актеров, но и прекрасными костюмами, над созданием которых трудились выдающиеся мастера своего дела. Эти картины внесли свой весомый вклад в развитие моды и навсегда остались в памяти как яркие образцы безупречного стиля.
Продолжаем наш небольшой экскурс в историю кинематографического костюма. Начало статьи вы найдете .

«Лихорадка субботнего вечера (1977).
«Лихорадка субботнего вечера» - фильм, который во многом способствовал популяризации стиля диско. Костюмы для картины разрабатывала художник Патриция фон Бранденстайн. Именно с её легкой руки белый костюм облегающего кроя, в котором зажигательно танцевал герой Джона Траволты, стал мечтой всех модников и до сих пор стойко ассоциируется с ритмами группы «Bee Gees».

«Отчаянно ищу Сьюзан» (1980).
После выхода на экраны романтической комедии «Отчаянно ищу Сьюзан» в мире моды появился новый термин. «Wannabe» - такое название получило подростковое движение, которое проявлялось в желании подражать стилю Мадонны, продемонстрированному в этом фильме. Молодые девушки стали повально одеваться «под Мадонну», копируя её довольно смелые и даже в чем-то вульгарные наряды. Несмотря на волну критики, справедливо отмечавшей тот факт, что подобные костюмы органично смотрятся только в пределах сцены, мода на кожаные куртки, сетчатые топы, митенки, броские аксессуары и рваные колготки еще долго заставляла миллионы женщин выбирать вышеозначенные вещи для повседневной жизни.

«Красотка» (1990).
Фильм «Красотка», благодаря которому сказка о Золушке получила новую жизнь и современное звучание, показал, как красивое платье может преобразить женщину до неузнаваемости. История перевоплощения ночной бабочки в изысканную леди до сих пор любима зрителями. За костюмы главной героини в этой ленте отвечала художник Мэрлин Вэнс: именно она подарила Вивьен и откровенное платье-мини в паре с сапогами-ботфортами, и элегантный красный наряд с аристократическими белыми перчатками.

«Основной инстинкт» (1992).
Культовый статус костюмам фильма «Основной инстинкт» обеспечила не только кропотливая работа художников, но и тот факт, что их носила сама Шэрон Стоун, причем порой в довольно пикантных сценах. Над нарядами для картины работали Нино Черрути и Эллен Миройник, которые вдохновлялись стилем хичкоковских героинь. Знаменитый белый наряд отсылает нас к образу Ким Новак в фильме «Головокружение». Впрочем, Шэрон Стоун смогла создать совершенно новый тип роковой героини, которая легко манипулирует окружающими ради достижения своей цели.

«Титаник» (1997).
Фильм Джеймса Кэмерона принес художнику по костюмам Деборе Линн Скотт премию «Оскар». Киноакадемики оценили тот поистине титанический труд, который ей пришлось проделать для того, чтобы в точности воссоздать моду первого десятилетия 20 века. Все костюмы в фильме максимально точно передают сословную принадлежность героев и их служебный чин.

«Матрица» (1999).
Если рассматривать «Матрицу» не с точки зрения идейной составляющей и философского подтекста, а как модное явление, то можно смело сказать, что художнику Тиму Баретту удалось вписать свою страницу в историю костюма. Знаменитые черные кожаные одежды - такая же часть виртуального мира, созданного братьями Вачовски, как и удивительные спецэффекты. Что касается солнцезащитных очков, то их предоставил бренд «Blinde», выигравший тендер у таких гигантов индустрии, как «Ray-Ban» и «Arnette».

«Мулен Руж» (2001).
Для мюзикла База Лурмана «Мулен Руж» было создано больше 300 костюмов, над которыми работала группа специалистов из 80 человек. Дизайн роскошных нарядов разработали Кэтрин Мартин и Энгус Стрэтай, которым удалось мастерски переплести воедино изысканность классического театрального костюма и китч мира кабаре. В итоге перед зрителями предстает калейдоскоп блистательных образов, поражающих своей яркостью и оригинальностью.

Мемуары гейши (2005).
Вышедший на экраны в 2005 году, фильм «Мемуары гейши» вернул в мир моды интерес к азиатскому костюму. Художник Колин Этвуд, получившая за свою работу премию «Оскар», создала современные стилизованные наряды, которые, несмотря на то, что имеют мало общего с истинными одеяниями японских красавиц, идеально вписались в атмосферу ленты. По задумке Этвуд, каждая героиня картины получила свою цветовую гамму, в которой и составлялся весь гардероб. Благодаря такому подходу, костюмы не только подчеркивали красоту и грацию гейш, но и передавали их внутренний мир и характер.

«Великий Гэтсби» (2013).
Костюмы к фильму «Великий Гэтсби» - результат совместного творчества художника Кэтрин Мартин и известного дизайнера Миуччи Прада. Перед тандемом стояла сложная задача: не просто воспроизвести моду 20-х, но и сделать её вновь актуальной. В результате на свет появилось множество утонченных нарядов, большую часть из которых (около 40) создала Прада. После премьеры стало очевидно, что успеху картины во многом способствовала модная составляющая: задорные платья эпохи ар-деко так органично вписались в современные реалии, что их моментально вернули на подиумы все ведущие модные дома.



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные